Казанский собор в санкт петербурге стиль – Архитектура, скульптура и живопись | Казанский Кафедральный Собор

Римский собор на Невском проспекте

От церквушки до собора

Первое здание на месте будущего Казанского собора было построено еще в начале XVIII века. Небольшую часовенку неподалеку от госпиталя вскоре сменила деревянная церковь Казанской Божьей Матери. Икона, подарившая название храму, была обретена в Казани в 1579-м. В тот год город едва не сгорел дотла от пожара. Особенно пострадал дом стрельца Онучина.

На месте Казанского собора располагалась Рождественская церковь

По легенде, к его дочери Матрене пришла во сне Божья Матерь и сказала, что под развалинами дома спрятана чудотворная икона. Девочка своими руками нашла икону, которая выглядела, словно новая. Вскоре проявились ее чудодейственные свойства. На месте сгоревшего дома стрельца Онучина построили монастырь. В Казанском соборе сегодня находится список с этой иконы.

Фото 3.jpg


Казанский собор, 1830-е годы

В 1733-м на месте деревянной церкви заложили каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Архитектор Михаил Земцов предложил проект в стиле барокко с деревянным куполом и многоярусной колокольней. Освятили храм уже 4 года спустя в присутствии Анны Иоанновны. Вскоре в церковь перенесли Казанскую икону — так Рождественская церковь стала Казанской. Вскоре каменный храм получил статус собора и стал главным храмом Петербурга.

Брат-близнец собора Святого Петра

К концу века собор настолько обветшал, что власти приняли решение его снести, а на свободном месте построить новое здание. В 1799 Павел I объявил конкурс на проект нового храма. Сам император мечтал возвести в столице брата-близнеца собора Святого Петра в Риме. За право стать архитектором собора на Невском боролись известные зодчие, но в конце концов ни один проект не пришелся по душе монарху.

Фото 4.jpg

Тогда граф Строганов, чей дворец располагался неподалеку от будущего храма, предложил идею молодого архитектора Воронихина, своего бывшего крепостного. Он разработал проект, который учитывал пожелания императора и предполагал определенное сходство между петербургским и римским соборами, но в то же время оставлял место для индивидуальной трактовки.

В Казанском соборе захоронен фельдмаршал Кутузов

Но за следование традициям архитектуры классицизма Воронихина не раз ругали. Например, известный русский мемуарист и товарищ Пушкина Филипп Вигель писал: «Воронихин, природой назначенный к сапожному ремеслу, учением попал в зодчие; и он по рекомендации своего господина построил Казанский собор, этот копиист в архитектуре, который ничего не мог сделать, как самым скверным почерком переписать нам Микеланджело». Но в начале XX века работа Воронихина была вновь оценена по достоинству.

Фото 5.jpg
Интерьер Казанского собора

От собора до музея

Павлу I не удалось увидеть оконченным Казанский собор. Храм достроили лишь к 1811 году. Правда, далеко не все задумки Воронихина удалось воплотить в жизнь: например, от второй колоннады, обращенной на юг, пришлось отказаться. Работы по дополнительной отделке и реставрации проходили в течение всего столетия. К украшению храма приложил руку и Огюст Монферан, архитектор Исаакиевского собора.

Павел I мечтал построить копию собора Святого Петра

Многие воспринимали его как символ победы над Наполеоном в войне 1812 года. После окончания войны в соборе выставили трофеи, а вскоре в нем похоронили фельдмаршала Кутузова. В 1837 у собора воздвигли памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли работы скульптора Орловского.

Фото 6.jpg
К торжеству освящения собора перед ним поставили деревянный обелиск

Судьба собора была по-настоящему удивительной. Перед его стенами не раз проводились демонстрации — как народников и «Земли и воли», так и протестующих студентов. Возле Казанского баррикадировались люди во время Кровавого воскресенья. Но самый неожиданный поворот был впереди: в 1932 в одной из главных святынь города открыли Музей истории религии и атеизма. Полное освящение собора произошло лишь в 1998 — до этого некоторое время функционировали только два придела храма.

diletant.media

Кусочек Рима в Петербурге. Интересные факты из истории Казанского собора | События | Город

Казанский собор является не только культовым религиозным сооружением страны, но и одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга, жемчужиной архитектуры, украшающей Невский проспект. В годовщину освящения этого храма SPB.AIF.RU вспоминает интересные факты и события, связанные с историей собора.

Факт 1. Построен на месте другой церкви

Скромная церковь терялась на фоне блистательного Невского проспекта. Скромная церковь терялась на фоне блистательного Невского проспекта. Фото: Public Domain

Казанский собор, заложенный в конце августа 1801 года для хранения самой чтимой в столице иконы – Казанской Божией Матери (см. факт 4.), на самом деле имеет более давнюю историю. Дело в том, что храм был построен на месте каменной придворной церкви Рождества Богородицы. Сооружение обладало деревянным куполом и стройной колокольней над входом. Ее строительство началось в 1733 году, а уже через 4 года церковь освятили и поместили здесь икону. Поэтому церковь часто называли Казанским собором.

С этой церковью связаны знаковые для города и страны события. К примеру, здесь венчались великая княгиня Анна Леопольдовна с принцем Антоном Ульрихом и цесаревич Павел Петрович с принцессой Гессен-Дармштадтской. Кроме того, в храме отмечались многие победы русской армии.

Однако российская столица не стояла на месте, и вскоре скромная барочная церковь на главной артерии города – Невском проспекте — стала казаться чересчур невзрачной для блистательного Санкт-Петербурга. В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового храма. Однако здание церкви простояло вплоть до освящения Казанского кафедрального собора, только тогда сооружение было разобрано.

Факт 2. Собор Святого Петра: найди 10 отличий

Существует расхожее мнение, что Казанский собор в Санкт-Петербурге является практически точной копией Собора Святого Петра в Риме. Конечно, данное утверждение не соответствует действительности, хотя и имеет под собой историческую почву. Дело в том, что император Павел I страстно желал, чтобы новый храм напоминал величественный Собор Святого Петра в Риме. Похожее свидетельство содержится и в письме сардинского посланника в Петербурге Жозефа де Местра, который вспоминал, что когда Павла спросили, какие будут приказания относительно проекта Казанского собора, он будто бы ответил: «Я хочу немного от Святого Петра и немного от Санта-Мариа-Маджорс в Риме». И на первый взгляд эти два сооружения действительно могут показаться похожими. К примеру, взять наличие у Казанского собора нехарактерной для православных храмов наружной колоннады.

Однако все-таки два собора совершенно разные.

У двух храмов очень много принципиальных отличий. У двух храмов очень много принципиальных отличий. Фото: Commons.wikimedia.org

Настоятель Казанского кафедрального собора, протоиерей

Павел Красноцветов много раз подчеркивал, что сравнивать их совершенно неправомерно. Например, взять ту же колоннаду. Римская, описывая полный овал, как бы обнимает находящуюся перед храмом площадь. И она стоит отдельно от собора, не примыкая к нему. В Санкт-Петербурге колоннада примыкает к собору, который открыт к Невскому проспекту. То есть как бы раскрывая объятия. Кроме того, собор святого Петра — это четырехстолпный, однокупольный храм, имеющий в своем основании квадрат. А у Казанского собора в основании крест.

Факт 3. Проект не завершен

Проект Казанского собора, который разработал молодой архитектор Андрей Воронихин, так и не был доведен до конца. Так, у сооружения должны были быть… две колоннады! Предполагалось, что вторая будет украшать храм с южной стороны.

Также пустующие постаменты рядом с колоннадой – вовсе не художественная задумка. На них должны были возвышаться скульптуры архангелов. Более того, до 1824 года на пьедесталах стояли их гипсовые копии, которые со временем предполагалось заменить бронзовыми скульптурами. Однако этого так и не сделали.  

Факт 4. Икона Казанской Божией Матери

В Казанском соборе находится одна из величайших религиозных святынь страны. Поклониться ей и попросить избавления от болезней приезжают верующие со всех уголков России.

Существуют разные версии происхождения иконы. Одна из самых распространенных заключается в том, что после того, как летом 1579 года страшный пожар уничтожил большую часть Казани, девочке по имени Матрона Онучина явилась во сне Богородица. Она поведала, что под остовом сгоревшего дома находится чудодейственная икона и велела откопать ее. В указанном месте действительно обнаружили чудом уцелевший в огне образ.

Во времена Ивана Грозного икона была помещена в монастырь Пресвятой Богородицы в Казани. С нее сделали несколько копий, некоторые из которых позже также были признаны чудотворными.

Эту икону принято считать покровительницей Земли русской. В 1612 году ополчение под руководством Минина и Пожарского с образом Казанской Божией Матери разгромило польские войска. Перед Полтавской битвой в 1709 году Петр I с войском молился перед ней. Просил ее о победе над наполеоновской армией и Михаил Кутузов.

Факт 5. Сердце Кутузова

Казанский собор был построен накануне Отечественной войны 1812 года и воспринимается многими петербуржцами как памятник воинской славы. Недаром перед храмом стоят памятники прославленным русским полководцам Михаилу Барклаю-де-Толли и Михаилу Кутузову.

Кроме того, в соборе покоится и тело главнокомандующего русской армией во время Отечественной войны 1812 года. Его привезли в столицу России в 1813 году, после смерти Кутузова на территории Пруссии.

У двух храмов очень много принципиальных отличий.

Вот именно с этим фактом и связана легенда, согласно которой сердце полководца захоронено отдельно. Якобы это было последней волей Михаила Илларионовича, пожелавшего, чтобы оно осталось с его солдатами, на военной дороге в Пруссии.

Этот миф опровергли еще в 1933 году, когда специальная комиссия вскрыла могилу генерала-фельдмаршала. Эксперты сообщили в составленном акте, что: «вскрыт склеп, в котором захоронен Кутузов… слева в головах обнаружена серебряная банка, в которой находится набальзамированное сердце».

spb.aif.ru

Возвращение Казанского собора / Православие.Ru

Казанский собор в Санкт-Петербурге не только шедевр храмового зодчества – судьба храма тесно связана с историей Российского государства, с воинской доблестью и памятью о гонениях в годы богоборчества. В этом году мы отмечаем его 200-летие. О том, как складывалась судьба одной из главных святынь Санкт-Петербурга в XX веке, рассказывает доктор исторических наук, профессор Михаил Шкаровский.

XX век – тяжелейший период в истории Казанского собора. И ведь первые утраты собор понес уже в годы революционного лихолетья.

– После революции собор еще действовал 15 лет. И с его историей тесно связана биография знаменитого протоиерея Философа Орнатского, который одним из первых принял мученический венец в революционные годы. Отец Философ был руководителем епархиального совета и настоятелем Казанского собора. В январе 1918 года, еще до принятия декрета об отделении Церкви от государства, он организовал крестный ход в защиту Александро-Невской лавры. Напомню, что тогда большевики хотели отобрать монастырь у верующих, закрыть церкви и выселить оттуда митрополита. Несмотря на запрет властей, в крестном ходе, по некоторым оценкам, приняли участие до полумиллиона верующих. Именно этого большевики отцу Философу не смогли простить. И когда через несколько месяцев он хотел организовать подобный крестный ход в защиту преподавания закона Божиего, его арестовали вместе с двумя его сыновьями, и в августе 1918 года все они были расстреляны. За известного проповедника ходатайствовали не только церковные деятели, но и нарком просвещения А.В. Луначарский, сохранилось даже его письмо Г.Е. Зиновьеву, в котором он просит освободить отца Философа. Впрочем, еще до этого письма прихожане Казанского собора организовали шествие к зданию ЧК с требованием отпустить своего настоятеля. Тогда чекисты не решились разогнать это шествие и пообещали в скором времени освободить отца Философа, но сами перевели его в Кронштадт, и туда верующие уже не смогли добраться. Сейчас отец Философ прославлен в лике святых. Очевидцы его мученической кончины рассказывали, что, когда священника и двух его сыновей привели на берег Финского залива, почти вся команда отказалась стрелять в пастыря, и тогда комиссар собственноручно застрелил приговоренных.

– Кто стал настоятелем собора после мученической кончины отца Философа?

– После отца Философа настоятелем стал не менее выдающийся пастырь протоиерей Николай Чуков – будущий митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий. В Петрограде он возглавил воссозданный после закрытия Петроградской духовной академии Богословский институт, а позднее Высшие богословские курсы, которые просуществовали до конца 1920-х годов. Отец Николай служил в соборе вплоть до известной кампании по изъятию церковных ценностей, которая началась в 1922 году. Она сильно ударила по Казанскому собору. Тогда большевики поставили задачу не просто изъять церковные ценности, но разгромить Церковь как централизованную организацию. В ходе этой кампании был арестован Петроградский митрополит Вениамин (Казанский) – будущий священномученик – и его ближайшие сподвижники, в число коих попал и отец Николай Чуков. Он пытался, насколько это возможно, спасти от изъятия и уничтожения святыни Казанского собора. Удалось сберечь чудотворную Казанскую икону Божией Матери, а вот уникальный серебряный иконостас Казанского собора, изготовленный по проекту Константина Тона, изъяли и переплавили на первые советские полтинники. А ведь иконостас был сделан из того самого церковного серебра, которое Наполеон вывез из Москвы, а казаки атамана Платова отбили. Верующие защищали это замечательное произведение церковного искусства, дошли до всероссийского старосты М.И. Калинина. Он приказал не трогать иконостас, но председатель Петроградского ЧК Бакаев, который командовал губернской комиссией по изъятию ценностей, не посчитался с этой телеграммой и отправил иконостас на переплавку. Уж больно крупной показалась ему добыча. Человек, о котором мы ведем рассказ, – протоиерей Николай Чуков – был активным участником этой истории, и его вместе с митрополитом Вениамином приговорили к смертной казни, но потом все-таки помиловали.

– Чем был собор для жителей Петрограда в те годы?

– Конечно, он был центром молитвенной жизни и отчасти центром социальной помощи. Советская власть запретила Церкви все виды деятельности, кроме богослужебной, еще декретом 1918 года. Но вопреки этому богадельня при Казанском соборе для престарелых женщин просуществовала до 1925 года. Община храма все эти годы оставалась довольно многочисленной и насчитывала несколько тысяч прихожан. При соборе активно действовал приходской совет. Осторожно, с постоянной оглядкой по сторонам, велась миссионерская и благотворительная деятельность. Летом 1922 года храм был захвачен обновленцами. Это случилось, пока настоятель отец Николай томился в застенках ЧК. На какое-то время храм вообще стал кафедральным собором Петроградской епархии обновленческой Церкви. Ну а окончательно он был закрыт в 1932 году. К этому времени подвалы храма были изъяты и переданы ГПУ, и там были устроены склады. Верующие в очередной раз начали апеллировать к властям, написали в ЦИК, но все же собор был закрыт.

– Что стало с Казанской иконой Божией Матери?

– Некоторое время она пребывала в Спасо-Успенском храме на Сенной площади, а после его закрытия в 1937 году образ был передан в Смоленскую церковь на одноименном кладбище, потом, когда и она была закрыта, в 1940 году святыню передали в Князь-Владимирский собор. Там она находилась, кстати, и в течение всей Великой Отечественной войны. Наконец в конце 1990-х годов реликвия вернулась в Казанский собор.

– Как использовался собор после закрытия?

Выставка агитационных плакатов на колонаде Казанского собора. 13 октября 1941 г.
Выставка агитационных плакатов на колонаде Казанского собора. 13 октября 1941 г.
– Там разместился знаменитый Музей истории религии и атеизма. В этом качестве он действовал до начала Великой Отечественной войны. История собора в годы войны довольно интересна. Музей прекратил свое существование уже в июле 1941 года. Причина тому – изменившийся характер церковно-государственных отношений в Советском Союзе.

Довольно скоро советские власти поняли, что не могут вести успешные боевые действия, взывая только к гражданскому патриотизму, и были вынуждены обратиться к старым русским национальным патриотическим традициям, которые были тесно связаны с церковной темой. Не случайно тогда стали выпускать ордена Александра Невского, Дмитрия Донского, Суворова, Кутузова, Кроме того, я думаю, тут не обошлось без влияния союзников – Великобритании и США, которые требовали от советского руководства уступок Церкви. Еще одна причина была в том, что на оккупированных немцами территориях стали стихийно открываться храмы и началось возрождение религиозной жизни. Тогда открылось около 9 тысяч церквей, и важно было этому что-то противопоставить. Конечно, нужно принять во внимание и то, что оставшееся духовенство с первого дня войны заняло патриотическую позицию: как известно, Церковь первая сказала людям правду о войне.

Все эти факторы привели к тому, что практически сразу прекратилась атеистическая пропаганда, был распущен Союз воинствующих безбожников, прекратилось издание книг и плакатов, оскорбляющих чувства верующих. Экспонаты Музея истории религии, которые находились в Казанском соборе, были эвакуированы, а величественный храм стал местом патриотического воспитания жителей Ленинграда и воинов советской армии.

Возложение цветов на могилу М. И. Кутузова. 1943 г.
Возложение цветов на могилу М. И. Кутузова. 1943 г.
В конце августа – начале сентября 1941 года перед Казанским собором стали приносить клятву бойцы, которые уходили на фронт. В колоннаде Казанского собора была развернута выставка патриотических картин и плакатов. Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли не обложили мешками с песком, как другие, защищая от артобстрелов, а оставили как есть, чтобы при взгляде на них люди вспоминали о великом прошлом своей Родины.

Потом собор открыли, и люди получили возможность приходить к могиле Кутузова; сюда привозили бойцов Ленинградского фронта. В подвалах храма в разное время размещались штаб одного из соединений, детский сад, бомбоубежище и много других учреждений.

– Как собор удалось сохранить от обстрелов?

– Церковные здания, которые являются удобной мишенью, очень активно маскировали. На купола надевали специальные чехлы, или же забивали их фанерой и красили серой краской, чтобы на фоне серого неба они не были заметны. Применялись также маскировочные сети. Но, конечно, снаряды в Казанский собор попадали, и у нас есть уникальная карта зданий, которые пострадали во время артобстрелов; она была составлена в конце войны, и из нее явствует, что в Казанский собор было несколько попаданий. Но поскольку здание большое и прочное, серьезных повреждений оно не получило, хотя были зафиксированы попадания в купол. После войны началась реставрация собора, она заняла не один год.

– Были ли какие-то службы в Казанском соборе во время войны?

Ленинградские ополченцы уходят на фронт
Ленинградские ополченцы уходят на фронт
– Нет. Всю войну в городе действовали всего десять храмов, в том числе Князь-Владимирский собор, где хранилась Казанская икона Божией Матери и куда даже в тяжелейшие годы войны приходили паломники. Но в Казанском соборе богослужений не было.

– Сейчас можно встретить много свидетельств о той роли, которую сыграли Казанская икона Божией Матери и митрополит Гор Ливанских Илия в судьбе города на Неве. Что здесь правда, а что – вымысел?

– Конечно, в этой истории много легендарного. Достоверно известно, что никто с Казанской иконой вокруг Ленинграда на самолете не облетал и крестным ходом с этой святыней никто весь город не обходил. Так что легенда о том, что немцев остановили как раз по линии, где пролетел самолет с иконой, не достоверны. Крестные ходы с чудотворным образом совершались – но в ограде Князь-Владимирского собора.

Истинное в этой истории то, что митрополит Илия действительно приезжал в 1947 году и в Ленинград – в сопровождении Косыгина, посетил Духовную академию, Музей блокады Ленинграда и Князь-Владимирский собор, где оставил запись в книге почетных гостей. А потом возложил к иконе позолоченную коронку и рассказал верующим о своем видении, в котором Богородица открыла ему, что город на Неве выстоит. До недавнего времени еще оставались живые свидетели этого выступления владыки.

– А как складывалась судьба собора после снятия блокады и окончания войны?

– В Казанский собор вернулся Музей истории религии и атеизма. Отмечу, что на тот момент в Советском Союзе подобных музеев практически уже не было; музей, разместившийся в соборе, остался едва ли не единственным на территории РСФСР. Именно в послевоенный период из закрывшегося в столице Центрального музея атеизма различные реликвии, изъятые у Церкви в 1920-е годы, привезли сюда. В частности, привезли мощи очень многих святых: Александра Невского, Серафима Саровского, Иоасафа Белгородского, Зосимы и Савватия Соловецких.

В период хрущевских гонений на Церковь из собора попытались сделать крупный научный и атеистический центр. С 1958 по 1964 год очень большое значение придавалось научному обоснованию атеизма. Именно тогда при музее начал выходить научный журнал-альманах, который издавался несколько лет. Там печатались религиоведческие и атеистические статьи. Надо сказать, что музей оказывал на посетителей действительно большое впечатление, и, по воспоминаниям некоторых священников, это впечатление было не враждебным, а скорее дружественным, так что в некоторых случаях антирелигиозная пропаганда производила обратный эффект. Это и не мудрено, ведь в музее была очень большая экспозиция, знакомящая с Православием, там выставлялись облачения, предметы утвари, иконы и живописные картины религиозного содержания. Экскурсоводы рассказывали об истории Православной Церкви и волей-неволей просвещали людей, давали пищу для ума и сердца, и естественно, что самые чуткие и одаренные улавливали этот посыл и начинали искать свой путь к Богу. Я тоже посещал музей в детские годы, но мне больше всего запомнилась комната пыток инквизиции с различными приспособлениями, располагавшаяся в подвальном помещении, и экскурсоводы довольно подробно рассказывали, как эти пытки там проводились.

– Вы упомянули про мощи святых, которые хранили в соборе. Можно ли говорить, что эта ссылка в запасники спасла их от уничтожения?

– Сама по себе ссылка в запасники еще ничего не гарантировала. Вот, например, какая история произошла с мощами Иоасафа Белгородского. Это нетленные мощи, и они очень хорошо сохранились, но в 1950-е годы директор музея приказал их уничтожить. Один из проводивших реставрационные работы работников, по фамилии Соколов, решил спрятать их на чердаке Казанского собора. В конце 1980-х годов он был еще жив; его дочь тогда обратилась к церковному священноначалию и рассказала, где спрятаны мощи. Приснопамятный митрополит Иоанн создал специальную комиссию, были организованы изыскания, и под слоем угля на чердаке собора действительно нашли мощи святителя.

– А как были обнаружены мощи преподобного Серафима Саровского?

– Они находились в специальном ларце. Их не было в основной экспозиции, они хранились в запасниках, и когда в 1989 году на ларец обратили внимание, то не было известно, кому принадлежат эти мощи. Специальная комиссия провела освидетельствование этой реликвии. При ней были обнаружены документы и вещественные доказательства, которые подтверждали, что это мощи преподобного Серафима. Все эти работы велись в 1989 по 1991 год.

Обретение мощей прп. Серафима Саровского в Казанском соборе. 11 января 1991 г.
Обретение мощей прп. Серафима Саровского в Казанском соборе. 11 января 1991 г.
Второму рождению многих святынь помогали сотрудники музея, которые знали, чьи именно останки находятся в экспозиции и запасниках. Когда гонения на Церковь прошли, они помогли вновь обрести утраченные святыни. Надо сказать, что среди сотрудников музея были верующие люди, и 20 лет назад, когда в соборе появился настоятель, именно они стали инициаторами начала работы по передаче мощей.

В основную экспозицию антирелигиозного музея мощи не попадали с конца 1920-х годов. В первые годы нового режима мощи святых активно использовали для антирелигиозной пропаганды, а потом человеческих останков стали «стесняться». Рассказывают, что в 1920-е годы вместе с мощами святителя Иоасафа Белгородского в музее положили труп какого-то преступника, мумифицированного специально, чтобы вскрыть обман церковников. Но через какое-то время тело преступника начало разлагаться, и от него решили избавиться. Благодаря этому случаю нетленные мощи спрятали в запасники, и после войны они уже не выставлялись.

– Как собор был передан Церкви? Чья это была инициатива?

– Первым, кто попытался вернуть Казанский собор, был митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) – о нем я уже рассказывал. Но тогда, сразу после войны, эта попытка потерпела неудачу, несмотря на усилия Патриархии и Отдела внешних церковных сношений, который тогда возглавлял митрополит Николай (Ярушевич). Известно, что он приезжал в Ленинград и вел переговоры с тогдашним первым секретарем обкома партии Попковым. И Попков ему даже пообещал вернуть храм верующим, но в последний момент советское руководство решило, что это будет слишком большой уступкой Церкви. Так что Казанский собор для Церкви был потерян еще на 40 лет, до конца 1980-х годов. В те годы инициативу проявили верующие города на Неве и тогдашний митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) – будущий патриарх Алексий II. Он активно поддержал эту идею, но реализовать смог только после того, как взошел на Патриарший престол. В самом начале 1990-х в собор назначили настоятеля, но какое-то время здесь еще продолжал работать музей. Экспозиция выехала только в середине 1990-х, когда для музея сумели найти помещение. Для исследователей собора большую ценность представляет архив Музея истории религии. В нем хранится очень много документов, которые были изъяты из действующих храмов и монастырей при их закрытии. Причем не только из петербургских, но и со всей России.

Обретение мощей прп. Серафима Саровского в Казанском соборе. 11 января 1991 г.
После войны музей долгое время возглавлял Владимир Бонч-Бруевич. Он был управделами Совнаркома еще при Ленине, но известность в научных кругах приобрел не этим, а своими трудами по истории сектантства и старообрядчества. На посту директора музея он продолжил свои изыскания. Личный архив Бонч-Бруевича и архивы других руководителей, которые занимались церковными делами в 1920-е годы, конечно же, представляют большую ценность.

Настоятели собора, которые делили его с музейщиками, менялись достаточно часто, пока не появился протоиерей Павел Красноцветов, который ранее был настоятелем Князь-Владимирского собора и много лет был связан с Казанской иконой. Ему удалось добиться и возвращения Казанской иконы: при нем собор получил статус кафедрального.

– Какие самые интересные находки и открытия сделали исследователи Казанского собора в последнее время?

– Буквально на прошлой неделе к нам пришло письмо из-за границы от одной из исследовательниц Казанского собора. Она написала, что удалось обнаружить рисунок, изображающий знаменитый серебряный иконостас собора, и авторский чертеж алтарной преграды. Она написала, что есть возможность приобрести этот уникальный документ на аукционе.

Конечно, сейчас у исследователей по-прежнему много работы в соборе. Несколько лет специалисты восстанавливали внутреннее убранство храма, общими усилиями Церкви и государства это практически удалось сделать. Например, воссоздан знаменитый серебряный иконостас. Такое огромное количество серебра современным храмоздателям найти было трудно, и тогда было принято решение восстановить алтарную преграду по другой методике – серебряным напылением. Внешне иконостас полностью соответствует своему историческому предшественнику, но, конечно, искусствоведческие нюансы остались.

– Как воспринимают Казанский собор сегодняшние жители Петербурга – как памятник или все же как храм?

– Расположенные неподалеку Исаакиевский собор и храм Спаса-на-крови воспринимаются и остаются в сознании массовой публики музеями, а Казанский собор – единственный действующий православный храм в этом районе уже 15 лет. За это время отношение к собору у людей изменилось. То, что он кафедральный, тоже привлекает к собору повышенное внимание – ведь там регулярно служит митрополит Владимир. Но при этом для верующих жителей этого района города Казанский собор все же остается их приходским храмом. Его воспринимают как живой приход, здесь много постоянных прихожан. На мой взгляд, это замечательно.

Сейчас в нижних, крестильных помещениях собора планируется создать культурно-просветительский центр с постоянной экспозицией и лекционными залами. Мы надеемся, что в будущем все больше и больше людей смогут познакомиться с историей собора.

pravoslavie.ru

Казанский собор — что это? — Альтернативный взгляд Salik.biz

Здравствуйте, друзья. В продолжении тематики статьи о двух Пальмирах, наверное, логичным было бы написать ещё об одном похожем сооружении. Речь идёт о Казанском соборе в Санкт-Петербурге. Как известно, здание Казанского собора построено в стиле русского классицизма, но есть одно но, что выделяет его из общего ряда подобных строительных конструкций — наличие полукруглой системы колонн с северо-восточной стороны. Официальная историческая справка о происхождении Казанского собора находится здесь. Согласно неё, собор был запроектирован русским архитектором Андреем Никифоровичем Воронихиным. Поиск по гуглу других творений данного зодчего дал лишь то, что из серьёзного он сотворил только здание Горного кадетского корпуса. А до этого специализировался в основном на живописи и отделке интерьеров. Не хочу ничего наговаривать на этого исторического персонажа, но сразу же идёт лёгкое несоответствие.

Неоднократно в разных источниках писалось, что дома на этой стороне Невы ранее стояли без фасадов. Есть многочисленные материалы, в которых эти дома указаны, как частично разрушенные Невой. Действительно, судя по карте, все дома в ряду имеют чёткую прямоугольную пространственную структуру, и только фасады ломают всю картину и идут параллельно набережной. Сразу же напрашивается вывод, что архитектор сделал только фасад. Остальное было построено до него. Ну может быть отработал ещё и интерьер, на чем он специализировался ранее. А как же он смог сотворить целый Казанский собор?

Ну и как всегда, начинаем со сравнительного анализа карты.


Получается всё очень странно. Оси объекта не совпадают ни с нынешними сторонами света, ни с осями объектов на Дворцовой площади. Как же так? Культовые сооружения строили с чёткой ориентацией алтарной части на восток. Все объекты культовой направленности строго подчинялись этому правилу начиная уже с 18 века. В чём же загвоздка? Ответить на этот вопрос нам поможет всё тот же градостроительный план Санкт-Петербурга от Ж.Б.Леблона. Точнее, та его часть, которая отображает расположение звёзд-крепостей на нём.

Не обращаем внимание на здания и прочие архитектурные проявления на этом документе, считаем их всего лишь замыслом автора. Ну и наверное для понимания нам здесь не обойтись без гиф-мэйкера, иначе можно не уловить наглядность. Давайте совместим градостроительный план от Леблона с современным спутниковым снимком, и выделим наш объект.

Рекламное видео:

Упс… начинают проявляться многие детали. А главное то, что Казанский собор попадает на один из углов большой звезды-крепости, и системой колонн ориентирован он явно на канал, идущий по её границе. Зачем?

— Salik.biz

Очевидно, г-н Леблон составлял данный план на подложке более старого документа, который указывал с приемлемой точностью расположение звёзд-крепостей на том месте. Если какую-то часть зданий он прорисовал от себя как свой творческий замысел, то выдумать звёзды-крепости он никак не мог. Эти сооружения были выстроены до него. И сразу же возникает другой вопрос, а именно по реке Нева. Видно, что она пробила себе дорогу хаотически, образовав дельту на месте главной звезды-крепости. Но почему получилось так, что она пришла ровно в исторический центр Санкт-Петербурга, и ни километром южнее или севернее? Очевидно, Нева выбрала самое низкое место, и прошла по границе той земляной массы, которая была сдвинута с севера. Эта масса по иронии судьбы обошла звезду-крепость стороной и накрыла её в меньшей степени. Как известно, все звёзды-крепости всегда находились вблизи водоёмов. А если в этой звезде был древний мегаполис (все признаки на это указывают), то наверняка он был выстроен на перекрёстке древних путей. С сухопутными дорогами, как известно, в те времена было тяжело, и основными логистическими направлениями были водные пути. С западным направлением тут вроде бы всё понятно, но неужели это всё? Смотрим карту.

Упс… А что за артефакт находится на глубине Ладожского озера? Явно не Дорога Бимини, и длиной не менее 20 км. Если это подводная река, то уж очень прямая и равна по ширине на всём участке. Давайте проверим на Яндексе, вдруг это обычная опечатка или ретушь.

Совершенно нет, это действительно прямой выкопанный участок дна, и даже баржи сверху сфотографированы. Видимо, там как раз фарватер судоходного участка. И ширина его соизмерима с современной Невой. Этот участок явно не углубляли земснарядом, иначе вокруг были бы островки. Давайте взглянем на ещё одну карту, и всё сразу станет понятно:

Это есть не что иное, как канал, который в доисторические времена соединял Белое море с Балтийским. Товарищ Сталин его только реанимировал, расчистив те участки, которые завалило землёй и скальником. Ну и естественно, затопленные естественным путём участки данного древнего канала никто не трогал, в этом не было необходимости. И мы имеем то, что к древнему Санкт-Петербургу с востока подходил широкий водный путь. Это был путь с Тартарии, Бьярмии и других стран, расположенных на тех землях. Может, это и есть тот самый путь из варяг в греки, уже сейчас доподлинно известно, что днепровские пороги есть обломки от древних шлюзов, а выход в Днепр был возможен. Можно сейчас много рассуждать о Мариинской водной системе и других путях, но это тема для отдельного рассказа. Факт существования водного пути с востока очевиден. И кстати, если провести прямую линию от того подводного участка на Всеволожский район ЛО, то попадаем на СНТ с говорящим названием Дунай. С какого потолка его так назвали, если там нет ни одного серьёзного водоёма? Название дано согласно исторических данных не в 20 веке, а раньше, так назывался одноимённый посёлок и в последствии ж/д станция. Все названия Дон, Днепр, Днестр, Дунай происходили от одного корня, означавшего в древнеславянском проточный водоём (пусть поправят меня филологи). Слышал версию, что Нева ранее называлась Кубанью, ну вот значит появляется ещё одна версия, и даже не про Неву.

Ну и в итоге получается так, что Нева, обойдя с юга границу наваленной земляной массы, в каком-то месте вошла в тот самый старинный канал, и по нему вошла в звезду-крепость, попутно смыв часть внутренних строений и внешних границ. Этот процесс шёл лавинообразно. В каких-то местах канал размыло, в каких-то он был завален остатками сооружений и землёй, и Нева промыла новые пути. Всё это очень хорошо просматривается на плане г-на Леблона. Наверное, следует добавить, что ограждения большой звезды-крепости были выполнены из гранита. Его размыло и разбросало в хаотическом порядке, и видимо впоследствии его откапывали и устанавливали на новые русла Невы, Фонтанки, Мойки и прочих проток. Возить с других мест и обтёсывать гранитные блоки в таком количестве было не реально. Наверное, не стоит верить историческим источникам, где это всё описывается. Сравнивая технические возможности того времени, и частые регулярные военные действия в стране, можно смело утверждать, что подобное просто физически не возможно.


Но давайте вернёмся к Казанскому собору.

— Salik.biz

Итак, друзья, мы начинаем понимать, что Казанский собор изначально не являлся украшением Невского проспекта, как сейчас. Он был восточными воротами в Санкт-Петербург (или как он там тогда назывался). И по аналогии с Дворцовой площадью и зданием Штаба на ней, он своей полукруглой системой колонн осуществлял направление сигнала в ту сторону, откуда прибывали корабли с востока. Ну и естественно, для того, чтобы отражать сигнал в нужную сторону, нужен источник такого сигнала. Значит, в фокусе системы колонн должна стоять ещё одиноко стоящая колонна с облучателем. Как её сейчас найти? Всё просто, давайте обратимся к старым картинам. Фотографий к сожалению нет. Итак:

Вот собственно и колонна-столп. Судя по глазомерному масштабу, находился он почти возле проезжей части. Столп больше напоминает обелиск, но на его вершине видно золоченый купол и на нём крест. Разобрать данную конструкцию в деталях уже невозможно. Или другая картина:

Судя по тому, что авторы картин разные, колонна-обелиск в центре явно имела место быть. Какой была её высота? Теперь уже с достаточной точностью не определить, но по глазомерной перспективе она была как раз под высоту колоннад. Здание напротив собора со стороны канала Грибоедова на данное время снесено и на нём стоит здание компании Зингер, а вот рядом стоящее здание явно реконструировано и на нём надстроено ещё два этажа.

А вот ещё одна гравюра:

Странно, не правда ли? Портик слева толи недоделан, толи ещё не восстановлен после разрушения. Автор Морнэ, гравюра 1830-х годов. Судя по тому, что автор досконально прорисовывал мелкие детали, говорить об упрощении рисунка неосновательно. Значит, гравюра выполнена ранее, чем её датируют официально, либо г-н Воронихин всё таки не строил этот собор, а всё же восстанавливал и не более того. Может быть даже он перестроил восточный фасад под алтарную стену, как и положено по канону. Есть подозрения, что на этом месте был такой же портальный вход, но его разрушило потоками воды, как и край колоннады с той стороны. Ещё обратите внимание на пьедестал колонны-столпа. На данной гравюре не видно его ступеней, которые вполне отчётливо просматриваются на других гравюрах. И вообще, складывается впечатление, что собор стоит на легком косогоре, поднимающемся с юга на север. Что это? Фантазия художника? Скорее всего нет, это действительно нанос земли, который ещё не успели убрать на момент рисования. По имеющимся материалам очень сложно понять, какая часть здания и колоннад находится под землёй. Терзают смутные сомнения, что минимум полтора метра ещё просто занесено. И на входы колоннад также должны быть лестницы, как и на главном входе. Ещё одна маленькая деталь — обратите внимание на размер дверных проёмов в здание.

Они очень большой высоты, явно превышающей двухкратный рост современного человека. Для чего понадобилось делать такой проём в районе с достаточно сложным климатом? Ответ напрашивается сам, что на момент строиельства климат был совершенно другим и люди, посещавшие здание, были явно высокого роста. В данное время имеется очень много материалов о населявших нашу землю людях-гигантах. Очевидно, здесь и есть тот самый случай, здание строили как раз для таких людей и строители 19 века тут абсолютно не при чём. Эти строители реально затратили более 10 лет на восстановление данного здания и адаптацию его под актуальные на то время религиозные каноны.

Как же это сооружение использовало атмосферное электричество? Да собственно как и другие, может быть с небольшой конструктивной разницей. Давайте попробуем восстановить картину. Купол здания явно раньше был позолочен. Обратите внимание на последнюю гравюру, он там явно одного цвета с изображением лучей над входом. И изначально купол был именно позолоченным. Конструкция самого купола и светового барабана под ним была аналогичной, как описано здесь. Вот только металлосвязи в самом здании выглядели немного по другому.

Совершенно понятно, что если металлосвязи шли, как указано на рисунке, то система колонн просто выводила электрический потенциал помещения внутрь себя. Помещение продлялось на длину этих колоннад. Всяк заходящий в колоннады таким образом попадал в зону действия электрического поля, которое было внутри здания. Для чего это было нужно? Видимо, здесь осуществлялся вход с кораблей, а сигналы кораблям и подавал тот самый столп, отражающий сигнал от полукруглых колоннад. Входы на колоннаду были своего рода КПП, и воздействуя на входящих, электрическое поле формировало в них определённый внутренний настрой. Дальше из здания уже был проход в саму звезду-крепость. И видимо, без воздействия этого поля вход внутрь был противопоказан.

Ну а выглядел Казанский собор примерно так.

Разве что может быть к порталам колоннад были проложены каналы таким образом, что на эти порталы можно было сойти с лодки. И есть подозрение, что на этих порталах тоже стояли купола, размером чуть меньше главного. По законам физики они должны были там стоять. Но ответить на эти вопросы можно только после детального исследования.

salik.biz

Казанский собор, история, мифы, городские легенды и тайны. Наш ответ Ватикану: alkopona — LiveJournal

Казанский собор. Санкт-Петербург, история, мифы, легенды

Согласитесь, что путешествие по Европе меняет нас в лучшую сторону, будь вы хоть доярка из деревенского колхоза или преподаватель истории мировой культуры, но сложно не попасть под влияние чарующей магии старушки Европы. Так и Павел I, чей призрак и сегодня пугает кошек в Михайловском замке, путешествуя по Италии с будущей супругой, к слову, под вымышленной фамилией Северный (Дю Норд), удостоился личной аудиенции у папы римского, и так впечатлившись Ватиканом приказал построить в Петербурге его копию.

Русский Ватикан руками раба

Вернувшись в Петербург и дотянувшись своими ручонками до царского престола, он на последнем году своего короткого правления успел заложить фундамент для реализации этой мечты. Место для строительства долго искать не пришлось, на Невском проспекте и так уже обветшала церковь Рождества Пресвятой Богородицы, так что новый храм должен был заменить покосившуюся.

2.
Свод казанского собора. Купол. Изнутри

То ли в годы правления Павла также было эмбарго на зарубежную продукцию, то ли импортные товары были не по карману царскому двору, но сам Строганов уговорил императора построить храм обязательно из отечественных стройматериалов, да еще по проекту отечественного архитектора, подсовывая при этом императору чертежи своего бывшего крепостного — Андрея Воронихина, которого граф лично обучал азам архитектурного мастерства и которому в награду за хорошее обучение пожаловал свободу. «Использование служебного положения в личных целях!», — могли бы кричать вы в то время, но все смеялись вам в лицо: «Конечно, а как иначе?».

3.

фото с сайта https://wikimedia.org/

Вторая колоннада

Бывший раб оценил возможности выделенной ему площадки и решил строить с небольшими отличиями, потому что нужно было не нарушить проекции и принятых норм храмостроительства, обратив алтарь обязательно на восток. Эта загвоздка мешала правильной постройке копии собора святого Петра, именно поэтому колоннаду развернули в сторону Невского проспекта, и как ноги блудной девицы раскинули шире, чем у целомудренной ватиканской дамы, уж простите мне это грешное сравнение. Такое решение позволило порадовать царя и сделать боковую часть храма «парадной».

4.

фото с сайта http://www.xfakti.ru/

Не многие знают, но полностью сбыться проекту Воронихина не дали, ибо южная часть Казанского собора должна была стать зеркальным подобием северной, и там собирались развернуть вторую колоннаду. Если бы изначально задуманный проект удалось реализовать, то храм своим видом напомнил бы инопланетный звездолет.

5.

фото с сайта http://www.nasledie-rus.ru

Архангелы ждут своего правителя

Мало кто задается этим вопросом, но в итоговой версии храма не хватает не только второй колоннады, но и пары скульптур, ведь и по сей день там остались пьедесталы, которые предназначались для архангелов. Они не всегда пустовали, до 1824 года на окончании этих крыльев были их гипсовые копии, которые в будущем планировали заменить бронзовыми оригиналами, но точной причины почему этого так и не случилось — нет. Хотя народ естественно это додумал и вынес свой вердикт, архангелы не пожелают занять свои места пока Россию не возглавит мудрый, правдивый и честный политик. Подождем?

6.
Колоннада Казанского собора

Думаете все? Часть архитектурного сооружения Казанского собора должны были составить дома для клира и колокольня, задуманные архитектором, но Павел I при проектировании оказался непреклонен: «В Риме у Петра нет колокольни, а нам и подавно ни к чему. Что касается церковнослужителей, то эти без жилья не останутся«. Суров был император, но в чем-то прав.

7.
Купол Казанского собора

Сердце Кутузова

Главной загадкой для многих историков было нахождение сердца великого полководца, захороненного в этом соборе. По многим легендам в Петербург привезли только тело военачальника, а якобы его сердце согласно последней воли Кутузова осталось на военной дороге в Пруссии. Историки люди дотошные, решили сказку разрушить и в 1933 году вскрыли могилу в Казанском соборе. Что вы думаете они нашли? Банку с набальзамированным сердцем генерала-фельдмаршала, так что тут оно, а не на кладбище Тиллендорф.

8.
Купол Казанского собора

Музей атеизма

Советское правительство оказалось с юмором, ладно снятие крестов и закрытие церквей, но сделать практически в главном храме города — музей атеизма? Это очень тонкий троллинг верующих и насмешка над доброй частью собственного населения.

9.
Купол Казанского собора

В соборе еще была главная икона Казанской Божией матери, но ее отсюда перенесли в Князь-Владимирский собор и сомнительно звучит легенда о том, что ее вывезли на фронт к солдатам готовящимся прорвать блокаду. Хотя чем судьба не шутит, и может руководство страны и города дало на это разрешение, в надежде попробовать все варианты. Говорят, именно это событие помогло нашим защитникам в январе сорок четвертого. Сейчас же икона находится на своем заслуженном месте, да готова служить верой и правдой миллионам паломников.

Подписаться на обновления
Я в других социальных сетях:
Купол Казанского собораКупол Казанского собораКупол Казанского собора
Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник. Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. При подготовке статьи могли быть использованы различные источники, но слова и текст авторский. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.

По вопросам рекламы и предложений писать на почту [email protected]

Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.

alkopona.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *