Население стамбул – Население Стамбула | Стамбул, Турция, профессионально

Стамбул | История Вики | Fandom

Шаблон:Города Турции Стамбу́л (тур. İstanbul) — крупнейший город, важный морской порт, крупный промышленно-торговый и культурный центр Турции (население 10 млн. чел. — 2006 г.). Расположен на берегах пролива Босфор, имеет огромное международное историческое культурное значение. До 1930 года назывался Константино́поль (греч. Κωνσταντινούπολις, тур. Konstantiniyye), до 450 года Но́вый Рим или Второй Рим (греч. Νέα Ρώμη, лат. Nova Roma), до 330 года Виза́нтий (греч. Βυζάντιον). В средневековых русских летописях был известен как Царьград, в современном русском языке это уже архаизм, но в болгарском и сербском слово (в форме Цариград) всё ещё употребляется как синоним слову Истанбул (Стамбул). После основания Турецкой республики в 1923 году столица страны была перемещена из Константинополя (Стамбула) в Анкару. 28 марта 1930 года турецкими властями город был переименован в Стамбул

.

Столица Римской, а затем Византийской империи. Однажды был захвачен русским князем Олегом. 29 мая 1453 года был завоеван армией Османской империи под начальством османского султана Мехмеда II.

    Следы первых поселений вокруг Стамбула были обнаружены на Азиатской стороне города и относятся к неолиту. Первое поселение в окрестностях нынешнего дворца Топкапы могут быть отнесены к бронзовому веку.

    ВизантийПравить

    Первой известной датой в истории Стамбула считается 680 году до нашей эры, когда на азиатской стороне Босфора появились первые греческие поселенцы из Мегара (мегарейцы) — их колонией стал Халкедон, ныне район города Кадыкёй.

    Непосредственно сам город Византий основал Визант (Визас) из Мегара в 667 году до нашей эры. Согласно легенде дельфийский Оракул дал напутствие Византу, в котором было предсказано поселиться в том месте, откуда «будет плохо видно людей напротив» или «напротив слепых». Основав город на полуострове, образованным проливом Босфор, бухтой Золотой рог и Мраморным морем, Визант вскоре прослышал про цивилизацию, живущую на противоположной стороне залива и которая называлась Халкидон, он чувствовал её, но не мог разглядеть. Визант посчитал их слепцами, что при выборе места поселения они несмогли разлядеть удачный европейский полуостров.

    Удачное географическое и стратегическое положение способствовало бурному развитию торговли и процветанию города. Город контролировал Босфор, и соответственно торговые пути из Европы в Азию и из Чёрного моря в Эгейское. Но благодаря такому важному положению город много раз подвергался нападениям.

    В 515 году до н.э., во время похода Дария на скифов, город был подчинён персидской власти. После сражения при Платеях город освободился от персидской власти с помощью спартанского и афинского флота (Павзаний) и вновь получил важное

    history.wikia.org

    Население Стамбула 🎓²

    Население современного Стамбула, несмотря на его долгую и сложную историю и огромные размеры, однородно. Порядка 98% населения современного города идентифицируют себя с турецким этносом, называют турецкий язык родным, и являются мусульманами (разной степени религиозности). При этом происхождение жителей Стамбула сильно варьирует, отражая процесс сложных миграций в Османской империи, чьей столицей и являлся Стамбул. Как показывает подробные анализы, несмотря на абсолютное преобладание турецкого языка, собственно тюркский генетический элемент у жителей Турции (а тем более Стамбула) не очень значителен — не более трети. Объясняется данный феномен интенсивной исламизацией и тюркизацией нетурецких народов, в первую очередь греков, которые составляли основное население города до середины XV века. Таким образом демографическую (а также культурно-лингвистическую) историю Стамбула можно условно разделить на два периода: греческий (раннеантичный, римский и византийский) и турецкий (средневековый и современный). Для обоих периодов характерно интенсивное смешение разнообразного по происхождению населения в пределах города при культурно-политическом диктате одного из народов. Переход Стамбула (Константинополя) из одной демографической сферы в другую был долгим и сложным, завершившись к 1955 году (См. Стамбульский погром 1955

    ).

    Древнегреческая колонизация, осуществлявшаяся из Ионии привела к образованию посёлка Византий, население которого состояло из греков, а также эллинизированного местного населения (фраки, скифы) и рабов самого разнообразного происхождения. Во II-III века нашей эры местное население постепенно отходит от язычества к христианству (раньше чем в собственно Греции). Во времена поздней античности, несмотря на сильное римское влияние, эллинистический характер города сохранился. Официальный перенос сюда столицы в 330 году из Рима приводит к строительному буму, резкому росту численности населения, которое за 70 лет увеличивается в пять раз, достигнув 440 тыс. к 400 году. В VI-VIII веках, наблюдается период демографического застоя, так как Великое переселение народов, в частности славян приводит к утрате городом контроля над Балканами, а значит и балканским населением, которое постепенно славянизируется. В XI-XII веке, когда Византия фактически предстваляла собой греко-славянское государство, присутствие славян в городе было существенным (в основном это были болгары и македонцы, позднее сербы, среди знати которых было престижно получить образование в Царьграде), хотя они, по-видимому, не составляли здесь такую значительную долю населения как в Адрианополе (Эдирне) или в Солуни (Салоники). Славяне, скорее всего уступали по численности армянской диаспоре. Византию IX-X веков не зря именуют греко-армянским государством: армяне составляли не менее десятой части жителей города и их отношения с греками были менее конфликтными, чем у славян, хотя ни те, ни другие, несмотря на христианизацию и владение греческим языком, не ассимилировались до конца

    .

    В поздневизантийский период XIV-XV веков (династия Палеологи) греко-православное население Константинополя, разграбленного в 1204 году крестоносцами и венецианцами, уже не в состоянии больше восполнить свои демографические потери. Феодальная раздробленность Балкан и постоянные междоусобицы приводят к росту этнолингвистической балканизации (сепаратизма) регионов бывшей империи и ослаблению процесса эллинизации, ранее сближавшего её народы. Греческое население города стремительно сокращается от голода и болезней. К 1453 году сам Константинополь представляет собой не миллионный мегаполис поздней античности, а скорее горстку посёлков и деревушек, перемежающихся с виноградниками и пастбищами для овец за полуразрушенными городскими стенами. Население «империи» сокращается до 80 тыс. человек. После 1365 года, когда пал Адрианополь (Эдирне) вплоть до 1453 (Падение Константинополя) граница турецких владений начиналась непосредственно за городскими стенами, то есть поздняя Византийская империя превратилась фактически в город-государство. При этом и после официального изгнания крестоносцев в 1261 году, когда пала Латинская империя, в квартале Пера (ныне Бейоглу, Стамбул) продолжали проживать генуэзские купцы и левантийцы, фактически контролировавшие внешнеэкономическую жизнь города и его морскую торговлю). Кроме того, в городе издавна (ещё со времён арабских нашествий VII-IX веков, когда торгово-экономические связи империи с Востоком увеличились) имелся и мусульманский квартал, в котором проживали купцы и выходцы с востока: арабы, персы, тюрки; имелась своя мечеть, присутствие которой в христианском городе привело крестоносцев в ярость. После захвата города турецким султаном Мехмедом II многие христианские защитники города погибли или были проданы в рабство. Уцелели лишь сдавшиеся султану жители квартала Фанар — так называемые греки-фанариоты. Большинство церквей в городе султан превращает в мечети, организуется интенсивная поддержка исламизации путём организации институтов мусульманской системы вакуфа. В город активно привлекаются турецко-мусульманские мигранты из Малой Азии и Фракии — турки-османы, в том числе ерюки. Поощряется массовый переход местного православного населения в ислам. И всё же сам султан пожелал создать в городе относительно многонациональную атмосферу, конечно, при чётком доминировании мусульман. Так, в разрушенный город им вновь были приглашены и христиане: греки, а также армяне и болгары. Была создана система религиозных миллетов, при которой, несмотря на некоторую долю свободы вероисповедания, подчёркивалось правовое превосходство мусульман и их доминирующее положение в заново отстроенном городе, который стал своего рода столицей ислама в XVI—XIX веках

    .

    В XV-XX веках в процесс, помимо мусульманизировавшихся греков, стали интенсивно вовлекаться албанцы, начавшие во времена правления садразама Мехмета Кепрюлю в массовом порядке переходить в ислам, и активно заселявшие Стамбул, а также армяне(не обязательно хемшины, жившие компактно в Причерноморье), южные славяне (в особенности боснийцы, помаки и [сакалиба ?], янычары, представлявшие самые различные немусульманские этносы (в принципе янычарам запрещалось обзаводиться семьями, однако с 17-го века этот запрет стал все более активно нарушаться), [чвенебури ?], лазы, крымские татары, северокавказские народы и т.д. Первая османская перепись населения проведённая в 1477 году показала рост численности населения города до 175 тыс. человек и выявила преобладание в Стамбуле мусульман (нетюркского происхождения), представлявших собой не вполне цельный конгломерат представителей вышеперечисленных народов (57%), при всё ещё значительном греко-православном меньшинстве (35%), 15% — армяне, 4% евреи. Интересно, что подобная демографическая картина оставалась относительно стабильной вплоть до 1920-х годов, хотя христианские народы города, оказавшись в положении меньшинства, постепенно проходили процесс аккультурации и частично языковой ассимиляции (переход на турецкий язык с сохранением приверженности к православию или другим религиям). Собственно тюрки (представленные в Турции в основном туркменами), за исключением весьма незначительного числа крымских татар, не селились в Стамбуле вплоть первой половины 20-го века

    .

    Динамика численности населения

    :
    ГодНаселение
    1927680 857
    1935741 148
    1940793 949
    Октябрь 1945860 558
    Октябрь 1950983 041
    Октябрь 19551 268 771
    Октябрь 19601 466 535
    Октябрь 19651 742 978
    Октябрь 19702 132 407
    ГодНаселение
    Октябрь 19752 547 364
    Октябрь 19802 772 708
    Октябрь 19855 475 982
    Октябрь 19906 620 241
    Ноябрь 19978 260 438
    Октябрь 20008 803 468
    Январь 20059 797 536
    Январь 200610 034 830
    201012 783 000

    academic2.ru

    Стамбул Википедия

    Город
    Стамбул
    тур. İstanbul
    Istanbul Montage 2016.png
    Против часовой стрелки, начиная с верхнего правого угла: Топкапы, Собор Святой Софии, Цистерна Базилика, вокзал Хайдарпаша, мечеть Сулеймание, общий вид Стамбула
    41°00′36″ с. ш. 28°57′37″ в. д.HGЯOL
    Страна Istanbul Montage 2016.png Турция
    Ил Стамбул
    Мэр Имамоглу Экрем
    Основан 667 до н. э.
    Прежние названия до 330 — Византий
    до 1930 год — Константинополь
    Площадь
    Высота центра 100 м
    Часовой пояс UTC+3
    Население ил — ▲15 029 231[1] человек (2012)
    Плотность 2480,9 чел./км²
    Национальности турки, курды, армяне, крымские татары, евреи, греки, русские и другие
    Конфессии мусульмане-сунниты,
    православные,
    христиане армянского толка,
    иудеи
    Катойконим стамбу́лец,
    стамбу́лка,
    стамбу́льцы[2]
    Официальный язык турецкий
    Телефонный код +90 212 (европейская часть)
    +90 216 (азиатская часть)
    Почтовые индексы 34010-34850
    80000-81800
    Автомобильный код 34
    Стамбул (Турция)

    ruwikiorg.ru

    definition of Население_Стамбула and synonyms of Население_Стамбула (Russian)

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Население современного Стамбула, несмотря на его долгую и сложную историю и огромные размеры, на удивление однородно. Порядка 98% населения современного города идентифицируют себя с турецким этносом, называют турецкий язык родным, и являются мусульманами (разной степени религиозности). При этом происхождение жителей Стамбула сильно варьирует, отражая процесс сложных миграций в Османской империи, чьей столицей и являлся Стамбул. Как показывает подробные анализы, несмотря на абсолютное преобладание турецкого языка, собственно тюркский генетический элемент у жителей Турции (а тем более Стамбула не очень значителен — не более трети). Объясняется данный феномен интенсивной исламизацией и тюркизацией нетурецких народов, в первую очередь греков, которые составляли основное население города до середины XV века. Таким образом демографическую (а также культурно-лингвистическую) историю Стамбула можно условно разделить на два периода: греческий (раннеантичный, римский и византийский) и турецкий (средневековый и современный). Для обоих периодов характерно интенсивное смешение разнообразного по происхождению населения в пределах города при культурно-политическом диктате одного из народов. Переход Стамбула (Константинополя) из одной демографической сферы в другую был долгим и сложным, завершившись к 1955 году (См. Стамбульский погром 1955).

    Греческий период

    Древнегреческая колонизация, осуществлявшаяся из Ионии привела к образованию посёлка Византий, население которого состояло из греков, а также эллинизированного местного населения (фраки, скифы) и рабов самого разнообразного происхождения. Во II-III века нашей эры местное население постепенно отходит от язычества к христианству (раньше чем в собственно Греции). Во времена поздней античности, несмотря на сильное римское влияние, эллинистический характер города сохранился. Официальный перенос сюда столицы в 330 году из Рима приводит к строительному буму, резкому росту численности населения, которое за 70 лет увеличивается в пять раз, достигнув 440 тыс. к 400 году. В VI-VIII веках, наблюдается период демографического застоя, так как Великое переселение народов, в частности славян приводит к утрате городом контроля над Балканами, а значит и балканским населением, которое постепенно славянизируется. В XI-XII веке, когда Византия фактически предстваляла собой греко-славянское государство, присутствие славян в городе было существенным (в основном это были болгары и македонцы, позднее сербы, среди знати которых было престижно получить образование в Царьграде), хотя они, по-видимому, не составляли здесь такую значительную долю населения как в Адрианополе (Эдирне) или в Солуни (Салоники). Славяне, скорее всего уступали по численности армянской диаспоре. Византию IX-X веков не зря именуют греко-армянским государством: армяне составляли не менее десятой части жителей города и их отношения с греками были менее конфликтными, чем у славян, хотя ни те, ни другие, несмотря на христианизацию и владение греческим языком, не ассимилировались до конца.

    Переходный период

    В поздневизантийский период XIV-XV веков (династия Палеологи) греко-православное население Константинополя, разграбленного в 1204 году крестоносцами и венецианцами, уже не в состоянии больше восполнить свои демографические потери. Феодальная раздробленность Балкан и постоянные междоусобицы приводят к росту этнолингвистической балканизации (сепаратизма) регионов бывшей империи и ослаблению процесса эллинизации, ранее сближавшего её народы. Греческое население города стремительно сокращается от голода и болезней. К 1453 году сам Константинополь представляет собой не миллионный мегаполис поздней античности, а скорее горстку посёлков и деревушек, перемежающихся с виноградниками и пастбищами для овец за полуразрушенными городскими стенами. Население «империи» сокращается до 80 тыс. человек. После 1365 года, когда пал Адрианополь (Эдирне) вплоть до 1453 (Падение Константинополя) граница турецких владений начиналась непосредственно за городскими стенами, то есть поздняя Византийская империя превратилась фактически в город-государство. При этом и после официального изгнания крестоносцев в 1261 году, когда пала Латинская империя, в квартале Пера (ныне Бейоглу, Стамбул) продолжали проживать генуэзские купцы и левантийцы, фактически контролировавшие внешнеэкономическую жизнь города и его морскую торговлю). Кроме того, в городе издавна (ещё со времён арабских нашествий VII-IX веков, когда торгово-экономические связи империи с Востоком увеличились) имелся и мусульманский квартал, в котором проживали купцы и выходцы с востока: арабы, персы, тюрки; имелась своя мечеть, присутствие которой в христианском городе привело крестоносцев в ярость. После захвата города турецким султаном Мехмедом II, многие христианские защитники города погибли или были проданы в рабство. Уцелели лишь сдавшиеся султану жители квартала Фанар — так называемые греки-фанариоты. Большинство церквей в городе султан превращает мечети, организуется интенсивная поддержка исламизации путём организации институтов мусульманской системы вакуфа. В город активно привлекаются турецко-мусульманские мигранты из Малой Азии и Фракии, — турки-османы, в том числе ерюки. Поощряется массовый переход местного православного населения в ислам. И всё же, сам султан пожелал создать в городе относительно многонациоальную атмосферу, конечно при чётком доминировании мусульман. Так в разрушенный город им вновь были приглашены и христиане: греки, а также армяне и болгары. Была создана система религиозных миллетов, при которой, несмотря на некоторую свободы вероисповедания, подчёркивалось правовое превосходство мусульман и их доминирующее положение в заново отстроенном городе, который стал своего рода столицей ислама в XVI-XIX веках.

    Османский период

    В XV-XX веках в процесс были интенсивно вовлечены албанцы, начавшие во времена правления садразама Мехмета Кепрюлю в массовом порядке переходить в ислам, и активно заселявшие Стамбул, а также армяне(не обязательно хемшины, жившие компактно в Причерноморье),южные славяне (в особенности боснийцы, помаки и [сакалиба ?], янычары, представлявшие самые различные немусульманские этносы (в принципе янычарам запрещалось обзаводиться семьями, однако с 17-го века этот запрет стал все более активно нарушаться), [чвенебури ?], лазы, крымские татары, северокавказские народы и т.д. Первая османская перепись населения проведённая в 1477 году показала рост численности населения города до 175 тыс. человек и выявила преобладание мусульман в городе (57%) при всё ещё значительном греко-православном меньшинстве (35%), 8% — евреи и армяне. Интересно, что подобная демографическая картина оставалась относительно стабильной вплоть до 1920-х годов, хотя христианские народы города, оказавшись в положении меньшинства, постепенно проходили процесс аккультурации и частично языковой ассимиляции (переход на турецкий язык с сохранением приверженности к православию или другим религиям).

    Динамика численности населения:

    ГодНаселение
    Октябрь 1945860 558
    Октябрь 1950983 041
    Октябрь 19551 268 771
    Октябрь 19601 466 535
    Октябрь 19651 742 978
    Октябрь 19702 132 407
    Октябрь 19752 547 364
    Октябрь 19802 772 708
    Октябрь 19855 475 982
    Октябрь 19906 620 241
    ГодНаселение
    Ноябрь 19978 260 438
    Октябрь 20008 803 468
    Январь 20059 797 536
    Январь 200610 034 830

    Греческое меньшинство Стамбула

    dictionary.sensagent.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *