Самые популярные святые места в Карелии и их краткое описание
Карелия – удивительный регион, в котором сочетаются православные традиции и язычество. Православие в Карелии внедрялось постепенно. Первоначально духовная власть была сосредоточена в Новгороде. И только в 1598 году учредили Корельскую епископию. На начало 17 века в регионе насчитывалось свыше 77 приходов. Здесь соорудили 35 часовен и 50 монастырей. В 1685 епархии дали статус новгородского викариатства. С изменением власти ее состав менялся и ее состав. То была учреждена отдельная Олонецкая епархия, то ее объединили с Архангельской. В Карелии много святых мест – церквей, храмов и монастырей. Эти места привлекают многих туристов. Рассмотрим самые популярные из них.Валаамский Спасо-Преображенский монастырь
Монастырь расположен на островах Валаамского архипелага. Точная дата возведения святыни неизвестна. Существует две основных версии. По первой история монастыря началась с того момента, как Андрей Первозванный установил на Валаамских горах крест. А спустя 900 лет иноки, пришедшие из восточных стран, основали монашеское братство. Письменных источников, подтверждающих эту информацию, не сохранилось. По второй версии история создания Валаамского монастыря связана с Авраамием Ростовским. Первые документальные упоминания приходятся на 15 век. За 100 лет сюда съехалось около 100 монахов. Но нападения шведов привели к тому, что они покинули островЦерковь Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь построили в начале 1900-х годов, на пожертвования владельца лесопильного завода Федора Захарьева. К сожалению, она находится в плачевном состоянии. Но полуруины привлекают тысячи туристов. Реставрация церкви не планируется. Дерево, из которого было возведено здание прогнило. Но осталась красивая колокольня и главка. Главный крест утерян. Святыня интересна тем, что стоит на холме, и с нее открывается чудесный вид на леса и степи. Это немыслимо красивые развалины.Важеозерский Спасо-Преображенский монастырь
Это монастырь Русской Православной Церкви. Изначально он был мужским. Он расположен на берегу озера Важа. Достоверно известно, что монастырь основал преподобным Геннадием, в 1500 году. В 1991 году его восстановили, но в качестве женского монастыря. В 2000 году его вернули к истокам и снова сделали мужским. Святое место знаменито тем, что в нем находятся мощи Владимира чудотворца и Александра Невского.Церковь Архангела Михаила
Церковь Архангела Михаила – еще одно полуразрушенное, но необыкновенно красивое здание. Сейчас проводятся реставрационные работы. Церковь создали в 18 веке. Это небольшое деревянное здание, созданное в уникальном стиле. Оно украшено резьбой ручной работы и завораживает туристов своим интересным внешним видом. Расположена церковь в деревне Подгорная.Благовещенский Ионо-Яшезерский монастырь
Этот мужской монастырь находится в окрестностях села Шёлтозеро. Это официальный памятник монументального монастырского зодчества. Основатель монастыря – Иона Яшезерский. Монастырь создали в честь победы православной веры над язычеством. Дата основания – 1562 год. С 1918 по 2003 год монастырь закрыли. Часть зданий сожгли. И лишь с 2003 монашеская жизнь в монастыре возобновилась.Церковь Преображения Господня на острове Кижи
Об истории создания церкви гласит только легенда. Документально подтверждено, что ее построил в 1714 году мастер по имени Нестор. Церковь постоянно реставрировалась. Меняли иконостас, обновляли «небеса», переделывали клиросы и солея. Обновляли и фасад здания. Сейчас оно обшито досками и окрашено масляной краской. Многочисленные главы обиты кровельным железом.Успенская церковь
Документальное упоминание об этом святом месте приходится на 1563 год. Храм, дошедший до наших дней, возвели в конце 1700-х годов. Он украшен фронтонным поясом. Центральный столб расширяется к верху. С тех пор церковь неоднократно реставрировалась.Воскресенский красный скит
Первоначально планировали создать церковь в Иерусалимском стиле. Но в процессе работ архитекторы отошли от него и наделили здание истинно русскими элементами. Воскресный скит – это два корпуса монашеских келий. Сюда входит и трапезная для паломников. Основное название святыни – Никоновский скит. Красным его называют из-за цвета здания. По вечерам здесь проводятся церковные песнопения. Особого внимания заслуживает «кувуклия» — рукотворный грот, выполненный из серого мрамора. Здесь хранятся частицы гроба Господня. По легенде их принес апостол Андрей Первозванный.Желтый скит
Гефсиманский, или Желтый скит, расположен на территории Валаамского монастыря. Стены скита были специально окрашены в желтый цвет – любимый цвет Богородицы. На сегодняшний день в его состав входит церковь и несколько зданий с кельями. В двух корпусах живет около 20 человек. От Желтого скита туристы добираются до Елеонской горы. С нее открывается красивый вид на Ладогу. Пихтовая аллея ведет на берег Никоновской бухты. В Карелии действительно много святых мест, которые наделены своими уникальными чертами. Поэтому если вы собираетесь посетить этот регион, не забудьте побывать хотя бы в одном из них.otdyhvkarelii.ru
Паломничество в Карелию – Азбука паломника
Россия
Респу́блика Каре́лия — субъект Российской Федерации, республика в её составе. Входит в состав Северо-Западного федерального округа, является частью Северного экономического района. Столица — город Петрозаводск.
Православие в Карелии
Православие пришло на Корельскую землю в 1227 году. Вероятно, что и до этого среди карелов уже были православные, так как к этому времени карелы и новгородцы были связаны долгими годами совместной торговли и борьбы против общих внешних врагов. Однако русский летописец именно в 1227 году сделал запись: «…того же лета князь Ярослав Всеволодович, послав, крести множество корел, мало не все люди». В то время часто нападали на карельские земли соседи из племени хямь. Расширяло свои владения и молодое шведское государство. Все чаще отряды шведов вторгались в карельские земли. И чтобы оправдать свои походы, шведы часто прибегали к поддержке католической церкви. Противоречия православной и католической церквей стали предлогом для шведской агрессии.
В 1589 году была учреждена Корельская епископия. Епископом Корельским был назначен Сильвестр, его кафедра находилась в городе Корела.
С 1708 по 1764 год существовала Корельская и Ладожская епархия, викарная от Новгородской митрополии.
В 1764 году в составе Новгородской епархии была образована викарная Олонецкая епархия. Правящие архиереи именовались викариями Олонецкими и Каргопольскими (кафедра находилась в Александро-Свирском Свято-Троицком монастыре). Викариатству подчинались приходы Олонецкого, Каргопольского, Устюженского уездов, Ясенецкого и Красновского заказов.
После образования в 1784 году Олонецкого наместничества с центром в Петрозаводске и учреждения Олонецкого и Архангельского генерал-губернаторства указом Екатерины II от 15 мая 1787 г. Олонецкая епархия была соединена с Архангельской в единую Архангельскую и Олонецкую с центром в Архангельске.
5 октября 1798 году указом императора Павла I, после ликвидации Олонецкой губернии, приходы Петрозаводского, Олонецкого, Каргопольского, Вытегорского, Пудожского уездов перешли в состав Новгородской епархии (это отразилось в наименовании её правящего архиерея, который в 1799—1800 и 1818 гг., когда не управлял одновременно и Санкт-Петербургской епархией, имел наименование «Новгородский и Олонецкий»). Они находились в ведении викарного епископа Старорусского, кафедра которого была в Хутынском монастыре. В 1801 г. Олонецкая губерния была восстановлена, с включением в её состав Повенецкого уезда.
22 мая 1828 году была образована отдельная Олонецкая епархия с кафедрой епископа в Петрозаводске, первым епископом стал Игнатий (Семёнов). Действовал также коллегиальный орган управления при епископе — Олонецкая духовная консистория.
Кафедра Олонецкого и Петрозаводского епископа изначально находилась в Соборе во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а в 1872 году была перенесена в новопостроенный Собор во имя Сошествия Святого Духа. В 1929 году кафедральный собор был закрыт.
С 1829 по 1918 год епархия имела своё среднее учебное духовное заведение — Олонецкую духовную семинарию, выпускавшую священнослужителей для края.
Для обучения дочерей духовенства в 1858 году при Каргопольском Успенском монастыре по инициативе архиепископа Олонецкого и Петрозаводского Аркадия открылось Олонецкое епархиальное женское училище.
c 1898 по 1918 год издавалась епархиальная газета «Олонецкие епархиальные ведомости». В 1892 г. было основано епархиальное духовно-просветительское Александро-Свирское братство.
На 1904 года в епархии был 251 православный и единоверческий приход.
В докладе на имя Патриарха Тихона отмечалось: «Церковная жизнь в Олонецкой епархии шла сравнительно спокойно до марта 1922г. Изъятие церковных ценностей, как и в других местах, всколыхнуло ее и повлекло за собой все те же явления, которые произошли почти одинаково по всей России: смута среди духовенства, призание ВЦУ частью епархии, террор группы заправил над остальными, аресты, высылки и пр.» При организации обновленчества, духовенство трёх из четырёх приходов Петрозаводска поддержало обновленческий раскол. Сторонники патриаршей ориентации во главе с епископом Евфимием (Лапиным) перешли в Александро-Невскую Заводскую церковь. В конце 1922 года епископ Евфимий был без всяких оснований арестован, а весной 1923 года административно выслан в Сибирь. Однако почти 5 лет он сохранял титул «епископ Олонецкий»; в эти годы епархия имела т. н. временноуправляющих епископов. С 1924 года Воскресенский и Святодуховский соборы вновь стали патриаршими (в 1922—1924 году в Святодуховском соборе проводили службы обновленцы, позднее удержавшие лишь кладбищенские церкви — Крестовоздвиженскую и Екатерининскую).
В 1920-х — 1930-х гг. наряду с Олонецкой епархией существовала обновленческая Карельская епархия со своим епископом. Храмы Карелии часто переходили из под контроля сторонников патриаршей ориентации под контроль обновленцев, и обратно.
В 1929 году границы епархии приведены в соответствие с границами Карельской АССР: в её состав из Архангельской епархии были переданы приходы Беломорский Карелии, а приходы, оказавшиеся вне пределов Карельской АССР, отошли к другим епархиям.
После того, как сгорели Петропавловский и Воскресенский собор, были закрыты Александро-Невская церковь и Святодуховский собор, сторонники Московской патриархии в Петрозаводске потеряли все храмы. В 1929 году НКВД по прошению приходского совета Святодуховского собора передал Екатерининскую церковь от обновленцев патриаршей общине. В эту церковь была переведена кафедра епископа и находилась в ней до конца 1930-х годов. В ходе Большого террора 1937—1938 годов было репрессировано как обновленческое духовенство Крестовоздвиженского собора, так и сторонники патриаршества, служившие в Екатерининской церкви.
Местные власти продолжали оформлять закрытие храмов «в связи с отсутствием служителей культа» ещё в июле 1941 г., в условиях Великой Отечественной войны. На оккупированной территории Карелии возрождение религиозной жизни в 1941—1944 гг. возглавили православные (военные) священники Финской Автономной Церкви Константинопольского Патриархата, которые в 1944 г. ушли вместе с армией вглубь Финляндии. Среди этих священников были молодые иеромонахи, русские по национальности — Павел Олмари (Гусев), впоследствии архиепископ Карельский и всей Финляндии, глава Финляндской православной церкви, и Марк Шавыкин, впоследствии перешедший в РПЦ и ставший епископом Ладожским, викарием Ленинградской епархии.
В освобождённом Петрозаводске оказался единственный русский священник, который стал служить «с разрешения председателя горсовета». Номинально Олонецкая епархия 28 августа 1944 г. была передана во временное управление архиепископу Псковскому и Порховскому Григорию (Чукову).
В 1947—1949 гг. в Олонецкой епархии вновь были собственные епископы, причём хоть название епархии было сохранено как Олонецкая, титул епископов в 1947 году был изменён на «Петрозаводский и Олонецкий» (а не наоборот, как ранее). Но в этот период в епархии не удалось открыть даже 10 храмов. В 1949 г. управление епархией было вновь поручено митрополиту Ленинградскому. В период с 1962 по 1986 гг. Олонецкая епархия насчитывала всего 4 прихода.
19 июля 1990 г. епархия вновь получает самостоятельный статус.
14 августа 1990 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II хиротонисал настоятеля Крестовоздвиженского собора архимандрита Мануила во епископа Петрозаводского и Олонецкого.
В 1991 году епархия официально была переименована из Олонецкой в Петрозаводскую, а с 17 июля 1996 года правящий архиерей носит титул «Петрозаводский и Карельский».
Решением Священного Синода Русской православной церкви от 29 мая 2013 года из состава епархии была выделена Костомукшская и Кемская епархия и образована Карельская митрополия, включающая в себя Петрозаводскую и Костомукшскую епархии.
Населённые пункты
Петрозаводск
Святые Карелии
Среди имен духовных светильников Карелии, тех, кто просвещал Карелию верой Христовой, – преподобные Сергий и Герман Валаамские, Зосима, Савватий и Герман Соловецкие, Александр, игумен Свирский, Геннадий и Никифор Важеозерские, Лазарь и Афанасий Муромские, Александр Ошевенский, Варлаам Керетский, Афанасий Сяндебский, Адриан Ондрусовский, Корнилий Палеостровский, Елисей Сумский, Иона Яшезерский, Кирилл Челмогорский, Иона Клеменецкий, святой блаженный Фаддей Петрозаводский.
Святыни
Монастыри Карелии
Как добраться до действующих Карельских монастырей
Все монастыри республики Карелия
Валаамский монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский монастырь — ставропигиальный (т.е. такой, что пребывает под наблюдением и каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси) мужской монастырь, который находится в Карелии, на островах Валаамского архипелага.
Адрес: 186756, Республика Карелия, Сортавальский район, о. Валаам
Проезд «своим ходом»: Остров расположен на Ладожском озере, куда добираются по воде (из Сортавалы или Приозерска: до Сортавалы ехать автобусом из Санкт-Петербурга, а до Приозерска — электричкой от Финляндского вокзала в Санкт-Петербурге, от приозеркого вокзала до причала — такси.
Телефон: +7 (812) 902 86 11
Электронная почта: [email protected]
Подробнее…
Важеозерский мужской монастырь
Мужской монастырь, основанный ок. 1520 прп. Никифором Важеозерским, учеником прп. Александра Свирского, у места, где до того подвизался прп. Геннадий Важеозерский. Долгое время был малолюден, приписывался к разным обителям, в 1764 упразднен. Восстановлен в 1800 как приписанный к Александро-Свирскому монастырю, с 1846 самостоятельный. В 1885 почти полностью выгорел, восстановлен к нач. 1890-х. Закрыт в 1920, занят совхозом, во 2-й пол. ХХ в. колонией для несовершеннолетних. Восстановлен в 1992 как женский монастырь, в 2000 преобразован в мужской.
Адрес: Республика Карелия, Олонецкий р-н, пос. Интерпоселок
Сайт: http://www.vazhemonastery.ru/
Подробнее…
Муромский Успенский мужской монастырь
Муромский монастырь предположительно основан в конце XIV-начале XV века.
Легенда о создании монастыря описывается в «Повести о Муромском острове».
Основателем обители считается преподобный Лазарь Мурманский, отправившийся в 1342 году по поручению кесарийского епископа к новгородскому святителю Василию и оставшийся на Руси. После смерти святителя Василия Лазарь пошёл, как повелел ему духовный отец, «в северную сторону, к морю, к острову Мучь, на озеро Онего».
Адрес: Республика Карелия, Пудожский р-н, ур. Муромский монастырь (14 км ЮЗ с. Гакугса)
Телефон: (81452) 5-11-87, 8-931-702-26-97, настоятель монастыря игумен Илия (Горбачев)
Подробнее…
Храмы Карелии
Основные храмы Карелии
Церковь Преображения Господня на острове Кижи
Автор, строитель и заказчик не известны. По легенде, церковь построил мастер Нестор в 1714 году на месте сгоревшей в 1693–1694 годах шатровой церкви. Время постройки подтверждено данными дендрохронологического анализа, выполненного финским специалистом П. Цеттенбергом.
За годы своего существования Преображенская церковь неоднократно подвергалась ремонту и реставрации. В 1759 году были поновлены «небеса» и выполнен новый тябловый иконостас, переделаны клиросы и солея. В 1818 году бревенчатые срубы снаружи были обшиты тёсом, а с 1822 года началась обивка глав церкви кровельным железом. Во время ремонта 1870 года наружные стены были обшиты «новыми пилёными досками», вся церковь окрашена масляной краской.
Адрес: Россия, Республика Карелия, Медвежьегорский район, о. Кижи, на территории Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи» (сектор «Русские Заонежья»)
Проезд: От Петрозаводска на теплоходе » Комета» на Великую Губу до пристани Кижи, от причала пешком на юг 1к
Успенская церковь (Кондопога)
Первое упоминание об Успенской церкви на этом историческом церковном месте относится к 1563 году. Нынешний деревянный храм — четвёртый, был построен в 1774 году — уже на закате деревянного зодчества. Принадлежит к местной прионежской школе шатрового зодчества, которой присущи характерные особенности: фронтонный пояс на восьмерике и расширение центрального столпа к верху.
По Декрету от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства» и инструкции 1920 года Наркомюста и отдела по делам музеев «по его применению», все церковное имущество «переходило в заведывание отдела по делам музеев, охраны памятников искусства и старины Наркомпроса».
В августе 1926 года церковь осмотрела Онежская экспедиция под руководством И. Э. Грабаря, в которой участвовали архитектор П. Д. Барановский, реставратор Г. О. Чириков, Н. Н. Померанцев и фотограф А. В. Лядов.
Церковь не перестраивалась, однако реставрировалась в 1927 году, в 1950-х годах и в 1999 году.
Адрес: Россия, республика Карелия, г. Кондопога
Подробнее…
Смоленский собор (Олонец)
Смоленский собор города Олонца освящен в 1830 году.
После революции собор оказался в полуразрушенном состоянии. Он потерял все свои высотные части — от колокольни до глав и служил кинотеатром, а с 1974 года — музеем. Вход в здание был сделан с востока, для этого в алтарной части прорубили дверь.
Первые обращения с просьбой возвратить собор были поданы в 1989 году. Возвратили храм верующим в марте 1992 года. Сейчас изучается и воссоздается его бывший архитектурный облик.
Расположен на небольшом островке Мариам, лежащем ниже места слияния рек Олонки и Мегреги.
Адрес: 186000, Республика Карелия, Олонецкий район, г. Олонец, ул. 30-летия Победы
Подробнее…
Где остановиться
Свято-Ильинская Водлозерская пустынь — имеется дом для паломников.
Адрес: Республика Карелия, Пудожский район (на территории Водлозерского национального парка)
Фото
Видео
Ссылки
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии
azbyka.ru
Валаамский архипелаг
Есть и другие загадки. Кажется необъяснимым, почему эти довольно суровые края (средняя температура в июле ― лишь +17 °С, а зима ветреная и холодная) издавна заселялись христианскими подвижниками. Говорят, еще в X веке, до крещения Руси, здесь уже существовал греческий монастырь. Летописи также упоминают о пребывании на Валааме одного из первых русских святых, Авраамия Ростовского. Нынешний, Спасо-Преображенский монастырь, согласно «Сказанию о Валаамовом монастыре», был основан в 1407 году, а к исходу XVI столетия в нем и вокруг него жило более 600 монахов, строивших здесь скиты, возделывавших землю и постепенно обживавших остров. Слава о Валааме как об обители «чистой и строгой» быстро распространилась по всей России. Сюда приходили принять монашеский обет из самых дальних городов, чтобы, пройдя на острове послушание, продолжать подвижничество уже в других местах. Так, например, именно в Валаамском скиту в начале XV века творил свою «безмолвную молитву» преподобный Савватий Соловецкий, основавший позднее знаменитый Соловецкий монастырь.
История архипелага
Климат Валаамского архипелага, смягчаемый окружающим его Ладожским озером, позволил братии выращивать в монастырских садах культуры, не типичные для Карелии. Полтора века назад на Валааме на открытом грунте вырастали вполне достойные арбузы.
Правда, постоянные нападения шведов (которые считали острова своей собственностью) не давали монахам покоя. Деревянный монастырь несколько раз сжигался, и на целые десятилетия Валаам пустел. Наконец по условиям Столбового мира 1617 года Валаамский архипелаг среди прочих земель отошел шведской короне, и из монахов на островах остались лишь немногие подвижники, хранившие православную веру в затерянных кельях и скитах. Только в начале XVIII века, когда Петр I начал борьбу за выход к Балтийскому морю, Валаам оказался под надежной защитой своего нового молодого соседа ― Петербурга. Еще воюя со шведами в 1715 году, Петр издал указ о восстановлении Валаамской обители, и в считанные годы на острове были заново построены деревянный Спасо-Преображенский собор, келейные корпуса и вспомогательные помещения. А в 1721-м Швеция наконец смирилась с поражением, и Валаам отошел к России. Казалось, что навсегда. Близость новой столицы скоро сделала Валаам популярным местом паломничества, в том числе и среди знати. На остров приезжали императоры и чиновники, поэты и художники. «Русский Афон», как иногда называли Валаам, делал всех их равными ― без чинов, званий и мирской славы.
Возможно, божественный промысел уберег Валаамский монастырь в первые, самые страшные для Церкви годы советской власти. С 1917 года Валаамский архипелаг оказался в составе Финляндии. Монастырь продолжал действовать здесь вплоть до начала советско-финской войны. Зимой 1940 года через остров прошла линия фронта, и церкви оказались на линии огня. Большинство монахов бежали в Финляндию, где позднее ими был основан Ново-Валаамский монастырь. А остров, после Второй мировой войны присоединенный к СССР, долго не слышал молитв и звона колоколов.
Его возрождение началось уже в нынешнюю эпоху, 13 декабря 1989 года, когда в день памяти апостола Андрея Первозванного на Валаам ступили шесть монахов. С каждым годом их становилось все больше. И сегодня Валаамский монастырь вновь переживает расцвет: заново отстроены храмы, скиты, монастырские здания, и тысячи паломников, как и в XIX веке, съезжаются сюда летом. Сам же остров манит не только своими святынями, но и девственной природой и незабываемыми пейзажами, вдохновлявшими художников от Куинджи до Рериха. Недаром он включен в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Остров Валаам
Монастырский комплекс на острове Валаам, где находится Спасо-Преображенский собор. Именно сюда, к причалу, привозят туристов теплоходы и «ракеты» из Приозерска и Сортавалы. По преданию, собор воздвигнут на месте, где в скальных недрах сокрыты нетленные мощи преподобных Сергия и Германа ― монахов, пришедших в начале XII века (по другой версии ― в конце XIV века) на Валаам с берегов Византии.
Часовни и скиты
Каждый скит Валаама имеет свою легенду и значение. К примеру, есть Гефсиманский скит, устройство которого завершило создание на Валааме «русского Иерусалима». Есть места, олицетворяющие горы Сион, Елеон, Фавор, реку Иордан, Мертвое море, Иосафатову долину, поток Кедрон, Гефсиманию. Впрочем, прогулка к скитам и часовням архипелага интересна не только для православных паломников. Почувствовать исцеляющую силу красоты валаамских пейзажей дано всем, вне зависимости от веры и конфессии. Правда, к некоторым памятникам можно попасть только с экскурсией или по благословлению настоятеля. Для тех, кто не привык к продолжительным пешим прогулкам, на острове в сезон действует маршрутное такси, а катера доставляют к дальним скитам по воде.
Военные укрепления
Финские военные укрепления, печально контрастирующие с картинами Русского Севера и монастырской жизни, напоминают о фразе Христа «Не мир, но меч принес Я вам». Больше всего таких сооружений, иногда неплохо сохранившихся, было построено на южной оконечности архипелага, особенно в районе островов Сухой (Оборонный) и Дивный.
Не только монастырь…
С 1989 года на Валааме действует отделение Общества Рериха. Николай Рерих со своей семьей провел в 1916 году на острове больше полугода, написал здесь множество картин и навсегда сохранил благоговейную память о Валааме. Вот, как вспоминал спустя много десятилетий об этих днях его сын, Святослав Рерих: «…Я живо помню один случай, когда я был четырнадцатилетним мальчиком. Это было памятное богослужение в подземном склепе двух русских Святых (речь идет о нижней церкви Преподобных Сергия и Германа ― основателей Валаамского монастыря), проводимое всеми отшельниками и анахоретами, которые вышли для этого из мест своего уединения. Здесь, в этом храме, вокруг гранитного саркофага стояли в торжественных одеяниях отрешившиеся от мира старцы. Их неподвижные, суровые и добрые лица были скрыты под покровом схимнических одеяний, и виднелись только серые-серые бороды. Худые пальцы держали длинные восковые свечи. Что может быть еще значительнее, чем состояние духа, когда находишься среди подвижников и можешь к их молитве присоединить свою? Я это вижу столь отчетливо, как много лет назад. Такие воспоминания не проходят, не тускнеют и вечно излучают свою Благодать».
Валаамский звон
Самый большой валаамский колокол, весом в 1000 пудов, был отлит при игумене Назарии, возглавившем монастырь в 1781 году. В честь покровителя монастыря он был назван «Андрей Первозванный». По рассказам, звон валаамских колоколов разлетался на 40 верст окрест. Последний раз голос «Андрея Первозванного» слышали в ночь с 4 на 5 февраля 1940 года, когда Красная армия начала бомбардировку монастыря, в ходе которой колокол, вероятно, был поврежден (впоследствии его переплавили). В 2005 году в Воронеже был отлит колокол весом 14 тонн. Его также нарекли «Андреем Первозванным» и разместили на колокольне Валаамской обители. Основной тон нового колокола ― «до». Первый обертон отстоит от него на большую терцию, второй ― на квинту, унтертон ― на октаву вниз.
Александр I
Визит «освободителя Европы» императора Александра I в монастырь на Валааме надолго запомнился как братии, так и светскому Петербургу. Распорядившись «не приготовлять ничего, ― церемонии не делать, а принять… как благочестивого путешественника», самодержец приплыл к монастырю в сопровождении лишь камердинера. К заутрене Александр явился, едва пономарь успел открыть ворота. С братией же вел себя исключительно скромно: «целуя у каждого руку, но никому своей не давая». А на вопрос одного из иноков, который по слабости зрения не мог понять, кто рядом с ним, император ответил: «Путешественник».
Барантида Дюма
Прокатиться по самому большому в Европе Ладожскому озеру в 1858 году довелось Александру Дюма. В своих записках об этом походе он вспоминает: «…все заволоклось таким туманом, что друг друга было не разглядеть. В гуще тумана гремел гром, и озеро забурлило, словно вода в котле; воды вздымались все выше, и не из-за буйства волн, а от какого-то подспудного клокотания». Загадочное явление, напугавшее французского романиста, для жителей Валаама и северной Ладоги уже давно стало привычным. Они называют его «барантида». О подобных звуках и внезапном «вскипании» вод озера свидетельствуют и старые монастырские книги, и обитатели архипелага. Как правило, грохот доносится с юго-западной стороны ― там, где глубина озера достигает более 200 метров. Сейсмологи объясняют феномен локальными подводными землетрясениями, однако до сих пор масштабных исследований «барантид» не проводилось.
Могила короля Магнуса
Достопримечательность, которую непременно показывают всем туристам, находится на Старом братском кладбище монастыря. Это камень с надписью: «Схимонах Григорий (шведский король Магнус). Похоронен в 1372 г.». Согласно легенде, шведский король Магнус, возжелав разорить обитель, отправился с дружиной к валаамским берегам, но попал в сильнейший шторм, единственный выжил и, уверовав в свое чудесное спасение, принял православие и был пострижен валаамскими монахами в схиму под именем Григорий.
Куда сбежала нечистая сила
Ближайший к Валааму город на материке ― Сортавала (расстояние ― чуть больше 40 километров). Зимой по льду озера до него легко добраться на машине. До 1918 года город именовали «Сердоболь». Одна из самых распространенных версий происхождения современного названия связана с Валаамом. «Сортавала» переводится как «власть черта». Якобы именно сюда с Валаамского архипелага бежала нечистая сила, изгнанная с островов монахами.
www.culture.ru