Население алатыря – Туристический паспорт города Алатыря Чувашской Республики

Алатырь — Википедия

Город
Алатырь
чуваш. Улатӑр, эрз. Ратор ош[источник не указан 211 дней]
ФлагГерб
54°51′00″ с. ш. 46°35′00″ в. д.HGЯO
Страна Россия Россия
Субъект Федерации Чувашия
Городской округ город Алатырь
Глава администрации Боголюбов Юрий Николаевич[1]
История и география
Основан в 1552 году
Первое упоминание 1552
Город с 1552 года
Площадь 41,7 км²
Высота центра 130 м
Тип климата умеренно континентальный
Часовой пояс UTC+3
Население
Население ↘35 298[2] человек (2017)
Плотность 846,47 чел./км²
Национальности русские — 87,3 %, мордва — 7,2 %, чуваши — 4,1 %
Конфессии православные и другие конфессии
Этнохороним ала́тырцы, ала́тырец
Цифровые идентификаторы
Телефонный код +7 83531
Почтовый индекс 42982X

wiki2.red

Историческая справка | г. Алатырь Чувашской Республики

 Алатырь – город с многовековой историей. Возникновение города в XVI веке связано с русской колонизацией Поволжья. После основания в 1221 г. Нижнего Новгорода рубежи русских земель стали перемещаться на восток, и уже в XIV веке граница России с Золотой Ордой проходила по левобережью Суры, которая, являясь естественной водной преградой, к тому же активно застраивалась городами и острогами.

 Датой основания города считается 1552 год (в некоторых источниках 4 августа), и связана она с первым летописным упоминанием. Летопись, говоря о принятии Иваном IV решения идти на Казань, упоминает Алатырь.

 На первых порах «крепость» и «город» были понятия равнозначные. Без города не было крепости, без крепости не было города. Крепости для своего времени являлись грозными сооружениями.

 Вот как первоначально выглядела крепость Алатырь: «В северо-восточном углу города, обращенном к устью реки Алатыря и Суры, на горе было устроено Иоанном Грозным укрепление, в форме пятиугольника, и ограждено снаружи рвом, а внутри бревенчатой стеной с дозорными и проезжими башнями».Одна из башен носила название Силинской. На них стояли или чугунная пушка, или пищаль (затинная). Башни были дубовые, рубленные в четыре угла, с чердаками, крышами и лестницами внутри».

 Население города, состоявшее из военно-служилых людей (дворян и детей боярских, пушкарей, затинщиков, стрельцов и казаков и пр.), прибыло сюда «из разных мест». Здесь служили стародубцы и рославцы, в начале XVII в. переводятся военнослужащие из Рязани, Тулы, Алексина, Мценска, Новосиля, Черня, Плова, Солова и других городов.

 Преобладали дворяне и дети боярские. Дворяне делились на московских, имевших поместья в Московском уезде, и городовых, которые несли военную службу по наряду. Наиболее боеспособной силой были стрельцы, которые также делились на московских и городовых.

 Первоначально  Алатырь входил  в состав городов так называемого «Казанского разряда» и управлялся  Приказом Казанского дворца.

 В 1583 году в разряд входили Казань, Нижний Новгород, Астрахань, Васильсурск, Козьмодемьянск, Чебоксары, Свияжск, Тетюши, Лаишев,  Алатырь, Арзамас, Курмыш, Кокшайск, Алать, Арск.

 Алатырь упоминается в древних народных легендах, сказаниях, заговорах как метафора солнца – огненного камня, хранящего в себе крепость и могущество. Таким крепким и могучим «камнем» на страже рубежей Московского государства стал основанный царем Иваном Грозным в 1552 году город-крепость Алатырь. Много раз он подвергался нападениям ногайцев и бунтовщиков С. Разина, Е. Пугачева. Еще два века Алатырь воспитывал и пестовал воинов-охранителей Руси, несших дозорную службу в Алатырской засечной черте Темников – Алатырь – Тетюши. Недаром на гербовом щите города, утвержденном в 1780 году Указом Екатерины II, красуются «три золотых колчана в красном поле в знак того, что сих мест жители сие оружие с похвалою употреблять умели».

 На протяжении более четырех столетий город обустраивался и формировался как административный, духовно-культурный, торговый, а с начала XIX века – промышленный центр Алатырского уезда. В разные времена город входил в состав Казанской, Нижегородской и Симбирской губерний, а с 1925 года  вошел в состав Чувашии.

 Из 674 объектов культурного наследия, расположенных на территории республики, 93 находятся на территории города Алатыря, в том числе два – федерального значения. Это собор Иоанна Предтечи (1703 г.) и Николо-Знамен­ская церковь (1770 г.). 

Центром паломничества в Чувашии является Алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь. Согласно народному преданию, он был основан в царствование Ивана IV Грозного. Главным храмом монастыря является собор Троицы Живоначальной. Его высота вместе с главным крестом составляет 46 метров, а Колокольня, соперничающая по высоте со знаменитым Иваном Великим в Москве, достигает до 83 метров.

 

Богатую историю имеет Киево-Николаевский Новодевичий женский монастырь. Он был основан в 1639 году, пережил нашествие на город восстаний Разина и Пугачева. Несколько раз сгорал и отстраивался заново. Со дня своего основания монастырь пользовался особым вниманием и милостью русских царей и цариц: царь Михаил Федорович, Алексей Михайлович, императрица Екатерина II, императоры Павел I и Александр I, императрицы Елизавета Алексеевна и Мария Федоровна, великая княгиня Елена Павловна жаловали его своими дарами.

 Местные традиции деревянного зодчества и художественной обработки дерева в 

сочетании со стилевыми приемами классицизма, модерна, эклектики создают неповторимый колорит старинных улиц и переулков города. В Алатыре сохранен старый центр города из каменных домов XVIII – начала XX веков.

Большинство объектов культурного наследия города – образцы богатых купеческих особняков. Они представляют собой ценность не только как памятники архитектуры, но и как памятники истории.

 

galatr.cap.ru

Алатырь (город) — Традиция

ФлагГерб

Ошибка выражения: / не хватает операнда%; left: Ошибка выражения: * не хватает операнда%; height: 0; width: 0; margin: 0; padding: 0;»>

Ала́тырь (чувашск. Улатӑр, эрз. Ратор ош) — город в России, административный центр Алатырского района Чувашии.

Население 41,8 тыс. чел. (2009).

Город расположен в Среднем Поволжье, на левом берегу реки реки Сура, при впадении в неё притока Алатырь. Территория города — 41,7 км².

Герб и флаг города[править]

Герб города утверждён Указом Императрицы Екатерины II 22 декабря 1780 года и представляет собой «Три золотых колчана, наполненные стрелами, в красном поле, в знак того, что сих мест жители сие орудие с похвалою употреблять умели». Восстановлен в качестве официального символа города решением Собрания депутатов города Алатыря от 29 мая 2009 года.

Изначально в верхней части герба 1780 года находилась колонна с короной – герб Симбирской губернии. Также существовали советская версия герба (1979 года) и различные модификации дореволюционного, активно использовавшиеся в 1990-х – 2000-х годах.

Флаг города – «прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее композицию герба города Алатыря в красном и желтом цветах»

[1].

Официальной датой основания города считается 1552 год — время первого упоминания Алатыря в Патриаршей (Никоновской) летописи:

И учал государь мыслити з братом своим со князем Владимиром Андреевичем и з бояры и с всеми воеводами, как итти х Казани и на которые места; и приговорил итти государь надвое, вмещениа для людем, а самому государю итти на Володимерь и на Муром, а воевод отпустити на Резань и на Мещеру, а сходитца на Поле за Алатарем.[2]

Данный текст — один из фрагментов описания последнего (третьего) похода Ивана IV на Казань, закончившегося покорением Казанского ханства.

Упоминание Алатыря в одном ряду с другими городами позволило историкам высказать предположение, что к тому времени город уже существовал. В частности, в «Географическом Лексиконе» Ф. А. Полунина приводятся сведения, указывающие на то, что Алатырь был основан ещё в XIII веке, во времена княжения Юрия Всеволодовича Владимирского как острог на месте мордовской деревни, который в XVI веке был перенесён Иоанном IV на новое, более удобное для крепости место [3].

Разногласия среди историков вызывает и то, когда в действительности русское войско во главе с царём проходило по территории нынешнего города. Так, один из исследователей истории Присурья В. М. Шишкин, считает, что Алатырь мог быть основан Иоанном Васильевичем во время не последнего, а ещё 1-ого казанского похода (то есть в 1547—1548 годах) [4]

Безусловным и неоспоримым является лишь тот факт, что поселение на месте современного города существовало задолго до его упоминания в русских летописях. Это подтверждается и найденными остатками древнего городища (предположительно принадлежавшего одному из мордовских племён), и археологическими находками (в том числе X—XII веков), и сохранившимся в топонимике Алатыря названием эрзянского поселения Сандулеи (эрз. — Сянглей, «Развилка реки»).

Так или иначе, не позднее 1552 года (по версии В. Э. Красовского — 4 августа 1552 года [5]) царь Иоанн Васильевич подошёл со своим войском к высокому берегу Суры в месте впадения в неё реки Алатырь и «…приказал тут же при себе… построить город рубленый и укрепить его по всем правилам тогдашнего крепостного искусства, назвав его по имени реки — Алатырем» [5]. Именно с этого времени началась история города Алатыря как русского военного, культурного и религиозного форпоста на восточных границах Московского государства.

Вместе с Ядрином, Васильсурском и Курмышом (в настоящее время — посёлок на другой стороне Суры, в Нижегородской области) эти остроги стали проводниками военно-административного влияния Нижнего Новгорода — руки молодого Российского государства, обращённой на восток, на земли «горных черемис». Горные черемисы, то есть местные чуваши и правобережные марийцы, в свою очередь, за год до взятия Казани были приняты «под руку» Иоанна Васильевича, и это, по мнению историков, решило судьбу Казанского ханства. Так что, отмеченные в июне 2001 года 450 лет вхождения Чувашии в состав России, 450-летний юбилей Алатыря в 2002 году и 450 лет взятия Казани — связаны весьма тесно.

Алатырь. Симбирская улица. Фото нач. XX века

После того, как основанный на месте булгарского Сенбера русский Симбирск (по-чувашски до сих пор город называется «Чěмпěр») стал крупным административным центром, Горная сторона (почти территория современной Чувашии), «висевшая» между Нижним и Казанью, оказалась «растянутой» между вершинами треугольника — Симбирском, Нижним Новгородом, Казанью. Южные её районы, а также юг нижнего Посурья с Алатырем (то есть южная часть Алатырской провинции), передаваемые от Казани к Нижнему и обратно, в 1780 году отошли к Симбирскому наместничеству (затем губернии). В том же году Алатырь стал городом. На Симбирск, кстати, ориентировалась в XIX веке и большая часть Чувашии, по крайней мере, культурно (влияние Н. Новгорода не шло дальше Ядрина, а Казань была центром татарским и исламским). В Симбирске взросла национальная чувашская интеллигенция, следовательно, этот город есть место рождения современного национального самосознания чувашей. В этом плане, Алатырь — город двух монастырей, крупный миссионерский центр (ориентированный на чувашей и мордву), стал культурным форпостом Симбирска.

Советская власть внесла свои коррективы в ситуацию: для молодых национальных автономий были «взращены» собственные политические, экономические и культурные центры. Так возникли Чебоксары и Саранск. Соответственно, тройная периферия, включавшая всю нынешнюю Чувашию, половину Мордовии, юго-восток Нижегородской и северо-запад Ульяновской областей перестала существовать. Реликт этой территории — общая периферия четырёх городов (Н. Новгорода, Чебоксар, Ульяновска, Саранска) с центром в Алатыре, место пересечения разных экономических зон влияния, исторических, культурных регионов и национальных ареалов. Отсюда до Саранска 145 км, до Ульяновска 160 км, до Чебоксар 185 км.

Проведённое в 1920-х годах административно-территориальное межевание привело к ликвидации таких периферийных территорий. Части алатырского уезда, с которыми город до сих пор имеет тесные связи, были переданы Нижнему Новгороду, Саранску и Ульяновску, сам же Алатырь — русский город на мордовских землях (многие русские тут — ассимилированная мордва) — после некоторых колебаний, совершенно не учитывая мнение населения и несмотря на протесты Алатырского уисполкома и Ульяновского губисполкома, 7 сентября 1925 года был передан в состав Чувашии.

Численность населения Алатыря изменялась следующим образом: в 1795 г. в городе проживало 2830 чел., в 1825 г. — 3565. После постройки в 1893 году Московско-Казанской железной дороги, прошедшей через Алатырь, население города стало стремительно расти: в 1897 году оно составило 12209 чел., а к 1915 году — удвоилось, достигнув отметки в 25144 чел. и превратив Алатырь в крупнейший город на территории современной Чувашии (для сравнения — население Чебоксар в начале XX века составляло около 5500 жителей).

После 1917 года темпы роста населения города заметно снизились: в 1939 г. численность жителей составила 29800 чел., в 1959 г. — 36900 чел., в 1979 г. — 45300 чел., в 1989 г. — 47600 чел. Кризис в стране привёл к тому, что с начала 1990-х годов население города стало уменьшаться и составило по данным переписи 2002 года 43000 чел.

Архитектура и достопримечательности[править]

Почти 500-летняя история города оставила в наследство большое число памятников церковной, гражданской и промышленной архитектуры. На сегодняшний день в Алатыре насчитывается около 90 зданий и сооружений, имеющих историческую и культурную ценность. Два из них являются памятниками федерального значения. Жилые дома, церкви и монастыри строились в различные исторические периоды, и зачастую являются уникальными объектами. Местные традиции деревянного зодчества и художественной обработки дерева в сочетании со стилевыми приёмами классицизма, модерна, эклектики, создают неповторимый колорит старинных улиц и переулков Алатыря. И это, в свою очередь, делает ещё более острым вопрос о необходимости принятия комплексных масштабных мер по восстановлению и реконструкции исторического центра города с целью сохранения неповторимой, самобытной культуры Алатырского края.

В число наиболее ярких и значимых памятников города Алатыря входят:

Православные храмы и монастыри[править]

  • Собор Усекновения главы Иоанна Предтечи (1703 г.) — памятник федерального значения
  • Николо-Знаменская церковь (1770 г., классицизм) — памятник федерального значения
  • Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1747 г.)
  • Казанская (Пятницкая) церковь (1779 г., псевдорусский стиль), — находится в аварийном состоянии; пожар 2001 года уничтожил шатровую крышу колокольни
  • Крестовоздвиженская (Полевая) церковь (1826 г., классицизм)
  • Иверская (Больничная) церковь (1846 г.)
  • Церковь Иакова Алфеева (1875—1895 гг.)
  • Церковь Рождества Христова (1755 г.), — находится в аварийном состоянии
  • Софийская церковь (1787 г.), — имеются утраты, используется как цех з-да «Электроприбор»
  • Собор Святого духа Свято-Духовой пустыни (1830—1833 гг.), — имеются значительные разрушения

Свято-Троицкий мужской монастырь (изв. с 1584 г.):

  • Настоятельские и монашеские покои (1820—1830 гг.)
  • Церковь Св. Сергия Радонежского (1800 г.)
  • Придел Божией Матери Казанской и пещерная церковь Серафима Саровского (1849 г.)

Киево-Николаевский Новодевичий монастырь (основан в 1639 г.):

  • Вознесенская церковь (1753 г.), — имеются утраты
  • Покровская церковь (1764 г.)
  • Надвратная Церковь Святителя Николая (1737 г.)

Жилые и общественные здания[править]

  • Казначейство (сер. XIX в.)
  • Дом купцов Поповых (кон. XIX в.), — ул. Кирова, 1
  • Дом купца Антонова (1859 г.), — ул. Горшенина, 28
  • Здание магазина (1900-е гг., модерн), — ул. Ленина,10
  • Дом купца Н. П. Лебедева (1898 г.)
  • Земская управа (сер. XIX в.)
  • Дворянское собрание (с 1911 г. — кинотеатр «Патэ»)
  • Типография С. Ф. Родионова (1882 г., перестроена в 1913 г.)
  • Дом Штанковского (типография и книжный магазин С. К. Пшеничникова)
  • Здания реального училища (кон. XIX в.)
  • Городское училище (1908—1911 гг., арх. Ф. О. Ливчак)
  • Женская гимназия (1908 г.)
  • Здание уездного суда (1912 г.)
  • Духовное училище (кон. XIX в.)
  • Здание трактира (1908 г.), — в советское время в здании располагалась столовая № 2
  • Жилой дом по ул. Ленина (XIX в.), — памятник деревянного зодчества
  • Гостиница «Сибирь» (1900-е гг.), — ул. Комсомола, 38; находится в аварийном состоянии, разрушен 2-ой этаж

Промышленная архитектура[править]

  • Казённый винный склад (1898 г., арх. Павловский, Моргулин, Трескин), — ныне в здании располагается техникум железнодорожного транспорта)
  • Водонапорная башня (1912 г.)
  • Железнодорожное депо ст. Алатырь (1893 г.)
  • Производственные цеха паровозоремонтного завода (1893 г.), — в настоящее время — Алатырский механический завод

Православный Алатырь[править]

В последние годы активно ведётся новое строительство в Свято-Троицком монастыре. В Алатыре имеется также Киево-Николаевский Новодевичий монастырь.

Среднее профессиональное образование[править]

  • Алатырский автомобильно-дорожный техникум
  • Алатырский техникум железнодорожного транспорта (фили

traditio.wiki

Алатырь, Образование, Демография, Экономика

Флаг Алатырь

Герб Алатырь

СтранаРоссия
Субъект федерацииЧувашия
Городской округАлатырь
Часовой поясUTC+4
ГлаваМарискин Михаил Васильевич
Код ОКАТО97 404 000 000
Почтовый индекс42982X
Население▼ 41 552[1] человек (2010)
Высота центра130 м
Официальный сайтссылка
Автомобильный код21, 121
Тип климатаумеренно-континентальный
КоординатыКоординаты: 54°51′00″ с. ш. 46°35′00″ в. д. / 54.85° с. ш. 46.583333° в. д. (G) (O) (Я)54°51′00″ с. ш. 46°35′00″ в. д. / 54.85° с. ш. 46.583333° в. д. (G) (O) (Я)
Основан1552
Национальный составрусские — 87,3 %, мордва — 7,2 %, чуваши — 4,1 %
Телефонный код+7 83531
Город с1780
Площадь41,7 км²
Этнохоронимала́тырцы, ала́тырец

Алатырь (чуваш. Улатр, эрз. Ратор ош) — город в России, административный центр Алатырского района Чувашии.

Население — 41 552 чел. (2010).

Образование

Среднее профессиональное образование

  • Алатырский техникум железнодорожного транспорта (филиал Самарского Государственного университета путей сообщения)
  • Алатырский автомобильно-дорожный техникум
  • Алатырский сельскохозяйственный техникум

Начальное профессиональное образование

  • РГОУ НПО «Профессиональное училище № 3 г. Алатырь»

Высшее

  • Алатырский филиал Чувашского государственного университета
  • МГЭИ (филиал московского института)

Обшеобразовательные учреждения

  • Список школ Алатыря

Демография

Численность населения Алатыря изменялась следующим образом: в 1795 г. в городе проживало 2830 чел., в 1825 г. — 3565. После постройки в 1893 году Московско-Казанской железной дороги, прошедшей через Алатырь, население города стало стремительно расти: в 1897 году оно составило 12 209 чел., а к 1915 году — удвоилось, достигнув отметки в 25 144 чел. и превратив Алатырь в крупнейший город на территории современной Чувашии (для сравнения — население Чебоксар в начале XX века составляло около 5500 жителей).

После 1917 года темпы роста населения города заметно снизились: в 1939 г. численность жителей составила 29 800 чел., в 1959 г. — 36 900 чел., в 1979 г. — 45 300 чел., в 1989 г. — 47 600 чел. Кризис в стране привёл к тому, что с начала 1990-х годов население города стало уменьшаться и составило по данным переписи 2010 года 41 500 чел.

Экономика

В экономическом отношении город начал с торговли пушниной, земледелия и военной службы. В 18-м веке большую роль стали играть ремёсла и торговля. А в 19-м веке Алатырь стал развиваться, специализируясь на обслуживании «подконтрольных» территорий, торговле (город старокупеческий) и, обрабатывая лес, который сплавлялся по реке Алатырь из местных (восточно-мордовских) лесов. В конце 19-го века город прославился ярмарками и сельскохозяйственными выставками. А в начале 20-го тут было 24 фабрики и завода.

Алатырь. Крушение на Синдячкином железнодорожном мосту. Фото нач. XX века.

В 1893 году здесь прошла железнодорожная линия из Рузаевки на Свияжск (часть дороги ориентированной на связь Москвы с Казанью и дальше с восточными частями страны), были построены депо и железнодорожные мастерские (позднее — паровозоремонтный завод), остававшиеся единственным крупным промышленным предприятием на территории современной Чувашии вплоть до 1930-х годов. Строительство железной дороги послужило толчком активному развитию промышленности и торговли, привело к значительному росту населения.

До войны здешняя промышленность развивалась на старом дореволюционном фундаменте, в 50-60-е же здесь построили заводы «Электроприбор» (чем нанесли непоправимый ущерб историческому центру) и «Электроавтомат», на базе бывших Центральных ремонтных мастерских (ремонт лесообрабатывающего оборудования) открыли электромеханический завод. Но дальнейшего развития подобная высокотехнологичная промышленность не получила. В 1965 году была введена в действие бумажная фабрика. Тем не менее, с конца 1960-х всё заметнее становится «застой» в развитии городского хозяйства и появляются первые признаки начинающегося отставания и упадка Алатыря на фоне других городов Чувашской АССР.

Страницы: 1 2 3 4 5 …

 

 

 

travellers.ru

Алатырский район Википедия

Ала́тырский райо́н (чуваш. Улатăр районĕ) — административно-территориальная единица и муниципальное образование (муниципальный район) в составе Чувашской Республики Российской Федерации.

Административный центр — город Алатырь (не входит в состав района).

География

Район расположен в юго-западной части Чувашской Республики. Западная и южная стороны граничат с Республикой Мордовия (Ардатовский район) и Ульяновской областью (Сурский район), северная с Порецким и Ибресинским, восточная с Батыревским и Шемуршинским районами.

История

Алатырский район образован 5 сентября 1927 года. Его предшественником являлся Алатырский уезд. В соответствии с Законом Чувашской Республики от 24 ноября 2004 года № 37 «Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа» наделен статусом муниципального района.

Население

Численность населения
1993[3]1997[3]19992001[3]2002[4]2005[5]2009[6]2010[7]
24 700↘20 500↗22 600↘21 900↘21 630↘20 500↘18 603↘17 244
2011[8]2012[9]2013[10]2014[11]2015[12]2016[13]2017[2]
↘17 111↘16 659↘16 301↘15 808↘15 405↘15 191↘14 875

Плотность населения — 7,67 человека на 1 км².

Национальный состав

По данным переписи населения 2010 года национальный состав Алатырского района представлен русским, чувашским и мордовским этносами. Мордва является автохтонным народом Алатырского и соседнего Порецкого районов. На момент переписи населёнными пунктами с преобладающей численностью мордвы являются Алтышево (посёлок), Атрать (село), Кученяево, Низовка, Новое Алтышево, Баевка, Новиковка. Ещё в нескольких населённых пунтах мордва проживает в значительном количестве совместно с русскими: Атрать (посёлок), Алтышево (село), Борки и Анютино. Титульное население республики — чуваши, проживают на востоке района: сёла Сойгино, Старые Айбеси, Новые Айбеси, посёлки Первомайский, Чапаевка, Полукиря и Сальный.

Национальный состав района по итогам переписи населения 2010 года [14]
НаиональностьЧисло указавших национальность и доля от населения района
Чуваши22,04% (3 801)
Русские60,7 % (10 467 )
Татары0,96 % (166 )
Мордва13,33% (2 299 )

Муниципально-территориальное устройство

С 2004 года в Алатырском районе расположено 46 населённых пунктов в составе 16 сельских поселений:

Сельские поселенияАдминистративный центрКоличество
населённых
пунктов
НаселениеПлощадь,
км2
1Алтышевское сельское поселение село Алтышево 10 ↘771[2] 200,43[1]
2Атратское сельское поселение село Атрать 4 ↘1262[2] 128,30[1]
3Ахматовское сельское поселение село Ахматово 1 ↘713[2] 38,25[1]
4Восходское сельское поселение посёлок Восход 2 ↘998[2] 59,74[1]
5Иваньково-Ленинское сельское поселение село Иваньково-Ленино 4 ↘685[2] 308,37[1]
6Кирское сельское поселение посёлок Киря 2 ↘1593[2] 206,02[1]
7Кувакинское сельское поселение село Кувакино 4 ↘910[2] 129,52[1]
8Междуреченское сельское поселение село Междуречье 4 ↘542[2] 174,22[1]
9Мирёнское сельское поселение село Мирёнки 2 ↘954[2] 81,21[1]
10Новоайбесинское сельское поселение село Новые Айбеси 3 ↘682[2] 134,47[1]
11Октябрьское сельское поселение посёлок Алтышево 1 ↘1034[2] 97,29[1]
12Первомайское сельское поселение посёлок Первомайский 2 ↘555[2] 107,88[1]
13Сойгинское сельское поселение село Сойгино 1 ↘724[2] 61,60[1]
14Староайбесинское сельское поселение село Старые Айбеси 2 ↘750[2] 99,86[1]
15Стемасское сельское поселение село Стемасы 1 ↘1253[2] 61,06[1]
16Чуварлейское сельское поселение село Чуварлеи 3 ↗1449[2] 49,16[1]

Природа

Территория района по рельефу представляет собой холмистую равнину, расчленённую долинами небольших рек.

Полезные ископаемые представлены сырьём для производства кирпича (Алатырское и Атратское месторождения), строительными песками для производства известняково-песчаных блоков (Чуварлейское месторождение), трепелом, используемом для производства дырчатого кирпича (Алатырское месторождение), сырьём для керамзитного гравия (Стемасское месторождение), стекольными песками (Баевское месторождение) и другие. Есть месторождения торфа.

Климат района умеренно континентальный В июле температура в среднем 19-20 °С, в январе средняя температура около −12 °C. Район получает достаточное количество осадков от 400 до 500 мм в год.

Главные реки: Сура (протяжённость в пределах района свыше 50 км), Бездна (свыше 30 км), Люля (28 км), Алатырь (24 км) и другие. Поймы рек пересечены долинами впадающих в неё речек, старицами, местами заболочены. Лес и озера являются местом обитания охраняемых птиц: глухаря, тетерева, водоплавающих.

Почвы разнообразные: от дерново-подзолистых до серых лесных и чернозёмов, в поймах рек дерново-пойменно-аллювиальные и болотные.

Для района характерна сильная облесенность. В древостое сосна, ель, липа, ясень, клен, дуб. Леса — благоприятное место для создания рекреационных зон. В этом плане широко используется Чуварлейский лесной массив. В долине реки Суры располагается Присурский заповедник.

Экономика

Район специализируется на лесном хозяйстве.

Площадь сельскохозяйственных угодий составляет свыше 24% общей площади района.

Транспорт

По территории района проложена железнодорожная ветка Казань — Канаш — Рузаевка, проходят региональные автодороги 95К-001 Чебоксары — Сурское, 97К-002 «Аниш» федеральная автодорога М-7 «Волга» — Алатырь.

Символика

Герб Алатырского района

Утвержден решением собрания депутатов Алатырского района № 25/07 от 27 октября 2017 года.

В червлёном поле с узкой каймой многократно пересечённой серебром и золотом, три золотых колчана наполненных стрелами: два и один.

Флаг Алатырского района

Утвержден решением собрания депутатов Алатырского района № 25/07 от 27 октября 2017 года.

Прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее композицию герба Алатырского района в красном, жёлтом и белом цветах.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Чувашская Республика. Общая площадь земель муниципального образования
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года (рус.) (31 июля 2017). Дата обращения 31 июля 2017. Архивировано 31 июля 2017 года.
  3. 1 2 3 Численность населения по районам и городам Чувашии (погрешность 50 человек) (неопр.). Дата обращения 26 февраля 2015. Архивировано 26 февраля 2015 года.
  4. ↑ Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов — райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более (неопр.). Архивировано 3 февраля 2012 года.
  5. ↑ Численность населения по районам и городам Чувашской Республики на 1 января 2005 года (погрешность 50 человек) (неопр.). Дата обращения 3 марта 2015. Архивировано 3 марта 2015 года.
  6. ↑ Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, посёлкам городского типа и районам на 1 января 2009 года (неопр.). Дата обращения 2 января 2014. Архивировано 2 января 2014 года.
  7. ↑ Всероссийская перепись населения 2010 года. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, населённых пунктов Чувашской Республики (неопр.). Дата обращения 23 марта 2015. Архивировано 23 марта 2015 года.
  8. ↑ Чувашия. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2009-2014 годов
  9. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года (неопр.). Дата обращения 31 мая 2014. Архивировано 31 мая 2014 года.
  10. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов) (неопр.). Дата обращения 16 ноября 2013. Архивировано 16 ноября 2013 года.
  11. ↑ Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года (неопр.). Дата обращения 2 августа 2014. Архивировано 2 августа 2014 года.
  12. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года (неопр.). Дата обращения 6 августа 2015. Архивировано 6 августа 2015 года.
  13. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
  14. ↑ Итоги::Чувашстат (неопр.). www.chuvash.gks.ru. Дата обращения 29 января 2018.
  15. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 Численность населения районов Чувашской Республики (неопр.). Дата обращения 23 марта 2015. Архивировано 23 марта 2015 года.

См. также

Ссылки

wikiredia.ru

Алатырь — Википедия РУ

Герб города

Герб города утверждён указом императрицы Екатерины II 22 декабря 1780 года и представляет собой «Три золотых колчана, наполненные стрелами, в красном поле, в знак того, что сих мест жители сие орудие с похвалою употреблять умели».

Изначально в верхней части герба 1780 года находилась колонна с короной — герб Симбирской губернии. Также существовали советская версия герба (1979 года) и различные модификации дореволюционного, активно использовавшиеся в 1990-х — 2000-х годах.

Герб 1780 года был восстановлен в качестве официального символа города решением собрания депутатов города Алатыря от 29 мая 2009 года. В левом верхнем углу — квадратный флаг Чувашской республики. Над гербом располагается пятиконечная корона из золотого кирпича, показывающая, что герб принадлежит городскому округу.

Флаг города

Прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее композицию герба города Алатыря в красном и жёлтом цветах[3]. Утверждён 29 мая 2009 и внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 5007. Флаг составлен на основании герба Алатыря, по правилам и соответствующим традициям вексиллологии и отражает исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.

Символика

Лук и стрелы были важнейшим оружием дальнего боя и охоты на протяжении многих тысячелетий, чрезвычайно широко употреблялись и в Древней Руси, и в Чувашии. При этом колчан, футляр для стрел, изготавливался из кожи, дерева, ткани, позднее из металла. Стрелы в колчане укладывались оперением вверх. На Руси чаще всего использовалось оперение в два пера. Оперение стрел многократно упоминается в летописях, былинах и других источниках и изображается на памятниках искусства. Сказки, притчи об отдельной стреле, которую легко можно сломать, в то время как пучок стрел остаётся невредимым, распространены на Руси как образ силы, они демонстрировали верность утверждения «в единении — сила».

Три колчана со стрелами на флаге Алатыря отражают историческую связь времён, в то же время они олицетворяют единство и сплочённость народа, проживающего на древней Алатырской земле, готовность служить защите Родины.

Красный цвет в средневековой геральдике считался династическим. Кроме того, он символизирует такие качества как благородство, справедливость, любовь к Богу и ближнему, мужество, храбрость, власть.

Жёлтый (золотой) цвет колчанов со стрелами олицетворяет Солнце — источник жизни и богатства, как материального, так и духовного. Золото символизирует такие качества и понятия как верность, милосердие, а также мудрость.

Официальной датой основания города считается 1552 год, время первого упоминания Алатыря в Патриаршей (Никоновской) летописи:

 И учал государь мыслити з братом своим со князем Владимиром Андреевичем и з бояры и с всеми воеводами, как итти х Казани и на которые места; и приговорил итти государь надвое, вмещениа для людем, а самому государю итти на Володимерь и на Муром, а воевод отпустити на Резань и на Мещеру, а сходитца на Поле за Алатарем.[4] 

Данный текст — один из фрагментов описания последнего (третьего) похода Ивана IV на Казань, закончившегося покорением Казанского ханства.

Упоминание Алатыря в одном ряду с другими городами позволило историкам высказать предположение, что к тому времени город уже существовал. В частности, в «Географическом Лексиконе» Ф. А. Полунина приводятся сведения, указывающие на то, что Алатырь был основан ещё в XIII веке, во времена княжения Юрия Всеволодовича Владимирского как острог на месте мордовской деревни, который в XVI веке был перенесён Иоанном IV на новое, более удобное для крепости место[5].

Историк В. Д. Димитриев в своем обширном исследовании «Из истории городов Чувашии второй половины XVI — начала XVII веков» пишет[6]

 татарский историк Хюсам-Эддин сын Шереф-Эддина в «Болгарских повествованиях», составленных в 1551 г., упоминает город Алатур, входивший в состав Казанского ханства. 

Однако локализация (местонахождение) этого города Алатура точно не известна. Поэтому идентифицировать его с современным Алатырем не просто. Есть ещё одна проблема: оказывается, указанный источник относится не к 1551 году, а к гораздо более позднему времени[7]. В то же время фонетико-историческая связь между словами Алатур и Алатырь, по мнению профессора М. Р. Федотова, достаточно прозрачная[8].

Разногласия среди историков вызывает и то, когда в действительности русское войско во главе с царём проходило по территории нынешнего города. Так, один из исследователей истории Присурья В. М. Шишкин, считает, что Алатырь мог быть основан Иоанном Васильевичем во время не последнего, а ещё 1-го казанского похода, то есть в 1547—1548 годах[9].

Безусловным и неоспоримым является лишь тот факт, что поселение на месте современного города существовало задолго до его упоминания в русских летописях. Это подтверждается найденными остатками древнего городища, предположительно принадлежавшего одному из мордовских племён, и археологическими находками, в том числе X—XII веков, и сохранившимся в топонимике Алатыря названием эрзянского поселения Сандулеи (эрз. «сянглей» — развилка реки[10]).

Так или иначе, не позднее 1552 года (по версии В. Э. Красовского 4 августа 1552 года[11]) царь Иоанн Васильевич подошёл со своим войском к высокому берегу Суры в месте впадения в неё реки Алатырь и «…приказал тут же при себе… построить город рубленый и укрепить его по всем правилам тогдашнего крепостного искусства, назвав его по имени реки — Алатырем»[11]. Именно с этого времени началась история города Алатыря как русского военного, культурного и религиозного форпоста на восточных границах Русского государства. Среди татар Камышлинского района Самарской области свыше 500 лет ведется шаджаре (родословная) восходящая к двум братьям, один из которых в начале XVI в. владел Алатырем. За военные заслуги они получили от Мухамед Амина бахдур хана земли вдоль реки Сок, которые относятся в настоящее время к Республике Татарстан, Самарской и Оренбургской областям. Братья переселились туда со своими крестьянами — мокшей и чувашами (в настоящее время большинство из этих сел считается русскими). В записях Челеби упоминается Алатырь как территоия иштяков, где есть мечети. Скорее всего, это уже только память о более ранних временах, когда булгаро-татары составляли значительную часть населения.

Вместе с Васильсурском и Курмышом эти остроги стали проводниками военно-административного влияния Нижнего Новгорода, «правой руки» объединённого Российского государства, обращённой на восток, на земли чувашей — «нагорных черемисов». Чуваши за год до взятия Казани получили в Москве грамоту Иоанна Васильевича о добровольном вхождении, и это, по мнению историков, решило судьбу Казанского ханства. Так что отмеченные в июне 2001 года 450-летний юбилей Алатыря и 450-летие взятия Казани в 2002 году связаны весьма тесно.

  План Алатыря из Полного собрания законов Российской Империи (1839)

После того, как основанный в 1648 году русский Синбирск стал крупным административным центром, горная сторона, «висевшая» между Нижним и Казанью, оказалась «растянутой» между вершинами треугольника: Синбирском, Нижним Новгородом и Казанью. Южные её районы, а также юг нижнего Посурья с Алатырем, то есть южная часть Алатырской провинции, т.е. раз передаваемые от Казани к Нижнему и обратно, в 1780 году отошли к Симбирскому наместничеству, а затем к одноимённой губернии. В том же году Алатырь стал городом.

Интересно, что в XVIII в. воеводой Алатыря в течении десяти лет был бывший морской офицер Иван Васильевич Новиков, отец будущего великого русского просветителя и масона Николая Ивановича Новикова. Иван Васильевич оставил память, как принципиальный управленец, по словам А. Западова, «приученный строго блюсти законы и выполнять команды старших начальников».

В XIX веке город развивался по плану, утверждённому в 1804 году Александром I[12]. На Симбирск, кстати, ориентировалась в XIX веке и большая часть Чувашии, по крайней мере, в культурном отношении. Влияние Нижнего Новгорода не шло дальше Ядрина, а Казань была центром татарским и исламским. В этом плане, Алатырь — город двух монастырей, крупный миссионерский центр стал культурным форпостом Симбирска.

В 1812 году, во время Отечественной войны, в Алатыре был сформирован пеший полк, который вошёл в состав Симбирского ополчения.

4 июля 1906 года во время страшного пожара сгорел древний Алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь основанный в 1584 году. Сгорели все монастырские здания, в том числе храмы, из которых древний, составлявший главное украшение монастыря, до настоящего времени представляет собой одни обгоревшие стены, сохранившие только вид храма… стр. 137—138 Оренбургские Епархиальные Ведомости № 17-18 1909 г. от 30 апреля.

Советская власть внесла свои коррективы в ситуацию: для молодых национальных автономий были «взращены» собственные политические, экономические и культурные центры. Так выдвинулись вперёд Чебоксары и Саранск. Соответственно, тройная периферия, включавшая всю нынешнюю Чувашию, половину Мордовии, юго-восток Нижегородской и северо-запад Ульяновской областей перестала существовать. Реликт этой территории — общая периферия четырёх городов Нижнего Новгорода, Чебоксар, Ульяновска, Саранска с центром в Алатыре, месте пересечения разных экономических зон, исторических, культурных регионов и национальных ареалов. Отсюда до Саранска 145 км, до Ульяновска 160 км, до Чебоксар 185 км.

Проведённое в 1920-х годах административно-территориальное межевание привело к ликвидации ряда периферийных территорий. Части Алатырского уезда, с которыми город до тех пор имеет тесные связи, были переданы Нижнему Новгороду, Мордовии и Ульяновску, сам Алатырь, преимущественно русский город, несмотря на протесты Алатырского уездисполкома и Ульяновского губисполкома, совершенно не учитывая мнение населения, в 1925 году был передан из Симбирской губернии в состав вновь образованной Чувашской АССР, хотя в Алатырском уезде тюрок почти не было вообще.

  Здание начала XX века в центре Алатыря

1 сентября 1961 года в городскую черту Алатыря были включены село Ямской Посад (ныне район Ямская) и деревни Мирославка и Голодяевка[13].

Экономическое развитие города

В 1893 году через город прошла железнодорожная линия Рузаевка — Свияжск, были построены депо и железнодорожные мастерские (позднее  паровозоремонтный завод).

До Великой Отечественной войны промышленность развивалась на дореволюционном фундаменте, в 1950-60-е годы были построены заводы «Электроприбор» и «Электроавтомат», на базе бывших Центральных ремонтных мастерских (ремонт лесообрабатывающего оборудования) открыли электромеханический завод. В 1965 году была введена в строй бумажная фабрика.

Невнимание к проблемам Алатыря и его интересам в годы советской власти привело к тому, что самый крупный и развитый город республики уже к 1980 году превратился всего лишь в 4-й по численности и экономической значимости. Город развивался крайне низкими темпами: жилищное строительство финансировалось по остаточному принципу, его объёмы были значительно меньше, чем в других городах Чувашии, и не удовлетворяли даже текущие потребности. С 1970 по 1980 годы не было построено ни одного нового промышленного предприятия, имеющиеся производства не расширялись. Хроническое недофинансирование работ по благоустройству и развитию городской инфраструктуры привело к серьёзному отставанию Алатыря в этой сфере. До сих пор в городе очень мало дорог с твёрдым покрытием и нет нормальной системы уличного освещения.

В 1976 году был разработан новый генеральный план Алатыря. Предыдущий был составлен в 1936 году, но так и не был реализован. Новый генплан постигла такая же участь: не были построены запланированные промышленные предприятия и современные жилые районы с развитой инфраструктурой, не развивалась транспортная система, так и не было создано необходимой базы для увеличения объёмов строительства и т. д. Соответственно, не был выполнен и основной пункт плана — увеличение населения города к 2000 году более чем в 2 раза, то есть с 46,4 тыс. чел. на 01.01.1975 г. до 90-100 тыс. чел. в 2000 году.

Тем не менее, промышленных предприятий в городе было не менее двух десятков, которые обеспечивали занятость и уровень жизни населения. Строились объекты инфраструктуры, лишь в конце 1980-х была построена новая больница. Застраивался новый микрорайон Западный, появились новые школы и детские сады. В городе три кинотеатра и один филиал кинотеатра.

В период кризисных 1990-х годов производство значительно упало, промышленные предприятия закрывались, резко выросла безработица, приведшая к миграциям в более благополучные районы. Полностью закрылись кинотеатры и книжные магазины. Уровень жизни населения резко снизился. Почти полностью прекратилось асфальтирование и ремонт дорог, ухудшилось медицинское обеспечение. Количество маршрутов общественного транспорта снизилось до трёх.

В 2000-е годы произошёл небольшой подъём уровня жизни населения. Газификация города позволила перейти на более удобное газовое отопление, при этом архитектурный облик города был изуродован наружными сетями, развивался частный сектор. Построен физкультурный центр, закрыты музыкальные и художественная школы. Также в 2000-х прекратили существование четыре общеобразовательные школы, треть из существующих.

www.http-wikipediya.ru

История Алатыря

История Алатыря, год основания города, достопримечательности, гостиницы, развлечения, отзывы гостей города.

Великая страна Россия берет свое начало не из больших городов, а из маленьких городков и деревушек. Ведь не зря многие люди считают столицу Москву сердцем Федерации, а небольшие провинции – ее душой. Именно таким считается культурный провинциальный городок под названием Алатырь.

Алатырь имеет очень богатую и интересную историю: его основал сам Иван Грозный на пейзажном берегу речки Сура в 50-х годах 15 века, и создание его было полностью связано с колонизацией Поволжья. Бытует легенда, что в то время, на том месте, где сейчас стоит Алатырь, был небольшой острог, в котором проживали служащие, охраняющие границу. Поговаривают, что город был опорным пунктом для защиты Москвы от набегов татар из Казани. Населяли город военные и их семьи, а именно стрелки, казаки, пушкари и другие. 

На берегу Суры возвели крепость, у которой было невероятно выгодное положение: вся местность была видна как на ладони. Форма этой крепости напоминала пятиугольник неправильной формы. Также, в середине крепости имелись:

  • двор воевод;
  • казна, в которой хранились боевые припасы;
  • Соборная церковь;
  • приказная изба и тюрьма;
  • дома, в которых проживали дворяне и бояре.

Кроме подобного рода сооружений вокруг крепости был вырыт огромный и глубокий ров, который наполнили водой, а спереди выставили рубленые деревья с заостренными наконечниками.

Шли годы, город рос, а вместе с ним росло и его население. Уже в 17 веке в Алатыре полным ходом шла обработка зерна, ловля рыбы, занимались большим рогатым скотом и не только. Среди ремесел популярными можно было назвать ковалей, сапожников, портных, кожевников, оружейников, пчеловодов и много других.

Уже к началу 18 века ситуация в Алатыре несколько ухудшилась. Людей обложили налогами и многочисленными сборами на строительство, расходы, связанные с военным положением и другие повинности. Подобного рода недовольствия среди людей вызвали бунт, руководителем которого стал Степан Разин. В конечном итоге была захвачена Алатырская крепость, которую держали захваченной около 70 дней, позже ситуация изменилась в лучшую сторону для проживающих – с них сняли большую часть налогов и сборов.

В 19 веке город Алатырь считался очень провинциальным городком, в котором насчитывалось не большое количество магазинчиков, лавок купцов и разнообразием церквушек. Но уже к концу 19-начале 20 века, здесь было множество красивых и доработанных церквей и монастырей, впечатляющие своим богатым видом, интересные дома купцов с прекрасной архитектурой, которые украшают город и по нынешнее время.

Что касается происхождения названия города Алатырь, то версий насчитывается не мало. Существует много легенд, но одна из самых известных гласит о следующем:

“Название города было связано с камнем Алатырь, который в мифологии у славян приравнивается к центру мира. По сказанию, такой камень давно был затерян где-то в морской пучине не далеко от острова Буян, на котором пребывает мировой трон царствования. Камень-Алатырь имеет волшебные свойства, а именно из-под него берут начало все целебные реки, имеющие “живую” воду. Кто бы что не говорил, но такого камня в Алатыре, а также острова в близи так и не нашли. Но красивая легенда, которая романтично звучит, существует и по сегодняшний день ”.

Кроме этой версии, существует также легенда о молдавском старейшине Алате, который проживал в поселении вместе со своим народом. Когда Грозный пришел на это место, ему очень понравилось место, на котором он решил построить крепость. Старейшина с радостью уступил им и, взяв свой народ, поселился на других землях. В связи с этим, город решили назвать в честь Алата.

Туристы, приехавшие в Алатырь для отдыха или просмотра исторических достопримечательностей, имеют возможность поселится в комфортабельных и уютных гостиницах, которые ждут гостей в любое время года.
Этот удивительны город по праву заслуживает столь пристального внимания отдыхающих: здесь чтут традиции предков и соблюдают множество культурных традиций, можно окунутся в состояние умиротворения и душевного покоя. Что говорить – его лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!  

www.101hotels.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *