Нило-столобенская пустынь
Братья и сестры!
Сегодня обитель преподобного Нила, как и вся наша страна переживает непростое время. Экономические трудности затронули и монастырь. Воссоздание былой красоты и величия Нило-Столобенской пустыни – задача и Церкви, и общества. Поэтому мы надеемся, что в решении проблем монастыря мы будем не одиноки, и найдутся неравнодушные люди, которые нам помогут.
Сейчас монастырь ведет работы по направлениям, в которых мы приглашаем принять участие благотворителей:
- Роспись Богоявленского собора.
- Строительство разрушенного Иоанна-Покровского храма (XVIIIв.) на месте подвигов преподобного Нила.
- Капитальная реставрация храма Всех Святых (XVIIв.).
- Воссоздание внутреннего убранства храмов: преподобного Нила, св. апп. Петра и Павла и Крестовоздвиженского.
- Приобретение большого колокола для соборной звонницы,
- Строительство скита на острове Хачин,
- Ремонт здания подворья монастыря в городе г. Осташкове.
В настоящее время братия монастыря состоит из 59-ти человек. Кроме того, в обители постоянно проживает от 80-ти до 100 трудников (в большинстве это люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации), которые получают в монастыре кров и питание. Многие из них нуждаются в восстановлении утерянных документов, серьезном лечении, наблюдении врачей. Призрение этих обездоленных требует значительных денежных средств.
Кроме этого, священнослужители обители духовно окормляют заключенных колонии (пос. Костюшино, Андреапольский р-он). Эти люди, подчас нуждаются в самом необходимом и обращаются за помощью к нам.
Вся эта деятельность требует больших финансовых затрат. Поэтому просим вас, дорогие братия и сестры, отозваться на наши просьбы и оказать посильную помощь.
Средства Вы можете перечислить на расчетный счет монастыря (указан ниже), отправить почтовым переводом или перечислить на карту Сбербанка.
Реквизиты монастыря Нило-Столобенская пустынь:
172757, Тверская обл., Осташковский р-н, п/о Светлица, д.27.
Телефон: (48235) 5-08-04
ИНН 6913005842, КПП 691301001
Р/с №40703810563160100155
К/с № 30101810700000000679 в отделении №8607 Сбербанка России г. Тверь,
Получатель: Монастырь Нило-Столобенская пустынь.
Карта Сбербанка: 4276 6300 1474 8670
или через номер телефона 8 903 801 97 85
Получатель: Ходыкин Светозар Викторович —
иеромонах Антоний, благочинный обители
Нам всегда нужны:
продукты питания (крупы, сахар, соль, макаронные изделия, консервы, чай, кофе и др), мужская одежда (повседневная и рабочая), обувь (повседневная и рабочая) предметы личной гигиены (мыло, зубная паста, стиральный порошок, моющие средства), инструменты и хозяйственный инвентарь
Всещедрый Господь да воздаст Вам сторицей!
www.nilostolobenskaja-pustyn.ru
Нило-столобенская пустынь
Само событие обретения святых мощей знаменовалось чудесными знамениями и явлениями самого преподобного Нила:
«… с 17 на 18 мая, в субботу, в третьем часу ночи иеромонах Ниловой пустыни Леонтий с трудниками ловили рыбу на озере Селигере под Переволокою и видели над монастырем столп огненный, простиравшийся от земли до неба и потом ниспустившийся на землю.»
«…. мая 25 числа, за 2 дня до обретения, на восходе солнца, когда братия начинала копать ров близ гробницы преподобного, ловившие рыбу на озере Селигере в 2 верстах от монастыря под Городомлею монастырские трудники видели над гробницей великую свечу горящую и думали, что кто-нибудь пред гробницей чудотворца совершает молебен.»
«… мая в день 27, на праздник Сошествия Святаго Духа, в ночи явился игумену пустыни Герману в тонком сне сам преподобный Нил, на одре лежа, яко жив и повелевая себя с одра поднять.»
» … того же дня, по окончании Литургии, служащий иеромонах Александр, — а он был одержим неверием к преподобному, — от крайнего утомления прилег в келье своей на постель и в тонком сне видит преподобного, сидящего в церкви в гробнице (
Чудеса, между тем, совершались при святых мощах преподобного Нила — и в год обретения их, и в следующий за тем год, и в дальнейшие годы. Вот чудеса, о которых сохранились сведения в монастырских записях:
1. «1667 года 14 июня. Ржевского, ныне Осташковского уезда деревни Сонки, крестьянин Иуда Афанасьев сын Стяхов, страдавший долгое время беснованием, по совершении у святых мощей преподобного Нила о здравии его молебного пения, получил от недуга своего исцеление.»
2. «1667 года 20 декабря. Приезжал в обитель преподобного Торопецкого уезда житель Артемий с дочерью своей Евдокией, страдавшей недугом беснования и, когда по совершении о здравии ее молебствия у святых мощей преподобного Нила, больная дочь получила малое от болезни облегчение; — он возвратился с нею в дом свой. Но, спустя немного времени, жители Торопца, быв устрашены нашествием на их город иноплеменников, для спасения своей жизни побежали вон из города; тогда и помянутая девица от этого страха опять впала в прежний недуг. Отец, чтобы помочь ей, отправился с нею в Торопец к бывшему там чудотворному образу Божией Матери. Когда больная молилась со слезами перед этим образом, то услышала от него глас, повелевавший ей идти опять в обитель преподобного Нила, где и Она, Божия Матерь, обещала быть вскоре. Услышав это, Артемий опять с дочерью пришел в обитель преподобного и, по совершении о здравии её молебного пения, больная получила совершенное исцеление.»
3. «1668 года 21 января. Города Торопца посадский человек Алексей, ремеслом строгальщик, приходивший в монастырь помолиться пред святыми мощами угодника Божия, заявлял о себе: «Хотел я, Алексей, жениться на избранной мной девице; но, получив отказ, сделался нездоров умопомешательством, так что не узнавал людей. Но, услышав о чудесах преподобного, стал призывать его в молитвах и сделался здоров и, придя в обитель, принес у раки святых мощей благодарное моление Богу и преподобному за полученное исцеление.»
4. «1663 года. Ржевского уезда Сосницкой волости, вотчины преподобного Варлаама Хутынского, деревни Осинки, женщина, именем Анна страдала от родов и молилась преподобному Нилу о помощи и облегчении её болезни и тотчас получила здоровье. После того приходила она в обитель к преподобному Нилу и, по отправлении по просьбе ее молебна у раки преподобного, возвратилась домой, радуясь и славя Бога и преподобного.»
5. «1668 года 1 февраля. Какой-то юноша, по имени Макарий, из посадских жителей города Великих Лук, ремеслом красильник, отлучился из дому отца своего в город Осташков в село Вселуки и впал в умопомешательство, так что не узнавал людей и в болезненных припадках бился и причинял себе ушибы и раны. Ему явился преподобный Нил, повелевая ему покаяться и идти на остров Столобное. Придя в обитель преподобного, он объявил об этом игумену и братии; его голова и лицо от болезненных припадков были сильно разбиты, но по совершении о здравии его молебного пения, он выздоровел и пожил в обители некоторое время, принося покаяние и славя Бога и угодника Его, преподобного Нила.»
6. «1668 года. Ржевского уезда, вотчины преподобного Пафнутия Боровского, кровотынской волости, деревни Березовщины, какой-то крестьянин Димитрий, во время сенокоса поспорив с соседом своим, внезапно впал в умопомешательство и стал бегать от людей. Отец его бил его и удерживал, чтобы не бегал, но он и отца своего не слушал, а ссорился с ним и дрался, а посторонние люди видя свирепость его, боялись его. В таком болезненном его состоянии родственники привели его к раке преподобного Нила. По совершении о здравии его молебствия, молитвами преподобного дарован был ему прежний здравый рассудок.»
7. «1668 года 1 мая. Города Осташкова крестьянин — рыболов Мартин Щипачиев, поймав в озере Селигере рыбину сома, привез ее в обитель преподобного Нила на пищу братии и, от настоятеля обители приняв благословение, возвратился домой. Завидующий же всякому доброму делу человека враг диавол, думая охладить в этом человеке любовь к обители, пришел в привидении в дом его и говорит ему: «Зачем ты вчера отдал рыбину в обитель?». Слыша такие слова, помянутый рыболов впал в умопомешательство. Родители привезли его в таком состоянии в обитель преподобного и, когда плыли озером Селигером, окаянные демоны кричали ему в дороге с неистовством: «Зачем ты изловил и взял себе нашу рыбину?». А другие со страшным воплем кричали: «Утопим его здесь за эту вашу рыбину». Больной сказал им: «Я не себе взял эту рыбину, но отдал в обитель преподобного Нила братии на трапезу.». — «С кем это ты говоришь?» — спрашивают его родители. «Вот подошли ко мне, — отвечает он, — нечистые духи и хотят утопить меня за ту рыбину, что отдал я в обитель преподобного Нила». Когда они приблизились к обители, явился этому ловцу, еще беспокоемому демонами, у монастырских ворот старец украшенный сединами, с палкой в руке и говорит: «Зачем вы, окаянные демоны, беспокоите этого человека? Он отдал эту рыбину сюда в обитель на трапезу святой братии». Демоны от сих слов исчезли. Больной, которого беспокоили демоны, увидев преподобного, запрещавшего им беспокоить его, стал здоров и, прийдя в обитель в здравом уме, по отправлении по просьбе его молебна, возвратился домой с радостию.»
8. «1668 года месяца мая. Князя Бориса Васильевича Горчакова служанка девица Матрона больна была глазами. Но, когда пришла в обитель преподобного Нила, то, по отправлении о здравии её молебна у мощей преподобного, получила от этой болезни исцеление.»
9. «1668 года 1 сентября. В Москве, в Белом городе у Тверских ворот, у диакона церкви св. Димитрия Солунского Лукиана Федорова жена Васса Спиридонова долгое время страдала грудной болезнью. Ей во сне было видение: на Варварской улице, близ Золотой решетки стоит стол и на нем образ какого-то преподобного, а какого именно, — точно не знает, и перед ним молится много народа, ставят свечи и подают записки на молебен. Как только больная прошла мимоэтого образа преподобного, то встретил её какой-то старец и говорит ей: «Отчего ты не помолишься этому преподобному? Он называется преподобный Нил чудотворец; он тебя от болезни исцелит; приложи к его образу пелену и молись ему усердно с верою». Когда она ему на это ответила, что не знает этого преподобного, то незнаемый этот старец сказал ей: «Иди в монастырь к Страстной, там ты его увидишь». После этих слов больная получила исцеление от своей болезни.»
10. «1685 года 1 августа. Торопчанин, церкви Михаила Архангела, диакон Конон Федоров заявлял, что Торопецкий стрелец Василий Кириллов, сын Жаворонков, два года одержим был беснованием, бегал от людей в лес и в умоисступлении бросался в воду. Но, быв привезен в обитель преподобного, по времени, молитвами преподобного, избавился от этого недуга.»
11. «1685 года. Ржевского уезда, помещика Федора Давидова Жеребцова, сельца Давиткова, дворовая женщина Прасковья Козьмина три года одержима была черным недугом, кричала разными голосами и больна была ногами. Ей, как она сама объявляла, являлся преподобный Нил в три ночи, повелевая ей идти к своим мощам. Она послушалась слов его, пошла в обитель и, будучи еще в дороге, укрепилась ногами своими, а у цельбоносных мощей преподобного стала здорова и рассудком своим, молитвами преподобного.»
12. «1687 года 13 апреля. Города Осташкова Патриаршей слободы крестьянин Иван Лазарев, сын Нехорошев, илли по другому прозванию Плешков, пред игуменом Ниловой пустыни Пахомием и пред строителеи Адрианом заявлял: «Еще в детстве, когда мне было 8 или 9 лет, жил я с зятем своим, пономарем Иваном Ивановым Поповым во Ржевском уезде, в селе Хвошне, годов 25, а питался портным ремеслом. В прошлом 1686 году, со Светлого Христова Воскресения от хмельного жития видимо являлись мне демоны и две недели день и ночь мучили меня голодного без пищи и пития, и от этого их мучения я в беспамятстве своем бился, отбивал себе руки и ноги; бросался в воду и бегал в лес; а знакомые и родственники, чтобы удержать меня от побегов, сковывали меня и связывали. Замученный, еле живой, я пробыл до вторника Великого поста 1687 года. Со вторника на среду в ночи в сонном видении явился мне инок; украшенный сединами, и повелел мне идти на Столобное и молиться в Троице славимому Богу и Пречистой Богородице. И как я, Лазарев, спросил его: «Господине, кто ты такой?» — Явившийся сказал мне: «Я Нил Столобенский». И вдруг видится мне, Лазареву, что я нахожусь уже в обители его в церкви Богоявления, стою у западной стены и смотрю на его чудотворцеву раку, но подойти к раке не смею, по причине недостоинства, так как от ночного искуса находился в оскверненной одежде; а он, чудотворец, к себе меня приглашает и говорит: «Когда осквернению тому будешь верить, то оно и от Бога отлучит». После сего я, Лазарев, подошел к нему, и он подошедшего меня благословил, а сам стоял на игуменском месте; а потом с клироса с игуменского места сошел и пошел около правого клироса к раке, а у раки стоят два человека в белой одежде — оба молодые. От этого видения мне, Ивану, болезнь несколько облегчилась, и я обещался идти на Столобное молиться; но, по причине беспечности своей, замедлил и в тот же Великий пост в Лазареву субботу в селе Вселуках у священника Василия исповедался и причастился пречистых Христовых Тайн и отправился в Осташков для исполнения обещания своего, наняв довезти себя крестьянина помещика Жеребцова Мирона Борисова. По дороге, за умедление исполнением обещания, опять напала на меня та же болезнь и устрашение от бесов: бесы, идучи за мной, говорили вслух: «Утопили бы мы его в реке или в озере, да не можем, по причине частицы, которую он от отца своего духовного принял». И, довезя меня, Лазарева, до Осташкова в 1687 году 10 апреля, помянутый крестьянин дал мне вкусить малую часть хлеба для подкрепления; но я, в безумии своем, частицу от того хлеба уронил под ноги. Увидев это, демоны говорили между собой: «Частичку уронил и потоптал; но это не та, что в нем, и потому не можем над ним своего желания исполнить». Таким образом, быв сохранен от диавольских козней по причине причащения Святых Тайн, пришел я на Столобное к преподобному Нилу и, по отправлении о здравии моем молебна, получил совершенное исцеление.»
www.nilostolobenskaja-pustyn.ru
Нило-столобенская пустынь
БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ – 19 января — престольный праздник главного храма нашей обители — Богоявленского собора. Совершается освящение вод озера Селигер.
Память святителя НЕКТАРИЯ, архиепископа Сибирского и Тобольского, игумена Столобенского (☦1667г.) — 28 января.
Память преподобномученика ПАВЛА Столобенского (☦1938г.) — 28 февраля.
Память преподобного ГЕРМАНА, первостроителя Столобенского (☦1614г.) – 7 марта.
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ – 7 апреля. Престольный праздник одного из приделов Богоявленского собора.
Память святителя НИКОЛАЯ, архиепископа Мирликийского, Чудотворца – 22 мая. Престольный праздник одного из приделов Богоявленского собора.
Обретение мощей преподобного НИЛА Столобенского (1667г.) – 9 июня.
После Божественной Литургии совершается Крестный ход со святыми мощами преподобного по острову Столобный. Престольный праздник храма над Святыми вратами обители.
Память преподобномученика ДИОНИСИЯ Cтолобенского (☦1931 г.) – 10 июня.
Перенесение мощей преподобного НИЛА Столобенского (1995г.) – 9 июля.
После Божественной Литургии совершается Крестный ход со святыми мощами преподобного по острову Столобный.
Память святых апостолов Петра и Павла – 12 июля. Престольный праздник одного из надвратных храмов обители.
Празднование КАЗАНСКОЙ иконе Божией Матери – 21 июля.
В Богоявленском соборе обители находится чудотворный список Казанской иконы Божией Матери.
Память святого блаженного Василия Московского, Христа ради юродивого(☦1557г.) – 15 августа. Престольный праздник одного из приделов Богоявленского собора.
Обретение мощей святителя Николая исповедника, митрополита Алма-Атинского (2000г.) – 8 сентября. Святитель Николай был пострижен в монашество в нашей обители и подвизался в числе её братии.
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – 27 сентября. Престольный праздник кладбищенского храма обители.
Память преподобномученика ВИТАЛИЯ Столобенского (☦1937г.) – 7 октября.
Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября. Престольный праздник храма на месте кельи преподобного Нила.
Святителя Николая исповедника, митрополита Алма-Атинского (☦1955г.) — 25 октября.
Празднование КАЗАНСКОЙ иконе Божией Матери – 4 ноября.
В Богоявленском соборе обители находится чудотворный список Казанской иконы Божией Матери.
Память святителя НИКОЛАЯ, архиепископа Мирликийского, Чудотворца – 19 декабря.
Преставление преподобного НИЛА Столобенского (☦1554г.) — 20 декабря.
Празднование СЕЛИГЕРСКОЙ (Владимирской) иконе Божией Матери (келейный образ преподобного Нила).
www.nilostolobenskaja-pustyn.ru
Нило-столобенская пустынь
Первый наместник возрожденной обители
Архимандрит Вассиан (Владимир Иванович Шуста) родился 19 января 1928 г. в деревне Войниловичи Несвижского района Минской области в семье крестьянина.
В 1947 г., после окончания 9-го класса средней школы, он поступил в Минскую духовную семинарию и окончил ее в 1951 г.
С 1951 по 1955 г. учился в Ленинградской духовной академии, в которой в то же время учился будущий Патриарх Алексий II. Владимир Шуста успешно окончил академию с ученой степенью кандидата богословия.
21 ноября 1955 г. архиепископом Калининским и Кашинским Варсонофием (Гриневичем) он был рукоположен в сан иерея и
назначен настоятелем Знаменской церкви в городе Осташкове. Стойкость и мужество требовались от молодого священника в тяжелые времена хрущевских гонений на Церковь.
С 1956 по 1992 г. Владимир Шуста, ставший за это время протоиереем, — благочинный Осташковского округа Тверской епархии.
29 января 1991 г. на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение об открытии мужского монастыря Нило-Столобенская пустынь.
В тот же день архиепископом Тверским и Кашинским Виктором многолетний и бессменный (более сорока лет) настоятель Знаменского собора города Осташкова протоиерей Владимир Шута был пострижен в монашество с наречением имени Вассиан, в память святого преподобного Вассиана Пертоминского.
10 апреля 1991 г. о. Вассиан был назначен наместником и строителем полуразрушенного монастыря Нило-Столобенская пустынь.
С 2000 года он стал членом Епархиального совета.
Особая историческая заслуга о. Вассиана состоит в том, что он сохранял чудотворные мощи преподобного Нила Столобенского, у которых он служил Богу всю свою священническую жизнь в осташковской церкви. Во времена правления Н.С. Хрущева власти не раз собирались отобрать и передать их на исследование в Военно-медицинскую академию. Но батюшка отстоял и сберег мощи как великую церковную святыню до момента их перенесения обратно в Нилову пустынь, которое состоялось 9 июля 1995 г., когда в Осташков для торжественного перенесения мощей прибыл Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
За самоотверженное служение Церкви Христовой архимандрит Вассиан был награжден церковными наградами: орденом св. благоверного князя Даниила Московского (II степени), орденом св. преподобного Сергия Радонежского (III степени), орденом св. равноапостольного великого князя Владимира (III степени), а также медалью «За заслуги перед Отечеством» (II степени).
В 1990 г. архимандрит Вассиан возобновил традицию ежегодного освящения истока реки Волги.
В 2005 г. в ознаменование 50-летия служения в священном сане архимандрит Вассиан был удостоен звания Почетного гражданина города Осташкова.
За искреннюю любовь к Селигерскому краю, отеческую любовь к прихожанам и братии монастыря о. Вассиана называли «Селигерский батюшка». Глубокий след оставило общение с о. Вассианом в душе каждого, кто был с ним знаком. Он являл собою образ истинного пастыря, никогда не жалея своего времени и здоровья.
В последние годы архимандрит Вассиан претерпевал тяжелую болезнь. Нисколько не малодушествуя, он благодарил Господа за посылаемые скорби, совершая постоянно молитвы о ниспослании помощи Божией братии монастыря в их духовном совершенствовании на пути спасения, а также в успешном благоустройстве и строительстве возрожденной Ниловой пустыни. Кончина его была мирной и непостыдной.
Память об архимандрите Вассиане, ревностном пастыре, мудром наставнике и добром человеке, навсегда сохранится в наших сердцах.
Да упокоит Господь душу дорогого батюшки в селениях праведных!
«В память вечную будет праведник…»
Жизнь архимандрита Вассиана (Шуста)
Исследовательская работа о жизни архимандрита Вассиана (Шуста) и его служении Церкви и Селигерскому краю выполнена учеником 11-го «Б» класса МБОУ «Гимназия № 2» г. Осташкова Николаем Дмитриевым под руководством Владимира Дмитриевича Буркова.
Вступление
Прошлый год был «Годом истории России». История государства складывается из истории регионов, отдельных населённых пунктов, и из судеб отдельных его граждан. Есть люди, которыми гордится Родина. Таким человеком был архимандрит Вассиан, награждённый орденом «За заслуги перед Отечеством II степени», званием «Почетный гражданин г. Осташкова». Меня заинтересовала его судьба, его жизненный путь, которые я и хочу проследить в своей работе.
В наши дни заслуги священника являются актуальными. До сих пор идёт возрождение Нило-Столобенской пустыни, начатое отцом Вассианом. Мощи преподобного Нила Столобенского принадлежат Церкви – а ведь их не раз пытались отдать в руки государства в годы советской власти, а также священник возобновил ежегодное освящение истока реки Волги.
Биография
Владимир Иванович Шуста (мирское имя архимандрита) родился 19 января 1928 года в деревне Войниловичи Минской области в семье крестьянина. Отец, Иван Фёдорович Шуста, был церковным старостой, поэтому воспитание проходило в духе глубокого уважения к православию. В 1947 году, окончив 9 классов средней школы, поступил в Минскую духовную семинарию, а затем – в Ленинградскую духовную академию, которую закончил со степенью кандидат богословия. 21 ноября 1955 года рукоположен в сан иерея и назначен настоятелем Знаменской церкви города Осташкова Калининской области.
Сразу же отец Владимир прибыл в Осташков. В Знаменской церкви, по его словам, «потолок был побелен извёсткой, живописи в нём не было, иконостасы примитивные, иконы на щитах висели»1. За два года стараниями молодого настоятеля и паствы храм был расписан: «Успели. Вскоре началось второе, уже Хрущёвское гонение на церковь»2.
В 1957 году у отца Владимира и его супруги Лидии Николаевны родилась девочка Ирина, а через четыре года – сын Виктор. Вот как сын отзывается об отце: «Отец был достаточно строгим, но справедливым, за серьёзное хулиганство мог наказать, даже шлёпнуть. Любил оперу, русские песни, за грибами с нами ездил, зимой на лыжах катались, на санках. А вот рыбалку не любил – рыбу жалел»3.
Архимандрит Вассиан неохотно вспоминает последующие годы. Многократно вызывали его «на ковёр» в исполком и «в органы», устраивали обструкцию в местной газете: «Не раз вопрос вставал об изъятии мощей преподобного Нила Столобенского. Но я нашёл способ, как избежать этой напасти – утраты святыни и возможно, уже навсегда – таких примеров немало»4 — вспоминает отец Вассиан. Благодаря его стараниям мы имеем возможность и сегодня прикладываться к мощам преподобного и просить у него помощи. Несмотря на запреты властей совершать таинства, протоиерей Владимир никому не отказывал в совершении треб, ходил по домам. Это показывает, что он – самоотверженный священник, всей душой любящий Бога, не жалеющий даже жизни ради служения Ему. Ведь за каждое требоисполнение он мог оказаться в те годы в тюрьме.
В 1989 году отец Владимир первым со своими помощниками освятил исток реки Волги – сейчас это стало доброй традицией. Служил с певчими в заброшенных храмах, в том числе на Оковецком источнике в Селижаровском районе, на месте явления Оковецко – Ржевской иконы Богоматери. Молебны вёл на свой страх и риск – служить в Оковцах не разрешалось.
В 1990 году Нилова пустынь была передана церкви. Настоятелем был назначен протоиерей Владимир, принявший монашество (в связи с кончиной жены) с именем Вассиан. Стараниями священника и неравнодушных к святыне людей был организован телемарафон. На счёт обители стали поступать денежные средства. Многие организации и отдельные люди поставляли строительные материалы, технику, рабочих. Жители Осташкова и окрестных деревень, учащиеся школ и техникумов работали на уборке территории. Испокон веков на Руси все благие дела совершались всем миром.
Отец Вассиан так оценивает свою деятельность в монастыре:
«Изменения разительные! Здесь царила мерзость запустения. Только чтобы вывезти за пределы стен монастыря мусора потребовалось 500 машин. Несмотря на то, что восстановительные работы шли разными темпами, сегодня с радостью хочу сказать: сделано многое. Полностью восстановлен главный храм обители – Богоявленский собор. При подъезде водным путём радует глаз паломников отреставрированная Крестовоздвиженская церковь».5
Трудами архимандрита Вассиана и прихожан, насельников, и просто неравнодушных к вере и культуре людей начала возрождаться святая обитель. Первым признаком того, что монастырь приобрёл значение одного из центров духовной жизни, стало перенесение мощей преподобного Нила Столобенского 9 июля 1995 года. Торжество возглавил приснопамятный Святейший Патриарх Алексей II. Так город Осташков стал центром пристального внимания множества паломников.
55 лет отец Вассиан беспрерывно служил на одном месте – в Знаменской церкви города Осташкова. По традиции, ни одно важное городское мероприятие не проходило без его благословения и участия. Многих он крестил, и большинство – в сознательном возрасте, напутствовал в вероисканиях, поддерживал в дни отчаянья, сопереживал в горестях утраты.
За самоотверженное служение церкви и обществу награждён орденом Равноапостольного князя Владимира III степени, двумя орденами Благоверного князя Даниила Московского, орденом преподобного Сергия Радонежского III степени, орденом «Крест святого Михаила Тверского». А также архимандрит Вассиан был отмечен и государством: орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, званием «Почётный гражданин города Осташкова».
Вплоть до самой смерти 2 мая 2010 года отец Вассиан ревностно служил Богу и осташам.
Воспоминания современников
Приведу воспоминание об архимандрите Вассиане его духовного сына, ныне священника Вознесенского собора города Осташкова иерея Михаила Михайлова:
«Батюшка к прихожанам и сотрудникам относился доброжелательно. У себя дома по праздникам накрывал столы для гостей. Меня приобщал к храму, отвечал на все вопросы, не жалея своего времени, возил по заброшенным церквям, там служили молебны. Я не встречал такого человека, даже архиерея, чтобы прослужил на одном месте так долго, как он. Воспоминания самые добрые. Он для меня как живой. Царство ему небесное, вечная память»6.
А вот как отзываются об отце Вассиане прихожане. Я выбрал несколько наиболее мне понравившихся записей, сделанных в «Книге памяти» по поводу его блаженной кончины:
«Упокой, Господи, душу пастыря Осташкова, по молитвам которого был сохранён приход церкви. В течение 50 лет многих и многому научил отец Вассиан, многих наставил. Батюшка Вассиан был символом духовной жизни Осташкова и уход его в Светлое Воскресение Христово глубоко символичен. Светлая память тебе, отец Вассиан».
Прихожане Мария, Любовь, Николай, Вадим.
«Дорогой наш отец Вассиан!!! Благодарю Господа Бога за то, что я была близка к тебе. Помним, скорбим все, тебя любящие. Ты молился за нас, помолись и там за нас, грешных, чтобы Господь простил наши прегрешения вольные и невольные»
«Светлая память всеми почитаемому архимандриту Вассиану. Память о вас будет вечной в моём сердце»
«В сердце – благодарность за Ваши труды, стойкость и веру…»7
Исследуя воспоминания земляков об отце Вассиане, очевидно, что:
1) Он является значимой фигурой для Осташкова, его заслуги и в наше время не утратили своего значения.
2) Осташи отзываются о нём доброжелательно, с любовью.
В ходе своего исследования я пришёл к выводам:
В последние десятилетия в стране наблюдается падение нравственности, процветает бездуховность, господствует дух стяжательства, усиливается власть денег, а у такого общества нет будущего. Против подобных пороков своим служением Господу и церкви вёл борьбу отец Вассиан. Его жизненный путь вполне может послужить примером для молодого поколения. Его патриотизм и глубокая вера могут служить жизненным ориентиром не одному поколению жителей Селигерского края.
Жизненный подвиг архимандрита Вассиана повлиял и на мою судьбу. Большую роль он сыграл в жизни моих близких: был наставником дедушки и бабушки, матери, тёти; приобщил к вере меня, повлиял на выбор моей дальнейшей судьбы. В ходе данной работы я ещё раз убедился, что именно такие люди, как отец Вассиан, нужны нашей Родине в очень непростые нынешние времена. Для меня отец Вассиан является примером настоящего христианина, великого молитвенника, истинного служителя Господу Богу и церкви Христовой.
Хочется закончить работу словами архимандрита Вассиана:
«Я благодарю Бога за то, что Господь послал мне паству в лице осташей, имеющих давние религиозные традиции. Благодарю и желаю, чтобы они были ближе к Богу, посещали святой храм. Ибо в этом только и будут находить постоянное утешение и моральное удовлетворение. Желаю, чтоб между людьми мир был и согласие, любовь процветала и добрые дела. Желаю всем здравия, радости и многая и благая лета».8
_________________________________________________
1Газета «Селигер» от 22.11.1995. В.Логинов Статья «Архимандрит Вассиан: благодарю Бога, что он послал мне паству в лице осташей…».
2«Почётные граждане города Осташкова» В.Ф. Иванов, Н.А Охота. «Селигерский батюшка» Н. Николаева стр.111.
3Газета «Верхневолжье православное» №5 2011 г. Статья «Монастырь на камне» О. Каменева.
4«Почётные граждане города Осташкова» В.Ф. Иванов, Н.А Охота. «Селигерский батюшка» Н. Николаева стр.111
5«Почётные граждане города Осташкова» В.Ф. Иванов, Н.А Охота. «Селигерский батюшка» Н. Николаева стр.112.
6Интервью иерея Михаила Михайлова Дмитриеву Николаю.
7«Книга Памяти об архимандрите Вассиане».
8Газета «Селигер» от 22.11.1995. В.Логинов Статья «Архимандрит Вассиан: благодарю Бога, что он послал мне паству в лице осташей…».
Литература
1) Газета «Селигер» от 19 июля 1995г., 9 апреля 2004 г.
2) Газета «Тверская жизнь» от 9 июля 2011 г.
3) В.Ф. Иванов, А.Н. Охота «Почётные граждане города Осташкова» г. Осташков, 2008г.
4) Газета «Тверской собор» от 25 ноября 2005 г., 19 мая 2006 г., 22 ноября 1995 г., 19 июля 1995 г.
5) Газета «Тверские ведомости» от 25 ноября 1999 г., 18 ноября 2005 г.
Алтарник Вознесенского собора г. Осташкова Николай Дмитриев
www.nilostolobenskaja-pustyn.ru
Нило-столобенская пустынь
После обретения святых мощей преподобного Нила благоволение к монастырю царственных особ и государственных сановников вплоть до начала следующего столетия по-прежнему не уменьшалось. Благодаря богатым вкладам в казну монастыря и всевозможным пожертвованиям, задуманное святителем Нектарием возведение каменных зданий продолжалось его преемниками успешно. Но в начале XVIII века, в связи с новой государственной политикой по отношению к Церкви, монастыри попали в стесненные условия и не могли свободно развиваться. Строительство в Ниловой пустыни замедлилось, а число насельников сократилось. |
Тяжелые испытания для Нило-Столобенской пустыни, как и всем монастырям России, принес XVIII век, начинавшийся преобразованиями Петра I. В Новое время появились новые идеи, сложилась система абсолютного государственного верховенства над Церковью. Особенно резкие меры принимались против монастырей. Петр I называл их «гангреной государства», а монахов считал тунеядцами и плутами.
Петр, реорганизовавший управление Церковью, ликвидировал патриаршество, заменил его бюрократически-чиновничьим Синодом.
Новшества петровского времени в Ниловой пустыни проявились, вероятно, особенно болезненно: в монастыре на острове Столобное был введен полицейский надзор, который осуществлял Пахомий Никитин, монах-инквизитор, как его называли. А. В. Рачинский отмечал, что Пахомий вмешивался во все дела обители, ввел развращающую монастырскую общину систему доносов. Пахомий пользовался большими льготами в монастыре,
но в конце концов за свое аморальное поведение был отозван в Санкт-Петербург.
В XVIII столетии на остров Столобное, отдаленный от столиц и крупных городов, власть ссылала под надзор неугодных ей политических и церковных деятелей. Среди них оказался митрополит Крутицкий Игнатий, в 1712—1719 годах являвшийся епископом Суздальским и Владимирским. Он поддерживал первую жену Петра I царицу Евдокию Федоровну
Лопухину, насильно постриженную в Покровский монастырь в Суздале. Владыка Игнатий был наказан за то, что отдавал ей почести как царице. Он неодобрительно отзывался об устраиваемых царем «всешутейших» и «всепьянейших» соборах, когда высмеивалось священное имя патриарха, когда все канонические слова и обрядовое церковное действо во имя Духа Святого совершалось и произносилось во имя бога вина Бахуса. Митрополит Крутицкий Игнатий находился под надзором в Ниловой пустыни с 1721 по 1727 год.
На остров Столобное был сослан бывший епископ Карельский Аарон, он находился здесь с 1723 по 1727 и с 1730 по 1740 год. Но даже в ссылке оставили по себе эти люди добрую память. Митрополит Крутицкий Игнатий укрепил берег острова дубовыми сваями, которые сохранились до сего времени. Владыка привел в порядок рощу на острове; работал сам, а также на собственные деньги нанимал работников. После окончания ссылки он присылал в Нилову пустынь деньги на строительство храмов и для приема богомольцев. Епископ Карельский Аарон помог Ниловой пустыни получить от императрицы Анны Иоанновны значительные пожертвования.
В 1736 году игумен Ниловой пустыни Иларион, иеромонах Гурий, иеродиаконы Ипполит, Феодосий, Макарий, монах Анисим были сосланы в Сибирь, где находились до 1744 года. Их наказали за то, что в пустынь постригали молодых послушников, а не инвалидов и отставных солдат, как этого требовал указ Петра I.
Первый российский император боролся с монастырями не только политическими и административными мерами, но и экономическими. Обители не получали казенного содержания, которое им полагалось. Вместо этого в 1720 году был принят указ Сената о передаче в пользование Ниловой пустыни всего озера Селигер. Полученный доход Нилова пустынь должна была направлять в Ржевскую воеводскую канцелярию, а также на содержание Знаменского женского монастыря в Осташкове. Для обители, имевшей немного работников и трудников, было сложно организовывать лов рыбы на всем Селигере и сдавать в оброчное пользование озеро, поэтому в 1734 году пустынь отказалась от Селигера, стала получать вновь денежное содержание от казны.
Монастырь очень гибко организовывал свое хозяйство. В 1728 году он продал принадлежавшие ему в Новгороде подворье с землей, огородом и садом. Это объяснялось тем, что изменились деловые связи обители, они все более ориентировались на новую северную столицу.
Самые большие доходы Нилова пустынь имела от сдачи озера Селигер в аренду рыбакам. На втором месте были пожертвования богомольцев в кружку у святых мощей преподобного Нила Столобенского Чудотворца; на третьем — доходы от продажи рыбы; все остальные статьи дохода были незначительными.
Именно это определяло специфику хозяйственно-экономических условий Ниловой пустыни. Самые крупные расходы были связаны с приобретением хлеба и столовых припасов, так как монастырь содержал трудников, работников и их семьи, а также бесплатно принимал паломников и богомольцев.
Даже в один из самых сложных периодов XVIII столетия, когда начинались монастырские реформы, имевшие неблагоприятные последствия, монастырское хозяйство было рентабельным.
Естественно, что строительство на острове Столобное в петровское время и в середине XVIII столетия почти прекратилось. Но зато вторая половина века стала временем расцвета Ниловой пустыни. На острове Столобное велось большое каменное строительство. К 1790 году пустынь имела 4769 десятин земли, что составляло почти 5300 гектаров, а также продолжала владеть правом рыбной ловли на озерах Селигер, Ильмень, на реках Черемухе, Тихминке, Каменке, двумя мукомольными водяными мельницами на реке Сороге, на пустоши Кокоткино, в 10 км от монастыря, и на реке Сиговке, на пустоши Зимницы, в 20 км от него. С 1702 по 1768 год, кроме этого, Нилова пустынь владела мельницей на реке Емше, неподалеку от города Осташкова; в 1713—1730 годы упоминалась также еще одна мельница в поселье Раменье.
В XVIII столетии монастырь значительно расширил свои землевладения: у него появились остров Жеравка, пустошь Засеремье, Прудцы, Васьково, пустошь при деревне Гришкино.
1756 год ознаменовался радостным для монастыря событием. По благословению Св. Синода совершилось общецерковное прославление преподобного Нила Столобенского. Его имя поместили в святцах наравне с прочими святыми. Службу преподобному Нилу с этого времени стали печатать в богослужебных книгах. А житие, сокращенно изложенное в Прологе, внесли в том же виде в Четьи-Минеи. В том же году грамотой епархиального архиерея было разрешено ежегодно в праздник обретения святых мощей преподобного Нила крестным ходом обносить их вокруг монастыря, к чему впоследствии присоединился и крестный ход из Осташкова. Довершил прославление святого осташковский протоиерей Андрей Колоколов, написавший ему акафист.
Какие бы испытания в XVIII столетии ни претерпела Нилова пустынь, в ней постоянным и неизменным оставались Святыни: мощи преподобного Нила Столобенского Чудотворца, у которых свершались чудеса исцеления; чудотворная келейная икона Святого — Владимирский-Селигерский образ Богоматери, а также чудотворный надгробный образ Преподобного. Во время свирепствовавшей в Осташкове и уезде холеры икону Нила Столобенского обносили вокруг острова Столобное, брали для службы в город. И тут ощущалось благодатное предстательство преподобного Нила Столобенского: обитель всегда была открыта для паломников, но в монастыре не умер ни один из иноков, хотя в округе хоронили многих. В самом Осташкове после принесения иконы и молебна Преподобному болезнь ослабла. В конце XVIII века в Ниловой пустыни был изготовлен первый скульптурный образ Святого, который также почитался как чудотворный, многим приносил исцеление. Святейший Синод Русской Православной Церкви, Тверской епископ постоянно проверяли внутреннее устройство пустыни, которое, в первую очередь, связывалось с соблюдением общежительного устава. По поручению Синода Тверской епископ Тихон, проверявший обитель, в конце XVIII века сделал следующее донесение: -Поведение обитающих в Ниловой пустыни под присмотром настоятеля вполне соответствует монашескому житию общежительному-.
В монастыре постоянно «подтверждалось» соблюдение древнего устава Богослужения, исполнение заповеди игумена Нектария о неупотреблении вина и сохранении издавна введенного порядка бесплатного приема богомольцев и паломников. Расписание часов Богослужения из древнего устава, заповедь Нектария о неупотреблении вина были отдельно написаны полууставом и помещены в трапезной, где каждую неделю читались братии во время обеда «для славы Божией и Святого Угодника, для чести Святой обители и для спасения души».
www.nilostolobenskaja-pustyn.ru
Нило-столобенская пустынь
Вернем жизнь храму. Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
«Народный путеводитель» Нило-Столобенская пустынь.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ТЕЛЕКАНАЛА СПАС БОРИС КОРЧЕВНИКОВ О НОВОМ ДОКУМЕНТАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ «ОСТРОВ».
Нилова пустынь.
350 лет обретения мощей прп. Нила. Визит Святейшего Патриарха. Телеканал Россия 24.
350 лет обретения мощей прп. Нила. Визит Святейшего Патриарха.
Первое исполнение «Божественной Литургии» инока Киприана (Строкина).
Празднование Оковецкой Иконе Божией Матери.
Кравотынь: освящение Престола.
Освящения Престола 2015
Перенесение мощей прп. Нила Столобенского
Воспоминание событий 1995 года, когда пятнадцатый Патриарх Алексий Второй возглавил перенесение святых мощей преподобного Нила Столобенского из г. Осташкова в Нило-Столобенскую пустынь. Празднование первой годовщины церковно-археологического музея Нило-Столобенского.
345-летие обретения мощей преподобного Нила
Празднование 345-летия обретения мощей преподобного Нила Столобенского.
7 октября 2012г. в Нило-Столобенской пустыни состоялась передача святых мощей святителя Нектария, митрополита Тобольского и Сибирского в дар Ханты-Мансйской епархии.
В память вечную будет праведник (2005) Режиссер: А. Ларин
Преподобный Нил Столобенский… Святой покровитель дивного селигерского края, откуда берёт начало великая Волга… Тот, кому посчастливится побывать в этих сокровенных местах, на всю жизнь полюбит их и будет потом постоянно стремиться сюда. По свидетельствам из Жития преподобного Нила Столобенского этот необыкновенный святой держал великую битву с бесовскими полчищами на прежде «нечистом» острове Селигера — Столобное. Благодаря беспримерным подвигом столпничества, строгим постом и непрерывной молитвой, а главное — ангельским смирением преподобный Нил одержал победу в этой невидимой брани и освятил это место.
Возрожденная святыня (2011) Режиссер: А. Ларин
Мы живем в переломное время, когда перед нашей страной снова встал выбор: либо мы начнём духовный и экономический подъём, либо погибнем! В истории мы победители. Мы побеждали с Александром Невским, с Дмитрием Донским, с Серафимом Вырицким. Пока существует Церковь есть молитвенная связь народа с Богом. Люди верет и взывают к Богу о помощи, и Бог, как Отец, откликается. Для этого и строятся монастыри.
Остров духовного утешения. Нилова пустынь (2002).
В конце 1990-го года Нилово-Столобенская Пустынь была возвращена Тверской Епархии Русской Православной Церкви. Священноархимандритом монастыря стал епископ Тверской и Кашинский Виктор. В начале 1991 года обитель возобновила свое служение.
Епископом Тверским и Кашинским Виктором на должность наместника был назначен бывший настоятель Вознесенской церкви в г. Осташков митрофорный протоиерей Владимир Иванович Шуста, к тому времени удостоенный многих церковных наград. 30 марта 1991 года отец Владимир принял постриг с именем Вассиан.
Первый молитвенный постриг был совершен наместником монастыря архимандритом Вассианом 9 июля 1993 года, в конце Петрова поста, в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери…
Небо на земле. Нило-Столобенская пустынь. ТК Сретение, 2010.
www.nilostolobenskaja-pustyn.ru
Нило-столобенская пустынь
31 мая 2010 года постановлением Священного Синода наместником монастыря Нило-Столобенская пустынь Тверской епархии назначен архимандрит АРКАДИЙ (Губанов)
|
Архимандрит АРКАДИЙ (в миру Губанов Алексей Анатольевич)
|
Родился 22 октября 1964г. в д. Малое Щапово Клинского р-на Московской области.
Небесный покровитель — священномученик Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий; тезоименитство — 29 декабря.
Образование: Московское медицинское училище №17 (окончил в 1985г., специальность — фельдшер скорой и неотложной помощи) и Санкт-Петербургская Духовная семинария (окончил в 2010г.).
В 1985 — 1987гг. проходил воинскую службу по призыву.
В сан диакона рукоположен митрополитом Калининским и Кашинским Алексием 18 мая 1988г.
В сан иерея рукоположен архиепископом Смоленским и Калининградским Кириллом 15 апреля 1989г.
В 2000г. возведен в сан протоиерея.
28 апреля 2002г. архиепископом Тверским и Кашинским Виктором пострижен в монашество.
В 2002г. возведен в сан игумена.
15 апреля 2009г. возведен в сан архимандрита.
20.05.1988 — 10.04.1989гг. — штатный диакон Вознесенского собора г. Ржева Калининской епархии.
19.04.1989 — 12.05.1990г. — штатный священник Никольского собора г. Калининграда.
12.05.1990 — 21.04.1999гг. — настоятель церкви Апостола Андрея Первозванного г. Зеленоградска Смоленской и Калининградской епархии.
21.04.1999 — 15.06.2000гг. — настоятель Троицкой церкви п. Фирово Тверской и Кашинской епархии
15.06.2000 — 31.05.2010 — настоятель Князь-Владимирского собора г. Удомля Тверской и Кашинской епархии, благочинный Удомельского округа.
11.12.2002 — 31.05.2010 — благочинный монастыря Нило-Столобенская пустынь.
04.01.2011 — назначен благочинным монастырей и архиерейских подворий Тверской и Кашинской епархии.
28.06.2011 — 24.01.2012 — временно исполняющий обязанности благочинного Осташковского округа.
26.12.2016 — назначен Председателем Епархиального отдела по монастырям и монашеству.
25.04.2005 — удостоен права ношения креста с украшениями.
04.04.2017 — удостоен права служения Божественной Литургии с отверстыми Царскими вратами до «Херувимской песни»
Член — корреспондент Международной Кирилло-Мефодиевской академии Славянского Просвещения. (17.10.2012)
www.nilostolobenskaja-pustyn.ru