Картинки каргопольская игрушка: Каргопольская игрушка

Содержание

Картинки каргопольская игрушка | andrey-eltsov.ru

На странице представлены самые разные картинки каргопольская игрушка: раскраска каргопольская игрушка, цветные фото каргопольских игрушек, игрушки в отдельности, в паре и в группе. Большой простор для раскраски и срисовки.

Этот древний русский промысел возник в незапамятные  времена в Архангельской области города Каргополя из редкой местной красной глины.

Сначала лепили бытовую посуду, а из остатков уже всякие фигурки людей, зверей и всё что на ум придёт.

Так вот и возникло это знаменитое народное творчество. с которым познакомиться детям и их родителям будет интересно и полезно.

 

На фото целая группа каргопольских игрушек.

Знаменитая глиняная каргопольская игрушка Полкан. Он полуконь — получеловек.

 

Раскраска каргопольская игрушка Полкан.

Картинки каргопольская игрушка хорошо подходят для раскраски и срисовки.

Забавные глиняные каргопольские игрушки козы. Пара такая мужа с женой: козёл и коза.

Картинки каргопольские игрушки очень забавные.

На фото игрушка водоноска.

Раскраска каргопольская игрушка водоноска.

Картинки каргопольская игрушка для раскраски детям не могут не понравиться.

 

На фото игрушки медведи. Два медведя мёд из бочонков едят.

 

Раскраска каргопольская игрушка медведи.

 

На фото каргопольская игрушка Берегиня с птицами. Очень выразительная игрушка!

 

Пример раскраски игрушки Берегиня. В Каргопольской игрушке-берегине удивляет её силуэт. Поднятые вверх руки с птицами, юбка с фартуком, расписанным крестообразными узорами и высокая шапка, что не характерно для каргопольской игрушки. Кокошники у них обычно были низкие, а женщины покрывали голову платком поверх кокошника.

 

Каргопольская игрушка утка.

Раскраска каргопольская игрушка утка.

Красивая игрушка лошадь.

Лошадка для раскраски.

Каргопольская игрушка лось.

Лось для раскраски.

Каргопольская игрушка баран.

Раскраска баран у подсолнуха.

Вот такие занимательные картинки каргопольская игрушка.

 

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА • Большая российская энциклопедия

Авторы: А. У. Греков

Каргопольские игрушки. Глина, роспись. Фото А. И. Нагаева

КАРГОПО́ЛЬСКАЯ ИГРУ́ШКА, рус. нар. ху­дож. про­мы­сел с цен­тром в г. Кар­го­поль. Его про­ис­хо­ж­де­ние на Кар­го­по­лье обу­слов­ле­но бо­га­ты­ми ме­ст­ны­ми за­ле­жа­ми глин. Уже в 19 в. здесь де­ла­ли гли­ня­ную по­су­ду, а на­ря­ду с ней иг­руш­ки (ко­ней, оле­ней, ба­ра­нов, ба­рынь), ко­то­рые про­да­ва­лись на ба­за­рах и яр­мар­ках. Со­хра­ни­лись об­раз­цы иг­ру­шек кон. 19 – нач. 20 вв.: не­боль­шие ста­тич­ные фи­гур­ки лю­дей, жи­вот­ных, по­воз­ки и т. д., соз­дан­ные в дер. Гри­нё­во, в 17 км от Кар­го­по­ля. В 1930-х гг. по­том­ст­вен­ный гон­чар И. В. Дру­жи­нин воз­ро­дил тра­ди­цию гли­ня­ной иг­руш­ки. Его про­из­ве­де­ния (ост­ро­ха­рак­тер­ные рас­пис­ные фи­гур­ки кре­сть­я­нок и кре­сть­ян; на­де­лён­ные ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми при­зна­ка­ми фи­гур­ки жи­вот­ных – ко­ней, ко­ров; рас­счи­тан­ные на фрон­таль­ную точ­ку зре­ния ком­по­зи­ции «От­дых», «Кор­ми­ли­ца», «Ка­та­нье») жи­во­пис­ны, при­зе­ми­сты, сдер­жан­ны по рас­цвет­ке. Иг­руш­ки ле­пи­лись по час­тям (на торс на­са­жи­ва­лась юб­ка, при­сое­ди­ня­лись но­ги и т. д.), об­жи­га­лись и по­кры­ва­лись бе­лой крас­кой. До кон. 1970-х гг. в Гри­нё­ве ра­бо­та­ла мас­те­ри­ца У. И. Баб­ки­на: её про­из­ве­де­ния (ска­зоч­ные пол­ка­ны и пти­цы, со­ба­ки, мед­ве­ди, гар­мо­ни­сты, всад­ни­ки, сце­ны ка­та­ний, кад­ри­ли) от­ли­ча­ют­ся жи­во­стью и те­п­ло­той, мяг­ко­стью трак­тов­ки об­ра­зов. Про­мы­сел К. и. су­ще­ст­во­вал в де­рев­нях Гри­нё­во, По­гост, Печ­ни­ко­во, Мо­сее­во, Оле­хо­во, Кон­ши­но, Гарь, в Кар­го­по­ле.

Ны­не К. и. из­го­тов­ля­ют в гон­чар­ном це­хе, воз­ник­шем в Кар­го­по­ле в 1967 (вхо­дит в со­став ар­хан­гель­ско­го пред­при­ятия нар. ху­дож. про­мы­слов «Бе­ло­мор­ские узо­ры»), а так­же в Кар­го­поль­ской шко­ле ис­кусств. Од­на­ко за­час­тую та­кие иг­руш­ки ко­пи­ру­ют лишь внеш­ние при­зна­ки кар­го­поль­ской пла­сти­ки. Наи­бо­лее близ­ки тра­диц. об­раз­цам иг­руш­ки А. Ф., В. Д. и В. В. Ше­ве­лё­вых, воз­ро­ж­даю­щих нар. иск-во Кар­го­по­лья.

Каргопольская глиняная игрушка | Первый Музей Славянской Мифологии

Далеко на севере в Архангельской области расположен старинный русский город Каргополь.

С давних времен, возможно с тех самых пор, когда на севере только стали появляться русские поселения, в этих местах люди занимались лепкой горшков и глиняной посуды. А из остатков мастерили забавные глиняные игрушки.

Каргопольская игрушка отличается от игрушек любого другого уголка России своей выразительностью, эмоциональностью, самобытностью, а также своеобразными сюжетами. Несмотря на их простоту, игрушки можно разглядывать бесконечно и каждый раз находить что-то новое и интересное.

Вглубь истории…

Древность способа замеса глины и широкая образность каргопольской игрушки заставляют предполагать, что традиция производства керамической игрушки в Каргополье продолжается с глубокой древности – со II тысячелетия до нашей эры.

Центром традиционного изготовления каргопольской керамики всегда считали деревни Панфиловской волости Каргопольского уезда – Торопово, Гринево, Печниково. Именно в этих деревнях сложился сезонный гончарный промысел, который использовал местные красные глины.

Как мастерят игрушку?

Сначала добывали самую жирную глину, слой которой располагался под верхним слоем почвы. Глину приносили на двор дома и укладывали в корыто, заливая кипятком. Пока специальной деревянной лопаткой глину разминали в корыте, на деревянный пол насыпали изрядное количество золы, на которую выкладывали глиняное тесто.

А затем уже звали детишек, которые, весело стуча пятками, постепенно превращали всё это в однородную массу. Из полученной массы и лепили глиняную посуду и игрушки.

Далее для обжига игрушку ставили на ночь в протопленную печь, поближе к углям. С утра ещё горячую игрушку погружали в кипящий мучной раствор. Частички муки оседали на игрушке и обгорали, создавая причудливые узоры на глине.

Раскраска игрушек начиналась с фона. Для этого игрушку окунали в известь, полностью покрывая белым цветом. Второй краской была печная сажа. Старая техника предполагала простейшую роспись – чёрным по белому или белым по-чёрному. Позже начали использовать природные краски: зелёную краску получали из травы, жёлтую – из яичного желтка.

Каргопольская игрушка отличается простотой и условностью. Кроме сажи и мела, для ее росписи могут использовать совсем немного красок. Самые распространенные — красная, синяя, черная, их наносят в виде немногочисленных отдельных линий. Вместе с тем, несмотря на кажущуюся примитивность, настоящая каргопольская игрушка очень выразительна. Более того, она самобытна и практически не испытала на себе влияние «города», как, например, дымковская игрушка. Именно поэтому так интересно находить в фигурках из Каргополя следы исторического прошлого нашего народа.  Говорят, что в древние времена каргопольская игрушка выполняла роль оберега. Женские фигурки «отвечали» за плодородие и семейное счастье. На них наносили символы солнца, зерен и т.п., которые имели особое значение в представлении наших предков.

Приобрести каргопольскую игрушку Вы можете в интернет-магазине Лавки подарков!
Доставка по всему миру!

Культура · Новости Архангельска и Архангельской области. Сетевое издание DVINANEWS

Музей «Малые Корелы» подвел итоги третьего этапа открытого регионального конкурса современного народного искусства «Народ-художник» (2018-2020). В этом году он проводился в направлении «Керамика, тесто». На конкурс принимались изделия гончаров, глиняная игрушка и обрядовая выпечка (козули). 

В первом туре конкурса приняли участие 30 мастеров по традиционным технологиям обработки керамики и теста (козули) из Архангельска, Новодвинска, Северодвинска, Санкт-Петербурга, а также Устьянского, Плесецкого, Каргопольского, Вельского, Котласского, Приморского районов Архангельской области. Всего жюри под председательством искусствоведа, заслуженного работника культуры РФ, члена Союза художников России Нины Филевой рассмотрело около 220 работ. Ко второму туру были допущены 25 мастеров и около 180 работ.

Решением жюри Гран-при конкурса за демонстрацию широких возможностей в современной народной керамике удостоен Евгений Пасюра из Архангельска. 

Дипломы «За сохранение и развитие традиционных технологий и форм» в номинации «Керамика (гончарство)» будут вручены Алексею Белых из Котласа, Денису Глаголеву из п. Соловецкий Приморского района и Евгению Киприянову из Плесецкого района. 

Диплома «За творческий поиск, высокое художественное исполнение» в номинации «Керамика (гончарство)» удостоена Варвара Глаголева из п. Соловецкий Приморского района, а диплома «За развитие традиционного промысла «Каргопольская глиняная игрушка»» – Ольга Фарутина из Каргополя. 

Дипломы «За вклад в современную народную керамическую игрушку» будут вручены Татьяне Новгородовой из Архангельска и Елене Кочетовой из Северодвинска, а дипломы «За сохранение традиционного промысла «Каргопольская глиняная игрушка»» – Марине Федосеевой, Тамаре Водяницкой и Надежде Пригодиной из Каргополя.

Диплома «За сохранение традиций народной глиняной игрушки и творческий поиск» удостоена Алена Аболмасова из Устьянского района, а диплома «За вклад в развитие народной глиняной игрушки» – Людмила Морева из п. Уемский Приморского района. Диплом «За сохранение и развитие традиционного народного промысла «Каргопольская глиняная игрушка»» будет вручен директору Центра народных ремесел «Берегиня» (г. Каргополь) Ольге Томихиной.

Диплома «За сохранение традиционного промысла «Архангельский пряник»» удостоены Наталья Матонина, Вадим Рыкалов и Татьяна Фадеева из Архангельска, Евгения Брылкина из Вельска, Татьяна Комлева из Северодвинска. Диплом «За сохранение традиционного промысла «Поморская лепная козуля»» отправляется Анне Крюковой в Санкт-Петербург.

Сертификатами отмечены: 

  • Ирина Цыбун и Татьяна Онучина из Архангельска, а также Надежда Лукьянова (Архангельск – Майнц, Германия) – в номинации «Козульное дело»; 
  • Сергей Горохов из Вельска, Михаил Третьяков из Новодвинска – в номинации «Гончарное дело»; 
  • Лариса Шунина из Архангельска – в номинации «Керамика».

Напомним, что первый этап конкурса «Народ-художник» в 2018 году был посвящен направлению «Дерево». В нем приняли участие 44 мастера из городов и районов Архангельской области. В 2019 году конкурс объединил более 100 мастеров, работающих в направлении «Текстиль», уже не только из Архангельской области, но и Санкт-Петербурга и Республики Карелия.

Пресс-служба музея «Малые Корелы»

Мир начинается с… игрушки

В Ставропольском государственном историко-культурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике им. Г. Прозрителева и Г. Праве вслед за не так уж давно отшумевшим новогодьем открылся еще один праздник для детворы. Да и для вполне взрослой публики тоже. Называется он «Современная народная игрушка» и представляет произведения из собрания Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» (Москва). Главной своей целью организаторы экспозиции ставили: показать развитие популярного жанра традиционных народных промыслов – народной игрушки, как наиболее древнего слоя русской художественной культуры. Кстати, сотрудничество ставропольских музейщиков с коллегами «РОСИЗО» имеет уже весьма глубокие корни и неизменно радует обе стороны, подчеркнула, открывая экспозицию, замдиректора музея Людмила Феоктистова.

Мир начинается с… игрушки

© Фото: Александр ЦВИГУН

© Фото: Александр ЦВИГУН

В относительно небольшом музейном зале у посетителя, что называется, глаза разбегаются от разнообразия и оригинальности расположившихся в витринах матрешек, барынь, лошадок, птичек-свистулек, причудливых зверушек. Каждую хочется потрогать, чтобы убедиться, что это рукотворное чудо – не картинка, а вполне осязаемый предмет… Представляете, каково ребятишкам: видеть все это за стеклом?!

Во всем мире сегодня известна дымковская игрушка. В Дымковской слободе города Вятки издавна существовал керамический промысел. Здесь производили для продажи на весенней ярмарке – «свистопляске» или «свистунье» – огромное множество глиняной игрушки. А еще была знаменитая дымковская барыня-красавица: она олицетворяла великое, вечно прекрасное материнство, непреходящую ценность семьи, любви, дома, продолжения рода, продолжения жизни. Каргопольская игрушка попроще по своей форме. Крестьяне Каргопольского уезда Олонецкой губернии издавна занимались гончарством и, кроме посуды, из той же самой черной глины лепили игрушки. В мифологических зверях-полулюдях, животных с человечьими ликами, двухголовых чудищах запечатлена память о тех далеких временах, когда человек ощущал себя единым с окружающим миром, будь то зверь, дерево, растение, река, ветер или солнце.

А вот мастера из деревни Филимоново Одоевского района Тульской области из всех детских забав предпочитали глиняные свистульки. Расписывали их цветными полосками, орнаментом в елочку, цветочек. Наряду с изображениями животных – медведей, коней, птиц – им хорошо удавались юмористические образы людей: по-своему экстравагантных барынь, молодцеватых солдат, одетых по моде середины XIX века. Не менее экспрессивны Абашевская, Жбанниковская, Романовская, Хлудневская игрушки, с виду вроде бы простые, а то и архаичные, но вместе с тем живо, непосредственно отражающие народные традици.

Так же, как и глиняная, испокон веков существовала на территории России и деревянная игрушка. Страна лесистая, дерева много, и использовали его очень искусно. Причем тематика деревянной игрушки сродни глиняной: это все те же всевозможные свистульки, фигурки коней, птиц, зверей, людей. Наиболее прославленный в России промысел деревянной игрушки – богородский, родом из села Богородского, что под Сергиевым Посадом. Как разнообразны сюжеты богородской деревянной игрушки: «мужички», «ездочки» и «пастушки», кони, парные и одиночные упряжки, широкий набор птиц, зверей, среди которых любимый персонаж – медведь.

Одним из широко известных промыслов расписной деревянной игрушки является Полхов-Майдан Нижегородской области. Здесь изделия обрабатываются на токарном станке, затем поверхность грунтуется, расписывается анилиновыми красками и покрывается бесцветным лаком. Эти яркие игрушки сразу же привлекают к себе внимание сочностью цвета, всепобеждающим оптимизмом, жизнелюбием, радостной эмоциональностью. Другой старинный игрушечный промысел Нижегородской области зародился возле Городца. Эта игрушка известна под названием городецкая топорщина, и ее можно отличить по особому, на редкость выразительному стилю. Больше всего делали здешние кустари коньков в упряжке – по одному, паре, тройке, затем ставили их с возчиками на колеса и получался целый экипаж..

Самобытный промысел сложился в конце XIX века в деревне Федосеево близ города Семенова, известного знаменитой хохломской росписью. Яркая раскраска, нанесенная по желтому фону – «канарейке», стала характерной для федосеевской игрушки. Игрушки здешних мастеров отличаются исключительным разнообразием типов, а в наше время это разнообразие дополнила техническая игрушка: автомобили, самолеты, трамваи, пароходы и т. д. И все это собрано, сколочено, построено из строганых дощечек, тесаных палочек, лучинок, почти щепок.

На севере Архангельской области основным исходным материалом для игрушки, помимо дерева, стала береста. В давние-давние времена, по поверьям, эти игрушки должны были отгонять злых духов. Особенно интересны сложные по деревянной резьбе и берестяному плетению погремушки-шаркунки.

Помимо предоставленной «РОСИЗО» коллекции народных игрушек, в экспозицию ставропольские музейщики включили часть изделий из фондов музея. Это собрание старинной керамики, приобретенное почти сто лет назад одним из основателей музейного дела в Ставрополе Г. Прозрителевым. Как рассказала Галина Гончарова, заведующая Домом-усадьбой художника В. Смирнова, в 1914 году в Санкт-Петербурге проходила крупная выставка народных промыслов России, где Прозрителев увидел работы умельцев из Опошни Полтавской губернии. Увидел, восхитился и купил. Потому что знал, с какой радостью встретят эту керамику жители Ставрополья: ведь среди них было очень много выходцев с Украины. Надо сказать, прозрителевская коллекция гармонично вписалась в экспозицию, придав ей еще больше оригинальности и того неповторимо теплого очарования, какое всегда буквально излучают творения народных мастеров.

*****

С первого дня выставки не иссякает поток детворы, приходящей полюбоваться на это яркое искусство. Кроме того, на базе экспозиции, помимо традиционных экскурсий, запланировано проведение мастер-классов по художественной лепке. Думается, и нынешним талантливым ребятам эти занятия могут дать немало нового и полезного, приобщая будущих мастеров к славным традициям народных промыслов.

Наталья БЫКОВА

Игрушки из глины для детей

Глина — один из тех природных материалов, которые использовались человеком с незапамятных времен. Из нее делали посуду, ритуальные предметы, музыкальные инструменты, игрушки. До наших дней сохранилось множество образцов глиняных игрушек, некоторые из них даже можно попробовать изготовить самостоятельно.

История глиняной игрушки

Первые образцы таких предметов относятся к бронзовому веку, то есть за 2 тысячи лет до нашей эры первобытные люди уже делали из глины простейшие изделия. Были найдены небольшие погремушки, топорики, посуда. Эти вещи, скорее всего, имели ритуальное предназначение. Поэтому на вопрос: кто сделал первую глиняную игрушку, можно ответить, что это, скорее всего, были жрецы древних культов. На территории славянских народов существовала древнейшая трипольская культура, представители которой создавали необыкновенно искусную по тем временам керамику.

Практически в любом жилище трипольцев, которое находят археологи, до сих пор обнаруживаются глиняные предметы, которые хорошо сохранились и дают представление о том, какая технология изготовления глиняной игрушки применялась сотни веков назад.

Надо сказать, что на протяжении многих веков она практически не изменилась. Для создания прекрасных рукотворных изделий необходимы всего 2 компонента: глина и вода. Каждый из этих компонентов сегодня доступен.

Технология изготовления

Игрушки из глины, картинки которых можно увидеть в интернете, самобытны и интересны. Это и всевозможные лепные животные, игрушечные предметы, имитирующие домашнюю утварь, примитивные музыкальные инструменты. Одним из таких является традиционная глиняная свистулька. Изготавливаются такие вещицы из керамической глины, которую еще называют глиняным тестом. Материал мягок и податлив, поэтому создать из него желаемый предмет несложно даже начинающим.

После изготовления предмету дают просохнуть в течение нескольких суток, а затем подвергают обжигу в печи при высокой температуре. Но стоит учитывать, что если изделие недостаточно высохло, то в печи оно лопнет. Для просушки крупных изделий может потребоваться более длительное время (неделя и больше).

Изготовление глиняной игрушки в домашних условиях несколько отличается от профессионального подхода. Дома невозможно обеспечить обжиг при температуре +400… +1000°С, которые достижимы в специальной муфельной печи.

Но это не значит, что от изготовления надо отказаться вовсе. Печи, где мастера обжигали глиняные игрушки с давних времен, — вовсе не единственный вариант для обжига. Можно использовать привычную бытовую духовку. Она не обеспечит такое же качество, как профессиональная печь, но может дать хорошую просушку изделия. В результате этого изделие станет более прочным по сравнению с тем, которое не подвергалось обжигу совсем. Глиняные игрушки своими руками получаются не такими прочными, как профессиональные, но пригодными для использования.

Создание игрушки дома

Глиняные игрушки, картинки которых есть в интернете, дают общее представление о том, как выглядят такие изделия. При их изготовлении не используют слишком тонких ажурных деталей, поскольку материал достаточно хрупок, и при давлении или ударе детали легко могут сломаться.

Мелкие детали высыхают в печи быстрее, чем крупные, и эта разница может привести к образованию трещин, что недопустимо в готовом изделии.

В качестве руководства при самостоятельной лепке берут за основу мастер-класс «Глиняная игрушка», который поможет правильно построить последовательность действий и избежать ошибок. Для ориентира можно использовать любой понравившийся эскиз глиняной игрушки. В первую очередь определяются с размерами будущего изделия и подготавливают материал, из которого будет производиться лепка.

Процесс изготовления в нашем случае будет рассмотрен на примере лепки простейшей свистульки-птички.

Чтобы ее слепить, следуют приведенной инструкции:

  1. Из глиняного теста лепят шар диаметром около 4-5 см.
  2. Затем в шаре делают углубление большим пальцем правой руки, постепенно расширяя ямку до тех пор, пока в шаре не образуется полость. Стенки сферы должны получиться не тоньше 1 см.
  3. Глину с открытого края вытягивают так, чтобы фигура стала напоминать тюльпан. Затем получившееся отверстие сужают так, чтобы получить нечто похожее на полый кувшин с узким горлышком.
  4. Если в результате манипуляций отверстие закрылось, его проделывают с помощью специального шпателя или другого тонкого предмета.В результате должно получиться изделие в виде маленького кувшина, полое внутри.
  5. Чтобы свистулька могла издавать звук, в ней необходимо проделать специальное отверстие, канал, по которому будет выходить воздух. Его делают зубочисткой, протыкая изделие под углом с узкой стороны.
  6. Затем лепят отдельные детали: головку будущей птички, крылья и основание, на котором свистулька сможет стоять.
  7. Полученные детали надо прикрепить к телу птички. Перед тем как склеить глиняную игрушку, все детали промазывают кисточкой, погруженной в шликер. Шликером называют жидкий раствор глины с водой. Его консистенция должна напоминать жидкую сметану.
  8. Изделие почти готово. Можно нанести на него рельефный рисунок шпателем или разрисовать красками. Расписные игрушки из глины выглядят декоративно и привлекательно.
  9. Перед раскраской изделие обжигают в печи. Обжиг производят в течение 5-6 часов, постепенно поднимая температуру до максимально возможной.

Роспись игрушки

Глиняная игрушка своими руками, мастер-класс которой не так уж сложен, после раскрашивания наиболее полно раскрывает свою красоту и самобытность. Роспись глиняных игрушек практиковалась давно. В каждом регионе есть свои особенности раскрашивания. Существует множество видов росписи, бывает и так, что даже соседние деревни отличаются в том, какой вид используют при росписи глиняной игрушки. Чаще всего мастера старались использовать яркие простые цвета, которые подсказывала сама природа: желтый — цвет солнца, зеленый — травы, синий — неба, красный — огня и т.д.

Несмотря на то что роспись игрушек — это мастерство, которое увлеченно изучают и классифицируют искусствоведы, обучиться техникам того, как нарисовать на глине простейший узор, может каждый желающий. Роспись игрушек из глины не так уж сложна, ведь в большинстве случаев это образцы народного искусства. Детали росписи просты и не требуют особых навыков в рисовании. Можно использовать ватные палочки и гуашь или акриловые краски. Палочку окунают в краску и прикладывают к поверхности изделия.

Такая технология помогает создать узор в стиле дот-арт. Во многом он напоминает первобытные узоры, которые использовались для украшения керамики, поэтому глиняная игрушка, рисунок на которую нанесен таким образом, будет выглядеть самобытно и аутентично.

Виктория Лукомская
«Традиционная глиняная детская игрушка». Мастер-класс для воспитателей

С древних времён игрушка является проявлением любви взрослых к детям, старших к младшим. Любая игрушка – самая примитивная и простая, создана, прежде всего, для общения. Маленький человек узнает окружающий мир с помощью игрушек. Взрослые рассказывают о большом реальном мире детям, создавая мир игрушечный, но в нём отражается настоящая жизнь. (Слайд №2).

Наиболее долго сохранялась обережная функция игрушек, особенно, это касалось игрушек звучащих – свистящих. Именно поэтому, среди глиняных игрушек, больше всего свистулек, которые своим весёлым звучанием отгоняли от ребёнка болезни, напасти – всё, что связывалось с миром «злых духов». Изготовление глиняных игрушек – особая отрасль гончарного ремесла, существующая и сегодня. Изготовленные народными мастерами, эти изделия поражают своей простотой и выразительностью. Большую известность получили российские керамические игрушки: филимоновские, дымковские, каргопольские, купинские, торжковские, жбаневские и др. (Слайды №4-9). Всё это промысловые игрушки, которые делаются на продажу, для украшения.

А есть те изделия, которые изготавливались женщинами – мамами для своих детей. Детские игрушки, чтобы отвлечь, увлечь ребёнка, изготавливались перед глазами детей. (Слайд №10)

Весь наш город Новосибирск стоит на огромных залежах глины. Глины разных сортов, разного качества и цвета. У нас есть синие, белые и красно-коричневые глины в сыром виде. В частности, наша Затулинка стоит на колоссальных запасах качественной глины для производства кирпича. И эта же глина прекрасно подходит для изготовления свистулек. Глину, которую я сегодня принесла для работы. В 90-ые годы мы сделали большой запас глины из котлована, на месте которого сейчас стоит 16-этажка. Это перекресток улицы Громова и Зорге (Слайд №11). Эта глина вымораживалась, отмучивалась. В результате получилась гончарная глина, достаточно пластичная и удобная для работы.

Процесс лепки из глины является творческим и увлекательным занятием. Полезным для мелкой моторики рук ребёнка, т. к. материал очень пластичен и даёт возможность изготавливать очень красивые изделия. Наши занятия по лепке вырабатывают у детей усидчивость, настойчивость, художественный вкус.

Процесс изготовления игрушки-свистульки индивидуален для каждого мастера, поэтому не существует единой технологии. Предлагаю вам изготовить свистульку по технологии, которая опробована нашим преподавателем по изодеятельности Маргаритой Ивановной Титаевой. Именно она научила меня изготовлению свистулек. Человек очень творческий и талантливый педагог. (Слайд №12)

Предлагаю вам сделать вместе со мной глиняную Затулинскую свистульку, которую так же придумала Маргарита Ивановна и воодушевила нас на её изготовление. Для этого нам понадобиться затулинская глина, два стека, сделанных из мягких пород деревьев. Это могут быть кедровые, кленовые, липовые стеки. Желание сделать свистульку и немного таланта и терпения. (Слайд №13)

1. От основного куска глины отделяем небольшой кусочек на детали. Из оставшейся глины формируем шар, из шара делаем лепёшку. (Слайд №14,15)

2. Лепёшку сворачиваем в «вареник», причём один конец формируем так, чтобы в дальнейшем сделать из него свисток, хвостовая часть птички. А второй конец «вареника» превращаем в головку птички. Стараемся вылепливать внутреннюю часть гладкой, ровной. (Слайд №16-24)

3. Из отложенного кусочка глины на детали будем делать птичке ножки. Делим кусочек глины пополам, скатываем два шарика. На теле игрушки стеком делаем насечки и примазываем ножки. Теперь птичка может стоять. (Слайд №25)

4. В лучшем варианте птичка должна постоять минут 20-30, это необходимо для того, чтобы глина не тянулась за стеком. После этого приступаем к изготовлению свистка. Все наши движения должны быть плавными, спокойными, а не быстрыми и резкими. Стеком делаем большую дырочку, так, чтобы не повредить форму птички, убираем все неровности внутри отверстия. (Слайд №26-28) Стенки отверстия должны быть гладкими, чтобы воздух мог спокойно проходить сквозь них. (слайд) Берём стек лопаточкой и делаем отверстие в хвостике. Выводим стек так, чтобы он вышел в тело птички. (Слайд 29-32) Теперь нам понадобиться второй стек. Он должен как бы продолжать первый. (Слайд №33,34)

5. Пробуем посвистеть. Звук пошёл. (Слайд №37) Отлично! Но не всегда удаётся добиться свиста с первого раза, не огорчайтесь. Перебейте глину снова, и за работу. Звук у всех свистулек будет разный (чистый, глухой, слабый, пронзительный и т. д., что зависит от расположения отверстий и размеров камеры. Можно звучание сделать более интересным. (Слайд №38,39) В этом случае дополнительно с боку игрушки круглой стороной стека делаем дополнительную дырочку. (слайд) При осмотре отверстий следует обратить внимание на чистоту (лишние мелкие кусочки глины, оставленные стеком, удаляются).

6. Выглаживаете птичку влажной салфеткой, пальцами. Такой процесс называется лощением. Наводим красоту. (Слайд №40) Приступаем к украшению изделия. Наша затулинская птичка имеет свой декор. Это могут быть ягоды рябины или смородины, сделанные бусиной, одетой на развёрнутую скрепку. Иголочки кедра, веточки. (Слайд)

7. После этого птичку необходимо высушить и, при желании, обжечь в печи или в пламени обычного костра, при этом поместив игрушку в жестяную баночку с отверстиями.

Вот такие птички мы изготавливаем с нашими детьми в подготовительной группе, во второй половине года. Звук нашим свистулькам ставит, естественно, воспитатель.

Глиняные игрушки являются частью ремесел и жизни народа на протяжении многих веков. В России они пользовались большой популярностью как среди богатых, так и бедных слоев населения. Их изготовление всегда относилось к традиционной области народного искусства, воплощая труд мастеров, красоту, демонстрируя историю и образ жизни.

Древние глиняные поделки

Изделия из глины в виде посуды и игрушек археологи находят постоянно при раскопках древних городов и захоронений. Изготовление их никогда не было основным промыслом для гончаров, а, скорее всего, происходило в перерывах между работой над бытовыми изделиями, ради забавы или для своих детей. Позднее глиняные игрушки уже становились предметом продажи и делались специально в процессе подготовки к ярмаркам.

Самые древние такие поделки находили на острове Крит, в Египте, у индейцев-ацтеков. Это были фигурки быков, повозок с круглыми колесами (которые в реальности эти племена не использовали), керамические куклы с двигающимися шарнирными руками, глиняные божки и идолы.

История русской глиняной игрушки

Первые такие фигурки, найденные на территории России, датируются 2-м тысячелетием до н.э., эпохой бронзы. Это маленькие копии посуды, глиняные топорики, погремушки, свистульки в виде животных. Процесс их изготовления состоял из лепки и обжига, часто древние мастера украшали фигурки росписью или глазурью.

Своего расцвета производство глиняных свистулек и игрушек достигло в 17-18-м вв. Зажиточные семьи могли заказывать более дорогие изделия. Известно, что царь Алексей Михайлович и императрица Екатерина Первая покупали для царской семьи игрушки на ярмарке «Москва на торгу», о чем имеются записи в книге расходов. Это были фигурки коров, оленей, баранов, лебедей, петухов, уток, детей и даже целый город вместе с солдатами.

В 18-19-м вв. глиняные расписные игрушки уже стали доступны и пользовались большим спросом у простого люда. Именно тогда сформировались и дошедшие до нашего времени центры по производству таких изделий в Дымково, Абашево, Каргополе, Филимоново, Скопине и др.

Производство глиняной игрушки в России тесно связано с другими художественными ремеслами: гончарством, резьбой и росписью изделий из дерева, камня и металла, с искусством вышивки и создания кружев. В них используются общие изобразительные принципы и приемы построения декоративной отделки, художественные мотивы.

Мифологическое и фольклорное значение

Народная глиняная игрушка в России имеет и мифологическое, и фольклорно-музыкальное значения. Большинство популярных изделий, в числе которых свистульки и грематушки (погремушки), является звуковыми. Они применялись издавна при совершении обрядовых действий, при проведении народных праздников: вначале языческих, позднее — христианских.

Так, каждая фигурка животного является символом и несет определенный смысл:

  • баран и корова — успешное ведение хозяйства, плодородие;
  • птицы являются олицетворением душ предков, символизируют счастье и радость;
  • конь издревле считается главным оберегом;
  • медведь символизирует могущество и силу;
  • олень — оберег, который приносит изобилие;
  • козел — символ доброй силы.

Древние глиняные игрушки использовались не только для детских забав, но и как ритуальные произведения. Свистульки применяли во время древнего обряда по изгнанию злых сил и болезней во время языческого праздника под названием Свистопляска. В качестве декоративного домашнего украшения глиняные фигурки часто ставили на окна, на видные места на комоде или полках в комнате.

Различие игрушек по областям России

Все региональные особенности игрушек в России являются неповторимыми и уникальными: дымковскую игрушку невозможно перепутать с каргопольской или филимоновской. Каждому мастеру были присущи своя манера лепки, неординарный стиль, оригинальные формы, цвета и украшения изделий.

Также игрушки отличаются по составу глины, из которой их лепят: лучше всего лепятся фигурки из жирной глины. Каждой разновидности таких изделий свойственны свои традиционные формы и цвета, которые часто зависят от типа глины, используемой в данной местности, и ее пластических свойств.

Такие изделия позволяют заглянуть в далекое прошлое наших бабушек и дедушек, в историю русской культуры и собственное детство. Крестьянские деревенские игрушки подкупают своей рукотворностью, участливостью, иллюстрируя отцовскую опеку и ласковую материнскую заботу. Умелые руки и хороший вкус мастера-игрушечника являются достоянием данного промысла, способствуют взаимному развитию и обогащению языка и выразительностью подачи, сохраняют опыт и наработки предыдущих поколений.

Дымковские глиняные игрушки

Народный промысел дымковской росписи посуды и игрушек зародился в 15-м столетии в слободе Дымково недалеко от г. Вятка, откуда и пошло название. Все фигурки и росписи делаются только вручную, а потому неповторимы. Раньше раскрашивание глиняных фигурок производилось смесью сухих анилиновых красок с яйцом, уксусом или скисшим квасом.

Основные формы дымковской игрушки: глиняные изделия, полые внутри, изображающие барышень и кавалеров, лошадей и медведей, петухов и индюков и других животных. Готовую глиняную фигуру вначале покрывали смесью молока и мела, а затем поверху красками. Основные элементы росписи: геометрические фигуры, зигзаги, полосы и круги, волнистые линии, точки, пятна, клетка.

При нанесении узоров использовали яркие контрастные цвета: зеленый, красный, синий, желтый, голубой, малиновый, черный и белый, а также позолота. В каждой фигурке обычно использовалось около 10 цветов без полутонов и оттенков.

Современные мастера дымковской глиняной игрушки для раскрашивания используют гуашь с яйцом, а на фабрике росписи делают темперными красками.

По традиции каждая эпоха может идентифицироваться по определенному орнаменту, каждый из которых что-то символизирует:

  • синие волнистые полосы — вода;
  • перекрещенные полосы — колодец;
  • круг, внутри которого звездочка, — солнце и другие небесные светила и т.д.

Дымковская вятская игрушка уже многие лета считается народной скульптурой, причем каждое произведение является авторским, сделанным мастером ручной лепки и росписи, представленным в единственном экземпляре. Товарным знаком ее является яркая красочность и нарядность, которые дополнены кусочками сусального золота, что всегда производит праздничное впечатление.

Каргопольская игрушка

Название происходит от местонахождения г. Каргополь и прилегающих деревень в Архангельской области. Искусство глиняных поделок в данном регионе было почти утеряно, и только некоторое количество образцов сохранилось, благодаря У. Бабкиной. Она и стала сподвижницей, которая смогла возродить исчезнувший вид ремесла.

Отличие Каргопольской глиняной игрушки состоит в ее архаичном внешнем виде, который хорошо узнаваем по стилю, росписи и типажу.

Сюжеты подразделяются на 2 направления:

  • старинные одиночные животные и люди: Полкан (мужчина с телом коня), Берегиня (держащая голубей в руках), женщина-мать как олицетворение животворящей силы земли и солнца, любимый образ — фигура «Бобки»;
  • сюжетные многофигурные композиции, которые демонстрируют сельский образ жизни или сказки: «Девушка стирает», «Рыбаки», «Тройка лошадей» и т.д.

Каргопольская игрушка представляет из себя выбеленную глиняную фигурку, которая раскрашивается в различные цвета простой росписью, деталей очень мало.

Основные орнаменты: геометрические фигуры, штрихи, полосы, точки, косые кресты. Цвета: черный, зеленый, охристый, коричневый, кирпично-красный и голубой, редко добавляются серебро и золото.

Филимоновская игрушка

Промысел глиняной игрушки появился в середине 16-го в. в Тульской области в Одоевском районе, где местные гончары занимались изготовлением посуды, печных труб и домашней утвари. Для производства использовали местную глину, которая после обжига становилась светло-терракотовой. Пока мужчины трудились над серьезными работами, женщины и дети лепили игрушки, используя пластичную глину «синику», которая затем становилась белой. Последние мастерицы, которые смогли восстановить данное производство, проживали в деревне Филимоново, за что и было дано ему название.

В 20 в. производство это продолжалось, дополнившись не только одиночными фигурками людей и зверей, но и многофигурными композициями, которые успешно покупали домовладельцы для любования и коллекционеры.

Основные категории филимоновской игрушки:

  • люди: барыни, солдаты, всадники, гармонист и т.д.;
  • животные: собака, кошка, лиса, олень, конь, корова;
  • птицы: павлин, петух, курица и утка;
  • композиции (всего более 50): тройка, чаепитие, карусель, Георгий со змеем, на лавочке и др.

К стилистическим особенностями относятся: вытянутые пропорции (длинные шеи) и 3-цветный орнамент с изображением геометрический фигур. Роспись делается анилиновыми красками на лаке. В орнаменте доминируют красные и зеленые полосы, солнце, елочки, решетки, которые наносятся по белому или желтому фону.

Абашевская игрушка

Название происходит от села Абашево, которое в 19-20-м вв. стало одним из ведущих центров гончарного ремесле в России. Большинство жителей его было староверами, что повлияло на религиозные мотивы в изделиях мастеров, изготовлявших «Дудки». Один из популярных мотивов — олень с золотыми рогами в форме лестницы, что в мифологии означает «путь к богу». Отличительной особенностью таких поделок является сатирический характер некоторых изделий, их пластическая выразительность, отход от натурализма. Основные мотивы: домашние животные, дуры-барыни, городовой, офицер и т.д.

Художественный промысел и изготовление глиняной игрушки возникло в Спасском уезде Пензенской области в середине 19-го в. на базе гончарного производства. Изначально вся посуда имела черный цвет, но затем абашевские мастера научились покрывать ее зеленой глазурью. Игрушки же делались в 12 хозяйствах кустарями, каждый из которых не только следовал историческим образцам, но и придумывал свои оригинальные произведения: свистульки в виде птиц и животных, а также фигуры барышень, всадников, кукол и т.д.

Начиная с 1930-х годов изделия раскрашивают масляными красками, сверху накладывали пятна бронзы и серебрянки. Особые скульптурные приемы позволяют придать изображениям животных сказочный вид.

Керамика Скопина

Промысел керамических и глиняных изделий в виде скульптур и игрушек существует в г. Скопине Рязанской области с 19-го в., благодаря близкому залеганию глины в окрестностях. Декоративную и бытовую посуду, так называемые синюшки, здесь начали изготовлять еще во времена Киевской Руси. Формы фигурок из глины отличаются простотой: это персонажи русских сказок, драконы, птица «Скопа».

Для росписи глиняных игрушек применяется цветная (желтая, зеленая) глазурь, а также обварка из нескольких составов, которые позволяют получать цвета от светло-бежевого до коричнево-красного. Используется техника получения серо-дымчатого цвета или «задымление».

Хлудневская игрушка

Гончарный промысел существует в деревне Хлуднево Калужской области с 16-го века. Издавна для изготовления посуды использовались местные глины, из которых женщины лепили свистульки, громатушки, гудушки и различные фигуры.

Основной сюжет хлудневской глиняной игрушки — древо жизни, которое изготовляет в качестве оберега. Различные композиции его с животными, птицами и людьми наполнены определенным смыслом. Старые мастерицы также придумали сочетать в одной фигурке сразу 2 и более сюжетов, добавляя юмора и веселья. Такие «перевертыши», своего рода головоломки, делятся на несколько видов в зависимости от того, надо ли поворачивать игрушку, чтобы увидеть второй ее смысл.

Другая оригинальная находка среди хлудневских фигурок — «мокрый соловей» в виде небольшого горшочка со свистком, соловьиный звук из которого можно получить, только налив воды. Современные мастерицы по-прежнему живут в деревне и вручную делают игрушки в соответствии со всеми традициями и национальным стилем.

Романовская игрушка

История изготовления таких гончарных поделок берет свое начало с села Романово-Городище Липецкой области, куда переехали крестьяне вместе с боярами Романовыми. Для производства посуды белого, черного, красного и желтого цветов применяется разнообразная местная глина. Для вылепливания свистулек мастера использовали только черную глину, самую прочную и мягкую. Свистульки делаются с 2, 4 и более отверстиями для получения различных звуков.

В народе такие игрушки называют «романушками». Основной цвет — желтый, что позволяет добавить глиняной поделке легкости, а нарядный декор в виде налепов, насечек, гравировки и покраски в 2-3 цвета позволяет уравновесить округлость объемов и тяжеловесность материала.

Сюжеты романовской игрушки очень разнообразны: летящий жаворонок, мчащаяся тройка, всадники на конях, медведи, катание на санях, домашние животные и др., всего около 40. Основные действующие лица: дама и офицер. Традиционные цвета: красный, зеленый, желтый, а также черный, синий и малиновый.

Все перечисленные виды русских глиняных игрушек популярны среди народа уже не одно столетие. Простые формы свистулек и поделок отражают опыт многих поколений ремесленников и художников. Сказочный мир глиняных игрушек — яркое проявление народного творчества, которое заслуживает внимания. Даже современные изделия, выполненные по традиционным сюжетам, помогают проследить историю, развитие и региональные стилевые особенности таких произведений искусства.

Гончарное искусство

 

Одним из древнейших промыслов, известных человечеству, можно назвать керамику. История керамики насчитывает не одну тысячу лет. Своим происхождением она обязана мастерам Древней Греции, которые увидели невероятное чудо: как обыкновенная глина под воздействием огня превращается в крепкий и прочный материал. Получаемый продукт нашел себе разностороннее применение – от различных храмовых статуэток до роскошных настенных панно. Но главной областью применения было все-таки жилище человека, где появилась разнообразная посуда. Впоследствии возникнет определение «художественная керамика».

В Новгороде с XII в. существовал Гончарный конец – часть города, заселенная ремесленниками-гончарами. В Москве с конца XVI – начала XVII в. сохранились прекрасные рельефные изразцы с декоративными растительными орнаментами и изображениями фигур. Прославленные образцы русского керамического искусства XVII в. хранит церковная архитектура Костромы, Ярославля, украшенная пышными изразцовыми фризами. От XVIII в. сохранились декоративные печные кафели с сюжетной росписью и орнаментами, которые вырабатывались в Москве и других городах.

Русское народное керамическое производство не ограничивается простым гончарством. В России начинают складываться керамические промыслы. Это скопинская, гжельская керамика, дымковская, каргопольская, филимоновская керамическая игрушка. Все вышеназванные промыслы формируются, начиная с XVIII столетия. Это время развивающейся торговли, многочисленных ярмарок, где народные умельцы могли реализовать свой товар. Немаловажным является и то, что мастера-керамисты не оставляли без внимания и детей. Для них производятся многочисленные керамические игрушки. Российский керамический промысел пережил как времена подъема, так и времена спада. Годы подъема – это время возникновения различных школ, способов декорирования поверхности керамических изделий, а также модернизации и совершенствования самого керамического черепка: от фаянса к фарфору.

Скопинский гончарный промысел находится в городе Скопине Рязанской области. Простую гончарную глину использовали здесь издавна для изготовления всевозможной бытовой посуды: кувшинов, крынок, мисок. Учитывая ее утилитарную предназначенность, мастера-гончары особое внимание уделяли форме изделий, а для украшения ее применяли штампики, лепную оборку края. Еще они делали игрушки. Фигурки коней, птицы-свистульки, всадники имели очень лаконичную форму, без какой-либо деталировки и отделки. Но посуду и игрушки покрывали цветной глазурью.

Во второй половине XIX в. начал складываться необычный характер вещей, по которому изделие Скопина отличалось от продукции других гончарных центров. Отличие состояло в том, что сосуды изготавливались ручной лепкой, как своеобразные скульптуры. Емкость как первооснова кувшина оставалась, но дополнялась лепными фигурами птиц, рыб. полуфантастических животных. В некоторых видах изделий фигура птицы или животного превращалась в кувшин или разновидность сосуда, в котором сложно переплетались несколько фигур налепами, процарапанными или наштампованными орнаментами. Сосуды представляли собой фантастическое сооружение, вызывавшее удивление.

Среди промыслов, занимающихся изготовлением глиняной игрушки, активно развивающихся и сегодня, одно из важных мест занимает дымковский. Его название связано с селом Дымково, что находится близ города Вятка. Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерные отличия в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивалась разведенным на молоке мелом, сейчас заменой служат водно-эмульсионные белила. По белому фону выполняют роспись темперными красками. Звонкие тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше использовали даже сусальное золото), создают яркую, жизнерадостную гамму росписи. Наряду с архаическими, сказочными образами оленей, двуглавых коней, птиц в ассортименте игрушек появились изображения медведей, домашних животных, представленных в необычных ситуациях. Например, медведь-музыкант, играющий на балалайке, козел, одетый в смешные штанишки – все это усиливает ощущение праздничности, вызывает улыбку при общении с игрушкой. Из городского быта XIX столетия в игрушке фигурируют всадники, дамы, кавалеры, няньки и кормилицы. Жанровые сцены представляют многофигурные композиции, изображают сегодняшний быт города и деревни: гуляния, чаепития, цирковое представление, прогулку компании в лодке.

Самобытный традиционный промысел изготовления глиняной игрушки сохраняется в городе Каргополе Архангельской области. Начало промыслу положили мастера, жившие в деревне Гринево Каргопольского района. Поэтому в тематике игрушки основательно закрепились образы сказочных персонажей, жителей деревни, занятых повседневным трудом, сцены народных гуляний с катанием на тройках или в лодках по реке. Постоянно повторяются фигуры медведей, коней, оленей, собак. Фигуры людей приземистые, по-деревенски крепкие. Так же прочно поставлены олени, кони, полукони-полканы, всадники, юбки-колокола служат устойчивым основанием фигурам женщин-крестьянок.

Техника выполнения игрушек аналогична другим промыслам. Вылепленную игрушку обжигают, а затем расписывают клеевыми красками. В росписи можно различить две разновидности. При покрытии игрушки сплошь белым грунтом преобладает линейная, штриховая разработка декора. Цветными линиями отмечают главные детали одежды, черты лица и вносят контурные изображения условных листьев, цветов или геометрических фигур (круги, овалы, зигзаги). Другой, более насыщенный цветом вид росписи представляет собой раскраску значительной части фигуры синей, коричневой, зеленой, красной красками. Необходимые детали при этом выполняют цветными линиями, что придает очень живописный характер всей гамме.

Среди изделий народных промыслов Тульской области выделяется своей оригинальностью глиняная игрушка деревни Филимоново. Ее художественные отличия проявляются как в форме, так и в росписи.

Особенность местной глины заставляет мастериц при лепке несколько вытягивать в высоту любую фигуру. Особенно это заметно в лепке коней, коров, у которых получаются очень длинные шеи. Фигуры людей выходят стройными и довольно изящными, несмотря на общую утяжеленность керамической лепки. Учитывая эти особенности, мастерицы как бы корректируют пропорции фигур, расписывая их преимущественно полосками красного, желтого, зеленого цветов.

Декоративные элементы дополняют схематически изображенными розетками, напоминающими и солнце, и цветок, а также треугольниками, кружками и точками. Вся гамма росписи красно-розового, зеленого, желтого цветов, эффектно играющая на фоне забеленной поверхности игрушки, придает ей необыкновенную звучность и праздничность. Тематика филимоновской игрушки развивается в русле традиционного отражения деревенского и городского быта, полусказочных, полуфантастических образов. Здесь можно видеть танцующие пары (игрушка «Жених и невеста», которую мастерицы называют «Любота»), музыканта, к шляпе которого прикреплено настоящее перышко птицы, солдата с птицей под мышкой или медведя с подарком, стоящего на задних лапах.

Русскому прикладному искусству присущи фаянсовые и майоликовые керамические изделия. Все существующее разнообразие заключается в обработке основного исходного материала. Это может быть глазурованный полив, это могут быть ангобы, это может быть рельефное скульптурное изображение по поверхности изделия. Но самым изящным керамическим материалом все-таки является фарфор. Родина фарфора – Китай. Тайна изготовления фарфоровой массы хранилась очень долго. Но уже к началу XVIII в. западноевропейские мастера стали воссоздавать фарфор и у себя на родине. Также интересен гжельский промысел с точки зрения развития орнаментальных мотивов и сюжетов, которые размещались по поверхности изделий, – от самых малых, иногда геометрических, до сложнопространственных сюжетных картин. И все это при меняющемся цветовом колорите. Ранние изделия Гжели напоминают предметы из крестьянского быта – такие же яркие, красноречивые. Гжельские глины долгое время считались лучшими в России. Из них была изготовлена первая в России майолика, первый полуфаянс и, конечно же, фарфор.

Кроме росписи, сосуды, чернильницы и другие изделия несли на себе богатый скульптурный декор. Одновременно гжельские мастера в большом количестве выделывали мелкую декоративную скульптуру и игрушки, жанровые фигурки и сцены.

На смену тяжелой и хрупкой майолике в начале XIX в. пришел полуфаянс – изделия с белым черепком, бесцветной прозрачной глазурью, украшенные скульптурой и синей под- глазурной росписью. Для этого вида керамики характерно продолжение декоративных традиций. Повторяются отдельные формы сосудов, плоскостное решение росписи. Особым видом полуфаянса были так называемые «бронзовые» изделия – посуда с росписью золотым люстром по светло-желтому фону. Изобретателем «бронзовой» керамики был A.JI. Киселев, один из талантливых гжельских крестьян- самоучек. Им впервые введен в промысле ножной гончарный круг, применена более рациональная конструкция горна.

Особое внимание гжельские мастера уделяли поиску фарфоровой массы. Ведущие мастера воссоздавали этот уникальный материал на протяжении более чем 100 лет. И в начале XIX в. профессору Д. И. Виноградову это удалось. Фарфоровый черепок гжельского промысла стал не менее изящным, таким же тонким и звучным, как и его китайский собрат.

Подражая изделиям известных фарфоровых заводов России, гжельские мастера отразили в своих работах ведущие художественные стили, ярко проявившиеся во всем русском прикладном искусстве XIX в. Влияние западноевропейских художественных стилей сказалось и здесь: гамма сдержанна и лаконична, напоминает гризайлевую технику, которую впоследствии сменяет привычный нам кобальт. Произойдет это во второй половине XIX в. Его сочетание с белым фарфором, подкрепленное золотыми отводками, составило новую линию развития искусства Гжели.

Но наряду с этим еще от времени преобладания гончарного производства сохранился и нашел свое выражение в фарфоре принцип целесообразного построения формы утилитарных предметов со множеством вариантов.

Мастера гжельского промысла создали самобытное национальное своеобразное искусство народного русского фарфора, которое даже оказало определенное влияние на изделия знаменитых частных русских заводов, таких как завод Попова, Гарднера, привлекая своей красочностью, выразительной характеристикой образов, простотой и декоративностью.

Только со второй половины 40-х гг. XX в. наступает подлинное возрождение традиций Гжели под руководством ученого А.Б. Салтыкова при участии художницы Н.И. Бессарабовой. Эта работа была связана с восстановлением народного приема росписи, где широкий мазок с прорисовкой деталей создавал законченный рисунок орнамента. Одновременно шел поиск пластической формы изделий, имеющих определенное бытовое назначение.

Возвращаясь к вышесказанному, следует отметить, что гончарное искусство является распространенным видом деятельности человека на территории России. Глина такой же распространенный материал на русской земле, как металл или камень. Грамотное, целесообразное ее использование привело к становлению и развитию такого вида прикладного искусства, как гончарное. Отсюда разнообразие приемов и школ и достаточно быстрое распространение различных типов керамики. А проникновение разнообразных жанров прикладного искусства друг в друга дало многообразие форм, как керамики, так и металлических изделий, и орнаментальных мотивов, которые переходят с глиняной поверхности на деревянную и металлическую, и наоборот.

 

Молотова В. Н. История гончарного искусства. История керамических промыслов России // Декоративно-прикладное искусство. – М., 2007. – С. 127 – 132.

 

: Путеводитель по России :: Путешествия :: Россия-Инфоцентр

Каргопольская игрушка — одно из традиционных русских декоративно-прикладных искусств, которое распространено в городе Каргополь Архангельской области на севере России. Издавна многие жители города и его окрестностей увлекались гончарным делом и изготовлением глиняных игрушек.

В начале 1930-х годов, что было тяжелым периодом в истории Советской России, торговля керамикой постепенно пришла в упадок, а изготовление игрушек почти прекратилось еще раньше. С ними продолжила лишь горстка мастеров.

Самыми ранними из сохранившихся каргопольских игрушек являются работы И.В. и Э.А. Дружининых, работавших в 1930-40-е гг. В основном это одиночные фигурки мужиков и дам, расписанные гашеной извести, золой и цветными глинами. Они несколько грубо вылеплены, их плоские лица и обобщенные детали фигуры и одежды делают их отсылками к древним каменным изображениям. Узоры росписи включают овалы, круги, кресты и пятна, также напоминающие древние орнаментальные мотивы.

По сравнению с яркими и разноцветными игрушками Филимоново и Дымково, эти фигурки из северных земель России могут показаться довольно суровыми. Однако такое первое впечатление складывается только из-за палитры, включающей черный, темно-желтый и коричневый цвета. Что касается тематики игрушек, то в них много забавных изображений, вылепленных откровенно, но с большой теплотой и народным остроумием. Люди изображены не без психологического описания, поэтому зритель может представить себе образ жизни и нравы местных жителей (Мужчина поливает лошадь, Мужчина сеет, Мужчина с корзиной грибов и т. Д.)

Каргопольская игрушка также имеет композиции из нескольких фигур, таких как веселая тройка (карета и тройка) с пассажирами в санях, танцующие фигурки и фигурки лодок, а также многие другие сцены, подробно наблюдаемые мастерами. Каргопольские мастера любили изображать животных, а также сюжеты из народных сказок.

Игрушки лепятся по частям. Основа фигурки — туловище, которое вместе с головой прикреплено к заранее сформированной юбке. У мужчин к фигуре крепятся ноги и руки цилиндрической формы.Вылепленные изделия сушат неделю-две, а затем запекают в печи. Игрушки расписаны темперой.

Каргопольская игрушка характерна условной трактовкой формы, пропорций и окраски изображения. Все фигурки коренастые, с короткими ручками и ножками, продолговатым туловищем, толстой короткой шеей и довольно большой головой. Что касается животных, то они изображаются толстоногими и иногда динамичными.

Современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, мастера сегодня делают его более изысканным, иногда более отчетливо акцентирующим детали, обильно раскрашивая маслом и темперой; они, однако, избегают делать его слишком пестрым.Чтобы оживить игрушки, художники теперь добавляют желтый, синий и оранжевый цвета. Основными элементами орнамента являются сочетания перекрещенных линий, кругов, безлистных веточек, елочки, точек и полос.

Кроме фигурок людей каргопольские мастера лепят лошадей, коров, медведей, оленей, персонажей сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей был и остается полкан (русская версия Кентавра) — полуконок и получеловек — с бородой, медалями и погонами.Среди других сказочных персонажей — лев, птица Сирин, двуглавый конь и т. Д.

Подробнее о русских сувенирах …

руслинк100070

ruslink100029

Источники :
pogodki.narod.ru
вики

Каргополь

Каргополь — медвежий край или воронье поле, один из старейших торговых городов Русского Севера, славящийся традициями ремесленников и купеческих династий.Украшенный орнаментированным узором белокаменных храмов, обрамленный кольцом старых деревянных погостов, он хранит в янтаре застывшего времени артефакты заголовочной истории.

Фото: Николай Гернет

Каргополь считается ровесником Москвы. Предположительно он был основан в XII веке и стал важным торговым центром на пути в Поморие. Город расположен недалеко от озера Лаче, на левом берегу реки Онеги, ведущей к Белому морю, где на Кий Ислан в его устье открывается дорога на Соловецкие острова, на востоке на Архангельск, Мезень и Печору, и на западе в Европу.

Фото: Андрей Паршин

Древесина, меха, железо, рыба и, конечно же, соль были востребованными товарами каргопольского промысла. Купцам из Вологды и Белозерска запретили добывать соль в море. Неудивительно, что в XVI веке Каргополь вошел в число девятнадцати опричных городов, обеспечивающих суверенные нужды, а иностранцы упоминают его в десятке крупнейших городов Российского государства.

Фото: Туристско-информационный центр (ТИЦ) Архангельской области

Многовековая история Каргополя богата знаменательными событиями и фактами.От имени Новгорода город соревновался с Москвой за северные земли, среди участников Куликовской битвы упоминается Глеб Каргопольский с полком солдат, а в Смутное время город отразил атаки польско-литовских войск в три раза. В свое время Каргополь был защищен надежным деревянным оборонительным сооружением. Сегодня только валушки напоминают крепостные земляные дамбы, на которых стояли стены и девять башен.

Городской пейзаж Каргополя определяют прекрасные образцы русского белокаменного зодчества.Церковь Рождества Богородицы и Благовещенская церковь — шедевры каргопольского каменного орнамента. Художник и искусствовед И. Э. Грабарь сравнил изящество убранства Благовещенской церкви с убранством дворцов флорентийского Возрождения. Мастера-камнерезы настолько тонко выполнили работу, что камень кажется мягким и податливым, как дерево.

Центральный архитектурный ансамбль Каргополя — Кафедральный собор или Новая Торговая площадь.Здесь находится Христорождественский собор, первый каменный храм города, в настоящее время представляет собой уникальное собрание живописного неба Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея. Центральный выставочный зал музея расположен в здании соседней Введенской церкви, в подвалах которой в 1812 году было спрятано имущество царской семьи, вывезенное из Москвы. Над всеми храмами Каргополя возвышается шестидесятиметровая каменная колокольня, построенная на Соборной площади к несостоявшемуся приезду Екатерины II. Мелодичные перезвоны колоколов широко разлетаются по реке Онеге и по всей округе. Его можно услышать, например, во время традиционного фестиваля колокольного искусства «Хрустальный звон».
Еще одно яркое городское событие — Фестиваль русских мастеров. Каргополь издавна славился своими мастерами, он был центром золотого шитья, ткачества, вышивки и фурнитуры, здесь работали художники и серебряники, медные литейщики и кузнецы, гончары и резчики по дереву, здесь был беличий мех из Каргополя. высоко ценится.

Самая известная на сегодняшний день ремесленная марка Каргополя — это, пожалуй, расписная глиняная игрушка. Его отличительная черта — сказочность героев и сюжетов. Одним из самых популярных персонажей был и остается Полкан, полуконь-получеловек с пышной бородой, медалями и погонами. Подробнее про глиняную паклю и даже попробовать слепить ее можно в Центре народных промыслов «Берегиня». А недалеко от Каргополя, в селе Гринево, находится мемориальное место, посвященное Ульяне Ивановне Бабкиной, одной из самых известных хранительниц традиций каргопольских глиняных игрушек.

Фото: Туристско-информационный центр (ТИЦ) Архангельской области

Каргопольские ремесла всегда были семейным делом, секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Но Каргополь известен не только именами своих ремесленников и купеческих династий. Здесь родился Федор Савельевич Прядунов, основатель одного из первых в мире и первого нефтяного месторождения в России. Другой известный каргопольский житель — Александр Андреевич Баранов, который в конце XVIII века стал первым Главным Правителем Русской Америки.Каждое лето в Каргополе проходит гастрономический праздник Бараное воскресенье (Рамное воскресенье), отчасти связанный с именем Александра Баранова, но больше связанный с обрядом жертвоприношения ягненка в Ильинский день. Поэтому на гербе Каргополя изображен барашек на горящем костре.

В сентябре 2020 года Каргополь вошел в Российскую ассоциацию красивейших деревень и городов.

Фото в верхнем блоке: Туристско-информационный центр (ТИЦ) Архангельской области, Мария Егорова, Николай Гернет, Алексей Карачев, Валентина Спиридонова

русских поделок и народных игрушек.Библиотека университета

Русские поделки и народная игрушка

Матрешка, несомненно, является самым популярным изображением русских ремесел. Однако есть и другие образцы традиционных русских игрушек из дерева или глины, которые входят в коллекцию Анатолия Панина, не столь известные, но очень необычные, с которыми вы можете познакомиться через эту подборку фотографий. Посетить выставку можно с 1 февраля по 1 марта 2013 г. на пандусе, ведущем к Философско-литературной библиотеке.

Основными материалами, которые традиционно использовались для изготовления игрушек в России, являются дерево, особенно известь и глина. Самые известные центры русских народных игрушек из глины — села Дымково на реке Вятке; древний город Каргополь, расположенный на севере России в Архангельской губернии, и село Филиминово в Тульской губернии, что к югу от Москвы. Этот город известен производством самоваров, типичных русских чайников, изображения которых также можно увидеть на этой небольшой фотовыставке.Деревянные игрушки, вырезанные из липы, ольхи или осины, возникли в селе Богородское недалеко от Сергиева Посада в Московской области, важном религиозном и духовном центре России, который также известен своими иконописными мастерскими.

Фигурки животных и людей имеют множество различных узоров и форм, а раскраски типичных игрушек, изготовленных русскими мастерами, живые и яркие. Целые семьи часто посвящали себя изготовлению этих типичных игрушек, которые восходят к временам традиционных сказок и местных легенд.Повседневные сцены повседневной жизни представлены с большой психологией и часто приправлены тонким юмором, отсылающим к праздничной атмосфере русских деревень и городов. Некоторые керамические изделия практичны, и отсюда их происхождение и популярность. С одной стороны, это глиняные свистульки, которые широко использовались не только в повседневной жизни, но и на традиционных праздниках свистка. С другой стороны, бывают всевозможные горшки и емкости. Город Гжель, наверное, самый известный центр на Западе.Он находится недалеко от Москвы и славится изготовлением всевозможного фарфора, который легко узнать по белой поверхности с синими цветочными украшениями, на которых листья, стебли и цветы ромашек, колокольчиков, роз, тюльпанов и васильков прекрасно сочетаются с форма и дизайн самого изделия.

Информация о породе российских игрушечных собак

История

История русского той-терьера началась с английского поголовья и восходит к 18 веку, когда английский той-терьер прибыл в Россию.Свидетельство тому можно увидеть в Зоологическом музее в Санкт-Петербурге, где экспонируется сохранившийся экземпляр маленького черно-подпалого терьера 1716-1725 годов. Экземпляр высотой примерно 14 дюймов в холке с надписью: «Собака гладкошерстной породы терьер по кличке Лизетта, принадлежала лично Петру Великому».

В XVIII веке в Россию стало популярным ввоз английских той терьеров. Светские люди обожали этих собак из-за их небольшого размера и живого темперамента.Появиться на публике с воспитанным маленьким терьером на светских мероприятиях и в опере стало довольно модно. Той-терьер стал своего рода «живым аксессуаром» для представителей высшего сословия.

В начале 20 века количество этих игрушечных собак выросло, и порода больше не была редкостью, а стала символом престижа. Однако порода больше не называлась английским той-терьером. В России его называли просто Русский той терьер.

Русская революция 1917 года почти уничтожила Русский Той. Разведение собак для товарищества было остановлено, и судьба Русского Тоя оставалась неопределенной. После смерти Сталина в нескольких регионах Советского Союза, в том числе в Москве, Ленинграде, Свердловске и Иркутске, были предприняты сосредоточенные усилия, чтобы вернуть «Русской игрушке» известность. Будь то мутация или введение других неизвестных мелких пород в различные линии, в 1958 году родился уникальный щенок.Этот сын пары гладкошерстных родителей стал основой современной длинной шерсти (в первые годы ее называли московским длинношерстным той-терьером). Первый официальный стандарт для двух разновидностей породы был написан в 1966 году. В 1980-х годах новый стандарт породы объявил, что московский длинношерстный той терьер и русский той терьер фактически являются двумя разновидностями одной породы. В 2006 году, когда Русская Той была добавлена ​​в список признанных пород FCI, термин «терьер» был исключен из названия породы и теперь называется Русской Той, как с длинной, так и с гладкой шерстью.

АРТЕМИЙ ФАХРУТДИНОВ: Русская народная игрушка

История популярных игрушек начинается в глубокой древности. Он связан с творчеством народа, с народным творчеством, с фольклором. Игрушка — один из древнейших видов искусства, на протяжении веков он менялся вместе со всей массовой культурой, впитывая ее национальные особенности и самобытность.

Основным материалом для изготовления игрушки были глина и дерево, а с начала 19 века — папье-маше. Мастера также игрушки и солома, мох, еловые шишки, лен.Как глиняные, так и деревянные игрушки производятся во многих местах России. Можно указать самые важные моменты: деревянную игрушку больше делают в Москве и Нижегородской губернии, глиняную — в Вятке, Туле, Каргополе.

Многие женские поделки существуют и по сей день. Самым крупным центром деревянных игрушек издавна был Сергиев Посад с соседними деревнями. В игрушках Сергиева Посада преобладают жанровые картины, фигурки дам и гусар, монахов. Очень интересны по форме и расцветке «дамы-дурочки» (так они называли себя ремесленниками) ростом 30-40 см, вырезанные из так называемого «трехгранного». С одной стороны для получения «закрутки», а две другие грани, сходящиеся под углом, были обработаны мастером горельефа.

Немногоцветная условная роспись создала своеобразный художественный образ. По сюжету и стилю с «дамами» и «гусарами» связаны скульптурные миниатюрки — «Китайские монеты». Это миниатюрные расписные деревянные фигурки, размером 4-5 см, разнообразные и интересные по своей тематике.

Еще одна деревянная игрушечный центр игрушек, образованный позже, в начале 18 века, станица Богородская, ставшая главным рыболовным центром деревянных игрушек.Богородская резьба и сейчас занимает значительное место в декоративно-прикладном искусстве. БОГОРОДСКИЙ мастер, передавая из поколения в поколение традиции своего искусства, создавал игрушки своеобразные, неповторимые.

Прекрасно используя художественную выразительность фактуры и цвета дерева, мастера умело совмещают в игре отделку гладкой поверхности и резку с неглубокими бороздками, которые они проходят на разных предметах. Для богородских игрушек характерен сюжет, групповые композиции, жанровые сцены, мастера часто использовали сказочные и исторические сюжеты.Многие игрушки сделаны движением, что увеличивает их выразительность.

Искусство народной игрушки крупным центром производства деревянных и детских игрушек была и Нижегородской губернии, во многих ее регионах — Городецком, Семеновском, Федосеевском — резные и расписные игрушки. Главный сюжет Городецкой игрушки — конь в упряжке. Лаконичность этих игрушек создала своеобразную стилизованность формы. Расцветка этих игрушек близка к расцветке детской мебели, сундуков, туесков, создавших славу Городецкого мурала.

Раскладывая игрушки сочными красками, фантастическими сюжетами, волшебник не побоялся смешать самые необычные и яркие цвета. Наибольшее распространение испокон веков имели глиняные игрушки. В глиняных игрушках разных направлений много общего: единство сюжета, близость форм и орнамента. И все же каждая рыба принесла в игрушку что-то свое.

Глиняные игрушки Особый интерес вызывает Дымковская игрушка по названию Дымковского пригорода под городом Кирова. Ассортимент дымковских игрушек чрезвычайно разнообразен: хозяйки, няни, всадники, гусары, фантастические птицы и звери, многосюжетные композиции.Упрощенно лаконичные дымковские пластиковые игрушки, соответствующие характеру декоративной росписи, поражают своей красочностью, оригинальностью.

Глиняные игрушки Воронежской, Тульской и Архангельской областей внешне отличаются друг от друга, но все они обладают необычайной четкостью и простотой формы, красотой и фантазией.
Лучшим образцам народных игрушек научатся современные художники, научатся искать мудрость в простоте и научатся владеть материалом.

Возможности свободы — за советские игрушки в московском детском саду… — Пушкинский дом

Рашка (озвучивает Яна Ляпунова), большеглазая мягкая игрушка, просыпается в детском саду № 1678 в Москве и обнаруживает, что воспитатели детского сада украли ее у Маши. Она узнает, что она не одна. С годами забирали и другие игрушки, обреченные видеть своих законных владельцев в детском саду каждое утро, но не могли вернуться домой. Вместе с Гагариным (Виктор Аверьянов), командиром (Игорь Павловы) и Пружинкой, Рашка замышляет побег.

Но, разрабатывая свой план, Штамп и Справка (буквально, штамп и разрешение, первое озвучено Лизой Мирчевой) настаивают на том, чтобы побег был проштампован властями.Другие игрушки — группа шахматных фигур американского производства и русская кукла Ельцина — выступают против бюрократического властного дуэта. И пока наши главные герои пытаются сбежать, игрушки воспроизводят события августа 1991 года в Москве, когда группа коммунистов-сторонников жесткой линии пыталась сместить генсека Михаила Горбачева, устроив переворот в Москве. Все становится кровавым.

Светлана Алексиевич, белорусская писательница, чьи сборники рассказов той эпохи принесли ей Нобелевскую премию, пишет о неудавшемся перевороте в Second-Hand Time.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *