Монастырь Святого Антония :: Фото, описание, как добраться
Монастырь Святого Антония, расположенный в оазисе Аравийской пустыни, является одним из старейших в мире и крупнейший в Египте. Его основали последователи святого Антония. Хотя он был не первым монахом, но привлек так много последователей и учеников, что считается отцом современного христианского монашества. Вместе с монастырем Святой Екатерины на горе Синай они являются самыми известными в Египте, оказав значительное влияние на формирование монашества.
Мифы и факты
Святой Антоний родился в богатой семье в Нижнем Египте около 251 года. Согласно описанию греческого ученого Анастасия (V в), Антоний был не образованным человеком, который через свое существование в первозданной природе получил абсолютное соединение с божественной истиной. В возрасте 34 лет он раздал все свое имущество и мирские владения нищим, а сам отправился в пустыню на поиски жизни полной смирения, одиночества и духовного отражения. Отшельник устроил себе жилище в небольшой пещере, где усердно практиковал аскетический образ жизни.
В 311 году, когда христиане терпели гонения, Антоний отправился в Александрию и официально признался в своей вере губернатору. Он не был мучеником, поэтому вскоре покинул Александрию и вернулся в пустыню. Однако этот акт принес ему тысячи последователей, которые полюбили его за мудрость и учения.
Святой Антоний скончался в возрасте 105 лет и по его просьбе был похоронен в безымянной могиле. После его смерти ученики основали монастырь рядом с пещерой, где он жил.
В VI-VII веках многие монахи из окружающих скитов бежали в монастырь святого Антония, чтобы избежать частых нападений бедуинов и берберов. Хотя в этом отдаленном районе царил относительный мир, порой случались периоды преследования. Монастырь несколько раз грабили бедуины, которые частично разрушили его в XI веке. Здания восстановили в XII веке, и монашеская община процветала в течение нескольких столетий. Для защиты от набегов вокруг комплекса выстроили крепостные стены.
Крестовые походы в XIV веке привели поток паломников, которые часто оставляли надписи о своем визите на крепостных стенах.
В 1483 году бедуины опустошили монастырь, а всех монахов убили. Столетие спустя пустующие полуразрушенные здания заняли сирийские монахи и начали их восстановление. Но с годами обитель пришла в запустение.
До XX века единственным способом добраться до монастыря был караван верблюдов, который раз в месяц привозил продукты и предметы первой необходимости из соседней деревни Буш. Гораздо доступнее монастырь стал после открытия дороги в 1946 году, по которой можно добраться из Каира за несколько часов, благодаря чему количество посетителей значительно увеличилось. С тех пор монастырь стал более популярным местом для египтян и туристов. Ныне его посещают сотни паломников каждый день.
Что посмотреть
Современный монастырь является самодостаточным городком с садом, мельницей, пекарней и пятью храмами. Стены украшены картинами рыцарей в ярких цветах и отшельников в более приглушенных красках. Самые старые картины датируются VII-VIII веками, новейшие до XIII века.
Хотя некоторые части комплекса остаются закрытыми для туристов, монахи проводят для гостей экскурсии на английском языке, которые включают посещение библиотеки, пекарни, музея и храмов.
Наибольшей популярностью среди паломников пользуются церковь и пещера Святого Антония. Основанная в XII веке церковь имеет центральное святилище с маленькой апсидой, два святилища и небольшой хор. Большая часть стен и купола покрыты фресками. Перекрытие арки над дверью украшено изображением Христа в мандорле в окружении бюстов двенадцати апостолов. Это самая старая живопись храма, которая относится к VII веку.
Пещера Святого Антония, где он жил отшельником, находится в 2 км от монастыря. Это небольшое отверстие в скале с южной стороны горы Галала. Скит представляет собой совсем небольшое пространство длиной около 7 метров. Посетители могут подняться туда по лестнице приблизительно за один час.
Другие достопримечательности Египта: Луксорский и Карнакский храмы, Долина Царей и Цариц, храм Мединет-Абу, храм Ком-Омбо, храм Эдфу, храмы Абидоса, храм Абу-Симбел.
Монастырь Святого Антония (Monastery of St. Anthony) открыт ежедневно с 4.00 до 16.45. Во время Великого поста только в пятницу, субботу и воскресенье. Закрыт в остальные дни поста и на Пасху.
Находится в Аравийской пустыне в 50 км от побережья Красного моря, 210 км к юго-востоку от Каира.
Следует придерживаться скромной закрытой одежды, у входа в храмы снимать обувь. Запрещено громко говорить и смеяться, курить, оставлять детей без присмотра. Фотографировать разрешено только без вспышки.Официальный сайт: www.stantonymonastery.net (анг.)
* Цена билета и время работы могут меняться, уточняйте на официальном сайте / 2013-02-02
allcastle.info
Википедия — свободная энциклопедия
Избранная статья
Первое сражение при реке Булл-Ран (англ. First Battle of Bull Run), также Первое сражение при Манассасе) — первое крупное сухопутное сражение Гражданской войны в США. Состоялось 21 июля 1861 года возле Манассаса (штат Виргиния). Федеральная армия под командованием генерала Ирвина Макдауэлла атаковала армию Конфедерации под командованием генералов Джонстона и Борегара, но была остановлена, а затем обращена в бегство. Федеральная армия ставила своей целью захват важного транспортного узла — Манассаса, а армия Борегара заняла оборону на рубеже небольшой реки Булл-Ран. 21 июля Макдауэлл отправил три дивизии в обход левого фланга противника; им удалось атаковать и отбросить несколько бригад конфедератов. Через несколько часов Макдауэлл отправил вперёд две артиллерийские батареи и несколько пехотных полков, но южане встретили их на холме Генри и отбили все атаки. Федеральная армия потеряла в этих боях 11 орудий, и, надеясь их отбить, командование посылало в бой полк за полком, пока не были израсходованы все резервы. Между тем на поле боя подошли свежие бригады армии Юга и заставили отступить последний резерв северян — бригаду Ховарда. Отступление Ховарда инициировало общий отход всей федеральной армии, который превратился в беспорядочное бегство. Южане смогли выделить для преследования всего несколько полков, поэтому им не удалось нанести противнику существенного урона.
Хорошая статья
«Хлеб» (укр. «Хліб») — одна из наиболее известных картин украинской советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1949 году, за которую ей в 1950 году была присуждена Сталинская премия II степени. Картина также была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе, она экспонировалась на многих крупных международных выставках.
В работе над полотном художница использовала наброски, сделанные летом 1948 года в одном из наиболее благополучных колхозов Советской Украины — колхозе имени В. И. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области, в котором в то время было одиннадцать Героев Социалистического Труда. Яблонская была восхищена масштабами сельскохозяйственных работ и людьми, которые там трудились. Советские искусствоведы отмечали, что Яблонская изобразила на своей картине «новых людей», которые могут существовать только в социалистическом государстве. Это настоящие хозяева своей жизни, которые по-новому воспринимают свою жизнь и деятельность. Произведение было задумано и создано художницей как «обобщённый образ радостной, свободной творческой работы». По мнению французского искусствоведа Марка Дюпети, эта картина стала для своего времени программным произведением и образцом украинской реалистической живописи XX столетия.
Изображение дня
Рассвет в деревне Бёрнсте в окрестностях Дюльмена, Северный Рейн-Вестфалия
ru.wikipedia.green
ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ НА ВОДАХ
Туристам, приезжающим в Египет пожариться на южном солнце и поплескаться в теплом море с коралловыми рифами, туроператоры предлагают ряд исторических экскурсий: Каир и пирамиды, Луксор и «долина царей», а для отдыхающих в Шарм-эль-Шейхе — монастырь святой Екатерины и восхождение на гору Моисея.
Тем же, кто отдыхает в Хургаде, часто кажется, будто христианских святынь в зоне досягаемости нет — впрочем, большинство туристов об этом просто не задумывается. В то же время в программах туроператоров есть экскурсия по монастырям предобного Антония Великого и Павла Фивейского — да только редкий гид обращает внимание отдыхающих на этот тур.
Отправляясь в Египет в феврале этого года, я задался целью непременно посетить древнейшие христианские монастыри. Представитель компании «Тез тур» уверил, что экскурсия состоится в любом случае, даже если желающих будет всего пару человек. И вот, в пятницу среди ночи за нами заехал микроавтобус, и мы отправляемся из Хургады на север…
«Когда в пальму бросают камень, она дает сладкий финик. Так же должны поступать и мы», — говорил сопровождающий группу по монастырю св. Антония архимандрит Рувайс.
Для увеличения фотографии здесь и далее кликните по изображению.
Как все начиналось
Основателем христианского монашества считают преподобного Антония Великого, хотя он и не был первым отшельником. Происходящий из благородной и зажиточной египетской семьи из дельты Нила, Антоний (родился в 251 году) в двадцатилетнем возрасте после смерти родителей услышал в храме евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твоё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной». Размышляя над этими словами, он вскоре раздал имение бедным, поручил воспитание малолетней сестры известным ему девственницам, а сам поселился вблизи своего селения под руководством одного подвижника. Вскоре он перешел дальше, в развалины одного военного укрепления на берегу Нила, где прожил около двадцати лет. Тут у него появились первые ученики.
В 313 году Антоний ушел еще дальше в Аравийскую пустыню, ближе к Красному морю. Тут и было положено основание монастыря, который теперь носит имя преподобного. Здесь Антоний провел оставшиеся годы жизни до кончины в 356 году. Однажды он встретился с подвижником, поселившимся задолго до Антония по другую сторону нагорья Эль-Галала — с преподобным Павлом Фивейским. Дважды он посещал Александрию — столицу Египта: один раз перед уходом в пустыню для ободрения христиан во время гонений, второй раз — около 350 года по приглашению святителя Афанасия Великого для обличения ереси ариан. Афанасий знал Антония еще с тех времен, как сам скрывался в пустыне от преследований, и глубоко чтил этого подвижника. Основной источник наших сведений о жизни преподобного — это произведение «Жизнь Антония», написанное свт. Афанасием Великим около 365 года. По словам свт. Иоанна Златоуста, это житие надо читать всем христианам. Оно давно переведено на русский язык и доступно в интернет-библиотеках.
Умер Антоний на 105 году жизни. Своим ученикам он запретил раскрывать место своего погребения. Однако при императоре Юстиниане (VI век) византийцы отыскали мощи, перенесли их в Александрию, а затем в Константинополь, откуда в Х веке мощи попали в Сент-Антуан-л’Аббеи близ Вьенна (Франция), а голова — в Арль. Однако копты уверены, что на самом деле мощи святого Антония не были найдены и покоятся на территории монастыря под самым древним храмом.
Преподобный Павел Фивейский (родился ок. 228 года), родом из Фив, ушел в пустыню в разгар гонений Декия — ок. 250 года, и прожил в пустыне 90 лет. О его жизни известно очень мало. Это был настоящий отшельник, самый первый из известных нам. Всю жизнь от питался финиками и хлебом, который приносил ему ворон. Учеников после себя преподобный не оставил, поскольку всю жизнь провел в одиночестве. Поэтому, хотя Павел начал подвизаться первым, основателем монашества считают преподобного Антония Великого, оставившего после себя учеников и монастырь.
К пещере Антония
До рассвета мы делаем остановку в кафе в селении Зафарана — на перекрестке дороги, ведущей из Хургады в Каир, с дорогой от побережья Красного моря в долину Нила, к Бени-Суэйфу. Пыль, повозки, железные бочки, кофе «нескафе» за какую-то неразумную цену… Наскоро перекусив, едем дальше: на рассвете нас ждет подъем к пещере святого Антония.
Монастырь святого Антония на карте:
По дороге обгоняем автобусы, которые едут туда же, что и мы. У нас — микроавтобус, более проворный, а в группе всего 6 человек. Планируя поездку, я думал, что мы будем в монастырях почти в одиночестве. Подъезжая, уже понимаем, что это далеко не так: нам уже повстречалось около пяти автобусов. И вот, на рассвете, подъезжаем к уже знакомому по фотографиям входу на территорию монастыря. Кресты на храмах вдали подсвечены лампочками, и на рассвете это выглядит живописно — жаль, не успел сделать фото. Территория огромна. Внешняя стена ограждает большую площадь, внутри которой еще одна стена, массивнее и выше, а за ней — собственно монастырь.
На стоянке десятки автобусов, вокруг — множество людей. Наш гид — христианин-копт — объясняет, что сегодня пятница, то есть выходной, плюс к этому в школах и институтах продлили каникулы, поэтому столько народа. Главные службы в коптских храмах совершаются, как у всех христиан, в воскресенье, однако в связи с тем, что в Египте, где 90% населения — мусульмане, выходной день в пятницу, то по пятницам тоже проводятся службы. Людям легче прийти в храм в этот день. Видим, что церкви полны народа. Нас в храм пока не пускают, чтобы не мешать молитве, и предлагают подняться к пещере преподобного Антония.
Новая церковь в честь Креста и Воскресения Христова на пути к пещере Антония
Пещера, где святой Антоний провел последние 40 лет жизни, находится в горах над монастырем, на высоте 276 метров от подножия (680 м над уровнем моря). Туда проложена тропа из 1158 ступеней (согласно путеводителю Lonely Planet, сам не пытался считать). Гид говорит, что подъем более трудный, чем на гору Моисея, что на Синае. Идем не торопясь, с передышками на специально устроенных для этого площадках. Мимо нас наверх и навстречу вниз постоянно идут люди — местные, копты, то есть египтяне, причем процентов 80 из них молодежь: школьники и студенты.
* * *
Коптская церковь — одна из древнейших православных церквей. Она не признала Четвертый Вселенский собор (Халкидонский), и потому относится к семье Древних Восточных (или Ориентальных) церквей. Эту церковь часто называют монофизитской, хотя русские богословы в конце XIX — начале ХХ века, начав изучать богословие коптов из их собственных источников и непосредственно общения с ними, пришли к выводу, что копты так же, как и все православные, веруют, что Иисус Христос — совершенный Бог и совершенный человек. Из 90 млн населения Египта копты составляют около 9%, то есть ок. 8 млн человек. Большинство коптских христианских центров и святынь сосредоточено возле Дельты — в Александрии, Каире и монастырях Вади Натрун (Нитрии). Всего у Коптской Православной Церкви 24 мужских и 6 женских монастырей. Есть в Египте и Александрийский патриархат в семье византийских церквей (занимает второе место в диптихе Православных церквей после Константинополя!), но о нем египтяне практически ничего не знают — в ответ на мой вопрос гид звонил своему знакомому из Александрии, чтобы узнать о существовании этого патриархата. Согласно данным Википедии, всего в этой церкви ок. 250-300 тыс. верующих.
* * *
Путь к келье-пещере Антония «длинный, как молитва преподобного», — так выразился архимандрит Порфирий (Успенский), впоследствии епископ, основатель Русской духовной миссии в Иерусалиме, первый славянский паломник на этой земле, посетивший монастыри Антония и Павла в 1850 году и оставивший подробное описание поездки.
Церковь в честь преподобного Павла отшельника на пути к пещере Антония
Вход в пещеру преподобного Антония находится на высоте примерно две трети горы. Это узкая щель длиною метров десять, по которой может пройти, точнее, протиснуться только один человек — не разминуться. У входа стоят несколько взрослых плотных мужчин, пускают по пять человек за один раз. Вместо очереди стоит толпа — крики, давка, чем ближе ко входу, тем сильнее. А может, это и не крики вовсе, а такой стиль общения? Восточные люди намного более эмоциональны… Многие разуваются прямо здесь. Гид пытается договориться с местными, чтобы пропустили нашу маленькую группу туристов. Кроме нас, других туристов в данный момент у пещеры нет. Однако местные не очень-то идут навстречу. Вокруг Аравийская пустяня, до долины Нила отсюда не меньше 150 км, до Каира — 250 км, до Хургады — 300 км. Все, кто сюда приехал, проделали немалый путь.
Наконец мы заходим внутрь, сняв обувь — так полагается делать в коптских церквах. Пещера маленькая: примерно метра два на семь, при этом пол не более метра в ширину. Внутри темно. У стены вплотную — каменный престол, вокруг которого низкий проход, можно пройти на коленях и помолиться. Мы улетали из Киева в ночь после начала противостояния и стычек в центре города — молимся здесь о мире, о победе правды во всех нас и о торжестве света над тьмой. Фотографировать здесь не хочу, чтоб не задерживать людей и не суетиться.
Выйдя из пещеры, еще раз кидаем взгляд на окрестные дали. Солнце уже выше, вокруг на скалах кое-где стоят кресты… Архимандрит Порфирий (Успенский) смог разглядеть отсюда даже Красное море. По пути вниз молодые люди просят с ними сфотографироваться. Европейский православный священник для них здесь — редкость.
Невдалеке от пещеры Антония в скалах есть еще пещеры, в одной из который и сейчас живет отшельник, уроженец Австралии. Его имя — Анастасий Антоний. О нем можно посмотреть интересный фильм: youtube.com/watch?v=dfqeb08rirU (встраивать видео запрещено пользователем).
Еще более интересно и захватывающе смотреть историю из цикла Extreme Pilgrim о том, как ведущий и герой передачи — бывший англиканский священник — решил на себе испытать отшельничество в пустыне, проведя в одиночестве три недели в скалах неподалеку от монастыря св. Антония. Поразительно, насколько пустыня — великая тишина, где только ты и Бог — изменяет человека. Достаточно увидеть взгляд героя в начале и в конце передачи…
Монастырь Антония
Спустившись, заходим в монастырь через ворота во внутренних, высоких стенах, построенных при императоре Юстиниане. Ворота эти новые: о.Порфирий (Успенский) описывает, как в 1850 году его поднимали на стены по веревке, а продукты и вещи поднимали в корзине, ворот же вовсе не было из-за опасности от набегов разбойников-бедуинов.
Вот так поднимали посетителей еще 150 лет назад.
Сразу у входа в монастырь — комната для посетителей, нечто вроде рецепции:
Здесь нам дают сопровождающего: это архимандрит Рувайс Антоний, который ждет нас в сувенирной лавке. Все насельники монастыря при постриге получают второе имя в честь преподобного Антония. Наш абуна (это слово по-арабски значит «отец», так обращаются к священникам) — маститый старец, он прожил в монастыре тридцать пять лет.
Садимся вокруг абуны, и он начинает рассказ. Говорит на арабском, гид переводит на русский. Иногда общаемся с абуной по-английски, который он хорошо знает. На голове у монаха — специфический куколь (капюшон), черный с красными крестами. Двенадцать крестов вышиты в честь апостолов, посередине крест в честь Иисуса Христа. Линия посередине — в память о борьбе святого Антония с дьяволом. В монастыре преподобного Антония сейчас 120 монахов. Часть из них работает на полях, некоторые служат за границей — в Европе, Америке, на Святой земле. Абуна Рувайс в свое время тоже служил за границей — в Соединенных Штатах. Двенадцать монахов — врачи, среди которых есть фармацевт, терапевт, дантист. Лечат бесплатно всех, кому нужна помощь: бедуинов, солдатов, гостей и пр.
«Человек состоит из трех частей: тело, душа, дух, — говорит абуна Рувайс. — Если человек хочет быть хорошим, все это должно работать вместе. Каждому человеку нужно ежедневно какое-то время быть наедине с собой. Если ты будешь каждый день сидеть с Богом хоть несколько минут, значит, ты — монах. Большинство проблем у нас сейчас в мире из-за того, что мы далеки от Бога. Мы все, христиане — друзья Христовы, поэтому должны жить не так, как обычные люди».
Копты научились мирно жить среди преобладания мусульман. Каждый копт имеет на запястье правой руки татуировку в виде креста — подобно тому, как мы носим нательный крест. Такой крест, который снять можно только вместе с рукой, означает готовность принять мученичество за веру. В течение жизни многие копты наносят еще татуировку кого-то из святых — например, святого Антония Великого. Абуна Рувайс мастерски рисует мне на запястье шариковой ручкой изображение святого Антония.
Осматриваем территорию монастыря. Здесь мельница, кладовые, трапезная.
Корзина для подъема продуктов и вещей в монастырь.
На дверях до сих пор — деревянные засовы.
В трапезной — длинный стол для братии, а в начале стола прямо из камня высечен столик для книги. Во время трапезы в монастыре читается Библия, духовные поучения или жития святых. Впрочем, абуна Рувайс говорил только о чтении Библии. Это уже в монастыре святого Павла нам рассказывали о том, что читают и поучения, и жития.
Здесь же, в монастыре, и старая ручная мельница:
Абуна Рувайс угощает местным хлебом — лепешками из квасного теста. Подобный хлеб используется Коптской церковью и для Евхаристии.
Одно из главных сокровищ обители — источник воды. Протекая по желобам, вода отстаивается в каменных цистернах, выдолбленных прямо в скале. Эту воду используют для питья — она свежая и вкусная.
А это (на фото выше) голубятня. Голубей на востоке разводят для еды, есть голуби и в меню ресторанчиков Хургады. Монахи на территории монастыря мяса не едят, но за пределами обители есть мясо им позволяется.
Наконец мы попадаем в храм святого Антония. Это самая старая церковь в монастыре, построенная еще в четвертом веке, вскоре после кончины основателя. Здесь изумительные росписи XII-XIII веков, выполненные в технике секко (роспись по сухой штукатурке, в противоположность фрескам, которые пишутся по сырой штукатурке). Сами монахи полагают, что некоторые росписи относятся еще к VII-VIII векам. Перед входом в храм снимают обувь. Явившись Моисею в пламени тернового куста («неопалимой купины»), Бог сказал: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх 3:5). Пол устлан коврами. Очень приятно и легко ногам ступать по святой земле самого древнего храма в первом христианском монастыре.
Пространство в коптском храме делится на алтарную часть и еще три части, отделенные решетчатыми перегородками или невысокими барьерами. В алтарную часть ведут только одни врата — как мы бы сказали, «царские». В приходских храмах стоят скамьи или стулья для прихожан, в монастырях же такого нет. В ближайшей к алтарю части храма стоят те, кто будет причащаться, в средней части — кто причащаться не будет, а в самой дальней от алтаря — те, кто не может причащаться по причине какой-либо епитимии. Миряне причащаются не реже, чем раз в 40 дней. Каждое воскресенье, если есть возможность, коптские христиане обязаны быть на литургии. В Коптской церкви во время службы используются некоторые музыкальные инструменты: тарелочки и треугольник. Службы ведутся на арабском и коптском языках, причем на коптском теперь уже никто не разговаривает, это только язык богослужения, в котором много заимствований из греческого. В Коптской церкви служат литургии Василия Великого, Григория Богослова и Кирилла Александрийского — наследницу литургии апостола Марка.
Теперь посмотрим замечательные росписи церкви святого Антония. Не забывайте кликать по фото, чтобы посмотреть в большем размере.
Абуна Рувайс ведет нас дальше, показывает мощи одного из недавних коптских святых — Юстуса Антония (1910–1976), монаха этого монастыря:
Осмотрев монастырь, прощаемся с абуной. Он приглашает приезжать еще. Спрашиваю, можно ли остановиться в монастыре на ночлег на несколько дней. Да, говорит, но только мужчинам.
Наконец, можно посмотреть фильм о монастыре святого Антония на русском языке, снятый монахами. Этот фильм показывал нам и абуна:
Монастырь святого Павла
Едем дальше, уже под ярким февральским солнцем. Монастырь святого Павла находится с другой стороны горной цепи, в объезд по дорогам это 80 километров.
В редких описаниях путешествий по этим святым местам монастырю святого Павла часто незаслуженно отводится второстепенная роль. Но и я вынужден писать меньше: во многом эта обитель похожа на монастырь святого Антония. Тут живет 100 монахов. Располагаемся в гостиной, где монах, имя которого, к сожалению, не помню, рассказывает на английском языке историю святого Павла Фивейского. Здесь же небольшая сувенирная лавочка. Я спрашиваю, где можно приобрести черную вязаную шапочку, которую вижу на послушниках. В ответ монах подзывает послушника, что-то ему говорит, и тот приносит такую шапочку мне в подарок.
Дальше отправляемся осматривать монастырь.
Видим снова трапезную, в которой сохраняются старые предметы быта. Видим и уже знакомую нам подставку для книги.
На территории монастыря святого Павла тоже есть небольшой оазис, где растет несколько пальм.
А это редкая форма ствола (ниже на фото) — подобно воздетым рукам Моисея при молитве. Так же молятся православные священники в самые важные моменты литургии.
В больших глиняных кувшинах хранится питьевая вода. Так она остается свежей и прохладной:
Тут тоже есть источник, но он дает намного меньше воды, чем в монастыре Антония, и в воде ощущается привкус солей: отсюда намного ближе до Красного моря — самого соленого из открытых морей Земли.
Сам источник находится где-то далеко в скале, вода поступает по желобу в каменную цистерну.
Гуляем дальше по территории:
Перед входом в храм, как обычно, снимаем обувь.
И тут нам открывается богатство росписей тринадцатого века.
Вход в алтарную часть закрыт завесой, а врат нет — так во всех коптских храмах. На завесе вышито или написано изображение Спасителя, Богородицы или кого-то из святых. Многие коптские христиане подходят к алтарю и целуют завесу.
Эта завеса может быть покрыта пленкой для защиты от замусоливания:
Верхняя часть этой алтарной преграды украшена иконами (чаще всего преграда просто резная, без икон):
Внутри алтарного пространства очень редкая роспись: двадцать четыре апокалиптических старца. «И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих златые венцы» (Откр 4:4):
У коптов любой верующий может войти в алтарь и приложиться к престолу. А на престоле стоит вот такая штука. Не знаю, что это такое, и почему-то не спросил у монаха:
А вот изображение святого Антония:
«Современная коптская иконопись отличается исключительным эклектизмом. Глядя на иконы в коптских храмах, можно наблюдать полное смешение стилей. В одном храме и даже в одном иконостасе можно увидеть рядом и иконы, выполненные в традиционном византийском стиле, и образцы западной натуралистической живописи, и собственно коптские иконы, которые отличаются своеобразным примитивизмом, напоминающим детские рисунки», — читаю в статье о коптах протоиерея Олега Давыденкова. Иконы в византийском стиле тоже есть, но именно иконы — на досках, а не настенные росписи. Вот, например, Предтеча — ангел пустыни:
Я спросил монаха, как часто причащается братия. Он посмотрел на меня несколько удивленно и ответил: «Каждый день». И добавил, что если кто из братьев не причастится, то в этот день он питается только хлебом и водой.
Вот так живут копты. Монастыри в пустыне производят огромное впечатление и оставляют тишину в сердце и радостное, светлое чувство. Здесь действительно видишь любовь к Богу и ближнему, а значит, тут среди братии есть Христос.
Дудченко Андрей, прот.www.kiev-orthodox.org
hram-nikola.kiev.ua
Монастырь Святого Антония — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Монастырь святого Антония (Deir Anba Antonios) — древнейший христианский монастырь мира. Находится в 290 км к югу от Каира на севере мухафазы (провинции) Красное Море в районе нагорья Эль-Галала Аравийской пустыни, принадлежит Коптской православной церкви. Располагая площадью ок. 7,3 га, является крупнейшим по территории монастырем в Египте (за исключением монастыря вмц. Екатерины на Синае).
История
В этих местах в скальном гроте выше монастыря вёл аскетический уединённый образ жизни и скончался отец монашества — святой Антоний Великий (251—356 гг.). Его младший современник святитель Афанасий, архиепископ Александрийский, написал житие Святого Антония.
После кончины святого место его уединения стало собирать многочисленных паломников из Сирии, Эфиопии, Египта и других стран.
Первые постройки монастыря были заложены в III в. В V столетии в монастырь Святого Антония из-за постоянных набегов бедуинов начали переселяться монахи из Вади-Натрун. В XI в. монастырь был разграблен и разрушен арабами, но был восстановлен коптами через 100 лет. В Средние века монастырь подолгу стоял заброшенным, без дверей; насельников было всего несколько.
Церковь Святого Антония, которая находится у южных стен монастыря, была построена в XVI веке. К западу от неё расположен храм Святых Апостолов. В этой церкви сохранилась фреска X в. с изображением архангелов Михаила и Гавриила, а в её небольшой капелле фрески XI—XIII вв. с изображениями первых Александрийских патриархов: евангелиста Марка, Петра, Афанасия, Феофила, Кирилла и др.
В настоящее время
Литургия совершается в храме Святого Марка, построенном в XVIII веке. Как и в монастырях Вади-Натрун, в монастыре Святого Антония хранятся древние рукописи (1700 манускриптов) с текстами преимущественно на коптском и арабском языках.
Местом постоянного паломничества является пещера святого Антония, расположенная выше монастыря на высоте 276 м (680 м над уровнем Красного моря).
В 2002—2010 году государство предприняло реставрацию монастыря, которая обошлась в 14,5 миллионов долларов США.
Галерея
См. также
Литература
- Матюшкина М. Л. Антония Великого монастырь // Православная энциклопедия. — М., 2001. — Т. 2. — С. 689-690. — ISBN 5-89572-007-2.
- Ed., Bolman, Elizabeth. 2002. Monastic visions : wall paintings in the Monastery of St. Antony at the Red Sea. Cairo, Egypt: American Research Center in Egypt.
- Meinardus, Otto Friedrich August. 1989. Monks and Monasteries of the Egyptian Deserts. Cairo, Egypt: The American University in Cairo Press.
- Evetts, B.T.A. (Trans.) Abu Salih the Armenian. 2002. The Churches and Monasteries of Egypt and Some Neighboring Countries. Gorgias Press.
- Dalrymple, William. 1998. From the holy mountain : A journey among the Christians of the middle east. New York: H. Holt.
- Dunn, Marilyn. 2000. The emergence of monasticism : From the desert fathers to the early Middle Ages. Oxford, UK; Malden, Mass.: Blackwell Publishers.
- Gabra, Gawdat, Hany N. Takla, Saint Mark Foundation., and Saint Shenouda the Archimandrite Coptic Society. 2008. Christianity and monasticism in upper Egypt.
- McClellan, Michael W., and Otto Friedrich August Meinardus. 1998. Monasticism in Egypt : Images and words of the desert fathers. Cairo, Egypt: American University in Cairo Press.
wikipedia.green
Монастырь святого Антония (Египет) Википедия
Монастырь святого Антония (араб. دير الأنبا أنطونيوس Dair al-Anbā Anṭūnīyūs) — древнейший христианский монастырь мира. Находится в 290 км к югу от Каира на севере мухафазы (провинции) Красное Море в районе нагорья Эль-Галала Аравийской пустыни, принадлежит Коптской православной церкви. Располагая площадью ок. 7,3 га, является крупнейшим по территории монастырем в Египте (за исключением монастыря вмц. Екатерины на Синае).
История
В этих местах в скальном гроте выше монастыря вёл аскетический уединённый образ жизни и скончался отец монашества — святой Антоний Великий (251—356 гг.). Его младший современник святитель Афанасий, архиепископ Александрийский, написал житие Святого Антония.
После кончины святого место его уединения стало собирать многочисленных паломников из Сирии, Эфиопии, Египта и других стран.
Первые постройки монастыря были заложены в III в. В V столетии в монастырь Святого Антония из-за постоянных набегов бедуинов начали переселяться монахи из Вади-Натрун. В XI в. монастырь был разграблен и разрушен арабами, но был восстановлен коптами через 100 лет. В Средние века монастырь подолгу стоял заброшенным, без дверей; насельников было всего несколько.
Церковь Святого Антония, которая находится у южных стен монастыря, была построена в XVI веке. К западу от неё расположен храм Святых Апостолов. В этой церкви сохранилась фреска X в. с изображением архангелов Михаила и Гавриила, а в её небольшой капелле фрески XI—XIII вв. с изображениями первых Александрийских патриархов: евангелиста Марка, Петра, Афанасия, Феофила, Кирилла и др.
В настоящее время
Литургия совершается в храме Святого Марка, построенном в XVIII веке. Как и в монастырях Вади-Натрун, в монастыре Святого Антония хранятся древние рукописи (1700 манускриптов) с текстами преимущественно на коптском и арабском языках.
Местом постоянного паломничества является пещера святого Антония, расположенная выше монастыря на высоте 276 м (680 м над уровнем Красного моря).
В 2002—2010 году государство предприняло реставрацию монастыря, которая обошлась в 14,5 миллионов долларов США.
Галерея
См. также
Литература
- Матюшкина М. Л. Антония Великого монастырь // Православная энциклопедия. — М., 2001. — Т. 2. — С. 689—690. — ISBN 5-89572-007-2.
- Ed., Bolman, Elizabeth. 2002. Monastic visions : wall paintings in the Monastery of St. Antony at the Red Sea. Cairo, Egypt: American Research Center in Egypt.
- Meinardus, Otto Friedrich August. 1989. Monks and Monasteries of the Egyptian Deserts. Cairo, Egypt: The American University in Cairo Press.
- Evetts, B.T.A. (Trans.) Abu Salih the Armenian. 2002. The Churches and Monasteries of Egypt and Some Neighboring Countries. Gorgias Press.
- Dalrymple, William. 1998. From the holy mountain : A journey among the Christians of the middle east. New York: H. Holt.
- Dunn, Marilyn. 2000. The emergence of monasticism : From the desert fathers to the early Middle Ages. Oxford, UK; Malden, Mass.: Blackwell Publishers.
- Gabra, Gawdat, Hany N. Takla, Saint Mark Foundation., and Saint Shenouda the Archimandrite Coptic Society. 2008. Christianity and monasticism in upper Egypt.
- McClellan, Michael W., and Otto Friedrich August Meinardus. 1998. Monasticism in Egypt : Images and words of the desert fathers. Cairo, Egypt: American University in Cairo Press.
wikiredia.ru
Монастырь святого Антония Великого в Египте
Монастырь святого Антония Великого в Египте
Монастырь Святого Антония располагается в Восточной пустыне, примерно в 300 километрах от Каира и в нескольких десятках километрах от моря. Он занимает порядка 10 гектаров. Высота стен монастыря достигает 12 метров. Внутри располагается семь церквей, в том числе одна древняя святого Антония, где покоится его прах. Считается, что именно в этих местах в скальном гроте, выше нынешнего монастыря, вел аскетический уединенный образ жизни и скончался святой Антоний Великий.
Окруженный живописными горами монастырь считается одним из самых красивых в Египте. Внутри него сохранились средневековые росписи, а в пещерах ‑ настенные рисунки.
Устав монастыря позволяет дать кров на одну ночь и пищу гостям, которые должны в ответ помочь монахам деньгами и продуктами питания.
Преподобный Антоний, отец монашества, получивший от церкви наименование Великий, родился в 251 году в Среднем Египте, неподалеку от города Бени‑Суэйф, в семье состоятельных христиан.
Когда Антонию исполнилось 18 лет, родители его умерли. И вскоре, повинуясь божественному видению, юноша принял решение, не только круто изменившее его жизнь, но и снискавшее ему впоследствии бессмертную славу: он раздал почти все свое имение беднякам, оставив лишь небольшую часть сестре, и удалился в пустыню.
Так Антоний стал первым христианским отшельником‑монахом. Но само пустынножительство появилось в Египте еще до нашей эры.
Поначалу Антоний жил в пещере неподалеку от Бени‑Суэйфа, на берегу Нила. Двадцать лет провел в полном одиночестве. Лишь дважды в год отшельнику приносили припасы. Со временем о нем пошла молва, люди стали стекаться к пещере. Тогда Антоний перебрался на другой берег реки, подальше от жилья.
Но и здесь от гостей не было отбоя. Отшельник был не только искусным проповедником, но и занимался врачеванием, и народ из ближайших селений шел к нему за исцелением духовным и физическим.
Некоторые из пришельцев решили поселиться рядом с ним. Так к началу IV века сложилась первая христианская монашеская община. В 312 году она переместилась далеко в пустыню ‑ туда, где и стоит поныне монастырь.
Часть из сподвижников Антония построила себе нехитрые жилища, другие разместились в близлежащих пещерах. Самую просторную пещеру, в стороне от источников воды и намного выше их, занял Антоний.
Чтобы попасть в пещеру Антония, надо проделать от монастыря изрядный путь. Сначала с километр пройти вдоль скал, а затем подняться по лестнице, которая насчитывает 1150 ступеней.
После смерти Антония, прожившего согласно летописям 105 лет, вокруг пещеры, где он провел восемьдесят лет, был выстроен монастырь‑крепость, носящий его имя.
После кончины святого место его уединения стало собирать многочисленных паломников из Сирии, Эфиопии, Египта и других стран, которые искали здесь утешения и исцеления.В 15‑м веке монастырь был брошен, монахи вновь возвратились в его стены в 17‑м веке. Поскольку монастырь находится в удаленном от дорог месте, он не подвергался разорению и действовал многие века.
Весной 2005 года монастырь святого Антония был закрыт на реставрацию. Некоторые помещения в нем были в аварийном состоянии, и находиться там было опасно для жизни. Рестораторам понадобилось устанавливать новые опоры, менять потолки и половое покрытие некоторых помещений. Была создана новая система водоснабжения и электричества.
Монастырь, в котором хранятся более тысячи древних рукописей, был оборудован специальной сигнализацией.
Всего реставрация объекта, которая шла пять лет, обошлась государственной казне в 14,5 миллионов долларов.4 февраля 2010 года монастырь был вновь открыт для посетителей.
Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.
news_enc.academic.ru
Монастыри Заафараны — на карте, путеводитель и фотографии с названием и описанием популярных
Монастырь Святого Антония
Рекомендовать место
1
Монастырь Святого Антония находится на севере провинции Эль-Бахр-эль-Ахмар в Египте. Он расположен в пустынных скалах Аравийской пустыни и является самым древним православным монастырем в Египте. Первые постройки были заложены здесь в III веке нашей эры. Свое название монастырь получил в честь Антония Великого, который жил в уединении в пещере, расположенной выше монастыря, в середине III века. В XI веке монастырь был почти полностью разграблен и разрушен, однако спустя столетие восстановлен.
На сегодняшний день монастырь принадлежит Коптской православной церкви. У южных стен монастыря построена церковь Святого Антония, построенная в XVI веке. К западу от церкви на территории монастыря расположен еще один храм – Святых Апостолов. Во владениях монастыря Святого Антония находятся такие реликвии, как фреска X века с изображением архангелов, а также фрески XI-XIII веков с изображениями первых патриархов Александрии.
Координаты: 28.92388800,32.35000000
Монастырь Святого Павла Фивейского
Рекомендовать место
1
Монастырь Павла Фивейского расположен недалеко от побережья Красного моря, в 150 километрах на юго-запад от столицы Египта – города Каира. Коптский православный монастырь был основан в V веке в честь Святого Павла Фивейского, по преданию прожившего на этом месте 91 год в полном отшельничестве.
Согласно дошедшей до наших дней информации, Павел был вынужден поселиться в пустыне, чтобы спастись от гонений, вызванных размолвкой с коварным родственником, покусившемся на его часть фамильного наследства.История жизни Святого Павла является одним из главных сюжетов коптской иконописи, а его поступок послужил примером для многих поколений монахов-отшельников. 9 февраля каждого года православные копты отмечают день его памяти.
На территории монастыря находятся четыре церкви, древнейшая из которых построена на месте, где жил преподобный Павел. Облик монастыря окончательно сформировался в 1701 году, когда была закончена его полномасштабная реконструкция.
Координаты: 28.84666700,32.55166700
www.openarium.ru