Монастырь на селигере – Нило-столобенская пустынь

описание, история, фото, точный адрес

Нилова пустынь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Нилова пустынь — монастырь на острове Столбной, история которого началась в 1528 г., когда там поселился отшельник Нил. Он прославился исцелениями, спасением людей от штормов на Селигере, а также духовным подвигом — за 27 лет своего отшельничества Нил Столбенский ни разу не ложился, а спал, опираясь на два деревянных крюка. После смерти мощи его были обретены нетленными, а затем последовали излечения — и монастырь на Столбном острове стал значительным центром паломничества.

Инфраструктура

На территории монастыря есть гостиница для паломников, кроме того, в Светлице — деревушке на материке напротив пустыни, сдают дома и комнаты для туристов, в также открыта большая турбаза с одноименным названием и рестораном.

В иконной лавке в монастыре, а также у моста, соединяющего остров с материком, можно купить все, чем так славится Селигер. В первом случае это будут монастырский хлеб, мед, медовуха, чайный сбор, ягоды, а также иконы, книги, магнитики и другие сувениры. Во втором еще и рыба (копченый угорь, судак, сом), вязаные изделия и многое другое. Все отменного качества, но и недешево.

На территорию монастыря вход свободный, но необходимо соблюдать традиционный дресс-код: мужчины должны быть в брюках, женщины — в юбках и платках (если что, платки и юбки выдают при входе)

Нилова Пустынь и Селигер

Достопримечательности Ниловой пустыни

До Революции монастырь включал 5 церквей и 25 зданий, причем все они были построены в традициях петербургской архитектуры. Берега острова укрепляли гранитными набережными: монастырь представлял собой настоящий «город монахов» и походил на чудом заброшенный в валдайскую глушь квартал Петербурга. В советское время все это разорили, долгие годы монастырь стоял заброшенным. Сегодня здесь ведется крупная реставрация.

Наибольший интерес представляет центральный ансамбль монастыря: семиглавый Богоявленский собор (1821—1833 гг.) с колокольней, откуда открывается великолепная панорама (вход 100 RUB).

Храм со всех сторон окружен жилыми постройками, из которых особенно выделяется Братский корпус, внешне больше всего похожий на какой-нибудь питерский дворец. В других частях обители находятся хозяйственные постройки (есть даже собственная водонапорная башня), на берегу разбит парк, а на самом острие мыса стоит белоснежная барочная Крестовоздвиженская церковь.

Кроме того, среди построек затеряна церковь Всех Святых 1667 г. — старейший храм Селигера.

Практическая информация

Адрес: Тверская обл., Осташковский р-н, д. Светлица, 27. Веб-сайт.

Добраться в Нило-Столобенскую пустынь можно экскурсионным катером из Осташкова, на такси (25 км, 500—650 RUB в один конец) либо автобусом Осташков — Троеручица и далее 5 км пешком (отправление три раза в день, но первый рейс уходит раньше прибытия московского поезда). Следуя на авто, необходимо свернуть по указателю «Светлица». Именно в этом месте находится мостик на остров-монастырь. Отсюда же открываются лучшие виды на пустынь.

tonkosti.ru

Нилова Пустынь, Селигер — история и легенды монастыря, как добраться

Фото: Остров Столобной

В России есть немало легендарных монастырей и один из них находится на Селигере. Нилова пустынь является главным рукотворным украшением не только знаменитого озера, но и окрестностей старинного города Осташков.

Наследие преподобного Нила

Древняя обитель приютилась на острове Столобном, что у восточного берега озера Селигер. Это в 25 километрах от Осташкова. Ближайшим населенным пунктом является деревня Светлица. Возможно, остров так назвали из-за вытянутой формы. Однако более достоверной кажется другая версия. На острове находилось древнее капище, в центре которого возвышался столб для принесения жертв. Отсюда и пошло название – Столбовой.

Имя монастырю было дано по преподобному Нилу Столобенскому, в честь которого и была основана обитель. Он родился в XV веке в Жабенском погосте, неподалеку от Великого Новгорода. После смерти родителей юноша ушел в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь под Псковом, где и стал монахом. Свое монашеское имя он получил в честь христианского святого Нила Постника.

Фото: Преподобный Нил Столобенский

В 1515 году Нил решил оставить монастырь и стать отшельником. В течение 13 лет он жил в лесной келье в полном одиночестве. Пищей ему служили дубовые желуди и съедобные травы. Он молился день и ночь. Согласно легенде, однажды его решили убить лихие люди. Однако монах вышел к ним с чудотворной иконой, и разбойники в ужасе разбежались. Им почудилось, что их окружают вооруженное люди.

Слух о чудесном отшельнике стал распространяться по всей округе, к нему потянулись люди с просьбами. В поисках уединения Нил оставил свою келью и ушел на Селигер. Там на острове он выстроил часовню и келью, в которой в одиночестве прожил еще 27 лет. Отшельник прославился тем, что дал обет нележания. Чтобы спать, монах подвешивал себя на крючки, вбитые в стену. В келье он вырыл могилу, куда установил гроб. Умер преподный Нил в декабре 1555 года.

Через тернии к звездам

Поскольку место было намоленным, сюда стали приходить другие монахи-отшельники. В 1594 году было решено основать монастырь в честь преподобного Нила. Задумано – сделано. Обитель быстро стала почитаемой. Каждый год на остров приезжало множество паломников. В 1820 году на Селигер прибыл с визитом сам император Александр I. В начале XX века число монахов в обители перевалило за тысячу! Берега острова облицевали камнем. В монастыре была даже собственная больница.

Фото: План Ниловой пустыни

Благополучие закончилось после революции, когда вскрыли захоронение преподного Нила Столобенского, а церковные ценности разграбили. Дальнейшая судьба монастыря была типичной для того времени – исправительная колония, концлагерь, госпиталь, дом престарелых, турбаза. Полуразрушенный комплекс вернули епархии только в 90-е годы. Вскоре в обитель перевезли мощи преподобного Нила. Сейчас в пустыне служит 50 монахов.

Всего в монастыре насчитывается шесть храмов. Главным является Богоявленский собор, возведенный в 1833 году. Он высится в самом центре обители и выделяется монументальной классической архитектурой и пятью золотыми куполами. Строительство курировал итальянский архитектор Анжело Ботани, поэтому в облике здания явно прослеживаются тосканские мотивы. Именно здесь хранятся мощи святого.

Фото: Так выглядел монастырь 100 лет назад

Самым старым считается храм Всех Святых, возведенный в 1701 году. Он имеет небольшие размеры. Когда перестраивали Богоявленский собор, храм выполнял роль соборной церкви. Сюда на время были перенесены мощи основателя монастыря. Когда к нему пристроили больничный корпус, храм стали называть больничной церковью. Сейчас он находится в стадии реставрации.

Далее следует храм Преподобного Нила Столобенского, который высится над восточными вратами. Отсюда и его название – надвратный. Его построили в 1755 году. Деньги на строительство собирали всем народом. При разработке проекта за основу взяли надвратный храм Донского монастыря в Москве. Он выглядит очень изящным и легким. Высокую ротонду украшают золотой шар и крест, которые видны издалека.

Фото: Богоявленский собор

 

Столь же красив храм святых Апостолов Петра и Павла. В монастыре он появился в 1764 году. Храм тоже является надвратным и высится над западными воротами монастыря. Храм выделялся своим богатым внутренним убранством, включая резной деревянный иконостас, разнообразную скульптуру и изящную лепнину.

Храм Воздвижения Креста Господня вынесен за пределы монастырских стен. В 1788 году его построили на самом берегу в юго-западной части острова. Место было выбрано неспроста. Именно здесь стояла часовня, возведенная в честь преподобного Нила. Даже Александр I, во время своего визита в обитель, поразился изящной отделке церкви. Украшали храм мастера из Осташкова — иконописец Илья Верзин и резчик по дереву Кондратий Конягин.

Фото: Вид на Селигер с колокольни

А вот от храма св. Иоанна Предтечи сохранился только фундамент. Жаль, поскольку он имел особое значение для верующих, так как находился на том месте, где была землянка, в которой первоначально жил преподобный Нил. Когда копали котлован для строительства церкви, обнаружили саму землянку. В полу храма на этом месте оставили углубление. В советский период церковь была разрушена до основания. В настоящее время лишь расчищен фундамент.

В монастыре имеется собственное производство – свечной завод, коровник, молочный цех, пасека и даже ювелирная мастерская. Здесь производят экологически чистые продукты. Большой популярностью пользуется хлеб «Столобенский». Его выпекают без дрожжей с использованием воды святого Оковецкого источника. Пекут также ржаной хлеб с солодом, который производят сами. В ассортименте представлено домашнее печенье – медовое, творожное, миндальное, овсяное. Есть медово-шоколадные коврижки.

В лавке также можно купить разнообразное варенье и консервированные салаты – пикантный и огуречный. Монастырский ассортимент включает соленую и копченую рыбу, выловленную в Селигере, травяные чаи, мед и молочные продукты с подворья – молоко, масло, творог. Все продукты очень свежие и вкусные. В качестве духовной пищи посетителям предлагают экскурсии по обители и посещение монастырского музея. Для паломников действует гостиница.

Фото: Дары Селигера

С Ниловой пустынью связано так много тайн и легенд, что турфирмы предлагают двухдневные туры по данной тематике. Одна из легенд рассказывает о том, как монахи спаслись от бушевавшей в крае эпидемии холеры. Они совершили вокруг обители крестный ход с чудотворной иконой. После этого не пострадал ни один человек, находившийся на острове, где стоит монастырь.

Как добраться

Ближайшим к монастырю городом является Осташков. Через него проходят поезда, следующие по маршруту Москва – Осташков и Санкт-Петербург – Великие Луки. Электрички ходят из Бологого и Торжка. Из Москвы и Твери ежедневно курсируют междугородние автобусы.

Из Осташкова до деревни Светлицы, у которой находится монастырь, ежедневно утром и вечером ходят рейсовые автобусы. Время в пути – 25 минут. Самый простой способ добраться до Ниловой пустыни – доехать до обители на машине по трассе М10 через Тверь и Торжок. Расстояние от Москвы – около 450 километров.

Наш турклуб предлагает следующие программы походов:

www.vpoxod.ru

Селигер. Православные монастыри Николо-Рожок и Нилова пустынь

В настоящее время Селигер наряду с традиционным туризмом становится центром паломничества и религиозного туризма. Паломничество связано с духовными поездками к святыням, чтобы помолиться. В Верхневолжье паломники традиционно приезжают в Нилову Пустынь, Оковцы и Торжок.

Деревня Никола Рожок (погост Никола Рог) — одно из самых красивых, исторических мест на Селигере. В средневековье здесь проходил знаменитый Селигерский путь, связывающий Новгород со Смоленским, Полоцким, Тверским и Владимиро-Суздальским княжествами. По этому пути ходили приглашать на княжение в Новгород сына Владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. Татары, во главе с Батыем, шли этим путём на Новгород в 1238 году и, не дойдя до него, то ли потому, что испугались лесов и бескормицы, то ли потому, что попали в засады у Игнач-креста и Залучья, повернули назад.

В ХІ- начале XIII вв. на месте Никола Рожка было городище, окруженное деревянной стеной, частоколом из вертикальных столбов. При археологических раскопках были найдены наконечники стрел, копьё, ножи, ключи, браслеты, перстни сердоликовые, бусы стеклянные и янтарные, подвеска и кресала. Некоторые ювелирные изделия имеют формы, распространённые только вокруг Селигер. Найдено много предметов из Скандинавии и Прибалтики, изделия из янтаря, перстни и подвеска ярко-красного цвета своеобразной формы. Одна из обнаруженных печей служила, видимо, для меднолитейного производства[1]

С 1421 года слободка Рожок, стоявшая близ нынешнего погоста с деревянной церковью св. Николая Чудотворца, принадлежала вместе с Ржевом и Ржевским уездом одному из сыновей Дмитрия Донского — Константину, который впоследствии стал монахом Московского Симонова монастыря и закончил там жизнь в 1434 году. Старший брат его Василий Дмитриевич (Василий I) подарил слободку Симонову монастырю. В 1460 году его сын Василий II (Темный), освободил Рожок от дани в великокняжескую казну сроком на десять лет, подчинив его по гражданским делам архимандриту Симонова монастыря, а по уголовным делам — великокняжескому суду. Поверенные Симонова монастыря могли ездить на Кличну (ныне часть города Осташкова) торговать и покупать беспошлинно. Власти Симонова монастыря устроили в Рожке мужской Николаевский Рожковский монастырь, первый в Ржевском уезде.

Монастырь Николо-Рожок

https://img-b.photosight.ru/a2a/5765788_xlarge.jpg

Монастырь в Рожке имел для края огромное просветительное значение. В Симоновом монастыре в XVI веке жил инок Вассиан (в миру — князь Василий Иванович Патрикеев; 1470 — после 1531) — русский духовный и политический деятель, публицист, ученик преподобного Нила Сорского, соавтор преподобного Максима Грека. Там же жил и Максим Грек (Михаил Триволис) — публицист, писатель, переводчик, филолог, которого Дмитрий Лихачёв называл «первым интеллигентом на Руси». В 1531 году в Отроч Успенский православный монастырь в Твери был сослан преподобный Максим Грек, который провёл в его стенах 20 лет. В XVI веке на Рожке жил духовный отец Нила Столобного — игумен Сергий, настоятель Никола Рожковского монастыря. После смерти Нила инок Рожковского монастыря иеромонах Герман стал основателем монастырской обители на Столобном острове при мощах преподобного Нила и первым её настоятелем.

При Иване Грозном Кличенская волость с Рожковской вотчиной считалась в опричнине. Царь грамотой от 1567 года дал крестьянам Рожковской вотчины свободу от царских податей «кроме яма (подушный налог на извоз) и посошные службы (дорожная повинность, наряд для исправления дорог) и городового дела (стройка и рытьё)». Грамота эта подтверждена затем подписями царя Фёдора Ивановича и Бориса Фёдоровича Годунова. В 1764 году крестьяне были взяты от монастырей с землями и окончательно поступили в ведение коллегии экономии. Монастырям взамен крестьян было положено на содержание денежное жалование. Рожковская церковь вышла из-под ведения Симонова монастыря и поступила в ведомство Тверской епархии. Но Рожковский приход того времени был мал, поэтому приходские и помещики стали объединяться. В 1757 — 1765 гг. была построена в погосте Никола Рог пятиглавая каменная церковь во имя Успения Богородицы с приделом во имя св. Николая Чудотворца (вместо сгоревшей деревянной церкви св. Николая) и с каменной колокольней. В Рожковской церкви хранились иконы: Смоленской Божьей Матери (Тобольская) 1638 года, икона Николая Чудотворца, перенесённая из деревянной церкви, а также Напрестольное евангелие 1735 года. Рожковский приход с 1764 года по 1887 год увеличился с 302 до 1252 душ.

В 1849 году в Рожке родился Дмитрий Алексеевич Лебедев, ставший в 1898 году городским головой Осташкова, он добился строительства железной дороги Бологое — Осташков. Под его руководством была сделана новая гавань, расчищена река Селижаровка, разведены ценные породы рыб, построены училища и новый бульвар, постоянно получали поддержку театр и библиотека.

В 1870 году в Рожке на средства земства при церкви погоста открыто приходское училище, для которого на средства прихожан был построен новый каменный дом с мезонином. Эти дома сгорели осенью 1941 года «благодаря» самоотверженной деятельности диверсионной партизанской группы Сони Тарелкиной, а немцы так и не заняли Рожок. После войны постепенно выросла небольшая деревня. В последние десятилетия здесь вновь возник современный дачный поселок.

Погост Никола Рожок и прилегающая территория является памятником археологии. Городище Никола Рожок XI — XII вв. находится на государственной охране. В 2007 году утвержден перечень объектов культурного наследия федерального значения — архитектурный ансамбль Никола Рожка (церковь Успения с фрагментами живописи, колокольня надвратная и ограда с башнями) .

***
Православный мужской монастырь Нило-Столобенская пу́стынь (Нилова пустынь) расположен на селигерском острове Столо́бный и частично на полуострове Све́тлица в 10 км по прямой или 25 км по дороге севернее Осташкова. Относительно названия острова существует две версии. По первой, он получил своё название из-за своей формы, похожей на столб, а по второй, на нём существовало древнее капище, стоял языческий жертвенный столб. Начало постройки Богоявленского собора датируется 1671 годом, работ по отделке завершены в 1833 году.

Преподобный Нил Столобенский (конец XV века, Деревская пятина —1555 год, остров Столобный на озере Селигер) — святой Русской православной церкви, основатель Нило-Столобенской пустыни. Причислен к лику святых как преподобный.

Нил Столобенский родился в конце XV столетия, недалеко от Великого Новгорода. Как его звали в миру, неизвестно, как и то, кем были его родители. Известно только, что после их смерти он отправился в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, который находился около Пскова. Там он принял постриг под именем Нил, в честь преподобного Нила Постника.

В 1515 году преподобный Нил покинул Крыпецкий монастырь и срубил в лесу, во Ржевском уезде у реки Серемхи, небольшую келью. Жил уединённо, питался травами и дубовыми желудями, всё время проводил в молитвах.

По преданию, в один из дней к преподобному Нилу пришли разбойники, решившие его убить. Однако он, сотворив молитву, вышел к ним с иконой Пресвятой Богородицы. Разбойникам привиделось, что преподобный окружён множеством вооружённых людей. В ужасе они упали к его ногам, раскаялись и стали просить прощения.

Постепенно слава об отшельнике разнеслась по окрестным селениям. Люди стали приходить к нему, прося молитв и наставлений. Такая молва стала тяготить преподобного, и через 13 лет после поселения у реки Серемхи, в 1528 году, он перебирается на новое место — остров Столобный на озере Селигер, в 7-ми верстах от Осташкова. Первый год он жил в выкопанной землянке, потом построил себе келью и часовню для молитв. По легенде, дьявол многократно насылал различные напасти на отшельника — пожары, нападения разбойников, пытался сбросить его келью в озеро. Однако, Преподобный Нил оставался непреклонен, преодолевая все нападения молитвой и верой.

Всего преподобный Нил прожил на острове 27 лет и перед смертью завещал построить на этом месте монастырь, что и было позже сделано. Существует поверье, что преподобный Нил дал обет нележания, в связи с чем никогда не находился в горизонтальном состоянии. И даже спал, подвесив себя за плечи верёвками или на крюках, вбитых в стену.

Преставился Нил в 1555 году и был погребён на острове Столобном. А в 1594 году с разрешения патриарха Иова была открыта монашеская обитель. Так и началась история мужского монастыря Нило—Столобенской Пустыни. Основателем монастыря был иеромонах Герман.

По кончине преподобного Нила близ его могилы на острове стали селиться отшельники-молитвенники, ими и был основан монастырь. До революции Нило-Столобенский монастырь был в числе самых почитаемых в России, ежегодно сюда приезжали тысячи людей. В 1828 году обитель посетил император Александр I. В 1858 году вокруг острова соорудили гранитную набережную.

В начале XX века количество постоянно живущих насельников достигало тысячи человек, на территории монастыря была даже своя больница.

После революции, в 1919 году все ценности были изъяты, мощи преподобного Нила вскрыты, монастырь действовал до 1927 года. В дальнейшем здесь размещались: трудовая коммуна, колония для малолетних преступников (1927—1939), лагерь для польских военнопленных (1939—1940), госпиталь (1941—1945), снова колония (1945—1960), дом для престарелых (1960—1971) и турбаза (1971—1990).

http://www.ostashkov.ru/foto/big-95438.jpeg


https://magput.ru/pics/large/baadd2b8-fad6-4942-bc58-111ea05bbfbc.JPG

В 1990 году Нило-Столобенская пустынь передана Русской Православной Церкви. В 1995 в монастырь возвращены мощи преподобного Нила. В последние два десятилетия осуществлена масштабная реставрация. Внутренняя роспись практически полностью утрачена.

В монастыре около 50 насельников, в том числе около 20-ти в священном сане. Обитель имеет несколько подворий, в том числе в Торжке. На территории обители работают ювелирная мастерская; свечной, молочный и столярный цеха, есть коровник, конюшня. У монастыря есть своя пасека, в церковной лавке можно купить освящённый мед. Монастырь ведёт торговлю на православных ярмарках в Москве. В обители действует гостиница для паломников.

В 2010 году на 83 году жизни, после тяжёлой продолжительной болезни, на 55 году служения Русской Православной Церкви в священном сане, скончался наместник монастыря Нило-Столобенская пустынь архимандрит Вассиан (Шуста) — старейший клирик Тверской епархии, почётный житель города Осташкова, известный общественный деятель, молитвенник и подвижник Селигерского края.



.

dergachev-va.livejournal.com

Нило-Столбенская пустынь на Селигере- духовный центр России.

       На Столбенском острове озера Селигер, в 10 километрах от города Осташкова находится мужской монастырь Нилова Пустынь.  ежегодно сюда стремятся тысячи паломников из разных областей России.

В православии пустынь – это место уединенного жительства одного или нескольких монахов.
О первой половине жизни преподобного Нила Столобенского почти ничего не известно: не сохранились сведения, когда и где он родился, какое имя носил он в миру, забыто, кем были его родители. Время его рождения можно обозначить только так: конец XV века. Первые более-менее достоверные сведения о нем относятся к 1515 году, когда в Крыпецком монастыре около Пскова он принял постриг. С той поры будущий святой стал носить имя Нил. Никто не знает, какие житейские бури и страдания оставил он за своею спиной, но надев монашескую рясу, стал жить отшельником, общаясь только с Господом Богом. Пролетело 13 лет одинокой подвижнической жизни. За это время люди прослышали о нем. Стали приходить: кто за советом, кто досуже полюбопытствовать, кто покаяться в грехах, были и такие, что шли в надежде чем-нибудь поживиться. Однажды утомленный долгим бдением, преподобный уснул, и в тонком сне услыхал глас Божий, повелевавший: «Нил! Выйди отсюда и иди на остров Столобный; на нем ты сможешь спастись». Обрадованный Божьей милостью, стал он расспрашивать об острове приходящих к нему христолюбивых людей. Узнав, что находится он на озере Селигере, в семи верстах от города Осташкова, преподобный оставляет прежнее своё жительство, и отправляется на остров.

Остров тот покрыт был густым лесом, и на нем возвышалась гора. Взойдя на гору, Нил благодарил Бога за указание ему места сего. «Се, Господи, покой мой, се жилище мое во веки веков». Первую зиму он прожил в пещере, которую выкопал в горе. Весной же из островного леса поставил себе келейку и возвел часовню. Для пропитания стал он возделывать огородик. С благодарностью принимал он подаяния боголюбивых местных жителей, прознавших о его уединенном подвиге. Здесь преподобный Нил прожил до дня своей кончины — 7 декабря 1555 года. После его смерти осталась только древняя икона Владимирской Богоматери, которая позднее стала называться Селигерской.

Преподобный усугублял подвиги, проводя дни и ночи в молитве, не позволяя себе ни сидеть, ни лежать на ребрах. Лишь изредка отдыхал он от трудов, стоя и опираясь подмышками на вбитые в стену деревянные крюки. В своей келье он выкопал могилу и поставил гроб — он постоянно помнил о смерти. И Господь наделил его способностью прозревать помыслы людей, их поступки, направлять заблудших на путь истинный. А еще он мог исцелять и спасать от неминуемой гибели путешествующих по суше и на воде. За день до своей смерти преподобный Нил имел беседу с настоятелем Николо-Рожковского монастыря отцом Сергием и пророчествовал, что на острове будет воздвигнут монастырь. Погребли Нила в им же заранее приготовленной могиле. Было это 7 декабря 1554 года. После кончины святого вокруг этого места стали селиться другие пустынники, и довольно скоро здесь сложился монастырь, ставший со временем одним из любимых мест паломничества российских православных. Через три года после  кончины святого на остров из Николо-Рожковского монастыря  пришел священноинок Герман. В то время на острове был игумен одного из новгородских монастырей Антоний. Вместе они решили устроить гробницу над могилой преподобного. Прожив на острове три года, они разошлись в разные стороны и пошли странствовать по земле русской. Через несколько лет иеромонах Герман вновь вернулся на благодатный остров, но уже ради того, чтобы по воле Божьей устроить одну из самых великих православных святынь   —  Нило-Столбенскую пустынь. Первый храм, который был воздвигнут над мощами преподобного Нила примерно в 1594 году был храм во имя Богоявления Господня с приделом святого блаженного Василия, известного в те времена юродивого, Московского чудотворца. Помогал иеромонаху Герману живший на острове странник по имени Борис Колмогорец. Со строительством храма постепенно на остров стали приходить другие иноки, строили себе кельи, что и дало началу основания монастыря.

По благословению Патриарха Московского и всея Руси Иова преподобный Герман стал устроителем и  первым игуменом Нило-Столбенской пустыни, названной в честь великого столпника. Преподобный Герман вел летопись монастыря, оставив таким образом первое описание обители, составил «Житие преподобного Нила Столобенского», прославив великого подвижника на все времена. Игумен Герман также был первым заказчиком иконы Святого. Много чудес и исцелений происходило по молитвам преподобного Нила Столбенского, известность о нем была по всей России. Вторым игуменом Нило-Столбенской пустыни стал святитель Нектарий, бывший архиепископ Сибирский и Тобольский. Святитель Нектарий родился в 1587 году в Осташкове в благочестивом крестьянском  семействе Теляшиных. Брат святителя Нектария Лев в 1624 году был священником Воскресенского собора в Осташкове, а затем стал протопопом собора города Ржева и   в конце жизни принял монашеский постриг с именем Левкий. Другой его брат Сергий в 1624-1642 годах был игуменом Николо-Рожковской обители, а брат Еремей в зрелом возрасте ушел в Нилову пустынь, где был пострижен с именем Ефрем. С 12 лет будущий святитель Нектарий, а в миру еще Николай, находился при Ниловой пустыни под духовным руководством преподобного игумена Германа. Преподобный, видя в юном отроке достойную себе  замену, взял на себя  воспитания юноши, наставляя и обучая его всем необходимом для   правильного духовного роста и становления. Через два года юношу постригли в монахи, а в 27 лет он уже стал иеромонахом. 22 февраля 1614 года преподобный Герман скончался, оставив Нектарию монастырь в крайне бедном состоянии. С приходом святителя Нектария к управлению монастырем, жизнь обители стала заметно улучшаться. Подвижник, высокодуховный и образованный  человек, умный хозяйственник, святитель стал привлекать большое количество благотворителей, жертвующих не только дорогие иконы и церковную утварь, но и земли,  и пустоши  близлежащих поселений. 27 августа 1665 года в стенах уже чуть окрепшего монастыря случился  сильнейший пожар, уничтоживший все деревянные строения.

С этого момента началось каменное строительство. В 1620 году митрополит Макарий возвел отца  Нектария в сан игумена, а 7 февраля 1636 года святитель принял от патриарха Иоасафа хиротонию в архиепископа  и отбыл в Тобольск. Там возглавляя кафедру архиепископа Сибирского святитель прослужил до 1640 года, а затем по собственному прошению вновь вернулся в любимую обитель. Святитель за время своей жизни в сане игумена собрал большую монастырскую библиотеку. Большая часть книг была подарена, но часть была написана самим святителем Нектарием. Им были переписаны труды известных христианских подвижников Ефрема Сирина и Симеона Нового Богослова, переписано житие священномученика Христофора. Он же составил синодик Ниловой пустыни и жития преподобного Нила и многое, многое другое. Великий устроитель монастыря, неустанный молитвенник и мудрый духовный наставник  святитель Нектраий скончался 15 января 1667 года. Сегодня мощи святителя покоятся в Богоявленском соборе Нило-Столбенской пустыни.

В начале XX века Нилова пустынь была вторым в мире по посещаемости местом паломничества после Гроба Господня. Однако после Октябрьской революции 1917 года ее жизнь быстро пошла на спад.  В 1990 году Нилова пустынь была передана Тверской епархии. 20 декабря 1991 года, в день памяти преподобного Нила, епископом Тверским и Кашинским Виктором была совершена в Благовещенском приделе Богоявленского собора первая после стольких лет запустения Божественная литургия. С этого дня в монастыре каждодневно совершаются богослужения. Через пять лет мощи преподобного Нила торжественно перенесли в обитель. Торжества возглавлял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Вот как живёт обитель сегодня: «В Ниловой пустыни встают рано, в пять утра. В обители есть огород,  виноградники Пока мы осматривали обитель, приехал из Осташкова отец Вассиан. И сразу все к нему потянулись, чувствовалось, как здесь любят своего настоятеля. В России ныне это единственный священник, прослуживший на одном месте почти пятьдесят лет! В самые тяжёлые безбожные годы он охранял мощи преподобного Нила в Вознесенской церкви Осташкова, не дал при Хрущёве перенести их в музей…»

В 2003 году  были обретены мощи святителя Нектария. Произошло это во время раскопок в подвальном помещении Богоявленского собора, где ныне и хранятся мощи. Сам собор реставрируется довольно давно, однако предстоит ещё немало восстановительных работ. Росписи сохранились только под самым куполом. Сегодня люди дарят обители иконы. Одна из них — икона Казанской Божией Матери — дважды была вынесена невредимой из пожара. Здесь находится чудотворная Владимирская икона Богоматери, именуемая Селигерскою. Принесенная на Столбенский остров преподобным Нилом и находясь в его пустынной кельи, она поразила слепотою напавших на него разбойников, которые, по молитве о них преподбного Нила, снова прозрели и обратились на путь добродетельной жизни. Эта святая Владимирская икона называется еще Келейною и ей, кроме 26 мая, празднуется в день преставления преподобного Нила, 7 декабря. В пустыни находится также свято чтимая икона Богоматери, именуемая Троеручица. 

 Нило-Столбенская пустынь всегда почиталась как одна из величайших православных святынь России. Сегодня монастырский комплекс включает в себя ряд монументальных строений. Вход в монастырь ведет Светлицкая башня. Далее по левую сторону располагается скульптурный образ Нила Столбенского, возведение которого вероятно было приурочено к празднованию 450 –летия преставления преподобного. Дорога в горку ведет к центральному Богоявленскому собору, выстроенного в стиле позднего классицизма, где на протяжении длительного времени находятся мощи преподобного.  В храме также имеются чудодейственный образ Казанской иконы Богоматери и мощи святителя Нектария. Здесь интересно отметить, что проект Богоявленского храма, разработанный Иваном Федоровичем Львовым, участвовал в конкурсе на место Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, но в итоге занял второе место, а  выбор пал на ныне существующий.   При входе в храм с левой стороны располагается церковная лавка и ведет лестница на колокольню. Обязательно поднимитесь наверх. Вид, открывающийся с высоты птичьего полета, завораживает. Отсюда достаточно хорошо виден весь монастырь.  В июле 2011 года освятили новые куранты на колокольне Богоявленского собора.Слева от Богоявленского собора находятся архиерейские покои и далее надвратная церковь преподобного Нила, которая выходит к пристани. Через металлические врата надвратного храма во имя Петра и Павла дорожка ведет к братским корпусам и гостинице для паломников, недавно отреставрированной и пребывающей в очень хорошем состоянии. Если обойти стены обители с левой стороны, вы выйдите к так называемом  монастырскому парку. Весь юг острова отведен под фруктовые сады, луг с пастбищем для буренок. За дворами между монастырскими постройками ухоженные огороды, где трудами святых отцов все растет, цветет и наливается соком.А дальше, почти у самого края острова, возвышается белоснежный Крестовоздвиженский храм.  Когда-то рядом с нею было монастырское кладбище, но оно не сохранилось.

Почти напротив, на другой возвышенности стоит деревянный крест. Это место, где находилась келья преподобного Нила Столбенского. Здесь же руины бывшей некогда церкви Иоанна  Предтечи, полностью разрушенной в 20-х годах двадцатого столетия.


Благодатью, по другому не назовешь, атмосферу, которой здесь пропитано буквально всё, главное приходить сюда с открытым сердцем. Хотя и просто туристам, осматривающим достопримечательности пустынь подарит незабываемые впечатления от увиденного! Это святое, завораживающее место.

Так как обитель активно восстанавливается , то мы приехав в эти места через два года были поражены, как быстро строения  принимают свою первозданную красоту и величественность. После посещения этого места в душе остается   умиротворение.

Город Осташков и озеро Селигер — достопримечательности рядом с обителью.

Вам также может быть интересно

myrussianland.ru

Нило-Столобенская пустынь / Туристический спутник

Есть на границе Тверской и Новгородской земель сказочное озеро под названием Селигер. Блогер photomatika каждый год ждет весны, чтобы, забыв про шум и суматоху столичной жизни, собрать самое необходимое в дорогу и отправить туда… Там ждет звенящая тишина, чистый воздух и живописнейшая природа этого замечательного уголка земли русской.
Сегодня я расскажу про одно из таких путешествий. В данном случае машиной добрался от Москвы до Осташкова. Это небольшой районный центр Тверской области на юге Селигера с самобытной историей, в 190 километрах от Твери. Далее по озеру на теплоходе до Ниловой пустыни.
Но все по порядку. Итак, Осташков. Он известен с XIV века. В грамоте литовского князя Ольгерда к константинопольскому патриарху Филофею, датированной 1371 годом, упоминается Кличен — пограничный городок Московского княжества, располагавшийся на одноимённом острове на Селигере. В 1393 году Кличен был захвачен и сожжён новгородцами. По местной легенде, после разгрома городка уцелел единственный житель Кличена, рыбак Евстафий (Осташко), который перебрался на соседний полуостров южнее Кличена — по имени рыбака город и получил своё название
В XV—XVIII веках Кличен-Осташков был центром Кличанской волости, относившейся к Ржевскому княжеству и Ржевскому уезду. Поселение состояло из двух слобод, принадлежавших Иосифо-Волоцкому монастырю и московскому митрополиту. В 1587 году в Осташковских слободах был построен острог и посажен воевода. В Смутное время, в 1610 году поляки не смогли взять городские укрепления, но значительно опустошили окрестности. В 1651—1653 годах был построен новый острог, просуществовавший до 1676 года. Третья крепость простояла до опустошительного пожара в 1711 году и более не возобновлялась.
В годы Великой Отечественной Войны город не был оккупирован немецко-фашистскими войсками, но до 1943 года находился в непосредственной близости от линии фронта. Снабжение фронта и города было возложено на озёрную флотилию. Корабли и город подвергались постоянным бомбардировкам со стороны Люфтваффе.
Тем временем наш теплоход отшвартовался от Пристани Осташкова и мы поплыли по озеру на север, в сторону Нило-Столобенской пустыни.
На озере Селигер, севернее Осташкова, на острове Столобный, расположен монастырь Нилова Пустынь (Нило-Столобенская пустынь), основанный в честь Нила Столобенского.
Это православный мужской монастырь, расположенный на острове Столобном и частично на полуострове Светлица, в 10 км к северу от города Осташкова, на озере Селигер. По дороге от Осташкова до монастыря около 25 км.
Относительно названия острова — «Столобный» — существуют две версии. По первой, он получил название из-за своей формы, похожей на столб, а по второй, на нём в древности существовало капище, и стоял языческий жертвенный столб.

Преподобный Нил Столобенский родился в конце XV столетия недалеко от Великого Новгорода. Как его звали в миру, сейчас неизвестно, как и то, кем были его родители. Известно, что после их смерти он отправился в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, который находился около Пскова. Там он принял постриг под именем Нил в честь преподобного Нила Постника.
В 1515 году преподобный Нил покинул Крыпецкий монастырь и срубил в лесу во Ржевском уезде у реки Серемхи небольшую келью. Жил уединённо, питался травами и дубовыми желудями, всё время проводил в молитвах.
По преданию, в один из дней к преподобному Нилу пришли разбойники, решившие его убить. Однако он, сотворив молитву, вышел к ним с иконой Пресвятой Богородицы. Разбойникам привиделось, что преподобный окружён множеством вооружённых людей. В ужасе они упали к его ногам, раскаялись и стали просить прощения.
Постепенно слава об отшельнике разнеслась по окрестным селениям. Люди стали приходить к нему, прося молитв и наставлений. Такая молва стала тяготить преподобного, и через 13 лет после поселения у реки Серемхи, в 1528 году, он перебрался на новое место — остров Столобный на озере Селигер, в семи верстах от Осташкова. Первый год он жил в выкопанной землянке, потом построил себе келью и часовню для молитв. По легенде, дьявол многократно насылал различные напасти на отшельника — пожары, нападения разбойников, пытался сбросить его келью в озеро. Однако, преподобный Нил оставался непреклонен, преодолевая все нападения молитвой и верой.
Всего преподобный Нил прожил на острове 27 лет и перед смертью завещал построить на этом месте монастырь, что и было позже сделано. Существует поверье, что преподобный Нил дал обет нележания, в связи с чем никогда не находился в горизонтальном состоянии. И даже спал, подвесив себя за плечи верёвками или на крюках, вбитых в стену.
Преставился Нил в 1555 году и был погребён на острове Столобном. В 1594 году с разрешения патриарха Иова была открыта монашеская обитель. Так началась история мужского монастыря Нило-Столобенской пустыни. Основателем монастыря был иеромонах Герман.
По кончине преподобного Нила близ его могилы на острове стали селиться отшельники-молитвенники, ими и был основан монастырь. До революции 1917 года Нило-Столобенский монастырь был в числе самых почитаемых в России, ежегодно сюда приезжали тысячи людей. В 1820 году обитель посетил император Александр I. В 1858 году вокруг острова соорудили гранитную набережную.
В начале XX века количество постоянно живущих насельников достигало 1000 человек, на территории монастыря была даже своя больница.
К началу XX столетия Нилова пустынь представляла собой грандиозный комплекс, доминирующими сооружениями которого являлись Богоявленс­кий собор, архиерейские кельи, а также протяженная гранитная набережная с Архиерейской и Светлицкой башнями. Обитель утратила свой ранний уединенный живописный облик и стала более походить на петербургскую го­родскую площадь. В формировании подобного образа пустыни ведущая роль принадлежала не столько классическому центральному собору, сколько высо­кой гранитной набережной. Эта протяженная гранитная стена, окружавшая весь остров, как бы уравновешивала громады новых зданий собора и архи­ерейских келий, она «усиливала», «укрепляла» крохотную территорию остро­ва. Несмотря на различие функциональных, хронологических, стилистичес­ких особенностей, все здания и сооружения Ниловой пустыни представляли единый и гармоничный архитектурный комплекс, являющийся ныне уни­кальным архитектурным и ландшафтным памятником мирового уровня.
В 1919 году все церковные ценности были изъяты, мощи преподобного Нила вскрыты. Монастырь действовал до 1927 года, в дальнейшем он пережил несколько изменений. На конец 1980-х годов значительная часть построек была либо утрачена, либо находилась в полуразрушенном состоянии. За 63 года до передачи Тверской епархии Русской православной церкви в Нило-Столобенской пустыни находились:
в 1927—1939 — трудовая коммуна, колония для малолетних преступников;
в 1939—1940 — лагерь для польских военнопленных;
в 1941—1945 — госпиталь;
в 1945—1960 — снова колония;
в 1960—1971 — дом престарелых;
в 1971—1990 — турбаза.
В 1990 году комплекс Нило-Столобенской пустыни передали Русской православной церкви. В 1995 году в монастырь возвращены мощи преподобного Нила.

Богоявленский собор

Посреди монастыря находится главный собор обители. Занявший центральное место в монастырском комплексе, своими размерами и архитектурными формами, он определил масштаб и характер стилевого решения всех зданий и сооружений Ниловой пустыни. «Великолепное четырехугольное здание превосходной новейшей Тосканской архитектуры о пяти куполах с трехъярусной такой же архитектуры над западным входом его колокольней….» — так представляет его своим читателям жизнеописатель Ниловой пустыни начала 19 в. В. Успенский. Он построен на месте прежнего собора в 1821-1833 годах на пожертвования благотворителей, по благословению Тверского Архиепископа Симеона, по проекту архитектора Иосифа Шарлемана и освящен в 1833 году 10 сентября Архиепископом Тверским Григорием.
Посреди монастыря находится главный собор обители. Занявший центральное место в монастырском комплексе, своими размерами и архитектурными формами, он определил масштаб и характер стилевого решения всех зданий и сооружений Ниловой пустыни. «Великолепное четырехугольное здание превосходной новейшей Тосканской архитектуры о пяти куполах с трехъярусной такой же архитектуры над западным входом его колокольней….» — так представляет его своим читателям жизнеописатель Ниловой пустыни начала 19 в. В. Успенский. Он построен на месте прежнего собора в 1821-1833 годах на пожертвования благотворителей, по благословению Тверского Архиепископа Симеона, по проекту архитектора Иосифа Шарлемана и освящен в 1833 году 10 сентября Архиепископом Тверским Григорием.

Вид с колокольни Богоявленского собора


В Российской Национальной библиотеке СПб хранится план Богоявленского собора, подписанный этим архитектором, а также подпись подтверждающая участие этого проекта в конкурсе на строительство Исаакиевского собора в столице. Архивные документы свидетельствуют, что подготовка к строительству велась несколько лет, выдвигались также проекты по перестройке и реконструкции старого собора. Возведение его осуществлялось под надзором «мастера каменных дел» архитектора Анжело Ботани. Архивы свидетельствуют, что настоятель монастыря и попечительский совет очень тщательно рассматривали все проекты, подбирали рабочих и закупали строительные материалы. Собор имеет три престола: главный (центральный) – во имя Богоявления Господня, с правой стороны – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, с левой стороны – во имя Святителя Николая Чудотворца.

На сегодняшний день это наиболее восстановленный храм монастыря. Именно здесь совершается весь монастырский богослужебный чин. В Богоявленском соборе находится главная святыня обители – святые мощи Преподобного отца нашего Нила Столобенского. В настоящее время ведутся работы по внутреннему оформлению убранства собора.


Храм святых Апостолов Петра и Павла

На западных вратах монастыря в связи с бывшими настоятельскими покоями (ныне монастырской трапезной) находится пирамидальная надвратная церковь во имя св. первоверховных Апостолов Петра и Павла. Храм построен в 1760-1764 годах «при пособии вкладчиковъ», по благословению Тверского епископа Афанасия и освященная в 1764 году Тверским епископом Гавриилом. Иконостас этой церкви был замечателен множеством рельефных вырезанных из дерева и отживленных красками изображений ангелов и святых. Теми же особенностями (объемной лепниной и скульптурами) отличалось и всё внутреннее убранство этого храма.
Здесь и два снимка ниже — виды на Храм святых апостолов Петра и Павла с колокольни Богоявленского собора



Надвратный храм Преподобного Нила Столобенского расположен на святых восточных вратах в связи с Архиерейскими покоями. Храм построен в 1751-1755 годах на сборные деньги по благословению Тверского епископа Митрофана и освящен в 1755 году игуменом обители Феодосием. Первоначально церковь венчал восьмигранный фонарь с пятью главами, впоследствии в 1838 году, созвучно архитектуре возведенного нового Богоявленского собора, замененный ротондой с шейкой, увенчанной шаром с крестом. Храм построен по одному проекту с надвратным храмом Донского монастыря в. Москве.

Храм св. Иоанна Предтечи

Есть еще один Храм на острове Столобный, фотографии которого Вы, к сожалению, не найдете в этом очерке. На западном возвышенном берегу острова Столобный, на том самом месте, где была пещера Преподобного Нила, ископанная им в первые дни по пришествии на остров для приюта на первую зиму и где в 1766 году было от Тверского епископа Гавриила, было благословение строить каменную часовню; находилась каменная двухэтажная четырехугольная пятиглавая церковь во имя Св. Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, построенная в 1777-1781 годах по благословению Тверского Архиепископа Платона, иждивением помещика Ивана Сергеевича Челищева и освященная в 1781 году 27 декабря архимандритом обители Иоанникием. В нижнем этаже этой церкви находился храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, устроенный и освященный в 1798 году. В северо-западном углу этого нижнего храма – на месте, где была вышеупомянутая пещера Преподобного – было оставлено углубление, представляющее саму пещеру. Место пещеры, известное прежде по преданию, было открыто в 1777 году, при копании рвов под фундамент этого храма. Пещера Святого являлась особо почитаемым местом среди паломников.
Именно в этом углублении был установлен первый скульптурный образ Преподобного Нила «в совершенный Его образ и возраст»; и многие, обращаясь к Святому, через него получали помощь и исцеление. Под этой церковью погребен и ктитор этого храма И.С.Челищев, немногим не доживший до освящения построенного им храма. При этой церкви находилось монастырское братское кладбище. При советской власти храм был разрушен до основания. Уже в наши дни, усилиями волонтеров из молодежного православного движения, руины храма и фундамент были раскопаны и расчищены.
На юго-западной стороне острова Столобный, на месте прежде стоявшей каменной часовни, построенной в память пребывания Преподобного Нила в пустыни Серемской, воздвигнут храм Воздвижения Честного Креста Господня. Храм одноглавый, в нижней части части квадратный и в верхней восьмиугольный, имевший ранее каменную ограду с двумя похожими на церковь входами, был построен в 1784-1788 годах «при пособии вкладчиковъ».

Храм Воздвижения Креста Господня

Устроение этой церкви в честь праздника Воздвижения Честного Креста было обусловлено тем, что первым, на памяти старожилов, первым строением в пустыни Серемской был на деревянном столбе деревянный крест с образом Преподобного Нила, поставленным с незапамятных времен неизвестным им лицом. Позднее изучение приходорасходных книг монастыря древних годов подтвердило установку этого креста насельниками обители в 1687 году. Внутренняя отделка этого храма отличалась особым изяществом и легкостью письма иконостаса и лепных настенных украшений, свежестью и яркостью позолоты иконостаса, красочностью икон и настенной живописи. Сам Император Александр I, при посещении обители в 1820 году, обозревая церкви монастыря, обратил внимание на изящность внутренней отделки этой церкви, поинтересовавшись у настоятеля: «давно ли сделан иконостас и работы стен? кто были мастера?» и заключив свои расспросы лестным отзывом –«заслуживают эти мастера внимания». Этими мастерами были Осташковские живописец Илья Верзин и резчик Кондратий Конягин. Первый был воодушевлен особым усердием к обители и Преподобному отцу Нилу ввиду благодарности по поводу выздоровления от тяжелой болезни. Второй впоследствии был пострижен в обители с именем Кесарий и благочестиво подвизался, трудясь на резных и лепных работах и на переписывании святоотеческих книг.
Такова история этой земли, завораживающей внешне и глубоко духовной по сути своей…
В заключение, хотелось бы сказать несколько слов и о самом озере Селигер.
Селигер – система озёр ледникового происхождения в Тверской и Новгородской областях Российской Федерации.
Другое название — Осташковское, по названию стоящего на озёрном берегу города Осташкова.
Площадь озера 260 км², в том числе около 38 км² приходится на острова (их на Селигере более 160). Крупнейший — Хачин.
Площадь всего бассейна — 2275 км².
Озеро лежит на высоте 205 метров над уровнем моря и имеет ледниковое происхождение. Этим объясняется его своеобразная форма — это не озеро в привычном понятии, а скорее цепочка озёр, протянувшихся с севера на юг на 100 км и связанных между собой короткими узкими протоками. Береговая линия протяжённостью более 500 км отличается изрезанностью — поросшие лесом мысы, глубокие вдавшиеся в сушу живописные заливы, разнообразные по форме острова.
На Селигере насчитывается 24 плёса, самые большие — Полновский, Осташковский, Кравотынский, Селижаровский, Троицкий, Сосницкий, Нижнекотицкий и Березовский. Отдельные части озера носят самостоятельные названия: озёра Вясцо, Величко, Серемо, Глубокое, Долгое, Святое, Сватица и другие.
Озеро Селигер начинает встречаться под именем Серегер в русских летописях в XII—XIII веках.
Название озера Селигер (также форма др.-рус. Серегѣръ) скорее всего прибалтийско-финского происхождения, однако конкретная его этимология остаётся предметом споров.
Вода в Селигере очень прозрачная, прозрачность достигает 5 метров.
В Селигере обитает около 30 видов рыб (промысловое значение имеют снеток, лещ, щука, судак, налим, ряпушка, язь), ведутся работы по акклиматизации угря, пеляди, велись по акклиматизации карпа.
В окрестностях Селигера сохранились такие млекопитающие как лось, кабан, бурый медведь, волк, лисица, заяц, белка, енот, куница, бобр, летучие мыши.
Из птиц есть цапля, журавль, утка, чайка, рябчик, вальдшнеп, сорока, дятел, дрозд, пеночка, орёл.
Почти все берега озера окаймляет прибрежно-водная растительность: на песчаных отмелях — тростник и осока, в заводях и заливах — камыш, рогоз, рдесты, белые кувшинки и жёлтые кубышки.
Также, на берегах озера можно встретить хвойные деревья, такие как ель, сосна, лиственница и т. д. Распространены широколиственные растения, такие как дуб, берёза, осина и т. д.
На этом разрешите откланяться. Спасибо всем, кто потратил свое драгоценное время и прочел этот фото-доклад об исконно русской земле Селигера.

tursputnik.com

Нило-столобенская пустынь

  XIX век стал временем бурного развития монастыря. Несмотря на трудности, связанные с проведением церковно-государственных реформ, монастырь активно возрастал и был настоящим духовным центром.   Внутреннее устройство Ниловой пустыни оставалось тем же, что и в древности. Подвиг схимников, старцев, благолепное Богослужение, свершаемое братией благоговейно и чинно, трудолюбие иноков, как и прежде, украшали монастырь на Столобном острове. Прекрасный обычай безвозмездного приема богомольцев исполнялся строго.

 

    Слава Ниловой пустыни как монастыря внутренне устроенного сохранялась, что привлекало в обитель многих паломников. Пустынь имела многочисленных благотворителей; среди них — бояре Петр Иванович Челищев, Мария Ивановна Рукина, Евгений Петрович Беклемишев, графиня Анна Алексеевна Орлова, Дмитрий Нилович Казин, Анна Герасимовна Серебрякова, Варвара Павловна Муромцева, Стефан Дмитриевич Воронин, купец Андрей Тимофеевич Жданов, постриженник Ниловой пустыни; архимандрит московского Донского монастыря Иоанн Терликов.

    Важным событием в истории монастыря в XIX веке явилось посещение обители 12 июля 1820 года императором Александром I, который заехал сюда во время своего путешествия по Северу России. Это событие было описано протоиереем Феодором Прусавецким, благочинным Троицкого собора города Осташкова. Государя встречал архимандрит пустыни Павел с братией.

    Александр I посетил собор, поклонился святым мощам преподобного Нила Столобенского Чудотворца, а после литургии побывал во всех храмах Ниловой пустыни и был принят настоятелем в своих покоях. За соблюдение высоких духовных традиций, за благоустройство пустыни государь пожаловал в ризницу золотую панагию (небольшую нагрудную иконку) на золотой цепочке, украшенную бриллиантами. Архимандриту Павлу Александр I подарил наперсный (нагрудный) золотой крест с драгоценными камнями.

    Девятнадцатый век многое изменил в Ниловой пустыни: монастырь превратился в большой архитектурный комплекс, облик которого определяли грандиозный Богоявленский собор, архиерейские покои, двухэтажные здания гостиницы и странноприимного дома. Высокая гранитная набережная, укреплявшая остров, сделала Нилову пустынь похожей на городскую столичную площадь.

     Но как и раньше, в XVIII веке, по указу Святейшего Синода в пустыни содержалось 30 иноков и 30 послушников.

     Несмотря на то, что у Ниловой пустыни в результате монастырских реформ земли не изымались, их количество по отношению к концу XVIII века уменьшилось с 4700 до 2700 гектаров — почти в два раза.

    Сокращение землевладений Ниловой пустыни было связано с изменением хозяйственно-экономической деятельности обители в новых условиях. Как и в прежние времена, монастырь продолжал в XIX веке владеть только пустошами или полупустошами. Но в некоторых из них были построены храмы, часовни, жилые (для трудников и наемных работников) каменные дома, добротные каменные строения. Подобные места стали называться посельями. Так, в 1826—1828 годах на средства вышневолоцкой помещицы Марии Ивановны Рукиной на Светлице возвели каменную церковь во имя Архангела Михаила с приделами Святой равноапостольной Марии Магдалины и Святых Жен Мироносиц. Близ храма построили деревянный дом, где находилась монастырская больница. К северу от больницы находились яблоневый сад и овощной огород, обнесенные деревянным на каменных столбах забором, а также каменная сторожка и навес для дров. Близ сада в 1904—1906 годах монастырь построил двухэтажное каменное здание школы для крестьянских детей окрестных селений. На Светлице был скотный двор с двумя сараями, каменное здание прачечной.

   Большое значение в хозяйстве Ниловой пустыни уделяли транспорту, дорогам, мостам. Появившийся в Верхневолжье в 1859 году первый пароход принадлежал монастырю, а выделил средства на его приобретение выходец из Осташкова, коллежский советник Стефан Дмитриевич Воронин. Владела пустынь лодками; на острове Столобное, на берегу залива, имелась специальная ремонтная мастерская. Конные повозки размещались на конном дворе монастыря, в северо-западной части острова. В 1905 году построили деревянный мост, соединивший Нилову пустынь с полуостровом и монастырским посельем Светлицей.

   В XIX веке улучшается материальное положение Ниловой пустыни. В сохранившихся источниках описывается хозяйственная деятельность монастыря: «в царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра Первого, старанием Настоятеля Архимандрита Павла, по здешней обители сделано и построено (в 1803 году) следующее: в здешнего озера Селигера, называемом Лукою, сделана плотина для садка в оную различной рыбы. В 1804 года внутри монастыря, под кухнею, хлебнею и квасоварнею, надстроен верхний каменный этаж. В 1809 году, вне монастыря в гостином дворе, двухэтажные старые кельи разобраны и построен новый трехэтажный корпус».

   Можно сказать, что хозяйственно-экономические отношения Нило-Столобенской пустыни в XIX — начале XX века имели свои особенности. Хозяйство монастыря по структуре было многоплановым: оно включало промыслы, сельское производство, строительное дело, садоводство и огородничество, торговлю, банковый капитал, широко использовалась сдача в аренду недвижимости. Хозяйство эффективное, рентабельное, включало современную технику и технологию, а также являлось экологически чистым, поэтому оно служило для многих других владельцев достойным образцом.

Фотографии и открытки Ниловой пустыни 19-нач.20 вв. 

(Коллекция А.Н.Семенова)

www.nilostolobenskaja-pustyn.ru

Нило-столобенская пустынь

Высокопреосвященнейший Савва,

митрополит Тверской и Кашинский,

 священноархимандрит Нило-Столобенской пустыни

 

   Биография


Родился 10 мая 1980 года в Перми в семье рабочих. В раннем возрасте переехал вместе с родителями в город Касимов. 19 мая 1986 года крещён священником Сергием Серебряковым в храме святителя Николая, архиепископа Мирликийского, в Касимове Рязанской епархии.

В 1987—1997 годах обучался в средней школе. Сразу же по её окончании поступил на 1-й курс Московской духовной семинарии (МДС).

28 декабря 2000 года во время обучения на 4-м курсе семинарии, ректор Московской духовной академии архиепископом Верейским Евгений (Решетников) совершил над ним хиротесию во чтеца.

В 2001 году по окончании МДС был направлен в распоряжение митрополита Рязанского и Касимовского Симона (Новикова), который назначил его преподавателем литургики и гомилетики в Рязанское духовное училище и одновременно своим секретарём-референтом.

27 ноября 2001 года в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова при Рязанском духовном училище митрополитом Рязанским и Касимовским Симоном пострижен в мантию с именем Савва в честь преподобного Саввы Освященного.

2 декабря 2001 года митрополитом Симоном рукоположён во иеродиакона, а 4 декабря ― во иеромонаха и назначен старшим помощником проректора по воспитательной работе.

В 2002 году поступил на заочное отделение Московской духовной академии.

17 октября 2002 года назначен проректором по учебной работе Рязанского духовного училища.

27 апреля 2003 году к пасхе Пасхи награждён наперсным крестом.

9 декабря 2003 года зачислен на 2-й курс теологического отделения Рязанского государственного педагогического университета и назначен преподавателем догматического богословия на теологическом отделении.

15 марта 2005 года архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом (Пономарёвым) почислен за штат с правом перехода в другую епархию, согласно поданному прошению.

15 апреля 2005 года архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом (Наконечным) принят в клир Ярославской епархии. Нёс послушание келейника митрополита Симона (Новикова), одновременно исполняя различные епархиальные послушания: секретаря архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла, казначея и благочинного Николо-Бабаевского мужского монастыря.

22 февраля 2007 года назначен помощником проректора по воспитательной работе Ярославской духовной семинарии.

14 июня 2007 года окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение на тему «Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь Ярославской епархии (история, архитектура, святыни)». 12 февраля 2008 года окончил Рязанский государственный университет по специальности «Теология». 18 марта 2008 года назначен на должность проректора по учебной и воспитательной работе Ярославской духовной семинарии.

19 апреля 2009 года возведён в сан игумена. 29 апреля 2009 года назначен помощником благочинного Ростовского района и настоятелем Вознесенско-Благовещенского храма Ярославля. 14 июля 2009 года назначен благочинным Спасо-Яковлевского Димитриева мужского монастыря.

10 октября 2009 года назначен наместником Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.

12 октября 2009 года по благословению архиепископа Ярославского Кирилла поступил в Общецерковную докторантуру.

С 12 апреля по 21 мая 2010 года находился на обучении в Англии в Оксфордском колледже Святой Клары на предмет изучения английского языка.

1 июля 2010 года назначен первым проректором Ярославской духовной семинарии.

10 ноября 2010 года назначен благочинным храмов Гаврилов-Ямского района.

22 марта 2011 года решением Священного синода Русской православной церкви назначен наместником Новоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы.

30 мая 2011 года решением Священного синода избран епископом Воскресенским, викарием Московской епархии.

28 июня 2011 года в Успенском соборе Московского Кремля патриархом Кириллом возведён в сан архимандрита.

10 июля 2011 года за Всенощным бдением в храме Владимирского скита Валаамского монастыря состоялось наречение архимандрита Саввы во епископа Воскресенского, викария Московской епархии.

11 июля 2011 года хиротонисан во епископа Воскресенского, викария Московской епархии. Хиротонию совершили: Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков), архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил (Павлов), архиепископ Рязанский и Касимовский Павел (Пономарёв), архиепископ Верейский Евгений (Решетников), архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл (Наконечный), архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков), епископ Троицкий Панкратий (Жердев), епископ Солнечногорский Сергий (Чашин), епископ Рыбинский Вениамин (Лихоманов).

31 декабря 2011 года распоряжением патриарха Кирилла преосвященному Савве поручено управление Юго-восточным викариатством (в границах Юго-восточного административного округа Москвы) и викариатством в пределах новых территорий, включённых в административные границы Москвы.

19 марта 2014 года решением Священного синода назначен первым заместителем управляющего делами Московской патриархии.

12 сентября 2014 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре защитил докторскую диссертацию «Авраамиев Богоявленский монастырь города Ростова Великого — архитектура в её церковно-историческом развитии» на соискание учёной степени доктора церковной истории.

6 апреля 2016 года избран в члены президиума Всемирного русского народного собора.

1 февраля 2017 года решением Священного синода включён в состав организационного комитета по реализации программы общецерковных мероприятий к 100-летию начала эпохи гонений на Русскую православную церковь.

14 июля 2018 года решением Священного синода назначен епископом Тверским и Кашинским, главой Тверской митрополии с сохранением должности первого заместителя управляющего делами Московской патриархии и освобождением от должности наместника Новоспасского ставропигиального монастыря.

18 июля в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавре патриархом Кириллом возведён в сан митрополита.

www.nilostolobenskaja-pustyn.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *