Монастырь на озере – Спасо-Каменный монастырь — Википедия

Содержание

Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере

Озеро Кубенское одно из самых больших водоемов Вологодской области.
Посередине Кубенского озера на маленьком каменистом островке размером 120 метров в длину и 70 метров в ширину, когда-то, как сказочный город пушкинского князя Гвидона, вставал из вод Спасо-Каменный монастырь.

Монастырь этот возник около 1260 года.

Его основатель – князь Глеб Василькович, первый из князей самостоятельного Белозерского княжества.

Предание об основании монастыря рассказывает, как князь Глеб, плывя из Белоозера в Великий Устюг, был застигнут в пути на Кубенском озере сильной бурей. Судно его прибило к маленькому островку, называемому Каменным. В честь своего спасения он создал здесь храм и устроил монастырь.

Частые пожары преследовали монастырь. В 1476 пожар испепелил деревянное чудо Спасо-Каменного монастыря. Вместо сгоревшего, на средства вологодского князя Андрея Меньшого, в 1481 году был поставлен первый на Севере каменный храм — Спасо-Преображенский. Храм является уникальным сооружением, оказавшим огромное влияние на архитектуру края. Второе каменное сооружение — Успенская теплая церковь – колокольня с трапезной палатой. Ее строительство было закончено в 1549 году. Девять лет спустя, в монастыре была построена третья каменная церковь. Монастырь не имел крепостных стен, а был обнесен рядом деревянных келий, стоявших на «ряжах» прямо в воде.

В 30-е годы большевиками монастырь был разрушен. Долгие годы Успенская церковь одиноко и печально стояла посреди острова.

В настоящее время рядом церковью расположилась часовня в честь всех святых, выстроенная летом 1998 года.

В 1991 году трудами устьянского архитектора Александра Асафова и вологжанина Александра Плигина обитель начала возрождаться.
В январе 2004 года хранитель острова Спас Каменный А.Н. Плигин умер. Упокоен он на острове, около восточной стены часовни.

Возрождение Спасо-Каменного монастыря в настоящее время продолжает его семья.

Спас-Каменный хорошо просматривается с трассы Вологда – Медвежьегорск.

В летнее время попасть на остров можно со стороны Устья Кубенского по отмели (когда низкая вода), либо по воде на лодке. Зимой – по льду.

Источник

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться

extremal.mirtesen.ru

Спасо-Каменный монастырь (Вологодская область, Усть-Кубинский район, остров Каменный): история и современность

Спасо-Каменный монастырь в Вологодской области — один из древнейших в России. Его история начинается в середине XIII столетия. После революции монастырь был закрыт, а затем и вовсе разрушен. В каком состоянии находится обитель сегодня?

Основатель обители

Излагая историю Спасо-Каменного монастыря, стоит рассказать о Глебе Васильковиче — человеке, благодаря которому был когда-то построен храм на территории обители. В 1237 году в семье Ростовского князя на свет появился сын. Сам же князь спустя несколько месяцев погиб в сражении с монголо-татарами. Сын, которого нарекли Глебом, вырос в Ростове. У него был старший брат, которого он, согласно историческим документам, сопровождал в семилетнем возрасте в поездках в Орду, осуществлявшихся для важных переговоров с Батыем.

Глеб владел уделом в Белозёрово, где и поселился, когда повзрослел. А в 1257 году женился на татарской княжне. Глеб Василькович известен, во-первых, как муж внучки Батыя, во-вторых — как основатель Спасо-Каменного монастыря. В летописях говорится о том, что человек этот был крайне богобоязненным, удивительно щедрым и на редкость (для князей) кротким. Он весьма почитал монашеский чин и ревностно относился к церковному благолепию. Именно благодаря Глебу в XIII веке в Белозерском крае появились церкви.

Но не будем излагать подробно биографию основателя Спасо-Каменного монастыря, хотя она и богата подвигами и удивительными событиями. Расскажем о том, что вдохновило князя однажды заложить на Каменном острове храм.

Чудесное спасение князя

Монастырь был основан в августе 1262 года. А предшествовало его строительству следующее событие. Однажды Глеб Василькович попал в ужасную бурю. Неистово молясь, он дал обет построить монастырь там, куда его вынесут волны. Если, конечно, вынесут — в спасении, несмотря на всю безграничную веру в божественную помощь, Глеб уже сомневался. Но Бог всё-таки услышал молитвы князя. Глеб Василькович оказался на берегу небольшого острова. Здесь проживали люди, среди них были и христиане, и язычники. Имелась даже небольшая часовня. Глеб Василькович сдержал обет и построил на острове православный храм.

Каменный остров

Длина острова составляет всего 160 метров, ширина — 82 метра. Каменный остров находится в Кубинском озере. В первые годы своего существования обитель находилась под покровительством Белозерских. Уже в тринадцатом веке наступил расцвет монастыря — слава о нем довольно быстро распространялась. Многие сподвижники принимали здесь пострижение. Во времена Дмитрия Донского Спасо-Каменная обитель стала известна и в Москве. На остров приезжали князья в надежде, что молитва на территории этого монастыря принесет им победу в очередном сражении.

Стоит сделать некоторое отступление и рассказать вкратце о местности, где расположен остров. На протяжении нескольких веков на Русском севере было немало величественных храмов. Но монастырь на Каменном острове занимал особое, почетное место. Князья вкладывали немалые средства в его развитие. Во времена Петра I транспортное значение Русского севера ослабло. Долгое время этот регион находился в некоторой консервации. Интерес к нему возродился только в двадцатом столетии, благодаря произведениям русского зодчества.

Первые разрушения

Мрачный период в истории Спасо-Каменного монастыря относится в XVIII столетию. Большая часть имущества была конфискована и направлена в государственный бюджет. А вскоре произошел пожар, уничтоживший деревянные постройки.

XIX век

Ситуацию исправил Павел 1 — сын Екатерины, убитый в 1802 году. Вопреки общепринятому мнению, правление этого императора не основывалось исключительно на самодурстве и странных причудах. Да, он ввел цензуру, превратил дворцы своей матери в конюшни, а его реформы были довольно жесткими. Но что-то хорошее всё же он для культуры России сделал. Например, приказал восстановить несколько монастырей, в том числе и тот, что находится в Усть-Кубинском районе Вологодской области.

Правда, спустя более чем сто лет в России появились очередные варвары, разрушавшие всё, что внушало им страх и опасения. Но это уже случилось значительно позже. А в девятнадцатом столетии монастырь развивался, снова приобретал религиозное значение.

Советская власть

Наступил XX век со своими треволнениями и опасным духом свободы. Монастырь тем временем приобретал все большее культурно-религиозное влияние. До революции здесь находилось около тридцати монахинь и более 150 послушниц. Они были изгнаны из стен обители в 1917 году. Приходского священника расстреляли представители новой власти.

В 1920 году монастырь закрыли. Но спустя несколько месяцев работникам городского исполкома пришла в голову мысль использовать помещение упраздненной обители в более практичных целях. Здесь разместили военкомат и земельное управление. В здании церкви открылись сельскохозяйственные курсы.

Колония для несовершеннолетних

Всего за несколько лет на территории монастыря располагался в разное время и клуб, и детское учреждение, и хлебозавод, и склады. Были мысли организовать в бывших молитвенных помещениях и колонию для малолетних преступников. Но беспризорники — народ свободолюбивый. Пробыв здесь несколько месяцев, они разбежались. Как им удалось покинуть Каменный остров, неизвестно.

В 1937 году монастырь, который несколько столетий подряд являлся крупным культурно-религиозным центром, был полностью разрушен. Его взорвали. Но не потому, что постройки напоминали о несправедливых «поповских временах», а потому, что для строительства нового Дома культуры требовался кирпич, которого раздобыть больше было негде.

Необитаемый остров

Несколько десятилетий эти места находились в полнейшем запустении. Остров стал пристанищем для охотников и рыбаков. До наших дней из построек, существовавших еще в начале XX столетия, сохранилась лишь Успенская церковь-колокольня, построенная в 15-16 веке. До начала семидесятых годов здесь неизменно присутствовал сторож. Для чего нужна была эта должность и что охранял ее обладатель, сказать сложно. Но в 1971 году ее упразднили.

Возрождение

В начале девяностых годов началось постепенное восстановление монастыря. Занимались этим преимущественно энтузиасты. Серьёзной финансовой поддержки не было. К концу девяностых средства начали поступать из государственного бюджета. В 2006 году учредили на острове Спасо-Каменное Подворье, был назначен настоятель.

Активное возрождение обители началось в начале двухтысячных. Постройки тогда, конечно, представляли собой зрелище печальное. Наружные стены на протяжении почти ста лет не подвергались ремонту. Крыша провалилась. Была разрушена и колокольня, и алтарная апсида храма. После 80 лет запустения первая литургия состоялась в июле 2001 года. К зиме удалось провести электричество и отопление. На территории монастыря соорудили скамейки. Постепенно приобретались иконы.

Спасо-Каменный монастырь: описание

Те, кто регулярно проезжает по Кирилловской дороге, уверяют, что колокольню, расположенную на территории монастыря, в ясный солнечный день видно издалека. Помимо неё, в состав обители входят братско-настоятельский корпус, гостиница и трапезная. Постройки были воздвигнуты не так давно. Как утверждают местные жители, даже 15-20 лет назад, когда на острове еще не было электричества, эти места притягивали огромное количество паломников. И климат, который довольно суров, их не пугал.

Гостиничный комплекс представляет собой одноэтажную постройку. Это небольшое здание, как и корпус, и трапезную, находящиеся рядом, издали разглядеть нельзя. Но взору открывается удивительная картина — высокий светлый одноглавый храм, окруженный гладью воды. Если, конечно, смотреть на него летом, весной или ранней осенью. Зимой же здесь совершенно иной пейзаж. Как выглядит Спасо-Каменный монастырь в заснеженную пору, можно увидеть на фотографии, расположенной ниже.

Каменный остров часто называют просто — Спас-Камень. Есть ещё одно название — Вологодский Афон. Это именование связано с тем, что в годы правления Дмитрия Донского здесь служил игумен Дионисий Грек — человек весьма сурового нрава. Он установил в монастыре жёсткий Афонский устав.

Отзывы

В будние дни здесь всегда большое количество волонтеров и прочих сподвижников. В начале недели на катере приезжают строители, которые в течение пяти дней занимаются восстановлением территории. В воскресенье, согласно отзывам, остров почти пустынный. Здесь необыкновенная атмосфера. Живописный вид открывается с колокольни на озеро. Отсюда можно и рассмотреть небольшую часовенку, возведенную в конце девяностых годов.

В последние годы озеро существенно обмелело. Таких бурь, которые были в Средневековье, уже давно нет. Именно поэтому, возможно, обитатели колонии, которую здесь пытались создать представители советской власти более восьмидесяти лет назад, покинули остров так легко.

Легенды о монастыре

Прибывающие на остров в первую очередь видят табличку, которая расказывает о правилах монастыря. Здесь также изложена краткая история обители. К слову сказать, версия, приведенная выше, возможно, является легендой. Ведь существует еще одна история, посвящённая основанию монастыря.

Новгородский воевода, пересекая озеро, увидел на берегу язычников. Он долго беседовал с ними: пытался обратить в христианскую веру. Но все попытки оказались тщетными. На обратном пути воевода решил действовать более радикальными методами. Он сошел на берег и, недолго думая, разрушил языческое капище. На его месте поставил крест, где чуть позже и был построен монастырь. Язычники почему-то не вернулись и крест не уничтожили. Их словно след простыл. Первая версия, пожалуй, внушает больше доверия.

Ещё одна легенда гласит о том, что на остров когда-то прибыл Василий III с женой. У князя не было детей, оставалось лишь молиться Богу, что он и делал в одном из самых прославленных в ту пору монастырей. Не очень удачная легенда, потому как получается, что благодаря обители на свет появился один из самых жестоких русских правителей.

В январе до обители можно добраться по льду. Весной же он тает, создаются проблемы для построек, расположенных на берегу. В конце XIX века здесь произошел небывалый случай. Огромный камень весом 500 пудов был выброшен волнами на крышу кельи. Монахи с трудом сбросили его на землю. Посетители уверяют, что эта глыба и по сей день находится среди разрушенных построек. В 1915 году от непогоды пострадала и башенка маяка. Находилась она, кстати, в том самом месте, куда когда-то был заброшен валун.

Святой на Каменном острове

В истории каждого монастыря есть страницы, посвященные жизнеописаниям некоторых его монахов. В обители, расположенной на Каменном острове, когда-то служил Дионисий Глушицкий, причисленный к лику святых. Он родился недалеко от Вологды в 1363 году. Будучи отроком, поступил в Спасо-Каменный монастырь в качестве послушника, вскоре был пострижен в монахи.

Обитель тогда находилась в превосходном состоянии. А значит, по мнению Глушицкого, делать ему здесь было нечего. Спустя девять лет после пострижения он отправился в монастырь, находящийся в запустении, дабы восстановить его. Монах прожил более 70 лет, многие годы занимался восстановлением храмов. Биографию Дионисия Глушицкого нередко связывают с монастырем, в котором он начал свой духовный путь.

fb.ru

СПАСО-КАМЕННЫЙ МОНАСТЫРЬ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Один из старейших монастырей Русского Севера. Находится на острове Каменный на Кубенском озере, невдалеке от села Устье, Усть-Кубенского района.

Принято считать, что монастырь был основан во второй половине XIII века, что делает его одним из древнейших монастырей Русского Севера. Кроме того, это первый каменный монастырь на Русском Севере. В 1774 году на острове возник мощнейший пожар, уничтоживший практически все деревянные постройки, после чего монастырь был закрыт. В 1801 году обитель возобновилась и монастырь просуществовал до 1925 года. В 1937 году древнейший храм Русского Севера 1481 года постройки был взорван с целью получения кирпичей для строительства местного Дома культуры. С 1991 года силами энтузиастов под руководством А. Н. Плигина началось восстановление Спасо-Каменного монастыря, продолжающееся и по сей день.

Основание монастыря

По преданию в августе 1260 года белозерский князь Глеб Василькович «плыл на струге из отчины своей от Бело-озера к городу Устюгу рекою Порозовицею и взошел в озеро Кубенское, но волны были так велики на озере, что князь должен был простоять десять дней у берега, там, где церковь Преподобного Антония Великого. Едва утихла пучина, и двинулся он в путь, как опять настигла черная туча со страшным громом и молниею, и княжий насад начал заливаться волнами. Князь с людьми своими стали молиться Всемилостивому Спасу, дабы избавиться им от надлежащей беды и дали обет: где и в какой день принесет их ко брегу, на том месте соорудить церковь во имя празднуемого Святого и устроить обитель. И вот, благоволением Божьим в 6 день августа, на праздник Преображения Господня принесло их бурею на средину озера к острову, называемому Каменным».

На острове на тот момент находилось порядка 23 пустынножителей. По-видимому, это были выходцы с пристани Антоний, рядом с которой стояла Антониевская церковь, считающаяся одной из самых ранних северных церквей. Проживавшие на острове старцы вели иноческий образ жизни и занимались проповедью Христовой веры среди обитавших по ближайшим берегам язычников. «По причине их убожества и нападения неверных человеков церкви у них не было». Глеб Василькович, бывший, к слову, внуком великого князя Ростовского Константина Всеволодовича и мужем внучки Батыя, и имевший в силу этих обстоятельств большое влияние, сдержал свое слово и в короткий срок на острове была возведена Преображенская церковь.

Монастырь в XV-XIX веках

Следующей вехой в истории монастыря становится первая половина XV века, когда настоятелем Спасо-Каменного монастыря по воле великого князя Дмитрия Ивановича Донского становится Дионисий Грек. Согласно «Сказанию о начале Спасо-Каменного монастыря», Дионисий был афонским пострижеником. По мнению А. Е. Тарасова, Дионисий мог быть русским или южным славянином, уехавшим в Грецию.

Данное событие свидетельствует о том внимании двора московского князя, которые было обращено на столь отдаленный северный монастырь. И подобная опека вполне ясна.

Спасо-Камень наряду с Кирилло-Белозерским монастырем являлся в XV веке крупнейшим культурно-религиозным центром. Даже Ферапонтов монастырь не мог похвастаться таким влиянием в северных землях. В Спасо-Каменном монастыре приняли монашеский постриг множество будущих великих подвижников, чьими трудами и молитвами создавалась Северная Фиваида. Среди них были преп. Дионисий Глушицкий, преп. Александр Куштский, преп. Евфимий Сянжемский, преп. Иоасаф Каменский.

В 1481 году ростовскими мастерами был возведен первый на Русском Севере каменный собор, который освятили в честь Преображения Господня. 9 годами позднее в 1490 году эти же мастера возвели в Ферапонтовом монастыре собор Рождества Богородицы.

В 1541 году была возведена теплая трапезная церковь во имя Успения Богоматери «иже под колоколы».

Примечательным является тот факт, что Иван IV Грозный, неоднократно посещавший Вологду, ни разу не был в Спасо-Каменном монастыре. Однако известно, что царь прислал на остров колокол.

В 1650 году игумен Маркелл установил раку для мощей преподобного Иоасафа Каменского.

В 1773 году на острове случился мощнейший пожар, после которого обитель была упразднена, а братия переведена в Духов монастырь в Вологде, получивший в 1775 году название Спасо-Каменного – по наименованию сгоревшего и упраздненного островного монастыря.

В 1801 году повелением императора Павла I сгоревшая обитель была восстановлена, и на остров переведена братия Белавинской Богоявленской пустыни. Так островной монастырь получил название Белавинской Спасо-Преображенской пустыни.

В 1892 году монастырю указом Синода было возвращено исходное наименование Спасо-Каменного.

Монастырь в ХХ-ХХI веках

В 1925 году монастырь был закрыт. В 1937 году была предпринята попытка добыть на острове кирпич для строительства Дома культуры путем взрыва Спасо-Преображенского собора. Однако подорвать древние стены таким образом, чтобы можно было их использовать в дальнейшем, большевикам не удалось, поэтому по сей день в центре острова лежат разрушенные стены собора.

До 1971 года здесь жил штатный сторож районного управления культуры. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и охотников.

С 1991 года усилиями энтузиастов под руководством А. Н. Плигина и А. А. Асафова началось восстановление монастыря. В 1993 году Александр Асафов скончался, и работы по возрождению обители продолжил Александр Плигин. В 2004 году скончался Александр Плигин, дело его продолжают вдова, Надежда Александровна, и дети.

Сейчас уже восстановлены гостиничный корпус, колокольня с Успенской церковью, идут работы по восстановлению трапезной палаты. На острове создано архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь».

 

w.histrf.ru

Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере. Трагическая история о влюбленном монахе.

Трагическая история о влюбленном монахе

С этой отмелью связана и романтическая история, которую любят рассказывать окрестные жители. Будто бы один из монахов влюбился в девушку, живущую в одной из деревень на берегу. Приходить на свидания к ней он мог только в темное время суток, когда никто в монастыре не видел его отсутствия. Для того, чтобы монах не сбился с дороги, то есть с «банной» отмели, девушка выставляла на берегу фонарь, на который, как на маяк, и шел в темноте монах. Его деревенский соперник выследил парочку и решил монаху отомстить, переставив в одну из ночей фонарь на другое место. Монах пошел по привычке на огонь фонаря, оступился, упал в воду и утонул. Такая вот история, одна из легенд Кубенского края.

Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере. Трагическая история о влюбленном монахе.

45 километрах к северо-западу от Вологды, среди вод огромного Кубенского озера затерялся крошечный островок, длиной не превышающий ста метров. На острове, окруженная грудой развалин, стоит одинокая полуразрушенная колокольня.

Это все, что осталось от некогда знаменитого Спасо-Каменного монастыря, одной из древнейших обителей на Русском Севере.

Основную сложность в вопросе достижения острова представляют просторы Кубенского озера. Летом можно порекомендовать лодку, зимой — лыжи. Сплавляться удобнее всего от поселка Устье Кубенское, до которого 5-7 раз в день ходят автобусы из Вологды. На лыжах же в определенном смысле проще пересекать озеро в обратном направлении со стороны шоссе Вологда-Вытегра, которое в требуемом районе изобилует автобусами — не менее 12 рейсов в день. Точку выхода из автобуса полезно соотносить с направлением ветра.

Принято считать, что Спасо-Каменный монастырь был основан около 1260 года князем Глебом Васильковичем — первым из князей самостоятельного Белозерского княжества. Легенда гласит, что плыл князь из своего Белоозера в Великий Устюг, да и застигла его на озере Кубенском великая буря. В минуту опасности князь дает обет выстроить церковь и монастырь в месте, где ему доведется (если доведется вообще) пристать к берегу. (Ср. Кий-остров.) Местом этим оказывается маленький островок, называемый Каменным.
Десантировавшись, князь обнаруживает на острове 23 инока, не имеющих при себе никаких строений кроме крошечной часовни. Не мешкая, князь повелевает поставить церковь во имя Преображения Господня и деревянные кельи. Именно этот момент и считается точкой отсчета в истории Спасо-Каменного монастыря.
Надо отметить, что к тому моменту на Русском Севере существовало всего лишь три монастыря — Кайсаровский близ Вологды и Троице-Гледенский с Михайло-Архангельским в Великом Устюге. Поэтому новая обитель, находившаяся, к тому же, под покровительством белозерских князей быстро богатела и благоустраивалась. К 15-му веку монастырь достиг пика своего расцвета, но сильный пожар 1478 года обратил в пепел все. Однако, нет худа без добра, и это трагическое происшествие послужило толчком к началу каменного строительства.
Итак, в том же 1478 году началось сооружение Спасо-Преображенского собора — первого каменного храма на Русском Севере. Каменщики для его строительства были выписаны из Ростова, кирпич привезен из Твери, а белый камень, который здесь был использован лишь в отдельных элементах декора, доставлен был из Старицы.
К сожалению, Спасо-Преображенский собор, как и большинство других построек монастыря, до наших дней не сохранился. В середине 1930-х годов весь монастырский комплекс был взорван. Исключение составляет лишь Успенский храм-колокольня построенный в 1543-1549 годах ростовскими мастерами. Первоначально этот столпообразный храм был совмещен также и с трапезной палатой, что было достаточно характерно для 16-го века. Спустя почти 400 лет трапезная была уничтожена, а колокольня оставлена, очевидно, лишь для того, чтобы служить своего рода маяком. Подобные архитектурные решения следует признать характерными уже для века 20-го. Одиноко и печально предстает колокольня Спасо-Каменного монастыря взору редкого путника, возвышаясь среди груды развалин на крошечном островке.

Continue Reading

vilingstore.net

Паломничество в Свято-Введенский Островной женский монастырь – Азбука паломника

Россия Владимирская область Покров

Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:55.92525830000000297559381579048931598663330078125,»lon»:39.12059719999999884976205066777765750885009765625,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»visitedicon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»wmsoverlay»:false,»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»overlaylayers»:[],»resizable»:false,»enablefullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»markercluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE-%D0%92%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C\» title=\»\u0421\u0432\u044f\u0442\u043e-\u0412\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u041e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0432\u043d\u043e\u0439 \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\»\u003E\u0421\u0432\u044f\u0442\u043e-\u0412\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u041e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0432\u043d\u043e\u0439 \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: \u041f\u043e\u043a\u0440\u043e\u0301\u0432\u0441\u043a\u0430\u044f \u0421\u0432\u044f\u0301\u0442\u043e-\u0412\u0432\u0435\u0434\u0435\u0301\u043d\u0441\u043a\u0430\u044f \u041e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0432\u043d\u0430\u003Cspan class=\»smw-highlighter\» data-type=\»2\» data-state=\»persistent\» data-title=\»\u0418\u043d\u0444\u043e\u0440\u043c\u0430\u0446\u0438\u044f\» title=\»\u041f\u043e\u043a\u0440\u043e\u0301\u0432\u0441\u043a\u0430\u044f \u0421\u0432\u044f\u0301\u0442\u043e-\u0412\u0432\u0435\u0434\u0435\u0301\u043d\u0441\u043a\u0430\u044f \u041e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0432\u043d\u0430\u0301\u044f \u043f\u0443\u0301\u0441\u0442\u044b\u043d\u044c (\u0421\u0432\u044f\u0442\u043e-\u0412\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u041e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0432\u043d\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c) \u2014 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u043d\u044b\u0439 \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 (\u0432 \u043f\u0440\u043e\u0448\u043b\u043e\u043c \u043c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439) \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c. \u041f\u043e\u0434\u0432\u043e\u0440\u044c\u0435 \u0410\u043b\u0435\u043a\u0441\u0430\u043d\u0434\u0440\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0435\u043f\u0430\u0440\u0445\u0438\u0438 \u0420\u0443\u0441\u0441\u043a\u043e\u0439 \u041f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u043d\u043e\u0439 \u0426\u0435\u0440\u043a\u0432\u0438. \u0420\u0430\u0441\u043f\u043e\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d \u043d\u0430 \u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0432\u0435 \u043f\u043e\u0441\u0440\u0435\u0434\u0438 \u0412\u044f\u0442\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e (\u0442\u0435\u043f\u0435\u0440\u044c \u2014 \u0412\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e) \u043e\u0437\u0435\u0440\u0430.\»\u003E\u003Cspan class=\»smwtext\»\u003E \u2026 \u003C/span\u003E\u003Cdiv class=\»smwttcontent\»\u003E\u041f\u043e\u043a\u0440\u043e\u0301\u0432\u0441\u043a\u0430\u044f \u0421\u0432\u044f\u0301\u0442\u043e-\u0412\u0432\u0435\u0434\u0435\u0301\u043d\u0441\u043a\u0430\u044f \u041e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0432\u043d\u0430\u0301\u044f \u043f\u0443\u0301\u0441\u0442\u044b\u043d\u044c (\u0421\u0432\u044f\u0442\u043e-\u0412\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u041e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0432\u043d\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c) \u2014 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u043d\u044b\u0439 \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 (\u0432 \u043f\u0440\u043e\u0448\u043b\u043e\u043c \u043c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439) \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c. \u041f\u043e\u0434\u0432\u043e\u0440\u044c\u0435 \u0410\u043b\u0435\u043a\u0441\u0430\u043d\u0434\u0440\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0435\u043f\u0430\u0440\u0445\u0438\u0438 \u0420\u0443\u0441\u0441\u043a\u043e\u0439 \u041f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u043d\u043e\u0439 \u0426\u0435\u0440\u043a\u0432\u0438. \u0420\u0430\u0441\u043f\u043e\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d \u043d\u0430 \u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0432\u0435 \u043f\u043e\u0441\u0440\u0435\u0434\u0438 \u0412\u044f\u0442\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e (\u0442\u0435\u043f\u0435\u0440\u044c \u2014 \u0412\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e) \u043e\u0437\u0435\u0440\u0430.\u003C/div\u003E\u003C/span\u003E\u0435\u0434\u0438 \u0412\u044f\u0442\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e (\u0442\u0435\u043f\u0435\u0440\u044c \u2014 \u0412\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e) \u043e\u0437\u0435\u0440\u0430.»,»title»:»\u0421\u0432\u044f\u0442\u043e-\u0412\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u041e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0432\u043d\u043e\u0439 \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c»,»link»:»»,»lat»:55.92525830000000297559381579048931598663330078125,»lon»:39.12059719999999884976205066777765750885009765625,»icon»:»»}]}

Покро́вская Свя́то-Введе́нская Островна́я пу́стынь (Свято-Введенский Островной монастырь) — православный женский (в прошлом мужской) монастырь. Подворье Александровской епархии Русской Православной Церкви. Расположен на острове посреди Вятского (теперь — Введенского) озера.

История

Возникновение Введенской обители связано с упразднением в начале XVIII в. Антониевой пустыни, как небольшого монастыря, вокруг которого уже сформировалось поселение Покров. Иноки Антониевой пустыни Сергий и Тимофей удалились на остров Вятского озера и построили там деревянные часовню и келью. Так в 1708 г. был основан Свято-Введенский островной монастырь. Слух о новой пустыни прошел по всей округе, привлекая желающих стать ее насельниками. Очень скоро островная братия настолько умножилась, что было принято решение просить Петра I о разрешении на постройку на острове собственного храма. В 1710 г. была возведена красивая деревянная церковь из срубленного здесь же на острове леса, освященная во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Первоначально построенную Сергием и Тимофеем часовню с острова перенесли на Владимирский тракт и использовали для сбора пожертвований на содержание монастыря. Часовня приносила небольшой доход, неоднократно разграблялась и в начале 1740-х годов была разобрана. Во второй половине XVIII в. была восстановлена уже каменная часовня, которую в 1880-е годы перенесли вслед за сместившимся Владимирским трактом. Около нее построили одноэтажный кирпичный дом для монахов-послушников. Вплоть до 1918 г. в Ильин день от пустыни к часовне монахи совершали крестный ход.

На протяжении первой половины XVIII в. Введенский монастырь постоянно испытывал трудности с уплатой налогов и даже терял самостоятельность. Духовный расцвет монастыря связан с приходом в него с далекого Афона известного своей подвижнической деятельностью старца Клеопы в 1760 г., который самой братией был избран настоятелем Введенской Островской пустыни. Преподобный Клеопа славился своей прозорливостью (например, он предсказал точную дату своей смерти) и даром исцеления. Старец был известен даже в Москве как истинный монах и христианин, и пустынь существовала в то время преимущественно за счет вкладов богатых и именитых москвичей. Именно при Клеопе в монастыре были выстроены каменные храмы – Введенский и Никольский. Кроме того, старец Клеопа распорядился построить на берегу озера просторный дом с мезонином и двор с конюшнями и сараем для приезжающих богомольцев, которые на лодке переправлялись монахами на остров.

Введенскую островную пустынь часто посещали живущие по соседству дворяне Прозоровские, Несвицкие и другие. Многие представители этих дворянских семейств были похоронены в соборном храме монастыря.

После смерти старца Клеопы в 1778 г. место его захоронения в Введенской пустыни стало особо почитаться жителями Покрова и окрестных поселений. Даже в советские годы, когда на территории Введенской пустыни была устроена женская колония для несовершеннолетних, паломники стремились попасть на остров, прорываясь через кордоны, чтобы поклониться могиле старца Клеопы, причисленного к лику местночтимых святых. Мощи старца считаются святыней ныне действующей женской Введенской островной пустыни.

Важной святыней монастыря была также икона Введения Божией Матери, заступничеством которой, по легенде, в 1863 г. жители г. Покрова чудесно избавились от холеры. Деяния духовных подвижников и православные святыни Введенской островной пустыни привлекали верующих и благотворителей.

В 1870-е годы в монастыре была перестроена и расширена зимняя церковь Николая Чудотворца. В 1891-1894 гг. прежний Введенский храм был заменен новым, из красного кирпича, также пятиглавым. Иконостас был посеребрен и позолочен, а соборные стены – расписаны образами «греческого письма». При Введенском храме построили колокольню (сегодня не сохранилась), по периметру острова возвели кирпичные здания келий, настоятельский корпус и ограду. В списке жертвователей на реконструкцию и новое строительство в рамках Введенской пустыни были промышленники Морозовы.

В 1918 г. монастырь был закрыт, его имущество национализировано. На его территории находились подростковые исправительные учреждения. У монастырских храмов были срублены купола и подкупольные барабаны.

В 1994 г. Свято-Введенская островная пустынь была передана Владимиро-Суздальской епархии и сегодня действует как женский монастырь. Настоятельница монастыря игуменья Феврония с сестрами прилагают немалые усилия для возрождения обители. Первым был отреставрирован Никольский храм, его роспись и иконостас. Восстанавливается и Введенский собор.

Современное состояние

При возрождённой обители действует православный пансионат «Ковчег» для оставшихся без попечения несовершеннолетних детей. 1 сентября 2009 года в нем начался первый учебный год для двенадцати девочек. С детьми занимаются педагоги по программе начальной общеобразовательной школы, а также хормейстер, балетмейстер, преподаватель игры на фортепиано. Монахини обучают воспитанниц вышивке. Дети участвуют в богослужениях, старшие девочки поют в монастырском хоре.

Монахини содержат золотошвейную мастерскую, изготавливают церковную утварь и реставрируют старые иконы. Паломники и экскурсанты приглашаются в монастырскую трапезную, расположенную на террасе над водами озера.

Святыни

  • Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы
  • Церковь свт.Николая Чудотворца

Введение во храм Пресвятой Богородицы — 4 декабря

Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель — 22 мая, 19 декабря

Как добраться

Адрес: Владимирская область, Петушинский район, Введенское, остров Вятского озера.

Телефон: Телефон: +7 492 436-31-36

Проезд: Из Покрова пару км на запад (в сторону Москвы), затем пару км на север до Введенского озера (асфальт), в тупике — колония, которую надо обойти по берегу озера и выйти на мост. На многих картах место так и обозначено — «труд. колония». Рейсовый автобус ходит, но не часто

Паломнику

Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Фото

Видео

Ссылки

Свято-Введенский островной монастырь

azbyka.ru

Монастыри Скадарского озера — Все самое интересное в Черногории!

Нас всегда восхищали красоты Скадарского озера. Сюда еще не добрался массовый туризм и сохранилась первозданная природа. А тот факт, что здесь можно увидеть много разрушенных каменных домов, старых рыбацких деревушек, крепостей и монастырей, подтверждает историческую и культурную значимость этого региона.

В далеком прошлом эти земли назывались «Священные горы Зета» (Zetska Sveta Gora). Скадарское озеро и его окрестности были частью государства Черногории достаточно долгое время. До Османской оккупации, этот регион принадлежал Княжеству Зета. Здесь насчитывалось примерно 20 средневековых монастырей и церквей, расположенные по берегам и на островах озера. На сегодняшний день, сохранилось только 10. Некоторые из них в руинах, другие реконструированы или еще в процессе ремонта. Большинство монастырей кажутся неприступными, так как расположены на крошечных островках, крутых холмах или посредине болотной местности.На протяжении последних пару лет мы часто путешествовали по Скадарскому озеру и составили свой список самых интересных монастырей для посещения.

1. Бешка (Beska)

На западном берегу Скадарского озера, напротив деревушки Муричи (Murići) на небольшом острове спрятался монастырь Бешка. С 14 века тут действуют две церкви. Это место интересно не только духовными святынями. Здешние монахи занимаются огородничеством и садоводством. Выращивают овощи, фрукты, а также лечебные травы, как календулу, шалфей, лаванду.

Монастырь Бешка

Самая большая из церквей названа в честь святого Георгия. Построена в конце 14 века при правителе Георгием II Балшича (пятый князь Зеты из династии Балшичей). Время и набеги не пощадило здание церкви. Оно было полностью разрушено и только в 2002 году церковь реконструировали. К сожалению, старинные фрески не сохранились. Вторая церквушка посвящена Святой Богородицы. Построена в 1440 году как наследие Елены Балшич, которая тут захоронена.

2.   Старчево (Starčevo)

Недалеко от Бешки находится еще один небольшой остров Старчево. Мы несколько раз пытались попасть в монастырь, но каждый раз не получалось. Монастырь окружен высокой каменной стеной и железная калитка закрыта. Здесь живет только один монах, отец Григорий, и часто случается, что его нет дома. Но сюда все равно стоит приехать, полюбоваться видами Скадарского озера и прогуляться по фруктовому сад. Здесь растут гранаты и инжир.

Между прочим, вы знаете почему монастырь называется Старчево? Говорят что основателем был старый мужчина (в переводе на местный язык – «старац»), отец Макарий. Он жил как отшельник на острове и построил в 1377 году небольшой католический храм посвященный Успению Божией Матери.

3.   Враньина (Vranjina)

Высоко над дельтой реки Морача, на восточном берегу острова Враньина, можно найти одноименный монастырь. Главная святыня – церковь Святого Николая, расположенная на вершине холма. Вид отсюда открывается превосходный. Монастырь основан в 1233 году и считается самым старым монастырем на Скадарском озере. Учитывая выгодное стратегическое расположение, территория монастыря постоянно подвергалась нападениям. После турецких нашествий в 1843 году монастырь был переделан в турецкую крепость с казармами. Черногорский король Никола перестроил его обратно в монастырь, но после Второй мировой войны, здания были полностью сожжены и место оставалось покинутым до 1998 году. После здесь началась масштабная реставрация и сейчас это самая популярная достопримечательность всех экскурсионных маршрутов по Скадарскому озеру.

Монастырь Враньина

Само здание и интерьер церкви достаточно простой, без фресок. Но иконостас действительно красивый и заслуживает внимания. Согласно легендам, монастырь основан Святым Саввой или Иларионом, первым епископом княжества Зета. Кроме того, поговаривают, что король Никола намеревался отправить сюда двух своих дочерей, Ксению и Веру, из-за того, что они не были замужем.

4.   Космач (Kosmač)

Поездка на лодке до монастыря Космач займет несколько часов и поэтому считается, что это одно из скрытых сокровищ Скадарского озера. Находится на одноименном острове и посвященный св.Георгию Мученику. Единственный обитатель острова – отец Серафим. Создан монастырь был в 14 веке, но в результате турецких набегов много раз разрушался и перестраивался. Совсем недавно здание было отреконструировано. Фрески расписаны сербскими мастерами в 2010 году, но из-за наводнений они быстро потеряли яркость и смотрятся как древние.

Церковь св.Георгию Мученику Космач

Можно заметить обширный лавровый лес вокруг монастыря. Интересно, что в средние века существовал обычай делать венки для королевских свадеб именно из этих лавровых деревьев. После реконструкции монастыря эти старые обычаи вернулись. Сейчас пары венчаются в этом монастыре с лавровыми венками, собранные в день Святого Георгия. А для крещения используют воду Скадарского озера.

5.   Ком (Kom)

Построенный между 1415-1427 годах на вершине горы Ондрийска (Ondrijska Gora). Самое заметное здание это каменная колокольня, которая расположена в центре. Но на мой взгляд, самой интересной и красивой показалась средневековая церковь Успения Пресвятой Богородицы. Здесь похоронены члены династии Черноевичи, господарей княжества Зеты.
Вас ждет очень гостеприимный прием монаха, который живет здесь один. Кроме того, не упустите шанс насладиться панорамными видами с открытой террасы монастыря.

Монастырь Ком

Как добраться?

На карте мы указали месторасположения монастырей. Добраться до них можно только на лодке. Поэтому советуем начать путешествие с города Вирпазар. Здесь можно арендовать лодку или договориться о прогулке по озеру с местным гидом. В зависимости от маршрута и лодки стоимость варьируется от 80-150 евро.
Если хотите заранее все организовать, пишите нам на почту, мы поможем забронировать для вас лодку с русскоговящим/англоговорящим гидом.

mymontenegro.club

Выксунская епархия — Остров

Предыдущие главы: «Отец Михаил»

                                «Выксунская епархия»

Считается, что Свято-Троицкий Островоезерский монастырь основан в 1588 году на самом большом острове Ворсменского озера, хотя и до этого времени здесь было монашеское поселение. Сейчас здесь рядом город Ворсма Нижегородской области. Автомобильной дороги к монастырю нет, только узкий пешеходный мостик через озеро. Относительно недавно в монастыре появилось электричество. Островоезерский монастырь неоднократно сжигался и растаскивался местными жителями на кирпичи. Но он выживает, и он каждый раз восстанавливается. Просто одни люди разрушают монастыри, а другие восстанавливают. 

Когда идешь к Островоезерскому монастырю по узкому полукилометровому мостику над свинцового цвета водой через Ворсменское озеро, в голову приходит ассоциация с незабываемым фильмом Павла Лунгина «Остров». Пронизывающий осенний ветер, возрождающийся из руин Островоезерский монастырь и настоятельница монастыря монахиня мать Епистимья в черных одеждах до земли, — всё это врезается в память, как имя первой любимой девушки, которое ты когда-то вырезал на коре большого дерева около родительского дома.

 

 

 

 

Название местности Ворсма, вероятно, нерусского происхождения. Оно упоминается в древних документах на рубеже XIV- XV веков. Некоторые исследователи считают, что название Ворсма финно-угорского происхождения и означает «лесная земля», другие полагают, что слово Ворсма восходит к мордовскому «земля на воде», а третьи рассказывают легенду: якобы, в старину в этой местности жили воры, и когда к одной местной бабке-воровке в дом залезла молодая соседка-воровка, возмущенная и перепуганная старушенция заголосила на всю округу: «Вор сама!» — соседи-воры услышали, посмеялись и запомнили – так это место сначала в шутку, а потом всерьез стали звать Ворсма. Самое забавное, что после посещения Ворсмы, все три версии не вызывают у нас протеста – все три имеют шансы на достоверность. Изрезанная протоками и заросшая лесами болотистая земля приютила монастырь, который неоднократно разграблялся местными лихими людьми. Вот такая она Ворсма…

 

 

 

 

 

Через Ворсму и Островоезерский монастырь на Ворсменском озере прокатилось колесо Российской истории. Места здесь глухие, болотистые и, кажется, располагающие к непростым историческим сюжетам. Почти 700 лет прошло, как Ворсма была впервые упомянута в исторических документах в связи с местной рекой под названием Воросьма. Самому Островоезерскому монастырю недавно исполнилось 425 лет со дня основания.

 

 

После внезапной смерти Анастасии Романовны – первой жены царя Ивана Грозного — царь женился во второй раз. Кстати, историки отмечают, что именно после смерти любимой Анастасии у царя Ивана IV резко испортился характер, и он стал тем страдающим тираном – Иваном Грозным – которого мы так хорошо знаем по учебникам истории, и которого не очень удачно в фильме «Царь» сыграл Петр Мамонов, до этого блестяще сыгравший у того же Лунгина роль монаха Анатолия в фильме «Остров».

Так вот через год после смерти Анастасии Романовны женой Ивана Грозного становится Мария Темрюковна, происходившая из рода кабардинских князей. Вообще-то, царь собирался жениться на некоей Екатерине, сестре польского короля, но польский государь неверно рассчитал свои шансы на успех и потребовал от Ивана Грозного в обмен за сестру (страшно представить!) три русских города: Псков, Смоленск и Новгород. Слава Богу, женитьба не состоялась, и города остались русскими.

«Невестой-дублером» выступила кабардинская княжна Кученей – Мария Темрюковна. Кабардинцы умело распорядились случаем и приблизились ко двору русского царя. Так в России появился новый княжеский род Черкасских – в прошлом род кабардинских князей и военачальников.

Новому княжескому роду надо было что-то даровать хотя бы для приличия. Царь Иван Грозный дарит князьям Черкасским земли вокруг Ворсмы – болотистые, заросшие непроходимыми лесами, с вороватым населением и практически с отсутствием дорог. Не Псков, Смоленск и Новгород, конечно, но лучше, чем ничего. Спасибо Марии Темрюковне, а без нее и этого бы не было!

 

 

Тут князьям Черкасским во второй раз улыбается удача: в Ворсме находят залежи болотистой железной руды. Местные лихие люди с удовольствием осваивают искусство изготовления качественного холодного оружия – и на продажу выгодно, и самому темной ночью пригодится. Болотистая Ворсма расцветает (кто бы мог подумать!), а князья Черкасские вписали свое имя в Российскую историю уже не только благодаря достоинствам и прелестям Марии Темрюковны. И вот тут-то мы приближаемся к истории Островоезерского монастыря на Ворсменском озере.

 

«Монастырь был основан во второй половине XVI века в Горбатовском уезде Нижегородской епархии, при селе Ворсме, в 58 верстах от Нижнего Новгорода. Монастырь стоит на острове посреди Ворсменского озера, отчего и получил название Островоезерского. С восточной его стороны протекает река Доскинская, с западной — река Кишма, с южной и северной обходит Ворсменское озеро, состоящее из многих островков, поросших кустарником, тростником и травою.

История основания обители связана с именем князя Бориса Камбулатовича Черкасского. По преданию, вначале на одном из островов поселился пустынник Макарий, веригоносец, который ходатайствовал об основании обители перед князем Борисом. Черкасский дал ему своё согласие. Чуть позже, при обозрении своих вотчин, которые включали многие сёла и деревни по обе стороны Оки, князь Борис вручил монаху Макарию привезённую из Москвы икону Казанской Матери Божией и указал место на острове для возведения деревянного храма.

По другой версии, князь Борис Черкасский с дозволения царя Иоанна Грозного, в 1570 году распорядился выстроить на берегу озера сначала деревянную церковь «в честь своего Ангела Бориса и Глеба», а затем кельи и ограду. Построенная обитель стала называться Борисоглебской.

В 1579 году в Казани произошло явление иконы Казанской Матери Божией. Князь Борис «снимает копию с новоявленной Чудотворной иконы и вскоре прибывает в обитель. Там он вручает икону пустыннику Макарию, даёт распоряжение перевести монастырь на остров, а церковь во имя святых Бориса и Глеба обратить в приходскую. С этого времени поселение при Ворсменском озере стало называться не сельцом Ворсмой, а «присёлок при церкви-жатвенным Борисоглебским погостом.»
 

Уже в 1580 году на острове были деревянные братские кельи и храм с двумя престолами: вверху в честь Святой Троицы, внизу во имя Казанской Матери Божией. В XVI веке возводился ещё один храм во имя преподобного Михаила Малеина, небесного покровителя первого русского царя из рода Романовых — Михаила Фёдоровича.

Каменное строительство обители началось в конце XVI века при князе Михаиле Яковлевиче Черкасском. По благославению митрополита Нижегородского и Арзамасского Павла в 1688 году князь повелел: «А строить в лето церковь с трапезою и келий»».

 

Существует неподтвержденная историческая легенда, что в Смутное время, когда Россию раздирали длительные междоусобицы, монахи Островоезерского монастыря прятали у себя Михаила Федоровича – будущего царя и основоположника династии Романовых. Версия выглядит вполне вероятной. Вспомним, что тогдашний патриарх Филарет приложил руку к избранию своего сына Михаила на престол. Здесь личные интересы патриарха однозначно совпадали с государственными, т.к. в Смутное время слияние светской и духовной власти выглядело в перспективе намного лучше, чем бесконечное кровопролитие. Свято-Троицкий Островоезерский монастырь, находясь в ведении патриарха Филарета, вполне подходил для этих целей: монастырь находился в глухих лесах, на болотах, остров был изолирован от большой земли, и подходы к нему хорошо просматривались.

 

 

 

Пережив Смутное время (прекращение династии Рюриковичей и воцарение Романовых), Свято-Троицкий Островоезерский монастырь был упразднен в 1930-е (через 300 с лишним лет) и постепенно разобран на кирпичи местными жителями. Были практически полностью разрушены монастырская ограда и два храма: Троицкий и Казанский. Полуразрушенными сохранились братский корпус (кельи монахов), надвратная церковь Михаила Малеина (небесного покровителя рода царей Романовых) и незначительные фрагменты ограды. Во второй половине 2000-х стали собирать государство, как когда-то это делал патриарх Филарет. Укрепление духовных традиций пришлось, как нельзя, кстати. Островоезерский монастырь стали восстанавливать, правда, уже как женский монастырь. Ворсменской земле опять повезло.

 

 

 

Когда идешь по деревянным мосткам, ведущим к Островоезерскому монастырю, когда смотришь вниз на свинцовую воду, и вверх на тусклое небо, когда осенний холодный ветер пробирает до костей, а впереди, словно рисунок углем, возвышается монастырь, — вот тогда ассоциация с фильмом «Остров» Павла Лунгина становится совсем живой и реальной. Кажется, появится сейчас черный монах, везущий по мосткам на тачке уголь, и появится сейчас юродивый грешник и бунтарь монах Анатолий, и вот это чудесное явление и будет самым важным из того, что произошло в твоей запутанной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

У начала моста, ведущего к монастырю, табличка.

 

Все кирпичи до единого перенесены руками приходящих сюда людей. Добровольцы помогают восстановлению монастыря. Есть надежда…

 

Настоятельница монастыря мать Епистимья фотографироваться отказалась. Сказала, что в прошлой мирской жизни она была журналисткой, а теперь все эти фотографирования для нее так – мирское. Другой у нее теперь духовный путь. А потом взяла и спела нам песню журналистов под завывание холодного ветра над Ворсменским озером:

«Трое суток шагать, трое суток не спать
Ради нескольких строчек в газете.
Если снова начать, я бы выбрал опять
Бесконечные хлопоты эти».

А потом сказала: «Всё, той жизни для меня больше нет, она в прошлом».

 

Мы побродили по монастырю, пофотографировали виды с колокольни, посмотрели иконы и убранство храмов.

 

 

 

 

 

 

Свято-Троицкий Островоезерский монастырь на Ворсменском озере оставил экзистенциальное ощущение. Существует местная легенда о черном монахе, который выходит прямо из воды и является человеку в самые трудные его дни, чтобы поддержать и помочь выбрать верный путь в жизни. И в этот момент, якобы, колокола Островоезерского монастыря начинают звонить сами. Когда по узкому проходу колокольни, обвешанные фотокамерами и рюкзаками, тяжело дыша, мы вылезли наверх на продуваемую всеми ветрами площадку, то мы невольно зацепили рюкзаками веревки, натянутые к колоколам. Над озером раздался звон, и, показалось, что где-то сбоку промелькнула тень черного монаха.

 

 

«Ты сиял драгоценной россыпью
И крестами был осенен,
Монастырь над прозрачным озером –
Вне твердынь, вне страстей и времен.

Над глубинами, вверх разверстыми,
И под высью, что вглубь легла,
Монастырь на застывшем острове –
Суть твоя, как рассвет, светла.

Хоть разломан земными грозами
В темноте беспощадных лет,
Но на острове по-над озером
Ты плывешь, как вселенский свет».

Поэт Николай Пчелин, г. Богородск.

 

Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Ноября 2013г.

Продолжение: «Абабковский монастырь особенное место«.

Электронное СМИ «Интересный мир».

vyksa-eparhia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *