История плёса – Плес история

Плес история

С датой основания Плёса, что на памятнике — 1410 год — местные краеведы не совсем согласны, поскольку, утверждают они, первое летописное упоминание этого поселения относится к гораздо более раннему времени, а именно к 1141 году, и содержится в так называемой Новгородской первой летописи. Автор ее рассказывает о поимке в Плёсе в 1141 году некоего новгородского посадника Якуна: «Якуна яша на Плёсе».

Правда, некоторые из историков высказывают сомнение, о нашем ли Плёсе идет речь? Как бы то ни было, согласно археологическим находкам, задолго до князя Василия и даже до монгольского нашествия на Соборной горе уже стояла первая крепость с довольно большим славянским поселением вокруг, и именовалась она Чувилем. Именно Чувиль спустя столетия стал Плёсом. А ту первую крепость сожгли монголы, вторгшиеся на русскую землю в первой половине XIII века.

И все же летоисчисление Плёса официально принято вести с 1410 года. Эта традиция основана на свидетельствах Воскресенской летописи, в которой сказано: «В се лето князь великий Василий повеле рубити град Плёсо».

Поначалу, утверждают краеведы, это была небольшая сторожевая крепость-застава — уже вторая после той, что сожгли монголы. С ее башен стрельцы, не смыкая глаз, следили за руслом Волги, поскольку именно с реки совершали свои грабительские походы казанцы.

Плёсовцы предпринимали все возможные меры безопасности. Чуть ниже по течению, у сельца Сторожево реку перегораживала естественная преграда — каменные валуны, принесенные сюда еще в ледниковый период. Но между валунами можно было проплыть, поэтому защитники крепости при необходимости забивали прогалы большими кольями или закладывали специально приготовленными камнями, задерживая, таким образом, неприятельские челны. Из Сторожево, как пишут исследователи этих мест А. Дьяков и В. Халтурин, «в ясную погоду Волга просматривалась за двадцать километров вверх по течению. Если судно, идущее вниз по реке, не заходило в Плёс и не брало лоцмана, оттуда подавался сигнал, который и принимали в Сторожеве. Судно, не зная фарватера, налетало на камни и захватывалось или уничтожалось».

Надо полагать также, что воевода крепости и сам собирал мзду с владельцев проходивших мимо судов. Особенно после того, как Едигей-хан, осадив Москву, разграбил города Московского княжества. Нашествие вынудило Василия I бежать из столицы в Кострому, а позже возобновить уплату дани монголам. Продолжалось это недолго — ханы Золотой Орды уже не имели прежней силы, чтобы посылать крупные военные подразделения на выбивание долгов.

Памятник князю Василию на Соборной горе поставили в 1910 году на средства, собранные местным купечеством и в ознаменование 500-летнего юбилея города. Мероприятие широко освещалось в прессе тех лет, хотя некоторые критиковали скульптора, отмечая, что изображение князя взято произвольно. Впрочем, достоверного изображения Василия I не сохранилось, и сравнивать было не с чем.

Свободная река

Историки утверждают также, что в середине XVI века из Плёса на Казань отправился большой воинский отряд, который по пути влился в Костромские полки князей Горбатого и Серебряного. Как известно, после этого похода Казанское ханство, а позже и Астраханское перестали существовать, а все Поволжье вошло в состав Российской империи. При этом речной путь от истоков Волги до Каспийского моря стал свободной зоной торговли между поволжскими городами.

В Смутное время поляки разорили Плёс вместе с Владимиром, Суздалем, Костромой и Кинешмой. Когда из Нижнего Новгорода ополчение под командованием Минина и Пожарского отправилось освобождать Москву, то двигалось оно по правому берегу Волги через Ярославль и Кинешму. В Плёсе ополченцы должны были переправиться на левый берег. Для постройки плотов сюда заранее прибыла артель плотников, которая и обеспечила переправу.

Перекресток событий

В мирные годы Плёс существует, как обычный купеческий городок с кузнечным, ткацким и даже химическим производством. К началу XVII века его значение как военного укрепленного пункта полностью утрачивается. Тут селится большое количество купцов, процветает оптовая торговля, а товары уплывают вверх и вниз по течению Волги.

К середине XVII века здесь образуется так называемая Плёсская десятина, в которую входит более… полутора сотен церквей! А к концу столетия приход только одной Троицкой церкви в Плёсе насчитывает более сотни дворов.

В 1699 году на месте старой крепостной церкви на Соборной горе сооружается просторный каменный Успенский собор. Недалеко строится второй — Петропавловский, а также два каменных административных здания.

Спустя еще несколько десятилетий, в 1778 году, вместе с обретением Плёсом статуса уездного центра Костромской губернии, он получает и собственный герб.

Плёс служил сборным пунктом ратников не только в годы Минина и Пожарского. Большой воинский отряд был сформирован в городке и в 1812 году для отправки на войну с Наполеоном.

posmotrim.by

История Плеса

Когда-то здесь располагался город Чувиль, возведенный по приказу то ли Юрия Долгорукого, то ли Всеволода Большое гнездо. Он был и сторожевой заставой на высокому берегу Волги, и торгово-ремесленным центром: городской посад растянулся вдоль Волги почти на 2 км. Город был разрушен во время набега ордынского войска (1238 г.), о чем сообщается в «Сказании о разорении Рязани Батыем».

В 1410 г. здесь был вновь отстроен город, основанный московским князем Василием I, сыном Дмитрия Донского, который «повеле рубити град Плесо» для целей сторожевых и таможенных. Стратегические преимущества местности для выбора оборонительно-таможенного форпоста оказались неоспоримыми: во-первых, Волга на этом участке не петляет, предоставляя широкий обзор окрестностей на дальних расстояниях, во-вторых, в ее русле проходит каменный лабиринт из Винной и Косой гряд, затрудняющий беспрепятственный проход судов. А местные лоцманы показывали дорогу лишь после предъявления пропускной грамоты или уплаты пошлины.

Деревянная крепость на высоком волжском берегу при впадении в нее р. Шохонки имела дозорные башни и двое ворот, была окружена рвом и шестиметровым валом. Внутри нее располагались деревянная церковь, воеводский двор, военные и провиантские склады, жилье. А вокруг разместились слободы: Троицкая, Гончарная, Набережная, Рыбная, Серковская.

С XVI в. Плес находится в составе централизованного Русского государства. В XVII в. он был разорен польско-литовскими отрядами пана Лисовского. Тогда и не стало деревянной крепости: В 1778 г. город получил статус уездного центра и стал застраиваться по генеральному плану.

В те времена в городе имелись «полотняная фабрика, два солодовенных завода, две пивоварни, казенный соляной склад, 10 кузниц и девять лавок торговых, в коих купечество и мещанство торгуют разными шелковыми, бумажными, полотняными и шерстяными товарами…». Кроме того, известны были местные ювелиры. Это с их легкой руки сформировались ювелирные центры в окрестных селах Красное и Сидоровское. Славились топоры производства плесских кузнецов, работы кустарей-резчиков по дереву и металлу.

Итак, Плес успешно развивался, стал заметным поставщиком льна и полотна, крупным речным портом Волжского торгового пути, перевалочным пунктом в транспортировке зерна. К середине XVIII века насчитывалось уже около 50 каменных зданий: 7 церквей, 2 часовни, 3 торговых ряда, 25 жилых домов. Торговое значение города снизилось после того, как железнодорожная ветка Иваново-Кинешма обошла его стороной. Это привело к значительному (почти вдвое) уменьшению численности населения, разъехавшегося из-за сокращения рабочих мест. Зато его облюбовали дачники, и одним из самых знаменитых среди них стал наш великий соотечественник И.И.Левитан, наезжавший в Плес не раз и живший в доме купца Солодникова, в том самом, где теперь расположен дом-музей художника. Здесь он написал порядка двухсот картин.

Кроме отдыхающих, нанимавших жилье на сезон, были и построившие для этого собственную недвижимость. Об этом напоминает, например, дача фабриканта Павлова, представляющая собой пример плесского модерна.

С 1920-х годов курортное направление становится для города основным.
В настоящее время местное население насчитывает около 3 тыс. человек.

(Источник: http://shkolazhizni.ru).

visitivanovo.ru

Плёсское городское поселение — официальный портал

Старинный русский город Плёс расположен на правом берегу Волги на полпути между Костромой и Кинешмой.

Город очаровывает своей неброской красотой: уютные, мощеные булыжником улочки, дома с кружевом наличников и водостоков, маковки церквей на холмах, буйство зелени летом, сияние золота осенью, удивительный простор, где водная гладь встречается с небом. Именно в таких местах сохранилась живая трепетная душа России.

Плёс – город уникальный во всех отношениях. Уникален ландшафт, созданный природой и дополненный разумной деятельностью наших предков. Уникальна градостроительная структура, на удивление соразмерная особенностям ландшафта. Жизнь города в прошлые века — свидетельство незаурядного таланта русских людей жить в согласии с природой, подчиняясь ее законам. Уникальна история города. Плёс стал широко известен благодаря творениям великого русского пейзажиста Исаака Левитана.

Плёс — очень древний город. Археологические раскопки подтвердили существование города-крепости XII века на мысовой части Соборной горы. Летописи говорят о том, что Плёс был разорен и сожжен во время ордынского нашествия на Русь зимой 1237-38 годов. Также город Плёс упоминается в «Списке городов русских» в 1380 году.

В 1410 году уже многие русские летописи сообщают о строительстве города: «В се лето князь великий Василий повеле рубити град Плесо». Тогда была возведена новая крепость, сыгравшая важную роль в объединении удельных княжеств под эгидой единого Московского княжества. Она стала частью единой таможенно-оборонительной системы волжского рубежа для контроля за главной дорогой Руси – Волгой.

В 1778 году Плёс получил статус уездного города и свой герб. В конце XVIII века в Плёсе появились 3 полотняных мануфактуры, производившие фламское полотно (грубое льняное полотно) и равендук (парусину) для военного ведомства. Город стал третьим после Костромы и Нерехты центром по производству льняного
полотна.

Плёсские купцы Андриян Зубарёв и Андрей Ермолин построили первые каменные дома на западной и восточной оконечностях Набережной, определив принцип симметрии в её будущей застройке.

Наивысшего расцвета Плёс купеческий достигает к 50-м годам XIX века, хотя полотняное производство пришло в упадок. Но торговля лесом, хлебом и хлопчато-бумажными тканями Иваново-Вознесенского и Шуйского промышленных районов набирает большие обороты. Купцы богатеют, продолжают отстраивать «каменный город». К 70-ым годам XIX века окончательно сложился его архитектурный облик, в основных чертах сохранившийся до сегодняшнего дня.

Еще в царствование Екатерины Великой был принят первый генеральный план застройки города, где набережная – его главная улица, а композиционные особенности застройки продиктованы особенностями рельефа и Волгой.

В первой половине XIX века выстроены плёсские каменные храмы. Самый старый храм города расположен на Соборной горе — собор Успения Пресвятой Богородицы
(1699 г.). Позднее рядом появился храм Казанской божьей матери (1828г). Он был разрушен в 30-е годы XX века.

При въезде в Плёс с южной стороны расположен комплекс из двух храмов: во имя Живоначальной и Животворящей Троицы (1808г.) и зимний Введенский храм (1828г.). В 1817 году был построен храм Воскресения Господня (1817г.) на небольшом холме на центральной площади города.

В 1821 году выстроены Церковь Варвары Великомученицы с высокой колокольней, с восточной стороны города, и Преображенская церковь (1849г.) тоже с колокольней – с западной. Были в Плёсе еще две церкви. Старинная деревянная церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла, запечатленная Исааком Левитаном на знаменитой картине «Над вечным покоем», постройки XVI века, сгоревшая в 1903 году. На ее месте в настоящее время стоит другая деревянная церковь Воскресения, перенесенная сюда из села Билюково Ильинского района Ивановской области.

На той же Петропавловской горе в 1845 году была построена каменная Петропавловская церковь, которая была разрушена в советское время.

Сохранившиеся плёсские храмы до сего времени организуют городской ландшафт, выступая архитектурными доминантами.

На рубеже XIX – XX веков в Плёсе строятся дачные дома, купеческие особняки сдаются под дачи. Дачами становятся бывшие дворянские усадьбы близ Плёса.

Купец и промышленник Григорий Горбунов приобрёл дворянскую усадьбу Миловка.
В 1898 году он выстроил для города больницу и взял на себя и её содержание (за исключением платы персоналу).

В 1912 году построил дачу близ Плёса знаменитый певец Фёдор Иванович Шаляпин.

К 500-летию города был воздвигнут памятник основателю города Великому князю московскому Василию Дмитриевичу, появилась первая водопроводная колонка, построен новый мост через речку Шохонка, разделяющую город.

После революции 1917 года город стал здравницей. Для дома отдыха текстильщиков в 1922 году был выделен участок земли и несколько купеческих домов на Дворянской улице.

В 1927 году живописнейшее место в районе Ключей, сосновый бор и усадьбу Фомичевых, занял противотуберкулезный санаторий «Плёс» с территорией около 50 гектаров. Он был выстроен и оборудован по образцу лучших крымских санаториев.

В 1933 году открылся Дом творчества Всероссийского театрального общества всего на 50 человек. Он занимал небольшой особнячок купца Петрова и одноэтажные домики на территории бывшей полотняной мануфактуры купца Василия Частухина. Отдыхающие предпочитали прогулки в лес, катание по Волге, спокойный созерцательный отдых.

В 1967 году в Плёсе появилась турбаза, расположенная в нагорной части по соседству со знаменитой березовой рощей, воспетой Исааком Левитаном.
В 1950-е годы начинается строительство Горьковского гидроузла и электростанции, вызвавшего подъём Волги. Однако Плёсу повезло более других волжских городов — он незначительно пострадал от подтопления. Часть нижних этажей и полуподвалы, где раньше были купеческие лавки, ушли под землю, пришлось насыпать искусственную набережную. В результате дома приобрели более
приземлённый вид, а набережная выровнялась.

В 1972 году в городе появился Мемориальный дом-музей И. И. Левитана, бессменной заведующей которым на протяжении 35 лет была заслуженный работник культуры Анна Павловна Вавилова. В мемориальных комнатах воссоздана обстановка тех лет, есть подлинные вещи и картины художника.

В 1997 году открылся единственный в России Музей пейзажа.

С 22 октября 1982 года Плёс стал музеем-заповедником.

В последние годы в городе появляются интересные частные музеи.

С 1960-х годов город входит в туристический маршрут «Золотое кольцо» России.

 

Карта Плёса

gorodples.ru

История города Плеса

Панченко Г.В., ст. научный сотрудник исторического отдела

Город-крепость, город-таможня

Упоминание о Плесе было найдено в первой Новгородской летописи за 1141 год. Это летописное упоминание о Плесе подтверждается и материалами археологических исследований. Уже в те времена, окончание эпохи средневековья, Плес имел внушительные размеры. Протяженность его торгово-ремесленного посада вдоль берега Волги составляла около двух километров. При этом была застроена не только первая, но и вторая береговая террасса.

Городской домонгольский некрополь Плеса, по предварительным данным, насчитывал около 600 захоронений.

И сейчас можно с уверенностью сказать, что Плес Возведенный во 2 половине XII в. владимирским князем Всеволодом Большое гнездо, cтал форпостом княжеской власти в новой, Плесской волости, присоединенной таким образом к великому княжеству.

(Он никогда не был просто сторожевой заставой, а был полноценным городом, т.е. имел обширный посад, вечевую (торговую) площадь, городской некрополь.)

Первая плесская крепость пала и была сожжена в феврале 1238 года во время татаро-монгольского нашествия. Это событие упоминается в «Сказании о разорении Рязани Батыем».

Второе рождение Плесской крепости связано с нападением в 1409 году полководца Золотой орды мурзы Эдигея на Москву. Великий князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, решил построить на Волге крепость — опорный пункт на подступах к Костроме. И в 1410 году «повеле рубити град Плесо». Вторая плесская крепость явилась частью таможенно-оборонительной системы волжского рубежа. Помимо новой крепости в нее входил естественный по происхождению каменный лабиринт в русле Волги, препятствовавший свободному прохождению судов.

История города — крепости Плес завершилась к 1609 году, когда город был захвачен отрядами пана Лисовского. (Следов пожара нет: крепость догнила еще, видимо, в канун набега).

С тех пор крепость не восстанавливалась. С расширением и укреплением Московского государства отпала необходимость в сторожевой заставе на Волге.

Купеческий город

С XVII в. Плес стал развиваться как торговый город — порт. С низовьев Волги сюда привозили на баржах зерно, перемалывали его на местных мельницах и продавали муку в Иванове и Шуе. А с окрестностей Плеса в купеческие торговые конторы собиралось домотканное полотно для отправки его на продажу по Волге. Одна из таких контор, принадлежавших богатейшему московскому купцу Василию Шорину, известна еще по документам XVII в.

Когда — то пригород Костромского уезда, Плес в 1778 году стал уездным центром, имел свой герб: речной плес и корма галеры.

В экономических примечаниях, составленных в этот период, говорились: «В нем (Плесе) была полотняная фабрика, два солодовенных завода, две пивоварни, казенный соляной склад, 10 кузниц и девять лавок торговых, в коих купечество и мещанство торгуют разными шелковыми, бумажными, полотняными и шерстяными товарами. На полотняной фабрике ткали разных цветов пестряди и равендуки, которые отвозили для продажи в Москву, в Санкт-Петербург и отчасти продавали в городе и поблизости оного на ярмарках …»

Со времени основания города в Плесе работали ювелиры. Они занимались выделкой колец, сережек и других изделий. Под влиянием этого древнего ювелирного центра сформировались соседние — в селах Красное и Сидоровское.

Большое развитие получили в Плесе и кустарные промыслы: кузнечный, портновский, сапожный.

Особенно отличались в своем ремесле плесские кузнецы. Они ковали из уральского железа плотничьи топоры, получившие широкую известность далеко за пределами плесской округи.

Издавна славились и плесские резчики по дереву и металлу. Все эти изделия кустарей забирали по дешевке скупщики, приезжавшие в Плес весной с первыми пароходами, и отвозили их на Нижегородскую ярмарку.

Осенью 1871 года была пущена железнодорожная линия Иваново — Кинешма.

Сразу же стала невыгодной отправка хлеба гужевым транспортом. Барыши от хлебной торговли потекли в карманы кинешемских купцов.

Постепенно в Кинешму (город в пятидесяти км от Плеса) перебрались многие Плесские торговцы (до сих пор в Кинешме сохранилась улица под названием «Плесские дворы»). Почти вдвое (до двух с половиной тысяч) уменьшилось население города за счет разъехавшихся возчиков, грузчиков, приказчиков, обслуживающих хлебную торговлю.

Жизнь в городе замирает и Плес как бы выпадает из времени, практически не меняясь.

Левитановский Плес

Но развитие судоходства на Волге тогда уже содействовало привлечению значительного числа туристов из буржуазных кругов Москвы.

Частные пароходовладельцы, конкурировавшие между собой, стремились привлечь на свои пароходы больше пассажиров из числа дачников, ставили в летнее время несколько пассажирских дебаркадеров берега Плеса.

Местные домовладельцы сдавали свои дома для отдыхающих. Именно в эту пору «дачного» Плеса, тихого заштатного городка, приехал сюда вместе с друзьями и московский художник-пейзажист И.И. Левитан.

Его спутница, художница С.П. Кувшинникова, вспоминала позднее: «Весной 1888 г. … мы поехали в Рязань, сели на пароход и пустились вниз по Оке. Попробовали остановиться в селе Чулкове, но долго там не ужились… Наконец добрались до Плеса. Он сразу нас обворожил, и мы решили остановиться …»

В Плесе художники прожили лето 1880-ого и два следующих лета. Жили почти по полугоду, с весны до поздней осени, возвращались в Москву последним октябрьским пароходом.

С Плесом связано почти 200 работ ИсаакаИльича Левитана.

***

Плес был основан одним из владимиро-суздальских князей (предположительно, Юрием Долгоруким) в XII веке на землях, принадлежавших финно-угорскому племени меря. Первое летописное упоминание Плеса относится к 1141 году. Он сразу получил статус города, т.к. по средневековым законам городом считалось укрепленное крепостными стенами поселение. Город строился на высоком правом берегу Волги, как военная, пограничная по тем временам, крепость, которая должна была защищать северные границы Владимиро-Суздальской Руси от постоянных военных вторжений Волжской Булгарии. Торгово-ремесленное население города размещалось на посаде, располагавшемся у подножия Соборной горы на территории современной набережной и Заречья.

Первая плесская крепость погибла в феврале 1238 года при первом нашествии татаро-монгол на русские земли. Однако полностью татаро-монголы население не уничтожили, и в 1410 году на месте существующего поселения по велению московского князя Василия I Дмитриевича, сына Дмитрия Донского, была построена вторая военная крепость.

Вторая плесская крепость явилась частью единой таможенно-оборонительной системы, волжского рубежа, столь необходимого в то время московским князьям для того, чтобы контролировать главную дорогу Руси — Волжский путь — и защищать ее от новгородских разбойников — «ушкуйников», большими речными флотилиями грабивших в в XIV в. поволжские города. Последний поход ушкуйников по Волге состоялся в 1409 году, в 1410 году была сооружена плесская таможенно-оборонительная система. Помимо новой крепости в нее входил естественный по происхождению каменный лабиринт в русле Волги, препятствовавший свободному прохождению судов. Провести корабли мимо Винной и Косой каменных гряд могли только плесские лоцманы, а их услуги предоставлялись только в том случае, когда проходящие платили пошлину либо предъявляли пропускную грамоту.

После разрушения крепости поляками в 1609 году Плес развивается как крупный торговый центр на Волге. Он становится перевалочным пунктом по оптовой торговле зерном, привозимым из низовых губерний. После постройки в 1871 г. железной дороги от Иваново-Вознесенска до Кинешмы Плес утрачивает это значение, сохранив только местную торговлю.

В 1888-90 гг. в Плес приезжает русский пейзажист И.И. Левитан. Своими плесскими работами он привлекает большое внимание к городу и его пейзажам, и с этого времени Плес становится местом дачного отдыха москвичей и санкт-петербуржцев.

В 20-30- гг. строятся дома отдыха, санаторий, и Плес превращается в город-курорт.

В настоящее время здесь живут 2882 жителя

mirznanii.com

Плёс « Апограф. Мир вокруг нас, интересные коллекции, рестораны и кафе

Живописные просторы этого замечательного места вдохновляли художника Левитана писать свои полотна. И город до сих пор сохранил ту привлекательность. Речь идёт о Плёсе.

История Плёса

Первое упоминание о Плёсе зафиксировано в первой Новгородской летописи за 1141 год. Как подтверждают и археологические раскопки, уже во времена средневековья, Плёс имел внушительные размеры: протяженность его торгово-ремесленного посада вдоль берега Волги составляла около двух километров. При этом, была застроена не только первая, но и вторая береговая террасса. И сейчас можно с уверенностью сказать, что Плес Возведенный во 2 половине XII в. владимирским князем Всеволодом Большое гнездо, cтал форпостом княжеской власти в новой, Плесской волости, присоединенной таким образом к великому княжеству.

Панорама Плёса

Первая плесская крепость, которая была возведена во второй половние, пала и была сожжена в 1238 году во время татаро-монгольского нашествия. Это событие упоминается в «Сказании о разорении Рязани Батыем».

Плёс и Волга

Новая крепость была отстроена в 1410 году. Возведение укрепления было связано с нападением в 1409 году полководца Золотой орды мурзы Эдигея на Москву. Великий князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, решил построить на Волге крепость — опорный пункт на подступах к Костроме. Вторая плесская крепость явилась частью таможенно-оборонительной системы волжского рубежа. Помимо новой крепости в нее входил естественный по происхождению каменный лабиринт в русле Волги, препятствовавший свободному прохождению судов. История города — крепости Плес завершилась к 1609 году, когда город был захвачен отрядами пана Лисовского. Судя по археологическим раскопкам, крепость догнила еще до набега, то есть не была сожжена. С тех пор крепость не восстанавливалась. С расширением и укреплением Московского государства отпала необходимость в сторожевой заставе на Волге.

Успенский Собор в Плёсе

Со времени основания города в Плесе работали ювелиры. Они занимались выделкой колец, сережек и других изделий. Под влиянием этого древнего ювелирного центра сформировались соседние — в селах Красное и Сидоровское.

С XVII в. Плёс, оставив роль крепости, стал развиваться как торговый город — порт. С низовьев Волги сюда привозили на баржах зерно, перемалывали его на местных мельницах и продавали муку в Иванове и Шуе. А с окрестностей Плеса в купеческие торговые конторы собиралось домотканное полотно для отправки его на продажу по Волге. Когда — то пригород Костромского уезда, Плёс в 1778 году стал уездным центром, имел свой герб: речной плес и корма галеры. В экономических документах, написанных в то время, сообщается: «В Плёсе была полотняная фабрика, два солодовенных завода, две пивоварни, казенный соляной склад, 10 кузниц и девять лавок торговых, в коих купечество и мещанство торгуют разными шелковыми, бумажными, полотняными и шерстяными товарами. На полотняной фабрике ткали разных цветов пестряди и равендуки, которые отвозили для продажи в Москву, в Санкт-Петербург и отчасти продавали в городе и поблизости оного на ярмарках …»

Вид на гору Левитана

Большое развитие получили в Плесе и кустарные промыслы: кузнечный, портновский, сапожный. Особенно отличались в своем ремесле плесские кузнецы. Они ковали из уральского железа плотничьи топоры, получившие широкую известность далеко за пределами плесской округи. Издавна славились и плесские резчики по дереву и металлу. Все эти изделия кустарей забирали по дешевке скупщики, приезжавшие в Плес весной с первыми пароходами, и отвозили их на Нижегородскую ярмарку.

Осенью 1871 года была пущена железнодорожная линия Иваново — Кинешма. Отправка хлеба гужевым транспортом из-за становится не выгодной, и в этот момент в Кинешму (город в пятидесяти км от Плеса) переезжают многие Плесские торговцы (до сих пор в Кинешме сохранилась улица под названием «Плесские дворы»). Население Плёса уменьшается вдвое, останавливается различная деятельность, и жизнь в городе замирает. С тех пор, Плес как бы выпадает из времени, практически не меняясь.

Набережная Плёса

Левитан в Плёсе

Красоту Плеса и его окрестностей показал на своих полотнах великий русский пейзажист Исаак Ильич Левитан. Впервые Левитан побывал в Плёсе весной 1888 года вместе со своими друзьями С.П. Кувшинниковой и А.С. Степановым. Художники путешествовали вверх по Волге на пароходе-колеснике в поисках живописных мест для этюдов. Решение остановиться пришло мгновенно, как только из-за поворота показался высокий зеленый холм, а на нем — маленькая деревянная церковь и возле нее — кресты погоста. По совету грузчиков художники остановились в доме купца Солодовникова.

Уютный патриархальный город Плёс оказался «премилым уголком, удивительно поэтичным, красивым и тихим». Но главное, конечно, была Волга, волжские пейзажи, обещавшие Левитану разнообразную натуру. В Плёс художники приезжали еще дважды, в 1889 и 1890 году. Жили почти по полгода, с весны до поздней осени. Около двухсот работ было написано Левитаном непосредственно на натуре или позднее по волжским впечатлениям. Среди них более двадцати картин и множество этюдов, которые, по словам М.В. Нестерова, «послужили основой для настоящей известности И.И. Левитана».

Произведения И.И. Левитана занимают особое место в собрании музея. К его ранним работам относится небольшая картина «Полустанок», в которой он одним из первых в русской живописи попытался выразить своеобразную поэзию железной дороги. Он выступил художником-новатором, который уже тогда умел находить новые, современные сюжеты и мотивы. Левитан вновь вернулся к этому мотиву в конце своего творческого пути. Этюды «Овраг с забором», «Ствол дуба ранним летом» относятся к тем многочисленным штудиям 1880-х годов, когда Левитан, по словам М.В. Нестерова, «работал с огромной энергией, изучая ландшафт в его деталях, в мельчайших подробностях».

Достопримечательности Плёса

 

Варваринская церковь  — построена в 1821 году на возвышенности в восточной части Плёса, недалеко от берега Волги. Играет важную роль в панораме Плёса. Угол наклона колокольни Варваринской церкви 10 градусов.

Воскресенская церковь — это копия знаменитой церкви, которая была изображена на картине левитана «Над Вечным Покоем». В 1903 году эта церковь сгорела. В Ильинском районе Ивановской Области имелась подобная церковь – Воскресенская – 1699 года создания. И ее в 1982 году перевезли в Плёс и поставили на месте уже забытого пожарища. Это произошло только после открытия в Плёсе дома-музея И.И. Левитана, которое заставило обратить внимание на опустевшее «левитановское» место города.

Троицкая и Введенская церкви — это Парадные ворота Плёса. Церкви расположены на площади городского автовокзала при въезде в город из Иванова. Отсюда в старые врмена начинался в Плёсе шуйский и нерехтский тракты. Архитектурный ансамбль состоит из холодной церкви Троицы Живоначальной и теплой Введения во храм Пресвятой Богородицы. Летняя Троицкая церковь была построена в 1808 году, и стала первой каменной приходской церковью в Плёсе. Зимний каменный Введенский храм сооружен в 1828 года.

Успенский собор — построен в 1699 году на Соборной горе на территории бывшей древней крепости. Это древнейший памятник культового зодчества Плёса, представляющий собой провинциальный вариант московского барокко. Как и многие места в Плёсе, храм был запечатлен на картинах Левитана. Элементы собора изображены на картинах «Тихая обитель» и «Вечерний звон».

Церковь Спаса Преображения — построена в 1840-49 годах на месте мужского Спасо-Преображенского монастыря, упраздненного в 1764 году. Здание кирпичное, побеленное. Интересный пример храма в северной части области, выполненного в запоздалых формах раннего классицизма и обладающего подчеркнуто монументальным обликом.Расположена на западной окраине города, на небольшой возвышенной площадке на склоне холма над Волгой. Играет важную роль в городской панораме.

Часовня Николая Чудотворца — построена в 1892 г. из кирпича и побелена по кладке. Хороший образец небольшой городской часовни данного периода в русском стиле. Расположена на возвышенности в восточной части города, на пересечении улиц Урицкого и Кропоткина.

Святой колодчик — Представляет собой небольшой малой мощности родник, питающийся грунтовыми водами. Расположен у основания склона коренного берега ручья Чернавка. Представляет собой вид небольшого овражка, проходящего между пологими возвышениями. Глубина овражка около двух метров. Родник восстановлен и одет срубом местными жителями около 15 лет назад. Недавно около колодца установлен небольшой деревянный православный крест с иконой Богоматери Казанской. Родник почитается местными жителями, считается святым и целебным, является местом паломничества.

Дерево любви — это две сосны в Плёсе, сросшиеся друг с другом одной веткой. По местным поверьям, для того, чтобы сбылось загаданное желание, на «дерево любви» нужно повязать какую-нибудь ленточку. Из-за этого дерево напоминает новогоднюю ёлку: оно всё в разноцветных ленточках.

Крепостной вал и ров на Соборной горе — постройка оьтносится к 1410 году. При строительстве укрепления был насыпан земляной вал с противоположной от берега реки стороны. Этот вал и фрагмент рва сохранились до наших дней. Строились укрепления в период, когда отдельные русские княжества начинали объединяться под рукой московского государя и создавалось единое Московское государство. Укрепления были частью единой таможенно-оборонительной системы, необходимой московским князьям для контроля Волжского пути. В районе Плеса Волга течет в сравнительно узком коридоре почти по прямой, благодаря этому врага можно было увидеть еще на дальних подступах к городу, а крутые склоны мешали противнику подняться к стенам.

Мемориальный Дом-музей И.И. Левитана — открыт в 1972 году. В этом доме художник жил и работал летом 1888 — 1889 гг. Мемориальные комнаты и экспозиционные залы знакомят посетителей с творческой биографией И.И. Левитана, великого русского художника-пейзажиста. В музее находятся подлинные работы художника и его современников. Время работы музея:с 9-00 до 17-00,перерыв: c 13-00 до 14-00,выходной: понедельник*С 30 декабря по 10 января экспозиция работает с 10-00 до 16-00

Памятник князю Василию Дмитриевичу — поставлен в 1910 году у здания Присутственных мест в год празднования 500-летия Плёса. Надпись на памятнике гласит: «Сооруженъ въ царствованiе Императора Николая II-го въ память 500-лътiя города Плесса, основаннаго Великимъ Княземъ Василiемъ Дмитрiевичемъ, сыномъ Великаго Князя Дмитрiя Донского. 1410-1910».

Экспозиция Художественные промыслы Ивановского края — располагается на Набережной, напротив туристического причала, в здании «Мучных рядов», памятнике архитектуры второй половины XIX века. В экспозиции представлены четыре направления в развитии художественных промыслов ивановской области: ювелирное искусство, льняное жаккардовой ткачество, лаковая миниатюра двух центров, Палеха и Холуя, а также оригинальная ивановская вышивка.Особенность экспозиции в том, что наряду с историческими экспонатами, здесь показаны образцы современных изделий.

Музей Свадьбы — расположен в старинном деревянном доме, в котором когда-то жил зажиточный плёсский аптекарь, выдававший замуж свою дочь. Сотрудники музея будут рады познакомить Вас с особенностями местного городского свадебного обряда, расскажут об уловках, на которые шли родители будущих молодожёнов, чтобы выгодный брак состоялся, и предложат желающим почувствовать себя в роли традиционных свадебных персонажей.

Музей пейзажа — открыт в 1997 году в бывшем особняке купцов Грошева и Подгорнова. Экспозиция музея демонстрирует различные направления русского и советского пейзажного искусства. Живописные окрестности Плёса, послужили основой для создания ряда всемирно известных работ Левитана и для ряда поколений художников-пейзажистов. Музей пейзажа знакомит посетителей с коллекциями русской и советской пейзажной живописи.

Музей древнерусской семьи — показывает жизнь наших предков в период до ордынского нашествия. В основу создания музей легли результаты 20 лет археологических раскопок в Плёсе, который на сегодняшний день может считаться самым хорошо сохранившимся провинциальным городом домонгольской Руси. Музей расположен на территории средневековой усадьбы, которую восстановили по данным археологии, которя сгорела во время ордынского нашествия в феврале 1238 года. Все экспонаты музей найдены во время архиологических раскопок. Усадьба состоит из мужской и женской половины.

Дом плесской хозяйки XIX века — в музее вы сможете познакомиться с хозяйкой, которая расскажет о старинном плесском житье, покажет бытовые принадлежности, предложит разжечь светец, погладить белье рубелем, примерить лапти, попробовать приготовленную в печи кашу.

Усадьба Миловка — памятник садово-паркового искусства. Представляет собой хорошо сохранившийся усадебный комплекс. Начало формирования комплекса приходится на начало XIX века. Активно развивался до начала Октябрьской революции. В усадьбе имелось 4 водоема, в настоящее время сохранился один центральный пруд перед усадебный домой. Малый парковый пруд сохранил дамбу и общую конфигурацию, но в настоящее время сухой. В парке сохраняются насаждения из липы и березы в возрасте 140-160 лет, дуба 120-140 лет, имеются отдельные деревья пихты сибирской — возраст около 100 лет и один кедр — около 100 лет.

Василевский парк — представляет из себя характерный усадебный парк для XIX-XX веков при доке, выполненный из разнородных насаждений в пейзажном стиле. Возраст насаждений составляет около 90-110 лет. Растут: сосна обыкновенная, кедр, пихта сибирская, ель, лиственница сибирская, липа, клен. В советский период в парке появился клён остролистный и клён ясенелнстный (американский), ель колючая (голубая) и некоторые другие. На территории имеется небольшой пруд. Ценность представляет травянистый склон, спускающийся к реке Тахе.

Усадьба «Алексеевская» — представляет собой уникальный памятник садово-паркового искусства, имеющий в своем прототипе парк Петродворца. Парк выполнен из липы мелколистной, берёзы бородавчатой, ели обыкновенной, пихты сибирской. Имеются посадки акации и сирени. Планировка представлена системой аллей, каналом, ведущим от пруда к усадебному домику. На территории парка имеется средних размеров заболоченный пруд. С востока и севера усадьбу охватывает огромный искусственный пруд. Со стороны на пруду имеется небольшой остров.

 

Материалы взяты с сайтов:

www.plyos.org
www.komandirovka.ru
www.russian-goldenring.ru

« Ресторан «Ламбик» Усадьба «Кусково» »

Понравилось!? Поделись!

Похожие записи

Комментарии к записи

Вам нужно войти что бы оставлять комментарии.

apograf.ru

История Плеса

Когда-то здесь располагался город Чувиль, возведенный по приказу то ли Юрия Долгорукого, то ли Всеволода Большое гнездо. Он был и сторожевой заставой на высокому берегу Волги, и торгово-ремесленным центром: городской посад растянулся вдоль Волги почти на 2 км. Город был разрушен во время набега ордынского войска (1238 г.), о чем сообщается в «Сказании о разорении Рязани Батыем».

В 1410 г. здесь был вновь отстроен город, основанный московским князем Василием I, сыном Дмитрия Донского, который «повеле рубити град Плесо» для целей сторожевых и таможенных. Стратегические преимущества местности для выбора оборонительно-таможенного форпоста оказались неоспоримыми: во-первых, Волга на этом участке не петляет, предоставляя широкий обзор окрестностей на дальних расстояниях, во-вторых, в ее русле проходит каменный лабиринт из Винной и Косой гряд, затрудняющий беспрепятственный проход судов. А местные лоцманы показывали дорогу лишь после предъявления пропускной грамоты или уплаты пошлины.

Деревянная крепость на высоком волжском берегу при впадении в нее р. Шохонки имела дозорные башни и двое ворот, была окружена рвом и шестиметровым валом. Внутри нее располагались деревянная церковь, воеводский двор, военные и провиантские склады, жилье. А вокруг разместились слободы: Троицкая, Гончарная, Набережная, Рыбная, Серковская.

С XVI в. Плес находится в составе централизованного Русского государства. В XVII в. он был разорен польско-литовскими отрядами пана Лисовского. Тогда и не стало деревянной крепости: В 1778 г. город получил статус уездного центра и стал застраиваться по генеральному плану.

В те времена в городе имелись «полотняная фабрика, два солодовенных завода, две пивоварни, казенный соляной склад, 10 кузниц и девять лавок торговых, в коих купечество и мещанство торгуют разными шелковыми, бумажными, полотняными и шерстяными товарами…». Кроме того, известны были местные ювелиры. Это с их легкой руки сформировались ювелирные центры в окрестных селах Красное и Сидоровское. Славились топоры производства плесских кузнецов, работы кустарей-резчиков по дереву и металлу.

Итак, Плес успешно развивался, стал заметным поставщиком льна и полотна, крупным речным портом Волжского торгового пути, перевалочным пунктом в транспортировке зерна. К середине XVIII века насчитывалось уже около 50 каменных зданий: 7 церквей, 2 часовни, 3 торговых ряда, 25 жилых домов. Торговое значение города снизилось после того, как железнодорожная ветка Иваново-Кинешма обошла его стороной. Это привело к значительному (почти вдвое) уменьшению численности населения, разъехавшегося из-за сокращения рабочих мест. Зато его облюбовали дачники, и одним из самых знаменитых среди них стал наш великий соотечественник И.И.Левитан, наезжавший в Плес не раз и живший в доме купца Солодникова, в том самом, где теперь расположен дом-музей художника. Здесь он написал порядка двухсот картин.

Кроме отдыхающих, нанимавших жилье на сезон, были и построившие для этого собственную недвижимость. Об этом напоминает, например, дача фабриканта Павлова, представляющая собой пример плесского модерна.

С 1920-х годов курортное направление становится для города основным.
В настоящее время местное население насчитывает около 3 тыс. человек.

(Источник: http://shkolazhizni.ru).

turizm.ivanovoobl.ru

Плёс | Марийский туристический портал

   Город Плёс расположен на правом берегу Волги — там, где река прорезает Ростово-Плёсскую моренную гряду, образуя так называемые «Плёсские ворота», в 38 км от железнодорожной станции «Фурманов», в 71 км к северо-востоку от Иваново. Это один из древнейших городов на Волге (ему уже более 8-ми веков), впервые он упоминался в летописи в ряду русских городов, сожженных Батыем. Плёсский музей-заповедник включен в перечень историко-культурных объектов федерального значения. Здесь более 300 памятников истории, культуры и природы.

   История Плёса известна с 1410 года, когда московский князь Василий I повелел построить здесь укреплённую таможенно-сторожевую заставу: Волга в этом месте не петляет, что позволяет увидеть противника с большого расстояния. На месте Плёса уже в XII веке находилось древнее поселение Чувиль.

   После Смутного времени и изгнания поляков Плёс потерял свое стратегическое значение и стал развиваться как торговая пристань на Волге. В этом качестве город существовал до XIX века, вплоть до постройки в 1871 году железной дороги Иваново — Кинешма, обошедшей Плёс стороной. Жизнь в городе замирает и Плёс как бы выпадает из времени, практически не меняясь.

Но развитие судоходства на Волге тогда уже содействовало привлечению значительного числа туристов из буржуазных кругов Москвы. Частные пароходовладельцы, конкурировавшие между собой, стремились привлечь на свои пароходы больше пассажиров из числа дачников, ставили в летнее время несколько пассажирских дебаркадеров берега Плёса. Местные домовладельцы сдавали свои дома для отдыхающих.

   Никого не оставят равнодушными красивые места города, известные всем как Левитановские. За 3 летних приезда в Плёс (с 1888 по 1890 гг.) он сотворил около двухсот картин и этюдов. Картины «После дождя. Плес» и «Вечер. Золотой Плес», «Березовая роща» и многие другие украшают лучшие музеи страны. В августе 1972 года в доме, где проживал художник, открылся Дом-музей, в котором представлены работы И. И. Левитана и В.Д. Поленова, А. К. Саврасова и И.И. Шишкина, С.П. Кувшинниковой и других художников. А через 2 года рядом с музеем был установлен памятник художнику (скульптор Н.В. Дадыкин).

   В 1980 году для охраны памятников истории и культуры города города Плёс был создан Плёсский Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. В него вошли музей Левитана, Музей Пейзажа, музей истории Плёса. Можно посетить и частные музеи: Музей древнерусской семьи, Музей первобытного рыболовства. В городе расположен Дом творчества Союза театральных деятелей России.

      Плёс — еще и климатический курорт: местные хвойные и лиственные леса и песчаные волжские пляжи благоприятны для санаторного лечения и отдыха. Добраться сюда несложно с помощью прямых и транзитных автобусов из Костромы и Иваново.

   Здесь бывали художники И. Е. Репин, Ф. А. Васильев, А. К. Саврасов, Б. И. Пророков, Н. Н. Жуков, М. Х. Аладжалов, С. А. Виноградов, А. М. Корин. Наиболее тесно связан с Плёсом Исаак Левитан, написавший здесь многие из своих главных полотен. В 1910 году в Плёс впервые приехал Фёдор Шаляпин, впоследствии в 1912 году выкупивший в окрестностях Плёса пустошь Хмельницы и построивший там в 1914 году дачный дом (который был национализирован в 1918 году).

   С 2006 года каждое лето в Плёсе проводится ежегодный российский фестиваль моды «Плёс на Волге. Льняная палитра». С 2007 года в городе ежегодно проводится Международный кинофестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского. С 2008 года в Плёсе проходит Левитановский музыкальный фестиваль.

Достопримечательности Плёса

Варваринская церковь

   В ландшафтной панораме волжского Плёса особую роль играет белоснежная Варваринская церковь, многие годы украшающая восточную часть города. Этот скромный, лишенный излишеств провинциальный храм построен в классицистическом стиле с объемно-пространственными формами, свойственными 17 веку. Варваринская церковь наряду с деревянной Воскресенской церковью была запечатлена на живописных полотнах Исаака Левитана. Кирпичный храм Варвары Великомученицы стоит на месте более древней деревянной Варваринской церкви. Предполагаемая дата постройки колокольни — 1821 год, а сама церковь по некоторым исследованиям могла быть возведена в Плесе гораздо раньше. Варваринская церковь прекрасно вписывается в живописный плесский пейзаж, открывающийся с Волги.

   Основная часть храма в духе простоты и аскетической строгости несколько контрастирует с пышной колокольней, украшенной колоннами, высокими арками и люкарнами, что свидетельствует о более позднем времени строительства колокольни в стиле классицизма. Во внутреннем убранстве Варваринской церкви можно увидеть клеевые росписи на библейские темы: «Несение креста», «Пригвождение к кресту», «Положение во гроб» и «Воскресение». Сюжеты из жизни Христа украшены орнаментальными рамками в барочной традиции.

Камень любви


   Своё название он получил благодаря необычной форме. Согласно легенде, больше века назад в этом доме жил купец, в довольно преклонном возрасте взявший в жёны молодую девушку. По городу пошли различные слухи и насмешки над таким неравным браком и уже ни на что не годным стариком. В ответ на это купец заказал мастерам каменный фаллический символ, который поставил рядом со своим домом. Долгое время камень необычной фаллической формы простоял на улице Ленина в Плёсе. Однако совсем недавно был перенесён в запасники музея и временно не экспонируется.

Скульптура «Плёсская кошка»

   Эта необычная маленькая скульптура, изображающая задумчивую кошку, любующуюся на Волгу, появилась в Плёсе на набережной, рядом с пристанью, в сентябре 2008 года. Автор ее – белорусский художник Олег Илларионов, который в качестве прототипа взял свою любимую кошку Муху. Кошка заняла невысокий бетонный постамент, много лет пустовавший. По словам местных жителей, когда-то здесь стояла гипсовая девушка с веслом. Эта маленькая скульптура пользуется большой популярностью как у туристов, так и у местных жителей.

   История кошки, увековеченной в памятнике, очень грустная и трогательная. Кошка по имени Муха жила в семье плёсского художника Виталия Панченко и погибла, защищая своих котят от разъярённых собак. Она была любимицей всех членов семьи и после гибели кошки супруга художника — Галина Панченко предложила поставить ей памятник. Идею поддержал друг семьи, художник–керамист Олег Илларионов, который трудился над созданием эскиза памятника вместе с хозяевами героической кошки.

Деревянная Воскресенская церковь

   Деревянная Воскресенская церковь в Плёсе имеет и другое, поэтическое название — «Над вечным покоем», как увековечил ее Исаак Левитан на одноименном полотне 1894 года. Эта небольшая, но живописная церковь, словно устремленная ввысь острой крышей с маленькой луковкой на четырехугольном постаменте, стоит на некогда Петропавловской горе, а ныне — горе Левитана, посреди старинного, почти уже заросшего кладбища.

   Долгое время на горе не было никакой церкви, пока в Плёсе не открыли дом-музей Левитана, что заставило обратить внимание и на другое пустующее левитановское место. Если внимательно приглядеться к церкви на картине, можно заметить, что она отличается от той, что мы видим на горе Левитана. Дело в том, что это действительно другое строение. В свое время Левитана очаровала Петропавловская церковь, находящаяся ранее на этом же месте, но выгоревшая дотла в 1903 году. Пусть огонь и унес памятник зодчества 17 века, но он навсегда остался запечатленным в русском искусстве.

Музей фарфора

   Ивановский коллекционер фарфора и декоративно-прикладного искусства Юрий Марушкин открыл в городе Плёсе Ивановской области музей частных коллекций. В музее представлены в основном изделия из фарфора. Экспозиция демонстрирует фаянсовые изделия одного из старейших в России производств — знаменитого Конаковского фаянсового завода, основанного ещё в 1809 году. По словам коллекционера, доступная в те времена для населения столовая посуда, декоративные изделия, жанровые композиции из фарфора были широко известны и популярны в России.

Плёсская крепость, вал и ров

   Место, где была основана Плёсская крепость. Первое упоминание о городе находится в летописи 1141 года, значит после сожжения Плёса в феврале 1238 года монголами Батыя город возродился только к 1410 году, когда была возведена крепость. В 1410 г. сыном Дмитрия Донского, великим московским князем Василием была заложена весьма обширная для своего времени деревянная крепость с дозорными башнями. Основным назначением крепости являлось охрана волжских рубежей. В районе Плёса Волга течёт в сравнительно узком коридоре почти по прямой, благодаря этому врага можно было увидеть еще на дальних подступах к городу, а крутые склоны мешали противнику подняться к стенам. К сожалению, крепостные стены не сохранились. Сегодня от неё сохранился только крепостной вал и фрагмент рва. Для любознательных туристов построн макет части одной из крепостных башен: два ряда бревенчатых стен, между которыми засыпан булыжник. Плёсская крепость была одной и первых, построенных с расчётом защиты от огнестрельного оружия.

Успенский собор на Соборной горе

   Провинциальный вариант московского барокко. Шатровая колокольня построена в конце XVIII в. Поставлен на Соборной горе на территории бывшей древней крепости. Построен в 1699 г. как зимний храм вместо сгоревшего в 1695 г. деревянного. Здание кирпичное, побелено по кладке. В конце XVIII — начале XIX века сооружены новый алтарь и шатровая колокольня. В 1824 г. рядом была возведена небольшая часовня, а в 1828 г. с северо-восточной стороны — крупный летний Казанский собор на средства местного мещанина В. Шишкина. Образовавшийся соборный комплекс во второй половине XIX века обнесли кирпичной оградой с воротами с юга. К настоящему времени сохранились только зимний Успенский собор и ворота. Это древнейший памятник культового зодчества города, представляющий собой провинциальный вариант московского барокко, с более поздними по времени, но сохраняющими традиции XVII века частями.

Дом-музей Левитана

  Дом-музей Левитана располагается в том самом старинном купеческом особняке Солодовникова, в котором художник поселился летом 1888 года. Немудрено, что именно в Плесе с 1972 года работает уникальный в своем роде Дом-музей Левитана — место, куда приезжают поклонники левитановского творчества со всего мира. А в 1982 году Дом-музей Левитана дал основу целому музейному заповеднику, в который входят более 100 памятников архитектуры Плёса, сам дом-музей художника, музей пейзажа и другие культурные объекты.

   Плесский период творчества Левитана был невероятно плодотворен, здесь он создал 23 живописных полотна и более двух сотен эскизов. Плесу посвящены картины «Тихая обитель», «После дождя. Плес», «Вечер. Золотой плес», «Березовая роща», считающиеся шедеврами русской пейзажной живописи. Дом-музей Левитана располагается в том самом старинном купеческом особняке Солодовникова, в котором художник со своими спутниками: Софьей Кувшинниковой и Алексеем Степановым — поселился летом 1888 года в двух комнатах мезонина. Позднее именно этот дом Левитан запечатлел на полотне «Ветхий дворик».

Музейный центр «Русский дом»

   Объединяет в себе музей-усадьбу средневековой семьи и дом плесской хозяйки XIX века. Воссозданная по материалам археологических раскопок одна из усадеб плесского посада 1237 года (кануна ордынского разорения) представляет собой «живой музей», в котором Вы окунетесь в атмосферу древнерусской провинции и сможете буквально прикоснуться к средневековому быту, поработать на зернотерке, ручном гончарном круге, вертикальном ткацком станке, примерить средневековый костюм и т.д.

   Состоит музейный центр из двух частей. Первая – реконструкция средневекового двора семьи ювелира. По данным археологических исследований именно ювелирное дело было одним из основных занятий местного населения до 1238 года. Собственно, все, что представлено в «Русском Доме» и сделано археологами. Последние 20 лет возглавляет этот комплекс Павел Травкин. Интерактивный музей представляет восстановленную по результатам раскопок усадьбу с улицы ювелиров плёсского посада. Автор реконструкции, археолог П.Н. Травкин показывает мастерскую ювелира и средневековую кухню, детские игрушки, семейное святилище и многое другое. Предлагаются «средневековые» сувениры, книги с автографом, фотографирование с музейными атрибутами.

См. также:

Ростов Великий
Ростов Великий — один из древнейших городов России, официальное летосчисление ведёт от 862 года. С X века Ростов являлся одним из центров Ростово-Суздальской земли. 

 

Сергиев Посад
Сергиев Посад – красивейший город, который включен в состав Золотого Кольца благодаря богатому культурному и историческому наследию.

 

Суздаль
В летописях город Суздаль впервые упоминается в 1024 году. Уже к XI веку он стал крупным торгово-ремесленным центром. История Суздаля насчитывает 11 монастырей и около 30 церквей.

 

Углич
Город Углич – небольшой город в Ярославской области, расположенный на берегу реки Волги, в том месте, где она делает крутой изгиб. Город имеет богатую историю.

 

Юрьев-Польский
Город Юрьев-Польский был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. По его приказу была сооружена круглая крепость, которая была обнесена земляными валами.

 

Ярославль
Ярославль — один из старейших городов России, основанный в 11 веке и достигший расцвета в 16 веке. В этом старинном русском городе Золотого кольца почти 800 архитектурных памятников. 

 

Боголюбово
На берегу реки Клязьмы расположился небольшой (население всего 4,5 тысяч человек) городок Боголюбово. В XII веке, город служил резиденцией князя Андрея Боголюбского.

 

Владимир
Город Владимир — один из древнейших русских городов, сохранивший большое число памятников древнерусского зодчества. В XII-XIII веках Владимир — столица могущественного Владимиро княжества.

 

Гороховец
Гороховец существовал уже в XII веке — с той поры сохранился мощный земляной вал на вершине горы, некогда защищавший поселение. В 1239 году Гороховец был разорён монголо-татарами.

 

Иваново
Город Иваново – один из областных центров центральной России раскинулся вдоль берегов реки Уводь. В 1561 году Иваново было подарено было Иваном Грозным брату своей жены.

 

Кидекша
Кидекша – древнее село, история которого неразрывно связана с историей Суздаля. Село это было основано еще в дославянские времена. Церковь Бориса и Глеба — главная достопримечательность.

 

Кострома
Кострома основана в 1152 году, — типичный патриархальный город русской провинции, который сохранил, однако, во многовековой истории свой неповторимый облик. 

 

Муром
Муром — один из самых древних городов России, он входит в Золотое кольцо России. Город впервые упоминается в летописи 862 года и считается родиной Ильи Муромца — русского былинного героя.

 

Мышкин
Город Мышкин – это своеобразный музей русской провинции, сохранивший старинную застройку купеческого города и особый провинциальный уклад жизни. 

 

Переславль-Залесский
Переславль-Залесский находится примерно в половине пути от Москвы в Ярославль. Около 1220 года в Переяславле родился князь Александр Невский.

 

 

www.marieltour.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *