Какой собор был главным храмом древнего новгорода: Софийский собор

Собор Святой Софии Премудрости Божией

«Там, где Святая София, там и Новгород»

Так говорят на Руси уже тысячу лет. С тех самых пор, когда в XI веке был построен грандиозный собор Софии Премудрости Божьей. Храм был заложен Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром. Задумывался собор как центральный городской храм. По прошествии многих веков в храме Софии продолжаются богослужения, и каждый желающий может прикоснуться к этой древнейшей православной святыне.  Собор открыт ежедневно с 8 утра до 8 вечера. Богослужения проводятся в 10:00 и в 18:00. Собор служит и городским некрополем. В его южной галерее похоронены знаменитые граждане этого города. Епископы, князья и посадники.

Храм строился с 1045 по 1050 год и является самой древней из сохранившихся каменных построек Руси. Сами новгородцы во все времена относились к собору с величайшим благоговением. Например, они считали, что именно благодаря заступничеству Софии их город никогда не подвергался набегам татар. Известно, что 1238 году их отряды повернули назад, не дойдя совсем немного до города. Горожане увидели в этом Божье знамение. В 1391 году город был спасен от страшного мора. И снова новгородцы соотнесли это с заступничеством Святой Софии. Нужно заметить, что во время своей постройки храм был единственным каменным зданием в Новгороде. Строили его киевские и византийские мастера, без сомнения, очень талантливые, которые смогли передать в камне черты новгородского северного характера. Сдержанность, суровость, грандиозность помыслов, мощь.

Существует предание о том, как во время росписи купола, на котором должен был быть изображен Спаситель с простертой десницей, рука Иисуса Христа оказалась сжатой в кулак. Фреску переписывали несколько раз, пока художнику не приснился сон, в котором Христос говорил, что он специально сжал ладонь, чтобы держать там Новгород.

Собор имеет пять куполов. В XV веке центральный из них был покрыт позолотой, что придало храму еще более величественный вид. Одновременно с позолотой купола на кресте был укреплен свинцовый голубь, символизирующий Святой Дух. На Руси того времени была еще одна такая же постройка – Киевский храм, не сохранившийся до наших дней. От Киевского собора, Новгородский отличался меньшими размерами и более строгими формами.

Телепроект «Новгородинки» телеканала «Триада»: Экскурсия по Софийскому собору с Сергеем Горминым.

Время не пощадило внутреннее убранство собора. Но, все же, кое-что сохранилось. Например, в Мартирьвской паперти сохранились удивительные изображения Святых Константина и Елены. Изображения датируются XI веком. Необычность этой фрески заключается в том, что она была написана не по сырой штукатурке, как обычно, а по сухой. Такая необычная техника, примененная древним художником, придет изображению своеобразный «парящий» вид. Исследователи считают, что именно в такой технике были расписаны древние деревянные церкви Руси. К сожалению, время не сохранило ни одну из них.

Окончательное оформления внутреннего убранства Софийского собора было завершено в XII веке. По сохранившимся фрагментам мы можем видеть, что центральный барабан украшали фигуры пророков трехметровой высоты. Алтарная часть была декорирована мозаикой и фигурами святых. В южной галерее находилось изображение Деисуса, то есть канонические иконы с изображением Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя.

От алтаря XI века сохранились две иконы:

  • «Спас на престоле»
  • «Апостолы Петр и Павел»

Новый иконостас, более высокий, был установлен в Софийском соборе гораздо позже, в XIV-XVI веках.

Магдебургские врата

Сегодня посетители могут войти в собор через северные двери. Главными же считаются западные ворота, и они открываются во время торжественных богослужений. Ворота эти тоже необычны. Они попали в Новгород как военный трофей из Швеции в XII веке. Изготовлены ворота были в Германии, в городе Магдебурге. В XV веке ворота были реконструированы русским мастером Авраамом, чье изображение сегодня можно увидеть на воротах рядом с изображением немецких литейных дел мастеров Вейсмута и Риквина.

Одна из знаменательных икон, написанная в 1170 году, считается чудотворной. Икона эта и сегодня хранится в Софийском соборе. Речь идет об иконе Божьей Матери «Знамение», которая защитила город от нашествия Суздальцев. Событие это сыграло такую большую роль в жизни города, что по сей  день празднуется как почитаемый церковный праздник. Событие это легло в основу сюжета другой известной иконы, которая так и называется «Битва новгородцев с суздальцами». 

На Магдебургских вратах собора 
в бронзе изображены библейские 
и евангельские сцены (48 сюжетов).

Софийский собор является действующим храмом, открыт с 8 до 20 часов. Службы проводятся в 10 и 18 часов.

На стенах Софийского собора сохранились не только фрагменты фресковых росписей XII века, но и древние граффити. Древние граффити – так называют надписи на стенах русских средневековых зданий, нацарапанные «писалом» – инструментом для письма на бересте, – весьма распространенное явление на Руси до XV века (впоследствии  бересту сменяет бумага — писалом больше не пользуются – граффити не появляются), несмотря на то, что еще в X веке князь Киевской Руси Владимир Креститель указом запретил вырезать надписи на стенах храмов. Именно Новгород, архитектура которого не была разрушена набегами татар, в наибольшем объеме донес до нас эти надписи. Кроме Софийского собора, их можно встретить в церкви Спаса на Нередице, церкви Федора Стратилата на Ручью и  др. храмах Новгорода. Как и берестяные грамоты, новгородские граффити донесли до нас живые голоса жителей средневекового Новгорода. Но в отличие от берестяных грамот, привязанных к конкретной жизненной ситуации, большинство граффити обращено к Богу или святым, выражает мысли и чувства их писавшего («царапавшего»). Некоторые отрывки содержат отголоски язычества, или просто представляют собой надписи бытового характера.

Программа Новгородского областного телевидения: «По святым местам Новгородской земли. Софийский собор»

Граффити

Археологи, которые исследовали когда-то место гибели древнеримского города Помпеи, смогли извлечь много информации из надписей на стенах домов, которые делали простые люди. То же самое произошло в Новгороде. Именно на стенах Софийского собора сохранились так называемые граффити – надписи, сделанные при помощи «писала» — приспособления для письма не бересте. 

Читать далее

На бересте писали на Руси вплоть до XV века. И до этого времени можно прочесть многочисленные надписи. Любопытно будет узнать, что еще в X веке киевский князь Владимир запретил специальным указом царапать надписи на стенах храмов. Но видимо народ не слишком-то спешил слушаться княжеских указов, поэтому в Новгороде, который не был разрушен татарами, на стенах древнейшего русского каменного здания можно прочесть обращения простых людей. Обилие надписей свидетельствует о том, что большинство новгородцев были грамотны. Надписи носят характер обращения к христианскому Богу, но попадаются и такие, которые несут на себе отголосок языческих верований. Впрочем, попадаются и надписи чисто бытовой направленности.

Именно благодаря граффити нам известны имена некоторых мастеров, которые работали когда-то при постройке и украшении этого шедевра древнерусского зодчества. Это Георгий, Стефан и Сежир.

Живопись XI века

Известно, что после постройки храм был расписан лишь частично, отдельными фрагментами. Настоящие работы по росписи собора начались только в 1108 году. Эти работы частично скрыли более ранние фрески, но они были обнаружены во время реставрации собора, которая проводилась в конце XIX века. Именно тогда и были обнаружены изображения императора Константина и императрицы Елена. Фигуры стоят по обе стороны огромного креста.

Читать далее

По всей видимости, жители Новгорода проводили параллели, между византийскими владыками и местными князьями. Так, глядя на Константина и Елену горожане вполне могли видеть своего князя Владимира Киевского, крестившего Русь и княгиню Ольгу. Также навевалась ассоциация с князем Владимиром Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого и княгиней Анной. Именно эти люди принимали непосредственное участие в строительстве Софийского собора. И по сей день отмечают дни памяти этих исторических личностей, сыгравших такую большую роль в судьбе города.

Чудотворные иконы Софийского собора

В Софийском соборе сегодня имеется два иконостаса. Это главный, Успенский и Рождественский. Перед Успенским иконостасом можно увидеть чудотворную икону «Божья Матерь Знамение».

На Рождественском иконостасе можно видеть сразу две иконы, которые считаются чудодейственными:

  • «Тихвинская Богоматерь»
  • «Спас на престоле»

Подробнее об иконах

Богоматерь Тихвинская наиболее почитаемая икона. Она является точной копией с другой такой же иконы. Считается, что такая копия, «список», полностью перенимает все свойства оригинала. Считается, что эта икона написана в конце XV или начале XVI века.

Икона, называемая «Спас на престоле» была написана в XVI веке. Икона была написана поверх более древнего изображения, которое тоже сохранилось и которое можно посмотреть через специально сделанные небольшие окошечки.

Статья написана на основе книги «Где святая София, там и Новгород», СПб, 1997 г. 

Что объединяет храмы в Великом Новгороде, Киеве и Полоцке

В первой половине ХI века, лишь несколько десятилетий спустя после принятия христианства князем Владимиром, были заложены в камне три древнерусские Софии — Киевская (до 1037 г.), Новгородская (до 1050 г.) и Полоцкая, построенная между 1044-1066 гг. князем Всеславом Брячиславичем (Чародеем).Очень похожие и такие разные.

Горел и возрождался из руин

Три Софии резко выделялись на фоне окружавшей их архитектуры, заставляя современников замирать в изумлении: христианские ценности входили в сознание наглядно и зримо. Удивительные храмы ориентировались на сияющий образец из Царьграда, но каждый из соборов получился своеобразным и неповторимым. И дело не только в куполах, которых у Софии Киевской изначально было тринадцать, у Полоцкой — семь и пять — у Новгородской. По авторитетному заключению специалиста, «новгородский собор во многом повторяет киевский прототип. И все же это совершенно самостоятельное сооружение. В нем живет дух молодой, здоровой культуры и таится дух вечности, идущий из самых недр новгородской почвы. В соединении жадно воспринимаемого нового и стоящего вне времени древнего опыта заключена художественная убедительность памятника»1.


Роль Полоцка

Строителями всех трех храмов были потомки крестителя Руси Владимира Святославича от полоцкой княжны Рогнеды — неутомимый герой «Слова о полку Игореве» Всеслав приходился Владимиру правнуком. Но не только поэтому Полоцк стал местом дислокации одной из «трех Софий». Город на Западной Двине был одним из древнейших очагов христианизации на территории Восточной Европы. Первый полоцкий храм — церковь Св. Богородицы — упоминается в Тверской летописи еще под 1001 годом. Мастера, построившие Софию при Всеславе, заложили основы для расцвета яркой полоцкой архитектурной школы Хїї столетия.

Знаменитый храм много раз вынужденно, из-за войн и пожаров, менял свой облик. Наиболее сильный огонь бушевал в 1607 году, а через тринадцать лет полоцкая София была перестроена по воле униатского архиепископа Иосафата Кунцевича в католическом стиле (пять куполов были сняты, а вместо них в западной части возведены две башни).

В 1643 г. собор вновь выгорел и был отстроен. В мае 1710 г., во время Северной войны, был взорван как униатский. В 1750-1752 гг. на руинах старого собора была возведена церковь в пышном стиле «виленского барокко» (архитектор Ян Криштоф Глаубиц)…


Артельный знак качества

Неоднозначная личность князя Всеслава Брячиславича вдохновила в 1916 году первого в русской литературе нобелевского лауреата Ивана Бунина на проникновенное стихотворение «Князь Всеслав»:

Князь Всеслав в железы был закован,В яму брошен братскою рукой:Князю был жестокий уготованЖребий, по жестокости людской. Русь, его призвав к великой чести,В Киев из темницы извела.Да не в час он сел на княжьем месте:Лишь копьем дотронулся Стола.Что ж теперь, дорогами глухими,Воровскими в Полоцк убежав,Что теперь, вдали от мира, в схиме,Вспоминает темный князь Всеслав?

В условиях затяжного политического противостояния Полоцка и Новгорода соблазнительно было бы предположить (что и делают многие историки архитектуры) «зависимость» намерений Всеслава от амбиций киевских и новгородских правителей: мол, при наличии соборов в Киеве и Новгороде Всеслав решился на возведение «производной» от них Полоцкой Софии.

Но археологические раскопки последних десятилетий позволяют уверенно заключить, что на момент возведения Софийского собора Полоцк стал одним из крупнейших городов на пространстве Восточной Европы. К Хї в. площадь Полоцка составляла не менее 200 гектаров — то есть больше, чем в тогдашних Киеве (около 120 га) и Новгороде (60 га)2. Город имел развитую топографическую структуру с детинцем, окольным городом, двумя крупнейшими посадами, сетью предместий.

И сегодня становится очевидным, что ни по своим размерам, ни по сложности архитектурной композиции она не только не уступает Киевской и Новгородской, но и во многом предопределяет и развивает ряд оригинальных строительных технологий своего времени3. В архитектурном плане храм на Двине существенно отличается от своих предшественников. Это мнение разделял и известный российский историк Л.В. Алексеев: на его взгляд, полоцкий собор строила отдельная от киевской и новгородской артель мастеров. Доказательством тому «базиликальность» плана, которая стала доминирующей чертой в памятниках полоцкой школы зодчества Хїї в.: удлиненные пропорции, «высотность» церкви, сильно выступающая алтарная часть и проч.4


Колокола князя Всеслава

Известный белорусский историк Игорь Марзалюк резонно полагает, что Всеслав, возведя Софию на берегах Двины, выразил таким образом свое право на значимую (наряду с Киевом и Новгородом) роль Полоцка в системе государственного устройства Древней Руси5.

Вовсе не случайно бунинский Всеслав слышит колокольный звон сразу двух Софий — выстроенной им самим и далекой, днепровской:

Только звон твой утренний, София,Только голос Киева! — ДолгаНочь зимою в Полоцке… ДругиеИзбы в нем, и церкви, и снега…Далеко до света,- чуть сереютМерзлые окошечки… Но вотСлышит князь: опять зовут и млеютЗвоны как бы ангельских высот!В Полоцке звонят, а он иноеСлышит в тонкой грезе… Что годаГорестей, изгнанья! НеземноеСердцем он запомнил навсегда.

Новейшие данные археологических раскопок способны разрешить летописные противоречия версий личности князя Всеслава Чародея и воссоздать наиболее объективную картину христианизации Полоцкой земли. Новые источники подтверждают, что строительством Софийского собора Всеслав преследовал главную цель — укрепление своей княжеской власти и Полоцка как важного геополитического центра, по возможности равноправного Киеву и Новгороду.


PS

Юрий Визбор в известной песне точно подметил — Полоцк «со своих глядит на мир колоколен». Глядит уже без малого тысячу лет. Единое историческое пространство восточных славян не прервется, пока стоят на берегах Днепра, Волхова и Западной Двины три величественные Софии.

ВОПРОС ПО СУЩЕСТВУ

Почему соборы носят имя Святой Софии?

Мученица София — одна из самых почитаемых христианских святых. По одной из версий ее жития, во II в. в правление римского императора Адриана в Медиолане (совр. Милане) благочестивая вдова София воспитала в почтении к христианской вере трех дочерей — Веру, Надежду и Любовь. За то, что они открыто исповедовали учение Христа, римские власти на глазах у матери предали их пыткам, а затем мучительной казни. София погребла тела дочерей и скончалась на третий день.

Почитание мучениц широко распространилось в христианской церкви. Если имена дочерей в болгарских, а затем и древнерусских текстах были переведены на славянский язык, то София осталась в греческом варианте, хотя известно и написание ее имени как Премудрость.

Именно Премудрости Божией и посвящен культ св. Софии, который уже в VI столетии был ознаменован сооружением в ее честь величественного собора в Константинополе. Десять веков, вплоть до постройки храма Св. Петра в Риме, он был самым большим храмом христианского мира.

ВЗГЛЯД ИЗ ДРУГОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

«Со своих глядит на мир колоколен…»

«Товарищ генерал, вот добровольцы -Двадцать два гвардейца и их командирПостроены по вашему…» —                          «Отставить, вольно!Значит, вы, ребята, пойдете впереди.Все сдали документы и сдали медали.К бою готовы, можно сказать…Видали укрепленья?» — «В бинокль видали». -«Без моста, ребята, нам город не взять».Этот город называется Полоцк,Он войною на две части расколот,Он расколот на две части рекою,Полной тихого лесного покоя.Словно старец, он велик и спокоен,Со своих на мир глядит колоколен,К лесу узкие поля убегают -Белорусская земля дорогая.»Задача такова: в город ворваться,Мост захватить и от взрыва спасти.Моста не отдавать, держаться, держатьсяДо подхода наших танковых сил. А мы-то поспешим, мы выйдем на взгорье,Прикроем артиллерией смелый десант.Как ваша фамилия?» —                       «Лейтенант Григорьев!» -«Успеха вам, товарищ старший лейтенант!»Беги вперед, беги, стальная пехота -Двадцать два гвардейца и их командир.Драконовским огнем ревут пулеметы,Охрана в укрепленьях предмостных сидит.Да нет, она бежит! В рассветном туманеГрохочут по настилу ее сапоги,И мост теперь уж наш! Гвардейцы, вниманье:С двух сторон враги, с двух сторон враги!Четырнадцать атак лавой тугоюБились об этот малый десант.Спасибо вам за все, товарищ Григорьев -Командир десанта, старший лейтенант.Вот берег и река, грохотом полны,И мост под танками тихо дрожит…Товарищ генерал, приказ ваш исполнен,Да некому об этом вам доложить.Этот город называется Полоцк,Он войною на две части расколот,Он расколот на две части рекою,Полной тихого лесного покоя.Словно старец, он велик и спокоен,Со своих на мир глядит колоколен,К лесу узкие поля убегают -Белорусская земля дорогая.

Юрий Визбор

1973


1. Гордиенко Э. Свет новгородской Софии // Родина. 2007. N 6. С. 40.2. Дук Д. Полоцку — 1150: истоки государственности на белорусских землях // Родина. 2012. N 9. С. 67.3. Габрусь Т.В. Полоцкий Софийский собор и полоцкая школа зодчества Хїї в. // Полоцк и Полоцкое княжество (земля) в їХ-Хїїї вв., летопись древних слоёв, Полоцк и его округа в XIV-XVIII вв., ремесло, денежное обращение и торговые связи Полоцка в Средневековье (по данным археологии, нумизматики и письменных источников), культура и просвещение в средневековом Полоцке. Минск, 2012. С. 421; Иоаннисян О.М. От Десятинной церкви до Софии Полоцкой (о становлении древнерусского зодчества) // ГЄсторыя Є археалогЄя Полацка Є Полацкай зямлЄ: матэрыялы VI МЄжнароднай навуковай канферэнцыЄ (1-3 лЄстапада 2012 г.). Ч. 1. Полацк, 2013. С. 120-144.4. Алексеев Л.В. Западные земли домонгольской Руси: очерки истории, археологии, культуры. Кн. 2. М., 2006. С. 76.5. Марзалюк ї. ГЄстарычная самаЄдэнтыфЄкацыя насельнЄцтва БеларусЄ Хї-ХVII стст. // ГЄстарычны альманах. Т. 5. Гародня, 2001. С. 5-6.

Собор Святой Софии Премудрости Божией

Где София Святая, там и Новгород.

Так говорят на Руси уже 1000 лет, с тех пор, как был построен собор Софии Премудрости Божией в 11 веке . Собор был основан Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром . Собор должен был стать главным храмом города. Даже по прошествии многих веков в Софийском соборе продолжают совершаться богослужения, и все желающие могут увидеть древнюю православную святыню. Собор открыт каждый день с 8 утра до 8 вечера. Богослужения совершаются в 10:00 и 18:00. В то же время собор является городом некрополем . В его южной галерее были захоронены самые известные горожане города, епископы, князья, посадники.

Подробнее об истории Собора

Собор строился с 1045 по 1050 год и таким образом является древнейшим каменным зданием России . Новгородцы всегда поклонялись храму. Например, они считали, что только благодаря покровительству святой Софии их город никогда не подвергался вторжению татар . Известно, что их войска повернули назад, не дойдя до города. Горожане считали это знамением Бога. В 1391 году город был спасен от страшной чумы. И снова новгородцы связывали это с покровительством святой Софии. Стоит отметить, что к концу строительства храм был единственным каменным зданием в Великом Новгороде. Собор строился талантливыми киевскими и византийскими мастерами, и им удалось отразить общие черты новгородского северного характера: скромность, суровость, грандиозность, мощь.

Легенда гласит, что при росписи купола, где должен был быть изображен Христос с раскинутой правой рукой, рука Иисуса сжалась в кулак . Фреска несколько раз перерисовывалась, пока художнику не приснился сон, в котором Иисус Христос сказал ему, что он нарочно сжал кулак, чтобы удержать там Новгород.

Собор имеет 5 куполов. Центральный купол был позолочен в году года 15 века, что сделало храм еще более величественным. Вместе с позолотой к кресту прикрепляли свинцового голубя, символизирующего Святого Духа. На Руси тех времен было еще одно сооружение такого же типа – Киевский храм, не сохранившийся до наших дней. Новгородский собор отличался от киевского меньшими размерами и строгостью форм.

Время не пощадило интерьер собора. Однако кое-что сохранилось. Например, в Мартирьевской паперти сохранились удивительные изображения Святых Константина и Елены . Уникальность этой фрески в том, что она выполнена не по сырой известковой штукатурке, а по сухой. Эта уникальная техника,  использованная древним художником, придает этой фреске особый, « летающий » вид. Исследователи считают, что этот прием применялся в древних деревянных церквях на Руси. К сожалению, ни один из них не пережил время.0005

Оформление интерьеров Софийского собора было завершено в XII веке. По сохранившимся фрагментам видно, что центральный барабан был украшен трехметровыми фигурами пророков . Алтарь был украшен мозаикой и фигурами святых. Там было изображение Деисуса, иначе говоря, канонические изображения Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и Иоанна Крестителя.

Из алтаря XI века сохранились только 2 иконы :

  • Savior Entroned
  • Апостолов Питер и Пол
Бронзовые магдебургские ворота
ЭВС.

Новый иконостас, намного выше, был поставлен в Софийском соборе намного позже, в 14-16 веках .

Магдебургские ворота

В настоящее время посетители могут войти в собор через северные ворота. Однако главными считаются западные ворота. Их открывают во время торжественных служб. Эти ворота необычны. В Новгород они попали как военных трофея из Швеции в 12 веке. Ворота изготовлены в Германии, в г. Магдебург г. В XV веке ворота были реконструированы русским мастером Авраамом, рисунок которого можно увидеть на воротах вместе с немецкими мастерами Вейсмутом и Риквином.

Икона «Богоматерь Знамение»

Одна из самых значительных икон, изготовленная в 1170 , считается чудотворной. Эта икона до сих пор хранится в Софийском соборе. Речь идет о иконе Божией Матери «Знамение », которая, по преданию, спасла Новгород от суздальских воинов. Это событие сыграло настолько большую роль в истории города, что и сейчас отмечается как религиозный праздник. Кроме того, это событие стало основой для другой известной иконы «Битва новгородцев с суздальцами».

Граффити

Археологи, когда-то исследовавшие Помпеи , могли получить много информации из надписей на стенах домов, которые писали обычные люди. Такая же ситуация в Новгороде. На стенах Софийского собора сохранились так называемые граффити – надписи, сделанные « писало », орудием для письма на бересте. На бересте писали до 15 века. И к тому времени было создано много надписей. Известно, что Владимир Великий запретил любые надписи на стенах храмов в 10 веке. Однако народ не выполнял приказа князя, поэтому в Новгороде, не затронутом татарами, можно прочитать надписи, сделанные простыми людьми на стенах одного из древнейших каменных зданий Руси. Большое количество надписей свидетельствует о том, что многие новгородцы были грамотны. Надписи в основном обращены к Богу, но есть и такие, которые содержат признаки язычества. По общему признанию, некоторые надписи имеют чисто общие цели.

Благодаря граффити нам известны имена некоторых мастеров, принимавших участие в строительстве и декорировании этого шедевра русской архитектуры. Это Георгий, Стефан и Сежир.

Помимо Софийского собора, эти надписи можно увидеть на храмах Спаса Преображения на горе Нередица, храмах Феодора Стратилата на Ручье и других храмах Новгорода.

Роспись XI века

Известно, что после постройки собор был расписан лишь частично. Основные работы по росписи были начаты только в 1108 году. Эти работы частично перекрыли более ранние фрески, но были обнаружены при реставрации собора в конце 19 века.век. Именно тогда были обнаружены изображения императора Константина и императрицы Елены. Фигуры стоят по обе стороны от большого креста.

Судя по всему, новгородцы проводили параллели между византийскими и местными воеводами . Так что, глядя на Константина и Елену, они могли предположить, что это их собственный князь Владимир Великий, христианизировавший Русь, и святая Ольга. Или они могли вообразить, что видели князя Владимира Ярославича, сына Ярослава Мудрого, и княжну Анну Киевскую. Эти люди принимали непосредственное участие в строительстве Софийского собора. А дни рождения тех, кто сыграл значительную роль в истории города, отмечают и по сей день.

Чудотворные иконы собора

В настоящее время в Софийском соборе два иконостаса: главный, Успенский , и второй, Рождественский . Перед Успенским иконостасом находится чудотворная икона Божией Матери «Знамение».

Среди всех икон Рождественского иконостаса есть две иконы, которые считаются чудотворными. Это:

  • Пресвятой Богородицы Тихвинской
  • Спас на престоле

Богородица Тихвинская — одна из самых почитаемых икон. Это точная копия другого значка того же типа. Считается, что эта копия обладает всеми характеристиками оригинала. Считается, что эта икона написана в конце 15 или начале 16 века.

Икона под названием Спас на престоле написана в XVI веке. Она написана поверх старой картины, которая также сохранилась и видна через специальные окна.

Статья написана по материалам книги «Где Святая София, там и Новгород», Санкт-Петербург, 1997.

Великий Новгород — подробное описание и фотографии. Карта мест, туристические маршруты

Северо-Запад, Россия, Европа

Великий Новгород основан в 859 году, поэтому его можно считать древнейшим русским городом. Другая дата, 862 год, не менее значима. В этом году варяжский князь Рюрик со своими людьми пришел в земли Руси, женился на дочери новгородского старейшины и возглавил новгородские земли. Этот год считается датой основания первой русской династии и российской государственности. Это важное событие произошло и в Великом Новгороде.

Сохранилось множество древних памятников архитектуры как в пределах Кремля, так и за его стенами, в том числе Софийский собор – древнейший каменный храм на территории современной России, построенный в 1045-1050 гг.

Новгород был ключевым городом на северном участке знаменитого торгового пути из Византии в Скандинавию, так называемого «пути из варяг в греки». Благодаря разумному управлению город быстро разбогател. Несмотря на присутствие князей, большинство государственных вопросов обсуждалось на народном собрании (вече), которое было прообразом сегодняшнего парламента. Это было первое демократическое учреждение в России, а в период 1136-1478 годов единственной властью было вече.

Вид на Софийский собор с колокольни Новгородского Кремля

Памятник Тысячелетию России установлен в 1862 году в Новгородском Кремле

Новгородский Кремль. Новгородский Кремль – самое интересное место в городе. Расположен в центре города на реке Волхов. Первые упоминания о Кремле относятся к XI веку. Внутри Кремля находится старейший храм (Киевской) Руси – Софийский собор с звонницей, а также монумент «Тысячелетие России».

Ты должен пройтись по стенам. Все участки стен и башни Кремля прекрасно сохранились. Они достигают в длину 1,3 километра, поэтому их легко можно обойти за час, любуясь видами на Кремль и реку Волхов. Каждая башня имеет свое название, например, Дворцовая, Спасская, Княжая и т. д. Самые известные башни — Кокуйская и Столичная, к которым примыкает Часовая башня.

В 1862 году в центре Кремля в присутствии Александра II был открыт памятник «Тысячелетие России». Он был возведен здесь через тысячу лет после 862 года, когда при князе Рюрике образовалось Русское государство.

В 1045 году по образцу Софийского собора в Киеве Ярославом Мудрым был заложен Собор Святой Софии, Премудрости Божией, или просто Софийский собор, древнейший каменный храм на Руси. . Храмы Северной Руси отличались от тех, что строились в южных землях. Северные храмы низкие, с толстыми стенами и узкими окнами. Это связано с суровым северным климатом. Однако, несмотря на это, древние зодчие создали монументальный храм, достигающий высоты 38 метров.

Фасад храма украшают бронзовые ворота работы немецких мастеров, установленные здесь в 1187 году. Они назывались Магдебургскими воротами. В 12 веке все внутренние стены собора были покрыты фресками, от которых до наших дней сохранилась лишь небольшая часть. Пятиярусный иконостас с более чем 70 иконами — один из старейших и красивейших в России.

Свято-Николаевский собор (1113 г.) — главный храм Ярославова подворья (Дворище).

Фреска Спаса в Спасо-Преображенской церкви – выдающийся шедевр монументальной живописи Феофана Грека

Юрьев монастырь – древнейший монастырь России. Основан Ярославом Мудрым в 1030 году.

На другом берегу реки Волхов, напротив Кремля, можно увидеть не менее интересные места – Ярославово Дворище (Двор) и Древний Торг (Рынок). Именно здесь заключались торговые сделки и проводились народные собрания (вече) в 11 веке. Сегодня на этой небольшой территории находится 8 старинных церквей и соборов. Главным памятником архитектуры Торга является Никольский (Никольский) собор, построенный князем Мстиславом в 1113 году. Остальные храмы, такие как церковь Параскевы Пятницы, церковь Жен-мироносиц, церковь св. Прокопия, Успенская церковь на Рынке, церковь Святого Георгия на Рынке, церковь Иоанна Предтечи на Опоках, относятся к 12-13 векам.

После того, как вы осмотрели центральные достопримечательности как внутри, так и снаружи Кремля, вы можете начать экскурсию по церквям и монастырям, расположенным за пределами Великого Новгорода. Также было бы очень интересно посетить Музей деревянного зодчества «Витославичи». Это один из самых больших и, наверное, самый интересный музей, где можно увидеть деревянные церкви и дома, привезенные сюда из разных деревень.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *