Нило столобенская пустынь где находится – Нило-столобенская пустынь

Содержание

Нило-Столобенская пустынь — это… Что такое Нило-Столобенская пустынь?

Координаты: 57°14′05″ с. ш. 33°03′49″ в. д. / 57.234722° с. ш. 33.063611° в. д. (G) (O) (Я)57.234722, 33.063611

Ни́ло-Столобе́нская пу́стынь (Ни́лова пу́стынь) — православный мужской монастырь, расположенный на острове Столо́бный[1] и частично на полуострове Све́тлица, в 10 километрах севернее города Осташкова, на озере Селиге́р. По дороге от Осташкова до монастыря около 25 километров.

История

Происхождение названия

Относительно названия острова — «Столо́бный» — существует две версии. По первой, он получил своё название из-за своей формы, похожей на столб, а по второй, на нём существовало древнее капище и стоял языческий жертвенный столб.

Преподобный Нил

Преподобный Нил Столобенский родился в конце XV столетия, недалеко от Великого Новгорода. Как его звали в миру, сейчас уже неизвестно, как и то, кем были его родители. Известно только, что после их смерти он отправился в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, который находился около Пскова. Там он принял постриг под именем Нил, в честь преподобного Нила Постника.

В 1515 году преподобный Нил покинул Крыпецкий монастырь и срубил в лесу, во Ржевском уезде у реки Серемхи, небольшую келью. Жил уединённо, питался травами и дубовыми желудями, всё время проводил в молитвах.

По преданию, в один из дней к преподобному Нилу пришли разбойники, решившие его убить. Однако он, сотворив молитву, вышел к ним с иконой Пресвятой Богородицы. Разбойникам привиделось, что преподобный окружён множеством вооружённых людей. В ужасе они упали к его ногам, раскаялись и стали просить прощения.

Постепенно слава об отшельнике разнеслась по окрестным селениям. Люди стали приходить к нему, прося молитв и наставлений. Такая молва стала тяготить преподобного, и через 13 лет после поселения у реки Серемхи, в 1528 году, он перебирается на новое место — остров Столобный на озере Селигер, в 7-ми верстах от Осташкова. Первый год он жил в выкопанной землянке, потом построил себе келью и часовню для молитв. По легенде, дьявол многократно насылал различные напасти на отшельника — пожары, нападения разбойников, пытался сбросить его келью в озеро. Однако, Преподобный Нил оставался непреклонен, преодолевая все нападения молитвой и верой.

Всего преподобный Нил прожил на острове 27 лет и перед смертью завещал построить на этом месте монастырь, что и было позже сделано. Существует поверье, что преподобный Нил дал обет нележания, в связи с чем никогда не находился в горизонтальном состоянии. И даже спал, подвесив себя за плечи верёвками или на крюках, вбитых в стену.

Преставился Нил в 1555 году и был погребён на острове Столобном. А в 1594 г. с разрешения Патриарха Иова была открыта монашеская обитель. Так и началась история мужского монастыря Нило — Столобенской Пустыни. Основателем монастыря был иеромонах Герман[2].

Монастырь

Нило-Столобенская пустынь — серебряная памятная монета Банка России

Основное время расцвета монастыря приходится на XVII—XIX, когда было построено большинство храмов и других современных построек.

В начале XX Нилова пустынь являлась наиболее посещаемой по количеству паломников российской святыней и второй в мире[источник не указан 1318 дней] после Гроба Господня. Количество постоянно живущих насельников достигало 1000 человек, на территории монастыря была даже своя больница.

После революции, в 1919 году все ценности были изъяты, мощи преподобного Нила вскрыты. Монастырь действовал до 1927 года, в дальнейшем он пережил несколько изменений. На конец 80-х гг. значительная часть построек была либо утрачена, либо находилась в полуразрушенном состоянии. За 63 года, до передачи Тверской епархии Русской Православной Церкви Нило-Столбенская пустынь успела «преобразиться» в:

  • 1927—1939 — трудовую коммуну, колонию для малолетних преступников;
  • 1939—1940 — лагерь для польских военнопленных;
  • 1941—1945 — госпиталь;
  • 1945—1960 — снова колонию;
  • 1960—1971 — дом престарелых;
  • 1971—1990 — турбазу.

В 1995 в монастырь возвращены мощи преподобного Нила[3].

Храмы монастыря

План монастыря в начале XIX века.
  • Богоявленский Собор. Начало постройки датируется 1671 годом, окончание работ по отделке — 1833. Серебряные ворота для собора отливались по эскизам Я. М. Колокольникова-Воронина. В ходе реставрации в 2006 году закончена внешняя отделка, заканчивается внутренняя. В храме открыто покоятся мощи преп. Нила, открытые в 1667 году и возвращённые в 1995. Внутренняя роспись практически полностью утрачена.
  • Надвратный храм во имя первоверховных ап. Петра и Павла.
  • Крестовоздвиженский храм — лёгкий и изящный храм, стоящий немного в стороне от основного монастырского комплекса. В этой церкви проходили обряды крещения, не выполняющиеся в основных храмах монастырей.
  • Надвратный храм преп. Нила.
  • Храм во имя Всех Святых, бывший до 1833 года соборным, далее — больничный. Одна из самых старых построек. В настоящее время практически полностью разрушен.
  • Церковь во имя святого Иоанна Предтечи и Покрова Богородицы, построенная на месте пещеры преподобного Нила. В 1939 году полностью разрушена, кирпичи пошли на дамбу, соединяющую остров с большой землёй. В настоящее время на месте храма проводятся раскопки[4].

Современные факты о монастыре

Нило-Столобенская пустынь, вид на купол храма и озеро с колокольни Богоявленского собора, август 2008 года.
Нило-Столобенская пустынь, август 2008 года.
  • По состоянию на ноябрь 2012 года, в монастыре около 50 насельников, в том числе около 20 — в священном сане[5]
  • Монастырь имеет несколько подворий, в том числе в Торжке;
  • У монастыря есть своя пасека, в церковной лавке можно купить освящённый мед;
  • Также, в монастыре работают свечной, молочный и столярный цеха, есть коровник, конюшня.
  • Монастырь ведёт торговлю на православных ярмарках в Москве;
  • В настоящее время (21.08.2009) идет реставрация фасадов монастыря
  • Ночью, 2 мая 2010 года в 2 часа 22 минуты, на 83 году жизни, после тяжёлой продолжительной болезни, на 55 году служения Русской Православной Церкви в священном сане, скончался наместник монастыря Нило-Столобенская пустынь архимандрит Вассиан (Шуста) — старейший клирик Тверской епархии, почётный житель города Осташкова, известный общественный деятель, молитвенник и подвижник Селигерского края.
  • В монастыре действует гостиница для паломников[6].

См. также

Фотографии

  • Нило-Столобенская пустынь.

  • Мост на остров Столбный.

  • Богоявленский собор.

  • Нилова пустынь (сентябрь 2009).

  • Богоявленский собор.

  • Монастырские корпуса.

  • Внутренний двор.

  • Перешеек на о. Столбный.

Ссылки

Примечания

dic.academic.ru

история, святыни, адрес. Нило-Столобенская пустынь

С именем великого аскета и подвижника веры преподобного Нила Столобенского связано основание знаменитой на весь православный мир обители, уже в течение многих веков носящей его имя. Построенный на живописном острове озера Селигер Нило-Столобенский монастырь, или, как принято говорить, пустынь, по праву считается жемчужиной храмовой архитектуры и одним из ведущих духовных центров страны.

Нило-Столобенский монастырь

Начало иноческого пути

Точная дата рождения преподобного Нила неизвестна, но из документов той давней поры явствует, что на свет он появился в конце XV века, в одной из деревень, расположенных недалеко то Великого Новгорода. За давностью лет остаются сокрытыми от нас не только имена родителей и обстоятельства, связанные с детскими годами основателя Нило-Столобенского монастыря, но даже имя, данное ему во святом крещении.

Первые сведения о раннем этапе жизни преподобного относятся к тому периоду, когда после смерти отца и матери он решил посвятить себя служению Богу. Известно, что примерно в 1510 году юноша отправился в Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь, где вскоре принял постриг под именем Нила в честь весьма почитаемого им святого IV века Нила Постника.

Подвиг отшельничества

Желая во всём подражать святому, имя которого он носил, Нил после пяти лет, проведённых в монастыре, по благословению отца-настоятеля покинул его и, срубив келью на берегу лесной реки Серемхи, принял на себя тяжкий подвиг отшельничества. Там, вдали от людей, он провёл несколько лет, наполняя дни и ночи беспрестанными молитвами. Вкушал же подвижник лишь травы и дубовые жёлуди.

Предание повествует, что однажды к келье святого подступили разбойники, намеревавшиеся убить его. Не потеряв присутствия духа, святой прочитал молитву и вышел им навстречу с иконой Пресвятой Богородицы. Его появление сопровождалось чудом: разбойники явственно узрели множество вооружённых воинов, окружавших отшельника, и в страхе повалились перед ним на колени.

Нило Столобенская пустынь

Переселение на Столобенский остров

Молва о подвижнике быстро разнеслась по окрестным сёлам, и к лесной келье стали приходить люди, искавшие молитв святого и его духовных наставлений. Это весьма тяготило лесного отшельника, желавшего уединиться от мира, и в 1528 году, покинув ставший привычным для него берег Серемхи, Нил удалился в более уединённое место ─ на остров Столобный, окружённый водами озера Селигер и находящийся в 22 километрах от уездного города Осташкова. Именно там и было суждено в будущем воссиять одному из ярчайших очагов православия ─ Нило-Столобенскому мужскому монастырю.

Столь необычное название острова, на котором поселился преподобный, исследователи трактуют по-разному. Наиболее распространёнными являются две версии. По одной из них, своё имя он получил из-за внешних очертаний, напоминающих столб, по другой ─ в результате того, что на нём некогда находилось языческое капище, после разорения которого ещё долгие годы на острове можно было видеть жертвенный столб.

Жизнь, наполненная аскетическими подвигами

Будущий основатель Нило-Столобенского монастыря провёл в окружении озёрных вод 27 лет. Вначале его жилищем была землянка, наскоро вырытая между стволами вековых деревьев. Со временем он соорудил себе келью и возвёл возле неё маленькую часовенку для молитв. Из жития преподобного Нила известно, что дьявол многократно строил против него всевозможные козни, то насылая пожар, то порывами урагана разрушая его ветхие постройки. Направлял он к лесной келье подвижника и лихих разбойников. Но каждый раз молитва ограждала его от напастей.

Из числа прочих многочисленных аскетов и подвижников православия преподобный Нил выделяется особым, данным им вскоре после переселения на Селигер обетом нележания, исполняя который, он даже спал стоя, опершись на крюки, вбитые в стену кельи. Отошёл ко Господу святой угодник в 1555 году, завещав построить на месте своей кельи обитель. Его наказ был исполнен первым патриархом Московским и всея Руси Иовом в 1594 году. По его распоряжению на острове была основана Нило-Столобенская пустынь.

Монастырь Нило-Столобенская пустынь как доехать

Смутное время и милости царя Михаила Фёдоровича

Наступивший вскоре XVII век принёс Нило-Столобенскому монастырю немало испытаний. В результате страшных неурожаев, случившихся в годы правления Бориса Годунова, обитель лишилась своих основных средств к существованию. Впоследствии ситуация усугубилась бедствиями, постигшими страну в Смутные времена, когда все близлежащие земли и сама пустынь подверглись разграблению, творимому польско-литовскими захватчиками, а также разбойничьими шайками, во множестве появившимися в те годы.

Значительные улучшения в жизни монастырской братии наступили лишь после восшествия на престол государя Михаила Фёдоровича ─ основателя династии Романовых. Питая глубокое уважение к первому настоятелю обители архимандриту Нектарию, он повелел за казённый счёт ежегодно посылать в Нило-Столобенскую пустынь определённое количество денег и съестных припасов. Эта традиция, сохранившаяся и в последующие века, поддерживалась вплоть до октябрьского переворота 1917 года.

Начало монастырского строительства

Последующие десятилетия XVII века были отмечены возведением многочисленных монастырских построек. К ним относится деревянный пятиглавый храм Покрова Пресвятой Богородицы, а также Богоявленская церковь, сменившая собой часовню на могиле преподобного Нила, сгоревшую во время одного из пожаров.

В этот период на территории Нило-Столобенского мужского монастыря появились вновь отстроенные братские кельи, а также гостиничный и больничный корпус. Саму же территорию пустыни обнесли оградой, соорудив над главными вратами колокольню, оснащённую часами с боем, что по тем временам являлось неслыханной роскошью. Вплоть до конца века обитель пользовалась благоволением царствовавших особ, щедрые пожертвования которых дали возможность начать сооружение каменных монастырских построек.

Святыни Нило-Столобенского монастыря

Жизнь обители в XVIII веке

В истории Нило-Столобенского монастыря начало XVIII века отмечено многими неблагоприятными событиями, явившимися следствием политики, проводившейся в отношении церкви государем Петром I. Это и частичная секуляризация (отторжение) принадлежавших ей земель, и насильственный набор в армию молодых иноков, осуществлявшийся в годы Великой Северной войны. Результатом этого стала приостановка строительства на территории обители и значительное сокращение числа её насельников.

Лишь в 1756 году положение существенно улучшилось благодаря тому, что на основании решения Священного синода была совершена всецерковная канонизация преподобного Нила Столобенского. Отныне он начал поминаться в святцах наравне с остальными угодниками Божьими, а во дни его памяти ─ 7 (20) декабря и 27 мая (9 июня) во всех российских храмах стали возноситься подобающие случаю молитвы и читаться акафист, специально составленный осташковским протоиереем Андреем (Колоколовым).

Прославление святого, мощи которого, как и прежде, покоились в Нило-Столобенском монастыре, стало привлекать к нему многочисленные толпы паломников, что самым благоприятным образом сказалось на материальном благополучии братии.

Центр мирового паломничества

В наступившем вслед за тем XIX веке положение монастыря ещё больше упрочилось, и с полной уверенностью можно сказать, что он стал самым почитаемым во всём Верхневолжье. Известно, что в 1820 году поклониться святыням Нило-Столобенского монастыря пожелал государь Александр I. На Селигер он прибыл не с пустыми руками. Об этом можно судить по тому, что вскоре после его посещения в монастыре были широко развернуты строительные работы, результатом которых стало сооружение небывалого по красоте архитектурного комплекса.

История Нило Столобенского монастыря

В следующее царствование, при государе Николае I, его центром стало построенное в 1833 году величественное здание Богоявленского собора, а через несколько лет была произведена полная реконструкция всей прилегавшей к нему территории. Кроме того, необычайным по тем временам событием стала постройка гранитной набережной, протянувшейся по всей окружности острова, на котором расположен Нило-Столобенский монастырь. Озеро Селигер стало его живописным природным обрамлением. В результате к концу столетия обитель пользовалась такой славой, что стала вторым по посещаемости местом паломничества в мире, уступая лишь Гробу Господню в Иерусалиме.

Новая власть

Приход к власти большевиков в 1917 году положил конец благоденствию Нило-Столобенского монастыря. В феврале 1919 года, несмотря на многочисленные протесты как со стороны насельников обители, так и широких кругов местной общественности, была кощунственно вскрыта рака, из которой изъяли мощи преподобного Нила Столобенского и передали их в экспозицию местного краеведческого музея. Одновременно с этим обитель подверглась разграблению, сопоставимому лишь с бедствиями Смутных времён. Не считая прочих ценностей, одной лишь серебряной церковной утвари было вывезено более 33 пудов.

Поруганная святыня

Тем не менее жизнь в монастыре продолжалась ещё в течение 9 лет. Окончательно закрыт он был в 1928 году. Первое время в оставленных монахами помещениях размещалась трудовая коммуна, которую затем сменила колония для малолетних преступников. С 1939 по 1940 годы монастырские корпуса использовались для содержания в них польских военнопленных, большинство из которых было затем расстреляно.

В период Великой Отечественной войны на территории, принадлежавшей некогда монастырю, размещался военный госпиталь, а с 1945 года ─ вновь колония для несовершеннолетних правонарушителей. В 60-е годы там был организован дом престарелых, а с 1971 года территорию и все сохранившиеся к тому времени постройки передали в распоряжение комитета по туризму при ВЦСПС, после чего на острове начала действовать турбаза «Рассвет». Однако в 1988 году все прежние монастырские сооружения пришли в такую ветхость, что решением строительной комиссии дальнейшее их использование без капитального ремонта признали невозможным, и базу закрыли.

Нило-Столобенский монастырь озеро Селигер

Начало возрождения монастыря

Свежий ветер перемен, повеявший над страной в годы перестройки, не обошёл стороной и Нило-Столобенский монастырь. Тверская область, в которой он расположен, оказалась в авангарде событий, связанных с передачей Церкви незаконно отнятых у неё в прежние времена объектов. В 1990 году весь монастырский комплекс, признанный ещё задолго до этого ценным историко-архитектурным объектом и взятый под охрану государства, был передан в распоряжение РПЦ.

Через год после этого, по окончании ряда наиболее важных восстановительных работ, в Богоявленском соборе впервые за долгие годы была совершена литургия. Её отслужил глава Тверской и Кашинской епархии архиепископ Виктор (Олейник). Иными яркими моментами начавшегося процесса возрождения монастыря стало перенесение в него из Осташковского краеведческого музея мощей преподобного Нила Столобенского и прославление в лике новомучеников, насельников обители, ставших жертвами советского режима, осуществлявшего тотальный террор в отношении служителей церкви.

Жемчужина озера Селигер

Сегодня, как и в былые годы, среди наиболее значимых очагов российского православия воссиял и Нило-Столобенский монастырь. Патриарх Кирилл, а также иные руководители Русской православной церкви часто посещают его, совершая молебны в стенах одного из красивейших соборов, возведённого мастерами XIX века и возвращённого к жизни после долгих десятилетий духовного мрака и запустения. Частыми его гостями становятся также члены правительства России. Сюда же со всех концов страны едут и многочисленные паломники, желающие увидеть этот старинный монастырь.

Нило-Столобенский монастырь Тверская область

Нило-Столобенская пустынь: как доехать

Все желающие посетить монастырь в качестве паломников или просто туристов должны прежде всего доехать до города Осташкова, находящегося от него на расстоянии 22 км. Те, кто не располагает личным транспортом, могут добраться по железной дороге. Для москвичей это прямой поезд Москва ─ Осташково, отправляющийся с Ленинградского вокзала.

Петербуржцы, в свою очередь, могут воспользоваться поездом, следующим до Великих Лук и отходящим от Московского вокзала. Последний же этап пути можно проделать на одном из рейсовых автобусов, следующих от вокзала до деревни Светлицы, находящейся на берегу Селигера. Отправляются они с интервалами 1-1,5 часа. Там, кстати, на полуострове, уходящем в озеро, находится часть построек, принадлежащих монастырю.

Нило-Столобенская пустынь, адрес которой — Тверская обл., Осташкинский р-н., п/о Светлица, гостеприимно открывает двери для всех желающих осмотреть ее достопримечательности и поклониться хранящимся здесь святыням.

fb.ru

Нило-столобенская пустынь

Преподобный Нил Столобенский родился во второй половине XV века в одном из селений Деревской Пятины Жабенского погоста в Новгородской земле (в некоторых текстах Жития преподобного его родиной называется самое селение Жабна — центр погоста или волости). Благочестивые родители воспитали его в страхе Божием, в любви к молитве и чтению душеполезных книг. После их кончины около 1505 года преподобный принял монашеский постриг с именем в честь преподобного Нила Синайского (V; память 12 ноября) в обители преподобного Саввы Крыпецкого (+ 1495; память 28 августа). После принятия иночества святой Нил мужественно вооружился против внутренних страстей диавола. С усердием исполняя все возложенные на него послушания, он беспрекословно повиновался игумену. Во всех поступках преподобный Нил проявлял смирение, кротость и незлобие. Укротив страсти, смирив плоть постом и бдением и омыв душу слезами, он сделался избранным сосудом Святого Духа.

Чтобы избежать мирской славы, преподобный Нил в 1515 году испросил благословение настоятеля и покинул Крыпецкий монастырь для пустынножительства. Полагаясь на указание Божие, преподобный прошел много необитаемых мест и наконец, придя в Ржевскую землю, избрал пустынное лесистое место близ реки Серемхи (или Черемхи). Поставив небольшую келью, святой предался подвигам непрестанной молитвы и воздержания. Пищей служили желуди и другие плоды леса. Бесы, чтобы устрашить святого и прогнать его из пустыни, являлись ему в виде свирепых зверей и гадов. Они с пронзительным свистом и шипением устремлялись на него, но святой подвижник отгонял их молитвой и крестным знамением. Не имея возможности изгнать преподобного из пустыни, бесы научали злых людей причинять ему вред. Однажды к святому отшельнику пришли разбойники, думая найти у него какие-либо сокровища. Узнав об их приходе, преподобный Нил сотворил молитву и вышел им навстречу с иконой Божией Матери в руках. Разбойникам показалось, что с преподобным идет множество вооруженных людей. Они испугались и стали просить у святого прощения. Святой Нил с любовью принял их покаяние и отпустил с миром.

Через 13 лет, по устроению Промысла Божия, имя преподобного Нила стало известно во многих окрестных селениях. Многие стали приходить к нему за благословением, наставлениями и советами. Подвижническая жизнь святого отшельника вызвала мирскую хвалу, и это крайне огорчало смиренного инока. В ночных молитвах он со слезами просил Пресвятую Богородицу наставить его на путь уединенных подвигов.

Однажды в тонком сне преподобный услышал повеление идти на остров Столобный, расположенный на озере Селигер. Переселение преподобного Нила на этот пустынный остров произошло в 1528 году. Первую зиму святой прожил в выкопанной им в горе пещере, а затем построил небольшую деревянную келью и часовню. Враг рода человеческого попытался изгнать святого и из этого места, являясь ему и угрожая бедами. Он научил и окрестных поселян вредить подвижнику. Никому ранее не нужный остров вдруг стал необходим жителям соседних с ним селений, и они решили вырубить на нем лес и распахать пашню. Срубленный же лес подожгли, надеясь, что вместе с ним сгорит и келья святого. Но когда огонь бушевал по острову и приблизился к жилищу преподобного Нила, по молитве святого пламя погасло. Как и в Серемской пустыни, на преподобного Нила напали разбойники, требуя сокровищ. Святой сказал им, что его сокровище находится в углу кельи — там стояла икона Божией Матери. Бросившись туда, разбойники ослепли. Раскаявшись в злых замыслах, они по молитве святого прозрели.
После продолжительной и усиленной борьбы со страстями и диаволом преподобный Нил удостоился от Господа дара духовного прозрения и рассуждения. Благодаря наставлениям преподобного многие люди исправляли свою жизнь, по его молитвам они получали помощь от Бога и утешение.

По молитвам святого укрощались волны на Селигере и застигнутые бурей рыбаки спасались от смерти. 27 лет прожил преподобный Нил на Столобном, с великим терпением перенося всякие напасти, скорби и лишения. Особым подвигом святого Нила было то, что он не ложился для сна, но спал сидя, оперевшись на два больших деревянных крюка, вбитых в стену кельи. За несколько лет до кончины преподобный Нил выкопал в часовне могилу и поставил в ней гроб, к которому приходил каждый день и оплакивал свои грехи.

 

Преподобному Нилу было открыто время его кончины —7 декабря 1554 года. Незадолго пред тем святого посетил его духовник — игумен Раковского Николаевского монастыря Сергий и причастил преподоб-ного Нила Святых Христовых Тайн. Преподобный предсказал возникновение иноческой обители на месте своих подвигов. Перед блаженной кончиной он окадил келью, а затем мирно почил сидя, оперевшись на деревянные крюки. Когда пришли братия Рожковской обители, то в келье святого почувствовали благоухание, а лик почившего сиял необыкновенным светом. Его погребли в приготовленном им гробе.

После кончины преподобного Нила на остров Столобный приходили иноки из разных монастырей, странствовавшие по святым местам, и жили в его келье некоторое время. Игуменом Антонием и иноком Германом над могилой преподобного была устроена гробница, у которой еще до основания обители совершались исцеления болящих. Около 1590 года инок Герман поселился на острове, где в то время жил странник Борис Холмогорец. По благословению митрополита Новгородского Александра (1576-1591) они построили деревянный храм в честь Богоявления с приделом во имя блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (+ 1557; память 2 августа).

Вскоре возникла обитель с общежительным уставом, получившая название Ниловой пустыни. Первым настоятелем ее был иеромонах Герман.

В 1595 году монахи-иконописцы Тверского Оршина Вознесенского монастыря Иов и Нифонт написали образ преподобного Нила, который был возложен на гробницу преподобного. В 1598—1600 годах Филофей Пирогов, инок Гефсиманского скита Троице-Сергиевого монастыря, составил стихиры и канон святому и написал его житие.

В 1665 году в монастыре произошел пожар, сгорели все деревянные строения, в том числе и храм. Для совершения богослужений была построена временная деревянная церковь, а 27 мая 1667 года над гробницей преподобного Нила был заложен новый каменный храм. Во время копания рвов для храма земля осыпалась, обнажив гроб; таким образом были обретены нетленные и благоуханные мощи преподобного Нила. По благословению митрополита Новгородского Питирима (на Новгородской кафедре с 1664 по 1672, затем — Патриарх Всероссийский; ( 1673) в этот день было установлено ежегодное празднование обретения святых мощей преподобного Нила. Чудотворные мощи его были переложены в новую гробницу и поставлены в деревянном Покровском храме. 30 октября 1669 года в новом каменном храме были освящены приделы во имя святого апостола Иоанна Богослова и блаженного Василия, Христа ради юродивого. Святые мощи преподобного Нила поставили в первом приделе, а 9 апреля 1671 года перенесли их в главный Богоявленский храм (после его освящения). С 17 мая 1756 года ежегодно стало совершаться торжественное обнесение святых мощей вокруг монастыря, позднее — крестный ход из города Осташкова. Сохранилось описание многочисленных исцелений, совершившихся у гробницы преподобного Нила по его святым молитвам. Ныне святые мощи преподобного Нила почивают в Богоявленском соборе монастыря.

Преподобный Нил Столобенский родился в семье крестьянина в небольшом селении Новгородской епархии. В 1505 году он приняв постриг в обители преподобного Саввы Крыпецкого близ Пскова. После 10 лет подвижнической жизни в киновии удалился на реку Серемлю, в сторону города Осташкова, где 13 лет вел строгую аскетическую жизнь в непрерывной брани с кознями диавола которые выражались в явлениях призраков — гадов и диких зверей. Многие жители из окрестных мест стали приходить к преподобному за наставлениями, но он стал этим тяготиться и молить Бога указать ему место для подвига безмолвия. Однажды после долгой молитвы он услышал голос: «Нил! Иди на озеро Селигер Там на острове Столобенском ты можешь спастись!» От приходивших к нему людей преподобный Нил узнал, где находится озеро и, придя туда, был поражен его красотой.

В середине озера — покрытый густым лесом остров; на нем преподобный нашел небольшую гору и выкопал пещеру, а спустя некоторое время построил хижину, в которой и прожил 26 лет. Подвиги строгого постничества и безмолвия сопровождал еще и другим, особенным подвигом — никогда не ложился спать, а позволял себе лишь легкую дремоту, опираясь на крюки, вделанные в стену келлии.

Богоугодная жизнь преподобного много раз возбуждала зависть врага, которая проявлялась через злобу местных жителей. Однажды кто-то поджег лес на острове, где стояла хижина преподобного, но пламя, дойдя до горы, чудесным образом угасло. В другой раз в хижину ворвались грабители. Преподобный сказал им:

«Все мое сокровище в углу кельи». Там стояла икона Богоматери. Разбойники стали искать деньги и ослепли. Тогда в слезах раскаяния стали они молить святого о прощении.

Известны и многие другие чудеса, совершенные преподобным. Он безмолвно отказывался от приношений, если совесть у приходивших к нему была нечиста или они находились в нечистоте телесной.

В предчувствии кончины преподобный Нил приготовил себе гроб. А к самому времени преставления прибыл на остров игумен одного из близлежавших монастырей и приобщил его Святых Тайн. По уходе игумена преподобный Нил в последний раз совершил молитву, окадил святые иконы и келлию и предал Господу бессмертную свою душу 7 декабря 1554 года. Прославление его святых мощей (ныне почивающих в Богоявленском соборе монастыря) совершилось в 1667 году с установлением празднования 27 мая и в день преставления.

Преподобный Нил Столобенский преставился 7 декабря 1554 года.

Много лет спустя на остров озера Селигер, где подвизался святой подвижник, пришел иеромонах Герман и вслед за ним холмогорец, странник Борис. Вместе они поселились на острове и построили храм в честь Богоявления с приделом во имя святого блаженного Василия, Московского чудотворца. Со временем на месте подвигов преподобного Нила возникла обитель, названная его именем. Иноками Оршина монастыря была написана икона преподобного Нила, на месте погребения святого стали совершаться чудесные исцеления больных. Впоследствии живший в обители святитель Нектарий, архиепископ Сибирский и Тобольский, решил построить каменный храм вместо прежнего, деревянного. Во время закладки фундамента земля осыпалась и открылись нетленные мощи преподобного Нила. Обретение мощей произошло 27 мая 1667 года, одновременно было установлено празднование преподобному в честь этого события.

www.nilostolobenskaja-pustyn.ru

Нило-Столобенская пустынь — это… Что такое Нило-Столобенская пустынь?

Координаты: 57°14′05″ с. ш. 33°03′49″ в. д. / 57.234722° с. ш. 33.063611° в. д. (G) (O) (Я)57.234722, 33.063611

Ни́ло-Столобе́нская пу́стынь (Ни́лова пу́стынь) — православный мужской монастырь, расположенный на острове Столо́бный[1] и частично на полуострове Све́тлица, в 10 километрах севернее города Осташкова, на озере Селиге́р. По дороге от Осташкова до монастыря около 25 километров.

История

Происхождение названия

Относительно названия острова — «Столо́бный» — существует две версии. По первой, он получил своё название из-за своей формы, похожей на столб, а по второй, на нём существовало древнее капище и стоял языческий жертвенный столб.

Преподобный Нил

Преподобный Нил Столобенский родился в конце XV столетия, недалеко от Великого Новгорода. Как его звали в миру, сейчас уже неизвестно, как и то, кем были его родители. Известно только, что после их смерти он отправился в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, который находился около Пскова. Там он принял постриг под именем Нил, в честь преподобного Нила Постника.

В 1515 году преподобный Нил покинул Крыпецкий монастырь и срубил в лесу, во Ржевском уезде у реки Серемхи, небольшую келью. Жил уединённо, питался травами и дубовыми желудями, всё время проводил в молитвах.

По преданию, в один из дней к преподобному Нилу пришли разбойники, решившие его убить. Однако он, сотворив молитву, вышел к ним с иконой Пресвятой Богородицы. Разбойникам привиделось, что преподобный окружён множеством вооружённых людей. В ужасе они упали к его ногам, раскаялись и стали просить прощения.

Постепенно слава об отшельнике разнеслась по окрестным селениям. Люди стали приходить к нему, прося молитв и наставлений. Такая молва стала тяготить преподобного, и через 13 лет после поселения у реки Серемхи, в 1528 году, он перебирается на новое место — остров Столобный на озере Селигер, в 7-ми верстах от Осташкова. Первый год он жил в выкопанной землянке, потом построил себе келью и часовню для молитв. По легенде, дьявол многократно насылал различные напасти на отшельника — пожары, нападения разбойников, пытался сбросить его келью в озеро. Однако, Преподобный Нил оставался непреклонен, преодолевая все нападения молитвой и верой.

Всего преподобный Нил прожил на острове 27 лет и перед смертью завещал построить на этом месте монастырь, что и было позже сделано. Существует поверье, что преподобный Нил дал обет нележания, в связи с чем никогда не находился в горизонтальном состоянии. И даже спал, подвесив себя за плечи верёвками или на крюках, вбитых в стену.

Преставился Нил в 1555 году и был погребён на острове Столобном. А в 1594 г. с разрешения Патриарха Иова была открыта монашеская обитель. Так и началась история мужского монастыря Нило — Столобенской Пустыни. Основателем монастыря был иеромонах Герман[2].

Монастырь

Нило-Столобенская пустынь — серебряная памятная монета Банка России

Основное время расцвета монастыря приходится на XVII—XIX, когда было построено большинство храмов и других современных построек.

В начале XX Нилова пустынь являлась наиболее посещаемой по количеству паломников российской святыней и второй в мире[источник не указан 1318 дней] после Гроба Господня. Количество постоянно живущих насельников достигало 1000 человек, на территории монастыря была даже своя больница.

После революции, в 1919 году все ценности были изъяты, мощи преподобного Нила вскрыты. Монастырь действовал до 1927 года, в дальнейшем он пережил несколько изменений. На конец 80-х гг. значительная часть построек была либо утрачена, либо находилась в полуразрушенном состоянии. За 63 года, до передачи Тверской епархии Русской Православной Церкви Нило-Столбенская пустынь успела «преобразиться» в:

  • 1927—1939 — трудовую коммуну, колонию для малолетних преступников;
  • 1939—1940 — лагерь для польских военнопленных;
  • 1941—1945 — госпиталь;
  • 1945—1960 — снова колонию;
  • 1960—1971 — дом престарелых;
  • 1971—1990 — турбазу.

В 1995 в монастырь возвращены мощи преподобного Нила[3].

Храмы монастыря

План монастыря в начале XIX века.
  • Богоявленский Собор. Начало постройки датируется 1671 годом, окончание работ по отделке — 1833. Серебряные ворота для собора отливались по эскизам Я. М. Колокольникова-Воронина. В ходе реставрации в 2006 году закончена внешняя отделка, заканчивается внутренняя. В храме открыто покоятся мощи преп. Нила, открытые в 1667 году и возвращённые в 1995. Внутренняя роспись практически полностью утрачена.
  • Надвратный храм во имя первоверховных ап. Петра и Павла.
  • Крестовоздвиженский храм — лёгкий и изящный храм, стоящий немного в стороне от основного монастырского комплекса. В этой церкви проходили обряды крещения, не выполняющиеся в основных храмах монастырей.
  • Надвратный храм преп. Нила.
  • Храм во имя Всех Святых, бывший до 1833 года соборным, далее — больничный. Одна из самых старых построек. В настоящее время практически полностью разрушен.
  • Церковь во имя святого Иоанна Предтечи и Покрова Богородицы, построенная на месте пещеры преподобного Нила. В 1939 году полностью разрушена, кирпичи пошли на дамбу, соединяющую остров с большой землёй. В настоящее время на месте храма проводятся раскопки[4].

Современные факты о монастыре

Нило-Столобенская пустынь, вид на купол храма и озеро с колокольни Богоявленского собора, август 2008 года. Нило-Столобенская пустынь, август 2008 года.
  • По состоянию на ноябрь 2012 года, в монастыре около 50 насельников, в том числе около 20 — в священном сане[5]
  • Монастырь имеет несколько подворий, в том числе в Торжке;
  • У монастыря есть своя пасека, в церковной лавке можно купить освящённый мед;
  • Также, в монастыре работают свечной, молочный и столярный цеха, есть коровник, конюшня.
  • Монастырь ведёт торговлю на православных ярмарках в Москве;
  • В настоящее время (21.08.2009) идет реставрация фасадов монастыря
  • Ночью, 2 мая 2010 года в 2 часа 22 минуты, на 83 году жизни, после тяжёлой продолжительной болезни, на 55 году служения Русской Православной Церкви в священном сане, скончался наместник монастыря Нило-Столобенская пустынь архимандрит Вассиан (Шуста) — старейший клирик Тверской епархии, почётный житель города Осташкова, известный общественный деятель, молитвенник и подвижник Селигерского края.
  • В монастыре действует гостиница для паломников[6].

См. также

Фотографии

  • Нило-Столобенская пустынь.

  • Мост на остров Столбный.

  • Богоявленский собор.

  • Нилова пустынь (сентябрь 2009).

  • Богоявленский собор.

  • Монастырские корпуса.

  • Внутренний двор.

  • Перешеек на о. Столбный.

Ссылки

Примечания

biograf.academic.ru

Нило-столобенская пустынь

172232, Тверская обл., Селижаровский район, с. Оковцы


Приписной к религиозной организации мужскому монастырю Нило-Столобенская пустынь остр. Столбный Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)


Контактная информация:

  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


История и описание:

История этого уникального чудотворного источника напрямую связана с историей явления чудотворной иконы Богоматери Оковецкая-Ржевская. «Оковецкая-Ржевская икона Богоматери» — это две чудотворные иконы: «Честного Животворящего Креста Господня» и «Богоматери с Младенцем и святителем Николаем». Именованы они по месту явления «Оковецкий лес» — древнее название Валдайской возвышенности, и названию «Ржевского уезда» куда входила эта местность и впоследствии, и возникло село Оковцы. Освященное благодатию явленных чудотворных образов, это место и в наши дни особо чтимо, как жителями Верхневолжья, так и многими паломниками со всей России.

Явленные чудотворные Оковецкие иконы


События, связанные с явлением чудотворной иконы, повествует нам рукопись «Сказания об Оковецких иконах» из собраний Российской Государственной библиотеки…

«… в лето 7047 (1539) года во дни державного и благочестивого царя и великого князя Иоанна Васильевича всея России, при преосвященном митрополите Московском и всея России Иоасафе ….. благоволил Бог подать людям своим, жаждущим в пределах града Ржева-Владимирова, на краю Оковецкой волости, свыше дарования чудес и тем милостиво призреть на род христианский – явление чудотворной иконы родившей Его Богоматери»

Иконы явились в лесной глуши у древнего городища на реке Пыршня, неподалеку от деревень Дрябки и Клочки. Среди их крестьян были «хищники» — жившие разбоем селяне – Иван, по прозвищу Пономарев, и его родной дядя Ермолай. Они сговорились с другими «хищниками» из Клочков угнать и привести на условленное место двух лошадей и двух коров. Быстро выполнив свой уговор, Иван и Ермолай пришли с добычей на условленное место в лесу. Войдя на Пыршневское городище, они увидели «чудо из чудес»: там сияло великое и преисполненное светом светило, там струились потоки из неизмеримых глубин неведомого сотворенного Божественного богатства премудрости, там открывалась сокровищница благодатных исцелений…

То была стоящая на древе икона Честного Животворящего Креста Господня, явилась она «около праздника Вознесения Господня».

Сначала опешившие крестьяне не поняли что происходит и, посчитав увиденное наваждением, попросту убежали с этого места. От проходивших мимо лесной чащи людей «хищники» слышали, что в этом лесу стоит протяжный звон. Они решили отправиться на городище поискать драгоценный клад, но не найдя никаких ценностей, увидели лишь икону Креста Господня, укрепленную на сосне.

В деревне Клочки не сразу поверили их рассказу, но отправившись в лес действительно обрели икону Креста Господня. Вторую же чудотворную икону Богородицы никто не заметил, так как она была в самой чаще леса. Далее, согласно «Сказанию…» события развивались следующим образом. Житель деревни Клочки по имени Исидор направился за 10 верст к «Спасу на погост» пригласить из этого храма священника совершить в доме молебен. Не найдя батюшку ввиду его занятости на праздничной службе, он решил идти к иноку Стефану из Свято-Троицкого монастыря в Селижарове и рассказал о явленной иконе на древнем городище. Собрав множество народа Стефан и Исидор в день Пятидесятницы отправились в лес и, придя на городище (на месте нынешней церкви и кладбища села Оковцы), все увидели икону Креста Господня. Народ возрадовался и поклонился явленному образу. Между тем налетел буйный ветер, и окрестность погрузилась во мрак, а на городище воздух сиял. И в это время инок Стефан и все пришедшие ясно увидели на сосне вторую чудотворную икону Богородицы Одигитрии с Младенцем, сидевшим на Ее руке, и рядом предстоял святитель Николай Чудотворец. Иконы были явлены друг от друга на расстоянии 10 локтей.

Инок Стефан с трепетом прикоснулся к чудотворному Богородичному образу, и как только он обрел сию икону, началась страшная буря, подул сильный ветер как бы от иконы, поднялся неистовый шум, но еще ярче прежнего стал сиять повсюду необыкновенный свет. Весь народ пребывал в страхе и трепете и в великом изумлении, дивясь такому необыкновенному свету.

«Сказание…» указывает, что в первый день по Пятидесятнице 25 человек получили исцеление благодатию от Бога и родившей Его Богоматери. Видя так обильно изливающуюся благодать Божию, инок Стефан «подробну вся исписа: како честный и животворящий крестъ Господень въ пределахъ ихъ явися и обретение Богородицыны иконы како бысть и како многое исцеление даровася в различныхъ недузехъ зле страждущимъ…», и отправился с этим описанием в Москву.

Когда Великому князю Государю Иоанну IVбыл представлен инок Стефан, изложивший события явления икон, он отправляет своего слугу воина Феодора и священника Григория для удостоверения о происходивших событиях.

Прибывшие из Москвы люди также стали свидетелями Божественной благодати перед праздником Илии Пророка: здесь вновь 42 человека получили исцеление. Засвидетельствовав лично чудеса исцеления, посланники поспешили к царю Иоанну Васильевичу и Московскому митрополиту Иоасафу с донесением о чудесах и привезли в свидетели местного жителя Иону. Выслушав донесение, царь приказал поставить на месте обретения церкви во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня и Пресвятой Богородицы Одигитрия с приделом святителя Николая Чудотворца. Деревья, на которых явились иконы, государь повелел срубить. Церкви были освящены священниками соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле. От царя прислали слугу с подарками для новых церквей: ризами, книгами и различной церковной утварью.

О чудотворных иконах даровавших исцеление быстро разнеслась слава по всей земле Русской. И всем кто был болен и с «верою простирал к Богородице усердное моление и проливал пред Нею свои теплые слезы, Она всегда подавала и подает множества исцелений».

В конце 1540 чудотворные иконы были принесены в Москву. По пути следования в городе Ржеве получили исцеление 9 человек, в селе Рождественское исцелилась расслабленная женщина, вышедшая встречать иконы. Жители Москвы, наслышанные о таком изобилии исцеляющей благодати от чудотворных икон вышли встречать их за 25 верст от Москвы.

Чудотворные иконы были торжественно встречены Государем Иоанном Грозным, братом его Юрием, Московским митрополитом и всем собором сначала в Новинском монастыре, потом в Успенском соборе Кремля. В честь Ржевской иконы Божией матери была возведена церковь у Пречистенских ворот, возможно, благодаря которой и была названа улица Пречистенка. На обратном пути следования икон в селе Новое Городище исцелилось еще 4 человека, во Ржеве исцелились еще несколько человек. Всего за 8 дней пути исцеление получили 26 человек.

«Сказание…» и другие исторические материалы подробно повествуют о большом числе исцелений людей от этих чудотворных икон на протяжении трех столетий.

Особое почитание Оковецкие иконы имели в Ржевском и Зубцовском уездах. С 1875 года по разрешению Священного Синода чудотворная икона ежегодно на июнь месяц переносили в город Ржев. Принесение чудотворной иконы сопровождалось особой торжественностью и благоговением верующих горожан. Икону на разное время выставляли во всех храмах Ржева, совершая богослужения и молебны, благословлялось носить ее по домам обычных горожан для совершения молебнов. В 1907 году Оковецкая чудотворная икона (ввиду того что обе явленные иконы были установлены в одну иконную доску, икона стала упоминаться в единственном числе), ежегодно на две недели стала приноситься и в город Зубцов. Надо отметить, что основное население этих уездов были старообрядцы, а явленные при Иоанне Грозном иконы одинаково почитались и старообрядцами и прихожанами Русской Православной Церкви, что способствовало духовному единению людей.

В период междуцарствия, церкви на Оковце были разрушены и разорены, как и все окрестные земли, поляками и литовцами. Чудотворные явленные Оковецкие иконы по промыслу Божию были вывезены в Новгород и находились там до 1667 года также являя чудеса исцеления болящим. В том же году был восстановлен и Оковецкий храм, возобновились богослужения.

В 1930 году храм во имя Смоленской иконы Богоматери, где находились в тот момент явленные иконы, закрыли. Дальнейшая судьба Оковецких чудотворных икон неизвестна.

Святой источник Оковецкий

Сегодня Оковецкий источник , как и в прежние времена, принимает многочисленных гостей и паломников, стремящихся побывать в этих, осененных благодатию Божией, местах и испробовать воды из источника или окунуться в него. В любое время года источник открыт для всех гостей.

Усилиями прихожан Оковецкого храма и всех жителей села Оковцы, благотворителей и монастыря Нило-Столобенская пустынь, на месте бывшей часовни на святом источнике возведен и освящен храм во имя Преображения Господня, возобновились регулярные богослужения священнослужителями Ниловой пустыни. Стало традицией ежегодно 24 июля по н.ст. в день празднования Чудотворной иконы Богоматери Оковецкая-Ржевская, Архиепископом Тверским и Кашинским Виктором с местными священнослужителями и братией Ниловой пустыни совершать литургию с водосвятным молебном на Оковецком источнике.

Сам источник представляет собой округлый водоем, обложенный тесаным гранитом в 1878 году накрытый сверху шатровым куполом. Большие размеры водоема обусловлены мощным потоком воды, бьющим со дна колодца. Сила потока такова, что может удерживать на весу небольшие брошенные камни. Вытекающая вода разделяется на два потока – мощная струя отведена по желобу для желающих попить, умыться или наполнить водой емкости. Основной же поток выходит в купальни и дальше в речку Пыршню.

Источник расположен на возвышенном полуострове, окаймляемом упомянутой рекой. Источник почитается Святым именно по преданиям об исцелениях явленных на этом месте. Как в прежние времена, так и сегодня паломники, приезжающие поклониться чудотворной Оковецкой иконе или Преподобному Нилу Столобенскому, считают своим долгом побывать на этом ключе и, помолившись, – прежде в часовне – а ныне в храме при источнике, окунуться, или облиться его водой, или пьют саму воду.

В наши дни благодаря небольшому монастырскому производству и те, кто не имеет возможности лично побывать на Святом Оковецком источнике, могут испробовать этой цельбоносной воды, разлитой в пластиковые емкости.

Оковецкий источник является скитом монастыря Нило-Столобенская пустынь, и здесь постоянно подвизаются и трудятся насельники и трудники обители.

Недалеко от Оковецкого ключа, в деревне Рылово находится монастырская пасека. Полюбившийся уже многим гостям Ниловой пустыни, монастырский мёд приносят нам 60 семей трудолюбивых пчел. В ближайших планах обители значительное расширение монастырской пасеки до 150 семей, ввиду большого спроса на монастырский мед, его высоких вкусовых качеств и экологически чистого района сбора.

Приписные часовни:

1) Часовня, д. Пустошка, Селижаровский р-он.


Духовенство храма
:

Настоятель:

Иеромонах Герман (Фисенко Григорий Федорович)


Схема проезда до оковецкого источника


Найти на карте:

www.nilostolobenskaja-pustyn.ru

Нило-Столобенская пустынь — Тверская область, Тверская область

Фото с wikipedia.org

Ни́ло-Столобе́нская пу́стынь (Ни́лова пу́стынь) — православный мужской монастырь, расположенный на острове Столо́бный и частично на полуострове Све́тлица, в 10 километрах севернее города Осташкова, на озере Селиге́р. По дороге от Осташкова до монастыря около 25 километров.

История

Происхождение названия

Относительно названия острова — «Столо́бный» — существует две версии. По первой, он получил своё название из-за своей формы, похожей на столб, а по второй, на нём существовало древнее капище и стоял языческий жертвенный столб.

Преподобный Нил

Преподобный Нил Столобенский родился в конце XV столетия, недалеко от Великого Новгорода. Как его звали в миру, сейчас уже неизвестно, как и то, кем были его родители. Известно только, что после их смерти он отправился в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, который находился около Пскова. Там он принял постриг под именем Нил, в честь преподобного Нила Постника.

В 1515 году преподобный Нил покинул Крыпецкий монастырь и срубил в лесу, во Ржевском уезде у реки Серемхи, небольшую келью. Жил уединённо, питался травами и дубовыми желудями, всё время проводил в молитвах.

По преданию, в один из дней к преподобному Нилу пришли разбойники, решившие его убить. Однако он, сотворив молитву, вышел к ним с иконой Пресвятой Богородицы. Разбойникам привиделось, что преподобный окружён множеством вооружённых людей. В ужасе они упали к его ногам, раскаялись и стали просить прощения.

Постепенно слава об отшельнике разнеслась по окрестным селениям. Люди стали приходить к нему, прося молитв и наставлений. Такая молва стала тяготить преподобного, и через 13 лет после поселения у реки Серемхи, в 1528 году, он перебирается на новое место — остров Столобный на озере Селигер, в 7-ми верстах от Осташкова. Первый год он жил в выкопанной землянке, потом построил себе келью и часовню для молитв. По легенде, дьявол многократно насылал различные напасти на отшельника — пожары, нападения разбойников, пытался сбросить его келью в озеро. Однако, Преподобный Нил оставался непреклонен, преодолевая все нападения молитвой и верой.

Всего преподобный Нил прожил на острове 27 лет и перед смертью завещал построить на этом месте монастырь, что и было позже сделано. Существует поверье, что преподобный Нил дал обет нележания, в связи с чем никогда не находился в горизонтальном состоянии. И даже спал, подвесив себя за плечи верёвками или на крюках, вбитых в стену.

Преставился Нил в 1555 году и был погребён на острове Столобном. А в 1594 г. с разрешения патриарха Иова была открыта монашеская обитель. Так и началась история мужского монастыря Нило—Столобенской Пустыни. Основателем монастыря был иеромонах Герман.

Монастырь

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 22 декабря 2014.

На ведуте 1789 года

По кончине преподобного Нила близ его могилы на острове стали селиться отшельники-молитвенники, ими и был основан монастырь. До революции Нило-Столобенский монастырь был в числе самых почитаемых в России, ежегодно сюда приезжали тысячи людей. В 1828[уточнить] году обитель посетил император Александр I. В 1858 году вокруг острова соорудили гранитную набережную.

В начале XX количество постоянно живущих насельников достигало 1000 человек, на территории монастыря была даже своя больница.

После революции, в 1919 году все ценности были изъяты, мощи преподобного Нила вскрыты. Монастырь действовал до 1927 года, в дальнейшем он пережил несколько изменений. На конец 80-х гг. значительная часть построек была либо утрачена, либо находилась в полуразрушенном состоянии. За 63 года, до передачи Тверской епархии Русской православной церкви Нило-Столбенская пустынь успела «преобразиться» в:

  • 1927—1939 — трудовую коммуну, колонию для малолетних преступников;
  • 1939—1940 — лагерь для польских военнопленных;
  • 1941—1945 — госпиталь;
  • 1945—1960 — снова колонию;
  • 1960—1971 — дом престарелых;
  • 1971—1990 — турбазу.

В 1990 году комплекс Нило-Столобенской пустыни передали Русской Православной Церкви. В 1995 в монастырь возвращены мощи преподобного Нила.

При археологических раскопках на территории обители было установлено, что в XVIII веке здесь работала крупнейшая на тот момент мастерская по производству нательных крестов[источник не указан 362 дня].

Храмы монастыря

План монастыря в начале XIX века.
  • Богоявленский собор. Начало постройки датируется 1671 годом, окончание работ по отделке — 1833. Серебряные ворота для собора отливались по эскизам Я. М. Колокольникова-Воронина. В ходе реставрации в 2006 году закончена внешняя отделка, заканчивается внутренняя. В храме открыто покоятся мощи преп. Нила, открытые в 1667 году и возвращённые в 1995. Внутренняя роспись практически полностью утрачена.
  • Надвратный храм во имя первоверховных ап. Петра и Павла.
  • Крестовоздвиженский храм — лёгкий и изящный храм, стоящий немного в стороне от основного монастырского комплекса. В этой церкви проходили обряды крещения, не выполняющиеся в основных храмах монастырей.
  • Надвратный храм преп. Нила.
  • Храм во имя Всех Святых, бывший до 1833 года соборным, далее — больничный. Одна из самых старых построек. В настоящее время практически полностью разрушен.
  • Церковь во имя святого Иоанна Предтечи и Покрова Богородицы, построенная на месте пещеры преподобного Нила. В 1939 году полностью разрушена, кирпичи пошли на дамбу, соединяющую остров с большой землёй. В настоящее время на месте храма проводятся раскопки.

Современные факты о монастыре

  • По состоянию на ноябрь 2012 года, в монастыре около 50 насельников, в том числе около 20 — в священном сане
  • Монастырь имеет несколько подворий, в том числе в Торжке;
  • У монастыря есть своя пасека, в церковной лавке можно купить освящённый мед;
  • Также, в монастыре работают свечной, молочный и столярный цеха, есть коровник, конюшня.
  • Монастырь ведёт торговлю на православных ярмарках в Москве;
  • В настоящее время (21.08.2009) идет реставрация фасадов монастыря
  • Ночью, 2 мая 2010 года в 2 часа 22 минуты, на 83 году жизни, после тяжёлой продолжительной болезни, на 55 году служения Русской Православной Церкви в священном сане, скончался наместник монастыря Нило-Столобенская пустынь архимандрит Вассиан (Шуста) — старейший клирик Тверской епархии, почётный житель города Осташкова, известный общественный деятель, молитвенник и подвижник Селигерского края.
  • В монастыре действует гостиница для паломников.
  • У монастыря есть своя ювелирная мастерская (возрождённый промысел обители) .

tropki.ru

Нило-столобенская пустынь

172232, Тверская обл., Селижаровский район, с. Оковцы


Приписной к религиозной организации мужскому монастырю Нило-Столобенская пустынь остр. Столбный Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)


Контактная информация:

  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


История и описание:

История этого уникального чудотворного источника напрямую связана с историей явления чудотворной иконы Богоматери Оковецкая-Ржевская. «Оковецкая-Ржевская икона Богоматери» — это две чудотворные иконы: «Честного Животворящего Креста Господня» и «Богоматери с Младенцем и святителем Николаем». Именованы они по месту явления «Оковецкий лес» — древнее название Валдайской возвышенности, и названию «Ржевского уезда» куда входила эта местность и впоследствии, и возникло село Оковцы. Освященное благодатию явленных чудотворных образов, это место и в наши дни особо чтимо, как жителями Верхневолжья, так и многими паломниками со всей России.

Явленные чудотворные Оковецкие иконы


События, связанные с явлением чудотворной иконы, повествует нам рукопись «Сказания об Оковецких иконах» из собраний Российской Государственной библиотеки…

«… в лето 7047 (1539) года во дни державного и благочестивого царя и великого князя Иоанна Васильевича всея России, при преосвященном митрополите Московском и всея России Иоасафе ….. благоволил Бог подать людям своим, жаждущим в пределах града Ржева-Владимирова, на краю Оковецкой волости, свыше дарования чудес и тем милостиво призреть на род христианский – явление чудотворной иконы родившей Его Богоматери»

Иконы явились в лесной глуши у древнего городища на реке Пыршня, неподалеку от деревень Дрябки и Клочки. Среди их крестьян были «хищники» — жившие разбоем селяне – Иван, по прозвищу Пономарев, и его родной дядя Ермолай. Они сговорились с другими «хищниками» из Клочков угнать и привести на условленное место двух лошадей и двух коров. Быстро выполнив свой уговор, Иван и Ермолай пришли с добычей на условленное место в лесу. Войдя на Пыршневское городище, они увидели «чудо из чудес»: там сияло великое и преисполненное светом светило, там струились потоки из неизмеримых глубин неведомого сотворенного Божественного богатства премудрости, там открывалась сокровищница благодатных исцелений…

То была стоящая на древе икона Честного Животворящего Креста Господня, явилась она «около праздника Вознесения Господня».

Сначала опешившие крестьяне не поняли что происходит и, посчитав увиденное наваждением, попросту убежали с этого места. От проходивших мимо лесной чащи людей «хищники» слышали, что в этом лесу стоит протяжный звон. Они решили отправиться на городище поискать драгоценный клад, но не найдя никаких ценностей, увидели лишь икону Креста Господня, укрепленную на сосне.

В деревне Клочки не сразу поверили их рассказу, но отправившись в лес действительно обрели икону Креста Господня. Вторую же чудотворную икону Богородицы никто не заметил, так как она была в самой чаще леса. Далее, согласно «Сказанию…» события развивались следующим образом. Житель деревни Клочки по имени Исидор направился за 10 верст к «Спасу на погост» пригласить из этого храма священника совершить в доме молебен. Не найдя батюшку ввиду его занятости на праздничной службе, он решил идти к иноку Стефану из Свято-Троицкого монастыря в Селижарове и рассказал о явленной иконе на древнем городище. Собрав множество народа Стефан и Исидор в день Пятидесятницы отправились в лес и, придя на городище (на месте нынешней церкви и кладбища села Оковцы), все увидели икону Креста Господня. Народ возрадовался и поклонился явленному образу. Между тем налетел буйный ветер, и окрестность погрузилась во мрак, а на городище воздух сиял. И в это время инок Стефан и все пришедшие ясно увидели на сосне вторую чудотворную икону Богородицы Одигитрии с Младенцем, сидевшим на Ее руке, и рядом предстоял святитель Николай Чудотворец. Иконы были явлены друг от друга на расстоянии 10 локтей.

Инок Стефан с трепетом прикоснулся к чудотворному Богородичному образу, и как только он обрел сию икону, началась страшная буря, подул сильный ветер как бы от иконы, поднялся неистовый шум, но еще ярче прежнего стал сиять повсюду необыкновенный свет. Весь народ пребывал в страхе и трепете и в великом изумлении, дивясь такому необыкновенному свету.

«Сказание…» указывает, что в первый день по Пятидесятнице 25 человек получили исцеление благодатию от Бога и родившей Его Богоматери. Видя так обильно изливающуюся благодать Божию, инок Стефан «подробну вся исписа: како честный и животворящий крестъ Господень въ пределахъ ихъ явися и обретение Богородицыны иконы како бысть и како многое исцеление даровася в различныхъ недузехъ зле страждущимъ…», и отправился с этим описанием в Москву.

Когда Великому князю Государю Иоанну IVбыл представлен инок Стефан, изложивший события явления икон, он отправляет своего слугу воина Феодора и священника Григория для удостоверения о происходивших событиях.

Прибывшие из Москвы люди также стали свидетелями Божественной благодати перед праздником Илии Пророка: здесь вновь 42 человека получили исцеление. Засвидетельствовав лично чудеса исцеления, посланники поспешили к царю Иоанну Васильевичу и Московскому митрополиту Иоасафу с донесением о чудесах и привезли в свидетели местного жителя Иону. Выслушав донесение, царь приказал поставить на месте обретения церкви во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня и Пресвятой Богородицы Одигитрия с приделом святителя Николая Чудотворца. Деревья, на которых явились иконы, государь повелел срубить. Церкви были освящены священниками соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле. От царя прислали слугу с подарками для новых церквей: ризами, книгами и различной церковной утварью.

О чудотворных иконах даровавших исцеление быстро разнеслась слава по всей земле Русской. И всем кто был болен и с «верою простирал к Богородице усердное моление и проливал пред Нею свои теплые слезы, Она всегда подавала и подает множества исцелений».

В конце 1540 чудотворные иконы были принесены в Москву. По пути следования в городе Ржеве получили исцеление 9 человек, в селе Рождественское исцелилась расслабленная женщина, вышедшая встречать иконы. Жители Москвы, наслышанные о таком изобилии исцеляющей благодати от чудотворных икон вышли встречать их за 25 верст от Москвы.

Чудотворные иконы были торжественно встречены Государем Иоанном Грозным, братом его Юрием, Московским митрополитом и всем собором сначала в Новинском монастыре, потом в Успенском соборе Кремля. В честь Ржевской иконы Божией матери была возведена церковь у Пречистенских ворот, возможно, благодаря которой и была названа улица Пречистенка. На обратном пути следования икон в селе Новое Городище исцелилось еще 4 человека, во Ржеве исцелились еще несколько человек. Всего за 8 дней пути исцеление получили 26 человек.

«Сказание…» и другие исторические материалы подробно повествуют о большом числе исцелений людей от этих чудотворных икон на протяжении трех столетий.

Особое почитание Оковецкие иконы имели в Ржевском и Зубцовском уездах. С 1875 года по разрешению Священного Синода чудотворная икона ежегодно на июнь месяц переносили в город Ржев. Принесение чудотворной иконы сопровождалось особой торжественностью и благоговением верующих горожан. Икону на разное время выставляли во всех храмах Ржева, совершая богослужения и молебны, благословлялось носить ее по домам обычных горожан для совершения молебнов. В 1907 году Оковецкая чудотворная икона (ввиду того что обе явленные иконы были установлены в одну иконную доску, икона стала упоминаться в единственном числе), ежегодно на две недели стала приноситься и в город Зубцов. Надо отметить, что основное население этих уездов были старообрядцы, а явленные при Иоанне Грозном иконы одинаково почитались и старообрядцами и прихожанами Русской Православной Церкви, что способствовало духовному единению людей.

В период междуцарствия, церкви на Оковце были разрушены и разорены, как и все окрестные земли, поляками и литовцами. Чудотворные явленные Оковецкие иконы по промыслу Божию были вывезены в Новгород и находились там до 1667 года также являя чудеса исцеления болящим. В том же году был восстановлен и Оковецкий храм, возобновились богослужения.

В 1930 году храм во имя Смоленской иконы Богоматери, где находились в тот момент явленные иконы, закрыли. Дальнейшая судьба Оковецких чудотворных икон неизвестна.

Святой источник Оковецкий

Сегодня Оковецкий источник , как и в прежние времена, принимает многочисленных гостей и паломников, стремящихся побывать в этих, осененных благодатию Божией, местах и испробовать воды из источника или окунуться в него. В любое время года источник открыт для всех гостей.

Усилиями прихожан Оковецкого храма и всех жителей села Оковцы, благотворителей и монастыря Нило-Столобенская пустынь, на месте бывшей часовни на святом источнике возведен и освящен храм во имя Преображения Господня, возобновились регулярные богослужения священнослужителями Ниловой пустыни. Стало традицией ежегодно 24 июля по н.ст. в день празднования Чудотворной иконы Богоматери Оковецкая-Ржевская, Архиепископом Тверским и Кашинским Виктором с местными священнослужителями и братией Ниловой пустыни совершать литургию с водосвятным молебном на Оковецком источнике.

Сам источник представляет собой округлый водоем, обложенный тесаным гранитом в 1878 году накрытый сверху шатровым куполом. Большие размеры водоема обусловлены мощным потоком воды, бьющим со дна колодца. Сила потока такова, что может удерживать на весу небольшие брошенные камни. Вытекающая вода разделяется на два потока – мощная струя отведена по желобу для желающих попить, умыться или наполнить водой емкости. Основной же поток выходит в купальни и дальше в речку Пыршню.

Источник расположен на возвышенном полуострове, окаймляемом упомянутой рекой. Источник почитается Святым именно по преданиям об исцелениях явленных на этом месте. Как в прежние времена, так и сегодня паломники, приезжающие поклониться чудотворной Оковецкой иконе или Преподобному Нилу Столобенскому, считают своим долгом побывать на этом ключе и, помолившись, – прежде в часовне – а ныне в храме при источнике, окунуться, или облиться его водой, или пьют саму воду.

В наши дни благодаря небольшому монастырскому производству и те, кто не имеет возможности лично побывать на Святом Оковецком источнике, могут испробовать этой цельбоносной воды, разлитой в пластиковые емкости.

Оковецкий источник является скитом монастыря Нило-Столобенская пустынь, и здесь постоянно подвизаются и трудятся насельники и трудники обители.

Недалеко от Оковецкого ключа, в деревне Рылово находится монастырская пасека. Полюбившийся уже многим гостям Ниловой пустыни, монастырский мёд приносят нам 60 семей трудолюбивых пчел. В ближайших планах обители значительное расширение монастырской пасеки до 150 семей, ввиду большого спроса на монастырский мед, его высоких вкусовых качеств и экологически чистого района сбора.

Приписные часовни:

1) Часовня, д. Пустошка, Селижаровский р-он.


Духовенство храма
:

Настоятель:

Иеромонах Герман (Фисенко Григорий Федорович)


Схема проезда до оковецкого источника


Найти на карте:

www.nilostolobenskaja-pustyn.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *