Монтбланк гора – Монблан — Википедия

Содержание

Монблан — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Монбла́н (фр. Mont Blanc, итал. Monte Bianco, букв. «белая гора») — кристаллический массив, высота которого достигает 4810 м (самая высокая точка Европы при условии проведения границы Европы и Азии по северной границе Кавказа). Расположен в Западных Альпах, входящих в горную систему Альпы. Находится на границе Франции и Италии в районах Верхняя Савойя и Курмайор. Высшая точка Альп и Европы, без учёта кавказских пиков. Протяжённость — около 50 км. Площадь оледенения свыше 200 км², крупный ледник Мер-де-Глас. Центр альпинизма, а также горного туризма — вокруг Монблана проходит популярный в Европе пеший туристический маршрут Tour du Mont Blanc.

Под Монбланом проложен автомобильный тоннель длиной в 11,6 км, соединяющий Францию и Италию. Проезд через тоннель платный. Стоимость проезда зависит от стороны въезда, типа транспортного средства и количества поездок.

У западного подножья Монблана, на французской стороне расположен известный горнолыжный курорт Шамони. У южного, на итальянской стороне — Курмайор.

После французской революции состоялись обширные дебаты о принадлежности Монблана. Ранее вся гора рассматривалась как часть герцогства Савойского, а с 1723 — Королевства Сардинии, одного из унитарных итальянских государств. После побед Наполеона в Италии Герцогство Пьемонт было вынуждено уступить Савойю и Ниццу Франции. После наполеоновских войн и Французской оккупации, после Венского конгресса, король Сардинии восстановил контроль над Савойей, Ниццей и Пьемонтом, на своих традиционных территориях. Но уже неточный в то время Парижский мирный договор (1815) не действовал. Сорок пять лет спустя, после Второй итальянской войны за независимость, он был заменён новым правовым актом. Этот акт был подписан в Турине 24 марта 1860 года. Его подписали Наполеон III и Виктор Эммануил II Савойский, дело касалось аннексии Савойи (после французской договоренности о французском невмешательстве во время плебисцитов, состоявшихся в Тоскане и Эмилии-Романье, чтобы присоединиться к Королевству Сардиния, против воли папы). Впервые, с согласия короля Сардинии, Монблан находится на границе с Францией. Соглашение о демаркации, подписанное 7 марта 1861 года определяет гору «новой границей»

[2].

В настоящее время этот акт и прикреплённые карты имеют юридическую силу как для французского, так и итальянского правительств. Один из отпечатков из Sarde Atlas, сделанный в 1823 году, определяет границу по самому верхнему краю горы (4804 м в высоту). Конвенция от 7 марта 1861 признает это через прилагаемую карту, принимая во внимание пределы массива. Рисунок границы, проходящей по ледниковому покрову Монблана, дан на французском и итальянском языках. Анализ водораздела современных топографических карт не только ставит границу на главных вершинах, но и показывает, что граница должна следовать по линии на север от главной вершины к Мон-Моди, оставляя юго-восточный хребет Монблан-де-Курмайёр полностью под контролем Италии. Несмотря на то, что франко-итальянская граница была пересмотрена и в 1947 и 1963 годах, комиссия, которая состояла из двух итальянцев и французского представителя, проигнорировала вопрос о принадлежности Монблана.

Де-факто гора разделена между итальянским городом Курмайор и французским городом Сент-Жерве-ле-Бен, хотя большая часть находится в коммуне последнего[2].

Первое упоминание о восхождении на Монблан, Жаком Бальма и доктором Мишелем Паккардом, датировано 8 августа 1786 года. Это восхождение прошло по инициативе Ораса Бенедикта Соссюра, учредившего премию тому, кто разведает способ подъёма на Монблан. Первой женщиной, достигшей вершины, стала Мария Парадис в 1808 году. Будущий президент Соединённых Штатов Теодор Рузвельт также возглавил экспедицию по восхождению во время своего медового месяца в 1886 году.

Вид на массив Монблана с французской стороны

В стихотворении «Поскупясь, судьба талана…» (1855) князь П. А. Вяземский писал о своих европейских впечатлениях:

Не видал, хоть из окна,
Живописного Монблана —
Гор царя и великана.
Скрылся он вовнутрь тумана:
У царя приёма нет.
И не знает ваш поэт,
Как, подъемлясь горделиво
На престоле из сребра,
Богом созданное диво,
Блещет Белая Гора.
Панорама массива Монблан — вид из «Punta Leysser» (2771 метров) — Vetan (Валле-д’Аоста)

ru.wikipedia.org

Где находится гора Монблан? Высота вершины и интересные факты

Фото: Монблан

Монблан – высочайший горный массив Европы. Он входит в престижный список «Семь вершин», куда занесены самые высокие горы всех континентов планеты. Каждый уважающий себя альпинист мечтает покорить его.

Крыша Европы

В переводе с итальянского и французского языков название вершины переводится как «белая гора». Это совершенно естественно, поскольку Монблан имеет высотную отметку 4810 метров, и потому в любое время года его венчает снежная шапка. Наряду с российским Эльбрусом они входят в список «Семь вершин» как высочайшие точки европейского континента. Это вызвано тем, что существуют разные методики проведения границы между Европой и Азией. По одной Эльбрус находится в Европе, а по другой – в Азии.

Фото: Французские Альпы

Монблан делят между собой Италия и Франция. С французской стороны этот район называется Верхняя Савойя, с итальянской – Курмайёр. Когда-то гора целиком принадлежала Франции, но в начале XVIII века «перекочевала» в Италию. Так продолжалось неоднократно. Ситуация зависела от исхода войн, которые в Европе шли непрерывно. Вопрос урегулировали только в 1861 году, когда гору поделили пополам, проведя границу через ее вершину.

Существует стереотип, что Монблан — вершина. Это не совсем так, поскольку Монблан — горный массив протяженностью 50 километров, имеющий несколько вершин. Всего их насчитывается 19 штук. Самой низкой является гора Эгюий-дю-Миди (3842 м), а самой высокой — Монблан (4810 м). Поскольку название массива и одной из вершин совпадают, возникла путаница. Далее по высоте следует Монблан-де-Курмайёр (4748 м), а тройку лидеров замыкает Роше-де-ла-Турмет (4677 м). Все вместе они образуют цепочку гор, похожую на зубчатую корону.

Время первых

Монблан начали покорять с давних времен. Точно не известно, когда было совершено первое восхождение. Зато с абсолютной точностью мы знаем, когда покорение высочайшей вершины было зафиксировано документально. Это случилось в августе 1786 года. Покорителями стали швейцарский врач Мишель-Габриэль Паккард, которого сопровождал савойский проводник Жак Бальма. Именно они открыли эпоху альпинизма в Альпах. Это стало возможным благодаря швейцарскому геологу Орасу Бенедикту Соссюру, который пообещал награду тому, кто разведает путь на вершину.

Фото: Памятник первым покорителям Монблана

Потом были другие неординарные восхождения. И сейчас женщины в альпинизме редкость, а двести лет назад это и вовсе было экзотикой. Можно представить, какой сенсацией стало покорение Монблана Марией Парадис. В 1808 году она заслуженно получила титул первой женщины, поднявшейся на «Крышу Европы». Гору не обходили своим вниманием известные личности. Так в 1886 году экспедицию на Монблан организовал Теодор Рузвельт. Восхождение носило романтический оттенок — таким оригинальным способом будущий президент США решил провести свой медовый месяц.

Отдых с видом на Монблане

Нельзя сказать, что сейчас вершина является массовым направлением, но поднимаются на нее довольно много альпинистов. Кроме того, горный массив облюбовали любители походов. Специально для них был разработан «Трек вокруг Монблана». Маршрут проходит по территории трех стран – Франции, Италии и Швейцарии. Он начинается и финиширует в местечке под названием Лез-Уш. Его протяженность – 170 километров. Это расстояние обычно проходят за 7-11 дней.

Фото: Трек вокруг Монблана

Максимальной точкой маршрута считается отметка 2665 метров. Во время похода можно полюбоваться фантастическими альпийскими пейзажами. Нитка маршрута идет через несколько перевалов – Бельвью, Бономе, Крю дю Бономе и Сежен. Маршрут проложен таким образом, что после снежных сугробов можно запросто искупаться в речке в одной из горных долин. Очень красиво озеро Комбаль на итальянской стороне. В горных деревушках можно купить аутентичные продукты – французские, итальянские и швейцарские!

Фото: Шамони

Самым популярным местом отдыха в окрестностях Монблана является французский горнолыжный курорт Шамони. Впервые это поселение упоминается еще в 1091 году! Видимо, и в те времена здесь было также хорошо, как и сейчас. Правда, первые туристы потянулись сюда только в начале XX века. И все из-за того, что в 1924 году Шамони принял первые зимние Олимпийские игры.

Фото: Поехали!

Сейчас небольшой городок в течение года принимает до 5 миллионов туристов! Одновременно здесь может разместиться 60 тысяч гостей. Зимой это одно из лучших мест во Франции для катания на горных лыжах и сноубордах. Здесь имеется несколько зон катания различных уровней сложности. Экстремалам хорошо известна местная «Белая долина» — внетрассовый спуск длиной 20 километров, который начинается с вершины Эгюий-дю-Миди высотой 3843 метров. Канатная дорога, поднимающая лыжников на эту гору, долгое время считалась самой высотной в мире.

Летом подъемники на курорте не останавливаются. В горы приезжают покататься на горных велосипедах. Для них оборудовано множество трасс. Частыми гостями являются альпинисты и скалолазы. И, конечно, Шамони привлекает любителей прогуляться по горным тропам. Для них окрестности курорта – настоящий рай.

Как добраться

Гора находится на стыке трех стран, но ближе всего к ней расположен аэропорт Женевы. Регулярные рейсы в этот швейцарский город выполняются из Москвы и Санкт-Петербурга. До подножия Монблана можно также добраться через Милан, Турин и Гренобль. Курорты для своих гостей организуют трансферы из аэропортов. До Шамони ходят поезда и автобусы. Если вы планируете воспользоваться арендованным автомобилем, не забывайте о платном «Mont-Blanc Tunnel». Туннель протяженностью 11,6 километров, соединяющий Францию с Италией, проходит прямо под Монбланом.

Наш турклуб предлагает следующие программы походов:

www.vpoxod.ru

Монблан, Франция — подробная информация с фото

Видео: Восхождение на Монблан

Основные моменты

Если не брать во внимание Эльбрус и другие кавказские пики, именно Монблан является самой высокой точкой в Европе: 4810 м над уровнем моря. Несмотря на свою высоту, эта гора, давно ставшая популярным центром альпинизма и горного туризма, с каждым днем покоряется всё большему числу как профессиональных скалолазов, так и неподготовленных туристов, включая даже детей. Подтверждением тому – самый популярный на континенте пеший маршрут «Tour du Mont Blanc», пролегающий вокруг нее.

Панорама горы Монблан

Чем же так полюбился Монблан путешественникам? Конечно же, своими кристально белыми пейзажами и расположенными у подножья горнолыжными курортами. Со стороны Франции таким курортом является Шамони, а с южной, итальянской, стороны — уже упомянутый Курмайор. Побывать здесь стремится немало любителей активных видов спорта, среди которых не только альпинисты, но и сноубордисты и горнолыжники. Если вам надоело отдыхать на теплых морях-океанах, поедать экзотические фрукты или бесконечно осматривать дворцы и музеи в крупных мегаполисах, а захотелось по-настоящему ярких и экстремальных впечатлений – добро пожаловать на Монблан!

Альпинисты на вершине МонбланаПалаточный лагерьПодъем группы от зоны леса Курорт ШамониКурорт Курмайор

История покорения Монблана

В 1744 году известный путешественник Питер Мартель опубликовал путевые заметки о своих горных походах. Именно в этом труде переехавший в Женеву сын французских эмигрантов живо и эмоционально передал свои впечатления от горы Монблан, тем самым став зачинателем моды на посещение этой вершины.

Что же касается первого покорения горы, оно датируется 8 августа 1786 года. Величественный альпийский красавец «склонил голову» перед Жаком Бальма и доктором Мишелем Паккардом. Инициатором исторического восхождения стал швейцарский геолог, ботаник и альпинист Орас Бенедикт де Соссюр. Он даже учредил специальную премию тому, кто лично разведает самый оптимальный способ подъема на Монблан.

Стоит отметить, что среди покорителей, достигших вершины, были и женщины. Самой первой стала Мария Парадис, совершившая восхождение в 1808 году.

Кстати, руководителем одной из экспедиций по восхождению на Монблан, состоявшейся в 1886 году, был… молодой Теодор Рузвельт, будущий президент Соединенных Штатов Америки. Покорение Монблана явилось, пожалуй, самым главным событием его медового месяца в Европе.

До второй половины прошлого столетия одним из основных препятствий, омрачавших энтузиазм не только покорителей вершины, но и простых отдыхающих, явились сложности в преодолении Альп, на что требовалось порядка 18 часов пути, на котором встречались различные препятствия. Это обстоятельство и предопределило необходимость прокладки прямо под горой Монблан того самого 11-километрового туннеля, о котором мы упомянули в самом начале.

Рисунок, изображающий участников первых восхождений на МонбланПамятник Мишелю Паккарду в Шамони

Туризм на Монблане

Принимая во внимание, что высота Монблана достигает почти пяти километров, эта гора представляет интерес, главным образом, для поклонников зимних видов спорта и отдыха: альпинистов, горнолыжников и сноубордистов. Однако даже далекие от экстремальных развлечений туристы могут в полной мере и по достоинству оценить главную вершину Европы, ее красоту и притягательность, причем не прилагая к этому никаких усилий, а просто прогуливаясь у ее подножья и вдыхая полной грудью кристально чистый воздух.

В полной же мере ощутить все великолепие Монблана и те возможности, которые здесь открываются, можно только в одном случае — если вы являетесь поклонником зимних видов спорта. Их фанаты из разных уголков Европы и мира стекаются в Шамони, раскинувшийся в живописной долине реки Арв. Именно в этом поселке в 1924 году проходили самые первые в истории Зимние Олимпийские игры. Сохраняя верность своему прошлому и, что называется, продолжая держать марку, горнолыжный курорт привлекает путешественников развитой инфраструктурой и вполне доступными ценами.

Катание на склонах Монблана

История итальянского Курмайора столь значимыми событиями своей истории похвастаться не может, но это обстоятельство с лихвой компенсируется тем, какой сервис на этом курорте предлагают отдыхающим. Кроме великолепных трасс для лыжников и сноубордистов, нельзя не сказать о великолепном ботаническом саде, расположенном прямо на высокогорье, и местных термальных источниках.

Визитной карточкой Монблана и его, не побоимся этого определения, туристическим достоянием являются многочисленные канатные дороги и подъемники, смотровые площадки и пешеходные маршруты. Один из подъемников позволяет подняться на горный массив Эгюй-ди-Миди, высота которого составляет 3842 метра над уровнем моря.

Смотровая площадка у канатной дорогиКомплекс подъемников

Популярный маршрут, по которому турфирмы устраивают регулярные экскурсии на Белую гору — так с итальянского и французского переводится название Монблан — был проложен еще в XVIII веке. Особой сложностью, правда, он не отличается, но дополнительная осторожность никому не повредит. Опытные путешественники рекомендуют преодолевать его только тем туристам, кто имеет хорошую физическую подготовку. Если пренебречь этим предостережением, можно запросто получить травму. Учитывая, что такие прецеденты уже были, власти организовывают ежедневный облет Монблана вертолетами службы спасения. В высокий сезон количество таких облетов достигает 12 раз в сутки.

Когда начинается и сколько продолжается этот сезон? Стартует он в июне и длится четыре месяца, то есть по сентябрь включительно. В это время одним из способов взобраться на вершину Монблана является участие в трекинг-турах, предусматривающих, если говорить в целом, передвижение или переход по горной (пересеченной) местности. Такие экскурсии обычно занимают неделю, так что будьте готовы к экстремальному времяпровождению на семь дней вперед.

Горнолыжники на склонах Монблана

Кроме того, что Монблан пользуется безоговорочной любовью горнолыжников и сноубордистов (кстати, именно здесь находится самый высокий на континенте подъемник), его также облюбовали велосипедисты. Велотуристов в этих краях бывает настолько много, что специально для них готовят тропы, зачищают их от веток деревьев и воды. Правда, путешествие на железном коне ощутимо легким от этого не станет. Главное условие — хорошо сидеть в седле.

Несмотря на то, что экстримом на Монблане пропитано буквально всё, острые ощущения во многом компенсируются и гармонично сочетаются с удобствами. Помимо уже названных канатных дорог, подъемников и другой инфраструктуры, тут есть магазины специального снаряжения, рестораны французской кухни и первоклассные отели.

Для любителей пеших походов оборудованы палаточные кемпинги. Но такое путешествие и, соответственно, проживание в кемпинге под силу только очень подготовленным и волевым людям. Уже одно то, что погода в этих местах отличается изменчивостью, излишней прохладой и ветреностью, способно испортить впечатление от самого тщательно организованного путешествия. Но, подчеркнем, только в том случае, если вы к нему физически не подготовлены. Натренированным же туристам подобные климатические сложности нипочем.

Марафон у подножья МонбланаГруппа на снежном склоне

Нельзя не отметить тот факт, что в окрестностях Монблана имеется еще несколько заслуживающих внимания мест. Кроме уже знакомого вам франко-итальянского тоннеля под горой, можем назвать перевал Большой Сен-Бернар и племенной питомник сенбернаров, хребет Гран Балкон Сюд (Большой Южный Балкон), альпийский музей, Мер-де-Глас (Ледовое море) и, конечно же, долину Шамони, известную своими парками и заповедниками – Мерле, Эпоий Руж и другими.

Если вам посчастливится побывать в Альпах в июле, обязательно отведайте малину, чернику и другие ягоды, которые наливаются спелостью как раз в этом месяце. Особенно их вкус способны оценить самые маленькие туристы. Не удивляйтесь: восхождение на Монблан доступно детям от 5 лет. И хотя для семейных туристов предусмотрены несколько иные маршруты, чем для обычных групп, хорошее настроение и самые приятные эмоции мамам, папам и их ненаглядным чадам гарантированы. Вы удивитесь еще больше, но дети на Монблане занимаются даже скалолазанием, причем, начиная с 3-летнего возраста. Не говоря уже о рафтинге, посещении парков развлечений и альпийского зоопарка, путешествии на горном трамвае и купании в озере.

Разумеется, нельзя обойти вниманием и «море льда» на северном склоне массива Монблан – величественное плато Мер-де-Глас. Этот сложный долинный ледник во Французских Альпах, длина которого составляет 12 км, питает собой воды реки Арв. Толщина покрова на нем составляет 400 метров. Если любоваться Мер-де-Глас с высоты канатной дороги, его панорама поражает даже самое искушенное воображение.

Долина ШамониУютные улочки Шамони летомПрогулка по леднику Мер-де-Глас

Интересные факты

Монблан, как и большинство гор на нашей планете, не является одиночкой, величественно возвышаясь над массивом поразительной красоты.

Некоторые расположенные рядом вершины, конечно, уступают Белой горе по известности и популярности, но по высоте они практически идентичны. Например, Роше-де-ла-Турмет ниже Монблана на 100 метров, а Монблан-де-Курмайор — всего на 60 м. Назовем и другие известные среди альпинистов горы этого хребта: Гранд-Жорас, которая отвесна настолько, что считается одной из сложнейших в Альпах для восхождения, и Эгюий-дю-Миди, славящаяся своей канатной дорогой и потрясающими видами солнечного заката.

Было бы неправильно утверждать, что интерес к горному массиву Монблан проявляют только спортсмены и туристы. Здесь также проводятся различные научные изыскания, и небезуспешно. Не так давно, например, археологи нашли под толщей льда останки доисторического человека, возраст которого оценивается в 5 тысяч лет и даже больше.

Воздушный шар над Монбланом

Как мы уже сказали, Монблан особо сложным для восхождения не считается, но, и этот печальный факт надо признать, по статистике смертности среди скалолазов бьет рекорды. До середины XVIII века эти места, есть судить по старинным картам, называли «Проклятыми горами», и, по всей видимости, не зря. За все время освоения горного массива его склоны унесли жизни нескольких тысяч отчаянных альпинистов. Это та реальность, которую нельзя игнорировать.

Жертвами Монблана становились не только отважные покорители – гора не щадила даже пролетавшие рядом с ней самолеты. В прошлом веке здесь случились две крупные авиакатастрофы. Они обе произошли с участием самолетов компании Air India – стечение обстоятельств оказалось мистическим. Первый лайнер разбился на склонах Монблана в 1950 году, второй — в 1966 г. Жертвами этих катастроф в общей сложности стали 200 человек, включая членов экипажей. Среди погибших был известный индийский физик Хоми Джехангир Баба, сыгравший значительную роль в развитии атомной науки своей страны.

Еще одна катастрофа случилась 24 марта 1999 года. Но уже не в воздухе, а в автомобильном тоннеле. Вдруг ни с того ни сего загорелся грузовик, дым от которого быстро распространился по закрытому пространству. Это привело к недостатку кислорода и, как следствие, остановке двигателей всех находившихся там автомобилей, в том числе и подоспевших на помощь пожарных машин. Огонь бушевал более двух суток — 53 часа! В страшном пекле под горой погибли 39 человек.

Монблан способен не только пугать, но и удивлять. Чтобы убедиться в этом, давайте вспомним одну из сюжетных линий французской мелодрамы «Амели», вышедшей на экраны в 2001 году – о находке почтовой корреспонденции в одном из разбившихся на Монблане лайнеров. Героиня фильма, которую сыграла знаменитая Одри Жюстин Тоту, потом использовала найденные письма в личных целях. Сюжет фильма оказался пророческим: группа альпинистов в декабре 2012 года обнаружила борт Air India, потерпевший крушение в 1966 году. А внутри самолета нашли – что бы вы думали? — дипломатическую почту.

Отроги Монблана со стороны ШамониАльпинисты на скальном склоне

Где остановиться

В поселке Шамони или, официально, Шамони-Мон-Блан находится офис регистрационного бюро, поэтому лучше всего останавливаться непосредственно на этом популярном горнолыжном курорте, расположенном во французском департаменте Верхняя Савойя.

В регистрационном бюро вы можете узнать всю необходимую информацию: расписание движения канатной дороги и общественного транспорта, сведения о достопримечательностях в окрестностях Монблана.

Шале в Шамони-Мон-Блан

Как добраться

Дорога в Шамони

Популярная среди туристов поговорка гласит: Французские Альпы начинаются с Шамони. Поселок находится как раз у подножья Монблана — значит, туда и следует отправляться. Прямых рейсов, к сожалению, нет, поэтому лучше добираться через Швейцарию, а именно Женеву, которая отстоит от горнолыжного курорта на расстоянии всего 88 км.

Приземлившись в аэропорту Женевы, вы можете воспользоваться рейсом трансферного автобуса или взять напрокат автомобиль. Стоимость билета – 28-30 евро, время в пути не больше двух часов.

Более состоятельные туристы предпочитают добираться на такси. GPS-координаты: 45.924049, 6.863035.

wikiway.com

описание, интересные факты, высота, фото

Гора Монблан является частью Альпийских гор и представляет собой кристаллическое образование протяженностью приблизительно 50 км. Высота одноименного пика составляет 4810 м. Впрочем, это не единственная высокая гора, Монблан-де-Курмайор и Роше-де-ла-Турмет уступают лишь незначительно. Самый низкий пик достигает 3842 м.

Принадлежность горы Монблан

Для тех, кому интересно, где находится Монблан, будет любопытно узнать, что массив принадлежит двум государствам: Италии и Франции, но так было не всегда. Обе страны претендовали на владение красотами Альп, поэтому за долгие годы Белая гора переходила то к одной из них, то к другой.

7 марта 1861 г. по инициативе Наполеона III и Виктора Эммануила II Савойского Монблан стал признанной границей между двумя государствами. При этом линия идет строго по пикам массива, южно-восточная часть принадлежит Италия, а вторая сторона под контролем Франции.

Покорение вершин

У многих альпинистов возникало стремление достигнуть вершины горы Монблан, особенно от того, что за восхождение была обещана награда. Орас Бенедикт Соссюр впервые оценил значимость этого места для альпинизма, но сам не смог достигнуть пика. В результате он учредил премию, которая досталась смельчакам Жаку Бальма и Мишелю Паккарду в 1786 году.

Несмотря на то, что эта часть Альп не считается очень сложной, она таит в себе множество опасностей. Доказательством тому является огромное количество несчастных случаев, их число превышает показатели даже по Эвересту. Тем не менее, пик Монблан удалось покорить даже женщинам. Первой из них стала Мария Парадис, достигшая вершины в 1808 году. Второй авантюристкой стала известная спортсменка Анриетта де Анжевилль, повторившая подвиг предшественницы спустя 30 лет.

Сегодня Монблан – это развитый центр скалолазания. Кроме того, здесь можно покататься на лыжах или сноуборде. Во Франции огромной популярностью пользуется курорт Шамони, а в Италии – Курмайор.

Интересные особенности Монблана

Для многих сегодня не стоит задумываться о том, как добраться до вершины, так как с подножия протянута канатная дорожка, которая доставит всех желающих в высокогорный ресторан. Там можно насладиться удивительными красотами кристаллических пиков, сделать потрясающие фото, вдохнуть свежесть воздуха. Именно это природное очарование является главной достопримечательностью, но и это еще не все…

Под горой проходит тоннель, соединяющий Италию и Францию. Его длина составляет 11,6 км, при чем большая часть принадлежит французской стороне. Стоимость проезда через тоннель отличается в зависимости от того, с какой стороны въезжаешь, на каком транспорте и как часто.

Трагические истории

Гора Монблан известна трагедиями, связанными с крушением самолетов. Оба из них принадлежали индийской авиакомпании. 2 ноября 1950 года разбился самолет Lockheed L-749 Constellation, а 24 января 1966 года с вершинами столкнулся Boeing 707. Возможно, не зря местные жители всегда побаивались этих мест.

Рекомендуем прочитать о горе Мауна-Кеа.

Не менее страшное событие случилось в 1999 году. Тогда в тоннеле загорелся грузовик, от него огонь распространился по тоннелю, что привело к гибели 39 человек. Из-за нехватки кислорода пожар не могли потушить в течение 53 часов.

www.miroworld.ru

Монблан гора. Где находится на карте, страна, координаты, высота, фото

Самым высоким и протяжённым горным хребтом в Европе являются Альпы. Эти горы — единственные, которые целиком входят в европейское пространство. Гора Монблан находится в западной части гряды и держит планку наивысшей географической точки Европы.

Содержание статьи:

Географическое положение

Гора Монблан расположена в одноименном горном массиве. Сам хребет имеет 19 вершин разной высоты. Непосредственно пик Монблан устремился на высоту в 4810 м. Координаты его географического положения определены следующими значениями — 6°51‘53‘‘в.д. и 45°49‘58‘‘с.ш.

Массив является частью границы между Италией и Францией. На своём протяжении эти горы разделяют районы: итальянский Курмайёр и французский Верхняя Савойя. Спор за линию границы на этом участке между двумя государствами шёл ещё со времён Наполеона I Бонапарта.

Окончательно граница участка Монблан была определена и закреплена соглашением от 7 марта 1861 г. Оно было подписано королём Королевства Сардиния и императором Франции, и оно действительно до сегодняшнего времени.

Монблан (гора находится на этой границе) фактически разделена, и относится в большей степени к французскому городу Сент-Жерве-ле-Бен, и в меньшей части — к итальянскому городу Курмайёр. Сам пик относится к французской территории. Гора с итальянской стороны носит название Монте Бьянка. Но, в переводе с обоих языков Монблан (фр.) и Монте Бьянка (ит.) звучит как Белая Гора.

Вокруг горы Монблан образовался следующий географический рисунок:

  • С востока расположена Долина Курмайёр.
  • С северо-востока находятся Пеннинские Альпы.
  • На западе присутствуют Савойские Альпы и Долина Шимони.
  • С юга подпирают Графские Альпы.

Основные характеристики

Протяжённость горного хребта Монблан составляет около 50 км, а ширина порядка 15 км. На этом участке расположено 19 вершин. Их них 18 превышают отметку 4 тыс. м. Горные вершины накрывает ледник Мер-де-Глас площадью 200 км². Притом, вся площадь горного массива составляет 765 км².

Рассматриваемые горы, в том числе Монблан, считаются молодыми. Их возраст составляет приблизительно 40 млн. лет. Образовались они в результате столкновения двух тектонических плит африканского и евразийского континентов. Из-за наличия многих вершин высотой более 4 тыс. м. эти горы характеризуются как высокие.

Вершины хребта состоят из гранитного основания, а остальная часть гор — из тектонических пород.

С итальянской стороны горы скалистые и отвесные, фактически представляют собой скальные стены, с французской стороны — более пологие и плавные в виде снежных полей. Склоны изрезаны многочисленными ледниками, которые медленно сползают вниз. Гора Монблан находится в окружении многочисленных долин.

Климат

Для любых горных систем важной особенностью климатических условий является разнообразие погодных условий. Это связано, прежде всего, с наличием самого рельефа местности. Монблан в этом вопросе не является исключением.

В это разнообразие вносит свой вклад и направление ветров. С южной стороны Монблана дуют тёплые ветра Средиземноморья. Одновременно, с северной стороны, проникают холодные воздушные массы.

На больших высотах постоянно присутствуют низкие температуры и большой снежный покров. Погода Монблана достаточно непредсказуема, а общая характеристика местного климата — это снежные зимы и холодное лето.

Сразу после снежного покрова внизу, на этих горах присутствуют обширные альпийские луга. Здесь климат уже более мягкий, чем на заснеженных круглый год вершинах гор. При дальнейшем снижении от альпийских лугов, температурный режим становится более тёплым.

Средние температуры Монблана и окрестностей:

МесяцСредняя t° (C°)МесяцСредняя t° (C°)
Январь-19°…-24°Июль-3°…-10°
Февраль-20°…-25°Август-3°…-9°
Март-18°…-23°Сентябрь-7°…-12°
Апрель-15°…-20°Октябрь-11°…-16°
Май-11°…-16°Ноябрь-16°…-20°
Июнь-6°…-12°Декабрь-18°…-23°

Природа

Природа Монблана соответствует разным климатическим условиям, связанным с высотностью расположения той, или иной местности.

Ниже снежного покрова самих вершин живут многочисленные насекомые. Их не смущает недостаток кислорода на высоте. Опускаясь по высоте ближе к лугам, появляются и животные. Основная часть млекопитающих, которые обитают в этом месте, стали травоядные животные. В горах живут: горный заяц, серна, сурок. Из хищников — лиса, рысь. Водятся здесь змеи и ящерицы.

Разнообразие птиц в окрестностях Монблана не так велико, но можно встретить очень редкие экземпляры птиц: орлов — королевского и бородача-ягнятника.

У туристов есть возможность увидеть местных животных в естественных условиях жизни в парке Мерле. Флора Белой Горы разнообразна и богата. Здесь наблюдается явное зонирование растительности по высоте нахождения. В самом нижнем секторе долин видны широколиственные леса. При наборе высоты леса приобретают характер хвойных, с преобладанием сосны и ели.

Далее, с набором высоты, начинаются горные субальпийские луга с присутствием кустарника. Травяной покров здесь богат и насыщен. И сразу за этими лугами, вверх до самого снежного покрова, произрастают мох и лишайник.

Как добраться

Основным пунктом прибытия для посещения горы Монблан считается французский горнолыжный курорт Шамони. Он расположен на стыке Италии, Франции и Швейцарии.

Ближайшие аэропорты расположены в городах:

  • Гренобль (сезонный).
  • Шамбери (сезонный).
  • Лион.
  • Милан (международный).
  • Женева (международный).

У первых четырёх аэропортов прямых автобусных рейсов до Шамони нет. Добираться до курорта из них придётся либо на такси, либо с множеством пересадок.

Наиболее приемлемым будет путь Женева — Шамони, который расположен в 90 км от швейцарской столицы. Из аэропорта Женевы в Шамони регулярно ходят рейсовые автобусы. Время в пути такого рейса составляет около 2 ч, количество рейсов за день исчисляется десятками. Иностранцам необходимо иметь соответствующий паспорт и шенгенскую визу.

Монблан (гора), находится в непосредственной близости от Шамони, и к городу протянута железнодорожная ветка. Она идёт из Le Fayet и соединяется с Лионом и с Парижем, с Анри и с Женевой. Поезда ходят ежедневно.

До курорта Шамони можно добраться и на автомобиле. Есть 2 варианта: на такси и на взятом в аренду автомобиле. Со стороны Италии придётся проехать через тоннель под Белой Горой. Проезд является платным. Итальянский курорт Курмайёр составляет фактически единый, с французским Шамони, туристический кластер. Добираться до него можно так же, как и до французского курорта.

Где остановиться

Шамони — не только туристический городок, но и название одноимённой французской коммуны. Кроме самого города, в неё входят 16 поселений и деревень. Большая часть жилья для туристов находится в Les Houches, Chamonix и Argentiere.

Традиционным туристическим жильём здесь являются «шале» — деревянные домики. Они могут быть как гостиницами, так и хостелами. Сервис здесь европейского уровня и не дёшев: стоимость проживания составляет 50-100€ в сутки, а обед обходится в 20-25€.

В курортном городке Шамони можно остановиться для проживания в следующих заведениях:

  • Небольшой семейный 5-звёздочный отель Auberge due Bois Prin. Ресторан здесь с отличной кухней. В отеле предлагается горнолыжное оборудование и ски-пасс, а доставка посетителей отеля в горы и обратно бесплатна. Стоимость проживания в этом заведении составляет порядка 200€ за ночь.
  • Отель в центральной части города Langley Hotel Gustavia. Здесь имеется бесплатная доставка посетителей в горы и популярный среди туристов бар. Отель находится около вокзала, цена проживания в нём — порядка 60€ за ночь. Заведение расположено: Монблан-Шамони, Avenue Michel Croz, 272.

  • Hotel L’Heliopic Sweet and Spa: за трансфер в горы и спа-салон плата здесь не берётся, рядом с отелем расположен подъёмник в горы и канатная дорога. Стоимость проживания здесь составляет порядка 100€ за ночь.

История восхождений

Природная красота и недоступность Белой Горы издавна манили людей и требовали покорения вершины:

  • В далёком 1744 г. были опубликованы подробные описания Монблана. Сделал их в своих путевых записях путешественник, сын французских эмигрантов, живущих в Женеве, Питер Мартель. Это положило начало усиленному интересу к этой горе.
  • А 8 августа 1786 г. Монблан был впервые покорён. Сделали это Жак Больма и доктор Мишель Паккард. При этом главным вдохновителем этого восхождения был швейцарский альпинист, геолог и ботаник Орас Бенедикт де Соссюр. Де Соссюр был учредителем премии за разведку самого доступного способа подъёма на вершину горы.
  • Путь к вершине был открыт и 1808 г. впервые к ней добралась женщина. Ею стала Мария Парадис.
  • В 1886 г. было организовано очередное восхождение на вершину Монблана. Руководителем той экспедиции был будущий президент США Теодор Рузвельт. А само восхождение для него было частью программы медового месяца.

С тех давних пор гора покоряется каждый год тысячами альпинистами, профессионалами и любителями горных вершин.

Туризм на Монблане

Основным и самым популярным видом развлечений в зимний период в районе Белой Горы остаются занятия спортом, связанным с лыжами. Для этого в Шамони подготовлены первоклассные трассы для сноуборда и лыж. При этом, для начинающих есть услуги опытных тренеров, работающих в лыжных школах.

Для опытных лыжников присутствует трасса Aiguillette de Midi. Она имеет крутой и довольно сложный склон. Для начинающих лыжников предоставлена трасса Me Prevent. У неё более пологие, и потому безопасные склоны.

Для всех трасс и зон отдыха предлагаются восхождения на вершины, прогулки пешие и на лыжах. В Белой Долине длина лыжной трассы составляет 20 км. При всех видах прогулок и подъёмах на вершины гор обязательно бывают панорамные обзоры местности.

В летнее время туристам предоставляются прогулки с посещением озера Las Blanc, при этом окружающие пейзажи заворачивают своей красотой. В спортивном комплексе Chamonix Sport Aventure проходят прогулки на лыжах и упражнения с парашютом.

Также в зоне курорта Шамони есть следующие развлекательные объекты:

  • Парк развлечений PARC de loisirs даст детям огромный выбор аттракционов и бассейна с горкой.
  • Развлекательный парк Аккропарк des Gaillands находится в долине Шамони. Большое количество приключенческих пунктов и многое другое.
  • Зоопарк Meriet — расположен на высоте 1500 м. В нём можно наблюдать жизнь животных вне клеток, проводятся различные тематические уроки и фильмы.
  • Скейт-парк площадью 800 м². Подходит и для детей и для взрослых.
  • Парк развлечений Шимони — предоставляет возможность катания на летних санях, множества игр и аттракционов.

В ночное время посетителей курорта ждут клубы Du Moulin, L’Amnesia, пабы, рестораны и магазины.

Восхождение на Монблан

Монблан (гора находится постоянно в центре внимания альпинистов) непрерывно манит к своему покорению многочисленных горных туристов.

К услугам альпинистов предоставлены несколько маршрутов для восхождения:

  • Маршрут Гутера. Данный маршрут — наиболее привлекательный для туристов. Своё начало он берёт в Сен-Жерве, откуда на трамвае нужно доехать до Нид д’Эгле (2372 м). Отсюда само восхождение ведётся по трассе Гутера к хижине с таким же названием. В хижине Гутера (3817 м) туристы устраиваются на ночлег и в 3 ч ночи начинают непосредственный путь к вершине Белой Горы.
  • Маршрут Гранд Муле. Этот маршрут альпинистами применяется гораздо меньше, он довольно длинный. Начинается он с канатной дороги у ледника Боссон. Можно сесть на подъёмник Эгюий-дю-Миди, пройти стороной станцию ледника де Боссон, затем переночевать в хижине Гранд Муле (3051 м). Далее следует пройти плато Пети и дойти до Эгий Де Гран Монте и Гран-Плато. Затем необходимо идти по пути между хижинами Калло и Коль дю Дом. После этого следует восхождение к пику Монблана.
  • Маршрут «Трёх монументов». От двух предыдущих этот маршрут отличается сложностью пути. Своё начало он берёт в Шамони. По канатной дороге Эгюий-дю-Миди нужно доехать до Коль-дю-Миди. На этом месте происходит ночёвка в хижине Космик. После ночёвки начинается само восхождение. Но оно проходит через покорение ещё двух вершин — Монблан-дю-Такуль (4248 м) и Мон-Моди (4465 м). При дальнейшем движении следующей вершиной будет уже сам Монблан.

Происшествия

Белая Гора (Монблан) по праву считается очень красивым и привлекательным объектом природы. Но из далёких времён она имела ещё одно свойство — коварство по отношению к человеку. Количество погибших людей на ней за всё известное время исчисляется тысячами.

Люди гибли в этих местах и в авиакатастрофах, и в задымлённом тоннеле, проходящем под горой. Но, большая часть ушедших из жизни преждевременно людей — это погибшие альпинисты.

Вот несколько трагических происшествий:

  • 6 июня 2014 г: При попытке спуска с вершины Монблана двое российских альпинистов, супружеская пара, сорвались и упали. Муж погиб на месте. Жена получила тяжёлые переломы ног.
  • 16 августа 2016 г: В результате схода снежной лавины погибли 2 туристки и сопровождающий их гид. Происшествие случилось на пути к Монблану, альпинистки проходили пик горы Мон-Моди.
  • Август 2017г: Два альпиниста из Германии замерзли насмерть при восхождении на Монблан-дю-Такюль. Причиной трагедии послужила резко испортившаяся погода.
  • 2 августа 2018 г: На высоте 3600 м. в горном массиве Монблан, вблизи Дом де Миаж, со скал сорвались 3 альпинистов. Все трое погибли.

Такие сводки происшествий приходят из района горы Монблан с пугающей регулярностью. Поэтому необходимо крайне тщательно и основательно готовиться к восхождению на эту гору.

Интересные факты о горе Монблан

Интересных фактов, связанных с Монбланом, очень много. Вот некоторые из них:

  • Монблан — самая высокая гора Альп и Европы.
  • Гора имеет кристаллическое строение. Другими словами, Монблан — гигантская скала из гранита.
  • Под Белой Горой проложен автомобильный тоннель длиной 11,6 км. Он соединяет в этом месте Италию и Францию. Пользуются им и птицы для своей миграции, 2 раза в год.
  • Точная высота горы постоянно меняется в пределах 0,5-3 м.
  • На момент подписания договора о границе по вершинам хребта Монблана, государства Италия не существовало, а было Сардинское королевство. Поэтому до сих пор существует юридический казус по определению линии границы в этом месте между Италией и Францией.
  • Горный трамвай доставляет людей на Монблан на высоту 2732 м, а канатная дорога — на высоту 3845 м.

Советы путешественникам

Основной поток туристов в районе Монблана останавливается в Шамони. Курорт имеет явную горнолыжную направленность.

Исходя из этого, советы будут следующие:

  • Период активного отдыха в горах Монблана проходит с декабря по март включительно. Если погода позволит, то возможно продление этого периода до мая.
  • Автобусы в Шамони курсируют часто и их маршруты разнообразны. Это создаёт определённое удобство для туристов.
  • Электропоезд ходит между двумя самыми востребованными районами — Saint Gervais и Martigny. Очень полезный способ передвижения для отдыхающих.

  • В Шамони большой ценовой выбор жилья: от фешенебельных апартаментов в отелях, до бюджетных вариантов в хостелах и шале.
  • При посещении курорта будет не лишним побывать в информационном центре. Там отдыхающие могут бесплатно получить нужную информацию по многим вопросам, связанным с курортом.
  • Центр проката Europcar предоставляет возможность туристам воспользоваться автомобилем.
  • При желании посетить другие города или курорты, можно определиться с услугами железной дороги. В Шамони есть своя железнодорожная станция.

Гора Монблан интересна во всех отношениях и находится в первом ряду одноимённого хребта по своим особенностям. Поток туристов не иссякает круглый год в этом районе Альп, и на это есть все основания.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Видео-репортаж о восхождении на Монблан

Восхождение на Монблан:

touristam.com

Из истории первого восхождения на Монблан

Это был удивительный подвиг мужества и решимости, один из величайших в истории альпинизма. Он был совершён людьми, которые не только оказались на неизведанной земле, но и на маршруте, который считался непроходимым.

Эрик Шиптон

8 августа 1786 года в 18 часов 23 минуты на вершине Монблана появились две фигуры. Адольф Трауготт фон Герсдорф (Adolph Traugott von Gersdorf) и Карл Андреас фон Майер (Carl Andreas von Meyer), наблюдавшие за восхождением этих двух фигур в телескоп, не верили своим глазам: им удалось!

Сегодня, пожалуй, каждый неравнодушный к альпинизму знает имена первовосходителей на Монблан, во многом благодаря которым началась сама история альпинизма и зародилась профессия горного гида, — ими были уроженцы Шамони врач Мишель-Габриэль Паккард и крестьянин Жак Бальма. Однако в Шамони на памятнике восходителям туристы к своему удивлению обнаруживают не Паккарда и Бальма, а Бальма и швейцарского учёного Ораса Бенедикта де Соссюра. Скульптура же Паккарда была возведена намного позже и стоит отдельно, а на протяжении более чем целого века имя Мишеля-Габриэля Паккарда вообще было стёрто из истории первовосхождения на Монблан.

Об этом интересном повороте в истории первовосхождения пойдёт речь в этой статье. Она основана на публикации The 1rst Ascent of Mont Blanc и вдохновлена нашим посещением Шамони и местных музеев альпинизма. Оговорим сразу, мы сознательно опустили споры, обвинения и домыслы на тему сознательного или же непреднамеренного принижения роли Паккарда со стороны Жака Бальма, Марка Теодора Бурри и других персоналий.

Предыстория первовосхождения на Монблан

До середины XVIII века Монблан оставался неисследованным. Швейцарские учёные бойкотировали долину Шамони, а горы долины называли «проклятыми горами». В 1741 году Виндхэм и Покок (Windham and Pococke) поднялись на Монтевер и вышли оттуда на ледник Мер-де-Глас, который тогда располагался на 130 метров выше, чем сейчас, и был доступен. Благодаря рассказу об экспедиции, опубликованному Виндхэмом и Пококом в 1744 году, о долине узнала вся Европа.

Станция Монтевер (Montenvers) в наши дни, высота 1913 метров. Слева от станции виднеется ледник Мер-де-Глас, а за кадром остались знаменитые вершины Дрю.

Интересно, что именно это событие и 1741 год считаются точкой отсчёта профессии горного гида, по крайней мере так ведут отсчёт сами гиды Шамони. Бюро гидов Chamonix Guides Company было основано в 1821 году и успешно существует по сей день. Тогда, в XIX веке, среди членов бюро был и Жак Бальма.

На следующий год швейцарский инженер и картограф Пьер Мартель (Pierre Martel) повторил путь Виндхэма-Покока и стал первым, кто верно подсчитал количество вершин массива Монблан. Впервые эта цифра появляется в его письме к Виндхэму. Мартель также вычислил высоты вершин и определил высшую точку массива как 4495 м, ошибившись на 315 метров.

Вид на ледник Мер-де-Глас. Со времён первых прогулок ледник отступил и значительно опустился…

В 1760 году тогда ещё 20-летний швейцарец Орас Бенедикт де Соссюр (Horace Benedict de Saussure) посетил Шамони и опубликовал в трёх местных газетах объявление, в котором обещал крупное денежное вознаграждение тому, кто найдёт путь к вершине Монблана. В течение 15 лет местные оставляли объявление Соссюра без внимания: место ещё не было популярным, туристами и не пахло, жители предпочитали заниматься привычными делами, а не тратить весь тёплый сезон на попытки залезть на гору.

Орас Бенедикт де Соссюр

Но постепенно долина Шамони начала притягивать туристов, желавших повторить путь Покока-Виндхэма и прогуляться по ледникам Мер-де-Глас и Талефр, а главное, готовых платить за это проводникам. Местные смекнули: если вершина Монблана будет покорена, новость об этом спровоцирует поток туристов. Попытки начались в 1775 году, и после 11 лет неудач в 1786 году гора уступила двум уроженцам Шамони.

Паккард и Бальма: связка противоположностей

Доктор Мишель-Габриэль Паккард

Портрет Мишеля-Габриэля Паккарда в виде медальона, Bacler d’Albe, 1788

Мишель-Габриэль Паккард был доктором и увлекался наукой. Он родился в 1757 году в семье нотариуса в Шамони, изучал медицину в Турине, а затем начал работу доктором в Шамони. Среди жителей своей родной деревни он был одним из самых уважаемых и образованных людей.

Однако шанс взойти на Монблан и измерить высоту вершины сулил Паккарду признание как исследователя не только в масштабах крохотного Шамони, а на уровне всей Европы. А также получить признание в глазах де Соссюра, авторитетного учёного, одного из основоположников современной геологии и метеорологии. Тут важно отметить, что Паккард довольно близко общался с де Соссюром на протяжении нескольких лет до восхождения на Монблан: отправлял ему различные результаты измерений, сообщал о геологических и ботанических находках, обнаруженных в ходе попыток восхождения. (До исторического первовосхождения на Монблан Паккард предпринял 2 неудачные попытки: в 1783 году вместе с Марком Теодором Бурри, который ещё сыграет свою роль в этой истории, и в 1784 году с Пьером Бальма.) Барометр, которым шамонийский врач воспользуется на вершине Монблана, также был сделан для него в Англии по заказу де Соссюра.

Альпинизма как такового тогда ещё не существовало, и восхождения в большинстве своём совершались из военных или научных, исследовательских целей. Де Соссюр также выбрал Монблан для своего гранта не из любви к природе и тяги к приключениям — он считал, что горы могут многое рассказать о структуре земли, атмосфере и процессе появления этого мира.

Крестьянин Жак Бальма

Портрет Жака Бальма в виде медальона, Bacler d’Albe, 1788

Второй первовосходитель на Монблан, Жак Бальма, родился в маленькой деревне в 1,5 милях от Шамони в 1762 году. Он был бедным крестьянином, работал на полях отца и промышлял добычей ценных минералов в горах, чтобы как-то улучшить своё скромное материальное положение. Его мотивация стать первым на вершине Монблана была совершенно иной, чем у Паккарда — Бальма влекло обещанное денежное вознаграждение, возможность получить известность и стать горным проводником, к которому бы потянулись состоятельные туристы.

Жак Бальма на Монблане,Bacler d’Albe, 1787

Надо сказать, что на момент первовосхождения Бальма не был гидом, хотя много времени проводил в горах, стараясь добыть ценные горные минералы. Хотя в принципе горные проводники в Шамони в то время уже существовали, но их роль ограничивалась прогулками до ледников Мер-де-Глас и Талефр (о чём уже шла речь выше), а никак не восхождениями с клиентами на вершины гор.

Связка Бальма-Паккард была обязана сработаться: они преследовали разные цели, а потому в двойке не было внутренней конкуренции, и оба были готовы идти на риск. Более того, Паккард платил Жаку Бальма за то, что тот выступал в роли портера и носил на гору исследовательские инструменты доктора, а также Паккард обещал в случае успеха отказаться от своей доли вознаграждения, обещанного де Соссюром, в пользу Бальма.

Первовосхождение на Монблан

8 августа 1786 года Паккард и Бальма взошли на Монблан из Шамони по маршруту через ледник Боссон (он запечатлён на заглавном фото к этой статье). Они сделали это без использования верёвок, имея из снаряжения только тяжёлые альпенштоки и таща на себе исследовательское оборудование, включая хрупкий, но тяжёлый барометр в длинном деревянном ящике. Подъём до вершины занял 14,5 часов. На пути восходителям пришлось преодолеть 40-градусные склоны без кошек. Бальма провёл на вершине, на холоде, 35 минут, делая измерения.

Вид на Монблан и ледник Боссон с центральной улицы Шамони, которая носит имя Паккарда.

За более чем полвека, с момента первовосхождения до 1850 года, на вершину Монблана поднимутся всего 52 группы.

Как из истории восхождений на Монблан стёрлось имя Паккарда

Грандиозная научная экспедиция Ораса де Соссюра на Монблан

Через год после восхождения Паккарда и Бальма на вершину Монблана поднялся и сам де Соссюр, который на тот момент был 47-летним признанным во всей Европе учёным. Он организовал целую экспедицию с участием 18 проводников, возглавить которую позвал Жака Бальма. Вместе со спуском экспедиция заняла 4 дня.

Спуск Ораса Бенедикта де Соссюра с Монблана в 1787 году (Christian von Mechel)

Гиды тащили на гору снаряжение, еду, множество исследовательских приборов, стремянку, матрасы, одеяла и подушки, специальные маски из крепа, которые должны были защитить от снежной слепоты (как это случилось на спуске с вершины с Паккардом), палатку. У экспедиции были кошки, прадедушки современных ледорубов в виде альпенштоков, топоры, а на маршруте, по указанию де Соссюра, заранее были оборудованы две хижины из соображений безопасности, на Grands Mulets и на Montagne de la Côte. Также у группы были верёвки, правда гиды использовали их только, чтобы перейти через трещины или преодолеть сложные участки, а на леднике и снежных склонах страховка не применялась. О технике альпинизма вообще и о технике безопасности в частности тогда ещё не думали 🙂

Кошки Lacroix, которыми пользовались в экспедиции де Соссюра

5 июля 1787 года Жак Бальма, Алексис Турне и Мишель Каша (Jean-Michel Cachat) по прозвищу Гигант совершили второе в истории восхождение на вершину Монблана. Затем на вершину взошёл и сам де Соссюр.

Масштабная экспедиция де Соссюра, в ходе которой было проведено множество важных научных измерений, вытеснила первовосхождение Паккарда и его скромные исследовательские попытки на второй план — во всей Европе обсуждали только эту попытку. Наблюдения Паккарда оказались неточными, его измерения барометром на вершине Монблана имели большие погрешности, и если в масштабах Шамони Паккард считался учёным и уважаемым человеком, то на мировой арене у него не было заслуг, которыми он мог бы завоевать признание. Де Соссюр провёл на вершине 4 часа против «жалких» 35 минут Паккарда, более точно определил высоту Монблана, ошибившись всего на 35 метров и получив на вершине значение 4845 (позже уточнил до 4775). В то время как значение, которое получил на вершине с помощью барометра Паккард составило целых 5218 (позже скорректировал до 4738).

Рисунок Бурри, опубликованный в книге де Соссюра, показывающий маршрут экспедиции учёного, 1796

В июле 1788 года де Соссюр продолжил научные эксперименты на горе и провёл целых 17 дней на Col du Géant. Его гиды так боялись, что он останется на Монблане ещё намного дольше, что попрятали остатки еды, вынуждая учёного спуститься. Книга, написанная де Соссюром по итогам исследований (Relation abrégée d’un voyage à la cime du Mont Blanc, 1789), имела огромное влияние по всей Европе и окончательно добила Паккарда. Он отказался от своей публикации, понимая, что его открытия на Монблане ничто по сравнению с проделанной де Соссюром работой.

Первая страница первого тома труда де Соссюра Voyages dans les Alpes

Другие восхождения на Монблан в XVIII и XIX веках

Четвёртое восхождение на Монблан совершил член Королевского общества, полковник Марк Бюфо (Mark Beaufoy) в сопровождении 10 гидов под руководством Жана Мишеля Кашата по прозвищу Бесстрашный гигант.

Пятым на Монблан поднялся ещё один англичанин в сопровождении 22 гидов, опять под предводительством Кашата. И на этот раз восхождение не преследовало научные цели, а совершалось из личного интереса. К этому времени у проводников уже появилось понимание, как лучше работать с верёвкой, страховку наконец стали использовать и при пересечении ледника. В Шамони окончательно утвердилась профессия горного проводника, и с тех пор гиды неустанно совершенствовали своё мастерство.

Восхождения и треккинги в Альпах с командой АльпИндустрии

Отсутствие публикации о восхождении от лица Паккарда

Паккард не записал историю своего восхождения, хотя и анонсировал выход публикации о попытках взойти на вершину. Было напечатано и разослано несколько копий, но книга так никогда и не вышла. Остались только дневники Паккарда, спорная публикация Марка-Теодора Бурри, основанная на разговоре с Жаком Бальма, и автобиография самого Бальма под названием The First Ascent of Mont Blanc.

Марк-Теодор Бурри (Marc Théodore Bourrit), регент кафедрального собора Женевы, художник, мастер гравюры и известный автор путеводителей по Альпам, иллюстрированных им же. Наравне с Соссюром он был первооткрывателем Альп и жаждал стать первым человеком на вершине Монблана и первым описать её. Де Соссюр и Паккард были для него соперниками, хотя в студенческие годы он немало общался с Паккардом, а также предпринял вместе с ним одну из неудачных попыток восхождения на Монблан.

Марк Теодор Бурри

Спустя несколько дней после первовосхождения Бурри встретился с Жаком Бальма, с его слов записал, как это было, и опубликовал в нескольких изданиях. В публикации успех попытки был записан исключительно на счёт Жака Бальма: это он продумал маршрут, это он лидировал от начала пути до вершины, это он первым взошёл на вершину, а затем спустился за бедным доктором Паккардом, который был настолько измождён, что без помощи проводника не смог бы дойти до вершины… Зашло так далеко, что был намёк на то, что Паккард якобы и не поднимался на вершину. В том, была ли это инициатива Бурри изложить историю в подобном свете из зависти к Паккарду или такая версия прозвучала из уст самого Жака Бальма, мнения расходятся.

Слухи дошли и до Ораса де Соссюра. Он обратился к Паккарду и выслушал историю от него, а также заручился подтверждением от двух наблюдателей. Затем де Соссюр написал Бурри с просьбой внести коррективы в его заметку. Авторитет и влияние учёного были сильны, и Бурри опубликовал дополнение к своему заявлению, правда, от некоторых спорных утверждений так и не отказался.

Художественный вымысел вместо реальной истории

После выхода произведения Александра Дюма в 1834 году от правды не останется и следа, и из поколения в поколение будут транслировать искажённую историю. Несмотря опровержения со стороны Паккарда, несмотря на сертификат, подписанный Жаком Бальма 8 октября 1786 года и подтверждающий, что доктор был на вершине Монблана, несмотря на апелляцию де Соссюра после выхода публикации Бурри, искажённая история нашла отображение в рассказе Александра Дюма. И на него по сей день опираются, к нему отсылают плохо осведомлённые авторы.

«Я, Жак Бальма, сын Ж. Ф. Бальма, родом из деревни Пелерин, район Шамони, подтверждаю каждому, кто слышал, что доктор Мишель Паккард хотел совершить очередную попытку восхождения на Монблан. Зная о предыдущих попытках Мишеля Паккарада, а также зная, что у него нет проводника, я предложил ему свои услуги. Когда он решил идти через Montagne de la Côte, где, как нам показалось, 8 июня мы увидели возможный маршрут на Монблан, я засомневался в успехе предприятия, на что он возразил, что в течение последних трёх лет разведал район с помощью телескопа.

Я заявляю, что без его регулярных вылазок мы бы никогда не достигли цели, он не переставал воодушевлять меня, он разделял мои печали, несколько раз брал на себя часть груза, который я нёс. Несмотря на то, что я хотел отказаться от восхождения, потому что обещал помогать жене и больному ребёнку (он скончался 8 апреля), Мишель Паккард принял мои слова за отговорки.

Он отказался следовать по маршруту, который мы выбрали во время нашей последней попытки, и пошёл прямо через ледник Боссон. Он прокладывал путь, следуя впереди меня по крутому склону у подножия великого Монблана. Он всегда говорил мне, что нам придётся провести на горе ночь, поэтому попросил меня поискать укрытие, как только мы достигли вершины склона, в то время как сам отправился выше, чтобы изучить скалы на предмет подходящего места. Ничего не найдя, он решил тем же вечером идти на вершину. Он позвал меня, и я последовал за ним. Ветер тем временем дул с такой силой, что одним порывом с головы сорвало и унесло шляпу.

Доктор шёл наверх с лёгкостью. Мы достигли небольшой скалы, где я укрылся от ветра, а Паккард осмотрел скалы и взял несколько камней. Мы были близки к цели. Я ушёл левее, чтобы обойти снежный склон, Паккард последовал напрямик к вершине Монблана. Из-за крюка я отставал, и мне пришлось бежать, чтобы достичь вершины одновременно с ним. Наверху он провёл несколько экспериментов, сделал измерения и всё записал. Он оставил наверху отметку, а затем мы спустились вниз, ориентируясь на свои следы. Так мы достигли Montagne de la Côte, где Мишель Паккард лёг спать лицом к леднику.

Он накормил меня, заплатил мне как проводнику и вручил мне деньги, которые ему передали для меня. 18 октября 1786 года подписываю вышеизложенное при свидетелях».

Жак Бальма ведёт ослепшего Мишеля-Габриэля Паккарда на спуске с Монблана, иллюстрация из книги Александра Дюма, Coppin

В 1832 году во время поездки в Альпы 31-летний Дюма, относительно недавно получивший признание как драматург, пригласил уже 70-летнего Жака Бальма на обед. После большого количества еды и вина (3 полных бутылки для Бальма) пожилой проводник рассказал о первовосхождении на Монблан (Паккард умер 5 годами ранее и уже никак не мог поведать Дюма свою версию). Эта история, впоследствии приукрашенная, легла в основу произведения Дюма Impressions de Voyage en Suisse. Это произведение на протяжении долгого времени будет поддерживать легенду о поразительном успехе проводника Жака Бальма и умалять роль Мишеля Паккарда, которого на момент написания уже не было в живых и который уже не мог отстаивать свою правду.

Интересно, что Жак Бальма, несмотря на успешное первовосхождение и выбор на роль гида для экспедиции де Соссюра, до конца своих дней в большей мере был охотником за кристаллами нежели гидом. Он погиб в горах в возрасте 72 лет в поисках месторождения золота.

Удобная правда

Президент Club Alpin Français Шарль Дюрье в своей публикации Le Mont Blanc 1878 года также предпочёл воспроизвести версию Дюма, и французы, включая жителей Шамони и сообщество горных гидов, верили именно ей. Бальма для них герой. Даже на сайте французских гидов говорится: «Бальма обнаружил маршрут и выбрал Паккарда в напарники, чтобы тот смог засвидетельствовать его успех, т.к. был доктором и его слову в Шамони бы поверили. Паккард во время восхождения был выбит из сил, полз к вершине на четвереньках, так что Бальма нашёл для доктора защищённое от ветра место и ушёл на вершину в одиночестве». Эта выжимка повторяет рассказ Дюма и ничего не говорит о том, был ли Паккард на вершине.

Есть мнение, что поверить красивому мифу и распространять его было просто-напросто удобнее, выгоднее. Связка де Соссюра, богатого туриста, и Бальма, местного гида, выглядела куда символичнее, чем связка Паккард-Бальма — просто двое молодых рисковых уроженцев Шамони. Паккард не соответствовал красивой картинке: он был местным жителем, а не богатым иностранцем, был учёным-любителем, а не признанным на всю Европу исследователем, и в красивой модели «гид-клиент», весьма удобной для жителей Шамони и туристического развития региона, не мог выступать ни в первой, ни во второй роли.

Жак Бальма показывает Орасу Бенедикту де Соссюру путь к вершине Монблана, скульптура в Шамони

Как в историю вернули имя Мишеля-Габриэля Паккарда

Среди французских авторов, пытавшихся воссоздать правдивую историю, был Филипп Жутард, профессор, историк, издавший в 1986 году, спустя 200 лет после первовосхождения, книгу L’invention du Mont Blanc. Он писал: «Паккард был нежелательным, в то время как двойка Бальма-Соссюр была прекрасной ролевой моделью для шамонийских проводников и иностранных клиентов». И добавляет: «Во второй половине XX века эта ролевая модель устаревает, и в энциклопедии Grand Larousse Паккард не фигурирует вовсе, словно Бальма взошёл на Монблан в одиночку. Лишь в издании 1960 года Паккард вкратце упоминается».

Есть ряд подтверждённых свидетельств того, что Паккард был на вершине. Например, слова Герсдорфа и Майера, наблюдавших за первовосхождением в телескоп, о том, что два человека вышли на вершину одновременно и что маршрут обнаружил Паккард. Есть личная оценка де Соссюра, дневники Паккарда и т.д. Со счетов сбросили и тот факт, что семьи Бальма и Паккарда были очень близки: через 10 лет после восхождения доктор женился на сестре проводника.

«Мы, нижеподписавшиеся, Адольф Трауготт фон Герсдорф и Карл Андреаc фон Майер, во время пребывания в деревне Шамони в Фуссиньи, куда прибыли с целью посетить ледники и другие интересные места этого района, 8 августа 1786 года видели в телескоп, как доктор Мишель Габриэль Паккард из Шамони вместе со своим проводником Жаком Бальма поднялись на вершину Монблана в 6 часов 23 минуты. Мы видели, как он передвигался по вершине: они находились на вершине полчаса и 4 минуты, начали спуск в 18:47. Мы вместе с некоторыми жителями деревни видели в телескоп следы подъёма на снегу и подписываем настоящее свидетельство по просьбе доктора Паккарда в Шамони 9 августа 1786 года».

Любопытно, что в некоторых источниках упоминается, что свидетелем первовосхождения также был некий русский офицер Сергей Ланской (Serge De Lanskoy), который якобы упоминается в числе наблюдателей в письме Герсдорфа от 12 августа 1786 года.

В Великобритании имя Паккарда было реабилитировано благодаря труду Чарльза Эдварда Метьюза The Annals of Mont Blanc, вышедшему в 1898 году. За ним последовал швейцарец Гейнрих Дюби с публикацией Paccard wider Balmat 1913 года и Браун и де Бир в The First Ascent of Mont Blanc 1957 года. В 1929 году профессор лондонского университета и член альпинистского клуба Эрнест Гамильтон Стивенс реконструировал в публикации в Alpine Club Journal роль Паккарда. Профессор опирался на дневник Паккарда, письма и свидетельства де Соссюра, Бурри, Герсдорфа и других (Dr Paccard’s narrative. An attempted Reconstitution, Ernest Hamilton Stevens — Alpine Club Journal, 1929).

Одинокая скульптура Паккарда, смотрящего на Монблан

Сегодня имя Мишеля-Габриэля Паккарда известно практически каждому неравнодушному к альпинизму человеку, однако на протяжении целого столетия после первовосхождения на Монблан первовосходитель не упоминался. Памятник Паккарду в Шамони был установлен лишь в 1986 году, спустя век после установки памятника Жаку Бальма и Орасу Бенедикту де Соссюру (1887). Спустя столетия нам трудно до конца узнать истину. Однако за более чем 200-летнюю историю альпинизма многое осталось неизменным: нехоженые горы и кажущиеся непреодолимыми маршруты по-прежнему влекут смелых и отчаянных. Их путь к вершине пролегает не только через осыпные склоны, ледники и сложные скальные стены, но и сквозь амбиции и исследовательский интерес, жажду признания и стремление оставаться в тени, доверие и соперничество, взаимное уважение и интриги. Но как бы то ни было, последнее слово всегда остаётся за вершиной.

Статья подготовлена на основе публикации The 1rst Ascent of Mont Blanc. В материале использованы изображения, собранные в первоисточнике, фотографии автора и фотографии со страницы www.instagram.com/chamonixmontblanc.

alpindustria.ru

10 лучших отелей — Гора Монблан

Выберите язык. Мы говорим на русском и на 42 других языках.

Популярные языки среди пользователей в России
  • Русский
  • English (UK)
  • English (US)
  • 简体中文
  • Français
  • Deutsch
Все языки
  • English (UK)
  • English (US)
  • Deutsch
  • Nederlands
  • Français
  • Español
  • Español (AR)
  • Català
  • Italiano
  • Português (PT)
  • Português (BR)
  • Norsk
  • Suomi
  • Svenska
  • Dansk
  • Čeština
  • Magyar
  • Română
  • 日本語
  • 简体中文
  • 繁體中文
  • Polski
  • Ελληνικά
  • Русский
  • Türkçe
  • Български
  • العربية
  • 한국어
  • עברית
  • Latviski
  • Українська
  • Bahasa Indonesia
  • Bahasa Malaysia
  • ภาษาไทย
  • Eesti
  • Hrvatski
  • Lietuvių
  • Slovenčina
  • Srpski
  • Slovenščina
  • Tiếng Việt
  • Filipino
  • Íslenska

www.booking.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *