Маяцкое городище — Циклопедия
Маяцкое городище — средневековая крепость, замок хазарского аристократа, тудуна, присланного каганом на приграничье Хазарского каганата. Городище является памятником салтово-маяцкой археологической культуры.
Маяцкое городище расположено на высоком мысе у села Дивногорье Воронежской области при впадении реки Тихая Сосна в реку Дон. Городище включает в себя белокаменную крепость, поселение с могильником и гончарные мастерские.
В первом известном упоминаним о Маяцкого городища, которое сделали московские дьяки в 1648 году в строительной книге города Коротояка под названием «Маяцкое старинное городище»[1]. Возможно название образовано от слова «маяк», который мог находится на мысе для речных судов, но следа маяка пока не найдено[2].
Население городища было смешанным. Основным населением поселения были аланы (смешанного лесостепного варианта)[3] Из погребения могильников прослеживается примесь черепов с брахикранными чертами, в особенности у женщин Маяцкого могильника, и у мужчин, похороненных на поселении за территорией городища. Аланский тип с более выраженной долихокранностью у мужчин на могильнике и у женщин на поселении. Есть следы присутствия степняков-брахикранов, на что также указывает система погребения на территории Маяцкой крепости, связываемых с булгарами
Маяцкое городище представляло собой торговый центр Хазарии. В городище найдено оружие, следовательно оно имело и военно-административный характер.
Это была хазарская крепость — замок хазарского аристократа, тудуна, присланного каганом на приграничье государства[8].
После археологических работ ученные пришли к заключению, что в крепости кроме семьи аристократа жили пришедшие с ним воины, личная охрана,булгары[9][10] или хазары[11]. Следы аланских воинов были найдены на поселении возле крепости, это по всей вероятности были несколько десятков воинов, жившие на поселении и выполнявшие пограничную службу под руководством тудуна и хазарских военачальников[12].
Таким образом, крепость контролировала торговые пути (как сухопутные, так и речные), и одновременно являлась часть общей пограничной системы крепостей
Отсутствие леса приводило к широкому освоению горожанами глины и камня. Этот материал стал фундаментальным в строительстве Маяцкой крепости. Метод создания места для строения, «остров», идентичный с подобными постройками на нижнем Дону, Саркел, Семикаракоры, а также установка крепости на Тихой Сосне. Особенности Маяцкой крепости, не свойственные крепостям более западных районов лесостепного варианта, дают возможность предполагать, что строительство проводилось в традициях, принятых в центральном регионе каганата.
В архитекторе Маяцкого городища заметны следы методов строительства Кавказа, Крыма и Болгарии.
У населявших городище алан появились «вавилонообразные» (квадрат в квадрате с очагом в центре) святилища. По мнению С. А. Плетнёвой, принципиальной разницы в религиозных представлениях у булгар и хазар с аланами не было. Почитание огня, поклонение Солнцу-небу были общими[14] В Хазарии 9 века сложилось оригинальное представление, основанное на биполярности мировоздания. Это прослеживается в исследовании амулетов[15]. Идея биполярности пронизывала, вероятно, общественную жизнь и государственную систему в каганате, ведь в Хазарии правили каган и бек, армия делились на два крыла — левое и правое, сами хазары делились на «белых» и «чёрных». Не исключено, что и на Маяцком мысу можно предполагать существование, вернее, «воплощение» биполярности в противопоставлении крепости (феодального замка), принадлежавшей хазарскому аристократу, с в основном аланским поселением
Запустение городище произошло в первой половине 10 века, то есть ко времени разгрома Хазарии, когда в степи начали доминировать печенеги. Печенеги отрезали данную территорию от южных владений хазар превратив её в пастбища.
Изучение городища началось в 1890 году, когда было найдено и опубликовано несколько вещей из катакомбного захоронения.[18].
Более фундаментальные раскопки проводили археологи Александр Иванович Милютин в 1906 году и Николай Емельянович Макаренко в 1908−1909 годах
Найдены кухонная глиняная посуда с примесью морского песка, по виду изготовленная степняками-брахикранами. Другие категории предметов от оружия до украшений, также распространенных на всей территории Хазарии.[20]
На стенах городища найдены «рунические» надписи, выполненные так называемым «донским» письмом, который пока остаётся не расшифрованным. И. Л. Кызласов считал эти надписи памятником алано-булгарского письма[21][22] С. А. Плетнева высказала мнение, что им могли пользоваться хазары, так как такие же надписи были найдены в поволжских курганах, то есть на территории, где как считается жили хазары.
- ↑ Макаренко, 1911, с.5;
- ↑ С. А. Плетнева «Маяцкое поселение» 1998, с.3
- ↑ Т. С. Кондукторова ,1984-1991, с.145
- ↑ БСЭ статья «Салтово-маяцкая культура»
- ↑ Плетнева 1996, с.152-154
- ↑ Т. С. Кондукторова , 1991, с.170
- ↑ С.А Плетнева, 1996 с. 80—92
- ↑ С. А. Плетнева, 1996, с.35
- ↑ БСЭ «Маяцкок городище»
- ↑ Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней» Статья «Маяцкое городище» [1]
- ↑ Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней»
- ↑ А. З. Винникова, С. А. Плетнева «На Северных Рубежах Хазарского Каганата» Издательство Воронеж. госуд. уневерсит. 1998 с.210-214
- ↑ С. А. Плетнева, «Очерки Хазарской Археологии», 1999 с. 61
- ↑ Плетнева 1989, с.65-67.
- ↑ В. Е. Флерова, 1997, с.67-70.
- ↑ Раппопорт, 1959, с. 17.
- ↑ А. З. Виников, С. А. Плеенева 1998, с.211-212.
- ↑ А. З. Виников, С. А. Плетнева «На северных рубежах Хазарского Каганата» 1998.
- ↑ А.И Милютин 1909, с. 154
- ↑ С. А. Плетнева 1996, с. 150—152
- ↑ Кызласов И. Л. Рунические письменности евразийских степей. Графа «Письменность дон (донское письмо) 1984 год»
- ↑ Ж. Войников книга «Алано-прабулгарское письмо»
cyclowiki.org
Маяцкое городище — это… Что такое Маяцкое городище?
Мая́цкое городи́ще — средневековое городище IX—X вв, расположенное на высоком мысе у села Дивногорье Воронежской области при впадении реки Тихая Сосна в Дон. Включает в себя белокаменную крепость, поселение с могильником и гончарные мастерские. Памятник салтово-маяцкой археологической культуры.
История изучения
Первое упоминание о городище было сделано в 1648 г. в строительной книге города Коротояка под названием «Маяцкое старинное городище».
Во 2-й половине XVII века на мысе был основан Успенский пещерный мужской монастырь, при строительстве которого была использована часть каменных блоков стен городища.
Находки с городища были введены в научный оборот в 1890 году, когда было найдено и опубликовано несколько вещей из катакомбного захоронения. Первые исследования велись силами краеведов, которых интересовали только захоронения.[3]
Полноценные раскопки проводили археологи А. И. Милютин в 1906 году и Н. Е. Макаренко в 1908—1909 годах.
Материальная культура
Археологические находки показывают нам процесс проникновения и соединения культур, и это проявляется на всей территории Подонья и даже всего Хазарского каганата. Через эти территории проходили торговые пути. Найдены бусы, изготовленные в Византии, а также находки амфор и т. д. Такие же находки есть и на территории Маяцкого поселения. Найдены кухонная глиняная посуда с примесью морского песка, по виду изготовленная степняками-брахикранами. Другие категории предметов от оружия до украшений, также распространенных на всей территории Хазарии.
Крепость представляла собой замок хазарского аристократа, тудуна, присланного каганом на приграничье государства. Таким образом сырцовые крепости, к которым и относится Маяцкая, в какой-то мере были и замками феодалов.[6] После археологических работ ученные пришли к заключению, что в крепости кроме семьи аристократа жили пришедшие с ним воины, личная охрана,булгары[7][8] или хазары[9] Следы аланских воинов были найдены на поселении возле крепости, это по всей вероятности были несколько десятков воинов, жившие на поселении и выполнявшие пограничную службу под руководством тудуна и хазарских командиров.[10]
Эпиграфика
На стенах крепости найдены рунические надписи. Они выполнены т. н. «донским» письмом, который пока как и все восточноевропейские руны остаётся не дешифрованным. Автор данной классификации Кызласов считал, что эти надписи памятником алано-булгарского письма.[11][12] С. А. Плетнева предполагает, что им могли пользоваться хазары, так как такие же рунические надписи были найдены в поволжских курганах то есть на земле где предположительно локализуются хазары.
Назначение крепости
Ведущая гипотеза рассматривает Маяцкую крепость и всю линию из шести городищ с практически однотипными крепостями, построеными довольно плотно друг к другу, как опорные пункты на границе между хазарскими (кочевыми) и славянскими территориями (в археологическом смысле это боршевская культура, отождествляемая с летописными вятичами.[13]). С этой точки зрения, крепости являются пунктами сбора дани, которые также совмещали функции стоянок торговых караванов. Между собой они были связаны как водным путем, так и сухопутной дорогой, проходившей по правому берегу и местами сохранившейся до настоящего времени.[14].
Существует альтернативная точка зрения, согласно которой крепости были оборонительной линией, защищавшей северо-западную границу Хазарии от славянской экспансии. Однако этот взгляд пользуется меньшей популярностью, поскольку плохо согласуется с письменными источниками и игнорирует тот факт, что крепости слишком малы для защиты примыкающих к ним громадных поселений. Впрочем, не все шесть крепостей были укреплены достаточно для отражения любых профессиональных осад и нападений.[15] Таково, например, крайне западное из них — городище Красное, с высотой его стен, всего один метр и толщиной четыре метра.[13]
Прекращение жизни Маяцкого городища произошло в первой половине X в., и совпадает с упадком Хазарского каганата, в результате чего в степи начали доминировать печенеги. Они отрезали эту территорию от южных владений государства и превратили её в пастбища.
Антропология населения
По свидетельствам значительных антропологических находок основным населением Маяцкого поселения были аланы (смешанного лесостепного варианта).[16] Из погребения могильников прослеживается примесь черепов с брахикранными чертами, в особенности у женщин Маяцкого могильника, и у мужчин, похороненных на поселении за территорией городища. Аланский тип с более выраженной долихокранностью у мужчин на могильнике и у женщин на поселении. Есть подтверждение присутствия степняков-брахикранов, подтверждающееся также системой погребений на территории Маяцкой крепости, общепринято связываемых с булгарами [17] или хазарами.[18] Найденные смешанные черепа антропологического типа — мезокранов — показывают на слияние двух главных этнических групп, проживающих в ту эпоху на донских просторах.[19] Несмотря на явную брахикральную «примесь», выявленую антропологами по материалам Маяцкого могильника и поселения, население на Тихой Сосне, как и в остальных регионах варианта, в основной массе было долихокранным, то есть этнически его следует связывать с аланами. Особенный интерес представляют некоторые изменения в погребальных ритуалах. Так, кажется, что обычай захоронения людей и животных в круглых ямах, не свойственный аланам, появился здесь под влиянием степного населения. Характерно, что на маяцком могильнике таких погребений нет совсем, а на поселении их довольно много. Аналогичный обряд, в более развитом варианте был типичен для строителей Саркела, где он датируется 30—50-ми гг. IX в.[20]
Духовная культура
Вместе с проникновением чуждых обычаев в погребальную обрядность у алан Маяцкого поселения появились и «вавилонообразные» (квадрат в квадрате с очагом в центре) святилища. По мнению С. А. Плетневой, принципиальной разницы в религиозных представлениях у степняков (булгар и хазар) с аланами не было. Почитание огня, поклонение солнцу-небу были общими.[21] Существенно отметить, что в Хазарии IX в. сложилось оригинальное представление основанное на биполярности мировоздания. Это убедительно прослеживается в исследовании амулетов [22] Идея биполярности пронизывала, вероятно, общественную жизнь и государственную систему в каганате. Так в Хазарии правили каган и бек, армия делились на два крыла—левое и правое, сами хазары делились на белых и черных. Не исключено, что и на Маяцком мысу можно предполагать существование, вернее «воплощение» биполярности в противопоставлении крепости (фактически уже феодального замка), принадлежавшей хазарскому аристократу, с аланским, в основной массе, поселением.[23][24]
Примечания
- ↑ Макаренко, 1911, с.5;
- ↑ С. А. Плетнева «Маяцкое поселение» 1998, с.3
- ↑ А. З. Виников, С. А. Плетнева «На северных рубежах Хазарского Каганата» 1998.
- ↑ А.И Милютин 1909, с. 154
- ↑ С. А. Плетнева 1996, с. 150—152
- ↑ С. А. Плетнева, 1996, с.35
- ↑ БСЭ «Маяцкок городище»
- ↑ Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней» Статья «Маяцкое городище» [1]
- ↑ [2] Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней»
- ↑ А. З. Винникова, С. А. Плетнева «На Северных Рубежах Хазарского Каганата» Издательство Воронеж. госуд. уневерсит. 1998 с.210-214
- ↑ Кызласов И. Л. Рунические письменности евразийских степей. Графа «Письменность дон (донское письмо) 1984 год»
- ↑ Ж. Войников книга «Алано-прабулгарское письмо»
- ↑ 1 2 Красильников, 1985
- ↑ С. А. Плетнева, «Очерки Хазарской Археологии», 1999 с. 63
- ↑ С. А. Плетнева, «Очерки Хазарской Археологии», 1999 с. 61
- ↑ Т. С. Кондукторова ,1984-1991, с.145
- ↑ БСЭ статья «Салтово-маяцкая культура»
- ↑ Плетнева 1996, с.152-154
- ↑ Т. С. Кондукторова , 1991, с.170
- ↑ С.А Плетнева, 1996 с. 80—92
- ↑ Плетнева 1989, с.65-67.
- ↑ В. Е. Флерова, 1997, с.67-70.
- ↑ Раппопорт, 1959, с. 17.
- ↑ А. З. Виников, С. А. Плеенева 1998, с.211-212.
См. также
dic.academic.ru
Маяцкое городище — Википедия
Мая́цкое городи́ще — средневековое городище IX—X вв, расположенное на высоком мысе у хутора Дивногорье в Лискинском районе Воронежской области при впадении реки Тихая Сосна в Дон. Включает в себя белокаменную крепость, поселение с могильником и гончарные мастерские. Памятник салтово-маяцкой археологической культуры.
История изучения
Первое упоминание о городище было сделано в 1648 г. в строительной книге города Коротояка под названием «Маяцкое старинное городище».[1] Название не зафиксировано в преданиях местного населения, и его этимология не ясна. Выдвигалось предположение, что оно связано с маяком на этом мысе для речных судов, но после обследования места остатков маяка найдено не было.[2].
Во 2-й половине XVII века на мысе был основан Успенский пещерный мужской монастырь, при строительстве которого была использована часть каменных блоков стен городища.
Находки с городища были введены в научный оборот в 1890 году, когда было найдено и опубликовано несколько вещей из катакомбного захоронения. Первые исследования велись силами краеведов, которых интересовали только захоронения.[3]
Полноценные раскопки проводили археологи А. И. Милютин в 1906 году и Н. Е. Макаренко в 1908—1909 годах.[4]. С 1975 по 1982 год исследованием памятника занималась советско-болгаро-венгерская экспедиция под руководством С. А. Плетнёвой[5]. В 2008 году раскопки возобновлены экспедицией Белгородского Гос. Университета.
Материальная культура
Археологические находки показывают нам процесс проникновения и соединения культур, и это проявляется на всей территории Подонья и даже всего Хазарского каганата. Через эти территории проходили торговые пути. Найдены бусы, изготовленные в Византии, а также находки амфор и т. д. Такие же находки есть и на территории Маяцкого поселения. Найдены кухонная глиняная посуда с примесью морского песка, по виду изготовленная степняками-брахикранами. Другие категории предметов (от оружия до украшений) также были распространены на всей территории Хазарии.[6] Отсутствие леса приводило к широкому освоению глины и камня, именно эти материалы стали главными при строительстве Маяцкой крепости. Метод создания места для строения, «остров», идентичен тому, который применялся при строительстве подобным построек на нижнем Дону, в Саркеле, в Семикаракорах, а также крепости на Тихой Сосне. Особенности Маяцкой крепости, не свойственные крепостям более западных районов лесостепной зоны, дают возможность предполагать, что строили в традициях, принятых в центральном регионе каганата. Возможно, при участии пришлых архитекторов, хорошо знакомых с технологиями строительства в Закавказье, Крыму и Дунайской Болгарии.
Крепость представляла собой замок хазарского аристократа, тудуна, присланного каганом на приграничье государства. Таким образом, сырцовые крепости, к которым и относится Маяцкая, в какой-то мере были и замками феодалов.[7] После археологических работ учёные пришли к заключению, что в крепости, кроме семьи аристократа, жили пришедшие с ним воины, личная охрана, булгары[8][9] или хазары[10] Следы аланских воинов были найдены на поселении возле крепости, это, по всей вероятности, были несколько десятков воинов, жившие на поселении и выполнявшие пограничную службу под руководством тудуна и хазарских командиров.[11]
Эпиграфика
На стенах крепости найдены рунические надписи. Они выполнены т. н. «донским» письмом, который пока, как и все восточноевропейские руны, остаётся не дешифрованным. Автор данной классификации Кызласов считал эти надписи памятником алано-булгарского письма.[12][13]С. А. Плетнева предполагает, что им могли пользоваться хазары, так как такие же рунические надписи были найдены в поволжских курганах, то есть на земле, где предположительно локализуются хазары.
Назначение крепости
Ведущая гипотеза рассматривает Маяцкую крепость и всю линию из шести городищ с практически однотипными крепостями, построенными довольно плотно друг к другу, как опорные пункты на границе между хазарскими (кочевыми) и славянскими территориями (в археологическом смысле это боршевская культура, отождествляемая с летописными вятичами.[14]). С этой точки зрения, крепости являются пунктами сбора дани, которые также совмещали функции стоянок торговых караванов. Между собой они были связаны как водным путём, так и сухопутной дорогой, проходившей по правому берегу и местами сохранившейся до настоящего времени.[15].
Существует альтернативная точка зрения, согласно которой крепости были оборонительной линией, защищавшей северо-западную границу Хазарии от славянской экспансии. Однако этот взгляд пользуется меньшей популярностью, поскольку плохо согласуется с письменными источниками и игнорирует тот факт, что крепости слишком малы для защиты примыкающих к ним громадных поселений. Впрочем, не все шесть крепостей были укреплены достаточно для отражения любых профессиональных осад и нападений.[16] Таково, например, крайне западное из них — городище Красное, с высотой его стен всего один метр и толщиной четыре метра.[14]
Прекращение жизни Маяцкого городища произошло в первой половине X в., и совпадает с упадком Хазарского каганата, в результате чего в степи начали доминировать печенеги. Они отрезали эту территорию от южных владений государства и превратили её в пастбища.
Антропология населения
На основании многочисленных антропологических находок можно предполагать, что основным населением Маяцкого поселения были аланы (смешанного лесостепного варианта).[17] В погребениях могильников обнаруживается примесь черепов с брахикранными чертами, в особенности у женщин Маяцкого могильника, и у мужчин, похороненных на поселении за территорией городища. Выявлен также аланский тип с более выраженной долихокранностью у мужчин на могильнике и у женщин на поселении. Есть подтверждение присутствия степняков-брахикранов на территории Маяцкой крепости, общепринято связываемое с булгарами[18] или хазарами.[19] Найденные черепа смешанного антропологического типа — мезокранов — показывают на смешение двух главных этнических групп, проживающих в ту эпоху на донских просторах.[20] Несмотря на явную брахикральную «примесь», выявленую антропологами по материалам Маяцкого могильника и поселения, население на Тихой Сосне, как и в остальных регионах варианта, в основной массе было долихокранным, то есть этнически его следует связывать с аланами. Особенный интерес представляют некоторые изменения в погребальных ритуалах. Так, кажется, что обычай захоронения людей и животных в круглых ямах, не свойственный аланам, появился здесь под влиянием степного населения. Характерно, что на маяцком могильнике таких погребений нет совсем, а на поселении их довольно много. Аналогичный обряд в более развитом варианте был типичен для строителей Саркела, где он датируется 30—50-ми гг. IX в.[21]
Духовная культура
Вместе с проникновением чуждых обычаев в погребальную обрядность у алан Маяцкого поселения появились и «вавилонообразные» (квадрат в квадрате с очагом в центре) святилища. По мнению С. А. Плетневой, принципиальной разницы в религиозных представлениях у степняков (булгар и хазар) с аланами не было. Почитание огня, поклонение солнцу-небу были общими.[22] Существенно отметить, что в Хазарии IX в. сложилось оригинальное представление, основанное на биполярности мироздания. Это убедительно прослеживается в исследовании амулетов.[23] Идея биполярности пронизывала, вероятно, общественную жизнь и государственную систему в каганате. Так, в Хазарии правили каган и бек, армия делились на два крыла — левое и правое, сами хазары делились на белых и черных. Не исключено, что и на Маяцком мысу можно предполагать существование, вернее, «воплощение» биполярности в противопоставлении крепости (фактически уже феодального замка), принадлежавшей хазарскому аристократу, с аланским, в основной массе, поселением.[24][25]
См. также
Примечания
- ↑ Макаренко, 1911, с.5;
- ↑ С. А. Плетнева «Маяцкое поселение» 1998, с.3
- ↑ А. З. Виников, С. А. Плетнева «На северных рубежах Хазарского Каганата» 1998.
- ↑ А.И Милютин 1909, с. 154
- ↑ Дивногорье. Великолепное место (недоступная ссылка — история). Проверено 9 июня 2013. Архивировано 4 ноября 2014 года.
- ↑ С. А. Плетнева 1996, с. 150—152
- ↑ С. А. Плетнева, 1996, с.35
- ↑ Маяцкое городище — статья из Большой советской энциклопедии.
- ↑ Маяцкое городище // Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней»
- ↑ (недоступная ссылка — история) Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней»
- ↑ А. З. Винникова, С. А. Плетнева «На Северных Рубежах Хазарского Каганата» Издательство Воронеж. госуд. университ. 1998 с. 210—214
- ↑ Кызласов И. Л. Рунические письменности евразийских степей. Графа «Письменность дон (донское письмо) 1984 год»
- ↑ Ж. Войников книга «Алано-прабулгарское письмо»
- ↑ 1 2 Красильников, 1985
- ↑ С. А. Плетнева, «Очерки Хазарской Археологии», 1999 с. 63
- ↑ С. А. Плетнева, «Очерки Хазарской Археологии», 1999 с. 61
- ↑ Т. С. Кондукторова ,1984-1991, с.145
- ↑ Салтово-маяцкая культура — статья из Большой советской энциклопедии.
- ↑ Плетнева 1996, с.152-154
- ↑ Т. С. Кондукторова , 1991, с.170
- ↑ С.А Плетнева, 1996 с. 80—92
- ↑ Плетнева 1989, с.65-67.
- ↑ В. Е. Флёрова, 1997, с.67-70.
- ↑ Раппопорт, 1959, с. 17.
- ↑ А. З. Виников, С. А. Плеенева 1998, с.211-212.
Ссылки
wikipedia.green
Маяцкое городище — Википедия
Мая́цкое городи́ще — средневековое городище IX—X вв, расположенное на высоком мысе у хутора Дивногорье в Лискинском районе Воронежской области при впадении реки Тихая Сосна в Дон. Включает в себя белокаменную крепость, поселение с могильником и гончарные мастерские. Памятник салтово-маяцкой археологической культуры.
История изучения
Первое упоминание о городище было сделано в 1648 г. в строительной книге города Коротояка под названием «Маяцкое старинное городище».[1] Название не зафиксировано в преданиях местного населения, и его этимология не ясна. Выдвигалось предположение, что оно связано с маяком на этом мысе для речных судов, но после обследования места остатков маяка найдено не было.[2].
Во 2-й половине XVII века на мысе был основан Успенский пещерный мужской монастырь, при строительстве которого была использована часть каменных блоков стен городища.
Находки с городища были введены в научный оборот в 1890 году, когда было найдено и опубликовано несколько вещей из катакомбного захоронения. Первые исследования велись силами краеведов, которых интересовали только захоронения.[3]
Полноценные раскопки проводили археологи А. И. Милютин в 1906 году и Н. Е. Макаренко в 1908—1909 годах.[4]. С 1975 по 1982 год исследованием памятника занималась советско-болгаро-венгерская экспедиция под руководством С. А. Плетнёвой[5]. В 2008 году раскопки возобновлены экспедицией Белгородского Гос. Университета.
Видео по теме
Материальная культура
Археологические находки показывают нам процесс проникновения и соединения культур, и это проявляется на всей территории Подонья и даже всего Хазарского каганата. Через эти территории проходили торговые пути. Найдены бусы, изготовленные в Византии, а также находки амфор и т. д. Такие же находки есть и на территории Маяцкого поселения. Найдены кухонная глиняная посуда с примесью морского песка, по виду изготовленная степняками-брахикранами. Другие категории предметов (от оружия до украшений) также были распространены на всей территории Хазарии.[6] Отсутствие леса приводило к широкому освоению глины и камня, именно эти материалы стали главными при строительстве Маяцкой крепости. Метод создания места для строения, «остров», идентичен тому, который применялся при строительстве подобным построек на нижнем Дону, в Саркеле, в Семикаракорах, а также крепости на Тихой Сосне. Особенности Маяцкой крепости, не свойственные крепостям более западных районов лесостепной зоны, дают возможность предполагать, что строили в традициях, принятых в центральном регионе каганата. Возможно, при участии пришлых архитекторов, хорошо знакомых с технологиями строительства в Закавказье, Крыму и Дунайской Болгарии.
Крепость представляла собой замок хазарского аристократа, тудуна, присланного каганом на приграничье государства. Таким образом, сырцовые крепости, к которым и относится Маяцкая, в какой-то мере были и замками феодалов.[7] После археологических работ учёные пришли к заключению, что в крепости, кроме семьи аристократа, жили пришедшие с ним воины, личная охрана, булгары[8][9] или хазары[10] Следы аланских воинов были найдены на поселении возле крепости, это, по всей вероятности, были несколько десятков воинов, жившие на поселении и выполнявшие пограничную службу под руководством тудуна и хазарских командиров.[11]
Эпиграфика
На стенах крепости найдены рунические надписи. Они выполнены т. н. «донским» письмом, который пока, как и все восточноевропейские руны, остаётся не дешифрованным. Автор данной классификации Кызласов считал эти надписи памятником алано-булгарского письма.[12][13]С. А. Плетнева предполагает, что им могли пользоваться хазары, так как такие же рунические надписи были найдены в поволжских курганах, то есть на земле, где предположительно локализуются хазары.
Назначение крепости
Ведущая гипотеза рассматривает Маяцкую крепость и всю линию из шести городищ с практически однотипными крепостями, построенными довольно плотно друг к другу, как опорные пункты на границе между хазарскими (кочевыми) и славянскими территориями (в археологическом смысле это боршевская культура, отождествляемая с летописными вятичами.[14]). С этой точки зрения, крепости являются пунктами сбора дани, которые также совмещали функции стоянок торговых караванов. Между собой они были связаны как водным путём, так и сухопутной дорогой, проходившей по правому берегу и местами сохранившейся до настоящего времени.[15].
Существует альтернативная точка зрения, согласно которой крепости были оборонительной линией, защищавшей северо-западную границу Хазарии от славянской экспансии. Однако этот взгляд пользуется меньшей популярностью, поскольку плохо согласуется с письменными источниками и игнорирует тот факт, что крепости слишком малы для защиты примыкающих к ним громадных поселений. Впрочем, не все шесть крепостей были укреплены достаточно для отражения любых профессиональных осад и нападений.[16] Таково, например, крайне западное из них — городище Красное, с высотой его стен всего один метр и толщиной четыре метра.[14]
Прекращение жизни Маяцкого городища произошло в первой половине X в., и совпадает с упадком Хазарского каганата, в результате чего в степи начали доминировать печенеги. Они отрезали эту территорию от южных владений государства и превратили её в пастбища.
wiki2.red
Маяцкое городище — Википедия. Что такое Маяцкое городище
Мая́цкое городи́ще — средневековое городище IX—X вв, расположенное на высоком мысе у хутора Дивногорье в Лискинском районе Воронежской области при впадении реки Тихая Сосна в Дон. Включает в себя белокаменную крепость, поселение с могильником и гончарные мастерские. Памятник салтово-маяцкой археологической культуры.
История изучения
Первое упоминание о городище было сделано в 1648 г. в строительной книге города Коротояка под названием «Маяцкое старинное городище».[1] Название не зафиксировано в преданиях местного населения, и его этимология не ясна. Выдвигалось предположение, что оно связано с маяком на этом мысе для речных судов, но после обследования места остатков маяка найдено не было.[2].
Во 2-й половине XVII века на мысе был основан Успенский пещерный мужской монастырь, при строительстве которого была использована часть каменных блоков стен городища.
Находки с городища были введены в научный оборот в 1890 году, когда было найдено и опубликовано несколько вещей из катакомбного захоронения. Первые исследования велись силами краеведов, которых интересовали только захоронения.[3]
Полноценные раскопки проводили археологи А. И. Милютин в 1906 году и Н. Е. Макаренко в 1908—1909 годах.[4]. С 1975 по 1982 год исследованием памятника занималась советско-болгаро-венгерская экспедиция под руководством С. А. Плетнёвой[5]. В 2008 году раскопки возобновлены экспедицией Белгородского Гос. Университета.
Материальная культура
Археологические находки показывают нам процесс проникновения и соединения культур, и это проявляется на всей территории Подонья и даже всего Хазарского каганата. Через эти территории проходили торговые пути. Найдены бусы, изготовленные в Византии, а также находки амфор и т. д. Такие же находки есть и на территории Маяцкого поселения. Найдены кухонная глиняная посуда с примесью морского песка, по виду изготовленная степняками-брахикранами. Другие категории предметов (от оружия до украшений) также были распространены на всей территории Хазарии.[6] Отсутствие леса приводило к широкому освоению глины и камня, именно эти материалы стали главными при строительстве Маяцкой крепости. Метод создания места для строения, «остров», идентичен тому, который применялся при строительстве подобным построек на нижнем Дону, в Саркеле, в Семикаракорах, а также крепости на Тихой Сосне. Особенности Маяцкой крепости, не свойственные крепостям более западных районов лесостепной зоны, дают возможность предполагать, что строили в традициях, принятых в центральном регионе каганата. Возможно, при участии пришлых архитекторов, хорошо знакомых с технологиями строительства в Закавказье, Крыму и Дунайской Болгарии.
Крепость представляла собой замок хазарского аристократа, тудуна, присланного каганом на приграничье государства. Таким образом, сырцовые крепости, к которым и относится Маяцкая, в какой-то мере были и замками феодалов.[7] После археологических работ учёные пришли к заключению, что в крепости, кроме семьи аристократа, жили пришедшие с ним воины, личная охрана, булгары[8][9] или хазары[10] Следы аланских воинов были найдены на поселении возле крепости, это, по всей вероятности, были несколько десятков воинов, жившие на поселении и выполнявшие пограничную службу под руководством тудуна и хазарских командиров.[11]
Эпиграфика
На стенах крепости найдены рунические надписи. Они выполнены т. н. «донским» письмом, который пока, как и все восточноевропейские руны, остаётся не дешифрованным. Автор данной классификации Кызласов считал эти надписи памятником алано-булгарского письма.[12][13]С. А. Плетнева предполагает, что им могли пользоваться хазары, так как такие же рунические надписи были найдены в поволжских курганах, то есть на земле, где предположительно локализуются хазары.
Назначение крепости
Ведущая гипотеза рассматривает Маяцкую крепость и всю линию из шести городищ с практически однотипными крепостями, построенными довольно плотно друг к другу, как опорные пункты на границе между хазарскими (кочевыми) и славянскими территориями (в археологическом смысле это боршевская культура, отождествляемая с летописными вятичами.[14]). С этой точки зрения, крепости являются пунктами сбора дани, которые также совмещали функции стоянок торговых караванов. Между собой они были связаны как водным путём, так и сухопутной дорогой, проходившей по правому берегу и местами сохранившейся до настоящего времени.[15].
Существует альтернативная точка зрения, согласно которой крепости были оборонительной линией, защищавшей северо-западную границу Хазарии от славянской экспансии. Однако этот взгляд пользуется меньшей популярностью, поскольку плохо согласуется с письменными источниками и игнорирует тот факт, что крепости слишком малы для защиты примыкающих к ним громадных поселений. Впрочем, не все шесть крепостей были укреплены достаточно для отражения любых профессиональных осад и нападений.[16] Таково, например, крайне западное из них — городище Красное, с высотой его стен всего один метр и толщиной четыре метра.[14]
Прекращение жизни Маяцкого городища произошло в первой половине X в., и совпадает с упадком Хазарского каганата, в результате чего в степи начали доминировать печенеги. Они отрезали эту территорию от южных владений государства и превратили её в пастбища.
Антропология населения
На основании многочисленных антропологических находок можно предполагать, что основным населением Маяцкого поселения были аланы (смешанного лесостепного варианта).[17] В погребениях могильников обнаруживается примесь черепов с брахикранными чертами, в особенности у женщин Маяцкого могильника, и у мужчин, похороненных на поселении за территорией городища. Выявлен также аланский тип с более выраженной долихокранностью у мужчин на могильнике и у женщин на поселении. Есть подтверждение присутствия степняков-брахикранов на территории Маяцкой крепости, общепринято связываемое с булгарами[18] или хазарами.[19] Найденные черепа смешанного антропологического типа — мезокранов — показывают на смешение двух главных этнических групп, проживающих в ту эпоху на донских просторах.[20] Несмотря на явную брахикральную «примесь», выявленую антропологами по материалам Маяцкого могильника и поселения, население на Тихой Сосне, как и в остальных регионах варианта, в основной массе было долихокранным, то есть этнически его следует связывать с аланами. Особенный интерес представляют некоторые изменения в погребальных ритуалах. Так, кажется, что обычай захоронения людей и животных в круглых ямах, не свойственный аланам, появился здесь под влиянием степного населения. Характерно, что на маяцком могильнике таких погребений нет совсем, а на поселении их довольно много. Аналогичный обряд в более развитом варианте был типичен для строителей Саркела, где он датируется 30—50-ми гг. IX в.[21]
Духовная культура
Вместе с проникновением чуждых обычаев в погребальную обрядность у алан Маяцкого поселения появились и «вавилонообразные» (квадрат в квадрате с очагом в центре) святилища. По мнению С. А. Плетневой, принципиальной разницы в религиозных представлениях у степняков (булгар и хазар) с аланами не было. Почитание огня, поклонение солнцу-небу были общими.[22] Существенно отметить, что в Хазарии IX в. сложилось оригинальное представление, основанное на биполярности мироздания. Это убедительно прослеживается в исследовании амулетов.[23] Идея биполярности пронизывала, вероятно, общественную жизнь и государственную систему в каганате. Так, в Хазарии правили каган и бек, армия делились на два крыла — левое и правое, сами хазары делились на белых и черных. Не исключено, что и на Маяцком мысу можно предполагать существование, вернее, «воплощение» биполярности в противопоставлении крепости (фактически уже феодального замка), принадлежавшей хазарскому аристократу, с аланским, в основной массе, поселением.[24][25]
См. также
Примечания
- ↑ Макаренко, 1911, с.5;
- ↑ С. А. Плетнева «Маяцкое поселение» 1998, с.3
- ↑ А. З. Виников, С. А. Плетнева «На северных рубежах Хазарского Каганата» 1998.
- ↑ А.И Милютин 1909, с. 154
- ↑ Дивногорье. Великолепное место (недоступная ссылка — история). Проверено 9 июня 2013. Архивировано 4 ноября 2014 года.
- ↑ С. А. Плетнева 1996, с. 150—152
- ↑ С. А. Плетнева, 1996, с.35
- ↑ Маяцкое городище — статья из Большой советской энциклопедии.
- ↑ Маяцкое городище // Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней»
- ↑ (недоступная ссылка — история) Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней»
- ↑ А. З. Винникова, С. А. Плетнева «На Северных Рубежах Хазарского Каганата» Издательство Воронеж. госуд. университ. 1998 с. 210—214
- ↑ Кызласов И. Л. Рунические письменности евразийских степей. Графа «Письменность дон (донское письмо) 1984 год»
- ↑ Ж. Войников книга «Алано-прабулгарское письмо»
- ↑ 1 2 Красильников, 1985
- ↑ С. А. Плетнева, «Очерки Хазарской Археологии», 1999 с. 63
- ↑ С. А. Плетнева, «Очерки Хазарской Археологии», 1999 с. 61
- ↑ Т. С. Кондукторова ,1984-1991, с.145
- ↑ Салтово-маяцкая культура — статья из Большой советской энциклопедии.
- ↑ Плетнева 1996, с.152-154
- ↑ Т. С. Кондукторова , 1991, с.170
- ↑ С.А Плетнева, 1996 с. 80—92
- ↑ Плетнева 1989, с.65-67.
- ↑ В. Е. Флёрова, 1997, с.67-70.
- ↑ Раппопорт, 1959, с. 17.
- ↑ А. З. Виников, С. А. Плеенева 1998, с.211-212.
Ссылки
wiki.sc
Маяцкое городище Википедия
Городище | ||
Маяцкое городище | ||
---|---|---|
Страна |
| |
Местоположение | Лискинский район | |
Статус | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 361640429600006 (ЕГРОКН). Объект № 3610035000 (БД Викигида) | |
Медиафайлы на Викискладе |
Мая́цкое городи́ще — средневековое городище IX—X вв, расположенное на высоком мысе в Лискинском районе Воронежской области при впадении реки Тихая Сосна в Дон. Здесь теперь находится Музей-заповедник Дивногорье.
Городище включает в себя белокаменную крепость, поселение с могильником и гончарные мастерские. Памятник салтово-маяцкой археологической культуры.
Содержание
- 1 История изучения
- 2 Материальная культура
- 3 Эпиграфика
ru-wiki.ru
Дивногорье, Маяцкое городище — Достояние планеты
Дивногорье, Маяцкое городище
Дивногорье — природный архитектурно-археологический музей-заповедник, одна из жемчужин Лискинского района Воронежской области. Историческое разнообразие памятников Дивногорья является богатством культурного наследия этого края.
«Дивногорье», включает в себя: Маяцкое городище, сказочные Большие и Малые Дивы (необычные меловые останцы) и пещерные церкви.
Маяцкое городище – это комплекс памятников: небольшая крепость (замок), селище, занимавшее значительную территорию; ремесленный центр или иначе «хутор гончаров» и могильник (древнее кладбище), оставленные населением обитавшем здесь более тысячи лет назад.
Маяцкий могильник (некрополь)— площадь могильника около 3 га и может содержать до 1000 погребений, но раскопками изучено около 150;
Маяцкое поселение — вокруг Маяцкой крепости на высоком мысу, площадью около 30 га. располагалось селище, где в юртах и полуземлянках жили воины, которые охраняли крепость, а также земледельцы, скотоводы, ремесленники;
«Хутор» гончаров — на северо-восточной окраине селища в Большом каньоне было обнаружено огромное скопление обломков разнообразной керамики. Там Г.И. Красильниковым был изучен небольшой «хутор гончаров».
Все это находится в живописном месте на высоком берегу реки Тихая Сосна.
dostoyanieplaneti.ru