Ком омбо египет: описание, история, экскурсии, точный адрес

Содержание

Ком Омбо | Памятники, Музеи, Достопримечательности | Асуан

Ком-Омбо — населенный пункт в 43 км к северу от Асуана — появился в период расцвета торговли на путях между Красным морем и долиной Нила.
Во время правления XVIII династии Ком-Омбо был столицей независимой провинции, а в эпоху Птоломеев – столицей нома. Тутмос III возвел здесь храм, посвященный Хоруру, или Старшему Хору, брату Осириса, Себеку и его матери Хатхор. К сожалению, от этого святилища остались лишь архитектурные фрагменты. Также известны фрагменты сооружений, построенных здесь Аменхотепом I и Рамсесом II. В настоящее время древний город все еще погребен под песком; расчищены лишь главный храм Ком Омбо, находящийся на значительном возвышении и хорошо заметный с Нила.

Храм в Ком-Омбо — необычный, его планировка считается единственной в своем роде: это на самом деле двойной храм, образованный из двух соседних храмов. Правый посвящен Себеку, богу плодородия, который считался также творцом Вселенной; левый посвящен Хароэрису, иначе говоря «Великому Хору», солнечному богу войны.

Каждый из храмов имеет свой вход, свою часть гипостиля и свое святилище, причем Себеку была посвящена восточная часть храма, а Хоруру — западная.
В центре первого двора храма сохранились фрагменты алтаря для возлияний с двумя небольшими бассейнами, куда стекала жертвенная влага для двух богов.

Потрясает частично сохранившаяся полихромная роспись, несмотря на то, что отделка, начатая при Птолемее VI, была завершена довольно поздно — при римских императорах Тиберии, Клавдии и Домициане, когда древнеегипетское искусство находилось в глубоком упадке.

Фасад гипостиля, колонны которого соединены снизу стенками, характерен для птолемеевской архитектуры. Оформление колонного зала, естественно, была подчинена условному разделению храма на владения Хорура и владения Себека.

Второй гипостиль является уменьшенной репликой первого; через него процессии двигались к святилищам, минуя три низких темных жертвенных зала с каждой стороны. В двойном святилище храма, сильно разрушенном, все еще возвышаются каменные постаменты для священных ладей богов.

В стене, разделяющей святилища, находится потайная комната, предназначение которой неясно. Во внутренней части храма также имеется довольно много крипт и скрытых проходов.

На внешней поверхности храмовой стены сохранились многочисленные сцены предстояния царей перед различными божествами, среди которых находится знаменитый рельеф с изображением ритуальных и хирургических инструментов, которые фараон жертвует Хоруру, богу, издревле считавшемуся великим целителем. В задней стене храма сохранилась ложная дверь, в центральной нише которой сохранились изображения «слышащих» ушей, «видящих» глаз и собственно фигур двух богов, причем Себек держит в руках скипетр с головой льва, а Хорур — нож с человеческими ногами.

Между двумя богами помещен прославляющий их гимн, а над нишей — образ богини Маат, поднимающей руками небо и фигуры четырех ветров, изображенных в виде льва, орла, быка и многоголового змея, символика которых, вероятно, стала прообразом для гораздо более поздних христианских изображений евангелистов.

Неподалеку от храма находится сложная система каналов и бассейнов, в которых некогда содержались священные крокодилы, окруженные в Ком Омбо особенным почтением.

Около восточной стены комплекса также находилось небольшое святилище Хатхор, построенное при Домициане; здесь были обнаружены многочисленные захоронения священных крокодилов в особых глиняных саркофагах.

Храм в Ком-Омбо открыт для посещений после реставраций, длившихся более двух лет. Результаты раскопок, ведшихся под патронатом Минестерства культуры АРЕ, выставлены в новом музее рядом с храмом. Экспонаты музея — статуи божеств древнего Ком-Омбо – Себека и Хорура, мумифицированные крокодилы, предметы божественного культа.

Ком Омбо — древнегипетский храм бога-крокодила Себека

Храм в Ком Омбо был построен при Птолемеях с 180 по 47 гг. до нашей эры, однако, возможно, он имеет и более древние корни. Расположился храм на правом берегу Нила в 40 километрах севернее Асуана. Обычно его посещают туристы, которые в обязательном порядке останавливаются тут, путешествуя по Нилу на теплоходе.

Себек — бог, изображаемый с головой крокодила, считается богом-создателем и защитником от злых сил. Его женой (по одной из версий) считается Хатхор — богиня любви и красоты, а сыном — Хонсу — бог луны и мудрости. Правда, Хатхор считается и женой Гора. Главным местом поклонения Себеку считается Фаюмское озеро на севере Египта, где находился город Крокодиполь (Шедит), но от него практически ничего не осталось, кроме нескольких тысяч мумий крокодилов. Поэтому храм Себека, да еще и в Верхнем Египте, он единственный, а потому уникален.

Однако уникальность храма Ком Омбо не заканчивается на этом, это двойной храм, правая сторона которого посвящена богу Гору, то есть богу солнца и неба, одному из главных богов в египетском пантеоне. Как и в случае с Себеком, место в храме нашлось и его жене, и его сыну. По некоторым мифам Гор и Себек  — братья, что объясняет такое наполнение храма.

После постройки храма о нем почти ничего не известно, после распространения в Египте христианства его какое-то время использовали копты, но затем он был окончательно заброшен. Так как храм находился вблизи от Нила, река во время разливов разрушила ворота храма и часть фасада. А в 1893 году его случайно обнаружил французский археолог, храм был по самую крышу занесен песком.


С другой стороны храма все еще приличного размера бархан


Справа остатки ворот


На переднем плане все, что осталось от пилона

На всякий случай даю вам рисунок плана храма

От двора с колоннами по периметру остались только основания колонн


Вход в храм, как видно, двойной — слева для Себека, справа для Гора

Как видно на плане и по первым фото фасада храма — храм достаточно сильно разрушен, для Египта это достаточно плохая сохранность, хотя центральные залы, потеряв крышу, все-таки, более или менее сохранились. Но что сохранилось точно хорошо — это рисунки и изображения на стенах, некоторые вырезаны будто вчера.


Вход в часть храма Себека


Угол Гора


Себек

Основная часть надписей на стенах рассказывает о богах, а в некоторых частях идет перечисление того, что было пожертвовано святилищу


Коридор справа


Гипостильный зал


Слева от изображения богини Сехмет находится календарь, в кадр попал только небольшой кусочек, а так там целая стена


Календарь


На некоторых частях крама, в основном потолочных балках, остались следы оригинальной цветной росписи


Вестибюль перед алтарной частью


Вид с конца храма

В конце храма находились, как я понимаю, два алтарных камня. До наших дней сохранился только один. Расположен он в части Себека

В самом конце храма находится ряд небольших помещений, закрытых железной решеткой, но туда можно заглянуть

Как и положено египетским храмам, по внешнему периметру их огораживала стена, здесь на стенах храма хорошо сохранились рельефы


Проход слева от храма


Проход за храмом


Звезда. Похожими украшали своды гробниц в пирамидах за 2.5 тысячи лет до постройки этого храма


Проход справа от храма

Слева от основного задния храма и за храмом активно ведутся какие-то раскопки, но, если за храмом на холме походить нельзя, то на площадке слева можно. Тут есть маленький храм Себека (развалины), а также два нилометра.

Нилометры играли важную функцию в жизни древних египтян, во-первых, глубокая яма четко показывала уровень воды в реке, а во-вторых, исходя из этого взимались налоги — засуха — меньше, разлив — больше.

Еще один нилометр, похоже, был и у входа в комплекс

Назначение этих сооружений (ступеней) и небольшого домика позади него неизвестно, некоторые считают, что это источник воды, другие считают, что здесь жили священные животные, то есть, крокодилы.


Храм, вид слева

Справа от храма у небольшого храма Хатхор была найдена голова римского императора Марка Аврелия и статуя без головы


Мини-храм Хатхор


Вид на на храм справа

Из интересных рисунков в храма можно отметить изображение хирургических инструментов, но я, к сожалению, не обратил на них внимания

Но в мою коллекцию интересных изображений попал вот этот зверь — смесь пчелы, кошки и козы

На фото видно, что в храме дежурит несколько полицейских и смотрителей. Но тот редкий случай, когда конкретно нам они не пытались впарить свои услуги гида.

Как и все другие объекты в Египте, храм открыт до заката. Цена билета — 80 египетских фунтов, для студентов 40 фунтов. В стоимость билета входит и музей Собека, это небольшой зал, где выставлены мумия крокодилов и ряд ритуальных принадлежностей. Цена съемки тут — 50 фунтов, но никто особо не следит.

В Новое царство проживание тотемных животных при храмах было частой традицией. В случае с крокодилами они жили при храмах всю жизнь, о них заботились и хорошо кормили, а когда они умирали, их мумифицировали и хоронили. Крокодилы из этого музея были найдены в храме Хатхор при основном храме, а также в некрополе El-Shatb неподалеку


Бронзовая статуэтка Себека


Приспособления для мумификации крокодилов


Мумии крокодилов


Мумии крокодилов — макет


Крокодильи яйца

На набережной теплоходы с туристами ждут толпы торговцев. Меня один активно пытался развести на покупку. Предложил футболку за 5 фунтов (30 центов), цена отличная, думал прибарахлиться, сказал, какой размер нужен и ушел смотреть храм. На выходе продавец меня ждал, только теперь он за майку хотел 200 фунтов (12 долларов). А про 5 фунтов он сознался, что типа британских фунтов. Такой себе развод для простачков в надежде на то, что, типа, я оценю его старания и все равно куплю. В итоге последняя цена, которую он мне предлагал, была, по-моему — 80 фунтов — 5 долларов. Можно купить, если она тебе нужна, но мне была не нужна.


Круизный теплоход пришвартован у берега


Набережная перед храмом

Если будете останавливаться в Асуане, то для проживания рекомендую небольшой отель в нубийском стиле Ashry Narty

Египетский город Ком-Омбо | Мировой туризм

За 30 километров от Асуана безжизненные холмы Восточной пустыни отступают от берегов реки. На отвоёванной у пустыни земле выращиваются богатые урожаи сахарного тростника. Здесь же – вокруг города Ком-Омбо – поселились многие нубийцы, вынужденные из-за появления озера Насер покинуть родные места. В древние времена город Омбос стоял на пересечении караванных путей, шедших из Нубии и от золотых месторождений Восточной пустыни.

При Птолемее VI (180-145 годы до нашей эры) он стал столицей I нома и местом для обучения военных африканских слонов, которые были нужны Птолемеям для войн с Селевкидами. Если среди феллахов современный Ком-Омбо известен в основном своим сахарным заводом и верфями, где строятся фелуки, то у туристов его название ассоциируется с эллинистическим храмом Хароериса и Себека. В отличие от остальных храмов долины Нила он стоит прямо на берегу реки – это один из лучших видов, открывающихся во время путешествия на фелуке.

Содержание статьи

Полезная информация о Ком-Омбо

Египетский город Ком-Омбо расположен примерно в 60 километрах к югу от Идфу рядом с дорогой, идущей вдоль восточного берега и соединяющей Луксор (170 километров) и Асуан (45 километров). Поскольку храм находится в 4 километрах от города, сюда лучше добираться на прогулочном судне или фелуке, не обременяя себя хлопотами, связанными с остальными видами транспорта.

Туристическим автобусам и такси разрешено передвигаться только в составе автоколонны с сопровождением, маршрутками из Луксора или Асуана пользоваться запрещено, поэтому людям, путешествующим самостоятельно, остаётся только полагаться на автобусы (4-5 рейсов в день) или поезда, курсирующие между Луксором и Асуаном с остановкой в Ком-Омбо.

Если вы едете из Асуана, попросите водителя высадить вас у отмеченного дорожным знаком поворота перед городом: отсюда до храма можно добраться пешком или автостопом (1,5 километра). Кроме того, от городской стоянки маршрутных такси ходят крытые пикапы (25 пиастров) до пристани парома, откуда всего 800 метров до храма. Такси до храма обойдётся вам примерно в 20 фунтов.

Местным полицейским не очень-то нравятся разгуливающие по городу туристы, и они стараются не выпускать пассажиров прогулочных лодок за пределы территории храма, поэтому о том, чтобы остановиться в Ком-Омбо, речи не идёт. Вместо того, чтобы есть на ходу фуль или таамийя, можно зайти в ресторан El-Noba к югу от мечети. В расположенном рядом с храмом кафе Rural Home вы найдёте сад, орошаемый с помощью шадуфа, услуги мастера по татуировке хной и прочие интересные вещи. Доступ в интернет и международный телефон есть в ларьке около реки.

Храм Хароериса и Себека в Ком-Омбо

Храм Хароериса и Себека (ежедневно, 7:00-17:00; 20 фунтов) стоит на выступе речного берега, на песчаных отмелях которого в древние времена любили греться на солнце крокодилы. Близость к Нилу одновременно способствовала и сохранению, и разрушению памятника: наносы песка спасли его от коптов-иконоборцев, но в то же время вода разрушила пилон и передний двор и теперь подмывает основания колонн внутри храма. Амелия Эдвардс очень метко сравнила руины храма с торсом прекрасной древней статуи: храм, уменьшившийся в размерах и лишённый крыши, не утратил своего величия и сохранил следы первоначальной раскраски.

Отличительная черта храма – симметричность относительно продольной оси. Он имеет два входа, парные святилища и залы, поделённые на две половины. Левая половина храма посвящена богу-соколу Хароерису, «Благому врачевателю» (ипостась Хора Старшего) и его супруге Та-Сен-Нефер, «Доброй сестре» (Хатхор). Бог-крокодил Себек (здесь ассоциировавшийся с солнцем как Себек-Ра), его супруга (ещё одна ипостась Хатхор) и сын Хонсу-Хор почитались в правой части храма.

Посетители входят в храм под углом к главной оси, через ворота Неос Диониса. От ворот осталась только половина, дата их постройки точно не установлена, поскольку учёные расходятся во мнениях относительно количества царей из династии Птолемеев, а также порядка и датировки их правления. Все Птолемеи брали себе дополнительное прозвище – например, Сотер (Спаситель), Эвергет (Благодетель) или Филометор (Любящий мать).

Некоторые учёные считают, что Неос Дионис – это Птолемей XII, другие полагают, что это Птолемей XIII, но все сходятся во мнениях, что он был отцом Клеопатры, правил с перерывом в несколько лет (80-58 и 55-51 годы до нашей эры) и имел прозвище «Бастард». Перед входом в храм можно заглянуть в молельню Хатхор и посмотреть на трёх мумифицированных крокодилов, найденных неподалёку в 1970-е годы во время дорожных работ.

  • Фасад и гипостили храма

Попав во двор (сооружён Траяном в 14 году), от которого остались лишь низкие стены и обрубки колонн, вы сразу обратите внимание на фасад гипостиля. Колонны с цветочными капителями поддерживают мощную глыбу карниза с обратной выкружкой, над каждым из входов изображены крылатые солнечные диски и уреи. Барельефы на внешней стороне стен изображают Неос Диониса, над которым Тот и Хор совершают очистительный обряд. Такая же сцена происходит и в присутствии Себека, лицо которого было впоследствии сбито.

Проходя сквозь чащу колонн внешнего гипостиля, обратите внимание на вырезанные на их основаниях изображения геральдических растений – лотоса Верхнего Египта и папируса Дельты. На внутренней стороне фасадной стены находятся великолепные композиции: коронация Неос Диониса в присутствии Хароериса, Себека, Уаджит и Нехбет (богинь севера и юга) и его явление перед лицом Исиды, Хора Старшего и львиноголового божества. Тем же божествам Неос Дионис приносит дары в дальней части зала, где сохранилась часть потолка, украшенного фигурами крылатых существ.

При входе в более древний внутренний гипостиль вы найдёте рельеф с изображением Себека в его животном облике (между дверными проёмами). В юго-западном углу зала Птолемей II получает хепеш (победоносный меч) от Хароериса, рядом с царём стоят его сестра и жена с одинаковыми именами – Клеопатра). Тот же царь изображён приносящим дары богам на колоннах, его старший брат перед Хароерисом – на задней стене, а списки божеств и храмовых празднеств размещены между дверными проёмами.

  • Вестибюли и святилища храма

Дальше расположен первый из трёх вестибюлей (каждый следующий немного выше предыдущего), украшенных при Птолемее VI. Рельефы на задней стене изображают церемонию основания храма – Сешет, богиня письменности, измеряет его территорию – и жертвоприношения и возлияния в честь Себека. Эти обряды периодически повторялись с целью поддержания ритуальной чистоты места. В следующий вестибюль – Зал даров – могли входить только жрецы. В полуразрушенном помещении справа некогда хранились одеяния и священные тексты.

Сцены жертвоприношений Хароерису, описание храма и молитва к Себеку сохранились на южной стене, здесь же сохранилось крошечное рельефное изображение рожающей женщины. Также обратите внимание на фигуры, которыми расписан потолок. Великолепный рельеф, находящийся между дверями святилищ, изображает Птолемея и его супругу-сестру рядом с пальмой, на которой висит знак хеб-сед, сообщающий годы царствований царя.

Царю оказывает почести Хонсу, увенчанный синим полумесяцем и красным диском, а также Хароерис и Себек (символизирующие воздух и воду соответственно), сам же Птолемей щеголяет в македонском плаще. От самих святилищ мало что осталось, но вы можете заглянуть в тайный коридор между ними, где некогда жрецы «беседовали» с богами (попасть туда можно через подземную крипту в одной из молелен за внутренним коридором).

  • Внешний коридор и окрестности храма

Плиты, которыми вымощен внешний коридор между эллинистическим храмом и римскими стенами, испещрены надписями паломников. Так они коротали время перед тем, как попасть к Благому врачевателю, статуя которого стояла в небольшой нише за центральной молельней. Вырезанные на стенах уши внимали их молитвам, а изображения глаз символизировали здоровье, которое они надеялись получить.

Эти рельефы почти стёрлись от прикосновений множества рук, другие сохранились лучше. На одном из рельефов изображён Марк Аврелий, подносящий пектораль Та-Сен-Нефер, «Доброй сестре». Другие изображения свидетельствуют о высоком развитии хирургии почти 2 тысячи лет назад: здесь изображены медицинские инструменты – скальпель, отсос, медицинская пила и принадлежности зубного врача.

В завершение экскурсии можно погулять по территории, прилегающей к храму, где некогда совершались другие ритуалы. Самым любопытным сооружением является великолепный священный колодец с двумя лестницами, ведущими вглубь. Вода в колодец поступала из Нила. Небольшой пруд поблизости использовался для разведения крокодилов.

Еще одна диковина – частично открытый подземный коридор, ведущий в «дом рождения» Птолемея VII, точнее в то, что от него осталось, поскольку половина разрушенной постройки обвалилась в Нил ещё в XIX веке. Некоторые рельефы всё же можно различить, например, сцену с Птолемеем IX и двумя богами в зарослях папируса, за которой наблюдает итифаллический Мин-Амон-Ра с листьями латука в руках (символ плодородия).


Facebook

Twitter

Pinterest

LiveJournal

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Египет — Ком Омбо, храм крокодилов

Ну что, возвращаемся в Египет. В этот раз мы с вами посетим храм Ком Омбо, единственное сохранившееся сооружение древнего города Нубит, а также уникальный Музей Крокодилов.

Очень красивый вид на храм открывается прямо с Нила

Как и Эдфу — http://lorien22.livejournal.com/369625.html, храм был построен в эпоху Птолемеев (180 по 47 гг. до н. э.).

Выполнен он из камня, добытого с карьеров Хаджар-селселех

Такой типичный египетский (или африканский) пейзаж, прямо дух захватывает. У меня что-то похожее было в Фесе — http://lorien22.livejournal.com/348195.html

Не знаю, видно ли это на кадре выше, но храм Ком Омбо абсолютно симметричен — два одинаковых входа, два зала, два двора, и так далее.

В этом его уникальность — одна часть его была посвящена Собеку, богу с крокодильей головой, вторая — Хароэрису, или Хору-Старшему, богу с соколиной головой.

Сначала отправимся в «крокодилью» часть

Как можно догадаться, здесь полно изображений крокодилов

Собек — Бог воды, плодородия и разлива Нила, считался создателем мира вместе с Хатхором и Хонсу, а также защитником богов и людей

Его культ был особенно распространён во времена Среднего царства (XII династия)

В регионе Файом (где в том числе располагался прекрасный город Крокодилополис), были даже имена производные от Собек (Себекхотеп или Нефрусебек)

Походим немного по этой части храма

Подобное многодверье можно увидеть и во второй части

Кроме симметрии, в храме существует еще одна тема двойственности — универсальная и локальная

Первоначальный храм был построен во времена Нового Царства, но Нил, землетрясения и люди, не уважающие свое прошлое постарались.

Были разрушены главный пилон и паперть

А также маммиси у входа в храм

Но некоторые каменные постройки сохранились

Например гипостильный зал с колоннами

Он конечно не такой внушительный как в Карнаке — http://lorien22.livejournal.com/368440.html, но тоже впечатляет

Многие рельефы тоже хорошо сохранились

Многие из них даже сохранили свою полихромную раскраску

Войдем во вторую часть храма

Там где правит Хароэрис, Бог-Сокол

Про него я уже рассказывал, когда мы посещали Джесер Джесеру, храм царицы Хатшепсут — http://lorien22.livejournal.com/364736.html

Хорус был главой триады

В которую входили также его жена, богиня Тасенетнофрет, и их сын, бог Панебтауи

Триады в Древнем Егитпе любили (и есть подозрение, что именно оттуда и пошла троица Бог-Сын-Святой Дух).

Вторую триаду этого храма, как я уже упоминал составляли Собек, его жена Хатхор и их сын Хонсу

А вот и они оба вместе — Собек и Хораэрис

Полная стена

Они же на обратной стороне двери у входа в часть Хораэриса

Они же в «крокодильей» части

Немного фризов

Что еще любопытного здесь есть? Если не ошибаюсь, самое древнее изображение египетского алфавита

В общем если подвести итог, Ком Омбо, не так огромен, как Эдфу — http://lorien22. livejournal.com/369876.html, или Карнак

Не так известен как Луксор — http://lorien22.livejournal.com/367716.html

И не так красив ночью как Луксор (или хотя бы так утверждают газеты) — http://lorien22.livejournal.com/367952.html

Не так внушителен, как Мединет Хабу — http://lorien22.livejournal.com/363683.html

Или «современнен» как Дейр эль-Бахри

Но что то определенно в нем есть

Например змеи

Или абсолютно потрясающий, невероятный и уникальный Музей Крокодилов, в котором, в том числе, есть мумии древних крокодилов

К сожалению запрет на фото в этом музее был покруче, чем в Долине Царей — http://lorien22.livejournal.com/368848.html, а фотографировать с бедра в темноте совсем не получилось.

Поэтому кадров практически нет, но поверьте мне на слово — этот музей стал одним из главных момих впечатлений в Египте — http://lorien22.livejournal.com/361528.html

Покидаем храм

Говорят, что ночью храм очень красиво подсвечивается, но мы, увы этого момента не дождались.

Пришлось любоваться подсветкой на гробницы в Асуане

На этом все. Завтра просыпаемся в 4 утра и едем в Абу-Симбел!

Храм Ком-Омбо :: Фото, описание, как добраться

Египет, Ком-Омбо, храм II в. до н.э

Храм Ком-Омбо, расположенный прямо на берегу Нила между Эдфу и Асуан, уникален тем, что является двойным храмом, посвященным сразу двум триадам божеств. Одна часть — Себеку в образе крокодила (бог разлива Нила и изобилия), его жене Хатхор и сыну Хонсу, вторая часть — Хоруру в образе сокола (Хор Старший, бог неба), его жене Тасенетнофрет и сыну Панебтауи.

Мифы и факты

Симметричную конструкцию двух святилищ соединяют два параллельных прохода, ведущие через внешние части храма, от святилища Хорура к святилищу его противника Себека, союзника злого бога Сета. В древнеегипетском мифе, Хор принял образ крокодила, чтобы сбежать от коварного Сета.

Во времена, когда Нил был переполнен крокодилами, древние египтяне почитали их как тотемное животное и поклонялись, чтобы умилостивить их свирепость. Крокодилов содержали в храме, на кладбищах были найдены их мумии, некоторые из них можно увидеть в Ком-Омбо и сегодня.

Храм в Ком-Омбо основан во время правления Птолемея VI (191-146 гг. до н.э.). Гипостильные залы были добавлены Птолемеем XIII (51-47 до н.э.), римский император Траян (53-117 н.э.) устроил двор и внешние стенки.

Ворота у входа в храмовый комплекс, построенные Птолемеем XII Неосом Дионисом, отцом Клеопатры, сохранились лишь наполовину. Как и другие египетские храмы, Ком-Омбо имел большой пилон (массивные трапециевидные башни у входа), но он давно смыт Нилом. Большинства сооружения больше нет, остались лишь руины низких стен и пни столбов, добавленных в римскую эпоху.

Что посмотреть

Главная достопримечательность храма Ком-Омбо — красивый космический гипостильный зал с 15 толстенными колоннами и карнизом с двумя резными крылатыми солнечными дисками. Колонны венчают геральдические лилии Верхнего Египта и папирус — символ дельты Нила. Сохранилась значительная часть крыши, украшенная астрономическими изображениями.

На внешней стене слева от ворот Неоса Диониса изображено исцеление Хора Тотом, справа — сцена с Себеком, покровителем храма. Образ Себека также вырезан на внутренней стене справа (на востоке). В западной части внутренней стены представлена Исида и Хор Старший, возглавляемые Львом (в Древнем Египте Лев был эмблемой двух противопоставленных друг другу образов). В глубине зала фараон делает подношения божествам.

Дальше находятся три последовательных прямоугольных вестибюля без крыши. В первом рельеф показывает сцену основания храма с Сешат (богиня письма, дочь Тота, бога мудрости), которая проводит измерения (левая стена) и приношения Себека (правая стена).

Второй зал предназначался только для священников, здесь хранились их одежды и священные тексты. Рельефы на южной стене включают подношения Хорура (восток), рожениц (в центре) и преданность Себека (запад).

Широкая дверь зала ведет в параллельные храмы. На стене — рельеф Птолемея, одетого в македонский плащ, его жена держит стебель, представляющий годы его царствования. На рельефе присутствуют Себек, его сын Хонсу и Хорур. Мало что осталось от святилища, но можно увидеть тайный коридор, ведущий через подземный склеп в центральный храм, с отверстиями для «слушанья» и «священными глазами». Считается, что отсюда оракулы говорили вместо богов с людьми, находящимися за пределами основной части храма.

Внешний коридор между храмом Птолемеев и стены римского корпуса содержит рельефы Марка Аврелия и изображения довольно сложных хирургических инструментов. Стоит посмотреть также священный колодец к западу от гипостильного зала. Ступени внутренней лестницы уменьшаются соответственно глубине — их использовали для измерения глубины Нила, чтобы рассчитать размер налога на текущий год.

На круизном судне, или лодке-фелюке можно совершить прогулку по Нилу до Луксора, где находятся знаменитые храмы Амона в Карнаке, Мединет-Абу и Луксорский храм.

Храм Ком-Омбо (Temple of Kom Ombo) открыт ежедневно с 7.00 до 17.00
Стоимость: 40 LE (около 4.2 €).
Как добраться: находится в 4 км от города Ком-Омбо, в 45 км от Асуан. Поезда сообщением Асуан-Луксор останавливаются в Ком-Омбо (30 мин. из Асуана), далее на такси (10 мин.) Можно также добраться по Нилу на лодке-фелюке.

* Цена билета и время работы могут меняться, уточняйте на официальном сайте / 2014-04-12

Храм Ком-Омбо: описание, фото, план, когда построен

Руины города Омбос расположены на холме, который возвышается примерно на 18 метров над окружающей равниной Ком Омбо (древний Нубит), что означает «Холм Омбос». В этом месте Нил изгибается и появляется большой островом. Этот остров, возможно, когда-то был раем для крокодилов, которых местные жители сначала разводили, а затем почитали.

Ком Омбо не был процветающим местом до времен Птолемеев, когда город стал столицей отдельного нома (провинции). Город управлял торговыми путями в области, и поэтому имел стратегическое значение. Чтобы угодить местному населению, был построен храм. Двойной Храм для двух до сих пор не связанных между собой божеств: бога ястреба Гора или Гора Старшего и Собека, бога крокодила. Храм в этом отношении уникален.

Двойной Храм построен по традиционному плану, но в середине есть невидимое деление. Два отдельных дверных проёма простираются по всей длине, проходя мимо залов и прихожих, что в конечном итоге ведёт к двум святилищам: одно бога Гора, а другое бога Собека. Существуют свидетельства того, что строительство храма продолжалось на протяжении четырёхсот лет, последним римским императором, оставившим упоминание о себе, был Макринус (217 г. н.э.). В дополнение к главному храму здесь расположен Дом Рождения (Маммези) и Храм богини Хатхор, оба эти сооружения датируются римским периодом.

Входы храма смотрят на юг. В левой башне, которая в основном разрушена, изображены сцены, связанные с триадой, возглавляемой Гором Старшим, с Исидой в качестве его жены и Гором, «сыном Исиды», в качестве его сына. На правой башне изображены сцены, связанные с триадой, возглавляемой Собеком, где Хатхор — его жена, а Хонсу — их сын. Триады изображены на нижних частях стены. Двор просторный. Он имеет восемь колонн с каждой стороны и алтарь рядом с центром.

Большой Гипостильный зал имеет 10 колонн, поддерживающих крышу, украшенную летающими стервятниками вдоль двух главных проходов и астрономическими фигурами под архитравом. Обратите внимание на элегантность капителей и разнообразие их декоративных мотивов. Многие украшены изящными пальмовыми ветвями и цветочными орнаментами. Настенные рельефы хорошо сохранились; они показывают всех правителей Птолемея, которые внесли свой вклад в украшение храма: Птолемей VI, Птолемей IX, Птолемей XII. Рельефы на внутренней стороне храма, которые относятся к птолемеевским временам, являются более тонко вырезанными, чем грубые утопленные рельефы на внешних стенах храма, которые относятся к римским временам.

К сожалению, два святилища находятся в плохом состоянии . Гранитный пьедестал Хоруса стоял на востоке, а Собек на западе. Между двумя святилищами скрытый коридор был построен в толще стены. К этому секретному месту можно было подойти только из камнаты, расположенной непосредственно сзади, где часть пола могла быть поднята, чтобы пропустить священника в проход ниже уровня земли. Священник должен был играть роль оракула, приписываемому двум божествам. Внутренний коридор ведёт к семи комнатам в задней части храма; весь коридор украшен рельефами, некоторые из них незаконченны. Внешний коридор также украшен повсюду, и к нему можно подойти со двора. Сцены здесь, в левом коридоре, связаны с Гором, а справа — с Собеком.

Храм Ком-Омбо на реке Нил

Храм Ком-Омбо находится на берегу Нила в 50 километрах на север от  Асуана. Это необычный объединенный храм, хотя более точно можно говорить о двух храмах, стоящих рядом друг с другом. Северный храм посвящен Богу Солнца Гору (в образе Сокола), а южный – Богу Плодородия Себеку (в образе крокодила).

Храм Ком-Омбо был построен по время правления фараона Птолемея VI, в период 191-146 годов до н.э. Гипостильный зал был пристроен позже в период 51-47 годов до н.э. при Птолемее XIII, а двор обустроен уже при римском императоре Траяне (53-117 года н.э.)

Святилища, посвященные богам, имеют симметричную конструкцию, соединенными двумя проходами. В те времена Нил был переполнен свирепыми крокодилами, и древние египтяне их почитали и делали им жертвоприношения. Крокодилов содержали в храмах, а их мумии хоронили на кладбищах (некоторые из них можно увидеть недалеко от Ком-Омбо и сейчас).

Сцена предстояния фараона перед Себеком, Богом-Крокодилом на настенном барельефе храма Ком-Омбо

Гор, Бог-Сокол, в Древнем Египте считался целителем

За прошедшие 2 тысячи лет храм Ком-Омбо сильно пострадал от наводнений и землетрясений, однако, и сейчас здесь можно увидеть великолепный гипостильный зал с 15 очень массивными колоннами, на которых высечены сцены из жизни египетских богов Осириса, Изиды, Гора, Тота, Себека. Сверху можно увидеть геральдические линии Верхнего Нила, а сохранившаяся крыша украшена астрономическими изображениями. 

В разрушенных святилищах можно увидеть пьедесталы, на которых стояли священные ладьи Богов. К западу от гипостильного зала находится священный колодец, со ступенями, ведущими вниз колодца. В древние времена его использовали для измерения воды в Ниле, чтобы на основании этого рассчитать налоги. 

Храм Ком Омбо и Музей крокодилов | Ком Омбо, Достопримечательности Египта

Двойное посвящение храма отражено в его плане: он идеально симметричен по главной оси храма, есть двойные входы, два соединенных гипостильных зала с изображениями двух богов по бокам и двойные святилища. Предполагается, что также было два священства. Левая (западная) часть храма была посвящена богу Ароэрису, а правая (восточная) половина — Собеку.

Повторно использованные блоки предполагают более ранний храм периода Среднего царства, но главный храм был построен Птолемеем VI Филометором, а большая часть его украшения была завершена отцом Клеопатры VII, Птолемеем XII Неосом Дионисом. Эффектное расположение храма на берегу реки привело к эрозии некоторых его частично римских дворов и внешних частей, но большая часть комплекса сохранилась и очень похожа по планировке на птолемеевские храмы Эдфу и Дендара, хотя и меньше.

Экскурсия по храму

Пройдя во двор храма, где между двумя богами разделены барельефы, в центре двора для обоих богов находится двойной алтарь . Дальше находятся общие внутренних и гипостильных залов, в каждом по 10 колонн.Внутри внешнего гипостильного зала слева находится прекрасно выполненный рельеф, на котором Птолемей XII Неос Дионис представлен Гарерису Исидой и богиней Рэттави с головой льва, на которых смотрит Тот. Стены справа показывают коронование Птолемея XII Нехбет (богиня-стервятник, которой поклоняются в Верхнем египетском городе Аль-Каб) и Ваджет (богиня-змея из Буто в Нижнем Египте) с двойной короной Верхнего и Нижнего. Египет, символизирующий объединение Египта.

Рельефы во внутреннем гипостильном зале показывают, что Харерис преподносит Птолемею VIII Эвергету изогнутое оружие, олицетворяющее победный меч. За Птолемеем стоит его сестра-жена и соправительница Клеопатра II.

Отсюда три вестибюлей , каждая с двойным входом, ведут к святилищам Собека и Ароэриса. Разрушенные покои с обеих сторон могли быть использованы для хранения облачений священников и литургических папирусов. Стены святилищ теперь имеют высоту в один или два яруса, что позволяет видеть секретный проход, который позволял священникам давать богам «голос», чтобы отвечать на прошения паломников.

Внешний проход , огибающий стены храма, необычен.Здесь, в левом (северном) углу задней стены храма, находится загадочная сцена, которую часто описывают как собрание «хирургических инструментов». Кажется более вероятным, что это были некоторые из атрибутов, используемых во время ежедневных храмовых ритуалов, хотя храм, безусловно, был местом исцеления, ближайшим к древним госпиталям.

Рядом с воротами Птолемеев в юго-восточном углу комплекса находится небольшой храм Хатхор, а в юго-западном углу стоит небольшой дом mammisi (дом рождения). Дальше на север вы найдете глубокий колодец, снабжавший храм водой, а рядом — небольшой бассейн, в котором выращивали крокодилов, священного животного Собека.

Тропинка из комплекса ведет к новому Музею крокодилов . Его стоит посетить из-за его красивой коллекции мумифицированных крокодилов и древней резьбы, которая хорошо освещена и хорошо объяснена. В музее также темно и кондиционер, что может быть благословением в жаркий день.

Храм Ком Омбо, Египет: полное руководство

Храм Ком Омбо

Адрес
Nagoa Ash Shatb, Markaz Kom Ombo, Мухафаза Асуан, Египет

Верхний египетский город Ком Омбо достиг величия под властью царей Птолемеев, которые сделали его столицей нома Омбит и выбрали его местом для двойного храма, ныне известного как Храм Ком Омбо.Построенный на восточном берегу реки Нил на обнажении, когда-то посещавшемся купающимися крокодилами, храм уникален тем, что имеет два идентичных входа, два связанных гипостильных зала и двойные святилища, посвященные двум разным богам; Собек и Хорус Старший. Он идеально симметричен по главной оси, а его оставшиеся стены и колонны — первая древняя достопримечательность, встречающая крейсеров Нила, путешествующих на север из Асуана в Луксор.

История храма

Существующий храм Птолемея был предшествующим более старому храму, построенному на том же месте во время правления фараона 18-й династии Тутмоса III.Все, что осталось от этого храма, — это дверной проем из песчаника, встроенный в одну из стен нынешнего строения. Храм Ком Омбо, каким мы его знаем сегодня, был построен по приказу короля Птолемея VI Филометора, который жил в 186–145 годах до нашей эры. Его преемники добавили храм, и многие из его сложных рельефов приписываются королю Птолемею XII Неосу Дионису, отцу царицы Клеопатры VII.

Западная половина храма посвящена Собеку, богу плодородия-крокодила. Древние египтяне поклонялись ему, чтобы обеспечить плодородие людей и сельскохозяйственных культур, а также защитить себя от настоящих крокодилов, обитающих в реке Нил. Восточная половина храма посвящена Гору Старшему, одному из старейших богов египетского пантеона. Бог-творец, Гор обычно изображается с головой сокола. На протяжении веков храм был поврежден наводнениями рек, землетрясениями и грабителями, которые использовали его камни для других строительных проектов.

Недавние открытия

Храм Ком Омбо был восстановлен вместе со многими другими древними достопримечательностями французским директором по древностям Жаком де Морганом в конце 19 века.Сегодня здесь по-прежнему совершаются удивительные археологические открытия. В 2018 году в рамках проекта по отводу грунтовых вод из храма была обнаружена великолепная скульптура сфинкса из песчаника и две стелы из песчаника. На одном изображен король Птолемей IV вместе с его женой и триадой богов, а на другом изображен гораздо более старый король Сети I, стоящий перед Собеком и Хорусом Старшим. Возможно (хотя еще не подтверждено), что последний происходит из храма Тутмоса III.

Что посмотреть

Ваш визит в Храм Ком Омбо начинается во дворе, где хорошо видны остатки двойного алтаря и трехсторонней колоннады. Внутри, внутренний и внешний гипостильный залы могут похвастаться 10 колоннами каждая, каждая с изысканно вырезанными пальмовыми или цветочными капителями. Куда ни глянь, на стенах, потолке и самих колоннах вырезаны великолепные рельефы. Некоторые до сих пор сохраняют следы своего первоначального цвета. На барельефах изображены иероглифы, божества, короли и королевы, а также несколько римских императоров (включая Траяна, Тиберия и Домициана).

Известные рельефы, на которые стоит обратить внимание, включают представление Птолемея XII Неоса Диониса Гору Старшему; коронация Птолемея XII двойной короной Верхнего и Нижнего Египта, что означает объединение нации; и набор хирургических инструментов на задней стене внешнего прохода храма.Считается, что последнее относится к роли храма как места исцеления для местных жителей, многие из которых оставили свои собственные граффити на внешней стене. На территории вы также можете найти святыню, посвященную Хатхор, дом для родов и бассейн, где когда-то содержались священные крокодилы.

Чтобы узнать больше о роли этих рептилий в жизни и верованиях древних египтян, посетите близлежащий Музей крокодилов. В его кондиционированных номерах хранится коллекция мумифицированных крокодилов, найденных в склепе храма, а также несколько интересных старинных резных фигурок.

Как посетить

Если вы планируете круиз по Нилу, храм Ком Омбо почти наверняка будет включен в ваш маршрут в качестве остановки. В противном случае ищите однодневные туры, такие как этот с Memphis Tours (с отправлением из Асуана) или этот с Nile Holiday (с отправлением из Луксора). Оба этих тура сочетают ваше посещение Ком Омбо с экскурсией по удивительно хорошо сохранившемуся Храму Гора в Эдфу. Туры обычно включают трансфер из отеля, транспорт, входные билеты в храм и услуги англоговорящего египтолога, который точно скажет вам, на что вы смотрите.Это экскурсии на целый день, поэтому проверьте, включен ли обед, и принесите его с собой, если его нет. Если вы путешествуете по Египту на арендованном автомобиле, вы также можете самостоятельно добраться до Ком-Омбо.

Билеты в храм Ком Омбо стоят 80 ливийских фунтов для взрослого (примерно 5 долларов США), а сайт открыт с 9 утра до 5 вечера. повседневная.

Спасибо, что сообщили нам!

Храм Ком Омбо | Храм крокодилового бога Собека

Расположение храма Ком Омбо

Небольшой город Ком Омбо расположен на восточной стороне Нила, в 45 км к северу от города Асуан и примерно в 800 км к югу. Каира, столицы Египта.

Окруженный полями сахарного тростника и кукурузы, Ком Омбо — это приятный сельскохозяйственный городок, в котором сейчас проживает множество нубийцев, которые были перемещены, когда Нил затопил их родные города после строительства озера Насер.

Величественный греко-римский храм Ком Омбо возвышался прямо над Нилом. Вот почему практически каждый круиз по Нилу, который проходит недалеко от этого района, включает посещение этого храма.

Имя Ком Омбо

Слово «Ком» на арабском языке означает небольшой холм, а слово «Омбо» на иероглифическом древнеегипетском языке означает «золото». Следовательно, слово Ком Омбо означает холм золота.

Слово Омбо на самом деле произошло от фараонского слова «Нбти», прилагательного, производного от слова Небо, означающего «золото». В коптский период это слово было немного изменено на Enbo, а когда арабский язык стал распространенным в Египте, это слово стало «Ombo».

История Ком Омбо

Хотя Ком Омбо сегодня известен тем, что был построен в греко-римскую эпоху, этот район был заселен еще с додинастического периода истории Египта, и в нем были обнаружены многие древние захоронения. вокруг Ком Омбо.

Название города Ком Омбо (или холм золота) указывает на то, насколько он был важен для древних египтян с экономической точки зрения, несмотря на тот факт, что город никогда не процветал, за исключением тех случаев, когда Птолемеи взяли под свой контроль Египта.

Птолемеи построили много постоянных военных баз у Красного моря. Это способствовало развитию коммерческой деятельности между городами Нила и этими базами, особенно Ком-Омбо, который был перевалочным пунктом для многих торговых караванов.

Самыми славными днями Ком Омбо были времена, когда Египтом правили римляне. За это время Ком Омбо стал столицей и административным центром провинции, и большая часть храма Ком Омбо была построена, а многие другие части были восстановлены и отремонтированы.

Строительство храма

Храм Ком Омбо был построен на руинах гораздо более старого храма под названием «Бер Собек» или дома бога Собека.

Этот старый храм был возведен по правилам двух династий 18-й династии: царя Тутмоса III и царицы Хатшепсут, чей чудесный храм все еще стоит на Западном берегу Луксора.

Храм Ком Омбо был построен в период с 205 по 180 г. до н.э., в период правления царя Птолемея V. Процесс строительства храма продолжался много лет после этого с 180 по 169 г. до н.э., и каждый царь имел свое дополнение к комплекс.

Большая часть храма Ком Омбо, включая гипостильный зал, была построена во время правления императора Тиберия, с 81 по 96 год до нашей эры. Работа над храмом продолжалась более 400 лет во время правления императоров Каракаллы и Макрина до середины 3 века нашей эры.

Проект храма

Птолемеи построили храм Ком Омбо для поклонения двум богам, Собеку; бог-крокодил и бог-сокол Гор. Вот почему комплекс в основном состоит из двух параллельных храмов, которые включают в себя все традиционные компоненты таких древнеегипетских религиозных сооружений, присутствующих в двух храмах.

Храм Ком Омбо был построен в основном из известняка в форме прямоугольника с планом и дизайном, которые очень похожи на многие храмы, построенные в греко-римский период. Такими примерами являются храмы Дендара и Филы, которые считаются одними из самых важных памятников в Верхнем Египте, которые ежегодно посещают многочисленные туристы.

Дизайн Храма Ком Омбо начинается с переднего двора, за ним следует гипостильный зал, затем три внутренних зала, а затем два святилища; один посвящен Собеку, а другой Гору.

По бокам от внутренних залов расположены семь комнат; три из них расположены в восточной части храма, а остальные — в западной части. Кроме того, в храме Ком Омбо есть много вестибюлей и меньших комнат, которые использовались для различных ритуалов и целей.

Описание храма

00030003

0003

0003

0003

0003

Ряд ступенек ведут от земли к воротам храма, большой конструкции, построенной из блоков камня.Фасад Храма Ком Омбо украшен чудесной резьбой по стенам, изображающей птолемеевских царей, бьющих врагов и приносящих подношения богам.

Через храм проходят ворота гипостильный зал, построенный в римский период, который в значительной степени разрушен и поврежден с течением времени.

Внутренний двор храма представляет собой прямоугольное открытое пространство с шестнадцатью колоннами, окружающими двор с трех сторон. К сожалению, до наших дней сохранились только основания этих колонн.Что интересно, на некоторых вершинах колонн были изображены капители.

За двором находится первый внутренний зал, построенный во времена правления Птолемея XII. К востоку от этого зала есть много портретов Птолемеев, очищаемых богами Собеком и Гором, в сценах, которые можно найти в других храмах, таких как Эдфу и Филе.

Внутренний зал Храма Ком Омбо имеет дизайн, похожий на внешний зал, но колонны здесь намного короче, а каменная капитель этих колонн имеет форму цветка лотоса, одного из самых важных и священные растения в Древнем Египте.

Храм Ком Омбо включает два святилища, посвященных двум богам храма; Собек и Хорус. Они состоят из двух одинаковых прямоугольных залов, которые считаются одними из самых древних секций, построенных в храме, поскольку они были построены во время правления Птолемея VI.

Место рождения храма Ком Омбо находится в юго-восточной части комплекса и было построено во времена Птолемея VII. Эта структура состоит из внешнего двора, который ведет в передний гипостильный зал, который, в свою очередь, ведет к другим двум залам, где проводились ритуалы рождения сына богов.

Часовня Хатхур:

Часовня Хатхор расположена в северо-восточной части храма Ком Омбо и состоит из часовни прямоугольной формы, построенной выше земли и доступной через подъем по ступенькам. Часовня имеет длину 5 метров и ширину 3 метра.

Внутри часовни Хатор находятся три стеклянные галереи, в которых выставлены три мумии крокодилов, представляющих бога Собека. На фасаде часовни есть портрет, на котором Хатор сидит перед входом.

Нилометр:

В северо-западной части комплекса находится круглый колодец, который использовался в качестве нилометра, инструмента, который древние египтяне использовали для измерения уровня воды в Ниле, как и тот, что находится на острове Рода в Каире.

Этот нилометр был построен во времена Римской империи и соединен с небольшим колодцем. Эти нилометры имели особое значение, особенно во время разлива Нила.

Часовня Собека

Расположенная в северо-восточной части храма Ком Омбо, часовня в римском стиле, посвященная богу Собеку, была построена в 3 веке нашей эры.

Император Каракалла изображен на двух колоннах у входа в часовню, изображающих бога Собека, которому поклонялись многие египтяне во времена Птолемея и Рима.

Нажмите на миниатюру для увеличения

Внутри задней стены храма находится поистине замечательная сцена! Это первая иллюстрация медицинских и хирургических инструментов, которые преподносят сидящему богу.Здесь вы найдете изображения скальпелей, присосок, костных пил и стоматологических инструментов возрастом 2000 лет!

Обратите внимание:

  • Входные билеты в Храм Ком Омбо составляют 100 фунтов стерлингов.
  • Лучшее время для посещения Храма — рано утром или после 5 часов.

Храм Ком Омбо | Асуан

Храм Комомбо был построен 180 лет назад (до н.э.) династией Птолемеев во время римского вторжения. Что такого особенного в храме Комомбо, что он стоит прямо на берегу реки между Эдфу и Асуаном, что делает его прекрасной остановочной станцией для Круизы по Нилу и главная достопримечательность Асуана. храм посвящен двум богам: Собеку, богу-крокодилу, и Ароэрису (богу-соколу Гору). Странно, что любой египетский храм создан для двух богов, просто необычно иметь двойное посвящение. Агентство Travel to Egypt уже предоставило туры по Египту, которые включают посещение храма Комомбо.

История храма ком омбо

Когда-то храм располагался между Нубийскими торговыми путями и золотыми приисками в восточной пустыне, позже он стал тренировочной базой для диких животных, использовавшихся на войне во время роли Птолемея VII для борьбы с империей Селевкидов. он был построен и во время его правления.территория, на которой был построен храм, когда-то была излюбленным местом крокодилов, чтобы лежать под солнцем на берегу Нила, поэтому сейчас имеет смысл посвятить храм крокодиловому богу. Некоторые ремонтные работы были сделаны позже, например, гипостиль зал, который был добавлен Птолемеем седьмым 51-47 до н. э., Кроме того, под ролью императора Траяна 53-117AD были добавлены передний двор и внешние стены.

Древнеегипетские мифологии

у древних египтян были особые религиозные верования, у них было много богов и богинь, каждая из которых указывает на некоторые моральные принципы, побудившие египтян посвятить им поклонение храмы; в мифе Гора и Осириса египетский бог Сет относится к злу и тьме, которые каким-то образом изменили его кожу, чтобы стать крокодил, чтобы спастись, здание с правой стороны храма Комомбо предназначено для Собека (форма сетха), его жены Хатор и их сына (хунсо).Египтяне верили, что если они будут поклоняться и почитать ужасных крокодилов как богов, они защитят их от нападений. Однако левое здание храма предназначено для Харериса (форма Гора) и его жены. Римские императоры были настолько восхищены и впечатлены египетской мифологией, что они хорошо осознавали, насколько древние египтяне были увлечены своими богами, поэтому они изображали себя с фигурами египетских богов, чтобы завоевать уважение и лояльность простых египтян. вы найдете римского императора Домициана на входном пилоне с божественной триадой Собек, Хатор и Хонсу рядом с 52 длинными строками иероглифических писаний, а также императора Тиберия, который изображен на колоннах храма, когда он воздает дань уважения и делать подношения богам.

Внутреннее убранство храма ком омбо

— это двойной храм, каждая сторона которого посвящена одному богу Собеку и Гору, два святилища совершенно симметричны, почти два храма, соединяющие между собой аналогичные проходы, ведущие к внешним частям храма. Некоторые ремонтные работы были сделаны позже, например, гипостильный зал, который был добавлен Птолемеем в седьмом 51-47 гг. До н.э., Более того, под ролью императора Траяна 53-117 г. н.э. были добавлены передний двор и внешние стены, входные ворота храма. комплекс, предположительно построенный отцом Клеопатры Птолемеем XII.Стены храма расписаны повторяющимися сценами подношений богам фараонами периода Птолемея, включая Клеопатру VI.

Внешний гипостильный зал

Главной особенностью храма ком-омбо является гипостильный зал с пятнадцатью колоннами, украшенными капителями из цветов лотоса и изображениями солнца, основания колонн украшены лилией как символом Верхнего Египта и папирусом, который является символом дельты Нила. Однако крышу украшают летающие грифы.Так как простые люди находились под сильным влиянием религиозных мыслей, египетские фараоны связали себя с богами, чтобы предстать перед своим народом как избранные божества короли, поэтому мы можем видеть Птолемея XII, нарисованного на внешней и внутренней стенах храма, очищенного Гором. и коронованный Харерисом, другие резные фигурки показывают, что он делает подношения тем же богам, кроме Собека, Исиды и бога с головой льва. К западу от внешнего гипостильного зала расположен большой круглый зал, называемый «священной стеной», который использовался для измерения глубины Нила, также есть небольшой бассейн для выращивания священных крокодилов, где поблизости были найдены раскрытые мумии крокодилов.

Внутренний гипостильный зал

: внутренний зал имеет десять тонких колонн, на которых есть несколько гравюр, на которых Птолемей II делает подношения богам, а его брат делает подношения Харерису в задней части зала. южная стена показывает картины Собека, юго-западный угол показывает, что Птолемей II получает победный меч от Гарериса в присутствии его жены и сестры. Между задними дверьми находится иероглифический список храмовых богов и фестивалей.После гипостильных залов, есть три вестибюля, украшенные Птолемеем VI, на первом изображен Шешта (бог письма), производящий некоторые измерения фундамента храма, второй вестибюль был сделан только для священников с камерой хранения священных рукописей и папирусов, в то время как стены содержали некоторые посвящения богу Собеку и подношения Харерису.

Часовни и дом рождения

Маленькие часовни тоже были украшены, но с незавершенными барельефами, сохранившиеся рельефы фасада изображают весь процесс операций и хирургические инструменты, подтверждающие великие медицинские навыки древних египтян. Часовня бога Хатхор, расположенная справа от храма, была построена римским императором Домицианом и посвящена Хатхор, которую греки идентифицировали как Афродиту, древнегреческую богиню, ассоциирующуюся с любовью, а также в часовне можно увидеть некоторые мумии крокодилов. «Дом рождения» также относится к храмовому комплексу, построенному Птолемеем VIII.

Развитие городка Комомбо

Ком-омбо — небольшой город, расположенный на западном берегу Нила между Эдфу и городом Асуан, когда-то это был пейзаж, покрытый песком, и, возможно, поэтому арабы назвали его Ком, что означает (маленькая гора), потому что раньше это была пустыня и песчаные холмы до раскопок и эта отличительная черта города (храм ком омбо) стоит на небольшом холме с видом на Нил.Сегодня, благодаря ирригации, сельскому хозяйству и плантациям сахарного тростника, которые охватили почти 12000 гектаров, это промышленное движение привело к развитию всех деревень Комомбо, сделав их промышленными центрами, помимо больниц, школ, были открыты сахарные заводы. над. Камни храма Комомбо действительно отличаются от любого другого храма, и что действительно выделяет храм, так это исключительный фон плодородной земли, прямой вид на Нил и гранитные скалы на берегу.

Храм Ком Омбо — храм, посвященный Собеку и Гору

Один из самых необычных храмов Древнего Египта , Ком Омбо был построен в основном во время династии Птолемеев с 180 по 47 г. до н.э., хотя есть свидетельства того, что он стоял на более раннем храме.

Храм уникален тем, что посвящен двум различным божествам : местному богу с головой крокодила Собеку и первому «богу Королевства» богу с соколиной головой Гору Старшему (также называемому Хароерис) .Это двойное посвящение было преднамеренным. Мало того, что он дублирован архитектурно, с двумя наборами дворов, гипостильных залов и святилищ, двойной храм символизирует местные и универсалистские темы, которые представляли два разных божества.

Хотя большая часть храма Ком Омбо была разрушена за тысячелетия, он был частично реконструирован, и в нем до сих пор находится ряд хорошо сохранившихся и увлекательных рельефов , включая несколько замысловатых резных колонн и фризов, разделенных между два бога.Планировка комплекса — не считая двойного храма — аналогична плану Храма Эдфу.

До недавнего времени река Нил была наводнена крокодилами , которых древние египтяне, естественно, боялись. Однако существовало древнее поверье, что если они поклоняются животному, оно не нападет на них, и в Ком Омбо также был небольшой бассейн, в котором выращивали рептилий. Одним из основных моментов посещения этого храма является Музей крокодилов , где представлены некоторые из многих сотен мумифицированных крокодилов, найденных в этом районе, вместе с интригующими объяснениями.

В гостях у Ком Омбо

Если вы путешествуете по Египту в круизе, храм Ком Омбо обычно является первой остановкой после отъезда из Асуана. Поезда останавливаются в Ком-Омбо на линии между Асуаном и Луксором (которая также идет в Каир), хотя очень часто они задерживаются. Аренда машины с водителем из Асуана — самый гибкий вариант, если вы можете торговаться с ними по хорошей цене за обратный путь и ждать вас, пока вы исследуете храм.

Самый простой вариант — заказать экскурсию или круиз, многие из которых сочетают в себе другие важные храмы и памятники, так что вам не нужно беспокоиться о путешествиях между разными достопримечательностями или попытках найти англоговорящего гида:

Или, если вы хотите просто увидеть храм, вы можете попробовать:

Храм Ком Омбо, Храм крокодилового бога Собека, Асуан, Египет

Храм Ком Омбо находится примерно в 48 км (30 милях) к северу от Асуана и был построен в греко-римский период (332 г. до н.э., 395 г. н.э.) .Была более ранняя структура 18-й династии, но мало что осталось.

Бог с головой крокодила, Собек

Окруженный полями сахарного тростника и кукурузы, Ком Омбо — это приятный сельскохозяйственный городок, в котором сейчас проживает много нубийцев, которые были перемещены после того, как вода Нила затопила их родные города после строительства озера Насер

Имя Ком Омбо

Слово « Kom » на арабском языке означает груду , а слово « Ombo » на иероглифическом древнеегипетском языке означает золото . Следовательно, слово Kom Ombo означает Куча золота .

Храм Ком Омбо уникален, потому что на самом деле это двойной храм, посвященный Собеку , богу-крокодилу , и Гору , богу с головой сокола . Планировка объединяет два храма в один, каждая сторона которого имеет свои ворота и часовни.

Крокодил Собек и сокол Гор

Как место двух храмов, комплекс в основном состоит из двух параллельных храмов, в которых присутствуют все традиционные элементы древнеегипетских религиозных сооружений.

Храм Ком Омбо был построен в основном из известняка в форме прямоугольника с планом и дизайном, который очень похож на многие храмы, построенные в греко-римский период, такие как храмы Дендара и Филе которые считаются одними из самых важных памятников Верхнего Египта.

Главное убежище Собека находилось в Ком Омбо, где когда-то обитало огромное количество крокодилов. До недавнего времени Египетский Нил был наводнен этими агрессивными животными, которые лежали на берегу реки и нападали как на животных, так и на людей.Поэтому неудивительно, что местные жители испугались. Вот почему они сделали египетского крокодила богом, назвали его богом Собек, думая, что таким образом они избавляются от его зла. Пленные крокодилы содержались в храме, и многие мумифицированные крокодилы были найдены на кладбищах, некоторые из которых сегодня можно увидеть в святилище храма.

Все сцены внутри двух храмов показывают царя Птолемея, предлагающего подношения или воспевающего молитвы перед Собеком , крокодилом , богом или Гором, , соколом .

Нилометр

В северо-западной части комплекса Храма Ком Омбо есть колодец круглой формы, который использовался в качестве нилометра — инструмента, который древние египтяне использовали для измерения уровня воды в реке Нил.

Kom Ombo Temple Медицинские инструменты

На внутренней стороне задней стены Храма есть очень примечательная сцена! Это первая иллюстрация медицинских и хирургических инструментов, которые преподносятся сидящему Богу.Здесь вы найдете изображения: скальпелей, присосок, костных пил и стоматологических инструментов; Изображения 2000-летней давности!

Старинные медицинские инструменты

Музей крокодилов в Ком-Омбо, Египет

Музей крокодилов в Ком-Омбо, Египет

Небольшой городок Ком-Омбо расположен на восточном берегу Нила, в 45 км к северу от города Асуан, примерно в 800 км к югу от Каир, столица Египта. Ком Омбо, окруженный полями сахарного тростника и кукурузы, представляет собой приятный сельскохозяйственный город, в котором сейчас проживает много нубийцев, которые были перемещены после того, как вода Нила затопила их родные города после строительства озера Насер. Слово «Ком» на арабском языке означает небольшой холм, а слово «Омбо» на иероглифическом древнеегипетском языке означает золото. Следовательно, слово Ком Омбо в целом означает холм золота. Слово Омбо на самом деле происходит от фараонского слова «Нбти», которое является прилагательным, производным от слова Небо, означающего золото. В коптский период это слово было слегка изменено на Enbo, а когда арабский язык стал распространенным в Египте, слово стало «Ombo». Первый музей Египта, посвященный исключительно крокодилам, был открыт в 2012 году министром древностей Мохамедом Ибрагимом.

Крокодиловые мумии

Мумии крокодилов. Музей крокодилов в Ком Омбо, Египет

Крокодил Мумия. Музей крокодилов в Ком Омбо, Египет

Крокодиловые мумии. Музей крокодилов в Ком Омбо Египет

В музее представлены 22 мумифицированных крокодила разных размеров из сорока, найденных в Асуане. Крокодилы расположены на песчаном холме внутри большой стеклянной витрины, что позволяет посетителям увидеть, как крокодилы проводили свои дни в Древнем Египте. Помимо стел и статуй, изображающих бога-крокодила Собека, несущего человеческое тело и голову крокодила, также выставлена ​​коллекция крокодиловых гробов и деревянных саркофагов, а также крокодиловые зародыши и яйца.Также представлены копии оригинальных гробниц и ниш Собека.

Крокодиловые яйца

Яйца и плоды крокодилов. Музей крокодилов в Ком Омбо, Египет

Раскрашенное яйцо крокодила. Музей крокодилов в Ком Омбо Египет

Связь яиц Собека с актом творения сделала мумифицированные яйца и зародыши крокодилов популярным жертвоприношением богу. Крокодилы считались очень плодовитыми и мужественными существами. Древние египтяне восхищались самцами за их сексуальную доблесть, а самок за их плодовитость, они откладывали от 25 до 80 яиц за раз.Как родители они тщательно охраняют своих детенышей и являются яростными борцами. Часто матери берут младенцев в рот, чтобы уберечь их от добычи. Таким образом, Собек, как настоящий крокодил, был не только создателем, но и хранителем людей.

Египетский бог Собек

Собек N372.2. Бруклинский музей. Википедия

Бог Собек (также известный как Сухос) изображается либо в виде крокодила, либо в виде человека с головой крокодила в головном уборе из бараньих рогов, увенчанных солнечным диском в виде высоких перьев.Крокодилов одновременно почитали и боялись, так как у них были и доброжелательные, и жестокие стороны, и они были чрезвычайно могущественными существами. Древние египтяне молились Собеку о защите, силе и плодородии, а также считали его Богом-творцом. Собек впервые появляется в Древнем царстве (2500 г. до н.э.), и ему поклонялись до конца римской эры (4 век н.э.). Его культ приобретал все большее значение в период Среднего царства (2000 г. до н.э.), когда ему широко поклонялись не только в Ком Омбо, но и в Фаяме.Первоначально Собек только защищал своих прихожан от крокодилов. Позже он стал известен как «Повелитель вод», поскольку египтяне считали, что он создал Нил из своего пота. В одном египетском мифе о сотворении мира Собек появился на холме, возникшем из первозданной воды под названием Нун, и отложил яйца, начав процесс творения. Он был также известен как «Повелитель наводнения», возможно, потому, что крокодилы были известны тем, что предсказывали высоту наводнения, поскольку они всегда строили свои гнезда выше уровня наводнения.Наводнение также связано с другим титулом Собека: «Тот, кто сделал растения зелеными», подчеркивает его связь с плодородием и возрождением. В Новом Царстве Собек заменил многие аспекты Хапи.

Памятник Собек-Ре. Музей крокодилов в Ком Омбо Египет

Собек-Ре был связан с богом солнца Ре, и как его воплощение, и как его опекун. Крокодилы физически ассоциировались с солнцем, поскольку эти существа вылезали из темной воды, где они проводили ночь, чтобы погреться на песчаной отмели в течение дня, только чтобы вернуться в темные глубины еще раз в сумерках, отражая прохождение солнца через день и исчезновение ночью.Показано, что Собек защищает Ра во время путешествия богов солнца по земле мертвых, помогая уничтожить и пожрать своего врага, великого змея Апофиса и его союзников, тем самым обеспечивая солнце каждый день. Таким образом, Собек почитался как тот, кто восстанавливал эти чувства мертвых и защищал их от злых сил, которые атаковали их, когда они путешествовали по преисподней.

Аменхотеп III и Собек

Собек предлагает Анк Аменхотепу III. Луксорский музей

Фараон Аменхотеп III с солнечной формой Собека, вероятно, Собек-Гора.Луксорский музей, Луксор. Википедия

Египтяне уважали и опасались силы крокодила. Способность крокодила хватать и пожирать добычу считалась символом могущества фараона. Действительно, слово «суверен» было написано двумя крокодилами, которые связали крокодила Собека, Бога, с королем. Считалось, что во времена нужды Собек давал фараону силу и стойкость, чтобы он мог преодолеть все препятствия. Далее Собек был связан с королем, как в мифе о боге Осирисе, с богом загробного мира, который был убит своим братом Сетом.Собек благополучно перенес труп Осириса на берег Нила, сделав Собека защитником божественных правителей. Аменхотеп III чувствовал особую связь с Собек-Ре и предпочел изображаться именно с этим богом. Король установил эти отношения в своем погребальном храме в Ком эль-Хеттане в западных Фивах, установив там статую крокодила с соколиной головой в натуральную величину. Его храм также отражал королевскую ассоциацию с Собеком как богом наводнения, поскольку он ежегодно затоплялся Нилом, что символизировало возрождение, плодородие и возрождение фараона и Нила.Таким образом, связь Собека с Хапи, который не был признан так широко во время правления Аменхотепа III. Однако позже в Новом царстве Рамсес II возвел Хапи, чтобы он снова стал богом ежегодного разлива Нила. Во времена Птолемеев и Рима Собек-Ре снова добился большой известности и престижа.

Вотивное приношение священника Небнефера, Музей крокодилов в Ком-Омбо, Египет

Вотивное приношение священника Небнефера, Музей крокодилов в Ком-Омбо, Египет

Вотивное приношение священника Небнефера, Музей крокодилов в Ком-Омбо, Египет

На этом вотивном подношении священника Небнефера изображена пара крокодилов, покоящихся на подставке, украшенной со всех четырех сторон. Предмет, предложенный Собеку в храме, относится ко времени правления Аменхотепа III (1410–1372 гг. До н.э.), царя, который был предан Собек-Ре. Здесь он отождествляется с Собеком, а также с богиней Хатор. На лицевой стороне вырезан систрум (ударный инструмент) Хатхор, его жены, в версии святого семейства, где Хонсу — их ребенок. Иероглифы на лицевой стороне также являются ребусом для имени царского престола, Небмаатре (Владыка Истины — Ре). На оборотной стороне изображены две жрицы с систрой, а по бокам изображена Небнефер, восхваляющая Собека и имя Аменхотепа III.

Стелы Собеку

Стела Собеку. Музей крокодилов в Ком Омбо Египет

Стелы (украшенные каменными плитами) часто приносились в качестве жертвоприношений различным формам Собека и устанавливались в храме или на кладбище, где были захоронены священные крокодилы. На стелах были вырезаны изображения бога и посвящающего. На стелах также часто вырезались надписи с именем преданного и краткая молитва к Богу.

Стела Собеку у Ий-Хебнефа. Музей крокодилов в Ком Омбо Египет

Это стелла, воздвигнутая Ий-Хебнефом в храме Собек в Дахамше близ Луксора. В верхнем регистре изображены Собек и богиня, «Повелительница бриза», сидящая под священным деревом Има. Перед Собеком ставится стол для жертвоприношений, за которым отец Ий-хебнефа Пла кадет богов, а за ним Ий-хебнеф в молитвенной позе. Пла был верховным жрецом Собека в Дахамше. Второй регистр показывает, что к Собеку, восседающему на троне, подошла процессия, возглавляемая Пла и состоящая из его семьи (Ий-хебнеф, за которой следовали мать Плы Ия и жена Плы, Тинет-небу), все приносящие жертвы богу Собеку.В нижней части стелы начертан дарственный текст Ий-хебнефа, который просит Собека покровительствовать ему и защищать его.

Среднее царство (1991-1665 гг. До н.э.) Киман Фарез, Фаюм

Храмы Собека наиболее распространены в Фаюме и Ком Омбо, хотя часовни этого Бога присутствуют в Гебель эль-Силсилах, а также в других более крупных храмах по всему Египту. Аль-Файюм, расположенный в 62 милях к юго-западу от Каира, в оазисе Файюм, является столицей современной провинции Файюм. Первоначально называвшийся Шедет в Древнем Египте, греки называли его Крокодилополисом или Крокодилополисом, римляне Арсиноэ.Это один из старейших городов Египта благодаря своему стратегическому расположению. Весь регион Файюм — «Страна Озера» на египетском языке (в частности, имеющий отношение к озеру Моэрис) — служил культовым центром Собека. Большинство городов Файюма разработали свои собственные локализованные версии бога. Эта центральная панель из храма среднего царства в Киман Фарез, показанная выше, показывает изображение Собека в виде крокодила, вытянутого на штандарт с двумя руками. Он окружен двумя стелами, изображающими Бога в его различных формах, которым поклоняются его преданные, которые приносят ему подношения в обмен на его защиту и благословение.

Музей крокодилов в Ком Омбо, Египет

Это небольшой, но очень интересный музей. Если вы посещаете Ком Омбу, вам следует найти время, чтобы его посетить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *