Кижи преображенский храм: Открытие храма Преображения Господня на острове Кижи перенесено на 2021 год / Новости / Патриархия.ru

Содержание

Рукотворные чудеса Кижского погоста — Статьи — Музеи

Как сообщает музей-заповедник Кижи, гости праздника традиционно облачаются в исторические костюмы жителей русского Заонежья, специально шьют сарафаны и рубахи. В этом году гостей привечали Трапезой заонежской округи. На общее застолье собрались жители окрестных деревень, потомки знатных родов Заонежья, а в торжественном «меню» были старинные яства – уха, кисель и народные карельские пирожки-калитки, испеченные из ржаной муки, произведённой прямо на заповедном острове. Настоятель Спасо-Преображенского прихода отец Павел Лехмус отслужил Божественную литургию, возглавил Крестный ход округ Кижского погоста и провел освящение плодов нового урожая – в первую очередь яблок, ибо второй Спас издревле зовется яблочным, а заодно репы, тыквы, огурцов и прочих даров родной земли. Ровно через год, 19 августа 2020 года, планируется открытие для верующих церкви Преображения Господня после сорокалетнего перерыва. К этому моменту обещают восстановить интерьер церкви и смонтировать иконостас, некогда слывший одним из самых благолепных на Русском Севере: состоящий из 105 икон в резной золоченой раме.

Спасо-Преображенская церковь — самый высокий храм на острове. Фото Е. Сафроновой
Многолетняя реставрация Преображенской церкви Кижского погоста в текущем году вошла в завершающую стадию. Как говорят музейные работники, реставрация сруба Преображенской церкви закончится в ближайшем ноябре. Но к началу летнего туристического сезона храм был полностью освобожден от лесов. Именно таким, в первозданной красе, с двадцатью двумя главками, блестящими на солнце, будто железные, я увидела его в конце июля.

 

Двадцать одна глава Спасо-Преображенской церкви симметрично распределены по сторонам света. Двадцать вторая венчает храм. Число «двадцать два», поясняют в музее, не имеет какого-либо подспудного смысла, ни символического, ни священного – это просто изумительное произведение строительного искусства, подобного которому нет в мире. Церкви Преображения Господня на сегодня более трехсот лет. Но она – не самое древнее здание Кижей. Древнейшим дошедшим до нас деревянным строением архипелага считается церковь из Муромского монастыря – не из города Мурома, а из Свято-Успенского монастыря при впадении реки Муромки в Онежское озеро.
По ряду внешних признаков и сохранившемуся документу за подписью преподобного Лазаря её относят к XIV веку. Эта крохотная, потемневшая от времени церковь – один из «экспонатов» музея-заповедника, «пришлая» на острове Кижи.

Часовня из муромского монастыря — справа у дороги. Фото Е. Сафроновой
До 1693 года на месте нынешней Преображенской стояла другая церковь под тем же названием. Облик её история не сохранила – лишь упоминание в писцовых книгах, что на Кижском погосте уже в XVII веке имелись два деревянных храма, которые сгорели в 1693 году в сильную грозу от удара молнией. В начале XVIII столетия была вновь возведена Спасо-Преображенская церковь. Насколько могу судить, такое название храма особенно типично для русского севера.

 

В этом году главному храму Кижского погоста, Преображенскому, «исполнилось» 305 лет. Это рукотворное чудо высокой степени технической сложности: по официальным данным, только восьмигранный сруб храма состоит из 2550 бревен, а ведь есть еще и элементы интерьера!. . Если выложить брёвна, из которых сделана церковь, в ряд, получится линия длиной более 10 километров. В середине века рядом с ней установили Покровский храм – тоже уникальный по своей конструкции, «раскрывающийся» кверху, как деревянный цветок, к кровле с девятью куполами. Эта архитектурная особенность – брёвна, кладущиеся с расширением – в Заонежье называется «повалами». Вот насчет девятиглавия Покровской церкви существует толкование, будто оно символизирует девять чинов ангельских или девять чинов угодников. Но историки архитектуры предполагают, что каноническое объяснение числа придумано уже после того, как зодчие применили эту форму из чисто эстетических соображений. 

Покровская церковь. Фото Е. Сафроновой.
Покровская церковь действует как зимний храм Кижского погоста с 1790-х годов. Службы в ней издревле начинались с 14 октября – праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Сегодня она также открыта для посетителей. Покровская церковь совмещает музейную деятельность с культовой.
Так, когда я там была, в стенах церкви действовала выставка икон из местных деревень, выполненных в жанре «северного» письма. Оно характеризуется близостью к народному творчеству, примитивистской наглядностью происходящего в священном сюжете. Заодно молодые священники исполнили для гостей молитву «Отче наш» на особый распев церковного хора. Желающие могли также после экскурсии вернуться в храм и поклониться древним намоленным образам. Самой почитаемой иконой храма считался образ святых Фрола и Лавра, покровителей домашнего скота, незаменимых небесных заступников крестьянского хозяйства.


Икона святых Фрола и Лавра. Фото Е. Сафроновой.
Устойчивое предание о том, что кижские храмы созданы без единого гвоздя, в отношении сруба справедливо: действительно, брёвна не скрепляются железными частями, а «врубаются» друг в друга. Так строились в этом краю и церкви, и жилые дома, и бани. На примере одной из бань посетителям Кижей показывают и разъясняют эту старинную технологию.
Наши далекие предки обладали такой технической грамотностью, что нам и не снилась… Правда, она отчасти обусловлена тем, что голь на выдумки хитра: первые гвозди из кованого железа были слишком дорогими. Однако безгвоздевая конструкция удобна ещё и тем, что лемех не так-то просто снять, а гвоздь легко вырвать гвоздодёром.

 

Но вот главные декоративные детали, украшающие купола храмов – осиновые черепицы под названием лемеха или лемешины, так как по виду она похожа на лемех плуга – скрепляются друг с другом всё-таки гвоздиками. Когда железо подешевело, заонежские строения стали крепить гвоздями. Они же применяются в процессе сегодняшней реставрации, как я поняла. В прошлом году на храме отреставрировали 16 главок, на покрытие которых пошло свыше 34 тысяч лемешин. В этом году собрали центральную главку Преображенской церкви. Выглядящая с земли маленькой и аккуратной, она довольно-таки габаритна: высотой 4,42 метра, диаметром 5,35 метров. Для ее покрытия потребовалось почти 2 тысячи лемешин.

Архитектурный ансамбль Спасо-Кижского погоста. Фото Е. Сафроновой.
Осина для куполов выбрана не случайно: она оптимально ведёт себя под воздействием воды и воздуха – разбухает, не позволяя влаге проникать внутрь купола и вести там разрушительную работу. К тому же осиновый лемех не чернеет и не гниет, а с течением времени приобретает серебристо-серый или стальной цвет – колоритную «изюминку» северных храмов. Тем не менее, испокон века было положено менять покрытие куполов раз в 35-40 лет.

 

Каждую лемешину изготавливают вручную при помощи плотницкого топора. Процесс изготовления лемеха из осиновой чурочки мастера демонстрируют гостям заповедника. В ловких руках топор так пляшет, что то и дело находятся желающие приобщиться к этому средневековому русскому ремеслу. Когда-то на Кижах считалось, что каждый крестьянин должен уметь изготавливать лемех. Крестьянам давались задания на их выработку, успешных исполнителей освобождали от части налога. Но у многих ли ныне «руки помнят» то прадедовское мастерство?.
. – Особенно легко, когда делается чужими руками, — пошутил кижский мастер, за считанные секунды превратив дощечку в лемех и раздав наблюдающим несколько лемешин на память.

Кижский древорез. Фото Е. Сафроновой.


Если обратиться к истории не заповедника, но края, земли за Онежским озером и на Онежском озере – на его многочисленных островах – стали заселяться русскими где-то в средние века. Письменные исторические свидетельства, дошедшие до ученых, относятся к позднему средневековью – XVII столетию – а в большинстве уже к XVIII веку, когда возникли эти невероятные храмы. Ограда Спасо-Кижского погоста построена в 1780-1800 годы. Слово «погост» на Кижах реализуется в обоих толкованиях: изначально это административно-территориальная единица, обязанная сдавать князю дань. Место сбора княжеской дани называли «погостьем» от слова «погостить» – посетили ненадолго, сделали дела, дальше поехали. Позднее слово «погост» стало означать административно-территориальные единицы, состоящие из нескольких населённых пунктов, и села – их центры.
Так и сложился второй, более известный большинству наших современников смысл слова «погост» – кладбище: ведь там, где люди живут, неизбежно образуется место их упокоения… Рядом с двумя уникальными церквами в ограде Кижского погоста расположено старинное кладбище, на котором хоронили крестьян острова Кижи и ближайшей округи. По воспоминаниям старожилов Кижей, каждая деревня имела свое место на кладбище, а каждая семья – родовую могилу. Чем знатнее была семья усопшего, тем ближе к церкви его погребали. Священнослужителей принято было хоронить близ алтаря (а в XVIII веке –  и под алтарем). В ограде погоста находили последний приют священники, просветители, педагоги. Там же покоится выдающийся сказочник дореволюционной России Трофим Рябинин, родоначальник династии сказителей, сохранивший для нас в устной форме былины про «Вольгу», «Илью и Соловья-разбойника», «Илью, узнающего свою дочь», «Дуная», «Потыка», «Добрыню в борьбе со змеем» и многие другие. 23 былины из репертуара сказителя были записаны этнографами и собирателями фольклора.
В Заонежье несколько десятков мелких островов и два крупных острова – Большой Клименецкий и Большой Леликовский. Именно здесь ко второй половине XIX века сформировалась культура русских Заонежья. Ее выделяют в отдельную группу ввиду того, что у здешних жителей свои традиции возведения домов, ведения сельского хозяйства, фольклор и даже диалект, на который очень сильно повлияло коренное население, проживавшее здесь с первого тысячелетия нашей эры – финно-угорские племена. Пожалуй, самым ярким их «наследием» остается разговорная манера русских Заонежья. Финны говорили на родном языке с ударением на первый слог. Точно так же начали произносить слова русские поселенцы. Из тех времён сохранилась забавная фраза: «ПОка бАбушка чАи рАспивала, пАроход Усвистал». Говорят, что такая незадача в реальности постигла одну старушку – любительницу чая… Да и само название Кижи – финно-угорского происхождения, правильно звучит как КИжи. У него есть две «расшифровки». По одной версии, финское слово, в русской транскрипции похожее на «кидзы», означает мох, который вкладывается между бревнами дома для сохранения тепла – а это в суровом влажном климате первое дело. По второй версии, название пошло от языческого слова «игрища», звучащего как «кИжа». Но сегодня это уже обитель христианской культуры.

Современные «пароходы» на Кижах. Фото Е. Сафроновой.
На территории Спасо-Кижского погоста упоминаются в писцовых книгах аж 115 деревень! Звучит весомо, однако почти половина из них были однодворными, еще 27 – малодворными. Заселяли их разные люди. Были и честные работящие крестьяне – территория считалась «свободной», крестьяне были не приписными («приписанными» к государственным предприятиям, то есть закабаленными в фабрично-заводской труд) и не барскими. Поэтому в Заонежье стекался и всякий лихой народ: крестьяне, бежавшие от помещиков, преступники, скрывавшиеся от правосудия. Отсюда у русских Заонежья возникли собственные строительные традиции: дома под названием «кошели», в которых все службы помещались под одной крышей двухуровневой постройки, и амбары, солидные, как маленькие крепости, которые было принято ставить недалеко от основного дома, в зоне прямой видимости хозяев из окна. Если какой-то путник посягал на добро из амбара, крестьяне действенно «возражали». Потому, видно, здесь создавались зажиточные хозяйства – с которыми сегодня знакомят посетителей Кижей в этом уникальном музее под открытым небом.


Вокруг аутентичного Спасо-Кижского погоста реконструирована онежская деревня конца XIX  века. Все дома, амбары, мельницы, часовни привезены на заповедный остров из разных деревень русского Заонежья. В 1951 году появился первый музейный экспонат на территории Заонежской деревни – дом состоятельного крестьянина Ошевнева из деревни Ошевнево с Большого Клименецкого острова. Из него-то и вырос музей. Дом постройки 1876 года –  тот самый «дом-кошель», где собрано все необходимое для жизни. В зимней избе все сделано своими руками – грубо, но прочно. Здесь долгими зимними вечерами работали женщины: пряли, ткали, вязали, шили, обеспечивали одеждой и теплыми вещами многочисленных домочадцев. Сотрудницы музея в народных костюмах учат гостей управляться с прялками, вытягивать как шерстяную, так и льняную нить.

Пряхи также рассказывают об обычаях и приметах, связанных с «посиделками», во время которых велись домашние рукодельные работы. Фото Е. Сафроновой.
В парадной зале богатый крестьянин Ошевнев принимал деловых гостей. Здесь стояла модная для того времени и дорогая мебель, купленная в Санкт-Петербурге, где двое сыновей крестьянина стали купцами, «выписавшись из крестьян в купечество». И швейцарские часы, якобы стоившие дороже, чем весь этот дом со всем его содержимым и хозяйственной частью – тоже крытой и непосредственно примыкающей к дому. В самом нижнем этаже стояла скотина. Сверху, из хозяйственного двора, ей сбрасывали сено. Сено в дом завозили… на санках. На санях по Кижам ездят и зимой и летом. Практика показала, что по густой траве полозья скользят так же легко, как по льду и снегу. В «хоздвор» вели специальные «взлазы» – бревенчатые настилы, по которым лошадь легко втаскивала воз с поклажей. Сейчас они снабжены поперечными перекладинами для удобства туристов, а хозяева обходились без этого подобия лестницы. В этом дворе хранилась даже лодка-кижанка, необходимая для здешних рыболовецких краев: с острыми носом и кормой и широкими в центре бортами, весьма устойчивая и быстроходная.


Лодки-кижанки до сих пор в ходу. Фото Е. Сафроновой.
Дом окружает галерея с резными перилами – гульбище. По гульбищу летом, в пору белых ночей, вокруг дома вечерами проходила хозяйка и закрывала ставни, чтобы в доме стало темно. Гульбище – типовой элемент заонежского крестьянского дома, но у Ошевневых оно оказалось самым нарядным в этом регионе. Да и вообще дом декорирован просто роскошно: три арочных балкона, на городской манер, резные  наличники, расписные ставни по всем фасадам. Ещё при жизни хозяев дом слыл одним из красивейших в Заонежье.

 

В доме жило четыре поколения Ошевневых: первым был Нестор Максимович, крепкий хозяин, даром что слепой, затем его сыновья, затем – Василий Кузьмич. Последнее поколение представлял Федор Васильевич Ошевнев. Именно его постигла беда коллективизации. Как выяснили сотрудники музея, в 1929 году семья Ошевневых сдала в колхоз трех телят, лошадь, четырех овец и трех коров. Сами они остались с одной коровой. Для такого налаженного хозяйства это был невероятный, как бы мы сегодня сказали, «дауншифтинг». Видимо, поэтому вскоре Федор Васильевич уехал из деревни на известковые разработки, где проработал до 1937 года, а в 1937 году с семьей перебрался в Петрозаводск. С другой стороны, им посчастливилось уцелеть физически, в отличие от многих раскулаченных… В 1970 году престарелый Федор Васильевич с супругой посетил дом своего детства уже на территории музея-заповедника, и по его рассказам во многом был реконструирован крестьянский заонежский быт.

Дом крестьянина Ошевнева. Фото Е. Сафроновой.
Современным своим видом Кижский погост и музей-заповедник обязан двум служителям искусства, финскому и русскому. В годы Великой Отечественной войны Заонежье было оккупировано не немецкими, а финскими войсками. С той страницей истории связано немало трагических событий. Так, близ Спасо-Кижского погоста расположена братская могила бойцов одного из советских диверсионных отрядов, которые пробирались на материк к железной дороге, чтобы взорвать её, но во время недолгого привала были уничтожены противником. Однако не имеющая равных в мире Спасо-Преображенская церковь сохранилась благодаря одному из «оккупантов»: финскому офицеру Ларсу Петтерссону, искусствоведу по образованию.


Ларс Петтерссон на фоне Кижского погоста. Фото из фондов музея-заповедника «Кижи». 
Как установлено сегодня, на занятую финнами территорию Заонежья в октябре 1942 года прибыли архитекторы, искусствоведы, этнографы, фольклористы, антропологи и художники – изучать местную культуру. Среди них был младший лейтенант Ларс Петтерссон, магистр истории искусств 24 лет от роду. Именно он с двумя коллегами сделал подробное описание многочисленных икон храма Преображения Господня, составил документ «Историческая реконструкция Преображенской церкви» и подготовил иконы храма к эвакуации в Финляндию, дабы сохранить их от войны. По окончании боевых военных действий предполагалось вернуть святыни на прежнее место. Петтерссон зафиксировал также схемы иконостасов других кижских церквей. Говорят, он действовал по приказу финского правительства: организовать в Карелии заботливую охрану церковных атрибутов и зданий в целях демонстрации миру, что финны, в отличие от большевиков, представляют людям свободу вероисповедания и пекутся о культовых сооружениях как о памятниках старины. Может быть, офицеры получили также приказ сдерживать нередкое, увы, солдатское мародерство на занятых землях… Так или иначе, благодаря работе финских искусствоведов был сохранен на фото и в чертежах облик заонежских православных церквей. Петтерссон запечатлел 242 церкви и часовни, из которых остались 32.
Часовня Михаила Архангела из деревни Леликозеро. Туристов приводят к ней, чтобы послушать старинные колокольные звоны. Фото Е. Сафроновой. 
Что касается Спасо-Преображенской церкви, то в 1943 году, с активизацией партизанского движения в Карелии, финнам донесли, якобы партизаны готовятся сжечь Кижи. Финны разобрали иконостас храма и отправили образа в часовню соседней с Кижами деревни Кургеницы, а через какое-то время вывезли коллекцию икон в Финляндию. Ларс Петтерссон составил записи на разных языках с указаниями, какие образа принадлежат Преображенской церкви, какие – иным храмам. Зимой 1944 года в Художественной галерее в Хельсинки состоялась выставка ценнейших икон Заонежья, куда входили и кижские. Некоторые прошли реставрацию в руках финских художников. К выставке был издан каталог Ларса Петтерссона «Охрана памятников культуры в годы войны. Иконы Восточной Карелии». А уже осенью 1944 года правительство СССР в связи с капитуляцией Финляндии и выходом ее из военных действий потребовало возврата в Карелию всех вывезенных икон, и они были возвращены. Все иконы до единой были переданы «домой» под роспись. Вроде бы Ларс Петтерссон сам собирался привезти любезные его сердцу образа в Карелию, но его напугали предсказанием, что Сталин может отправить его в лагерь, и финский учёный не рискнул.

 

После финской эскапады не сохранились, к несчастью, только «небеса» Преображенской церкви, самые уникальные росписи. В каменном доме, где они хранились, случился пожар, и «небеса» погибли. Но репродукции фотографий искусствоведа сберегли первоначальный вид «неба» Преображенской церкви и многих других ее архитектурных особенностей. После войны Ларс Петтерссон защитил диссертацию «Культовая архитектура Заонежья» на основе материалов, собранных им в этой экспедиции. Затем на базе диссертации он издал монографию, которой ученые в мире пользуются по сей день: здесь впервые все храмы Заонежья были описаны, классифицированы и скрупулезно датированы по этапам строительства. 12 августа 2018 года исполнилось 100 лет со дня рождения Ларса Петтерссона, который скончался в 1993 году.


Первую же реставрацию Спасо-Преображенской церкви начал в 1949 году московский реставратор Александр Викторович Ополовников – основоположник создания музея «Кижи» и автор-реставратор часовен Кижского ожерелья, церквей в Яндомозере, Челмужах и многих других карельских селах. Именно его усилиям Кижский погост обязан своей нынешней мировой славой.

Александр Ополовников. 
После Великой Отечественной войны управление по делам архитектуры при Совете Министров Карело-Финской ССР пригласило Ополовникова работать в Карелии. Летом 1948 года по его проекту и под его руководством состоялась первая в СССР послевоенная реставрация памятника общесоюзного значения — шатровой Успенской церкви в Кондопоге.

 

Как рассказывают в Кижах, только в 1949 году, под руководством Ополовникова, Преображенской церкви придали первозданный вид – до того еще при царе храм был забран в железно-каменный «футляр», чтобы уберечь его от разрушений. В 1951 году была закончена реставрация ансамбля Кижского погоста. Преображенской и Покровской церквям вернули утраченный самобытный облик. Несколькими годами позже под эгидой Ополовникова была воссоздана по старинному аналогу ограда Кижского погоста. Данный метод, называемый специалистами «новодел», впервые ввёл в обиход именно этот мастер. В дальнейшем Александр Викторович защитил кандидатскую диссертацию «Опыт реставрации памятников деревянного зодчества Карельской АССР» (в 1958 году) и докторскую диссертацию «Реставрация памятников русского деревянного зодчества» (в 1976 году). Дважды Академия Архитектуры выдвигала его для работы в ЮНЕСКО в качестве эксперта по реставрации памятников архитектуры.

Часовня Спаса Нерукотворного близ исторической деревни Ямка на самой высокой точке острова Кижи. Фото Е. Сафроновой. 
Погиб Ополовников в преклонном возрасте в автокатастрофе и похоронен в Москве. А некоторые реставраторы, трудившиеся над возрождением Кижского погоста и реконструкцией памятников старины для музея-заповедника, остались на острове навсегда: их могилы расположены на небольшом, так и хочется сказать, уютном кладбище между музеем и исторической деревней Ямка. На Кижах существуют две исторические деревни – Ямка и Васильево. Но в этих деревнях местного населения почти не осталось, практически круглогодично там живут сотрудники музея. Зимой «центр» культурной жизни перемещается в Петрозаводск, столицу Карелии. Жители города свидетельствуют, что Кижский музей неизменно продумывает на холодный сезон целую программу интерактивных просветительских мероприятий для максимально широкого круга зрителей. Рукотворные чудеса Кижей никогда не теряют восхищенных созерцателей.

Кижи церковь Преображения господня

На протяжении веков внутреннее убранство церкви Преображения Господня на Кижском погосте претерпевало закономерные изменения. Будучи поновляемо в соответствии с необходимостью (обветшание) и тенденциями времени, к началу XX века, когда в отношении храма стали проводиться первые искусствоведческие изыскания, оно «ушло» далеко от первоначального своего вида.

Пол был выкрашен, стены — обшиты досками, а в алтаре —оклеены обоями. Первое обследование интерьеров Преображенской церкви произвели в 1926 году участники Всероссийской экспедиции Центральных реставрационных мастерских под руководством И. Э. Грабаря. Оно было довольно поверхностным, поскольку экспедиция работала на острове всего три дня, однако определенные выводы исследователи сделали.Так, И.Э. Грабарь совершенно справедливо отметил в своей записной книжке разновременность деталей иконостаса, отнеся иконы к петровскому времени, а резную раму — к более позднему, однако атрибутировал его довольно размыто — «либо аннинским, либо елизаветинским, либо екатерининским периодом».

К началу Великой Отечественной войны Спасо-Преображенский храм несколько лет как пустовал. Службы в нем не проводились С 1936 года. В 1943 году финские оккупационные войска вывезли иконы Преображеской церкви в Хельсинки, но уже менее двух лет спустя они вернулись в Карелию согласно мирному договору, подписанному между СССР и Финляндией, а в 1952 году, после реставрации, произведенной московскими специалистами, вновь заняли свое место в иконостасе кижского храма.

Именно в 1950-е годы интерьер Преображенской церкви сформировался в том виде, который знаком нынешним посетителям Кижей. Перед реставраторами стояла задача освободить интерьер от всех временных наслоений и вернуть его, насколько это возможно, к первоначальному виду. Преследуя эту цель, разобрали ризницу, находившуюся в северо-западном углу трапезной, и устроили на этом месте дополнительную дверь в основную часть храма. Имеющиеся двери переделали. Причем, как выясняется из отчетов, с внешней стороны они были обиты железом, которое реставраторы сняли, посчитав эту обивку позднейшим «усовершенствованием». Однако под железом обнаружилось светлое дерево, то есть обивка существовала изначально. В итоге двери просто затонировали под цвет стен.

Со стен, в свою очередь, была снята тесовая обшивка, с пола — счищена краска. В таком виде —сохранный иконостас и восстановленные в своей условной первозданности детали интерьера — Преображенский храм дожил до 1980 года, когда его состояние признали аварийным и, ради укрепления стен металлическими конструкциями, церковь освободили от всех внутренних элементов, включая иконостас, пол и потолок. Сейчас храм лишен своего внутреннего убранства, а иконостас как единое целое существует лишь в виде виртуальной реконструкции. Завершить реставрацию церкви Спаса Преображения предполагается в течение нескольких лет.

Кижи: неизвестное о самом известном храмовом ансамбле Русского Севера

Кижи — это остров, про который мало кто не слышал. В основном благодаря самому известному храму Русского Севера — двадцатидвухглавой церкви Преображения Господня 1714 года. Но кроме него в ансамбль Кижского погоста входит Покровская церковь 1693 года, колокольня XIX века и несколько храмов и часовен, которые были привезены на остров из разных уголков Севера — для того, чтобы собрать их в одном историко-архитектурном музее. А еще в ансамбль входят дома крестьян, амбары и ряд других построек, находящихся неподалеку.

1

Как рубили храм

Музей-заповедник «Кижи» возник на небольшом и почти пустынном острове Кижи на Онежском озере. Но когда-то здесь находилось большое поселение, которое в новгородских писцовых книгах называли «Спасский Кижский погост». Спасский — в честь находящейся здесь церкви Спаса Преображения. Погост — это примерно то же, что сейчас называют административным центром. На самом острове к концу XVI века находилось 12 деревень и две церкви — Покровская и Преображенская — тогда еще самые простые прямоугольные срубы с двускатными кровлями. В погостах сосредотачивалась духовная и социальная жизнь округа: сюда приезжали светские и церковные власти, тут проходили ярмарки и праздники.

В XVII веке церкви были перестроены и теперь представляли собой многоугольные срубы с приделами и пристройками. Но в самом конце XVII века весь погост был уничтожен сильным пожаром. На его месте в 1714 году и была срублена Преображенская церковь. В начале XVIII века шла Северная война, Россия утверждалась на берегах Балтики, и новый величественный храм стал символом исторической победы русского флота в известном Гангутском сражении.

Строительство храма Преображения Господня окутано легендами. Доподлинно не известно имя мастера — как мы бы сейчас сказали, архитектора церкви. По одной из легенд, царь Петр I, проезжая мимо острова, начертил будущий план церкви. Другая версия говорит об авторстве мастера Нестора, который по окончании работ выбросил свой топор в озеро со словами «не было, нет, и не будет другой такой церкви». Кстати, до начала XVIII века глагол «строить» был не в ходу, избы и храмы «рубили» топором.

Схема кровель и глав. Вид сверху на Церковь Преображения Господня на острове Кижи. Источник: kizhi.karelia.ru

2

Восьмерик с прирубами

Так или иначе, по своему типу церковь Преображения Господня относится к восьмериковым ярусным церквям. Двадцать две главки создают ощущение, что композиция чрезвычайно сложная, но церковь Преображения довольна проста и лаконична в своем плане. Она основывается на традиционной для деревянных храмов схеме восьмерика с четырьмя прúрубами. Это означает, что в основе храма лежит восьмигранный сруб — то есть восьмиугольник в сечении. Он-то и помогает создать крестообразный план церкви, образованный центральным восьмистенным срубом с четырьмя двухъярусными пристройками-прирубами, обращенными по сторонам света. Сооружения подобного типа называются «восьмерик с четырьмя прирубами» или «круглая о двадцатистенном окладе». Церкви, в основе которых лежала подобная конструкция, были известны на Руси еще в XIV веке.

Если сруб мы себе визуально представляем, то прúруб — это пристройка, которая не является одним целым с восьмериком-срубом. Она приставляется к основному объему здания для его увеличения. В храме Преображения прирубы двухступенчатые. На них устанавливается бочка — крыша в виде кокошника, а на бочку крепится барабан — цилиндр, венчает же всю эту конструкцию главка. Кроме двух главок с каждой стороны, которые устанавливаются на прирубы, главки стоят и на самόй крыше восьмериков, которая называется пόлица.

Только в случае с Преображенской церковью в основе здания не один, а три восьмигранных сруба — на нижний, самый большой, поставлены еще два небольших (их высота — 18, 6 и 3 метра соответственно). Такое решение придает пирамидальную устремленность церкви, позволяет ей сужаться к верху и создает ощущение легкости. Вдобавок это делает и саму конструкцию более устойчивой, поскольку распределяет вес на все основание равномерно. Размеры этих срубов, которые составляют основу храма, определяют и его внутренний объем. На самом деле, только ¼ объема храма отдана под внутреннее церковное помещение, остальное — это пространство, создающее объем. Роспись небес храма (перекрытия под куполом) до нас не дошла, но о ней можно судить по подобному небу в Вытегорской церкви.

Визуально среди большого количества главок обнаружить восьмерик достаточно тяжело, но на самом деле, для того, чтобы понять конструкцию храма Преображения Господня, надо визуально отделить прирубы от основного сруба — тогда форма и конструкция церкви станут поняты.

3

И никаких гвоздей!

Мало кто знает, что удивительно похожей, можно сказать, предшественницей храма Преображения Господня на острове Кижи была церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Анхимово Вологодской области. Кстати, обе церкви были построены на территории тогдашней Олонецкой губернии с разницей всего в шесть лет: Спасо-Преображенская церковь на острове Кижи — 1714 год, а храм Покрова — 1708 год. В храме Покрова, так же как и в церкви Преображения, была заложена идея «всефасадности», то есть отсутствия одного парадного фасада. Это объясняет центричную композицию храма: он симметричен и не имеет одной парадной стороны.

Внутреннее пространство храма Преображения Господня на о. Кижи: иконостас и солея (источник: kizhi.karelia.ru).

Преображенская церковь срублена из карельской сосны, а на покрытие куполов, бочек и барабанов ушло 30 000 осиновых лемешин. Мастера делали лемешины одного размера и подтесывали при необходимости уже в процессе укладки. Весь лемех изначально крепился, как и рассказывают, действительно без гвоздей, деревянными нагелями — стержнями. Только позднее, при перестройках и реставрациях стали использовать небольшие гвозди.

4

Тройник

Обычно северные погосты или, как их еще называют, храмовые тройники, состоят из двух церквей (зимней и летней) и колокольни. На всем Русском Севере известна только одна колокольня с такими нетипичными пропорциями: в основании — высокий четверик, а над ним — низкий восьмерик. Это колокольня Кижского погоста.

Восьмерик на четверике (фото автора)

Вторая церковь — Покровская, как это часто бывает на Севере, была построена специально для зимних служб. Вторые церкви в северных погостах обычно меньше первых — их удобнее обогревать. Изначально церковь была одноглавой и отапливалась печами, но из-за пожаров и реставраций она превратилась в многоглавую. Так она перекликается с двадцатью двумя главками Преображенской церкви.

Покровская церковь — это не только музейный объект, но и действующий храм. В Кижах богослужения прекратились в 1937 году, а возобновились в 1990-е годы и проходят до сих пор.

5

Сказки и не только

На старом кладбище Кижского погоста похоронен известный сказочник дореволюционной России — Трофим Рябинин. Именно он основал династию сказителей, сохранивших для нас в устной форме былины про Илью Муромца и Соловья-разбойника, Добрыню и змея и другие.

Кажется, что репрезентация острова в литературе не то, что можно было бы назвать его сильной стороной: о Кижах не писали ни Пушкин, ни Лермонтов, ни Чехов. Но на самом деле многие писатели и поэты бывали на острове в XX веке, и впечатления от него оставили отпечаток в их творчестве. Об острове писали Константин Паустовский, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Николай Клюев и другие.

6

Оккупация и реставрация

К счастью, во время Второй мировой войны храмы острова не пострадали, потому что сам он находился в зоне финской оккупации. А финское правительство очень бережно относилось к памятникам на своей территории. В 1942 году на оккупированную территорию даже прибыли исследователи: архитекторы, искусствоведы, этнографы. Среди них был лейтенант Ларс Паттерсен — искусствовед по образованию. От этой экспедиции сохранились подробные описания храмов и икон со всего острова, многие из которых не дошли до наших дней.

Позднее в XX веке на Преображенский храм обратили внимание московский архитектор А. В. Ополовников и художник И. М. Грабарь, который тогда состоял в комиссии по охране памятников искусства. Он и нашел способ реставрации храма, который на тот момент уже претерпел значительные изменения в облике и обветшал: часть конструкций требовала замены. С этой целью внутри церкви был создан металлический каркас, а весь сруб разбит на семь поясов — чтобы было легче вынимать каждый и реставрировать по отдельности. Кстати, судя по фотографиям, по такой же технологии проводилась реставрация храма и в 2018 году.

Сейчас реставрация храма Преображения Господня закончена, и, судя по ней, можно сказать, что в России реставрация деревянной архитектуры вышла на более высокий уровень. Реставрация Кижского тройника дала импульс созданию на острове Всероссийского центра сохранения деревянного зодчества имени В. С. Рахманова. Это научно-исследовательский центр, при котором есть школа плотницкого мастерства. В этот центр приезжают поучиться плотницкому мастерству со всей страны. Прошедшие практику потом сами могут возглавлять экспедиции по реставрации деревянных храмов Севера, как это делают участники экспедиций проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера».

Церковь Покрова Богородицы в музее — заповеднике Кижи

     

   Этот храм — «зимний» (то есть отапливаемый), службу в нём ведут с 1 октября и до Пасхи.
   Покровская церковь в Кижах возводилась рядом с Преображенской. Построена она на полвека позже — в 1764 году (более древняя сгорела в 1694 году). Высота церкви — 27 м, общая длина — 32 м, ширина — 8,7 м.
   Безымянным зодчим предстояло ответить на вопрос: каким должен быть новый храм, чтобы не потеряться рядом с двадцатидвухглавым чудом Преображенской церкви. Решение было найдено в некоторой «подчинённости» Покровской церкви: она дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом.
   Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Купола этого храма отличаются выразительностью, утончёнными пропорциями и в то же время они скромны и не затеняют величие главного храма Спасо-Кижского Подворья — церкви Преображения. Преображенская церковь пирамидальна, Покровская же, как бы уравновешивая её композиционно, расширяется кверху в верхней части восьмерика и завершается плавным повалом.

   Украшена Покровская церковь весьма скупо. Зубчатый резной фронтонный пояс, вносящий «в монументальное сооружение ноту теплоты и чисто русской любви к узорчатой нарядности» (А. В. Ополовников) — один из немногих декоративных элементов этого храма. Однако, и повал, и фронтонный пояс — не только декоративные детали, это ещё и средства защиты от влаги: благодаря повалу кровля выносится дальше от сруба, и дождевая вода не попадает на стены церкви. За каждым же зубчиком фронтонного пояса — желобок, куда собирается дождевая вода, нижние зубчики оснащены водомётами, по которым вода отбрасывается от срубов церкви.
   Высокое одномаршевое крыльцо ведёт во внутренние помещения церкви, которых четыре. Они располагаются друг за другом — с запада на восток. Сначала — сени, необходимые в любом северном строении, затем — трапезная.
   С XVII века, когда по всей России оживилась земская деятельность и окрепло местное самоуправление, трапезные становятся почти обязательной составляющей зимних церквей. Трапезная — место мирской сходки — суема, на котором жители погоста обсуждали насущные житейские дела, здесь происходили судебные разбирательства, оглашались царские и воеводские указы, выбирались должностные лица и прочее.
   Помещение собственно церковное, где служились церковные службы, отличается более высоким потолком. Иконостас Покровской церкви — тябловый. Первоначальный иконостас не сохранился, но известно, что и он был тябловым.
   Волна «боголепных поновлений» второй половины XIX века коснулась и Покровской церкви: была растёсана стена между церковным помещением и трапезной, стены оштукатурены, а тябловый иконостас заменён на резной. Нынешний иконостас был реконструирован в 50-е годы XX в.
Самое восточное помещение — алтарь, святая святых каждого храма. Снаружи алтарь выявляется пятигранным срубом — абсидой, на которой находится горизонтально вытянутая бочка, а на ней — десятая глава Покровской церкви.
   Сегодня в зимнем храме Покрова Богородицы четырёхрядный тябловый иконостас, который реконструирован А. В. Ополовниковым в 50-е годы 20 столетия, на основе схемы иконостаса, разработанной в 1948 г. В. Г. Брюсовой (Светличной). Иконы, датируемые второй половиной 17 века, были подобраны для иконостаса из «Кижской коллекции», составленной из заонежских икон, вывозившихся в годы оккупации в Финляндию. Долгое время исследователи пытались выяснить принадлежность икон конкретному храму и каково же было удивление, когда из материалов финского исследователя Л. Петтерссона, вывозившего заонежские иконы в Финляндию, выяснилось, что эти иконы происходят из самой Покровской церкви. Перед вывозом икон из храмов Л. Петтерссон ставил на них цифровые метки. Первая цифра означала шифр храма (у Покровской церкви это № 3), вторая, поставленная через дробь, означала место иконы, которое заносилось на схему расположения икон в храме. При наличии схемы и шифров на иконах определить их принадлежность Покровской церкви было не сложно.

 

Церковь Преображения Господня на острове Кижи

Издревле русское зодчество ценилось очень высоко. А в регионах, где произрастали вековые леса, оно достигало небывалых масштабов. Именно поэтому сегодня мы имеем возможность посетить уникальные шедевры деревянного искусства, которым во все вехи своей истории славилась Россия. Одним из таких мест являются Кижи, а именно: самая известная постройка Кижского погоста, Преображенская церковь.

История

Датой её постройки считается 1714 год. Интересно, что изначально никакой новой церкви в Кижском погосте строить не планировалось — вмешалась стихия в виде молнии, ударившей по уже существующему деревянному храму, в итоге сгоревшему дотла. Проект нового религиозного здания был скопирован с расположенного в современной Волгоградской области храма Покрова Пресвятой Богородицы — именно она обладала тем ансамблем куполов, который вскоре передался Преображенской церкви. Но видимо Бог не хотел, чтобы на Руси существовало две почти идентичные церкви — в середине XX века волгоградский храм также погиб в огне.

С тех пор прошло много лет, но осиротевшая Преображенская церковь продолжает крепко стоять на земле, причём — не имея под собой никакого фундамента. Это требует от реставраторов, регулярно проводящих реконструкцию строения, максимальной осторожности. Это им, стоит признать, удаётся, ведь Преображенская церковь не утратила своей древней изысканности, чем снискала славу не только в России, но и за рубежом — Кижский погост внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Внешний вид

Снаружи храм выглядит величественно — его купол в высоте достигает тридцати семи метров, что создаёт впечатление, будто церковь тянется к небесам. Отблески на солнце могут создать иллюзию, будто бы купола покрыты серебром, но это не так. Изначально они были выполнены из осины, которая благодаря контакту с водой и солнцем создаёт тот самый серебряный блеск. Впрочем, стоит упомянуть проект народных умельцев, которые в XIX веке всё же обшили купола железными листами, но вскоре постройке был возвращён её первоначальный вид.

Также ходит легенда, что Преображенская церковь была построена без единого гвоздя. Это утверждение справедливо лишь в том случае, если мы говорим о срубе — при строительстве куполов гвозди всё же использовались, что, впрочем, никак не отразилось на качестве завершённого шедевра.

Основу восьмерикового храма составляют восьмиугольные срубы, поддерживающие друг друга. В них органично вплетены прирубы, ориентированные на север, юг, запад и восток — словно подчёркивая всемирный уровень православной церкви.

Структура Кижского погоста

Преображенская церковь, как было сказано ранее, является частью Кижского погоста. В его структуру входят также:

  • Покровская церковь — отапливаемый зимой девятикупольный храм, который младше своей великолепной соседки на пятьдесят лет;
  • шатровая колокольня 1863 года постройки, которая, как и Преображенская церковь, многократно перестраивалась.

Весь погост обнесён изгородью, которая, увы, не является оригинальной — изначальная оградка до наших дней не сохранилась. Современный же аналог был выполнен местными мастерами с соблюдением стиля всего Кижского погоста.

Остров Кижи / Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» / Кижский погост / Преображенский собор

Современный живописный остров Кижи манит своим завораживающим видом. Омываемый голубыми водами Онежского озера, входит в гряду, состоящую из 1 650 известных островов. На карте его возможно увидеть между Большим Клименским островом и материковым мысом Карелии (её северной части).

Многочисленных туристов Кижи привлекают не только красивой природой, ландшафтами, но и старинной архитектурой, сохранёнными традициями, самобытностью местных поселений. Первым на пути следования к мысу попадается маленький посёлок Великая губа. Затем, передвигаясь по просёлочной дороге, оказываешься в глубине острова. Вдали от дороги заметны старые постройки — остатки домов, некогда наполненных жизнью: разговорами деревенских жителей, шумными компаниями молодёжи, детским смехом, что разносился по всему посёлку. Из многочисленных деревень осталось только три: Кижи, Васильево, Ямка. Задаёшься вопросами: «А что же произошло с остальными? И как эта территория начала заселяться жителями?»

История великого расселения

События начала Х–ХI веков, когда финско-угорские племена начали заселять эти территории, имеют много «белых пятен». В различных источниках содержаться лишь крупицы исторических фактов. Но благодаря их наличию, анализу, сопоставлению с иной информацией историки сложили всё в единую концепцию. История скандинавских викингов имеет подтверждения тому, что первые поселения Карелии существовали уже в VI–VII веках. Но точных данных о Кижах не было по нескольким причинам:

  • во-первых, неудобное географическое расположение;
  • во-вторых, грабительские походы не дали бы ожидаемых результатов из-за бедности местного населения;
  • в-третьих, внимание завоевателей направлялось на богатые, но раздробленные датские, английские территории.

Онежское озеро не сразу и заметишь на картах тех времён. Маленькое голубое пятнышко. Хотя по размерам вдвое превышает знаменитое озеро Верена, что в Швеции.

Генезис названия

Этимология определения «Кижи» имеет неоднозначные мнения среди учёных. Одни утверждают, в нём заложено вепсское слово kiz (kidz). В переводе «мох, произрастающий на грунте водоёма». Иные берут за основу kisi — «место для игрищ, праздников». Обратив внимание на ландшафты, действительно наталкиваешься на мысль об их комфорте для организации на пологом, ровном и открытом остове многочисленных гуляний. Но достоверного этому подтверждению нет.

Основные этапы развития острова Кижи

Разные периоды своего существования остров то активно развивался, заселялся новыми жителями, то приходил в полное забвение. Поэтапно история Кижей выглядит следующим образом:

  1. Ранний период. Начитается с момента возникновения и до окончания «Великой смуты». Во времена XI–XII вв. эти земли входили в состав Белозёрского княжества. Иван Калита, что на XIV век являлся московским князем, купил остров. С течением времени местность была занята близкорасположенным Великим Новгородом. Монахи Новгорода разошлись с проповедями во все уголки островов. В 1478 г. великое княжество падает. Дальняя периферия, не особо интересующая Москву, преобразовывается в Каргопольский уезд. Именно здесь происходили исторические битвы с Золотой ордой. Из-за чего на остров ссылались пленные ордынские ханы. Со временем к ним присоединились политические противники столицы.

Однако Карельским центром назначен Олонец, а не Каргополь. Образовалась Олонецкая губерния, где соорудили неприступную крепость. На территории последней возвели монастырь Александра Свирского. Во времена Великой Смуты край предаётся забвению. Так прошло 200 лет.

  1. Период восстановления. Печальные года упадка прошли. Власть начала активизировать свои силы на окраинах. Уже к 1582 году Спасо-Кижский погост стал Административным центром. Его территории охватывали около 75 деревень. Принято считать, что к тому моменту остров Кижи насчитывал 4 поселения. Хотя архивные справки говорят о 115. Поскольку включены все хутора, заброшенные территории. Существовала даже практика прописок: для удобства изъятия налогов, податей.

Остров насчитывал к началу XIV века 12 храмов (церквей). Последующее столетие округ не терял темпов развития. А с обнаружением богатых залежей меди и руды в Кижи потянулся бизнес. По приглашению царя Алексея Михайловича иностранные инвесторы стали устраивать свои предприятия.

Три плавильных завода образованы к концу XIV века в Шуньге. Семён Гаврилов, купец из Новгорода, обнаружил медную руду. Поскольку до этого с горным делом ни он, ни местные знакомы не были, то решили пригласить для освоения представителей Дании — Бутенанта, Маоселиса. Слитки сбывались в самом Каргополе. Затем продукцию стал покупать Олонецкий военный завод. А со строительством Петрозаводского оружейного завода, принадлежащего князю Меньшикову, руда поступала туда. С течением времени горное дело пришло в упадок. Несогласные с условиями труда, заработной платой крестьяне в 1769 году устроили бунт. На его подавление ушло два года.

Но эти события случились позже. А пока ремесло развивалось. Знаменитые «кижские ножи» отличались высоким качеством. Развивалась религия. Были построены многочисленные церкви. Которые, к сожалению, до наших дней не сохранились. Сгорели в пожарах. Однако на их месте построили новые. Наиболее всемирно известные святыни:

  • церковь Преображения Господня. Строительство завершено в 1714 г. Архитекторы применили все известные на тот момент техники, приёмы;
  • шатровая колокольня. Создание датируется 1862 годом. Возведена на месте старой обветшалой башни.

Северная война перевела внимание Петра Первого на развитие Санкт-Петербурга. Опять Кижи остались не у дел. Административная реформа Екатерины Великой, согласно которой Кижи стали относиться к Олонецкой губернии, окончательно погрузила остров в забвение. Так продолжалось вплоть до середины XX столетия.

  1. От советского периода и до наших времён. Нет лиха без добра. Так можно сказать о Кижах на этом этапе. Правительство принимает решение о возведении ряда шлюзов, плотин для прохода судов по Онежскому озеру. В результате этого часть земель Карелии ушла под воду. Жемчужины деревянного зодчества с этих территорий были вывезены на Кижи. Отсюда берёт своё начало история появления знаменитых заповедных территорий. Одной из наиболее древних реликвий является церковь Воскрешения Лазаря. По преданию, именно здесь провёл всю свою жизнь и умер в 1391 г монах Лазарь.

Вот так, пережив все невзгоды тех времён, остров прошёл долгий путь от полного забытья до признания мировыми организациями:

  • 1990 г Кижский музей архитектуры под открытым небом включён в список ЮНЕСКО;
  • 1993 г сам остров отмечен как ценный объект наследия культуры государственным сводом России.

Кижи стали туристической жемчужиной онежской акватории. Многие путешественники заранее бронируют речные круизы. Экскурсионные маршруты теплоходов, следующих из Москвы, Санкт-Петербурга, обязательно включают посещение живописных берегов этнографического заповедника. Остров оставляет неизгладимое впечатление на посетителей.

Туры в Карелию из Санкт-Петербурга на 1 день, 2, 3 дня или неделю. Тур выходного дня из СПб удобен тем, что для этого не обязательно брать отпуск. Все экскурсии в Карелию — Рускеала, Петрозаводск, Кижи; туры на Валаам, Ладожские шхеры, водопады Карелии и к Местам силы специально отбирались для наших клиентов. Проводятся на комфортабельных автобусах в сопровождении лучших гидов. Отдых в Карелии позволит Вам набраться сил и узнать много нового. Туры в Карелию из СПб на 1 день 2 дня 3 дня

Рейсы на комфортабельных теплоходах с посещением острова Валаам и острова Кижи позволяют Вам увидеть самые основные «жемчужины» стоянок речных круизов на Северо-Западе России. Близость к Санкт-Петербургу позволяет быстро и комфортно посетить оба этих острова и насладиться увлекательным погружением в богатую историю России и православия!

Достопримечательности острова Кижи: обзор и фото

Посещая такое место как Кижи, ощущается весь гений, который заключен в руках русских зодчих. Кижи — святой остров, получивший, по легенде благословение старцев-отшельников. Сегодня, не потеряв своей чистоты, Кижи удивляет и вдохновляет своими рукотворными чудесами.

В музее Кижи собраны избы, церкви, хозяйственные постройки со всего Заонежья. Начиная с 1966 года, когда остров получил официальный статус музей-заповедник, на Кижи находятся 74 памятника архитектуры северного края, более сотни икон, народные костюмы, утварь.

Храм Преображения Господня

Преображенский храм был построен в 1714 году на месте сгоревшей, от удара молнии, церкви. По преданию, царь Петр Первый был тем архитектором, который начертал план храма. Проплывая мимо острова он увидел сваленный лес, узнав о начатом строительстве, повелел: «Быть по сему». Храм Преображения венчают 22 купола, которые возвышаясь на 38 метров отражают в себе переменчивые воды Онежского озера.

Вторая легенда рассказывает о мастере Несторе, который срубив храм, выбросил свой топор в воду со словами — «Не бывать более такому-же». По традиции русского плотничества храм выстроен без единого гвоздя, хотя отмечают, что при возведении куполов и верхних ярусов гвозди все-же использовались.

Маковки куполов выструганы из осиновых чешуек, отражая все краски окружающей природы, кажется, что купола покрыты серебром. Иконостас храма насчитывает сотню резных позолоченных икон и фресок, сегодня часть из них передана на хранение другим музеям, в связи с затянувшейся реконструкцией церкви. Изготовлен иконостас около 1770 года, мастер остался неизвестным.

К храму пристроена трапезная, менее ажурная, она поражает красотой бревен, которые переливаются на солнце. От трапезной в храм ведут две двери, третья дверь вела в сторону колокольни, к сожалению не сохранившейся. Храм Преображения — Это одно из трех сооружений изначально возведенных на Кижи. Трапезную храма, в прошлом, кижане использовали для народных сборов, судов, иногда гуляний. Население острова триста лет назад доходило до двух тысяч человек.

Церковь Божией Матери Покров

Служба в храме проходила с октября (Покровов) до весны (до Пасхи). Срубленная в 1694 году церковь венчается короной из 9 маковок-куполов. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы была первой постройкой на Кижи, которая сохранилась до сегодняшних дней, хотя она много раз перестраивалась и получила свои девять куполов только в 1764 году. Богатый иконостас церкви, несмотря на многие утерянные святыни в период войн и революций, дает умиротворение всем приходящим.

Шатровая колокольня

Расположившись между двумя церквями, колокольня органично вписалась в деревянный ансамбль. Звон ее колоколов разносится и сегодня по всему Спасо-Кижскому Погосту. На месте отреставрированной колокольни еще 300 лет тому назад стояла звонница, снесенная за ветхостью. В 1863 году возведена новая, дошедшая до нашего времени.

Ограда Кижского Погоста

Если смотреть на ограду проплывая по озеру, то впечатление, что находишься возле берегов Шотландии. Массивные валуны которыми выложен фундамент и деревянные срубы на верху переносят в далекое прошлое. Первоначальная ограда Погоста не сохранилась.

Современная деревянная постройка 1959 года сохранила лишь каменные валуны, привезенные на остров в 1800 году. Окружая храм, ограда протянулась на 300 метров, создавая атмосферу твердости всего ансамбля. ограда имеет несколько входов. Главный — северный увенчан деревянным шатром с установленным крестом.

Мельница

В 1949 году Кижи получил статус заповедника. С того времени на остров стали свозить деревянные постройки со всей Карелии. В числе первых на Кижи попала ветряная мельница.

Привезенная из деревни Гафостров, отреставрированная и собранная заново, мельница продолжает работать, как и 150 лет тому назад. Создавал восьмилопастную постройку неизвестный финский мастер, и по своему виду мельница не похожа на традиционные русские образцы. Мельница привезена с деревни Волкостров, и входит в экспозицию «Северные Карелы».

Баня

Сруб бани, привезенной с деревни Мижостров была частью усадьбы Н. М.Ошевнева. Его дом, срубленный в 1876 году находится рядом. Строение бани, несмотря на отсутствие в те времена канализации и электричества абсолютно комфортно.

В углу находятся каменные валуны, которые раскаляясь насыщали помещение целебным паром. Печь-каменка почти незаметна. Настил из досок ведет от входа в баню к озеру. Работники музея поддерживают жилой вид всей усадьбы. И в доме и в хозяйских постройках, и в бане создается впечатление, что сейчас придут хозяева.

Дом Нестора Ошевнева

Под крышей дома мастер вырезал дату окончания строительства. Собрав в одном доме все необходимые помещения, украсив дом карельской резьбой, он напоминает древнюю крепость. Такое впечатление рассеивается, если рассмотреть все резные украшения, балкон, проходящий через три стены, маленькие башенки, арки, узорчатые столбы. Вход в дом через традиционное крыльцо с резными столбами. Реконструирован дом по проекту А.В. Ополовникова в 1973 году.

Поклонный крест

В начале 19 века в деревне Хашезеро был установлен Поклонный крест. Само название святыни указывает на его предназначение. Поставленный местными жителями в честь победы над армией Наполеона. Украшенный богатой резьбой, установленный на массивное основание под четырьмя столбами крест не требовал капитальной реставрации.Через 150 лет его, разобранным перенесли на Кижи.

Часовня Божьей Матери

В деревне Еглово, в конце 18 века, общими силами местные жители возвели Часовню во имя иконы «Божья Матерь всех скорбящих радость». Звонница, непременный атрибут часовни была построена чуть позже.

Сени строения часто использовались для общих сборов. Высокие резные окна, выходящие на озеро дают не так много света, что создает атмосферу тайны читаемых молитв. Лестница, ведущая на звонницу также украшена северным орнаментом. В экспозиции «Кижское ожерелье», часовня занимает одно из главных мест по красоте и четкости резьбы.

Дохристианская пора

Кижи — имя древнее и чарующее. Ученые не имеют однозначного мнения о его происхождении. Возможно, это карело-финское «Кижа» — что означает капище. В дохристианскую эпоху на острове располагалось языческое святилище. Сегодня можно увидеть пятьдесят археологических находок, датируемых 12 — 14 вв. до н.э. Одно из них, открытое в 2004, это остатки поселения древних людей, получившее название «селище» в экспозиции музея «Васильево».

Еще одно значение, от которого остров мог получить свое имя, карельское слово «Киджа» — водный мох. На болоте, сохранившемся в центре острова действительно растет особый вид моха. В древности его использовали для утепления домов.

Богатство и красота Кижи, благодаря усилиям историков и волонтеров сохранились до наших дней. На маленьком острове стоят десятки церквей, старинных домов — рассказывая о жизни предков и приобщая современников к истории своей земли.

Другие достопримечательности:

Церковь Преображения Господня, остров Кижи,…

Леса на севере России, между Ладожским озером и Белым морем, когда-то были усеяны огромными ансамблями деревянных церквей. Сейчас осталось лишь несколько ценных образцов, из которых самый замечательный находится на небольшом острове Кижи, один из почти 1400, расположенных на Онежском озере Карелии. Обособленный от материка остров издавна известен как священное место. Его необычайно живописное место существует на протяженности всего 6 километров (3.7 миль).

Однако одна эта красота не спасла бы это место от разрушения и вандализма, которые уничтожили так много других шедевров деревянного зодчества. Более века усилия некоторых из ведущих заповедников России обеспечивали защиту этого наследия. В 1966 году Кижи получил статус национального архитектурно-исторического музея; в 1990 году он был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На острове Кижи сейчас находятся одни из старейших сохранившихся русских бревенчатых построек, в том числе одна небольшая церковь — Воскресение Лазаря — возможно, датированная концом 14 века.

Высшим образцом русского деревянного зодчества является Кижская церковь Преображения Спасителя, построенная в 1714 году якобы в честь побед Петра Великого над шведами, хотя Преображенская церковь существовала на Кижах как минимум с начала 17 века. век. Расположенная на открытом пространстве в юго-западной части острова, церковь стала центром погоста — термин, который к XVIII веку стал обозначать закрытое кладбище с приходской или уездной церковью.

Как и собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве, главная церковь Кижи с ее многочисленными куполами производит впечатление ошеломляющего обилия и сложности; тем не менее, дизайн основан на строгой структурной и эстетической логике. Его высокий пирамидальный силуэт (высота 37 метров) означает освященную землю с большого расстояния, а дизайн конструкции усиливает эту символическую цель в каждой точке. Ядром Преображенской церкви является трехъярусный восьмигранник, опирающийся на выступы («руки») по четырем точкам компаса.Эти пристройки также ступенчатые, что обеспечивает платформы для дополнительных куполов: двадцать на конструкции, плюс один наверху и еще один на восточной стороне над апсидой. Этот замысловатый узор куполов и бревенчатой ​​конструкции подчеркивается естественными свойствами различных пород дерева: темными стенами из состаренных сосновых бревен и сияющим серебром куполов, покрытых более чем 30 000 изогнутой черепицей из осины, плотно прилегающей к каркасу купола.

Конструкция этой тщательно продуманной надстройки обеспечила эффективную систему вентиляции для предохранения конструкции от разрушения.Тем не менее, как это было типично для высоких деревянных церквей на Русском севере, башня не была видна изнутри, которая была увенчана на низком уровне потолком, расписанным святыми и архангелами — известным как «небо» или небо — над центральная часть церкви. Это «небо» стало кульминацией религиозного образа ширмы с иконами перед алтарем. К сожалению, именно это «небо» над Кижами было потеряно во время Второй мировой войны, и о его форме мы знаем только по черно-белым фотографиям.

Церковь Преображения Господня предназначалась для использования только во время крупных церковных праздников летом.В России не было ничего необычного в том, чтобы иметь парные церкви летом и зимой. Примыкающая к Кижскому погосту «зимняя» Покровская церковь, построенная в 1764 году, является замечательным визуальным дополнением ансамбля. В то время как Преображенская церковь возвышается, Покровская подчеркивает горизонтальность с расширенной «трапезной». Его корона из восьми куполов, окружающих главные купола в верхней части его восьмиугольного ядра, представляет собой впечатляющее и удовлетворительное решение, которое усиливает, а не конкурирует с формой Преображенской церкви.

Завершающим элементом первоначального погостного ансамбля на Кижах является колокольня с шатровой крышей между двумя церквями и перед ними. Первоначально построенный в конце 18 века, он был перестроен в 1874 году и отреставрирован совсем недавно в начале 1990-х годов. Погост с кладбищем огорожен невысокой стеной из горизонтальных бревен на основании из полевого камня.

В средней и северной частях Кижи также есть свои часовни, привезенные на остров из окрестных деревень.Все они обладают скромным обаянием и красотой, характерными для традиционной русской бревенчатой ​​архитектуры культовых сооружений, с декоративными резными торцевыми досками и небольшими деревянными куполами. Самая яркая из этих построек — часовня Трех Святителей XVIII века, родом из села Кавгора Кондопожского района Карелии. Небольшое строение завершается на западном конце восьмиугольной колокольней.

На отходе от острова Кижи снова видны высокие формы Преображенской церкви.Хотя он менее известен, чем великие готические соборы, он не уступает им как смелое выражение духовного импульса в архитектуре. В настоящее время Преображенская церковь подвергается тщательной и комплексной реставрации, которая позволит ей выжить в качестве одного из определяющих памятников России.

Сделанный

Церковь Преображения Господня Покровская Кижи Россия Фото 2106-1752: Superstock

Superstock предлагает миллионы фотографий, видео и стоковых ресурсов для креативщиков со всего мира.Это изображение церкви Преображенской церкви Покрова Кижи Россия от Trans-World Photos сегодня доступно для лицензирования.

Детали

Номер изображения: 2106-1752
Права управляемого
Кредит: Trans-World Photos
Разрешение модели: Нет
Права собственности: Нет
Детали: 6312 x 4701px | 21.04 «x 15,67» | 89.02MB | 300 точек на дюйм


ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ EASY RM

250 долларов США

Издательское дело / образование

400

Прямой маркетинг — внутреннее использование

$ 1600

Продлить лицензию

Для индивидуальных тарифных планов со скидкой, без водяных знаков или пакетов изображений для частных лиц или корпораций нажмите кнопку
НУЖНЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОПЦИИ ниже.


В поисках материалов для подписки посетите наш дочерний сайт PURESTOCK .

Добавить в корзину Нужны дополнительные параметры?


Ключевые слова

Пожалуйста, свяжитесь с

Продажи и исследования SuperStock
Электронная почта: yourfriends @ superstock.com
Телефон: 1-866-236-0087


Остров Кижи, Россия

Россия — красивая страна. Россия предлагает туристам массу райских уголков природы. На этот раз мы увидим остров Кижи из России. Прежде чем говорить об этом острове, стоит отметить, что остров существует веками. Фактические поселения и церкви на Кижах были известны еще с 15 века. Раньше на острове проживало сельское население, но к 1950-м годам большинство деревень исчезло, и сегодня здесь проживает лишь небольшое сельское население.А самое известное место на острове Кижи — Кижский погост, внесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Рассмотрим Кижи поподробнее.

Онежское озеро — живописное место в России, а остров Кижи расположен недалеко от Онежского озера в республике Карелия, Россия. Кижи издавна были местом остановки путешественников. Как упоминалось выше, когда-то на Кижи было много деревень и сельское население, и это было возможно, потому что в 16 веке на острове производили пиломатериалы и железо, которых было достаточно, чтобы поддерживать более 100 деревень.Кижский погост, который сегодня является главной достопримечательностью этого острова, на самом деле представляет собой две церкви и колокольню, построенные в 18 веке. Остров Кижи мало чем отличается от других островов Онежского озера. Как? Что ж, Кижи имеет слабый поток воды и мелкое и неровное дно озера с глубиной всего 2-3 метра в основных местах, в то время как средняя глубина Онеги составляет 31 метр. По этим двум причинам: слабый поток воды и небольшая глубина, вода здесь остается теплой и спокойной. Некоторые виды рыб здесь включают плотву, карась, саблезуб, окунь, ельца, карпового леща и гольца.Это были некоторые исторические и географические аспекты острова Кижи.

Сегодня Кижский погост продолжает жить как один из крупнейших музеев под открытым небом в России. Сегодня Погост вместе с другими деревянными постройками региона разделен на 3 особых сектора — Северная Карелия, Карелия и Пудожский. Еще одна достопримечательность Кижи — 22-х купольная Преображенская церковь. Он был построен в 1714 году на месте ранее сгоревшей церкви. В 1764 году была построена еще одна 9-купольная церковь Покрова, а в 1862 году была построена колокольня, соединяющая эти два культовых сооружения.Еще одно место, которое обязательно нужно посетить в Кижи, — это церковь Воскресения Лазаря. Это старейшее здание коллекции и самая старая деревянная церковь в России, датируемая 14 веком. Считается, что это сооружение обладает целебной силой. Немногие другие важные достопримечательности острова Кижи — это Часовни Архангела Михаила, Успения Пресвятой Богородицы, Спасителя. Эти и многие другие завершают ансамбль этого духовного острова.

Подводя итог, можно сказать, что Кижи — это место прекрасных построек, в основном деревянных.Летом это становится особенным, когда сияют церковные купола. Так как же сюда попасть? Кижи находится недалеко от крупных островов Онежского озера, однако поблизости нет крупных транспортных маршрутов. Так что сюда можно добраться из Петрозаводска несколько раз в день летом, а зимой — на круизном лайнере, ратраке и вертолете. На острове вы должны полагаться на свою ногу в путешествии, а зимой вы можете использовать снегоходы. Для вашего пребывания вы можете найти хорошие гостевые дома на близлежащих островах.Поэтому при планировании хорошего длительного тура по России обязательно включите остров Кижи в свой туристический пакет по России.

Изучите туристические пакеты по России с Dook International, проверьте наши праздничные пакеты по России, как показано ниже — Москва и Санкт-Петербург 4 ночи Москва и Санкт-Петербург 5 ночей

Посещение острова Кижи Россия в круизе — Сумасшедшая сексуальная веселая путешественница

23 июня 2016 г.

Во время нашего 11-дневного круиза по России мы также посетили остров Кижи, добраться до которого немного сложно.Это было после остановки Горицы и перед Мандроги, когда мы могли провести несколько часов в Кижах.

Сначала мы плыли по Онежскому озеру, которое является вторым по величине озером в Европе и имеет глубину до 120 метров. На дне реки водятся чистые устрицы. Сейчас вокруг озера разбросано более 1300–1600 островов, на которых обитает более 30 видов рыб, диких наркотиков и лебедей. Зима здесь на озере в форме омара ужасно холодная, а осень красочная.

Это был самый прекрасный день на свете… удивительно теплее и солнечнее, чем обычно бывает в этом районе в это время года. Мы даже загорали с мамой на верхней палубе перед тем, как бросить якорь.

Что нужно знать об острове Кижи Россия:

  • Кижи когда-то был самым большим островом в этом регионе. Очень немногие россияне когда-либо бывали в Кижи, в этом уникальность его расположения. Зимой иногда толщина льда достигает 3 м. Летом на остров можно добраться на лодках или вертолетах, зимой — на машинах или вертолетах.
  • Чтобы попасть на остров, нужно пройти через охрану.Местные жители живут на левой стороне острова, а церкви — на правой. Кладбище тоже впечатляет.

  • Кижи всего 6 км в длину и менее 1,5 км в ширину и в основном покрыты деревьями.
  • Остров охраняется ЮНЕСКО с 1990 года, поэтому сейчас реставрируют главную Преображенскую церковь. Итак, мы вошли в другую церковь, которая является музеем.
  • Прошлой зимой на Кижи было много волков с других островов. Продуктовых магазинов не так много, но есть несколько сувенирных, недалеко от того места, где якорятся круизные лайнеры.

  • На острове продаются изделия и сувениры из черного минерала шунгит. Говорят, они защищают от неудач. Шунгит можно найти только в этом районе республики Карелия на Онежском озере. Иногда также делают пирамиды из шунгита (я купил один дом) и камни шунгита кладут в бутылки с водой, так как местные жители считают, что они очищают воду от бактерий (я делаю это сейчас и дома).

  • Официально Кижи — архитектурный музей под открытым небом, насчитывающий более 80 деревянных построек.

  • В конце 17 века здесь были открыты две русские православные церкви. На Кижах проживало всего 200 человек, но построены они были и для жителей окрестных островов.
  • Всего в Кижи для работы в музее приезжает 60 человек.
  • Есть сотовые телефоны и мобильный интернет, но нет водопровода, так как она была недостаточно хороша. Значит, его берут ведрами из озера, а зимой — из-под слоя льда.
  • Гиды зимой здесь не живут, но музей все еще открыт. Здесь очень темно и холодно, поэтому зимой сюда приезжает мало туристов. Если приезжают туристы, их должен сопровождать гид.
  • Здесь обитают ядовитые змеи гадюка , но они не кусаются, пока вы их не укусите. Преимущественно серого цвета, иногда зеленоватого или черного цвета.
  • Сюда приехали русские из Центральной России, а затем люди из Лапландии.Русские принесли на Кижи православную религию.
  • В конце 17 века первоначальная церковь была сожжена молнией, затем в 1714 году нынешняя была построена без гвоздей. Это первое упоминание о церкви в исторических документах. Одна легенда гласит, что человек по имени Нэста построил церковь самостоятельно. А потом он сказал, что никогда не будет другой церкви, подобной этой, затопленной в воде. (странная легенда!)
  • Церковь изначально имела 22 купола. В 2015 году, когда я был, можно было увидеть только половину куполов, остальные находились на реконструкции.
  • Крыша церкви покрыта осиной черепицей, которая отражает серый цвет от облаков, алый от восхода и заката или серебро от Солнца. Осину необходимо менять каждые 30-40 лет. Остальные части церкви сделаны из оригинальной твердой сосны. Для этого использовался только топор, никаких пил.
  • Сейчас идет реставрация, когда полностью разбирают церковь снизу вверх.У него не было прочного основания, поэтому его трудно восстановить, и он начал наклоняться. В 1980 году здесь поставили огромный металлический помост, чтобы церковь не упала. В 2007 году церковь получила новый фундамент.
  • Теперь мы видим, что церковь сделана частично из оригинального дерева, а частично из нового дерева. Чтобы дерево выглядело старым, не используются никакие химические вещества, поскольку они не знают, как дерево отреагирует. Когда все бревна будут заменены или отремонтированы, церковь приобретет объединяющий цвет.
  • Церковь весит 600 тонн.В 2018 году вся церковь будет полностью отреставрирована со скамейками и полом. Где-то в России была найдена сосна обыкновенная старше 150 лет, поэтому ее использовали для ремонта частей церкви.
  • Преображенская церковь использовалась только летом, так как она была слишком большой, чтобы ее можно было отапливать, поэтому рядом с ней открылась Покровская церковь меньшего размера. 22-купольная Преображенская церковь и 9-купольная Покровская церковь) и колокольня известны как Кижский погост.
  • С 1937 года церковь была открыта для масс, но затем был казнен последний священник, объявленный врагом советского народа.Теперь услуги снова доступны в теплое время года и только по особым случаям.
  • Покровский храм раньше топили большими печами, но их убрали. Пол приподнят над землей, а потолок — низко, чтобы тепло удерживалось внутри.
  • В коридоре небольшая выставка с фотографиями 19 века.
  • Здесь похоронено много верующих людей, но, к сожалению, при реставрации кладбище было разрушено.Когда деревянный крест был поднят, могилу сохранили. В противном случае людей не хоронили друг на друге. Когда церковь закрыли, закрыли и кладбище и открыли еще одно недалеко от города на другой стороне острова. Сейчас на Кижцах никто не числится, поэтому здесь нельзя их похоронить.
  • Большой зал в музее расписан по определенным правилам. В XVII и XVIII веках некоторые иконы были перекрашены местными сельскими жителями, поэтому они нарушили некоторые правила, и поэтому некоторые из них выглядят иначе, чем иконы в других русских церквях.
  • Для нас пели профессиональные певцы, они не священники, а просто чтобы показать нам атмосферу.
  • Иконы в Покровской церкви не имеют рам, а в Преображенской церкви мы находим золотые рамки. Прибывшие на остров финны вернули в храм иконы, за исключением рам.
  • Колокольня 19 века была построена с использованием большого количества гвоздей. Цена десяти гвоздей в то время была такой же, как у 10 коров.
  • Маленькая церковь бревенчатая. Традиционно у этих церквей был другой этаж, но такая конструкция не подходила, поэтому здесь построили только 9 куполов. Крыша похожа на зонтик, поэтому зигзагообразная форма отводит воду, чтобы она оставалась сухой.
  • Здесь, на острове, была построена традиционная стена. Все остальные постройки были построены на других островах или материке и доставлены в музей Кижи.
  • Помимо церквей и колокольни, мы можем больше узнать о местных русских привычках, например.грамм. в большом доме на каменном фундаменте, который является частью островного музея. Он был построен в 1876 году для 4 поколений семьи из 18 человек, крупного рогатого скота и мастерской.
  • В большом доме мы можем найти традиционные украшения в виде рыбных элементов. Узкая галерея служила маленьким балконом, на котором домохозяйки закрывали на ночь ставни. Когда-то дом без этой галереи походил на человека без бороды. Архитектор этого дома привез стиль барокко из больших городов. В доме 5 комнат и гостевая.Зимой вся семья жила в зимней гостиной, которая была единственной теплой. Семья спала на полу, и только детям и пожилым людям была предоставлена ​​привилегированная кровать на плите. Чем крупнее печь, тем теплее был дом. Рядом жили животные — 10 коров, лошади и овцы.
  • Раньше раз в неделю все ходили в сауну на берегу озера, мылись берестой, а потом умывались в озере.

Заката на острове Кижи, Россия, мы не видели, так как перед этим нам пришлось уехать.Однако в другие дни в круизе мы могли наслаждаться множеством красивых закатов.

Вместе с мамой мы были гостями в круизе имени Рахманинова, организованном Gvidon Tours.

Опубликовано в круиз, Европа, фото, советы, путешествия, Россия Теги: круиз, Кижи, Россия

Кижский погост, 300-летняя деревянная церковь в России, построенная без единого гвоздя

Люди творят множество чудес от древних времен до наших дней, и блеск людей очень заметен. Многие изобретения, открытия и архитектуры рассказывают все о величии человечества. Даже сегодня многие древние рукотворные архитектуры создают потрясающие моменты для всех и каждого. Сегодня мы собираемся исследовать одно из красивейших мест на голубой планете, которое привлекает внимание посетителей своей уникальной величественной архитектурой. Да, Кижский погост, деревянная церковь России , построенная без единого гвоздя. Удивительно, правда !! просто прокрутите вниз, чтобы узнать больше об этом месте.

Вау! Деревянная церковь без единого гвоздя !!!

Кижский погост, расположенный в самом сердце всемирно известного Кижи, небольшого острова архипелага Кижи на Онежском озере в России, является одним из величественных деревянных архитектурных чудес света. На этом прекрасном острове Кижи можно увидеть множество архитектурных сооружений, которые были перенесены из разных уголков Карелии для сохранения. Сейчас он превратился в музей под открытым небом, в котором хранятся десятки старинных деревянных построек. Кижский погост — это цинозум местности, которая трогает сердца посетителей своим величественным видом и великими сказками.

Это наследие 18 века, внесенное в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В Погосте находятся две изящные деревянные церкви и колокольня на территории. Он очаровывает ценителей искусства изысканной резьбой и красивыми куполами, известными как купола. Удивительно узнать, что церковь полностью деревянная и без единого гвоздя. Удивительно, правда !! В то время архитекторы использовали метод подгонки писцов, чтобы соединить бревна друг с другом, и они избегали использования гвоздей. Они красиво высекли каждую часть дерева погоста и особенно купола.Он перекликается с безупречным архитектурным великолепием того периода.

Эта 22-хкупольная Преображенская церковь поражает посетителей большим иконостасом, стеной с религиозным искусством и росписью. В России очень распространено иметь две церкви в зависимости от времени года. Летом в России суровая жара, вентиляция этой церкви позволяет людям использовать ее как летнюю. Зимой находящаяся на территории Покровская церковь используется для вознесения молитв.Они подверглись небольшому ремонту, но без использования каких-либо других материалов, серебристые купола на вершине церкви и колокольня завораживают всех и каждого.

Кижский погост Google Карта

Во время поездки в Россию не упустите возможность полюбоваться прекрасными видами Кижского погоста, который является архитектурным шедевром мира. Из-за пандемии COVID-19 поездки ограничены этим местом, и, пожалуйста, следите за новостями о поездках в touringwala.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *