Музыкальные инструменты алтайцев – Конные походы по Горному Алтаю — Гостевой двор — Чолмон

Музыкальные инструменты Алтая | Алтайский комус

Музыкальные инструменты Алтая представлены различными народными и бытовыми инструментами.

Среди музыкальных инструментов Алтая есть различные виды: щипковые, смычковые, духовые, язычковые и шумовые.

Обзор инструментов

К национальным музыкальным инструментам относят:

  1. Топшур. Инструмент, состоящий из двух струн, внешне напоминающий домбру. Его корпус вырезают из цельной массы дерева. Часто используют кедр. Основу покрывают телячьей кожей, а струны делают из волоса коня. Волос берется светлый. Деталь грифа не имеет ладов. По звучанию этот музыкальный инструмент похож на звук натянутой нити, однако звучит чище и громче. В зависимости от легенд, которые исполняют под аккомпанемент этого инструмента, есть несколько способов игры: удары пальцами по струнам, щипки, частые удары по одной из струн.
  2. Икили. Напоминает топшур, но имеет подпору выше. Музицируют на нем смычком. Его выполняют из прута ивы с волосом. Обязательно необходимо натереть его смолой хвойных деревьев. Вовремя музицирования инструмент устанавливают между ног с опорой на одно колено. По истечении какого-то времени струна смычка может ослабиться и музыканту приходится натягивать ее вручную пальцем. Инструмент обладает глубоким, богатым, но при этом тихим звучанием. В народе можно встретить объединенный инструмент. С одной стороны, икили, а с другой топшур.
  3. Шоор. Духовой инструмент, напоминающий флейту. Его выполняют из сухого ствола растения камургай. С обоих концов инструмент имеет отверстия. Больший конец подносится к рту. Во время выдувания воздуха издается звук, похожий на свист. Музыкант должен регулировать силу воздуха и прикрывать, либо открывать входное отверстие, чтобы получить нужную мелодию. Звучание этого инструмента мягкой и приятное.
  4. Комыс. Инструмент простого устройства: ободок со стальной вибрирующей пластиной. По звучанию он напоминает орган и скрипку.
  5. Бубен. Основа этого ударного инструмента состоит из дерева. Она обтягивается шкурой зверей. В обычной жизни бубен не используется, так как считается атрибутом исключительно шаманов.

Бытовые музыкальные инструменты

Инструменты быта Алтая воспроизводят звуки природы. Например, пение птиц, крики зверей. Большинство из них применяются на охоте.

Во время охоты на косулю пользуются эдиски, который делают из бересты. За счет высокого звука этого инструмента, который напоминает самку, приманиваются самцы.

Главное средство пастухов- кнут, свист которого звучит громче выстрела. Он помогает управлять огромным стадом.

Также к музыкальным инструментам, используемым в быту относят шанг. Он представляет собой колокол небольших размеров. Он имеет протяжное долгоиграющее звучание.

www.altaikomus.ru

Варган — Википедия

Варга́н (возм. от старослав. варга — рот[1][2]

[3][4], или греч. όργανον, органон — ин­ст­ру­мент[5][6][2][1]) — музыкальный инструмент в виде свободно колеблющегося в проёме рамки язычка, приводимого в движение пальцем или дёрганием за нитку[1].

Инструмент устанавливают в области рта. Ротовая полость и глотка, а также носовая полость и нижние дыхательные пути служат резонатором[7], усиливающим громкость. Управляя работой артикуляционного аппарата и дыхания изменяют тембр звучания варгана за счёт усиления тех или иных обертонов в его звуковом спектре, при этом основной тон звучит постоянным бурдоном[8].

Издавна варган был распространён в Азии и Океании (кроме Ближнего Востока)

[6]. Древнейший экземпляр 3—1 века до н. э. найден в Монголии на месте стоянки народа хунну[2]. В Латинскую и Северную Америку варган попал во времена их колонизации с конца XVI[2] — XVII веке[6] и активно использовался в товарном обмене[2].

В Европе варган стал известен в начале второго тысячелетия. В России самым старым инструментом является варган XIII века, найденный на территории Великого Новгорода. В европейской профессиональной музыке варган использовался в конце XVIII — начале XIX века[6]. Австрийский композитор Иоганн Альбрехтсбергер в 1765 году написал семь концертов для варгана, мандолы и струнных. Трактуя австрийскую народную музыку в современной светской манере, он создал выдающиеся и необычные по звучанию музыкальные произведения

[источник не указан 265 дней].

В белорусском городе Друцке найден варган XII века[9], на территории Великого Новгорода — шесть варганов XIII—XV века[10]. В центральную Россию варган предположительно попал из Польши[11] через Украину (Малороссию)[2].

Пластинчатые[6] — в виде продолговатой пластинки с вырезанным в ней язычком. Материалы изготовления: дерево, бамбук, тростник[1], кость, металл. Распространены среди народов Северной, Центральной, Южной, Юго-Восточной Азии и Океании[2].

На некоторых пластинчатых варганах язычок дёргают за привязанную к его основанию нитку: один из варганов башкир (агас кубыз[12]), варган айнов (муккури[2]), один из варганов нивхов (тыф канга[13]), костяной варган манси[14] (томран[2]), варган с острова Бали (генггонг[15]).

Стержневые[6] — состоят из двух соединённых металлических частей: рамки и язычка с крючком для защипывания. Рамка варгана состоит из дугообразной части и двух дек, между которыми находится рабочая часть язычка.

  • Кубыз — башкирский и татарский варган.
  • Дан мой — пластинчатый латунный варган некоторых народов Вьетнама.

Всего известно более тысячи национальных названий варгана[16].

Распространение варгана на территории СССР (публикация 1973 года)

На территории России варган распространён у народов Северной Азии (кроме эскимосов, юкагиров, нганасанов, энцов и ненцов)[2], у народов Поволжья[17] (марийцы, удмурты, чуваши и коми-зыряне[18]), в Башкортостане и Татарстане (см. кубыз), в Республике Алтай, Тыве и Хакасии. Пластинчатые варганы используются у народов Чукотки, Камчатки, Сахалина, Югры, района Среднего Енисея, Центральной Сибири (эвенки и эвены), у западных (ханты, манси, кеты, селькупы) и восточных народов Северной Азии (якуты, чукчи, кереки, коряки, ительмены, южно-сахалинские айны, северо-сахалинские нивхи)

[2].

Хомус якутский

Один из важнейших традиционных инструментов якутов, в прошлом использовавшийся шаманами[19]. Якуты (и долганы) в основном используют стержневый хомус (у долган называется барган)[2]. Также в Якутии известен пластинчатый хомус из лиственницы или кости[20].

Комус алтайский

Челер комус — пластинчатый комус из тростника или бамбука с верёвкой для дёргания язычка. Использовался до начала XX века в Улаганском районе Республики Алтай. Темир комус

 — изготавливается из металла. Традиционный темир комус представляет собой пластинку с вырезом, в который устанавливается язычок с загибом на конце. Современный темир комус делается из стали или латуни и выглядит как типичный дугообразный варган[21].

Дрымба укр. молд. рум.

Дрымба — стержневый варган, известный на Украине (особенно на Гуцульщине[22]), в Молдавии и Румынии[23]. На западе Украины дрымба была единственным женским (в основном девичьим) инструментом[24]. В середине XX века дрымба ещё сохраняла некоторую популярность среди пастухов Закарпатской области[25].

Индийские варганы

Морчанг (букв. ротовая арфа

) — стержневый варган на севере Индии, морсингх — на юге. Морчанг хорошо сочетается с барабаном мридангой[26]. Более древние варганы представлены деревянными или бамбуковыми пластинчатыми экземплярами с ниткой: ассамский гагана (гангинна), раджастханский гхоралио. Варганы используются в ансамблях для ритмического сопровождения пения и танцев[27].

  1. 1 2 3 4 Варган // Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 95. — 672 с.
  2. 1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10 11 12 Музыкальные инструменты. Энциклопедия, 2008, с. 111—112.
  3. Лавриненко А. Польское слово warga и его русские соответствия (к истории межъязыковых отношений) // Kontakty językowe polsko-wschodniosłowiańskie. — Rzeszów: Wyższej Szkoły Pedagogicznej, 1995. — С. 169—184. — 252 с.
  4. ↑ Варга // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  5. Фасмер М. Варган // Этимологический словарь русского языка. В 4 т. Том 1 / Перевод с нем. и дополнения О.Н. Трубачева. — 2-е изд., стер. — М.: Прогресс, 1986. — С. 274. — 576 с.
  6. 1 2 3 4 5 6 Большая российская энциклопедия, 2006.
  7. ↑ Мамчева, 2005, с. 280.
  8. ↑ Мамчева, 2005, с. 282.
  9. Назина И.Д. Варган // Белорусские народные музыкальные инструменты. — Мн.: Наука и техника, 1979. — С. 33—35. — 144 с.
  10. Поветкин В.И. Инструментальные музыкальные древности, открытые в Великом Новгороде в 2003 г. // Новгород и Новгородская земля. История и археология: Материалы научной конференции. Новгород, 27-29 января 2004. Выпуск 18. — Великий Новгород, 2004. — С. 84. — 375 с.
  11. Терещенко А.В. Музыка // Быт русского народа. В 7 ч. Часть 1. — СПб.: М-ва вн. дел, 1848. — С. 497. — 507 с.
  12. ↑ Музыкальные инструменты. Энциклопедия, 2008, Кубыз, с. 313.
  13. ↑ Мамчева, 2005, с. 274, 271.
  14. ↑ Костяные варганы народа манси: [1], [2] // Музей природы и человека в Ханты-Мансийском АО
  15. ↑ Genggong — the BalineseJaw harp (англ.). asza.com. Дата обращения 5 марта 2019. Архивировано 2 июля 2011 года.
  16. ↑ Nomenclature of over thousand proper names for the Jew’s harp from all over the world (англ.)
  17. ↑ Варган // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  18. Эмсгаймер Э. Варганы в Сибири и Средней Азии // Проблемы традиционной инструментальной музыки народов СССР. Сборник науч. тр. / Сост. И.В. Мациевский. — Л.: ЛГИТМИК, 1986. — С. 80. — 169 с.
  19. ↑ Хомус // Большая российская энциклопедия. Том 34. — М., 2017. — С. 142.
  20. ↑ Якутия. Историко-культурный атлас / Под общ. ред. В.Н. Иванова. — М.: Феория-ДИК, 2007.
  21. Кончев В.Е. Школа игры на алтайском комусе. — Горно-Алтайск, 2004. — С. 12—13, 8. — 56 с.
  22. Черкаський Л.М. Дримба (варган) // Українські народні музичні інструменти. — К.: Техніка, 2003. — 264 с.
  23. ↑ Музыкальные инструменты. Энциклопедия, 2008, Дрымба, с. 205.
  24. Квитка К.В. Избранные труды. Том 2. — М.: Советский композитор, 1973. — С. 260. — 424 с.
  25. Гуменюк А.І. Дримба // Українські народні музичні інструменти. — К.: Наукова думка, 1967. — 243 с.
  26. Алендер И.З. Мурчханг // Музыкальные инструменты Индии. — М.: Наука, 1979. — С. 30—31. — 48 с.
  27. ↑ Музыкальные инструменты. Энциклопедия, 2008, с. 113.
  • Варган // Большая российская энциклопедия. Том 4. — М., 2006. — С. 299.
  • Варган // Музыкальные инструменты. Энциклопедия. — М.: Дека-ВС, 2008. — С. 111—115. — 786 с.
  • Мамчева Н.А. Нивхские варганы // Вестник Сахалинского музея. Ежегодник Сахалинского областного краеведческого музея № 12. — Южно-Сахалинск, 2005. — С. 271—284. — 472 с.

ru.wikipedia.org

Камус музыкальный инструмент. Камус — музыкальный инструмент Алтая. Народные музыкальные инструменты алтайцев

/ 22
ХудшийЛучший

Алтайская народная музыка имеет свои, ей одной присущие, характерные особенности пентатонического строя. В основе лада лежит пятиступенная гамма с несколько видоизмененными полутоновыми сочетаниями. Алтайские мелодии не велики по диапазону и редко превышают интервал октавы. Гармонические сопровождения на топшуре и икили пению обычно слагаются из созвучия кварт, квинта, а иногда из больших секст и малых септим. Топшур и икили настраиваются в интервал кварту.

Народные музыкальные интсрументы алтайцев: топшур — щипковый, — смычковый, шоор — духовой, комыс (комус) — язычковый.

Бытовые музыкальные инструменты: амыргы (манок) — духовой, шатра (трещотка) — шумовой, камчы — кнут, эдски (манок) — духовой, кирлее , то же что тана-топчы , шанг — колокольчик средних размеров, конко — маленький колокольчик.

Народные музыкальные инструменты алтайцев

Топшур — двухструнный музыкальный инструмент, по своему виду сходный с казахской домброй. Корпус и гриф топшура целиком вырезаются из одного куска дерева (кедра). Долбленый овальный корпус покрывают сверху тоненькой дощечкой или сыромятной телячьей кожей. Струны изготовлялись из конского волоса, свитого веревочкой. Волос подбирается белый. На верхней деке прорезается отверстие, гриф не имеет ладов. Звук, извлекаемый на струнах, напоминает звучание туго натянутой нити, но чище и ярче. Перед игрой топшур, имеющий кожаную верхнюю деку, подсушивают.

Определенной высоты строя для топшура нет. Струны настраиваются на кварту так, как это удобно для голоса исполнителя. «Топшур настраивается квартой, но она не урегулирована: звучит немного выше чистой и ниже увеличенной. Ее скорее можно отнести к особому разряду интервалов, называемых «острыми» У азиатов они воспринимаются как консонанс, т.е. ей начинается и заканчивается пение. Встречаются чаще других интервалов, господствующий интервал кроме квинты топшур в аккомпанементе дает чистую квинту, большую и малые сексту.

Аккомпанемент на топшуре — вариации. В зависимости от содержания сказания кайчы используют различные приемы игры на топшуре: «бряцанье» (удары) пальцами по обеим струнам, «pizzikato» (щипки) большим пальцем, «тремоло» (частые удары по одной струне). При изображении скачки богатыря на коне, ритм и приемы исполнения резко меняются, рисуя картину стремительного движения. В лирических местах сказания преобладает «тремоло» или «пицикато» (на одной струне).

Икили — похож на топшур, но с более высокой подставкой. Играют на икили лучковым смычком, сделанного из ивового прута, на который натягивается волос. Его натирают смолой лиственницы или кедра. При игре инструмент ставят на левое колено или держат между ног наклоненным, слегка прижимая корпус к коленям. Смычок натяжной колодки не имеет, поэтому во время игры ослабевший волос подтягивается пальцем правой руки. Струны волосяные. Звук негромкий, но мелодичный и богатый. Строй квартовый, несколько выше по диапазону, чем у топшура. В народе встречается двойной инструмент — с одной стороны икили, с другой — топшур. Икили использовал кожонгчи — исполнитель лирических, бытовых, исторических песен. Часто кайчы и кожонгчи одно и то же лицо. Известны ансамбли национальных инструментов с инструментами топшур прима, топшур тенор и с бас-топшур и икили — прима-икили, тенор-икили, бас-икили, секунда- и альт-икили.

Шоор — тип продольной флейты, сходный с башкирским народным инструментом кураем, но не имеющий боковых отверстий. Шоор изготавливае

thestrip.ru

Конные походы по горному алтаю — гостевой двор — чолмон

/ 22
ХудшийЛучший

Алтайская народная музыка имеет свои, ей одной присущие, характерные особенности пентатонического строя. В основе лада лежит пятиступенная гамма с несколько видоизмененными полутоновыми сочетаниями. Алтайские мелодии не велики по диапазону и редко превышают интервал октавы. Гармонические сопровождения на топшуре и икили пению обычно слагаются из созвучия кварт, квинта, а иногда из больших секст и малых септим. Топшур и икили настраиваются в интервал кварту.

Народные музыкальные интсрументы алтайцев: топшур — щипковый, — смычковый, шоор — духовой, комыс (комус) — язычковый.

Бытовые музыкальные инструменты: амыргы (манок) — духовой, шатра (трещотка) — шумовой, камчы — кнут, эдски (манок) — духовой, кирлее , то же что тана-топчы , шанг — колокольчик средних размеров, конко — маленький колокольчик.

Народные музыкальные инструменты алтайцев

Топшур — двухструнный музыкальный инструмент, по своему виду сходный с казахской домброй. Корпус и гриф топшура целиком вырезаются из одного куска дерева (кедра). Долбленый овальный корпус покрывают сверху тоненькой дощечкой или сыромятной телячьей кожей. Струны изготовлялись из конского волоса, свитого веревочкой. Волос подбирается белый. На верхней деке прорезается отверстие, гриф не имеет ладов. Звук, извлекаемый на струнах, напоминает звучание туго натянутой нити, но чище и ярче. Перед игрой топшур, имеющий кожаную верхнюю деку, подсушивают.

Определенной высоты строя для топшура нет. Струны настраиваются на кварту так, как это удобно для голоса исполнителя. «Топшур настраивается квартой, но она не урегулирована: звучит немного выше чистой и ниже увеличенной. Ее скорее можно отнести к особому разряду интервалов, называемых «острыми» У азиатов они воспринимаются как консонанс, т.е. ей начинается и заканчивается пение. Встречаются чаще других интервалов, господствующий интервал кроме квинты топшур в аккомпанементе дает чистую квинту, большую и малые сексту.

Аккомпанемент на топшуре — вариации. В зависимости от содержания сказания кайчы используют различные приемы игры на топшуре: «бряцанье» (удары) пальцами по обеим струнам, «pizzikato» (щипки) большим пальцем, «тремоло» (частые удары по одной струне). При изображении скачки богатыря на коне, ритм и приемы исполнения резко меняются, рисуя картину стремительного движения. В лирических местах сказания преобладает «тремоло» или «пицикато» (на одной струне).

Икили — похож на топшур, но с более высокой подставкой. Играют на икили лучковым смычком, сделанного из ивового прута, на который натягивается волос. Его натирают смолой лиственницы или кедра. При игре инструмент ставят на левое колено или держат между ног наклоненным, слегка прижимая корпус к коленям. Смычок натяжной колодки не имеет, поэтому во время игры ослабевший волос подтягивается пальцем правой руки. Струны волосяные. Звук негромкий, но мелодичный и богатый. Строй квартовый, несколько выше по диапазону, чем у топшура. В народе встречается двойной инструмент — с одной стороны икили, с другой — топшур. Икили использовал кожонгчи — исполнитель лирических, бытовых, исторических песен. Часто кайчы и кожонгчи одно и то же лицо. Известны ансамбли национальных инструментов с инструментами топшур прима, топшур тенор и с бас-топшур и икили — прима-икили, тенор-икили, бас-икили, секунда- и альт-икили.

Шоор — тип продольной флейты, сходны

thestrip.ru

Губной инструмент алтая. Камус — музыкальный инструмент Алтая. Народные музыкальные инструменты алтайцев

Недавно задалась вопросом: Какой инструмент подходит для путешественника? А сегодня увидела в магазине инструмент — Комус. Встал вопрос выбора, какой лучше и как их вообще выбирают, по какому принципу?

Комус (варган) , впрочем как и бубен, с древности считался магическим инструментом.
Бубен — это «янский» инструмент шамана. «Янский» — потому что рассчитан на аудиторию, на слушателя, для коллективной медитации. Комус воздействует в первую очередь на того, кто играет, и в меньшей степени на слушателей. Это «иньский» инструмент.

Если вы знакомы с «энергетическими» практиками и знаете картографию изменённых состояний сознания, то варган поможет вам выйти в «верхний мир» за информацией, в «нижний мир» за силой и в «средние миры» для активных действий, преобразующих реальность. Этому может научиться любой человек. Притом надо научиться один раз и умение останется с вами на всю жизнь, так же как умение кататься на велосипеде. Со стороны это сложно, на самом деле, когда вы освоите, это будет естественно и просто, также как дышать и жить.

Природа энергетического воздействия варгана на человека

Когда мы играем на варгане, рождаются мощные вибрации. Во рту возникает, если говорить о физике явления, стоячая звуковая волна. И можно подобрать такое звучание инструмента, которое будет вступать в резонанс с основными ритмами вибраций человека. Это достигается как особенностями изготовления инструмента, так и особенностями игры на нём. В биологии известны так называемые альфа- , бета-, гамма- ритмы, свойственные головному мозгу человека. Звуковая волна, входя в резонанс с этими ритмами, вызывает измененные состояния сознания. Мир магически преображается, и мы начинаем видеть, чувствовать, ощущать то, что не замечали до этого. Этот любопытный эффект испытывает любой человек, начинающий играть на варгане. Он проявляется быстро и мощно.

Каждый раз, когда комус попадает в руки человека, он каким-то образом преображает и меняет его жизнь. Многие люди мне рассказывали чудесные истории. Комус великолепно подходит для самовыражения, импровизации, для взаимодействия с окружающим миром, действительностью… Комус притягивает к себе интересных людей, фантастические и прекрасные ситуации, события и обстоятельства.

Как играть?

Прижмите плотно основу к зубам, так, чтоб между зубами оставалась небольшая щёлка, в которую будет входить подвижный язычок варгана. Всё предельно просто. Затем металлический язычок оттягиваем. Эффект звучания возникает за счёт создания во рту резонансного контура. Сам по себе инструмент не звучит. Меняя объем этого резонансного контура, мы добиваемся разного звучания. На дальнейших этапах обучения резонансный контур захватывает гортань и дыхательные пути вплоть до диафрагмы. Существует тонкая техника игры на комусе, когда музыкант вибрирует отростками собственных легких. Этому невозможно научить — техника приходит как бы сама собой.

Игра на комусе очень похожа на пение мантры. Интересный эффект достигается, если на звучание комуса накладывается безмолвная внутренняя мантра. Она некоторым образом модулирует жёсткие вибрации варгана.

Разнообразие

Существует большое разнообразие комусов. Наилучшими считаются алтайские и якутские. Самые худшие — австрийские. Я буду покупать алтайский или шестигранный комус.

На вопрос В какой стране пользуется популярностью применение вот этого музыкального инструмента? заданный автором хитростный лучший ответ это Это Алтай, Бурятия, Тыва или Башкирия, флейта шоор
Курай, Шоор, Сур
КУРАЙ — башкирский и татарский духовой музыкальный инструмент: продольная открытая флейта из стебля зонтичного растения.
Башкиры говорят: «Как себя помним, так и курай помним». О древности курая говорит, например, такой факт: башкирская народная мелодия «Звеня

pikapost.ru

Топшуур — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Топшуур

Кайчи Ойрот Отуков
Родственные инструменты Моорин Хуур

Топшур (монг. топшуур) — щипковый музыкальный инструмент с 2 волосяными струнами (настроены в кварту). Длина около 780 мм. Способ игры — бряцание. Распространен в Северо-Западной Монголии[1] и на Алтае[2][3].

Название инструмента происходит, видимо, от «топ» — удар, бряцать и «хур» — обобщенное название музыкальных инструментов в тюркских языках шорской группы.

На самом деле струны настраиваются чуть шире кварты (то есть, не диатонически). А способ игры на нём иначе как бряцаньем назвать трудно… Потому что традиционный топшурный аккомпанемент не допускает синкоп и переборов — только бряцанье кистью вверх-вниз в ровном ритме 4/4. Именно такой строй и такой тип игры дает характерный алтайский колорит топшурной музыке.

Обычно топшур используют кайчи (народные сказители) для исполнения эпосов. Вот что пишет исследователь А. В. Анохин (1874—1931) о топшуре:

Струнный инструмент у алтайцев называется «топшуур» и имеет форму балалайки, но далеко не звучный, так как струны на нем употребляются из конского волоса, свитого в тоненькую верёвочку… Играют на нём так же, как и на балалайке… У азиатов такие кварты (острые, немного расширенные — FG) понимаются как консонанс, потому что ими начинают и заканчивают пение, как благозвучным аккордом… её можно причислить к разряду господствующих интервалов. Кроме кварты, топшуур в аккомпанементе дает чистую квинту, большую или малую сексту. Вот все интервалы, которые мы слышали на топшууре в виде одновременных созвучий.

Сейчас области применения топшура растут: им активно пользуются в ансамблях, играя не только традиционный эпос. У тувинцев же всегда была распространена песня, но не эпос.

Что касается формы деки, то она может быть разнообразной — от округлой или ложкоподобной до квадратной, треугольной (как у балалайки), или близкой к продольному распилу дерева (если мастеру было лень обтачивать). Верхнюю деку делают из невыделанной шкуры (тогда звук получается более глухой, барабаноподобный) или из тонкого слоя дерева, тогда звук похож на полуакустическую гитару.

С точки зрения классического музыканта, топшур слишком примитивен. Однако это не так: его недостатки оборачиваются достоинствами. Наличие всего двух струн позволяет применять оригинальные приемы игры, а безладовый топшур, имея длинный гриф, дает возможность играть очень интересные недиатонические импровизации.

  • Тобшуур // Музыкальные инструменты. Энциклопедия. — М.: Дека-ВС, 2008. — С. 582. — 786 с.
  • Кончев В.Е. Школа игры на алтайском комусе. — Горно-Алтайск, 2004. — С. 6—8. — 56 с.

ru.wikipedia.org

Алтайские бытовые музыкальные инструменты | Алтайский комус

Кроме национальных музыкальных инструментов у алтайцев существуют и бытовые музыкальные инструменты, издающие звучания, приближенные к натуральным природным звукам. Другими словами, эти инструменты создают звукоподражание – более точное изображение звука, издающего определенным животным или птицей. Например, вой волка или голос медведя, крик журавля или пение кукушки, взмах крыльев и крик ворона, и т.д. Многие бытовые музыкальные инструменты используются вовремя охоты.

Амыргы

Если необходимо создать имитирующий крик марала, то для этого прекрасно подойдет музыкальный инструмент – амыргы. Его изготавливают из древесины или полого рога какого-либо животного. Звуки из этого инструмента издаются обертонного ряда путем втягивания в себя воздуха.

Эдиски

Во время охоты на маленькое, подобное оленям, животное – сибирскую кабаргу или косулю охотники применяют специальный манок – эдиски. Его изготавливают из бересты. Иногда для изготовления эдиски используются листья кыйар олон – осоки или кылбыш – бадана. Инструмент издает высокий звук, который идентичен крику самки кабарги или ее детенышу.

Шатра

Шумовой музыкальный щипковый инструмент шатра представляет собой деревянную трещотку, сделанную из березового бруска. С помощью ее шумового звука изгоняли овец.

Кнут-камчы

Все скотоводы имели звуковое орудие – бич, который назывался кнут-камчы. С помощью этого инструмента скотовод легко управлял огромным табуном или стадом. Кнут-камчы издавал такой свист, который разрезал воздух, а его хлесткое щелканье звучало намного громче любого выстрела. В Алтае кнут-камчы считается неотъемлемым атрибутом национального костюма для мужчин.

Кош-адыш

Во время охоты на волка охотники использовали специальный звукоподражательный прием типа манок на волка. Они складывали ладони рук в виде раковины и издавали голос, имитируя вой волка. Этот «манок» называется кош-адыш. С помощью такого способа охотники занимались звукоподражанием голосов разных птиц – например, совы, кукушки. А если изменить тембр и манеру имитации, то таким способом можно приманить разных зверей, например, медведя.

Кирлее и тана-топчы

Уникальные музыкальные инструменты Алтая, которые способны издавать звук характерный жужжанию и гудению, а также завыванию и вою ветра. К таким инструментам относится тана-топчы и кирлее.

Шанг

Удивительный алтайский колокольчик, имеющий небольшие размеры, но издающий звонкий и сильный звук, при этом долго не затухающий.

Конко

Маленькие колокольчики конко использовались, как украшение на женские наряды. Благодаря их перезвону все могли слышать, что девушка где-то рядом, что ее не украли.

Бытовые перкуссионные инструменты Алтая

Перкуссионные инструменты – это неклассические ударные инструменты к таким инструментам в Алтай относится:

— кушкан – используется сбруя седла;

— дьярын – шумовой пучок, используется косточка и копыто, баранья лопатка и орех – кузук, а также кумургай.

www.altaikomus.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *