История постройки софрониевская монастыря – Софрониево-Молченская Печерская пустынь — Википедия

Содержание

Софрониево-Молченская Печерская пустынь — Википедия

Софрониевский монастырь (полное название Софрониево-Молченская Печерская пустынь Рождества Пресвятой Богородицы) — православный мужской монастырь Конотопской и Глуховской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата, расположенный на горе Чудная в селе Новая Слобода Сумской области.

Был основан в 1630 году. При советской власти был закрыт и вновь возвращён церкви в 1999 году. Одно из семи чудес Сумщины.

Основание[править | править код]

Точная дата создания монастыря и имена его учредителей неизвестны. По преданию, первые монахи поселились на горе Чудная в XI—XIII веках. В «Историко-статистическом описании Софрониевской пустыни» за 1837 год утверждается, что монастырь был основан ещё в эпоху крещения Руси. Также возможно, что его основали греческие монахи, прибывшие с митрополитом Михаилом. По другой же версии, монастырь был основан уже на время прихода на Русь православия в правление князя Владимира (980—1015 годы).

Существует также версия позднего основания Софрониевской пустыни, согласно которой её основали монахи Киево-Печерской лавры, которые оставили Киев из-за нашествия орд монголо-татар, которые в 1240 году почти до основания уничтожили город и его святыни, как об этой трагедии подано в летописи: «И поднялся страх и ужас большой, когда не только киевляне бежали из Киева, но и иноки Феодосиева монастыря» (то есть Киево-Печерской лавры).

В «Описании Софрониевой пустыни и скита при ней», изданном в 1910 году, приведено множество интересных выдержек из старинных летописей и документов. В одном из таких отрывков говорится, что два монаха пришли из Киева к Софрониевской пустыни, где нашли себе пещеру, которую превратили в скит. Но самым интересным остаётся то, что создание этого документа относится к той эпохе, когда Киев ещё не был разрушен кочевниками. Так или иначе, но наиболее вероятным представляется, что именно монахи Киево-Печерской лавры, спасаясь от захватчиков, основали Софрониевского пустынь. Они поселились на Чудной горе, назвав её так, возможно, за большой лес и несравненную красоту природы этого места.

Известно, что во время правления литовского князя Александра-Ольгерда (1345—1377) на этом месте уже был монастырь, которым управлял архимандрит Филарет. В конце XIV века пустынь получила набеги кочевников-тюрков, которые ограбили и полностью разрушили обитель.

Рассказывают, что осенью 1405 года на Чудной горе, над болотом Молче, появилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Это место — в 20 верстах к востоку от Путивля, и тогда входило в Путивльскую волость. Местные жители сразу же заметили святыню. Опять же, по некоторым преданиям, её обнаружил бортник. На месте чудесной находки люди поставили небольшую деревянную церковь Пресвятой Богородицы. Со временем у неё начали селиться монахи-отшельники, сооружая неподалёку пещеры на склонах холмов для проживания и постоянных молитв. Впоследствии здесь собственно и возник небольшой монастырь. Его назвали Молчанской Рождества Богородицы пустынью.

В XVI веке пустынь разрослась и превратилась в большой монастырь-острог, поэтому монахи, которые в нем проживали, приобрели несколько «осадных дворов», где поставили церковь Флора и Лавра и возвели в остроге храм Рождества Богородицы (примерно в 1580-х годах).

Однако монастырь, который развивался, в 1592 году был сожжён крымскими татарами. Выжившие монахи в следующем году (по другим данным — только в 1605 году) во главе с игуменом Пафнутием, переселились в Путивль, где преобразовали монастырское подворье в монастырь. Бывшая пустынь перешла во владение нового монастыря, а позже превратилась в его пасеку. Несмотря на частые набеги татар и в дальнейшем, монастырь продолжал существовать и был одним из оплотов православия на землях Речи Посполитой. После игумена Илии Молченская Печерская пустынь стала самостоятельным Путивльским Молченским монастырём. Эта привилегия была предоставлена Патриархом Московским Иовом 5 сентября 1597 года.

В 1605 году Софрониевский монастырь был разграблен войском Лжедмитрия I, направлявшегося в Москву. Интересно, что в составе войска, в частности, насчитывалось 2000 донских казаков.

Расцвет[править | править код]

XVII и XVIII века были периодом расцвета Софрониевской пустыни. В 1630 году на территории монастыря построили первую каменную церковь Рождества Богородицы, а 1653 году вокруг неё был восстановлен уничтоженный в прошлом монастырь. Чтобы люди не путались в названиях, Путивльский монастырь стал именоваться Великим Молченским, а восстановленный стали называть Малым Молченским.

Также известно, что игуменом монастыря стал иеромонах Софроний (в миру Стефан Батоврин), который до этого был его строителем. При Софрония монастырь стал известным на Посемьи, получил богатую вотчину, расширив свою территорию. Здесь возводились каменные и деревянные церкви. При нём монастырь фактически получил независимость от городского монастыря и стал одним из крупнейших в тогдашней России. За большие заслуги игумена Софрония, монастырь впоследствии стали называть Софрониевским, а после смерти Софрония в 1692 году это название стало официальным.

В 1672 году в монастыре нашел прибежище Семён Медведев, принявший монашество с именем Сильвестр.

Пустынь стала настолько известной, что по легенде сама императрица Елизавета Петровна выразила желание его посетить. По легенде, в 1744 году, уезжая в Киев, она специально изменила маршрут и поехала в Софрониевской пустыне. Прибыв в монастырь, обладательница приняла участие в освящении новых церковных сооружений.

В 1757 году была построена Надвратная Покровская церковь. А С 1758 года к Софрониевской пустыни был присоединен Путивльский Борисоглебский монастырь вместе с его имениями.

Софрониевский монастырь в начале XX века

В XIX веке численность монахов Софрониевского монастыря выросла до нескольких сотен, поэтому монастырь и в дальнейшем расширял свои владения. Сохранились свидетельства, что монахи в то время нередко использовали своё положение ради собственной выгоды. Существуют утверждения, что в окружающих селах Софрониевский монастырь не любили, об этом, в частности, свидетельствуют данные историка Ивана Рябинина.

По свидетельствам 1908 года в монастыре была 61 постройка, здесь служило 108 монахов и 145 послушников[1].

Территория Софрониевского монастыря (вид со двора) в начале XX века

Начиная с 1911 года в монастыре начал функционировать больничный корпус, что во время Первой мировой войны оказывал помощь русским солдатам и местным жителям. От 1915 при монастыре существовала бесплатная столовая, где еду мог получить каждый нуждающийся. Был создан также приют для детей погибших солдат. Монастырь перед лицом социальных катаклизмов, как духовный центр, очевидно, был авторитетным центром среди местных жителей, однако, дальнейшие ещё большие социальные катаклизмы и пертуртации непростого XX века привели обитель к опустошению и упадка.

Такую событие как свержение монархии каждый понял по-своему. Кто-то, например вооруженные и бесконтрольные солдаты, пытался получить максимум в неопределенных обстоятельствах межвременья. Вот что сообщали «Курские епархиальные ведомости» в те годы: «В Курской епархии только за последний месяц 1917 года были ограблены вооруженными солдатами Путивльская Софрониевская и Белгородская Николаевская пустыни, Льговский женский монастырь…».

Закрытие[править | править код]

После прихода большевиков к власти было уничтожено, в том числе и большое число православных святынь, памятников изобразительного искусства и литературы, а нередко их авторов и заодно и лиц, оказавших сопротивление действиям по уничтожению культурного и духовного наследия. Не обошли эти события Молченскую Софрониевскую пустынь.

15 февраля 1919 (на Сретение) в монастырь прибыла комиссия Путивльского ревкома с небольшим отрядом красноармейцев, задачей которых было любым способом получить монастырские сокровища. Однако что-то им помешало осуществить свой замысел в этот день, и они решили отложить контрибуцию ценностей на следующий день. А тем временем монахи за ночь смогли спрятать все драгоценности, а один из послушников даже совершил нападение на одного из солдат и пытался отобрать оружие, за что поплатился жизнью. Утром же к стенам монастыря сошлись местные крестьяне, которых позвали монахи, чтобы встать на его защиту. Большевикам пришлось временно отступить от запланированного, и уже в начале 1920-х годов советская власть закрыла Софронтьевский монастырь. Судьба монахов была трагической: кого выгнали, а некоторых убили или отправили в ссылку.

Следовательно, монастырские стены, собор, построенный 1630 года, две церкви того же периода строительства, было уничтожено, частично засыпали пещеры. Большевики на этом не остановились — были сожжены монастырские летописи и документы.

Впоследствии бывший монастырь превратили в детский дом для вывезенных из охваченного голодом Поволжья детей, а с 1937 году сюда начали свозить детей из Испании. Но уже вскоре здание бывшего монастыря взялись использовать НКВДшники, что из святилища обратили его концентрационный лагерь, где держали более тысячи польских военнопленных

[2].

Во время Второй Мировой войны и монастырские здания использовали для своих нужд советские партизаны под руководством Сидора Ковпака.

А в первые послевоенные годы руины, оставшиеся от Софрониевского монастыря, начали разбирать на кирпич для свинарников, колхозных зданий и промышленных объектов. Так, бульдозерами сравняли с землёй храм Рождества Пресвятой Богородицы, а на его месте появился участок для выпаса колхозного скота.

Возрождение[править | править код]

Наконец, в 1989 году Сумской облисполком взял объект под охрану государства, внеся в соответствующий перечень памятников, надвратную церковь, трапезную, ограждение с воротами и настоятельский корпус Софрониевского монастыря. Однако охранных табличек тогда не установили из-за нехватки средств.

Настоящее же возрождение обители началось с 1999 года, когда начали работы по восстановлению собора Рождества Пресвятой Богородицы, Успенской церкви и по реставрации храма Ильи Пророка, Покровской надвратной церкви и трапезной. Поскольку несколько пещерных комплексов монастыря сохранилось, часть из них расчистили и исследовали. Остальные подземных ходов, в своё время засыпанных большевиками, до сих пор остались не изученными.

В том же 1999 году впервые за такой длительный период времени, к руинам монастыря прибыл архимандрит Герман с послушниками. Монахи собственноручно расчищали развалины и отремонтировали несколько келий, в которых некоторые из них поселились. В помещении больничной церкви начали править службу. Впоследствии была восстановлено пещерную церковь и отдельные подземные ходы.

Средства на восстановление монастыря были выделены фондом «Вечность».

В 2001 году монастырю была подарена икона Иверской Божьей Матери, которая, к сожалению, за год бесследно исчезла. Икону нашли случайно, среди старых вещей в одном старом сарае. Никто не мог узнать в старой и почерневшие доске чудотворную икону. Но однажды во время праздника Великой Пасхи один хозяин зашел к своей старой, уже заброшенной постройке, и увидел, что на доске чудесным образом проявился образ Божьей Матери. Вытерев с иконы пыль, то человек понял, что она принадлежит Софрониевскому монастырю (на ней была надпись), и 19 мая её передали в обитель.

В 2002 году в Софрониевской пустыни прибыли митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), тогдашний председатель Сумской областной государственной администрации Владимир Щербань, епископ Сумской и Ахтырский Иов и епископ Конотопский и Глуховский Иннокентий. Митрополит Владимир освятил источник с целебной водой и благословил начало восстановления храма Рождества Пресвятой Богородицы, а епископ Иннокентий вложил капсулу со святыми мощами в фундамент храма.

27 февраля 2004 пустынь посетил Президент Украины Леонид Кучма. Главу государства посещение монастыря поразили, в память об этом визите он подарил настоятелю Софрониевского монастыря, архимандриту Герману, икону «Николай Чудотворец с житием».

1 октября 2005 исполнилось шестьсот лет со дня, когда была обретена Молченская чудотворная икона, которая собственно и дала начало основанию монастыря и длительное время оставалась его главной святыней.

Ильинская церковь

В мае 2007 года на начальной стадии в украинской культурной акции «Семь чудес Украины» Софронтьевский монастырь (вместе с Памятником мамонту и Круглым двором) по оценкам экспертов вошел в тройку «чудес» от Сумщины в «топ-100» самых удивительных о объектов Украины.

14 октября 2010, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, был торжественно освящен надвратную церковь монастыря. Божественную литургию отслужили архиепископ Лука, новый настоятель Софрониевского монастыря архимандрит Николай (Полищук), который заменил отца Германа, и другие.

Молченская чудотворная икона

Архитектурный комплекс Софрониевского монастыря создают несколько сооружений, центральным из которых считается надвратная Покровская церковь. Эта церковь — двухэтажная, выполненная в стиле казацкого барокко. В храмовом сооружении можно проследить черты современных архитектурных приемов: грациозно выгнутые карнизы, тонкие пилястры, пышные наличники и т. п. Частично разрушенный в советское время, храм был восстановлен в 2000-х годах, а в праздник Покрова Божьей Матери 14 октября 2010 года он был освящён.[3]

По левую сторону от церкви находится корпус монашеской трапезной. Он интересный тем, что со стороны монастырского двора кажется одноэтажным, а если подойти ближе двухэтажным. Зрительный эффект обусловлен тем, что трапезная расположенная на холме.

Неподалеку от трапезной расположен бывший больничный корпус, построенный в «неорусском» (псевдорусском) стиле. Это выражено в присущих этому стилю стилизациях карнизов, полуколон, сводов и т. п. Также на территории монастырского комплекса находится настоятельский корпус, который также был построен в этом стиле. Этот корпус известный под названием храма Пророка Ильи.

Монастырь имеет и подземную часть — пещерный комплекс, малоизученный и сегодня. В частности, удалось исследовать только незначительную часть подземных ходов. Например, на восточных склонах Софрониевского монастырь выявлены два до сих пор неизвестные хода. Очевидцы утверждают, что они напоминают подземную часть Киево-Печерской лавры.

В наше время Софрониевского монастырю было выделено около 10 га земли, где монахи сажают и выращивают картофель и другие овощные культуры. Монахи держат для своих потребностей скот — коров и лошадей. У монастыря есть своя пасека и 8 старых монастырских садов, которым жители обители подарили вторую жизнь.

ru.wikipedia.org

Софрониевский монастырь. Новая Слобода

Софрониево-Молченская Печерская мужская общежительная пустынь

История этой обители уходит корнями в седую старину. Существует предание об основании пустыни монахами Киево-Печерской Лавры, покинувшими Киев после разорения его монголо-татарами в 1240 году. По другим источникам, первыми монахами, ступившими на эту землю в ХІ ст., были «черноризцы» из Греции. На восточных склонах Чудной горы были вырыты пещеры, подобные знаменитым пещерам Киево-Печерской Лавры. Самые древние из них датируются ХІІІ-ХІV вв.

Сначала иноки вырыли пещеры для уединения и молитв, а потом их последователи стали обустраивать Печерский монастырь. В начале ХV века Господу было угодно прославить это место явлением чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. 1 октября (18 сентября по старому стилю) 1405 года бортник, собиратель мёда диких пчёл, осматривая ульи, внезапно увидел необычное сияние на дереве. Подойдя ближе, он разглядел на дереве икону Пресвятой Богородицы. Поклонившись ей до земли, услышал голос: «Да построится на сем месте церковь Пречистой Богородицы».

Софрониевский монастырь

Бортник поспешил в Путивль, чтобы известить духовенство и городские власти о случившемся. К указанному месту из Путивля двинулся крестный ход. Во время отправления молебна произошло много чудес и исцелений. В скором времени на месте явления была срублена часовня, куда и была помещена икона.

По велению великого князя московского Василия Дмитриевича и благословению митрополита и всея Руси Киприана на месте часовни была сооружена деревянная церковь.

Софрониево-Молченская Печерская мужская общжительная пустынь находится в 20 км от Путивля, в лесу на горе Чудной, в северо-западной части монастыря находилось болото Молче, поэтому он и стал называться Молченским.

Удалённая от крупных населённых пунктов, Молченская пустынь часто подвергалась разграблению и разорению. В 1605 году обитель была разорена поляками. Настоятель пустыни игумен Пафнутий с немногочисленной братией переселился в Путивль, в городской монастырь. Все иконы, в том числе и явленная чудотворная, и вся церковная утварь были переправлены туда же. Все угодья отошли к Путивльскому монастырю. В 1653 году путивльскому воеводе пришла грамота от царя Алексея Михайловича об устроении древней Молченской пустыни, 1656 году произошло событие, изменившее судьбу пустыни: ее настоятелем стал отец Софроний, имя которого впоследствии получит возрождённый монастырь.

Благодаря незаурядным организаторским способностям отца офрония, Молченская пустынь преображалась. Попечением старца Софрония были приобретены тогда леса, земли, сенокосы, заведены сады, огороды, виноградники. Овощи и фрукты из далёкой провинциальной Молченской пустыни доставлялись даже к царскому столу.

Комплекс Софрониевского монастыря

Более 10 лет отец Софроний вместе с братией добивался независимости от городского монастыря. Только 12 мая 1670 года Молченская пустынь обрела самостоятельность и вскоре вошла в число наиболее крупных монастырей Российского государства. В декабре 1692 года отец Софроний скончался, и Молченская Печерская пустынь стала носить его имя. Приемники Софрония продолжили его дело в обустраивании пустыни. Благосостояние Молченской Печерской пустыни росло, появились новые постройки.

Архитектурный ансамбль обители состоял из 48 зданий. Главный храм обители – церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная на той самой горе Чудной, где в 1405 году явилась чудотворная икона. В начале ХХ века ее убранство было описано так: «Иконостас в ней старинный, греческой живописи, поновленный в 1839 году. Киоты отличной живописи, богатая плащанина, царские серебрянные врата. Особенно же чудотворные иконы составляют украшение сего храма».

До наших дней сохранились три полуразрушенные здания: надвратная Покровская церковь, остатки больничного корпуса со Свято-Ильинским храмом и трапезный храм. Надвратная Покровская церковь была построена в 1757 году. Это был главный вход в обитель. Здание трапезного храма специалисты датируют ХVII-XVIII вв. строительство настоятельского корпуса (бывшего больничного) было завершено в 1911 году. Сегодня левое крыло корпуса предназначено для покоев настоятеля и административных помещений, правое – для братии, а в центральной части восстановлен Свято-Ильинский храм.

Веками бережно собирали и хранили обитатели пустыни сокровища материальной и духовной культуры. В монастырской библиотеке хранились ценнейшие книги. Многие предметы церковного обихода представляли собой произведения ювелирного мастерства, имеющие, помимо материальной, высокую историческую и культурную ценность. Это, в сущности, был компактный, прекрасный «город в миниатюре», с немалым числом зданий, привлекавших взгляд красотой и соразмерностью.

После событий октября 1917 года началась эпоха, когда были уничтожены памятники зодчества, изобразительного искусства, литературы, связанные с вековой историей православия на нашей земле, разграблены и превращены в развалины многие храмы…

Не миновала чаша сия и Софрониеву пус

100travels.com.ua

Сокровище Сиверской земли. Софрониевская пустынь

Софрониевский монастырь (полное название – Софрониево-Молченская Печерская пустынь Рождества Пресвятой Богородицы) находится рядом с двумя монастырями, которые также названы в честь Рождества Богородицы, а именно Глинской пустынью и Молченским женским монастырем.

Все эти три славные обители составляют некий святой треугольник или удел Божией Матери, где были Ее чудесные явления, неотступная помощь христианам и в котором испокон веков прославляется Создатель всего.

Софрониевский монастырь – один из самых древних и известных монастырей на Руси, и хотя точная дата создания монастыря и имена основателей неизвестны, по преданию, первые монахи поселились на горе в XI–XIII веках. По одной из версий, впервые здесь поселились греческие монахи, прибывшие с митрополитом Михаилом во времена Крещения Руси, но более вероятной является версия о переселившихся монахах из Киево-Печерской Лавры, которые оставили Киев из-за нашествия орд монголо-татар в 1240 году. Об этом может свидетельствовать и подземная часть монастыря – пещерный комплекс, малоизученный в наши дни.

Чудное место

Гору в древности, на которой обосновался впоследствии православный мужской Софрониевский монастырь, прозывали странной, что в переводе с древнерусского означало «хорошая», «необыкновенная». И сейчас возвышенность эта называется Чудной в селе Новая Слобода Сумской области. Рядом с этими местами находилось болото Молче, что дало географическую метку к названию двух монастырей на Путивльщине –   Молченский мужской и Молченский женский.

После кончины древних иноков основателей гора опустела на многие годы,  здесь только бывали бортники, собиравшие мед в окрестных лесах. 18 сентября 1405 г. на гору пришел пчеловод и увидел сияние, исходившее от липового дерева. Он обнаружил стоящую на липе икону Божией Матери, поклонился и услышал голос: «Да построится на сем месте церковь Пречистей Богородице!» Сподобившийся увидеть чудо рассказал о случившемся, и в летописи мы можем узнать об этом: «Благочестивии же люди града Путивля, со священники собрашася многи, с оным человеком идоша на то место, идеже явися святая икона, и видев ю, со слезами и радостию певша молебная пения, поклоняхуся. И тогда быша чудеса многи и исцеления болящим». Позже на этом месте построили деревянный храм во имя Рождества Богородицы, а со временем образовался общежительный монастырь. Слава о чудотворной Молченской иконе распространялась далеко вокруг и способствовала развитию обители.

Святые монастыря

Святой Софроний настолько был уважаемым, что задолго до его канонизации монастырь стал негласно называться Софрониевским. Сам он был из местных, родом из Путивля, происходил из славного купеческого рода. По оценке современников, Софроний был старцем строгой жизни, энергичным и решительным. Вместе со своими сподвижниками Илией и Никоном он положил начало возрождению Молченской пустыни и добился от Патриарха Московского и всея Руси Никона права на полную независимость обители, которую она до этого не имела. Софроний добился самостоятельности пустынников и от царя Алексия Михайловича, он же выдал охранную грамоту в 1670 г. В документе о. Софроний назван строителем пустыни, хотя предание гласит, что по своему смирению тогда еще старец не дерзнул принимать священство. Однажды его оклеветал перед патриархом игумен, но, невзирая на уважение к Софронию, его отправили в ссылку в Чудов монастырь. Братия добилась его возвращения, но позже он опять попал в заточение и смиренно перенес его. Почил старец в 1692 г. Трудами о. Софрония обитель достигла процветания, при нем возводились каменные и деревянные церкви, монастырь стал одним из самых известных.

Достойным преемником о. Софрония в управлении обителью стал иеромонах Серапион. В монастырских летописях говорится о чудесном случае, когда о. Серапион отправился покупать железо для возводимой  церкви и в пути на него напали разбойники. Монах оказался в западне между преследователями и рекой Сеймом. Инок велел растерянному кучеру езжать прямо и удивленно сказал, разве он не видит моста перед собой? После чего извозчик увидел мост в том месте, где его никогда не было, и повозка проехала по водам. Разбойники, наблюдая это, принесли раскаяние перед о. Серапионом, а позже рассказали о чуде местным жителям, хотя старец просил не разглашать об этом. Почил в 1718 г. в возрасте 81 год.

С 1779 г. до самой своей кончины в 1802 г. обителью управлял старец Феодосий (Маслов) – последователь и друг прп. Паисия Величковского, известного старца молдавских монастырей. Прп. Феодосий сам был в Валахии во время Русско-турецкой войны, испытывал вместе с братией нападения от турок. Чудесным образом он спасся из плена в Константинополе через потайной ход после «последней молитвы», которую ему позволили турки в храме. Остальная братия была казнена. Во время правления в Софрониевской пустыни о. Феодосий ввел Устав афонских монастырей, применявшийся в Молдавии. За заслуги в войне (помогал продовольствием солдатам) старцу удалось отстоять права обители на ее угодья в то время, когда вокруг продолжалось изъятие земель монастырей Российской империи в фонд государства.

Прп. Сергий (Тихонов) пришел в 1829 г. в Софрониеву обитель из Киево-Печерской Лавры. Всю свою жизнь он исполнял послушание на кухне и пекарне, был усердным молитвенником, нес подвиг юродства во Христе, имел дар прозорливости и исцелений. Прожил в пустыни полвека и почил в 1879 г. в возрасте 75 лет.

Великолепие обители

Если посмотреть фотографии Софрониевского монастыря в XIX – нач. XX в., то можно увидеть великолепный архитектурный ансамбль, который внешне ничем не уступал самым крупным монастырям того времени. Всего на территории было более 60 зданий, и среди всех сооружений стоит отметить собор Рождества Богородицы (1630 г.) В нем был старинный иконостас греческой живописи, поновленный в 1839 году, киоты отличной работы и чудотворные иконы, царские серебряные врата. Также можно было выделить церковь Благовещения и Успения (двухэтажная), высокую пятиярусную 70-метровую колокольню, надвратную Покровскую церковь (1757 г.), пещерный храм. Здесь были фонтаны, роскошные цветники. Сто лет назад в Софрониевой пустыне и скиту насчитывалось около 300 насельников, среди них было 108 монахов. Веками бережно собирались ценнейшие книги, в том числе первопечатные. Достаток шел об руку с милосердием. Во время первой мировой войны при монастыре работала бесплатная столовая, где паломникам, беженцам и обездоленным людям выдавалась пища, был открыт сиротский приют для детей погибших военнослужащих.

Оставшееся наследие

Главный храм обители, построенный на месте чудесного явления иконы, был разрушен в 1960 г. После варварского уничтожения это место распахали и сделали местом для выгона скота. По воспоминаниям очевидцев, храм до исчезновения подвергся еще и поруганию, которое трудно осознать здравому человеку. В соборе Рождества Богородицы сделали коровник, в Благовещенском храме содержали телят, в других храмах и зданиях были свиньи. По воспоминаниям старожилов, которые тогда были молодыми, им приходилось доить коров в храме. Люди плакали, ведь вокруг были лики святых, но их заставляли. От надвратной Покровской церкви остались руины, сейчас она восстановлена в стиле украинского барокко. Реконструирован и настоятельский корпус с Ильинской церковью в неороссийском стиле. Идут работы по восстановлению храма святых Антония и Феодосия Печерских (трапезного).

Польские военные, дети Испании и России 

Судьба последних монахов была трагичной: одних выгнали, вторых сослали, некоторых убили. В 30-e годы здесь был концлагерь для военнопленных, в стенах обители содержались 1500 польских офицеров, чиновников и представителей интеллигенции. Удаленный монастырь облюбовали представители НКВД, в котором позже расстреливали заключенных. Бывают такие моменты в истории, когда одно зло порождает другое и может возвращаться потомкам в какой-либо форме. Молченская пустынь часто подвергалась разграблению и разорению, а в 1605 г. обитель была разорена именно поляками.

Одно время в монастыре был и детский приют, в который привозили детей из голодающего Поволжья. Во время войны в Испании сюда привозили детей из этой южной страны. Во время Второй мировой войны монастырские здания использовали для своих нужд советские партизаны под руководством Сидора Ковпака.

Храм без куполов и ласточки на Литургии

Двадцать лет назад здесь впервые после 77 лет глумления и запустения была совершена Божественная литургия. В селе проживает дедушка, который еще в советское время ходил по монастырю и говорил мальчику, впоследствии насельнику монастыря: «Ванюшка, Матерь Божия монахов готовит. Уже и наместник есть, и братия, и вот с этого корпуса восстанавливать начнут». Парень не верил и показывал на развалины. А Иван Филиппович (так его зовут) продолжал: «Царица Небесная все устроит, и ты еще не раз на службе постоишь». И когда шла первая Литургия в храме без куполов, кругом свистел ветер, 80-летний Иван Филиппович пришел в церковь и начал плакать. Во время первой Литургии прилетели ласточки и летали по кругу, щебетали вместе с поющим хором. С Херувимской вместе пели, а на евхаристическом каноне – мертвая тишина. После «Отче наш» птицы снова начали щебетать и летать по храму. Такой знак вселил надежду в первых насельников, что Матерь Божия показала свое благоволение через пернатых тварей.

Оживший сад

Софрониевская пустынь славилась своими яблоками, эти плоды даже поставлялись к царскому столу вместе с овощами, начиная с XVII века. После разорения монастыря при большевиках деревья не плодоносили, природа распорядилась так в отместку за оскорбление святыни. С начала 50-х годов яблоневые сады вообще не родили, замерло все, а после открытия монастыря и появления первых монахов в наше время здесь все зацвело. Все восемь садов в монастыре заблагоухали. В то время были морозы, и вокруг все померзло, но не в монастыре – в сентябре на ветках висели огромные и вкусные яблоки. И такие чудеса происходят в наше время.

Мироточивая икона

Однажды на Страстной седмице здесь начала источать миро Иверская икона Божией Матери. Этот образ почитался в обители издавна, находился в тот момент на храмовом престоле. А до этого была чудесная находка старинной иконы, которую местные жители увидели в антикварном магазине. Наместник встретился с владельцем лавки, который рассказал о том, что с момента получения иконы в свои руки он находился в тревоге и его здоровье постоянно ухудшалось. Наместник Софрониевой пустыни предложил вернуть святыню в обитель, и после этого владелец магазина исцелился.

Пророчество св. Иоанна Кронштадтского

Когда-то в этом монастыре служил св. Иоанн Кронштадтский. Однажды он вышел на балкон Благовещенского храма, низко поклонился и сказал такие слова: «Придет время, обитель будет в запустении, но потом она возродится и станет лучше, чем прежде». Монахи верят этому, братия вкладывает много усилий и труда, молятся – и результаты видны. В Софрониевском монастыре верят, что Матерь Божия их игуменья. Верят в это и паломники, прибывающие сюда, здесь чувствуется присутствие благодати Божией, и не только потому, что вокруг монастыря великолепная природа, здесь чувствуются намоленное место, в котором жили и трудились святые и где проливался пот и кровь христиан.

Андрей Герман

pravlife.org

история и адрес монастыря, храмы и постройки, святыни и настоятели, расписание богослужений

На берегу речки Молчанки на вершине горы Чудной расположился величественный Софроновский монастырь Московского патриархата. По отзывам паломников и туристов Софроновская обитель Путивля является уникальным духовным центром, наполняющим душу особым теплом и светом.

Исторические данные о строительстве мужской обители в Путивле

Недалеко от Молчанского монастыря расположился Софрониевский комплекс, названный так в честь игумена Софрония, благодаря служению которого обитель стала одной из крупных в империи России.

Другие православные храмы:

По одной из версий монахи Киево-Печерской Лавры покинули Киев после разорения святынь татарами, переселились в Путивль, где вырыли кельи прямо в Чудной горе, чтобы молиться в уединении. Постепенно намоленное место обрастало постройками и переросло в монастырь.

Комплекс Софрониевского монастыря, Путивль (Украина)

Полное название этой уникальной святыни мира — Софрониево — Молчанский Рождества Пречистой Божьей Матери Печерский мужской монастырь, основанный в 1405 году на месте явления иконы Богородицы.

Митрополит Киприан, когда до него дошла эта чудная новость, приказал на святом месте воздвигнуть храм, который сожгли в 1592 году орды татар. Почти сто лет никто не пытался восстановить Молчанскую пустыню, пока не поступило распоряжение царя Алексея Михайловича.

Руководил восстановительными работами настоятель обители преподобный Софроний, чье имя носит святыня и поныне. Более десяти лет понадобилось настоятелю, чтобы Софроновский комплекс стал самостоятельной единицей в 1670 году.

В начале XX века в монастырских кельях насчитывалось до 300 насельников. В то время в Путивльском комплексе было до 48 построек, среди них храм Рождества Божьей Матери, церковь Благовещения, Успения, Покровская и другие.

Надвратная Покровская церковь Софрониевского монастыря

После революции обитель закрыли, в ее стенах устроили детский приют, затем там был лагерь военнопленных, в войну ее занимали войска Ковпака. К концу XX века в Софрониевском комплексе остались полуразрушенными:

После восстановления в 1999 году,1 сентября настоятель, отец Герман провел первое богослужение в восстановленной обители Путивля.

Паломников и туристов привлекают подземные пещеры, которые расположились в три этажа, некоторые из них построены или выкопаны в XIII веке. Прихожане часто уходят в пещерные кельи, чтобы в молитве покаяния оставить там грехи. В простоте пещер по-особому открывается красота Божьей благодати.иМонахи обители подчеркивают, что их обитель имеет большую славу в Небесах.

Подземный храм Софрониевского монастыря

Современное состояние Софрониевского монастыря

Архимандрит Николай возглавляет святую обитель с 2009 года и делает все для реконструкции и сохранения старинного монастыря. Символом вечности Софрониевского комплекса являются растущие у его стен вековые дубы, обнять их пытаются все посетители обители.

Читайте также:

Восстановление дороги в село Новая Слобода, которое расположилось в нескольких километрах от Путивля, способствовало росту паломников, посещающих святыню круглый год.

Атмосфера чистоты и света чувствуется с первого мгновения пребывания в храмах с многовековой историей. Кто побывал здесь однажды, обязательно возвращается вторично, у многих возникает желание пожить в стенах обители хоть несколько дней, чтобы наполниться Божьей благодатью.

Святыни храма

В 2001 жителя края был сделан подарок святой обители — икона Иверской Богоматери. Первая свеча в Свято-Ильинском храме была зажжена на богослужении 2002 года.

От Украинского представительства Московского патриархата была подарена еще один святой образ — икона великомученицы Варвары.

Сумская администрация благословила монастырь образами Спасителя и Богородицы.

Священная вода в монастырском колодце освящена митрополитом Киевским Блаженнейшим Владимиром.

С возрождением христианской святыни на Чудной горе возрождаются христианские души.

Важно! 19 мая Софроновская обитель отмечает праздник возвращения иконы Иверской Божьей Матери, которая долгое время просто лежала в одном из сараев местных жителей, затем была ими найдена и передана в дар Молченскому комплексу, находящемуся в селе Новая Слобода.

Софрониевский монастырь

molitva-info.ru

Софрониевский монастырь в Новой Слободе

Софрониевский монастырь (полное название Софрониево-Молченская Печерская пустынь Рождества Пресвятой Богородицы) — православный мужской монастырь Конотопской и Глуховской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата, расположенный на горе Чудная в селе Новая Слобода Сумской области. Был основан в 1630 году. При советской власти был закрыт и вновь возвращён церкви в 1999 году. Одно из семи чудес Сумщины.

Точная дата создания монастыря и имена его учредителей неизвестны. По преданию, первые монахи поселились на горе Чудная в XI—XIII веках. В «Историко-статистическом описании Софрониевской пустыни» за 1837 год утверждается, что монастырь был основан ещё в эпоху крещения Руси. Также возможно, что его основали греческие монахи, прибывшие с митрополитом Михаилом. По другой же версии, монастырь был основан уже на время прихода на Русь православия в правление князя Владимира (980—1015 годы).

Существует также версия позднего основания Софрониевской пустыни, согласно которой её основали монахи Киево-Печерской лавры, которые оставили Киев из-за нашествия орд монголо-татар, которые в 1240 году почти до основания уничтожили город и его святыни, как об этой трагедии подано в летописи: «И поднялся страх и ужас большой, когда не только киевляне бежали из Киева, но и иноки Феодосиева монастыря» (то есть Киево-Печерской лавры).

В «Описании Софрониевой пустыни и скита при ней», изданном в 1910 году, приведено множество интересных выдержек из старинных летописей и документов. В одном из таких отрывков говорится, что два монаха пришли из Киева к Софрониевской пустыни, где нашли себе пещеру, которую превратили в скит. Но самым интересным остаётся то, что создание этого документа относится к той эпохе, когда Киев ещё не был разрушен кочевниками. Так или иначе, но наиболее вероятным представляется, что именно монахи Киево-Печерской лавры, спасаясь от захватчиков, основали Софрониевского пустынь. Они поселились на Чудной горе, назвав её так, возможно, за большой лес и несравненную красоту природы этого места.

Известно, что во время правления литовского князя Александра-Ольгерда (1345—1377) на этом месте уже был монастырь, которым управлял архимандрит Филарет. В конце XIV века пустынь получила набеги кочевников-тюрков, которые ограбили и полностью разрушили обитель.

Рассказывают, что осенью 1405 года на Чудной горе, над болотом Молче, появилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Это место — в 20 верстах к востоку от Путивля, и тогда входило в Путивльскую волость. Местные жители сразу же заметили святыню. Опять же, по некоторым преданиям, её обнаружил бортник. На месте чудесной находки люди поставили небольшую деревянную церковь Пресвятой Богородицы. Со временем у неё начали селиться монахи-отшельники, сооружая неподалёку пещеры на склонах холмов для проживания и постоянных молитв. Впоследствии здесь собственно и возник небольшой монастырь. Его назвали Молчанской Рождества Богородицы пустынью.

В XVI веке пустынь разрослась и превратилась в большой монастырь-острог, поэтому монахи, которые в нем проживали, приобрели несколько «осадных дворов», где поставили церковь Флора и Лавра и возвели в остроге храм Рождества Богородицы (примерно в 1580-х годах).

Однако монастырь, который развивался, в 1592 году был сожжён крымскими татарами. Выжившие монахи в следующем году (по другим данным — только в 1605 году) во главе с игуменом Пафнутием, переселились в Путивль, где преобразовали монастырское подворье в монастырь. Бывшая пустынь перешла во владение нового монастыря, а позже превратилась в его пасеку. Несмотря на частые набеги татар и в дальнейшем, монастырь продолжал существовать и был одним из оплотов православия на землях Речи Посполитой. После игумена Илии Молченская Печерская пустынь стала самостоятельным Путивльским Молченским монастырём. Эта привилегия была предоставлена Патриархом Московским Иовом 5 сентября 1597 года.

В 1605 году Софрониевский монастырь был разграблен войском Лжедмитрия I, направлявшегося в Москву.

XVII и XVIII века были периодом расцвета Софрониевской пустыни. В 1630 году на территории монастыря построили первую каменную церковь Рождества Богородицы, а 1653 году вокруг неё был восстановлен уничтоженный в прошлом монастырь. Чтобы люди не путались в названиях, Путивльский монастырь стал именоваться Великим Молченским, а восстановленный стали называть Малым Молченским.

Также известно, что игуменом монастыря стал иеромонах Софроний (в миру Стефан Батоврин), который до этого был его строителем. При Софрония монастырь стал известным на Посемьи, получил богатую вотчину, расширив свою территорию. Здесь возводились каменные и деревянные церкви. При нём монастырь фактически получил независимость от городского монастыря и стал одним из крупнейших в тогдашней России. За большие заслуги игумена Софрония, монастырь впоследствии стали называть Софрониевским, а после смерти Софрония в 1692 году это название стало официальным.

В 1672 году в монастыре нашел прибежище Семён Медведев, принявший монашество с именем Сильвестр.

Пустынь стала настолько известной, что по легенде сама императрица Елизавета Петровна выразила желание его посетить. По легенде, в 1744 году, уезжая в Киев, она специально изменила маршрут и поехала в Софрониевской пустыне. Прибыв в монастырь, Елизавета приняла участие в освящении новых церковных сооружений.

В 1757 году была построена Надвратная Покровская церковь. А С 1758 года к Софрониевской пустыни был присоединен Путивльский Борисоглебский монастырь вместе с его имениями.

В XIX веке численность монахов Софрониевского монастыря выросла до нескольких сотен, поэтому монастырь и в дальнейшем расширял свои владения. По свидетельствам 1908 года в монастыре была 61 постройка, здесь служило 108 монахов и 145 послушников.

Начиная с 1911 года в монастыре начал функционировать больничный корпус, что во время Первой мировой войны оказывал помощь русским солдатам и местным жителям. От 1915 при монастыре существовала бесплатная столовая, где еду мог получить каждый нуждающийся. Был создан также приют для детей погибших солдат. Монастырь перед лицом социальных катаклизмов, как духовный центр, очевидно, был авторитетным центром среди местных жителей, однако, дальнейшие ещё большие социальные катаклизмы и пертурбации непростого XX века привели обитель к опустошению и упадку.

Такие событие как свержение монархии каждый понял по-своему. Кто-то, например, вооруженные и бесконтрольные солдаты, пытались получить максимум в неопределенных обстоятельствах межвременья. Вот что сообщали «Курские епархиальные ведомости» в те годы: «В Курской епархии только за последний месяц 1917 года были ограблены вооруженными солдатами Путивльская Софрониевская и Белгородская Николаевская пустыни, Льговский женский монастырь…».

В начале 1920-х годов советская власть закрыла Софронтьевский монастырь. Судьба монахов была трагической: кого выгнали, а некоторых убили или отправили в ссылку. Монастырские стены, собор, построенный в 1630 году, две церкви того же периода строительства, были уничтожены, частично засыпали пещеры.

Впоследствии бывший монастырь превратили в детский дом для вывезенных из охваченного голодом Поволжья детей, а с 1937 году сюда начали свозить детей из Испании. Во время Второй Мировой войны и монастырские здания использовали для своих нужд советские партизаны под руководством Сидора Ковпака.

А в первые послевоенные годы руины, оставшиеся от Софрониевского монастыря, начали разбирать на кирпич для колхозных зданий и промышленных объектов. Так, бульдозерами сравняли с землёй храм Рождества Пресвятой Богородицы, а на его месте появился участок для выпаса колхозного скота.

Только в 1989 году Сумской облисполком взял объект под охрану государства, внеся в соответствующий перечень памятников, надвратную церковь, трапезную, ограждение с воротами и настоятельский корпус Софрониевского монастыря. Однако охранных табличек тогда не установили из-за нехватки средств.

Настоящее же возрождение обители началось с 1999 года, когда начали работы по восстановлению собора Рождества Пресвятой Богородицы, Успенской церкви и по реставрации храма Ильи Пророка, Покровской надвратной церкви и трапезной. Поскольку несколько пещерных комплексов монастыря сохранилось, часть из них расчистили и исследовали.

В том же 1999 году впервые за такой длительный период времени, к руинам монастыря прибыл архимандрит Герман с послушниками. Монахи собственноручно расчищали развалины и отремонтировали несколько келий, в которых некоторые из них поселились. В помещении больничной церкви начали править службу. Впоследствии была восстановлено пещерную церковь и отдельные подземные ходы.

В 2002 году в Софрониевской пустыни побывали митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), тогдашний председатель Сумской областной государственной администрации Владимир Щербань, епископ Сумской и Ахтырский Иов и епископ Конотопский и Глуховский Иннокентий. Митрополит Владимир освятил источник с целебной водой и благословил начало восстановления храма Рождества Пресвятой Богородицы, а епископ Иннокентий вложил капсулу со святыми мощами в фундамент храма.

Архитектурный комплекс Софрониевского монастыря создают несколько сооружений, центральным из которых считается надвратная Покровская церковь. Эта церковь — двухэтажная, выполненная в стиле казацкого барокко. В храмовом сооружении можно проследить черты современных архитектурных приемов: грациозно выгнутые карнизы, тонкие пилястры, пышные наличники и т. п. Частично разрушенный в советское время, храм был восстановлен в 2000-х годах, а в праздник Покрова Божьей Матери 14 октября 2010 года он был освящён.

По левую сторону от церкви находится корпус монашеской трапезной. Он интересный тем, что со стороны монастырского двора кажется одноэтажным, а если подойти ближе двухэтажным. Зрительный эффект обусловлен тем, что трапезная расположенная на холме.

Неподалеку от трапезной расположен бывший больничный корпус, построенный в «неорусском» (псевдорусском) стиле. Это выражено в присущих этому стилю стилизациях карнизов, полуколон, сводов и т. п. Также на территории монастырского комплекса находится настоятельский корпус, который также был построен в этом стиле. Этот корпус известный под названием храма Пророка Ильи.

Монастырь имеет и подземную часть — пещерный комплекс, малоизученный и сегодня. В частности, удалось исследовать только незначительную часть подземных ходов. Например, на восточных склонах Софрониевского монастырь выявлены два до сих пор неизвестные хода. Очевидцы утверждают, что они напоминают подземную часть Киево-Печерской лавры.

В наше время Софрониевского монастырю было выделено около 10 га земли, где монахи сажают и выращивают картофель и другие овощные культуры. Монахи держат для своих потребностей скот — коров и лошадей. У монастыря есть своя пасека и 8 старых монастырских садов, которым жители обители подарили вторую жизнь.

monuments.top

Софрониевский монастырь Википедия

Монастырь
Софрониевский монастырь
Софроніївський монастир

Трапезная церковь и Надвратная Покровская церковь
Страна  Украина
Местоположение Новая Слобода
Конфессия православие
Епархия Конотопская и Глуховская
 Медиафайлы на Викискладе

Софрониевский монастырь (полное название Софрониево-Молченская Печерская пустынь Рождества Пресвятой Богородицы) — православный мужской монастырь Конотопской и Глуховской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата, расположенный на горе Чудная в селе Новая Слобода Сумской области.

Был основан в 1630 году. При советской власти был закрыт и вновь возвращён церкви в 1999 году. Одно из семи чудес Сумщины.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Основание
    • 1.2 Расцвет
    • 1.3 Закрытие
    • 1.4 Возрождение
  • 2 Описание комплекса монастыря
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

История[ | ]

Основание[

ru-wiki.ru

Софрониево-Молченская Печерская пустынь Википедия

Монастырь
Софрониевский монастырь
Софроніївський монастир

Трапезная церковь и Надвратная Покровская церковь
Страна  Украина
Местоположение Новая Слобода
Конфессия православие
Епархия Конотопская и Глуховская
 Медиафайлы на Викискладе

Софрониевский монастырь (полное название Софрониево-Молченская Печерская пустынь Рождества Пресвятой Богородицы) — православный мужской монастырь Конотопской и Глуховской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата, расположенный на горе Чудная в селе Новая Слобода Сумской области.

Был основан в 1630 году. При советской власти был закрыт и вновь возвращён церкви в 1999 году. Одно из семи чудес Сумщины.

ruwikiorg.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *