Каргопольская игрушка раскраска – Ой!

Содержание

Презентация по рисованию на тему: «Каргопольская игрушка»

Слайд 2

Каргопольская игрушка — русский художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской области.Автор: Демидович Елена Геннадьевна – учитель Шушенской начальной общеобразовательной школы, 2009 год

Слайд 3

Город Каргополь в Архангельской области расположен на берегу озера

Слайд 4

Каргополь находится за дремучими лесами и непроходимыми болотами, что способствовало его превращению в заповедное место со своей уникальной культурой и сказочной атмосферой, сложившейся много веков назад. С лихвой каргопольская земля наделила людей талантами, а они в меру своих сил украсили эту землю.

Слайд 5

Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Большая заслуга в этом принадлежит известным мастерам из д. Гринево: Ивану Васильевичу Дружинину (1887 — 1949г.г.) — талантливому мастеру — классику каргопольской игрушки и Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1889 — 1977г.г.) — самой знаменитой мастерице.

Слайд 6

Жила Ульяна Ивановна в маленькой деревеньке Гриневе недалеко от села Печникова по Пудожскому тракту. Вокруг простирается «каргопольская сушь» -неширокие поля, невзрачные леса. Избушка мастерицы была ветхой, покосившейся — одинокое старушечье житье. Сама Ульяна Ивановна маленькая, сухонькая, с лицом, как печеное яблоко. Этакая северная бабушка-задворенка. Но не так проста была Ульяна Ивановна, свойственны ей были и юмор, старческое лукавство, и достоинство народной умелицы.

Слайд 7

Зимой ночи длинные, темнеет рано, скучно в крестьянской избе ребятам. И вот однажды захотел старик своих внуков порадовать игрушкой. А купить-то не на что. Выглянул он в окно. Кого только нет на скотном дворе: козы и свиньи, собаки и коровы, лошади и овцы. Подумал-подумал старик и придумал: сделаю-ка я им игрушки сам, И сделал… ».

Слайд 15

Коргопольская барыня

Слайд 16

В каргопольской игрушке немало мифологических или сказочных образов: удивительные звери, птицы, домашние животные с чертами поведения обычных людей. Один из самых интересных – сказочный образ Полкана – полуконя-получеловека. Этот мифический вымышленный художественный образ родился в народном искусстве Русского Севера. Это образ Добра. Создавая его в глиняной игрушке, мастерица У. Бабкина рассказывала такую легенду: «Полкан – богатырь. Хлеб помогал людям растить, землю от врагов оберегать. Руки у Полкана сильные, грудь могучая. А на груди солнышко. Ноги – что у коня – быстрые.

nsportal.ru

Презентация к уроку: Каргопольская игрушка

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ)

Факультет психологии

Кафедра начального образования

Контрольная работа по методике преподавания изобразительного искусства на тему: «Каргопольская игрушка»

Трофимовой Виктории Александровны

по направлению подготовки  44.03.01 – «Педагогическое образование»

профиль – Начальное образование

Москва

2016

ИСТОРИЯ КАРГОПОЛЬСКОЙ ИГРУШКИ

История возникновения каргопольской игрушки уходит корнями в историю гончарного промысла Архангельской области, в которой гончары Каргопольского уезда  из местной красной глины изготавливали различные предметы обихода. Мастера из окрестных деревень Печникова, Гринева, Токарева в свободное от полевых работ время крутили всякую посуду: горшки с кровлей, кринки и миски-латки, рукомои и роговики для топлёного масла. Гончары работали в небольших избах – «зимниках», где и жили. Крутили-приговаривали: «Не боги обжигают горшки, а мужики». Но работали не только мужики крестьянские, работали и бабы и дети 8– 9 лет, которые добывали и готовили глину к работе. Сначала глину просушивали в печи, затем её толкли, заливали кипятком и выдерживали около двух дней, мешая лопаткой. 
После этого её мяли на полу голыми ногами, выбирая попавшиеся камешки и прочий сор, пока глина не становилась тягучей. Тогда глину резали на полосы и с помощью ручного гончарного круга лепили горшки и другую посуду. 
А коли останется приготовленная глина от горшков и мисок, так лепят из неё игрушки  – фигурки баб, домашних и лесных животных, петушков, уточек, свистульки и гримелки разные. Уложат потом посуду в солому на сани-розвальни или на телегу, так и везут на ярмарку в город. По пути и в деревнях хозяйки прознают про товар, выменяют кринку на меру жита или пшеницы. Сколько в посудину войдёт, такова и цена. 
Гончарный ряд на каргопольской ярмарке располагался посреди площади, под самой соборной колокольней. Его можно было узнать без ошибки по переливчатому свисту незатейливых глиняных утушек, что служили мастерам и как превосходная реклама. Какой ребёнок не притянет к прилавку родителя: 

«Купи, тятя, коня!» 


После того, как гончарное производство постепенно сошло на нет, и стало невостребованным в связи с появлением новых материалов и технологий,  перестали изготавливать и игрушки. Хотя остались гончарные мастера, которые все же  продолжали их лепить и передавали свое мастерство из поколения в поколение. Так на протяжении всей истории каргопольской игрушки становятся известны имена гончаров и целые семейные династии, которые славились изготовлением игрушек и продолжали сохранять традиции.

МАСТЕРА КАРГОПОЛЬСКОЙ ИГРУШКИ

У.И. Бабкина: сохранила и передала промысел

В 1930 гг. изготовлением игрушек занималось лишь несколько мастеров. А в 1950 гг. и вовсе остался лишь один мастер, и им была легендарная мастерица Ульяна Ивановна Бабкина (1889 – 1977 гг.).
Ульяна Ивановна Бабкина  род. в 1888 г. Жила в покинутой всеми деревне Гринево, расположенной в 17 км. от Каргополя.
Лепить игрушки стала с пятнадцати лет. В семье все занимались гончарством: и отец и сёстры её в былое время тоже лепили к базару всякую глиняную мелочь. На игрушки шла местная красная глина. Обжигала свои игрушки Ульяна Ивановна «по-домашнему»: после того, как 2 – 3 дня слепленные игрушки сохли, укладывала их в русскую печь вокруг поленьев. Когда дрова прогорят, то  засыпала игрушки углями и держала так, пока не прокалятся.
Старые каргопольские игрушки отличались  архаичностью, наивной условностью лепки, раскраской в 2 – 3 цвета. Это, в основном, одиночные фигурки, сделанные из одного куска глины с минимальным количеством налепных деталей. Формы упрощены предельно, но именно в лепке заключена выразительность каргопольских игрушек. 
Игрушки, как и посуду, «обваривали»: разводили в корыте болтушку из овсяной или гороховой муки и окунали туда раскалённое изделие. Запекшаяся мука оставляла чёрный, словно кружевной, рисунок.
Более дорогие горшки и игрушки покрывали свинцовой поливой: пережжённый свинец растирали в «мучку», обожжённые горшки обмазывали дегтем и посыпали этой «мучкой». После второго обжига получалась красивая блестящая поверхность.
Любимые темы Бабкиной: баран, медведко, баба, мужик в лодке, утушка, собака.  Размер игрушек невелик – сантиметров восемь – девять. Раскраска (из-за нехватки красок) самая простая – кирпично-красным, зелёным, чёрным.
Позже, когда мастерица стала широко известна любителям народного искусства,  ей стали присылать разные краски. Игрушки стали ярче. Но орнамент их не изменился. Элементы орнамента – круги с пятнами другого цвета или крестами внутри, «ёлочки», «гребёнки» – сходны с орнаментами на глиняных черепках каргопольской культуры четырех тысячелетней давности.
Ульяна Ивановна любила изображать сцены деревенских будней: всадники («вершники»), охотник с собакой, кузнец. Крестьянок она лепила то с ребёнком, то с птицей, то с блюдом, полным пирогов. Делала также свистульки. Свистульки существовали на русской земле с языческих времен. Свистом наши предки отгоняли «нечистую силу». Позже свистульки превратились в детскую игрушку. Отголоски деревенских верований сохранились в форме свистулек Ульяны Бабкиной. Наряду с утушками она лепила и птицу с женской головой – птицу Сирин. Лепка простейшая: лапы и хвост обозначены тремя выступами, голова человеческая с рельефным носом и глазами-дырочками. На голове – крестьянский кокошник. 

ОСОБЕННОСТИ КАРГОПОЛЬСКОЙ ИГРУШКИ

Бросается в глаза  сходство каргопольской игрушки  с подмосковными богородскими деревянными игрушками и особенно с излюбленными для богородцев очеловеченными медведями. Отчётливы и различия. Несомненно, своеобразие каргопольских глиняных фигурок и в подходе к теме и, особенно, в раскраске и орнаменте. Возьмем, например, барынь. У «дымок» барыня либо с зонтиком, либо с собакой. Если женская фигура  вместе  с ребёнком, то это уже не барыня, а «кормилка»,  она несёт не своё, а «господское дитё». 
Символична здесь каждая деталь, а потому пластика отмечает лишь самое главное. Руки у баб выполнены схематично. Кисти рук  детально  не проработаны и даже не подчёркнуты орнаментально, их украшают лишь несколько поперечных мазков, и часто окрашены  зелёным или буро-красным цветом. Лицо редко прорабатывается, черты является условным отображением физиономии человека. Часто обнажена грудь, или сквозь одежду намечены ярко-красные соски. На шее у баб нарисованы «цепи» или мониста с подвесками подобие лучей. В убранстве юбки подчёркнут передник, плотно забитый орнаментом. 
Одеты игрушки, как правило, в нарядные народные костюмы. Сарафаны на крестьянках пышные. В руках женщины держат детей, блюда с яствами или птиц. Птицы всегда считались в народе предвестницами тепла и весны. Своим громким щебетом они «прогоняли» с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье. И именно поэтому большинство глиняных русских игрушек, в свое время тесно связанные с весенними обрядами, воспроизводило изображения птиц и делалось со свистком «голосом». 
Каргопольская игрушка отличается от игрушки любой из областей России и образным строем, и кругом сюжетов, и эмоциональным фоном. Она совершенно чужда городского влияния в отличие, например, от дымковской. Игрушки каргопольских мастеров в большинстве своём  –  одиночные фигурки, иногда два – три персонажа, связанные единым сюжетом, каким-то несложным действием. Обычно изображение строится фронтально, причём, поверхность скульптуры более насыщена орнаментом спереди, в расчёте на рассматривание игрушки в фас. Они прекрасны уже и до того, как мастер распишет глиняные фигурки. Именно в лепке, прежде всего, лежит секрет выразительности каргопольской игрушки. 

ОРНАМЕНТ КАРГОПОЛЬСКОЙ ИГРУШКИ

Орнамент  каргопольской игрушки практически  не изменился. Элементы орнамента – круги с пятнами другого цвета или крестами внутри, «ёлочки», «гребёнки» – сходны с орнаментами на глиняных черепках каргопольской культуры четырёх тысячелетней давности. Символичной была каждая деталь. Запечатлённый в игрушке образ – отголосок древних представлений о небесном огне, дающем плодородие земле. Изображённое на переднике «бабы» огненно-красное солнце словно согревает распаханное поле с зёрнами яровых посевов.
Раньше мастера подмешивали пигмент в мел, поэтому цвет каргопольской игрушки разбавлен белилами, приглушён. По подолу платьев, забеленных известкой, глиняных каргопольских «баб» изображают круги, символизирующие солнце, или геометрические узоры, напоминающие полосы вспаханной нивы. Эта древняя символика, связанная с культом плодородия. Предпочтительны розовые, зелёные, сиренево-синие, жёлто-оранжевые краски неярких оттенков. На нём нехитрый узор: полоски, волнистые линии, точки, кресты, штрихи. Этот узор очень древний, и каждый знак имеет определённый смысл, который сейчас многими забыт, а мастера рисуют его так, как изображали когда-то предки. Например –  крест  символ солнца, означает землю, засеянное поле, –  ростки, изображение растительности. Волнистая линия изображает речку, воду, влагу, которой надо напоить растения.
Орнамент каргопольской игрушки простой, стилизованный, напоминающий северную вышивку. В цветовой гамме глиняной игрушки Каргополя преобладают белый, зелёный, голубой, красный, чёрные цвета. Белый цвет в древности понимался как «сияющий белизной» и сравнивался со светом, но не отражённым, а излучаемым изнутри. Красный, «жаркий» цвет символизировал не только солнце, но и небесный огонь: солнце есть круг, наполненный огнём, пристрастие к сочетанию блеклого охристо-жёлтого и серого тонов, иногда он применяет розовый и совсем редко зелёный. 
Магическое содержание знаков-символов со временем утратилось и глиняные игрушки превратились в обычную глиняную забаву – «бобки». 
Появились новые бытовые мотивы. Фигурка, олицетворяющая прежде женское божество с крестами и кругами-солнцами, уподобилась простой крестьянке и держала в руках младенца, хозяйственную сумку или корзину. В росписи возникли детали праздничного народного костюма. Расписывают игрушку неяркими, блёклыми красками. 

СИМВОЛИКА КАРГОПОЛЬСКОЙ ИГРУШКИ

Берегиня – знак Земли

Появление игрушки в языческие дохристианские времена даёт основание видеть в ней отголоски древних представлений и практически ныне не сохранившейся рунической культуры, существовашей ещё за 6 – 7 тысяч лет до Кирилла и Мефодия.
Образы традиционной Каргопольской игрушки наполнены скрытым смыслом: «Берегиня» – знак Земли. Образ женщины с обнажённой грудью связан с важнейшей обрядовой темой, слитой с образами животворящих сил «матери-сырой земли» и солнца.
Земля для крестьянина была словно живое существо. Она «засыпала» на зиму и «присыпалась» от горячих лучей солнца. Пила воду и родила урожай, нежно, по-матерински заботилась о людях: кормила, поила и одевала их, сохраняла от бед. И в глазах народа была она чистой и светлой. Поэтому фигурки глиняных каргопольских баб закрашивались белой краской.
Слепленная из глины баба с головой, увенчанной «солнцем», воздетыми к небу руками и сидящими в них птицами, которые символизируют моление «матери сырой земли» о вешних лучах солнца, о свете и тепле, так необходимых для её плодородия. Птицы издавна считались в народе предвестницами тепла и весны. Своим громким щебетом они «прогоняли» с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье.

Медведь – знак Плодородия

Медведь» – знак Плодородия. У славянских народов «медведко» считается подателем плодородия земли. Существовало поверье о связи медвежьего культа с плодородием женщины. После венца молодых встречали в медвежьей шкуре и желали им счастья, богатства и деторождения. Медведь у большинства гончаров – добрый «хозяюшко леса». Он выходит на встречу к людям, полным пирогов. Балагур, весело играет на гармошке. Иногда изображали медведя с птицей в лапах, и украшали большим крестом. Этот образ был, возможно, отголоском каких-то далёких воспоминаний о связи медведя с культом огня и солнца. Медведи нередко задирали кормилиц-коров, вытаптывали крестьянские посевы – всё это не могло не отразиться на деревенской игрушке, питавшейся особенно в последнее время, впечатлениями современной мастеру деревенской жизни. Так нашли здесь место и сцены борьбы мужика с медведем.

Олень. Лось. Баран – знаки Неба

«Олень. Лось. Баран» – знаки неба. Об олене сложены былины, песни и предания, где рассказывалось, что копыта у него серебряные, а рога «красна-золота» и освещал он ими всё вокруг. Шерсть оленя бурая (коричнево-красная), почему, в частности, он и был одним из древних образов солнца. И, возможно, в память об этом каргопольским глиняным оленям, лосям и баранам ставили на боках большие буро-красные круги, (либо золотили), которые символизировали бесконечный бег солнца. С ними было связано представление о довольстве и благе, а само слово «рогато» значило на севере жить в изобилии и богатстве. То же сулил людям и образ барана-солнца, потому-то, верно, и сложенный в снопы урожай овса – одной из плодородных в Каргополе культур – называли «бараном».

Полкан – знак Солнца

«Полкан» – знак Солнца. Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище-как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана–лучистое солнышко.
Жило в народе представление о солнце в виде красного юноши, оттого и в русских сказках всадник на белом или рыжем коне символизировал день и солнце. Бородатый Полкан с лучистым солнцем на груди яркий образ Ярилы–бога Солнца.
В те далёкие времена любого рослого мужика могли назвать Полканом. Для того чтобы земля дала обильный урожай, перед посевной выбирали в деревне «богатыря-Полкана», тормошили и «роняли» его на землю, пели обрядовые песни.
Таким же крепким, полным сил и здоровья выбирали и засевальщика. За день до посева он парился в бане, ведь потом мыться ему уже нельзя, иначе в колосьях будет «бель» – пустота.
В ночь перед севом и в продолжение всей работы он не должен был спать с женой. Проснувшись, надевал на себя всё чистое, чтобы и всходы были чисты, скидывал штаны и в одной длинной, до колен, рубахе приступал к работе.
Человек здесь–образ большого мира, и его поведение оказывают прямое воздействие на природу, на плодородие земли.
Полкан в каргопольской игрушке – это образ неодолимо могучего богатыря. Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный «стар матёр человек».

«Тяни-толкай»: свет и тьма

«Тяни-толкай». Фигурка тяни-толкая состоит из двух коней – чёрного и белого. Конь (комонь, клюся, тарпан) – одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла, солнечного света и всякого блага. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь чёрный несёт саму Смерть. Всадник на коне – символ сам по себе многогранный, а тем более всадник на тяни-толкае, олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и тёмной сторонами человеческой души. Сидящего между чёрным и белым конём всадника стараются перетянуть на свою сторону светлые и тёмные силы. Интересно положение всадника – на одних фигурках он ещё держится руками за обоих коней, как бы ни определившись в своей судьбе.  А на других он уже прильнул к светлому коню.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КАРГОПОЛЬСКОЙ ИГРУШКИ

Современные мастера используют при росписи темперу или гуашь на клею, но орнамент по традиции остаётся прежним – простой, стилизованный, напоминающий северную вышивку. Подготовка глины, технология изготовления каргопольских игрушек такая же, как и везде.
Каждый мастер выбирает свой способ приготовления глины: кто-то сначала подсушивает кусочки глины, затем толчёт ее до состояния порошка, затем замачивает и замешивает, словно тесто. Кто-то, наоборот, сначала её заливает водой, перемешивает. Весь мусор –  камешки, травинки – осядет на дно, тогда жидкую глиняную массу сливают и дают отстояться ещё. Можно её затем пропустить через сито и дать подсохнуть, тогда лишняя влага испарится. Глина готова для лепки, если хорошо отстаёт от рук. Рука мастера служит своеобразным мерилом, эталоном пропорций – средний размер игрушки не превышает длины кисти руки. Вот почему игрушки получаются ровными, одинаковыми.
Но именно в лепке, прежде всего, лежит секрет выразительности каргопольской игрушки. Игрушка делается с помощью приёма вытягивания из целого куска глины без налепов. Детали обозначаются острой палочкой.
Игрушке, несмотря на небольшие размеры, свойственна монументальность. Фигурка лепится из одного куска глины, налепных деталей немного. Для каргопольских игрушек характерна очень условная, обобщённая передача образа. Формы предельно упрощены. Окраска у большинства фигурок строгая – белая, чёрная, да редкие мазки киновари. Простота, даже примитивность выразительных средств, выступает в игрушке не в отрицательном качестве. У лучших народных мастеров в этом и состоит особенность творческого метода – умение выразить существо с помощью нескольких важных и точных деталей. Иногда степень обобщения доведена до предела: сани сливаются в одно целое так, что получаются сани с головой коня. 
Первоначально игрушки, как и посуда, были «обварными». После обжига раскалённое изделие погружается в «болтушку» – густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляет на светлой поверхности сосуда или игрушки чёрный кружевной узор. Украшенные процарапанным архаичным орнаментом, своей безыскусностью такие игрушки напоминают скорее произведения художников каменного века. Изготавливаются и более дорогие поливные посуда и игрушки, покрытые глазурью.
Расписывают игрушку неяркими, блеклыми красками. Цвет соответствует крестьянскому костюму в реальной обстановке, который избегал ярких красок. Раньше мастера подмешивали пигмент в мел, поэтому цвет каргопольской игрушки разбавлен белилами, приглушён. Предпочтительны розовые, зелёные, сиренево-синие, жёлто-оранжевые краски неярких оттенков.

nsportal.ru

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 2 класс) по теме: Тема урока: Каргопольская игрушка.

Тема урока: Каргопольская игрушка.

Цели урока:

1. Познакомить с замечательным мастерством и искусством Русского Севера, с особенностями в росписи каргопольской глиняной игрушки.

2. Формирование навыков по созданию единства формы и декора игрушки, композиции ритма цветовых пятен и элементов, развивать творческие способности и воображение.

3. Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Сценарий урока посвящен замечательному мастерству и искусству народа России, он поможет лучше понять дух и культуру народов нашей страны.

Оборудование:

  1. Для учащихся:
  • модель для раскрашивания » Каргопольская игрушка»
  • гуашь
  • кисти
  • баночка для воды
  • лист бумаги
  • салфетка
  • тычок (ватная палочка)
  • простой карандаш
  • стирательная резинка
  1. Для учителя:
  • каргопольские игрушки
  • плакаты «Каргопольская игрушка»
  • презентации «Каргопольская игрушка»

План урока (45 мин):

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.
  2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией каргопольских игрушек, плакатов, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.
  3. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.
  4. Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

Ход урока:

Запись на доске: Сказочный мир Каргополя.

Учитель: На севере, в старинном русском городе Каргополе Архангельской области находится один из центров производства глиняной игрушки. В старину Каргополь был широко известный и большой культурный центр Русского Севера. Сейчас это заповедные места, где до сих пор сохранилась самобытная русская культура, искусства и ремесла.

Издавна в окрестных деревнях близ Каргополя делали свистульки, фигурки, изображали то, что видели.

(Учитель показывает презентации «Каргопольская игрушка», каргопольские игрушки. Обращает внимание на особенности каргопольской игрушки.)

— Это степенный бородатый крестьянин, который присел после работы отдохнуть или рыбак на лодке, охотник в лесу.. Во всех фигурках мало деталей, мастер подчеркивает лишь самое главное. Люди изображаются крепкими, приземистыми, мужчины почти всегда с бородой.

— Каргопольская крестьянка, встречающая гостей с хлебом и солью или стирающая белье. Почти все изображались за работой. Но не забыты и праздничные темы – «кадриль», игра на гармошке или балалайке. Как правило игрушки каргопольских мастеров одиночные, иногда два-три персонажа, связанные единым сюжетом.

— Есть и фантастические игрушки. Каргопольские мастера очеловечивали животных, наделяли их символическим смыслом. Вот и получались Полкан-богатырь, медведь с тальяночкой, птица Сирин, тяни-толкай.

— Своеобразна роспись игрушек. Старая каргопольская игрушка была неяркой, блеклой. Для ее украшения мастерицы использовали мел, печную сажу –настоящих красок тогда не знали. Даже и сегодня в росписи чувствуется северная сдержанность, суровость края.

(Конец показа презентации. Учитель демонстрирует каргопольские игрушки, плакаты, альбомы и т. д.)

Вопрос: Какие цвета можно выделить на каргопольских игрушках?

Ответ: Цвета неяркие, приглушенные: розовые, зеленые, желто-оранжевые бледных оттенков, сиреневато-синие.

Вопрос: Из чего состоят узоры каргопольских мастеров?

Ответ: Полоски, кольца, дуги, овалы, точки, ростки.

Учитель: Каждый элемент узора имеет свой смысл, свое значение. Так круги, кольца с крестом внутри – символ Солнца; дуги и скобки – символ Земли, пашни; точки и веточки – символы зерна и ростков. Как вы думаете, почему эти символы особенно любили северные мастера?

 Ответ: На севере холодно, всегда ждут прихода весны, Солнца, тепла. Ждут когда снова можно будет сеять и растить хлеб.

Учитель: А сейчас и мы с вами, ребята, попробуем приблизить весну и Солнце — на время станем народными мастерами и распишем модель каргопольской игрушки. Постарайтесь работать так, чтобы на сердце у вас было тепло и радостно!

(На доске плакаты или презентации поэтапной росписи каргопольской игрушки).

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

Литература: 

Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры.- Ярославль: Академия развития, 2000.

Искусство-детям. Каргопольская игрушка.-М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Хвостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1981.

    

nsportal.ru

План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему: Каргопольская игрушка

             Конспект интегрированной образовательной деятельности

в старшей группе детского сада.

 «Знакомство с Каргопольской игрушкой.

Роспись «Коня – Палкана» декоративными элементами».

Цель:  Познакомить с историей возникновения игрушки, вызвать интерес и эмоциональный отклик на народную игрушку, обратить внимание на её красоту и забавный характер, который с любовью передают Каргопольские  мастера. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции.

Задачи: 1)  Познакомить с историей возникновения Каргопольской игрушки.

2) Воспитывать любовь к народным промыслам и эстетическое отношение к изделиям народных мастеров.

3) Учить поэтапно, расписывать силуэт Каргопольской игрушки.

Материалы: Народные игрушки, иллюстрации (этапы изготовления игрушки, символика цвета).

Силуэт  Каргапольской игрушеки «Коня – Палкана»,  вырезанного   из  белой  бумаги,  краски гуашь,  кисти,  банка  с  водой,  салфетка  (на  каждого  ребенка).

Предварительная работа: Чтение рассказов, стихов о народных игрушках. Индивидуальная работа в книжном уголке. Рассматривание знакомых  народных игрушек из глины. Использование раскраски «Народные промыслы». Игра – лото — поделка «Русский сувенир». Лепка «лошадок» из глины.  Подбор иллюстраций  для выставки.

Ход занятия.

-Сегодня мы с вами вспомним, что мы знаем об игрушках наших прабабушек и прадедушек, а так же познакомимся с новыми, необычными игрушками нашего Русского Севера.

1.Дидактическая игра «Узнай, что в сундуке».

-У нас с вами посмотрите,  имеется целый сундук различных  игрушек, нам необходимо разобрать их по полочкам, чтоб навести порядок. В сундуке хранятся народные игрушки разных мастеров нашей страны.

-Как необходимо обращаться с такими игрушками? Почему? (ответы детей)

Воспитатель предлагает детям взять по одной игрушке и рассказать о ней.

Воспитатель рассказывает сам об одной из игрушек для образца.

Дети по образцу рассказывают о своих игрушках, которые взяли из сундука. (Слушаются ответы нескольких детей, остальным предлагается рассказать об игрушке в конце занятия)

Воспитатель предлагает сгруппировать игрушки по элементам росписи, расставить их по полочкам: филимоновские игрушки, дымковские игрушки и несколько игрушек неизвестных для детей, поставить отдельно.

-Посмотрите эти игрушки нам с вами пока неизвестны, но сейчас мы с вами  узнаем о них много интересного.

2. История возникновения Каргопольских игрушек.

  Каргополь — древний город в Архангельской области. Раньше это был широко известный большой торговый и культурный центр Русского Севера. От тех времен остались величественные храмы и соборы. Сейчас это заповедные места, где до сих пор сохранилась самобытная русская культура, искусство и ремесла. Игрушки Каргопольских мастеров в большинстве своем — одиночные фигурки, иногда два-три персонажа, связанных единым сюжетом и каким-то несложным действием.  Они немного неуклюжи и тяжеловаты: крепкие крестьянки, мужики, птицы, кони.

«Полихан» или «Конь – Палкан», был одним из самых любимых образов народных умельцев. Узор прост и незатейлив. На поверхности фигурок писали древние символы солнца — круги, кресты, а так же веточки, мотивы хлебных колосьев и зёрен.

3. Физкультминутка.  

Я прошу подняться вас – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вверх, вперед смотри – это три.

Руки разведем пошире на четыре.

С силой пальцы сжать, разжать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть!

4. Роспись силуэта «Коня – Полкана».

— Я предлагаю вам  пройти и  присесть  за столы.

— Что вы видите на своих столах?  (ответы детей)

— Перед вами находится силуэт  Каргопольской игрушки  «Коня – Полкана».

Сейчас мы с вами как настоящие мастера будем ее расписывать.

Воспитатель рассказывает детям этапы росписи силуэта и показывает пример росписи на доске.

5. Оформление выставки работ для родителей.  Подведение итогов занятия.

-С какими игрушками мы сегодня с вами познакомились??

-Что вы  узнали про них?

-Какая работа по вашему больше всего похожа на образец?

-Понравилось ли вам сегодня занятие?

nsportal.ru

План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему: Конспект занятия «Роспись каргопольской игрушки»

ГБОУ школа №2083

ДОУ «Семицветик»

Конспект
непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Подсолнушки».

Культурная практика «Художественно эстетическое развитие»

Тема «Роспись каргопольской игрушки»

Провёл:

Воспитатель
Гарькина Л.В.

Москва
2017


Цель: Прививать любовь к русскому народному прикладному искусству Познакомить с историей возникновения игрушки, обратить внимание на ее красоту и забавный характер, который с любовью передают Каргопольские мастера. Развивать эстетическое восприятие.

Задачи:

1. Познакомить детей с каргопольской росписью.

2. Учить поэтапно расписывать силуэт Каргопольской игрушки

3. Формировать навыки по созданию единства формы и декора игрушки, композиции ритма цветовых пятен и элементов, развивать творческие способности и воображение.

4. Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Предварительная работа: беседы, чтение литературы по народным промыслам, изготовление глиняных лошадей, просмотр иллюстраций о промысле, изготовлении каргопольской игрушки, о сегодняшней работе мастеров; рассматривание альбомов, глиняных игрушек, подбор музыкального сопровождения, создание в группе мини-музея и мастерской по росписи, рисование и раскрашивание народных игрушек в книгах-раскрасках.

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? Вот и сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся на ковре-самолете.

Воспитатель: А куда отправимся – это вы отгадаете сами.

Каргопольская игрушка

Ей не налюбуешься

И в Париже и в Нью-Йорке

Наш Полкан красуется.

Наша русская игрушка,

Не стареет сотни лет

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

Воспитатель: Усаживайтесь на ковер поудобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается!

Воспитатель: А теперь посмотрите вокруг, куда мы попали?!

Воспитатель: А попали мы в город Каргополь. Послушайте рассказ о городе Каргополе и ее мастерах.

«Затерялся город Каргополь в дремучих северных лесах и непроходимых болотах. Глиняные игрушки в России делали во многих городах и селах, но каргопольские никогда с другими не спутаешь. Много лет тому назад северные крестьяне растили хлеб, держали скот. В свободное от работы время садились за гончарный круг-делали посуду. В старину русский крестьянин не мог купить детишкам игрушки. А ребятишкам хотелось играть. И нашлись в деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» — игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины.

Каргопольская игрушка отличается от игрушек других областей России.          У каргопольских мастеров – это одиночные фигурки, иногда 2-3 персонажа, связанные единым сюжетом.

Фигуры людей изображены в повседневном труде: крестьянки с пирогами или с корзиной, либо нянчат детей, прядут нитки; мужчины в труде (пахарь, сеятель, кузнец).»

Воспитатель: А давайте вместе отправимся в мастерскую. Ребята, а что такое мастерская?

(Выслушиваются ответы детей).

Воспитатель: Кто работает в мастерской?

(Выслушиваются ответы детей.)

Воспитатель: Действия мастера оттачивались веками, самые лучшие передавались из поколения в поколение. Все лишнее просто терялось. Хотите ли вы стать мастерами? Чтобы стать мастером, надо сначала узнать, что и как мы будем учиться делать. А будем мы учиться раскрашивать глиняную каргопольскую игрушку.

Воспитатель: Ой, посмотрите, какие у меня игрушки!

(ответы детей)

Воспитатель: Но они совсем не раскрашены! Что же делать?

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам раскрасить каргопольские игрушки, но сначала давайте рассмотрим, какие цвета красок используют каргопольские мастера?! (красный, зеленый, голубой, черный).

Воспитатель: Из каких элементов состоит кагопольский узор? (Круги, кресты, кольца, линии, волнистые линии, точки, овал).

Воспитатель: Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему.

Воспитатель: Мы с вами тоже сегодня будем мастерами и постараемся расписать свою игрушку красиво, ярко, нарядно и аккуратно.

Воспитатель: Пройдите каждый на свое местечко. Я предлагаю вам немножко подумать, каким узором вы будете расписывать свою игрушку. А перед тем, как вы преступите к работе, давайте немного разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок,

Скачет резвый табунок.

Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.

Подумали? А теперь приступайте к рисованию. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными. (Не набирать много краски).  


Анализ детских работ

Ребята, посмотрите на своих лошадок. Какие они красивые!

А вам нравятся ваши работы?

Какая лошадка вам понравилась больше всех?

Расскажите, чем?

Какие краски использовали?

Какие элементы узора?

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь на ковер – самолет, крепко закрывайте глаза. Полетели!

nsportal.ru

Каргопольская глиняная игрушка

Каргопольская игрушка — это один из видов русских народных художественных промыслов, широко распространенный в небольшом городке Каргополе Архангельской области еще в начале XX века.  На сегодняшний день это самобытное ремесло практически ушло в историю, но отдельные мастера — энтузиасты все же продолжают создавать игрушки по данной технологии.

 

 

Каргопольская игрушка

 

Чудесные глиняные лошадки, конные упряжки, фигурки людей и животных, а также другие игрушки из глины в деревнях Каргопольского уезда делали с незапамятных времен.

 

 

Гончарный промысел имел сезонный характер. В летний период жители Каргапольского уезда работали в поле и на огороде, а с середины осени и до самой весны они занимались изготовлением керамической посуды из местной красной глины — кубков, мисок, кринок и печных горшков. И в числе изделий часто можно было видеть игрушки — самой примитивной формы и незамысловатой раскраски.

 

 

Изготовлением простейшей посуды занимались все члены семьи, от мала до велика. Это давало возможность не только скоротать долгие зимние вечера, но и сделать необходимую домашнюю утварь и игрушки для детей, а особенно удачные образцы посуды и забавных фигурок оставить на продажу.

 

Процесс росписи готовых глиняных фигурок

 

Игрушки эти получались незамысловатыми и часто имели примитивную форму, поэтому они не пользовались особым спросом и популярностью среди покупателей. Так что, зачастую мастера делали их исключительно ради собственного удовольствия.

 

Каргопольская глиняная игрушка

 

В 30 — е годы XX столетия изготовление глиняных игрушек постепенно свелось к минимуму, а затем и вовсе прекратилось. На тот момент оставалось всего лишь несколько мастеров, владевших искусством изготовления каргопольской игрушки.

 

Каргапольская игрушка

 

Среди самых известных мастеров глиняных игрушек в Каргаполе можно назвать У. И. Бабкину, которая не только посвятила всю жизнь любимому ремеслу но и научила многих современных мастеров основам полузабытого народного промысла.

 

Портрет У. И. Бабкиной

 

Технология изготовления игрушки

Технология производства глиняных игрушек в Каргополе отличалась чрезвычайной простотой, граничащей с примитивностью. Весь процесс производства производился в домашних условиях.

 

Глиняная игрушка из Каргополя

 

Данный кустарный способ предполагал обжиг глиняной фигурки, а после этого изделие окунали в густой раствор из муки — так называемую » болтушку».  Слой пригоревшей муки оставлял на глиняной игрушке черную ажурную сеточку, похожую на узор.

 

Каргопольские игрушки

 

Благодаря процарапанному примитивному орнаментальному рисунку, каргопольские игрушки своей простотой и непритязательностью были скорее похожи на произведения первобытных мастеров. Но все же своеобразная прелесть в игрушках из Каргополя присутствовала.

 

Образцы каргапольских игрушек

 

Кроме игрушек, мастера также делали глазированную керамику и поливную посуду, которая отличалась улучшенными декоративными качествами, и поэтому ценилась более высоко.

 

Цветовая гамма каргопольских игрушек характеризуется яркостью чистых цветов

 

Для каргапольской игрушки характерна несколько условная, обобщенная стилистика передачи образа. Формы фигурок чрезвычайно упрощены, а в окраске чаще всего используются чистые и яркие цвета, среди которых можно назвать следующие:

  • классические белый и черный цвета
  • красный цвет 
  • синий цвет 
  • зеленый цвет 
  • оранжевый цвет 
  • желтый цвет 

 

Цветовая гамма росписи каргапольских игрушек

 

Еще одним характерным элементом оформления каргопольской игрушки является аккуратная роспись с деталями стилизации под орнамент вышивки. Таким образом, примитивная на первый взгляд игрушка стала самобытным видом русского народного художественного промысла.

 

 

design-fly.ru

Глиняную игрушку считают оберегом от зла.

Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. 

Каргопольская игрушка – это глиняная игрушка, изготавливаемая в городе Каргополе Архангельской области, потому она и называется «каргопольская». Тем не менее, настоящей родиной этой глиняной игрушки являются деревни вокруг Каргополя. Именно там и делали крестьяне для своих детей игрушки из самого доступного в этих краях материала – глины.

Чем славен старинный город Каргополь, что расположился у истока северной реки Онеги.

Нанесенный на карты России в 1497 году каргопольские земли простирались до самого Белого моря, славились богатой торговлей и самобытной культурой, по красоте природы он спорил с десятком самых знатных городов России.
Искусство изготовления керамики зародилось на Каргопольской земле ещё в эпоху каменного века. На стоянках Каргопольской неолитической культуры  найдены обломки глиняной посуды, украшенные ямочно-гребенчатым орнаментом, а также примитивные фигурки, изображающие людей, птиц и животных. Истоки традиционного гончарного промысла Каргополья уходят в 11 – 13 века, ко временам славянской колонизации края из Новгородских и Ростово-Суздальских земель. Именно в это время здесь впервые появляется посуда, изготовленная на ручном гончарном круге, и те характерные формы сосудов, которые практически без особых изменений дошли до 19 века.

    Каргополь находится за дремучими лесами и непроходимыми болотами, что способствовало его превращению в заповедное место со своей уникальной культурой и сказочной атмосферой, сложившейся много веков назад. С лихвой каргопольская земля наделила людей талантами, а они в меру своих сил украсили эту землю.       Каргополье — край с уникальной северной природой и архитектурой. Его украшают действующие и заброшенные церкви и часовни, старинные крестьянские дома, святые места, многочисленные реки и озера. Каргопольская земля — это своеобразный музей под открытым небом, где памятники живут в естественном природном окружении.

     При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте.

 Изготовление глиняных игрушек сопутствовало гончарному ремеслу.  В промысле работали и мужчины, и женщины, им помогали дети лет с восьми-девяти. Гончары работали в небольших избах — «зимниках», где и жили. Крутили-приговаривали: «Не боги обжигают горшки, а мужики». Меж тем не просто ремесленники были эти мастера, толк и в красоте понимали.

Просушат посудины дня два в избе, обожгут на живом огне в горне, реже в русской печи — партии на продажу делали немалые, до тысячи горшков — а после обварят в горячей болтушке — «солодяге» — растворе овсяной или гороховой муки, чтобы красно-коричневый черепок черными пятнышками-колечками покрылся, или сделают зеленую свинцовую поливу.  Мастера делали посуду разных размеров, форм и названий: горшки, кринки, корчаги, латки, квашни, роговики, рукомои, а из остатков, чтобы детишек порадовать, да и от трудов отдохнуть, Иногда продавали игрушки вместе с горшками. Игрушки были неяркими, цветными их делали мастера при помощи мела, сажи и цветной глины. Формы северных игрушек, как и орнамент северных вышивок, уходят в глубокую древность.

        Глиняную игрушку считают оберегом от зла.

Часто фигуры, которых лепили мастера каргопольской игрушки имели символический смысл культовое значение, участвовали в магических обрядах древнего человека. Сюжеты — это крестьянский быт и праздники, а также сказочные персонажи. Птицы были связаны с весенними обрядами — своим громким щебетом они прогоняли с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье. Поэтому игрушки в виде птиц — это, как правило, всегда свистульки. Так образы барана и оленя были связаны с представлением о плодородии, довольстве, добре.     Также символом плодородия,  являлись глиняные женские фигурки — «берегини». Они изображались с большой грудью и держали на руках либо блюдо с пирогами, или младенца на руках, либо их руки воздеты к небу и держат птицу.  Глиняную игрушку считают оберегом от зла.        В пластике и орнаменте каргопольских глиняных «баб» сохранились черты, присущие женским изображениям древних земледельцев. Глиняная «баба» в «досельном» (старинном)  наряде словно являла собой образ мира. Символичной была каждая деталь. Запечатленный в игрушке образ-отголосок древних представлений о небесном огне, дающем плодородие земле. Изображенное на переднике «бабы» огненно-красное солнце словно согревает распаханное поле с зернами яровых посевов.



В древние времена каждый элемент орнамента имел конкретное значение, которое теперь уже трудно, а часто и невозможно понять. Магическое содержание знаков-символов со временем утратилось и глиняные игрушки превратились в обычную глиняную забаву — «бобки». Появились новые бытовые мотивы. Фигурка, олицетворяющая прежде женское божество с крестами и кругами-солнцами, уподобилась простой крестьянке и держала в руках младенца, хозяйственную сумку или корзину. В росписи появились детали праздничного народного костюма.
   Народное искусство веками складывалось усилиями мастеров многих поколений.

   В Х1Х веке,  основная часть каргопольских гончаров жила в деревнях Панфиловской волости, разбросанных вокруг старинного села Печниково. Как и все северные крестьяне, они растили хлеб, держали скот. В свободное от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный круг. Изготовление гончарных изделий давало дополнительные средства к жизни, и лишь попутно они лепили игрушки. 

       В 50-е годы лепила игрушки одна Ульяна Ивановна Бабкина (1889 — 1977 годы).  Именно благодаря ей, хранительнице традиционного народного искусства, на каргопольскую игрушку обратил внимание Союз художников РСФСР и был поставлен вопрос о возрождении промысла. Изделиям У. И. Бабкиной свойственны лучшие черты старой каргопольской игрушки. В прошлом они отличались архаичностью образов, наивной условностью лепки и примитивной, но живописной раскраской в два — три цвета. Современная игрушка лепится тщательнее, поверхность заглажена, краски разнообразнее. Аккуратная роспись с элементами стилизованного под северную вышивку орнамента придала фигуркам красивый внешний вид. Но при этом наивность крестьянского примитива, составлявшая главную прелесть старой игрушки, утрачивается.

       Каргопольская игрушка отличается от игрушки любой из областей России и образным строем, и кругом сюжетов, и эмоциональным фоном. Она совершенно чужда городского влияния в отличие, например, от дымковской. Игрушки каргопольских мастеров в большинстве своем — одиночные фигурки, иногда два — три персонажа, связанные единым сюжетом, каким-то несложным действием.  Они прекрасны уже и до того, как мастер распишет глиняные фигурки. Именно в лепке прежде всего лежит секрет выразительности каргопольской игрушки.

Каргопольской игрушке, несмотря на небольшие размеры, свойственна монументальность.

Фигурка лепится из одного куска глины, налепных деталей немного. Для каргопольских игрушек характерна очень условная, обобщенная передача образа. Окраска у большинства фигурок строгая — белая, черная, да редкие мазки киновари.  Когда мастер считает нужным выделить какую-нибудь скульптурную деталь, он сознательно дает особенно блеклую окраску. Обычны краски в тройном соседстве — черная, красная, серебряная. В сочетании черной и белой, а также с малиновой получилась новая гамма — яркая, радостная. 

   Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

   Простота, даже примитивность выразительных средств, выступает в игрушке не в отрицательном качестве. У лучших народных мастеров в этом и состоит особенность творческого метода — умение выразить существо с помощью нескольких важных и точных деталей. Крестьянки, которых изображают каргопольские мастера, очень деятельны: они несут корзину, блюдо с пирогами, нянчат детей, прядут нитки из кудели на пресницах. Мужские фигуры тоже изображены в повседневном труде: здесь и пахарь, и сеятель, и кузнец. Не забыты и праздничные темы: бражники в лодке, бородатый старик играет на балалайке. Традиционная композиция для каргопольской игрушки – «кадриль» в одну или две пары, стоящий в стороне гармонист. Свистульки-утушки на Каргополье были самыми распространенными и любимыми детворой игрушками. Лепили их к шумным ярмаркам. Звонкоголосые утушки зазывали покупателей на Соборную площадь к колокольне, где обычно раскладывали свой немудреный товар каргопольские гончары.

       Образ Полкана — один из самых интересных в местной игрушке. Это фантастическое существо, полуконь- получеловек, пришедшее из народных легенд и преданий. В нем сохранилась древняя основа мифологического образа, на котирую наслоились сказочно-бытовые черты. Полкан — крестьянский богатырь, являющий собой образ тихой несокрушимой силы народной. Характерным является и очеловечивание животных. Медведи, барашки, козлы едут в санях, работают в кузнице. «Хозяюшко леса» — медведь весело играет на гармони. «Поляночкой, Идет медведь с тальяночкой.  В круге сюжетов каргопольской игрушки отражены три темы: образы животных, людей и сказочные персонажи, полулюди, полуживотные: сирины, русалки, домовые, полканы. Сюжетное богатство развивалось в соответствии с каргопольскими особенностями: не только ирония к «господам», не только праздничность, как у дымковских мастериц, а и темы, взятые из трудовой крестьянской жизни. Тут и «вершники» на лошади, и охотник с собакой, стреляющий в глухаря на дереве, и кузнец с молотом у наковальни. Но и «праздничные» темы, как часть тем общежитейских, тоже не оставлены без внимания. Самая любимая, «кадриль» — танцующие пары. Есть также бражники в лодке, гармонисты в лодке и в кресле.
Сохранив традиционные каргопольские сюжеты, современные мастера разрабатывают  новые. Появились многофигурные композиции. Большим спросом пользуются у гостей города «Каргопольская тройка».

       Появились игрушки, в которых нашла отражение тема труда сельского жителя: пахарь, сеятель, жнецы. Сейчас в мастерской глиняной игрушки работают 30 мастеров. Каждый месяц здесь рождается около 6 тысяч новых игрушек. Продукцию отправляют в разные города нашей страны. Шестую часть ее продают в Каргополе. Простота произведений народных мастеров — кажущаяся. За этой простотой — опыт многих поколений художников, их чуткость к материалу, форме, цвету. Не каждому и не сразу открывается во всей полноте сказочный мир народной игрушки. Как и всякое искусство, народное творчество требует к себе пристального внимания. Сюжеты каргопольской игрушки  традиционны для севера России. В них есть кое-что общее со старыми «дымками», «вятками»; много «барынь», у которых юбка колом, и много животных, столь привлекательных для дымковских мастериц.

     Да.., не перевелись ещё мастера русские! Такую красоту делают,  у каждого народа есть свои народные ремёсла, но наши всё равно лучше всех…

Однако бросается в глаза сходство и с подмосковными богородскими деревянными игрушками и особенно с излюбленными для богородцев очеловеченными медведями. Отчетливо видны  и различия. Несомненно, своеобразие каргопольских глиняных фигурок и в подходе к теме и особенно в раскраске и орнаменте. Возьмем, например, барынь. У «дымок» барыня либо с зонтиком, либо с собакой. Если женская фигура дана с ребенком, то это уже не барыня, а «кормилка» она несет не свое, а «господское дите».
      Разнообразны и порой необычны Каргопольские «барыни». У одной важной дамы в широкополой шляпе и горжетке на руках птица, сложенная крендельком. У другой — шляпа, украшенная птицей, это — целое гнездо с четырьмя рогами или хвостами.  Женщина, мать — важнейшая обрядовая тема игрушки, базирующаяся на образах животворящих сил «матери сырой земли» и солнца. «Бобки» — женские фигурки, один из самых древних и любимых образов у мастеров Каргаполья.  Женское изображение с головой, увенчанной «солнцем», встречается и в местной «досельной» вышивке, и в ткачестве, сохранивших древние славянские образы. Называли его Пятницей. По народным поверьям, от Пятницы зависели обильные роды земли, она покровительствовала женскому рукоделию и супружеству.  Каргапольская женщина в «досельном» наряде словно являла собой образ мира.

   Однажды увидев каргопольскую игрушку, вы её уже не забудете. Это великолепный подарок как ребенку, так и взрослому.

О народных промыслах России можно прочитать в следующих статьях:

Вам также может быть интересно

myrussianland.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *