Муром монастыри и церкви: Храмы, Монастыри и Церкви г. Муром

Содержание

Храмы, Монастыри и Церкви г. Муром

Храмы и монастыри – главная достопримечательность Мурома. В каталоге собран полный перечень действующих и утраченных церквей и монастырей. Спасо-преображенский монастырь, Троицкий и Благовещенский монастырь. Вознесенская, Смоленская, Николо-Набережная церковь и многие другие – в этом каталоге вы найдете их старые и современные фотографии, адреса, а также отметку на карте города, чтобы вы без труда смогли добраться до них.

Оставляйте комментарии, читайте отзывы других муромлян. Оставляйте голоса в рейтинге за самое умиротворенное место.

Спасский мужской монастырь

Первое упоминание о муромском Спасском монастыре находится в русских летописях под 1096 г.: «В лето 6604 (1096 г.) …

Вознесенская церковь 


Построена в 1729 г. комиссаром Осипом Названовым, бургомистром Василием Смольяниновым и подьячим Алексеем Герасимовым.

Троицкий женский монастырь 


Троицкий женский монастырь основан в 1643 г. богатым муромским купцом Тарасием Борисовым, по прозвищу Богдан Цветной на месте деревянной церкви.

Благовещенский мужской монастырь 


История «первоначальной Благовещенской церкви», а позднее монастыря неразрывно связана с историей города Мурома.

Церковь николая чудотворца 


Сооружены в середине XVII в. на средства муромских купцов гостиной сотни братьев Черкасовых.

Воскресенская и введенская церкви 


Сооружены в середине XVII в. на средства муромских купцов гостиной сотни братьев Черкасовых.

Козьмодемьянская церковь 


На невысокой террасе Оки приютилась, утопая в зелени, скромная приземистая церковь, возведенная более четыреста лет назад в честь бессребреников и чудотворцев Космы и Демьяна.

Смоленская церковь 


Стоит на высокой терассе р. Оки на пересечении современных улиц Мечникова и Губкина. В настоящее время является кафедральным храмом г. Мурома

Сретенская церковь


Сооружена в 1795 г. на средства муромских купцов Зворыкиных.

Успенская церковь 


Сооружена в 1790 г. муромским купцом Д. Лихониным.



Христорождественская церковь 


Стояла на месте современного здания администрации г. Мурома. Сооружена в конце XVIII в. 31 мая 1929 г. пленум горсовета возбудил ходатайство о закрытии церкви. Закрыта постановлением ВЦИК 30 января 1930 г. Разобрана на кирпич в августе 1930 г. Колокольня взорвана.

Пятницкая церковь


Стояла в начале современной улицы Пролетарской. Время основания не известно. В 1818 году купцом Суздальцевым вместо деревянной церкви построен каменный храм. Вокруг храма находилось одно из четырех городских кладбищ. Разрушена в 1939 году.

Собор рождества богородицы 


Муромский Богородице Рождественский собор занимает самое лучшее место в городе, на горе называемой Воеводской, возвышающейся над рекой Окой.

Предтеченская церковь

Стояла на месте современной средней школы № 3. Построена в 1803 г., перестроена в 1874 г. Закрыта в 1920-е гг. Снесена во второй половине 30-х гг.

Напольная церковь 


Стояла на городском Напольном кладбище. Сооружена в 1860 г. на средства муромских купцов Жадиных. В 1872 г. пристроена теплая трапеза. Храм был приписан к Муромскому Благовещенскому монастырю. Снесена в 1930-е гг.

Николо-можайская церковь 


Стояла на пересечении современных улиц Первомайской и Комсомольской (пл. Белякова). Построена в середине 16 в. на средства царя Ивана Грозного. В 17 в. перестраивалась местным купцом Веневитиным. Закрыта постановлением ВЦИК 20 января 1930 г. Снесена в конце 30-х гг.

Николо-зарядная церковь 


Стояла у торговых рядов («за рядами»), напротив здания современного музея. Сооружена в 1675/7 г. на средства купца Смолина. Одноглавая, одноапсидная с шатровой колокольней. Снесена во второй половине 30-е гг.

Георгиевская церковь


Находилась на северо — восточной окраине города в Кожевниках. До середины 17 в. была деревянной. Каменный храм возведен на средства муромца Сидора Лопатина в 1651 г. Пятиглавая с трапезой и колокольней. Закрыта и снесена в 30-е гг.


Воскресенский женский монастырь города Мурома / Монастырский вестник

Воскресенский собор

1658 г.

восстановлен в 2010 г.

Наиболее ранние упоминания о женском Воскресенском монастыре в Муроме относятся к 1566 году. Какие в то время в нем существовали церкви, нам неизвестно. Достоверное их описание впервые было сделано только в начале XVII века: «За ручьем на горе Воскресенский девичий монастырь, а в нем две церкви шатровых: а) Воскресения Господня деревянная на подклети, о трех верхах шатровых, с двумя приделами: святителя Николая Чудотворца и собора Архистратига Михаила; б) церковь деревянная теплая во имя Введения Божией Матери» (Опись Бориса Бартенева 1637 года) [1].

Каменным монастырский собор стал только в середине XVII столетия. В 1655-1658 годы на средства купца Семена Федоровича Черкасова в обители, располагавшейся на высоком берегу Оки, в Кожевенной слободе, возвели Георгиевскую церковь (она не сохранилась до нашего времени), собор во имя Воскресения Господня и храм Введения Пресвятой Богородицы с колокольней. Последние две церкви построили на месте более древних – деревянных [2]. Своим обликом Воскресенская церковь напоминает соборы других монастырей Мурома: Троицкого — возведенного немного раньше – в 1642 году и Благовещенского – несколько более позднего (1664 год). По композиции собор Воскресенского монастыря представляет собой пятиглавый храм с высоким кубом в основании. С западной стороны к нему примыкает трапезная с двускатным перекрытием. Кроме того, с северной и западной сторон его охватывает крытая галерея-гульбище с крыльцами, увенчанными четырехгранными шатрами [3].

Судить о первоначальном декоративном убранстве собора сейчас не представляется возможным, так как в 1792 году он пострадал от пожара, а в конце XIX века его оштукатурили, т.е. покрыли древнюю кладку толстым слоем цементного раствора. На рубеже столетий в соборе выполнили новые росписи. В это же время он получил четырехскатное перекрытие, окончательно исказившее его облик. Оно уничтожило очарование от ставшей традиционной в Муроме «горки» из двух рядов чередовавшихся больших и малых кокошников сложного профиля, дополненных небольшими кокошничками в основании барабанов. Кроме этого, барабаны с главками, очертания которых напоминают соборы ранее упомянутых монастырей, плохо согласуются с позднейшим перекрытием и создают впечатление «чужеродности». Следует отметить, что столь ярко выраженная разница в размерах кокошников верхнего и нижнего ряда, является отличительной особенностью именно этого храма. В убранстве соборов других муромских монастырей она отсутствует.

От «родного» декора Воскресенского собора уцелели некоторые детали: широкий карниз, некогда украшенный разноцветными изразцами, лопатки, разделяющие поверхность стен на три части, нарядные наличники окон на южной и северной стенах, а также на стенах трапезной. Рисунок оконных обрамлений с завершениями в виде нарядных, словно «лепных» кокошников высокого рельефа, использовали и ранее, и позднее — зодчие, возводившие Троицкий собор и надвратную Казанскую церковь с колокольней в Троицком монастыре, собор Благовещенского монастыря. Галерею украшает пояс «ширинок» в нижней части и резные столбики-балясины, форма которых была явно заимствована из декора крылец Благовещенского собора и его колокольни. Очень знакомыми кажутся и другие детали крылец Воскресенской церкви с их «висячими» и «ползучими» арками и прихотливой формой опорных столбов. И то, и другое явно выполнялось по образцу парадного крыльца Благовещенского собора. В целом, галереи, трапезная и крыльца собора во имя Воскресения Христова, хотя и были, по всей вероятности, пристроены к нему позже, но вполне органично дополнили его композицию.

После упразднения монастыря в 1764 году собор стал приходской церковью и оставался ею вплоть до 1929 года, т.е. до самого закрытия. Немного погодя в нем устроили спортзал для секции бокса. К 1990-м годам, когда обитель вернули церкви, этот уникальный храм, по своей красоте некогда стоявший в одном ряду с соборами Троицкого и Благовещенского монастырей, но во многом сильно отличавшийся от них, находился в плачевном состоянии. В ходе работ, проведенных в 2007-2010 годах, его привели в порядок, но первоначальный облик вернуть не удалось.

Библиография:

[1] Травчетов Н.П. Город Муром и его достопримечательности. Владимир, 1903. С.37, 43

[2] Муром: Памятники архитектуры и искусства. М., 1990. С.: 34, 37

[3] Беспалов Н.А. Муром: Памятники искусства XVI – начала XIX века. Ярославль, 1971. С.: 5

[4] Ушаков Н. Путеводитель по губернскому городу Владимиру и его древнейшим уездным городам – Суздалю, Мурому, Переславлю, Юрьеву и Александрову с указанием достопамятностей этих городов в историко-археологическом отношении. Владимир, 1906. С.: 34, 35

[5] Чернышев В.Я. Муром. Исторический очерк-путеводитель. Муром, 2007

Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь / Статьи / Патриархия.ru

30 июля 2006 г. 19:45

Спасо-Преображенский мужской монастырь Мурома — одна из древнейших обителей Православной Руси. (Хронологически старше его только Киево-Печерская лавра).

С монастырем непосредственно связаны имена таких общерусских святых, как прп. Илья Муромец, св. князья Петр и Феврония.

В советский период обитель была закрыта, в ее стенах находилась воинская часть (в одном храме — спортзал, в другом — склад, на территории — военный плац и три казармы).

В 1995 году, накануне 900-летия Спасской обители, академик Д.С. Лихачев обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с ходатайством о возрождении древнейшей святыни. В результате было принято решение о выселении воинской части. После ее выезда степень разорения обители стала едва ли не более очевидной. 

Молодому монаху, а ныне игумену монастыря Кириллу (Епифанову) тогда было дано благословение на восстановление святыни. По сути надо было строить обитель заново, что сопрягалось с чрезвычайными трудностями, в том числе организационного и материального характера. И все же процесс восстановления, начатый поначалу стараниями очень немногих людей, привел к возрождению древней иноческой святыни. Во многом этому способствовала поддержка, оказанная монастырю со стороны нынешнего Председателя Счетной Палаты РФ Сергея Степашина, организовавшего в 1994 году Попечительский Совет по восстановлению  Муромского Спасо-Преображенского мужского монастыря.

Этому предшествовало проведение летом 2003 года во Владимире конференции Ассоциации контрольно-счетных органов России. В качестве культурной программы было предложено ее участникам ознакомиться с достопримечательностями края, в том числе со Спасо-Преображенским монастырем Мурома. Степень разрушения древнейшей русской обители произвела глубокое впечатление на посетителей. Остаться в стороне оказалось невозможным, и, вернувшись в столицу, участники конференции передали председателю Ассоциации С. В. Степашину обращение архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия с просьбой способствовать восстановлению монастыря. Руководитель Счетной палаты РФ с готовностью откликнулся на эту просьбу.

Вскоре нашлись единомышленники. Аудитор Счетной палаты С. Н. Рябухин работал в прошлом на строительстве Ульяновского авиационного комплекса. Было решено, что ему лучше других удастся организовать восстановительные работы. Так был создан Попечительский совет по воссозданию Спасо-Преображенского мужского монастыря. 

Примечательно, что попечители не стали создавать никаких внебюджетных, благотворительных фондов. Решили, что благотворительные пожертвования будут направляться непосредственно на счет монастыря. Первыми откликнулись «Газпром», «Интеррос», ИК«РИК-ВЭСТ», ИФК «Метрополь», «Сибирская угольная энергетическая компания», «Трансмаш-холдинг».

Личные пожертвования сделали многие предприниматели Москвы и Санкт-Петербурга. Самые разные люди внесли свой вклад в восстановление монастыря не только деньгами, но и посильной помощью в строительных работах.

Главные исторические вехи жизни обители

Древнейшая иноческая обитель Руси Муромский Спасский монастырь основан святым благоверным князем страстотерпцем Глебом (первый русский святой, сын равноапостольного великого Киевского князя Владимира). Получив в удел Муром, святой князь, однако, не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса и затем — монашескую обитель для христианского просвещения Муромской земли. 

В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается под 1096 годом. В стенах обители пребывали многие святые: святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский, святые благоверные князья Петр и Феврония, Муромские чудотворцы и благоустроители семьи (князь Петр здесь принял монашеский постриг и скончался), прп. Серафим Саровский, посещавший своего сотаинника — святого старца Спасской обители Антония Грошовника.

Еще одна яркая страница в истории связана с Иоанном Грозным. В 1552 году царь возглавил поход на Казань. Один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. Город был по сути превращен в военный лагерь: на улицах стояли шатры под боевыми флагами, готовились плоты и струги для переправы. Предание гласит, что в Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правобережье Оки. Отсюда же войско пошло на Саканский лес и далее.

Иоанн Грозный дал обет: если возьмет Казань — поставит в Муроме каменный храм. Государь сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм русский царь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги. 

Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм. В нижнем этаже этой церкви размещались «хлебня, мукосейня, хлебодарня, поварня, пекарня, да палаты».

Не лучшим образом сказался на жизни обители период правления Екатерины Великой, издавшей Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Однако Спасо-Преображенский монастырь выстоял. Способствовало этому факту одно очень важное  событие — со Святой горы Афон в 1878 г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной святыней обители.

Воины и их сродники особо почитают хранящийся в обители образ св. вмч. Георгия Победоносца с древним мощевиком.

Многие богомольцы приходят в Спасо-Преображенский собор поклониться иконе преп. Серафима Саровского, писанной инокинями Серафимо-Дивеевской обители и освященной на раке со святыми мощами преподобного. В наперсный крест на ризе иконы вставлены мощи старца Серафима.

Древняя обитель, неоднократно за свою многовековую историю претерпевавшая разорение (в ХШ в. — от монголо-татар, в ХVII в. — от поляков, в ХХ в. — от советской власти), ныне возрождена из руин.

Свято-Воскресенский монастырь в Муроме

Свято-Воскресенский женский монастырь расположен на высоком берегу Оки (Фруктовая гора) в северо-восточной части г. Мурома. История возникновения монастыря достаточно загадочна и мало изучена.

По одной из версий, он был первым женским монастырём Мурома, существовавшим уже в конце XII в., и единственным, расположенным за укреплёнными стенами города. Путники, покидающие Муром, могли помолиться в монастырском храме перед дальней дорогой, а прибывающие в город – найти приют на монастырском постоялом дворе. Считается, что на монастырь возлагалась функция распространения православия среди местного населения, жившего по законам матриархата.

В одной из интерпретаций предания о святых муромских князьях Петре и Февронии говорится, что после их изгнания боярами из Мурома в начале XIII в. они поселились в загородном княжеском дворе, на месте которого и возник монастырь. Согласно преданию, в этой женской обители княгиня Феврония в конце жизни приняла постриг под именем Евфросиния. В монастыре Феврония-Евфросиния вышивала золотом, что было её основным послушанием. Свято-Воскресенский монастырь в дальнейшем славился своими золотошвейками по всей Руси.

В письменных источниках впервые Свято-Воскресенский женский монастырь упоминается в XVI в. Одно из первых достоверных сведений о деревянной Воскресенской церкви относится к 1566 г. В описи Мурома 1637 г. упоминаются деревянные строения Воскресенского девичьего монастыря на горе – трёхглавая церковь Воскресения Христова с двумя приделами, церковь Введения Пресвятой Богородицы, колокольня, кельи.

Около 1658 г. на средства муромских купцов братьев Черкасовых на месте деревянных строений были воздвигнуты каменные храмы – пятиглавый Воскресенский собор с двумя приделами и скромная одноглавая Введенская церковь. Воскресенский собор по своим архитектурным формам имел много общего с возведёнными чуть ранее Троицким (Троицкий монастырь) и Благовещенским (Благовещенский монастырь) соборами. Однако Воскресенский собор отличался своей более поздней пристройкой – шатровыми крыльцами и галереей-гульбищем, которая выполняла декоративную роль и позволяла монахиням и прихожанам любоваться прекрасной панорамой за Окой. Ансамбль Воскресенского монастыря завершался пристроенной с запада к Введенской церкви надвратной шатровой колокольней (вероятно, в конце XVII в.). По свидетельствам очевидцев, живописно расположенный на высоких откосах Оки Воскресенский монастырь представлял собой один из самых совершенных архитектурных ансамблей Мурома.

Свято-Воскресенский женский монастырь, имея небольшой приход, всего в 26 домов, в 1764 г. был упразднён по указу Екатерины II о секуляризации церковных земель. Игуменья и несколько монахинь были переведены в Троицкий монастырь, а Воскресенский и Введенский храмы стали приходскими. К храмам примыкало одно из четырёх старинных городских кладбищ, где были похоронены многие почётные муромские горожане. В их числе – М.В. Дьяконов (1807-1886), известный живописец-акварелист, в течение 20 лет служивший директором Санкт-Петербургской рисовальной школы для вольноприходящих, учеником которого был выдающийся русский художник И.Е. Репин.

В 1930-е годы Воскресенский приход был упразднён и разделил печальную участь многих муромских храмов. Церкви были закрыты, колокола сброшены, безвозвратно утеряны настенные росписи. Наиболее ценные иконы и предметы церковной утвари были вывезены в Муромский художественный музей. Здания бывшего монастыря поочерёдно занимали склады, студенческое общежитие, автошкола, детская спортивная школа. Кладбище было разрушено и частично закатано в асфальт. На его месте в 1950 г. было устроено футбольное поле. В Воскресенском храме располагался спортзал с рингом, под колокольней – сауна.

В 1998 г. храмы Воскресенского монастыря вернули Владимиро-Суздальской епархии, и в нём возродилась иноческая жизнь. Обитель была приписана к Свято-Троицкому монастырю. В 2000 г. Воскресенский женский монастырь получил самостоятельность. Его первые монахини приняли на себя все сложности по восстановлению монастырских храмов и строений, обустройству приусадебного хозяйства. В связи с образованием в 2013 г. самостоятельной Муромской епархии, монастырь перешёл в её ведение.

Недалеко от Воскресенского монастыря в Штапском овраге находится святой источник Петра и Февронии Муромских. В благоустройстве родника участвовали не  только монахини, но и жители Мурома. Над источником возведена деревянная часовня, на стене которой размещена доска с изображением святых супругов Петра и Февронии.

Автор: В. Королькова

Свято-Благовещенский и Свято-Троицкий монастыри в Муроме

 

В Муроме рядом расположены два монастыря: мужской Свято-Благовещенский и женский Свято-Троицкий. Свято-Троицкий женский монастырь знаменит тем, что там покоятся мощи святых Петра и Февронии, покровителей любви, верности и брака.

Памятник Петру и Февронии около Благовещенского мужского монастыря

Петр и Феврония Муромские

На площади около монастырей установлен Памятник Петру и Февронии Муромским, покровителям любви и брака. О жизни и смерти этих святых, а также истории «Дня семьи, любви и верности», который отмечается 8 июля, мы уже писали в посте «Праздник Петра и Февронии: история и традиции». А вот о том, как их мощи оказались в Свято-Троицком монастыре, следует рассказать отдельно.

Первоначально мощи благоверных князя Петра и княгини Февронии покоились в соборе Рождества Пресвятой Богородицы, построенного над их мощами царем Иваном Грозным в 1553 году. Мощи святых находились в кипарисовой раке, изготовленной позднее, в 1797 году, в приделе верховных апостолов Петра и Павла. Рядом с собором стояла деревянная церковь благоверных Петра и Февронии, разобранная в конце XVIII века, чтобы освободить место для колокольни. Собор, по описаниям, отличался красотой и богатством.

После революции Богородице-Рождественский собор, как и большинство других церквей в России, был разграблен, часть церковной утвари была перевезена в местный краеведческий музей. Туда же в 1921 году были перевезены и мощи Петра и Февронии и выставлены для всеобщего обозрения. В 1924 году собор был закрыт, а в 1934 году передан военному ведомству. В 1939 году стены собора разобрали, колокольня простояла чуть дольше, т.к. она использовалась в как пожарная каланча. Однако затем была уничтожена и она. Ныне на месте собора — Окский парк.

Муром, собор Рождества Богородицы, фото конца XIX веке (из Википедии)

19 сентября 1992 года мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии были перевезены в Троицкий собор Свято-Троицкого женского монастыря. И сегодня сюда приезжают с молитвами о любви и браке.

Свято-Благовещенский мужской монастырь

Согласно церковному преданию, деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была сооружена на этом месте еще в конце XII века святым благоверным князем Константином (Ярославом Святославовичем, умер в 1205 году), внуком Ярослава Мудрого. Главной святыней храма была икона Богоматери, привезенная князем из Византии — впоследствии она стала называться Муромской.

В 1552 году, во время казанского похода, Муром посетил Иван Грозный. В 1553 году по его указу был основан Благовещенский монастырь. В Благовещенском соборе покоились мощи князя Константина, канонизированного в 1547 году.

В 1616 году поляки разграбили и разрушили монастырь. В 1664 году на средства муромского купца Тарасия Борисовича Цветнова Благовещенский собор был вновь отстроен, а на колокольне установлены часы. В отечественную войну 1812 года в монастыре хранились русские святыни — Иверская и Владимирская иконы Божией Матери.

В 1919 году монастырь был закрыт, однако богослужения в соборе продолжались. В 1923 году мощи благоверных князей Константина, Михаила и Феодора были перевезены в краеведческий музей, где находились до 1989 года. В 1940 году собор был закрыт, однако два года спустя вновь открыт как приходской храм. В 1946 году в нем служил иеромонах Пимен, будущий Патриарх Московский и всея Руси (1910-1990, патриарх с 1971 года). В 1991 году в Благовещенском монастыре была возобновлена монашеская жизнь.

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском монастыре

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском монастыре

Благовещенский мужской монастырь, надвратная Стефаниевская церковь, 1716 год

Благовещенский мужской монастырь, надвратная Стефаниевская церковь

Строения на территории Благовещенского мужского монастыря

Колокольня Благовещенского мужского монастыря

С территории Благовещенского монастыря видны купола храмов соседнего Свято-Троицкого женского монастыря, расположенного рядом — их разделяет только небольшая дорога.

Церковь Преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицком женском монастыре

Церковь Преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицком женском монастыре

Благовещенский монастырь и стены Свято-Троицкого монастыря

Свято-Троицкий женский монастырь

В XI-XIII веках на месте нынешнего монастыря, на «старом городище» стоял деревянный собор Бориса и Глеба, позднее — деревянный Свято-Троицкий храм. Монастырь был основан уже упоминавшимся выше купцом Тарасием Цветновым в 1642-1643 годах. В 1643 году был возведен в камне Свято-Троицкий собор. Собор украшен поливными изразцами XVII века и кованными золочеными крестами работы муромских мастеров. Колокольня и надвратная шатровая церковь Казанской иконы Божией Матери были построены в 1648-1652 годах.

В 1923 году монастырь был закрыт. В 1975 году на территорию монастыря из села Красное Меленковского уезда была перевезена деревянная церковь преподобного Сергия Радонежского, 1715 года постройки. В 1991 году монастырь был вновь открыт. Главные святыни монастыря — Виленский крест-мощевик и мощи святых благоверных Петра и Февронии.

Свято-Троицкий женский монастырь

Церковь преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицком женском монастыре

Строения на территории Свято-Троицкого женского монастыря

Свято-Троицкий собор Свято-Троицкого монастыря

Церковь преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицком женском монастыре

Вид на Благовещенский собор Свято-Благовещенского мужского монастыря

Свято-Троицкий собор Свято-Троицкого монастыря

Строения на территории Свято-Троицкого женского монастыря

Тюльпаны в Свято-Троицком женском монастыре

Деревянная модель церкви в Свято-Троицком женском монастыре

Свято-Троицкий собор Свято-Троицкого монастыря

Первое, что бросается в глаза на территории Свято-Троицкого монастыря — ухоженность территории: красивые цветники, украшения. В целом, и Благовещенский, и Троицкий монастырь выглядят сказочными — их соборы являются образцами стиля «русское узорочье».

♦ Продолжение: Часовня и источник Ильи Муромца в Карачарово

Адрес Свято-Благовещенского мужского монастыря: Владимирская область, г. Муром, ул. Красноармейская, 16.

Адрес Свято-Троицкого женского монастыря: Владимирская область, г. Муром, пл. Крестьянина, 3А.

Хотите узнать больше о Китае? Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»

© Сайт «Дорогами Срединного пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
  • Дешевые авиабилеты: Aviasales
  • Гостиницы и базы отдыха: Booking
  • Туристическая страховка: Cherehapa
  • Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Посмотреть все

 

 

Монастыри и храмы города Мурома

Программа: Троицкий, Благовещенский, Спасо-Преображенский монастыри и отдельные храмы Мурома: Николо-Набережная, Вознесенская, Сретенская, Смоленская церкви.

Экскурсия рассказывает об истории и архитектуре монастырских ансамблей г. Муром.

Спасо-Преображенский мужской монастырь города Муром — древнейшая обитель Святой православной Руси (старше его только Киево-Печерская лавра). Чудо земли русской! Стоит на высоком берегу Оки и, словно огромный православный ковчег, плывет в синеве неба. Два храма, ризница, братский корпус, часовни…Божественная красота открывается с вершины монастырского холма — необъятные муромские и нижегородские дали. Ока мощно и величественно несет свои воды к Волге. В этих местах накапливал богатырскую силу Илья Муромец. Здесь жили русские святые князья Петр и Феврония — покровители семьи.

Благовещенский монастырь основан в 1553 г. С самого начала монастырь пользовался высочайшими милостями. Согласно грамоте царя Ивана Грозного 1558 г. монастырь получил «жалованье денежную и хлебную ругу из Муромских таможенных доходов». После сооружения новой каменной церкви муромские купцы Четвертак Сычев и Семен Попяткин написали в Москву об окончании строительства и об обретении святых мощей. Получив такую новость, царь Иоанн отправил в Муром для новоустроенной Благовещенской церкви книги, иконы, колокола, церковные облачения и утварь, а на святые мощи покров.

Троицкий монастырь возник так же, как и Благовещенский, на территории «старого вышнего городища», где в 1351 г. князь Юрий Ярославич (1345 — 1354 гг.) «обнови град свой, отчину свою Муром», поставил двор свой и многие церкви, в том числе деревянный кафедральный собор Бориса и Глеба, на месте которой в дальнейшем была сооружена сначала приходская Троицкая церковь.В 1642-1643 гг. «тщанием и снисканием» Тарасия Борисовича Цветнова (Богдан Цветной) на месте деревянного храма был возведен Свято-Троицкий каменный пятиглавый собор. Главным украшением Свято-Троицкого собора являются кованные золоченые кресты — шедевры кузнечной работы муромских умельцев XVII в., — и поливные изразцы того же столетия с разнообразными орнаментами. Изразцы придают Троицкому собору особое изящество и неповторимое своеобразие, отличающее его от других муромских храмов.

ГБУК ВО «Муромский историко-художественный музей»
г. Муром, ул. Московская, д. 13
+7(49234)3-31-52
https://museum-murom.ru

Муром Муромские святые, церкви и монастыри.

Муром . Что в первую очередь приходит в голову, когда вспоминаешь этот город? “На муромской дорожке стояли 3 сосны…”. Сосен там не 3, а 333 в периоде. Но мы сейчас говорим не о соснах, а о Муроме.
“В заповедных и дремучих страшных муромских лесах…” – опять не то. Всяка нечисть конечно бродит тучей, но не совсем там и не сказать, чтоб сейчас.
“Из того ли из города, из Мурома, из того ли из села из Карачарова выезжал удаленький дородный добрый молодец…” – вот это уже очень близко к теме, но и с этим пока повременим.
А начать стоит с “Повести Временных лет”, гласящей о пяти древнейших русских городах: “а по тем городам… перьвии насельници в Новегороде словене, … в Ростове меря,…  в Муроме мурома”.

Получается, что Муром на добрых  300 лет старше Москвы. Кстати, о столице нашей родины. Муром отстоит от неё на целых 300 км. Чтобы добраться туда, надо пересечь половину Московской и всю Владимирскую область вплоть до берегов Оки. А за Окой начинается нижегородская земля.

Несмотря на столь почтенный возраст, город не может похвалиться особо древними памятниками. Самые старые постройки Мурома относятся к XVI веку – ко временам Иоанна Васильевича IV Грозного. Конечно, это старина. А как же с древностями? Если не искать их материального воплощения, а остановиться на духовных, то с ними всё прекрасно. Ведь Муром  – это и страстотерпец князь Глеб, вместе с братом своим Борисом первым на Руси причисленный к лику святых, и покровители семьи и брака святые Пётр и Феврония, и, конечно же, Илья Муромец.

Несмотря на множество действительно святых подвижников, жители Мурома приобрели репутацию “святогонов”. Уж слишком часто они изгоняли тех, кто нёс им слово Божие. Начнём хотя бы с князя Глеба, который, по повелению отца своего Владимира Красно Солнышко, пришёл в Муром на княжение. Прибыл он сюда не как завоеватель, а как просветитель. “И егда приде святый Глеб ко граду Мурому, и ещё тогда неверние быша людие и жестоци, и не прияша его на княжение и не крестишася, но сопротивляхуся ему. Он же отъеха от града 12 поприщ и там пребываша до преставления святаго отца его.”
Глеба, также как и его старшего брата Бориса, заманил в ловушку и убил князь Святополк, усыновлённый Владимиром Святославичем. Он хотел воссесть на Киевском столе вместо законных наследников князя Владимира Красно Солнышко.  За убийство Бориса, Глеба и их брата князя Святослава он получил прозвище Окаянный, т.е. “Окаиненный” – убивший братьев своих подобно тому, как Каин убил Авеля. Святополк был разгромлен новгородским князем Ярославом Мудрым, бежал и “сгинул в пустыне промеж Ляхи и Чехи”.  Почитание Бориса и Глеба началось ещё при Ярославе Мудром, а в середине XI века они были причислены к лику святых.
Возможно, что князь Глеб отошёл от града не на 12, а всего лишь на 2 поприща. В этом случае следы княжьего двора стоит искать на месте нынешнего Спасо-Преображенского монастыря, одного из старейших на Руси. Первое довольно туманное упоминание о нём относится к 1095 году, когда жители города “положиша в монастыри Святаго Спаса” убитого князя Изяслава, сына Владимира Мономаха. Летописцы вновь вспомнили о монастыре лишь спустя четыре с половиной столетия во времена Ивана Грозного (1554 г). Государь повелел построить в обители каменный храм и наделил её землями.  Спасо-Преображенский собор, построенный по повелению Государя, сохранился по сей день.

Обок с собором стоит Преображенская церковь. Сама по себе она простенькая, хоть и построена в эпоху дивного русского узорочья (1691 г). Зато пристроенные к ней шатровая колокольня и башенка-сень чудо как хороши.

Ещё в монастыре есть несколько современных часовен. “Военная” часовня во имя св. Георгия Победоносца , покровителя русского воинства

Часовня-костница. В ней ниже уровня земли уложены останки, найденные в монастыре во время реставрации и работ по благоустройству.

Часовня “иконы Богородицы Спорительницы хлебов” выглядит довольно невзрачно, зато именно в ней освящается и монастырский хлеб (очень вкусный), и знаменитые муромские калачи. Монастырской братии удалось отыскать рецепт и возобновить их выпечку. За калачами идти вдоль западной монастырской стены мимо надвратной церкви Кирилла Белозерского и зайти в дверь в красной монастырской стене.

Калачи пользуются заслуженной популярностью и если припоздниться, то их вам не достанется. Придётся утешаться тем, что на муромском гербе изображено аж 3 калача 🙂

Прежде, чем покинуть монастырь, стоит обратить внимание на настоятельские покои. Их облик с одной стороны говорит о XVII веке, с другой – о недавней “капитальной” реконструкции. И то и другое истинно: митрополит Сарский и Подонский Варсонофий построил их ещё в 1697 году, но 200 лет спустя они пришли в ветхость. Пришлось перекладывать своды, переделывать печи, полы, двери и окна. Спустя ещё 100 лет благодаря “созидательной” деятельности советской власти покои вновь пришли в упадок и вторично реставрировались.

Маленькая главка напоминает о домовой церкви святителя Василия Муромского и Рязанского, устроенной в настоятельских покоях в 1996 году.
Епископ Василий Муромский принадлежит к числу подвижников, изгнанных из города местными святогонами. Он прибыл в город в 1285 году. О его жизни в Муроме мало что известно. Однажды кто-то распустил слух о том, что в доме епископа видели молодую женщину. Жители не поверили заверениям Василия о его невиновности и приказали ему убираться прочь. Тогда Василий взял с собою муромскую икону Богородицы, вышел на берег Оки, расстелил на воде свою мантию, ступил на неё и бурным ветром был перенесён в Рязань. Так муромцы разом утратили чудотворную икону, святого епископа и первенство над Рязанью. Ведь вместе с Василием в Рязань перенеслась и епископская кафедра, что укрепило её, как центр независимого княжества. Случилось это в 1288 году.

Вот и пришла пора вернуться к “удаленькому дородному добру молодцу, что заутреню стоял во Муроме, а к обеденке хотел поспеть во Киев-град”. Имя его Илья Муромец. В русском эпосе известно 15 былин об Илье Муромце, русский богатырь Илья упоминается и в германских сказаниях XIII века. Документальных свидетельств об Илье сохранилось мало. Доподлинно известно, что богатырь по имени Илья и по прозванию “Чобиток” принял монашество  в Киево-Печерском монастыре, где и был похоронен в 1188 году. В 1643 году Илья был канонизирован в числе 70 других угодников, покоящихся в пещерах Киево-Печерской лавры.
Комиссия Минздрава тогда ещё УССР провела исследования останков мощей Ильи Печерского в 1988 году. Полученные данные удивительным образом совпадают с содержанием былин об Илье Муромце. Этот человек страдал в детстве параличом конечностей, что совпадает с историей о том, что Илья Миромец “сиднем сидел” 30 лет и 3 года. Рост его около 180 см, совершенно “богатырский” по тем временам. Скончался он в возрасте от 40 до 55 лет от раны, нанесённой, копьём в область сердца. Этот факт легко связать с былиной “О битве на реке Калке”, в ходе которой пали на поле брани русские богатыри.
Скульптор Вячеслав Клыков создал памятник Илье Муромцу, установленный в Муроме в 1999 году. (фото скверное – сделано 9 лет назад мыльницей в сумерках)

В городе можно встретить и “настоящего” былинного богатыря, если позаботиться об этом заранее, позвонив в муромский музей.

Илья Муромец встречает гостей неподалёку от Вознесенской церкви, одной из семи, уцелевших в городе, не считая монастырских. Деревянная Вознесенская церковь впервые упоминается в 1573 году.  Нынешняя каменная относится к 1729 году. Построили её на пожертвования городских чиновников: бургомистра Смольянинова, комиссара Названова и бывшего подъячего Герасимова. В 1922 году другие “комиссары” разграбили церковь, а позже, сломав главы и колокольню, устроили в ней начальную школу. В 1999 году церковь вновь освятили, а сейчас она полностью восстановлена.

А ещё из Мурома происходят святые покровители любви, семьи и брака Петр и Феврония Муромские. Про святого Валентина все слыхали? Так он вообще то святой католический , настоящему православному патриоту неподобающий. Сказание о Петре и Февронии долгое, посему постараюсь остановиться на самой сути его.
Правил некогда в Муроме благоверный князь по имени Павел. Нечистый, желая искусить его, послал к жене Павла крылатого змея на блуд. Этот змей принимал облик самого князя и жена не могла ему противиться, хоть и призналась во всём мужу своему. Князь не знал, как одолеть змея и сказал жене: “обольщая, спроси змея, ведает ли он сам, отчего ему смерть должна приключиться?  Жене княжеской удалось выведать у змея о его смерти. Сказал тот, что погибнет он от Петрова плеча и от Агрикова меча.
Был у князя Павла родной брат Пётр. Павел передал ему слова змеиные и понял Пётр, что это ему суждено с гадом ползучим расправиться. Одно смущало княжьего брата: он и слыхом не слыхивал об Агрикове мече. Однажды за городом явился Петру отрок и указал, где в церкви промеж каменных плит лежит Агриков меч. Найдя меч, стал он искать случая убить злокозненного змея.
Однажды, повидав своего брата Павла, отправился Пётр отдать поклон княгине, снохе своей, и в княгининых покоях вновь узрел своего брата. Понял  Пётр, что у княгини сидит лукавый змей в человечьем обличье и хочет змей, чтобы убоялся Пётр убить брата своего. Ударил он змея в образе брата Павла Агриковым мечом, тот принял своё мерзостное обличье, зашипел и издох, обрызгав Петра своей ядовитой кровью. Пётр покрылся струпьями и язвами и охватила его тяжкая болезнь. Пытался он найти исцеления у целителей муромских, но ни один не помог ему.
Прослышал Пётр, что в рязанской земле много искусных врачевателей и повелел везти его туда, сам он ехать верхом уже не мог.  В деревне Ласково его гридень нашёл девушку по имени Феврония, которая согласилась вылечить князя, если тот женится на ней. Князь Пётр с пренебрежением отнёсся к словам девицы, велев передать ей: “Пусть лечит, как умеет, если вылечит – возьму её в жены.”
Девица велела, чтобы пошёл князь в баню, а после паренья намазал струпья и язвы мазью, которую она даст. А один струп пусть оставит не помазанным и будет здоров. Выйдя из бани, Пётр уже почувствовал себя здоровым, а наутро все струпья исчезли. Слово своё князь не сдержал, не захотел он жениться на Февронии из-за низкого происхождения, послал он ей богатые дары, а сам уехал в Муром. И там болезнь вновь настигла его . Устыдился тогда Пётр, вернулся к Февронии, а та молвила ему, что он исцелится, если возьмёт её в жены. Так и стала Феврония княгиней.

Через недолгое время умер Павел и князем в Муроме стал его брат Пётр. Бояре муромские не любили Февронию за низкое происхождение и порешили изгнать её из города. Тогда Пётр отправился в изгнание вместе со своею женой. Поплыли они в ладье по Оке и оказался среди княжеских слуг человек, возжелавший Февронию. Она, обладая даром прозорливости, почувствовала его вожделение и приказала зачерпнуть воды с одного борта и с другого борта и испить её. Тот, недоумевая, выполнил то, что велела княгиня. Тогда спросила его Феврония, одинакова ли вода на вкус. “Одинакова, госпожа!” – ответил он. “Так и естество женское одинаково. Зачем же ты, позабыв о своей жене, о чужой помышляешь?” – отвечала ему Феврония.
Отплыв недалеко от Мурома, остановились Пётр и Феврония на ночлег. А уже наутро явились к изгнанникам бояре и молили их вернуться обратно, ибо началась в городе смута и многие вельможи друг друга смертию убили. Князь и княгиня, не держа на муромцев зла, вернулись в город и правили по законам и заповедям. Был Пётр муромцам добрым отцом, Феврония – ласковой матерью.

Незадолго до кончины приняли они монашество. Пётр был наречён Давидом, а Феврония – Ефросиньей. Заготовили они себе общую домовину с тонкой перегородкой внутри. Господь дал им высшее супружеское счастье – они умерли в один день. Решили тогда люди, что невместно монаху и монахине лежать в одном гробу и похоронили их в разных местах. Но тела их чудесным образом соединились в общем гробу и никто уже не посмел посмертно разлучить их.
Мощи святых Петра и Февронии с 1992 года находятся в Троицком Новодевичьем монастыре, стоящем на месте Борисоглебского храма, построенного Константином Муромским в конце XI века. В этом храме молился перед изгнанием епископ Василий.
В 1643 году на средства купца по прозвищу Богдан Цветной был построен каменный Троицкий собор в стиле дивного узорочья.

Пятью годами позже Богдан Цветной купил землю вокруг церкви и пожертвовал её на строительство женского монастыря. В том же году освятили надвратную Казанскую церковь.

В советское время монастырь был закрыт, наступила “мерзость запустения”. В бывших кельях устроили коммуналки, где было немало людей с уголовным прошлым. По вечерам муромцы опасались ходить вокруг монастыря. Глядя на отреставрированные храмы, ухоженную территорию и чувствуя благодатную атмосферу в стенах обители, трудно поверить, что 20 лет назад всё начиналось с вывоза десятков кубометров мусора и… поджогов новых муромских “святогонов”. На фото деревянная церковь Сергия Радонежского, а на заднем плане храмы мужского Благовещенского монастыря.

Благовещенский монастырь, расположенный рядом с Троицким, находится на месте древнейшей муромской святыни – Благовещенского храма, построенного князем Константином в 1097 году. Во время Казанского похода Иоанн Грозный молился в Благовещенской церкви и дал обет в случае победы поставить здесь церковь каменную. Во время строительства в 1553 году были обретены мощи князей Константина, Михаила и Федора муромских чудотворцев. Спустя примерно 110 лет Благовещенский храм перестроили на средства уже знакомого нам купца Богдана Цветного, настоящее имя которого – Тарас Борисович. Цветным его прозвали скорее всего за то, что он торговал краской.  Вскоре Богдан Цветной постригся в монахи в этом монастыре.

В 1812 году в стенах Благовещенского монастыря укрывались от “нашествия галлов, а с ними двунадесяти языков” важнейшие русские святыни: Владимирская и Иверская иконы Богоматери. Тогда же монастырь был обнесён каменной стеной.

На благоустроенном участке Окской набережной стоит храм во имя Козьмы и Демьяна, очень редкого на Руси шатрового типа. По преданию, церковь построили на месте царского шатра, откуда Иван Грозный 10 дней наблюдал за переправой русского войска, шедшего на Казань. Вероятно, зодчим церкви был Постник Яковлев по прозванию Барма – строитель собора Василия Блаженного в Москве. Шатёр церкви рухнул в 1868 году и был восстановлен 150 лет спустя – в 2008 году.

В центре Мурома рядом с незатейливыми купеческими домами…

поднимается водонапорная башня, построенная для городского водопровода в 1864 году стараниями муромского городского головы Алексея Викторовича Ермакова. При нём уездный Муром выгодно отличался от большинства провинциальных городов. Улицы были замощены булыжником, на площадях устроено 16 водоразборных фонтанов. Стараниями Ермакова в городе были построены сиротский, приют, театр, казармы для войска, телеграф, а деревянный ермаковский водопровод проработал 100 лет, до 60-х годов ХХ века.

А вы говорите: “На муромской дорожке стояли 3 сосны…”
Статьи по теме:
Муром. Достопримечательности. Путешественнику на заметку
Муром. Спасо-Преображенский монастырь или встреча с иноком
Муром. Праздник в городе

Статья о Муроме в «Свободном словаре»

город областного подчинения, административный центр Муромского района Владимирской области, РСФСР. Посадка на левом берегу Оки; узел железнодорожных линий на Москву, Ковров и Казань. Население 105 тысяч (1973; 12 500 в 1897; 40 тысяч в 1939; 72 тысячи в 1959).

Муром впервые упоминается в Лаврентьевской летописи за 862 год. Он стал столицей Муромско-Рязанского княжества в 1097 году и был столицей Муромского княжества с середины XII до начала XV века.Он стал частью Великого княжества Московского в 1392 году и уездным городом в 1778 году.

Муром развивался по радиальному плану до 1788 года, когда был введен регулярный план. Среди церквей города — церковь Космы и Дамиана (1565 г., крыша обрушилась в 1868 г.) и Воскресенская церковь (с 1658 г., с крытой галереей и шатровым крыльцом). В Муроме находится ряд монастырей постройки XVI — XIX веков, в том числе Спасский монастырь (собор второй половины XVI века), Троицкий монастырь (собор, 1642–43; Казанская церковь [1648 г.) ] и колокольню [1652] соединяет крытый переход), Благовещенский монастырь (собор, 1664; Стефановская церковь, 1716).Здесь представлены рыночные ряды середины 19 века и жилые дома в классическом стиле.

Современный Муром — крупный промышленный центр. Имеется машиностроение (тепловозы, электровозы, холодильники «Ока»), радио (радиограммы, радиоприемники для автомобилей, электромузыкальные инструменты), деревообрабатывающая (фанерный комбинат), льноперерабатывающая промышленность. Есть филиал Всесоюзного заочного машиностроительного института, медицинское училище, педагогический техникум.В городе действует краеведческий музей, здесь находится дом-музей памяти И. С. Куликова, художника, жившего и работавшего в Муроме. Есть бронзовый памятник В. И. Ленину работы скульптора Ю. Г. Нерода, построенный в 1962 году.

СПРАВКА

Монгайт, А. Муром . Муром, 1947.

Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание (1970–1979). © 2010 The Gale Group, Inc. Все права защищены.

Посетите Спасо-Преображенский монастырь во время поездки в Муром или в Россию

Спасо-Преображенский монастырь находится в Муроме.Добавьте в маршрут своей поездки в Муром Спасо-Преображенский монастырь и другие достопримечательности на нашем сайте планирования однодневных поездок в Муром.
более менее Улучшить эту запись »

Составить маршрут с включением в Преображенский монастырь

Начать планирование

Спасо-Преображенский монастырь отзывы

Оцените эту достопримечательность
  • Я посетил этот монастырь утром.Красивое и хорошее место с историей с 1096 года. Замечательное место, чтобы прогуляться и сфотографироваться, немного погрузитесь в историю. Я люблю это место как … более »
  • Не пропустите этот монастырь в списке достопримечательностей Мурома. Во-первых, у него отличный вид на реку Оку, во-вторых, его территория больше других мест и ухоженная, с деревьями… более »
  • Хорошее интересное место, если вы интересуетесь православием и историей, вам понравится. Не забудьте про шарф и юбку! (для девочек) более »

Спланируйте поездку в Муром

  • Получите индивидуальную поездку

    Полный ежедневный маршрут
    в зависимости от ваших предпочтений

  • Настроить

    Сделайте вашу поездку еще более удобной.Найдем
    лучших маршрутов и графиков

  • Забронируйте

    Выбирайте из лучших отелей
    и мероприятий. Скидки до 50%

  • Управляй

    Все в одном месте.
    Все на одной странице.

Начать планирование

Достопримечательности в Муроме рядом

Вы владелец этого бизнеса?

Щелкните здесь, чтобы получить советы по продвижению.

Для владельцев бизнеса


Каждый день мы помогаем тысячам путешественников спланировать отличный отпуск. Вот несколько советов, как использовать страницу с объявлением, чтобы привлечь больше путешественников в свой бизнес — Спасо-Преображенский монастырь .
  1. Просмотрите свое объявление
    Просмотрите информацию на этой странице и убедитесь, что она точна. Если у вас есть фотографии, описания, контактная информация, ссылки в социальных сетях и т. Д., Которые вы хотели бы добавить, отправьте нам электронное письмо.
  2. Продвигайте свое объявление
    Продвигайте свою постоянную ссылку — https://www.inspirock.com/russia/murom/transfiguration-monastery-a889689767 — на своем веб-сайте, в блоге и в социальных сетях. , маршрут автоматически включает Спасо-Преображенский монастырь. Это отличный способ для путешественников, которые хотят провести отличный отпуск в вашем городе или стране, также посетить Преображенский монастырь. Продвижение вашей ссылки также дает вашей аудитории знать, что вы представлены на быстрорастущем туристическом сайте.Кроме того, чем больше используется эта страница, тем больше мы будем продвигать среди других пользователей Inspirock.
  3. Настройте виджет планирования поездки
    Для достижения наилучших результатов используйте на своем веб-сайте настраиваемый виджет планирования поездки для Преображенского монастыря. Он обладает всеми преимуществами, упомянутыми выше, плюс пользователи вашего сайта могут легко получить к нему доступ прямо на вашем сайте. Посетители вашего сайта оценят вашу помощь в планировании отпуска. Настройка займет всего несколько минут — нажмите здесь, чтобы получить инструкции.
Хотите еще отличных советов? Отправить нам письмо.

Создание вашей поездки.
Можно настроить и взять с собой.

Свято-Воскресенский мужской монастырь в Муроме, Россия

Свято-Воскресенский женский монастырь расположен на высоком берегу Оки (Плодовой горы) в северо-восточной части города Мурома. История монастыря довольно загадочна и малоизучена.

По одной из версий, это был первый женский монастырь Мурома, существовавший уже в конце XII века, и единственный находившийся за крепостными стенами города.Путешественники, выезжающие из Мурома, могли помолиться в монастырской церкви перед дальним путешествием, а приезжающие в город — укрыться в монастырской гостинице. Считается, что монастырю была возложена функция распространения православия среди местного населения, жившего по законам матриархата.

В одной из интерпретаций легенды о святых муромских князьях Петре и Февронии говорится, что после изгнания их боярами из Мурома в начале 13 века они поселились в подмосковном княжеском дворе, на месте которого располагался монастырь. был основан.Согласно легенде, в этом женском монастыре княгиня Феврония в конце жизни приняла чадру под именем Евфросинии. В монастыре Феврония-Евфросиния вышита золотом, что было ее основным послушанием. Свято-Воскресенский монастырь прославился золотыми вышивальщицами на всю Россию.

В письменных источниках впервые Свято-Воскресенский женский монастырь упоминается в 16 веке. Одно из первых достоверных сведений о деревянной Воскресенской церкви относится к 1566 году.В Муромской описи 1637 г. упоминаются деревянные постройки Воскресенского Девичьего монастыря на горе — трехглавая церковь Воскресения Христова с двумя приделами, церковь Введения Богородицы, колокольня, клетки.

Около 1658 г. на средства муромских купцов Черкасовых на месте деревянных построек были возведены каменные храмы — пятиглавый Воскресенский собор с двумя приделами и скромная одноглавая церковь Введения Богородицы.Воскресенский собор по своим архитектурным формам имел много общего с ранее построенными Троицким (Троицкий) и Благовещенским (Благовещенским) соборами. Однако Воскресенский собор отличался более поздней пристройкой — шатровыми притворами и обходной галереей, которые выполняли не только декоративную роль, но и позволяли монахиням и прихожанам любоваться прекрасной панорамой за Окой. Завершала ансамбль Воскресенского монастыря надвратная колокольня, пристроенная к церкви Введения Богородицы (вероятно, конец XVII века).По словам очевидцев, Воскресенский монастырь, живописно расположенный на крутом берегу реки Оки, был одним из самых совершенных архитектурных ансамблей Мурома.

Свято-Воскресенский женский монастырь, имевший небольшой приход, всего 26 домов, в 1764 году был упразднен указом Екатерины II о секуляризации церковных земель. Игуменья вместе с несколькими монахинями были переведены в Троицкий монастырь, а Воскресенский собор и церковь Введения Богородицы стали приходскими.К храмам примыкало одно из четырех старинных городских кладбищ, где похоронены многие почетные муромцы. Среди них — М.В. Дьяконов (1807-1886), известный художник-акварелист, в течение 20 лет был директором Петербургской рисовальной школы, учеником которой был выдающийся русский художник И. Репина.

В 1930-х годах Воскресенский приход был упразднен и разделил печальную судьбу многих муромских храмов. Церкви были закрыты, колокола упали, а настенные росписи безвозвратно утеряны.Ценнейшие иконы и предметы церковной утвари были доставлены в Муромский художественный музей. В зданиях бывшего монастыря поочередно располагались склады, студенческое общежитие, автошкола, детская спортивная школа. Кладбище было разрушено и частично заасфальтировано. На его месте в 1950 году устроили футбольное поле. В Воскресенской церкви был тренажерный зал с кольцом, под колокольней — баня.

В 1998 году храмы Воскресенского монастыря вернули Владимиро-Суздальской епархии, и в ней возродилась монашеская жизнь.Монастырь был отнесен к Свято-Троицкому монастырю. В 2000 году Воскресенский женский монастырь обрел независимость. Его первые монахини взяли на себя все трудности восстановления монастырских храмов и построек, создания приусадебного хозяйства. В связи с образованием в 2013 году самостоятельной Муромской епархии монастырь был передан в ее ведение.

Недалеко от Воскресенского монастыря в Стапском ущелье находится святой источник Петра и Февронии Муромских.В благоустройстве источника участвовали не только монахини, но и муромчане. Над источником возведена деревянная часовня, на стене которой находится мемориальная доска с изображением святых супругов Петра и Февронии.

Автор: Королькова В.

Свято-Воскресенский мужской монастырь в Муроме

Эпический город Муром расположен на высоком берегу Оки. Десятки монастырей и церквей расположены на широкой затопленной равнине, а ночью по соседству звенят слабые колокола.Свято-Воскресенский монастырь расположен на северной окраине города, на излучине прекрасной Оки. Согласно легенде, он связан с житиями двух русских святых Петра и Февронии, образцом которых являются мудрость, смирение и настоящая любовь. Достоверных сведений нет, но, согласно легенде, именно они основали монастырь, и Евфрозина (в монашестве Февронии) жила и работала там, и на этом их земной путь закончился.

Немного истории

Легенда гласит, что в XI веке здесь находился деревянный монастырь.Первое официальное упоминание в «макетных книгах» Свято-Воскресенского монастыря относится к 1566 году. Уже тогда он состоял из двух деревянных церквей с колокольней, рядом находился дом настоятеля и 21 келий монастыря. монахинь, а в 17 веке его перестроили в камне с сохранением архитектуры. По указу Екатерины II в 1764 году монастырь был закрыт, а главный храм стал самостоятельным приходом. В 30-е годы ХХ века храм Воскресения Христова и все остальные были закрыты.Когда в 1998 году монастырь стал возрождаться, на кладбище была детская площадка, а на колокольне была баня и боксерский ринг. Пока ведутся строительно-реставрационные работы.

Что вы видите?

Свято-Воскресенский мужской монастырь находится немного в стороне от основных муромских особняков. В нем все еще есть «та же» настоящая русская душа. Грунтовая дорога, море, луговые цветы, отсутствие народу и великолепная архитектура вызывают все эти неподдельные эмоции.Если легенды правдивы, это старейший православный монастырь в России, сохранившийся до наших дней.

Прогулка от монастыря к глазам на склонах — ключ к их целительной силе. Святые Петр и Феврония — покровители семьи и брака.

Храм Воскресения Христова — самый крупный в Муроме, имеет квадратную форму, верх украшен коническими арками. 5 куполов на узких тросовых барабанах, высокие светящиеся кресты создают праздничный вид.Нижняя часть окружена галереей, а входы выполнены в виде шатров в старинном русском стиле. Второй храм — Веденский, состоящий из восьмиугольного купола в форме шатра колокольни. Образ Богородицы «Всех скорбящих» — это икона старого «Феодора», икона Николая Чудотворца, посвященная его мощам в Бари, Италия, икона и мощи Митрофана Воронежского и ковчег с частицами нескольких Русские святые, все хранящиеся в Воскресенском монастыре.

Россия Кижи Церковь Святого Лазаря из Муромского монастыря / HipPostcard

3 фунта стерлингов.50 2,80 фунтов стерлингов

Продавец: lynxstamps (2363)

Согласно сканированию «позвольте себе влюбиться в то, что просто делает вас счастливыми.Если для этого есть место в вашем сердце, то для него найдется место и в вашем доме », — Мэри Рэндольф Картер. Если вы выиграли / купили несколько товаров, запросите / дождитесь комбинированного счета за доставку … Подробнее

Б / У Состояние

out_of_stock

Согласно скан
«позвольте себе влюбиться в то, что просто делает вас счастливыми.Если в вашем сердце есть место для этого, найдется место и в вашем доме ». — Мэри Рэндольф Картер

. Если вы выиграли / купили несколько товаров, попросите / дождитесь комбинированного счета за доставку

. Прежде чем оставлять нейтральный или отрицательный отзыв, пожалуйста сначала отправьте мне сообщение, и я постараюсь решить любую проблему, спасибо

Lot a5116

Отслеживайте просмотры страниц с помощью бесплатного счетчика
Auctiva

Информация о продавце
Продавец
марки lynxstamps (2363)
Зарегистрировано с
03.12.2011
Обратная связь
100%
Магазин
Lynxstamps
История предложений

В этом списке нет предложений.

История продаж

Листинг не продан.

Расположение предмета
Трансильвания, Румыния
Доставка в
по всему миру
Инструкции по транспортировке
если вы хотите заказное письмо, отправьте сообщение.спасибо
Возврат принят
Есть
Политика возврата
возврат принят в течение 30 дней
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *