Карнакский храм египет – Храм в Карнаке Амона Ра — искусство Древнего Египта

Содержание

Карнакский храм в Египте: история, описание, фото

Адрес: Египет, Карнак
Координаты: 25°43’06.6″N 32°39’28.4″E

Содержание:  

История, описание

Большой колонный зал — шедевр древнеегипетской архитектуры

Карнакский храм — воплощение могущества Нового царства

Карнакский храм на карте

История, описание

После Великих пирамид Гизы и Большого Сфинкса Луксор по праву считается самым популярным местом среди туристов. Этот город, расположенный в 4-5 часах езды от Каира, в древности назывался Фивы и был столицей египетской державы, начиная с эпохи Среднего царства (2040 г. до н. э.) и вплоть до греко-римского периода (30 до н.э.).

Карнакский храм с высоты птичьего полёта

О былом великолепии древних Фив напоминает грандиозный Карнакский храм, раскинувшийся на правом, восточном берегу Нила. С помощью 3-х-километровой аллеи сфинксов он соединён с ещё одним памятником древности — Луксорским храмом.

Аллея сфинксов, ведущая к Первому пилону храма

Оба храма посвящены Амону — всемогущему богу Солнца, небесному покровителю фараонов. На протяжении полутора тысяч лет египетские цари, сменяя друг друга, строили и перестраивали Карнакский храм, возводили новые монументальные святилища, пытаясь затмить славу предыдущего властителя.

Карнак превратился в один из величайших храмов Древнего мира. На занимаемой им территории могли бы разместиться римский Собор святого Петра и весь Ватикан.

Большой двор

Большой колонный зал — шедевр древнеегипетской архитектуры

Главный вход в Карнакский храм предваряют массивные пилоны — ворота в форме усечённой пирамиды. В древности к наружным стенам пилонов крепились высокие мачты из кедра с развевающимися на них флагами. Центральный пилон высотой 44 метра и шириной 113 метров ведёт в широкий внутренний двор, обрамлённый колоннадой. Минуя порог храма, посетитель оказывается среди беспорядочного хаоса зданий, обелисков, гигантских изваяний фараонов, барельефов.

Вход в Большой колонный зал

Главную гордость Карнака составляет Большой колонный зал, построенный фараоном Сети I и его сыном — Рамсесом II Великим. Крышу зала поддерживают 134 исполинские колонны, пышно декорированные цветными рельефами религиозной тематики. Храмовый потолок, выкрашенный в голубой цвет и покрытый изображениями звёзд и птиц, имитирует небосвод. До наших дней кровля не уцелела, и руины зала покоятся под открытым небом.

Статуя Рамсеса II с его дочерью Мерит-Амон

Колонны центрального нефа с капителями в форме цветков папируса достигают высоты 20 метров, а боковые переходы, выполненные в виде нераспустившихся бутонов — 15 метров. Поражает и толщина колонн: лишь шесть человек, взявшись за руки, смогут обхватить одну из них.

Поскольку два центральных ряда колонн выше остальных, окна под потолком пропускали солнечные лучи таким образом, что в зависимости от времени года были освещены разные рельефы на стенах. Колонный зал не угнетает зрителя своей тяжестью, а наоборот — внушает чувство уважения и ощущение торжественности.

Вид на Карнакский храм со стороны священного озера

Карнакский храм — воплощение могущества Нового царства

Ахменну», или «Блистательный памятниками» — так назывался большой юбилейный зал, построенный фараоном Тутмосом III. Колонны зала, имитирующие тонкие расписные столбы царского паланкина, не имеют аналогов в египетской архитектуре. После смерти Тутмоса III в «Ахменну» проводились обряды посвящения в жрецы бога Амона. В юго-западной части зала, в небольшом помещении найдена стела с рельефами, изображающими юбилейные приношения Тутмоса своим 62 предкам.

Аллея сфинксов-баранов

В 1843 году эти рельефы («Карнакский царский список») были вывезены в парижский Лувр. Неподалёку от юбилейного зала находится «Ботанический сад» — помещение, на стенах которого выгравированы растения и животные, населявшие как долину Нила, так и захваченные Тутмосом III земли — Сирию и Палестину. Свои воинские подвиги Тутмос III увековечил на колоннах «Исторического зала», восстановив описания походов по записям, сделанным придворным летописцем на кожаных свитках.

Часовня Сети II

В центре зала установлены геральдические столбы с изображением папируса и лотоса, символизирующих Нижний и Верхний Египет. В память о своих победах в Азии Тутмос III возвёл храм в честь Сехмет — львиноголовой богини войны. До сих пор посреди часовни стоит скульптура Сехмет. Её голову венчает массивный солнечный диск, а в руках она держит скипетр-папирус — символ вечной власти и анх — «ключ жизни». Когда яркий луч света, падающий с потолка, озарял гранитный лик Сехмет, придавая реальность её образу, никто не сомневался в могуществе фараона.

Храм Рамсеса III

В древности с южной стороны Карнака располагалось священное озеро, предназначенное для ритуальных омовений. По водам озера совершали ритуальное плавание священные ладьи из кедра с помещёнными в них статуями богов. Рядом с пересохшим водоёмом находится гигантский каменный скарабей, водружённый на пьедестал Аменхотепом III. Существует поверье: если семь раз обойти вокруг изваяния и прикоснуться к нему рукой, то загаданное желание исполнится. А если человек захватит с собой несколько песчинок с берега Карнакского озера и будет всегда носить их при себе, то обретёт финансовое благополучие.

Большой колонный зал

Иногда Карнакский храм называют «каменным архивом Древнего Египта». Многочисленные надписи и рельефы, выполненные на стенах, пилонах, колоннах, прославляют богов и повествуют о событиях эпохи Нового царства.

Рейтинг достопримечательности

Карнакский храм на карте

Смотреть ещё на Putidorogi-nn.ru:

putidorogi-nn.ru

где находится, как добраться, фото, отзывы туристов

Карнакский храмовый комплекс – величайшее архитектурное сооружение Древнего Египта. На его территории расположены строения, которые возводились на протяжении двух тысячелетий фараонами.

Каждый из правителей стремился увековечить свое имя и возвести сооружения более величественные и монументальные, чем предшественники. В период Нового Царства Карнакский храм (Karnak) был основным религиозным объектом. Это одна из главных достопримечательностей Египта. Фото храмов и изваяний комплекса размещены на всех туристических проспектах страны. С кратким описанием сооружения можно ознакомиться ниже.

Где находится Карнакский храм

Комплекс расположен в 2-х км от Луксора.

Как добраться:

  • От Луксора – такси.
  • Из Хургады до Луксора
    ездят рейсовые автобусы (время в пути 5 ч).
  • Из Каира и Шерм-эль-Шейха дорога займет более 10 часов (автобус).

Карнак входит в экскурсионную программу «Круиз по Нилу». По отзывам туристов, это самый удобный способ посмотреть все основные достопримечательности Египта.

Из Каира и Шерм-эль-Шейха есть авиарейсы в Луксор – чуть более 1 часа, стоимость примерно 40 дол.

История создания Карнакского храма

Луксор был построен на месте древнего города Фивы. Это древнейший город, о котором известно историкам. Первое поселение появилось в этом месте 30 000 лет назад. Сегодня о древнем городе напоминают только руины. Фивы – это греческое название, египтяне называли этот город Но-Аммон. За время своего существования город был столицей Верхнего Египта. В период Среднего царства и до X столетия до н.э. был столицей всего Египта.

Сегодня о бывшей столице напоминают Луксорский и Карнакский храмы. Основная особенность Карнакского храмового комплекса – его строили многие фараоны в течение почти 2000 лет. Почти 30 египетских правителей возводили храмы и другие сооружения, прославляющие бога Амона. Этот музей под открытым небом является жемчужиной мировой архитектуры.

Это интересно. Карнак занимает площадь 1500 м х 700 м.

Что посмотреть?

На территории комплекса расположены 33 религиозных сооружения. Центральную часть занимает

храм бога Амона-Ра. Это самая интересная и масштабная постройка комплекса. Свод храма не сохранился, зато можно увидеть колоссальные 134 колонны, декорированные барельефами. Их высота 16 м и изначально колонны удерживали свод.

Полезное для туриста:

Чтобы попасть в храм необходимо пройти по Аллее сфинксов. Эти мифические существа изображены с телом льва и головой барана. Перед входом в храм установлено изваяние Рамзеса II.

Стены этого храма настоящая находка для историков. На них изображены сцены сражений, и их описание иероглифами.

Это интересно. 50 человек может разместиться на вершине колонны храма Амона-Ра.

Две другие части комплекса посвящены жене и дочери бога Амона.

Сооружения находятся в разной степени сохранности и похожи на лабиринт. То тут, то там возникают обелиски, статуи, полуразрушенные стены. Есть здесь свой «Ботанический сад» — зал украшенный рисунками растений и животных. Интересен обелиск, построенный при фараоне Хатшепсут, она была единственной женщиной с таким титулом. Изначально было 2 обелиска, но сохранился только один. Монумент изготовлен из гранита, он красный и его высота 30 м.

Самые древние сооружения расположены внутри комплекса, постройки более позднего времени находятся дальше. Такое расположение объясняется тем, что каждый новый правитель возводил новые сооружения, увеличивая площадь храма.

На территории храмового комплекса кроме древнеегипетских сооружений есть и исламские. Они были построены намного позже.

Священное озеро

Искусственные водоемы были возле многих храмов, но Карнакское озеро самое крупное. По данным Википедии, его размер 80 м х 40 м. Озеро использовали для омовения изваяний богов, в нем разводили уток для жертвоприношений. В дни праздников по водоему плыли золотые лодки с фигурами богов.

После строительства озеро пополнялось водой из Нила. Сегодня уровень воды поддерживают грунтовые воды.

Возле озера установлена скульптура жука-скарабея. Для местных жителей это насекомое священно и олицетворяет Солнце. По легенде, чтобы сопутствовала удача надо обойти скульптуру жука несколько раз.

Храмовый комплекс сегодня

Карнакский храм является популярной достопримечательностью. Комплекс входит в маршрут «Круиз по Нилу». Туристов здесь всегда очень много. Для них проводят лазерные шоу, костюмированные представления. Это не просто развлечения, с помощью шоу египтяне знакомят иностранцев с историей своей страны.

На территории комплекса можно приобрести сувениры.

Интересные факты

  • Карнакский храм занимает второе место по популярности среди египетских достопримечательностей. Первенство принадлежит Пирамидам.
  • Всего 200 лет назад храмовый комплекс находился под слоем песка. Раскопки ведутся и сегодня.
  • Некоторые из сооружений Карнакского храма были разрушены египетскими фараонами. Сооружения разбирали и из этих камней строили новые.

Время работы

  • Летний сезон с 06.00 до 18.00.
  • Зимний сезон с 06.30 до 17.30.

Цены на билеты

  • Полная стоимость – 9 дол.
  • Студенты – 5 дол.

Что посмотреть рядом

  • Святилище Амона, или Луксорский храм сохранился не очень хорошо, сооружения комплекса в основном в виде развалин. Сохранились масштабные изваяния Рамзеса II и его жены Нефертати. Несколько столетий храм был засыпан песком, грунтом и мусором. Раскопки ведутся и сегодня.
  • Долина Фараонов – место, где хоронили царей Египта. Самые знаменитые гробницы – Тутанхамона и Нефертити. Всего здесь 20 усыпальниц, все они вырублены в скальных массивах. Стены гробниц покрывают рисунки. Многие из усыпальниц были разграблены.
  • Храм Хатчепсут возведен в честь женщины-фараона. Барельефы храма рассказывают о жизни правительницы. Храм долгое время находился в плачевном состоянии. Его восстановили в конце XIX столетия.

Карнак – это единственное место в мире, где можно увидеть исторические памятники, созданные в такой большой временной промежуток. Миллионы туристов совершают путешествие в Луксор, чтобы прикоснуться к древней истории, увидеть творения зодчих живших тысячи лет назад.

puteshestvovat.com

Карнакский храм. Древний Египет. | БЛОГ ЮЛИИ КЕЛИДИ

Цивилизация Древнего  Египта обязана водам Нила, на берегах которой расцветало земледелие.

Греческий историк Геродот даже сказал, что «Египет – это дар Нила». Жизнь зависела от разливов реки. Во главе стоял фараон, далее общество делилось по иерархическому принципу. Очень высокую социальную роль имели писцы, владея сложной системой письма и знаниями всех важных событий в стране. Фараоны причислялись к богам и были наделены полной властью.

Карнак и священное озеро

Египетская колонна в виде цветка папируса

 

Чтоб лучше понять архитектуру египтян, недостаточно знать как они жили, важнее то, чем они жили. Необходимо знать мифологию Египта. Я изложу основной момент и очень кратко.

Осирис и Сет родные братья, у них есть сестра Исида, которая стала женой Осириса.

Осирис

Сет

Исида

Между Осирисом и Сетом возникла война за право царствования. Осирис был убит своим братом Сетом, воплощением зла,  расчленён и разбросан вдоль берегов реки Нил. Исида искала и собирала по частям останки Осириса, в тех местах где они были найдены египтяне возводили храмы и святилища. Исида призвала на помощь Анубиса и тот мумифицировал Осириса. Так в египте появилась мумификация.

Анубис

Рисунок из гробницы

Исида воскресила мужа и зачала от него ребёнка. Так родился Гор.

Гор

 

Осирис, Исида и Гор

Осирис же отправился править царством мертвых. Именно его изображают египтяне на своих рисунках, когда умерший попадает в царство мёртвых, его встречает Анубис и судит Осирис.

Гор же заменил своего отца на земле. Он отомстил и убил Сета, но в этой борьбе потерял глаз. Его тоже часто изображают египтяне в рисунках, а также в украшениях – «Всевидящее око».

Исида и Гор долго правили среди людей, обучили их земледелию, мумификации, строительству, в общем передали знания. Поэтому в Древнем Египте фараон отождествлялся с богом Гором, а после смерти с богом Осирисом. Также в другой ипостаси бог Гор отождествлялся с богом солнца Ра.

Но вернёмся немного в начало. В пятом тысячелетии на территории Египта образовались 2 различные общины, которые развились, разрослись и в итоге образовали два царства – Верхний и Нижний Египет. Согласно традиции, ок. 3200 г. до .н.э. царь Менес объединил оба царства под своей властью.

Выделяют 3 основных периода:

Древнее царство – 2700 -2150 гг. до н.э.

Среднее царство – 2050-1800 гг. до н.э.

Новое царство – 1550 – 1069 гг. до н.э.

Между ними промежуточные этапы

Но в целом это пять периодов архитектуры и искусства: Раннего царства, Древнего Царства, Среднего царства, Нового царства, Позднего царства.

Египет подарил миру первую монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, великолепные изделия художественного ремесла. Египтяне овладели потрясающей обработкой камня – пирамиды, храмовые комплексы, монолитные скульптуры – всё это первые достижения классового  и рабовладельческого общества. Именно в Древнем Египте произошёл переход на следующий этап развития цивилизации. Искусство египтян отражает не только общественную жизнь, но и чувства людей, их эмоции, взаимоотношения с друг другом и богами. Ценности общества нашли отражение в искусстве, например, очень знаменитым сюжетом для скульптуры является Исида на руках с Гором. Большую роль также сыграли различные культы – культ предков, культ животных, культ фетишей. Развития индивидуального сознания в Египте при таких условиях не было, поэтому и не возникало индивидуального творчества как в Древней Греции, например. Поэтому на протяжении тысячелетий мы видим преданность канонам и традициям, которые не менялись в какой-либо значительной степени. В Древнем Египте индивидуального творчества, не существовало, потому как без индивидуального сознания оно не могло появиться. Как правило изображения переносились по сетке, следуя образцу, и здесь исключается возможность привнести в изображение что-то от себя.

Сетка для прорисовки изображений

Что-то новое привносилось немного в других ипостасях, каждый великий художник или скульптур предлагал что-то новое на основе существующих порядков и традиций. И, несомненно, мы видим развитие искусства и архитектуры со временем, но оно всё равно сохраняет незыблемые основы древности. Уже статуи времён третьей династии имели ряд новых черт, которые затем ярко раскрылись в произведениях четвёртой династии, свидетельствуя о новом этапе развития.

Храмовый комплекс в Карнаке является самым древним. Но основные постройки были сделаны гораздо позже, этому послужила смена политической обстановки в Египте.

Иной характер приобрела и религия.  Новое политическое положение Египта требовало единого общегосударственного бога, которым и стал фиванский Амон, ведь именно Фивы стали столицей области. Именно правители Фив выступили за объединение страны и стали общим египетским центром. Чтобы придать культу Амона ореол древности его слили с солнечным богом Ра.

Амон

Ра

Амон Ра

Амон Ра

И богу был придан облик фараона. Его воспевали как великого завоевателя и владыку мира. Все возводимые святилища возводились в честь Амона-Ра, особенно в Фивах, именно туда поступала большая часть военной добычи. Один только Тутмос III отдал фиванскому святилищу Амона-Ра свыше 14 тонн золота, около тонны серебра, множество одежд и драгоценностей, а также произведений искусства. Хозяйство храма быстро росло и развивалось, в его владениях были огромные территории, с виноградниками и стадами, а также большое количество рабов. Храмовые мастерские славились и приносили крупные доходы. Появляется новая специфика в искусстве – пышность и декоративность.

Карнакский храм расположен в Верхнем Египте и явялется самым большим храмовым комплексом и основным религиохным святилищем. Там находятся три главных храма – Амону Ра, главному богу египтян, его жене Мут и сыну Хонсу. Храм Амона Ра самый большой из всех и находится в центре комплекса.

Храм Амона

Храм Мут

Храм Хонсу

Сам комплекс настолько огромен, что его можно считать целым городом. У египтян было заведено совместное строительство, когда один фараон что-то начинал, последующие достраивали и пристраивали что-то. И храмовый карнакский комплекс не стал исключением, в его строительстве приняли участие большое количество фараонов и поэтому его строительство насчитывает около двух тысячелетий, за это время он рос, развивался и менял свой облик. Особенно важный вклад внёс в строительство комплекса Рамзес II, который и славится как фараон-строитель. Так как комплекс строили очень долго, то в итоге получилось сооружение, которое как матрёшка, состоит из слоёв древности. Чем глубже заходишь в комплекс, тем дальше уходишь в историю, тем древнее там постройки. Карнак считают каменным архивом истории.

А возле комплекса есть ещё священное озеро времён Тутмоса III, которое использовали в церемониях и религиозных праздников. Недалеко от озера находится самый крупный в Египте скарабей.

Священный жук-скарабей

Почти все храмы Нового царства отличались прямоугольной планировкой. И Карнак не исключение. Весь участок окружён массивной стеной. К входу вела дорога, по краям которой располагались сфинксы.

Вход в храм оформлялся узкой дверью между высокими монументальными башнями, покатые стены которых сужались и увенчивались карнизом с характерным для египетской архитектуры профилем. Такое оформление фасада началось ещё в среднем царстве и называется «пилон». Перед фасадом устанавливались обелиски и статуи, а также мачты с флагами.

 

Самое знаменитое место в комплексе после храма Амона Ра —  гипостильный зал. Капитель колонн в нём создавалась в виде цветка лотоса. В конце двора находилась тяжёлая дверь, она вела в зал с потолком, который подпирали 137 колонн, изображавших цветы папируса, один из символов Египта. В главном нефе, куда проникал солнечный свет, капители колонн были сделаны в форме раскрытых цветков. В нефах, куда лучи солнца почти не проникали, капители были выполнены в форме закрытых цветов. Участники процессий могли видеть как «раскрываются цветы», испытывать неподдельное восхищение, учитывая огромные размеры самих колонн.

Статуя Рамзеса II с женой

А теперь пройдёмся немного по фараонам, которые особо отметились в строительстве комплекса.

Старейшее здание было построено во времена XII династии, при фараоне Сенусерте I – белая капелла.

Первые масштабные строительства произошли уже  при Новом Царстве XVIII династии и фараоне Тутмосе I. При нём были построены:

— 3 пилона

— колонный двор

— небольшой зал

— 2 обелиска

— старые постройки были окружены стеной

 

Храм существенно обновила его дочь Хатшепсут. Она возвела:

— VIII пилон

— расширила храм богини Мут

— в центре комплекса святилище божественной барки Амона Ра

Впоследствии святилище Хатшепсут было разрушено, использовано Аменхотепом III как строительный материал.

— четыре гигантских обелиска, они были самыми высокими, пока их не заложил каменной кладкой Тутмос III.

 

Пасынок Хатшепсут Тутмос III, стремившийся превзойти свою предшественницу и уничтожавший память о ней, добавил:

— VII пилон, вдоль новой поперечной оси, придавшей изначально прямоугольному по планировке храму вытянутую Т-образную форму.

К востоку от пилона в 1903 году при раскопках нашли тайник с 17 тысячами бронзовых и 779 каменных статуй, а также другие артефакты V династии до Птолемеев.

— двор со статуями фараона

— священное озеро с ниломером

— два обелиска

— Ах-мену – колонный зал празднеств для церемоний хеб-сед

— колонны зала в виде огромных расписных шестов (не имеют аналогов в египетской архитектуре)

— между VI пилоном и постройками Хатшепсут расположился «зал анналов», на стенах которого были задокументированы «Анналы Тутмоса VII» — военная хроника писца Танини, повествующая о 17 победоносных кампаниях фараона.

 

Аменхотеп III добавил:

— III пилон

— центральную колоннаду главного гипостильного зала

— пристройку к храму Хонсу, Мут

— разместил более 700 статуй сидящей богини – львицы Сехмет

 

Эхнатон:

— восточнее части, посвященной Амону-Ра, возведён храм богу Атону, который он сделал главным и единственным богом Египта. Все прочие храмы были закрыты. После его смерти Хоремхеб восстановил и открыл прежние храмы, а святилище Атона было снесено и каменные блоки были использованы при строительстве других храмов.

 

Хоремхеб:

— II, IX, X пилоны

— аллея сфинксов

 

Сети I и Рамзес II закончили начатый при Хоремхебе большой гипостильный зал, за колоннадой Аменхотепа III выросли ещё 7 рядов колонн. Перед II пилоном Рамзес II установил 2 монументальные статуи самого себя, а дорогу от Нила до входа в храм выложил аллеей бараноголовых сфинксов.

 

Сети II соорудил

— перед храмом Мут пилон

— святилище в честь фиванской триады

 

Рамзес  III

— 2 храма

— перестройка храма Хонсу

 

 

В 1979 году Карнакский храмовый комплекс был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Далее фотографии от экспедиции Исида.

Больше информации и фотографий можно посмотреть на их сайте http://isida-project.org

 

 

yuliyakelidi.com

Луксор: Карнакский храм

Репортажи | Луксор: Карнакский храм

Луксор: Карнакский храм — жемчужина Египта

Карнакский храм — самый большой в мире религиозный комплекс, главное государственное святилище Древнего Египта, основной исторический памятник страны и вторая самая посещаемая достопримечательность после пирамид Гизы. Его сложно сравнить с каким-либо другим храмом мира, потому что ни по масштабу, ни по количеству культурных слоев и эпох равных ему нет. Храм строили непрерывно в течение почти двух (!) тысячелетий, общая площадь храма – более двух квадратных километров, главный зал с колонадами по площади равен собору Святого Петра в Риме и собору Святого Павла в Лондоне вместе взятым, внутри храма – несколько десятков огромных религиозных сооружений, построенных фараонами нескольких династий, а стены храма – важнейший источник сведений об истории Древнего Египта.

Один только макет Карнакского храма, который стоит в местном музее, производит колоссальное впечатление: храм – это буквально целый город из сооружений фантастической красоты. Даже в очень быстром темпе с одного конца храма на другой надо идти около 20-25 минут, чтобы обойти весь храм по периметру – нужно больше часа, а уж чтобы обойти всю территорию храма в неспешном темпе и вовсе нужен целый день.

Карнакский храм посвящён богу Амону-Ра, египетскому богу солнца, который стал главным египетским божеством сразу после того, как Фивы стали столицей Древнего Египта. Его начали строить более 4-х тысяч лет назад, и каждый новый фараон считал своим долгом как-то увековечить своё имя, добавляя к храму всё новые и новые строения. В результате, Карнакский храм – это 33 различных религиозных сооружения и зала разных эпох.

Карнакский храм некогда был соединён широкой мощёной трёхкилометров алеей сфинксов с Луксорским храмом, который стоит в центре города. От самой аллеи сейчас остались только небольшие фрагменты, расположенные около одного и другого храмов, общей длиной в пару сотен метров. По приказу городских властей сейчас идёт очистка всей территории, по которой ранее пролегала эта аллея. Эти места хотят превратить в исторический сектор, а аллею — восстановить настолько, насколько это возможно.

Часть сфинксов, которые были найдены целыми на территории бывшей аллеи, сейчас хранятся внутри Карнакского храма. У них довольно интересное и не совсем типичное для сфинксов строение: тело льва и голова барана. Дело в том, что баран считался священным животным бога Амона, которому и посвящён храм. Около лап сфинксов стоят фигуры не то фараонов, не то жрецов храма.

Вход в храм проходил через серию огромных пилонов – ворот без верха, которые отделяли внутренние части храма друг от друга. То тут, то там встречаются статуи фараонов, строивших тот или иной фрагмент храма.

Огромная колонада статуй фараона:

Кажется, это Рамзес II, но точно не уверена:

Дальше идёт самая главная и самая впечатляющая часть храма – огромный колонный зал, спроектированный при Рамзесе I и построенный при Сети I и Рамзесе II. На площади в полквадратных километра расположены 134 колонны, поставленные в 16 рядов. Каждая из колонн высотой в 23 метра (это приблизительно как 8-этажное здание) и шириной такой, что чтобы обхватить всю колонну, требуется 6 человек. В древности зал использовали для священных ритуалов, праздников и зрелищ.

Если присмотреться, то видно, что нижние ярусы колонн сильно пострадали. Дело в том, что храм стоит близко к реке, и когда Нил разливался, то вода доходила и до храма и покрывала нижние ярусы колонн водой. В это время, по задумке, храм должен был напоминать местные болота, на которых растёт растение, из которого делали папирусные свитки, столь популярные в Древнем Египте.

Изначально все колонны были украшены цветными изображениями, высеченными на камне. Со временем краски выцвели и сейчас остатки цветных изображений можно увидеть только в тех уголках храма, куда не попадало солнце. Например, на нижних частях верхних перекрытий храма:

Изображения на колоннах – это история восхождения египетских фараонов к богам:

Многие стены храма украшены изображениями военных подвигов фараонов. На изображениях обычно можно увидеть огромное мощное войско фараона, которое побеждает своих врагов, мелких человечков, которые валяются под колесницей и просят пощады у фараона:

Враги фараона под ногами его колесницы:

Рядом стоят те, кто просит у фараона пощады:

Интересно, что имена фараонов, как правило, высекались очень глубокими прорезями на камне. Связано это с тем, что каждый новый фараон хотел быть самым известным и самым великим, и для этого часто пытался стереть имя своих предшественников со стен храма, заменив его на своё. Чтобы это не удавалось, фараоны стали высекать свои имена гораздо более глубокими прорезями, чем все остальные изображения:

Вообще, по стенам Карнакского храма можно читать всю историю Древнего Египта. Это самый крупный из всех известных археологических памятников, и именно отсюда египтологи почерпнули много информации о событиях тех времен. Здесь есть изображения победоносных походов царей и их трофеев, есть истории конфликтов с соседними государствами, а на одной из стен есть текст Кадешского мирного договора с хеттами – самого древнего мирного договора в истории человечества (глиняная табличка с текстом этого договора сейчас хранится в музее Древнего Востока в Стамбуле, а сам текст — высечен на камне, стоящем в холле штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке).

На территории храма есть несколько обелисков, поставленных разными фараонами. Самые известные из них – это обелиски, поставленные царицей Хатшепсут. Один из них стоит до сих пор, половина другого сейчас лежит около местного священного озера. Считается, что это были два самых высоких обелиска Древнего Египта, верхняя пирамида которых была украшена золотом и серебром.

Приёмный сын царицы Хатшепсут, Тутмозис III, ставший после её смерти фараоном, настолько не любил свою мачеху и её славу, что приказал повсюду в храме уничтожить её изображения:

Ещё какой-то из фараонов:

В самой дальней части храма стоят постройки фараонов Среднего Царства. Это одни из самых древних построек в Карнаке. Считается, что это священные места храма, где и сидел когда-то сам бог Амон.

Самое святое место в храме – это небольшой чёрный камень, который считается алтарём. По преданию, на нём некогда хранился камень Ипет Соут, так называемая «матерь вселенной». Для египтян Ипет Соут был чем-то типа философского камня, который, по легенде, был доставлен в Египет из древней Атлантиды. В священных египетских текстах Ипет Соут называется «сокровищем мира», доставшимся фараонам от самих богов. По преданию, камень позже увезли из Египта куда-то в Гималаи, в таинственную страну Шамбалу, и теперь он хранится где-то в Тибете на вершине одной из гор.

В разные стороны от основной, главной оси храма, разбросаны различные сооружения более поздних периодов. Пока я ходила по храму, я ещё более-менее помнила, где поcтройка какого фараона, сейчас уже помню только про самые основные. Вот это, кажется, колонный зал Тутмозиса III:

Если завернуть в самые дальние уголки храма и немного полазить по камням, то можно попасть в верхние, совершенно закрытые пространства храма, куда не попадало солнце. Здесь лучше всего сохранились древние цвета, и можно приблизительно представить, насколько ярким и цветным был храм в те времена:

Простые смертные в храм не пускались: только фараоны, приближенные к ним лица, жрецы и рабочие, строившие что-то на территории храма. Однако фараон Тутмозис III гордился своими постройками и храмом вообще, поэтому в стене со стороны своих достроек к храму он сделал небольшую пристройку, с которой открывался вид на храм, и любой смертный мог лицезреть храм с этого ракурса:

Стены с рассказами о подвигах фараонов и восхвалением богов:

Вид на храм от одной из стен:

В южной части храма находится так называемое древнее священное озеро – искусственный водоем, где жрецы несколько раз в день устраивали священные омовения. Время от времени здесь проводились ритуалы, посвящённые богу Амону: по озеру пускалась золотая ладья бога Амона и лодки его свиты. Рядом с озером лежат остатки огромного обелиска Хатшепсут, на котором изображена история её коронации.

Есть здесь и ещё одна важная для древних египтян колонна со священным жуком-скарабеем. Древние египтяне считали, что эта колонна – древние часы, отмеряющие время мира. Каждый год колонна миллиметр за миллиметром погружается под землю, и когда сидящий на ней скарабей окончательно исчезнет из виду, наступит конец света:

В дальних углах храма расположены святилища, посвящённые богине Мут (богине неба), жене Амона, и богу Хонсу (богу луны) – сыну Амона и Мут. Храм Мут почти полностью разрушен, а вот храм Хонсу сохранился вполне себе неплохо. Где-то между ними ещё пара почти полностью разрушенных строений разных эпох:

Что интересно, до храма Хонсу почти не доходят туристы. Он расположен на отшибе, и от главного входа сюда надо идти более получаса. Кроме меня, на территории храма были только трое китайцев и два охранника. Шум и гам центральных улиц Карнакского храма здесь исчез, и впервые за весь день удалось остаться наедине с прекрасным:

Это самая-самая дальняя часть храма, за воротами начинаются жилые кварталы:

Ну вот, вроде, и всё. Карнакский храм – однозначно то место, где обязательно надо побывать хотя бы раз в жизни. На меня он произвёл даже более сильное впечатление, чем пирамиды Гизы. Хотя как вообще можно сравнивать памятники мирового значения…


Использованы материалы сайта: http://marina-pavlova.livejournal.com/

www.rgo-sib.ru

Египет. Загадки Карнакского храма — Степан Сущенко — LiveJournal

Общий вид на гипостилъный зал Карнакского храма.


Египет. Загадки Карнакского храма

До сих пор Египет является величайшим в мире хранилищем тайн и загадок, над разгадкой которых бьется не одно поколение археологов, технологов и других специалистов разных специальностей и профилей. Именно с Египтом многие историки, занимающиеся поисками исчезнувшего континента Атлантида, связывают надежды на том, что доказательства его существования, как колыбели высокоразвитой цивилизации, обладающей недоступными даже нашей цивилизации технологиями, будут найдены. Известный «спящий пророк» Эдгар Кэйси во многих своих считываниях прошлых жизней обратившихся к нему за помощью людей, что было необходимо для определения причин их болезней, установил следующее. Так как разрушение континента происходило постепенно, на протяжении многих тысячелетий, та часть атлантов, которая называлась «Сыны света», создали в Египте мощнейшую колонию. Они построили в этой стране свои храмы, а также хранилища, куда поместили записи об атлантической истории, о технологиях атлантов. Кроме того, в ответ на гостеприимство, они оказывали помощь египтянам в строительстве их храмов.

Можно ли этому верить? По всей видимости — да. Так как Египет — кладезь огромного количества артефактов, тщательно охраняемых от постороннего доступа египетскими властями, которые свидетельствуют об этом. Как и многие известные исторические памятники, доступные для широкого обозрения. Такие как пирамиды и храмовый комплекс в Гизе, храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре, захоронения Долины царей и многие другие. Они, словно волшебные шкатулки, хранят в себе нечто, которое можно увидеть всем. Но объяснить никак нельзя.
Один день из отдыха в Египте я решил посвятить поездке в Карнакский храм — один из величайших храмовых комплексов древности. Чтобы своими глазами инженера с 30 — летним стажем увидеть — что же там есть такого особенного, необъяснимого. Предварительный просмотр отчетов некоторых экспедиций, посвященных исследованиям Карнакского храма, позволили мне при его посещении сосредоточить свое внимание на нескольких особо интересных объектах внутри его. К сожалению, при почти 40-градусной жаре и дефиците времени, не удалось посмотреть и 5% от задуманного. Но и это немногочисленное из увиденного, о котором речь пойдет ниже, удивило и озадачило.

Немного общей информации.

Вот что написано о современном Карнаке в Викимедии:
« Карнак — египетская деревня в двух с половиной километрах к северу от Луксора, на месте древнеегипетских Фив. Она занимает примерно половину территории великого храма Амона — Ипет-Исут (Опет, Opet), который начал строиться в XX в. до н. э. и служил основным государственным святилищем на протяжении всей истории Нового царства.
Этот храм — без всякого сомнения, самый большой по площади во всём древнем мире, — был соединён с Луксорским храмом на берегу Нила мощёной аллеей сфинксов…»

Нынешнее состояние Луксорского храма.

План-схема Карнакского храма

Перед храмом в Карнаке сохранилась часть трёхкилометровой аллеи из сорока каменных сфинксов — совершенно одинаковых, с телом льва и головой барана (священного животного бога Амона), расположенных на равном расстоянии друг от друга. Аллея сфинксов подходила к первому входу, который был сравнительно невелик и узок.

Аллея сфинксов и западный вход в святилище Амона.

На высоких деревянных мачтах, прикреплённых к пилонам, развевались флаги. Вход вёл в открытый двор, окружённый стенами, колоннами и статуями.
Внутренний двор. Вид 1-2.

Через узкий второй вход попадали в гипостилъный зал.
Гипостильный (от греч. «хипостилос» — «поддерживаемый колоннами») зал Карнакского ансамбля в храме Амона (XIII—XII вв. до н. э.), был воздвигнут при Сети I, втором царе XIX династии и его сыне — Рамсесе II Великом. Зал имеет 103 м в ширину и 52 м в глубину и насчитывает 144 колонны.

Потрясают воображение двенадцать колонн среднего прохода высотой в 19,5 м, с капителями в виде раскрытых цветов папируса.

Колонны гладкие.

Пилоны.

Более низкие колонны боковых проходов выполнены в виде связок нераспустившихся стеблей этого растения. Стволы колонн были покрыты великолепными рельефами общей площадью 24282 кв.м. и отделаны листами золота. Даже в наши дни, когда от золота не осталось и следа, а потускневшие краски сохранились лишь на некоторых капителях колонн, гипостильный зал производит неизгладимое впечатление.

Сотни тысяч иероглифов, прославляющих царское деяние, покрывают эти «окаменевшие тростники, влекут от одной колонны к другой, манят поднять голову, посмотреть туда, в бесконечную синеву, куда стремительно возносятся эти колоссальные метелки папирусов.

Иероглифы. Краска, возраст которой 4 000 лет.

Вот она, доступная всеобщему обозрению Загадка №1.

Колонны необработанные.

Технология строительства колонн предусматривала их возведение в несколько этапов.
1. Возведение вертикальной заготовки из нешлифованных камней.
2. Предварительная шлифовка — собственно формирование сложной, бочкообразной поверхности. Да еще вверху «Бутона лотоса»…
3. Доводочная шлифовка с выдерживанием очень точных размеров.
Не исключено, что операция 2+3 делалась за несколько проходов шлифовочного инструмента. Интересно, как он двигался? На это есть ответ — часть колонн прошлифована наполовину по горизонтали сверху донизу — при этом половины не сошлись и присутствует вертикальный выступ по всей высоте колонны.
У нас нет машин для шлифовки почти с оптическими допусками объектов высотой 20 метров непосредственно на месте строительства…

Колонна с вертикальным швом

Загадка №2.
Из гипостильного зала можно пройти в маленькое тёмное святилище, куда разрешалось входить только фараону и жрецам. Не то, где хранилась священная лодка Ра. А другое, маленькое, почти посередине центральной оси комплекса. В нем до сих пор хранится только одна главная святыня — отполированный миллиардами прикосновений неприметный камень, мимо которого равнодушно течет поток несведущих туристов. А потолок украшают жёлтые, не тускнеющие звёзды. В целом это сооружение выглядит более древним, чем все остальное на территории комплекса.
Камень в центре святилища

Если посмотреть на боковые стены, мы увидим, что они сложены из блоков. Блоки высечены из зеленовано-серго гранита, который редкость в Египте. И я не могу сказать, из какой каменоломни он сюда доставлен. Больше гранита этого цвета на территории комплекса я не увидел, кроме этого места. Ну и само святилище, как бы проходная комната с огромным камнем посередине, как бы оплавленным сверху и надрезом сбоку… Что это за камень, почему ему оказана такая честь? Кому именно оно посвящено и кто построил его? Если остальные сооружения — блоки камней и сверху облицовка — тот это построено из цельных, плотно подогнанных блоков весом десятки тонн. Для такой укладки нужно соблюдать оптические допуска при шлифовке прилегающих поверхностей.

Загадка №3.
Резьба по граниту. Словно ножом по маслу. Следов инструмента не наблюдается. А кроме того, обратите внимание на идеальную полусферу и окончания суживающихся разрезов, концы которых по толщине соизмеримы с лезвием бритвы. Ну и полировка боковых поверхностей гранитных плит, обеспечивающая при их укладке полное отсутствие щели — прилегание без зазора.

Загадка №4.
Рецепт не тускнеющей краски современными химиками не разгадан до сих пор.

Загадка №5.
Ну и главное — под Карнакским храмом, как и под пирамидами со сфинксом в Гизе, находятся огромные, частично открытые и неисследованные подземелья.
Но это уже совсем другая история.

step-sushchenko.livejournal.com

Интересное о мире

Храм Амона Карнак

Храм Амона Карнак

«Я искал то, что было полезно… Это были работы, подобных которым не производилось со времени предков. То, что было мне суждено сотворить, было велико!»
Выдающегося древнеегипетского зодчего Инени, перу которого принадлежат эти строки, нельзя не упрекнуть в гордости: то, что было суждено ему сотворить, действительно оказалось велико, храм пережил тысячелетие, до сих пор сюда приезжают туристы. В самом конце XVI в. до н.э., в царствование фараона Тутмоса I, Инени заложил ныне знаменитый храм Амона в Карнаке, на берегу Нила, ставший украшением новой царской столицы — «стовратных» Фив. Так называли этот город греки. В древнеегипетских текстах он именуется «Везет», в Библии — «Но».

Расцвет Фив — это время XVIII династии египетских фараонов, время нового яркого расцвета египетской культуры. Фараоны XVIII династии, изгнавшие из страны захватчиков-гиксосов, сделали Фивы— свой родной город — столицей страны. Грандиозные храмы, пышные дворцы и дома быстро изменили облик Фив. превратив их в самый богатый и великолепный из египетских городов, слава которого сохранилась в течение многих веков.
Храмы времен XVIII династии представляли собой в плане вытянутый прямоугольник. Его фасад был обращен к Нилу, с которым храм соединяла дорога, обрамленная сфинксами. Вход имел вид пилона, к наружной стене которого прикреплялись высокие мачты с флагами. Перед пилоном обычно стояли обелиски и колоссальные статуи царя, а за ним располагаюсь открытый двор с портиками и само здание храма, заключавшее в себе колонные залы, молельни, библиотеки, кладовые и др. Колонные залы обычно имели более высокий средний проход, через верхнюю часть которого в зал проникал свет.
К подобному типу храмов относится и прославленный храм Амона в Карнаке. Он был главным храмом солнечного божества Амона-Ра и верховным святилищем страны. Каждый царь стремился расширить и украсить Карнак, ставший немым свидетелем истории Египта. На его стенах и колоннах вырезались летописи, сцены битв, имена царей. Здесь сохранились великолепные рельефы, изображающие фараонов, повергающих врагов перед богом Амоном. В высеченных на стенах храма гимнах прославляется мощь царя, одерживающего победы благодаря помощи его «небесного отца» — Амона: «Пришел я и даю тебе поразить пределы всех земель, и вся вселенная зажата в горсти твоей!»

Храм в Карнаке был настоящим «городом богов». Его строительство продолжалось два тысячелетия: первые постройки появились в начале Среднего царства, последние — при Птолемеях, самые большие — при Тутмосе III и Рамсесе II. В его украшение внесли свою лепту даже римские императоры. В этот огромный комплекс входили храмы Амона, его супруги Мут и их сына Хонсу, а также храмы бога Монта, богини Маат, бога Птаха и других.
Лучшие зодчие и скульпторы работали над созданием святилища. Одним из первых его строителей был знаменитый Инени, придворный архитектор фараона Тутмоса I. Вторым крупным этапом в истории строительства Карнака стали работы, произведенные здесь при фараоне Аменхотепе III, когда зодчий Аменхотеп, сын Хапу, построил перед храмом новый огромный пилон, от которого к Нилу вела аллея сфинксов. Все святилище было обнесено массивной стеной. В результате получился новый храм небывалых еще масштабов. При ливийском фараоне Шешонке и при эфиопском фараоне Тахарке были произведены последние крупные дополнения: выстроен еще один огромный двор с портиками и гигантским пилоном, напоминающим крепостную стену. Его высота составляет 43,5 м, ширина — 113 м и толщина — 15 м. Вход украсила монументальная колоннада с капителями в форме открытых цветков папируса.

Построенный зодчим Инени храм был сооружен в традициях XVIII династии. Его фасад обращен к Нилу, с которым храм соединяла дорога, обрамленная сфинксами. Вход имел вид пилона, к наружной стене которого прикреплялись высокие мачты с флагами. К нему ведет аллея из 24 сфинксов с бараньими головами; некогда перед пилоном стояли два обелиска каждый высотой 23 м.
За пилоном находился неглубокий, но широкий колонный зал, далее — следующий пилон; за ним простирается обнесенный портиками двор с храмами Сети II и Рамсеса III, колоннадами, сфинксами и колоссальной статуей Рамсеса II в облике Осириса; и, наконец, само здание храма, заключавшее в себе колонные залы, молельни, библиотеки, кладовые и др. Весь храм был выдержан в характерном для начала XVIII династии строгом стиле. Однако это стилистическое единство позже нарушили многочисленные добавления и перестройки. Со временем многочисленные залы, молельни, обелиски заполнили двор; колонный зал Инени был отяжелен добавлением колонн и статуй; с восточной стороны пристроили особый большой зал с четырьмя рядами колонн.

Фараоны следующей, XIX, династии стремились придать блеск и пышность своей столице, двору и храмам богов, что наложило своеобразный отпечаток на архитектуру этого периода. Главным объектом их внимания был храм Амона в Карнаке, расширение которого имело двойное политическое значение: оно должно было показать торжество Амона и прославить мощь новой династии. Новые постройки Карнака отличаются стремлением к грандиозным масштабам, которое стало определяющей чертой храмовой архитектуры XIX династии. Никогда еще пилоны, колонны и монолитные колоссальные статуи царей не достигали таких размеров, никогда еще убранство храмов не отличалось такой тяжелой пышностью. Так, воздвигнутый в эти годы новый пилон превзошел все прежние: длина его равнялась 156 м, а стоявшие перед ним мачты достигали 40 м в высоту.
За этим пилоном открывается вид, которому нет равных на свете — вид на величайший в мире колонный зал, построенный зодчими XIX династии Иупа и Хатиаи. Он имеет 103 м в ширину и 52 м в глубину. На площади приблизительно 5000 кв. м — здесь могло бы разместиться 900 автомобилей — возвышался целый лес исполинских колонн из песчаника, всего 134 колонны, стоящие в 16 рядов. Высота центральных двенадцати колонн достигает 23 м, каждая более Юм в окружности, с капителями в виде раскрытых цветов папируса. Остальные 122 колонны были высотой 13 и около 9 м в окружности.
Перекрытия зала, опирающиеся на вершины колонн, весят от 10 до 20 тонн. Их водружали туда, втаскивая глыбы по земляной насыпи, после чего земля убиралась. Сохранившиеся частично доныне колонны и перекрытия зала поражают своими масштабами. В полумраке, царившем между этими каменными гигантами, подданный фараона, вероятно, с особой силой ощущал величие и непостижимость того божественного начала, во славу которого был воздвигнут Карнакский храм и чьим промыслом в сознании египтянина держалось египетское государство.

Колонны сверху донизу покрыты иероглифическими надписями, рельефами, изображающими культовые церемонии, царскими картушами. Камень еще хранит слабые следы некогда ярких красок. Точно так же украшены капители, поперечины и плиты кровли. Когда строительство зала было только-только завершено, его многоцветная красота ослепляла. Возможно, пол был покрыт листовым серебром. По праздникам здесь толпилось множество людей, ибо зал был возведен, дабы показать всему миру могущество фараона и его всесильного отца Амона-Ра, солнечного бога. Тем, кто не умел читать иероглифы, ту же повесть рассказывали изображения на стенах. Впрочем, египетский крестьянин легко обходился без искусства чтения. Ему было достаточно устных толкований сложной религии, магии, различных верований, спаянных воедино исступленным языческим суеверием.
Колоссальные колонны среднего прохода, стоящие, как сторожевые великаны, у таинственной двери святилища, своими рядами должны были направлять глаз зрителя именно в ее сторону; они и теперь помимо нашей воли приводят к ней наш взгляд. Указывать на таинственное, не раскрывая его, — такова была цель египетского религиозного искусства. Но, на взгляд современного человека, это совсем не зал, это — колоссальная масса колонн, гнетущее нагромождение архитектурных преград, между которыми остается лишь узкое пространство для свободного прохода.

При фараонах XIX династии изменился облик и других святилищ Карнака, из которых особенно примечательно было новое здание храма богини Мут, расположенное к югу от храма Амона и окруженное с трех сторон подковообразным озером. Одинаковые зал и озера, точно крылья, охватывали храм с боков. Строгость плана особо подчеркивалась тем, что центральная колоннада первого зала продолжалась вдоль всего двора. Как бы определяя путь торжественных процессий, она сливалась с начинавшейся от ворот храма аллеей сфинксов и служила прекрасным воплощением столь характерной для египетского зодчества идеи бесконечной линии храмовой дороги. В портиках, обрамлявших храм, стояли монументальные статуи богини Мут в виде женщины с головой львицы (одна из них находится ныне в Эрмитаже). Всего же, по сведениям папируса Гарриса, в священном Карнаке стояло когда-то 86 ООО статуй.
Четверо обрамленных пилонами ворот ведут от южной, боковой стены храма Амона-Ра к аллее сфинксов, уходящей к храму Мут. Комплекс второстепенных святилищ внутри главного храма расположен в точном согласии с общим прямоугольным планом и ориентирован параллельно оси святилища Амона-Ра. Приближаясь к храму с запада, со стороны Нила, видишь перед собой по обеим сторонам входа гигантские пилоны высотой в 43,3 м. Всего на территории комплекса находится 10 пилонов, построенных в различные эпохи, начиная от XV в. до н.э. и кончая I в. до н.э. Перед каждым и за каждым — святилища с декорированными вратами и колонными залами, аллеи сфинксов и ровные ряды статуй, разрушенные и неразрешенные стены с иероглифическими надписями, отдельные знаки которых зачастую больше метра — а таких знаков здесь более 250 ООО!

Тут все колоссально. Обелиск царицы Хатшепсут, вырубленный из красного гранита, — самый большой в Египте. Необычайно гармоничные формы этого гранитного монумента (почти 30 м высотой, весом около 350 тонн) четко выделяются на фоне голубого неба. Все четыре его грани покрыты иероглифами: «О, фараон, ты зришь своего отца Амона-Ра, бога богов! Владыка престолов обоих Египтов, ты зришь своего отца каждый раз, когда поднимается он из Ипет Соута. Лучи его складываются вместе впереди, как лучи края неба на рассвете, озарив двойную дверь края неба Властелина Всего Мира… Люди счастливы, что красота его поднялась, и ликуют они…»
Ипет Соут — так назывался самый ранний храм в Карнаке, построенный примерно в 2000 г. до н.э. Здесь некогда хранилась золотая барка Солнца. Поразительно, но сам храм Амона, «великий храм Солнца», не был ориентирован на Солнце. Более того — со дня основания храма и по нынешние времена лучи Солнца никогда не ложились параллельно его центральной оси. Как же так? Неужели ось храма была выбрана случайно? Неужели при его закладке первые линии были проведены, как попало?

Оказывается, нет. Центральная ось храма в Карнаке ориентирована на точку восхода Солнца в самый короткий день года. Этот день был особым для египтян. Плутарх рассказывает в «Исиде и Осирисе»: «В день зимнего солнцестояния они (египтяне) семь раз обводят корову вокруг храма Солнца… ища Осириса, ибо богиня зимой жаждет влаги; а семь раз они ведут корову потому, что Солнце завершает переход от зимнего солнцестояния к летнему на седьмой месяц… Гор, сын Исиды. приносит жертву Солнцу… Каждый день они приносят Солнцу тройную жертву благовоний — жертву душистой смолы на заре, мирры в полдень и так называемого кифика — на закате… Они верят, что этим умилостивляют Солнце и служат ему…»
Нил около Фив образует огромную излучину и течет с юго-юго-запада на северо-северо-восток — примерно под прямым углом к направлению на точку восхода Солнца в день зимнего солнцестояния. Храм Амона ориентирован как раз по этому направлению — по крайней мере, настолько, насколько позволяет определить точность измерения. Было ли место для строительства храма Амона-Ра в Карнаке, в древних Фивах, выбрано из-за излучины, благодаря которой храм, перпендикулярный Нилу, оказывался ориентированным по линии солнечного восхода? Или это направление было обнаружено уже после того, как началось строительство храмового комплекса?

Как бы то ни было, день зимнего солнцестояния играл особую роль в жизни храма Амона в Карнаке. В этот день Солнце побеждало силы мрака в сражении, развертывающемся в подземном царстве, и в миг победы на заре рождался новый бог: «Двери подземного мира распахнуты, о Сокар. Солнце в небе! О рожденный вновь, ты блистаешь над краем небес, и ты возвращаешь Египту его красу всякий раз, когда небеса пронизываются лучами, всякий раз, когда ты рождаешься диском в небе».
Амон-Ра был важнейшим богом Египта, оставаясь общенациональным божеством в течение многих столетий. Стоящие за этим культом представления сформировались задолго до эпохи XVIII династии и сохранялись вплоть до полного упадка египетской цивилизации при Клеопатре.
Но как говорилось в пророчествах, конец этому храму настал. «Господь Саваоф, Бог Израилев, говорит: вот, Я посещу Аммона, который в Но, и фараона и Египет, и богов его и царей его, фараона и надеющихся на него; и предам их в руки ищущих души их и в руки Навуходоносора, царя Вавилонского, и в руки рабов его; но после того будет он населен, как в прежние дни, говорит Господь.» (Иеремия 46:25,26)
Храм был разрушен в результате землетрясения.

mirxenia.com

история, описание и отзывы туристов

В небольшом селении Карнак, расположенном на восточном берегу Нила вблизи города Луксор, находится один из интереснейших памятников древнеегипетской архитектуры. Он включает в себя комплекс святилищ, посвященных верховному богу солнца Амону-Ра, его супруге – богине неба Мут и их сыну – богу луны Хонсу. По месту своего расположения этот религиозный центр Древнего Египта называется Карнакский храм.

Строительство, начатое 4 тыс. лет назад

Начало сооружения комплекса относится к периоду в истории Древнего Египта, именуемого Средним царством. Это 2040–1783 гг. до н.э. В ту эпоху столицей Верхнего Египта был город Фивы. В их честь три наиболее почитаемых божества, составлявшие, согласно легенде, единую семью, получили название «Фиванской триады». Для поклонения им и был построен ныне известный на весь мир Карнакский храм.

Точную дату его основания установить не удалось, но известно, что наиболее древнее из сохранившихся зданий – Белая капелла, была воздвигнута около 1956 года до н. э. во времена правления фараона Сенусерта I. Наибольший размах строительство приняло в эпоху Нового царства, длившегося с 1550 по 1069 гг. до н.э. и пришедшего на смену Переходному периоду, когда упадок развития коснулся всей территории Древнего Египта. Карнакский храм в тот период был значительно расширен. В этом заслуга фараона XVII династии Тутмоса I, правившего в 1504–1492 гг. до н. э. По его повелению было возведено также много построек религиозного назначения и в других частях страны.

Не жалея средств на умилостивление богов, а заодно и украшение столицы, каждый из его последователей считал своим священным долгом дополнить Карнакский храм новыми сооружениями, в которых жрецы Амона могли бы с приличествующей пышностью совершать религиозные обряды в честь своего кумира. Там же были возведены святилища и двум другим членам Фиванской триады – богине Мут и лунному богу Хонсу.

Возвышение бога Манту

Как видно из истории Древнего Египта, представители его божественного пантеона находились в состоянии той же конкурентной борьбы, что и реальные земные владыки. Их союзниками были группировки жрецов, каждая из которых пыталась возвысить своего небожителя, и, тем самым, занять более высокое положение в придворной иерархии.

В результате на одном из этапов истории верх взяли служители бога Монту, ранее занимавшего второстепенное положение, но вытеснившего из Фиванской триады бога Хонсу. Незамедлительно рядом с Карнакским храмом, являвшемся главным религиозным центом Фив, появился храм в честь этого нового божества. Со временем он был включен в общую архитектурную композицию.

Храмовый комплекс на земле древних Фив

Сегодня знаменитый Карнакский храм (Египет) включает в себя около десятка святилищ, возводившихся на протяжении почти шестнадцати веков и составляющих единый архитектурный комплекс. Его строителями стали 30 фараонов, повелевавших на берегах Нила в разные периоды. Характерно, что каждый из них, помимо восхваления богов-покровителей его народа, был крайне озабочен увековечением собственных деяний и обеспечением своего места в истории государства. Об этом свидетельствуют многочисленные скульптуры фараонов, сопровождающиеся пространными изложениями их заслуг.

Эта черта фараонов во многом помогла современным ученым воссоздать события, происходившие несколько тысячелетий назад. Но беда в том, что правители, как правило, старались не только сохранить в веках собственное имя, но и стереть из памяти потомков своих предшественников, приписав себе все их заслуги. С этой целью разрушались ранее построенные святилища и уничтожались ценнейшие памятники письменности. Так оказался безвозвратно утерянным храм, построенный фараоном Аменхотепом IV, более известным сегодня под именем Эхнатона. В последующие века он был разобран на строительный материал.

Путь в Луксор, ведущий из крупнейшего египетского храма

Из Карнакского храма в Луксор – древний город, население которого сегодня превышает полмиллиона человек – ведет трехкилометровая аллея. Она заканчивается у подножия еще одного храма, возведенного в честь бога солнца Амона. На протяжении многих веков по ней шли нескончаемые религиозные процессии, возглавляемые жрецами, воздающими хвалу небесному покровителю их земных царей.

О том, каковы размеры Карнакского храма (Египет), красноречиво свидетельствует тот факт, что на занимаемой им территории без труда мог бы уместиться не только римский собор святого Петра, но и весь Ватикан. Главный вход в храмовый комплекс украшают массивные пилоны, представляющие собой сооружения в виде усеченных сверху пирамид. Самый крупный из них (центральный) имеет высоту 44 м и ширину 113 м.

Колонны, уходящие в небо

Сразу за ним открывается просторный внутренний двор, окруженный колоннадой. Она сохранилась лишь частично, и многие из ее элементов предстают в виде разрозненных фрагментов, но даже и при этом она поражает взгляд своей величественностью и красотой. О колоннах Карнакского храма следует сказать отдельно, поскольку они являются его достопримечательностью и одной из наиболее характерных черт древнеегипетской архитектуры.

С наибольшей полнотой они представлены в знаменитом Большом колонном зале, где 134 гигантские, богато декорированные опоры некогда поддерживали массивную крышу здания. Они, как и весь зал, были возведены в годы правления фараона Рамзеса II Великого. Вершины колонн упирались в потолок, имитировавший своей отделкой и декоративной росписью небосвод. Поэтому у зрителя создавалось впечатление, что эти каменные столбы подпирают собой небо. До наших дней кровля не уцелела, о ней напоминают лишь отдельные ее фрагменты с остатками живописного слоя.

Центральное святилище комплекса

Рассказать кратко о Карнакском храме представляется весьма сложной задачей, поскольку весь он является скоплением огромного количества зданий, дошедших до нас в виде руин, а также изваяний фараонов и множества барельефов. Каждый из этих элементов храмового комплекса представляет собой бесценный исторический памятник и заслуживает отдельного рассказа.

Наиболее значительным из сооружений Карнакского храма Древнего Египта является святилище, посвященное богу Амону-Ра. Оно окружено 10 гигантскими пилонами, имеющими высоту 45 м и простирающимися в длину на 113 м. Не менее внушительной является и его площадь, составляющая почти 30 гектаров. Строительство этого святилища, начатое при фараоне Сети I, было завершено его сыном Рамзесом II.

Прочие святилища небесного покровителя фараонов

Кроме этого храма на территории комплекса, посвященной богу Амону-Ра, сосредоточен еще целый ряд сооружений. Среди них храм Аменхатепа II, священная барка Рамзеса II, а также святилища, возведенные в честь таких древнеегипетских божеств как Ипет, Птах и Хансу. Не меньшего внимания заслуживают и три находящиеся здесь же капеллы, носящие названия Белая, Красная и Алебастровая. На их стенах сохранились фрески, запечатлевшие многие важнейшие события древнеегипетской истории и также бытовые сцены той эпохи.

«Женская часть» храмового комплекса

Примерно в трехстах метрах южнее храма бога Амона-Ра расположены постройки комплекса, возведенные в честь богини Мут – супруги небесного покровителя фараонов. К ним от главного храма ведет уникальная аллея, охраняемая каменными фигурами 66 бараноголовых сфинксов. Часть, отведенная богине, также весьма обширна и расположена на участке 250Х350 м. Одной из ее достопримечательностей является священное озеро, носящее ее имя, и дворцовая постройка, где в 1279 г. до н. э. появился на свет будущий фараон Рамзес II Великий.

Кроме храма, посвященного богине Мут, в этой части комплекса размещалось святилище ее мужа – Амона-Ра, носившее название Камутеф. Однако в 1840 г. оно, как большинство окружавших его построек, было варварски разрушено с целью использования каменных блоков для строительства возводимой поблизости фабрики.

В эллинский период истории Древнего Египта, охвативший последние три столетия минувшей эры, от храма богини Мут в сторону Луксора была проложена аллея, также украшавшаяся фигурами сфинксов. Со временем ее значительная часть была разрушена, и сегодня ведутся восстановительные работы. На данный момент из небытия возвращено уже почти 2 км этого уникального пути, который в итоге должен соединить Карнакский и Луксорский храмы.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *