Маяцкое городище – Маяцкое городище — Циклопедия

Маяцкое городище — Циклопедия

Маяцкое городище — средневековая крепость, замок хазарского аристократа, тудуна, присланного каганом на приграничье Хазарского каганата. Городище является памятником салтово-маяцкой археологической культуры.

Маяцкое городище расположено на высоком мысе у села Дивногорье Воронежской области при впадении реки Тихая Сосна в реку Дон. Городище включает в себя белокаменную крепость, поселение с могильником и гончарные мастерские.

В первом известном упоминаним о Маяцкого городища, которое сделали московские дьяки в 1648 году в строительной книге города Коротояка под названием «Маяцкое старинное городище»[1]. Возможно название образовано от слова «маяк», который мог находится на мысе для речных судов, но следа маяка пока не найдено[2].

Население городища было смешанным. Основным населением поселения были аланы (смешанного лесостепного варианта)[3] Из погребения могильников прослеживается примесь черепов с брахикранными чертами, в особенности у женщин Маяцкого могильника, и у мужчин, похороненных на поселении за территорией городища. Аланский тип с более выраженной долихокранностью у мужчин на могильнике и у женщин на поселении. Есть следы присутствия степняков-брахикранов, на что также указывает система погребения на территории Маяцкой крепости, связываемых с булгарами

[4] или хазарами[5]. Найденные смешанные черепа антропологического типа — мезокранов — показывают на слияние двух главных этнических групп[6]. Синкретические изменения наблюдаются в погребальных ритуалах[7].

Маяцкое городище представляло собой торговый центр Хазарии. В городище найдено оружие, следовательно оно имело и военно-административный характер.

Это была хазарская крепость — замок хазарского аристократа, тудуна, присланного каганом на приграничье государства[8].

После археологических работ ученные пришли к заключению, что в крепости кроме семьи аристократа жили пришедшие с ним воины, личная охрана,булгары[9][10] или хазары[11]. Следы аланских воинов были найдены на поселении возле крепости, это по всей вероятности были несколько десятков воинов, жившие на поселении и выполнявшие пограничную службу под руководством тудуна и хазарских военачальников[12].

Таким образом, крепость контролировала торговые пути (как сухопутные, так и речные), и одновременно являлась часть общей пограничной системы крепостей

[13].

Отсутствие леса приводило к широкому освоению горожанами глины и камня. Этот материал стал фундаментальным в строительстве Маяцкой крепости. Метод создания места для строения, «остров», идентичный с подобными постройками на нижнем Дону, Саркел, Семикаракоры, а также установка крепости на Тихой Сосне. Особенности Маяцкой крепости, не свойственные крепостям более западных районов лесостепного варианта, дают возможность предполагать, что строительство проводилось в традициях, принятых в центральном регионе каганата.

В архитекторе Маяцкого городища заметны следы методов строительства Кавказа, Крыма и Болгарии.

У населявших городище алан появились «вавилонообразные» (квадрат в квадрате с очагом в центре) святилища. По мнению С. А. Плетнёвой, принципиальной разницы в религиозных представлениях у булгар и хазар с аланами не было. Почитание огня, поклонение Солнцу-небу были общими[14] В Хазарии 9 века сложилось оригинальное представление, основанное на биполярности мировоздания. Это прослеживается в исследовании амулетов[15]. Идея биполярности пронизывала, вероятно, общественную жизнь и государственную систему в каганате, ведь в Хазарии правили каган и бек, армия делились на два крыла — левое и правое, сами хазары делились на «белых» и «чёрных». Не исключено, что и на Маяцком мысу можно предполагать существование, вернее, «воплощение» биполярности в противопоставлении крепости (феодального замка), принадлежавшей хазарскому аристократу, с в основном аланским поселением

[16][17].

Запустение городище произошло в первой половине 10 века, то есть ко времени разгрома Хазарии, когда в степи начали доминировать печенеги. Печенеги отрезали данную территорию от южных владений хазар превратив её в пастбища.

Изучение городища началось в 1890 году, когда было найдено и опубликовано несколько вещей из катакомбного захоронения.[18].

Более фундаментальные раскопки проводили археологи Александр Иванович Милютин в 1906 году и Николай Емельянович Макаренко в 1908−1909 годах

[19]. В 1975−1982 годах исследованием городища занималась советско-болгаро-венгерская экспедиция под руководством С. А. Плетнёвой. В 2008 году раскопки возобновлены экспедицией Белгородского государственного университета.

Найдены кухонная глиняная посуда с примесью морского песка, по виду изготовленная степняками-брахикранами. Другие категории предметов от оружия до украшений, также распространенных на всей территории Хазарии.[20]

На стенах городища найдены «рунические» надписи, выполненные так называемым «донским» письмом, который пока остаётся не расшифрованным. И. Л. Кызласов считал эти надписи памятником алано-булгарского письма[21][22] С. А. Плетнева высказала мнение, что им могли пользоваться хазары, так как такие же надписи были найдены в поволжских курганах, то есть на территории, где как считается жили хазары.

  1. ↑ Макаренко, 1911, с.5;
  2. ↑ С. А. Плетнева «Маяцкое поселение» 1998, с.3
  3. ↑ Т. С. Кондукторова ,1984-1991, с.145
  4. ↑ БСЭ статья «Салтово-маяцкая культура»
  5. ↑ Плетнева 1996, с.152-154
  6. ↑ Т. С. Кондукторова , 1991, с.170
  7. ↑ С.А Плетнева, 1996 с. 80—92
  8. ↑ С. А. Плетнева, 1996, с.35
  9. ↑ БСЭ «Маяцкок городище»
  10. ↑ Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней» Статья «Маяцкое городище» [1]
  11. ↑ Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней»
  12. ↑ А. З. Винникова, С. А. Плетнева «На Северных Рубежах Хазарского Каганата» Издательство Воронеж. госуд. уневерсит. 1998 с.210-214
  13. ↑ С. А. Плетнева, «Очерки Хазарской Археологии», 1999 с. 61
  14. ↑ Плетнева 1989, с.65-67.
  15. ↑ В. Е. Флерова, 1997, с.67-70.
  16. ↑ Раппопорт, 1959, с. 17.
  17. ↑ А. З. Виников, С. А. Плеенева 1998, с.211-212.
  18. ↑ А. З. Виников, С. А. Плетнева «На северных рубежах Хазарского Каганата» 1998.
  19. ↑ А.И Милютин 1909, с. 154
  20. ↑ С. А. Плетнева 1996, с. 150—152
  21. ↑ Кызласов И. Л. Рунические письменности евразийских степей. Графа «Письменность дон (донское письмо) 1984 год»
  22. ↑ Ж. Войников книга «Алано-прабулгарское письмо»

cyclowiki.org

Маяцкое городище — это… Что такое Маяцкое городище?

Мая́цкое городи́ще — средневековое городище IX—X вв, расположенное на высоком мысе у села Дивногорье Воронежской области при впадении реки Тихая Сосна в Дон. Включает в себя белокаменную крепость, поселение с могильником и гончарные мастерские. Памятник салтово-маяцкой археологической культуры.

История изучения

Первое упоминание о городище было сделано в 1648 г. в строительной книге города Коротояка под названием «Маяцкое старинное городище».

[1] Название не зафиксировано в преданиях местного населения, и его этимология не ясна. Выдвигалось предположение, что оно связано с маяком на этом мысе для речных судов, но после обследования места остатков маяка найдено не было.[2].

Во 2-й половине XVII века на мысе был основан Успенский пещерный мужской монастырь, при строительстве которого была использована часть каменных блоков стен городища.

Находки с городища были введены в научный оборот в 1890 году, когда было найдено и опубликовано несколько вещей из катакомбного захоронения. Первые исследования велись силами краеведов, которых интересовали только захоронения.[3]

Полноценные раскопки проводили археологи А. И. Милютин в 1906 году и Н. Е. Макаренко в 1908—1909 годах.

[4]. С 1975 по 1982 год исследованием памятника занималась советско-болгаро-венгерская экспедиция под руководством С. А. Плетнёвой. В 2008 году раскопки возобновлены экспедицией Белгородского Гос. Университета.

Материальная культура

Археологические находки показывают нам процесс проникновения и соединения культур, и это проявляется на всей территории Подонья и даже всего Хазарского каганата. Через эти территории проходили торговые пути. Найдены бусы, изготовленные в Византии, а также находки амфор и т. д. Такие же находки есть и на территории Маяцкого поселения. Найдены кухонная глиняная посуда с примесью морского песка, по виду изготовленная степняками-брахикранами. Другие категории предметов от оружия до украшений, также распространенных на всей территории Хазарии.

[5] Отсутствие леса приводило к широкому освоению глины и камня, именно этот материал стал фундаментальным в строительстве Маяцкой крепости. Метод создания места для строения, «остров», идентичный с подобными постройками на нижнем Дону, Саркел, Семикаракоры, а также установка крепости на Тихой Сосне. Особенности Маяцкой крепости не свойственны крепостям более западных районов лесостепного варианта даёт возможность предполагать, что строительство проводилось в традициях, принятых в центральном регионе каганата. Возможно, при участии пришлых архитекторов, хорошо знакомых со строительствами Закавказья, Крыма и Дунайской Болгарии.

Крепость представляла собой замок хазарского аристократа, тудуна, присланного каганом на приграничье государства. Таким образом сырцовые крепости, к которым и относится Маяцкая, в какой-то мере были и замками феодалов.[6] После археологических работ ученные пришли к заключению, что в крепости кроме семьи аристократа жили пришедшие с ним воины, личная охрана,булгары[7][8] или хазары[9] Следы аланских воинов были найдены на поселении возле крепости, это по всей вероятности были несколько десятков воинов, жившие на поселении и выполнявшие пограничную службу под руководством тудуна и хазарских командиров.[10]

Эпиграфика

На стенах крепости найдены рунические надписи. Они выполнены т. н. «донским» письмом, который пока как и все восточноевропейские руны остаётся не дешифрованным. Автор данной классификации Кызласов считал, что эти надписи памятником алано-булгарского письма.[11][12] С. А. Плетнева предполагает, что им могли пользоваться хазары, так как такие же рунические надписи были найдены в поволжских курганах то есть на земле где предположительно локализуются хазары.

Назначение крепости

Ведущая гипотеза рассматривает Маяцкую крепость и всю линию из шести городищ с практически однотипными крепостями, построеными довольно плотно друг к другу, как опорные пункты на границе между хазарскими (кочевыми) и славянскими территориями (в археологическом смысле это боршевская культура, отождествляемая с летописными вятичами.[13]). С этой точки зрения, крепости являются пунктами сбора дани, которые также совмещали функции стоянок торговых караванов. Между собой они были связаны как водным путем, так и сухопутной дорогой, проходившей по правому берегу и местами сохранившейся до настоящего времени.[14].

Существует альтернативная точка зрения, согласно которой крепости были оборонительной линией, защищавшей северо-западную границу Хазарии от славянской экспансии. Однако этот взгляд пользуется меньшей популярностью, поскольку плохо согласуется с письменными источниками и игнорирует тот факт, что крепости слишком малы для защиты примыкающих к ним громадных поселений. Впрочем, не все шесть крепостей были укреплены достаточно для отражения любых профессиональных осад и нападений.[15] Таково, например, крайне западное из них — городище Красное, с высотой его стен, всего один метр и толщиной четыре метра.[13]

Прекращение жизни Маяцкого городища произошло в первой половине X в., и совпадает с упадком Хазарского каганата, в результате чего в степи начали доминировать печенеги. Они отрезали эту территорию от южных владений государства и превратили её в пастбища.

Антропология населения

По свидетельствам значительных антропологических находок основным населением Маяцкого поселения были аланы (смешанного лесостепного варианта).[16] Из погребения могильников прослеживается примесь черепов с брахикранными чертами, в особенности у женщин Маяцкого могильника, и у мужчин, похороненных на поселении за территорией городища. Аланский тип с более выраженной долихокранностью у мужчин на могильнике и у женщин на поселении. Есть подтверждение присутствия степняков-брахикранов, подтверждающееся также системой погребений на территории Маяцкой крепости, общепринято связываемых с булгарами [17] или хазарами.[18] Найденные смешанные черепа антропологического типа — мезокранов — показывают на слияние двух главных этнических групп, проживающих в ту эпоху на донских просторах.[19] Несмотря на явную брахикральную «примесь», выявленую антропологами по материалам Маяцкого могильника и поселения, население на Тихой Сосне, как и в остальных регионах варианта, в основной массе было долихокранным, то есть этнически его следует связывать с аланами. Особенный интерес представляют некоторые изменения в погребальных ритуалах. Так, кажется, что обычай захоронения людей и животных в круглых ямах, не свойственный аланам, появился здесь под влиянием степного населения. Характерно, что на маяцком могильнике таких погребений нет совсем, а на поселении их довольно много. Аналогичный обряд, в более развитом варианте был типичен для строителей Саркела, где он датируется 30—50-ми гг. IX в.[20]

Духовная культура

Вместе с проникновением чуждых обычаев в погребальную обрядность у алан Маяцкого поселения появились и «вавилонообразные» (квадрат в квадрате с очагом в центре) святилища. По мнению С. А. Плетневой, принципиальной разницы в религиозных представлениях у степняков (булгар и хазар) с аланами не было. Почитание огня, поклонение солнцу-небу были общими.[21] Существенно отметить, что в Хазарии IX в. сложилось оригинальное представление основанное на биполярности мировоздания. Это убедительно прослеживается в исследовании амулетов [22] Идея биполярности пронизывала, вероятно, общественную жизнь и государственную систему в каганате. Так в Хазарии правили каган и бек, армия делились на два крыла—левое и правое, сами хазары делились на белых и черных. Не исключено, что и на Маяцком мысу можно предполагать существование, вернее «воплощение» биполярности в противопоставлении крепости (фактически уже феодального замка), принадлежавшей хазарскому аристократу, с аланским, в основной массе, поселением.[23][24]

Примечания

  1. Макаренко, 1911, с.5;
  2. С. А. Плетнева «Маяцкое поселение» 1998, с.3
  3. А. З. Виников, С. А. Плетнева «На северных рубежах Хазарского Каганата» 1998.
  4. А.И Милютин 1909, с. 154
  5. С. А. Плетнева 1996, с. 150—152
  6. С. А. Плетнева, 1996, с.35
  7. БСЭ «Маяцкок городище»
  8. Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней» Статья «Маяцкое городище» [1]
  9. [2] Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней»
  10. А. З. Винникова, С. А. Плетнева «На Северных Рубежах Хазарского Каганата» Издательство Воронеж. госуд. уневерсит. 1998 с.210-214
  11. Кызласов И. Л. Рунические письменности евразийских степей. Графа «Письменность дон (донское письмо) 1984 год»
  12. Ж. Войников книга «Алано-прабулгарское письмо»
  13. 1 2 Красильников, 1985
  14. С. А. Плетнева, «Очерки Хазарской Археологии», 1999 с. 63
  15. С. А. Плетнева, «Очерки Хазарской Археологии», 1999 с. 61
  16. Т. С. Кондукторова ,1984-1991, с.145
  17. БСЭ статья «Салтово-маяцкая культура»
  18. Плетнева 1996, с.152-154
  19. Т. С. Кондукторова , 1991, с.170
  20. С.А Плетнева, 1996 с. 80—92
  21. Плетнева 1989, с.65-67.
  22. В. Е. Флерова, 1997, с.67-70.
  23. Раппопорт, 1959, с. 17.
  24. А. З. Виников, С. А. Плеенева 1998, с.211-212.

См. также

dic.academic.ru

Маяцкое городище — Википедия

Мая́цкое городи́ще — средневековое городище IX—X вв, расположенное на высоком мысе у хутора Дивногорье в Лискинском районе Воронежской области при впадении реки Тихая Сосна в Дон. Включает в себя белокаменную крепость, поселение с могильником и гончарные мастерские. Памятник салтово-маяцкой археологической культуры.

История изучения

Первое упоминание о городище было сделано в 1648 г. в строительной книге города Коротояка под названием «Маяцкое старинное городище».[1] Название не зафиксировано в преданиях местного населения, и его этимология не ясна. Выдвигалось предположение, что оно связано с маяком на этом мысе для речных судов, но после обследования места остатков маяка найдено не было.[2].

Во 2-й половине XVII века на мысе был основан Успенский пещерный мужской монастырь, при строительстве которого была использована часть каменных блоков стен городища.

Находки с городища были введены в научный оборот в 1890 году, когда было найдено и опубликовано несколько вещей из катакомбного захоронения. Первые исследования велись силами краеведов, которых интересовали только захоронения.[3]

Полноценные раскопки проводили археологи А. И. Милютин в 1906 году и Н. Е. Макаренко в 1908—1909 годах.[4]. С 1975 по 1982 год исследованием памятника занималась советско-болгаро-венгерская экспедиция под руководством С. А. Плетнёвой[5]. В 2008 году раскопки возобновлены экспедицией Белгородского Гос. Университета.

Материальная культура

Археологические находки показывают нам процесс проникновения и соединения культур, и это проявляется на всей территории Подонья и даже всего Хазарского каганата. Через эти территории проходили торговые пути. Найдены бусы, изготовленные в Византии, а также находки амфор и т. д. Такие же находки есть и на территории Маяцкого поселения. Найдены кухонная глиняная посуда с примесью морского песка, по виду изготовленная степняками-брахикранами. Другие категории предметов (от оружия до украшений) также были распространены на всей территории Хазарии.[6] Отсутствие леса приводило к широкому освоению глины и камня, именно эти материалы стали главными при строительстве Маяцкой крепости. Метод создания места для строения, «остров», идентичен тому, который применялся при строительстве подобным построек на нижнем Дону, в Саркеле, в Семикаракорах, а также крепости на Тихой Сосне. Особенности Маяцкой крепости, не свойственные крепостям более западных районов лесостепной зоны, дают возможность предполагать, что строили в традициях, принятых в центральном регионе каганата. Возможно, при участии пришлых архитекторов, хорошо знакомых с технологиями строительства в Закавказье, Крыму и Дунайской Болгарии.

Крепость представляла собой замок хазарского аристократа, тудуна, присланного каганом на приграничье государства. Таким образом, сырцовые крепости, к которым и относится Маяцкая, в какой-то мере были и замками феодалов.[7] После археологических работ учёные пришли к заключению, что в крепости, кроме семьи аристократа, жили пришедшие с ним воины, личная охрана, булгары[8][9] или хазары[10] Следы аланских воинов были найдены на поселении возле крепости, это, по всей вероятности, были несколько десятков воинов, жившие на поселении и выполнявшие пограничную службу под руководством тудуна и хазарских командиров.[11]

Эпиграфика

На стенах крепости найдены рунические надписи. Они выполнены т. н. «донским» письмом, который пока, как и все восточноевропейские руны, остаётся не дешифрованным. Автор данной классификации Кызласов считал эти надписи памятником алано-булгарского письма.[12][13]С. А. Плетнева предполагает, что им могли пользоваться хазары, так как такие же рунические надписи были найдены в поволжских курганах, то есть на земле, где предположительно локализуются хазары.

Назначение крепости

Ведущая гипотеза рассматривает Маяцкую крепость и всю линию из шести городищ с практически однотипными крепостями, построенными довольно плотно друг к другу, как опорные пункты на границе между хазарскими (кочевыми) и славянскими территориями (в археологическом смысле это боршевская культура, отождествляемая с летописными вятичами.[14]). С этой точки зрения, крепости являются пунктами сбора дани, которые также совмещали функции стоянок торговых караванов. Между собой они были связаны как водным путём, так и сухопутной дорогой, проходившей по правому берегу и местами сохранившейся до настоящего времени.[15].

Существует альтернативная точка зрения, согласно которой крепости были оборонительной линией, защищавшей северо-западную границу Хазарии от славянской экспансии. Однако этот взгляд пользуется меньшей популярностью, поскольку плохо согласуется с письменными источниками и игнорирует тот факт, что крепости слишком малы для защиты примыкающих к ним громадных поселений. Впрочем, не все шесть крепостей были укреплены достаточно для отражения любых профессиональных осад и нападений.[16] Таково, например, крайне западное из них — городище Красное, с высотой его стен всего один метр и толщиной четыре метра.[14]

Прекращение жизни Маяцкого городища произошло в первой половине X в., и совпадает с упадком Хазарского каганата, в результате чего в степи начали доминировать печенеги. Они отрезали эту территорию от южных владений государства и превратили её в пастбища.

Антропология населения

На основании многочисленных антропологических находок можно предполагать, что основным населением Маяцкого поселения были аланы (смешанного лесостепного варианта).[17] В погребениях могильников обнаруживается примесь черепов с брахикранными чертами, в особенности у женщин Маяцкого могильника, и у мужчин, похороненных на поселении за территорией городища. Выявлен также аланский тип с более выраженной долихокранностью у мужчин на могильнике и у женщин на поселении. Есть подтверждение присутствия степняков-брахикранов на территории Маяцкой крепости, общепринято связываемое с булгарами[18] или хазарами.[19] Найденные черепа смешанного антропологического типа — мезокранов — показывают на смешение двух главных этнических групп, проживающих в ту эпоху на донских просторах.[20] Несмотря на явную брахикральную «примесь», выявленую антропологами по материалам Маяцкого могильника и поселения, население на Тихой Сосне, как и в остальных регионах варианта, в основной массе было долихокранным, то есть этнически его следует связывать с аланами. Особенный интерес представляют некоторые изменения в погребальных ритуалах. Так, кажется, что обычай захоронения людей и животных в круглых ямах, не свойственный аланам, появился здесь под влиянием степного населения. Характерно, что на маяцком могильнике таких погребений нет совсем, а на поселении их довольно много. Аналогичный обряд в более развитом варианте был типичен для строителей Саркела, где он датируется 30—50-ми гг. IX в.[21]

Духовная культура

Вместе с проникновением чуждых обычаев в погребальную обрядность у алан Маяцкого поселения появились и «вавилонообразные» (квадрат в квадрате с очагом в центре) святилища. По мнению С. А. Плетневой, принципиальной разницы в религиозных представлениях у степняков (булгар и хазар) с аланами не было. Почитание огня, поклонение солнцу-небу были общими.[22] Существенно отметить, что в Хазарии IX в. сложилось оригинальное представление, основанное на биполярности мироздания. Это убедительно прослеживается в исследовании амулетов.[23] Идея биполярности пронизывала, вероятно, общественную жизнь и государственную систему в каганате. Так, в Хазарии правили каган и бек, армия делились на два крыла — левое и правое, сами хазары делились на белых и черных. Не исключено, что и на Маяцком мысу можно предполагать существование, вернее, «воплощение» биполярности в противопоставлении крепости (фактически уже феодального замка), принадлежавшей хазарскому аристократу, с аланским, в основной массе, поселением.[24][25]

См. также

Примечания

  1. ↑ Макаренко, 1911, с.5;
  2. ↑ С. А. Плетнева «Маяцкое поселение» 1998, с.3
  3. ↑ А. З. Виников, С. А. Плетнева «На северных рубежах Хазарского Каганата» 1998.
  4. ↑ А.И Милютин 1909, с. 154
  5. ↑ Дивногорье. Великолепное место (недоступная ссылка — история). Проверено 9 июня 2013. Архивировано 4 ноября 2014 года.
  6. ↑ С. А. Плетнева 1996, с. 150—152
  7. ↑ С. А. Плетнева, 1996, с.35
  8. Маяцкое городище — статья из Большой советской энциклопедии. 
  9. ↑ Маяцкое городище // Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней»
  10. ↑  (недоступная ссылка — история) Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней»
  11. ↑ А. З. Винникова, С. А. Плетнева «На Северных Рубежах Хазарского Каганата» Издательство Воронеж. госуд. университ. 1998 с. 210—214
  12. ↑ Кызласов И. Л. Рунические письменности евразийских степей. Графа «Письменность дон (донское письмо) 1984 год»
  13. ↑ Ж. Войников книга «Алано-прабулгарское письмо»
  14. 1 2 Красильников, 1985
  15. ↑ С. А. Плетнева, «Очерки Хазарской Археологии», 1999 с. 63
  16. ↑ С. А. Плетнева, «Очерки Хазарской Археологии», 1999 с. 61
  17. ↑ Т. С. Кондукторова ,1984-1991, с.145
  18. Салтово-маяцкая культура — статья из Большой советской энциклопедии. 
  19. ↑ Плетнева 1996, с.152-154
  20. ↑ Т. С. Кондукторова , 1991, с.170
  21. ↑ С.А Плетнева, 1996 с. 80—92
  22. ↑ Плетнева 1989, с.65-67.
  23. ↑ В. Е. Флёрова, 1997, с.67-70.
  24. ↑ Раппопорт, 1959, с. 17.
  25. ↑ А. З. Виников, С. А. Плеенева 1998, с.211-212.

Ссылки

wikipedia.green

Маяцкое городище — Википедия

Мая́цкое городи́ще — средневековое городище IX—X вв, расположенное на высоком мысе у хутора Дивногорье в Лискинском районе Воронежской области при впадении реки Тихая Сосна в Дон. Включает в себя белокаменную крепость, поселение с могильником и гончарные мастерские. Памятник салтово-маяцкой археологической культуры.

История изучения

Первое упоминание о городище было сделано в 1648 г. в строительной книге города Коротояка под названием «Маяцкое старинное городище».[1] Название не зафиксировано в преданиях местного населения, и его этимология не ясна. Выдвигалось предположение, что оно связано с маяком на этом мысе для речных судов, но после обследования места остатков маяка найдено не было.[2].

Во 2-й половине XVII века на мысе был основан Успенский пещерный мужской монастырь, при строительстве которого была использована часть каменных блоков стен городища.

Находки с городища были введены в научный оборот в 1890 году, когда было найдено и опубликовано несколько вещей из катакомбного захоронения. Первые исследования велись силами краеведов, которых интересовали только захоронения.[3]

Полноценные раскопки проводили археологи А. И. Милютин в 1906 году и Н. Е. Макаренко в 1908—1909 годах.[4]. С 1975 по 1982 год исследованием памятника занималась советско-болгаро-венгерская экспедиция под руководством С. А. Плетнёвой[5]. В 2008 году раскопки возобновлены экспедицией Белгородского Гос. Университета.

Видео по теме

Материальная культура

Археологические находки показывают нам процесс проникновения и соединения культур, и это проявляется на всей территории Подонья и даже всего Хазарского каганата. Через эти территории проходили торговые пути. Найдены бусы, изготовленные в Византии, а также находки амфор и т. д. Такие же находки есть и на территории Маяцкого поселения. Найдены кухонная глиняная посуда с примесью морского песка, по виду изготовленная степняками-брахикранами. Другие категории предметов (от оружия до украшений) также были распространены на всей территории Хазарии.[6] Отсутствие леса приводило к широкому освоению глины и камня, именно эти материалы стали главными при строительстве Маяцкой крепости. Метод создания места для строения, «остров», идентичен тому, который применялся при строительстве подобным построек на нижнем Дону, в Саркеле, в Семикаракорах, а также крепости на Тихой Сосне. Особенности Маяцкой крепости, не свойственные крепостям более западных районов лесостепной зоны, дают возможность предполагать, что строили в традициях, принятых в центральном регионе каганата. Возможно, при участии пришлых архитекторов, хорошо знакомых с технологиями строительства в Закавказье, Крыму и Дунайской Болгарии.

Крепость представляла собой замок хазарского аристократа, тудуна, присланного каганом на приграничье государства. Таким образом, сырцовые крепости, к которым и относится Маяцкая, в какой-то мере были и замками феодалов.[7] После археологических работ учёные пришли к заключению, что в крепости, кроме семьи аристократа, жили пришедшие с ним воины, личная охрана, булгары[8][9] или хазары[10] Следы аланских воинов были найдены на поселении возле крепости, это, по всей вероятности, были несколько десятков воинов, жившие на поселении и выполнявшие пограничную службу под руководством тудуна и хазарских командиров.[11]

Эпиграфика

На стенах крепости найдены рунические надписи. Они выполнены т. н. «донским» письмом, который пока, как и все восточноевропейские руны, остаётся не дешифрованным. Автор данной классификации Кызласов считал эти надписи памятником алано-булгарского письма.[12][13]С. А. Плетнева предполагает, что им могли пользоваться хазары, так как такие же рунические надписи были найдены в поволжских курганах, то есть на земле, где предположительно локализуются хазары.

Назначение крепости

Ведущая гипотеза рассматривает Маяцкую крепость и всю линию из шести городищ с практически однотипными крепостями, построенными довольно плотно друг к другу, как опорные пункты на границе между хазарскими (кочевыми) и славянскими территориями (в археологическом смысле это боршевская культура, отождествляемая с летописными вятичами.[14]). С этой точки зрения, крепости являются пунктами сбора дани, которые также совмещали функции стоянок торговых караванов. Между собой они были связаны как водным путём, так и сухопутной дорогой, проходившей по правому берегу и местами сохранившейся до настоящего времени.[15].

Существует альтернативная точка зрения, согласно которой крепости были оборонительной линией, защищавшей северо-западную границу Хазарии от славянской экспансии. Однако этот взгляд пользуется меньшей популярностью, поскольку плохо согласуется с письменными источниками и игнорирует тот факт, что крепости слишком малы для защиты примыкающих к ним громадных поселений. Впрочем, не все шесть крепостей были укреплены достаточно для отражения любых профессиональных осад и нападений.[16] Таково, например, крайне западное из них — городище Красное, с высотой его стен всего один метр и толщиной четыре метра.[14]

Прекращение жизни Маяцкого городища произошло в первой половине X в., и совпадает с упадком Хазарского каганата, в результате чего в степи начали доминировать печенеги. Они отрезали эту территорию от южных владений государства и превратили её в пастбища.

wiki2.red

Маяцкое городище — Википедия. Что такое Маяцкое городище

Мая́цкое городи́ще — средневековое городище IX—X вв, расположенное на высоком мысе у хутора Дивногорье в Лискинском районе Воронежской области при впадении реки Тихая Сосна в Дон. Включает в себя белокаменную крепость, поселение с могильником и гончарные мастерские. Памятник салтово-маяцкой археологической культуры.

История изучения

Первое упоминание о городище было сделано в 1648 г. в строительной книге города Коротояка под названием «Маяцкое старинное городище».[1] Название не зафиксировано в преданиях местного населения, и его этимология не ясна. Выдвигалось предположение, что оно связано с маяком на этом мысе для речных судов, но после обследования места остатков маяка найдено не было.[2].

Во 2-й половине XVII века на мысе был основан Успенский пещерный мужской монастырь, при строительстве которого была использована часть каменных блоков стен городища.

Находки с городища были введены в научный оборот в 1890 году, когда было найдено и опубликовано несколько вещей из катакомбного захоронения. Первые исследования велись силами краеведов, которых интересовали только захоронения.[3]

Полноценные раскопки проводили археологи А. И. Милютин в 1906 году и Н. Е. Макаренко в 1908—1909 годах.[4]. С 1975 по 1982 год исследованием памятника занималась советско-болгаро-венгерская экспедиция под руководством С. А. Плетнёвой[5]. В 2008 году раскопки возобновлены экспедицией Белгородского Гос. Университета.

Материальная культура

Археологические находки показывают нам процесс проникновения и соединения культур, и это проявляется на всей территории Подонья и даже всего Хазарского каганата. Через эти территории проходили торговые пути. Найдены бусы, изготовленные в Византии, а также находки амфор и т. д. Такие же находки есть и на территории Маяцкого поселения. Найдены кухонная глиняная посуда с примесью морского песка, по виду изготовленная степняками-брахикранами. Другие категории предметов (от оружия до украшений) также были распространены на всей территории Хазарии.[6] Отсутствие леса приводило к широкому освоению глины и камня, именно эти материалы стали главными при строительстве Маяцкой крепости. Метод создания места для строения, «остров», идентичен тому, который применялся при строительстве подобным построек на нижнем Дону, в Саркеле, в Семикаракорах, а также крепости на Тихой Сосне. Особенности Маяцкой крепости, не свойственные крепостям более западных районов лесостепной зоны, дают возможность предполагать, что строили в традициях, принятых в центральном регионе каганата. Возможно, при участии пришлых архитекторов, хорошо знакомых с технологиями строительства в Закавказье, Крыму и Дунайской Болгарии.

Крепость представляла собой замок хазарского аристократа, тудуна, присланного каганом на приграничье государства. Таким образом, сырцовые крепости, к которым и относится Маяцкая, в какой-то мере были и замками феодалов.[7] После археологических работ учёные пришли к заключению, что в крепости, кроме семьи аристократа, жили пришедшие с ним воины, личная охрана, булгары[8][9] или хазары[10] Следы аланских воинов были найдены на поселении возле крепости, это, по всей вероятности, были несколько десятков воинов, жившие на поселении и выполнявшие пограничную службу под руководством тудуна и хазарских командиров.[11]

Эпиграфика

На стенах крепости найдены рунические надписи. Они выполнены т. н. «донским» письмом, который пока, как и все восточноевропейские руны, остаётся не дешифрованным. Автор данной классификации Кызласов считал эти надписи памятником алано-булгарского письма.[12][13]С. А. Плетнева предполагает, что им могли пользоваться хазары, так как такие же рунические надписи были найдены в поволжских курганах, то есть на земле, где предположительно локализуются хазары.

Назначение крепости

Ведущая гипотеза рассматривает Маяцкую крепость и всю линию из шести городищ с практически однотипными крепостями, построенными довольно плотно друг к другу, как опорные пункты на границе между хазарскими (кочевыми) и славянскими территориями (в археологическом смысле это боршевская культура, отождествляемая с летописными вятичами.[14]). С этой точки зрения, крепости являются пунктами сбора дани, которые также совмещали функции стоянок торговых караванов. Между собой они были связаны как водным путём, так и сухопутной дорогой, проходившей по правому берегу и местами сохранившейся до настоящего времени.[15].

Существует альтернативная точка зрения, согласно которой крепости были оборонительной линией, защищавшей северо-западную границу Хазарии от славянской экспансии. Однако этот взгляд пользуется меньшей популярностью, поскольку плохо согласуется с письменными источниками и игнорирует тот факт, что крепости слишком малы для защиты примыкающих к ним громадных поселений. Впрочем, не все шесть крепостей были укреплены достаточно для отражения любых профессиональных осад и нападений.[16] Таково, например, крайне западное из них — городище Красное, с высотой его стен всего один метр и толщиной четыре метра.[14]

Прекращение жизни Маяцкого городища произошло в первой половине X в., и совпадает с упадком Хазарского каганата, в результате чего в степи начали доминировать печенеги. Они отрезали эту территорию от южных владений государства и превратили её в пастбища.

Антропология населения

На основании многочисленных антропологических находок можно предполагать, что основным населением Маяцкого поселения были аланы (смешанного лесостепного варианта).[17] В погребениях могильников обнаруживается примесь черепов с брахикранными чертами, в особенности у женщин Маяцкого могильника, и у мужчин, похороненных на поселении за территорией городища. Выявлен также аланский тип с более выраженной долихокранностью у мужчин на могильнике и у женщин на поселении. Есть подтверждение присутствия степняков-брахикранов на территории Маяцкой крепости, общепринято связываемое с булгарами[18] или хазарами.[19] Найденные черепа смешанного антропологического типа — мезокранов — показывают на смешение двух главных этнических групп, проживающих в ту эпоху на донских просторах.[20] Несмотря на явную брахикральную «примесь», выявленую антропологами по материалам Маяцкого могильника и поселения, население на Тихой Сосне, как и в остальных регионах варианта, в основной массе было долихокранным, то есть этнически его следует связывать с аланами. Особенный интерес представляют некоторые изменения в погребальных ритуалах. Так, кажется, что обычай захоронения людей и животных в круглых ямах, не свойственный аланам, появился здесь под влиянием степного населения. Характерно, что на маяцком могильнике таких погребений нет совсем, а на поселении их довольно много. Аналогичный обряд в более развитом варианте был типичен для строителей Саркела, где он датируется 30—50-ми гг. IX в.[21]

Духовная культура

Вместе с проникновением чуждых обычаев в погребальную обрядность у алан Маяцкого поселения появились и «вавилонообразные» (квадрат в квадрате с очагом в центре) святилища. По мнению С. А. Плетневой, принципиальной разницы в религиозных представлениях у степняков (булгар и хазар) с аланами не было. Почитание огня, поклонение солнцу-небу были общими.[22] Существенно отметить, что в Хазарии IX в. сложилось оригинальное представление, основанное на биполярности мироздания. Это убедительно прослеживается в исследовании амулетов.[23] Идея биполярности пронизывала, вероятно, общественную жизнь и государственную систему в каганате. Так, в Хазарии правили каган и бек, армия делились на два крыла — левое и правое, сами хазары делились на белых и черных. Не исключено, что и на Маяцком мысу можно предполагать существование, вернее, «воплощение» биполярности в противопоставлении крепости (фактически уже феодального замка), принадлежавшей хазарскому аристократу, с аланским, в основной массе, поселением.[24][25]

См. также

Примечания

  1. ↑ Макаренко, 1911, с.5;
  2. ↑ С. А. Плетнева «Маяцкое поселение» 1998, с.3
  3. ↑ А. З. Виников, С. А. Плетнева «На северных рубежах Хазарского Каганата» 1998.
  4. ↑ А.И Милютин 1909, с. 154
  5. ↑ Дивногорье. Великолепное место (недоступная ссылка — история). Проверено 9 июня 2013. Архивировано 4 ноября 2014 года.
  6. ↑ С. А. Плетнева 1996, с. 150—152
  7. ↑ С. А. Плетнева, 1996, с.35
  8. Маяцкое городище — статья из Большой советской энциклопедии. 
  9. ↑ Маяцкое городище // Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней»
  10. ↑  (недоступная ссылка — история) Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней»
  11. ↑ А. З. Винникова, С. А. Плетнева «На Северных Рубежах Хазарского Каганата» Издательство Воронеж. госуд. университ. 1998 с. 210—214
  12. ↑ Кызласов И. Л. Рунические письменности евразийских степей. Графа «Письменность дон (донское письмо) 1984 год»
  13. ↑ Ж. Войников книга «Алано-прабулгарское письмо»
  14. 1 2 Красильников, 1985
  15. ↑ С. А. Плетнева, «Очерки Хазарской Археологии», 1999 с. 63
  16. ↑ С. А. Плетнева, «Очерки Хазарской Археологии», 1999 с. 61
  17. ↑ Т. С. Кондукторова ,1984-1991, с.145
  18. Салтово-маяцкая культура — статья из Большой советской энциклопедии. 
  19. ↑ Плетнева 1996, с.152-154
  20. ↑ Т. С. Кондукторова , 1991, с.170
  21. ↑ С.А Плетнева, 1996 с. 80—92
  22. ↑ Плетнева 1989, с.65-67.
  23. ↑ В. Е. Флёрова, 1997, с.67-70.
  24. ↑ Раппопорт, 1959, с. 17.
  25. ↑ А. З. Виников, С. А. Плеенева 1998, с.211-212.

Ссылки

wiki.sc

Маяцкое городище Википедия

Городище
Маяцкое городище
Страна
  • Flag of Russia.svg Россия
Местоположение Лискинский район
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 361640429600006 (ЕГРОКН). Объект № 3610035000 (БД Викигида)
Маяцкое городище (Воронежская область)Red pog.png
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Мая́цкое городи́ще — средневековое городище IX—X вв, расположенное на высоком мысе в Лискинском районе Воронежской области при впадении реки Тихая Сосна в Дон. Здесь теперь находится Музей-заповедник Дивногорье.

Городище включает в себя белокаменную крепость, поселение с могильником и гончарные мастерские. Памятник салтово-маяцкой археологической культуры.

Содержание

  • 1 История изучения
  • 2 Материальная культура
  • 3 Эпиграфика

ru-wiki.ru

Дивногорье, Маяцкое городище — Достояние планеты

Дивногорье, Маяцкое городище

 

Дивногорье — природный архитектурно-археологический музей-заповедник, одна из жемчужин Лискинского района Воронежской области. Историческое разнообразие памятников Дивногорья является богатством культурного наследия этого края.

 

«Дивногорье», включает в себя: Маяцкое городище, сказочные Большие и Малые Дивы (необычные меловые останцы) и пещерные церкви.
 

Маяцкое городище – это комплекс памятников: небольшая крепость (замок), селище, занимавшее значительную территорию; ремесленный центр или иначе «хутор гончаров» и могильник (древнее кладбище), оставленные населением обитавшем здесь более тысячи лет назад.

 

Маяцкий могильник (некрополь)— площадь могильника около 3 га и может содержать до 1000 погребений, но раскопками изучено около 150;
 

Маяцкое поселение — вокруг Маяцкой крепости на высоком мысу, площадью около 30 га. располагалось селище, где в юртах и полуземлянках жили воины, которые охраняли крепость, а также земледельцы, скотоводы, ремесленники;
 

«Хутор» гончаров — на северо-восточной окраине селища в Большом каньоне было обнаружено огромное скопление обломков разнообразной керамики. Там Г.И. Красильниковым был изучен небольшой «хутор гончаров».

Все это находится в живописном месте на высоком берегу реки Тихая Сосна.
 

 

 

 

 

dostoyanieplaneti.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *