Монастыри арзамаса – Арзамасский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Официальный сайт

Содержание

Арзамасский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Официальный сайт

Арзамасский Спасо-Преображенский мужской монастырь

 

Спасо-Преображенский мужской монастырь в городе Арзамасе основан около 1555 (по другим сведениям — 1556) года. В 1578 году государь Иоанн Грозный отписал город Арзамас в удел своему сыну Феодору, который был набожен и уделял много внимания устроению монастырской жизни. К этому времени монастырь имел две церкви, шестнадцать келлий и двадцать человек братии. Все строения монастыря были деревянными.

 

Арзамасский Спасо-Преображенский мужской монастырь

 

Вскоре случился большой пожар, почти полностью уничтоживший монастырь. Спустя 40 лет, в 1626 году другой документ уже сообщает о том, что в обители двадцать пять келлий и тридцать три монаха, те же два храма и колокольня, на которой «девять колоколов да часы боевые». Башенные часы со звучащим механизмом были в то время большой редкостью. Указаны названия врат обители — Святые (на западной стороне) и Водяные (на южной стороне). Долгие годы монастырь был деревянный, построенный по древним традициям русского деревянного зодчества. В XVII веке монастырь развивался и богател, обустраивался новыми храмами и хозяйственными зданиями. Деревянные постройки разбирались, возводились каменные. В 1638 году начал строиться каменный храм во имя Преображения Господня. Затем была построена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы «четвериковая о пяти главах», в ней придел во имя Сретения Господня.

 

Третья церковь над Святыми Вратами во имя Св. Вмч. Георгия. Четвертая церковь – под колокольнею во имя Успения Пресвятой Богородицы. Колокольня (ныне разобранная), относящаяся ко второй половине XVII века, имела 10 колоколов.  Часовня во имя Спаса Нерукотворного примыкает к зданию Духовного Училища.

 

В монастыре находилась особо чтимая Казанская икона Божией Матери, прославившаяся 2 июня 1739 года спасением братии от гибели во время сильной грозы, когда при чтении акафиста Богоматери ударом молнии были разбиты большая глава и свод соборного храма, опалены столбы у местных икон и зажжен пол у южных дверей.

 

О первых игуменах ничего не известно, однако опираясь на исторические документы, можно предположить, что зачинателями Спасо-Преображенского монастыря были подвижники из Троице – Сергиевой Лавры. Игумены Спасского монастыря с его зарождения всегда пользовались большим уважением у горожан и первенствовали среди духовенства. Впоследствии настоятели монастыря стали носить высший и почетный сан  – архимандрит. Крестные ходы и торжественные общегородские службы часто начинались и проходили не в Соборе, а в Спасском монастыре. В обители было расположено и главное духовное управление города, которое возглавляли Архимандриты Спасского монастыря, являясь викариями Патриархов, к епархии которых принадлежал Арзамас. В правлении игумена Иосафа II в 1767 году Арзамас посетила императрица Екатерина II, по дороге из Симбирска в Москву. На устроенный ею прием для первых лиц города, был также приглашен игумен Иосаф II. За всю свою историю монастырь взрастил 19 игуменов и 23 архимандрита, многие из них прославились святостью жизни, выдающимися духовными и организаторскими дарованиями.

 

Арзамасский Спасо-Преображенский мужской монастырь

 

В 1815 году в Спасском монастыре основано Арзамасское Духовное Училище, для которого был выстроен каменный корпус на юго – западе монастыря. Под опекой тогдашнего архимандрита Александра заведение росло и развивалось, в 1838 году ему был присвоен титул уездного.

 

В монастыре имелся деревянный крест в серебряном чеканном окладе, в ковчежец которого вложены частицы святых мощей Божиих угодников, а также многие святыни, на поклонение которым сходился православный люд. Близ амвона в Преображенском соборе находилась украшенная чудотворная икона Казанской Божией Матери.   

 

К началу XX века Спасо-Преображенский монастырь существовал, как общежительный III класса. При монастыре находился приют. Монастырь владел значительными земельными угодьями, занимался обширной хозяйственной деятельностью, в том числе рыболовством. 

 

Спасо – Преображенский монастырь был закрыт в двадцатые годы прошлого столетия. В 2004 году монастырь стал возрождаться. К нему был приписан храм Благовещения Пресвятой Богородицы, в котором сразу же начались ремонтно-восстановительные работы. Первая литургия в этом храме и возрожденном монастыре была отслужена на Рождество в 2006 году.

 

Долгое время в главном Соборе обители располагался городской Архив. В настоящее время Архив переехал на новое место, что дало возможность 22 июля 2015 г. провести первую после почти 90-летнего перерыва Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе, которую возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Первым наместником обители был игумен Паисий (Яцко), при котором были развернуты реставрационные работы в Благовещенской церкви: восстановлен внешний вид, оштукатурен и покрашен фасад, возведена колокольня, позолочены купола, расписан нижний храм Трех Святителей. Реставрирован также внешний облик часовни Спаса Нерукотворного, начались работы по восстановлению храма Рождества Богородицы.  22 мая 2016 года и. о. наместника монастыря назначен архимандрит Тихон (Затекин), игумен Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря. При нем восстановление монастыря продолжается. Идет ремонт кровли и фасада Спасо-Преображенского собора. Храм Рождества Богородицы возведен под крышу. Начались работы по строительству разрушенной колокольни храма Рождества Богородицы, ремонт в здании братского корпуса, отданного монастырю в декабре 2015 года. 31 января 2019 года на должность исполняющего обязанности наместника Спасо-Преображенского монастыря был назначен игумен Феодосий (Какуркин), на протяжении нескольких лет трудившийся экономом обители под руководством о.Тихона. Сторонние организации покидают монастырь. Почти расселен бывший игуменский корпус. Будем надеяться, что милостью Божией набранный темп восстановительных работ не ослабнет.

 

Монастырь сотрудничает с Межрегиональной благотворительной общественной организацией социальной адаптации граждан «Твой дом» (www.mbootvoydom.ru), которая присылает людей потрудиться и пожить в монастыре, поучаствовать в богослужении, помолиться вместе с братией, тем самым способствуя их социальной адаптации.

 

 

ar-mon.ru

Арзамасский новодевичий во имя Алексия, человека Божия женский монастырь

Арзамасский новодевичий во имя Алексия, человека Божия  женский монастырь  был основан в 1634 году по указу царя Михаила Федоровича арзамасским воеводой князем Н. Шаховским как «царское богомолие, Новодевичь монастырь». Была поставлена ограда с колокольней над Святыми вратами, внутри ограды построили 30 деревянных келий, в центре — бревенчатую холодную Церковь  в честь Казанской иконы Божией Матери с 3 приделами: во имя преподобного Алексия, человека Божия, во имя священомученика Филиппа, митрополита Московского и во имя преподобной Марии Египетской. Согласно описи 1686 года, у восточной стены монастыря находился теплый шатровый храм во имя Всех святых.

Ктитор обители, царь Михаил Феодорович, прислал в новоустроенный монастырь Казанскую икону Божией Матери, а также икону преподобных Михаила Малеина и Алексия, человека Божия,- небесных покровителей царской семьи. В 1635 году царь пожаловал обители хлебную и денежную ругу, которая выдавалась нерегулярно и не в полном объеме. Обитель была бедна и немноголюдна. По описи 1686 года, в ней проживали «30 стариц ружных, 20 безружных».

К началу XVIII века постройки монастыря обветшали, в 1708 году игуменья Анисия с сестрами «била челом» царю Петру I  чтобы он дозволил произвести денежный сбор в пользу монастыряря. На собранные средства в 1723 году были поновлены кельи. В 1744 году перестроена деревянная Казанская церковь, в 1753 году вместо Алексеевского придела Казанской церкви построен каменный Алексеевский храм с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы.

В 1764 году Алексеевский монастырь был упразднен. Казанская и Алексеевская церкви стали приходскими, все имущество обители было передано Арзамасскому Свято-Николаевскому женскому монастырю, в который перевели настоятельницу с монахинями. Из-за недостатка помещений в Николаевском монастыре послушницы Алексеевской обители остались на прежнем месте. Со временем к ним присоединялись женщины, желавшие посвятить жизнь служению Богу. 18 августа 1777 года по прошению клириков и прихожан Алексеевской церкви Владимирский епископ Иероним благословил строительство на месте обветшавшего деревянного Казанского храма каменного в честь Вознесения Господня с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. Антиминс и богослужебная утварь из упраздненной деревянной Казанской церкви были переданы в Алексеевский храм. Тем же указом проживавшие при Алексеевском храме послушницы были переведены в Вознесенскую церковь.

Расцвет Алексеевской общины связан с именем преподобного Феодора (Ушакова), в 1762 году назначенного настоятелем Санаксарского монастыря. Преподобный стал духовником Алексеевской общины, в которую вступили приехавшие из С.-Петербурга его духовные дочери. Преподобнй Феодор составил для насельниц правила общежития, посещал сестер 2-3 раза в год, переписывался с настоятельницами, помогал пожертвованиями (половину рыбного улова братия Санаксарской обители отсылала в Алексеевскую общину). До 1813 года община подчинялась Николаевскому монастырю, но фактически руководилась избиравшейся из числа сестер настоятельницей. Первая настоятельница Е. Иванова была избрана в 1777 году. Особыми духовными дарованиями отличались 2-я настоятельница общины М. П. Протасьева (в схиме Марфа — 1785-1813), а также ее ученица, 4-я настоятельница О. В. Стригалёва (в схиме Олимпиада — 1813-1828). Община быстро росла: в 60-х гг. XVIII века в ней состояли 38 сестер, в начале XIX века — 270. Нижегородский епископ Амвросий (Морев) в рапорте Святейшему Синоду свидетельствовал: «Сия община есть краса и венец всех женских Нижегородской епархии монастырей».

В 1813 году указом Нижегородского епископа Моисея (Близнецова-Платонова) для проживавших при Алексеевском храме около 450 сестер  была учреждена самостоятельная, независимая от Николаевского монастыря женская община, настоятельницы которой утверждались Нижегородским архиереем. Указом Синода от 22 декабря 1845 года в общине был принят устав, приравнивавший ее к общежительным монастырям, но без права совершать монашеские постриги. В основу устава легли правила общежития, составленные преподобным Феодором (Ушаковым). Начальница общины избиралась сестрами и утверждалась архиереем, в обитель принимались только прошедшие «искус» — от месяца до года — послушницы. Сестры занимались шитьем церковных облачений, плащаниц, ткачеством, золотошвейная мастерская общины получала заказы не только из разных районов России, но и из Константинополя, Иерусалима, Молдавии. Помимо доходов от рукоделия и пожертвований содержание общины обеспечивалось процентами с капитала и доходами с земельных и лесных угодий, к 1917 году обитель владела 1186 десятинами земли.

21 ноября 1881 года по благословению епископа Нижегородского Макария (Миролюбова) сестры обители  — около 500 человек —  приняли иноческий постриг с облачением в камилавку и рясу. Определением Синода от 10 декабря 1897 года Арзамасская женская община была обращена в первоклассный женский монастырь с наименованием «Новодевичий, Алексия, человека Божия». 5 февраля 1898 года настоятельница Алексеевского монастыря монахиня Евгения (Страгородская), тетка будущего Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского), была возведена в сан игумении. К 1917 году в обители было 838 насельниц: 90 монахинь и 748 послушниц. К началу XX века в монастыре было 3 храма: пятиглавый холодный Вознесенский, построенный и освященный в 1787 году игуменом Санаксарского монастыря Венедиктом, с пределами во имя Киево-Печерских святых, святителя Николая Чудотворца, святителя Димитрия Ростовского, в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, Рождества Иоанна Предтечи, Казанской иконы Божией Матери, Боголюбской иконы Божией Матери; 3-этажная Успенская церковь с приделом во имя Алексия, человека Божия, построенная на месте Алексеевской церкви в 1798-1805 годах; церковь во имя преподобного Иоанна Лествичника в двухэтажном больничном корпусе, построенном в 1825-1827 годах.

В монастыре почиталась икона Божией Матери «Достойно есть» — дар Пантелеимонова русского монастыря на Афоне. Во время принесения иконы в монастырь в августе 1853 года совершилось множество исцелений. В братском трапезном корпусе находилась чтимая икона святителя Николая Чудотворца, по молитвам пред которой в XIX веке прекратилась засуха и падеж скота. В Вознесенском в позолоченном ковчеге хранились частица Креста Господня, 35 частиц мощей святых. Здесь же находилась чудотворная икона Божией Матери «Утоли моя печали», миром от которой исцелилось несколько сестер. Знамение от нее получил и посетивший в 1868 году общину преподобный Антоний (Медведев).

Монастырские постройки включали в себя 19 келейных корпусов, 2 больницы, странноприимный дом, мельницы, 4 каменных ледника, амбар, конюшни, 2 пчельника в Арзамасской и Чернухинской лесных дачах и др. В Н. Новгороде с 1873 года Алексеевский монастырь имел подворье. До революции, по количеству владений это была крупнейшая женская обитель в России.

В 20-х годах XX века монастырь был закрыт. В настоящее время на его территории располагается воинская часть.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Арзамасского благочиния Нижегородской епархии обязательна

arzblag.ortox.ru

Свято-Николаевский женский монастырь | Официальный сайт благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии

 

 

 

 

 

 

 

25/7 апреля — воскресенье

Неделя 4-я Великого поста, прп.Иоанна Лествичника. Благовещение Пресвятой Богородицы

6.00 Ранняя Литургия Василия Великого Никольский храм 8.00 Параклис, часы, Литургия Василия Великого, Богоявленский храм.

17.00 Вечерня, Пассия, утреня, 1й час

 

26/8 апреля— понедельник

Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила

8.00 Часы, изобразительны, вечерня, Заупокойная лития

17.00 Великое повечерие, утреня, 1й час

 

27/9 апреля — вторник

Мц.Матроны Солунской

8.00 Часы, изобразительны, вечерня, Заупокойная лития

17.00 Великое повечерие, утреня, 1й час

 

28/10 апреля — среда

Прп.Илариона Нового, иг. Пеликитского, прп.Стефана чудотворца, исп., иг. Триглийского

8.00 Часы, изобразительны, вечерня, Литургия Преждеосвященных Даров

17.00 Малое повечерие, утреня с каноном Андрея Критского, 1й час

 

29/11апреля — четверг

Четверток Великого канона

8.00 Часы, изобразительны, вечерня, Литургия Преждеосвященных Даров

17.00 Великое повечерие, утреня, 1й час

 

30/12апреля — пятница

Прп.Иоанна Лествичника

8.00 Часы, изобразительны, вечерня, Литургия Преждеосвященных Даров

17.00 Малое повечерие, утреня, 1й час

 

31/13апреля — суббота

Суббота Акафиста. По хвала Пресвятой Богородицы

8.00 Часы, Литургия, Панихида (Богоявленский храм)

17.00 Всенощное бдение с литией

 

1/14апреля — воскресенье

Неделя 5-я Великого поста, прп.Марии Египетской

6.00 Ранняя Литургия Василия Великого Никольский храм

8.00 Параклис, часы, Литургия Василия Великого, Богоявленский храм

17.00 Вечерня, Пассия, утреня, 1й час

 

 

 

 

 

 

 

arzblag.ortox.ru

Свято-Николаевский женский монастырь, г. Арзамас / Монастырский вестник

Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»

В Богоявленской церкви внизу размещался больничный храм  в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)».  всех скобящих радосте  с грошикамиЭто название храм сохранил и поныне. Нет более высокого служения, чем нести радость скорбящим. Под скорбью подразумеваются не только горестные переживания, но и физические страдания от болезней. Недаром больничный храм назвали именем этой иконы.   Вот сквозь эти беды и страдания, которыми полон мир, и несёт радость утешения икона Богородицы «Всех скорбящих радость».  Сейчас в этом находятся две святыни монастыря – иконы Божией Матери «Избавление от бед страждущих» и «Достойно есть» (Рубленая). Здесь хранится дореволюционная плащаница, шитая серебряной нитью

Не уменьшается поток паломников в любое время года. Живым ручейком они стекаются в нижний храм, где сестры проводят им экскурсию, рассказывают о истории чудотворных икон. На коленях верующие поют акафист перед иконой Божией Матери «Избавление от бед страждущих», и каждый со слезами на глазах просит Царицу Небесную о помощи. Также благоговейно молятся перед  другой чудотворной иконой «Достойно есть». Прикладываются в молитвенном прошении  к иконам «Скорбящих всех радость», Святителя Николая Чудотворца, преподобных Сергия  Радонежского и Серафима Саровского. Все дышит стариной и молитвенным духом. В 1994 году храм вернули монастырю. И под омофором Божией Матери все ожило. И уже, как страшный сон, канули в лету годы неумолимого богоборчества. И православный, с любых концов нашей необъятной страны» стремится сюда, к святому месту, помолиться и утешиться.

Пречистая Дева изображена на иконе во весь рост с распростертыми руками. Над Ней в облаках восседает Спаситель. По сторонам образа находятся изображения ангелов и страждущих. Позади Богоматери изображены зеленеющие ветви. И непременные двенадцать монет. По преданию, этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал её Тихвинской часовне деревни Клочки под Петербургом, находившейся вблизи Петербургского стекольного завода. На этом месте для образа выстроили часовню. 23 июля 1888 года разразилась страшная гроза, молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены и иконы, но не коснулась образа Богоматери. Икона оказалась на полу от удара, но лик Богоматери, давно потемневший от времени и копоти, просветлел и обновился. Двенадцать медных монет из разбитой кружки для подаяний оказались навсегда прикрепленными в разных местах к образу (на списках с иконы монеты изображаются краской). Весть о чудесном сохранении образа разнеслась по всей столице, почитание его росло день ото дня, и милость Божия прославила икону дивными чудотворениями.

Первое исцеление, получившее всероссийскую известность, произошло 6 декабря 1890 г., когда от иконы излечился с детства страдавший припадками 14-летний сирота Николай Грачёв (впоследствии учился в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств). 7 февраля 1891 г. исцелилась 26-летняя жена писаря с фабрики Торнтона Вера Белоногина, лишившаяся голоса из-за болезни горла. С тех пор мно­гие бо­ля­щие и страж­ду­щие, при­бе­гав­шие к Пре­свет­лой Вла­ды­чи­це с ис­крен­ней ве­рой и го­ря­чей мо­лит­вой, по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние пе­ред Ее свя­тым об­ра­зом. В 1898 го­ду на ме­сте ча­сов­ни бы­ла по­стро­е­на цер­ковь. Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных Посещение, немощных Покров и Заступнице, Жезле старости, Мати Бога Вышнего, Ты еси Пречистая, потщися, молимся, спастися рабом Твоим.  

monasterium.ru

история монастыря, архитектура и внутреннее убранство

У Свято-Николаевского женского монастыря, являющегося одним из наиболее древних женских монастырей, действующих по сегодняшний день, богатая и интересная история. Он был основан на территории города Арзамас еще в шестнадцатом веке. Сегодня он принадлежит Нижегородской епархии РПЦ.

История монастыря

Долгую и красочную историю монастыря знают многие горожане. А само здание является замечательным украшением улиц Арзамаса.

Основание, архитектура

Свято-Николаевский женский монастырь был основан и впервые построен еще в 1580 году на этапе правления царя Ивана IV Грозного. Строителем первого здания считают горожанина Феофилакта Яковлева, который позднее был назван святым. Тогда первым был построен деревянный храм, позднее на месте выстроилась и женская обитель.

Никольская деревянная церковь была подвержена пожарами несколько раз за период своего существования. Чтобы предотвратить новый пожар, на ее месте сложили каменное здание в 1683 году. Однако в 1723 году храм снова пришлось восстанавливать после очередного разрушения.

Свято-Николаевский женский монастырь в городе Арзамас старое фото

Позднее на месте храмов была сложена Церковь Богоявления Господня из камня, освященная в 1813 году, а в 1878 году реставрировали и Никольский. В таком виде постройки функционировали вплоть до 1924 году, в период прихода к власти революционеров обитель, как большинство в те времена, закрыли.

Свою работу храм возобновил только в 1994 году. Позднее к нему был достроен и верхний, зимний, отдел.

Современное состояние

Сегодня в монастыре действует два храма: в честь иконы Божией Матери и в честь Святого Богоявления. Последний располагается на цокольном этаже. Кроме того, на этапе строительства находится храм во имя Николая Чудотворца.

Свято-Николаевский женский монастырь в городе Арзамас современное состояние

У монастыря действует скит в честь Сергия Радонежского (село Новый Усад) и скит Рождества Иоанна Предтечи (деревня Новая Слобода). Все они располагаются в Нижегородской области. В самой обители проживает около сорока насельниц. Ее сестры сегодня опекают Арзамасскую воспитательную колонию. При храме функционирует библиотека.

Свято-Николаевский женский монастырь в городе Арзамас монахини

Святыни монастыря

Святыни храма бережно собирались и сохранялись в течение десятилетий. Сегодня в Арзамасе размещены:

  1. Икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих» (чудотворная). Считается, что она была передана в церковь в 1997 году почерневшей. Сестры тогда отнесли ее в запасник, а позже ее достали и поместили в рамку. После того, как ей начали произносить молитвы в монастыре, изображение постепенно становилось светлее.
  2. Икона Божией Матери «Достойно есть». Свое название, сохранившееся до сегодняшнего дня, получила по началу песни о Богородице.

Свято-Николаевский женский монастырь в городе Арзамас святыни

В верхней части монастыря располагаются:

  1. Образ великого св. Николая Чудотворца. Посвящена одному из самых почитаемых святых в среде современных христиан.
  2. Икона Матроны Московской.
  3. Икона святой мученицы Татианы. Хранится вместе с частью мощей.
  4. Ковчег и части мощей святых.

Адрес и контакты

Сегодня приход располагается по адресу: Нижегородская область, город Арзамас, Соборная площадь, 1. Действует также внутренний телефон для связи: (83147) 9-40-02. При необходимости возможно связаться с представителями монастыря по электронной почте: [email protected].

pravednik.info

Под Покровом Божией Матери, молитвами святителя Николая… / Монастырский вестник

Арзамасский Николаевский женский монастырь

Под Покровом Божией Матери, молитвами святителя Николая…

В центре России, в Арзамасе, находится древнейшая святыня Нижегородской земли – Николаевский женский монастырь, основанный в конце XVI века в честь святителя и чудотворца Мир Ликийских. Предлагаем читателям рассказ о его  истории и о том, чем живет ныне возрожденная обитель. 

Около 1580 года один из жителей Арзамаса Феофилакт Яковлев по своему усердию и на собственный счет построил деревянную церковь во имя Николая Чудотворца. Вскоре, по совету игумена соседнего Спасского монастыря, он поставил рядом теплую церковь во имя Богоявления и тридцать келий для устройства девичьего монастыря. В первое время число монахинь не превышало тридцати человек. С годами монастырь рос, росло и число его насельниц. Обитель была украшением города.


Святитель Николай заботился о процветании своего монастыря: хор сестер славился пением во всей округе, на высочайшем уровне было поставлено золотошвейное мастерство. В XIX веке долгое время наставником сестер был старец протоиерей Авраамий Некрасов, духовное чадо преподобного Серафима Саровского. В то же время, в пору  существования обители сестры претерпели немало бед и искушений от врагов видимых и невидимых: опустошительные пожары, нестроения, смуты и, наконец, эпоха гонений на Православную Церковь…

В 1926 году монастырь был закрыт,  переименован в «Комсомольский городок» и частично разрушен,  сестры разогнаны. Многие подверглись репрессиям, погибли в тюрьмах, на этапах, в концлагерях. Сегодняшние насельницы Николаевского монастыря собрали исторические и архивные материалы о судьбах последних  монахинь. Особенное внимание уделялось поиску сведений о сестрах-исповедницах, о замученных в застенках, расстрелянных. Составлен список для представления в Комиссию по канонизации святых Русской Православной Церкви. В 2014 году монастырь предоставил экспонаты и материалы для проведения в Арзамасе выставки «Арзамас в житиях святых», где особое место было отведено времени гонений и репрессий. Важной находкой оказался синодик Николаевского женского общежительного монастыря, писанный в 1902 году «тщанием игумении Евфросинии» (Бельской, †06.06.1931 г.). Он осуществил связь времен.Сестры каждый день поминают своих почивших предшественниц и молитвенниц, а также жертв репрессий, расстрелянных на Бутовском полигоне (по синодику «Бутово, Русская Голгофа» 2005 г.).

Насельницы Арзамасской Николаевской обители с большим благоговением относятся к памяти новомучеников. Матушка и сестры уверены, что именно благодаря молитвам и предстательству новомучеников и исповедников Церкви Русской возродилась православная вера в России, восстанавливается и укрепляется и их монастырь. В памятные дни священники в конце богослужений произносят проповеди о подвиге новомучеников. На сестринской трапезе читаются «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века», книги о священномучениках Серафиме (Звездинском), Петре (Звереве), Иларионе (Троицком), священноисповеднике Луке (Войно-Ясенецком), труды о молитве Иисусовой митрополита Антония (Голынского), о прошедших лагеря старцах архимандрите Таврионе (Батозском), протоиерее Михаиле Труханове и других.


Арзамасский Николаевский женский монастырь начал возрождаться с конца ХХ века, после многолетнего забвения и разрушения в годы советской власти. В 1994 году обители были возвращены первые здания. Приехавшие сестры увидели руины Никольского храма и принялись за восстановление обители. Не перечесть, сколько тяжелых трудов понесли хрупкие женские руки!.. К первым насельницам присоединялись трудники, прихожане, сочувствующие люди. Возрождение происходило Божией милостью, молитвами Пречистой Богородицы и святителя Николая; попечением митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая, а затем митрополита Георгия.

С 1997 по 2014 год монастырем управляла игумения Георгия (Федотова). Матушка Георгия (в миру Татьяна Егоровна Федотова) родилась 22 декабря 1929 года в селе Криуша Нижегородской области. В 1958 году по благословению своего духовного отца Иоанна (Крестьянкина) поступила в скит Рижского Свято-Троице-Сергиева женского монастыря – Спасо-Преображенскую пустынь под городом Елгавой – и с этого времени полностью посвятила себя Богу. 21 декабря 1977 года архимандритом Таврионом (Батозским) она была пострижена в рясофор с именем Евгения, а 26 декабря 1982 года митрополит Леонид (Поляков) постриг ее в мантию с именем Георгия. В январе 1997 года монахиня Георгия была назначена на должность старшей сестры Арзамасского Николаевского женского монастыря, 23 мая 1999 года возведена в сан игумении.

Уповая на помощь Божию и молитвы святителя Николая, игумения Георгия принялась за восстановление лежавшей в развалинах обители, и вера ее не была посрамлена. Видимым знаком Божьего благоволения явилось обновление иконы Божией Матери «Избавление от бед страждущих», к которой сегодня едут паломники из разных городов и весей. За годы игуменства матушки Георгии была благоустроена и освящена Богоявленская церковь с нижним храмом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками), выстроены Никольский храм и колокольня, обустроен скит в деревне Новая Слобода. Был дополнен и дважды переиздан (в 2005 и 2013 гг.) синодик игумении Евфросинии. Но самое главное, чему Матушка уделяла особое внимание, – это созидание человеческих сердец.

Игумения Георгия, являясь образцом кротости, смирения и любви, воспитывала сестер собственным примером. Насельницы обители могли раскрывать свою душу Матушке, никто не отходил от нее не утешенным, она старалась не налагать неудобоносимых бремен, сострадая не только окружающим ее людям, но и всякой Божией твари. В последние годы жизни Матушка воспитывала сестер, неся подвиг юродства. Внимательные могли очень многому у нее научиться. 9 марта 2014 года игумения Георгия была пострижена в великую схиму и на следующий день отошла ко Господу, Которого так любила и к Которому стремилась всей душой.

10 марта 2014 года исполняющей обязанности настоятельницы была назначена игумения Сергия (Конкова). 17 мая 2015 года настоятельницей стала монахиня Филарета (Шевченко), 18 декабря того же года она была возведена в сан игумении.

На сегодняшний день в Арзамасском Николаевском монастыре отреставрированы, отремонтированы и освящены три храма. На выстроенную колокольню подняты новые колокола. Их звон радостно возвещает о том, что русское монашество живо и по-прежнему несет свой молитвенный подвиг. Отстроена монастырская трапезная, ремонтируется трехэтажный сестринский корпус, реставрируется и расписывается теплый Богоявленский храм.


Налаживается жизнь в монастырском скиту. 19 сентября 2016 года был освящен скитской храм в честь Рождества святого пророка Иоанна Предтечи. Теперь в нем регулярно один-два раза в неделю проходят богослужения. Благоустраивается источник святого Иоанна Предтечи в Марьевке.

18 декабря 2015 года в Арзамасском монастыре был освящен Никольский собор, в котором теперь ежедневно приносится Бескровная Жертва. В свой родной храм вернулся резной образ святителя Николая «Можайский», подаренный еще при основании Николаевской обители игуменом Спасского монастыря Сергием. Вскоре после возобновления монастыря в нем появилась и другая святыня – чудотворная икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих»,­ и с тех пор Царица Небесная не оставляет насельниц Своей помощью. Тысячи паломников ежегодно стекаются в Николаевскую обитель к этому образу и укрепляются в вере, получают от Пресвятой Богородицы исцеления, избавления от семейных и прочих бед.

Сегодня в Арзамасском Николаевском монастыре сорок семь сестер, из них две схимонахини, восемнадцать монахинь, девять инокинь, тринадцать рясофорных послушниц, одна послушница, три кандидатки. Восемь сестер подвизаются в скиту. Основные помощницы игумении – благочинная и старшие на послушаниях сестры. «Порой удивляешься, – делятся насельницы, – каких разных нас собрали Матерь Божия и святитель Николай в свою обитель. У многих сестер сложные характеры, они в миру были начальницами, старшими. Придя в обитель, все делали первые шаги в послушании, смирении, несении тягот друг друга. Задевали друг друга своими “острыми углами” и, как камушки в волнующемся море, постепенно сглаживались, смягчались».

День сестер строится по определенному уставом распорядку:

5.30 – подъем.

6.00 – утреннее молитвенное правило с полунощницей и чтением трехканонника с акафистами Иисусу Сладчайшему, Божией Матери и святителю Николаю.

8.00 – Божественная литургия. По ее окончании – небольшой перерыв, во время которого сестры могут заниматься молитвенным правилом либо находиться на послушаниях.

11.00 – 11.45 – общая трапеза, сопровождающаяся чтением творений святых отцов, житий святых, жизнеописаний и трудов новомучеников и исповедников Российских и современных подвижников благочестия.

16.00 – 17.00 – чай для желающих.

16.00 – по вторникам молебен с акафистом Божией Матери пред чудотворною иконой «Избавление от бед страждущих» с участием сестер; по средам молебен с акафистом святителю Николаю с участием сестер.

17.00 – вечернее богослужение. По окончании богослужения (примерно 20.00 – 20.30) ежедневный крестный ход вокруг обители, общая вечерняя трапеза с чтением житий святых или поучений, общее вечернее правило.

По воскресным дням, на Святках и в двунадесятые праздники правило начинается в 7.00. По воскресным дням в 8.00 служится Параклис Божией Матери, затем Литургия и чин о Панагии.

Сестры ежедневно бывают на богослужениях, читают в свою череду. Матушка игумения призывает всех насельниц к ежедневному участию в Божественной литургии. Исключение составляют немощные и больные, а также несущие неотложные послушания: эконом, трапезники, повара, просфорницы, врач, старшая хоздвора, архитектор и другие порой вынуждены пропускать богослужения с благословения Матушки. Чередные сестры круглосуточно читают  Неусыпаемую Псалтирь. Правило, полученное при постриге, сестры стараются читать вместе после полунощницы, кроме тех, кто вынужден молиться в кельях по болезни или по немощи. Есть у сестер и индивидуальные правила, выполняемые ими келейно.

По словам самих сестер, все они разные по своему устроению: кто-то проявляет особую ревность в общей церковной молитве, кто-то – в других добродетелях. Но все пришли сюда ради Христа, ради любви Христовой. И стараются все – кто как может – смиряться, отсекать свою волю, предав ее в руки настоятельницы; учиться любить, чтобы принести себя в бескровную жертву Христу и своим ближним. По словам преподобных Оптинских старцев, «без любви к ближнему трудно спастись».

Сестры в кельях живут по одному-два человека. В обители еще существуют проблемы с жильем, но постепенно, с Божией помощью, они разрешаются.

Матушка игумения Филарета настоятельствует второй год. Она доступна – все сестры могут подходить к ней и разрешать возникающие вопросы. В монастыре нет обязательного откровения помыслов и нет общего духовника, принимающего помыслы у всех сестер. Требный священник исповедует сестер раз в неделю. Желающие откровения могут исповедоваться ему более глубоко, открывая свои помыслы, или же обратиться к Матушке.

Время, отведенное сестрам на послушание, очень индивидуально – сестры все разные, много немощных и больных, в преклонных годах. Также оно связано с особенностью послушаний и срочностью их исполнения. В среднем сестры трудятся около пяти часов. У старших сестер, как правило, труды не ограничены по времени. Послушания меняются редко, в случае необходимости. Чаще это касается послушниц и общемонастырских послушаний.

Николаевский монастырь достаточно большой, сестринских рук на все работы не хватает. Многие насельницы совмещают по нескольку послушаний. В обители с благодарностью принимают помощников-мирян – на кухне, при  уборке храма и подсобных помещений, на свечных ящиках. По долгу выполнения некоторых послушаний насельницам довольно часто приходится общаться со светскими людьми. Особенно это относится к старшим сестрам, экскурсоводам, к окормляющим колонию, занимающимся закупками и снабжением, контактирующим с городской администрацией и различными учреждениями. Эти сестры особенно просят Господа о том, чтобы стяжать всегда трезвенный ум и молитвенное сердце, наипаче при вынужденных выходах за стены монастыря.

Обитель святителя Николая старается помогать нуждающимся продуктами, одеждой (особенно многодетным семьям), медикаментами. Сестры духовно подкрепляют подопечных добрым словом, беседами о спасении и Таинствах, о милости Божией Матери и святителя Николая и, конечно, молитвой.


Особым социальным служением для монастыря уже почти десять лет является окормление Арзамасской воспитательной детской колонии на Высокой горе, расположенной на окраине Арзамаса, на месте основанного в XVIII веке мужского монастыря. За это время сложились  добрые отношения: администрация колонии заинтересована в духовной помощи, которую оказывает монастырь,  и ребята чувствуют неподдельную любовь и сострадание тех, кто принимает участие в их судьбах. Сестры ведут беседы с воспитанниками о вере, Крещении, исповеди и других церковных Таинствах, смотрят вместе с ними фильмы  духовного содержания… В 2014–2016 годах состоялись три паломнические поездки в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. В праздники Пасхи и Рождества Христова монастырь организует для заключенных ребят концерты детей из воскресной школы. Тех, кто по достижении восемнадцати лет переводится во взрослые тюрьмы,  сестры продолжают окормлять и там. Ведется активная переписка – около восьмисот человек пишут в обитель о своих искалеченных судьбах, и о первых шагах в православии.

           

Главным в жизни монаха остаются молитва и послушание. Матушка постоянно напоминает сестрам о необходимости непрестанной Иисусовой молитвы. Все послушания она призывает выполнять пред лицом Самого Господа и Божией Матери, и подчеркивает, что от этого неотделимы стяжание мирного духа, исполнение заповеди о любви и милосердии к ближним, постоянное трезвение. «Проходят годы. Всё глубже мы познаем свои немощи, – говорят сестры, – всё больше понимаем милость и долготерпение Божие к нам, грешным. Господи, сподоби нас жить как, чтобы ангелы были светом для нас, а мы своей жизнью могли бы стать светом мирянам, по слову преподобного Иоанна Лествичника! Слава Богу за всё!» Свою благодарность Царице Небесной за Ее покровительство обители сестры выразили в поэтических строках:

 

О Господи, какое это чудо!

Какая милость послана с Небес:

Ведь люди на земле живут повсюду,

А Матерь Божья собрала нас здесь…

 

Здесь каждая травинка, каждый камень

Освящены присутствием Ее,

Очищены Пречистыми стопами, –

Цените же пристанище свое!

 

Она сюда избранников приводит,

И ежедневно с самых древних пор

Святая Дева кротко с Неба сходит,

Благословляя Николаевских сестер.

 

23 Мая 2017

Социальные сети

monasterium.ru

Расписание служб | Арзамасский Николаевский женский монастырь

Дата — праздник
Утренняя служба
Вечерняя служба
2/15января — воскресенье

Неделя 30-я по Пятиде­сятнице, Предпразднство Богоявления. Прп.Серафима Саровского

 

8.00 Параклис, часы, Литургия

(Никольский храм)

Вечерня, утреня 17.00
Седмица 31-я по Пятидесятнице
3/16января— Понедельник

Предпразднство Богоявления. Прор.Малахии, мч.Гордия

 

8.00 Часы, Литургия,

 

Вечерня, утреня 17.00
4/17января — вторник

Предпразднство Богоявления, собор 70-ти апостолов, прп.Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского

 

8.00 Часы, Литургия,Вечерня, утреня без 1-го часа 17.00
5/18января — среда

Навечерие Богоявления (Крещенский Сочельник). Сщмч.Феопемта и мч.Феоны. Прп.Синклитикии

 

7.00 Царские Часы, Вечерня с Литургией Василия Великого.

Великое Освящение воды

Великое повечерие с литией, утреня 17.00
6/19января — четверг

Святое Богоявление, Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

 

8.00 Часы, Литургия, Великое Освящение воды
Вечерня, утреня  со славословием 17.00
7/20января — пятница

Попразднство Богоявления, Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

8.00 Часы, Литургия, Заупокойная лития
Вечерня, утреня 17.00
8/21января — суббота

Попразднство Богоявления, прп.Георгия Хозевита, прп.Домники

 

8.00 Часы, Литургия,

Панихида

Всенощное бдение с литией 17.00
9/22января — воскресенье
Неделя 31-я по Пятиде­сятнице, Попразднство Богоявления. Свт.Филиппа Митрополита Московского
8.00 Параклис, часы, Литургия (Никольский храм)

 

Полиелей 17.00

nicola-arzamas.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *