Казанский собор иконы: Казанская икона | Казанский Кафедральный Собор

Содержание

Православные отмечают праздник в честь Казанской иконы Богородицы

https://ria.ru/20200721/1574629890.html

Православные отмечают праздник в честь Казанской иконы Богородицы

Православные отмечают праздник в честь Казанской иконы Богородицы

Русская православная церковь во вторник отмечает праздник в честь иконы Богоматери «Казанская», одного из самых известных и почитаемых образов в России… РИА Новости, 15.03.2021

2020-07-21T10:03

2020-07-21T10:03

2021-03-15T14:25

религия и мировоззрение

религия

дмитрий пожарский

екатерина ii

москва

казань

общество

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn25.img.ria.ru/images/156049/23/1560492307_0:300:3077:2031_1920x0_80_0_0_d0ef227dcaca4bd3b9b81a15ca0c81b0.jpg

МОСКВА, 21 июл — РИА Новости. Русская православная церковь во вторник отмечает праздник в честь иконы Богоматери «Казанская», одного из самых известных и почитаемых образов в России. Божественную литургию в знаменитом Казанском кафедральном соборе северной столицы совершит в этот день митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.По преданию, вскоре после взятия Казанского ханства Иваном Грозным, в 1579 году после пожара, уничтожившего часть города, девочка Матрона увидела во сне Богородицу, велевшую откопать ее икону на пепелище, и 21 июля в указанном месте на глубине около метра действительно нашли икону. По одной из версий, ее еще при мусульманском правлении зарыл там кто-то из христиан, скрывавших свою веру.Верующие крестным ходом перенесли образ в ближайшую Никольскую церковь, а оттуда — в Благовещенский собор Казани, а на месте его обретения впоследствии по приказу царя построили Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала та самая Матрона, благодаря которой нашли икону.Список с Казанской иконы отправили в Москву царю Ивану Грозному. К XIX веку она стала в России любимой и почитаемой не меньше, чем древние Владимирская и Смоленская. Ей были посвящены сотни храмов и монастырей, в Казани императрица Екатерина II украсила оклад иконы своей бриллиантовой короной.»Икона, найденная в Казани на пепелище, через явление Богоматери 12-летней отроковице, стала символом страны. Эта икона притягивала к себе взоры наших благочестивых предков всякий раз, когда сгущались тучи над отечеством», — сказал патриарх Московский и всея Руси Кирилл в одной из своих проповедей на праздник Казанской иконы.Двадцать первого июля по новому стилю церковью было установлено празднование в честь явления Казанской иконы Божией матери. Кроме того, день Казанской иконы отмечается 4 ноября — в память об избавлении Москвы и России от поляков в 1612 году. С победой народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, положившей конец Смутному времени, связан и День народного единства. Этот государственный праздник отмечается 4 ноября ежегодно с 2005 года.

https://ria.ru/20200721/1574618558.html

москва

казань

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn24.img.ria.ru/images/156049/23/1560492307_348:0:3077:2047_1920x0_80_0_0_13c3aa124f07afc27ac4a457e1c8b879.jpg

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

религия, дмитрий пожарский, екатерина ii, москва, казань, общество

МОСКВА, 21 июл — РИА Новости. Русская православная церковь во вторник отмечает праздник в честь иконы Богоматери «Казанская», одного из самых известных и почитаемых образов в России. Божественную литургию в знаменитом Казанском кафедральном соборе северной столицы совершит в этот день митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

По преданию, вскоре после взятия Казанского ханства Иваном Грозным, в 1579 году после пожара, уничтожившего часть города, девочка Матрона увидела во сне Богородицу, велевшую откопать ее икону на пепелище, и 21 июля в указанном месте на глубине около метра действительно нашли икону. По одной из версий, ее еще при мусульманском правлении зарыл там кто-то из христиан, скрывавших свою веру.

Верующие крестным ходом перенесли образ в ближайшую Никольскую церковь, а оттуда — в Благовещенский собор Казани, а на месте его обретения впоследствии по приказу царя построили Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала та самая Матрона, благодаря которой нашли икону.

Список с Казанской иконы отправили в Москву царю Ивану Грозному. К XIX веку она стала в России любимой и почитаемой не меньше, чем древние Владимирская и Смоленская. Ей были посвящены сотни храмов и монастырей, в Казани императрица Екатерина II украсила оклад иконы своей бриллиантовой короной.

«Икона, найденная в Казани на пепелище, через явление Богоматери 12-летней отроковице, стала символом страны. Эта икона притягивала к себе взоры наших благочестивых предков всякий раз, когда сгущались тучи над отечеством», — сказал патриарх Московский и всея Руси Кирилл в одной из своих проповедей на праздник Казанской иконы.

Двадцать первого июля по новому стилю церковью было установлено празднование в честь явления Казанской иконы Божией матери. Кроме того, день Казанской иконы отмечается 4 ноября — в память об избавлении Москвы и России от поляков в 1612 году. С победой народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, положившей конец Смутному времени, связан и День народного единства. Этот государственный праздник отмечается 4 ноября ежегодно с 2005 года.

21 июля 2020, 08:00Религия и мировоззрение»Их больше 50″. Почему оригинал Казанской иконы до сих пор не найден

История иконы Казанской Божией Матери | Политика и общество: анализ событий в Европе, России, мире | DW

«Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы; ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящиеся рабы Своя».

Удивительная и во многом загадочная история иконы Казанской Божией Матери начинается в глубокой древности и доходит до наших дней.

Мы не знаем, кем и когда была написана икона русской Божией Матери Одигитрии, что в переводе с греческого означает «Путеводительница». Именно к этому типу икон относится образ Казанской Богоматери. Древнерусский монах-иконописец, вдохновлённый образом византийской Одигитрии, написанным, как считается, евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы, пишет свой вариант этой иконы. Её иконография, по сравнению с византийской, чуть-чуть изменена. Русский вариант всегда можно узнать по едва заметной теплоте, смягчающей царственную строгость византийских оригиналов.

На иконе русской Одигитрии мы видим не поясное, а оплечное изображение Богоматери и Младенца Христа, благодаря чему их лики как бы вплотную приближаются к молящимся. Лёгкий поворот головы Богородицы направляет наше внимание на Её Божественного Сына, который маленькой ручкой благословляет Богоматерь, а в её лице – и всех христиан. Мария становится Богоматерью через рождение Иисуса от Святого Духа. Мы видим перед собой не просто мать и дитя. Мы прикасаемся в этот момент к тайне Боговоплощения. Принимая в себя Божественный свет, ибо «Бог есть свет, и нет в нём никакой тьмы», Дева Мария достигает высшей степени святости и обретает бессмертие.

Много пережив и испытав на земле, пройдя своим материнским страданием вместе с Сыном путь на Голгофу и разделив Его Голгофу, Богородица и после Своего Успения остаётся рядом с Иисусом Христом. Она предстоит в Божественном мире перед престолом Его Славы, является заступницей всего христианского рода, несёт наши молитвы ко Христу и ходатайствует за нас перед Ним. Между Богом и духовно преображённым человеком устанавливается прочная связь, которую мы видим на богородичных иконах. Явлена она и в иконе Казанской Божией Матери. Скольких людей привела Богоматерь через свой образ к вере! Церковное предание бережно сохраняет и доносит до нас наиболее значительные события, связанные с этим чудотворным образом.

Первое чудесное явление иконы произошло в Казани в 16 веке. В 1552 году Иван Грозный присоединяет Казань к своему царству. При этом были освобождены 60 тысяч православных, томившихся в рабстве. Опустошительные набеги татар на русские приграничные области прекратились. Теперь на этих землях наступает расцвет христианства. Там строятся многочисленные церкви и монастыри. В 1579 году в Казани вспыхивает страшный пожар. Татарская часть населения видит причину несчастья в переходе многих мусульман в христианскую веру. Пожар воспринимается как кара небесная. Именно в этот драматический момент и происходит явление иконы казанской Божией Матери.

Богородица приходит во сне к маленькой девочке Матроне и рассказывает, что под обломками сгоревшего дома, где жила семья девочки, находится Её образ. Богоматерь утешает девочку и просит поведать об этом не только близким, но и архиепископу и властям города. Наутро Матрона спешит пересказать сон родителям, но те убиты горем и её не слушают. Сон повторяется снова и снова. Встревоженная мать рассказывает о случившемся епископу, но тот не воспринимает её слова всерьёз. Мать Матроны решается пойти на пепелище вместе с прихожанами и молодым священником церкви святого Николая. Поиски ни к чему не приводят. Тогда девочка сама начинает искать икону и находит её, завёрнутую в обгоревшее сукно, под печью дома.

Предполагают, что икона была зарыта в землю ещё во времена владычества татар в Казани, когда православным приходилось скрывать свою веру. Вновь обретённая икона была перенесена в храм. Список, сделанный с этой иконы, был послан царю Ивану Грозному, который повелел построить на месте обретения иконы женский монастырь. Матрона вместе с матерью приняла монашеский постриг и спустя годы стала настоятельницей обители, в которой с тех пор и находилась главная святыня города – икона, получившая название Казанской.

После этого события, потрясшего умы и сердца жителей Казани, целые семьи принимали крещение, многие укрепились в своей вере, а многие по вере получили не только духовное, но и физическое прозрение. От иконы произошли многочисленные исцеления слепых людей. В честь чудотворного образа 8 июля был установлен местный праздник, который впоследствии стал отмечаться всей Русской православной Церковью.

Спустя 30 лет икона вновь оказывается в центре сложных исторических событий. Русское царство переживает глубокий кризис, так называемое «смутное время». Поляки мечтают о захвате русского престола, царь Василий Шуйский не пользуется поддержкой народа и правящей боярской верхушки. В это время Русскую Церковь возглавлял патриарх Гермоген, бывший митрополит Казанский, свидетель явления Казанской святыни, который сам перенёс в храм образ Казанской Божией Матери. Будучи непримиримым противником поляков, святитель в своих проповедях открыто выступал против их господства, рассылал по всей стране грамоты с призывами встать на защиту православной Руси.

Гермоген духовно возглавил русское сопротивление, поднял ополчение, которое возглавили нижегородцы – торговый староста Минин и живший в отставке князь Пожарский. Возможно, именно патриарх был инициатором того, что из Казани в ополчение прислали список чудотворной иконы как знак его пастырской поддержки и освящения похода против врагов. Под ружьё встали, в основном, вовсе не военные люди, но с ополченцами теперь была икона Казанской Божией Матери, тогда как другие прославленные чудотворные иконы – Владимирская и Донская – находились в Москве, в плену у неприятеля.

Ополченцы 3 дня постились и молились перед святым образом и получили необыкновенную внутреннюю стойкость и силу. Враг был разбит. Русское войско с иконой вошло в Китай-город и двинулось к Красной площади. Их движение напоминало крестный ход. Навстречу освободителям вышло кремлёвское духовенство, находившееся при поляках в заточении. Священнослужители несли икону Владимирской Божией Матери. Многие плакали, ибо думали, что не увидят больше этого образа, ведь все храмы Кремля были разорены и осквернены. Событие это произошло 22 октября 1612 года. Именно в этот день установлено второе празднование иконе Казанской Божией материи. На Красной площади в честь иконы Казанской Богоматери и в честь победы над врагом был возведён, по обету князя Пожарского, храм.

Вообще, в России существовали как бы три основные чудотворные иконы Казанской Богоматери. Первая – это явленный в Казани первообраз, хранившийся там в Богородичном монастыре до начала 20 века. В 1904 году монастырь был разорён, а икона была украдена.

Вторая икона Казанской Богоматери – это список, присланный в своё время Ивану Грозному. Эта икона находилась в Москве до 1721 года, когда Пётр Первый перенёс её в Санкт-Петербург, где она первоначально была поставлена в небольшой каменной церкви на Васильевском острове, а затем передана в Александро-Невскую лавру. При императрице Анне Иоанновне на Невском проспекте неподалёку от нынешнего Казанского собора был сооружён деревянный храм в честь Рождества Богородицы, и в 1737 году туда была перенесена чудотворная икона, богато украшенная драгоценными камнями. При Павле Первом эта церковь стала называться Казанским собором, нынешний же Казанский собор был сооружён в начале 19 века при Александре Первом. В день его освящения 15 сентября 1811 года сюда была перенесена Казанская икона Божией Матери и поставлена в иконостасе по левую сторону царских врат в главном приделе. Кстати, иконостас Казанского собора тонкой чеканной работы был сделан из 100 пудов серебра. Причём 40 пудов из них были даром донских казаков после победы над французами в 1812 году. Это серебро (в основном, церковная утварь) было отбито казаками у французов, разграбивших церкви в Москве и окрестностях.

Третья чудотворная икона Казанской Богоматери – это список, присланный патриархом Гермогеном в ополчение. Этот образ принадлежал князю Пожарскому. Ныне он хранится в Богоявленском патриаршем соборе в Москве.

Кроме этих трёх главных икон Казанской Божией Матери существовало и существует множество её чудотворных списков, что свидетельствует об особом почитании этой святыни. Вопрос возраста того или иного списка интересен для искусствоведов и историков, для верующих же важно то, что любой список, сделанный с чудотворной иконы, обладает теми же благодатью и силой, что и оригинал. Не случайно перед многочисленными списками чудотворного образа приносили и приносят свои молитвы жители всех уголков России. Один такой список находится даже на Аляске.

Казанская икона Божией Матери вдохновляла воинов Петра Первого перед Полтавской битвой. Многие до сих пор убеждены, что именно этот образ спас Москву в трагические дни 1941 года, когда после поражения советской армии на Волоколамском шоссе путь в столицу был открыт для врага. Рассказывают, что во время блокады Ленинграда икону Казанской Богоматери обнесли вокруг городских стен, и свершилось чудо – город стал неприступной крепостью. Да и знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этим чудотворным образом.

Сегодня, когда в Москве на Красной площади восстановлен Казанский собор и в нём ежедневно совершаются богослужения, к Казанской иконе Божьей Матери обращаются взоры верующих, взывающих:

«Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о, Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».

история чудотворной иконы, храмы в ее честь.

Православие пришло в Казань после завоевания ханства царем Иоанном Грозным. В те времена крещение стали принимать многие мусульмане и язычники. Но внезапно в городе произошел пожар, который практически стер его с лица земли. Спастись удалось немногим жителям. Среди них была Матрона, дочь купца Онучина.

Вскоре девочке приснился сон о том, что под пепелищем ее сгоревшего дома лежит чудотворный образ, укрытый здесь христианскими проповедниками во времена нахождения Казанского ханства во владении татар. Рассказам девочки об этом сне никто не поверил. Сон повторялся еще дважды. В третий раз ей во сне явилась Богоматерь и предупредила, что, если взрослые не поверят Матроне, с городом случится новое несчастье. Тогда родители отвели девочку к митрополиту Казанскому Иову, чтобы она рассказала о своих необычных видениях. Выслушав ее, он собрал все казанское духовенство, чтобы всем миром попытаться разыскать икону на месте сгоревшего дома Онучиных. Поиски долго не приносили результата. Отчаявшись, Матрона опустилась на колени в центре пепелища и стала разгребать землю руками. Она и нашла икону. Матрона отдала образ митрополиту, а тот, в свою очередь, передал его всеми любимому и уважаемому в Казани священнику Ермолаю. Высоко подняв икону над головой, он понес ее на соборную площадь, где стал собираться народ со всех окрестностей, чтобы увидеть обретенную чудесным образом святыню.

Икона на стене Казанского собора. Фотография: В. Карасев / фотобанк «Лори»

Впоследствии Матрона Онучина постриглась в монахини и стала первой настоятельницей монастыря в честь Казанской иконы Божией Матери.

Вскоре прихожане заметили, что с молившимися у иконы людьми стали происходить чудеса. Незрячие богомольцы прозревали, больные неизлечимыми заболеваниями исцелялись. Даже многие списки с Казанской иконы прославились подобными чудесами. В их числе — Вознесенская-Казанская икона, которая находится в Вознесенском женском монастыре Московского Кремля; Ярославская-Казанская икона, хранящаяся в женском Казанском монастыре Ярославля; Иркутская-Казанская икона в Богоявленском соборе Иркутска.

Чудотворный образ стали называть «Дарующей победы». У Казанской иконы Божией Матери, что в селении Каплуновка, молился Петр I. А во время Полтавской битвы по его распоряжению она стояла на поле боя. В Казанском соборе возле чудотворного лика Богородицы молился М.И. Кутузов перед отправкой на фронт в качестве главнокомандующего. Существуют свидетельства того, что с помощью иконы Казанской Божией Матери выиграны некоторые крупные сражения в Великой Отечественной войне.

День Казанской иконы Божией Матери отмечается с 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1649 года в честь освобождения Москвы от поляков ополчением Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, у которых во время сражения был при себе ее чудотворный образ.

«Такого иконостаса, как в Казанском соборе, не будет нигде в России»

Татарстанский владыка — об уроках коронавируса, разобщающего людей, и объединяющем смысле 4 ноября

«Если постоянно говорить про COVID-19, люди поневоле начинают озираться: а где же он, невидимый и ужасный, — спереди, сзади, сбоку или сверху на нас, как коршун, набросился?» — считает митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Могут ли фобии и страхи оказаться разрушительнее коронавируса и почему в День народного единства все взоры в России устремлены на Казань, владыка рассуждает в своем материале на «БИЗНЕС Online».

Митрополит Феофан: «Результат один: костер, который мы считали почти погасшим, теперь снова пылает как ни в чем не бывало, и для него не существует никаких границ» Фото: «БИЗНЕС Online»

«В ЭПОХУ ПАНДЕМИИ ЛЮДИ НАЧИНАЮТ БОЯТЬСЯ ДРУГ ДРУГА. ТРЕЩИНА В ОТНОШЕНИЯХ ПРОХОДИТ ДАЖЕ МЕЖДУ РОДСТВЕННИКАМИ»

Нынешнее время выглядит сложным и запутанным не только в России, но и во всем мире. Если еще минувшим летом мы питали надежды, что коронавирус пошел на убыль (в связи с чем отменили наиболее жесткие из введенных ограничений), то теперь, к нашему великому сожалению и скорби, мы видим, что пандемия набирает новую силу. Отчасти в этом повинны мы сами — своей неряшливостью и беспечностью. И неважно, чья это беспечность и где она была проявлена — в нашей ли стране или в Китае, или в Италии, или, скажем, во Франции или США. Результат один: костер, который мы считали почти погасшим, теперь снова пылает как ни в чем не бывало, и для него не существует никаких границ. Зато границы теперь есть для нас: мы не можем, как прежде, свободно выезжать за рубеж, а некоторые ограничили пространство своего существования собственным городом или даже домом. Но и в наши дома-крепости каждый день проникают неутешительные вести о количестве заразившихся: счет идет уже более чем на сотню тысяч человек ежедневно по всему миру.

С другой стороны, СМИ только и делают, что транслируют со всех экранов и страниц различные страхи: о том, как и где можно заразиться коронавирусом, сколько людей уже заразилось, сколько умерло — так что народ поневоле живет в постоянной внутренней истерике и ужасе перед нависшей над нами катастрофой. Я не о том, чтобы вообще не говорить о COVID-19, а о том, что во всем необходимы мера и баланс — баланс разумного. Ведь посмотрите: если мы возьмем любую тяжелую болезнь, бытующую в человеческом обществе, и начнем каждый день публиковать во всех мировых СМИ по ней бюллетени, паники возникнет никак не меньше. К примеру, от рака ежегодно умирает от 7–8 млн до 10 млн человек во всем мире, и это, как мы видим, практически в 10 раз больше, чем от коронавируса. А от давно всем известного туберкулеза в день погибают более 3 тыс. человек! Но разве мы что-нибудь слышим об этом, за исключением скупых комментариев специалистов? А вот о COVID-19 нам твердят даже не ежедневно, а ежеминутно.

Какой эффект это может иметь? Как говорят в народе: вот называй человека постоянно дураком, а потом глядишь — он и впрямь начинает чудить. Если же все время говорить про COVID-19, люди поневоле начинают оглядываться: а где же он, невидимый и ужасный — спереди, сзади, сбоку или сверху на нас, как коршун, набросился? Вместо разумного предупреждения о болезни и ее последствиях через нагнетание истерии мы заражаемся другим недугом — психологическим, нервным стрессом, который становится постоянным нашим спутником. А стресс — самая благоприятная почва для развития всех заболеваний, и поди потом разберись: человек умер от коронавируса или от нервного перенапряжения, от ужаса, в который его погрузили СМИ.

«Даже в наши дома-крепости каждый день проникают неутешительные вести о количестве заразившихся — счет идет уже более чем на сотню тысяч человек ежедневно по всему миру» Фото: «БИЗНЕС Online»

Еще одна опасная тенденция, которая закладывается в нынешнюю эпоху пандемии — атомизация общества, его еще более глубокая, чем прежде, разобщенность. Люди начинают удаляться друг от друга и бояться друг друга. Причем зачастую это происходит между самыми близкими людьми — трещина в отношениях проходит даже между родственниками. Такое естественное в прошлом чувство опеки и ответственности за ближнего, который занедужил, за собственных родителей, вдруг спотыкается об ужас: а вдруг я от них заражусь коронавирусом? И даже если эти люди абсолютно здоровы или страдают каким-нибудь другим недугом, страх все равно сохраняется. Как будто исчезла презумпция невиновности: каждый из близких или любой из прохожих рассматривается как потенциальный носитель COVID-19. Но ведь и от этих фобий, когда уйдет пандемия, нас придется лечить, но, наверное, уже не вакциной и не прививками. Здесь потребуется долгосрочная духовная терапия. Наверное, мы еще можем опомниться: осознавая степень опасности коронавируса, не впадать перед ним в страх и трепет, как перед новоявленным лжемессией. Нам достаточно быть просто осторожными.

Вспомним: еще недавно нам твердили о глобализации и интеграции, о мире без границ, а сейчас как будто уже забыли об этом. Хотя, если приглядеться, мы до сих пор живем в эпоху глобализации — только единственной нитью, связующей теперь мир, становится COVID-19 и бесконечные разговоры о нем. Ничего этого, наверное, не было бы, живи Россия в соответствии с собственными устоями. Но весь мир за последние десятилетия стал чрезвычайно взаимозависимым: банки, корпорации, производства, технологии… Как только рвется какое-либо из звеньев этой цепи, вздрагивает все человечество. Вот Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила о коронавирусе, и он сразу же стал явлением планетарного масштаба. И пусть мировая экономика постепенно перестает быть глобальной, зато глобальными в своей вездесущности становятся фобии и страхи.  

И тут нам впору бы вспомнить о национальных интересах: в плане промышленности, культуры, безопасности и здоровья нации. Ведь что такое коронавирус, если вдуматься? Это вовсе не одно лишь явление в области медицины, а полный пересмотр отношений между государствами, крупными корпорациями и отдельными людьми. Это их отчуждение — причем до такой степени, какого, возможно, еще не бывало в мировой истории.

«Без преувеличения могу сказать: те, кто живет в республике — счастливый народ. Посмотрите: когда на календаре День народного единства? Правильно, в день Казанской иконы Божией Матери!» Фото: «БИЗНЕС Online»

«4 НОЯБРЯ ВСЯ ВЕЛИКАЯ РОССИЯ ПОНЕВОЛЕ ОБРАЩАЕТ ВЗОРЫ К КАЗАНИ»

Я говорю о всеобщем отчуждении в День национального единства, и это совсем не случайно. Нам нужно беречь согласие внутри собственной страны, а ведь мы — страна многонациональная, многоконфессиональная, с разными культурными корнями и с очень сложным государственным кодом. Мы должны понять: ну не выживем мы, если поддадимся соблазну разобщенности и особенно в настоящее время.

Между прочим, ни одно государство не проявило такой заботы о своих гражданах, как Россия в период первой волны пандемии. Разве мы уже забыли о самолетах, которые специальными рейсами вывозили граждан РФ из-за рубежа? А ведь среди них, возможно, были и те, кого и не следовало бы вывозить: они сами бежали за границу в поисках счастья, а потом взмолились: «Заберите нас обратно!» И Россия протянула им руку помощи: отправляла самолеты, оказывала медицинскую поддержку, тратила на это бюджетные деньги. Ну что ж, если страна в целом будет крепкой, то такими же качествами окажутся наделены и ее регионы и республики, и каждый живущий в ней гражданин почувствует себя защищенным.

А теперь давайте обратимся к Татарстану. Без преувеличения могу сказать: те, кто живет в республике — счастливый народ. Посмотрите: когда на календаре День народного единства? Правильно, в день Казанской иконы Божией Матери! Слушайте, ну какая же это для всех нас, живущих в Казани и Татарстане, замечательная дата! Ведь Россия огромна, богата и разнообразна, но День народного единства полностью выстроен вокруг Казанского богородичного образа. И с ним же связано освобождение Москвы от непрошенных гостей с Запада. А ведь казанская икона — это далеко в непоследнюю очередь сама Казань. Именно в нашем городе явились те чудесные огромные мощь и сила, двигавшие поступками бесстрашного патриарха Гермогена, вдохновившие народное ополчение и оказавшиеся способными защитить и выручить из беды всю Россию! Поэтому я считаю, что для казанцев 4 ноября — двойной праздник, и вся великая Россия в этот день поневоле обращает свои взоры к Казани.

Мы говорим сейчас о духовной сплоченности, которую не раз демонстрировали наши предки. Но не спит враг рода человеческого, что видно по страшным терактам, которые случились за последние дни во Франции, австрийской Вене, да и у нас в Татарстане, в Кукморе. Что я могу сказать? Разве не должны мы, татарстанцы, дорожить нашей устоявшейся репутацией дружной и мирной республики? Вот говорят: многоконфессиональный Татарстан, но давайте будем честными — это прежде всего две основные религиозные группы: православие и ислам (или ислам и православие — кому как больше нравится). И мы научились жить вместе, несмотря на то что этому предшествовала непростая история — жить в реальном (а не надуманном) мире и реальном согласии. Вот этот мир — как великую драгоценность — необходимо беречь в народе и в нашем общем доме, Татарстане. Мы должны и по сей день показывать пример всей России. Поскольку (еще раз повторю) День народного единства напрямую связан с Казанской иконой Божией Матери и сердцем всего Татарстана, святыми местами Казани. Это и огромная честь, и небывалая ответственность, и она лежит на каждом из нас, живущем в республике и являющем пример доброго единения со своими ближними. 

«В заключение я, конечно же, не могу не сказать о соборе Казанской иконы Божией Матери, до полного воссоздания которого, как я уповаю, остаются считанные месяцы» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ТАКОГО ВЫ НЕ УВИДИТЕ НИГДЕ: НИ В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ, НИ В ХРАМЕ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ»

В заключение я, конечно же, не могу не сказать о соборе Казанской иконы Божией Матери, до полного воссоздания которого, как я уповаю, остаются считанные месяцы. Пожалуй, каждый мой день начинается и кончается визитом в собор. Буквально недавно я забрался по строительным лесам под самый церковный купол — какая же там красота! Под купольными росписями — иконостас, равного которому (запомните, я не постесняюсь это сказать) не будет нигде в России, даже в храме Христа Спасителя и в Храме воинской славы в парке «Патриот». Это будет пятиярусный иконостас высотой до 18 метров. Царские врата — 6 м в вышину! Основа иконостаса облицована итальянским мрамором, а его же колоннада — из белого греческого мрамора. Бронзовые и деревянные резные украшения, лепнина с позолотой! Такого вы не увидите нигде.

Я надеюсь, что собор в Богородицком монастыре будет освящен к «летнему» дню Казанской иконы Божией Матери, к 21 июля 2021 года, и станет жемчужиной и подлинным достоянием нашего великого российского народа, но — во граде Казани.

Иногда меня поругивают, но я не могу не вспомнить, что именно в День народного единства пять лет назад Рустам Минниханов подписал свой ставший историческим указ «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании Собора Казанской иконы Божьей Матери». Ну и тогда же наш аксакал, Минтимер Шаймиев, привлек к работам свой фонд «Возрождение», который взял на себя немалую ношу в трудах по строительству храма. Мы созидаем вместе, в соработничестве, и в этом наша сила, а в нашем единстве — залог будущего процветания великой России.   

Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан

Казанский монастырь


Адрес: Ярославль, ул. Первомайская, 19а, Трефолева, 20, 20а, 20б
Дата основания: 1610 г.

Казанский монастырь основан в 1610 г. Его строительство связано с историей чудотворной Казанской иконы Божией Матери. По преданию, 2 июля 1588 г. житель г. Тетюши, что под Казанью, Герасим увидел во сне Пресвятую Богородицу, которая указала ему торговую лавку, где он должен купить чудотворную икону, а затем направиться в г. Романово-Борисоглебск, уроженцем которого он был, и поставить там храм во имя этой иконы. Герасим нашел икону. Правая рука, которой он взял образ, до этого больная, исцелилась. Как и было указано в сонном видении, он привез Казанскую икону Божией Матери в Романово-Борисоглебск, где она находилась 21 год. В мае 1609 г., во время разорения города поляками, икону забрал поручик Иаков Любский и перевез ее в Ярославль. В этом же году он передал чудотворный образ купцу Василию Лыткину — с условием, чтобы в церкви, где будет находиться икона, имя Иакова Любского поминалось вечно.

Первоначально икону Казанской Божией Матери поместили в церковь Димитрия Солунского, находившуюся за городскими валами. Опасаясь кражи, образ Пресвятой Богородицы перенесли в храм Рождества Христова, расположенный на набережной Волги. По мнению верующих, икона защитила город во время 24-дневной осады его отрядами пана Лисовского. Победу над поляками ярославцы связывали именно с чудесной помощью этой иконы. В 1610 г. в ее честь поставили деревянную церковь, вокруг храма построили деревянные кельи, в которых поселились 72 инокини сожженного поляками Рождественского монастыря.

Жители Романово-Борисоглебска, желая вернуть чудотворную икону, в 1610 г. обратились с просьбой к царю Василию Шуйскому. Однако по его решению Казанская икона Божией Матери была оставлена в Ярославле, а в Романов отправлена ее копия.

Каменное строительство в монастыре началось в 1649 г. с возведения Казанского собора. К XIX в. главный храм обители обветшал. В 1834—1845 гг. был перестроен по проекту архитектора А.И. Мельникова. Пятиглавый Казанский собор стал одним из самых крупных сооружений города. В соборе один престол — во имя Казанской иконы Божией Матери.

Храм расписан в 1840 г. артелью художника Т. Медведева, а 22 октября 1845 г. освящен архиепископом Ярославским Евгением (Казанцевым).

На средства монастыря в 1820 г. заложен храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В каменном одноглавом храме было три престола: во имя Покрова Пресвятой Богородицы: во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Покровский храм освящен в 1828 г.

В 1881 г. на средства игуменьи Феофании возведен каменный одноглавый, однопрестольный храм во имя Сретения Господня. В 1894 г. на монастырские деньги на левом берегу Волги построены храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери, а рядом с ним — богадельня для стариц.

Создание каменного ансамбля монастыря завершилось к 1910(?) году. В то время в обители жило 400 инокинь. Во владении монастыря находились дома в Ярославле и Рыбинске, мукомольная мельница, золотошвейная и иконописная мастерские.

В 1918 г. во время антибольшевистского восстания постройки монастыря были повреждены. С 1 сентября 1919 г. на его территории размещался концлагерь. В 1920 г. церковное имущество разграблено, колокольня разрушена.

В советский период в зданиях монастыря располагались казармы, Дом крестьянина, библиотека. В Казанском соборе с 1929 но 1998 год располагался архив.

В 1998—1999 гг. часть строений монастыря передана Русской Православной Церкви. После строительства нового планетария был передан и храм Покрова Пресвятой Богородицы. Тихвинскую церковь разрушили, а на ее фундаменте построили швейный цех. Казанский собор и Сретенская церковь ныне действующие. 

Автор: Иван Смолин

Возврат к списку

Рустам Минниханов ознакомился с ходом работ по воссозданию Собора Казанской иконы Божией Матери — Новости

Фото: пресс-служба Президента РТ

(Город Казань KZN.RU, 13 января). Сегодня Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов и Государственный советник РТ Минтимер Шаймиев ознакомились с ходом работ по воссозданию Собора Казанской иконы Божией Матери. Вместе с ними храм посетили руководитель Аппарата Президента РТ Асгат Сафаров, Мэр Казани Ильсур Метшин, министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ирек Файзуллин и другие.

Напомним, что работы по воссозданию собора стартовали 26 апреля 2016 года на основании Указа Президента РТ. ГУП «Татинвестгражданпроект» на благотворительной основе подготовил проектно-сметную документацию. По историческим материалам, фотографиям, рисункам и чертежам удалось полностью воссоздать первоначальный облик храма.

В сопровождении митрополита Казанского и Татарстанского Феофана Рустам Минниханов и Минтимер Шаймиев осмотрели Пещерный храм, где сохранены и укреплены исторические фундаменты. На восстановленных фундаментах выполнена несущая монолитная конструкция плиты, на которой воздвигнут верхний храм. В Пещерном храме удалось сохранить часть стены и оставшиеся росписи. Здесь гости осмотрели внутреннюю отделку, сводчатые потолки, иконостас. Пещерный храм практически воссоздан в первоначальном виде по описаниям современников и сохранившимся историческим документам. Приглашенные специалисты ООО «Рестор» из Костромы выполнили устройство сводов Пещерного храма. АО «МНРХУ» из Москвы произвело консервацию сохранившихся элементов фресок и росписи живописи и отреставрировало их. Сейчас завершаются работы по устройству иконостаса и места обретения Казанской иконы Божией Матери в Пещерном храме.

Как отметил в ходе осмотра Рустам Минниханов, ценность восстановительных работ в том, что удалось воздвигнуть храм на старом фундаменте. «Построить здание не так сложно, главное – сохранить некую преемственность», – сказал Президент РТ. Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан высоко оценил усилия Республиканского фонда «Возрождение» и лично Минтимера Шаймиева по воссозданию Собора Казанской Иконы Божией Матери.

Общий вес конструкций собора составляет 124 тыс. тонн, высота собора с учетом креста – 49 метров. Генеральный подрядчик ООО «Евростройхолдинг+» завершил работы по устройству теплого контура объекта, выполнил финишную отделку фасадов, устройство кровли, куполов, апсиды и фронтонов. Кроме того, установлены окна, выполнены архитектурные фасадные детали.

В Верхнем храме завершены работы по лепному декору, проводится его золочение. Кроме того, здесь предстоят такие работы, как монтаж винтовых лестниц на хоры, устройство чугунных полов, изготовление и монтаж входных порталов, общестроительные работы, работы по живописи Верхнего храма, изготовление и установка киотов и мебели.

Казанская и Татарстанская митрополия за счет собственных средств проводит работы по проектированию, изготовлению и установке центрального и боковых иконостасов.

Гостям рассказали о планировке храма и его убранстве, архитектурных решениях и лепном декоре. Так, проект лепного декора собора выполнен на основании архивных документов – чертежей архитектора Собора Казанской иконы Божией Матери Богородицкого монастыря Ивана Старова. Чертежи были эскизными, поэтому за образец взяли убранство главного аналога храма – Троицкого собора Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге, над которым работал тот же архитектор. Были использованы и фотографии Собора Казанской иконы Божией Матери до его разрушения.

Затем состоялась встреча с архиереями Татарстанской митрополии Русской православной церкви, сообщает пресс-служба Президента РТ.

Сразу после посещения собора гости ознакомились с коллекцией музея Казанской иконы. Музей открылся в сентябре 2019 года. Здесь собраны памятники иконописи, написанные в мастерской Казанского Богородицкого монастыря, одного из старейших в Среднем Поволжье. Монастырская мастерская, работавшая более 50 лет на рубеже XIX-XX веков, была одним из крупнейших иконописных заведений в округе. В музее можно ознакомиться с написанными в мастерской списками с различных чудотворных и чтимых в Казанской епархии икон. Каждая из них связана с эпизодом из жизни и истории Казанского края.

Фоторепортаж

Видеорепортаж

история обретения и утраты — Российская газета

Начитавшись Акунина, в книгах которого старая Россия предстает как надежный, устойчивый и спокойный мир, без всяких темных «родимых пятен», наши современники пытаются расследовать загадочную историю Казанской иконы иногда в духе Фандорина. Завораживающие своей детективностью гипотезы, может, и наивны, но их оправдывает неравнодушие к вековой святыне. О том, как увидели историю обретения и утраты Казанской иконы авторский коллектив телекомпании СТС-Казань, снявший к празднику своеобразный фильм — историческое расследование «Святое знамение России», — наш рассказ.

Чудо после пожара

Девочке Матроне вскоре после страшного казанского пожара приснился сон об иконе. Пожары тогда были одним из главных бедствий — незадолго до этого в Москве огненная стихия фактически уничтожила Кремль. А в июне 1579 года страшный пожар истребил большую часть Казани. В городе, превратившемся большей своею частью в пепелище (сгорели торговые помещения, двор великого князя, большая часть посада), в ободрение и восстание из разрухи была явлена святая икона. «Ни святителю города, ни властному начальнику, ни вельможе, ни богатому и не мудрому старцу», подчеркивает тогдашний митрополит Казанский, а впоследствии патриарх Гермоген, а десятилетней девочке, «дочери… простого воина».

Девочка много раз говорила матери, мать много раз не верила, потом не верили воеводы, поверил только отсвидетельствовавший потом обо всем митрополит. Начали копать в указанном во сне месте, и опять же девочке, ставшей копать под печью, попался ветхий рукав одежды из вишневого сукна. А в нем — сияющая, как новая — икона.

Почему икона оказалась спрятанной в земле? По мнению историков, ее могли спрятать во времена казанского ханства, христианские храмы были в Казани и в ханские времена, знаменитые своей торговлей. Недалеко от ханского дворца в Кремле археологи до сих пор находят нательные кресты и медные образки.

И девочка та была не случайна, царь, которому доложили об обретенной иконе, на месте ее явления впоследствии велел устроить девический монастырь, а девочка Матрона была в нем пострижена с именем Мавра, а впоследствии стала его настоятельницей, праведной, благочестивой, вызываемой уже следующим царем, почитающим явленную ей Казанскую икону, на аудиенцию в Москву и одаряемой отборным ладаном для монастыря.

«Чудо первое, третье, восьмое» — 16 чудес от иконы записаны только поверившим в девочкин сон митрополитом Гермогеном. А вообще-то в веках им нет числа. Казанская икона Пресвятой Богородицы сразу же прославилась как чудотворная, особенно исцеляя незрячих. Чудо четвертое из записанных митрополитом рассказывает о том, как прозрел слепой младенец и стал ощупывать лицо матери своей, а митрополит велел принести ему красное яблоко, и тот начал его хватать. Трудно не верить в историю, не стершую ни одну тонкую деталь происходящего, — да вот хоть это красное яблоко.

По обычаю о происходящем надо было докладывать царю — доложили. С иконы сделали точную копию и направили в Москву. Казанская стала прославляться по всей России.

Пропажа первая. Не верим

Как счастливое обретение великой иконы стало знаком возрождения, так ее первая пропажа стала знаком большой беды — для всей страны. Более трех веков спустя после жизни благочестивой девочки и прославленного впоследствии митрополита Гермогена ранним июньским утром 1904 года ночной сторож Федор Захаров бил в дверь, запертый грабителями в подвале. Когда подоспели на помощь, обнаружили, что западные двери собора взломаны, а чудотворная Казанская икона похищена вместе с Иконой Спасителя.

Полицейские оказались умелыми по фандоринскому образцу. Ранним июньским утром — буквально через несколько дней — они во главе с казанским полицмейстером Панфиловым ворвались в квартиру некоего Чайкина на Кирпично-Заводской улице. Обыск ничего не дал, но стреляный воробей Панфилов отправился в Академическую слободу и разыскал извозчика, отвозившего съемщиков квартиры на пароходную пристань: и в тот же день Чайкины были задержаны. Чайкин — фамилия-псевдоним 26-летнего Варфоломея Стояна, крестьянина села Жеребцово, а теперь вора, потрясшего своим святотатственным преступлением всю Россию. Чайкиным он назывался в память о печально знаменитом казанском разбойнике, скелет которого стоял в анатомическом театре Казанского университета как образец «гигантизма».

По показаниям девятилетней дочери сожительницы Стояна, девочки Жени, похищенные ее отчимом иконы были порублены и сожжены во дворе в железной печке.

Стояна приговорили к 12 годам каторжных работ, он пригрозил побегом. Действительно, вскоре бежал из Мариупольской тюрьмы «посредством подкопа». Но был схвачен при подстроенном полицией фиктивном ограблении ювелирного магазина в Ярославле. Его осудили на пожизненное заключение и посадили в Шлиссельбургскую каторжную тюрьму. Первое время узника держали на особом счету, о его поведении расспрашивал надзирателей и арестантов начальник тюрьмы Зинберг, им интересовались высокопоставленные лица. Даже император узнавал о его судьбе. Его не били, не пытали. Но он таял, как восковая свеча. Не прося и не ждя пощады, как зверь метался по своей клетке, чувствуя себя на грани психического расстройства. Три года его допрашивали в надежде, что он признается в содеянном и откроет местонахождение иконы — рассказ девочки не всем показался убедительным, к тому же в печке, где якобы сжигались иконы, не нашли пепла, — но он молчал. Через семь лет заключения стал проявлять очевидные признаки помешательства. Умер он в страшных мучениях.

Поиски иконы после его смерти продолжались еще некоторое время. Ими активно занималась великая княгиня Елизавета Федоровна, ей противостоял Григорий Распутин, разубеждая императорскую семью. Интенсивность поиска резко упала. Последнее заявление о местонахождении иконы, зафиксированное полицией, относится к февралю 1917 года. Но в феврале последовали события, перевернувшие жизнь России. Следы святой иконы оказались окончательно смыты, а поиски ее в новые времена сделались не актуальными.

Пропажа вторая. Не верим

Что же, первообраз Казанской иконы исчез навсегда?

А если нет? Почему Москва более чем сдержанно отреагировала на святотатство в Казани?

А вдруг москвичи были уверены, что первообраз Казанской иконы хранится вовсе не в Казани?

Казанская икона особенно прославилась на исходе Смутного времени. Когда в 1611 году казанское ополчение отправилось освобождать Москву от поляков, с ним был первообраз иконы. Ее завещал взять в полки ополчения патриарх Гермоген. Но в первом ополчении вскоре начались распри, и икона отбыла обратно. Обратный путь святого образа лежал через Ярославль. А ему навстречу двигалось второе нижегородское ополчение, с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским, дружина Пожарского и чудотворная Казанская икона прибыли в Ярославль одновременно. Зная завещание патриарха Гермогена, Пожарский не мог позволить явленной чудотворной иконе вернуться обратно в Казань, уверены авторы фильма-расследования. Стало быть, весной 1612 года полки Минина и Пожарского двинулись на освобождение столицы с Казанской святыней. Вскоре после замечательной победы войсковая святыня Нижегородского ополчения была оставлена князю Пожарскому и стала предметом его особых забот. После победы князь поставил икону-освободительницу в своем приходском храме в Введенской церкви на Сретенке. А потом был отстроен каменный собор на Красной площади во имя Казанской иконы Божией Матери — это был венец ее почитания.

Но и эта икона оказалась нагло похищенной уже в новые советские времена прямо из алтаря Московского Казанского собора. По описи драгоценностей, которыми была украшена риза иконы Богоматери, на ней было 832 изумруда, около 600 бриллиантов, 300 яхонтов, масса других ценных камней, на ризе еще не вделанные в нее бриллиантовые золотые вещи, среди которых бриллианты величиной до 7 карат. Может быть, богатые украшения святыни, подаренные теми, кому помогли молитвы перед прославленным образом, послужили соблазном для похитителей. На этот раз никто не нашел их через три дня, и через неделю, и через месяц. Исчезновение христианской святыни было выгодно большевикам, новая власть с особым рвением взялась искоренять основы старой России. Может быть, исчезновение иконы было и неслучайным событием.

Чтимая Казанская икона — может быть, первообраз — второй раз пропала.

Спасение третье. Верим

Однако в поведавшей о краже иконы газете «Мир» за 3 октября 1918 года неожиданно появляется удивительное сообщение о том, что оригинал иконы Казанской Божией Матери был все-таки перевезен Петром Первым в Петербург при перенесении столицы, а в Москве оставлен ее список. Значит, из Московского собора снова похищается список чудотворной? А первообраз цел?

Действительно, образ Казанской Богородицы появляется в Петербурге в самом начале XVIII столетия, и, по преданию, перенести эту икону Петру Первому завещал обличавший его во грехах и благословлявший на многие славные для Отечества дела епископ Митрофан Воронежский.

И на берегах Невы Казанская икона стала предметом благоговейного почитания.

Император Павел, вдохновленный обликом собора Святого Петра в Риме, приказывает возвести в честь чудотворной иконы новый Казанский собор по его подобию.

В 1812 году, приняв в Петербурге назначение командующим Российской армией, Кутузов первым делом отправился в Казанский собор и долго молился перед чудотворной иконой за русский народ, просил благословения на подвиг и борьбу с врагами. По преданию, он возложил на себя образок с изображением Казанской иконы. А после победы в соборе появилось самое его драгоценное украшение — иконостас высотой 11 метров.

Чудотворная икона с почитанием хранилась в Казанском соборе вплоть до большевистской революции. Затем настала полоса изъятия церковных ценностей. В 1922 году настоятелю собора удалось спасти Казанскую икону от первого изъятия. Но в 1932 году Казанский собор был закрыт для богослужения и переоборудован под музей истории религии и атеизма. Иконостас Казанского собора разобран, переплавлен в слитки серебра, которые были проданы. Святой образ Казанской иконы несколько самых тяжелых для православной церкви лет прятался верующими на Смоленском кладбище в церкви Смоленской Божией Матери. Эта икона не пропала.

Но простое соотнесение ее облика и размеров со свидетельством митрополита Гермогена, утверждавшего, что икона помещалась в рукав однорядки вишневого цвета (а размер рукава однорядки довольно мал), а также отсутствие свидетельств современников Петра I о перенесении в Петербург именно первообраза, заставили идущих по следам казанских исследователей отказаться от мысли, что это знаменитый первообраз Казанской.

И несмотря на то что счастливого конца по законам детективного жанра не вышло и фандоринские гипотезы не принесли результата, фильм заканчивается удивительным резюме. Пропавшая икона — с нами. Потому что списки ее разошлись по всей России. Потому что они чтились и помогали молящимся так же, как первообраз. Потому что почитание иконы длится, а день ее почитания стал всенародным праздником. Ненайденная икона, считающаяся покровительницей самой России, обретена — не по законам детектива, по Воле Божией.

Казанская Богоматерь — Иконка История

За прошедшие годы было создано множество вариантов икон Марии и Христа. Самой популярной новой версией в России была Казанская Богоматерь, которую там называли «Казанской». Иконка была найдена в саду в 1579 году в Казани, поэтому все копии иконы должны быть расписаны с этой даты. Первоначальный символ был принесен князем Пожарским в битву с поляками, и он начал приобретать воинственно-националистическую репутацию.

В 1679 г. в Казани был построен особый храм, посвященный иконе, но икона хранилась в Москве после победы над поляками, а копия была установлена ​​в новом Казанском соборе. В 1821 году оригинальная икона Казанской иконы Божией Матери снова переехала, на этот раз в Санкт-Петербург, где она была установлена ​​в новом Казанском соборе на Невском проспекте в самом центре города. К этому времени иконка стала чрезвычайно популярной, и по всей стране было выпущено девять отдельных чудотворных копий иконы.

К середине XIX века оригинальный значок инкрустировали бриллиантами, массивными изумрудами и золотым покрытием. В 1918 году иконка была конфискована новым советским правительством и перевезена в Москву. Оно исчезло по дороге только для того, чтобы появиться в Нью-Йорке, где оно находится во владении Русской Зарубежной Православной Церкви.

Два противоположных примера разнесены на 150 лет. Хотя рисунок похож, между двумя иконами есть много различий, что показывает свободу, которую русские художники чувствовали при работе с традиционными изображениями.Есть небольшие изменения складок одежды, но самое яркое отличие — это окраска. В нижней иконе художник выбрал гораздо более теплый вкус, в том числе яркую киноварь для одеяния Христа. Художник также использовал тонкие яркие золотые блики на поверхностях одежды Марии и Христа, что делает ее очень декоративной, но, возможно, менее духовной. Моделирование лиц, особенно Девы Марии, в поздней живописи гораздо сложнее и менее тонко.

Иконы Казанской Богоматери довольно многочисленны и сегодня часто встречаются в продаже русского искусства.

Следующая глава: Средневизантийский период

Освящение Казанского собора в Санкт-Петербурге

15 (27) сентября 1811 года в Санкт-Петербурге, в день коронации императора Александра I, Казанский собор был торжественно освящен митрополитом Новгородским и Петербургским Амвросием.

Казанский собор воздвигнут в честь чудотворной иконы Казанской иконы Божией Матери, обнаруженной в городе Казани в 1579 году. До 1710 года икона хранилась в Москве, в Казанском Богородичном монастыре.В 1710 году по указу императора Петра Великого икона была перенесена в Санкт-Петербург в часовню, расположенную у Старого Купеческого двора (Гостиного двора). 6 (17) сентября 1733 года на Невском проспекте (Невский проспект) был заложен фундамент каменной придворной церкви Рождества Богородицы. Храм освящен 13 (24) июня 1737 г. в присутствии императрицы Российской Анны (Анны Ивановны). За день до церемонии освящения в храм перенесли икону Казанской иконы Божией Матери.

В 1799 году император Павел I объявил конкурс на проект нового собора, который должен был заменить полуразрушенную церковь Рождества Богородицы. Согласно непременному условию конкурса, новый собор должен был напоминать базилику Святого Петра в Риме и включать в себя грандиозную колоннаду.

В конкурсе приняли участие выдающиеся архитекторы того времени: П. Гонзага, Ч. Камерон, Д. Тромбара, Жан Тома де Томон, однако император одобрил проект, предложенный молодым, одаренным и малоизвестным архитектором Андреем Воронихиным.

Закладка первого камня собора состоялась 27 марта (8 апреля) 1801 года. В церемонии принял участие недавно вступивший на престол император Александр I. В день его коронации 15 (27) сентября 1811 г. собор был освящен.

Казанский собор строился 10 лет и на тот момент считался крупнейшим храмом Санкт-Петербурга. По конструкции собор имеет форму латинского креста. По традиции его святилище обращено на восток.Северный фасад собора с большой прилегающей колоннадой, состоящей из 96 колонн коринфского ордера, выходит на Невский проспект. Колонны, вырезанные из огромных гранитных монолитов, располагались в четыре ряда, каждый около 13 м высотой и весом до 30 тонн. Портик в центре этой колоннады украшен бронзовыми фигурами Иоанна Крестителя, Апостола Андрея, Владимира Киевского и Александра Невского. Собор имеет овальный купол с позолоченным крестом наверху.Достигает 72,5 м в длину, около 56,7 м в ширину и 71,5 м в высоту. Длина каждого крыла колоннады — 42,7 метра.

План Воронихина не был реализован полностью. Южную колоннаду не построили, не закончили ни внешнее скульптурное убранство, ни внутреннее убранство собора.

«Строительство собора обошлось в 4 миллиона 200 тысяч рублей банкнотами. При освящении новопостроенного собора и перенесении туда чудотворной иконы Казанской иконы Божией Матери бывшая церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Казанской площади, построенная во времена Анны Русской, была разобрана ».

Освящение собора было «… настоящим праздником русского зодчества: и собор возведен по проекту и под контролем русского художника даров природы, а материал для его возведения взят из недр. Русские земли, а приготовленные русскими мастерами на русских заводах ». В строительстве Казанского собора не участвовал ни один иностранный мастер. Бригаду масонов возглавил Самсон Суханов. В отделке собора использовались олонецкий мрамор, выборгский и сердобольский гранит, рижский известняк.Именно Воронихин впервые в строительной практике реализовал металлическую конструкцию купола.

После окончания Отечественной войны 1812 года Казанский собор стал пантеоном славы русского оружия. Здесь похоронен фельдмаршал М.И. Кутузов; В соборе размещены трофеи Отечественной войны и заграничных походов 1813-1815 годов: 107 знамен и штандартов армии Наполеона, ключи от 8 крепостей и 17 городов, а также жезл маршала Даву.На площади перед Казанским собором в 1837 году по модели скульптора Б. Орловского были установлены памятники М.И. Кутузов, М. Барклай де Толли.

После революции 1917 года внутреннее убранство собора сильно изменилось, когда в 1922 году были вывезены церковные ценности. 25 января 1932 года собор был закрыт, а 15 ноября 1932 года в здании открылся Музей истории религии и атеизма. В 1950–1956 гг. В соборе велась реставрация интерьеров, а в 1963–1968 гг. Реконструировались его фасады.25 мая 1991 г. в левой часовне возобновились богослужения. В следующем году была освящена главная часовня. 30 апреля 1994 года на куполе собора был установлен крест.

В 1998 году Казанский собор был вновь освящен, а по указу Патриарха Московского Алексия II от 31 декабря 2000 года храм получил статус кафедрального и стал главным храмом Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.

Знаменитая икона Казанской иконы Божией Матери в Казанском соборе в Санкт-Петербурге.Петербург, Россия. Фотография, картинки, изображения и сток-фотография без роялти. Изображение 130446191.

Знаменитая икона Казанской Богоматери в Казанском соборе в Санкт-Петербурге, Россия Фотография, картинки, изображения и сток-фотография без роялти. Изображение 130446191.

Знаменитая икона Казанской иконы Божией Матери в Казанском соборе Санкт-Петербурга.Петербург, Россия. Санкт-петербургская икона казанского собора. Знаменитая достопримечательность ул. петербург. Церковь Святой Богородицы. Госпожа молитвы в храме марии. Церковь св. петербургская икона, известная религиозной символикой и внутренним убранством собора. Казанская часовня. Золотая молитвенная церемония в санкт-петербурге.

M L XL

Таблица размеров

Размер изображения Идеально подходит для
S Интернет и блоги, социальные сети и мобильные приложения.
M Брошюры и каталоги, журналы и открытки.
л Внутренние и наружные плакаты и печатные баннеры.
XL Фоны, рекламные щиты и цифровые экраны.

Используете это изображение на предмете перепродажи или шаблоне?

Распечатать Электронный Всесторонний

4576 x 3051 пикселей | 38.7 см x 25,8 см | 300 точек на дюйм | JPG

Масштабирование до любого размера • EPS

4576 x 3051 пикселей | 38,7 см x 25,8 см | 300 точек на дюйм | JPG

Скачать

Купить одно изображение

6 кредитов

Самая низкая цена
с планом подписки

  • Попробовать 1 месяц на 2209 pyб
  • Загрузите 10 фотографий или векторов.
  • Нет дневного лимита загрузок, неиспользованные загрузки переносятся на следующий месяц

221 ру

за изображение любой размер

Цена денег

Ключевые слова

Похожие изображения

Нужна помощь? Свяжитесь со своим персональным менеджером по работе с клиентами

@ +7 499 938-68-54

Мы используем файлы cookie, чтобы вам было удобнее работать.Используя наш веб-сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie, как описано в нашей Политике использования файлов cookie

. Принимать

Казанская Богоматерь | Красная Замбала

История иконы Казанской Богоматери, одной из самых известных икон Русской Православной Церкви, началась в 1579 году. Она была в Казани, столице Татарстана, которая была отдельным государством татарских мусульманских ханов. еще 25 лет назад. В 1579 году в Казани у Николаевской церкви начался сильный пожар, который позже перекинулся на Казанский кремль и весь город и уничтожил большую часть города.Многие граждане потеряли свои дома. И многие мусульмане пытались поколебать христианскую веру, придираясь к христианским жителям: «Где теперь ваш Бог? Ваша церковь сгорела, и, может быть, Бог не хочет, чтобы мусульмане обратились в христианство? » Это было великое бедствие, и многие пытались усомниться в Божьей воле.

Многие семьи лишились крова. Но никто не мог повернуть время вспять, поэтому пришлось восстанавливать дома из руин и делать это быстро, пока не наступила суровая русская зима.Среди тех, кто пытался восстановить свои дома, был Даниил Онучин. У него была дочь Матрона, девяти лет. Дети часто воспринимают вещи легче, чем их родители, без этой ответственности. Так что город после пожара был для нее скорее новой невидимой реальностью. Только ночью, ложась спать, они могут вспомнить — все не так, как раньше, все необычно и странно.

Однажды ночью Матрона проснулась от невидимого — Сама Богородица — Дева Мария — явилась ей во сне.И не просто появилась, она призвала вытащить Свою святую икону из подполья. Дама сияла ярким светом, и девочка проснулась. Позже она рассказала родителям о своем сне, но они сказали: «Иногда сны могут быть от Бога, но видения случаются только со святым человеком. Лучше не обращать слишком много внимания на сны ».

Однако тот же сон повторился во вторую и третью ночь. После третьего ночного видения Матрона со слезами на глазах рассказывала маме: «Я видела во сне икону Богоматери, и от ее лица исходило огромное пламя, как будто пытались сжечь меня.И я услышал голос: «Если ты не послушаешь моих слов и не скажешь их другим, я появлюсь в другом месте, и ты умрешь».

Теперь ее мать слушала ее слова. Она вместе с Матроной пошла к местным правителям и к архиепископу Иеремии и сказала дочери, чтобы она рассказала им все о своих видениях Богоматери. Это было 8 июля 1579 года. Когда они вернулись домой, мать сама начала копать землю в месте, указанном дочерью. Сначала не нашли, но копнули глубже — вот и появилась икона Казанской иконы Божией Матери.Он был завернут в старую ткань вишневого цвета. Но он сиял, без малейших повреждений, как вчера.

Вскоре многие люди бросились туда, чтобы увидеть эту чудо-икону и поцеловать ее. Они обратили внимание на свою необычную находку мэров города и архиепископа. Архиепископ прибыл и торжественно отнес ее в ближайшую церковь Николая Тульского, где был совершен молебен за икону. Позже икону Казанской иконы Божией Матери с парадом привезли в Благовещенский собор.Во время их марша произошло первое чудо — исцелился слепой Иосиф, который уже три года ничего не видел. А когда он прибыл в Собор, вылечился другой слепой Никита.

Эти два чуда чудотворной иконы Казанской иконы Божией Матери были лишь первыми в длинном списке произошедших чудес и исцелений. Русский царь Иван Грозный, правивший в то время Россией, был настолько впечатлен чудотворной иконой, что приказал построить Казанский собор и основал монастырь монахинь, а спустя много лет постригся и Матрона, и ее мать.Позднее икона Казанской иконы Божией Матери была украшена золотом, драгоценностями и жемчугом из имущества Императора.

Позже выяснилось, что икона Казанской Богоматери была точной копией чудотворной иконы, написанной евангелистом Святым Лукой и которая была ранее доставлена ​​из Иерусалима в Константинополь и помещена там в соборе.

Позже были изготовлены еще многие известные копии чудотворной иконы Казанской иконы Божией Матери. В 1636 году был построен один из самых известных соборов Москвы — Казанский собор Москвы на Красной площади.

Спустя двести лет старый Казанский собор устарел, а в 1798 году российский император выделил средства на строительство нового величественного Казанского собора.

Русские приписывают свою победу над войсками Наполеона Бонапарта в 1812 году чудесам Казанской Богоматери. Говорят, что Император и все полководцы молились ему перед Бородинским сражением, и было много благоприятных видений.

Оригинал чудотворной иконы Казанской иконы Божией Матери был похищен в 1904 году и, скорее всего, уничтожен ворами.Другие считают, что это было спрятано и снова появится в самые тяжелые времена. Тем не менее, было сделано много копий иконы Казанской иконы Божией Матери, некоторые из них также считаются чудотворными. Он также почитается католической церковью. Одна из самых почитаемых копий, датированная примерно 1730 годом, была собственностью Папы Иоанна Павла II в Ватикане. Он был привезен из России во время коммунистического правления и с 1970-х годов установлен в Фатиме, который, в свою очередь, подарил его Святому Иоанну Павлу II в 1993 году. Он хранил его в своих квартирах в течение одиннадцати лет и, по его собственным словам: нашла у меня дом и своим материнским взором сопровождает мое ежедневное служение в Церкви.«Тем не менее, позже Русская Православная Церковь сочла его своей собственностью, украденной во время коммунистического правления, и она была возвращена им, когда Иоанн Павел II находился в Москве в 2004 году.

Праздники Казанской иконы Божией Матери — 21 июля и 4 ноября (8 июля и 22 октября по старому календарю).

Казанский собор, Санкт-Петербург

Казанский собор, также известный как собор Казанской иконы Божией Матери, является русским православным храмом, посвященным Казанской Богоматери, одной из самых почитаемых икон в России. , обладающий множеством чудес.

Архитектор Андрей Воронихин спроектировал здание на базе базилики Святого Петра в Риме, несмотря на резкое противодействие церковных властей, которым не нравилась идея копирования католической базилики в тогдашней столице России. Строительство началось в 1801 году и длилось десять лет.

Многие ведущие русские художники того времени внесли свой вклад в дизайн, создав парадный интерьер с арочными потолками и богато украшенной резьбой, а также многочисленными колоннами, повторяющими величественную внешнюю колоннаду, напоминающую дворцовый зал — 69 метров в длину и 62 метра в высоту.Помимо впечатляющей каменной колоннады с золотыми акцентами, снаружи собора есть небольшой фонтан, окруженный садом, и кованая решетка, отделяющая его от небольшой площади. Огромные бронзовые двери собора скопированы с дверей баптистерия во Флоренции, Италия.

Казанский собор стал символом и памятником русской победы в Отечественной войне 1812 года. Когда Наполеон вторгся в страну, русский главнокомандующий генерал Михаил Кутузов обратился за божественной помощью к Казанской Богоматери.В 1813 году он сам был похоронен в соборе. После войны, в 1815 году, ключи от 17 городов и восьми крепостей, привезенные из Европы победоносной русской армией, были помещены в ризницу собора. В 1837 году Борис Орловский спроектировал две бронзовые статуи — Кутузова и Барклая де Толли, стоящие впереди.

В январе 1932 года власти закрыли собор и открыли его в ноябре как промарксистский «Музей истории религии и атеизма». Богослужения возобновились в 1992 году, а через четыре года собор был возвращен Русской православной церкви.По состоянию на 2017 год он функционирует как материнский собор Санкт-Петербурга.

Почему вам стоит посетить:
Это рекомендуется для всех, кто не был в действующей Восточной православной церкви, так как верующих предостаточно, а архитектура здания действительно достойна восхищения.

Совет:
Постарайтесь приехать во время службы (18:00) и сосредоточиться на служении и голосах собравшихся, чтобы лучше почувствовать душу страны и русского народа.
Величественный в течение дня собор особенно впечатляет ночью.

Часы работы:
Ежедневно: с 9.00 до 20.00

История Казанской православной иконы

В 1579 году в Казани на одном из мест пожара чудесным образом обретена величайшая святыня России — икона Казанской Богоматери. Весть о явлении иконы разлетелась по всей Казани. «Снять с земли» и перенести в храм эту святыню Казанский архиепископ неожиданно вверяет ординарный священнику Ермолай. «Женат, не монах, не архимандрит — за что ему такая честь?» — недоумевали многие.Но архимандрит был непоколебим, начав ясно видеть великое будущее избранных, судьба которых теперь будет неразрывно связана с этой иконой. Священник Ермолай (в монашестве Гермоген) станет патриархом и в трудное для России смутное время вернет свою жизнь в спасении веры и мученической родины.

Казанский образ Пресвятой Богородицы наиболее распространен и почитается в России. В каждом православном храме можно увидеть эту икону, ее праздник всегда собирает множество людей.

Эта икона появилась спустя 27 лет после завоевания казанских татар царем Иваном Грозным. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, чтобы больше утвердить в христианской вере обращение от местных жителей, которым не поверили, — устроить ей. Богородица неоднократно видела во сне благочестивую деву Матриону, заклинающую возвещать Казанскому архиепископу Иеремии, что он взял с земли Ее икону, и таким образом указал место. Когда раскопали землю, увидели сияющий образ Богородицы сравнительно небольших размеров.На иконе широко изображен Богородец и благословляющий младенец Христос Спаситель. Архиепископ с крестным ходом ходом принес образ в ближайшую церковь во имя Святого Николая, а оттуда в Благовещенском соборе им Богородица явил свою чудодейственную силу, исцелив несколько недугов. Икона стала главной святыней города Казани.

Это изображение известно и сторонникам великих событий русской истории.

1612.Смутное время. Русская земля разрушена и опустошена. Самозванцы из-за предательства бояр и дворян сменяют друг друга на московском престоле. В Кремле стоят польские войска. Патриарха Гермогена пускают в тюрьму побегать. Уже широко создаются планы полного присоединения России к Польше и превращения в католиков всех русских. Повсюду анархия и хаос, банды разбойников безнаказанно грабят беззащитное население, везде голод и разруха.Только мужественно защищает Троицу Сергия Лавра, которая второй год выступает за зеркальные бесчисленные атаки польских войск. И умирая от голода в темнице, Патриарх Гермоген, отказываясь признать польских ставленников самозванцами и проклясть их, пишет письма с призывом встать на защиту отечества и веры.

Со значительным трудом Гермоген отправляет в Нижний Новгород сообщение с призывом встать на защиту отечества. Другое письмо, тоже тайно, он отправляет в Казань, прося в нем передать чудотворную икону Богородицы тому, кто восстанет за веру православную…

Письмо патриарха произвело впечатление на жителей Нижнего Новгорода. При участии Минина и князя Пожарского было сформировано ополчение. Со всех концов пришли в себя испытательные бригады российских дружин.

Длинные полки русские не смогли взять Москву. Но икона Богоматери привезена из Казани. С любовью молились пред Ней воины о даровании победы. На всех русских землях был установлен строгий трехдневный пост. А 4 ноября 1612 года ополчение овладело крепостью врага — городом Китай.Вскоре был взят и Кремль.

В память об этом великом историческом событии спасения России и прекращения ужасных раздоров было проведено осеннее чествование Казанской иконы Богородицы. А на Красной площади в 1636 году будет воздвигнут Казанский собор, где в качестве святыни поставлена ​​икона, возглавлявшая ополчение.

В 1709 году царь Петр Великий молился перед Казанской иконой Богородицы накануне Полтавской битвы, и более чем через 100 лет, при нашествии Наполеона, великий русский полководец Михаил Кутузов со слезами молился перед этот священный образ и, получив командование русским войском, присвоил себе медальон с изображением иконы Казанской.После разгрома бесчисленных армий Наполеона украденное французами серебро было передано казаками генералом Платоновым в Казанский собор Санкт-Петербурга, где из него был изготовлен уникальный иконостас. Почитаемые списки с казанского образа известны во многих местах России, а икона во главе ополчения Минина и Пожарского сегодня находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы, как одна из главных святынь России.

Собрал и отредактировал Михаил Терлецкий

Казано-Ярославская икона Божией Матери

Казано-Ярославская икона Пресвятой Богородицы была найдена в 1588 году человеком по имени Герасим, который ехал в Казань, чтобы помолиться перед ее знаменитой иконой, потому что его правая рука была искалечена.Ему явилась Богородица и велела ему пойти в определенное место, а затем взять ее икону, отнести ее в город Романов и поставить в церкви. После того, как этот человек в точности выполнил эти указания, его рука зажила.

Святая Казанская икона пробыла в Романове двадцать один год, но 9 марта 1609 года город был взят польско-литовскими войсками. Литовский офицер похитил икону из Казанского собора в Романове. Когда стало известно, что святая икона была найдена в доме офицера, ярославцы упросили его отдать ее городу.Он сказал, что отдаст им это, если они заплатят ему значительную сумму денег. Офицер долгое время отклонял их предложения, но вдруг 18 марта принес его одному из самых почетных граждан Ярослава — Василию Лыткину. Икона была торжественно перенесена в сельский приходский храм иконы «Похвала Богородицы» (Пятая суббота Великого поста). Когда в том же году польско-литовские войска напали на Тверь, святая икона была перенесена в город в храм Великого поста. Рождество Христово на берегу Волги.Тогда Богородица дважды являлась диакону Елеазару, повелевая ему построить новый храм для иконы.

Ярославцы поместили в этом храме чудотворную Казанскую икону, и произошло много чудес. Они также очень энергично работали над строительством женского монастыря для семидесяти двух сестер, чей собственный монастырь был разрушен польско-литовской армией.

В 1610 году жители Романова умоляли царя Василия IV Шуйского разрешить вывезти икону из Ярославля и вернуть ее в Романов.Затем в тот же день перед иконой произошли новые исцеления. Монахиня Анисия, которая не могла пошевелить руками или ногами, выздоровела, а человек по имени Константин был избавлен от его безумия. В связи с этими чудесами ярославчане, в свою очередь, просили царя оставить икону в Ярославле. Из Москвы пришла просьба предоставить подробную информацию об иконе, и царь решил, что икона останется в Ярославле. Однако ярославцам было приказано изготовить точную копию иконы и украсить ее окладом (металлической крышкой), как на чудотворной иконе, а затем отправить копию Романову.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *