Иконы софийского собора в великом новгороде – Святыни | Софийский собор Великий Новгород

Святыни | Софийский собор Великий Новгород

Икона «Богоматерь Знамение» XII в.

В дубовом киоте перед Успенским иконостасом находится самый почитаемый в Новгородской земле иконный образ — выносная двусторонняя икона «Богоматерь Знамение», первой пол. XII в. История ее почитания восходит к 1169 г., когда Новгород защищался от нападения суздальцев. Князь Андрей Боголюбский сумел собрать огромное войско, призвав в союзники  многих князей. Три дня Новгородский архиепископ Иоанн молился о спасении города, пока не услышал глас: «Иди в церковь Господа Иисуса Христа, что на Ильинской улице, возьми образ Пречистой Богородицы и вынеси его на городские стены против врагов, тогда узришь спасение города».  По велению этого чудного гласа, владыка Иоанн вынес образ на городские стены, и одна из стрел суздальцев попала в лик Богородицы. Икона от удара повернулась к городу, и новгородцы увидели, что из глаз Богородицы текут слезы. На суздальцев же в это время «напали тьма и безумие» — они обратили оружие друг против друга. А новгородцы, вдохновленные заступничеством Богоматери, выступили из города и завершили разгром вражеского войска. С тех пор икона стала считаться покровительницей Новгорода. В честь чудесного спасения был установлен праздник иконы на 27 ноября (10 декабря по н. ст.). А сам образ и его многочисленные списки в память о небесном знаке получили название «Богоматерь Знамение».

На оборотной стороне иконы находится парное изображение святых, надписи XVI в. называют их апостолом Петром и мученицей Наталией. Однако существуют предположения, что на самом деле это изображения свв. Иоакима и Анны — родителей Богородицы или св. апостола Петра и мученицы Анастасии (т.к. ранее написание имен Наталия и Настасья было весьма сходным). Некоторые исследователи считают, что изображения на оборотной стороне иконы носили патрональный характер и, следственно, здесь были изображены небесные заступники семьи, по заказу которой был написан образ Богородицы.

Фигуры обоих святых представлены в молитвенных позах, с приподнятыми руками и ликами, воздетыми к изображенному в полукруге образу Христа. Между фигурами есть небольшие отверстия для вложения частиц святых мощей. Авторская живопись на оборотной стороне сохранилась гораздо лучше: фигуры святых в среднике и два женских образа на полях (в верхней части) исследователи относят к XII в. На верхнем поле иконы изображены два архангела в медальонах, а на боковых полях свв. Климент, Никола, Екатерина и Евдокия (?). Изображения архангелов, Климента и Николы появились уже в XVI в.

В XVII в. для иконы был выстроен грандиозный Знаменский собор на Ильине улице. После его закрытия чтимый образ оказался в Новгородском музее, а 15 августа 1991 г. как главная новгородская святыня был передан в Софийский собор, в котором возобновились богослужения.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение»

глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес/ стяжавше Тя, раби Твои,/ Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй// и душам нашим велию милость.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение»

глас 4

Честнаго образа Твоего знамение/ празднующе, людие Твои, Богородительнице,/ имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси./ Темже Тебе верою взываем:// радуйся, Дево, христиан Похвало.

Икона «Богоматерь Тихвинская»

Слева от Царских врат в иконостасе Рождественского придела размещается одна из главных святынь Софийского собора – чудотворная икона «Богоматерь Тихвинская», один из ранних списков образа, явившегося на Тихвине в 1383 г. История появления иконы в Новгороде связана с событиями освобождения Великого Новгорода в 1617 г. и заключением Столбовского мира со Швецией. Согласно царскому указу, русские послы прежде переговоров должны были посетить Тихвин и поклониться чудотворному образу, – столь велика была слава о чудесах иконы, спасшей обитель от шведов в 1613 г. К ее заступничеству решили прибегнуть и в этом случае: посольство сопровождал древний список, сделанный в «меру и подобие» Богоматери Тихвинской. После заключения в Столбово мира «победительницу и миротворительницу» встречал 15 марта 1617 г. крестным ходом весь Новгород, причем митрополит Исидор на руках нес икону в Софийский собор, где она была установлена для поклонения. В честь этого события царем Михаилом Феодоровичем был учрежден особый праздник «

пришествия иконы» в пятую неделю Великого поста, подробности богослужения которого изложено в Чиновнике Софийского собора, сохранившего также сведения о ее происхождении. Там сообщается, что образ Пречистой списан «в меру и подобие» чудотворного, на доске того древа, на котором сидела Мария во время своего чудесного явления тихвинскому пономарю Юрышу («на соснове кладе сидящу…»). По преданию, сосновая колода, на которой сидела Богородица, была распилена на доски для изготовления крестов и икон. По-видимому, на одной из них еще в первой трети XVI в. и был написан тот образ, который московские послы брали с собой для заключения мира и который в 1617 г. оказался в Новгороде. Сообщение Чиновника подтверждаются данными, полученными при обследовании иконы и ее реставрации в 1994-95 гг. На оборотной стороне под нижней шпонкой была обнаружена процарапанная надпись-криптограмма, выполненная еще до скрепления досок и судя по палеографическим особенностям, не позднее начала XVI в.: «ДРЕВО МАРИИ СО НИКОЛОЙ». Особенности изготовления щита из комеля кедровой сосны также подтверждает, что прославленный в 1617 г. список с древней чудотворной иконы был написан на реликвии – на срубе того древа, на котором сидела Мария во время беседы с пономарем Юрышем.

Принесенная в Новгород «Богоматерь Тихвинская» была поставлена с правой стороны на солее Софийского собора, в богатом киоте со створами, на которых, подобно прототипу, были изображены архангелы Михаил и Гавриил. Об особом почитании иконы свидетельствует ее богатый драгоценный убор, не сопоставимый с другими Софийскими образами, включавший басму, серебряные позолоченные венцы, цаты, жемчужные убрус и очелье, бусы, серьги, вставки из дорогих камней, многочисленные подвески и приклады, подвесные пелены. Существующая ныне серебряная риза из гладких кованых позолоченных пластин, скрывающих поля и фон, была изготовлена в 1680-е гг. по заказу царевны Софьи Алексеевны. Об этом свидетельствуют гравированные на дробницах оклада изображения святых, соименных членам ее семьи. Тогда же икона подверглась «реставрации», при которой древняя живопись XVI в. была заменена новой. В самом конце XVII в. киот с Тихвинской иконой был перемещен на левую сторону солеи, во время ремонта 1830-х гг. образ перенесли в ризницу, затем установили в иконостасе придельной церкви Иоанна Богослова. После закрытия Софийского собора (1929) святыня вновь оказалась в ризнице и только в 1960-е гг., – уже без многочисленных украшений, переданных в Грановитую палату Новгородского Кремля, – была установлена слева от Царских врат в приделе Рождества Богородицы,где она заменила стоявшую на этом месте икону «Богоматерь Владимирская» 1561 года. В октябре 1991 года после передачи Софийского собора Русской Православной Церкви был также возвращен драгоценный оклад.

 

Икона «Успение Пресвятой Богородицы»

Икона «Успение Богородицы» — один из списков с чтимого образа, который находится в Киево-Печерской Лавре. Выполнен этот список был в 1914 г. Так как икону предназначалась в дар Новгородскому Софийскому собору, на ней поместили частицу мощей святителя Нифонта, архиепископа Новгородского, скончавшегося в Киеве и погребенного в Антониевских пещерах Киево-Печерской Лавры. Епископ Нифонт, сумевший примирить увещеванием в 1135 г. новгородцев, черниговцев и киевлян был известен и как строитель храмов. В 1156 г. по его благословению была возведена близ Пскова церковь Преображения Господня и устроена при ней Спасо-Мирожская обитель. В Новгороде он возвел церковь Богоматери и занимался украшением Софийского собора.

До 1929 г. этот образ находился в Софийском соборе, затем был перенесен в Никольский собор на Ярославовом дворище, а после того как и этот храм был закрыт — в церковь  Апостола Филиппа. Во время великой Отечественной войны икона Успения Богородицы была вывезена из города эвакуирующимися, причем именно ей приписывают верующие спасение железнодорожного состава с новгородцами от страшной бомбежки. Возвращена икона в Софийский собор 27 августа 1994 г. В 1995 г. на иконе была укреплена «Звезда Девства», в центре которой находится камень из Иерусалимского храма Успения Богородицы.

 

Святитель Никита, епископ Новгородский

(+ 1108 , память 13 февраля и 13 мая по н. с.)

Св. Никита, родом киевлянин, в молодые годы удалился в Киево-Печерский монастырь. В самом начале иноческого пути он, вопреки советам опытного игумена, ушел в затвор. Там его постигло тяжкое искушение: перестав мо­литься Богу, молодой инок предался чтению книг Ветхого За­вета, пренебрегая чтением Евангелия и других книг Нового Завета. Опытные старцы поняли состояние затвор­ника и молитвами избавили его от козней искуси­теля. После этого Никита встал на путь истинного смирения, воздержания и по­слушания и начал учиться снова.

За добродетели в 1096 г. он был поставлен епископом Великого Новгорода. Этот город обязан епископу Никите чудесным спасением от двух страшных бедствий: во время засухи он молитвой низвел дождь с неба, в другой раз по его молитве прекратился в городе большой пожар. Двенадцать лет Никита возглавлял новгородскую владычную кафедру и преставился 30 января 1108 г. Мощи его были обретены нетленными в 1558 г. и с тех пор покоились в Софийском соборе. После 1917 г. мощи святителя находились сначала в музее, затем (с 1957 г.) в Николо-Дворищенском соборе. Когда же и этот храм был закрыт, их перенесли в церковь Св. апостола Филиппа.

13 мая 1993 г. по благословению высокопреосвященнейшего Льва, архиепископа Новгородского и Старорусского, мощи святителя Никиты крестным ходом перенесены в Софийский кафедральный собор. Рака святителя установлена на прежнем месте.

Тропарь

глас 4

Насладився, Богомудре, воздержания и желание плоти твоея обуздав, на престоле святительства сел еси, и яко звезда многосветлая, просвещая верных сердца зарями чудес твоих, отче наш святителю Никито, и ныне моли Христа Бога, да спасет душы наша.

Святитель Иоанн (Илия), архиепископ Новгородский

(+ 1186, память 20 сентября по н. с.)

Св. Иоанн, избранный владыкой Новгородским в 1162 г., вскоре был возведен в сан архиепископа, который в дальнейшем закрепился за новгородскими архиереями.

В 1170 г., во время осады Новгорода суздальским войском, владыке Иоанну было откровение о том, что город будет спасен силой иконы Богоматери, находившейся тогда в церкви Спаса на Ильине улице. Когда икону вынесли на городскую стену, одна из стрел суздальцев попала в нее. Святой образ от удара обратился ликом к городу, и новгородцы увидели, как из глаз Богоматери потекли слезы. На полки осаждавших напала тьма, они стали слепнуть и в ужасе убивать друг друга. Новгородцы же, воодушевленные заступничеством Богоматери, выступили из города и разбили врага. В честь этого чудесного спасения впоследствии был установлен праздник Знамения Пресвятой Богородицы (27 ноября/10 декабря).

В житии Иоанна содержится рассказ о путешествии на бесе в Иерусалим. Однажды архиепископ в рукомойнике своей кельи с помощью крестного знамения пленил беса. За свое освобождение бес согласился в течение одной ночи перенести Иоанна в Иерусалим поклониться Гробу Господню. По возвращении владыка рассказал о таком необычном путешествии новгородцам. Бес  стал ему за это мстить, стараясь бросить тень подозрения на безгрешную жизнь владыки. Новгородцы решили избавиться от такого пастыря и посадили его на плот, который должен был унести Иоанна из города по течению реки. Однако плот поплыл против течения и пристал неподалеку от Юрьева монастыря. Видя такое чудо, раскаявшиеся горожане просили прощения у святителя, после чего тот вернулся на кафедру.

Св. Иоанн преставился 7 сентября 1186 г. и был погребен в Софийском соборе. Мощи его обретены нетленными в 1439 г.

Тропарь

глас 8

Днесь светло красуется славнейший великий Новград, имея мощи твоя в себе, святителю Иоанне, яко солнечные лучи испущающыя, и подающыя исцеления притекающым с верою к раце мощей твоих. Молися Христу Богу, избавити град сей невридим от варварского пленения, и междуусобныя брани, и огненнаго запаления, святителю Богомудре и чудоносче, небесный человече и земный Ангеле: да сошедшеся любовию в память твою, светло празднуем в песнех и пениих радующеся, и Христа славяще, тебе таковую благодать даровавшаго исцелений, и великому Новуграду заступление и утверждение.

Святой благоверный князь Новгородский Владимир Ярославович

(+ 1052, память 17 октября по н. с.)

Князь Владимир (1020 — 1052 гг.), старший сын князя Ярослава Мудрого и княгини Анны, внук святого равноапостольного кн. Владимира — крестителя Руси. В 1035 г. юный князь Владимир был послан отцом на княжение в Великий Новгород. В управлении княжеством ему помогали воевода Вышата и епископ Лука Жидята.

О воинских подвигах князя повествует летопись: в 1042 г. Владимир ходил с новгородской дружиной на финское племя Ям и покорил его. В 1043 г. он командовал русскими войсками в походе против греков, выиграл крупное морское сражение. Но не эти подвиги князя принесли ему славу, признание и любовь новгородцев и всех православных христиан. Главным делом жизни князя Владимира явилось строительство каменного храма Св. Софии в Новгороде (1045 — 1050 гг.). 14 сентября 1052 г. епископ Лука освятил собор во имя Святой Софии Премудрости Божией. А через двадцать дней после этого, 4 октября, князь Владимир скончался.

Святые мощи князя были положены в созданном им храме, рядом с мощами матери — св. княгини Анны (+1050 г.).

Тропарь

глас 4

Измлада явился еси, Богомудре княже Владимире, Божественный сосуд избран Богови, благочестием воспитан, веру непорочну соблюл и, храм пречуден Премудрости Божия в Великом Новеграде сем устроив, тело Твое в Нем предложил еси, и ныне, на Небесех предстоя Престолу Святыя Троицы, молися низпослати и нам велию и богатую милость.

Святая благоверная княгиня Анна Новгородская

(+ 1050, память 23 февраля по н. с.)

Св. Анна, дочь шведского короля Олава, при рождении получила имя Ингигерд, на Руси была известна под христианским именем Ирина, а перед смертью приняла монашескую схиму под именем Анны. Новгородский князь Ярослав Владимирович (будущий великий киевский князь Ярослав Мудрый) стал ее супругом летом 1016 г.

За время жизни на Руси княгиня Анна совершенно сроднилась с новым отечеством, став матерью многочисленного семейства, состоявшего из семи сыновей и трех дочерей. Все дети были воспитаны в христианской вере, причем один из сыновей — князь Владимир Новгородский удостоился причисления к лику святых. С княгиней Анной связано и построение новгородского собора Св. Софии, заложенного в 1045 г. в ее присутствии сыном Владимиром.

Кончина Св. Анны последовала в Новгороде 23 февраля 1050 г. Перед смертью она приняла монашеский постриг, показав в этом пример великим князьям и княгиням. После нее, пострижение в монашество у князей вошло в обычай, который на Руси сохранялся долгие века. Княгиня Анна была похоронена в Софийском соборе, где покоится и ныне.

Тропарь

глас 1

От запада возсиявши, яко звезда небосветлая, прияти Православную веру сподобилася еси, в ней же плод благославный Русской земле принесши, святая благоверная княгине Анно, Христа всем сердцем возлюбила еси, Того оправдания и законы хранящи, тем же днесь всесвятую твою память празднующе, грехов оставление молитвами твоими приемлем.

 

Святой благоверный князь Федор Ярославич Новгородский

(+ 1233, память 18 июня по н. с.)

Князь Федор, старший сын великого князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии Мстиславны, брат святого Александра Невского, родился в 1218 г. в Переяславле.  В  1228 г. вместе с отцом, призванным на новгородское княжение, братья Федор и Александр прибыли в Новгород. В 1232 г. Ярослав, готовя Федору новгородский престол, послал юного князя с дружиною в поход на языческую мордву, а затем задумал его женить. Но в день свадьбы — 5 июня 1233 г. — князь Федор внезапно скончался. Тело его положили в Юрьевом монастыре, а в 1614 г., во время нашествия на Новгород шведов, мощи князя Федора были обретены нетленными и прославлены исцелениями от них. Митрополит Исидор перенес мощи в Софийский собор.

Невеста князя Федора, княжна Феодулия, после его неожиданной смерти оставила мир и приняла постриг в Суздальском монастыре. В иноческом подвиге она прославилась как Преподобная Евфросиния Суздальская (+ 1250).

Тропарь

глас 8

От благочестиваго корене отрасль благочестивая прозябл еси и, скончався в юности лета недолга твоими добродетельми исполнил еси, благоверный княже Феодоре, сего ради владеющему временами молися, да молитвами твоми подаст нам долготу лет, и ниспослет стране нашей велию и богатую милость.

Святой благоверный князь Мстислав, в крещении Георгий, Храбрый, Новгородский

(+ 1180, память 27 июня по н.с.)

Князь Мстислав, сын великого князя Ростислава из дома князей Смоленских, особую храбрость и мужество проявил, защищая права своих братьев на Киевский престол от посягательств князя Суздальского Андрея Боголюбского. Собрав огромное войско, объединившее силы более двадцати союзных князей, Андрей Боголюбский подступил к Киеву. Братья Мстислава оставили город, а храбрый Мстислав занял с малой дружиною небольшую крепость Вышгород. Девять недель он стойко выдерживал осаду. Однажды ночью многочисленное неприятельское войско вдруг обратилось в бегство, гонимое какой-то сверхъестественной силой. На рассвете, увидев беспорядок во вражеском лагере, Мстислав со своей дружиной отправился в погоню и разбил неприятеля. За этот подвиг князя Мстислава нарекли Храбрым.

В 1179 г. новгородцы пригласили благочестивого князя к себе на княжение, однако оно было очень коротким: 14 июня 1180 г., сраженный внезапной болезнью, князь скончался. По словам летописца: «Не было такой земли в России, которая не хотела бы ему повиноваться, и где бы о нем не плакали».

Князь Мстислав был погребен в Рождественском приделе Софийского собора, в гробнице из розовой яшмы, первоначально предназначавшийся для захоронения князя Владимира, основателя храма. Бог прославил своего угодника нетлением мощей.

 

Тропарь

глас 4

Измлада явился еси, Богомудре княже Мстиславе, Божественный сосуд, избран Богови, благочестием воспитан, веру непорочну соблюл еси. Тем же предстоя Святей Троице, молися стране Российстей сохраненной бытии и всем нам спастися.

 

 

sofia-novgorod.cerkov.ru

Икона Божией Матери Знамение — Софийский собор

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»


Икона Богоматери, именуемая «Знамение», прославилась в XII веке в Новгороде, когда владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский вступил в союз с князьями смоленским, полоцким, рязанским, муромским и замыслил с их помощью покорить Великий Новгород, поставив во главе войска своего сына Мстислава. Громадная рать двинулась на Новгород, оставляя за собой разоренные села, пепелища пожаров, трупы людей. Зимой 1170 года войско осадило Новгород, потребовав сдачи города. Не раз обе стороны начинали переговоры, но к согласию не пришли.

Начались бои. Новгородцы просили Бога о помощи и ждали небесного заступничества. Храмы не затворялись, и церковное пение смешивалось с плачем народа. Святитель Иоанн три дня и три ночи молился в соборе св.Софии о спасении города. В третью ночь, стоя перед иконой Всемилостивого Спаса, он вдруг почувствовал священный трепет, и тогда от иконы раздался голос: «Иди в церковь Господа нашего Иисуса Христа, что на Ильинской улице, возьми там образ Пресвятой Богородицы, вознеси его на городские стены, и тогда узришь спасение града».

Утром архиепископ собрал духовенство и  представителей городских концов и рассказал им о таинственном голосе. У скорбных новгородцев появилась надежда. Архиепископ Иоанн послал протодьякона и клириков в церковь Спаса на Ильинской улице, чтобы принести оттуда икону Богоматери, а сам стал служить молебен. Однако несмотря на все усилия посланных за иконой, они никак не могли сдвинуть ее с места, и с этим известием возвратились к архиепископу. Тогда сам святитель Иоанн во главе крестного хода, сопровождаемый народом и духовенством, пошел в церковь Спаса. Там он упал на колени перед иконой Богоматери, со слезами взывая:– О Премилостивая Владычица Богородица, упование и заступница граду нашему, не предай нас за грехи наши врагам нашим. Но услыши плач наш и пощади людей Твоих.

Стали служить молебен, и когда запели: «Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы», икона сама сдвинулась к архиепископу. Видя это чудо, народ и клир радостно восклицали: «Господи, помилуй!». Святитель Иоанн принял на руки чудотворный образ, приложился к нему, а затем икону понесли на городскую стену и поставили лицом к нападающим. Воины Мстислава не смягчились и пустили на место, где стояла икона, тучи стрел. Одна из них ранила священный лик. Тогда совершилось новое чудо: икона обратилась сама ликом к городу, и из очей Богоматери потекли слезы. В то же время нападавших охватил ужас. У них помрачилось зрение и они стали наносить удары друг другу. Ободренные знамением новгородцы открыли ворота, бросились на врагов, разбили их наголову и многих взяли в плен.

Тогда же Святитель Иоанн установил празднование в честь заступничества, оказанного Богоматерью Новгороду.
Так как 25 февраля – день, когда совершилось это событие – почти всегда приходится на сырную седмицу или Великий пост, то праздник перенесли на 27 ноября.

Почти два века чудотворная икона Знамение Богоматери стояла в деревянной церкви Спаса. В 1357 году  образ перенесли в специально для него построенную каменную церковь.

В 1566 году в Новгороде вспыхнул сильный пожар, охвативший много улиц. Остановить грозную стихию никак не удавалось. Тогда митрополит Макарий пошел с крестным ходом в церковь Знамения и там, встав на колени перед чудотворной иконой, молился о прекращении бедствия. Затем, подняв икону, он понес ее крестным ходом по берегу реки. Тогда и ветер стал дуть в сторону реки, и пожар постепенно утих.

В 1611 году Новгородом овладели шведы. Они избивали новгородцев, грабили их дома и храмы. Иконы они подвергали поруганию, а священную посуду и утварь уносили. 
Однажды несколько шведов подошли к церкви Знамения, где в то время совершалась служба, и двери поэтому были открыты. 
Шведы ринулись в церковь, чтобы ограбить ее, но невидимая сила отбросила их назад. Они снова бросились к дверям, но  снова были отброшены. Это стало известно всем захватчикам, и никто из них после не пытался войти в Знаменскую церковь.

В 1636 году эту церковь задумал обокрасть серебряных дел мастер Лука Плавильщиков. По окончании вечерней службы 27 ноября он спрятался в церкви, а ночью вошел в алтарь, собрал серебряные сосуды с жертвенника, высыпал деньги из кружек и, наконец, приблизился к чудотворной иконе, чтобы сорвать с нее драгоценные украшения. Но едва он коснулся ризы, как был отброшен от иконы и упал без чувств. Пришедший перед утреней пономарь вывел его на улицу, полагая что накануне Лука пьяным заснул в храме. 
Он не заметил, что при Плавильщикове были церковные сосуды. Кража обнаружилась, когда стали служить утреню. Пошли к Луке и нашли украденное в его доме. Вор на время потерял рассудок и только впоследствии рассказал о бывшем от иконы чуде.

В 1688 году радением новгородского владыки Корнилия был построен вместо небольшой каменной церкви величественный собор в честь иконы Знамения Божьей Матери.  

Знаменский собор в 1925 году власти отдали обновленцам. Вскоре храм был и вовсе закрыт. В 1934 г. чудотворная святыня стала  музейным экспонатом.

Во время Великой Отечественной войны икона побывала  в эвакуации, а по окончании войны возвращена в музей.

16 августа 1991 года древний чудотворный образ Знамения Пресвятой Богородицы передан  Новгородской епархии Русской Православной Церкви.

Ныне икона находится в Софийском кафедральном соборе Великого Новгорода, справа от амвона. Образ помещен в специально изготовленный для него большой киот.

Празднование совершается 10 декабря.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Тропарь пред иконой Богоматери Знамение

Акафист перед иконой Богоматери Знамение

Святитель Иоанн Новгородский

Сказание о битве Новгородцев с Суздальцами

saintsofiavnovg.ru

Иконостас и приделы — Софийский собор

Центральный (Успенский) иконостас Софийского кафедрального собора.


    Успенский иконостас Софийского собора XV — XIX веков.Формирование центрального иконостаса Софийского собора происходило в течение нескольких столетий и завершилось в XVI в. Первоначальный иконостас, по-видимому, был невысокой деревянной алтарной преградой — темплоном. А первые иконы для вновь построенного собора, по преданию, привезли из Византии. Впервые главный иконостас упоминается  в I Новгородской летописи  под 1341 годом, в связи с пожаром: «архиепископ Новгородский Василий покры святую Софию свинцем, что была погорела, и иконы исписа и кивот доспе». 

Следующие известные нам изменения произошли сто лет спустя, в 1438 году. Тогда были написаны иноком Аароном пять центральных икон второго, деисусного чина и часть третьего, праздничного ряда.

В 1509 году иконописцы Андрей Лаврентьев и Иван Дерма Ярцев по благословению тогдашнего архиепископа Новгородского Серапиона написали крайние восемь икон деисусного чина и дописали праздничный ряд.

Близкий к современному облик иконостас приобрел с 1528 года, когда святитель Макарий повелел иконы все «по чину поставить».  В этом году были изготовлены сохранившиеся доныне(в составе иконостаса Рождественского придела) Царские врата.  Тогда же написан четвертый, пророческий ряд. 

В 1659 году  иконописцем Лукой Фоминым были расписаны вновь сделанные Царские врата. По благословению митрополита Корнилия, в 1680-1692 гг., в Софии поднимали пол и, соответственно, иконостас.

Необходимо заметить, что иконы  неоднократно были заменены более новыми(это относится к  местному чину) или поновлялись. Одно из таких поновлений в 1706г. совершили иконописцы священник Георгий Тихвинец и софийский певчий Константин Галактионов.

Большинство икон иконостаса были украшены серебряными ризами высокой художественной работы, принесенными в дар российскими царями и императорами. Эти ризы сняты представителями советской власти в апреле 1922 года, в рамках  кампании по «изъятию церковных ценностей».  В годы Великой Отечественной войны, иконостас вместе с остальным софийским убранством был вывезен фашистами в Германию.  По окончании войны, в 1947 году, иконы возвращены в Новгород, будучи значительно поврежденными. После многолетних трудов реставраторов они вернулись на свое место. Центральный иконостас в его современном виде установлен к 1970гг.

Высота иконостаса 11 метров, ширина 17,5 метра.

  >> Здесь можно посмотреть фото иконостаса 1911 года.                                                

 ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

 

Иконы Успенского (Большого) иконостаса.

 

Придел Рождества Богородицы.

 

Придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

 

Придел в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

 

Придел в честь святых праведных Богоотец Иоакима и Анны.

 

Мартириевская или золотая паперть.

 

Корсунская паперть.

saintsofiavnovg.ru

Икона Божией Матери Тихвинская — Софийский собор

Икона Богоматери «Тихвинская»

Краткая история:

Икона Богоматери принесена в 1617 году с посольством кн. Данила Ивановича Мезецкого в Новгород из Тихвина после заключения Столбовского мира со шведами. У Хутынского монастыря ее встречал с крестным ходом Митрополит Исидор; из обители она была доставлена в Софийский собор. Украшенная басменным окладом, икона первоначально помещалась в киоте перед иконостасом на правом клиросе. Тогда же в пятую неделю Великого поста в честь прибытия Святыни в Новгород, был установлен праздник.

В кон. XVII в. на иконе появилась гладкая серебрянная риза со створами и награвированными на них изображениям святых (вклад царевны Софьи), позднее она была дополнена золотыми с драгоценными камнями венцами и скаными с эмалями цатами. По описи XVIII в. икона находилась в Большом (Успенском) иконостасе собора с левой стороны местного ряда, среди других Богородчных икон. Во время ремонта собора в 1820-30-х переместилась  в ризницу, а затем в придел Иоанна Богослова, в иконостасе которого оставалась до закрытия собора в 1929 году.

С 1967 перенесена в иконостас Рождественского придела.

икона Богоматери «Беседная» Видение пономарю Юрышу.

 Верхний, видимый, живописный слой относится к кон. XVII в., под ним с помощью визуальных и рентгеновских исследований обнаружено три, сохранившихся фрагментарно, красочных слоя на левкасе с фрагментами басменных окладов (данные Б.Б.Лукашева). Характер доски, корневая часть дерева, грубая обработка дают основание относить икону к кон.XIV в. и связывать ее с тем образом, созданым из колоды, на которой сидела Богоматерь во время видения её пономарю Юрышу. Наряду с иконой, явившейся в Обонежье в 1383, икона является древнейшим списком с образа Богоматери «Тихвинской».

 Здесь можно посмотреть фото 1913 года>>

По материалам  энциклопедического словаря «Великий Новгород»(СПб.2007)

Читайте также:

Тропарь пред иконой Богоматери Тихвинская.

Акафист пред иконой Богоматери Тихвинская.

saintsofiavnovg.ru

Иконы Успенского иконостаса — Софийский собор

Праздничный ряд:

Благовещение.

Автор: неизвестен.

Время создания: 1341 год(копия).

Местонахождение: Праздничный ряд Успенского иконостаса Софийского собора/Новгородский музей- заповедник.

 

Рождество Христово.

Автор: неизвестен.

Время создания: 1341 год(копия).

Местонахождение: Праздничный ряд Успенского иконостаса Софийского собора/Новгородский музей- заповедник.

 

Сретение.

Автор: неизвестен.

Время создания: 1341 год(копия).

Местонахождение: Праздничный ряд Успенского иконостаса Софийского собора/Новгородский музей- заповедник.

 

Богоявление (Крещение Господне).

Автор: Неизвестен.

Время создания: 1341 год(копия).

Местонахождение: Праздничный ряд Успенского иконостаса Софийского собора/Новгородский музей заповедник.

 

Преображение.

Автор: Неизвестен.

Время создания: 1341 год(копия).

Местонахождение: Праздничный ряд Успенского иконостаса Софийского собора/Новгородский музей заповедник.

 

Воскрешение Лазаря.

Автор: Неизвестен.

Время создания: 1341 год(копия).

Местонахождение: Праздничный ряд Успенского иконостаса Софийского собора/Новгородский музей заповедник.

 

Вход Господень во Иерусалим.

Автор: Неизвестен.

Время создания: 1341 год(копия).

Местонахождение: Праздничный ряд Успенского иконостаса Софийского собора/Новгородский музей- заповедник.

 

Распятие.

Автор: Неизвестен.

Время создания: 1341 год(копия).

Местонахождение: Праздничный ряд Успенского иконостаса Софийского собора/Новгородский музей- заповедник.

 

Причащение Тела Христова.

Автор: Андрей Лаврентьев, Иван Дерма Ярцев 

Время создания: 1509 год.

Местонахождение: Праздничный ряд Успенского иконостаса Софийского собора.

 

Причащение Крови Христовой.

Автор: Андрей Лаврентьев, Иван Дерма Ярцев 

Время создания: 1509 год.

Местонахождение: Праздничный ряд Успенского иконостаса Софийского собора.

 

Тайная вечеря.

Автор: Андрей Лаврентьев, Иван Дерма Ярцев 

Время создания: 1509 год.

Местонахождение: Праздничный ряд Успенского иконостаса Софийского собора.

 

Омовение ног.

Автор: Андрей Лаврентьев, Иван Дерма Ярцев 

Время создания: 1509 год.

Местонахождение: Новгородский музей-заповедник ( из Праздничного ряда Успенского иконостаса Софийского собора).

 

Целование Иуды.

Автор: Андрей Лаврентьев, Иван Дерма Ярцев 

Время создания: 1509 год.

Местонахождение: Новгородский музей-заповедник ( из Праздничного ряда Успенского иконостаса Софийского собора).

 

Поругание Христа.

Автор: Андрей Лаврентьев, Иван Дерма Ярцев 

Время создания: 1509 год.

Местонахождение: Новгородский музей-заповедник ( из Праздничного ряда Успенского иконостаса Софийского собора).

 

Шествие на Голгофу.

Автор: Андрей Лаврентьев, Иван Дерма Ярцев 

Время создания: 1509 год.

Местонахождение: Праздничный ряд Успенского иконостаса Софийского собора.

 

Восхождение на Крест.

Автор: Андрей Лаврентьев, Иван Дерма Ярцев 

Время создания: 1509 год.

Местонахождение: Праздничный ряд Успенского иконостаса Софийского собора.

 

Испрошение тела Христова у Пилата.

Автор: Андрей Лаврентьев, Иван Дерма Ярцев 

Время создания: 1509 год.

Местонахождение: Праздничный ряд Успенского иконостаса Софийского собора.

 

Снятие с Креста.

Автор: Андрей Лаврентьев, Иван Дерма Ярцев 

Время создания: 1509 год.

Местонахождение: Праздничный ряд Успенского иконостаса Софийского собора.

 

Положение во Гроб.

Автор: Андрей Лаврентьев, Иван Дерма Ярцев 

Время создания: 1509 год.

Местонахождение: Праздничный ряд Успенского иконостаса Софийского собора.

 

Жены-мироносицы у Гроба Господня.

Автор: Андрей Лаврентьев, Иван Дерма Ярцев 

Время создания: 1509 год.

Местонахождение: Праздничный ряд Успенского иконостаса Софийского собора.

 

Воскресение Христово.

Автор: Неизвестен.

Время создания: 1341 год.

Местонахождение: Новгородский музей-заповедник (из Праздничного ряда Успенского иконостаса Софийского собора).

 

Вознесение.

Автор: Неизвестен.

Время создания: 1341 год.

Местонахождение: Новгородский музей-заповедник (из Праздничного ряда Софийского собора).

 

Сошествие Святого Духа на апостолов.

Автор: Неизвестен.

Время создания: 1341 год.

Местонахождение: Новгородский музей-заповедник (из Праздничного ряда Успенского иконостаса Софийского собора).

 

Успение.

Автор: Неизвестен.

Время создания: 1341 год.

Местонахождение: Новгородский музей-заповедник (из Праздничного ряда Успенского иконостаса Софийского собора).

 

Пророческий ряд:

 

Пророк Исаия.

Автор: предположительно — Андрей Лаврентьев, Иван Дерма Ярцев 

Время создания: 1509(?) год.

Место нахождение: Пророческий ряд Успенского иконостаса Софийского собора.

 

Пророки Михей и Аввакум.

Автор: предположительно — Андрей Лаврентьев, Иван Дерма Ярцев 

Время создания: 1509(?) год.

Место нахождение: Пророческий ряд Успенского иконостаса Софийского собора.

 

Пророк Иоиль.

Автор: предположительно — Андрей Лаврентьев, Иван Дерма Ярцев 

Время создания: 1509(?) год.

Местонахождение: Пророческий ряд Успенского Софийского собора.

 

Пророк Моисей.

Автор: предположительно — Андрей Лаврентьев, Иван Дерма Ярцев 

Время создания: 1509(?) год.

Местонахождение: Пророческий ряд Успенского Софийского собора.

 

Пророк Иона.

Автор: предположительно — Андрей Лаврентьев, Иван Дерма Ярцев 

Время создания: 1509(?) год.

Местонахождение: Пророческий ряд Успенского иконостаса Софийского собора.

 

Пророк Аарон.

Автор: предположительно — Андрей Лаврентьев, Иван Дерма Ярцев 

Время создания: 1509(?) год.

Местонахождение: Пророческий ряд Успенского иконостаса Софийского собора.

 

Пророк Даниил.

Автор: предположительно — Андрей Лаврентьев, Иван Дерма Ярцев 

Время создания: 1509(?) год.

Местонахождение: Пророческий ряд Успенского иконостаса Софийского собора.

 

Пророк Давид.

Автор: предположительно — Андрей Лаврентьев, Иван Дерма Ярцев 

Время создания: 1509(?) год.

Местонахождение: Пророческий ряд Успенского иконостаса Софийского собора.

 

Богоматерь с Младенцем на престоле.

Автор: предположительно — Андрей Лаврентьев, Иван Дерма Ярцев 

Время создания: 1509(?) год.

Местонахождение: Пророческий ряд Успенского иконостаса Софийского собора.

 

Пророк Соломон.

Автор: предположительно — Андрей Лаврентьев, Иван Дерма Ярцев 

Время создания: 1509(?) год.

Местонахождение: Пророческий ряд Успенского иконостаса Софийского собора.

 

Пророк Осия.

Автор:предположительно — Андрей Лаврентьев, Иван Дерма Ярцев 

Время создания: 1509(?) год.

Местонахождение: Пророческий ряд Успенского иконостаса Софийского собора.

 

Пророк Гедеон.

Автор: предположительно — Андрей Лаврентьев, Иван Дерма Ярцев 

Время создания: 1509(?) год.

Местонахождение: Пророческий ряд Успенского иконостаса Софийского собора.

 

Пророк Илия.

Автор: предположительно — Андрей Лаврентьев, Иван Дерма Ярцев 

Время создания: 1509(?) год.

Местонахождение: Пророческий ряд Успенского иконостаса Софийского собора.

 

Пророк Самуил.

Автор: предположительно — Андрей Лаврентьев, Иван Дерма Ярцев 

Время создания: 1509(?) год.

Место нахождение: Пророческий ряд Успенского иконостаса Софийского собора.

 

Пророк Иеремия.

Автор: предположительно — Андрей Лаврентьев, Иван Дерма Ярцев 

Время создания: 1509(?) год.

Местонахождение: Пророческий ряд Успенского иконостаса Софийского собора.

 

Пророки Иаков и Захария.

Автор: предположительно — Андрей Лаврентьев, Иван Дерма Ярцев 

Время создания: 1509(?) год.

Местонахождение: Пророческий ряд Успенского иконостаса Софийского собора.

 

Пророк Иезекииль.

Автор: предположительно — Андрей Лаврентьев, Иван Дерма Ярцев 

Время создания: 1509(?) год.

Местонахождение: Пророческий ряд Успенского иконостаса Софийского собора.

 

Праотеческий ряд:

 

    Завершает композицию иконостаса и состоит из девяти икон. Восемь из них  включают в себя 24 поясных изображения святых праотцов, перемежаемые разноцветными фигурами херувимов. В центре ряда, на традиционном месте Голгофы, находится изображение Святой Троицы.

saintsofiavnovg.ru

звонница, иконы, расписание богослужений, адрес

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 49 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Софийский кафедральный собор (Великий Новгород) представляет собой один из наиболее известных старорусских памятников зодчества. Он является самым древним из ныне сохранившихся старорусских храмов, располагающихся на территории российского государства. Построен сыном Ярослава Мудрого, князем Владимиром в 1050 г., а уже в 30-х годах 12-го века перестал быть княжеским святилищем, став главным Божьим храмом Новгородской республики.

И по сегодняшний день символом города считается этот новгородский храм, а те слова, которые в далеком 12 веке произнес Великий Мстислав: «Где святая София, там и будет Новгород» и до теперь пробуждает огонь в сердцах местных жителей. Узнать же более подробно об особенностях представленного святилища, какие в нем проводятся богослужения и как к нему добраться поможет эта статья.

Краткая историческая справка

Постройка Софийского собора в Новгороде происходила в период с 1045-1050 гг. на том месте где ранее располагалась деревянная церковь, которая была полностью уничтожена во время пожара.

Новый храм по своей архитектуре является крестово-купольным с пятью нефами. Внутренняя часть изначально была отделана в византийском стиле с обнаженными мраморными стенами и сводом, покрытым мозаикой, а позднее мозаику заменили фресками, а стены из мрамора на известняковые.

К тому же Божий храм имеет и достопримечательности. Вот некоторые из них:

  • Звонница Софийского собора (Великий Новгород). В отличии от самого храма, колокольня не является такой же древней, однако начиная с 15 века уже не раз подвергалась перекрою. Это сооружение выполнено в виде стены с находящимися в верхней части пятью пролетами, а у ее подножья располагаются монументальные древние колокола, а вверху уже помещены современные отлитые купола.
  • Размещенный на кресте голубь. Фигура свинцовой птицы является не только украшением храма, но также и представляет собой символ Духа Святого, который снизошел на спасителя, а также символом стабильности города. Существует легенда что когда Иван Грозный в 14 веке напал на город, сея везде разрушения, на крест сел голубь и обратился в камень, однако ели он вернется к прежнему облику и улетит, то город лишится своей защиты.

Иконы Софийского собора в Новгороде

На сегодняшний день в божественном храме присутствуют несколько иконостасов: главный Успенский, а также Рождественский. Перед первым иконостасом можно узреть чудотворный лик Богоматери «Знамение».

А вот на втором иконостасе присутствуют сразу несколько божественных образов, которые также считаются чудотворными, а именно:

Брать и сестры во Христе. Нужна ваша посильная помощь. Сотворили новый православный канал в Яндекс Дзене: Мир православный и пока мало подписчиков(20 человек). Для быстрого развития и донесения православного учения большему числу людей, просим Вас перейти и подписаться на канал. Только полезная православная информация. Ангела Хранителя Вам!

  • «Спас на престоле» — представленный лик был написан еще в 16 веке, поверх еще более древнего чудотворного образа, которое также сохранилось и посмотреть на которое можно через специально выполненные окошка небольшого размера.
  • образ «Тихвинская Богородица» – является наиболее почитаемым божественным ликом в православной религии. Такой образ является доподлинной копией такой же другой иконы. Принято считать, что такого рода список, всецело перенимает от оригинала все чудотворные свойства. Дата же его написания приходится приблизительно на конец 15-го века или начало 16-го века.

Расписание богослужений Софийского собора Новгорода и как добраться 

Посетить храм Божий православные верующие могут ежедневно с 07:00-20:00. Собор по сей день является действующим, а вход в него бесплатный. (Входить в храм следует через северные двери).

В Храме проводятся такие священнодействия:

  • Божественное песнопение – совершается в 10:00 каждодневно;
  • вечерняя служба проходит за исключением понедельника и вторника каждый день в 18:00.

Если же в понедельник, а также в пятницу отсутствуют какие-либо великие церковные празднования или нет дня памяти великих богоугодников, то тогда:

  • в четверг в вечернее время проводят великую вечерню с прочтением акафиста праведнику Никите Новгородскому;
  • вечером в воскресенье великая вечерня с произнесением акафиста в честь божественного лика Пречистой Девы «Знамение».

Также следует отметить, что в Софийском храме не проводят отпеваний у гроба и таинство крещения.

Божий храм располагается по такому адресу: Кремль, д. № 11, Софийский собор, г. Великий Новгород, Российская Федерация.

А добраться же до него можно следующим образом:

  • В первую очередь необходимо учесть, часть некоторую часть пути преодолеть придется пешим ходом, т.к. въезд транспорту в самый детинец воспрещен. Поэтому вопросом, где припарковать свое авто следует заняться заранее.
  • Добраться до храма можно ночным поездом из Москвы или же на экспрессе «Ласточка» из Питера.
  • Также можно добраться до церкви и на общественном транспорте: до остановки «площадь Победы-Софийская» (третья по счету от вокзала) ходит маршрутка № 9, а также маршрутки под № 7, 7а, 26, которые идут до остановки «Сенная площадь».

Храни Вас Господь!

  • Православные монастыри, соборы и церкви

ikona-i-molitva.info

О храме | Софийский собор Великий Новгород

Архитектурным центром Кремля со времени его основания является Софийский собор. София — древнейший православный кафедральный храм на территории Российской Федерации, выдающееся произведение русской архитектуры домонгольского периода.

Софийский собор построен повелением Новгородского князя Владимира — сына Ярослава Мудрого, и епископа Луки в 1045-1050 гг. Это одно из крупнейших сооружений Киевской Руси, свидетельствующее о силе и величии молодого государства. С 30-х годов XII  века София перестает быть княжеским храмом и превращается в главный храм Новгородской вечевой республики и символ Новгорода.

Несколько веков собор являлся религиозным и политическим центром Новгорода. В Софии принимали послов, иностранных гостей, решали важные государственные вопросы, хранилась казна архиерейского Дома Святой Софии. С XI века при Софии существовала школа, творила бессмертные шедевры иконописная мастерская, в скриптории переписывались и украшались рукописи, велась летопись и находилась крупнейшая библиотека. В соборе хоронили видных политических и религиозных деятелей. Древнейших русский православный некрополь сосредоточен в южной части храма. У стен Софии собиралось Новгородское вече, отсюда уходили воевать новгородские воины, молился и получал благословение перед решающими сражениями святой благоверный Александр Невский.

За всю историю Софийский собор неоднократно подвергался крупным перестройкам, несколько изменившим его первоначальный облик. В конце ХIХ – начале ХХ века была проведена первая научная реставрация собора под руководством академика архитектуры В.В.Суслова. Были восстановлены первоначальное посводное покрытие, крестчатая форма столбов в интерьере и значительное число древних окон. Таким образом, архитектура храма максимально приблизилась к формам, задуманным в ХI веке.

Софийский собор представляет собой огромный крестовокупольный храм. Мощные выступы лопаток членят фасады в соответствии с внутренней структурой и в то же время как бы укрепляют его по основным осям. Все членения здания завершаются либо полуциркульными закомарами, либо двухскатными щипцами–фронтонами, являющимися характерной особенностью структуры собора. Основной объем храма увенчан строгим пятиглавием, шестая глава располагается над лестничной башней.

Внутри собор членят на пять продольных нефов мощные крестчатые в плане столбы, поддерживающие своды, и обширные княжеские палати. С трех сторон к храму примыкают паперти, которые изначально были задуманы как открытые галереи, но в процессе строительства были преобразованы в закрытые боковые “крылья” собора. В  большом, сложном и утяжеленном сооружении Софии доминирует центральный пространственный крест с вознесенным над ним на высоту 36,5 метров главным куполом.

Главный — западный — портал храма украшен древними бронзовыми вратами.. Их выполнили в Магдебурге в середине XII в. немецкие мастера. В клеймах запечатлены сюжеты Ветхого и Нового Заветов, сцены символического характера и исторические лица: заказчик  врат Плоцкий архиепископ Александр, мастера-литейщики Риквин и Вайсмут. Вероятно, изначально врата предназначались для собора в Плоцке; Новгород же приобрел это  замечательное произведение западноевропейского бронзового литья, по-видимому, уже в первой половине XV в.. Местный мастер смонтировал створки врат, дополнив “заморское” изделие новыми рельефами и русскими переводами к латинским надписям. В нижней части левой створы он поместил “автопортрет” с атрибутами ремесла, подписав его кириллицей: “Аврам”.

Собор со времени его основания являлся усыпальницей новгородских князей и владык. Доступны для осмотра посетителей гробницы с мощами основателя собора – князя Владимира Ярославича, святителей Никиты и Иоанна, наряду с другими ценнейшими реликвиями: иконой XII в. «Богоматерь Знамение», историческими Успенским и Рождественским иконостасами с иконами XIV-XVII вв., паникадилом, подаренным собору Борисом Годуновым. На стенах Софийского собора сохранились фрагменты фресковой росписи XII в., а также многочисленные надписи (граффити), процарапанные в разное время посетителями храма, начиная с XI в. От первоначального убранства Софии сохранились мозаичные настенные плиты, украшающие «горнее место». Центральный иконостас включает 87 икон XV-XIX вв. Иконостас в приделе Рождества Богородицы в основном состоит из икон XVI века, исполненных, согласно преданию, архиепископом Макарием – автором Миней Четьих и будущим митрополитом Московским и Всея Руси, но включает также уникальный образ Спаса на престоле, исполненный по заказу владыки Моисея в 1362 г., а также икону «Богоматерь Тихвинская», XVI в., происходящую из Николо-Беседного монастыря и участвовавшую при заключении новгородцами Столбовского мира со шведами в 1617 г.

Вход в Рождественский придел украшен бронзовыми вратами XI века. В соборе сохранились деревянные резные Царское и Святительское места XVI  века. В древности в соборе было 4 алтаря: Главный Софийский (в 1497 году освященный архиепископом Геннадием во имя Успения Богоматери), Рождества Богородицы, Иоанна Богослова и Усекновения главы Иоанна Предтечи.

В 1926 году служба в соборе была прекращена. До Великой Отечественной войны в Софии находился музей атеизма.

В августе 1991 года собор был возвращен Русской Православной Церкви. Патриархом Русской Православной Церкви Алексием 16 августа 1991 года был освящен главный престол Софийского собора и свершена Божественная литургия, которую ознаменовало чудесное событие – появление над главами собора в ясном небе радужного венца.

В настоящее время в соборе регулярно проводятся богослужения; в остальное время храм, являющийся объектом культурного наследия Российской Федерации и внесенный в Реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО, открыт для посещения всеми желающими. Новгородский музей-заповедник в его интерьере проводит экскурсии. При Софийском соборе с 1991 года по инициативе и благословению настоятеля храма — владыки Льва – созданы и действуют Воскресная школа, Хранительская служба, библиотека и иконописная мастерская.

sofia-novgorod.cerkov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *