Кафедральный собор святой софии в киеве: Софийский собор в Киеве: история, описание, фото

Софийский собор в Киеве: история, описание, фото

Адрес: Украина, г. Киев
Дата основания, начало строительства: 1011 — 1037 год
Координаты: 50°27’10.4″N 30°30’51.3″E

Содержание:  

История возникновения и существования собора

Архитектурные особенности собора

Киевский Софийский собор на карте

 

Собор Святой Софии расположен в самом центре города. Этот храм считался главным храмом Киевской Руси, был её культурным, политическим и религиозным центром.

Именно здесь проходил процесс посвящения в митрополиты, процесс восхождения на княжеский престол, принимались послы и проходили церковные соборы.

Вид на соборную колокольню

История возникновения и существования Киевского Софийского собора

История возникновения этого собора запутана и неоднозначна. Дата строительства храма до сих пор не определена. Существует два различных мнения. В соответствии с первой версией строительство Софийского собора проводилось в период правления Владимира I Святославича, по второй – строительство началось при правлении его сына Ярослава Мудрого. Исторические данные свидетельствуют о том, что в Киевском Софийском соборе была основана Ярославом первая на Руси библиотека.

Согласно «Новгородской первой летописи», постройка Софийского собора была начата в 1017 году Ярославом Мудрым, однако, в «Повести временных лет» рассказывается о том, как Ярослав начал строительство церкви в 1037 году. В любом случае, достоверен факт, что в 1051 в нем побывал первый киевский митрополит, хиротонисан Илларион.

Вид на Софийский собор с колокольни

На протяжении всего периода существования, Софийский собор неоднократно разрушался, подвергался нападениям и разграблениям. В XI-XIII веках собор разоряли половцы и печенеги. В 1180 году, в результате пожара храм сильно пострадал. Однако наиболее серьёзные разрушения собору нанесли татаро-монголы, которыми руководил хан Батыя, в процессе захвата Киева в 1240 году. Тогда татаро-монголы разграбили Софийский собор. В 1497 году собор снова грабят теперь крымские татары. Только, начиная с XVII века, собор начинает возрождаться, а в 1688 году большой вклад в восстановление собора делает гетман Иван Мазепа. В XX-м веке древнему храмовому комплексу снова грозит опасность. Советская власть принимает решение уничтожить Софийский собор, однако вмешательство Франции, королева которой Анна (супруга Генриха I) была дочерью князя Ярослава Мудрого, предотвратило уничтожение реликвии.

Главный вход в собор

После спасения храма, был создан Софийский музей-заповедник, и начались исследовательские и реставрационные работы. Сегодня длина Софийского собора без галерей составляет около тридцати метров, ширина — 29,3 метра, величина подкупольного квадрата — семь с половиной метров, высота до вершины главного купола равна 29 метрам.

Архитектурные особенности собора

Специалисты считают, что в строительстве собора участвовало не менее 40 мастеров и около ста помощников. Длительность стройки около трёх лет, и еще несколько лет заняла отделка и роспись внутренних стен храма. Предполагается, что в строительстве храма участвовали, прибывшие из Константинополя греки. Об этом свидетельствуют технические приемы, а также особенности архитектуры собора, а именно традиции византийского зодчества воплощённые в архитектурной реализации двух лестничных башен, которые вели на хоры и кровлю храма.

Вид собора с юго-востока

Хоры являлись местом, где располагался князь со своей семьёй и приближёнными особами во время богослужений. Кроме того, здесь князь встречался с послами, решал вопросы государственной важности.

Внутри стены храма украшены мозаикой и росписями, которые выполнили византийские живописцы. Мозаичная палитра Софийского собора очень богата и разнообразна, существует более 170 оттенков. Обнаружены также граффити, около 300, нацарапанные надписи, повествующие о политических деятелях и событиях. С самого начала в соборе было около 650 кв.м. мозаики, теперь можно увидеть около 260 кв.м. поверхности отделанной мозаикой и три тысячи кв. м. фресок. Среди самых известных мозаик храма – Богоматерь — Оранта и Христос – Пантократор (купольная мозаика).

Вид собора от трапезной

Железные плиты пола собора изображают мусульманский символ — полумесяц. Мозаичные элементы сохранились лучше фресок. В XVIII веке стены собора были оштукатурены, побелены, и была нанесена масляная роспись, однако, в следующем веке древние фрески опять раскрыли, и штукатурка была наложена и добавлена роспись только в местах, где фрески повреждены. Софийский собор являлся также местом захоронения киевских князей. Здесь находились останки Ярослава Мудрого, его сына Ярослава Мудрого Всеволода, и сыновей Всеволода: Всеволода Ростислава Всеволодовича и Владимира Мономаха. В прошлом в этом храме находилось около 100 захоронений.

Вид на северо-восточный фасад собора

Сегодня в храме имеются захоронения Ярослава Мудрого и его супруги, все другие захоронения были утрачены. Самыми главными ценными предметами и святынями храма был царственный венец — «Шапка Мономаха», который подарил Владимиру Мономаху византийский император, а так же было распятие, привезённое царицей Ольгой из Константинополя. В храме хранились челюсть крестителя Руси князя Владимира, кисти руки святой великомученицы Варвары. Таким образом, сегодня собор Святой Софии, являясь Всемирным наследием ЮНЕСКО, не может быть передан какой бы то ни было религиозной организации, и в нём нельзя проводить богослужения. Это государственный музей-заповедник, украинский памятник архитектуры.

Рейтинг достопримечательности

← Украина

СОФИЙСКИЙ СОБОР

Европа →

Софийский собор на карте

Города Европы на Putidorogi-nn.ru:

Замосць

Милан

Рим

Флоренция

Амальфи

Ассизи

Альберобелло

Барселона

Жирона

Берлин

Мюнхен

Париж

Афины

Лондон

Будапешт

Ватикан

Венеция

Таллин

Обидуш

Прага

➤ Софийский собор и монастырь Памятки • Интересные места • Что посмотреть в Софийский собор и монастырь?

Киевский собор Святой Софии — величайшее архитектурное сооружение Украины. Кто скажет, что это не так — пусть первым бросит в меня камень. Отражать камни я готов (особенно, учитывая то, что это здание я считаю одним из величайших не только в Украине, но и в Мире).

Софийский собор — это архитектурная сказка (особенно если взглянуть на него с монастырской колокольни). Это фантастика, если учесть почти тысячелетний возраст постройки, на то, что в стенах собора похоронен величайший русский князь и много его потомков, на то, что собор не выглядит ворчуном и что он является эталоном настоящей УКРАИНСКОЙ архитектуры (даже учитывая то, что строили его гастарбайтеры из Византии).

София Киевская — архитектурная душа Украины, ведь это архитектурная душа ее столицы — Киева. Это здание, которым не стыдно хвастаться и которое можно показывать на зависть иностранцам: «Видите, что у нас есть» (а те удивленно будут пытаться посчитать купола собора, и ничего у них не получится). Этим сооружением можно кичиться даже перед россиянами: «У вас газ? Так посмотрите, что у нас — то из чего лепили все ваше». Хотя и русские, и белорусы считают Софию немного и своим храмом, ведь Киев — «мать городов русских».

Софієвський собор

История

Софийский собор — древнейший русский храм, среди тех, которые сохранились. Старше его была только Десятинная церковь. Но то здание разрушили монголо-татары. Долгое время считалось, что Софию построил Ярослав Мудрый в 1037 году. Соответственно древнейшим памятником княжеских времен был черниговский Спасо-Преображенский собор (1033-1034 гг.). О том, что Софию Ярослав построил в 1037 году, сказал Нестор в своей «Повести временных лет». Но он указал, что в тот же год князь построил и Золотые ворота, и Благовещенскую церковь над ними, и еще два крупных монастыря. Строительство целого комплекса крупных сооружений за один год даже в современных условиях представляется маловероятным, а что можно сказать о строительных технологиях и возможностях тысячелетней давности. Поэтому исследователи давно ставили под сомнение дату строительства Софии, говоря о том, что Нестор лишь подытожил строительную деятельность Ярослава в 1037 году.

Новгородская летопись датирует строительство Софии 1017 годом. Но в этом документе немало дат подвергается сомнению историков. Несмотря на 20 летнюю разницу в датах двух значительных письменных источников ученые решили — в 1017 году Софию заложили, а в 1037-м — закончили строительство. Но на этом исследования не закончились. Было найдена в немецкой «Хронике» Титмара Мерзебургского запись о существовании Софийского собора в 1017-1018 гг., в частности о пожаре в этом соборе. Детальное изучение «Слова о Законе и Благодати», написанного митрополитом Илларионом, позволило сказать, что в 1022 году Софийский собор не только существовал, но и уже был очень известным. Кроме того, Илларион отметил, что строительство Софии начал князь Владимир Великий, а завершил его сын Ярослав. Поскольку Владимир умер в 1015 году, то возникло предположение, что Софию заложили еще раньше. Это предположение подтвердили и исследования граффити (настенных надписей) собора, проведенные в последнее десятилетие.

Научные сотрудники историко-культурного заповедника «София Киевская» утверждают, что результаты последних исследований доказали — собор был заложен в 1011 году Владимиром Великим; достроил его Ярослав Мудрый в 1017 году, а в 1018 году собор освятили. Так что в 2011 году следует готовиться к 1000-летнему юбилею? Руководство заповедника заверяет, что стоит готовиться, даже несмотря на то, что есть большая часть ученых, которые не воспринимают 1011, как год закладки собора. Но ЮНЕСКО, вроде бы, уже приняло новую дату.

Софійський собор в ХІ столітті. Реконструкція Ю.Асєєва, В.Волкова, М.Кресального

Софійський собор у 1651 році. Малюнок Абрагама ван Вестерфельда

Собор Святой Софии (Мудрости) строился по аналогии с Софийским собором Константинополя, как главное здание государства. Его строили византийские мастера, но он ни в коей мере не был копией византийской Софии. Появление этого здания в русской столице ознаменовало появление «второго Иерусалима» (именно так называли Киев, а вовсе не Москву, как сейчас нам пытается доказать «старший брат»).

В соответствии с княжескими планами Софийский собор стал главным храмом Киевской Руси, резиденцией Киевского митрополита, а площадь перед собором — главной площадью государства, на которой собирались вече, советы, князья неоднократно произносили речи перед народом.

После смерти Ярослава Русь охватил страшный кризис, связанный с жесткой борьбой князей за Киевское княжество. Ощутил на себе этот кризис и Софийский собор: его несколько раз грабили и даже пытались сжечь (1180 г.).

6 декабря 1240 года Киев был захвачен войском Батыя. Последние защитники города погибли под руинами старой каменной постройки Руси — Десятинной церкви. А вот Софии повезло — ее хотя и ограбили, но оставили целой. И уже через десять лет собор восстановился как духовно-исторический центр Киева и княжества, центр митрополии и главный храм 19 епархий.

В 1246 году стараниями Даниила Галицкого была создана новая митрополия с центром в Галиче. Она приняла на себя функции общерусской. Митрополитом рукоположили ставленника Данила — Кирилла II. Через некоторое время новый митрополит переехал в Киев, в старую резиденцию митрополитов — Софию Киевскую. Произошло это, вероятно, после 1264 года (после смерти Даниила Галицкого). В 1267 году Кирилл II получил от хана Менгу-Тимура ярлык на веротерпимость ордынской власти к православной церкви. Духовенство освободили от налогов, а церковное имущество признали неприкасаемым.

Софійський собор у 1846 році (малюнок Михайла Сажина). Дзвіниця ще триярусна.

Софійський собор вже із чотириярусною дзвіницею. Фото кінця ХІХ століття

В начале 1270-х годов Софийский собор был капитально отремонтирован. Но через три десятилетия преемник Кирилла II митрополит Максим перенес митрополию в город Владимир на Клязьме. А в 1325 году резиденция митрополитов переехала в Москву. До 1461 года митрополиты в Москве назывались митрополитами Киевскими и всея Руси. Странно, почему тогда сейчас так пропагандируется религиозное начало Москвы? Конечно, были определенные причины переноса митрополичьей резиденции, в частности постоянные татарские набеги. Но в то время и Москва их испытывала…

В 14 веке Юго-Западную Русь захватила Литва. Возникла парадоксальная ситуация, когда митрополит Киевский и всея Руси находился в столице другого государства. Литовские князья решили изменить эту ситуацию и добились от Константинопольского патриарха отделения Киевской митрополии в составе Великого княжества Литовского. Произошло это в 1375 году. Митрополит в Киеве назывался «Киевским, Русским и Литовским». В это же время московские митрополиты также назывались Киевскими. Нонсенс!

В 1390 году две митрополии снова объединили. Способствовал этому митрополит Киприан Цамблак. Этот митрополит в очередной раз отремонтировал Софию Киевскую. Его преемник митрополит Фотий окончательно занял промосковскую позицию. В Киев он приезжал только для активного сбора церковных налогов. Опять православный митрополит Литвы оказался подданным Московского княжества. Эту ситуацию разрешил литовский князь Витовт. В 1414 году он добился создания отдельной митрополии в Литве. Центр ее лишь два года пробыл в Киеве. С 1416 года резиденцию митрополитов перенесли в город Вильно. Митрополиты называли себя Киевскими, Галицкими и всея Руси. Но в это же время еще 45 лет московские митрополиты также называли себя Киевскими и всея Руси.

В конце 15 века началось сильное давление на православную церковь со стороны католической. Великий князь Литовский и король Польши Казимир IV в 1481 году издал приказ о запрете строительства новых и ремонта старых православных храмов. Для Софийского собора начались тяжелые времена. Митрополитом в то время был Макарий — выдающийся церковный деятель, которого в будущем канонизировали. Он стойко выдерживал невероятное давление со стороны католического духовенства и старался поддерживать православную церковь на высоком уровне. В 1497 году Макарий был убит. По одной из версий его убили татары, по другой — это было политическое убийство, заказанное сторонниками церковной унии. Тело Макария было похоронено в Софии Киевской.

Дзвіниця Софієвського собору

Есть документальное подтверждение о состоянии Софии в 16 веке. «В настоящее время церковь стоит на пустом месте вдали от людей… она стоит еще целой и там духовенство в определенное время проводит богослужения. Вокруг протекает дождь. Там рухнуло не что иное, а только построенная вокруг церкви галерея. Двери не имеют замков, только забиты плохими досками… Внутри церковь еще стоит незыблемая, повсюду ценно разрисованная и щедро позолоченная… Образ Марии почти такой высоты, как вся церковь… Спереди алтаря уже забрали небесные врата в другую церковь, но оставили там две хорошие иконы… Купол посередине алтаря еще имеет крест и покрыт свинцом. В других местах свинец забрали и вместо него сделана кровля из досок». Такой Софию увидел львовский купец Мартин Груневег в 1584 году.

В 1595 году собор находился в еще худшем состоянии. Вот как описывал его киевский епископ Иосиф Верещинский: «… этот храм не только осквернен дерьмом рогатого скота (входящего в него), лошадей, собак и свиней… но, в последнее время, началось уже разрушение и самих стен…”

В 1596 году была принята церковная Брестская уния, а в 1609 году его захватили греко-католики во главе со ставленником митрополита Ипатия Потия Антонием Грековичем. За это через 9 лет киевляне утопили Грековича в Днепре.

Во времена постоянной религиозной борьбы Софийский собор неуклонно разрушался, ведь греко-католики почти не занимались поддержанием его в надлежащем состоянии. В 1625 году упала западная стена. Назревала катастрофа, от которой спас собор Петр Могила.

В 1632 году Петр Могила добился от сейма официального восстановления Русской православной церкви. В следующем году его назначили Киевским митрополитом. Еще до приезда нового митрополита в Киев киевские мещане и казаки выгнали из Софии униатов и начали готовить храм к обустройству в нем митрополичьей резиденции. В 1633 году Петр Могила начал глобальную реставрацию собора. Работы продолжались довольно долго и при жизни митрополита не были закончены. Петр Могила отреставрировал алтарную часть храма и северный фасад, в котором в то время был главный вход. Собор приобрел черты ренессанса, купола восстановили в сферических формах. Хотя часть собора, в частности галереи, так и не была отремонтирована.

Панорама Києва їз дзвіниці

Південна в’їзна вежа

При Софийском соборе Могилой был основан мужской монастырь, для которого построили комплекс деревянных зданий.

Результаты работ, проведенных при Петре Могиле, видно на рисунках Абрагама ван Вестерфельда. Этот голландец некоторое время был художником при дворе литовского гетмана Януша Радзивилла. Во время Освободительной войны (1648-1654 гг.) в 1651 году войско гетмана захватило Киев. Временной резиденцией был избран Софийский монастырь. Именно тогда Ван Вестерфельд и зарисовал вид собора. Эти рисунки имеют неоценимое значение для современного поколения.

После Переяславского договора с Москвой и смерти Богдана Хмельницкого началась «Руина». Этот период стал периодом упадка и для Софийского собора. Продолжался он три десятилетия и закончился только в конце XVII века, когда гетманом Украины стал Иван Мазепа.

Мазепа начал активное строительство храмов в Украине. Дома и церкви времен Мазепы сводились в новом стиле — барокко. Гетману этот стиль очень нравился, но он хотел видеть в нем и украинские черты. Архитекторы пытались воплотить желание Мазепы в многочисленных церквях, которые строились на его средства. Таким образом, возник новый архитектурный стиль — казацкое (мазепинское) барокко. Этот стиль можно считать едва ли не единственным чисто украинским, но именно он стал визитной карточкой Украины в ХХ веке.

Мазепа вложил огромные средства в ремонт Софии Киевской. Храм был отстроен и достроен. Появились внутренние открытые галереи, над внешними галереями построили вторые этажи. Тогда же построили шесть новых куполов, которые, как и старые, приобрели черты украинского барокко и грушевидную форму верхов. Софийский собор во второй раз в своей истории превратился в эталон украинский храма.

Рядом с собором в 1699-1707 годах выросла величественная барокковая колокольня. Это сооружение стало прижизненным памятником Мазепе и его храмостроительной деятельности. Сначала колокольня имела три яруса. После землетрясения 1742 два верхних яруса частично разрушились. Через два года началась реставрация колокольни. Работами руководил известный архитектор Иоганн Шедель. Он восстановил верхние ярусы здания. В 1851-1852 гг. по проекту архитектора Спарро был надстроен четвертый ярус колокольни, и она приобрела современный вид.

Высота колокольни Софийского монастыря — 76 метров. Это одна из самых высоких колоколен Украины. Барочный декор колокольни очень богат и помпезен. Над ним в свое время работали лучшие украинские мастера. В 18 веке на колокольне были установлены колокола. Крупнейшим из них был колокол «Рафаил», который весил 13 тонн. Из старых колоколов чудом сохранился лишь один — колокол «Мазепа». Другие были уничтожены в 30-е годы прошлого века.

Колокол «Мазепа» — крупнейший из старых колоколов в Украине. Его высота 125 см, диаметр — 155 см. Точного веса колокола никто не знает, потому что никто его не взвешивал. Отлили колокол в 1705 году в мастерской киевского мастера Афанасия Петровича.

Сейчас колокольня Софийского собора открыта для посетителей. Купив билет, каждый желающий может подняться на верхний ярус и осмотреть пейзажи центральной части Киева.

Трапезна церква

Рядом с Софийским собором расположен роскошный барокковый двухэтажный дворец. Это дом митрополита. Строительство дворца начали в 1722 году. Через восемь лет его закончили как одноэтажное здание. В 1731-1747 гг. был достроен второй этаж. В течение 1747-1757 гг. была надстроена мансарда. Эти три этапа строительства были лишь началом. Каждый из митрополитов во второй половине 18 и в 19 веках пытался достроить какую-то часть дворцу. Последние достройки состоялись в 1913 году.

В советские времена в доме митрополита размещалось много различных организаций и учреждений. В последние десятилетия существования СССР помещения дома занимали Музей архитектуры УССР и Научно-техническая библиотека Госстроя УССР. Сейчас здание реставрируется.

В 1722-1730 годах были построены трапезная и пекарня. Трапезная соединяла в себе монастырскую столовую и церковь. Возводилась она в формах украинского барокко. В начале 19 века архитектор Андрей Меленский перестроил трапезную в теплую церковь. Сейчас в помещении трапезной размещена выставка «Архитектура и монументальное искусство Киева конца Х — первой половины XI в.”

Во второй половине 18 века рядом с Софийским собором возвели большой келейный корпус. В 1786 году Софийский монастырь был упразднен и потребность в кельях отпала. Поэтому в корпусе разместили бурсу.

Кроме перечисленных зданий в комплекс монастыря входили еще четыре корпуса и южная надвратная башня. Эти здания сохранились.

В 1843 году началась реставрация Софии Киевской, которой руководил академик Ф. Солнцев. Работы продолжались 10 лет. Это была самая масштабная реставрация за все время существования собора.

С 1919 по 1929 год Софийский собор был кафедральным храмом новообразованной Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ). В 1929 году УАПЦ ликвидировали, а собор закрыли. С тех пор регулярные богослужения в Софии больше не происходили. Через пять лет ансамбль Софийского монастыря был превращен в Софийский государственный заповедник и открыт для посетителей.

Будинок митрополита

Архитектура Софии Киевской, мозаики и некрополь

Софийский собор построен из бутового камня и плинфы. Ряды камня и плинфы чередуются. Арки и своды построены без камня. Цементирующим веществом является известковый раствор с примесью песка и цемянки (толченого кирпича). В стены собора в верхней части вмурованы керамические кувшины-голосники. Таким образом, облегчена конструкции стен и улучшена акустики в помещении храма.

Первоначально София имела пять апсид и пять куполов. Стены ее были оштукатурены. С запада и севера храм окружали открытые галереи.

София строилась в византийском стиле, но она еще изначально не была похожа на другие византийские церкви, а после перестроек и достроек превратилась в полностью оригинальный неповторимый архитектурный шедевр.

Современные размеры собора таковы: длина 37, ширина 55, высота 29 метров. Он имеет два этажа и девять апсид. Венчают собор 19 куполов, из которых 8 имеют старинную сферическую форму, а 11 — барокковую грушевидную.

Интерьер храма сохранился еще с 11 века, за исключением отдельных частей. С того же времени сохранились 3000 кв. метров фресок и 260 кв. метров мозаики. Мозаики храма, в которых использовано 177 оттенков цветов, имеют огромную ценность. Особенно это касается шестиметрового изображение Богородицы Оранты (той, что молится), которое сохранилось до нашего времени практически без реставрационных работ. Стену, на которой расположено изображение называют «Нерушимой стеной», ведь она оставалась абсолютно целой даже в худшие для Софии времена. Никто из захватчиков, которые в разные времена захватывали Киев, не поднял руки на Оранту. Можно только представить удивление путешественников, которые заходили в полуразрушенный собор и видели перед собой эту величественную мозаику.

Недавно на втором этаже собора разместили еще одну уникальную мозаику — панно «Взгляд в вечность», изготовленное из 15 тысяч писанок.

Огромную ценность для украинского народа имеет некрополь Софии Киевской, древнейшим погребением которого является саркофаг Ярослава Мудрого. Сегодня среди ученых нет единого мнения относительно происхождения саркофага и его возраста. По одной из главных гипотез саркофаг был изготовлен в Херсонесе в 9 веке. В нем собирались захоронить мощи великомученика Климента Римского. В Киев саркофаг привез Владимир Великий, а в 1054 году он стал гробницей Ярослава. Вес саркофага 6 тонн.

Саркофаг Ярослава Мудрого неоднократно открывали. Сначала это делали еще в русские времена. Видимо именно тогда рядом с Ярославом был положен скелет неизвестной женщины возрастом около 50 лет и мужской череп (вместо женского). В те же времена гробница была ограблена (кроме костей в саркофаге ничего нет).

Для научных исследований саркофаг открывали четыре раза: в 1936, 1939, 1964 и 2009 годах. Научные исследования почти доказали, что мужской скелет принадлежит Ярославу Мудрому. Сейчас его в гробнице нет — тело великого князя исследуется.

Кроме Ярослава в Софийском соборе похоронены митрополиты Киевские: Кирилл II (1282 г.), Святой Макарий (1497 г.), Сильвестр Косов (1657 г.), Гедеон Четвертинский (1690 г.), Рафаил Заборовский (1747 г.) и др. В трапезной хранится саркофаг-гробница княгини Ольги, который перенесен из Десятинной церкви.

Фото и текст Романа Маленкова

Схема расположения сооружений Софийского монастыря (с официального сайта заповедника «София Киевская»)

Цифрами обозначены: 1. Софийский собор. 2. Колокольня собора. 3. Дом митрополита. 4. Трапезная (теплая София). 5. Бурса. 6. Брама Заборовского. 7. Южная башня. 8. Братский корпус. 9. Стены. 10. Пекарня. 11. Пристенный корпус.

Киев: Софийский собор и связанные с ним монастырские постройки, Киево-Печерская Лавра

Выдающаяся универсальная ценность

Краткое обобщение

Киев: Софийский собор и связанные с ним монастырские постройки, Киево-Печерская Лавра представляют собой два выдающихся комплекса памятники культурного наследия Средневековья и раннего Нового времени (Киевская Русь и Гетманщина).

Объект состоит из двух отдельных частей: Софийского собора и связанных с ним монастырских построек и монастырского комплекса Киево-Печерской Лавры с Спасской церковью в Берестово.

Софийский собор, расположенный в историческом центре Киева, является одним из крупнейших памятников архитектуры и монументального искусства начала 11 века. Собор был построен при участии местных строителей и византийских мастеров в годы правления великого князя киевского Ярослава Мудрого как главный христианский храм столицы Киевской Руси. Собор сохранил свои старинные интерьеры, а коллекция мозаик и фресок XI века уникальна своей целостностью. Среди его шедевров — Пантократор, Богородица Оранта, Причастие апостолов, Деисус и Благовещение. Архитектура и монументальное искусство собора оказали большое влияние на архитектуру и убранство храмов Киевской Руси. Собор окружают монастырские постройки XVII-XVIII веков в стиле украинского барокко. В архитектурный ансамбль входят колокольня, дом митрополита, трапезная, Заборовские ворота, южная въездная башня, кельи соборных старцев и обнесенная каменной стеной семинария. Собор и монастырские постройки на протяжении веков выражали неповторимую гармонию архитектурных и природных форм, национального духа и занимали значимое место в традиционном историческом ландшафте Киева.

Киево-Печерская Лавра — архитектурный ансамбль монастырских построек, расположенный на плато с видом на правый берег Днепра. Ансамбль формировался на протяжении многих веков в органичном сочетании с ландшафтом и выступает общей городской доминантой. Основанный святыми Антонием и святыми Феодосиями в XI веке, монастырь стал выдающимся духовным и культурным центром, внесшим значительный вклад в развитие образования, искусства и медицины. В архитектурный ансамбль Киево-Печерской Лавры входят уникальные наземные и подземные храмы 11-19 вв.века, в комплексе лабиринтных пещер, простирающихся более чем на 600 м, а также жилых и хозяйственных постройках 17-19 веков. Свой современный вид архитектурный ансамбль приобрел в результате строительных работ XVII–XVIII вв., в период расцвета украинского барокко. Основными памятниками ансамбля Киево-Печерской лавры являются Успенский собор, Троицкая надвратная церковь, Большая колокольня, церковь Всех Святых, Трапезная церковь, монастырские оборонительные стены с башнями, пещерные комплексы св. Антония ( Ближний) и Святой Феодосии (Дальний) с надводными церквями, Крестовоздвиженской и Рождества Богородицы и церковью Спаса на Берестове.

На протяжении столетий Киево-Печерский монастырь с мощами святых, захороненными в пещерах, был одним из важнейших центров христианского паломничества в мире.

Критерий (i): Киев: Софийский собор и связанные с ним монастырские постройки, Киево-Печерская Лавра представляет собой шедевр человеческого творческого гения как по своему архитектурному замыслу, так и по замечательному убранству.

Софийский собор – уникальный памятник архитектуры и монументального искусства начала XI века, обладающий крупнейшей сохранившейся коллекцией мозаик и фресок того периода. Архитектура собора отличается дополнительными нефами, пристроенными к пятинефному ядру, и пирамидальной пространственной композицией крестово-купольного храма. Монументальное убранство собора составляет уникальный по концептуальному замыслу ансамбль, отражающий основные богословские идеи того времени и являющийся выдающимся образцом византийского искусства. Огромный пантеон христианских святых, изображенных в соборе, имеет непревзойденное многообразие среди византийских памятников того времени. Росписи собора включают в себя также комплекс уникальных светских фресок в лестничных башнях, выполненных в традициях византийского искусства.

Ансамбль Киево-Печерской Лавры – шедевр украинского искусства, определенно сформировавшийся в эпоху барокко. Он объединяет уникальные наземные и подземные здания и сооружения XI-XIX веков в сочетании с богатым ландшафтом.

Критерий (ii): Объект является результатом культурного взаимодействия Киевской Руси, Византийской империи и Западной Европы. Архитектура и монументальная живопись объекта отражают изменения византийских архитектурно-художественных традиций, которые приобрели новый смысл под влиянием местного видения. Выявлено, как в духовной традиции, так и в архитектурно-планировочной, заключающей в себе традицию подземного православного культового зодчества Киево-Печерской Лавры. Успенский собор был образцом для строительства подобных церквей в регионе Восточной Европы в течение 12-15 веков.

Критерий (iii): Киев: Софийский собор и связанные с ним монастырские постройки, Киево-Печерская Лавра является исключительным свидетельством многовековых византийских культурных традиций соседних стран в целом и Киевской Руси в частности. На протяжении веков это имущество имело большое духовное влияние в Восточной Европе.

Критерий (iv): Софийский собор – уникальное сооружение, отражающее в своей архитектуре и росписи особенности старостенного строя. Строительство собора положило начало архитектурной школе, оказавшей влияние на культовое зодчество и монументальное искусство Киевской Руси, а затем и Восточной Европы.

Киево-Печерская Лавра – исключительно ценный архитектурный ансамбль, формировавшийся на протяжении почти девяти веков, отражающий изменения стилистических направлений в архитектуре, а также процесс совершенствования инженерных сооружений.

Целостность

Все важные элементы и атрибуты, необходимые для передачи Выдающейся универсальной ценности, содержатся в границах собственности и сохраняются.

По первоначальному проекту Софийский собор был построен как доминанта архитектурного элемента городской среды, открытый для широкого и всестороннего обзора. В 19XX века обстановка собора изменилась в связи с модификацией традиционной городской ткани.

Целостность ансамбля Киево-Печерской Лавры пострадала во время Великой Отечественной войны, когда Успенский собор, главный храм Лавры, был почти полностью разрушен, за исключением его юго-восточной башни. В 1999-2000 годах собор был реконструирован по архитектурным формам периода украинского барокко конца 18 века.

Что касается гидрогеологических условий, пещеры Киево-Печерской Лавры требуют постоянного наблюдения за состоянием их сохранности и проведения профилактических мероприятий.

Быстрое городское развитие, особенно за счет высотных зданий, и отсутствие механизмов защиты и планирования могут угрожать непосредственной близости от собственности. Целостность объекта с точки зрения пространственных связей между его компонентами и их связи с окружающими городскими и монастырскими речными ландшафтами также требует структурированного планирования для устранения любой потенциальной угрозы.

Подлинность

Атрибуты объекта отражают его выдающуюся универсальную ценность. Все построенные элементы восстановлены с использованием оригинальных материалов.

Работы по реконструкции собора Святой Софии были награждены «Европейской золотой медалью за охрану исторических памятников» в 1987 году. Собор Святой Софии и связанные с ним монастырские постройки используются как музей в образовательных целях и для проведения государственных мероприятий.

Киево-Печерская Лавра используется в музейных целях, а также для религиозных обрядов, соответствующих ее первоначальному назначению.

Хотя доминантность силуэта ансамбля уменьшилась за счет городской застройки, традиционные панорамы и силуэты Киево-Печерской лавры вдоль Днепра сохраняются.

Требования к охране и управлению

Киево-Печерская Лавра была объявлена ​​«Государственным историко-культурным заповедником» в 1926 году, а Софийский собор с прилегающими к нему монастырскими постройками – в 1934 году. в том числе Законы Украины «Об охране культурного наследия», «Об охране археологического наследия». Кроме того, различные постановления Кабинета Министров Украины обеспечивают правовую основу для конкретных объектов по охране, сохранению и использованию объекта.

Национальная заповедная зона «София Киевская» и Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник находятся в ведении Министерства культуры Украины, которое теперь отвечает за единое оперативное управление всем объектом.

В соответствии с национальным законодательством разработаны Планы организации территории обеих составляющих объекта (Национальный заповедный заповедник «София Киевская» и Киево-Печерский национальный историко-культурный заповедник). Эти планы определяют границы и режимы охранной зоны объекта, план мероприятий по восстановлению, консервации и охране объекта. Вышеупомянутые планы соответствуют Плану консервации. Кроме того, на государственном уровне утверждаются ежегодные планы реставрации памятников, территорий и инженерных систем объекта.

В целях обеспечения сохранности Варяжских пещер разработан проект программы консервации и план мероприятий тех участков пещер, которые требуют профилактических и реабилитационных мероприятий.

Для решения задач по сохранению и управлению необходимо, чтобы План управления полностью функционировал. Применение законодательных и нормативных мер будет иметь решающее значение для обеспечения сохранения выдающейся универсальной ценности объекта. Инструменты планирования должны быть скоординированы, чтобы обеспечить наличие политики, основанной на изучении городского ландшафта и определенных точек зрения, для контроля за развитием в пределах буферной зоны и ее более широких границ.

Софийский собор в Киеве | DailyArt Magazine

Святая София, потрясающий собор XI века в Киеве, Украина, является памятником того времени, когда Киев был столицей огромной империи под названием Киевская Русь. Его нынешний статус после недавнего российского вторжения в Украину неизвестен.

Киевская Русь

Собор Святой Софии был построен между 1011 и 1018 годами н.э. при двух главных правителях Киевской Руси, князе Владимире Святославиче (годы правления 980-1015) и его сын, князь Ярослав Мудрый (годы правления 1016-18 и 1019-54). 1 Первый был лидером, ответственным за первое обращение Киевской Руси в православие в 988-989 гг.; легенды рассказывают о массовых Крещениях в Днепре.

После обращения Владимир установил тесные связи с другими христианскими народами, особенно с Византийской империей. Считается, что над строительством и украшением Святой Софии работали византийские художники. Киевская Русь была политическим, экономическим и художественным центром региона в 11-м и 12-м веках, и она получила величественный собор, достойный этого статуса. Эта идея о том, что новая страна намеренно строит себя по образцу более устоявшейся империи, широко распространена в древнем мире и в средние века.

Софийский собор в Киеве

Софийский собор в Киеве имеет необычную форму, которая оказалась влиятельной. Первоначально построенный в средние века, он имел форму греческого креста с пятью нефами, пересекаемыми трансептами и заканчивающимися пятью апсидами, содержащими алтарь. Были также несколько рядов одно- и двухэтажных галерей, крестообразные опоры и 13 куполов (некоторые из них были изменены во время более поздних реконструкций). Снаружи церковь имеет характерную форму пирамиды, созданную нисходящей высотой куполов.

Несмотря на то, что церковь берет свое название от широко подражаемого собора Святой Софии в Константинополе/Стамбуле, Святая София Киевская на самом деле не имеет много общего со своим тезкой. Оба имени означают Святую Мудрость, важное понятие в православном христианстве. Однако вместо прямого копирования византийских образцов Святая София по-своему обыгрывает византийскую архитектурную лексику. Крестообразный план был популярен в Византии в то время, но ни уникальный взгляд на эту форму Святой Софии, ни ее пирамидальный профиль не имеют византийских параллелей. Их следует считать результатом слияния византийской архитектуры с специфически украинскими заботами, а не импортированным византийским дизайном. Соответственно, его влияние проявляется по всей Киевской Руси. Новгород, например, может похвастаться своей упрощенной версией Святой Софии.

Изобилие украшений

Внутри Святая София имеет обильное, но не экстравагантное убранство, относящееся в основном к средневековому периоду. На стенах 3000 квадратных метров фресок, а на сводах и куполах 260 квадратных метров мозаики на золотом фоне. 2 Оба типа были восстановлены в их былом величии в 19-м веке, с выборочной росписью маслом, заменяющей утраченные части. В то время как фрески изображают самые разные материалы, мозаики изображают наиболее значимые сцены православной христианской традиции. К ним относятся Христос Пантократор (Христос Вседержитель), Богородица Оранта (Богоматерь в молитве), Причастие апостолов (Христос, причащающий апостолов), Деисус (медальоны с изображением Христа, Иоанна Крестителя и Богородицы). Марии) и Благовещения. Иерархическая декоративная программа помещает Пантократора в окружении архангелов на самый высокий купол.

На фресках изображены сцены из жизни Христа в сочетании со сценами русской царской семьи, а также более 500 святых. Обилие украшений появляется почти на каждой поверхности, о чем свидетельствует этот виртуальный 3D-опыт.

Непоколебимая история

История показывает, что Софийский собор в Киеве уже пережил немало опасностей и лишений за свою долгую жизнь. Киевская Русь пала перед монголами в 1240 году н.э., и в последующие столетия собор пережил длительные периоды запустения и упадка. Во многих случаях он чудом избежал разрушения в результате войн и политических потрясений.

Однако периоды восстановления и обновления компенсировали эти трудности. Софийский собор когда-то был резиденцией митрополита, главы Украинской православной церкви. Это было также место захоронения правителей Киевской Руси, в том числе Ярослава Мудрого, и киевских митрополитов. Несколько последующих митрополитов проявили особый интерес к его восстановлению. В частности, Петр Могила, митрополит с 1633 по 1647 год, основал на этом месте монастырь. Хотя этот монастырь был снесен в советское время, вокруг собора до сих пор сохранились некоторые монастырские постройки Могилянского барокко.

Пристройки в стиле украинского барокко

В 18 веке в связи с повреждениями и частичным обрушением собор подвергся капитальному ремонту в стиле барокко внутри и снаружи. Внешние изменения, в том числе структурные модификации и побелка стен, сформировали вид в стиле барокко, который можно увидеть и сегодня. Эти элементы делают собор памятником стиля украинского барокко, более сдержанного родственника западного барокко. Интерьер также был побелен, но в 19 в.ХХ века вернули фрескам и мозаикам их средневековый вид. Резной и позолоченный деревянный иконостас (ширма для выставления икон) и богато украшенные двери — два замечательных пережитка интерьера в стиле барокко.

Недавнее прошлое Софийского собора

Киевский Софийский собор избежал антирелигиозного разрушения в советский период и фактически стал центром изучения и сохранения. Однако с 1934 года он фактически не функционировал как церковь, а работал как музей. Софийский собор является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО с 19 века.90, рядом с отдельным участком Киево-Печерской лавры, а также считается одним из семи чудес Украины.

Перенеся столько, остается только надеяться, что этот великолепный собор, как и украинский народ, выживет еще раз.

Сноски

1

Дата 1038 иногда появляется для строительства Святой Софии, как правило, по острым причинам восточноевропейской политики. В кн.: «Период строительства собора». Национальный заповедник Святой Софии Киевской. По состоянию на 28 февраля 2022 г.

2

«Музей Софийского собора». Национальный заповедник Святой Софии Киевской.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *