История афона: История Святой Горы Афон, от древности до современности

История Святой Горы Афон, от древности до современности

Святая Гора Афон — удивительное место, где расположилась уникальная монашеская республика. Здесь из поколения в поколение переходят духовные традиции православия, которые веками бережно хранятся монахами уже более тысячи лет. Сейчас Святая Гора считается главным оплотом христианского монашества.

Живописные склоны полуострова, погруженные в чистые воды Эгейского моря, величественный столп горы Афон и ценные христианские реликвии были притягательны для разного рода захватчиков. И потому в книге истории Афона есть страницы расцветов и упадков. Но никакие препятствия не смогли помешать благому предназначению — освещению всех православных людей светом веры.

Афон в древности

Человек жил на Афонском полуострове с давних времен, чему способствовали мягкий климат и красота природы, свойственная полуострову Халкидики.

Сохранились свидетельства в произведениях древних историков о существовании на Афоне поселений, основанных еще за тысячу лет до Рождества Христова. Но точное расположение этих городов установить так и не удалось.

Особенности местного рельефа позволяли вести греческим племенам достаточно уединенный образ жизни. Люди, в основном, вели сельское хозяйство, занимались ловлей рыбы и животноводством. Морские пути, соединяющие Грецию и Восток, проходили через Афонский полуостров, а величественный Афон служил морякам в качестве маяка. Но эти процветавшие города по неизвестным причинам пришли в упадок, поэтому к моменту зарождения на Горе монашества, все там пребывало в запустении.

Изначально монахи, пришедшие на Афон, селились в горах. Но от тех обителей, которые построили древние иноки, остались только развалины из-за непрестанных набегов варваров. Потому, в частности, и не сохранились письменные свидетельства о начальном периоде афонского монашества. Предполагается, что первые обители появились на Афоне во времена равноапостольного Константина.

А в 691-692 годах после Трулльского Собора Афон был превращен в исключительно монашеское сообщество, где нашли свое пристанище многие скитальцы, которые были изгнаны из своих родных городов.

Византийский расцвет Святой Горы

Изначально монахи делили территорию полуострова с мирянами. Но, начиная с 883 года, для монашеской республики на Афоне наступили времена расцвета, когда взошедший на престол Василий Македонянин подтвердил своим указом исключительное право монахов проживать на Афонском полуострове. И пастухи с землепашцами покинули святые земли.

В целом, в IX веке Святая Гора была признана ведущим монастырским центром Востока. К этому времени монашество представляло три отдельные формы: отшельническая, скитская и общежительная. Все три формы проживания были закреплены в Уставе Святой Горы, как равноправные и одинаково допустимые.

Работа над Уставом велась, в частности, отцом Петром Афонским и преподобным Евфимием Новым (Солунским), которые представляли разные направления форм проживания монахов.

Именно тогда Святая Гора и была признана независимой и самоуправляемой. И принятые с тех пор правила монашеской жизни остаются неизменными до сих пор.

Тяжелые испытания для Афона

После периода расцвета политические противоречия, набеги пиратов и варваров стали тяжелыми жизненными испытаниями для Афона. А в 1205 году Святая Гора подверглась опустошающему захвату еретиков-крестоносцев. Они на протяжении целого столетия грабили монастыри и другие монашеские поселения. Именно в этот период Афон лишился множества ценных христианских реликвий.

В 1308 году на Афон началось нашествие каталонцев, которые были наняты для войны с турками, но вскоре выступили против Византии. Западные наемники не погнушались убивать как мирян, так и монахов, они же до основания разрушили часть обителей на Афоне. А после захвата Салоник турками в 1430 году, Святая гора стала считаться тимаром (поместьем) католического епископа Севастийского, который угнетал подвластные ему области.

Затем была предпринята попытка силой навязать афонским монахам объединение церквей, последовавшее после принятия в 1724 году Лионской унии. Но предпринятые униатами усилия — ссылки и конфискации имущества, заточения и даже пытки — не сломили дух монахов. Святогорцы остались верны православию и своим традициям.

Масштабы катастрофы на Афоне, разразившейся в период нашествия крестоносцев, униатов и каталонцев, можно отобразить таким фактом — за этот период число обителей уменьшилось более чем в 10 раз. Да и наступивший затем XVIII век стал временем общего упадка монашества на Святой Горе в связи с оккупацией этой территории турками и проводимыми ими репрессиями.

А с сентября 1829 года, когда между Россией и Турцией был подписан Адрианопольский мирный договор, ситуация на Святой горе стала урегулироваться. Но только в апреле 1830 года, после окончательного ухода турков, монахи смогли начать возвращение на родные земли Афонского полуострова, везя с собой спасенные ценные реликвии, уникальные рукописи и Святые мощи.

Афон в составе Греции

После освобождения от турецких оккупантов судьба Афона была неясна. И на Лондонской конференции в 1913 году Россия предложила признать Афон независимым государством, которое возглавил бы Вселенский патриарх. Но священный Кинот Святой Горы воспротивился и издал постановление, согласно которому монахи признавали над собой только власть греческого короля Константина. Поэтому особой исторической вехой для афонского монашества стал 1923 год, когда Лозаннским договором над Афонским полуостровом был закреплен суверенитет Греции.

Во времена Мировых Войн и в период Гражданской войны в Греции монашество Афона пережило немало трудностей. Все это привело к значительному сокращению численности монахов на протяжении большей части XX века. В 1971 году население Святой Горы было минимальным (было зафиксировано всего 1145 монахов).

Но с тех пор наблюдается неуклонный рост численности афонского монашества. А демократизация Греции и включение Афона в список наследия ЮНЕСКО, произошедшие в последней четверти XX века, привела к резкому подъему интереса к Святой горе — как с религиозными, так и с туристическими целями.

Современное афонское монашество

В настоящее время Афон, несмотря на все тяготы, переживает очередной этап своего возрождения. На Святую Гору пришли новые последователи, кому старцы могут передать традиции Святой Горы, и ранее передававшиеся из поколения в поколение. Население Афона пополнилось в настоящее время людьми самых разных профессий и возрастов, в том числе и молодыми людьми с высшим образованием. И все они решили стать частью вековых традиций Афона. Оплот православия сейчас силен, как во времена своего самого яркого расцвета.

Немалую роль на всех периодах возрождения монашества Святой горы сыграли старцы Афона — харизматические личности, оказывающие большое духовное влияние на приходящие поколения иноков. Среди них можно особо выделить отца Иосифа Исихаста, отца Паисия Святогорца, отца Софрония и Силуана Афонского. Современные старцы, такие как Ефрем Катунакский и Феоклит Дионисиатский, и множество других подвижников на Афоне также ведут работу по духовному просвещению и прилагают все усилия, чтобы передать традиции Святой Горы истинным последователям.

История Афона

В античные времена Афонская гора называлась Аполониадой, так как здесь находился храм Аполлона, позднее на вершине горы был построен храм Зевса, который назывался Афос. Отсюда и произошло название горы.

По преданию Божия Матерь, вместе с апостолами путешествуя на остров Кипр к епископу Лазарю, попала в бурю, и корабль прибило к берегу у Афонской горы. При сошествии Богородицы на берег рассыпались языческие храмы, стоящие на этой земле. И язычники приняли Божию Матерь, слушали Ее проповеди, многие уверовали и крестились. Благословив народ, Пресвятая Богородица сказала: «Благодать Божия да пребудет на месте сем, и на пребывающих здесь с верою и благоговением, и соблюдающих заповеди Сына и Бога Моего. Потребные к жизни на земле блага будут им с малым трудом даны в изобилии, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына Моего на месте сем до скончании века. Я же буду Заступница места сего и теплая о нем ходатаица пред Богом».

Упоминания о первых иноках-подвижниках Афона относится к IV веку. Византийский император Константин IV Погонат (668 – 685) отдал полуостров в полное распоряжение монахов, и тогда здесь стали строиться небольшие монастыри. В 681 году в одной из афонских пещер поселился святой Петр Святогорец (+ 734), один из первых известных исихастов, который прожил на Афоне 53 года.

В 960 году на Афоне поселился преподобный Афанасий, основатель Великой Лавры, названной впоследствии его именем. С этого времени монашество на Святой Горе стало активно развиваться, и к середине XI века на Афоне было основано 180 монастырей, причем только в Лавре святого Афанасия подвизалось более 700 монахов.

Существует предание, о посещении Афона дочерью Феодосия Великого царевной Плакидией, желавшей лично передать царские дары монастырям. Но войти в монастырь Ватопед ей воспрепятствовал голос от иконы Божией Матери. С тех пор отцы Афона положили закон, запрещающий лицам женского пола посещать Святую Гору, что позже закрепилось и царскими указами и до сегодняшнего дня неукоснительно соблюдается.

На протяжение веков Афону пришлось пережить много лишений, преследований как от латинян так и от турок. В ХII веке Афон подвергся захвату крестоносцев, которые, грабили его на протяжении целого столетия. Многие иноки прославились и приняли мученический венец в тот период, отдавая жизнь за Православную Веру.
После падения Константинополя в 1453 году Афон перешел под власть турок, которые обложили афонцев денежной данью, не касаясь, впрочем, особенно внутренней духовной жизни обителей. И только после победы греков в Балканской войне Афон окончательно присоединился к Греции на правах автономной области. Для Афона наступил мирный период.

История Нового Афона

История Нового Афона, год основания города, достопримечательности, гостиницы, развлечения, отзывы гостей города.

Город Новый Афон имеет древнюю и богатую на события историю. Впервые он упоминается в III веке как Анакопия, или Трахея. В те времена эта греческая колония считалась важным центром торговли на Черном море. Благодаря археологическим раскопкам известно, что это был богатый высокоразвитый купеческий город, который являлся культурной столицей древней Абхазии. Когда эти земли перешли к византийцам, Анакопия еще более укрепила свое положение и стала административным центром всей области черноморского побережья.

Одним из самых значимых моментов в истории города стало строительство в V веке крепости на Иверской горе, давшей свое имя этому военному укреплению. Позднее, в VII веке, постройка была усовершенствована и обнесена дополнительной внешней стеной. Окончание строительства Иверской крепости совпало с важным событием: Леон II, правитель абхазских земель, воспользовавшись нестабильным внутренним положением Византийской империи, объявил о независимости Абхазии и стал его царем. Соответственно, Анакопия получила официальный статус столицы и была ею до назначения города Кутаиси царской резиденцией. Впоследствии, в результате государственного переворота город снова попал под власть Византии и с большим трудом был отвоеван потомком царской семьи Георгием II в 1073 году.

В VIII веке побережье Черного моря оказалось под властью генуэзцев, а Анакопия была разграблена и сожжена. На месте разрушенного города захватчики основали новую колонию, получившую название Никопсия. Отстроив старую абхазскую столицу, генуэзцы возвели новые военные укрепления и береговые башни, для защиты от нападения с моря. Но в XVI в веке под натиском могущественной Османской империи, город был оставлен и перешел в распоряжение турков. Новые властители Абхазии надолго закрепились в этих землях, турецкие военные гарнизоны простояли в Никопсии вплоть до освобождения приморской области Кавказа Российской империей. 

В религиозном плане отправной точкой развития города можно считать 1874 год — именно тогда к берегам реки Псырцха прибыли монахи из монастыря Старый Афон. 

Само слово «Афон» является именительным и принадлежит греческой горе. Согласно древней легенде, гигант Афон в битве с богами бросил огромную глыбу, вырванную им из земли. Упав в море, это глыба и стала той самой священной горой.  

Паломники, прибывшие в Абхазию, вскоре начали строительство монастыря у подножия горы Афон, назвав его Ново-Афонским – отсюда и пришло современное название города. Созданию храма помешала разразившаяся в 1877 году русско-турецкая война. Тогда все постройки были разрушены, и возобновление работ стало возможным только в 1879 году. Возведение Ново-Афонского монастыря было затруднено его неудобным расположением, огромные объемы материалов приходилось доставлять по морю, кроме того, для расчистки строительной площадки потребовалось вывезти тысячи тонн земли и камня. Полностью строительство завершилось только в 1896 году.

После этого, началось бурное развитие инфраструктуры города. Появилась железная дорога, плотина, винодельческий завод, канатные дорогие на Афоне и Иверской горе. Была расчищена долина реки Псырцха, устроены парки и многочисленные фруктовые сады, построены гостиницы для паломников и туристов. Новый Афон стал религиозным центром всей Абхазии

XIХ век ознаменовался печальным для города событием – по правительственному указу в 1924 году Ново-Афонский монастырь был закрыт из-за обвинений в «контрреволюционной агитации». Его долгое время использовали как складское помещение, а позднее как кинотеатр. В 1992 году началась грузино-абхазская война — храм, как и весь город, пострадал от обстрелов. 

Торжественное открытие монастыря состоялось в 1994 году. После окончания войны в городе проводились реставрационные работы, археологические изыскания, были частично восстановлены древние военные крепости. В ХХI веке началось активное возрождение культурной и религиозной ценности Нового Афона, поток туристов с каждым годом возрастал, и вскоре он стал одним из лучших черноморских курортов.

История Афона в двух томах, в футляре, в кожаном переплете ручной работы

  • Код книги: И-02106