Казанский собор в петербурге фото – Фото Казанского собора в Санкт-Петербурге (61 фото)

Храмы Петербурга… Казанский

Поездка российского императора Павла I в Италию, где тот удостоился личной встречи с Папой Римским привела к тому, что император так вдохновился красотами Ватикана, что наказал в Петербурге возвести его копию. И его наказ был выполнен.

По возвращению в родные края и оказавшись на престоле, в последний год своего и без того короткого правления, император Павел I успел положить начало для воплощения задуманного.

На поиск места для застройки много времени не тратили, тем более что церковь Пресвятой Богородицы, расположенная на Невском проспекте, давно обветшала. Кафедральный собор иконы Казанской Божией матери. (1801-1811)Сооружён по проекту Андрея Ивановича Воронихина для перенесения в него древней иконы Казанской богоматери, по имени которой и назван собор. Императорским решением был одобрен замысел начинающего свой мастерский путь зодчего А. Н. Воронихина, бывшего некогда крепостным графа Александра Сергеевича Строганова – президента Академии художеств.

Ближайшим по времени и стилю прототипом Казанского собора является собор святого Петра в Риме. Об это прежде всего напоминает наружная колоннада со стороны Невского проспекта. В это архитектор А.Н. Воронихин следовал желанию императора Павла I. Воронихин быстро оценил возможности представленной под застройку площади и принял решение построить доверенный объект с некоторыми отличиями. Причиной этому послужила необходимость повернуть алтарь на восточную сторону, не нарушив при этом принятых норм и проекций строительства храмов.
Такая загвоздка препятствовала воплощению точной копии ватиканского собора св. Петра, по этой причине колоннаду было решено повернуть к Невскому проспекту. Такой шаг позволил одновременно создать «парадную» боковую зону и порадовать царскую особу. Мало кто знает, что полностью воплотить задуманный Воронихиным проект так и не удалось.
Идея подразумевала, что южная часть собора будет являть собой зеркальное отображение северной, и именно там должна была расположиться вторая колоннада. Если бы первозданный проект все же нашел бы свое место в жизни, то сегодня на Невском проспекте находилось бы подобие инопланетного звездолета.
Казанский собор на карте города и первоначальный план собора.

Продолжая тему отличий между задуманным проектом и готовым собором, стоит упомянуть и парочку скульптур. До наших дней пьедесталы остаются пустыми, а ведь на них должны были восседать архангелы. Стоит сказать, что пустыми они были не все время. До 24-го года IXX века на окончаниях крыльев располагались копии архангелов, выполненные из гипса, которые планировалось заменить на оригинальные бронзовые, но этого так и не произошло. Почему?
Вид на Казанский собор со стороны улицы Казанская./ Фото: tvereparhia.ru

Причина так и не известна. Однако, народ на этот счет выдвинул свою версию, сказав, что архангелы отказались занимать свое место до тех пор, пока в России не появится честный, достойный и мудрый политик! Колокольня и дома для клира так же должны были стать частью собора, но при утверждении проекта, Павел пожелал убрать их, аргументируя это тем, что в Ватикане ничего этого нет.
Внутри храм имеет форму римской базилики, разделенной четырьмя рядами гранитных монолитных колонн коринфского ордера на три коридора — нефа.Проектируя собор, зодчий решил важную градостроительную задачу, оформив не только значительную часть Невского проспекта, но и прилегающие улицы и площади. Имеющему в плане форму латинского креста зданию, обращённому к Невскому проспекту боковым фасадом, примыкает грандиозная дуга колоннады из четырёх рядов коринфских каннелированных колонн (девяносто шесть штук) и шестиколонным портиком в центре. Концы дуги завершены мощными объёмами порталов с аттиками, оформляющие проходы на боковые улицы. Эта дуга образует торжественную площадь, Казанскую, входящую в цепь ансамблей Невского проспекта. Глубокие портики с фронтонами отмечают каждый из рукавов креста. Над средокрестием возвышается стройный и лёгкий купол на прорезанными окнами барабане. Наружные колонны, облицовка и многочисленные барельефы исполнены из жёлтоватого известняка. Меня и сегодня потрясают великолепные фасады Казанского собора, хотя часть их в настоящее время утрачена. Выполненные из пудожского камня, они щедро были украшены скульптурными композициями и барельефами. Над этим благолепием трудились известнейшие мастера того времени: И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, В. Г. Годеев, В. И. Демуг-Малиновский.Бронзовые статуи в нишах собора (И. П. Мартос, Пименов С. С., Демут-Малиновский В. И.) и бронзовые створы северных дверей (копия “Райских врат флорентийского баптистерия” Гиберти Л.) дополняют богатое скульптурное здание собора.Украшающие храм колонны и пилястры все коринфского ордера. По пропорциям коринфского же ордера выполнены и карнизы. Над карнизами размещен аттик, местами переходящий в балюстраду. Наружные колонны, облицованные пудожским камнем, покрыты каннелюрами — вертикальными желобками (на каждой колонне по 20 каннелюр), что создает впечатление легкости, хотя каждая колонна весит около 28 тонн. Высота наружной колонны — около 14 м, нижний диаметр — 1,45 м, верхний — 1,1 м.Колоннада со стороны Невского проспекта состоит из 94 колонн, портик с южной стороны собора имеет 20 колонн, портик с западной стороны — 12 колонн.Общее количество колонн, образующих колоннаду и портик — 136. В плане собор имеет крестово-купольную форму, в основе которой лежит латинский крест. Длина собора с запада на восток 72,5 м, с севера на юг — 57 м. Ширина центральной части — от купола до западных дверей — примерно в 2 раза меньше.Внутренне пространство храма членится рядами гранитных колонн на три нефа. Длина главного нефа – шестьдесят девять метров.Интересен мозаичный пол собора, выложенный серым и розовым карельским мрамором. Полы и ступени алтаря и амвона, основание царского места и кафедра облицованы малиновым шокшинским кварцитом (порфиром), который высоко ценили во всем мире. Русское правительство подарило плиты этого камня Франции для облицовки саркофага Наполеона в Париже. Все эти породы, вместе с черными шунгитовыми сланцами, использовались также в виде вставок в полах собора. Как уже указывалось, при строительстве собора практически не использовались иностранные материалы. В этом плане Казанский собор по праву можно считать музеем российского природного камня, в чем велика заслуга как Воронихина, так и Строганова, который хотел использовать при строительстве собора только отечественные минералы.Храм наполняло светом прекрасное паникадило в 180 свечей (работа Ж. Герена). Ко дню освещения Казанского собора одноименный чудотворный Образ Богородицы был облачен в великолепную золотую ризу, украшенную драгоценными каменьями и жемчугами. Из 40 пудов трофейного французского серебра архитектор К. А. Тон выполнил облицовку главного иконостаса. Позднее, в 1884 в соборе появляется 11 пудовая серебряная гробница для плащаницы, а в 1890 – чеканные хоругви.Великолепное внутренне убранство, чтимые святыни, церковная утварь, сама по себе представлявшая произведения искусства, словом, всё это создавало неизгладимое ощущение прекрасного у прихожан. А расположенные здесь памятные доски, барельефы Павла I и Александра I, а также гробница М. И. Кутузова напоминали об имперской славе России.В соборе погребён генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов (1813 год), и хранятся трофеи Отечественной войны 1812-1815 годов. В этот период собор стал памятником русской военной славы: 25 декабря 1812 года кавалергарды и конные лейб-гвардейцы торжественно перенесли в собор первые двадцать семь трофейных французских знамён (всего 115 знамён и 94 ключа от восьми крепостей и семнадцати городов Европы, взятых русскими войсками).Так были запечатлены похороны русского генерала Михаила Кутузова в 1813 году у Казанского Собора. Кутузов похоронен в Казанском соборе.Анализируя живопись Казанского собора, отметим, прежде всего, что все живописные работы в храме выполнялись художниками академической школы, но начавшими творить в разные эпохи. Поэтому по своему характеру их работы заметно отличаются друг от друга.
По общепринятой оценке наиболее значительными художниками, из числа работавших в соборе живописцев, являются Боровиковский, Шебуев, Бессонов, Угрюмов, Иванов, Кипренский и Брюллов.

В 1837 году перед северным фасадом храма установлены памятники героям этой войны – Кутузову М. И. и Барклаю де Толли М. Б. работы скульптора Орловского Б. И.

Самыми характерными для времени и стиля Казанского собора являются живописные работы кисти В.Л.Боровиковского, которому принадлежит иконопись Царских Врат Главного Иконостаса и четыре больше иконы, изображающие Святую Великомученицу Екатерину, Святых Антония и Феодосия Киево-Печерских, Царя Константина и Царицу Елену. В настоящее время в храме находятся его работы на Царских Вратах и образ Святой Екатерины.

Надо сказать, что эти работы, как и работы других художником этой эпохи, вовсе не похожи на старинные русские иконы. По существу это скорее живопись на религиозные сюжеты, формировавшаяся в стенах Академии художеств под влиянием канонизированных Академией работ художником итальянского Возрождения, прежде всего, Рафаэля. Даже самые лучше, талантливые живописцы и скульпторы той эпохи, при всей своей несомненной религиозности и любви к религиозным сюжетам, были художниками светскими и переносили этот светский дух в свои творения, украшавшие храмы.Боровиковский. Архангел Гавриил (Благовещение). Евангелисты (Матфей, Марк, Лука и Иоанн). Шесть круглых медальонов в створках Царских врат.

Наконец, отмечу шедевр религиозной живописи в Казанском соборе — запрестольный образ К.П.Брюллова «Взятие Богоматери на небо».
Карл Павлович Брюллов — величайший русский художник первой половины XIX в.
Богоматерь Казанского собора, написанная Брюлловым, это его Мадонна. Ее образ возник в его сознании задолго до 1836 г., когда ему было поручено написать Ее запрестольный образ. И хотя сам художник остался недоволен своей работой, однако в ней можно видеть то, что он сам сказал о Сикстинской Мадонне: «Грация соединена со строжайшим стилем…». Вознесение Богородицы тематически близко к православному Успению. Но какая огромная разница в манере художественного воплощения этого сюжета в старых русских иконах и в картине гениального русско-европейского художника!
Высоко над землею на легком облаке стоит брюлловская Богоматерь. Два Архангела в виде бесплотных духов поддерживают Ее. Херувимы несут на главах своих облако кверху. Вся живописная группа выражает стремительное движение в высь. Богоматерь благоговейно скрестила руки на груди и подняла глаза «горе». С радостью и смирением взирает Она на видимого Ее одной Всемогущего Творца. Навстречу Ей сверху стремятся новые Силы Небесные. Православный человек, взирая на этот шедевр Брюллова, так же как и на другие образы и картины-иконы Казанского собора, не должен забывать, что искусство, в том числе и храмовое, имеют тенденцию к развитию. В 1876 году перед собором прошла первая в России политическая демонстрация, на которой выступил Плеханов Г. В. Рабочий же Яков Потапов развернул красное знамя. Результат — несколько десятков лет каторги. В 1929 году собор, как культовое здание, был закрыт, а в 1932 году здесь разместили музей Истории религии. Во время ВОВ в соборе, у могилы Кутузова М. И. проводились торжественные воинские ритуалы – клятвы на верность Родине и Ленинграду. Тысяча шестьсот пробоин и следов от снарядов насчитали реставраторы на крыше, стенах и колоннах.

При строительстве Казанского собора возникла площадь. В 1899-1900 годах на площади разбили сквер (0.47 га, садовый мастер Катцер Р. Ф.) В 1924 на площади открыли памятник Плеханову, который вскоре был демонтирован. В 1934 году на площади смонтировали гранитный фонтан, который был сделан в 1809 году по проекту Тома де Томона и находился на Пулковском шоссе. В период блокады район вокруг площади подвергался ожесточённым артобстрелам и бомбардировкам. В 1942-1944 годах на площади разбили огороды.В работе над проектом собора Воронихину Андрею помогал Алфёров Николай.

Сооружение храма приравнивалось к важнейшему делу государеву. Был объявлен конкурс на лучший проект. В конкурсе приняли участие такие мэтры как Камерон Чарльз, Кваренги Джакомо, Тома де Томон Жан и др. Победил молодой и неизвестный архитектор — Воронихин Андрей Никифорович. И это не случайно: Воронихин был питомцем графа Строгонова, президента Академии художеств, куратора стройки. Андрей Воронихин был крепостным графа. Заметив способности мальчика к живописи и архитектуре, граф направил его учиться в Москву; его учителями были архитекторы Казаков и Баженов. В 1785 году граф дал вольную Андрею, и отправил юношу продолжить обучение в Швейцарию и во Францию.

«Воздвижение Моисеем медного змия в пустыне»- работа скульптора Прокофьева. Дина около пятнадцати метров. В композиции сорок персонажей. Казанский собор не имеет колокольню. За этим аттиком скрывается звоница.

Фрагменты дверей.

У Василия Екимова не было рядом консультанта, и сюжеты из Ветхого завета мастер расположил произвольно. Однако это не страшно, т. к. сам маэстро Гиберти не соблюдал хронологию Ветхого завета. Главное, что и Лоренцо Гиберти, а вслед за ним и Василию Екимову удалось передать перспективу.В 1809 году Пименов С. С. закончил работу над скульптурой святого равноапостольного князя Владимира Красное Солнышко.Над решёткою к могиле генерал-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова работал сам Андрей Никифорович Воронихин.

Сейчас в Казанском соборе хранятся шесть ключей от европейских городов, шесть трофейных французских знамён и + жезл маршала Франции — Даву. Остальные ключи и знамёна ещё при царе были вывезены в Москву и выставлены в Историческом музее.

Иконостас, работы Константина Тона, установлен в 1834 году. С точки зрения архитектурной, иконостас Казанского собора считается лучшей работой Тона, в высшей степени удачно сочетающийся с архитектурой храма и его убранства. Его центральная часть представляет собою огромную арку, стоящую на парных колоннах. Колонны выполнены из сибирской яшмы. Они находились ранее в Кабинете Его Императорского Величества. Ими были заменены серебряные колонны от старого воронихинского иконостаса. Боковые части иконостаса сделаны достаточно просто, чтобы выгоднее выделить достоинство его центральной части. Царские Врата остались без изменений, но кроме них и расположенных на иконостасе икон, все было переделано в 1836 г. Малые иконостасы были также изменены, но в меньшей степени чем главный, как замечает А. Аплаксин, «приходится жалеть об исчезнувших тонких барельефных картинах на евангельские и библейские сюжеты, помещавшиеся на нижнем поле иконостасов.»К.А.Тон

Но вот о чем дейсвительно не перестаешь жалеть, так это о самом иконостасе К.А. Тона. В 1922 г. он был разобран и переплавлен в серебряные слитки. Трудно найти архитектора, творческому наследию которого повезло бы меньше, чем наследию Тона. Почти все храмы Петербурга, сооруженные этим зодчим, с которого начался в нашем искусстве переход от подражания западным стилям к национальным истокам, были уничтожены.

А ведь на создание иконостаса пошло серебро, которое французы пытались вывезти из России, а казачки атамана войска Донского, графа Матвея И. Платова (генерал от кавалерии. Приравнивается к генералу армии в СССР и в нынешней России) у них отняли.

Фонтан установлен в 1809, сработан по чертежам Андрея Никифоровича.

Барклай де Толли Михаил Богданович. Генерал-фельдмаршал, военный министр, главнокомандующий, принявший армию после смерти Кутузова М. И. Изображён в позе покоя. Плащ символизирует связь героев Рима с русскими полководцами. Под ногами князя и полного кавалера св. Егория французский орёл.Работа Орловского Б. И. (1835). 27 октября 1893 года в Казанском соборе отпевали Петра Ильича Чайковского.

Казанский собор от начала своего существования до революционного переворота 1917 года выполнял не только свою прямую духовную миссию – служение литургии – но также отражал все культурно-исторические события России, являясь выдающимся памятником её воинской славы.

В 1911 году празднование столетия собора.

В начале XX века в 1903 году у горожан возникла необычная идея – создать подле Казанского собора такую же могучую звонницу, но Академия художеств разумно отвергла данное намерение. К 100-летнему юбилею собора был совершен ряд реставрационных работ под руководством лучших зодчих и художников, в числе которых был мой любимый епархиальный архитектор А. П. Аплаксин.После процесса по реквизиции церковных ценностей в 1922 году, в процессе коего был расстрелян Митрополит Вениамин (Казанский), интерьер собора также сильно пострадал. Из него было изъято одного серебра весом около 2 тонн, в результате чего в горниле переплавки погиб уникальный серебряный иконостас. Меня удивило, что вопреки увеличивающимся репрессиям здесь до 1925 года всё же существовала богадельня для престарелых женщин, да и приход оставался многочисленным. Не прекращались миссионерская и благотворительная деятельность.С 1928 года храм отдан в руки «обновленцев», а с начала 1932 года – закрыт.


В подвалах храма ГПУ устроило склады. На мой взгляд, настоящим кощунством было то, что в соборе, так много значившем для России, новые власти решают создать ни что-нибудь, а именно Музей истории религии и атеизма, в назидание, так сказать.В начале 90-ых годов XX века собор стал постепенно возвращаться к своему истинному предназначению. А осенью в 1990 году в хранилищах Музея атеизма и религии, расположенного в Казанском соборе, были обретены утраченные в годы репрессий против церкви мощи преподобного Серафима Саровского. Торжественное богослужение по случаю их нахождения возглавил Патриарх Алексий II. Из Ленинграда 6 февраля 1991 года святые мощи были отправлены на поезде «Красная стрела» в Москву. В то время власти всё ещё пытались не допустить широкой огласки произошедшего, но, тем не менее, на проводы преподобного Серафима собралось огромное множество людей.Хочу отметить, что вход в собор свободный.
Собор открыт каждый день: в будние с 7:00 утра, в воскресенье и праздники с 6:30
Доступ посетителей в храм прекращается после завершения вечерней службы, около 21:00.

Казанский собор — один из самых замечательных памятников архитектуры и изобразительного искусства не только России, но и всего мира. Как отмечает архитектор А.Аплаксин: «Весь восемнадцатый век мы учились у Европы ее искусствам и только в начале девятнадцатого столетия вполне уже самостоятельно выдержали испытание по знанию европейского искусства.Казанским собором Россия сравнялась с Европой, поднявшись на уровень познаний и изображения прекрасного».

Стиль, в котором построен собор, нельзя определить однозначно. Обычно его определяют как стиль русского классицизма в его зрелой стадии. Соглашаясь с тем, что Казанский собор действительно имеет черты этого господствовавшего в то время в России стиля — колонны, портики, треугольные фронтоны, отметим и специфику архитектуры собора, которая роднит его с другими архитектурным стилями.

А с подробным описанием архитектурно-художественного ансамбля Петербургского Казанского собора подробно вы можете познакомиться здесь.
Вот только малая толика того, что можно рассказать об этом соборе.

https://turizm.mirvokrugnas.com/1337095896088185797/monastyr…

http://travelask.ru/russia/saint-petersburg/kazanskiy-sobor

https://www.liveinternet.ru/users/5153342/post327917546

http://place-fact.com/place/18832

zhiznteatr.mirtesen.ru

Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге, фото

Казанский кафедральный собор

Казанский кафедральный собор представляет один из самых значимых архитектурных доминант Санкт-Петербурга. Он был возведен в 1811 году, по выигравшему конкурс проекту выдающегося архитектора А.Н Воронихина. В храме, который считается выдающимся памятником стиля ампир, хранится православная святыня – Казанская икона Божьей матери, но не оригинал, а весьма почитаемый список с ее образа. В ее честь храм и получил свое название.

Расположение Казанская пл.,2 Раскрыть карту

Также Вам могут быть интересны

Отобразить на карте

Ранее на месте собора располагалась каменная церковь, возведенная в начале XVIII века архитектором М.Г. Земцовым. В конце столетия ее и окрестные здания разрушили, а на этом месте появилась  обширная площадь, на которой в  1801 году в торжественном порядке заложили основание нового грандиозного храма.

Автор проекта А.Н Воронихин стремился придать облику храма сходство с собором Святого Петра. Об этом его просил император Павла I, который надеялся таким образом улучшить отношения с католической церковью. От фасадов здания, в две стороны как и в оригинальной конструкции, расходятся полуциркульные внушительные колоннады, заканчивающиеся изящными порталами. По плану форма Казанского собора воплощает латинский крест. В северной части центр фасада украшен многоколонным портиком и увенчан фронтоном. В свою очередь, фасад на противоположной стороне выглядит по сравнению с ним более легким, поскольку на нем отсутствует колоннада. Барабан под куполом украшен пилястрами и окнами. Кстати, удачной находкой архитектора является необычный выбор материала для облицовки – пудостского камня. Это известняк, добываемый под Петербургом, который имеет характерный, желтоватый оттенок

Важную роль во внешнем декоре играют скульптурные изображения. Барельефы со сценами из библейской истории располагаются на фасадах и аттиках проездов. Северные врата храма – это бронзовая копия «Врат рая» Лоренцо Гиберти, которые установлены во Баптистерии, что находится во Флоренции. В боковых нишах у дверей расположены бронзовые фигуры Иоанна Крестителя, Александра Невского, Андрея Первозванного, а также князя Владимира, отлитые скульпторами И П. Мартосом, С. С. Пименовым, И. П. Прокофьевым.

Торжественности и величие внешнего облика храма сочеталось с изящным оформлением его интерьера. Архитектор добился необыкновенного единства пространства в этом огромном храме. Ряды коринфских колонн являются настолько прозрачными и тонкими, что из любого места внутри собора возможно увидеть алтарь.

Декор внутреннего пространства Казанского собора был выполнен . В центральном нефе, на сводах апсиды находилась грандиозная фреска С.А. Бессонова «Тайная вечеря». Престол храма был покрыт тонкими среброкованными одеждами, он был обрамлен колоннами, выполненными целиком из полудрагоценных материалов — лазурита и яшмы. Напротив центрального предела размешалось царское место, высеченное целиком из олонецкого мрамора.

Изначально в соборе находился иконостас, спроектированный А.Н. Воронихиным. Однако, в 1836 году была произведена замена на новый, сделанный из серебра, отвоеванного у французов в 1812 году, со вставками серой яшмы. Его автором был знаменитый архитектор К.А. Тонн. Большинство образов иконостаса было создано лучшими художниками эпохи. Например, автором «Благовещения» является В.А. Боровиковский; Г.И. Угрюмов написал «Архангела Михаила»; образы «Григорий Богослов», «Святой Василий Великий» и «Святой Иоанн Златоуст» были созданы В.К. Шебуевым,  а мастер портрета О.А. Кипренский нарисовал «Богоматерь». В дальнейшем, собрание было пополнено иконами П.В. Басина, Ф. А. Бруни и К.П. Брюллова. Кроме изображений, интерьер храма был декорирован также барельефами, из которых сохранилось лишь два: «Несение Креста», а также работа «Взятие Иисуса Христа воинами в Гефсиманском саду».

Казанский кафедральный собор

Судьба Казанского собора оказалась тесно связанной с масштабными военными действиями в России, которые произошли в начале XIX века, вскоре после окончания постройки. Известно, что после молебна под сводами собора осенью 1812 года прославленный полководец М.И. Кутузов направился в ставку русской армии. Когда он скоропостижно скончался во время заграничного похода в небольшом немецком городке, было решено его тело захоронить в склепе, который был установлен в северной части Казанского собора. После войны 1812 года в здании хранились трофеи, захваченные у неприятеля русскими войсками. Поэтому собор известен и как национальное мемориальное сооружение.

После революции храм отдали обновленцам, поэтому службы в нем около десяти лет проходили. Он закрылся только в 1929 году, а с 1932 года здесь находился Музей истории религии и атеизма. В 50-60-е годы ХХ века внутренний и внешний облик собора были отреставрированы, а в 1991 году здание собора стало вновь принадлежать Русской Православной церкви и в нем стали проходить богослужения. 

spbhi.ru

Легенды Петербурга: Казанский собор

А ведь создан он был русским крепостным, да еще и полностью из отечественных материалов. Раньше на этом месте стояла небольшая церковь, в которой хранилась чудотворная икона Казанской Божией Матери. Именно в честь нее собор и назвали.

Павел I повелел, чтобы новый храм походил на собор Святого Петра в Риме. За проект взялся бывший крепостной графа Александра Строганова Андрей Воронихин, ставший впоследствии профессором Академии художеств. Строили десять лет — с 1801 по 1811 год.

Снаружи храм украшают бронзовые скульптуры, представляющие святых Владимира, Андрея Первозванного, Иоанна Предтечу и Александра Невского. Изнутри собор в манере эпохи итальянского Возрождения расписывали выдающиеся художники конца XVIII — начала XIX веков, такие как Брюллов, Бруни, Кипренский, Боровиковский, Угрюмов и другие. В 1837 году, в 25-ю годовщину победы над Наполеоном, перед Казанским собором установили памятники великим полководцам Кутузову и Барклаю-де-Толли.

Интересные факты

Казанский собор — самый большой храм начала XIX века: его высота 71,6 метра. Для купола диаметром семнадцать метров впервые использовали металлическую конструкцию.

Колонны, высеченные из огромных гранитных монолитов, весят до тридцати тонн каждая. Все материалы

отечественные, а мастера, строившие архитектурную жемчужину, родом из России. И это не случайность — ведь сам граф Строганов предложил императору соорудить грандиозный храм силами российских мастеров и из российских же материалов. Царь идеей загорелся, и повелел следовать этой задумке.

6 декабря 1876 года на площади перед Казанским собором прошла первая в России политическая демонстрация с участием рабочих. В дальнейшем это место стало традиционным для многих подобных выступлений.

БЫЛ СЛУЧАЙ

Юрист Иван Григорьев:

— Невозможно не заметить этот парадный собор. Он — одно из главных украшений

Невского проспекта. Мне вспоминается зима. Каждое Рождество мы с семьей ездим в Казанский собор, чтобы встретить этот светлый праздник. Вифлеемская звезда, которую зажигают по центру колоннады здания, создает сказочное и праздничное настроение.

ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ

— Икону Казанской Божией Матери, которая хранится в Казанском соборе, испокон веков наделяли чудодейственными свойствами. По одной из легенд, в дни Второй мировой войны, когда русские войска готовились к прорыву блокады, икону приказали вывезти на фронт и пронести по всем воинским частям. Верующие считают, что именно она помогла советским войскам в январе 1944 года.

— Другие легенды связаны с именем знаменитого полководца Михаила Кутузова, который захоронен в соборе. Поговаривают, что там покоится только тело великого военачальника, а сердце будто бы согласно его последней воле осталось на военной дороге в Пруссии, где полководец неожиданно скончался, и захоронено на кладбище Тиллендорф. Все потому, что умирая, он якобы сказал, обращаясь к солдатам, что сердцем остается с ними.

— Между тем еще в 1933 году специальная комиссия вскрыла могилу генерала-фельдмаршала в Казанском соборе. В акте говорится буквально следующее: «вскрыт склеп, в котором захоронен Кутузов… слева в головах обнаружена серебряная банка, в которой находится набальзамированное сердце».

www.spb.kp.ru

Иконы Казанского собора в Петербурге: история и интересные факты

Вспоминая самые известные достопримечательности огромного города Санкт-Петербурга, нельзя не вспомнить Казанский Собор — старинное сооружение, храм, который хотят посетить миллионы людей не только нашей страны, но и других государств. А когда речь идет о данном соборе, то невозможно не упомянуть чудотворные иконы Казанского собора.

Гостей у входа встречают скульптуры Барклая де Толи и Кутузова, установленные когда-то Орловским. Собор был возведен в 19 веке, и по сей день он популярен не только среди старших поколений, но и среди подростков, в особенности тех, кто изучает историю нашей страны и углубляется в её культуру.

История создания собора

Чудотворные иконы Казанского собораЧудотворные иконы Казанского собораКазанский собор в Петербурге

Из истории строительства собора известно, что в 1801 году было положено начало и долгих 10 лет собор строился. Раньше на этом месте стояла церковь Рождество-Богородичная, но со временем она обнищала.

Архитектор, который был выбран для планирования будущего собора, принял решение строить церковь только из отечественных материалов, к таким в то время относили гранит, мрамор, известняк. Кстати, архитектором был небезызвестный Воронихин. Строился храм с опорой на Римские церкви, на которые всегда было приятно смотреть.

В 1811 году появились иконы в Казанском соборе в Петербурге. Храм осветили, и внесли в него знаменитую икону Божьей матери, которая и сейчас творит невероятные чудеса.

Вообще все иконы Казанского собора в Петербурге известны своей силою. Люди верят в них, они приходят в собор, чтобы замаливать грехи, просить у Бога здоровья, счастья. Они приходят, потому что верят в себя, в страну, и конечно же в Бога.

То, на что хочется смотреть

Казанский Собор в Петербурге заполнен иконами. Там вы сможете увидеть иконы, написанные в 18-19 веках

  • Сергеем Бессоновым;
  • Карлом Брюлловым;
  • Василием Шебуевым;
  • Лаврентием Бруни;
  • Петром Басиным;
  • Григорием Угрюмовым.

Работали художники в академическом стиле, их вдохновителями были коллеги из-за границы, в основном из Италии.

Посетители также приходят посмотреть на иконостас, украшенный позолотою. Это очень красивое и эстетичное сооружение.

Какая икона находится в Казанском соборе

Какая икона находится в Казанском соборе

Если вы давно хотели увидеть надгробие известного полководца, то в соборе можно посмотреть на надгробие Кутузова. Тот же Воронихин планировал будущее надгробие, ныне обнесенное решеткой. Здесь же можно лицезреть ключи от городов, которые пали под силой и мощью полководца Кутузова.

Собор богат памятью, а это самое важное для населения нашей страны, для будущего поколения, которое должно знать историю, дабы построить будущее.

Советы для посетителей

Посмотреть на иконы Казанского собора в Петербурге может каждый. Изучите следующий список правил, если собираетесь посетить достопримечательность (в особенности, полезно будет прочитать девушками, которые редко бывают в церкви или вообще никогда там не были):

  • войти в собор можно бесплатно;
  • вы имеете право делать фотографии, но только не во время службы;
  • богослужения проходят каждый день;
  • у вас есть возможность венчаться или креститься в соборе, для этого вам необходимо заранее заказать венчание/крещение;
  • в будние дни открытие собора приходится на 8:30, а закрытие на 20:00, в выходные он открывается в 7:30, закрывается после окончания богослужения в 20:00;
  • в соборе весь день дежурит священник, поэтому если у вас возникнет какой-либо вопрос, вы можете обратиться к нему;
  • в храме не приветствуется косметика, поэтому женщинам лучше не красится во время посещения собора;
  • юбка на девушках должна быть ниже колена, а голова покрыта платком (правило, которое действует во всех церквях).

Чудотворные иконы Казанского собора

История иконы Божией матери

История иконы Божией матери

Иконы Казанского Собора в Петербурге — это сила и мощь, которую хранит наша страна в святом месте. Многие знают историю о пожаре, случившемся в 1579 году. Пожар был страшный, очень много чего сгорело, но та самая икона Божьей матери осталась нетронутой. Огонь обошел её, не коснулся святого всея Руси. Спустя время её наши под пеплом, точно такую же, как и до пожара.

Несмотря на то что существует множество мифов и сплетен, икона продолжает дарить добро и творить чудеса. Многие говорили о том, что большевики во время революции забрали оригинал из собора, подложили копию. Но, верить или не верить в это — решает человек самостоятельно. Нам лишь стоит добавить, что Казанский собор — это важная часть Петербурга, которой нет аналогов. Это объект культурного, а также религиозного, архитектурного наследия нашей страны. Он включен в большинство экскурсий, направленных на осмотр самых популярных достопримечательностей Санкт-Петербурга.

Подпишитесь на канал Эксклюзивные новости Санкт-Петербурга

vpitergo.ru

история, фото и адрес. Чем интересен Казанский собор (Санкт-Петербург)?

Санкт-Петербург по праву является культурной столицей нашей Родины. Музеи, театры, памятники архитектуры, храмы, соборы без утайки расскажут яркую, а порой трагическую историю России. Свидетелем минувших веков является величественный собор Казанский в Петербурге.

Собор Казанский в Санкт-Петербурге

Рождественская (Казанская) церковь

На месте, где сейчас находится Казанский собор, до 1801 года стояла Рождественская церковь. Была она возведена по приказу императрицы Анны Иоанновны. Строительство церкви Рождества Богородицы продолжалось три года (1733-1736 гг.). 23 июня 1737 года церковь в присутствии императрицы торжественно освятили. А через несколько дней в храм внесли Казанскую икону Божьей Матери. Эту реликвию в 1708 году привез еще Петр I. Церковь стала настоящим украшением Невского проспекта. 58-метровая многоярусная колокольня представляла собой поистине шедевр зодческого искусства. Архитектором Рождественской церкви является М. Г. Земцов. Во времена правления Елизаветы Петровны храм получил статус собора.

Казанский собор

Собор Казанский в Санкт-Петербурге. История строительства

Но через полвека здание обветшало и перестало соответствовать сложившемуся к тому времени нарядному облику Невского проспекта. Потому было принято решение полностью перестроить Казанский собор. В 1799 году по приказу царя Павла I был объявлен конкурс на проект нового храма. Одним из требований правителя было то, что он должен походить на римский собор Святого Петра, возведенный зодчим эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти. Перед архитекторами была поставлена сложнейшая задача: в небольшое уже сформировавшееся пространство требовалось вписать монументальное сооружение с колоннадой. К тому же по православным канонам алтарь обязательно должен был быть обращен на восток. Следовательно, фасад здания должен был выходить не на Невский проспект, а на Мещанскую улицу (ныне Казанскую).

Свои проекты представили многие выдающиеся архитекторы, такие как Гонзага П., Воронихин А. Н., Камерон Ч. и Тома де Томон Ж. Ф. Сначала Павлу I по душе пришелся проект Ч. Камерона, но после содействия графа Строганова строительство было доверено сорокалетнему архитектору Воронихину Андрею Никифоровичу. В 1800 году собор Казанской Божьей Матери стали возводить южнее Рождественской церкви. Все это время храм продолжал работать. Собор Казанский в Санкт-Петербурге планировали возвести за четыре года, но строительство затянулось на долгих одиннадцать лет. Оно проходило на фоне большого патриотического подъема, причиной которого стало предложение графа Строганова задействовать в работе только русских мастеров. Весь строительный материал тоже был отечественным. Работа, в которой были задействованы тысячи крепостных, проходила в очень тяжелых условиях, техника практически полностью отсутствовала. Тем не менее за одиннадцать лет удалось возвести шедевр архитектурного искусства. В высоту храм достигает 71 метра, по тем временам — настоящий великан. Собор Казанский в Санкт-Петербурге стал величественным памятником русского зодчества.

Собор Казанский Санкт-Петербург

Архитектура

Как было сказано выше, строительство Казанского собора было нелегкой задачей. Так как по православным канонам алтарь должен быть обращен на восток, парадный вход выходит на Мещанскую улицу. На Невский же проспект собор выходит боковой стеной. Воронихин выстроил небольшую полукруглую площадь, которую очерчивает колоннада из 95 колонн. А слева и справа она завершается монументальными порталами. Колоннада закрывает основное тело собора, в центре нее отмечен парадный портик. И у людей создается впечатление, что парадный вход в храм находится именно здесь. Собор выполнен в форме латинского креста, над средокрестием возвышается грандиозный купол.

Убранство

Собор Казанский в Санкт-Петербурге поражает своей красотой и величием. Большое внимание было уделено внешней и внутренней отделке. Над скульптурами и барельефами работали многие известные мастера, такие как И. П. Прокофьев (бронзовая фигура Андрея Первозванного, барельеф «Воздвижение медного змия»), С. С. Пименов (скульптуры Владимира Равноапостольного и Александра Невского), И. П. Мартос (бронзовая фигура Иоанна Крестителя, барельеф «Источение воды Моисеем в пустыне»), Ф. Г. Гордеев (барельефы «Благовещение», «Поклонение пастырей», «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет»). Для внутреннего убранство были написаны иконы лучшими художниками начала 19 столетия: О. А. Кипренским, В. Л. Боровиковским, В. К. Шебуевым, Г. И. Угрюмовым, Ф. А. Бруни, К. П. Брюлловым. Для внешней отделки использовали мрамор, шунгит, яшму, финский гранит.

Собор Казанский в Петербурге

Собор в середине 19 века

Через год после освящения в храме был отслужен молебен в честь отправки русских войск на войну. Михаил Илларионович Кутузов также отправлялся командовать войсками из этих стен. Собор Казанский в Санкт-Петербурге стал последним пристанищем этого великого полководца, похоронили его в склепе храма. А еще через год здесь происходили празднования в честь полной победы русских воинов над французскими завоевателями. Собор Казанский (Санкт-Петербург) стал памятником русской воинской славы. В нем хранились трофеи, привезенные с войны.

Собор Казанской Божьей Матери

Судьба собора в постреволюционный период

Тяжелая судьба ожидала храм после 1917 года. Богослужения в нем прекратились. С купала сняли крест, а на его месте поставили позолоченный шар со шпилем. Собор Казанский (Санкт-Петербург) был превращен в Музей истории религии и атеизма. Многие иконы были переданы Государственному русскому музею. Икону же Казанской Божьей Матери перенесли в Князь-Владимирский музей. Внутреннее пространство было поделено на экспозиционные залы. В результате переделок интерьер сильно пострадал, часть имущества была попросту разграблена. В 1941 году Музей истории религии и атеизма временно закрыли, а в соборе устроили выставки под названиями «Отечественная война 1812 года» и «Военное прошлое русского народа». Во время Великой Отечественной войны от бомбежек немецко-фашистских захватчиков очень сильно пострадал Санкт-Петербург. Казанский собор, фотографии которого представлены в статье, не стал исключением. В храм попало несколько снарядов. После войны была проведена его реставрация.

Санкт-Петербург Казанский собор фото

Собор в наши дни

1991 год стал новой вехой в истории храма – его снова открыли для богослужений. В этом же году собору была возвращена икона Казанской Божьей Матери. А еще через три года на купол вновь водрузили золотой крест. В 1998 году над Казанским собором зазвучал колокол, к нему вновь «вернулся голос». Колокол был отлит на Балтийском заводе. В 2003 году этот же завод передал храму четырехтонный колокол, который стал самым большим в Казанском соборе. А в 2000 году собор стал кафедральным. В храме часто проходят богослужения с участием высших чинов православной иерархии. 12 сентября каждый год от Казанского собора идет крестный ход до Александро-Невской лавры. За всю историю храма в нем сменилось множество настоятелей. Сейчас настоятелем является протоиерей Павел Григорьевич Красноцветов 1932 года рождения.

Собор Казанский в Санкт-Петербурге фото

Адрес и часы работы

Казанский собор расположен по адресу: Санкт-Петербург, проспект Невский, дом 25. Храм работает ежедневно: в будние дни с 8.30, в выходные с 6.30. Вход в собор свободный.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *