Монастырь на озере – Спасо-Каменный монастырь — Википедия

Содержание

Спасо-Каменный монастырь

Cпас-Каменный – это первый каменный монастырь на русском Севере. Он расположен практически в центре Кубенского озера на небольшом островке размером 120 на 70 метров. Чтобы предохранить берега острова от постепенного разрушения, монахи со всех сторон обложили его грудами дикого камня, укрепили деревянным срубом и сваями. По геологическому устройству остров состоит из каменистого щебневатого камня, почему издревле и называется «каменным», а монастырь – по имени главного храма во имя Преображения Спасителя именуется Спасо-Каменным, или Спас на Каменном. Ледяные горы, окружающие его весной, образуют неприступную крепость. В это время недели на две прекращается всякая связь с сушей.

Существует предание об основании монастыря на Каменном острове в Кубенском озере. В 1260 году Белозерский князь Глеб Василькович, путешествуя от Белоозера к Устюгу на судах, попал на Кубенском озере в бурю и в минуты опасности дал обет построить церковь и монастырь на том месте, где пристанет к берегу. Судно прибило к Каменному острову. На острове жили двадцать три инока, которые по бедности не имели у себя церкви, а собирались для молитвы в часовню. Князь приказал построить церковь во имя Преображения Господня и деревянные кельи. С того времени монастырь Спасо-Каменный находился под покровительством белозерских князей, расцвел, сделался многолюдным и благоустроенным, особенно во дни игумена своего Дионисия Грека, который дал этой обители устав святой горы Афонской, где сам принял пострижение. Через два столетия молва о праведниках с островной обители разнеслась так далеко, что мечтавший о наследнике Великий князь Василий III отправился паломником в Спасо-Каменный монастырь с женой Еленой Глинской. Мальчика, появившегося на свет после княжеского паломничества на Кубенское озеро, история запомнила под именем Ивана Грозного. Бывал на острове и Петр Великий, не раз проплывавший Кубенским озером.

В средние века Спас-Каменный был не только духовным, но и хозяйственным центром региона. У монастыря было 7 сел, 4 сельца, 98 деревень, два подворья в Вологде и две соляные варницы в Тотьме. Монастырь был идеальным местом для заточения опальных церковных деятелей. В частности, сюда сослали «передового старообрядца» Ивана Неронова. Здесь же доживали свои дни полоцкий епископ Арсений Шишка и вице-прокурор Священного Синода Георгий Дашков.

Вся история острова и возникшего на нем в XIII веке монастыря неразрывно связана

с противостоянием природе. Добраться до Спас-Каменного нелегко в любое время года. Летом и осенью волны бывают столь сильные, что уносят даже легкую моторную лодку. Зимой встает лед, но и это не самый надежный способ добраться до острова.

Островные монахи более других были изолированы от мира с его соблазнами и пороками. Этому способствовало не только географическое положение острова, но и строгий устав Спас-Каменного монастыря – женщинам путь на остров был закрыт. Даже бани были вынесены за его пределы на песчаные отмели. Но за «отрешенность» нужно было платить – неустанным трудом. В монастыре существовала уникальная система отопления, когда печной дым циркулировал внутри всех стен, согревая все здание. Сохранилось немало рассказов о сюрпризах, которые постоянно преподносила жителям Спас-Каменного природа. Среди них есть почти сказочные. Сообщается, что однажды льды вытеснили из воды и забросили на крышу келий огромный камень весом более пятисот пудов.

Монахи не только успешно боролись со стихией, но и помогали мирянам. В 1876 году на острове с разрешения епархиального начальства Императорским российским обществом спасения на водах была открыта первая и единственная в губернии спасательная станция. Сначала из-за недостатка средств при действующем монастыре был учрежден всего лишь предохранительный пост. На острове было установлено два маяка. Один – на крыше домика спасательной станции, другой – на крыше двухэтажного корпуса братско-настоятельских келий. Этот маяк был разрушен в 1915 году вынесенными с озера огромными льдинами, проломившими крышу. На монастырской колокольне в непогоду ударяли в колокол. Этот колокол весом в пять тонн был отлит в Санкт-Петербурге из гильз, оставшихся после войны 1812 года.

Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые, правда, разбежались по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания. Разрушение монастыря закончили люди. В 1937 году ради кирпича, который нужен был для строительства местного Дома культуры,

был взорван Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства. В войну на острове был организован пункт по приему и переработке рыбы. До 1971 года здесь жил штатный сторож районного управления культуры. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и охотников. В настоящее время из монастырских построек на острове сохранилась лишь уникальная Успенская церковь-колокольня XVI века.

В 1991 году объект был включен в план реставрации. Финансирование осуществлялось в рамках российской программы «Наследие». Руководство производственными работами взял на себя вологжанин Александр Плигин, инженер по образованию. Разрушенный монастырь начал возрождаться и восстанавливаться, во многом благодаря А.Н. Плигину, его семье и всем их добровольным помощникам. В 1994 году финансирование реставрационных работ прекратилось. Рабочие уехали с острова, а Александр Плигин поселился на Спас-Каменном, чтобы сберечь хотя бы то, что было уже сделано.

С середины 1999 года областная администрация вновь включила Спасо-Каменный монастырь в план реставрации. На южной стороне острова возле Успенской церкви возвели часовню «об един день» и освятили во имя всех вологодских святых. В июле 2000 года на остров прибыла экспедиция московских реставраторов во главе с С.С. Подъяпольским. Они произвели натурные исследования и обмеры руин Преображенского храма, что стало первым шагом для составления проектно-сметной документации.

Зимой 2004 года Александр умер. Его супруга, Надежда Плигина, решила продолжить дело мужа. Она осталась на острове и возглавила некоммерческое партнерство «Спас-Камень», целью которого является сохранение и восстановление памятника. Труд семейства Плигиных стал примером для многих энтузиастов, которых объединяет стремление сохранить Спас-Каменный. Активную помощь в реставрации оказывают жители села Устье. Поддержку также оказывает и Фонд гражданских инициатив, благодаря которому на остров приезжают многие желающие внести лепту в строительство монастыря.

В 2006 году в соответствии с федеральной программой «Культура России 2006-2011 годы» из федерального бюджета стали выделяться денежные средства на ремонтно-реставрационные работы по восстановлению комплекса под названием

«Теплая трапезная церковь-колокольня во имя Успения Пресвятой Богородицы с братско-настоятельским корпусом». Реставрационные работы велись некоммерческим партнерством «Спас-камень».

К 2010 году, к 750-летнему  юбилею обители, восстановление колокольни было закончено. Во втором ярусе устроен небольшой храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Продолжается восстановление трапезной части комплекса. Восстановлена и  освящена трапезная церковь в честь Успения Божией Матери. Ведутся работы по воссозданию братского корпуса.

В 2006 году по благословению архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана на острове было учреждено Архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь», а храмы переданы в пользование подворью. На острове ведутся богослужения, приезжают паломники. Постепенно возрождается духовная жизнь.

С использованием материалов статьи: Котин М. На необитаемом острове // Независимая газета. — 2002. — №3 (2557). — 16 января.


Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Плюсануть

Класснуть

cultinfo.ru

Спасо-Каменный монастырь

 

 

Официальный сайт архиерейского подворья «Спасо-Каменный монастырь»

 

Историческая справка

 

Спасо-Каменный монастырь на острове Каменном в Кубенском озере — древнейшая православная обитель на всем Русском и Европейском Севере. 

Спасо-Каменный монастырь является объектом культурного наследия федерального значения. Он расположен на острове Каменный в Кубенском озере на территории Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области. Кубенское озеро находится в 30 километрах к северо-западу от города Вологды, является одним из крупнейших водохранилищ Вологодчины. Площадь озера составляет 648 км2, протяженность озера около 60 километров, максимальная ширина — 12 километров. Остров Каменный расположен у восточного берега, недалеко от впадения реки Кубены. Река Кубена занимает второе место после реки Сухоны по своей протяженности по территории области. 

Кто и когда основал Спасо Каменный монастырь точно не известно. В исторических источниках датой основания обители значится 1260 год. Существует монастырская легенда о возникновении обители, записанная в конце 15 века старцем Паисием Ярославовым, бывшим игуменом Троице-Сергиевой лавры, постриженником Спасо Каменного монастыря. Из книг, сохранившихся после пожара, он собрал материалы для своего известного Сказания о Спасо Каменном монастыре на озере Кубенском. Согласно Сказанию Белозерский князь Глеб Василькович, следуя в свою вотчину в Белое озеро и далее к Великому Устюгу на судне по реке Порозовице через Кубенское озеро, внезапно был застигнут сильной бурей. Князь молился Богу о спасении и обещал на месте спасения поставить церковь во имя того святого, в какой день его принесет к берегу и создать монастырь. 6 августа судно князя принесло к Каменному острову. На острове князя встретили 23 инока пустынножителя. Князь исполнил данный им обет и повелел поставить на острове Спасо-Преображенскую деревянную церковь украсить ее иконами и книгами, дал милостыню на строение монастыря. Так был основан древний Спасо Каменный монастырь.

Путь с Волги через Кубенское озеро на Северную Двину, по словам археологов, был известен со времен неолита, с тех же времен существовал и Каменный остров. Исследователи утверждают, что первые христиане на острове появились в начале 11 века. Новгородский воевода, посланный за данью в «полуночные страны», спасаясь от шторма, на острове случайно наткнулся на язычников, молившихся здесь у «священного камня», над которым был сделан деревянный навес. Пока озеро не стихло, князь беседовал с язычниками, пробовал обратить  их в истинную православную веру, спорил с волхвами. На обратном пути, возвращаясь из Заволочья, новгородский воевода вновь высадился на знакомом острове, нашел его безлюдным, водрузил на нем крест, предварительно разрушив языческую кумирню. Почитание креста на острове продолжалось два с половиной века. Здесь молились те, кто во время дальних странствий спасался на острове от бури и шторма. Впоследствии Спасо Каменный монастырь стал крупным миссионерским центром во всей округе. 

До 14 столетия монастыри строились в основном в городах или вблизи них. Островной монастырь в Кубенском озере имел очень важное стратегическое значение, открывая водный путь Древнерусского государства на Восток, на Урал и в Сибирь. Все знаменитые островные северные монастыри имеют одинаковое наименование — Спасо Преображенские. Исторические известия о первых веках жизни Спасо Каменного монастыря, в связи с его оторванностью от крупных центров, не дошли до нас. Покровителями Спасо -Каменного монастыря являются Святые Василий Блаженный и Иосааф Каменский. Самым почитаемым чудотворцем обители и всего Кубенозаозерского края стал святой преподобный князь-инок Иоасаф Каменский- благоверный князь Андрей, сын Дмитрия Заозерского. 

Судьба острова очень трагична. Спас Камень, как обычно называют остров, неоднократно горел и разорялся, но всякий раз возрождался. Первый сильный пожар на острове случился  в сентябре 1476 года, когда в огне сгорела деревянная церковь, иконы, книги, трапезная и кельи, пострадали мощи преподобного Иоасафа Каменского, к которым с верой приходили за исцелением со всякими недугами. В 1481 году на острове был построен Спасо-Преображенский собор, он поражал всех, кто его видел, своей красотой. Он был самым первым каменным сооружением Русского Севера. Только через несколько лет будет построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтове, позже ставшая знаменитой фресками Дионисия. В период Смутного времени польско-литовские и казацкие шайки разбойников грабили и уничтожали местные селения, приходские церкви, монастыри. Затем пришел мор, неурожайные годы. Но испытания для монастырской братии на этом не заканчивались. В ночь на 24 августа 1657 года заполыхал весь монастырь на Каменном острове. Отчего вспыхнул пожар- неизвестно. Несмотря на то, что кругом была вода, ничего не удавалось спасти. После второго пожара к 1670 году обитель быстро восстановили. Помощь погорельцам собиралась по всем церковным приходам и ярмаркам. В монастыре в то время были 3 каменные церкви: холодная двухэтажная Спасо-Преображенская, теплая с трапезной палатой Успенская с надстроенной над ней колокольней и Иоанно-Предтеченская над святыми вратами. Великолепен был внутренний вид Спасо-Преображенского храма. На колокольне насчитывалось десять колоколов, из них благовестный весил 107 пудов. Больше всего во время второго пожара пострадала Успенская церковь.  После следующего сильного пожара 1774 года Спасо Каменный монастырь был упразднен, спасенные братией мощи кн. Иоасафа и монастырское имущество в 1775 году были перенесены в Вологодский Духов монастырь и Спасо Каменная обитель стояла в запустении. По указу Павла 1 в 1891 году в нее была переведена братия и имущество Белавинской пустыни, основанной выходцем Спасо Каменного монастыря преподобным Марком Белавинским. Монастырь стал именоваться Белавинской Богоявленской Преображенской пустынью. В 1892 году обители  вновь было возвращено прежнее название.

В 1925 году монастырь был закрыт, на его территории расположилась колония для несовершеннолетних. Вскоре после пожара она была закрыта. Позднее на острове была  создана спасательная станция, на колокольне Успенской церкви был установлен маяк. В 1937 году был взорван Спасо Преображенский собор. Пострадав во время пожара, обрушилась крыша гостиницы. Часть  камней, укреплявших берега острова была перевезена для строительства причала на противоположном берегу Кубенского озера. 

До 90 годов 20 столетия остров был в запустении. Спустя годы забвения, древнейшая православная обитель Русского Севера поднимается из руин. В настоящее время Спас Каменный является самым посещаемым объектом туристского показа Усть-Кубинского района. Ежегодно в период навигации на остров организуются экскурсионные и паломнические поездки.  

В настоящее время памятник восстанавливается: построена обыденная часовня во имя всех Вологодских святых, отремонтирована гостиница, отреставрирована Успенская церковь и колокольня, построен дом для священнослужителей, создан небольшой музей Спасо-Каменного монастыря, построена спасательная станция, к зданию гостиницы проведен водопровод , установлен ветрогенератор. В 2013 году введена в эксплуатацию линия электропередач, на острове установлена электроподстанция. В настоящее время остров обеспечен постоянным электроснабжением. За счет средств, выделенных по Федеральной целевой программе «Культура России» и средств областного бюджета в 2013 году продолжалась работа по восстановлению братского корпуса.  В течение 2013 года были возведены стены второго яруса корпуса до свода, установлены окна и двери.

 

kubena35.ru

Спасо-Каменный монастырь (Белавинская Спасо-Преображенская пустынь)

Титов Н. О посещении Белавинской пустыни, находящейся на Каменном острове / Н. Титов // Вологодские губернские ведомости. – 1847. – № 32. – С. 310-312.

читать

Муромцев И. Поездка на Каменный остров в Вологодской губернии : (из дневника 1847 года) / [Ив. Муромцев] // Вологодские губернские ведомости. – 1848. – № 3. – С. 25-30; № 4. – С. 37-43.

читать

О первоначалии монастыря Каменного // Вологодские губернские ведомости. – 1865. – № 5. – С. 31-32; № 7. – С. 46.

читать

Описание Спасокаменного, что на Кубенском озере монастыря, (ныне Спасопреображенская Белавинская пустыня) // Вологодские епархиальные ведомости. – 1871. – № 1. – С. 7-10; № 2. – С. 43-48; № 3. – С. 89-93; № 4. – С. 109-117; № 5. – С. 135-143.

читать

Вяземский П. П. Монастыри на Ладожском и Кубенском озере : читана на заседании о-ва любителей древней письменности 2 января 1881 года / П. П. Вяземский. – СПб. : Тип. С. Добродеева, 1881. – 30 с.

В т. ч. и о Спасо-Каменном монастыре.
читать

Степановский И. К. Спасо-Каменский и Белавинская пустыня / И. К. Степановский // Вологодская старина : ист.-археол. сб. – Вологда, 1890. – С. 58-61.

читать

Степановский И. К. Сказание о белозерском князе Глебе Васильковиче и о начале Спасокаменного что на Кубенском озере монастыря / И. К. Степановский // Вологодская старина : ист.-археол. сб. – Вологда, 1890. – С. 280-282.

читать

Паломническая поездка учеников Вологодского духовного училища в июне 1892 года // Вологодские епархиальные ведомости. – 1892. – № 24. – С. 299-305.

О поездке в Спасо-Каменный монастырь.
читать

Суворов Н. И. Описание Спасокаменного, что на Кубенском озере, монастыря / Н. И. Суворов. – 2-е изд. – Вологда : Тип. губ. правл., 1893. – 90 с.

читать

Спасокаменный, на Кубенском озере монастырь : извлечено из журнала «Русский Паломник». – СПб. : Тип. Е. А. Евдокимова, 1895. – 32 с. : ил.

читать

Остроумов И. Святыни нашего Севера : (путешествие по Соловкам, Валааму и другим обителям Северной Руси) : очерки и рассказы / И. Остроумов. – СПб. : Тип. П. П. Сойкина, 1897. – 185 с.

В т. ч. о Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере.
читать

Круглов А. Поездка на Кубенское озеро / А. Круглов // Исторический вестник. – 1898. – Т. 74, № 11. – C. 664-688; № 12. – C. 1047-1075: ил.

читать

Мерцалов А. Е. Вотчины Спасо-Каменного монастыря / А. Е. Мерцалов // Вологодские епархиальные ведомости. – 1903. – № 1. – С. 25-28.

читать

Следников Н. Вологодская летопись. На деле Божием / Н. Следников // Церковное слово. – 1907. – № 60. – С. 149-160.

О путешествии Владыки Никона по памятным и святым местам Вологодского края – на о-в Спасо-Каменный, в с. Фелисово, с. Устье, к обители преподобного Александра Куштского – и о совершаемых там молебнах.
читать

Коноплев Н. Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере и его подвижники / Н. Коноплев // Вологодские епархиальные ведомости. – 1911. – № 23. – С. 569-577; 1912. – № 1. – С. 15-23.

читать

О повреждениях в Спасо-Каменном монастыре от ледохода // Вологодские епархиальные ведомости. – 1915. – № 10. – С. 194-195.

читать

Вологодская губерния : обителей мужских 28, женских 5 // Православные русские обители : полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне / [сост. П. П. Сойкин]. – Репринт. изд. – СПб., 1994. – С. 72-102 : ил.

В т. ч. о Спасо-Каменном монастыре Вологодского уезда.
читать

Лазарев И. Вологодский Валаам : [Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере] / И. Лазарев // Красный Север. – 1996. – 31 декабря. – С. 3.

читать

Белоярская И. К. Спасо-Каменный монастырь на озере Кубенском / И. К. Белоярская // Лазурь. – 2000. – № 8. – С. 8-9.

читать

Макарий (архимандрит). Сосланы на Спас-Камень / архимандрит Макарий // Вологда : краевед. альм. – Вологда, 2000. – Вып. 3. – С. 215-217.

О пребывании митрополитов Зосимы и Варлаама в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере.
читать

Сальников А. Тепло из-под руин [Спасо-Каменного монастыря] / А. Сальников // Красный Север. – 2001. – 19 декабря. – С. 2.

читать

Спасо-Каменный мужской монастырь : озеро Кубенское // Русские монастыри : Север и Северо-Запад России : Псковская, Новгородская, Санкт-Петербургская, Вологодская, Петрозаводская, Сыктывкарская, Архангельская, Мурманская епархии : посв. 2000-летию Рождества Христова. – М., 2001. – С. 432-438 : фот.

читать

Клюева Н. Из истории Спасо-Каменного монастыря / Н. Клюева // Известия Вологодского общества изучения Северного края. – Вологда, 2002. – Вып. 12. – С. 87-88.

читать

Тузов Ю. Стоит монастырь на Каменном острове : Спасо-Каменный монастырь / Ю.Тузов // Наше время. – Кадуй, 2004. – 7 октября. – С. 3.

читать

Спасо-Каменный монастырь : [буклет / фото: О. В. Зажигин, С. В. Донин]. – Вологда : ГУК ИАЦК, 2005. – [10] с. : ил.

читать

Адаменко О. Н. Землевладение Спасо-Каменного монастыря в первой половине XVII века / О. Н. Адаменко // Европейский Север России : традиция и модернизационные процессы : материалы науч. конф. (Вологда, 2-3 марта 2006 г.). – Вологда, 2006. – Ч. 1. – С. 73-80.

читать

Дементьев В. По Северной дороге / В. Дементьев // Вологодский ЛАД. – 2006. – № 2. – С. 187-199; № 3. – С. 226-239; № 4. – С. 226-239; 2007. – № 1. – С. 228-239; № 2. – С. 222-239.

Главы из новой книги В. Дементьева, в которой автор предлагает совершить паломническую поездку на Русский Север от Москвы до Соловков, в т. ч. по Спасо-Каменному монастырю.
читать

Спасо-Каменный монастырь : (страницы истории) : [буклет] / Вологод. гос. ист.-архитектур. и художеств. музей-заповедник. – Вологда : Вологжанин, 2006. – 1 л. (слож. в 6 с.) : цв. ил.

читать

Адаменко О. Н. Иммунитетные грамоты как источник по финансово-экономической истории Спасо-Каменного монастыря в XV-XVII вв. / О. Н. Адаменко // Институциональные реформы: история и современность : материалы науч конф. (Вологда, 6-7 апр. 2007 г.). – Вологда, 2007. – С. 113-122.

читать

Весна на Спасе-Каменном : [фото] / фот. архиепископа Максимилиана // Вологодский ЛАД. – 2007. – № 1. – [5 отд. л.].

читать

Захарова Л. А. Спасо-Каменный монастырь / Л. А. Захарова // Жития Иосафа Каменского, Александра Куштского и Евфимия Сянжемского : тексты и словоуказатель / под ред. А. С. Герда. – СПб., 2007. – С. 25-31.

читать

Малый Афон на Русском Севере // Дорога к Северной Фиваиде : альбом-путеводитель / Н. Малахова; под общ. ред. Митрополита Ташкент. и Среднеазиат. Владимира. – М., 2007. – С. 218-227.

О Спасо-Каменном монастыре.
читать

Никитин А. Достопамятные русские святыни : остров Северной Фиваиды : (к истокам христианского пустынножительства на Русском Севере) : [о Спасо-Каменном монастыре] / А. Никитин // «Русский Мiръ» : пространство и время русской культуры : альманах. – СПб., 2008. – Т. 1. – С. 293-314.

читать

Павловский А. А. Обители Российской империи : Вологодская епархия / А. А. Павловский // Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. – Репринт. воспр. изд. 1907 г. – СПб., 2008. – Ч. 1, гл. 6. – С. 91-128. – Из содерж. : Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере. – С. 102-103.

читать

Сказание Паисия Ярославова // Дом Спаса. Вологодские каменные Кижи : [сборник : книга о Спасе-Каменном, его прошлом и настоящем / сост.: В. В. Дементьев, Н. А. Плигина, А. К. Сальников]. – Вологда, 2008. – С. 198-203.

Сказание старца Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре и его первоначальниках.
читать

Давыдов П. «И на сем камне созижду Церковь мою» – Спасо-Каменному монастырю 750 лет / П. Давыдов // Маяк. – Вологда, 2010. – 12 октября. – С. 6; 23 октября. – С. 7.

О научно-практической конференции «Спасо-Каменный монастырь в истории и духовной культуре России».
читать

Лёзова Т. Спасо-Каменный монастырь. Путь длиною в 750 лет / Т. Лёзова // Северная новь. – с. Устье, 2010. – 28 августа. – С. 1.

читать

Плигина Н. А. Обитель в сиянии небес : к 750-летию Спасо-Каменного монастыря / Н. Плигина // Благовестник. – 2010. – № 2. – С. 50-53.doc

читать

Сальников А. Юбилей древней обители : Вологодчина торжественно отметила 750-летие Спасо-Каменного монастыря / А. Сальников; фот. авт. и А. Колосова // Вологодский ЛАД. – 2010. – № 3. – С. [1], [4] отд. л. ил.

читать

Спасо-Каменный монастырь : основан в 1260 г. : [набор открыток с текстом внутри обложки] / Рус. Правосл. церковь (Моск. Патриархат), Вологодская епархия, Архиерейское подворье. – Вологда : Полиграф-Периодика, [2010]. – 8 отд. л. в обл.

читать

Спасо-Каменный монастырь : к 750-летию основания. – Вологда : Архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь», 2010. – 6 с. : ил.

читать

Переписные книги вологодских монастырей XVI-XVIII вв. : исследование и тексты / отв. ред. М. С. Черкасова. – Вологда : Древности Севера, 2011. – 495 с. – Содерж. : Спасо-Каменный монастырь. – С. 109-200.

читать

Сальников А. Праздник Преображения Господня на Спасо-Каменном : архиепископ Максимилиан освятил монастырский корабль, а потом возглавил праздничные богослужения на архиерейском подворье «Спасо-Каменный монастырь» / А. Сальников // Красный Север. – 2011. – 22 августа. – С. 8.

читать

Спасо-Каменный монастырь. Жемчужина Северной Фиваиды : [буклет]. – Вологда : Ветер Перемен, 2011. – 1 л. (слож. в 6 с.) : ил.

читать

Адаменко О. Н. Монашество вологодского Заозерья в XVII – начале XVIII вв. : (по переписным книгам Спасо-Каменного и Сямженского Евфимиева монастырей) / О. Н. Адаменко // Историческое краеведение и архивы : материалы обл. науч.-практ. конф. – Вологда, 2012. – Вып. 19. – С. 134-140.

читать

Сальников А. Фильм о Спасо-Каменном монастыре представят вологжанам / А. Сальников // Красный Север. – 2012. – 25 января. – С. 19.

читать

Колосов А. Спас-Камень каждого спасет / А. Колосов // Красный Север. – 2012. – 11 июля. – С. 36.

О «Спасиках» из села Устье, помогающих восстанавливать Спасо-Каменный монастырь в Усть-Кубинском районе.
читать

Настоятели

К истории церквей Вологодской епархии : Архимандрит Каменного монастыря Иоасаф, 1697 г. // Вологодские епархиальные ведомости. – 1911. – № 16. – С. 394-395.

читать

Гавриил Розанов : [краткие биогр. сведения] // Вологодские епархиальные ведомости. – 1869. – № 20. – С. 768-769.

Гавриил – архимандрит Спасокаменого Духова монастыря с 1811 по 1814 гг., с 1814 г. – настоятель Спасо-Прилуцкого монастыря, впоследствии епископ Орловский, архиепископ Херсонский и Таврический.
читать

Материалы для истории Вологодской семинарии // Вологодские епархиальные ведомости. – 1869. – № 21. – С. 790-802.

Краткие биографические сведения о начальниках и наставниках Вологодской семинарии со времени ее преобразования в 1814 г. до настоящего времени, в т. ч. об Антонии Добротине, инспекторе Вологодской духовной семинарии (1814-1819), архимандрите Спасокаменного монастыря, ректоре Вологодского уездного училища.
читать

Виссарион Вишневский : [краткие биогр. сведения] // Вологодские епархиальные ведомости. – 1869. – № 21. – С. 791-792.

Виссарион – архимандрит Спасокаменного Духова монастыря с 1820 по 1823 гг.
читать

Милхиседек Золотинский : [краткие биогр. сведения] // Вологодские епархиальные ведомости. – 1869. – № 21. – С. 792-794.

Милхиседек – архимандрит Спасокаменного Духова монастыря, назначен на должность в 1824 г.
читать

Николай Богословский : [краткие биогр. сведения] // Вологодские епархиальные ведомости. – 1869. – № 21. – С. 797.

Николай – архимандрит, настоятель Спасокаменного Духова монастыря с 1845 по 1850 гг.
читать

Некролог : [краткие биогр. сведения] // Вологодские епархиальные ведомости. – 1868. – № 8. – С. 222-227.

Дионисий (в миру Димитрий Федорович Аннинский) – архимандрит, настоятель Спасокаменного Духова монастыря с 1851 по 1863 гг.
читать

Дионисий Аннинский : [краткие биогр. сведения] // Вологодские епархиальные ведомости. – 1869. – № 21. – С. 797-799.

Дионисий Аннинский – настоятель Спасокаменного Духова монастыря с 1851 по 1863 гг.
читать

Викторин Воздвиженский : [краткие биогр. сведения] // Вологодские губернские ведомости. – 1869. – № 21. – С. 800-801.

Викторин – архимандрит и настоятель Спасокаменного Духова монастыря с 1864 по 1866 гг.
читать

Некролог : [архимандрит Нафанаил] // Вологодские епархиальные ведомости. – 1879. – № 9. – С. 198-200.

Нафанаил (в миру Новожилов, 1806-1879) – архимандрит Спасокаменного Духова монастыря с 1866 по 1879 гг.
читать

Лосев П. Слово при погребении настоятеля Спасо-Каменного Духова монастыря священно-архимандрита Нафанаила / П. Лосев // Вологодские епархиальные ведомости. – 1879. – № 12. – С. 253-262.

читать

Некролог : [архимандрит Екзакустодиан] // Вологодские епархиальные ведомости. – 1909. – № 15. – С. 374.

Екзакустодиан (в миру Евгений Федорович Каменский) – архимандрит, настоятель Иоанно-Предтеченского монастыря в г. Казани, ранее игумен Спасо-Каменного и Лопотова монастырей, уроженец Вологодской епархии. – В тексте: Ексакустодиан (в миру Евлотий Каменский).
читать

Архимандрит Екзакустодиан : (некролог) // Вологодские епархиальные ведомости. – 1909. – № 21. – С. 526-528 (1-я пач.).

читать

Архитектура

Плотников Н. Архитектурный ансамбль Спасо-Каменного монастыря / Н. Плотников // Ферапонтовские чтения, 2004-2006 : [сборник]. – Ферапонтово, 2007. – Вып. 1 : История и культура монастырей Русского Севера. – С. 143-151.

читать

Подъяпольский С. Архитектурные памятники Спасо-Каменного монастыря (XV-XVI века) / С. Подъяпольский // Дом Спаса. Вологодские каменные Кижи : [сборник : книга о Спасе-Каменном, его прошлом и настоящем]. – Вологда, 2008. – С. 219-234.

читать

Адаменко О. Н. Организация островного пространства Спасо-Каменного монастыря в XVII в. / О. Н. Адаменко // XVII век в истории и культуре Русского Севера : материалы XII Каргопольской науч. конф. / науч. ред. Н. И. Решетников. – Каргополь, 2012. – С. 130-141.

читать

Библиотека

Адаменко О. Н. Архив и библиотека Спасо-Каменного монастыря в XV – XVII вв. : (опыт социокультурного изучения) / О. Н. Адаменко // Актуальные проблемы управления и экономики : история и современность материалы науч. конф. (Вологда, 31марта – 1 апреля 2007 г.). – Вологда, 2006. – С. 152-157.

читать

Восстановление и реставрация

Плигина Н. А. Спасо-Каменный монастырь : [об истории и проблемах реставрации памятника] / Н. А. Плигина // Маяк. – Вологда, 2000. – 17 октября – С. 6.

читать

Соколова Л. Спасем и сохраним Спас Каменный / Л. Соколова // Северная новь. – с. Устье, 2001. – 17 июля. – С. 4-5.

Об участии школьников Усть-Кубинской сред. школы в реставрации Спасо-Каменного монастыря.
читать

Подгаецкий Ю. Именной кирпич : [восстановление архитектурного ансамбля Спасо-Каменного монастыря на Кубенском озере] / Ю. Подгаецкий // Местная газета Вологодской области. – 2011. – 4 ноября. – С. 1, 9-10.

читать

Груздев Н. Как начиналась реставрация [Спасо-Каменного монастыря] / Н. Груздев // Северная новь. – с. Устье, 2012. – 28 июня. – С. 3.

О начале реставрации Спасо-Каменного монастыря. По воспоминаниям Николая Груздева.
читать

Хранитель острова А. Н. Плигин

Дзюба О. Робинзон на развалинах / О. Дзюба // Губернские новости. – 1995. – 25 августа. – С. 1, 8.

О вологжанине А. Плигине, поселившемся на Каменном о-ве (Кубенское оз.) и занимающемся восстановлением зданий Спасо-Каменного монастыря.
читать

Александров Ю. Спас на радио : Плигин, в ипостаси Робинзона, обзавелся собственным позывным / Ю. Александров // Красный Север. – 1997. – 13 февраля. – С. 3.

Об А. Плигине, восстанавливающем архитектурный комплекс Спасо-Каменного монастыря.
читать

Молчанов А. Предания Спасо-Каменного / А. Молчанов // Русский Север. – 1997. – 29 апреля. – С. 7.

читать

Авдюшкина Н. Спас на камнях / Н. Авдюшкина // Московский комсомолец в Вологде. – 1998. – 17-24 сентября. – С. 11.

О Спасо-Каменном монастыре и об А. Плигине, занимающемся восстановлением архитектурных памятников монастыря.
читать

Викторов А. Робинзон Александр Плигин / А. Викторов // Российская газета. – 2001. – 18 октября. – С. 8

читать

Котин М. На необитаемом острове : поселившийся там человек не собирается бросать Спас-Каменный монастырь / М. Котин // Независимая газета. – 2002. – 16 января. – С. 12.

читать

Плигина Н. В порядке чуда / Н. Плигина // Красный Север. – 2003. – 24 сентября. – С. 1, 6.

О современном состоянии Спасо-Каменного монастыря на Кубенском озере, о реставраторах А. Асафове, А. Плигине, Н. Плигиной, возрождающих монастырь из руин.
читать

Ананьева С. Александр Плигин : человек, который … хранил Спас : [некролог] / С. Ананьева // Русский Север. – 2004. – 4 февраля. – С. 1: портр.

читать

Плигина Н. А. У Бога все живы : памяти Александра Плигина / Н. Плигина // Благовестник. – 2007. – № 1-3. – С. 6-8.

читать

Сальников А. Он просто жил рядом с нами… : в «Северной Фиваиде» прошел вечер памяти Александра Плигина / А. Сальников // Красный Север. – 2007. – 12 апреля. – С. 2.

читать

Дементьев В. Александр Плигин со Спаса / В. Дементьев // Свет малой родины. Отчина и дедина. – М., 2008. – С. 460-466.

читать

Кузнецов А. Возрождение монастыря. Вспомним тех, кто начинал / А. Кузнецов // Cеверная новь. – с. Устье, 2012. – 8 мая. – С.4.

О начале реставрационных работ по возрождению Спасо-Каменного монастыря.
читать

Молебен в память об Александре Плигине // Северная новь. – с. Устье, 2014. – 7 февраля. – С. 8.

читать

Виртуальный тур 3D

www.booksite.ru

Монастыри Скадарского озера / Православие.Ru

Самое большое на Балканах Скадарское озеро со своими монастырями, которых в середине XV века было около двадцати, вследствие значительной роли в духовной жизни средневековой Зеты (старое название Черногории), называлось «Зетской Святой Горой» («Зетским Афоном»).

Первая обитель – Враньина – возникла в 1233г. В 14-15 веках Зетские господари Балшичи и Черноевичи на островах («горицах»), в городках, сёлах и укреплениях по скадарским берегам воздвигли многочисленные церкви-усыпальницы. Скадарские монастыри были центрами по переписыванию книг. Впервые эта деятельность появилась в монастыре Старчева Горица.

Ныне в бассейне Скадарского озера находятся более десятка обителей. В центральной части озера, у южного берега, на островах находятся монастыри Старчева Горица (Старчево), Брезавица (Бешка) и Морачник. Неподалёку от них, южнее Скадарского озера, почти на границе с Албанией находятся развалины монастыря Пречистая Краинская.

В северо-западной части озера расположены монастыри Враньина и Ком. Здесь же впадает Река Черноевича, на которой в одноименном городке находится монастырь Обод. В этой же части озера, в районе т.н. Малого Блата, в местечке Каруч, находятся развалины зимнего дома Свт. Петра Цетиньского, приписанного к Цетиньскому монастырю.

К району Скадарского озера прилегает район Црмничская нахия, где находятся монастыри Брчеле (Верхний и Нижний) и развалины монастыря Орахово.

Монастырь Враньина

Монастырь Враньина
Враньина занимает особое место среди монастырей Скадарского озера. Монастырь находится на острове, ныне связанном с автомобильной и железнодорожной магистралью между черногорскими городами Подгорица-Бар, там где река Морача впадает в Скадарское озеро.

Обитель, посвящённую Свт. Николаю Чудотворцу, основал в 1233г. первый Зетский епископ Илларион, рукоположенный самим Св. Саввой I. Здесь была одна из резиденций Зетской епархии (вторая – в монастыре Михольска Превлака). Строитель монастыря владыка Илларион был похоронен в монастырской церкви, в притворе у северной стены (в 1230-1240-х гг.)

Монастырь щедро одаривали сербские архиепископы и короли из династии Неманичей: Свт. Савва I, св. король Владислав, св. король Милутин и его мать св. Елена. Во времена сербского царя (1331-1355) Душана Сильного, Враньина была приписана монастырю Св. Архангелов в Иерусалиме. В 15 веке монастырь одаривали землёй зетские господари Георгий II Страцимирович Балшич (в 1404г.), Балша III Балшич (в 1414) и Иван Черноевич (в 1468г.). В 1453-1484гг., после убийства Превлачских мучеников (зетского владыки и 70 монахов) на Михольской Превлаке, здесь находилась резиденция зетского митрополита, до своего переноса в Цетиньский монастырь. В это время игуменом Враньины был известный духовный писатель Никон Иерусалимлянин. Последним дарителем монастыря был младший сын Ивана Черноевича Станиша, принявший ислам с именем Скендер-бег и бывший черногорским санджак-бегом в 1514-1530-х гг.

Стратегическое положение Враньины на пересечении водных путей привело к тому, что она постоянно была целью турецких нападений и разрушалась в 1557 и 1714г. В 1843 вновь захваченный турками монастырь был превращён в казарму. Окончательно обитель была разрушена в 1862г. во время нового турецкого нападения на Черногорию. От старой Враньины сохранились в Цетиньском монастыре три колокола 14-15 веков, найденных в земле в 1970-х гг., и печать Враньской митрополии с ликом Свт. Николая. О старом монастыре сохранились воспоминания черногорского митрополита (1863-1882) Иллариона (Рогановича), бывшего здесь учеником.

В 1886г. на месте разрушенной церкви черногорский князь Николай I Петрович-Негош возвёл новый храм. Тогда же был построен и большой двухэтажный (с мансардой) келейный корпус. По легенде, здесь князь Николай хотел постричь в монахини тех из своих многочисленных дочерей, которые не выйдут замуж. В 1888-1889гг. здесь жил молодой иеромонах Симеон (Попович) – прп. Симеон Дайбабский – выпускник Киевских Духовных школ и постриженник Киево-Печерской Лавры. Вследствие нездорового климата этих мест он тяжело заболел и осенью 1889г. был переведён в монастырь Острог.

После Второй мировой войны Враньина была сожжена и заброшена. Реставрационные работы начались только в 1998г., когда настоятелем монастыря был назначен иеромонах Марк (Кесич).

Монастырская церковь Святителя Николая Чудотворца по своим размерам и декору отличается от других церквей эпохи большого обновления храмов при черногорском князе Николае I. Над входом высечена надпись о строительстве монастыря на русском языке: «Этот храм Святого Николая Чудотворца построен заслугами благоверного господаря князя Николая I Петровича-Негоша лета Господня 1886г. на месте, где когда-то была бывшая резиденция Зетской митрополии». В церкви — неоклассический иконостас русской работы. Остатки большого келейного корпуса находятся юго-западнее церкви. Другие хозяйственные постройки также лежат в руинах.

Братство монастыря:
настоятель – иеромонах Петр (Драгойлович),

Почтовый адрес:
Манастир Враньина
81000, Подгорица, Голубовци
Црна Гора

Монастырь Старчева Горица

Монастырь Старчева Горица (Старчево) находится на острове Старчево, вблизи южного берега Скадарского озера, в 12 км от черногорского городка Вирпазар. Монастырь построен в юго-восточной части острова, у горной гряды, которая защищает остров от северных ветров.

Основал монастырь выдающийся подвижник старец Макарий с помощью зетского господаря Георгия I Балшича. Основатель обители вёл строгую подвижническую жизнь, и после его смерти монастырь долго называли именем «святого старца Макария».В 1376-1378 гг. здесь была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы. Это была первая церковь в ряду специфических балшичских храмов с тремя конхами. Предположительно, её строили приморские мастера. Тогда же церковь была расписана, но до наших дней дошли только следы штукатурки под живопись.

Монастырь сразу становится центром по переписыванию книг, редкие образцы которых хранятся в библиотеках Берлина, Венеции и др. европейских городов.
Уже после строительства храма, к западному фасаду был пристроен притвор с двумя боковыми часовнями-приделами. В южной часовне был похоронен воевода Божидар Вукович (1460-1539) из Подгорицы, известный венецианский печатник. Одним из его помощников был старчевский монах Пахомий.

Монастырь просуществовал недолго и был разорён турками. По турецким законам весь остров с монастырём был «вакуфом», — недвижимым имуществом мусульманского духовенства, и принадлежал мечети в с. Муричи. Его арендовали окрестные мусульмане-пастухи, которые на острове пасли скот, а закрывали и доили его в церкви. Эта ситуация не изменилась и с возвращением этих земель под власть черногорского князя после войны 1877-1878 гг.

В середине 1960-х гг. были проведены первые консервационные работы, в 1981г. был найден гроб Божидара Вуковича

Лишь в середине 1990-х гг. с приходом сюда нынешнего настоятеля монаха Григория (Миленковича) церковь была восстановлена, а на развалинах старого келейного корпуса был построен новый.

Монастырь Брезавица (Бешка)

Находится на острове Бешка (называемом ещё Горица или Брезавица), у южного берега Скадарского озера, в 15 км от черногорского городка Вирпазар. На открытом плато стоят две монастырские церкви: Св. Георгия и Пресвятой Богородицы.

Церковь Св. Георгия построена в последние два десятилетия 14 века зетским господарем (1385-1403) Георгием II Страцимировичем Балшичем. Он был женат на дочери Св. князя Лазаря Елене. В 1438-1440 г. Елена отремонтировала эту церковь и построила новую – Благовещения Пресвятой Богородицы, в качестве своей усыпальницы. Монастырь Бешка, как и монастырь Старчева Горица, играл значительную роль в духовной жизни Зеты. Здесь также переписывались книги. Наиболее известны из них Шестоднев старца Никона Иерусалимлянина 1439-1440гг. (монастырь Савина) и Горичский сборник 1441-1442гг. (Библиотека Сербской Академии науки и искусства), который явился плодом переписки Елены Балшич и её духовного отца Никона Иерусалимлянина.

Церковь Св. Георгия относится к типу триконховых храмов, характерных для скадарских церквей этого времени. Над храмом возвышается купол, а над притвором – высокая колокольня на три звона. У южной стены церкви находится могила, предположительно основателя монастыря Балши II. В храме частично сохранился подлинный каменный пол. Богородичная церковь меньших размеров, с небольшой звонницей. Весь западный фасад прекрасно декорирован каменной резьбой. Над входом – надпись, повествующая о строительстве храма. В церкви у южной стены находится могила Елены Балшич. К церкви были пристроены два придела. Южный, открытый, служил как усыпальница. От него остались только развалины. Обе церкви были расписаны, но следов живописи не осталось.

Во времена турок монастырь опустел, и от него стались только разграбленные две церкви. Благовещенскую церковь в начале 20 века восстановил черногорский король Николай I (за здравие своей супруги Милены) и посвятил её Положению риз Пресвятой Богородицы, так как Горичский сборник, из которого стало известно о первоначальном посвящении церкви, был ещё не известен.

Однако в драматических событиях XX века монастырь вновь запустел и ещё не восстановлен.

Монастырь Морачник

Находится на одноимённом острове, в восточной его части, у южного берега Скадарского озера, в 19 км от черногорского городка Вирпазар и в 13 км от границы с Албанией. Обитель построена в период между 1404 и 1417 гг. зетским господарем (1402-1421) Балшей III Балшичем.

Небольшая церковь Успения Пресвятой Богородицы (ныне освящённая в честь иконы Божией Матери «Троеручница» с приделом Св. Иоанна Дамаскина) принадлежит к типу храмов с тремя конхами, характерному для скадарских церквей времён Балшичей. Она тоже была расписана, но следов живописи не сохранилось. Вскоре после строительства к ней был пристроен притвор (ныне в разрушенном состоянии). Восточнее церкви находился келейный корпус, а южнее – трапезная. Между ними была 4-х этажная башня, остатки которой возвышаются над церковью и сейчас. На верхнем этаже была часовня (также как и в башне монастыря Пречистая Краинская).

Морачник просуществовал недолго и при турецкой власти скоро опустел и дошёл до наших дней в полуразрушенном состоянии.

В 1963г. была проведена частичная реставрация, в ходе которой над церковью был восстановлен купол. В 1985г. были проведены археологические работы. На самой высокой точке в центре острова были найдены остатки ещё одной церкви Преображения Господня, построенной приблизительно в тоже время, что и Успенская церковь. Рядом с Морачником находится островок Топоана, на котором тоже найдены остатки церкви триконховой основы.

Возрождаться монастырь стал в конце 1990-х гг., когда его настоятелем был назначен иеромонах Йован (Чулибрк), известный сербский православный публицист, работающий в журнале и на радио «Светигора».

Библиография:
на сербском языке:
1. Т. Пеjовиh «Манастири на тлу Црне Горе», Нови Сад — Цетинье, 1995г., с. 107-111
2. М.Н. Новаковиh, Р.В. Миклуш «Светиньама у походе», Београд, с. 239-240
3. Званични сајт Митрополије црногорско-приморске
http://www.mitropolija.cg.yu/ustrojstvo/manastiri/index.html
4. Kulturne bastine Crne Gore – “Manastiri Balsica na Skadarskom jezeru”
http://www.heritage.cg.yu/spomenici/skadarsko.htm
5. “Manstiri na Skadarskom jezeru”
http://www.visit-montenegro.com/kultura/mskadarsko.htm

4 июля 2002 г.

pravoslavie.ru

Каменный остров (Кубенское озеро) — Википедия

Ка́менный (Спас-Ка́мень, Спас-Каменный) — небольшой островок в Кубенском озере размером 82 м с севера на юг и 160 м с запада на восток. Как отмечалось в Журнале Московской Патриархии: «Мал Каменный остров на озере Кубенском: на футбольном поле стандартного размера он спокойно поместится целиком»[1].

Административно относится к Устьянскому сельскому поселению Усть-Кубенского района Вологодской области. Его история тесно переплетена с историей Спасо-Каменного монастыря, расположенного на этом острове.

Каменным остров назвали из-за очень твёрдой и жёсткой почвы, а также из-за разбросанных по его поверхности валунов, оставленных пропоровшим озёрное ложе ледником[1]. Кроме того каменистые гряды расположены и под водой вблизи острова[2]. Спасом он назван по имени Спасо-Преображенского храма (ныне разрушенного), главного храма монастыря[3].

В летний межень из понижения уровня воды в озере обнажается рукотворная песчаная коса, связывающая Каменный с соседним Банным островом в дельте реки Кубена[1].

Спасо-Каменный монастырь[править | править код]

19 августа 1260 года на берег острова был вынесен попавший в лютую бурю белозерский князь Глеб Василькович, внук великого князя Ростовского Константина Всеволодовича. Князь, молясь Богу о спасении, дал обет основать на том месте обитель, где суда пристанут к какому-нибудь берегу. Остров впрочем не оказался пустынным: князь нашёл на нём несколько пустынножителей (около 23), которые, проводя здесь иноческую жизнь, занимались проповедью Христовой веры среди побережных жителей-язычников. Пустынники имели у себя небольшую часовню для молитвенных собраний. Созданная князем обитель, названная Спасо-Каменною, с самого-же начала своего существования стала под особое покровительство князей Белозерских и быстро достигла высокой степени процветания, как по своей иноческой жизни, сиявшее святостью многих подвижников, принимавших здесь пострижение, так и в отношении своего материального благосостояния. Со времени князя Димитрия Донского обитель становится известной и великим князьям московским.

Икона преподобного Иоасафа Каменского с изображением Монастыря. XVIII век

Добраться до Спас-Каменного острова нелегко в любое время года. Летом и осенью волны бывают столь сильные, что уносят даже лёгкую моторную лодку. Зимой встаёт лед, но и это не самый надежный способ добраться до острова. Вся история острова и возникшего на нем в XIII веке монастыря неразрывно связана с противостоянием природе[4].

В XV веке Спасо-Каменный монастырь — крупный религиозно-культурный центр, где подвизались Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Иоасаф Каменский (сын местного князя Дмитрия Заозерского).

После учреждения монастырских штатов с изъятием в казну монастырских имуществ для Спасо-Каменной обители наступило время упадка, который был ускорен ещё большим пожаром в 1774 году, истребившим дотла все деревянные монастырские строения. После этого пожара Спасо-Каменный монастырь был закрыт. И это запустение продолжалось 26 лет.

В 1801 году, по повелению императора Павла I, обитель была восстановлена под именем Белавинской Спасо-Преображенской пустыни, так как сюда была переведена братия Белавинской Богоявленской пустыни вместе с имуществом. В 1892 году по указу Святейшего Синода монастырю было возвращено его прежнее наименование Спасо-Каменного.

В 1876 году на острове с разрешения епархиального начальства Императорским российским обществом спасения на водах была открыта первая и единственная в губернии спасательная станция. На крыше настоятельского корпуса установили маяк, а из Петербурга на Спас-Каменный привезли пятитонный колокол, отлитый из гильз, оставшихся после войны 1812 года. С помощью колокола подавали сигнал во время туманов и метелей[4].

В 1915 году установленный маяк на крыше братской кельи был разрушен огромными льдинами с озера.

Советский период[править | править код]

В 1925 году монастырь был закрыт советской властью. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые разбежались по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания[4].

В 1931 года на острове был оборудован пост гидрологических наблюдений[2].

В 1937 году ради кирпича, который хотели использовать для строительства местного Дома культуры, был взорван Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства. В результате из монастырских построек на острове сохранилась лишь уникальная Успенская церковь-колокольня XVI века.

В войну на острове был организован пункт по приёму и переработке рыбы.

До 1971 года здесь жил штатный сторож районного управления культуры. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и охотников.

В 1976 году на острове была открыта первая в своём роде и единственная во всей губернии спасательная станция. Она состояла из 2 маяков и предохранительного поста.

Современный период[править | править код]

Церковь Иконы Божией Матери Утоли Моя Печали в Спасо-Каменном монастыре. 2016 год

C 1991 года силами энтузиастов во главе с Александром Пилигиным начались работы по восстановлению построек Спасо-Каменного монастыря[4].

В 2006 году на Каменном острове, указом архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко), было учреждено архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь»[5].

В 2013 году с «большой земли» на остров проложили электрический кабель.

6 октября 2017 года Священный синод Русской православной церкви постановил открыть Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь[6].

ru.wikipedia.org

Путешествие в Рдейский монастырь — DRIVE2

Спрятанный посреди бескрайних болот, Рдейский монастырь — одно из самых загадочных мест Новгородской области. Попасть сюда на колесной технике большую часть года практически невозможно, но нам все же удалось сделать это на стандартном Mitsubishi L200.

Посреди самого большого в Европе болота — Рдейского — есть огромное озеро. Формой своей оно похоже на неправильную восьмерку (знак бесконечности?). Перешеек образует два полуострова, на одном из которых и находится Рдейский монастырь, своим масштабом поражающий даже на спутниковых снимках.

Попасть сюда непросто. До ближайшей дороги — 12 километров болотной топи, большую часть времени преодолимой лишь на гусеничном вездеходе или болотоходе. Еще один вариант — идти пешком. Одна надежда — на суровый мороз, сковавший топь ледяными оковами.

450 километров по Новой Риге от Москвы до Торопца — это пять часов. Ледяная трасса Торопец-Холм — чуть больше сотни километров, но этот участок занимает еще почти три часа.

Узкая заснеженная дорога, лед, ямы — все это вытрясает душу и вынуждает быть особенно осторожным.

По сторонам проплывают черными истлевшими островками брошенные избы. Единственная жизнь здесь — в оазисах живых еще деревень и на лесопилках, которые примечаешь по тут и там сваленным в груды бревнам.

Указатель, знаменующий о переезде из Тверской области в Новгородскую — еще один из немногих признаков цивилизации.

От Холма до Наволока, последней «асфальтовой» точки маршрута — всего два десятка километров. Нужно принять решение — стучаться ли в дверь к местному жителю Владимиру, владельцу г

www.drive2.ru

Свято-Троицкий Островоезерский монастырь — Википедия

Свято-Троицкий Островоезерский монастырь — возрождаемый монастырь на одном из островов Ворсменского озера в Нижегородской области (близ города Ворсма).

Монастырь основан в конце XVI века схимонахом Макарием в Горбатовском уезде Нижегородской епархии, при селе Ворсме, в 58 верстах от Нижнего Новгорода.

Монастырь был поставлен на острове посреди Ворсменского озера, отчего и получил название Островоезерского. С восточной стороны его протекает река Доскинская, с западной река Кишма, с южной и с северной обходит Ворсменское озеро состоящее из многих островков, поросших кустарником, тростником и травою.

С 1588 по 1743 год несколько поколений князей Черкасских были строителями и благоукрасителями Островоезерского монастыря. Они построили все деревянные а позднее и все каменные храмы, келейные корпуса и ограду обители.

В 1682 году митропролит Павел дал грамоту на построение теплой церкви преподобного Михаила Малеина, а 31 августа 1688 года дал грамоту на построение каменных церквей вместо деревянных.

В XVII веке монастырь на средства князей Черкасских монастырь был отстроен в камне. При монастыре хранились святыни: крест с частицей Ризы Господней и Казанская икона Божией Матери, дар князя Бориса Черкасского.

Начиная с 1743 года несколько поколений рода Шереметевых обеспечивали монастырь не только угодьями братии, но и хлебом, деньгами, лесом, а также разными материалами для устройства церковной Ризницы.

Монастырь упразднён в 1930-е годы, в 1950-е были полностью разобраны монастырская ограда и разрушены два каменных храма — Троицкий и Казанский. Сохранились только полуразрушенные братский корпус, фрагменты ограды и надвратная церковь Михаила Малеина. В 1995 году остатки монастырских построек и остров были взяты под охрану государства.[1]

В 2007 году объявлено о предполагаемом возрождении обители.[2] 16 апреля 2007 года на месте монастыря был совершён первый молебен.[1] Была отреставрирована одна из башен ограды, в которой разместилась часовня.

3 июля 2008 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий подписал распоряжение «монахине Иосифе (Егасовой) иметь попечение о возрождающейся обители», а также благословил принимать сестёр, желающих вступить в женскую общину при монастыре.[3] Для проживания сестёр поблизости от монастыря был арендован дом.[3] Велись работы по разработке проектной документации.[3]

30 декабря 2008 года архиепископ Георгий освятил первые сестринские кельи, находящиеся в небольшом двухэтажном деревянном здании, рядом с монастырским комплексом.[4]

31 мая 2009 года архиепископ Георгий благословил совершать при обители молебны с акафистом три раза в неделю.[5]23 июля в день Перенесения Ризы Господней в Москву в восстанавливающимся храме планируется провести первую Литургию.

7 июня 2009 года в День Святой Троицы на месте разрушенного до основания Троицкого храма был совершён первый молебен, а накануне на месте алтаря — установлен поклонный крест.[6]

Восстанавливаемая надвратная церковь во имя Преподобного Михаила Малеина. Февраль 2010

31 декабря 2009 года был освящён восстановленный храм в честь святого Михаила Малеина.[1]

В январе 2010 года специалисты мастерской «Ковчег» завершили работу над иконами для иконостаса надвратной церкви во имя святого Михаила Малеина.[1] Иконостас выполнен в русском стиле XV века, иконы — на золотых фонах вкупе с тябловой резьбой.[1] На весну запланирован монтаж готового иконостаса.[1] Также в планах работников мастерской с наступлением тёплого времени начать роспись храма в монастыре.[1] Добровольцы из московского объединения «Реставросъ» вели подготовительные работы: перевозили на остров строительные материалы и вели расчистку территории.[7] Администрация Павловского района организовала ремонт моста через озеро.[7]

На начало 2010 года в обители проживало две насельницы: монахиня Иосифа и её помощница Галина.[7]

Весной 2010 года над церковью в честь святого Михаила Малеина началось строительство колокольни, которая станет самой высокой точкой монастыря.[8] Одновременно было начато восстановление Троицкого собора.[8] 28 июня архиепископ Георгий совершил в строящемся храме молебен и чин закладки первого камня в основание собора.[9] Освящение креста на купол Троицкого собора состоялось 3 ноября 2010 года.[10]

Во время визита 30 июня 2011 года архиепископ Георгий освятил поклонный крест, установленный у входа в монастырь.[11] На берегу озера была освящена небольшая часовня с иконой Божией Матери «Экономисса».[11]

12 августа архиепископ Георгий провёл в монастыре совещание на котором были определены даты завершения работ по строительству Троицкого Собора и утвержден график работ по воссозданию келейного корпуса, а также вопрос энергоснабжения обители.[12] Также рассматривался вопрос восстановления Никольского храма в Ворсме.[12]

18 сентября 2011 года в восстановленном Троицком соборе состоялась первая Божественная литургия, после которой было совершено перезахоронение останков основателя обители схимонаха Макария.[13] Архиепископу Георгию сослужил епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл.[13]

4 июня 2012 года епископ Выксунский и Павловский Варнава (Баранов) совершил чин закладки храма в честь Казанской иконы Божией Матери.[14]

  1. 1 2 3 4 5 6 7 Ермолина, Анна Мастерская «Ковчег» завершила работу над иконами для иконостаса Островоезерского женского монастыря (фото) (неопр.). Нижегородская и Арзамасская епархия (29 января 2010 года). Дата обращения 1 февраля 2010. Архивировано 2 марта 2012 года.
  2. ↑ В Нижегородской области возродят православный монастырь на острове (недоступная ссылка)
  3. 1 2 3 Фалина, Татьяна В Ворсменском Островоезерском монастыре возобновляется монашеская жизнь (неопр.). Нижегородская и Арзамасская епархия (15 июля 2008 года). Дата обращения 1 февраля 2010. Архивировано 2 марта 2012 года.
  4. ↑ Владыка Георгий освятил сестринские кельи возрождающегося Свято-Троицкого Островоезерского монастыря в Ворсме, Нижегородская епархия, 30 декабря 2008 года
  5. ↑ В Свято-Троицком Островоезерском монастыре начались восстановительные работы, nne.ru, 31 мая 2009 года
  6. ↑ На Троицу в Островоезерском монастыре был совершён первый молебен на месте Троицкого храма, nne.ru, 9 июня 2009 года
  7. 1 2 3 Ермолина, Анна В Свято-Троицком Островоезерском монастыре идет подготовка к весеннему строительству (фото, видео) (неопр.). Нижегородская и Арзамасская епархия (30 января 2009 года). Дата обращения 1 февраля 2010. Архивировано 2 марта 2012 года.
  8. 1 2 В Свято-Троицком Островоезерском монастыре отметили престольный праздник (фото) (неопр.). Нижегородская и Арзамасская епархия (24 мая 2010 года). Дата обращения 26 мая 2010. Архивировано 2 марта 2012 года.
  9. Фалин, Артем Архиепископ Георгий совершил чин закладки первого камня в основание Троицкого собора Свято-Троицкого Островоезерского монастыря (фото, видео) (неопр.). Нижегородская и Арзамасская епархия (28 июня 2010 года). Дата обращения 28 июля 2010. Архивировано 2 марта 2012 года.
  10. Фалина, Татьяна Архиепископ Георгий освятил крест для главного храма Свято-Троицкого Островоезерского монастыря (фото) (неопр.). Нижегородская епархия (3 ноября 2010 года). Дата обращения 4 ноября 2010. Архивировано 2 марта 2012 года.
  11. 1 2 Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий посетил Павловский район (фото, видео) (неопр.). Нижегородская епархия (30 июня 2011 года). Дата обращения 5 июля 2011. Архивировано 2 марта 2012 года.
  12. 1 2 Крапивина, Людмила Архиепископ Георгий совершил молебен в Свято-Троицком Островоезерском монастыре (неопр.) (12 августа 2011 год). Дата обращения 13 августа 2011. Архивировано 2 марта 2012 года.
  13. 1 2 Фалина, Татьяна В Островоезерском монастыре состоялось перезахоронение останков его основателя схимонаха Макария (неопр.). Нижегородская епархия (18 сентября 2011 года). Дата обращения 29 сентября 2011. Архивировано 2 марта 2012 года.
  14. Фалин, Артём Епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил чин закладки Казанского храма в монастыре города Ворсма (фото) (неопр.). Нижегородская митрополия (5 июня 2012 года). Дата обращения 6 июня 2012. Архивировано 26 июня 2012 года.

ru.wikipedia.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *