История афона – Афон — Википедия

История Афона — Мой Афон

Афон (Святая Гора, удел Пресвятой Богородицы) — крупнейшее в мире средоточие Православного монашества, расположенное в Греции на полуострове Айон-Орос.  Сегодня число святогорских монахов достигает 1800 человек. Административно Афон подпадает под юрисдикцию Константинопольского Патриархата и является греческой автономной областью, чья независимость и особый статус гарантируются специальной статьёй греческой конституции и рядом межгосударственных соглашений.

Путь на Святую Гору

Айон-Орос, или Афонский полуостров находится на востоке полуострова Халкидики. Общая площадь — 332 кв. км. Гора Афон (или Афос) — самая высокая точка горного хребта, отделяющего полуостров от провинции Македонии, — дала название всему полуострову. В месте, где низменный перешеек переходит в холмистую равнину Мегали-Вигла, расположен город Уранополи. К востоку от него с 1920-х годов проходит административная граница Святой Горы.

Вид Святой Горы

Важнейшим светским городом Св. Горы является порт Дафни, куда прибывают суда с материка и где расположены таможенная, почтовая и полицейская службы. Столица Афона — Карея (совр. Карье, Карьес) — находится в самом центре полуострова.

Гражданское управление осуществляет губернатор Св. Горы, подчиняющийся МИДу Греции. По традиции он назначается из числа профессоров богословского факультета университета Фессалоник. В обязанности губернатора входит поддержание контакта с монастырскими органами управления. Своей властью он приводит в исполнение решения Священного Кинота, поскольку они принимаются в согласии с действующей Уставной Хартией Св. Горы.

Порт Дафни

Административное устройство

В 1912 году Афон стал частью Греческого государства, спустя 12 лет получил в этом качестве международное признание. 10 мая 1924 года комиссия чрезвычайного Двойного собрания Св. Горы выработала «Уставную хартию Св. Горы Афонской».

10 сентября 1926 года после доработки Устав был утвержден правительством и парламентом Греции.

Состоящий из 188 статей, этот документ объявлен «вытекающим из императорских хрисовулов и типиконов, Патриарших сигиллиев, султанских фирманов, действующих Главных канонизмов и древнейших монашеских уставов и правил» (ст. 188). И является основным законодательным актом, действующим на Афоне.

Путь на Святую Гору

Сегодня законодательная власть Св. Горы принадлежит Священному Собору: его составляют игумены 20 монастырей. Управление осуществляет Священный Кинот, в который входят также представители каждого монастыря, а исполнительная власть находится у Протата, члены которого избираются сроком на год.

Монастыри Афона, согласно многовековым традициям общежития, самоуправляются братией. Каждый монастырь возглавляет игумен, который избирается монахами.

Монастыри Афона

Великая Лавра, Ватопед, Ивирон, Хиландар, Дионисиат, Кутлумуш, Пантократор, Ксиропотам, Зограф, Дохиар, Каракал, Филофей, Симонопетра, Агиу Павлу, Ставроникита, Ксенофонт, Григориат, Эсфигмен, Свято-Пантелеимонов (Русик), Костамонит

По Уставу, только эти 20 монастырей имеют права собственности на Афоне. Все прочие монашеские учреждения (скиты, келии, каливы, исихастирии, кафизмы) принадлежат монастырям. При этом количество монастырей неизменно, и ни одно из священных жилищ на Афоне не может отклониться от главного своего предназначения и преобразоваться в мирское.

Дорога к Горе

Помимо Уставной хартии каждый монастырь имеет внутренний устав, утвержденный Священным Кинотом. Он описывает устройство и общий порядок монастырского жительства, избрания игуменов, права и обязанности, в том числе богослужебные указания, хранение книг, попечение о мощах, святынях и библиотеках.

Скиты и келии

Как уже было сказано, земля на Афоне принадлежит монастырям. Скиты, келии и каливы зависят от монастырей, на земле которых они располагаются.

В Уставной Хартии перечислены 12 действующих на Афоне скитов, делящихся по своему устройству на обще- и особножительные. Это небольшие поселки, состоящие из хижин-калив, каждая из которых имеет одну или две комнаты, соборный храм и хозяйственные пристройки.

Скит управляется дикеем, советниками и собором старцев. Скитские монахи занимаются сельским хозяйством, различными ремеслами и рукоделиями. Следует сказать, что по традиции скиты имели национальную принадлежность, так, например, скит Богородицы был болгарским (до 1980-х), Андреевский и Ильинский — русскими, Предтеченский — румынским.

Национальная принадлежность была характерна и для келий, представляющих собой отдельные монашеские жилища, обычно это двух- или трехэтажное здание с пристроенным к нему храмом.

Монастырь уступает келии за определенную плату во владение малым общинам (старец и его ученики). Келиоты возделывают виноградники, масличные сады и огороды на приписанных земельных участках (кроме лесных угодий, право на пользование которыми принадлежит монастырю).

Каливы — жилые постройки небольших размеров. В отличие от келий не имеют земельных участков. Каливиты занимаются рукоделием или выполняют за определенную плату работы для других обителей.

visitafon.ru

Энциклопедия Афона, Зарождение монашества на Святой Горе |Athos.Guide

Домыслы и история

В уникальной истории некоторых монастырей Афона однажды наступил момент, когда вековая память была утрачена и появилась необходимость написание летописи их становления и дальнейшего развития. Такого рода летописи впервые стали появляться в начале XIV века, а в XVI веке распространились под общим названием «Патриа». По прошествии многих лет ход истории и событий было восстановить достаточно трудно и вследствие этого пустоты заполнялись домыслами и придуманными историями далекими от реальности. Ситуация усугублялась тем фактом, что некоторые монастыри пытались датировать свое основание как можно более ранним периодом.

То же самое наблюдается в попытке установления происхождения названий некоторых монастырей. Например, монастырь Каракал часто связывали с именем римского императора Каракалла, не смотря на то, что тот поклонялся языческим богам, так как память о возможном византийском основателе монастыря Каракалле была утрачена. Монастырь Ватопед обязан своим названием равнине (πεδιάς) с малиновыми кустами (βάτος), но слово «равнина» в греческом языке созвучно со словом «дитя», и удивительная история о спасении сына императора Феодосия I в этих краях звучала более уместно для такого значимого монастыря. Монастырь Стравоникитас не обладал благозвучным названием (στραβός – в переводе на русский означает «косой»), оно было изменено на Ставроникита (σταυρός — крест). Никому неизвестный Кастамонит уступил свое место императору Констанда и монастырь Кастамонит стал называться  Констамонит.

Очевидно, что в общей схеме присвоения названий прослеживается тенденция их соотношения с императорской семьей: основание Константином Великим, разрушение при Юлиане и восстановление при Феодосии I и его династии. Вполне логично, что другой период массовых разрушений приходится на эпоху иконоборчества. Развитие монашества в регионе принято считать заслугой епископа Климента, пришедшего в эти края с данной целью из самого Иерусалима. Изучение истории императорских домов и Константинополя того времени показывает, что монархи действительно основали ряд монастырей, но по большей части в столице Византии, а не на отдаленном полуострове.

Другие предания, освященные в летописях, имеют отношение к аватону Святой Горы. Традиционно считается, что Пресвятая Богородица и Евангелист Иоанн оказались на Афоне в результате сильнейшего шторма, вынудившего их причалить к его берегам. Не смотря на языческие верования местных жителей, Богородица, восхитившись красоте здешних мест, обратилась к  своему Сыну с просьбой передать ей эти земли в дар. Глас, раздавшийся с небес, возвестил: «Да будут эта земля твоей судьбой и раем и причалом спасения для всех спасения страждущих».  С тех самых пор Святая Гора считается садом Божьей Матери, единственной женщины, которой здесь есть место.

Появление первых монахов

В конце III века появилась тенденция удаления от организованных сообществ в пустынные районы, которая впоследствии закрепилась и положила начало развития монашеской жизни.

Этот образ жизни, появившийся в лоне Церкви в момент ее становления, шел вразрез с существовавшим тогда образом общественной организации, так как сосредоточил свое внимание на самом главном его аспекте, отрицая все сопутствующие факторы. Единственная ценность существования – это душа, а весь мир с его благами не имел никакого значения, ввиду того, что любые ценности обесцениваются, если потерять бесценную душу. Желающего стать достойным того, чтобы предстать перед Богом, ожидала жестокая борьба с соблазнами внешнего мира. Как возвестил Христос, во время этой борьбы необходим особый контроль над своими желаниями и над способами их достижений. Желающий пройти Его путем должен отречься от самого себя, поднять Его крест и последовать за Ним, чтобы обрести небесное богатство.

Именно эти принципы высокой этики и морали легли в основу жизни первых христиан, возжелавших пребывать в особом аскетизме и строгости, отрекшихся от благ земной цивилизации и сосредоточившихся на посте и молитве.

В середине III века и в большей степени в начале IV века, когда ужесточились гонения на христиан, многие из них были вынуждены уйти из городов. Даже с прекращением гонений количество пустынников продолжало возрастать. Удаляясь в малодоступные, пустынные области, они обрекали себя осознанно на гонения другого рода, становясь «мучениками совести» в борьбе с демонами и соблазнами. Сама жизнь была для них борьбой, и лишая себя этой борьбы, они лишали себя надежды на спасение.

По прошествии времени аскеты искали все более отдаленных мест, и чем дальше они жили, тем большее уважение и восхищение они вызывали. Первым настоящим монахом пустынником принято считать Антония Великого (251-356), чье житие с великим вниманием и любовью записал Афанасий Великий. Проживший в пустыне более 70 лет, он снискал уважение правителей и обычных людей, а также послужил примером для аскетов в Египте и других странах Ближнего Востока. Его последователи сами обеспечивали себе жилье, пропитание, одежду и пребывали в постоянной молитве.

Этому образу жизни противопоставляется киновиальное устройство организации, развитию которого положил начало Пахомий Великий (292-346) в Верхнем Египте, взяв под контроль все аспекты жизни монахов, такие как: проживание, одежда, питание и работа. С этого момента женщины также могли стать монахинями, так как жизнь в пустыне для них была небезопасна.

Преподобный Макарий и Антоний Египетский придали пустынникам некое подобие организации, создав систему, по своему устройству, находящуюся между отшельническим и киновиальным образом жизни. Все монахи жили в удаленных друг от друга кельях, но в каждом таком сообществе появился его глава – пресвитер. Центром жизни монахов таких сообществ стал храм, где они собирались в субботу вечером на всенощную и утреннюю службы, за которыми следовала совместная трапеза. Храм строился, как правило, в центре заселенной области, на перекрестке, который выполнял также функции агоры (рыночная площадь и место собраний). Эти центральные районы с агорой получили название «лавра»; отсюда это название распространилось и в другие монашеские сообщества, дойдя впоследствии до Святой Горы. Четыре таких сообщества образовалось в районе Египта под названием Скити, некоторые сообщества были организованы в других районах Египта, а также в Палестине. В раннюю эпоху эти сообщества называли «скитами» из-за их географического местопо

athos.guide

Краткая история Горы Афон — Афонский православный паломнический центр СВЯТОГОРА

По преданию, Матерь Божия в сопровождении святого Иоанна Богослова отправилась посетить святого Лазаря Четверодневного, ставшего епископом Кипра, но корабль сбился с курса во время шторма и чудесным образом оказался у берегов Афона, где сейчас стоит Иверский монастырь. Она так полюбила красоту полуострова, что попросила своего Божественного Сына дать Ей его в удел. Он с радостью отдал это место Матери как Её «наследство и сад, рай и пристань спасения».

В одной из рукописей, переписанной с древнего пергамента и переведённой в 482 году с арабского на греческий, сказано, что когда Константин Великий пожелал построить себе возле горы Афон город, епископу этой области явилась Матерь Божия и сказала: «Я избрала эту Гору в Удел Себе». Услышав от епископа эти слова, Император ответил: «Я не хочу оспаривать эту землю у Пресвятой Матери Господа нашего. Коль ей угодно, чтобы эту Гору населяли монахи, я выведу отсюда всех жителей».

Император Константин Великий на Святом Афоне выстроил три церкви – Протат в Карее и ещё два храма в тех местах, где Матерь Божия сошла на берег и откуда потом отправилась обратно в Иерусалим. Все три храма были разрушены в середине четвёртого века императором Юлианом Отступником.

До нас дошли имена первых насельников святой Горы – это преподобный Петр Афонский (734), преподобный Евфимий Солунский (824) и неизвестный монах Иосиф. Сохранилась также хартия, подписанная Императором Василием I в 885 году, согласно которой Гора Афон принадлежит исключительно монахам. Пастухам и другим мирянам закрыли доступ на территорию полуострова. В конце X века Император Алексий Комнин I распространил запрет на посещение Афона на всех женщин, а также запретил ввоз на Святую Гору животных женского пола.

В 1046 году Император Константин IX Мономах официально закрепил за полуостровом название «Святая Гора», каковым оно остаётся и поныне, наряду с неофициальным «Сад Пресвятой Девы». На XI и XII века приходится период расцвета монашества на Святой Горе. В этот же период на Афоне насчитывалось 40 тысяч монахов, люди разных национальностей – грузины, итальянцы, сербы, молдаване, валахи и русские – стали приходить на Святую Гору с желанием приобщиться к её духовному богатству, о котором стало известно повсюду.

В XIII веке Афон страдал под гнётом латинской оккупации (1204-1261), как вследствие политического давления с целью воссоединения с Римом, так и в результате грабительских набегов франков. С 1305 по 1307 год афонские монастыри находились под осадой, после этого варварского разгула из трехсот монастырей и скитов сохранились только двадцать пять. Многие монахи подвергались пыткам и были убиты.

sviatogora.com

Афонские истории отца Савватия / Православие.Ru

Далёкий Афон – я никогда не увижу тебя: твоих таинственных гор и строгих монастырей, уединённых келий и калив, каменистых тропинок Карули и вершин Катунакии, не спущусь к синим волнам Эгейского моря, не проснусь от звука деревянной колотушки в паломнической гостинице – архондарике. Это особенное место – здесь люди не рождаются, они здесь живут, молятся и умирают, чтобы войти в Царство Небесное. Живут хоть и в теле, но монашеской – равноангельской жизнью. И сам Афон гораздо ближе к небесам, чем к земле.

Монашеская республика Афон недоступна для женщин. Но я могу услышать истории об Афоне своего первого духовного наставника – игумена Савватия.

Закончилась трапеза в монастыре, прочитаны благодарственные молитвы. Сёстры снова присели и ждут, затаив дыхание. Отец Савватий внимательно оглядывает духовных чад:

– Ну, что ж – спрашивайте…

Выслушивает многочисленные вопросы и отвечает на них, а потом просто рассказывает:

– На Афоне, как вы знаете, я был семь раз, жил и трудился там каждый раз в течение нескольких недель. Что такое Афон для меня? Трудно ответить односложно… Афон – это духовная школа, школа жёсткая… Долго жить бы там я не смог: это не моя мера подвига. Немощен духовно… Жить на Афоне – это вообще подвиг. Афон – не курорт, Афон – духовная лечебница.

Там всё становится на свои места. Получаешь такую духовную встряску! Человек теряет свою напыщенность и чувствует себя странником Божиим. Афон человека отрезвляет, и ты понимаешь, как ты должен жить, и что ты должен делать.

Отец Савватий улыбается:

– Раньше, когда был духовным младенцем, ездил в обычные монастыри, по святым местам… Теперь же подрос немного – двадцать пять лет рукоположения в священники – в первый класс духовной школы пошёл… От манной каши устал, ищу твёрдую пищу. А на Афоне как раз твёрдую пищу едят…

Кому полезно побывать на Афоне? Священникам и монахам в первую очередь… Получить духовную зарядку для пастырской деятельности. Ну, и мирянам полезно… Кому Божия Матерь открывает дорогу, тому и полезно…Если не будет воли Пресвятой Богородицы, то и президент не сможет прилететь.

А какой-нибудь простой сельский батюшка, у которого в бороде, может, солома, от того, что трудится целый день напролёт, и сено ещё своей коровке успевает накосить, так вот, этот самый сельский батюшка в старенькой рясе помолится Царице Небесной: «Пресвятая Богородица, помоги мне попасть на Афон!» Смотришь – а он через месяц на Афоне!

Поэтому, когда меня спрашивают, что нужно сделать, чтобы попасть на Афон, я отвечаю: «Молиться Пресвятой Богородице».

Первая ночь на Афоне

Первый раз я оказался на Афоне в 2000 году. А меня тогда как-то смущала мысль, что я духовник и строитель женского монастыря. Хоть и построен был монастырь по благословению моего духовного отца, архимандрита Иоанна Крестьянкина, хоть и предсказал его основание старец протоиерей Николай Рагозин, всё же мучили меня помыслы: «Что я здесь, на Митейной Горе, делаю? Моё ли это место? Может, бросить всё: монастырь этот женский, сестёр, всех этих бабушек – и уехать на Афон? Подвизаться там… Или просто в мужской монастырь уйти?»

И вот – первая ночь на Афоне… Стою на службе. Три часа ночи. Вечером не удалось вздремнуть, больше суток без сна… Электричества в храме нет, горят свечи, идёт молитва. Душно, у меня голова закружилась, вышел в притвор, сел на скамеечку. Там было посвежее, с улицы тянуло прохладой, а звуки службы хорошо доносились из храма. Закрыл глаза и стал молиться.

Вдруг – слышу: шаркает ногами старенький схимонах, согбенный весь. Подошёл ближе, сел в углу притвора на каменное седалище, лица не видно, только борода белая и лик светлый – прямо в темноте светится. Перекрестился и негромко спрашивает:

– Ты кто?

– Иеромонах, – отвечаю.

– Где служишь и сколько?

– В женском монастыре, тринадцать лет.

Спрашивал он так властно, как власть имеющий. И у меня сбилось дыхание, я понял, что в эту первую ночь на Афоне, я услышу то, о чём молился долго перед поездкой: чтобы Господь и Пречистая открыли мне волю Свою о моём дальнейшем пути.

А схимник сказал, так, как будто знал о моих смущающих помыслах, о том, что хочу я уйти из женского монастыря. Сказал кратко и предельно просто:

– Вот, где живёшь – там и живи. Никуда не уходи. Там и умереть должен. Донесёшь свой крест – и спасёшься.

Молча встал и ушёл медленно, по-старчески шаркая ногами. А я сидел и думал, что ведь я ни о чём не вопрошал его, не пытался начать беседу. Вот так в первый день моего пребывания на Афоне Господь явил мне Свою волю.

Афонские старцы

Да… Там, на Афоне, такие старцы подвизаются… О некоторых и не знает ни одна живая душа… В кондаке службы афонским святым о подвижниках Святой Горы говорится: «Показавшие в ней житие ангельское»…

Мне рассказывали, как в семидесятые годы группа наших русских священников приехала на Афон. Остановились в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Пошли погулять по окрестностям, наткнулись на брошенный скит. Решили на следующий день послужить там Литургию, спросили у афонской братии про этот скит, получили ответ, что давно там никто не живёт и не служит.

И вот начали Литургию, и во время службы видят: ползёт в храм древний-древний старичок-монах. Такой старенький, что ходить давно не может, только ползком кое-как передвигается. Про него даже самые старые монахи Свято-Пантелеимонова монастыря не знали. Видимо, был он из тех, ещё дореволюционных монахов. Приполз и говорит еле слышно:

– Божия Матерь меня не обманула: обещала, что перед смертью я причащусь.

Причастили его, и он умер прямо в храме. Как он жил? Чем питался? Причастился – и ушёл к Богу и Пресвятой Богородице, Которым молился всю жизнь.

Пешком по Афону

После первой поездки на Афон и встречи с афонским старцем смущающие меня помыслы перейти в другой монастырь или вообще уехать на Афон – отошли. Прошло несколько лет… Какое-то время у нас в монастыре было спокойно. Но вообще в монашеской жизни полного покоя никогда не бывает. Если правильно подвизаться, вести духовную брань, то скорби и искушения – неотъемлемые спутники этой брани.

Началась и у нас череда тяжёлых искушений, внутренних и внешних. Главное оружие в духовной битве – молитва. Мы, конечно, молились всем монастырём. Но, видимо, наших слабых молитвенных сил было недостаточно, и нам требовалась духовная помощь и поддержка. И меня благословили помолиться у афонских святынь – там, где небо ближе к земле, где идёт непрерывная молитва за весь мир.

Раньше люди, вознося свои молитвы к Богу, давали какой-то обет: посетить святые места, какой-нибудь известный монастырь. Шли зачастую пешком, так, чтобы принести Господу свои труды. Мне тоже хотелось к своим молитвам о родном монастыре приложить какой-то труд, какую-то жертву. И когда я попросил благословения на такой труд, меня благословили с молитвой пройти пешком по Афону и в каждом монастыре, прикладываясь к его святыням, молиться и просить о помощи.

Страшные Карули

И вот, когда я шёл пешком по Афону, то побывал и на Карулях.

Февраль. Дома, на Урале, снега лежат, вьюга метёт, а здесь, на Афоне, восемнадцать градусов тепла, сажают картошку и лук…

«Карули» – катушка, подъёмное устройство, с помощью которого монахи-отшельники, не спускаясь со скалы, могли выменять у проплывавших мимо рыбаков продукты: рыбу, сухари, оливки в обмен на своё рукоделье. Карули, или Каруля, находятся в самой южной части Афонского полуострова недалеко от Катунакий.

Карули – это неприступные скалы, узкие тропки, пустые кельи, бывшие когда-то пристанищем монахов-отшельников. В скалах – гнёзда ласточек, и домики отшельников, пристроенные к этим скалам, похожи на гнёзда птиц. Есть Внешние Карули и Внутренние, или Страшные, названные так, потому что кельи монахов – прямо в скалах, подниматься туда и вообще передвигаться, держась за цепи и проволоку, – опасно и просто страшно.

Паром из Дафни достиг конечной остановки на Карулях, и я вышел один на бетонную пристань – арсану. Тропинка от пристани каменными ступенями поднималась в горы, и, поднявшись, я обнаружил остатки маленького храма – параклиса и сгоревшей кельи жившего здесь знаменитого карулиота-схиархимандрита Стефана Сербского. Рядом была и пещера, в которой, как я знал, когда-то подвизался архимандрит Софроний Сахаров, чадо афонского старца Силуана.

Недалеко от сгоревшей кельи жили русские: иеромонах отец Илья и инок. Мы познакомились. Они жили здесь два года и ещё успели застать в живых отца Стефана. Я читал о нём раньше, а теперь вот услышал о нём от людей, которые знали его лично.

Отец Стефан

Серб по происхождению, во время второй мировой войны он был антифашистом и участвовал в Сопротивлении. Рассказывал, как его вместе с другими бойцами Сопротивления арестовали и повели на расстрел. Отец Стефан дал обет Божией Матери, если останется в живых – уйдёт монахом на Афон. Когда стали стрелять, его будто подтолкнуло, и он побежал. Чувствовал, как пули обжигают спину, руки, щёку, не причиняя ему вреда. И немцы за ним не погнались, что тоже было чудом.

После войны принял постриг на Афоне и подвизался здесь без малого пятьдесят лет. Знал несколько иностранных языков, писал духовные статьи, наставления. Отец Илья видел, как старец трудился на террасе, и белоснежные голуби слетались и садились ему на плечи, а когда он заканчивал писать, голуби улетали.

Как-то к отцу Илье приехал друг из России, и он повёл его к отцу Стефану благословиться. У почти восьмидесятилетнего старца – глаза голубые, как небо, он много лет не мылся по обычаю афонских монахов, при этом никакого запаха не было. Он мало ел, предпочитал сухоядение: в карманах всегда была сухая вермишель, которую ел сам и кормил ею птиц.

На Благовещенье спускал со скалы в море сеточку и просил: «Божья Матерь, пошли мне рыбки». Тут же вытаскивал, и в сети всегда была рыба.

Когда ремонтировал свою обветшавшую келью, друг привозил ему стройматериалы. У этого друга была дочка лет пяти, Деспина. И вот, когда старец нуждался в помощи друга, он выходил к морю и громко просил: «Деспина, скажи папе, чтобы он ко мне приехал, он мне нужен!» И девочка бежала к отцу: «Папа, тебя отец Стефан зовёт». Почему он не обращался с этой просьбой непосредственно к другу? Может, ребёнок по своей чистоте мог услышать духовный призыв лучше, кто знает… И вот, когда друг приезжал, то спрашивал: «Отец Стефан, ты меня действительно звал?» И старец отвечал: «Да, я просил Деспину передать тебе, что я тебя жду».

Последнее время он немного юродствовал, прикрывая юродством свои духовные дары. Если приходили русские, отец Стефан пел «Подмосковные вечера». И вот когда они пришли, он спел им песню, а потом поставил на огонь чайник, чтобы угостить чаем. Друг отца Ильи смотрел на отшельника недоверчиво: какой-то старичок, песни распевает – и это и есть старец-молитвенник?!

А чайник был старый, закопчённый, без ручки, только рожок. И вот когда вода в чайнике закипела, то отец Стефан взял его за бока обеими руками прямо с огня и стал разливать в кружки чай. Оба гостя смотрели на это с ужасом: чайник был раскалённым. А старец спокойно разлил чай и не получил при этом никакого ожога.

Отец Илья рассказал, что, когда Америка бомбила Сербию, старец горячо молился и вносил свой духовный вклад в защиту родины через молитву. И скорбь так передавалась ему, что он испытывал сильнейшие духовные страдания. В это время и сгорела его келья. Были ли на это духовные причины? Мы можем только догадываться об этом. А когда он переселился в пещеру, продолжая молиться о соотечественниках, погибающих в пламени взрывов, загорелась и пещера.

Умер отец Стефан в Сербии. Перед смертью он вернулся на родину, в монастырь, где настоятельницей была его родственница, и почил на праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм. И Та, Кому он молился столько лет, приняла его душу.

Камушек из пещеры

Сгоревшая келья отца Стефана была пристроена к пещере, где жил когда-то архимандрит Софроний Сахаров. А когда я поехал на Афон, одна инокиня, очень почитающая старца Силуана и отца Софрония, просила меня привезти из его пещеры хоть камушек. Я не знал, где эта пещера находится. Тогда эта просьба была для меня равносильна тому, что у меня попросили бы камушек с Марса. И вот я зашёл в ту самую пещеру. Там капала вода. Я поднял с земли камушек и понял, что только что исполнил просьбу инокини.

Гостеприимная встреча

Иеромонах, отец Илья, предложил мне переночевать в их жилище. Место мне уступили у самого входа, предложили старое одеяло и даже старую рваную подушку.

В монастыре Констамонит. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru
Я очень устал и был рад такой гостеприимной встрече. Приближалась ночь, и мы, помолившись, стали готовиться к ночлегу. Я лёг ногами вглубь пещеры, а головой ко входу, так, что видел звёздное небо. Лежал и думал о том, что такой романтический ночлег напоминает детские походы в лес. Но скоро стало понятно, что с детскими походами ночлег на Афоне не имеет ничего общего. Я много слышал об афонских страхованиях, а здесь, на Карулях, испытал их на себе.

Ночью начался шторм: буря, ветер. Сверху, со скал, сыпались камни, палки, щепки, море бушевало. Я очень хотел спать, но крепко заснуть не мог и находился в полузабытьи: чувствовал, как брызги волн сыпались мне на голову, плечи, в полусне натягивал на голову одеяло.

И навалились кошмары: в полузабытьи мне казалось, что иноки составили заговор против меня, что они собираются меня убить, сбросить со скалы. Я изо всех сил старался проснуться и понимал, что это только страшный сон, но сознание опять отключалось, и снова меня преследовали враги. Сквозь сон я услышал, как один из иноков прошёл мимо к выходу из пещеры и не вернулся назад, и страхи снова навалились: это сговор против меня. Весь дрожал от ужаса и чувствовал, как стучат мои зубы.

Кошмарный бред, мучивший меня всю ночь, растаял с утренним солнцем. Буря стихла, и все страхования ушли. Оказалось, что у вышедшего из пещеры инока всю ночь болел зуб, он не мог спать и бродил у пещеры. Утром он ушёл в больницу.

Второй инок предложил немного проводить меня.

По пути он рассказал, как приезжали четверо паломников, решивших дойти до Внутренних Карулей. Переночевали, как и я, в пещере. Один из них весь вечер рассказывал о том, что он альпинист, и предстоящая дорога нисколько не пугает его: сам пройдёт и друзей доведёт. Но когда они наутро дошли до спуска к тропе, ведущей во Внутренние Карули, решимость покинула альпиниста, и он наотрез отказался продолжить дорогу. С ним развернулись назад и его друзья. По всей видимости, причины его страха были более духовными, чем физическими. Хотя спуск на самом деле может испугать даже храбреца.

Внутренние Карули

Мы дошли до места, где по цепи можно было спуститься на тропу. Внешние Карули закончились: каменистая тропа обрывалась на самом верху красной скалы, уходившей отвесно вниз, к морю. Мой проводник, попрощавшись, повернул обратно. Я остался один. Вниз спускалась цепь, конца которой из-за неровности скалы не было видно. И непонятно: сколько времени нужно спускаться по этой старой цепи, прижимаясь к горячей от солнца скале. Помолился и встал на карульскую самодельную лестницу.

Лестница гнилая, одна ступенька есть, а другой нет. Спускаясь, смотрел вниз, нащупывал ботинком небольшие выступы, отполированные ногами карулиотов. Глазам открывалась пропасть, и сердце частило, билось неровно, во рту пересохло: одно неверное движение, и сорвёшься вниз. Я знал, что там, внизу скалы – бездонная впадина, почти пропасть. Читал раньше, что глубина этой пропасти целый километр. О впадине рассказывали легенды: о страшном морском спруте, о морских рыбах-чудовищах с ужасной пастью, что обитают в неизведанной глубине Сингитского залива у Карульских скал.

Начал молиться вслух и освободился от мыслей про морских чудовищ. Спуск, к моей большой радости, оказался не очень долгим – метров тридцать. И вот – я стою на тропе, ведущей во Внутренние Карули. Восстанавливаю дыхание. Тропа представляет из себя небольшой выступ вдоль скалы, такую узенькую, сантиметров пятьдесят, террасу. На ней можно стоять и даже обеими ногами. Я весь в красной пыли от скалы, руки и колени дрожат. В конце путешествия они будут сбиты в кровь.

Если идти по тропе, то тебе будут встречаться тёмные отверстия, ведущие в пещерки. Здесь когда-то подвизались афонские отшельники. Сейчас Внутренние Карули опустели. Подвигов их прежних жителей современные монахи понести не могут, как духовные младенцы не могут понести трудов закалённых в духовной битве пустынников.

Хотя время от времени сюда приходят те, кто хочет проверить свои духовные силы и примерить на себя жизнь отшельников-карулиотов. И я встретил одного из таких временных жителей Внутренних Карулей. Это тоже был русский паренёк, который представился послушником Сергием. Он поселился в одной из пещер и был рад встрече с соотечественником, хотя о себе ничего почти не рассказывал.

Я и не пытался его расспрашивать: человек, который пришёл сюда помолиться в одиночестве, явно не нуждался в компании. Люди приходят на Карули для сугубой молитвы, для покаяния, иногда по обету. Меня уже предупредили, что попасть во Внутренние Карули может далеко не каждый: только тот, кого благословит Пресвятая Богородица.

Поэтому долгой беседы мы не вели, хотя Сергий гостеприимно предложил мне трапезу. Тут же на выступе скалы приготовил макароны, заварил чай. Я поделился с ним своей тревогой и переживаниями за родную обитель, рассказал о благословении обойти с молитвой Афон.

После трапезы почувствовал прилив сил и, сидя на уступе скалы, уже бодро осмотрелся вокруг. Пришёл помысл о том, что не такие уж страшные эти Страшные Карули, что можно и здесь жить и молиться. Помысл был горделивый и, видимо, потому что не прогнал его сразу, – последовало мгновенное искушение. На Афоне вообще духовные причины и следствия предельно кратки по времени.

Господь попустил показать мне, с какими опасностями встречались отшельники Карули: я почувствовал, что какая-то сила стала двигать меня к пропасти. До пропасти было около метра, и меня охватил ужас: сейчас эта недобрая сила сметёт меня вниз как пылинку. Я упёрся ботинками в тропу, но моё движение к пропасти продолжалось: физическими силами нельзя противостоять духовному искушению.

Начал громко читать Иисусову молитву и только тогда ощутил, что давление ослабло и постепенно прекратилось. Послушник, который был недалеко, и занимался своими делами, услышав мою молитву, ничего не спросил, понимающе кивнув головой. Видимо, он был знаком с подобным искушением.

И я понял, что в Страшных Карулях – можно жить и молиться, но не всем, а подвижникам, которые обрели смирение. Господь и Пресвятая Богородица допустили меня сюда, защищая и оберегая, как духовного младенца. А когда младенец принял гордый помысл, попустили ему увидеть это путешествие в истинном свете.

Когда сумерки стали близки, я попрощался с Сергием, который в считанные часы стал почти родным – это свойство Афона сближать людей. Нужно было успеть до темноты вернуться назад, во Внешние Карули. Ноги подкашивались, когда дошёл до пещеры иноков, у которых оставил рюкзак и все свои вещи. Они встретили меня радостно.

Скит Праведной Анны

Простился с иноками и, поднявшись выше в горы, нашёл тропу к скиту Святой Анны. Справа от тропы – гора, а слева – крутой спуск, почти обрыв, и колючие кустарники. Вспоминая путь к Внутренним Карулям, расслабился: идти было сравнительно легко. Замечтался, любуясь зеленью, забыл о молитве и тут же чуть не поплатился за это: запнулся о камень и еле удержался от падения с обрыва в колючий кустарник. Спас только посох: по афонским тропам обычно передвигаются с посохом. Собрался и пошёл дальше с молитвой – так как и нужно идти по Афону.

В скиту хранится святыня – стопа святой праведной Анны в серебряном ковчежце. Приложившись с молитвой, почувствовал такую любовь, такое утешение и сердечное умиление, что захотелось, вернувшись в родной монастырь, что-то сделать для матери Пресвятой Богородицы, принести ей какой-то дар. Через несколько лет это желание воплотилось: вырос рядом с нашим монастырём скит святой праведной Анны. И даже небольшая частица мощей святой появилась в скиту: она сама к нам пришла через благодетелей. Служба и весь распорядок дня в скиту проходят по афонскому уставу. Вот так частица Афона теперь есть и у нас, в уральском монастыре.

Келья пустынника

Когда я приехал в первый раз на Афон, мечтал найти келью какого-нибудь старца-пустынника и пообщаться с ним. Понимал, что мечта эта немного детская…

И вот как-то раз, когда я остановился в русском монастыре Святого Пантелеимона, в свободное время решил прогуляться по окрестностям. Пошёл в сторону Дафни, и, немного отойдя от монастыря, слева от дороги, обнаружил небольшую тропочку, уже почти заросшую кустарником. Подумал даже: человеческая ли это тропа или кабанья? Потом решил всё же попытаться пройти по ней. Тропинка резко поднималась в гору, манила меня вперёд, я – то терял её, то снова находил. Местами она шла по камням, и я убедился, что она человеческая: стали видны потёртые ступени, выложенные руками её хозяина.

Потом мне открылось небольшое плато с уже сильно заросшим оливковым садом. Сердце сильно забилось: может, сейчас я встречу старца-отшельника? Прошёл вглубь сада и увидел крохотную келью в одно окно метра два в длину и метра полтора в ширину. На двери краской полустёртая надпись по-русски: «Сия келья принадлежит иеромонаху», а дальше не смог разобрать: было стёрто.

Обошёл вокруг кельи, прислушался и понял: здесь давно никто не живёт. Прочитал молитву и открыл дверь. Обшарпанные стены, окно, деревянная лежанка из досок, в углу несколько икон: вот и вся обстановка кельи отшельника. Как он жил здесь один? Как подвизался? Молитвенник… Мне не пришлось с ним познакомиться, но я знал, что у этой кельи был хозяин, что он здесь жил и молился, и мне захотелось почтить его память и почтить ангела кельи.

Достал из сумки свои иконки и стал читать акафист Великомученику Пантелеимону. Пришло чувство умиления. Дочитал до конца, и только тогда как будто вернулся в реальность. Понял, что солнце уже садится. На Афоне тьма наступает резко, ночи очень тёмные. Поспешил обратно, с трудом, уже еле различая тропку, пошёл к дороге. Молился вслух – боялся заблудиться. Как только вышел с тропки на дорогу, опустилась полная тьма.

Понял, что это не та автомобильная дорога, с которой я свернул на тропинку днём, а тоже тропа, правда, хорошо протоптанная. От неё отходили маленькие тропки, которые я чувствовал уже почти на ощупь.

Шёл кое-как, испытывая сильный страх. Страх этот был скорее духовный: страхования на Афоне – дело обычное. В этих местах и днём было темновато от зарослей, а теперь я спотыкался на каждом шагу о камни, которых не мог разглядеть под ногами.

Взмолился Великомученику Пантелеимону о помощи и сразу после молитвы резко вышел на храм святого Митрофана Воронежского Свято-Пантелеимонова монастыря.

На следующий год я снова оказался в этих местах со своим другом, иеромонахом. Рассказал ему про келью отшельника, и мы решили сходить туда. Нашли полузаросшую тропу, плато с садом. Всё было каким-то чудесным: и воздух полный свежести и запах мёда от диких жёлтых нарциссов. На Афоне часто испытываешь чувство духовного умиления. А иногда бывает даже страшно ступать по камням: здесь ступала ногами Сама Пресвятая Богородица.

Мы с трепетом открыли дверь кельи, вошли, и я сразу понял, что здесь уже кто-то побывал в этом году. И этот гость хозяйничал здесь какое-то время: следы его пребывания знаменовали несколько глянцевых журналов эротического содержания. Я испытал сильное чувство гнева: как будто у меня на глазах осквернили святое место, где молился Богу подвижник-отшельник. Одновременно мы с другом почувствовали сильное смущение, мы отворачивались друг от друга, прятали глаза. Может быть, такие же чувства испытывали когда-то братья Хама?

Потом, не сговариваясь, нашли старое ржавое ведро, подожгли журналы. Они не хотели гореть, бумага была плотная. Мы разорвали журналы и сожгли их дотла. И сразу почувствовали облегчение, как будто очистили келью. Помолились и молча пошли назад. Я шёл и думал: грязь заливает весь мир, и вот она уже проникает даже на Афон. Боже, милостив буди нам, грешным!

А ещё через год я снова оказался в тех краях. Настойчиво пытался найти тропу в келью отшельника, но не смог: дорога туда полностью закрылась.

pravoslavie.ru

История Афона, Турецкое владычество | Athos.Guide

Период становления турецкого владычества

В памяти Афона хранятся воспоминания о набегах турецких пиратов, начавшихся с давних времен. Турки османы появляются на Святой Горе, однако, только в XIII веке. Дорожное сообщение и наиболее удачные маршруты были известны им от наемных турецких солдат, служащих в византийской армии. В XIV веке набеги турок значительно участились. Каталонская дружина, нанятая византийцами для сражений с турками довольно часто вместо того, чтобы воевать с ними – заключала союзы для совместного разорения греческих поселений. Набеги турецких пиратов упоминаются в источниках в 1305 и 1306 годах, а уже в следующем году каталонцы, объединившись с турками, разграбляют поселки полуострова Халкидики и афонские монастыри.

В 1325 году большое количество монахов было вынуждено покинуть полуостров из-за непрекращающегося пиратства. Афон покинули и Григорий Синаит со своими учениками, и Григорий Палама, также в сопровождении учеников, обосновавшийся в Салониках. В 1340 году Афон покидает Афанасий, из-за новой волны пиратских набегов, он удаляется в Метеоры, где основывает монастырь Преображения Господня. Стоит отметить, что это был первый случай строительства монастыря на скалах в Метеорах, предположительно, обусловленный опасениями за безопасность монахов в более благоприятных условиях существования.

В 1383 году туркам удалось захватить греческий город Серрес, а затем, после многолетней осады и Салоники, тогда же в 1383 году сдал оборону и Афон. В последующие сорок лет власть в империи переходила от одного правителя к другому. В 1423 году Андроник Палеолог был вынужден сдать город Салоники венецианцам, а сам отправился на Афон, где принял монашеский постриг и скончался под именем Акакий. С падением Константинополя в 1453 году власть турок закрепилась во всей Византийской Империи.

Турецкое владычество

Афон покорился захватчикам в 1424 году. Большие изменения в системе управления полуостровом становятся заметны практически сразу же, так как уже в 1428 году документ об объединении двух монастырей (Алипиу и Кутлумуш) вместо императора подписывает только патриарх.

Примечательно, что турки не послали на Афон свою армию и не учредили там никакого административного органа, в связи с тем, что святогорцы, вследствие своего образа жизни, были народ мирный и не представляли никакой угрозы для новой власти, кроме того, следовали новым законам и положениям им навязанным. Возможно, именно поэтому удалось избежать глобальной  катастрофы на Святой Горе, так как обычно турецкая армия совершала разорительные набеги, приносящие с собой масштабные разрушения, ввиду того, что сжигали дома, вынуждая мирных жителей покинуть захваченные территории. Пример Афона показал, гораздо более наглядно, чем любая другая оккупированная султаном территория, что Оттоманская Империя представляла собой гигантский механизм по сбору налогов и выкачиванию средств. Некоторые исследователи утверждали, что турки продолжили дело византийских императоров и обеспечили Святую Гору своим покровительством, но на деле новое государство и его правители не могли не только предложить что-либо обителям, но даже обеспечить их безопасность. Афон рассматривался как неиссякаемый источник податей, из которого можно было черпать материальные блага любым законным или же незаконным способом.

Такого рода линия поведения вполне объясняется религиозной принадлежностью захватчиков, исповедовавших ислам, так как согласно этому учению мир делится на мусульман и неверных, представляющих все зло этого мира, в связи с чем должны быть уничтожены силами добра. За редким исключением, спасение даровалось лишь в том случае, если неверные подчинялись воле султана, или же меняли свою веру. В таком случае, выжившие превращались в орудия труда, неизменно приносящие выгоду.  Знаком повиновения служила своевременная выплата всех податей и поголовного налога, дабы эта голова могла находиться на плечах. Ограничение экономической и социальной деятельности населения обеспечивались путем изоляции и заселения местных жителей в самые отдаленные и неблагоприятные районы. Тем не менее, религиозная жизнь местного населения мало интересовала турок. Несмотря на попытки исламизации греков, обратный процесс – привлечение к христианству карался смертной казнью. Христианство, хотя и не было запрещено официально, не приветствовалось и проявлять открыто свое вероисповедание было нежелательно, предметы, связанные с верой в Христа, также не должны были появляться и использоваться открыто. Запрещалось звонить в колокола и строить новые храмы. Наиболее значимые и величественные храмы были захвачены и превращены в мечети, реставрация старых церквей разрешалась только при наличии особого разрешения султана, которое выдавалось непросто и при уплате внушительных средств.

С завершением административного деления новых территорий Оттоманской Империи Афон попадает под юрисдикцию Иериссоса, бывшей византийской столицы губернии. Турецкая армия обосновалась в крепости города и оттуда следила за соблюдением порядка. Правитель Салоник – паша или бей с течением времени все больше вмешивался во внутренние дела Святой Горы, не предлагая ничего взамен, все туже затягивая пояс налогов. Стоит отметить, что вплоть до XVIII века обедневший Афон мало интересовал турок, так как кроме налогов не мог обеспечить империю никакими другими внушительными вложениями. С восстановлением монастырей ситуация значительно меняется и на Святой Горе водворяются три представителя местной власти.

Когда султан организовал свое личное войско янычар в Константинополе в 1525 году, в качестве своего благоволения территория Афона была передана им солдатам. Стоит сказать, что святогорцы надеялись, что теперь им будет обеспечена защита, и бесконечные набеги на полуостров прекратятся, кроме того, это давало им возможность прямого сообщения с Константинополем. Обратившись к предводителю войска, афониты могли передать просьбу или прошение самому султану, не безвозмездно, разумеется, а сопровождая таковые богатыми дарами и подношениями.

Правитель Афона – ага располагался изначально в Салониках, а затем переместился в Карьес, что, конечно, не было принято святогорцами с великой радостью, так как нахождение на Афоне иноземного военачальника другой веры шло вразрез с традиционными устоями обитателей Святой Горы. В архиве монастыря Святого Павла хранится документ от 1575 года, в котором говорится след

athos.guide

Интересные факты об Афоне — Православный журнал «Фома»

Афон (Святая Гора) – крупнейшее в мире средоточие православного монашества, компактно расположенное в Греции на полуострове Айон-Орос, называемый иначе Святой Горой, Афоном, Афонским полуостровом. Эта уникальная монашеская республика находится под церковной юрисдикцией Константинопольского Патриархата. Игуменьей и Покровительницей Святой горы является Пресвятая Богородица.

Старые фото Афона (1928-1930-е годы).Фото Фреда Блоссома

Вместе с тем ни одна женщина, по афонскому уставу, не может ступить на землю священного полуострова. Таков древний обычай. Женщины могут полюбоваться красотами Афона лишь с катера, которому не разрешается подплывать к берегу ближе, чем на 500 метров. Однако из правила в отношении женщин делались исключения. Несколько раз разрешали находиться там беженцам, которые прибывали с семьями и укрывались на Афоне: в 1770 году, после так называемого Орловского восстания, в 1821 году – после общегреческого восстания против турецкого владычества, в 1854 году – после неудачного восстания против турок на севере Греции.

Часть братии и гости Русского монастыря
(XIX в.) с духовником обители о. Иеронимом (сидит второй справа).

Верховная власть на Афоне принадлежит Священному Киноту, который состоит из делегированных в него представителей афонских монастырей. Исполнительную власть представляет Священная Эпистасия. Священный Кинот и Священная Эпистасия располагаются в Кариесе (Карее) – столице монашеской республики.

Григориат — греческий монастырь. Снимки второй миссии Петра Севастьянова в 1857 г.

Во времена своей славы Святой Афон включал 180 православных монастырей. Первые монашеские скиты появились здесь еще в VIII веке н. э., а статус автономии под покровительством Византийской империи республика получила в 972 году. Первый крупный монастырь был основан в 963 году святым Афанасием Афонским, который считается основоположником всего уклада монашеской жизни, принятого на Святой горе. Ныне обитель св. Афанасия известна как Великая Лавра.

Колокол в Русском монастыре. Снимки второй миссии Петра Севастьянова в 1857 г.

Сейчас на Афоне 20 действующих обителей, в которых проживает около двух тысяч братьев. Иерархия афонских монастырей – издавна установленный обычай располагать все монастыри в следующем порядке:
1. Великая Лавра;
2. Ватопед;
3. Иверский;
4. Хиландар;
5. Дионисиат;
6. Кутлумуш;
7. Пантократор;
8. Ксиропотам;
9. Зограф;
10. Дохиар;
11. Каракал;
12. Филофей;
13. Симонопетра;
14. св. Павла;
15. Ставроникита;
16. Ксенофонт;
17. Григориат;
18. Эсфигмен;
19. Пантелеимонов;
20. Констамонит.

Афонские монастыри живут по «византийскому времени», согласно которому новый день, или 0 часов 00 минут, наступает в момент захода солнца за горизонт. Соответственно, в разных обителях время зачастую не совпадает, а разница между афонским и греческим временем составляет от 3 до 7 часов.

Фото Merton Wilton

На Святой Горе сохранились все исторически сложившиеся формы монашеской жизни: пустынножительство, общежительные монастыри – киновии, скиты с идиоритмическим (особножительным) уставом.

Cамая высокая точка Афонского полуострова (2033 м) – вершина горы Афон. Здесь возвышается храм в честь Преображения Господня, построенный, по преданию, прп. Афанасием Афонским в 965 году на месте языческого капища.

Русские появились на Афоне еще до крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром (около 842 года), когда «приходила Русь на Царьград и многие русы крестились». Афон – колыбель русского монашества. В монастыре Эсфигмен подвизался основатель Киево-Печерской Лавры преподобный Антоний. Именно на Афоне переведены с греческого на русский важнейшие церковные книги, отсюда русские паломники вынесли сказания о святых, их подвигах, монастырские обычаи и уставы. В 1016 году появился первый русский монастырь на Афоне под названием Ксилургу. Позже русской общине передали обитель святого Пантелеимона.

Афон – место возникновения и проведения важнейших богословских дискуссий. Афонское монашество традиционно занимается религиозным просвещением окружающего мира.

Афонское подворье в Москве

Для паломнической поездки на Афон наряду с греческой визой следует получить специальный документ под названием диамонитирион, который дает разрешение на пребывание в монашеской республике. Для этого необходимо или непосредственно связаться с Афоном, или обратиться в Афонское подворье в Москве либо в турфирмы.

Смотрите также:

Зачем монахи на Афоне раскапывают мертвых?

6 советов паломнику на Афон

Что почитать про Афон

История Иверской иконы Пресвятой Богородицы
Иверская икона Божией Матери. Иконография
Иверская часовня в Москве

foma.ru

История Святой горы Афон

Святая Гора Афон расположена на полуострове Халкидики, примыкающем к северной части континентальной Греции. Ее высота 2033 метра. История христианства на Святой Горе уходит корнями в апостольские времена и начинается еще в дни земной жизни Пресвятой Богородицы. Во многих рукописях, копии которых хранятся на Святой Горе, имеются рассказы о Ее пребывании на Афоне. Отрывки из рукописей следующие: «Когда апостолы бросали жребий, решая, кому, куда идти проповедовать Евангелие, Матерь Божия попросила и для себя Удел, чтобы и Ей участвовать в деле проповеди. Ей по жребию досталась Иверия (Грузия), но когда Она собралась в путь, Ей явился архангел Гавриил и сказал: «Мати Божия, Дево, Иисус Христос, Рожденный от Тебя, Повелевает Тебе не покидать Иудею, не уходить из Иерусалима, поскольку место, уготованное Тебе в Удел – не Иверия, а полуостров в Македонии, называемый Гора Афон, и Он просветится светом лица Твоего и примет благословение». Услышав это повеление, Богородица отправилась на корабле на проповедь Евангелия на Афон. Матерь Божия была рада, что Ей достался для проповеди этот Удел. Она начала молится: Сыне Мой и Боже Мой, благослови место сие, сей Мой Удел, и сохрани Его до самого конца мира, а также тех, кто живет здесь, ради святого имени Твоего…». После того, как Богородица так помолилась, с Небес послышался голос: «Все, о чем Ты просишь, Мати Моя, будет исполнено Тебя ради, если иноки сами будут соблюдать Мои заповеди. С этого дня место сие будет Твоим Уделом, Твоим садом и раем, гаванью спасения для тех, кто желает спастись, убежищем и укрытием, тихой пристанью покаяния для людей, обремененных грехом».

Есть второе, наиболее традиционное предание, согласно которому Матерь Божия в сопровождении святого Иоанна Богослова отправилась посетить святого Лазаря Четверодневного, ставшего епископом Кипра, но на пути их кораблю сбился с курса во время шторма и чудесным образом оказался у берегов Афона, рядом с тем местом, где сейчас располагается Иверский монастырь. Она так полюбила красоту этого полуострова, что попросила своего божественного сына дать Ей его в Удел. Он с радостью отдал это место Матери как Ее «наследство и сад, рай и пристань спасения».

Неизвестно, когда возникли первые монашеские поселения на Горе Афон. До нас дошли имена первых насельников Святой Горы: преподобный Петр Афонский, который был аскетом-отшельником и жил приблизительно с 681 по 734 год и преподобный Евфимий Солунский, живший в 8 веке.

В 885 году император Василий I издал указ с официальным признанием того факта, что Афон принадлежит исключительно монахам. Пастухам и другим мирянам, которые раньше находились здесь беспрепятственно закрыли доступ на территорию полуострова. В конце 10 века император Алексей Комнин I распространил запрет на посещение Афона всем женщинам. В 1046 году император Константин  IX Мономах официально закрепил за полуостровом название Святая Гора Афон, каковым оно остается  до сих пор.

Всего на полуострове имеется 20 главных монастырей (по старшинству): Великая Лавра, Ватопед, Иверский, Хиландар, Дионисиат, Кутлумуш, Пантократор, Ксиропотам, Зограф, Дохиар, Каракалл, Филофей, Симонопетр, Святого Павла, Ставроникита, Ксенофонт, Григориат, Есфигмен, Святого Пантелеймона и Костамонит, а также 12 скитов: Пророка Илии (русский), Святого Иоанна Предтечи (румынский, подчиняется Великой Лавре), Святого Андрея (русский), Пресвятой Богородицы (болгарский), Благовещения Пресвятой Богородицы, Новый скит, Святого Димитрия, Праведной Анны, Кавсокаливия, второй скит Иоанна Предтечи (подчиняется Иверскому монастырю), Святого Пантелеймона и Святого Димитрия.

7555559.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *