Казанский собор: храм, который построил крестьянин
А знаете ли вы, как раньше назывался Невский проспект, главная улица Санкт-Петербурга? Оказывается — Большая першпективная дорога. Это потому, что глянешь вдоль проспекта, и всё видно на несколько километров вдаль — какая перспектива открывается!
И вообще, много чего в этом удивительном городе называется как-то странно. Вот, например, Казанский собор — почему он вдруг Казанский? Он же стоит не в Казани, а в Санкт-Петербурге! Загадка… А еще непонятно — почему в этом соборе могила фельдмаршала? Откуда на его стенах ключи от европейских городов? Что можно увидеть, глядя на собор с вертолета? И как получилось, что в Казанском служится «детская Литургия»?
Крестьянин-архитектор
Однажды российский император Павел поехал в Рим, столицу Италии, и увидел там большущий и торжественный собор святого Петра! Император так восхитился, что захотел построить такой же собор у себя в Петербурге, тогдашней столице России. Ему давно хотелось, чтобы в городе был по-настоящему величественный и огромный храм. Так появился в Петербурге Казанский собор, который действительно очень напоминает собор святого Петра. И что удивительно, построил его… крестьянин. Да-да, обыкновенный крепостной крестьянин, которых в то время было в России очень много. Эти люди были земледельцами, то есть пахали землю, выращивали пшеницу, рожь и вообще кормили всю Россию.
Хотя не таким уж и обыкновенным крестьянином был наш архитектор.
Его звали Андрей Никифорович Воронихин. Он родился на Урале, его папа — Никифор Степанович и мама — Пелагея Ивановна, были крепостными крестьянами графа Строганова. Крепостными — значит, они не могли никуда уйти, например, наняться в городе сапожниками или продавать пряники, а были «прикреплены» к земле своего барина и работали на ней. Правда, Воронихины были не такие крестьяне, которые только и знали, что пахать землю да картошку сажать. Александр Сергеевич Строганов давал отцу Андрея, Никифору Степановичу, разные поручения — тот был письмоводителем графа, то есть доверенным слугой.
Крестьянский мальчик Андрей учился иконописи в родном селе Ильинском, потом в мастерской при монастыре. А потом граф Строганов заметил, что он хорошо рисует, и послал его учиться в Москву и Петербург. Представьте себе: крестьянский паренек сидел за одной партой с сыном своего барина Павлом, потомственным дворянином! Андрей и путешествовал вместе с Павлом по России и Европе. В конце концов, граф дал молодому талантливому крепостному вольную, и тот стал архитектором, как и мечтал!
Когда император объявил конкурс на лучший чертеж Казанского собора, кто только не вызвался в нем участвовать! Сплошь одни иностранцы, и притом очень важные да знаменитые. Как тут тягаться с ними молодому и никому не известному архитектору, да еще — бывшему крепостному! Он до этого только и успел спроектировать что интерьеры дворца и дачи своего барина… Но произошло неожиданное. Императору почему-то больше других понравился проект Андрея Воронихина.
Взгляд из вертолета
Если сфотографировать собор из космоса, или, например, сесть на вертолет и подняться в небо, то, взглянув на собор, мы увидим крест. Так придумал архитектор — построить храм в форме креста.
Но если б все построили так, как было задумано с самого начала, то, глядя из вертолета, можно было бы увидеть уже не крест, а две буквы: «I» и «Х». Это первые буквы имени Иисус Христос, только на церковнославянском языке. Букву «I» образует храм, а букву «Х» — две полукруглые колоннады. Здорово придумано! Но начались войны, и на вторую колоннаду денег не хватило. Так и осталась одна.
Строили собор столько лет, что можно было бы поступить в первый класс и окончить школу! Когда построили, оказалось, что этот храм теперь — самый большой в Петербурге. Ради строительства пришлось снести 11 домиков и переселить их жителей. А чтобы сделать огромный купол, архитектор Андрей Воронихин впервые в истории применил конструкцию из металла. Проект был по тем временам неслыханный!
«Гнилые камни»
Хоть Воронихин учился во Франции и Швейцарии и в каких только заграничных странах не бывал, он и его барин, Строганов, свою страну любили больше всего. Поэтому они старались приглашать русских мастеров и использовать русские богатства для строительства. Так, все материалы, из которых решили строить Казанский собор, были наши, российские: малиновый порфир, серо-черный шунгит, розовый и серый мрамор, рыжая яшма и разные другие камни.
А вот колонны внутри храма сделали… из «гнилого камня»! Не то чтоб он и впрямь был трухлявый и гнилой — просто ему дали такое название, потому что добывали этот камень в выборгских болотах, а там пахнет гнилью. А на самом деле это очень прочный и красивый гранит.
И знаете, что еще интересно? Основные художественные работы по мрамору в соборе тоже делал не какой-нибудь именитый скульптор, а талантливый самоучка по имени Самсон Суханов. А возводили собор в основном крестьяне. Их очень торопили и поэтому работали они даже ночью, зимой, в лютый мороз! Казанский собор был готов осенью 1811 года. Успели: меньше чем через год началась страшная Отечественная война…
Царское место — это богато украшенный шатер и трон, где во время богослужения сидел или стоял сам император. Оно находится недалеко от алтаря. Надпись над ним была вот такая: «Сердце царя — в руце Божьей», — так говорил мудрый царь Соломон.
Кто похоронен в храме?
Всего-навсего полгода длилась эта война, но была очень тяжелая. Летом французский император Наполеон Бонапарт вторгся в Россию, а осенью уже нагло сидел в Московском Кремле. На одного русского солдата в момент нападения приходилось сразу трое французских! Недаром эту войну назвали Отечественной: мы могли и потерять свое Отечество…
Так что когда в декабре 1812 года мы одержали победу, главнокомандующего русской армии, Михаила Илларионовича Кутузова, просто носили на руках. Народ его очень любил. Вы, наверное, слышали о нем?
Михаил Илларионович Кутузов участвовал во многих войнах, и за свою жизнь два раза получил смертельные ранения. Однажды, когда ему было всего 29 лет, в битве с турками пуля угодила прямо в голову, между глазом и виском. А через 14 лет, в новой войне с турками, он снова был ранен в голову, причем пуля попала в то же место, что и в первый раз! Но Кутузов поправился, хотя доктора не могли поверить: как так у него получилось?… В этом увидели знак, что ему предстоит выполнить какую-то очень важную миссию, поэтому Бог его так бережет. И действительно, такой миссией для Кутузова стала оборона страны в войне против Наполеона.
Но при чем же тут Казанский храм, спросите вы?
А дело в том, что именно здесь и похоронен великий полководец, прямо в самом храме! Разве в храмах хоронят людей? А вот и да. Такая традиция существовала еще в Средние века. И в некоторых католических костелах, если посмотреть под ноги, можно увидеть каменные плиты, на которых выбиты имена похороненных там. Это считалось самой большой честью.
В России такое встретишь не часто: так у нас хоронили только царей и императоров, а еще — очень-очень важных особ, которые, как никто другой, послужили своей стране. Вот почему в Казанском соборе есть могила великого фельдмаршала Кутузова (фельдмаршал — высшее звание в армии в то время). Между прочим, когда Кутузова везли хоронить в погребальной карете, народ бросился к его гробу, лошадей распрягли, и сами люди буквально на своих плечах доставили гроб к самому Казанскому собору!
«Болтай да и только», или два Михаила
Так Казанский собор стал не просто храмом, а еще и памятником воинской славы. Перед ним стоят два монумента героям войны 1812 года. Слева — Кутузову. А справа — Барклаю де Толли. Странная фамилия, правда? А между прочим, это был русский полководец, князь, и имя у него самое обыкновенное, русское — Михаил. Просто происходил он из старинного шотландского рода Барклай, и даже, говорят, в его жилах текла кровь викингов, которые когда-то завоевали Англию! Его отца звали Вейнгольд Готтард, но когда он оказался в России, то взял себе славянское имя — Богдан.
В начале Отечественной войны 1812 года Михаил Богданович Барклай де Толли стал во главе русской армии, хотя потом ему и пришлось передать командование Кутузову. Солдаты с трудом выговаривали его необычное имя и потому в шутку называли Барклая де Толли «Болтай да и только».
В знаменитом Бородинском сражении Барклай командовал правым крылом и центром русских войск. Он воевал очень мужественно и бесстрашно. Говорят, что в тот день под ним было убито и ранено пять лошадей! А когда Наполеон бежал из России, Барклай возглавлял войска, освобождавшие от французских завоевателей Европу. И даже участвовал во взятии Парижа!
Памятник Барклаю де Толли — это символ начала войны, когда русские всё отступали и отступали под напором врага. Видите, он чуть-чуть отступил назад, опустив руку с фельдмаршальским жезлом? А вот Кутузов стоит уже со шпагой в правой руке, а в левой — жезл фельдмаршала. Он указывает им вперед, как будто отдает команду: «В атаку!», так что можно не сомневаться: война закончилась победой! Приглядитесь: недаром под ногами у обоих полководцев лежат французские знамена.
Минута молчания у памятника М. И. Кутузову перед уходом на фронт в 1943 году
Между прочим, эти два памятника придумал и создал тоже бывший крепостной крестьянин — талантливый скульптор Борис Иванович Орловский. Орловским он стал потом, когда сделался свободным, а настоящая его фамилия — Смирнов, и родился он в семье крепостного крестьянина. Вот так.
Кстати, а вы заметили, что Кутузова и Барклая де Толли звали одинаково? А значит, Орловский создал памятники двум Михаилам! А ведь Михаил — это имя архангела, архистратига небесного воинства, то есть главнокомандующего. Вот такое совпадение!
Ключи не от квартиры
Удивительное дело: в Казанском соборе прямо на стенах висят ключи. И не от какой-нибудь там квартиры, а от целых городов! Как это?!
Когда-то этих ключей здесь было очень много. А еще больше было знамен вражеских войск. Когда солдаты идут в бой, они такое знамя несут перед собой — и нести знамя доверяли только самым храбрым! А когда выигрывалось сражение, знамена вражеской армии победители забирали себе. Если же битва шла за какой-нибудь город и город сдавался, то победителям отдавали ключи от главных городских ворот. Это был символ военной победы.
Так вот, было около ста штук таких знамен в Казанском соборе — они висели на длинных деревянных шестах и там и сям: в оконных проемах и на стенах. Но однажды большую часть этих трофеев — и знамена, и ключи — перевезли в Москву. Теперь на них можно полюбоваться в Историческом музее. А в Казанском соборе осталось только шесть знамен и шесть связок ключей от ворот европейских городов. Все они висят над могилой Кутузова.
Но зачем же русским понадобилось штурмовать чужие города?
Дело в том, что Наполеон заглядывался не только на Россию. Когда его войска вторглись к нам, он уже успел завоевать почти всю Европу! Выгнав жадного до чужих земель французского императора, русские решили и европейцам помочь освободиться от власти Наполеона. Поэтому наши войска не стали отдыхать, а пошли освобождать Европу.
Железнодорожная катастрофа
В Казанском соборе есть много необычных мест. Одно из них скрывается в дальнем уголке собора. Если пройти весь храм с севера на юг, вы увидите… Иерусалим. Честное слово! В южной стене есть углубление, а в нем нарисовано звездное небо и спящий Святой Город — Иерусалим. Перед этой нишей стоит деревянное распятие. Нишу приказано было сделать в благодарность Богу за спасение императорской семьи. Александр III с супругой и детьми, в том числе — с наследником престола, будущим императором Николаем II, чуть не погибли, когда возвращались домой из Крыма в самом обыкновенном поезде. Паровоз вдруг сошел с рельсов. Это случилось в 1888 году, 17 октября в 14 часов 14 минут.
Вся семья, кроме дочери императора княжны Ольги, в этот момент вместе обедала в столовой. Вдруг сильный толчок свалил всех с ног, и послышался страшный грохот — 10 вагонов сошли с рельсов! Пол провалился, все, кто был в вагоне, упали на насыпь. А император Александр… держал на своих плечах рушившийся тяжеленный потолок, пока все члены его семьи и свита не выбрались из-под обломков! Он был человеком невероятной силы, может быть, даже сильнее, чем Илья Муромец! Запросто мог одной рукой скрутить стальную вилку «бантиком». Так вот, благодаря его силе ни жена, ни дети не пострадали. А великую княжну Ольгу, которая была в момент крушения в своем купе, просто выбросило на насыпь.
Портрет АлександраIII, художник Николай ШильдерХотя одной только физической силой царя такое чудесное спасение, конечно же, не объяснить. В этой ужасной аварии погибли более двадцати пассажиров из других вагонов. А члены императорской семьи получили только царапины и небольшие ушибы. В память об этом чуде в Казанском соборе, куда сразу же после возвращения в Петербург поспешил император, и сделали «Иерусалимскую нишу».
Война, Философ и «детский» храм
В 1914 году началась новая война — Первая мировая. Воевать ушли 11 певчих из Казанского собора и 10 сторожей и дворников, которые там работали. И еще на фронт, чтобы укреплять дух солдат, отправился священник собора, протоиерей Тимофей Налимов. А перед этим он взял да и отдал свою квартиру под лазарет, то есть под больницу для раненых. Сюда их привозили прямо с поля боя. А на фронт отправляли теплые вещи, которые собирали всем приходом. Отвозил эти вещи сам настоятель Казанского собора, человек с удивительным именем — Философ Орнатский. Так его
foma.ru
Казанский собор (Москва) — Википедия
Собо́р Каза́нской ико́ны Бо́жией Ма́тери (Каза́нский собо́р) — православный храм перед монетным двором на углу Красной площади и Никольской улицы в Москве. Был основан в 1625 году. Снесён в 1936-м во время сталинской реконструкции района Манежной площади. Восстановлен в 1990—1993 годах по проекту архитекторов Олега Журина и Геннадия Мокеева[1][2].
Основание[править | править код]
Деревянный Казанский собор был построен на средства военачальника Дмитрия Пожарского в память о победе России в Московской битве 1612 года. Его возвели на месте бывшего здания торговых рядов, однако у ограды храма ещё долго находился рынок. Собор представлял собой бесстолпный четверик с двумя приделами. Верх постройки перекрывала пятиярусная пирамида кокошников[3]. В собор поместили Казанскую икону Божией Матери — главную войсковую святыню Второго народного ополчения. Она была доставлена Пожарским из Введенской церкви на Лубянке. Собор освятил патриарх Филарет в октябре 1625-го
После пожара в 1630 году собор перестраивали под руководством зодчего Абросима Максимова[4]. По другой версии, руководили работами мастера Семён Глебов и Наум Петров[2]. Главный престол был освящён в 1636-м в присутствии царя Михаила Фёдоровича и патриарха Иоасафа, а северный придел Аверкия Иерапольского — осенью 1637 года[7]. Образцами для строительства служили Малый собор Донского монастыря и храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове. Новый храм имел одну апсиду, стена была разделена на прясла, в которых находились окна. Через десять лет справа от главной церкви был освящён придел святых казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия, разобранный в конце XVIII века при расширении Никольской улицы. К 1650-му перед собором построили паперть и шатровую колокольню. Последнюю, вероятно, пристроили к четверику с северо-западной стороны, как было принято в церковном зодчестве начала XVII века. В конце того же столетия устроили парадное крыльцо, увенчанное главкой, и поставили ограду из каменных столбов с деревянными решётками
В середине XVII века в Казанском соборе служили не принявшие церковную реформу патриарха Никона протопоп Иоанн Неронов, а после него Аввакум Петров. В храме они были арестованы и отправлены в заточение
Использование[править | править код]
Казанский собор после перестроек начала XIX века (фото из альбома Николая Найдёнова), 1882 годВ 1730-е годы кровли собора были горизонтально перекрыты двумя полосками. Позднее их поделили на четыре ската. Тогда же на главке храма сделали люкарны, поставив ещё маленькую луковицу[6]. В конце 1760-х годов храмовый комплекс реконструировали на средства княжны Марии Александровны Долгоруковой, а пришедший в ветхость придел святых Гурия и Варсонофия снесли. В конце XVIII века перестроили находившиеся поблизости торговые ряды, после чего они закрыли вид на собор с Красной площади. Нижний ярус колокольни был застроен лавками
В 1801 году по резолюции митрополита Платона собор лишился шатровой колокольни. Новую двухъярусную четырехугольную выстроили через четыре года в стиле классицизм. Её установили в центре западного фасада над входом на паперть[6][9].
Осенью 1812 года, во время Отечественной войны, перед Казанской иконой служили молебен о спасении Российской империи, на котором присутствовал полководец Михаил Кутузов[10]. Перед оккупацией Москвы французами Казанскую икону спрятали в доме протоиерея Мошкова[11]. Алтарь собора был превращён в конюшню. По свидетельству Александра Шаховского, «в алтарь Казанского собора втащена была мёртвая лошадь и положена на место выброшенного престола»
В августе 1824 года священнослужители собора обратились к архиепископу Филарету с прошением переоборудовать обветшавший Аверкиевский придел под ризницу, поскольку в нём не проводились богослужения. Однако по его указу в пристройке сделали ремонт и возобновили молебны[1].
В 1849 году был создан новый серебряный храмовый иконостас. В 1865-м на колокольне надстроили третий ярус, тогда же переделали фасады собора по проекту архитектора Николая Козловского, а в 1873 году заново расписали стены[14][9]. Настоятель А. Ф. Некрасов отмечал, что после обновления храм потерял свою уникальность:
Посетители выражают скорбь о наружном убожестве дома Богоматери. Владыка митрополит Леонтий при первом посещении Казанского собора, со свойственными ему простотой и прямотой, сказал мне: «Ну какой это собор? Это простая сельская церковь!» И справедливо[1]. |
8 (21) июля 1918 года, во время службы, патриарх Тихон произнёс проповедь о расстреле Николая II. В сентябре того же года из собора была похищена его главная святыня — список с иконы Казанской Богоматери, почитавшийся как чудотворный[8].
Демонтаж[править | править код]
В 1925 году на средства обновленческого прихода началась реставрация собора под руководством Петра Барановского, в ходе которой зданию планировалось вернуть первоначальный облик. Работы велись без лесов и были начаты с крыши. Барановский вскрыл под слоями штукатурки остатки древнего декора и выяснил, что памятник XVII столетия фактически полностью сохранился под поздними наслоениями. В деталях точность проведённой реконструкции оспаривается, что вызвано недостатком документального материала: например, снесённая в 1802-м шатровая колокольня на всех сохранившихся изображениях выглядит по-разному. К 1929 году были воссозданы древние кокошники и предполагаемый декор стен
Реставрация ещё не коснулась навершия и колокольни, когда Моссоветом было принято решение о сносе храма. Культовые сооружения не соответствовали новому назначению Красной площади как места проведения торжественных церемоний социалистического светского государства. Колокольню снесли в 1929-м, собор — в 1936 году, в разгар сталинской реконструкции района Манежной площади
Через год на месте храма по проекту архитектора Бориса Иофана построили павильон в честь III Интернационала. В 1937-м Моссовет принял решение о строительстве на месте снесённых храмов летних кафе. Одно из них построили на углу Красной площади с Никольской улицей — был сооружён высокий подиум, частично включивший в себя остатки подклета, который отделали мрамором. На него воздвигли два открытых портика, а между ними установили фонтан по проекту архитекторов Л. И. Савельева и Освальда Стапрана
Восстановление[править | править код]
Восстановленный собор, 2014 год Иконостас, 2015 годВ 1990 году по инициативе Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры началось воссоздание собора. Проект разработали архитекторы Геннадий Мокеев и Олег Игоревич Журин, которому Барановский передал обмеры и другие материалы по Казанскому собору. После издания указа о восстановлении «памятника воинской славы» начался сбор пожертвований. Для этого напротив входа в ГУМ со стороны Никольской улицы установили временную деревянную часовню и ящик для сбора денег. Однако бо́льшую часть средства предоставило правительство Москвы. Как вспоминает Журин, строительству препятствовала община будущего храма:
С первых дней работы над проектом эта Община постоянно препятствовала его осуществлению. Они стремились затянуть строительство, чтобы не иссяк поток пожертвований, которые использовали на свои нужды. В результате — разломали стены помещения, где я работал над проектом, выжили меня и помогавших мне архитекторов из мастерской, срывали начало строительных работ, писали бесконечные кляузы в разные инстанции, будучи полными невеждами в области строительных и реставрационных работ, выдвигали самые нелепые требования |
В 1991 году был торжественно освящён крест на фундаментах главного престола и установлена закладная плита. Храм воссоздали за три года, освятив в ноябре 1993-го. Его восстановили в формах середины XVII века: с двумя приделами, галереей, шатровой и открытой широкой папертью[6]. Фотографий дореволюционной стенописи не сохранилось, однако историку Сергею Алексеевичу Смирнову удалось установить темы росписей. Отталкиваясь от его изысканий, художники из Палеха и Брянска в 1990-е годы расписали храм в ретроспективной, канонической манере
Казанский собор представляет характерный для первой половины XVII века тип квадратного в плане бесстолпного одноглавого храма с горкой кокошников, восходящий к старому собору Донского монастыря. Среди построек московского посада к этому типу относилась церковь Николы Явленного на Арбате. Собор с трёх сторон окружён открытыми галереями, которые ведут к шатровой колокольне у северо-западного угла и в северо-восточный придел Аверкия Иерапольского
Ряды энергично профилированных килевидных кокошников, глубокие филёнки на лопатках четверика, треугольные наличники при всей их простоте создают исключительный пластический эффект. Хорошо найденные пропорции барабана главы, умелая расстановка кокошников «вперебежку» способствуют собранности, цельности многообъёмной архитектурной композиции[9].
По замечанию Павла Раппопорта, в расположении и в сочетании крупных кокошников с мелкими проявилось стремление русских зодчих к обогащению яркой, мажорной композиции более дробными деталями — предвестие наступления эпохи «узорочья»[19].
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 О времени постройки Собора (неопр.). Официальный сайт Казанского собора. Дата обращения 12 июля 2018.
- ↑ 1 2 3 Казанский собор в Москве (неопр.). Православие.ru. Дата обращения 12 июля 2018.
- ↑ Михайлов, 2010, с. 164—165.
- ↑ 1 2 3 4 Барановский, 1996.
- ↑ 1 2 3 4 Журин, 1994.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Вострышев, 2012.
- ↑ Историческая записка, 1997, с. 26—28.
- ↑ 1 2 3 4 5 Паламарчук, 1994, с. 12—16.
- ↑ 1 2 3 4 Бусева-Давыдова, 1997, с. 484.
- ↑ Тульев, 2011, с. 141—142.
- ↑ Историческая записка, 1997, с. 30.
- ↑ Шаховской, 1911, с. 95,99.
- ↑ Михайловский-Данилевский, 1839, с. 282.
- ↑ Михайлов, 2010, с. 166.
- ↑ Михайлов, 2010, с. 168.
- ↑ Романюк, 1992, с. 52.
- ↑ Броновицкая, 2015, с. 75.
- ↑ Мастера (неопр.). Завтра (13 января 1998). Дата обращения 12 июля 2018.
- ↑ Раппопорт, 1993, с. 189.
- Барановский П. Пётр Барановский: труды, воспоминания современников. — М.: Отчий дом, 1996. — 344 с. — ISBN 5-7676-0010-4.
- Архитектура Москвы 1933—1941 гг. — М.: Искусство—XXI век, 2015. — 320 с. — (Памятники архитектуры Москвы). — 2500 экз. — ISBN 978-5-98051-121-0.
- Бусева-Давыдова И., Астафьева-Длугач М., Нащокина М. Москва. Архитектурный путеводитель. — М.: Стройиздат, 1997. — 511 с.
- Вострышев М. Москва православная. Все храмы и часовни. — М.: Алгоритм, 2012. — 544 с. — ISBN 978-5-4438-0072-1.
- Журин О.И. Казанский собор // Наука и жизнь. — 1994. — № 2.
- Историческая записка о Московском Казанском соборе, составленная в 1860-х гг. прот. А. И. Невоструевым // Памятники Отечества: Ил. альм. ВООПИиК. — М., 1997. — № 37. — С. 24—34. — ISSN 0207—2203.
- Михайлов К. Москва, которую мы потеряли. — М.: Эксмо, 2010. — 493 с.
- Михайловский-Данилевский А. Описание Отечественной войны в 1812 году. — М., 1839. — 368 с.
- Раппопорт П. Древнерусская архитектура. — С.-Петербург: Стройиздат, 1993. — 288 с.
- Романюк С. Москва. Утраты. — М.: ПТО «Центр», 1992. — 336 с.
- Сорок Сороков. Москва в границах Садового кольца: Китай-город, Белый город, Земляной город, Замоскворечье / под ред. Паламарчука П. — М.: АО «Кром», 1994. — Т. 2. — 645 с.
- Тульев В. История России в архитектуре. 70 самых известных памятников. — М.: Эксмо, 2011. — 344 с. — ISBN 978-5-699-53013-7.
- Шаховской А. Первые дни в сожженной Москве. Сентябрь и октябрь 1812 г. По запискам кн. А. А. Шаховского // Пожар Москвы. По воспоминаниям и запискам современников: Ч. 2. — М.: Образование, 1911. — 151 с.
ru.wikipedia.org
История Казанского собора
Торжественное освящение Казанского собора состоялось 15 сентября 1811 года. Но к этому времени удалось завершить лишь основные строительные и отделочные работы. Оформление храма продолжалось и после его освящения, на протяжении 1811 —1812 годов. Над внутренним убранством собора трудились лучшие живописцы своего времени — В. Л. Боровиковский, В. К. Шебуев, К. П. Брюллов. Собор приобрел блестящие с живописной точки зрения полотна на религиозную тему, но — фактически остался без икон, так как произведения мастеров-академистов, воспитанных на европейской живописи, таковыми считать не приходится.
Некоторый конфуз произошел и со скульптурным убранством интерьеров. Оно «продержалось» лишь до 1814 года, когда из-за сырости начала обваливаться штукатурка — прямо вместе с барельефами. Впоследствии их заменили масляной живописью. Отделочные работы в Казанском соборе совпали по времени с началом Отечественной войны.
8 августа 1812 года М.И. Кутузов принял командование русскими войсками и, отъезжая в действующую армию, молился перед Казанской иконой Божией Матери, пребывавшей в Казанском соборе.
Приписывая победы русского оружия, пришедшие после унизительных отступлений и поражений, заступничеству Божией Матери, Михаил Кутузов питал особые чувства и к Казанскому собору. Трофеи, попадавшие в руки русских, поступали в Казанский собор, превратив его в своеобразный мемориал русской воинской славы.
Трофеи прибывали в Казанский собор и из Закавказья, где Россия вела кровопролитную войну с Персией. Четыре персидских знамени, захваченных при Ленкорани, пополнили воинский мемориал в Казанском соборе.
К началу XX столетия, согласно описям, в соборе содержалось 107 знамен и штандартов и 97 ключей от взятых городов. Затем они были переданы в Москву, сейчас большинство трофеев находится в Государственном Историческом музее. Еще более печальная судьба постигла серебряный иконостас Казанского собора.
С самого момента своего освящения Казанский собор являлся одним из духовных центров Санкт-Петербурга. Здесь часто бывали члены царствующего дома, совершались торжественные молебны в связи с теми или иными историческими событиями, а на богослужения в праздничные дни, сопровождавшиеся крестными ходами, сюда притекало едва ли не полгорода.
За парадным фасадом жизни собора с торжественными молебнами и посещениями государей скрывалась весьма напряженная повседневная жизнь, состоявшая в помощи ближнему. Во второй половине XIX века при Казанском соборе было учреждено «Благотворительное Общество вспомоществования бедным», при котором в 1892 году открылась бесплатная столовая. Имелась при Обществе и богадельня, где содержались бесплатно старушки. В детском приюте при Обществе воспитывалось около пятидесяти мальчиков и девочек. Существовала при соборе воскресная школа, издавалась соборная газета.
posmotrim.by
Казанский собор, Санкт-Петербург: история, описание, иконы
Одно из самых крупных культовых строений Северной столицы — величественный Казанский кафедральный собор. От центра сооружения в обе стороны раскинулись крылья — колоннады. Снаружи собор украшают барельефы, выполненные из известняка желтоватого цвета. Сооружение производит колоссальное впечатление. Внутреннее и внешнее убранство храма потрясает: 56 великолепных колонн, которые изготовлены из финского розового гранита и украшены золочеными коринфскими капителями, создают ощущение простора и величия.
Строительство собора
Икона Казанской Божьей Матери на протяжении двух веков являлась святыней дома Романовых. Ее впервые привез в город еще Петр I. В первой половине XVII века в Петербурге была построена церковь Пресвятой Богородицы (автор проекта — М. Г. Земцов, известный русский архитектор). Она находилась на том самом месте, где сегодня расположился великолепный собор. В конце века церковь, а также прилегающие к ней здания были снесены, в результате чего в центре города образовалась огромная площадь.
Создание проекта
Был объявлен творческий конкурс на создание проекта нового храма. Он длился около трех лет (1797-1800 гг.). Перед его участниками стояла довольно сложная задача. Павел I пожелал, чтобы новый храм напоминал знаменитый собор Святого Петра, расположенный в Риме, работы великого Микеланджело Буонарроти и других зодчих эпохи Возрождения. Собор обязательно должна была украшать колоннада, примерно такая же, как пристроенная к собору Святого Петра архитектором Джованни Бернини. Важно было вписать новое монументальное строение в уже оформленное архитектурное пространство.
В соответствии с православными канонами алтарь храма должен быть обращён на восток, а основной фасад — на запад, то есть на Мещанскую (сегодня Казанскую) улицу.
С самого начала конкурса в нем приняли участие великие архитекторы — П. Гонзага, А. Н. Воронихин, Ч. Камерон. В 1800 году для участия в конкурсе в столицу прибыл Ж. Ф. Томон.
Вначале Павел I одобрил проект Ч. Камерона. Однако, благодаря поддержке графа А. С. Строганова, который был ответственным за строительство, в ноябре 1800 года был принят проект А. Н. Воронихина. Это решение широко и довольно долго обсуждалось в обществе. Особенно жаркие дискуссии вызывало происхождение Воронихина, который был бывшим крепостным Строгановых. Вольную он получил в 1786 году.
Святыни храма
Казанский кафедральный собор имеет главную святыню — чудотворную икону Божьей Матери. В начале XVII века, во времена борьбы со шведскими и польскими интервентами, икона всегда сопровождала Ополчение князя Дмитрия Пожарского. Затем она хранилась в московском Теремном Казанском соборе.
Петр I в 1710 году повелел привезти в Петербург старинное повторение чудотворного образа.
Когда Воронихин строил Собор Казанской иконы, исполняя волю императора Павла I, он от предложенного прототипа использовал лишь мотив колоннады полукруглой формы, расположенной перед зданием храма. А в остальном русский архитектор создал самостоятельное строение, которое гармонично влилось в застройку Невского проспекта.
95 огромных колонн очерчивают небольшую площадь. Справа и слева колоннада завершается массивными порталами. Это сооружение имеет и особое назначение — оно прикрывает главное тело храма.
Полностью проект здания осуществлен не был. Когда уже заканчивали возводить Казанский собор, архитектор Воронихин предложил построить дополнительную колоннаду, которая должна была находиться с южной стороны здания. Она должна была повторить северный аналог. Однако его предложение было отвергнуто.
Описание храма
Со стороны Казанской улицы было решено сделать центральный вход в Казанский собор. Санкт-Петербург получил совершенно уникальное строение, которым по праву гордятся петербуржцы, и с интересом осматривают многочисленные гости города.
В плане собор напоминает форму латинского креста, над его серединой высится огромный купол. Наружные колонны, антаблемент, капители, облицовка и барельефы изготовлены из пудостского камня. Это довольно мягкий известняк, имеющий желтоватый оттенок. Его добывали неподалеку от Петербурга.
Статуи и скульптурные группы украшают весь город Санкт Петербург. Казанский собор в этом смысле тоже не исключение. Здесь скульптуре придается особое значение во внешнем оформлении. На аттиках порталов (над боковыми проездами), расположены барельефы. С западной стороны — работы И.П. Прокофьева, с восточной — произведение И. П. Мартоса. Над алтарем находится известный барельеф Д. Рашетта.
Северный вход украшают монументальные двери, которые являются точной копией «Райских врат» Баптистерия. Они выполнены из бронзы скульптором из Италии Лоренцо Гиберти.
По обе стороны от дверей, в специальных нишах находятся бронзовые фигуры Андрея Первозванного и Иоанна Крестителя, Владимира Равноапостольного и Александра Невского.
Барельефы «Поклонение волхвов», «Благовещение», «Поклонение пастырей», «Бегство в Египет» находятся в северном портике.
Внутреннее убранство
Казанский собор (Санкт-Петербург) отличается богатым и торжественным интерьером. В нем чувствуется русский размах и мощь. Первый уникальный иконостас создавался по рисунку А. Воронихина.
Несколько позднее (1836 г.) был сделан роскошный подарок городу. Санкт-Петербург, Казанский кафедральный собор получил новый, вычеканенный из серебра иконостас, изготовленный по проекту архитектора К.А. Тона. Он был отбит донскими казаками в 1812 году у французов.
Большую часть икон писали лучшие художники начала XIX века — О. А. Кипренский, В. Л. Боровиковский, Ф. А. Бруни, В.К. Шебуев, Г. И. Угрюмов, К. П. Брюллови многие другие.
Значение храма
В 1811 году был освящен Казанский собор. Санкт- Петербург бережно хранит память о доблестных русских воинах, которые прямо из храма, отслужив молебен, отправлялись на Отечественную войну.
Из этого собора уходил командовать русскими войсками М. И. Кутузов, здесь же его тело с почестями было погребено в 1813 году, в склепе под сводами Казанского собора. Спустя двадцать четыре года на площади перед собором был установлен памятник великому полководцу.
В Казанском соборе хранятся многочисленные трофеи Отечественной войны: знамена, поверженных войск, ключи от захваченных городов и крепостей.
Советское время
Нынешнему поколению трудно себе представить, что в 1929 году был закрыт Казанский собор. Санкт Петербург (в то время Ленинград) начал активную борьбу с «религиозным дурманом». Через три года в этом историческом месте разместился Музей истории атеизма. Бесценные иконы собора были частично переданы Русскому музею.
Самая главная и наиболее почитаемая святыня храма – икона Божьей Матери — была перенесена в собор, который был расположен на Петроградской стороне. Интерьер фактически оказался разграбленным, он значительно пострадал в ходе различных реконструкций.
Собор в наши дни
В конце прошлого века Казанский собор в Питере вернули Епархии, а вместе с этим храму вернулся утраченный статус. В начале XXI века храм и все прихожане встречали чудодейственную икону Божьей Матери, которую вернули на законное место.
fb.ru
Казанский собор: каким он был и каким будет | События | ОБЩЕСТВО
Президент Татарстана Рустам Минниханов подписал указ о воссоздании собора Казанской иконы Божией Матери. Символично, что это было сделано 4 ноября — в день празднования Казанской икоы. Уже известно, что воссоздан он будет в том же виде и размере. Деньги на строительство будут собирать все миром. Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан надеется, что собор построят за три года.
Собор был главным в комплексе Богородицкого монастыря. О славной и трагической истории собора рассказывает Анатолий Елдашев, председатель городского общества историков-краеведов, доцент Казанской духовной семинарии.
Чудесное место
Казанско-Богородицкий монастырь был основан в XVI веке на месте обретения чудотворного образа Божией Матери. Распоряжение о строительстве деревянного храма в честь иконы отдал Иван Грозный. Также царь велел устроить женский монастырь для 40 инокинь.
В конце XVI века на месте деревянной церкви был сооружён пятиглавый каменный храм.
В конце XVIII века по проекту архитектора И. Старова начали строить новый храм. На закладке собора 30 мая 1798 года присутствовал лично император Павел I с великими князьями Александром (будущим императором Александром I) и Константином. В 1808 году собор был расписан и освящён. Размеры его составляли 49 на 43 м при высоте в 44 м. Общий облик собора определяли пять полусферических куполов и три фронтона с колоннами. Рядом с храмом была колокольня высотой более 55 м (для сравнения: колокольня Петропавловского собора составляет 49 м). Главный собор монастыря был архитектурной доминантой и выдающимся памятником русского классицизма.
Обитель занимала площадь, ограниченную нынешними улицами Большой Красной, Япеева, Нагорной и уже не существующим переулком у Пятницкой церкви.
В течение почти 350 лет в Богородицкий монастырь непрерывным потоком шли люди, чтобы поклониться Пречистому образу Богородицы. В него непременно направлялись все царствующие особы при посещении Казани. Есть сведения, что до 70% доходов городу приносили крестные ходы и паломничество в монастырь. Последний крестный ход с Казанской иконой состоялся в 1903 году. Через год она будет украдена. Традицию крестных ходов с Казанской возобновили лишь 21 июля 2000 года.
Гибель обители
К началу XX века монастырь представлял собой обширный архитектурный комплекс разновременных построек, а обитель считалась одной из самых благоустроенных и богатых в Казанской епархии. К 1917 г. монастырь имел налаженное свечное производство, живописную и золотошвейную мастерские, пасеку, плодоносящий сад, дойное стадо. Но с приходом к власти большевиков на Православную церковь начались гонения. Не обошли они и Казанский монастырь.
На переднем плане — Матрона.
Цветная литография
Иконостас утраченного собора
Собор будет такого же размера, как и утраченный
В 1918 году были закрыты храмы Казанского кремля. Казанский Богородицкий монастырь стал религиозным центром города. Здесь были сосредоточены все главные святыни, каждый праздник совершалась архиерейская служба. В 1920 году принадлежавшие Богородицкому монастырю 270 десятин пахотной земли были конфискованы, а все монастырские строения перешли в собственность государства. С 1921 года при монастыре стала функционировать религиозная община.
В 1929 году в жилых корпусах монастыря разместилось общежитие студентов педагогического техникума. Студенты привели его в безобразное состояние: были сломаны двери и окна, порублены на дрова ступени лестниц и перила, разбиты надгробные памятники во дворе. Один из храмов использовали под склад для хлеба, причём зерно ссыпали прямо под иконостас. 22 февраля 1930 года с колокольни были сняты колокола. Община сама отказалась от здания колокольни, т. к. платить налоги за него не могла.До 1930 года монастырским священнослужителям ещё разрешалось проводить крестный ход на Казанку с иконой Всеблаженная, присланной взамен утраченной Казанской. А с 10 января 1930 года крестный ход был запрещён. Спустя год православная община переводится в Петропавловский собор. На 1932 год в ней состояло 120 человек.
Фото: АиФ/ из архива Анатолия ЕлдашеваВ то время судьба храма решалась просто — достаточно было признать церковь или мечеть ветхой (при условии невыполнения ремонта общиной) или получить ходатайство со стороны большинства населения для использования здания под общественные нужды.
Существует фотография, на которой видно, как разбирают купол монастырской церкви Николы Тульского, предположительно, это 1932-1933 годы. В 1932-м был взорван главный собор монастыря. Здание бывшей обители отдали под обустройство кинофабрики, но работы так и не были закончены. В 1942 году в Казань были эвакуированы две табачные фабрики из Москвы и Выборга. Они разместились в полуразрушенных зданиях монастыря. В кратчайшие сроки было смонтировано оборудование и начато производство табачных изделий для фронта. Фабрика закрылась в 90-е годы, оставив после себя разруху.
Что осталось?
До наших дней дошли лишь немногие строения некогда прекрасного архитектурного комплекса. Наиболее древним из них является Софийская надвратная церковь (конец XVII — начало XVIII века), которая была возвращена верующим в 1994 году. Вконец обветшали ни разу не видевшие ремонта Братский и Настоятельный корпуса (1810-1835 гг.), они были переданы церкви лишь в 2003 году.
То же произошло и с прекрасным памятником классической архитектуры — тёплым храмом Николы Тульского (1806-1816 гг.), где зимой пребывала чудотворная Казанская икона. Больше других повезло Крестовоздвиженской церкви (1877 г.), где до начала 2000-х находился учебный корпус педуниверситета. Сейчас здесь пребывает Ватиканский список Казанской иконы. Сравнивая фотографии прошлых лет и современное состояние территории Казанского Богородицкого монастыря, мы можем видеть, как много потеряла Казань с ликвидацией этого прекрасного градостроительного ансамбля, игравшего важную роль в формировании силуэта города.
Комментарий
Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан:
«Никаких нововведений не будет. Если речь идёт о воссоздании, то только в таком виде, в каком собор был 80 лет назад. В этом нуждаются не только православные верующие, но и вся республика. Паломничество верующих в Казань — это одновременно и радость от соприкосновения с Божией Матерью, и скорбь по утраченному храму. Если мы заново построим разрушенный собор, то от этого выиграет и город, и Татарстан в целом. Казань в этом случае станет не менее привлекательным местом для православного паломничества, чем, например, Дивеево.
Митрополит Казанский и Татарстанский Феофона. Фото: Татарстанская митрополия.Также восстановленный собор покажет, как живут в республике носители разных религий. Мы всегда говорим, что наша республика многонациональная и многоконфессиональная. У нас нет необходимости соревноваться, мы должны взаимодействовать. Не нужно думать, что если одна религия станет сильнее, то другая ослабнет. Кто-то может сказать, что сейчас не лучшее в экономическом плане время, чтобы заниматься восстановлением Казанского собора. Но давайте вспомним историю строительства храмов и мечетей: разве они строились в экономически более успешные годы? И даже если сейчас не самые лучшие времена для России, нужно памятовать, что Казанский образ связан со Смутным периодом истории нашего государства. Воссоздание храма будет способствовать укреплению единства жителей Татарстана, нравственного состояния общества».
Что писали в газетах того времени
Сочтите, сколько в Казани монастырей и какую они занимают жилплощадь? Казанский женский монастырь — 360 монахинь, Фёдоровский — 40, Ивановский — 30, Зилантовский — 34, Семиозерная пустынь — 40, Раифская — 30, Кизический монастырь — 34.
Если принять во внимание, что в большинстве монастырей монахи живут в просторных и неуплотнённых квартирах, то в целом мы имеем значительную жилплощадь, населённую незначительным количеством тунеядцев, наигрывающих на мистических струнах легковерных людей, жаждующих чудес… В большинстве монастырей собрались «осколки разбитого вдребезги» — бывшие помещицы и купчихи, оплакивающие безнадёжно ушедшее прошлое, времена былой власти и величия. Горсовет постановил — все монастыри, находящиеся на территории Казани и прилегающих к городу местностей, необходимо изъять… Проживающих в монастырях монахинь и монахов — немедленно выселить.
«Красная Татария», 9 мая 1928 г.
kazan.aif.ru
Казанский собор в Москве: история, описание, фото
Адрес: Москва, Красная площадь
Первое упоминание: 1625 год
Начало строительства: 1990 год
Окончание строительства: 1993 год
Автор проекта: О. И. Журин, Г. Я. Мокеев
Святыни: Казанская икона Божьей Матери
Координаты: 55°45’19.5″N 37°37’09.0″E
История знаменитой иконы
История строительства
История храма в XVII-XX веках
Возрождение храма
Архитектура храма и его внутреннее убранство
Современное состояние собора и режим посещения
Как добраться
Казанский собор на карте
Небольшой по размеру собор обладает особым статусом среди храмов, которые окружают Московский кремль. Он появился, благодаря князю Дмитрию Пожарскому — национальному герою и одному из руководителей народной борьбы против захвативших Москву поляков. В 1930-е годы Казанский собор полностью разрушили, но спустя 60 лет отстроили заново.
Собор на фоне Государственного исторического музея и Никольской башни
История знаменитой иконы
В 1579 году, через 27 лет после взятия Русью Казанского ханства, в его столице случился большой пожар. Огонь быстро разнесло ветром, и безжалостное пламя уничтожило часть домов в Казани. По сохранившемуся преданию, именно тогда десятилетняя Матрона увидела во сне Богородицу, и та просила ее отыскать икону на пепелище.
Девочка поспешила рассказать о сновидении местному священнику Ермолаю. Когда пожарище раскопали, в указанном месте действительно обнаружили образ Богоматери. Позже на пожарище отстроили новый женский монастырь, и Матрона, приняв имя Мавры, стала его первой послушницей.
С вновь обретенного образа было сделано несколько копий или списков. Первый из них в 1579 году отправили в дар русскому государю Иоанну IV Грозному. Потом иконы появились и в других российских городах. Всюду их берегли, как святыни, в честь Казанских икон строили отдельные храмы и основывали монастыри. Праздник обретения православной святыни и в наши дни отмечается верующими 8 июля.
История строительства
В вышедшем в конце XVIII века историческом путеводителе по городу сообщалось, что первый храм, который воздвигли в честь почитаемой иконы, появился у кремля в 1625 году. Он был построен из дерева на деньги Дмитрия Михайловича Пожарского.
Вид собора от Красной площади
Известно, что во время второго народного ополчения, сформированного в 1611 году, Пожарский не расставался со списком, сделанным со знаменитой иконы. После победы над польско-литовскими захватчиками и освобождения столицы, он хранил заветный образ в своем приходском храме на Лубянке. Новый деревянный собор был выстроен князем специально для Казанской иконы. Однако, церковь простояла всего 9 лет и сгорела во время пожара.
Место возле Красной площади пустовало недолго. Уже в 1636 году царь Михаил Федорович выделил деньги, и возле Московского кремля поставили новый каменный храм. Как это было принято в храмовой архитектуре в начале XVII столетия колокольню пристроили с северо-запада от церковного здания. Новая церковь сразу приобрела высокий статус, потому что ее освятил сам Московский патриарх Иоасаф I.
История храма в XVII-XX веках
В 1647 году к Казанскому собору пристроили придел, посвященный святым Гурию и Варсонофию. В торжественной церемонии его освящения участвовал сын и приемник Михаила Федоровича — российский государь Алексей Михайлович.
Несмотря на то, что храм имел маленькие размеры, он всегда играл большую роль в духовной жизни города. Казанский собор почитали вместе с самыми известными церквями Москвы, а его настоятель был очень уважаем среди московского духовенства.
Шло время, и в 60-е годы XVIII века на средства княжны М. А. Долгоруковой Казанский собор реконструировали. Обветшавший придел снесли, а вокруг колокольни появилось множество торговых лавок, где продавали восковые свечки, яблоки и румяные калачи. Долгое время в каменной церкви приводили к присяге московских купцов.
Вид собора от Государственного исторического музея
Со временем возвышавшиеся рядом Верхние торговые ряды настолько расстроились, что практически закрывали вид на храм со стороны кремля. В самом начале XIX века шатровую колокольню разобрали, и вместо нее возвели двухъярусную звонницу по новому образцу.
Как и вся Москва, Казанский собор претерпел немало испытаний во время нашествия французских войск в 1812 году. Перед самым приходов врагов возле храма москвичи охотно скупали лубочные картинки и карикатуры на французов и самого Наполеона. Чтобы почитаемая икона не досталась врагу, священник храма заблаговременно спрятал ее. Однако, когда французские войска вошли в город, они не преминули поглумиться над православным храмом. Солдаты выбросили из алтаря престол и втащили внутрь церкви лошадиный труп.
Еще одну масштабную переделку собора провели в 1865 году. Архитектор Николай Иванович Козловский подготовил проект, храмовые фасады перестроили в классических традициях, а к колокольне добавили еще один ярус. Примечательно, что и прихожане, и священники сильно сожалели о таких переменах. После реконструкции Казанский собор утратил свой оригинальный вид и стал похож на множество сельских храмов, стоявших в разных уголках страны.
С приходом советской власти церковная жизнь изменилась. Богослужения в соборе запретили не сразу. Летом 1918 года проповедовавший здесь патриарх Тихон рассказал прихожанам о том, что царская семья была расстреляна большевиками. А осенью того же года самая бесценная храмовая святыня — знаменитая Казанская икона бесследно исчезла.
Вид на собор с юго-востока и Аверкиевский придел
В середине 1920-х годов известный реставратор Петр Дмитриевич Барановский занялся капитальной реставрацией здания. Работы растянулись на несколько лет, так как реставраторы старались вернуть собору исторический облик. К 1929 году они сумели оформить стены и воссоздать ряды старинных килевидных кокошников, но произошло неожиданное. Барановскому стало известно, что руководство Москвы приняло решение снести собор. Московские власти хотели проводить на Красной площади физкультурные парады и демонстрации трудящихся и поэтому не желали видеть рядом ни одного культового здания.
Архитектор был очень огорчен, но успел провести тщательные замеры всех архитектурных частей храма. Составленные им документы были использованы несколько десятилетий спустя, во время восстановления собора. В начале 1930-х годов богослужения в соборе запретили. Сначала внутри бывшего церковного здания открыли столовую, а потом создали склад мрамора, который использовался для строительства московского метро.
В 1936 году собор разрушили до основания, а на его месте вырос павильон, сооруженный по проекту Бориса Михайловича Иофана. Потом здесь соорудили летнее кафе, затем площадку отделали мрамором и устроили посредине фонтан. После всего этого на месте православного храма построили общественный туалет.
Возрождение храма
С инициативой воссоздать старинный храм выступили сотрудники общества охраны памятников города. Стройка началась в 1990 году и заняла три года. Собор возле кремля стал первой церковью на территории бывшего СССР, которую восстановили в историческом виде.
Купол собора и мозаика Казанской Божьей Матери
Примечательно, что все работы проходили под руководством талантливого архитектора Олега Игоревича Журина, который учился у П. Д. Барановского. Строителям повезло, потому что сохранились старые записи, чертежи и фотографии собора. Фото настенных росписей найти не удалось, поэтому профессиональные живописцы из Брянска и Палеха расписали храм в традициях XIX века.
Открытие возрожденной святыни было приурочено к началу ноября. И теперь этот храм считается символом освобождения столицы от польско-литовских войск.
Архитектура храма и его внутреннее убранство
Собор Казанский иконы Божией Матери — это одностолпный храм. Его опоясывают ряды живописных кокошников, которые делают одноглавую церковь очень нарядной. С северо-востока расположен придел, посвященный святому Аверкию Иерапольскому, а северо-западный угол занимает стройная шатровая колокольня.
Внутри храма можно увидеть почитаемую икону и мощехранительницу. Все побывавшие в соборе отмечают красоту его интерьеров и прекрасное исполнение церковного хора.
Современное состояние собора и режим посещения
Православный храм – действующий. Верующие и туристы могут попасть в него с 8.00 до 18.30. Церковные богослужения здесь проводятся в 8.30 и 16.50.
Как добраться
Собор стоит возле северо-восточного угла Красной площади, рядом со зданиями ГУМа и Государственного исторического музея. Сюда легко дойти пешком от станций московского метрополитена «Театральная», «Площадь Революции» и «Охотный ряд».
Рейтинг достопримечательности
Казанский собор на карте
Города России на Putidorogi-nn.ru:
Казань |
Санкт-Петербург |
Владимир |
Ярославль |
Муром |
Ростов Великий |
Александров |
Иваново |
Калуга |
Кострома |
Сергиев Посад |
Нижний Новгород |
Псков |
Касимов |
Переславль-Залесский |
Суздаль |
putidorogi-nn.ru
Казанский кафедральный собор
История создания
Время и сырой климат не пощадили деревянное барокко. Храм решили перестроить. Павел I объявил конкурс проектов. Император хотел видеть новую церковь похожей на ватиканский собор Святого Петра. И подобный размах потребовал сноса 11 домов на Невском.
Свое видение нового храма представили архитектурные светила: шотландец Чарльз Камерон, француз Тома де Томон, итальянец Джакомо Тромбаро. Но выбор пал на проект бывшего крепостного Строгановых Андрея Воронихина. Считается, что архитектор придал куполу форму знаменитой шапки Мономаха, чтобы внести в проект элемент русского стиля.
Первый камень закладывали в присутствии императора Александра I в 1801 году. Все годы строительства архитектор Воронихин буквально жил на стройке, контролируя каждый этап. Даже разработал проект баржи для доставки камня. Везли пудожский камень из Гатчины. Поначалу он был такой мягкий, что резался обычным ножом. Но время придало материалу твердости.
Архитектурное родство питерского и ватиканского соборов проявилось в колоннаде. Но в Риме она как бы замыкает площадь, а в Петербурге раскрывается к Невскому проспекту. Архитектурная хитрость отвлекает внимание от того факта, что главный вход вовсе не со стороны центральной улицы Петербурга. По традиции алтарь обращен на восток, а на Невский выходит северный фасад храма. Строили собор 10 лет, а когда пришел черед внутренней отделки, Андрея Воронихина уже не стало. Казанский собор — самое значимое творение молодого архитектора.
Новый храм стал настоящим правопреемником снесенной церкви. Сохранилась традиция чествования русской армии после воинских побед. В 1812 году в собор привезли военные трофеи: 107 знамен и штандартов французской армии, жезл маршала Даву, 93 ключа от городов, крепостей и замков, взятых русской армией. Даже иконостас храма русской воинской славы имеет необычную историю. На его облицовку ушло 40 пудов серебра, захваченного на поле боя. Военный трофей, изъятый у французов, прислал в столицу донской атаман Матвей Платов.
Легенда собора
Казанский собор в 1812 году посещал Михаил Кутузов. После смерти легендарный фельдмаршал здесь и был похоронен. С этим событием связана одна из самых громких легенд собора. Умер Кутузов в городке Бунцлау. Александр I повелел похоронить великого полководца в Казанском соборе. Долгое время солдатам не давал покоя слух, что фельдмаршал перед смертью просил оставить сердце свое в Пруссии, чтобы в бою оставаться со своими солдатами. Спустя сто лет Военно-историческое общество Москвы даже рассматривало вопрос о возвращении сердца фельдмаршала в Россию. Полтора века эта история поддерживалась статьей в Большой советской энциклопедии. В 1933 году по решению советской власти саркофаг вскрыли. Сердце фельдмаршала оказалось внутри, но в отдельном серебряном сосуде.
Святыня храма
Главная православная святыня собора — список Казанской иконы Божией Матери, в честь которой и был освящен храм. Икона принадлежала царице Прасковье Федоровне и попала в Петербург после переноса столицы в 1712 году. Образ вдохновлял народное ополчение Минина и Пожарского в освобождении Кремля от иноземцев. Специально для хранения реликвии построили небольшую Казанскую церковь. В ней венчались царствующие особы, и Екатерина II была провозглашена «самодержицей всероссийской». После постройки нового собора церковь разобрали.
За столетия пребывания в Петербурге икона находилась во многих храмах и лишь в июле 2001 года вернулась в Казанский собор — один из символов Северной столицы. Влияние храма на историю Санкт-Петербурга так велико, что собор дал название и Казанской улице, и мосту через канал Грибоедова, соединяющему Спасский и, опять же, Казанский острова.
www.culture.ru