Кижский погост фото – Кижский погост, часовня Михаила Архангела и прочая красота.: muph — LiveJournal

Содержание

Карелия 2010. Взгляд чайника. Часть 10. Кижский погост



Предыдущая часть

Ну вот и настало время рассказать о самом главном дне моей поездки в Заонежье – о посещении Кижей. Тех самых Кижей, фотографию которых я установил в заголовок самой первой части своего рассказа. Всю неделю я ждал этого дня. А по большому счету, и намного раньше мечтал сюда попасть. Рано или поздно мечты сбываются.

Кижи это название острова, значительную часть которого составляет одноименный музей деревянного зодчества. Правда, в представлении многих к нему относится только вошедший в список памятников ЮНЕСКО комплекс: холодная Преображенская церковь, абсолютный шедевр нашего деревянного зодчества, теплая Покровская церковь и общая колокольня. На самом деле, это только маленькая часть не то что острова, а даже и музея. Она называется Кижским погостом. Часть, безусловно, наиболее ценная, но в целом коллекция деревянной архитектуры значительно шире. Вообще, различные комплексы домов, в том числе, свозимых сюда со всей Карелии, разбросаны по всему острову. Я за то небольшое время, которое было нам дано, успел пройти, наверное, половину. Неплохо было бы, конечно, провести в Кижах весь день, но такой возможности не было. Во-первых, с места стоянки к острову нам надо было ехать на мневе, а во-вторых, возвращаться надо было рано, чтобы сходить в баню и собраться, а утром рано встать – машина забирала нас в Медвежьегорск.

Но и половина Кижей (кстати, кИжи, а не кижИ, так же как кОндопога, а не кондопОга) – это довольно много. И начинается осмотр, разумеется, как раз с погоста. Нам дали местного экскурсовода – миниатюрную грузиночку по имени Дия. Впрочем, приводить ее слова я не планирую. Кижский Погост – место распиаренное, о нем в интернете написано сколько угодно.

Меня гораздо больше волнует современное состояние Преображенской церкви. На момент нашего посещения Кижей, Преображенка находилась в аварийном состоянии. В семидесятые годы над ней вместо полноценной реконструкции было проведено нечто несуразное. Перекрытия были полностью выпилены и внутри церкви был смонтирован металлический каркас, на который она была натянута как чучело. С тех пор посетителей внутрь не пускают. А определенные части этого каркаса выпирают даже наружу. Видимо, положение церкви на тот момент стало критическим и, чтобы она не рухнула, была предпринята такая вот «временная мера».

Все дело в том, что просто так памятник ЮНЕСКО ремонтировать нельзя. В частности, известен случай, когда власти Праги за возведение высотного здания на ОКРАИНЕ города получили от них желтую карточку – изменился вид на центр (на горизонте, черт-те знает, в скольких километрах типа прыщ выскочил). Ранее аналогичные проблемы в связи со строительством Большого Кремлевского дворца испытала Москва. По сохранности и реставрации самих памятников требования не менее жесткие. Специалисты ЮНЕСКО, скорее всего, повесились бы, если увидели лужковское Царицыно. При этом все конечно отдают себе отчет в том, что деревянный дом физически не может стоять столетиями без серьезного ремонта.

Я не специалист и интересовался вопросом только в ознакомительном порядке. Правила позволяют реконструировать деревянные здания и сооружения методом перебора, когда пришедшие в негодность элементы обмеряются и заменяются бревнами, точно совпадающими по размеру и вырубленными из того же материала. При этом разрешается единовременная замена не более 20% элементов и производимая не чаще определенной периодичностью. Этот вариант Преображенке уже не подходил: менять там надо было куда больше половины. Что ж – есть и другой вариант. При условии использования метода полного перебора, когда сооружение разбирается полностью и собирается заново, более 20% материала можно использовать в случае, если он обрабатывался инструментом, идентичным тому, который использовали самые первые строители. Это еще полбеды. Как минимум, одна бригада, имеющая опыт подобных работ, у нас в России имеется.
Но перебор тоже может быть разным. Классический перебор предполагает именно полный демонтаж – церковь просто раскладывают на полотенце и изучают. Грамотные мастера при таком методе дают стопроцентную гарантию.

Но руководству Кижей такой вариант, к сожалению, не подошел. Потому что на время работы, а для такого масштабного храма оно может растянуться на годы, церкви как бы не будет. Исчезнет главный силуэт Кижей, великолепно смотрящийся как вблизи, так и с любого расстояния, что в моих предыдущих главах прекрасно видно. Более того, в процессе работы вышеупомянутая бригада Попова даже собираемую церковь до полного накрытия кровли держит в специальном ангаре.

Это опять же однозначно привело бы к сокращению туристического потока на несколько сезонов. С одной стороны, их можно понять. «Казимир Алмазов — это имя, афиша, публика, касса!» (с) Ведь деньги туристов – это источник не просто прибыли, это источник средств на реэкспозицию, на восстановление других имеющихся экспонатов и приобретение новых. Процесс этот в Кижах не прекращается – я видел тому доказательства. Лучший пример – музей на Поклонной горе. После того, как там ввели плату за посещение одной площадки экспозиции техники, появилась вторая, третья, а на ремонтной площадке появляются все новые танки и пушки. Ржавые и поврежденные, они проходят косметический ремонт, доукомплектование и занимают свое место на деньги посетителей музея. А Кижи посещают и иностранцы. Например, мы видели финскую семью: маму, папу, сына лет 15 и дочь еще меньше – все пили пиво (живут же люди)!

Поэтому в Кижах решили идти другим путем – делать перебор повенечно. Раз церковь все равно висит на каркасе, то можно приподнять все хозяйство на несколько метров, потом разобрать нижний ярус, перебрать его, отремонтировать и смонтировать опять. Потом также починить следующий ярус. Издалека церковь при этом будет смотреться почти нормально – такой метод даже не предполагает установки постоянных строительных лесов.

НО! Гарантия качества и долговечности у него меньше. Такой метод намного дороже и, как мне кажется, занимает больше времени. Полный перебор требует хорошей погоды только при сборке и разборке, а все остальные работы могут выполняться «в комнате». А венцевой метод требует большего количества монтажных операций. В общем, на дворе уже 2014 год, а cудя по ВЕБ-камерам на сайте кижского музея, реконструкция еще вовсю ведется.

И все это время экскурсии в Кижи продолжаются. Даже зимой.

Ладно, хватит о грустном.

Самое первое впечатление от К

arnyfrazer.livejournal.com

Кижский погост история

В начале XX века Кижи получили всероссийскую известность. Сюда зачастили живописцы, исследователи, архитекторы.

Революционные «новшества» дошли до Кижей не сразу. В 1920 году Кижский погост поставили на государственный учет как памятник архитектуры, что, однако, не помешало проведению богослужений. Только в 1935 году сельсовет организовал по семнадцати местным колхозам голосование о закрытии кижских церквей. Что характерно, за закрытие проголосовали лишь восемьдесят человек, а за то, чтобы служба в храмах продолжалась, — тысяча. Но голосование оказалось лишь пустой формальностью.

Несмотря на недвусмысленно высказанную волю колхозников, в феврале 1937 года власти постановили закрыть Преображенскую церковь для прихожан, оставив, впрочем, в их пользовании Покровскую. Кижане писали жалобу в Москву, которая, конечно, помочь уже не могла. Осенью 1937 года в Преображенском храме отслужили последнюю литургию. Вскоре после этого был арестован последний настоятель кижских храмов о. Алексий Петухов. Через месяц его расстреляли. Так прекратилась служба и в Покровской церкви.

Кижский погост в Великую Отечественную

Во время Великой Отечественной войны Кижи оказались на оккупированной финскими войсками территории. Финны к попавшим в их руки памятникам архитектуры отнеслись рачительно (даже слишком — вывезли все иконы из иконостаса Преображенской церкви в Финляндию), а вот людям пришлось гораздо тяжелее. Многие кижане прошли через концентрационные лагеря, устроенные финнами для русского населения Карелии. Вернуться на родную землю после ухода оккупантов довелось не всем.

Реставрация Кижского ансамбля

В августе 1945 года на Кижи прибыла экспедиция архитекторов и реставраторов, по результатам которой был составлен план первейших аварийных работ. Они начались в 1947 году, а с 1949 года проводились силами специальной проектно-реставрационной мастерской. В нее входили, в частности, местные плотники, перенявшие от отцов и дедов традиции мастерства. Руководил реставрацией московский архитектор А. В. Ополовников, принявший решение вернуть — насколько это возможно — храмам первоначальный облик, «заретушированный» позднейшими поновлениями.

Работы в целом завершились к концу 1950-х годов. Тогда же, в 1959 году, было утверждено положение об архитектурном заповеднике на Кижах, и началось «собирание» деревянных строений из окрестных деревень.

Кижский погост как Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник Всемирное наследие

Интерес к кижским памятникам постепенно возрастал, выходя за границы научно-художественного сообщества. Способствовало тому увлечение Русским Севером, распространившееся в среде советской интеллигенции в 1960-е годы. И на Кижи, приобретшие в 1969 году статус Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника, началось настоящее паломничество — причем международного масштаба.

В 1990 году ансамбль Кижского погоста вошел в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

posmotrim.by

Погост Кижи — это… Что такое Погост Кижи?

Координаты: 62°03′59″ с. ш. 35°14′16″ в. д. / 62.066389° с. ш. 35.237778° в. д. (G)62.066389, 35.237778

Ки́жи́ (карельск. Kiži) — остров на Онежском озере в Карелии, на котором расположен всемирно известный архитектурный ансамбль, состоящий из множества деревянных строений: церквей, часовен, домов, хозяйственных построек. Некоторые из этих строений были построены на месте, другие привезены сюда из других мест. По одной из легенд, Преображенская церковь построена без гвоздей одним топором, который потом мастер выбросил в озеро.

На острове также расположены несколько деревень, которые вместе составляют

населённый пункт Кижи, входящий в состав Великогубского сельского поселения Медвежьегорского района (до 2004 года административно относился к городу Петрозаводску).

В 1990 году Кижский погост вошёл в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 1993 г. Указом Президента Российской Федерации архитектурное собрание музея под открытым небом включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

Название

Широко распространено название острова с ударением на второй слог, во многих словарях указан именно такой вариант, однако в Карелии традиционно используется ударение на первый слог (это связано с особенностями карельского и финского языков).

Достопримечательности

Архитектурный Ансамбль Кижского Погоста включен в Список Всемирного Наследия по критериям I, IV и V.

— Критерий I: Воспринимаемый жителями Карелии как «Настоящее восьмое чудо света» Архитектурный ансамбль Кижского Погоста является поистине уникальным художественным достижением. Это достигается не только сочетанием двух многоглавых церквей и колокольни в единой ограде, но и тем, что необычно спроектированные, идеально пропорциональные деревянные постройки находятся с совершенной гармонии с окружающим ландшафтом.

— Критерий IV: Из пяти сохранившихся погостов на крайнем северо-западе советской территории, Кижский погост является выдающимся примером архитектурного ансамбля типичного для малонаселенных районов средневековых и пост-средневековых православных поселений, где проповедникам приходилось справляться с проблемой широко разбросанных христианских общин и суровым климатом. Доступный по суше или морю погост объединял религиозные здания, которые временами могли использоваться для других целей; например, нартекс или неф использовался как трапезная или зал собраний. Другой аналогичной постройкой, вдохновленной теми же принципами является скандинавская бочарная церковь (stavkirke).

— Критерий V: Погост и здания , которые были сгруппированы в виде музейной экспозиции в южной части острова, являются исключительными примерами традиционной деревянной архитектуры Карелии и в целом Севера России и финско-скандинавского региона. Русские плотники, чья слава восходит к средневековому Новгороду, достигли апогея в плотницком искусстве. Необратимые изменения привели к тому, что это традиционное искусство исчезает. Следовательно, абсолютно необходимо , чтобы такие ансамбли как Кижский погост были сохранены как иллюстрации истории древней технологии, за то что они учат нас былому образу жизни.

Церковь Преображения Господня

Церковь Преображения Господня

Церковь Преображения Господня (1714 г.) — самое знаменитое и выдающееся сооружение ансамбля. 6 июня 1714 года произошла закладка алтаря церкви: ««обложил облыкися сей алтарь … 1714 года июня 6 дня …» гласила надпись на кресте, который находился в алтаре церкви, (Метрика по получению верных сведений о древне-православных храмах Божиих…Олонецкой губернии, 23 марта 1887г).

Памятник федерального значения, Памятник культурного наследия РФ (особо ценный объект). Её прообразом считается Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1708 г.) в Вологодской области.

Данная церковь возведена на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Настоящие имена создателей церкви неизвестны. Высота церкви — 37 метров. Церковь построена в традициях русского плотничьего ремесла — без гвоздей. По своему типу храм — «летний», зимой в нём службу не проводят. Преображенская церковь представляет тип восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены ещё два восьмигранных сруба меньших размеров.

Церковь увенчана 22 главами, размещёнными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придаёт своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трёхскатной крышей. Вход в церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Церковь была обшита тесом в начале 19 века, главки покрыты луженым железом. Обшивка была разобрана и восстановлены тесовые и лемеховые кровли во время реставрации 1950-х гг. под руководством архитектора А.В.Опловникова.

Иконостас — четырёхъярусный, составлен из 102 икон. Датировка рамы иконостаса окончательно не определена: 2-я половина XVIII века — начало XIX века. Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы — «Преображение» и «Покров» — датируются концом XVII века и типичны для «северного письма». Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса представляет вторую группу икон, относящуюся ко 2-ой половине XVIII века. Иконы трёх верхних ярусов иконостаса составляют третью группу и датируются первой третью XVIII века, привозные.

Сруб церкви поставлен без фундамента на каменную забирку, только под западный придел церкви подведён бутовый фундамент на известковом растворе (1870 год). Углы церкви рублены в «обло», внутренние углы в интерьере церковного помещения и углы апсиды рублены в «лапу». Материал рубки — сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по бересте. Лемех главок и «бочек» — осиновый.

Покровская церковь

Церковь Покрова Богородицы

Этот храм «зимний» (то есть отапливаемый), службу в нём ведут с 1 октября и до Пасхи.

Покровская церковь в Кижах возводилась рядом с Преображенской. Построена она на полвека позже — в 1764 году. Безымянным зодчим предстояло ответить на вопрос: каким должен быть новый храм, чтобы не потеряться рядом с двадцатидвухглавым чудом Преображенской церкви?

Решение было найдено в некоторой «подчинённости» Покровской церкви: она дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом.

Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Купола этого храма отличаются выразительностью, утонченными пропорциями и в то же время они скромны и не затеняют величие главного храма Спасо-Кижского Подворья — церкви Преображения. Преображенская церковь пирамидальна, Покровская же, как бы уравновешивая её композиционно, расширяется кверху в верхней части восьмерика и завершается плавным повалом.

Украшена Покровская церковь весьма скупо. Зубчатый резной фронтонный пояс, вносящий «в монументальное сооружение ноту теплоты и чисто русской любви к узорчатой нарядности» (А. В. Ополовников) — один из немногих декоративных элементов этого храма. Однако, и повал, и фронтонный пояс — не только декоративные детали, это ещё и средства защиты от влаги: благодаря повалу кровля выносится дальше от сруба, и дождевая вода не попадает на стены церкви. За каждым же зубчиком фронтонного пояса — желобок, куда собирается дождевая вода, нижние зубчики оснащены водомётами, по которым вода отбрасывается от срубов церкви.

Высокое одномаршевое крыльцо ведёт во внутренние помещения церкви, которых четыре. Они располагаются друг за другом — с запада на восток. Сначала — сени, необходимые в любом северном строении, затем — трапезная.

С XVII века, когда по всей России оживилась земская деятельность и окрепло местное самоуправление, трапезные становятся почти обязательной составляющей зимних церквей. Трапезная — место мирской сходки — суема, на котором жители погоста обсуждали насущные житейские дела, здесь происходили судебные разбирательства, оглашались царские и воеводские указы, выбирались должностные лица и прочее.

Помещение собственно церковное, где служились церковные службы, отличается более высоким потолком. Иконостас Покровской церкви — тябловый. Первоначальный иконостас не сохранился, но известно, что и он был тябловым.

Волна «боголепных поновлений» второй половины XIX века коснулась и Покровской церкви: была растёсана стена между церковным помещением и трапезной, стены оштукатурены, а тябловый иконостас заменён на резной. Нынешний иконостас был реконструирован в 50-е годы XX в.

Самое восточное помещение — алтарь, святая святых каждого храма. Снаружи алтарь выявляется пятигранным срубом — абсидой, на которой находится горизонтально вытянутая бочка, а на ней — десятая глава Покровской церкви.

Небольшие размеры и простота внутренних помещений — характерная особенность северного храма, главное в котором все же внешний облик.

Первоначальный иконостас Покровского храма утрачен. Существующий ныне сделан при реставрации в 1950-е годы из заонежских икон XVII — начала XVIII веков, особо среди них выделяется икона «Чудо о Флоре и Лавре».

Шатровая колокольня

Шатровая колокольня и церковь Преображения Господня

Колокольня построена в 1863 году на месте старой шатровой колокольни, которая была ‘скрыта за ветхостью’ в 1862 году. Проект и смета новой колокольни были рассмотрены Губернской строительной комиссией ещё в 1854 году по представлению Благочинного Священника Стефана Романовского. В 1872 году И. И. Копошевым был представлен проект перестройки колокольни ‘в связи с невозможностью утвердить восьмерик её’. В 1874 году проведены работы по перестройке колокольни, по-видимому, верхней её части. В 1900 году в результате ремонта были разобраны полицы, образовывавшие карнизный поясок по всему периметру четверика в уровне второго перекрытия, и декоративные фронтончики на скатах шатра.

В плане квадратный четверик разделён двумя продольными стенами на три части: сени, лестничную клеть и чулан. По высоте внутренний объём сруба колокольни делится перекрытиями на три яруса. На звонницу ведёт пятимаршевая лестница.

Композиция колокольни решена по традиционной схеме — ‘четверик на восьмерике’, с высоким, в две трети высоты сруба, четвериком. Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами, поддерживающими шатёр, увенчанный лемеховой главкой с крестом. Наружные двери филенчатые. Сруб рублен ‘в лапу’ сразу под обшивку. Дощатая обшивка устроена по каркасу из бруса. Кровли перекрыты дороженным тесом в два слоя. Концы тесин полиц имеют пикообразную форму. Фундамент бутовый на известковом растворе. Материал: сосна, ель. Лемех осиновый.

Четверик с юга на север прорезан сквозным проходом с высокими арочными порталами. Перед входами устроены невысокие рубленные площадки крылец. С запада и востока устроены фальшивые арочные порталы, подобные входным. Внутреннее пространство освещается четырьмя арочными окнами над порталами и окном в северо-восточной стене восьмерика. Дощатые балясины звонницы прорезные, каплевидной формы с четырьмя отверстиями посередине доски. Подзоры простые дощатые без резьбы.

Деревянная ограда

До наших времён не дошла, воссоздана в 1959 году по образцу сохранившихся на Севере деревянных укреплений.

Церковь Воскрешения Лазаря

Предание говорит, что церковь была построена преподобным иноком Лазарем, который прожил 105 лет и скончался в 1391 году. Церковь стала первой постройкой будущего Муромского монастыря, расположенного на восточном берегу Онежского озера. Монастырь был основан Лазарем «по особому чудному явлению Новгородского епископа Василия Преподобного».

Церковь посвящена событию, описанному в книге Нового Завета от Иоанна «о болезни, смерти и воскрешении Лазаря из Вифании». Чудо воскрешения Лазаря из мёртвых Иисус совершил накануне Пасхи Иудейской, укрепив этим веру многих людей в свою силу.

Со временем церковь Воскрешения Лазаря стала одной из главных достопримечательностей монастыря. Среди местного населения она слыла «чудодейственной исцелительницей от недугов». Духовенство объявило преподобного Лазаря местным святым, а церковь и его реликвии стали объектом поклонения и паломничества. Каждое лето 23 — 24 июня, в Иванов день, к ней съезжалось множество богомольцев.

В церкви сохранился иконостас, состоящий из 17 икон XVI—XVIII веков. Он представляет собой древнейший тип двухъярусного иконостаса, состоящего из местного и деисусного рядов, включая царские врата и северные пономарские двери.

Посеребрённый временем храм с некой долей музейной искусственности поставлен на небольшом расстоянии почти у подножия прекрасного многоглавого Преображенского собора, построенного в 1714 году, и старинной деревянной Покровской церкви. У храма нет фундамента (как и у Преображенской церкви), сруб стоит на огромных валунах.

Часовня Михаила Архангела

Часовня Михаила Архангела

Ансамбль деревянного зодчества в Кижи — серебряная памятная монета Банка России, 1995 г.

Часовня перевезена на о. Кижи из деревни Леликозеро в 1961 году, где она стояла на небольшом возвышении на открытой местности. Она была лишена обычного для северных часовен окружения из елей и, очевидно, поэтому зодчий позаботился о её самостоятельной живописности.

Постройка относится к развитому типу клетской часовни на подклете с трёхчастной композицией. В плане сооружение представляет собой прямоугольник, вытянутый с востока на запад. Западная часть часовни с северной стороны имеет прямоугольную пристройку сеней. На запад часовня смотрит сдвоенным окошком.

Крыша над восточным, самым высоким срубом, тоже сдвоенная: одна кровля выходит из-под другой, неожиданно удивляя изобретательностью зодчего.

Над сенями — изящная шатровая колокольня с двумя широкими поясами. Она увенчана лёгким гранёным шатром.

Нарядность часовни завершают причелины или полотенца, в котором основным мотивом резьбы является ромб, вписанный в круг, и ряд сквозных кружков. Подобным образом обработаны резные концы причелин — кисти. Красный тес кровли имеет окончания в форме усечённых пик.

В помещении часовни первоначально был двухъярусный иконостас, который состоял из местного и деисусного чина.

В часовне сохранилось потолочное перекрытие — «небо», в центральном круге которого — икона Христа Вседержителя, а в сегментах — 12 трапециевидных клиньев — праотцы. По углам «неба» 4 иконы с изображениями символов евангелистов. Живопись иконостаса датируется XVII—XVIII вв.

Восьмикрылая ветряная мельница

Построена в 1928 году. Реставрированна в 1976-м году

Часовни «Кижского ожерелья»

В «Кижское ожерелье» входят часовня Спаса Нерукотворного из деревни Вигово («Виговка») на вершине Нарьиной горы (XVII—XVIII век), часовня Кирика и Иулиты (XIX век), часовня Петра и Павла в деревне Волкостров (XVIII век), часовня Знамения Богородицы (2-я пол. XVIII века), часовня в честь иконы «Богородица Пресвятая Всех Скорбящих Радость» в деревне Еглово (XVIII век), часовня Варлаама Хутынского и Параскевы Пятницы, находящаяся на месте прежней деревни Подъельники (XIX век).

Климат

Климат Кижи
ПоказательЯнвФевМарАпрМайИюнИюлАвгСенОктНояДек
Средний максимум, °C−7−605121720181250−3
Средний минимум, °C−13−13−8−23710951−3−9
Норма осадков, мм202015152035455545403530
Источник: Туристический портал

Примечания

См. также

Ссылки

 

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Лики кижских деревень | Кижская галерея: фото и видео — виды острова, люди, события

Лики кижских деревень

Особенностью окрестностей острова Кижи является большое количество островов, где и располагаются деревни, число которых в отдельные периоды истории превышало сотню. Эти деревни известны с XVI века по упоминанию московским дьяком Андреем Лихачёвым при составлении описи земель вокруг острова Кижи для так называемой писцовой книги Обонежской пятины Великого Новгорода (1563 год).

Основным транспортным средством для связи между прибрежными поселениями была лодка. Русский исследователь А. Ф. Бордзынский пишет в своих путевых заметках: «…Живописнее, веселее и населённее кижской местности я ничего не видел в Олонецкой губернии, это своего рода Заонежская Эллада! Тут, на небольшом пространстве, всё собрано вместе: живописные острова, плодородная почва, красивый народ, природа разнообразная и улыбающаяся…».

Деревни Ямка и Васильево (о. Кижи)

На острове Кижи, в центре Спасо-Кижского погоста, в конце XVI века было расположено 14 деревень. К концу XX века из старинных кижских деревень сохранились только две — Ямка и Васильево.

Деревни Щепино и Насоновщина (o. Волкостров)

Острова Еглов и Волкостров расположены на самом севере Кижских шхер у входа в залив Великая Губа. Еще в начале XX века этот край был многолюдным. Крестьяне распахивали всю площадь небольших островов. Здешние места испокон веков были центром судостроения Кижской округи. Крестьяне волкостровских и егловских деревень шили знаменитые лодки-«кижанки», которые с лёгкостью преодолевали тяжёлую, жёсткую волну Онежского озера. До сих пор в окрестностях Кижей можно встретить узнаваемый горделивый силуэт этих судов.

Деревня Шлямино (о. Волкостров)

Небольшая деревня на юге Волкострова. До сих пор в ней сохранились черты традиционной крестьянской застройки конца XIX века: стоящие в ряд дома, невысокие срубы бань у самой воды, деревянные мостки для причаливающих лодок и забора воды.

Деревня Еглово (о. Еглов)

Севернее Волкострова расположен небольшой остров Еглов. На нем находится старинная деревня с одноименным названием — Еглово, известная с середины XVI века. К началу XX века деревня была довольно большой — 14 домов.

Деревни Подъельники и Зубово (Заонежский полуостров)

Часть деревень Кижских шхер расположены вдоль берега Заонежского полуострова. Крестьяне здешних мест называли эту часть своей округи «Мандера». Последняя деревня на севере мандеры — Подъельники. За ней начинаются скалистые высокие берега, непригодные для земледелия. Эта преграда стала естественной границей Кижской волости. На юге последняя деревня Сычи, за которой все те же высокие скалистые берега. До начала XX века единственным средством сообщения между деревнями даже по материку была вода, и только в 1913 году, после неоднократных обращений крестьян, вдоль берега озера за деревнями по материку пролегла грунтовая дорога, остатки которой и сейчас можно обнаружить в лесу.

Деревни Пустой берег и Оятевщина (Заонежский полуостров)

Деревня Пустой Берег упоминается уже в самых ранних сохранившихся документах. В XIX веке здесь насчитывалось девятнадцать дворов, сейчас остался один. Деревня Оятевщина была одной из самых больших — она насчитывала семнадцать домов. На примере истории этой деревни можно узнать о таком интересном явлении Кижской округи, как «переезд» деревень с острова на материк.

Деревня Ерснево (Заонежский полуостров)

Деревня Ерснево Поселение оставалось традиционной малодворной деревней в четыре дома до середины XX века. В начале XX века в ней жил замечательный плотник М. Ф. Елупов.

Деревни Дудниково и Жарниково (Заонежский полуостров)

Деревня Дудниково всегда состояла из одного дома. Сейчас в ней сохранился один из самых старинных домов кижской округи — дом Т. С. Серого. Деревня Жарниково до конца XVII века находилась на острове Кижи, откуда «переехала» на материк, чтобы освободить плодородные земли. Историческая застройка деревни не сохранилась.

Деревня Телятниково (Заонежский полуостров)

Деревня Телятниково впервые упоминается в писцовых книгах XVI века. Первоначально деревня находилась на расположенном напротив небольшом острове Керкостров, с него на материк крестьяне перевозили коров и телят на летние пастбища. Память об этом сохранилась в названии деревни.

Деревня Кургеницы (о. Большой Клименецкий)

Большой Клименецкий остров был заселен с незапамятных времен — задолго до прихода славян здесь жили представители прибалтийско-финского населения — саамы, вепсы и карелы. Во времена Великого Новгорода часть земель с располагающимися на них деревнями принадлежала знаменитой Марфе-Посаднице.

Деревня Воробьи (о. Большой Клименецкий)

Деревня Воробьи расположена на западном берегу Большого Клименецкого острова. В Воробьях до сих пор проживает несколько семей — потомков старинных заонежских родов.

Деревни Потаневщина и Серёдка (о. Большой Клименецкий)

Деревня Потаневщина. От старого поселения сохранилось только два дома. Отсюда в музей «Кижи» перевезен дом крестьянина К. Елизарова — самый старинный из сохранившихся. В прошлом деревня Серёдка была большим селом, но сейчас её дома не сохранились. На окраине деревни Середка, на высоком открытом берегу, стоит мельница, перевезенная из села Толвуя.

Деревня Корба (о. Большой Клименецкий)

Корба в переводе с карельского языка значит «глухое лесное место». Накануне Великой Отечественной войны в деревне было 25 дворов. Дома стояли вдоль берега озера в два ряда, а между ними проходила широкая улица. На сегодняшний день сохранилось только два старинных дома.

© Музей-заповедник «Кижи»
Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации.
Кижский погост входит в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Все материалы сайта не предназначены для лиц моложе 12 лет.
Допускается копирование и цитирование всех материалов, размещённых на сайте музея-заповедника «Кижи» (kizhi.karelia.ru), если цитируемое сопровождается точной активной ссылкой на оригинал и указанием всех правообладателей (в том числе музей-заповедник «Кижи»). При использовании любых материалов в печатных изданиях необходимо получить согласие от администрации музея на публикацию. По вопросам использования изображений необходимо ознакомиться с Положением о правилах использования изображений музейных предметов и музейных коллекций, а также зданий и памятников.

kizhi.karelia.ru

Кижский погост. Карелия: достопримечательности

Какой русский не слыхал, что такое Кижский погост, Кижи? Конечно же, сразу возникают знакомые с детства ассоциации: музей уникальной крестьянской культуры русского Севера, комплекс самобытных русских бревенчатых церквей, стены которого сооружены без гвоздей. Уникальный архитектурный ансамбль церквей XVIII века, возведенный на острове из дерева, считается достоянием Всемирного культурного наследия по критериям ЮНЕСКО. Следует признать, что в России больше нигде не сохранилось столь значительных сооружений-произведений народного деревянного зодчества (хотя еще в XIX веке они были довольно многочисленны).

Характерно, что у людей, слабо знакомых с историей Карелии, название музея, как правило, вызывает недоумение. «А причем здесь слово погост?» — спросит молодой человек, с восхищением рассматривающий арочные деревянные входы, ребристые бревенчатые стены, великолепные чешуйчатые купола. «Да не о том речь!» — ответим словами Жванецкого. Речь идет об изначальном древнерусском смысле этого древнего слова. На карельской земле в XIII – XV веках так когда-то так величали административный центр, стихийно выделившийся относительно нескольких десятков или даже сотен окружающих деревень. И именно такое содержание соответствует статусу Кижей как центра обширного Спасского Кижского погоста.

Далее вышеупомянутое понятие начало мельчать и изменять свое первоначальное значение. Оно «приросло», как характеристика, к крупному селению (не обязательно административному центру, но со своей церковью и кладбищем.) И лишь с конца XVIII века так стали называть одинокую церковь с кладбищем подле нее.

Кижи – явление народное, общинное

Как свидетельствует история, Кижский погост объединял порядка 130 окольных деревень. Причем наиболее крупные из них – Великая Губа, Космозеро, Сенная Губа, Типиницы – и в настоящее время являются действующими населенными пунктами. Такими историческими деревнями богата нынешняя Карелия. Достопримечательности здешнего зодчества – сугубо народное ноу-хау. Вплоть до XVIII века на этой земле решение строить принималось отнюдь не державными органами, а общиной, частью которой были купцы – главные меценаты. Лучшие народные мастера брались за строительство храмов для выказавших им доверие сел. Это были, как правило, люди «с понятием» и с именем в строительстве, строящие так, словно песню поют. Только целью их было не одобрение жюри или какой-нибудь кастинг. Нет, у них был стимул гораздо ценнее: народное уважение, безошибочно отмечающее самых достойных. Данный период – этап «общинной архитектуры» – можно назвать расцветом русского деревянного зодчества.

Самобытная природа Карелии

Самобытными ландшафтами и живописными пейзажами славится Карелия. Достопримечательности этого края широко известны. Здешнюю природу называют твердокаменной и озерно-лесной. Тайга произрастает из местного каменистого грунта. Достоянием Карелии являются одни из самых значительных в Европе озер – Ладожское с площадью плеса 17 700 км2 и Онежское (9900 м2).

Менее чем в 70 километрах от ее столицы, города Петрозаводска, омываемый водами Онежского озера, расположился остров Кижи (на старорусском «Кижи» означает «игрища».) Ближайший поселок на пути к архитектурному музею, территориально относящемуся к Медвежьегорскому р-ну, – деревня Великая Губа.

Добро пожаловать в Кижи!

Ежедневно этот архитектурный музей открыт для всех желающих посетить его: летом с восьми до восьми, зимой — с 1000 до 1600. Исторически остров Кижи можно назвать культовым местом, которое использовали для отправления праздничных христианских обрядов. Здесь по праздникам собирались крестьяне, а после устраивали народные гуляния.

Островная природа гармонично дополняет произведения рук человеческих, очаровывая посетителей хитросплетением скалистых островов с голубыми заливами между ними. Если воспользоваться услугами картографии, то видно: Кижи на карте России не связаны с материком автодорогами. Однако остров, благодаря водному транспорту, широко доступен. Сотни тысяч российских и зарубежных туристов каждый год посещают этот удивительный уголок. Кстати, историко-архитектурный комплекс Кижи является самым первым музеем под открытым небом, открытым в России.

Если вы решитесь на теплоходный круиз из Санкт-Петербурга к столице древней архитектуры, то карта острова Кижи вам достанется в подарок. С мая и по декабрь сюда можно добраться на «метеорах» и «кометах», отправляющихся из Петрозаводска с Водного вокзала.

Между навигациями туристов из Верхней Губы (куда доехать можно на автотранспорте) доставляют катера предпринимателей. Экстремалы же во вненавигационный период, когда озеро сковано льдом, пользуются для перехода лыжами и экзотическим транспортом – собачьими упряжками.

Русское гостеприимство

Прибывшие на остров гости имеют возможность выбрать один из трех вариантов двухчасовых экскурсий. Первый – по основному архитектурному комплексу (малый круг). Идеей второго является обзор русского и карельского народного деревянного зодчества (большой круг). Третий же знакомит с деревнями острова. В здешних селах обустроены три экспозиционные площадки «Пряжинские Карелы», «Русские Заонежья», «Русские Пудожья». Исторические деревни Васильево и Ямка тоже обладают уникальными архитектурными сооружениями.

Администрацией музея также организованы многочисленные дополнительные обзорные, интерактивные, тематические экскурсии для всех посетителей Кижи. Архитектура, конечно же, является главной здешней приманкой для туристов, причем не только российских, но и из-за рубежа. Кстати, древние культовые сооружения острова, начиная с 50-х годов прошлого века, дополнялись реставрированными и реконструированными бревенчатыми зданиями, необходимыми для ведения домашнего хозяйства. Поэтому, кроме основной экспозиции, посетители могут увидеть, в какой среде происходила на данном острове духовная и хозяйственная жизнь крестьян. Для более глубокого погружения в быт русской деревни XVII – XVIII веков администрацией музея-заповедника организуются «Дни ремесел, народных забав и игр», действует фольклорно-этнографический театр, ярмарка изделий народных промыслов, а в конце лета стартует Кижская регата.

Народная деревянная архитектура – достояние Карелии

Кижами, как одним из крупнейших в России архитектурных музеев–заповедников, очень гордится Карелия. Достопримечательности народной русской архитектуры этого края, впрочем, не определяются лишь упомянутой экспозицией; здесь они представлены также на острове Ладожского озера (Валаамский монастырь). Его когда-то посещали российские императоры. Туда нанес визит Александр Дюма–отец. Многие великие русские художники (Васильев, Куинжи, Шишкин), поэты и писатели (Тютчев, Лесков, Шмелев) черпали здесь вдохновение. Одним словом, карта Карелии с достопримечательностями (и не только архитектуры — здесь есть также и заповедники, и национальные парки) поможет экскурсантам выбрать интересующую их программу.

Ансамбль церквей

Однако вернемся к основной теме нашей статьи. Уникальность Кижского погоста определяется единственной в мире многоглавой Преображенской церковью, возведенной традиционным для Руси способом — без единого гвоздя. Рядом с нею для исполнения служб в зимнее время (север все-таки) расположен другой многокупольный храм, отапливаемый, – церковь Покрова Богородицы. Третьим важнейшим зданием великолепного ансамбля является шатровая колокольня Кижского погоста. Вокруг этих трех объектов русской народной архитектуры нынче восстановлена ограда, но не из бревен, как это было первоначально, а из валунов.

Исторически высокий мощный забор являлся непременным реквизитом приграничного с Швецией российского погоста. Единую систему с вышеназванными зданиями составляют другие сторожевые башни — часовни острова Кижи, расположенные в знаковых местах окружающего островного рельефа.

Легенда о зодчем Несторе

Рассказ об этой удивительной кружевной архитектуре из дерева все-таки хочется начать с легенды. Ведь Кижский погост – это земля легенд, одна из которых знакомит нас с человеком удивительного таланта, создавшим настоящее рукотворное чудо — изумительный 22-купольный храм. Не имели старинные строители, возводившие его, ни «славных генеалогических древ», ни государственных статусов. Стерлись в толще веков и их биографии, и фамилии. Но имя удивительного русского мастера Нестора все-таки дошло до нас.

Согласно народной легенде, он сам определил место для строительства Преображенской церкви, проигнорировав доведенное ему указание, выбрав участок прямо посреди зарослей можжевельника. Здесь, проламываясь сквозь заросли (неисповедимы пути творчества), обходя Кижский погост, он обнаружил святую книгу, за чтением которой провел день и ночь.

В лучах восходящего солнца мастер, оторвав взгляд от книжных страниц, прямо посреди капелек росы на траве заметил рисунок будущего храма… Затем объявил, как отрезал: «Строить будем здесь!»

Когда же диво-церковь была построена из специально приготовленных досок сосны, ели, осины без применения гвоздей, восхищенный Нестор совершил эксцентричный поступок, как бы подведя черту приобретенному профессионализму. Накануне освящения своего детища забрался на купол со своим верным освященным топором, оглядел Кижский погост, повязал на кресте алую ленту. Затем выбросил топор в озеро и изрек, что Преображенская церковь – самый красивый храм в мире, и подобного ему не будет никогда. В дальнейшем зодчий больше храмов не возводил, несмотря на многочисленные просьбы. Так он решил – уйти из творчества на самой высокой ноте. Не так ли должен поступать настоящий Мастер?

Преображенская церковь

Этот 37–метровый храм, заложенный в 1714 году, классифицируется как восьмериковая ярусная церковь. Построен он взамен деревянной церкви-предшественницы, сгоревшей от удара молнии. Основанием здания является «восьмерик» — восьмигранный сруб с четырьмя прорубами, направленными во все стороны света. Поверх нижнего «восьмерика» поставлены еще два, но меньшие в диаметре. Нижний сруб расположен на примитивном фундаменте – каменной забирке. Внешние углы рубились «в обло», внутренние – «в лапу» из сосны. Лемехи и «бочки» купольных глав выполнены из осины. Все это – местные породы дерева, произрастающие на острове Кижи. Карелия также славна особой иконописью «северного письма». В этой технике выполнена пара самых ранних икон Преображенской церкви («Покров» и «Преображение», XVII век), которые первыми украсили алтарь, находящийся в восточном прорубе и имеющий форму пятиугольника. Он – четырехъярусный и украшен сто двумя иконами.

Трапезная в виде сруба примыкает к основному зданию. Кровли прорубов и восьмериков украшены двадцатью двумя главами. Очертания этого здания знакомы каждому жителю республики Карелия. Остров Кижи буквально одухотворен этой церковью, одинаково красивой со всех сторон.

Церковь зимняя Покрова Богородицы

Этот храм создан на полвека позже, вослед за Преображенской церковью – в 1764 году. Замысел его строительства – продолжить цикл православной службы на зимнее время года (церковь отапливаема). Ее здание возводилось народными архитекторами как естественное продолжение архитектуры летнего храма. Она многокупольна: восемь ее глав расположились вокруг девятой, главной. Однако во всем ее облике ощущается, что данный храм – архитектурное отражение Преображенского. Своими достаточно утонченными элементами он лишь вторит, подчеркивает своеобразие доминанты архитектурного комплекса.

Данная церковь на острове Кижи построена в более прагматичном и строгом стиле. Ее украшает, пожалуй, лишь фронтонный пояс, имеющий зубчатую структуру.

Вход в храм традиционно расположен с западной стороны, соответственно, алтарь – с восточной. Вошедшие оказываются сначала в сенях, затем в трапезной. Предназначением этой комнаты является обособление места для мирской беседы паствы о насущных хозяйственных и прочих делах, позволяющее охватить значительное количество людей. Здесь происходили суды присяжных, оглашались указы царя. За ним следует, собственно, само помещение храма, предназначенное для исполнения молитвенной службы, — молельня. Оно – наиболее просторно и вместительно, его объем образован срубами, соединенными по схеме снизу – «четверик», вверху – «восьмерик». Она оснащена тябловым иконостасом. Алтарь обустроен как четвертое, самое восточное помещение. Представляет собой пятиугольный сруб, в продолжение высоты которого выстроено вытянутое сооружение – бочка, оканчивающееся девятой главой церкви Покрова Богородицы. Во всех помещениях храма есть окна: в сенях и алтаре – два; в молельне и трапезной — четыре (для естественного освещения). Внутреннее убранство декорировано пропильной сквозной резьбой, центральный элемент которой – православный крест.

Колокольня

Архитектурный ансамбль Кижского погоста гармонично дополнен еще и третьим зданием – шатровой колокольней. Схема ее строительства традиционна для деревянного зодчества: снизу «четверик», сверху «восьмерик». Тремя ярусами (посредством перекрытий) разделена ее внутренняя структура. «Четверик» прорезан с севера и юга входами, каждый из которых оборудован крыльцом. С востока и запада имеются арочные псевдопорталы, повторяющие форму действующих. Нижний ярус, «четверик», разделен на сени, пятимаршевую лестницу и чулан. Над «восьмериком» расположена колокольня, внутри которой – 9 столбов. Венчает здание лемеховая главка с православным крестом на вершине.

Текущая реставрация

Погост Кижи нынче переживает реставрацию, приуроченную к трехсотлетней годовщине Преображенской церкви, отмечаемой в 2014 году. К этому времени уже выполнено около 70 % проекта. Окончание же его намечается через 3–4 года. Руководит архитектурным центром «Заонежье», производящим работы, Виталий Скопин. Вместе с этой компанией также трудятся плотницкий центр музея и питерская компания «Алекон». В прошлом году комиссия ЮНЕСКО, прибывшая на площадку проведения работ, высоко оценила их качество, квалифицировав его как международное, что вдохновило работников.

Ранее церковь была укреплена металлическим каркасом. Что, собственно говоря, и спасло её от разрушения. Вначале строители укрепили фундамент и нижние пояса, самые большие, ведь на их уровне находится трапезная. В данное время работы проводятся на четвертом–пятом уровнях. Строители по возможности сохраняют исторические бревна, заменяя новыми лишь вышедшие из строя в результате гниения или эрозии. Таких всего 35 %, а значит, восстановленная Преображенская церковь на 65 % будет состоять из исторического древа.

Вывод

Старинный центр Спасского Кижского погоста, расположенный на довольно компактном острове Кижи, сейчас переживает этап возрождения. Причиной этому является растущее осознание обществом важности сохранения преемственности, исторического наследия, в конце концов, своих корней.

Как формировалась духовность Заонежья, нравственность людей, населяющих ее? Конечно же, в русле созидательного цивилизационного фактора, который позже великий Пушкин назвал предельно лаконично — «русский дух».
Именно он порождает тот особенный взлет народного творчества, которое демонстрируют архитектурные памятники деревянного зодчества, украсившие остров Кижи (фото прилагается).

fb.ru

Погост Кижи — это… Что такое Погост Кижи?

Координаты: 62°03′59″ с. ш. 35°14′16″ в. д. / 62.066389° с. ш. 35.237778° в. д. (G)62.066389, 35.237778

Ки́жи́ (карельск. Kiži) — остров на Онежском озере в Карелии, на котором расположен всемирно известный архитектурный ансамбль, состоящий из множества деревянных строений: церквей, часовен, домов, хозяйственных построек. Некоторые из этих строений были построены на месте, другие привезены сюда из других мест. По одной из легенд, Преображенская церковь построена без гвоздей одним топором, который потом мастер выбросил в озеро.

На острове также расположены несколько деревень, которые вместе составляют населённый пункт Кижи, входящий в состав Великогубского сельского поселения Медвежьегорского района (до 2004 года административно относился к городу Петрозаводску).

В 1990 году Кижский погост вошёл в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 1993 г. Указом Президента Российской Федерации архитектурное собрание музея под открытым небом включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

Название

Широко распространено название острова с ударением на второй слог, во многих словарях указан именно такой вариант, однако в Карелии традиционно используется ударение на первый слог (это связано с особенностями карельского и финского языков).

Достопримечательности

Архитектурный Ансамбль Кижского Погоста включен в Список Всемирного Наследия по критериям I, IV и V.

— Критерий I: Воспринимаемый жителями Карелии как «Настоящее восьмое чудо света» Архитектурный ансамбль Кижского Погоста является поистине уникальным художественным достижением. Это достигается не только сочетанием двух многоглавых церквей и колокольни в единой ограде, но и тем, что необычно спроектированные, идеально пропорциональные деревянные постройки находятся с совершенной гармонии с окружающим ландшафтом.

— Критерий IV: Из пяти сохранившихся погостов на крайнем северо-западе советской территории, Кижский погост является выдающимся примером архитектурного ансамбля типичного для малонаселенных районов средневековых и пост-средневековых православных поселений, где проповедникам приходилось справляться с проблемой широко разбросанных христианских общин и суровым климатом. Доступный по суше или морю погост объединял религиозные здания, которые временами могли использоваться для других целей; например, нартекс или неф использовался как трапезная или зал собраний. Другой аналогичной постройкой, вдохновленной теми же принципами является скандинавская бочарная церковь (stavkirke).

— Критерий V: Погост и здания , которые были сгруппированы в виде музейной экспозиции в южной части острова, являются исключительными примерами традиционной деревянной архитектуры Карелии и в целом Севера России и финско-скандинавского региона. Русские плотники, чья слава восходит к средневековому Новгороду, достигли апогея в плотницком искусстве. Необратимые изменения привели к тому, что это традиционное искусство исчезает. Следовательно, абсолютно необходимо , чтобы такие ансамбли как Кижский погост были сохранены как иллюстрации истории древней технологии, за то что они учат нас былому образу жизни.

Церковь Преображения Господня

Церковь Преображения Господня

Церковь Преображения Господня (1714 г.) — самое знаменитое и выдающееся сооружение ансамбля. 6 июня 1714 года произошла закладка алтаря церкви: ««обложил облыкися сей алтарь … 1714 года июня 6 дня …» гласила надпись на кресте, который находился в алтаре церкви, (Метрика по получению верных сведений о древне-православных храмах Божиих…Олонецкой губернии, 23 марта 1887г).

Памятник федерального значения, Памятник культурного наследия РФ (особо ценный объект). Её прообразом считается Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1708 г.) в Вологодской области.

Данная церковь возведена на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Настоящие имена создателей церкви неизвестны. Высота церкви — 37 метров. Церковь построена в традициях русского плотничьего ремесла — без гвоздей. По своему типу храм — «летний», зимой в нём службу не проводят. Преображенская церковь представляет тип восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены ещё два восьмигранных сруба меньших размеров.

Церковь увенчана 22 главами, размещёнными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придаёт своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трёхскатной крышей. Вход в церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Церковь была обшита тесом в начале 19 века, главки покрыты луженым железом. Обшивка была разобрана и восстановлены тесовые и лемеховые кровли во время реставрации 1950-х гг. под руководством архитектора А.В.Опловникова.

Иконостас — четырёхъярусный, составлен из 102 икон. Датировка рамы иконостаса окончательно не определена: 2-я половина XVIII века — начало XIX века. Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы — «Преображение» и «Покров» — датируются концом XVII века и типичны для «северного письма». Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса представляет вторую группу икон, относящуюся ко 2-ой половине XVIII века. Иконы трёх верхних ярусов иконостаса составляют третью группу и датируются первой третью XVIII века, привозные.

Сруб церкви поставлен без фундамента на каменную забирку, только под западный придел церкви подведён бутовый фундамент на известковом растворе (1870 год). Углы церкви рублены в «обло», внутренние углы в интерьере церковного помещения и углы апсиды рублены в «лапу». Материал рубки — сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по бересте. Лемех главок и «бочек» — осиновый.

Покровская церковь

Церковь Покрова Богородицы

Этот храм «зимний» (то есть отапливаемый), службу в нём ведут с 1 октября и до Пасхи.

Покровская церковь в Кижах возводилась рядом с Преображенской. Построена она на полвека позже — в 1764 году. Безымянным зодчим предстояло ответить на вопрос: каким должен быть новый храм, чтобы не потеряться рядом с двадцатидвухглавым чудом Преображенской церкви?

Решение было найдено в некоторой «подчинённости» Покровской церкви: она дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом.

Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Купола этого храма отличаются выразительностью, утонченными пропорциями и в то же время они скромны и не затеняют величие главного храма Спасо-Кижского Подворья — церкви Преображения. Преображенская церковь пирамидальна, Покровская же, как бы уравновешивая её композиционно, расширяется кверху в верхней части восьмерика и завершается плавным повалом.

Украшена Покровская церковь весьма скупо. Зубчатый резной фронтонный пояс, вносящий «в монументальное сооружение ноту теплоты и чисто русской любви к узорчатой нарядности» (А. В. Ополовников) — один из немногих декоративных элементов этого храма. Однако, и повал, и фронтонный пояс — не только декоративные детали, это ещё и средства защиты от влаги: благодаря повалу кровля выносится дальше от сруба, и дождевая вода не попадает на стены церкви. За каждым же зубчиком фронтонного пояса — желобок, куда собирается дождевая вода, нижние зубчики оснащены водомётами, по которым вода отбрасывается от срубов церкви.

Высокое одномаршевое крыльцо ведёт во внутренние помещения церкви, которых четыре. Они располагаются друг за другом — с запада на восток. Сначала — сени, необходимые в любом северном строении, затем — трапезная.

С XVII века, когда по всей России оживилась земская деятельность и окрепло местное самоуправление, трапезные становятся почти обязательной составляющей зимних церквей. Трапезная — место мирской сходки — суема, на котором жители погоста обсуждали насущные житейские дела, здесь происходили судебные разбирательства, оглашались царские и воеводские указы, выбирались должностные лица и прочее.

Помещение собственно церковное, где служились церковные службы, отличается более высоким потолком. Иконостас Покровской церкви — тябловый. Первоначальный иконостас не сохранился, но известно, что и он был тябловым.

Волна «боголепных поновлений» второй половины XIX века коснулась и Покровской церкви: была растёсана стена между церковным помещением и трапезной, стены оштукатурены, а тябловый иконостас заменён на резной. Нынешний иконостас был реконструирован в 50-е годы XX в.

Самое восточное помещение — алтарь, святая святых каждого храма. Снаружи алтарь выявляется пятигранным срубом — абсидой, на которой находится горизонтально вытянутая бочка, а на ней — десятая глава Покровской церкви.

Небольшие размеры и простота внутренних помещений — характерная особенность северного храма, главное в котором все же внешний облик.

Первоначальный иконостас Покровского храма утрачен. Существующий ныне сделан при реставрации в 1950-е годы из заонежских икон XVII — начала XVIII веков, особо среди них выделяется икона «Чудо о Флоре и Лавре».

Шатровая колокольня

Шатровая колокольня и церковь Преображения Господня

Колокольня построена в 1863 году на месте старой шатровой колокольни, которая была ‘скрыта за ветхостью’ в 1862 году. Проект и смета новой колокольни были рассмотрены Губернской строительной комиссией ещё в 1854 году по представлению Благочинного Священника Стефана Романовского. В 1872 году И. И. Копошевым был представлен проект перестройки колокольни ‘в связи с невозможностью утвердить восьмерик её’. В 1874 году проведены работы по перестройке колокольни, по-видимому, верхней её части. В 1900 году в результате ремонта были разобраны полицы, образовывавшие карнизный поясок по всему периметру четверика в уровне второго перекрытия, и декоративные фронтончики на скатах шатра.

В плане квадратный четверик разделён двумя продольными стенами на три части: сени, лестничную клеть и чулан. По высоте внутренний объём сруба колокольни делится перекрытиями на три яруса. На звонницу ведёт пятимаршевая лестница.

Композиция колокольни решена по традиционной схеме — ‘четверик на восьмерике’, с высоким, в две трети высоты сруба, четвериком. Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами, поддерживающими шатёр, увенчанный лемеховой главкой с крестом. Наружные двери филенчатые. Сруб рублен ‘в лапу’ сразу под обшивку. Дощатая обшивка устроена по каркасу из бруса. Кровли перекрыты дороженным тесом в два слоя. Концы тесин полиц имеют пикообразную форму. Фундамент бутовый на известковом растворе. Материал: сосна, ель. Лемех осиновый.

Четверик с юга на север прорезан сквозным проходом с высокими арочными порталами. Перед входами устроены невысокие рубленные площадки крылец. С запада и востока устроены фальшивые арочные порталы, подобные входным. Внутреннее пространство освещается четырьмя арочными окнами над порталами и окном в северо-восточной стене восьмерика. Дощатые балясины звонницы прорезные, каплевидной формы с четырьмя отверстиями посередине доски. Подзоры простые дощатые без резьбы.

Деревянная ограда

До наших времён не дошла, воссоздана в 1959 году по образцу сохранившихся на Севере деревянных укреплений.

Церковь Воскрешения Лазаря

Предание говорит, что церковь была построена преподобным иноком Лазарем, который прожил 105 лет и скончался в 1391 году. Церковь стала первой постройкой будущего Муромского монастыря, расположенного на восточном берегу Онежского озера. Монастырь был основан Лазарем «по особому чудному явлению Новгородского епископа Василия Преподобного».

Церковь посвящена событию, описанному в книге Нового Завета от Иоанна «о болезни, смерти и воскрешении Лазаря из Вифании». Чудо воскрешения Лазаря из мёртвых Иисус совершил накануне Пасхи Иудейской, укрепив этим веру многих людей в свою силу.

Со временем церковь Воскрешения Лазаря стала одной из главных достопримечательностей монастыря. Среди местного населения она слыла «чудодейственной исцелительницей от недугов». Духовенство объявило преподобного Лазаря местным святым, а церковь и его реликвии стали объектом поклонения и паломничества. Каждое лето 23 — 24 июня, в Иванов день, к ней съезжалось множество богомольцев.

В церкви сохранился иконостас, состоящий из 17 икон XVI—XVIII веков. Он представляет собой древнейший тип двухъярусного иконостаса, состоящего из местного и деисусного рядов, включая царские врата и северные пономарские двери.

Посеребрённый временем храм с некой долей музейной искусственности поставлен на небольшом расстоянии почти у подножия прекрасного многоглавого Преображенского собора, построенного в 1714 году, и старинной деревянной Покровской церкви. У храма нет фундамента (как и у Преображенской церкви), сруб стоит на огромных валунах.

Часовня Михаила Архангела

Часовня Михаила Архангела

Ансамбль деревянного зодчества в Кижи — серебряная памятная монета Банка России, 1995 г.

Часовня перевезена на о. Кижи из деревни Леликозеро в 1961 году, где она стояла на небольшом возвышении на открытой местности. Она была лишена обычного для северных часовен окружения из елей и, очевидно, поэтому зодчий позаботился о её самостоятельной живописности.

Постройка относится к развитому типу клетской часовни на подклете с трёхчастной композицией. В плане сооружение представляет собой прямоугольник, вытянутый с востока на запад. Западная часть часовни с северной стороны имеет прямоугольную пристройку сеней. На запад часовня смотрит сдвоенным окошком.

Крыша над восточным, самым высоким срубом, тоже сдвоенная: одна кровля выходит из-под другой, неожиданно удивляя изобретательностью зодчего.

Над сенями — изящная шатровая колокольня с двумя широкими поясами. Она увенчана лёгким гранёным шатром.

Нарядность часовни завершают причелины или полотенца, в котором основным мотивом резьбы является ромб, вписанный в круг, и ряд сквозных кружков. Подобным образом обработаны резные концы причелин — кисти. Красный тес кровли имеет окончания в форме усечённых пик.

В помещении часовни первоначально был двухъярусный иконостас, который состоял из местного и деисусного чина.

В часовне сохранилось потолочное перекрытие — «небо», в центральном круге которого — икона Христа Вседержителя, а в сегментах — 12 трапециевидных клиньев — праотцы. По углам «неба» 4 иконы с изображениями символов евангелистов. Живопись иконостаса датируется XVII—XVIII вв.

Восьмикрылая ветряная мельница

Построена в 1928 году. Реставрированна в 1976-м году

Часовни «Кижского ожерелья»

В «Кижское ожерелье» входят часовня Спаса Нерукотворного из деревни Вигово («Виговка») на вершине Нарьиной горы (XVII—XVIII век), часовня Кирика и Иулиты (XIX век), часовня Петра и Павла в деревне Волкостров (XVIII век), часовня Знамения Богородицы (2-я пол. XVIII века), часовня в честь иконы «Богородица Пресвятая Всех Скорбящих Радость» в деревне Еглово (XVIII век), часовня Варлаама Хутынского и Параскевы Пятницы, находящаяся на месте прежней деревни Подъельники (XIX век).

Климат

Климат Кижи
ПоказательЯнвФевМарАпрМайИюнИюлАвгСенОктНояДек
Средний максимум, °C−7−605121720181250−3
Средний минимум, °C−13−13−8−23710951−3−9
Норма осадков, мм202015152035455545403530
Источник: Туристический портал

Примечания

См. также

Ссылки

 

Wikimedia Foundation. 2010.

partners.academic.ru

Кижи (Карелия) — Википедия

Эта статья — о населённом пункте. Другие значения термина «кижи» см. на странице Кижи (значения).

Ки́жи — бывшая деревня в составе Великогубского сельского поселения Медвежьегорского муниципального района Республики Карелия[2].

Заселение острова Кижи началось в X веке. Первые жители острова — славяне и финно-угры, переселенцы из Великого Новгорода. Первые упоминания в письменных источниках о существовании поселений на острове Кижи относятся к 1496 году.[3] В это время остров становится центром крупного округа — Спасского Кижского погоста, который объединял деревни острова Кижи соседних островов и Заонежского полуострова.[4][5] К концу XVI века несколько деревень на острове приходят в запустение[3].

В конце XVII века Спасский Кижский погост разделён на несколько волостей, сам остров вошёл в состав Кижской волости[6].

21 июля 1972 года деревни расположенные на острове Кижи, объединились в единый населённый пункт Остров Кижи. Населённый пункт был подчинён городу Петрозаводску[7].

15 ноября 2004 года населённый пункт передан из города Петрозаводска в состав Великогубского сельского поселения[2][8][9][10].

26 июня 2018 года населённый пункт деревня Кижи упразднён[11].

Численность населения
2010[12]2013[1]
1→1
Климат Кижи
ПоказательЯнв.Фев.МартАпр.МайИюньИюльАвг.Сен.Окт.Нояб.Дек.
Средний максимум, °C−7−605121720181250−3
Средний минимум, °C−13−13−8−23710951−3−9
Норма осадков, мм202015152035455545403530
Источник: Туристический портал

Бачурино (Федки Бачурина)[править | править код]

Деревня возникла в XVII веке. Первое упоминание в письменных источниках о деревне под названием Федки Бачурина относится к 1616 году, в дальнейшем название трансформировалось в Бачурино. В XVII веке в деревне было два дома. К концу XIX века расширилась на один дом. К середине XX века деревня исчезла.[13]

Бишево (Солдатово, Хорошовская)[править | править код]

Деревня известна с 1563 года сначала под названием Трофимовская, затем — Хорошовская. В середине XVI века в деревне был один двор, к середине XVII века поселение имело пять дворов (четыре двора живущих и один двор «в пусте»). В XIX веке деревня получает название Бишево. В начале XX века деревня получает ещё одно имя — Солдатово, однако более распространённым названием деревни оставалось Бишево. К середине XX века деревня исчезла.[14]

Босарево[править | править код]

Деревня Босарево возникла в 1860-х годах, в это время в её состав входил один двор. К началу XX века в деревне насчитывалось два двора. К середине XX века деревня исчезла.[15]

Васильево (Лукинщина, Большой Двор)[править | править код]

В XV веке возникла деревня Большой Двор. В XVI веке деревня опустела, на её месте осталась только часовня. Поселение было возрождено только к 1678 году, когда в нём поселился выходец из соседней деревни Харчевская (Ольхино) Евсюшко Юрьев с братом Матюшкой. В 1696 году деревня разрослась — сразу два крестьянина пришли из деревни Оятевщина (Леоновская). В дальнейшем деревня то расширялась до трёх дворов, то практически исчезала. Во второй половине XIX века в деревне было 2 дома, поселение получило новое название — Васильево. К 1911 году в деревне было уже 3 двора. В настоящий момент структура деревни состоит из пяти крестьянских домов, но только два из них остались от исторического поселения. На берегу озера расположена часовня Успения Пресвятой Богородицы XVII века[16]. Сегодня это музейная реконструкция заонежской деревни конца XIX — начала XX века, созданная на месте старого, исторически сложившегося поселения[17]. По состоянию на 2010 год в деревне числилось 3 жителя.

Вауловская[править | править код]

Деревня Вауловская существовала в XV—XVI веках.[3]

Кижский Остров («впущена в поле»)[править | править код]

Деревня Кижский Остров существовала в XV веке, «впущена в поле».[3]

Кижский Остров[править | править код]

Деревня Кижский Остров существовала в XV—XVI веках.[3]

Кукуево[править | править код]

В деревне Кукуево проживают реставраторы музея-заповедника «Кижи».[18]

Кяжево (Удоев Наволок)[править | править код]

Деревня впервые упоминается в Писцовой книге 1563 года под названием Удоев Наволок, в это время деревня состояла из двух дворов. Во второй половине XIX века деревня получает новое название — Кяжево. Во второй половине XX века деревня исчезла.[19]

Левоновская (Большой Двор Левонтьевской)[править | править код]

Первое упомнинание деревни Большой Двор Левонтьевской в письменных источниках относится к 1563 году. В дальнейшем название деревни именилось, к XVIII веку это деревня Левоновская. В начале XVIII века деревня переехала на материковую часть, где в дальнейшем объединилась с деревней Вакуловской в деревню Оятевщина.[20]

Марковская[править | править код]

Первое упомнинание деревни Марковская в письменных источниках относится к 1563 году. В XVII—XVIII веках деревня перенесена с острова на материковую часть, где существует до сих пор под названием Жарниково.[21]

Морозово (Каргуевская, Карповская)[править | править код]

История деревни прослеживается с 1582 года, в это время деревня значится в Писцовой книге под названием Каргуевская. В это время в деревне стоял только один двор. В середине XVII века поселение увеличилось до трёх дворов, с этого времени деревня называется «Карповская». В XIX веке деревня получила название Морозово. В 1950-х годах деревня исчезла.[22]

Наволок (Окуловская, Дудкин Наволок)[править | править код]

Деревня известна с 1563 года под названием Окуловская. Первоначально владение новгородского боярина Федора Остафьева Глухова. В XVI веке в поселении стояло четыре двора, оно было самым крупным из всех деревень острова Кижи. В XVII веке деревня уже состоит из семи дворов, в XVIII веке количество дворов сокращается до четырёх. Во второй половине XIX века деревня получает название Дудкин Наволок, в XX веке — Наволок. С открытием на острове музея-заповедника «Кижи» на территории деревни Наволок расположился сектор пряжинских карел.[23]

Погост[править | править код]

Церковь Преображения Господня Церковь Покрова Богородицы

Деревня впервые упоминается в XVI веке. В начале XVII века, в период Смутного времени, у погоста из 4 дворов поселения были сожжены дом дьячка и келья проскурницы. К этому времени относится первое описание церквей: «Погост Спаской в Кижах на Онеге озере острову а на погосте церковь Боголепное Спасово Преображение древяная с папертми верх шатровой да теплая церковь Покров Святыя Богородицы с трапезою древяная ж а в церквах образы и свечи и книги и ризы и сосуды и паникадила и на колокольне колокола и все церковное строение приходцкое той волости крестьян». В 1678 году у стен погоста располагалось 7 домов — 6 из них были дома священников и церковнослужителей, а один принадлежал крестьянину.

В 1714 году на месте старой, сгоревшей от удара молнии, строится Церковь Преображения Господня. В 1764 году построена Покровская церковь.

В 1863 году построена колокольня (на месте старой шатровой колокольни, которая была «скрыта за ветхостью» в 1862 году).

В начале XX века в деревне Погост было 5 домов, в которых жили кижские священники священники и причт. В 1951 году на место деревни был перевезён дом крестьянина Ошевнева. Этот крестьянский дом стал первым экспонатом музея-заповедника «Кижи».[24]

Ямка (Трофимовская, Харчевская, Ольхино, Ольхинская)[править | править код]

Деревня впервые упоминается в документах в 1563 году, сначала деревня получает название Трофимовская, затем — Харчевская, в это время в деревне стояло два крестьянских двора. За время своего существования поселение три раза меняло имя. В период Смутного времени, когда отряды иноземцев и «русские воры казаки» разорили Заонежье, деревня была сожжена, а в 1616 году в ней «после разорения немецких людей» поставил «дворишко крестьянин Истомка Васильев сын Ольхин да сын его Юшко». От прозвища этого крестьянина произошло название деревни Ольхино (Ольхинская), закрепившиеся в документах с 1850 года. В начале XX века в деревне было 3 двора, к 1911 году в деревне Ольхино было уже 15 дворов. В XX веке деревня получает современное название — Ямка.[25] В настоящее время на месте старого поселения сформирована музейная деревня, большинство построек которой перевезено из разных деревень Заонежья.[26][27] По состоянию на 2010 год в деревне числилось 14 жителей.

ru.wikipedia.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *