Кирилловский монастырь вологодская – Паломнику

Кирилло-Белозерский монастырь — Кириллов, Вологодская область

Кирилло-Белозерский (также Кириллов) монастырь — мужской православный монастырь на берегу Сиверского озера. Находится в черте города Кириллов Вологодской области, который вырос из слободы при монастыре. В XV—XVII веках — один из крупнейших и богатейших монастырей России, центр духовной жизни Русского Севера. С 1924 года историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Обитель возникла на волне основания новых монастырей в конце XIV и начале XV веков последователями Сергия Радонежского. В 1397 году монах Кирилл Белозерский вырыл на берегу Сиверского озера пещеру, с которой началась история будущей обители. Его спутник Ферапонт Белозерский впоследствии основал неподалёку Ферапонтов монастырь. Устав белозерских монастырей отличался особенной строгостью.

Со временем Кириллов монастырь оказался в центре целой сети монашеских обителей: Ферапонтов, Горицкий Воскресенский монастырь (в 7 км от Кириллова), Нило-Сорская пустынь (в 15 км) и др. Эти малонаселённые земли сравнительно недавно вошли в состав Московского княжества, которое было заинтересовано в их скорейшем экономическом освоении. Московские князья традиционно поддерживали тесные связи с белозерской обителью; сохранились послания прп. Кирилла сыновьям Дмитрия Донского.

В 1447 году монастырь посетил великий князь Василий Васильевич, находившийся до того в ссылке в Вологде. Кирилловский игумен Трифон освободил его от крестного целования не претендовать вновь на московский престол. Впоследствии великий князь щедро отблагодарил монастырь за эту услугу.

В условиях конкуренции Москвы с независимым Новгородом Кириллов монастырь стал не только важнейшим опорным пунктом для закрепления в Заволочье, но и крупным экономическим центром: через него пролегал торговый путь далее на север к Белому морю, здесь пересекались разнонаправленные торговые потоки. До петровского времени монастырь вёл обширную торговлю, особенно солью и рыбой.

Обитель рано стала одним из важнейших книжных центров России. К концу XV в. здесь хранилось 210 рукописей. Сохранились шесть рукописных сборников за авторством одного только белозерского монаха Ефросина, которому принадлежит, среди прочего, окончательная редакция (и название) поэмы «Задонщина». На рубеже XV и XVI вв. Кириллов монастырь, где подвизался Нил Сорский — один из главных центров движения нестяжателей.

Белозерские земли первоначально относились к Ростовской епархии. Первой каменной постройкой монастыря был возведенный в 1497 г. артелью ростовских мастеров Успенский собор (сохранился до нашего времени). В XVI веке рядом с большим Успенский монастырём появился малый Ивановский монастырь.

Многие из сохранившихся храмов были отстроены в камне на исходе правления Василия III. В 1528 году этот правитель приехал в Кирилловский монастырь с княгиней Еленой Глинской молиться о даровании наследника. Последовавшее за этим рождение сына — будущего царя Ивана Грозного — в глазах современников связывалось с заступничеством преподобного Кирилла Белозерского. Иван Васильевич на протяжении всей своей жизни питал к Кириллову монастырю особое пристрастие, считая себя обязанным ему своим рождением. Перед смертью, принимая схиму, первый русский царь, как и его отец, стал пострижником Кирилло-Белозерского монастыря.

Монастырь богател, разрастался и, несмотря на большой пожар в 1557 году, стал крупнейшим средоточием каменных построек на севере Русского государства и крупнейшим церковным землевладельцем после Троицкого монастыря. В монастырских владениях числилось 607 одних только деревень. Кирилловские настоятели занимали заметное место в церковной иерархии и, как правило, со временем переходили на значимые архиерейские кафедры.

Как и другие северные монастыри, Кириллов служил местом заточения лиц из светской и церковно-феодальной знати. В разное время здесь пребывали опальные Вассиан Косой, бояре М. И. Воротынский, И. П. Шуйский, И. Ф. Мстиславский, Б. И. Морозов, великий князь Симеон Бекбулатович, московский митрополит Иоасаф (Скрипицын), патриарх Никон и др.

В 1600 году была построена первая крепостная каменная ограда с 8 башнями. Внутри стен стояло 9 каменных церквей, колокольня. Кельи и прочие некультовые постройки были деревянными. В 1604 г. священник вологодского Софийского собора Анисим Самсонов написал 20 образов Божией Матери и 20 образов прп. Кирилла Белозерского для Кириллова Белозерского монастыря.

В Смутное время монастырь выдержал в 1612—13 гг. осаду и отбил (до 1616) несколько нападений войск польских и литовских интервентов. Во время штурма был убит командовавший осаждавшими польский полковник Песоцкий.

После этих событий русское правительство осознало важное фортификационное значение обители. В 1654—80 были построены новые каменные стены монастыря, дошедшие до нашего времени, и монастырь стал одной из самых больших и могучих крепостей в России.

Никон, бывший Патриарх Московский, был сослан сюда в 1676 г. после смерти царя Алексея Михайловича и провел здесь последние 5 лет своей жизни. Он умер по дороге отсюда в Москву.

В 1722 году в монастырь приезжал Пётр I. Обитель к тому времени была собственником 21 тысячи крестьян, проживавших на территории 16 уездов, однако с появлением у России балтийских портов и упадком северной торговли через Архангельск экономическое значение монастыря стало падать.

Постепенный закат монастыря продолжался и при следующих правителях. В 1764 указом Екатерины II обитель была лишена крестьян и угодий. Через 12 лет из монастырской слободы был образован город Кириллов, а в крепостной стене помещена городская и уездная тюрьма.

В сентябре 1918 года большевиками был расстрелян настоятель монастыря Варсонофий (Лебедев), епископ Кирилловский.

Музей

После упразднения монастыря ризница была подвергнута разорению; наиболее ценные иконы и другие произведения искусства были вывезены в музеи Москвы и Ленинграда. Та же судьба постигла и монастырскую библиотеку. Среди вывезенных из белозерской обители книжных сокровищ — наиболее древние списки «Задонщины» и хождения Даниила Паломника в Святую Землю.

В 1924 году на базе разорённого экспроприациями монастыря был открыт Кирилло-Белозерский музей-заповедник, что позволило избежать обычных для 1930-х гг. разрушений и сноса исторических памятников. В послевоенное время музей-заповедник развернул реставрационную деятельность, которую курировал, среди прочих, С. С. Подъяпольский. На территорию музея были привезены памятники деревянной архитектуры из окрестностей: деревянная церковь Ризоположения (1486 год) из села Бородавы; мельница XIX века из деревни Щёлково. В трапезной палате при церкви Введения (1519) действует Музей икон, обладающий достаточно большой коллекцией.

С 1997 года Кирилло-Белозерский музей-заповедник был включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Он размещается в архитектурном комплексе бывших Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей. Малый Ивановский монастырь в 1998 году был передан в бессрочное безвозмездное пользование Русской православной церкви.

Современность

В 1997 году, в год празднования 600-летия монастыря, часть монастырской территории была передана Вологодскому епархиальному управлению.

В 1998 году зарегистрирована Православная религиозная организация Кирилло-Белозерский мужской епархиальный монастырь г. Кириллова Вологодской области Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Решением Священного синода от 10 октября 2009 года в должности наместника монастыря утверждён иеромонах Игнатий (Молчанов).

До наших дней почти полностью дошёл иконостас Успенского собора, современный его постройке, что является уникальным фактом в истории русского искусства. Древние иконы этого иконостаса долгое время были разрознены. Из 60 уцелевших икон 33 находились в Кириллове, а остальные — в Русском музее, Третьяковской галерее и Музее имени Андрея Рублёва. В начале апреля 2009 года последняя часть икон была возвращена в Кириллов. В архиерейских палатах монастыря готовится новая экспозиция икон.

В церкви Кирилла под спудом пребывают мощи прп. Кирилла Белозерского — главная церковная святыня обители.

Архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря

В комплекс Кирилло-Белозерского монастыря входят ансамбли Большого Успенского и Ивановского монастырей («Старый город»), «Нового города» и территория несохранившейся крепости Острог между ними. Монастырь окружён крепостными стенами с монументальными башнями, украшенными узорами из кирпича. Главное здание ансамбля — Успенский собор (1497 год).

См. план-схему монастыря.

Церкви

Изображение Элемент комплекса Часть монастыря Дата постройки Деревянная церковь Ризоположения из села Бородавы Новый город 1485 год Водяные врата с надвратной церковью Преображения Господня Большой Успенский монастырь 1595 год Колокольня Большой Успенский монастырь 1757—1761 гг. Святые ворота с надвратной церковью Иоанна Лествичника Большой Успенский монастырь 1523 год и 1572 год соответственно Успенский собор с церквями-приделами равноапостольного великого князя Владимира, епископа Епифания Кипрского, игумена Кирилла Белозерского Большой Успенский монастырь 1497, 1554, 1645, 1785 (1585) годы соответственно. Церковь Архангела Гавриила. Построена на вклад Великого московского князя Василия III Большой Успенский монастырь 1531—34 гг. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с трапезной палатой Большой Успенский монастырь 1519 год Больничная церковь Евфимия Великого Большой Успенский монастырь 1646 год Церковь Иоанна Предтечи. Построена на вклад Великого московского князя Василия III Ивановский монастырь 1531—34 гг. Церковь преподобного Сергия Радонежского, с трапезной палатой Ивановский монастырь 1560 год и 1594 год

Стены и башни

Изображение Элемент комплекса Часть монастыря Дата постройки Стены ограды Нового города Новый город XVII век Белозерская (Озерная, Большая Мережная) башня Новый город 1660-е гг. Вологодская башня Новый город 1656 год Казанская башня с въездными воротами Новый город 1659 год Косая (Караульная) башня Новый город 1662 год Кузнечная башня Новый город 1670-е гг. Московская (Ферапонтовская) башня Новый город 1660 год Грановитая (Смоляная, Плотничья, Часовая) башня (фрагмент) Большой Успенский монастырь XVI век Малая Мережная башня (фрагмент) Большой Успенский монастырь XVI век Наугольная башня (Рыболовецкая палатка) Большой Успенский монастырь Поваренная башня Большой Успенский монастырь XVII век Свиточная башня Большой Успенский монастырь XVI век Хлебная башня Большой Успенский монастырь XVII век Стены ограды Успенского монастыря Большой Успенский монастырь XVI век Глухая (Котельная, Воскобойная) башня Ивановский монастырь XVI век Стены ограды Ивановского Горнего (малого) монастыря Ивановский монастырь XVI век

Прочие помещения

Изображение Элемент комплекса Часть монастыря Дата постройки Ветряная мельница из деревни Щёлково Новый город XIX век Солодешная палата (фрагмент) Новый город, Острог 1570-е гг. Кельи (домик келаря) Большой Успенский монастырь XVII век Архимандричьи кельи Большой Успенский монастырь 1647—48 гг. Монашеские кельи (Братский корпус) Большой Успенский монастырь конец XVII — начало XVIII вв. Поваренные (Уксусные) кельи Большой Успенский монастырь 1680-е гг. Священнические кельи Большой Успенский монастырь XVII век Кельи (Духовное училище) Большой Успенский монастырь XVII век Монастырский архив Большой Успенский монастырь конец XVII — начало XVIII вв. Большие больничные палаты Большой Успенский монастырь 1643—44 гг. Казённая палата Большой Успенский монастырь XVI век Поварня с погребами Большой Успенский монастырь XVI век Малая Больничная палата Ивановский монастырь 1730-е гг. Каменные сени над крестом, отмечающим место первой кельи преподробных игумена Кирилла и Ферапонта Белоезерских Ивановский монастырь XIX век Каменные сени над часовней преподобного игумена Кирилла Ивановский монастырь XIX век

Монастырь в кино

  • 1971 — «Достояние республики»
  • 1975 — «Крестьянский сын»
  • 1997 — «Грешная любовь»
  • 2007 — «Апостол»
  • 2010 — «Раскол»
  • 2010 — «Студенческий роман»

В 1975 году внутри монастыря снимался художественный фильм о герое-«орлёнке» гражданской войны Косте Байкове «Крестьянский сын». По свидетельству одного из участников съёмок, жители местных деревень крестились при виде едущей конницы, переодетой в белогвардейскую форму, а в 2007 году гости города и местные жители были шокированы нацистской свастикой, видневшейся во время съёмок сериала «Апостол» над конюшенными воротами в тюремный дворик монастыря.

tropki.ru

Кирилло-Белозерский монастырь Википедия

Монастырь
Кирилло-Белозерский монастырь

Вид на Кирилло-Белозерский монастырь
Страна  Россия
Город Кириллов
Конфессия православие
Епархия Вологодская и Кирилловская
Тип мужской
Основатель Кирилл Белозерский
Дата основания 1397[1]
Настоятель Игнатий (Депутатов), митрополит Вологодский и Кирилловский
Наместник игумен Анастасий (Додарчук)
Статус  Объект культурного наследия № 3510152000№ 3510152000
Сайт kirillov-monastyr.ru
 Медиафайлы на Викискладе

Кири́лло-Белозе́рский монастырь[2] (также Кириллов монастырь) — мужской монастырь Вологодской епархии Русской православной церкви, расположенный на берегу Сиверского озера в черте города Кириллова Вологодской области, который вырос из слободы при монастыре. В XV—XVII веках — один из крупнейших и богатейших монастырей России, центр духовной жизни Русского Севера. С 1924 года — историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Содержание

  • 1 История

ru-wiki.ru

Кирилло-Белозерский монастырь — Википедия

Координаты: 59°51′26″ с. ш. 38°22′06″ в. д. / 59.85722° с. ш. 38.36833° в. д. / 59.85722; 38.36833 (G) (O) (Я)

Кири́лло-Белозе́рский монастырь[1] (также Кириллов монастырь) — мужской монастырь Вологодской епархии Русской православной церкви, расположенный на берегу Сиверского озера в черте города Кириллов Вологодской области, который вырос из слободы при монастыре. В XV—XVII веках — один из крупнейших и богатейших монастырей России, центр духовной жизни Русского Севера. С 1924 года — историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Обитель возникла на волне основания новых монастырей в конце XIV и начале XV веков последователями Сергия Радонежского. В 1397 году монах Кирилл Белозерский вырыл на берегу Сиверского озера пещеру, с которой началась история будущей обители. Его спутник Ферапонт Белозерский впоследствии основал неподалёку Ферапонтов монастырь. Устав белозерских монастырей отличался особенной строгостью.

Со временем Кириллов монастырь оказался в центре целой сети монашеских обителей: Ферапонтов, Горицкий Воскресенский монастырь (в 7 км от Кириллова), Нило-Сорская пустынь (в 15 км) и др. Эти малонаселённые земли сравнительно недавно вошли в состав Московского княжества, которое было заинтересовано в их скорейшем экономическом освоении. Московские князья традиционно поддерживали тесные связи с белозерской обителью; сохранились послания прп. Кирилла сыновьям Дмитрия Донского[2].

В 1447 году монастырь посетил великий князь Василий Васильевич, находившийся до того в ссылке в Вологде. Кирилловский игумен Трифон освободил его от крестного целования не претендовать вновь на московский престол. Впоследствии великий князь щедро отблагодарил монастырь за эту услугу.

В условиях конкуренции Москвы с независимым Новгородом Кириллов монастырь стал не только важнейшим опорным пунктом для закрепления в Заволочье, но и крупным экономическим центром: через него пролегал торговый путь далее на север к Белому морю, здесь пересекались разнонаправленные торговые потоки. До петровского времени монастырь вёл обширную торговлю, особенно солью и рыбой.

Обитель рано стала одним из важнейших книжных центров России. К концу XV в. здесь хранилось 210 рукописей[3]. Сохранились шесть рукописных сборников за авторством одного только белозерского монаха Ефросина, которому принадлежит, среди прочего, окончательная редакция (и название) поэмы «Задонщина»[4]. На рубеже XV и XVI вв. Кириллов монастырь, где подвизался Нил Сорский — один из главных центров движения нестяжателей.

Белозерские земли первоначально относились к Ростовской епархии. Первой каменной постройкой монастыря был возведенный в 1497 г. артелью ростовских мастеров Успенский собор (сохранился до нашего времени). В XVI веке рядом с большим Успенский монастырём появился малый Ивановский монастырь.

Многие из сохранившихся храмов были отстроены в камне на исходе правления Василия III. В 1528 году этот правитель приехал в Кирилловский монастырь с княгиней Еленой Глинской молиться о даровании наследника. Последовавшее за этим рождение сына — будущего царя Ивана Грозного — в глазах современников связывалось с заступничеством преподобного Кирилла Белозерского. Иван Васильевич на протяжении всей своей жизни питал к Кириллову монастырю особое пристрастие, считая себя обязанным ему своим рождением. Перед смертью, принимая схиму, первый русский царь, как и его отец, стал пострижником Кирилло-Белозерского монастыря.

Монастырь богател, разрастался и, несмотря на большой пожар в 1557 году, стал крупнейшим средоточием каменных построек на севере Русского государства и крупнейшим церковным землевладельцем после Троицкого монастыря. В монастырских владениях числилось 607 одних только деревень. Кирилловские настоятели занимали заметное место в церковной иерархии и, как правило, со временем переходили на значимые архиерейские кафедры[5].

Как и другие северные монастыри, Кириллов служил местом заточения лиц из светской и церковно-феодальной знати. В разное время здесь пребывали опальные Вассиан Косой, бояре М. И. Воротынский, И. П. Шуйский, И. Ф. Мстиславский, Б. И. Морозов, великий князь Симеон Бекбулатович, московский митрополит Иоасаф (Скрипицын), патриарх Никон и др.

Кирилло-Белозерский монастырь в XIX веке

В 1600 году была построена первая крепостная каменная ограда с 8 башнями. Внутри стен стояло 9 каменных церквей, колокольня. Кельи и прочие некультовые постройки были деревянными. В 1604 г. священник вологодского Софийского собора Анисим Самсонов написал 20 образов Божией Матери и 20 образов прп. Кирилла Белозерского для Кириллова Белозерского монастыря.[6]

В Смутное время монастырь выдержал в 1612—1613 годах осаду и отбил (до 1616) несколько нападений войск польских и литовских интервентов. Во время штурма был убит командовавший осаждавшими польский полковник Песоцкий.

После этих событий русское правительство осознало важное фортификационное значение обители. В 1654—1680 годах были построены новые каменные стены монастыря, дошедшие до нашего времени, и монастырь стал одной из самых больших и могучих крепостей в России.

Никон, бывший Патриарх Московский, был сослан сюда в 1676 году после смерти царя Алексея Михайловича и провел здесь последние 5 лет своей жизни. Он умер по дороге отсюда в Москву.

В 1722 году в монастырь приезжал Пётр I. Обитель к тому времени была собственником 21 тысячи крестьян, проживавших на территории 16 уездов, однако с появлением у России балтийских портов и упадком северной торговли через Архангельск экономическое значение монастыря стало падать.

Постепенный закат монастыря продолжался и при следующих правителях. В 1764 указом Екатерины II обитель была лишена крестьян и угодий. Через 12 лет из монастырской слободы был образован город Кириллов, а в крепостной стене помещена городская и уездная тюрьма.

В сентябре 1918 года большевиками был расстрелян настоятель монастыря Варсонофий (Лебедев), епископ Кирилловский.

Игумены, настоятели и наместники

игумены

архимандриты (c середины XVII века)

епископы Кирилловские (c 1907)

Наместники

Подворья монастыря[править]

Москва

Одно из самых древних и самых известных подворий монастыря было Кремлёвское Кирилловское подворье — подворье Кирилло-Белозерского монастыря в Московском Кремле. Подворье находилось недалеко от Фроловских ворот (ныне Спасская башня) при Афанасьевском монастыре. В 1770 году по случаю предложенного к сооружению проекта Баженовского дворца, Кирилловское подворье в Кремле было упразднено, а потом в 1776 году и совсем разобрано. На месте подворья и расчищенных других дворов образовалась обширная площадь[9].

Вологда

В XVII—XVIII веках, когда монастырь относился к Вологодской епархии, его подворье имелось и в Вологде. Каменный храм Кирилла Белозерского на Соляном дворе был построен в 1650—1653 годах (снесён в 1963 году)[10].

После упразднения монастыря ризница была подвергнута разорению; наиболее ценные иконы и другие произведения искусства были вывезены в музеи Москвы и Ленинграда. Та же судьба постигла и монастырскую библиотеку. Среди вывезенных из белозерской обители книжных сокровищ — наиболее древние списки «Задонщины» и хождения Даниила Паломника в Святую Землю.

В 1924 году на базе разорённого экспроприациями монастыря был открыт Кирилло-Белозерский музей-заповедник, что позволило избежать обычных для 1930-х гг. разрушений и сноса исторических памятников. В послевоенное время музей-заповедник развернул реставрационную деятельность, которую курировал, среди прочих, С. С. Подъяпольский. На территорию музея были привезены памятники деревянной архитектуры из окрестностей: деревянная церковь Ризоположения (1486 год) из села Бородавы; мельница XIX века из деревни Щёлково. В трапезной палате при церкви Введения (1519) действует Музей икон, обладающий достаточно большой коллекцией.

С 1997 года Кирилло-Белозерский музей-заповедник был включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Он размещается в архитектурном комплексе бывших Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей. Малый Ивановский монастырь в 1998 году был передан в бессрочное безвозмездное пользование Русской православной церкви.

Кирилло-Белозерский монастырь с Сиверского озера

В 1997 году, в год празднования 600-летия монастыря, часть монастырской территории была передана Вологодскому епархиальному управлению.

В 1998 году зарегистрирована Православная религиозная организация Кирилло-Белозерский мужской епархиальный монастырь г. Кириллова Вологодской области Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Решением Священного синода от 10 октября 2009 года в должности наместника монастыря утверждён иеромонах Игнатий (Молчанов).

До наших дней почти полностью дошёл иконостас Успенского собора, современный его постройке, что является уникальным фактом в истории русского искусства. Древние иконы этого иконостаса долгое время были разрознены. Из 60 уцелевших икон 33 находились в Кириллове, а остальные — в Русском музее, Третьяковской галерее и Музее имени Андрея Рублёва. В начале апреля 2009 года последняя часть икон была возвращена в Кириллов. В архиерейских палатах монастыря готовится новая экспозиция икон.

В церкви Кирилла под спудом пребывают мощи прп. Кирилла Белозерского — главная церковная святыня обители.

Архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря[править]

В комплекс Кирилло-Белозерского монастыря входят ансамбли Большого Успенского и Ивановского монастырей («Старый город»), «Нового города» и территория несохранившейся крепости Острог между ними. Монастырь окружён крепостными стенами с монументальными башнями, украшенными узорами из кирпича. Главное здание ансамбля — Успенский собор (1497 год).

См. план-схему монастыря.

Церкви[править]

Стены и башни[править]

Прочие помещения[править]

Монастырь в кино[править]

В 1975 году внутри монастыря снимался художественный фильм о герое-«орлёнке» Гражданской войны Косте Байкове «Крестьянский сын». По свидетельству одного из участников съёмок[11], жители местных деревень крестились при виде едущей конницы, переодетой в белогвардейскую форму, а в 2007 году гости города и местные жители были шокированы нацистской свастикой, видневшейся во время съёмок сериала «Апостол» над конюшенными воротами в тюремный дворик монастыря.

  1. ↑ Произносится не «Кирилло-Белозёрский», а «Кирилло-Белозерский». Название через Ё приводится в нескольких книгах 20-х, 30-х годов XX века, позднее только Белозерский.
  2. ↑ Гипотеза о том, что Кирилл был связан с ними узами родства через Александру Ивановну Вельяминову, мать Дмитрия Донского, в настоящее время историками отвергнута.
  3. ↑ Шибаев М. А. Кодикологическое исследование рукописей Кирилло-Белозерского монастыря XV в.: итоги и перспективы //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2007. № 3 (29). С. 127.
  4. ↑ Temporary portal > Home > Е (Евангелие Иакова — Ефросин, монах…) > Ефросин, монах Кирилло-Белозерского монастыря
  5. ↑ Примером может служить новгородский архиепископ Пимен.
  6. ↑ «Анисим Самсонов». Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
  7. 7,07,17,27,37,4 Согласно Н. К. Никольский. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века. С. 12—13.
  8. ↑ Гедеон (Мошатин) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  9. Забелин И. Е. История города Москвы. Сочинение Ивана Забелина. Написанное по поручению Московской городской думы. -М., 1905.
  10. ↑ Кирилло-Иоанно-Богословская церковь
  11. ↑ Автосвидетельство актёра Сергея Куракина.
  • Туркин А. М., Боев М. А. Кирилло-Белозерский монастырь // Вологодская энциклопедия / гл. ред. Г. В. Судаков. — Вологда: Русь, 2006. —. — ISBN 5-87822-305-8.
  • Кочетков И. А., Лелекова О. В., Подъяпольский С. С. Кирилло-Белозерский монастырь. — Л.: Художник РСФСР, 1979. — 184 с. — (Памятники городов России). — 100 000 экз. (обл.)
  • Сойкин П. П. Кирилло-Белозерскй монастырь в Кирилловском уезде // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 126-128. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1.
  • Шибаев М. А. К вопросу о ранних этапах формирования библиотеки Кирилло-Белоезерского монастыря. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2011. № 1(43). С. 31—35.
  • Алексеев А. И. Первая редакция вкладной книги Кириллова Белозерского монастыря (1560-е гг.) // Вестник церковной истории. 2010. № 3—4 (19—20). С. 17—117.
  • Мельник А. Г. Кирилло-Белозерский монастырь как центр почитания русских святых в XVI веке // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». — 2010. Выпуск 12. — С. 67—72.
  • Мельник А. Г. Драматургия огня в пространстве русских храмов в XVI — XVII вв. // Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси / Ред.-сост. А.М. Лидов. — М.: Индрик, 2011. — С. 443—473. — ISBN 978-5-91674-151-3.
  • Кистерев С. Н. Лабиринты Ефросина Белозерского. М.; СПб., 2012. 406 с., пер. ISBN 978-5-98874-078-3.
  • Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века. — СПб., 1910.
  • Шибаев М. А. Рукописи Кирилло-Белозерского монастыря XV века. Историко-кодикологическое исследование. М.; СПб., 2013. 560 с., илл., ISBN 978-5-98874-092-6.
Кирилло-Белозерский монастырь

 

www.wiki-wiki.ru

Кириллов Белозерский монастырь Википедия

Монастырь
Кирилло-Белозерский монастырь

Вид на Кирилло-Белозерский монастырь
Страна  Россия
Город Кириллов
Конфессия православие
Епархия Вологодская и Кирилловская
Тип мужской
Основатель Кирилл Белозерский
Дата основания 1397[1]
Настоятель Игнатий (Депутатов), митрополит Вологодский и Кирилловский
Наместник игумен Анастасий (Додарчук)
Статус  Объект культурного наследия № 3510152000№ 3510152000
Сайт kirillov-monastyr.ru
 Медиафайлы на Викискладе

Кири́лло-Белозе́рский монастырь[2] (также Кириллов монастырь) — мужской монастырь Вологодской епархии Русской православной церкви, расположенный на берегу Сиверского озера в черте города Кириллова Вологодской области, который вырос из слободы при монастыре. В XV—XVII веках — один из крупнейших и богатейших монастырей России, центр духовной жизни Русского Севера. С 1924 года — историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Содержание

  • 1 История

ru-wiki.ru

Кириллов-Белозерский монастырь Википедия

Монастырь
Кирилло-Белозерский монастырь

Вид на Кирилло-Белозерский монастырь
Страна  Россия
Город Кириллов
Конфессия православие
Епархия Вологодская и Кирилловская
Тип мужской
Основатель Кирилл Белозерский
Дата основания 1397[1]
Настоятель Игнатий (Депутатов), митрополит Вологодский и Кирилловский
Наместник игумен Анастасий (Додарчук)
Статус  Объект культурного наследия № 3510152000№ 3510152000
Сайт kirillov-monastyr.ru
 Медиафайлы на Викискладе

Кири́лло-Белозе́рский монастырь[2] (также Кириллов монастырь) — мужской монастырь Вологодской епархии Русской православной церкви, расположенный на берегу Сиверского озера в черте города Кириллова Вологодской области, который вырос из слободы при монастыре. В XV—XVII веках — один из крупнейших и богатейших монастырей России, центр духовной жизни Русского Севера. С 1924 года — историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Содержание

  • 1 История

ru-wiki.ru

Вологодская и Кирилловская епархия — Википедия. Что такое Вологодская и Кирилловская епархия

Волого́дская епа́рхия — епархия Русской православной церкви на территории города Вологды, Вологодского, Вожегодского, Верховажского, Грязовецкого, Кирилловского, Междуреченского, Сокольского, Сямженского, Усть-Кубинского, Харовского и Шекснинского районов Вологодской области.

Учреждена в 1556 году. Преемственно связана с учреждённой в 1383 году Пермской епархией, центром которой являлось село Усть-Вымь.

Названия

  • Вологодская и Великопермская (с 1556)
  • Вологодская и Белоезерская (с декабря 1657)
  • Великоустюжская и Тотемская (с лета 1682)
  • Вологодская (с марта 1787)
  • Вологодская и Великоустюжская (с 06.5.1788)
  • Вологодская и Тотемская (с 30.1.1888)
  • Вологодская и Череповецкая (с 1945)
  • Вологодская и Великоустюжская (с 1965)
  • Вологодская и Кирилловская (с 2014; в составе Вологодской митрополии)

История

До учреждения Вологодской епархии северо-западный район её входил в состав Новгородской епархии, а южный и восточный — в состав Ростовской епархии[1].

В 1492 году архиепископ Новгородский Геннадий уступил Пермской епархии Вологду, и архиереи стали именоваться Пермскими и Вологодскими. По постановлению собора 1589 года кафедра была перенесена в Вологду, и архиереи стали именоваться Вологодскими и Великопермскими[1].

В последние десятилетия XVIII века границы епархий были приведены в соответствие с границами губерний. Ряд территорий Вологодской епархии, оказавшихся в Костромской, Тверской, Новгородской, Архангельской губерниях, перешли соответствующим епархиям.

В 1918 году прекратились занятия в Вологодской Духовной Семинарии, духовном училище и епархиальном женском училище. В 1918—1919 годы в Вологде были закрыты все домовые церкви (за исключением крестовой церкви при архиерейском доме) и городские монастыри, в большинстие монастырских храмов, ставших приходскими, богослужения совершались до конца 20-х гг.

В 1921—1922 года вологодское духовенство активно включилось в сбор средств в пользу голодающих в Поволжье. В 1921 года проходили сборы в храмах, в феврале 1922 года состоялись два духовных концерта в пользу голодающих. Однако это не помешало властям провести в губернии массовое изъятие церковных ценностей. Из храмов Вологодской губернии было изъято 4 фунта 42 золотника золота, 393 пуда 20 фунтов серебра, 5 фунтов 86 золотников серебра с жемчугом, 5003 драгоценных камня, 4 фунта 21 золотник жемчуга, 29 фунтов 10 золотников жемчуга в шитье[2].

16 декабря 1929 года Президиумом ВЦИК принимает постановление «Об урегулировании колокольного звона в церквях», фактически его запрещавшего. В Вологде 29 декабря 1929 года на заседании президиума Вологодского горсовета было принято постановление о запрещении колокольного звона во всех церквях города, а также выработано предложение во ВЦИК с просьбой разрешить снятие колоколов с городских храмов и передачу их в фонд цветной металлургии[2].

На в 1929—1930 годы пришлась внушительная по своим масштабам была волна по закрытию церквей[2].

В 1937 году была образована Вологодская область — с 1939/1940 до осени 1942 года на её территории служба совершалась в единственном храме — нижней церкви Богородского кладбища Вологды. В 1944 году епархиальные границы привели в соответствие с областными. К 1948 году на территории епархии действовали 17 храмов[2].

23 октября 2014 года решением Священного Синода из состава Вологодской епархии были выделены две новые: Череповецкая и Белозерская епархия и Великоустюжская и Тотемская епархия[3].

Архиереи

Викариатства

Благочиния

  • Белозерское
  • Великоустюжское
  • Вологодское
  • Тотемское
  • Харовское
  • Центральное
  • Череповецкое

Монастыри

недейсвующие

Примечания

Ссылки

Литература

wiki.sc

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *