Храмы афона: Храмы и монастыри Афона — описание, фото, отзывы, что посмотреть в Афоне.

Содержание

Монастырские постройки и храмы Святого Афона

Монастырские комплексы Святой Горы Афон построены в местах удивительной красоты. Заслуга монахов заключается в том, что они смогли гармонично вписать здания обителей в необузданный ландшафт дикой природы. В любом случае, выбор места для строительства монастыря был обусловлен не природными красотами, но возможностью беспрепятственно посвятить себя служению высшей цели.

Поселения

На сегодняшний день на Афоне, помимо 20 монастырей и 4 киновиальных скитов, а также организованных поселений Карьеса и 8 особножительных скитов, существуют сотни келий, калив, кафизм и исихастириев. Три последних категории представляют собой отдельно стоящие здания различных размеров.

Кельи, как правило, имеют бóльшую площадь, при этом каливы не уступают кельям по качеству построек. Главной особенностью кельи или каливы является встроенная часовня, по имени которой получают названия и сами поселения. Именно здесь совершают службу и предаются молитве, как сами монахи, так и паломники. Многие часовни такого типа отличаются великолепной росписью, но за исключением некоторых из них, были построены в новейшую эпоху. Другие помещения имеют своё специальное назначение: приёмный зал, трапезная, спальни для монахов и паломников. Здания, как правило, окружены садом с деревьями, овощами, фруктами и цветами.

Каливы были построены, следуя примеру келий и сохраняя все их особенности. Здания сосредоточены вокруг площади, на которой находятся центральный храм, трапезная, здание управления с залом заседаний, библиотека и гостиница.

Большинство этих сооружений датируются XVIII и XIX веками. Стоит отметить, что монастырские комплексы Святой горы несут на себе отпечатки всевозможных эпох, начиная с X века и до наших дней.

Расцвет строительства на Афоне приходится на XI век; именно тогда большинство монастырей приняли свой сегодняшний облик. В XIV веке потребовалось проведение обширных строительных работ для восстановления разрушений от набегов пиратов. В начале XVI века, после 80 лет турецкого владычества, состояние монастырей было катастрофическим; так начался новый период восстановления. Следующий период истории принёс с собой разрушительные пожары, вследствие которых исчезла значительная часть сооружений. В середине XVIII века была создана особая программа восстановления монастырей, что стало возможным вследствие некоего улучшения экономической ситуации в Греции. Некоторые восстановительные работы продолжаются и по сей день.

Начиная с XIX века, заботами русских на Афоне были восстановлены и отстроены заново множество зданий и сооружений.

Крепостная стена и башни

Монастыри Святой Горы, также как общежительные скиты, внешне представляют собой единый комплекс. Цель монастыря — сосредоточить в себе жизнь общины и, таким образом, его архитектурный план следует единой программе.

Монастыри построены в окружении крепостной стены, форма которой как правило напоминает прямоугольник. Тем не менее в некоторых случаях, вследствие особенностей природного ландшафта, прямоугольная форма претерпевает некоторые изменения. Прямоугольной формой крепостной стены отличаются монастыри: Ксиропотам, Ксенофонт, Дохиар, Зограф, Эсфигмен, Филофей, Каракал, Констамонит, Святого Пантелеймона и Кутлумуш. В треугольную форму вписан монастырь Хиландар, в шестиугольник — Великая Лавра и Иверон. Многоугольной стеной неправильной формы обнесены монастыри, построенные на скалах, такие как Симонопетра, Святого Павла, Дионисиат, Григориат, Пантократор, Ставроникита и Ватопед.

С X века началось строительство крупных сооружений. С увеличением населения монастыря требовалось расширение его территорий, также как и окружающей стены, что достигалось двумя способами: разрушением одной части стены или сооружением дополнительной стены.

В монастырях, построенных на скалах, где было невозможно расширить территорию, увеличение площади осуществлялось за счёт пристройки дополнительных этажей. Именно это произошло с монастырями Святого Павла и Симонопетра.

Раньше стена представляла собой оборонительное сооружение, рассчитанное отражать набеги всевозможных захватчиков. Внутри стены располагались здания из 2, 3 или большего количества этажей. Стена могла быть укомплектована также небольшими смотровыми башнями.

В самой высокой точке монастыря возвышается башня — как правило, пристроенная к стене. В некоторых монастырях башня стоит отдельно, что выглядит вполне логично, т.к. таким образом она становится ещё более безопасной и менее доступной. В целом, башни представляют собой высокие многоэтажные четырёхугольные сооружения.

На первом этаже башни, как правило, находится комната без окон, а вход в башню осуществляется через второй этаж по пандусу или подвесной лестнице. На промежуточных этажах в некоторых случаях располагалась библиотека или ризница. На верхнем этаже располагалась часовня, по имени которой называлась и сама башня. Зачастую башни, как оборонительные сооружения, служили пристанищем для монахов, пережидающих осаду. Для лучшего обзора на всех четырёх сторонах башни существовали бойницы.

Самая старая башня такого типа располагается в Лавре и названа в честь византийского императора Цимисхия. Современницей этой башни является башня монастыря Амальфинон, построенная в конце X века. Башня монастыря Хиландар была построена в конце XII века и находится в хорошем состоянии, т.к. была отреставрирована в 1888 году. Следует отметить также башни монастырей Иверон, Каракал, Ставроникита, Ватопед, Пантократор, Дионисиат и Дохиар. В некоторых монастырях встречается и вторая башня — например, в монастыре Ватопед.

Смотровые башни встречаются также и за стеной — в основном, в районе причала. Примером такой башни может служить башня Милютина в районе монастыря Хиландар, построенная в начале XIV века, а также монастыря Каракал, расположенная у моря и построенная в шестнадцатом столетии на месте разрушенного предыдущего сооружения. Целью таких смотровых башен было отслеживать движение пиратских кораблей и предупреждать монастыри о приближающихся захватчиках.

В некоторых случаях, вокруг крепостной стены существовал ров. Доступ в монастыри осуществлялся через перекидной деревянный мост. У входа в большинство монастырей существует беседка, предназначенная для отдыха монахов и путешественников.

Единственный вход в монастырь находился в центре одной из сторон стены. Вход этот также представлял собой оборонительное сооружение, которое при необходимости могло воспрепятствовать лёгкому доступу в обитель. Створки дверей зачастую были обиты железными листами; с обратной стороны они закрывались деревянным брусом. Каждый вечер врата запираются. Между внутренними и внешними вратами существует тёмный проход, в правой части которого находится комната сторожа. Следует отметить, что на ранней стадии монастырей, над вратами существовала башня, на месте которой сегодня располагаются кельи или часовня.

Внутренний двор и его сооружения

Войдя на территорию монастыря через главный вход, путник оказывается в центре двора, имеющего форму, продиктованную формой крепостной стены. В небольших монастырях — например, в случае монастыря Дионисиат — территория двора ограничивается несколькими проходами вокруг главного храма. На этой своеобразной центральной площади расположены здания общего пользования. Как правило это многоэтажные здания, построенные в различные периоды истории и представляющие собой живую летопись монастыря. Все сооружения были обращены окнами на центральный двор в целях безопасности; с внешней стороны окон не было.

Управление монастырём осуществлялось из специального здания, где находился игумен и секретариат, а также происходили собрания братства.

Гостиница монастыря обычно находится рядом с вратами и предназначена для посетителей и паломников. Это отдельное здание с приёмным залом, где происходит первое угощение путников, а также находится трапезная и спальни.

Больница монастыря помещается в одной комнате. Раньше у некоторых монастырей был свой врач, но сегодня это скорее редкость. Тем не менее, один монах, как правило, обладает соответствующими знаниями, чтобы оказать первую помощь.

Кельи монахов всегда расположены на верхних этажах. В распоряжении монаха находится одна комната, в то время как в особножительных монастырях комнат может быть несколько; тогда келья монаха напоминает обычную квартиру. На первых этажах зданий расположены склады.

Все такого рода здания были построены уже после XVI века, т.к. эти сооружения чаще всего разрушались пожарами. Кроме того, игумены монастырей чаще сносили пострадавшие здания, нежели восстанавливали их.

В центре площади находится главный храм, трапезная и купель, которые представляют собой единый архитектурный комплекс. В новейшую эпоху стало обычной практикой помещать на центральной площади также ризницу и библиотеку.

Главный храм

Главный храм монастыря, или так называемый «католикон» — это самое главное здание обители, именно поэтому оно построено в соответствии с направлением сторон света. Храм расположен в центральной точке двора отдельно стоящим зданием, при условии, что это позволяют размеры площади. Следует отметить, что афонские главные храмы имеют особые свойства, отличающие их от других главных храмов православных и католических монастырей, где храм является частью одной из четырёх сторон стены и имеет вход с внешней стороны.

Святогорский католикон представляет собой особый тип Византийской храмовой архитектуры, к которому относятся все центральные храмы монастырей, за исключением католикона монастыря Ставроникита. В целом храм представляет собой сложное прямоугольное сооружение с тремя основными свойствами:

  1. В архитектурный план храма вписан равносторонний крест, стороны которого покрыты полуцилиндрическими камарами (арками), проявляющимися на втором этаже. Четыре колонны, или столба, возвышающиеся в углах пересечений сторон креста, поддерживают центральный купол. Барабан купола, имеющий цилиндрическую форму изнутри и многоугольную снаружи, поддерживается колоннами и украшен узкими окнами. Четыре комнаты, образовавшиеся в угловых ячейках креста, преобразуют его в прямоугольное помещение. Крест вместе с этими четырьмя помещениями представляет собой центральную часть храма, или «наос».
  2. Нартекс образуется в западной части четырёхугольника как продолжение западной стороны креста и представляет собой своеобразный притвор центральной части храма.
  3. Вима — дополнительное расширяющее алтарь помещение, находящееся в восточной части прямоугольника и отделённое от центральной части храма иконостасом.

Если бы святогорский главный храм ограничивался только этими характеристиками, он не представлял бы собой отдельный вид архитектурного сооружения, а был бы простым крестово-купольным храмом. Этот тип получил особое распространение после середины IX века за счёт пристройки 4 помещений во внешних углах, которые образуют стороны креста. Результатом таких изменений стало то, что арки, поддерживающие купол, опираются не на стены, а на колонны и столбы. Кроме горизонтального увеличения площади храма, присутствовало и вертикальное. В некоторых храмах нартекс был преобразован в притвор, в то время как в западной части был пристроен экзонартекс. Этот тип двойного нартекса был присущ всем главным храмам монастырей Святой Горы, начиная с X и начала XI века и далее. Со временем увеличилась площадь внутреннего нартекса, который по имени службы, проводимой в нём, получил название литии.

Данному архитектурному плану следуют многие главные храмы, построенные после католикона Хиландара, возведением которого занимались мастера из Константинополя примерно в 1293 году. Интересно, что даже более ранние сооружения главных храмов, такие как монастыри Лавры, Ватопеда и Иверона, последовали этому новому течению времени и объединили два нартекса в один, добавив к западной экзонартекс, обычно представляющий собой длинную колоннаду во всю ширину главного храма.

С двух сторон внутреннего нартекса присутствуют часовни — как правило, купольные с четырьмя колоннами — являясь уменьшенной копией самого главного храма. На сегодняшний день на Святой Горе существуют 8 главных храмовых обителей, в которых присутствуют 2 часовни, расположенные с обеих сторон внутреннего нартекса. 6 главных храмов, в основном принадлежащих монастырям, построенным на скалах, имеют только одну часовню вследствие ограниченности территории. Ещё 6 монастырей и вовсе не имеют таких часовен.

Главные храмы Святой Горы помимо центрального купола имеют также и другие, менее крупные, купола. Обычно два купола украшают алтарную часть, 2 — внутренний нартекс и ещё 2 — дополнительные часовни.

Первые три католикона Святой Горы явились прототипами для всех главных храмов монастырей Афона, а впоследствии и для всех православных монастырей в мире. Стоит отметить, что главный храм монастыря Ставроникита имеет несколько особенностей, обусловленных, скорее всего, скалистым ландшафтом и нехваткой территории. Во времена турецкого владычества запрещалось строительство новых храмов, поэтому единственная возможность возвести церковь существовала при наличии старого фундамента. Т.к. монастырь Ставроникита был основан во времена туркократии, очевидно, что его храм был возведён на месте храма старой кельи.

Храмы Святой Горы сложены из камня, с внешней стороны зачастую выложены кирпичом и выкрашены в любимый византийцами красный цвет. Изнутри храм украшают великолепные мраморные полы, мраморные колонны, аппликации из мрамора на стенах, резные деревянные иконостасы и удивительные фрески, покрывающие стены, начиная от пола и заканчивая самим куполом.

Другие здания внутреннего двора

Рядом с главным храмом располагается башня колокольни. Обычно она пристроена к другим сооружениям, как правило располагаясь напротив входа в главный храм — рядом с трапезной или с входом в монастырь, либо недалеко от храма. Следует отметить, что первые колокольни стояли отдельно — как в монастыре Ватопед, где на башне сохранилась дата 1427 год, или как в Ксенофонте. В некоторых случаях, как в монастыре Эсфигмен, колокольня представляет собой многоэтажное здание с окнами на каждом этаже, в которых помещаются колокола. На Афоне принято звонить в колокола только по воскресеньям и особым праздникам, в то время как призыв на каждодневную службу осуществляется при помощи било.

Напротив входа в главный храм располагается трапезная. Эти два здания имеют противоположное направление сторон света, т.к. врата главного храма смотрят на запад, а трапезной — на восток. Изначально трапезная была отдельным зданием во дворе западнее главного храма, как в случае монастыря Великой Лавры, трапезная которой является самой старой из всех существующих на Афоне, будучи основанной во времена Афанасия Афонского. Она послужила прототипом для всех других трапезных, в т.ч. монастырей Ватопед и Иверон. Тот же вывод можно сделать при виде трапезной монастыря Кутлумуш, Эсфигмен и Святого Пантелеймона, несмотря на то, что в этих случаях здание включено в окружающую монастырь стену. Безусловно, в большинстве монастырей, вследствие ограниченной площади, здание трапезной является частью общего комплекса. Тем не менее, она всегда сохраняет своё направление, т.е. находится западнее главного храма, даже если для этого потребуется поместить её на верхний этаж, как это происходит в некоторых случаях. Существуют 5 трапезных, представляющих исключение из правил: монастырей Дионисиат, Каракал, Симонопетра, Ставроникита, Григориат. Вследствие ограниченности территории монастыря эти трапезные, так же как и главные храмы обителей, смотрят на восток.

В большинстве случаев трапезная представляет собой прямоугольное здание определенных пропорций — три к одному; тем не менее, в некоторых случаях она имеет форму Креста (Великой лавры, Ватопеда, Ксиропотама) или буквы «Т» (Дионисиат, Пантократор, Дохиар). Зал трапезной всегда украшен фресками, следующими особой программе росписи.

Мраморные или деревянные столы располагаются в форме буквы «П» или квадратом. В глубине зала, за местом игумена, которое находится на небольшом возвышении, существует небольшая апсида, часто сопровождаемая двумя боковыми нишами, которые придают этому месту ощущение алтарной части храма. Расположение трапезной обуславливается тем фактом, что приём пищи наступает сразу после службы и представляет собой её продолжение, как пища для тела. Участие в приёме пищи — это последняя часть литургии, после которой монахи и паломники собираются в нартексе, а с ударом било все вместе отправляются в трапезную.

К зданию трапезной как правило примыкают вспомогательные помещения: кухни, кладовые и др. Зачастую склады располагаются под землёй.

Одной из главных особенностей двора святогорских монастырей является круглое сооружение купели. Купель должна располагаться между главным храмом и трапезной, обычно перед входом в храм. Тем не менее, иногда она располагается ближе к южной стороне храма, северной или восточной. Вследствие ограниченности своей территории 4 монастыря не располагают купелью: Дионисиат, Каракал, Ставроникита и Кастамонит. Купель окружена восьмиугольной или 10-угольной галереей (в случае монастыря Ватопед — двойной), которая поддерживает купольную крышу. Это монументальные сооружения с плитами, украшенными барельефами, а также с фресками, которые символизируют крещения Иисуса Христа, в то время как на куполе изображается Святой Дух, а внизу сцены из Ветхого Завета, предвещающие христианское Крещение; последним следует изображение Божьей Матери.

Многие монастыри располагают часовнями, находящимися на территории внутреннего двора. Они могут стоять отдельно или быть пристроены к другим зданиям окружающей стены. Часто встречаются часовни, пристроенные к другим зданиям, обычно, на верхних этажах башни, а также на других этажах зданий, без внешнего купола. Многие часовни располагаются за стенами монастыря отдельно стоящими зданиями или в башнях, на кладбищах, в кельях, каливах и исихастириях. В 1912 году общее число часовен достигало 1000.

Вокруг монастырей существует огромное множество разнообразных зданий — у причалов, на дорогах, в садах, на склонах холмов, а также на кладбище. В основном это склады или жилище рабочих.

Причалы монастырей

Так как со Святой Горой отсутствует сообщение по суше, ввоз и вывоз всех товаров и продуктов осуществляется по морю. Именно поэтому все монастыри и скиты, вне зависимости от своего местоположения, — далеко или близко от моря, располагают своими причалами.

Помимо сообщения с внешним миром, причалы используются также и для рыболовства, а значит, играют особую роль в жизни Афона, ведь мясо на Святой Горе не употребляется.

Причал представляет собой небольшой порт, где находится прямоугольное здание с большой аркой для входа кораблей. Кельи располагаются наверху вместе со складами. Над этим сооружением, как правило, существует небольшая башня, за исключением монастырей Иверон и Великой Лавры, где башни имеют довольно внушительные размеры. В случае Великой Лавры башня располагается на скале и окружена стеной.

Действующие храмы и монастыри Абхазской Епархии. Адреса и телефоны храмов, имена настоятелей Туристическая компания РУСАЛТУРС

История и культура

Действующие храмы

  1. Сухумский кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Настоятель собора — иерей Виссарион Аплиаа (на фото). Священнослужители собора: иеромонах Андрей (Ампар), иеромонах Сильвестор, диакон Григорий. Адрес: г. Сухум, ул. Абазинская, 75. Тел. 6-33-33, (8 442) 73333.
  2. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Гагра. Настоятель — иеромонах Павел (Харченко). Адрес: г. Гагра, ул. Апсны, 22.
  3. Храм-часовня Пицундских Святых в п. Пицунда. Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гагринский район, п. Пицунда. Тел. (8 442) 72504.
  4. Храм Покрова Богородицы в г. Гудаута. Настоятель — иеромонах Василиск (Лейба). Священнослужители храма: иеродиакон Савватий (Лагутин). Адрес: г. Гудаута, ул. Харазия 26. Тел. (8 442) 50192.
  5. Храм Успения Богородицы в с. Лыхны. Настоятель — протоиерей Петр (Самсонов). Служащий священник — иеромонах Игнатий (Киут). Адрес: Гудаутский район, с. Лыхны. Тел. (8 442) 32511.
  6. Храм Покрова Богородицы в г. Новый Афон. Настоятель иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон. Тел. (8 442) 72504.
  7. Храм святого апостола Симона Кананита в г. Новый Афон. Служащий священник — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон. Тел. (8 442) 72504.
  8. Храм Преображения Господня в с. Яштуха. Настоятель — иеромонах Григорий (Хоркин). Адрес: Сухумский район, с. Яштух.
  9. Храм святых равноапостольных Константина и Елены в с. Акапа. Настоятель — иеромонах Иоанн (Свинухов). Адрес: Сухумский район, с. Акапа. Тел. 6-31-64.
  10. Храм Пророка Илии в п. Агудзера. Адрес: Гульрипшский район, п. Агудзера. Тел. (8 442) 74470.
  11. Драндский Успенский собор. Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гульрипшский район, п. Дранда. Тел. (8 442) 72504.
  12. Храм архангела Гавриила в п. Дранда. Адрес: Гульрипшский район, п. Дранда.
  13. Моквский Успенский собор. Священнослужитель — иерей Игорь Артемьев. Адрес: Очамчирский район, с. Моква. Тел. (8 442) 72348.
  14. Храм святого Георгия Победоносца в с. Елыр. Настоятель — иеромонах Сергий (Джопуа). Адрес: Очамчирский район, с. Елыр.
  15. Храм святого Георгия Победоносца в с. Чубурхинджи. Служащий священник — иерей Никита Адлейба. Адрес: Гальский район, с. Чубурхинджи.

Действующие монастыри

  1. Монастырь святого апостола Симона Кананита в г. Новый Афон. Настоятель — иеромонах Андрей (Ампар). Количество насельников — 25 человек. На территории монастыря функционируют два храма: собор святого великомученика Пантелеймона и храм мученика Иерона. Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон, монастырь. Тел. 2-40-23, 2-40-26, (8 442) 71971. Монастырь открыт для посещения ежедневно с 12. 00 по 19.00, за исключением понедельника и Великого поста.
  1. Монастырь святого Иоанна Златоуста в с. Команы. Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар). Количество насельников — 5 человек. На территории монастыря функционируют два храма: храм святого Иоанна Златоуста и храм мученика Василиска. Адрес: Сухумский район, с. Команы, монастырь. Тел. (8 442) 72504.
Монастырь святого Иоанна ЗлатоустаГробница (саркофаг) * святого Иоанна Златоуста
Монастырь святого Иоанна Златоуста, вид сверхуИсточник святого мученика Василиска

* Этот саркофаг, в котором в течение 30 лет покоились мощи святителя Иоанна Златоуста, в 1967 году из Команского храма был перевезен в Сухумский кафедральный собор. В 1990 году после проведения восстановительных работ в Команском монастыре гробница Златоуста была вновь возвращена на прежнее место.

По материалам Официального Сайта Абхазской Православной Церкви http://anyha.info/

Политика в отношении обработки персональных данных

Фото Роспись в храме в Новом Афоне

Питание в отеле

Бассейн

Автостоянка

Интернет Wi-Fi

Работает круглогодично

Баня, сауна

Территория, двор

Спутник/кабель ТВ

Собственный пляж

Детская площадка

Конференц-зал

Проживание с животными

Дети любого возраста

Круглосуточная регистрация

Терминал для оплаты картой

Паломничество на Святую Гору Афон

Святая гора Афон — жребий Божией матери

Святые отцы, удостоившиеся видеть нашу землю духовными очами, свидетельствуют, что она связана с небом одинокими световыми столпами. Одно из мест, постоянно излучающих это незримое сияние, — Святая Афонская Гора. Многие поколения христианских подвижников, подвизавшихся здесь в непрерывных трудах, посте и молитвенном делании, создали образ Святой Горы как некоего места, которое, находясь на земле, дотрагивается до неба.

Русский монастырь святого Пантелеймона похож на город-крепость с огромной гостиницей и собором. Кузница, литейный цех и мастерские, в которых стоят старинные станки и на полках лежат заржавевшие инструменты, ныне не работают и служат скорее воспоминанияем о былых днях. К концу 19 века здесь жило более 1000 монахов, а вместе с рабочими монастырь населяло около 3000 человек. Много русских жило и в других афонских монастырях Говорят, что одно время на Афоне обитало 8000 русских и 6000 греков. Каждую неделю из Одессы на Афон отплывал пароход с паломниками, возвращавшийся назад с церковной утварью, изготовленной в монастыре, иконами и маслом из оливок, выращенных на монастырских угодьях. И сейчас на горе Афон более 40 000 гектаров земли принадлежит русским, а в Хромнице, окруженной садами и плантациями оливок, почти на границе Греции и Афона, живет один русский монах.

Время, принятое в монастыре

В монастыре принято Византийское время- 24 часа по Византийскому времени соответствуют моменту захода солнца. Поэтому монастырское время отличается от греческого : оно всегда его опережает на три часа летом и на семь часов зимой. Византийское время показывается на часах на монастырской колокольне.

Монастырское Богослужение

Паломники могут участвовать во всех монастырских Богослужениях. Во время Богослужения лица некрещеные или неправославного вероисповедания должны находится в западной (задней) части храма. А во время Литургии они должны покинуть храм после возгласа «Оглашенные изыдите»!

Утреннее Богослужение (полуночница, утреня, часы, Литургия) начинается в 7 часов (здесь и далее указывается византийское время).

Вечернее Богослужение (9-й час, вечерня, акафист) начинается в 21 час. Затем трапеза (кроме среды и пятницы) и продолжение вечернего Богослужения (малое повечерие, исповедь).

Всенощное бдение (великая вечерня, утреня, 1 час) начинается в 24 часа. Перед всенощным бдением с 22 часов вычитывается 9-й час и малая вечерня, после чего бывает трапеза. Литургия после всенощного бдения начинается в 10 часов утра

  • Не разговаривайте в храме во время богослужения и не переходите с места на место без крайней необходимости
  • На Богослужениях во время елепомазания, приложения к Кресту и икона, а также во время исповеди паломники должны пропускать вперед братию и братию монастыря.
  • Лиц некрещеные или неправославного вероисповедания не должны брать то, что предлагается в храм для вкушения православным

Посещение храмов монастыря помимо Богослужений

После окончания утреннего Богослужения и трапезы паломники могут посетить монастырские храмы и познакомиться с достопримечательностями монастыря в сопровождении экскурсовода.

О монастырской трапезе

Паломники могут питаться в трапезной монастыря вместе с братией. В среду и в пятницу в монастыре одна трапеза — в 17 часов. В остальные дни по две трапезы: первая — после окончания Литургии, вторая — после окончания Вечерни. В понедельник. Среду и пятницу на трапезе подается постная пища.

  • Просим Вас не разговаривать в трапезной во время чтения поучений и общей молитвы.

Регистрации паломников

  • Регистрация паломников осуществляется после прихода парома с 11-30 до 13-30 (греческое время) и перед началом вечернего Богослужения с 20-00 до 20-30 (византийское время)
  • При регистрации паломник должен предъявить паспорт и Диомонитирион (виза въезда на Афон). При отсутствии указанных документов или при наличии просроченного диомонитириона, ночлег не предоставляется

Монастырская гостиница

По предварительной договоренности с монастырским начальством паломники могут остаться переночевать в монастырской гостинице одну ночь. Ночлег в гостинице бесплатный. От паломника требуется записать свои данные в книгу регистрации, т.е. оставить свой паспорт у дежурного по гостинице, в обмен на ключ от келии.

  • Помните! Не забывайте сдать ключ от келии и получить свой паспорт перед отбытием их монастыря.
  • Просим Вас освободить келии за час о прихода парома на Дафни (т.е около 10 часов по греческому времени), для того чтобы мы успели подготовить их к поселению вновь приезжающих паломников.

О проживании в гостинице более суток

Если паломник предполагает остаться в монастыре более, чем на одни сутки, то он должен заранее получить на это благословение у Игумена монастыря. При этом на паломника возлагается общее монастырское послушание, которое он должен добросовестно выполнять, проживая в монастыре.

О соблюдении тишины в гостинице

  • Находясь в гостинице, с Вами в соседних келиях могут отдыхать или совершать молитвенное правило другие паломники и братия монастыря. Поэтому убедительно просим Вас не шуметь, не разговаривать громко и не включать радиоприемники или магнитофон.
  • Также просим Вас прекращать разговоры в коридорах и на балконах монастырской гостиницы после 24 часов, когда начинается вычитывание келейного правила.

Камера хранения

На время своего путешествия по другим монастырям Святой Горы паломники могут оставлять свои вещи в камере хранения, которая находится в монастырской гостинице. Камера хранения открыта перед и после прихода парома с 10-30 до 13-00 (греческое время) и перед началом вечернего Богослужения с 19-30 до 20-00 (византийское время).

Освещение в монастыре

С заходом солнца электричество в монастыре отключается до утра. В это время при необходимости можно использовать керосиновые лампы или карманные фонари.

О закрытии монастырских ворот ночью

  • На ночь монастырские ворота запираются, и вход в монастырь до утра прекращается.
  • В обычные дни монастырь закрыт с 00:30до 6:30.
  • В дни когда служится всенощное бдение, монастырь закрыт с 5:00до 9:30.
  • Старайтесь покинуть монастырь и вернутся в гостиницу, пока открыты монастырские ворота.

О монастырской иконной лавке

Монастырская иконная лавка открыта перед и после прихода парома с 10-30 до 13-00 (греческое время) и после вечернего Богослужения с 23-00 до 23-00 (византийское время). Продавец магазина — иеромонах Исидор.

Об экскурсиях по монастырю

После регистрации, начиная, с 13-00 (греческому времени), паломники могут посетить монастырские храмы и познакомиться с достопримечательностями монастыря в сопровождении экскурсовода монастыря инока Олимпия.

О поминальных записках

Поминальные записки о здравии и упокоении принимаются во время проведения экскурсий иноком Олимпием.

О пожертвованиях на монастырь

Пожертвования на монастырь принимаются в комнате регистрации паломников диаконом Сергием.

Паром

Паром на монастырской пристани отправляется на Дафни в 11:20 (греческое время), а на Урануполис в 12:20 (греческое время).

Под Тверью стоит уникальный греческий монастырь с чудотворной иконой

Под Тверью, практически в черте города, в окружении корабельных сосен на окраине д. Николо-Малица стоит весьма необычный монастырь. В  маленькой общине живут всего восемь  монахов. К тому же и храм, и ограда по периметру с башенками-часовнями из жёлто-красного кирпича отсвечивают новизной. Так в чём же уникальность этого места? О, так всего и не перечислить: это православный монастырь, живущий по греческим канонам старинных обителей Афона; это византийский храм в восточном стиле, изукрашенный, чарующий обилием росписи и завораживающий качающимися светильниками; это и чудотворная икона Святого Николая; и византийские песнопения, воспаряющие к небесам и уносящие за собой в благословенный край… 

Трижды возрождённый монастырь

***

Монастырь в этом месте был основан в середине 16 века. Все постройки были деревянные, поэтому обитель неоднократно горела, а за всю историю существования монастырь трижды был разрушен полностью: сначала поляками в смутное время, затем во время крупного пожара в 1675 году и третий раз – во время Великой Отечественной войны, когда в 1941 году вражеская немецкая авиация разбомбила монастырские храмы до основания. Сейчас монастырь возрождается вновь, с 2008 года, под руководством и заботами игумена Бориса (Тулупова). А ведь ещё лет 15 назад, глядя на заросший пустырь и развалины единственной уцелевшей постройки, идея восстановления обители казалась утопичной.  

Фото из архива монастыря. 

Все строения на территории Николо-Малицкой обители, за исключением братского корпуса из белого камня 18 века, — новые. Но от этого красота и уникальность храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы нисколько не проигрывают. Он был построен на историческом месте, где ранее стоял порушенный Покровский храм (в западном стиле Петровского барокко), и даже повторяет его архитектурные границы. Но на этом сходство заканчивается.

Новый Покровский храм Малицкого монастыря строили в святогорском неовизантийском стиле. Это копия церкви Честного пояса Богородицы монастыря Ватопед на  Афоне.  

Храм совершенно особенный и удивительный. Он разделён на три части, в каждом из которых идут свои службы. Как только переступаешь порог и проходишь через инкрустированные витражами двери, сразу же попадаешь …нет, не в сказку и не в волшебный мир, а в Дом Божий, наполненный гармоничной красотой, благочестием. Ты отряхиваешь мирскую суету у порога, забываешься и чувствуешь особую благодать, даже если далёк от Церкви. Хотя есть здесь и небосвод с золотыми звёздами и солнцем, и живые огни, и чудеса. Недаром всё-таки все византийские крестово-купольные храмы, выстроенные по подобию Святой Софии в Константинополе, стали прообразами рая или царства Божия не земле.  

В монастыре действует греческий церковный устав (разительно отличается от русского), он объединил в себе уставы двух обителей на Афоне – дореволюционного русского Пантеилемонова монастыря и сербского монастыря Хиландар. Службы идут на греческом и церковно-славянском языках, во время богослужений поёт византийский хор. 

***

Нас встречает отец Никодим – человек очень скромный, приветливый, утончённый и эрудированный собеседник. Он художник, трудится ещё и в иконописной мастерской при монастыре. Отец Никодим с такой любовью и ласковым воодушевлением рассказывает о храме, словно это некое живое существо. 

Сначала для разговора мы присели на высокие деревянные стулья с лакированными перильцами, стоящие вдоль стен для прихожан, — стасидии. Молодой священник, сам неоднократно бывавший на Афоне, просвещает на тему греческого устава и рассказывает историю самого Николо-Малицкого мужского монастыря. Но потом, говоря об особенном убранстве Покровского храма, не выдерживает – встаёт, вооружается длиннющим шестом, правда, без зажжённого фитиля, и показывает, как во время службы монахи раскачивают светильники и главное огромное паникадило в центре колеса — хороса. Паникадила низко свисают на толстых цепях практически до уровня человеческого роста. И вот уже весь купольный небосвод и видимое пространство вокруг меня раскачиваются в такт своему особенному ритму, всё плывёт, увлекает и завораживает.          

— По Святогорской традиции мы не используем электрический свет во время богослужений. Братья возжигают свечи на паникадилах. На буднях молимся практически в темноте, горят всего пара маслёнок, но по двунадесятым праздникам, престольным, в воскресные дни свечи на светильниках зажигают, после чего в самый торжественный момент службы приводят светильники в движение. Чем величественнее праздник, тем большее число свечей зажигают. Есть такое предание. Одному из монахов на святой горе Афон во время молитвы было видение: небеса открылись и воссиял яркий свет, в храм спустились ангелы. Когда хор начал петь, ангелы стали летать по храму и своими крыльями задевали светильники. Существует много разных духовных смыслов этого обычая, но мне нравится толкование святителя Николая Кавасила – движение огней в храме символизирует движение звёзд во вселенной, которые славят своего Создателя, — рассказывает отец Никодим.    

Храм спроектировал тверской архитектор Михаил Будкин. К несчастью, он погиб в ДТП 31 августа 2020 года: как это и бывает чаще всего, уснувший за рулём водитель выехал на встречную полосу, где и произошло столкновение – погиб невиновный человек. У Михаила осталось на тот момент пятеро детей и жена, беременная шестым. Главным детищем погибшего Михаила стал Покровский храм в Николо-Малицком монастыре, где его архитектор трудился также алтарником.   

Специально приглашённый художник-иконописец из Румынии один расписывал весь храм в течение 7 лет – все настенные сюжеты, купола, алтарь, иконостас, притворы, исповедальня – сотни композиций, более тысячи фигур, изображённых в поствизантийском стиле Феофана Критского, копии фресок из афонских монастырей Ставроникиты и Дионисиат. И венчает храмовую роспись изображение Спаса Пантократора (Вседержителя) на своде центрального купола.

А на хоросе – подвески-медальоны в виде двуглавого орла – нынешний государственный символ России тоже когда-то был позаимствован из Византии. Кстати, подобные хоросы некогда освещали своды Святой Софии  во время богослужения, оттуда и пошла традиция раскачивать светильники.   

— Сама архитектура, своды и всё убранство храма, даже акустика, сосредоточены и направлены на центр. Таким образом храм уподобляется  микрокосмосу. Всё это сделано для того, чтобы объединить верующих в единое целое, в некую единую сущность, чтобы все вместе молились, славя Бога в едином порыве. В западной церковной архитектуре (базилики) подчёркивается дистанция и отдалённость между клириками (священниками) и верующими. У нас же другая концепция. По свягогорскому чину священник на Литургии выносит Святые Дары в центр храма, к прихожанам. И византийская архитектура как раз выражает эту идею общности и единства.  

***

Главная святыня Покровского храма — чудотворная икона Святителя Николая. История обретения её удивительна, как, впрочем, и та роль, которую знаменитый образ сыграл для обители.   

В 1675 году монастырь был полностью уничтожен огнём, при разборе пожарища монахи обнаружили среди пепла под обломками икону. В том пожаре не уцелело ничего – ни одна постройка, а образ остался нетронутым. После обретения иконы начали происходить чудеса – исцеления от болезней. Монахи всё равно остались на месте обители, люди потянулись, монастырь начали постепенно возрождать, икона стала главной святыней.   

В 1742 году от иконы Свт. Николая исцелилась графиня Мавра Шувалова – фрейлина императрица Елизаветы Петровны. Женщина была беременна, ехала из Петербурга в Москву и сильно захворала, пришлось остановиться в монастыре. Мавре день ото дня становилось всё хуже, и когда надежды уже не оставалось, монахи принесли икону Святителя Николая, отслужили водосвятный молебен. Выпив святой воды, графиня заснула, а на утро вельможная госпожа была здорова. Прибыв в столицу, Мавра разродилась здоровым младенцем, имя которому ожидаемо дали Николай. В благодарность чета Шуваловых перестроила деревянный монастырь на каменный – вместе с трёхпрестольным Спасским собором появились 7 церквей, колокольня, трапезная, жилые корпуса, стены, башни. Здесь же на территории обители, впоследствии, появился родовой некрополь Шуваловых.    

После революции 1917 года, братию разогнали, но удивительно, что сам монастырь не тронули, объявив памятником архитектуры. Во время Великой Отечественной мы знаем, что обитель фашисты разбомбили, остался только полуразрушенная Покровская церковь и  братский корпус. Потом земля отошла колхозу «Нива», в храме даже стали проходить службы, но в хрущёвскую оттепель его взорвали. Не по идейным причинам, а из-за корысти. 

Было и ещё одно «историческое чудо» — Тверь была дважды спасена от поветрия холеры: после того, как город обошли крестным ходом с иконой Святителя Николая, эпидемии стали сходить на нет.  Шествия стали ежегодными, последний крестный ход состоялся в 1927 году. По словам отца Никодима, исцеления от иконы происходят и сейчас, даже выздоравливают иноверцы – мусульмане и католики. Так, среди даров святому образу в качестве благодарности можно увидеть браслет с монетками, на которых видна арабская вязь. 

***

На вопросы о самом себе отец Никодим отвечал скупо и скромно. Удалось узнать, что он родом из Эстонии, учился в Московской духовной академии в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, а в Твери оказался «Божиим помыслом». В Эстонии нет мужских монастырей, поэтому желающие монашеской жизни вынуждены оттуда уезжать. 

— Мы создали здесь маленький византийский мир, афонский уголок последи тверских лесов. Конечно, мы живём по греческому уставу, есть различия и в службе, и в правилах иноческой жизни, и в убранстве храма…Но всё это только внешняя сторона, формальная, даже красота и изысканность в убранстве церкви, а главное – это молитва и внутренняя духовная жизнь. 

Ожившая древняя музыка

***

Особую величественность и торжественность богослужениям в монастыре придаёт пение византийского хора «Аксион Естин», регент которого Серафим Ершов. Серафим все детство прожил на Афоне в греческом монастыре Дохиар, где впервые познакомился с афонским уставом и византийским пением, которому его обучали насельники монастыря. Далее он продолжил образование на материковой Греции.

Название хора переводится как «Достойно Есть» — это один из самых почитаемых во всем православном мире образов Пресвятой Богородицы, который находится на Святой Горе Афон. В основной состав хора входит пять человек. Художественный руководитель коллектива Всеволод Бабицкий рассказал об особенностях византийского пения. 

Все певчие из России, но обучались в монастырях Греции, в том числе, на Афоне. Всеволод попал туда в 12-летнем возрасте, когда родители по совету духовника семьи решили отдать мальчика в церковную школу при Андреевском ските в административном центре Афона, где он жил и учился до совершеннолетия. Школа удивительна не только своей историей, местонахождением и преподаваемыми дисциплинами, но и своими интернациональными классами – на Афон едут учиться христиане из очень многих стран – Румынии, Сербии, Болгарии, Кении, России, Австралии… Всё обучение и общение происходит на греческом языке, также в программе, помимо общеобразовательных привычных предметов: латынь, древнегреческий, иконопись, византийское пение и др. В классе было всего 8 человек, но совсем не обязательно, что все выпускники избирают путь служения церкви – у каждого своя судьба. Например, один из одноклассников Всеволода стал…лётчиком.   

Что же касается нашего певчего, то далее образование он продолжил в Богословском университете в Салониках, окончил бакалавриат и магистратуру. В 2010 году вернулся в Москву. Однажды на праздник попал в тверской монастырь, в обители очень понравилось, после чего игумен Борис предложил Всеволоду остаться в хоре.   

— Афон стал моей второй родиной, я очень полюбил это место. Монахи монастыря Симонопетра были попечителями и духовными наставниками, окружали меня заботой. Каждые выходные я приезжал туда, монастырь очень красивый, построен на скале. Мне настолько там нравилось жить и учиться, что, возвращаясь в Россию на каникулах, тосковал и хотел как можно скорее вернуться обратно. Теперь каждый раз, когда приезжаем в Тверь (прим. ред. каждые выходные) и поём в Николаевском Малицком монастыре, я воспоминаю Афон и словно переношусь туда. И это чувство нас всех объединяет и вдохновляет.     

***

В России пение во время богослужений партесное, отличающееся многоголосием. Эта западная культура, пришедшая к нам из Европы ещё во времена правления Петра I. Византийское пение – восточное, древнее, отличающееся своими собственными музыкальными фразами и колоритом, имеющее свою особенную нотную систему в виде «крючочков» — это невмы. Византийское пение монодийное. Но удивительное дело: разные по тембру голоса певчих создают иллюзию полифонии. К тому же при исполнении хором песнопения фоном к словам звучит ещё голосовой аккомпанемент, сопровождающий гибкие и узорчатые певучие фразы. Он чем-то напоминает некий духовой инструмент.  И в целом ожившая спустя века древняя музыка — словно песнь из какой-то саги – величественная, светлая, воспаряющая ввысь.

Партитуры песнопений певчие берут из репертуара афонских монастырей, где хранятся древние нотные рукописи. Некоторые произведения были переложены на церковно-славянский язык, чтобы было понятно, о чём поёт хор. Впрочем, есть и болгарские, и сербские песнопения, потому что там в храмах тоже звучит византийская музыка. 

Сейчас византийский хор тверского монастыря не только присутствует на богослужениях в родной обители, но бывает и в других храмах России и зарубежья; недавно хор записал свой первый альбом «Византийская литургия».    

— Византийское пение обогащает нашу духовную культуру. Это здорово, когда есть выбор – человек может пойти в храм, где партесный хор, или в храм, где византийский хор. Но в общем духовные песнопения призваны помогать людям молиться, становиться ближе к Богу, преображать свой внутренний мир, — добавляет Всеволод.  

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

“Афон глазами иноков Валаама”. Выставка в храме Христа Спасителя

В 1999 году архимандрит Панкратий передал частицы мощей прп. Антипы в святогорский скит Продромос.

Спасо-Преображенский Валаамский монастырь и Государственный музей истории религии представляют выставку «Афон глазами иноков Валаама», открывшуюся 27 января в храме Христа Спасителя.Выставка стала продолжением творческого сотрудничества Русской Православной Церкви и музея, которое началось в 2001 г. показом коллекции даров и подношений Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. На новой совместной выставке представлены фотоработы иноков Валаамского монастыря, выполненные во время паломнических путешествий на Афон, и афонские хромолитографии XIX века, хранящиеся в фондах ГМИР.

В глубь веков уходят связи с Грецией и Афоном острова Валаам. По преданию, апостол Андрей Первозванный посетил Валаам, благословил остров и установил на нем крест. Спустя несколько веков из Греции пришли основатели иночества на Валааме – преподобные Сергий и Герман. В XIV веке прп. Арсений привез в Россию благословение Святой Горы – чудотворную икону Божией Матери, именуемую Коневской. После своего возвращения с Афона прп. Арсений некоторое время пребывал на Валааме. В XIX веке на Афоне, в Свято-Пантелеимоновом монастыре, подвизался монах Тихон, постриженник Валаамской обители. В начале XIX века на Валааме в скиту Всех святых жил старец Феодор, обучавшийся умному деланию в обители прп. Паисия Величковского. Его ученик, иеромонах Леонид, в схиме Лев, является основателем старчества в Оптиной пустыни. В середине XIX века на Валааме подвизался старец Антипа-молдаванин из афонского скита Продромос. Ныне прп. Антипа прославлен в лике святых Румынской Православной Церковью и внесен в святцы Русской Православной Церкви. В 1999 году архимандрит Панкратий передал частицы мощей прп. Антипы в святогорский скит Продромос.

Валаам часто называют Северным Афоном. Не только внешние условия – уединенность и труднодоступность – роднят русскую обитель с монастырями Святой Горы. Как и Святая Гора Афон, Валаамский монастырь дал многих знаменитых подвижников и основателей монастырей: преподобные Александр Свирский, Арсений Коневский, Корнилий Палеостровский, Савватий Соловецкий.

Чудо от иконы Божией Матери «Всецарица» Как свидетельствует игумен Панкратий: «Афонские монахи, приезжавшие на Валаам, называли этот удивительный архипелаг раем, несмотря на множество ран, нанесенных в последние десятилетия «пречудному острову»». Валаам и в наши дни продолжает духовные контакты с Афоном. Особенно теплые дружеские отношения сложились с монастырями Ватопед и Симонопетра. В 2002 году игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем привез в подарок Валаамской обители икону Божией Матери «Пантанасса» («Всецарица») и частицы мощей старцев Иосифа Исихаста и Ефрема Катунакского. Лучшие братия Валаамского монастыря по благословению игумена обители направляются на Афон для поклонения великим святыням Святой Горы и вдохновения непрерываемой тысячелетней традицией монашеского делания. Уже в X — XI вв. здесь возникают монастыри почти всех православных народов: славянские – Хиландар (сербская) и Зограф (болгарская), русские – Ксилургу и Свято-Пантелеймонов монастырь, грузинский монастырь Иверон и румынский Кутлумуш. Сегодня на Афоне двадцать монастырей. Число их неизменно. Представители всех двадцати монастырей составляют постоянно действующие Протат, Кинот и Эпистасий, которые располагаются в столице монашеского государства – Карее. Здесь же находятся и светские власти – губернатор, полиция, почта и торговые лавки. Помимо крупных, «господствующих», монастырей по всей Святой Горе разбросаны скиты, келии и каливы, в которых подвизаются те, кто стремится к полному уединению.

На выставке иноки Валаама представляют нам свои впечатления от встречи с Афоном и делятся сокровенной радостью прикосновения к древнейшей святыне Православия. Здесь представлены фотографии архимандрита Панкратия (Жердева), игумена Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, иеромонаха Петра (Романова), иеромонаха Савватия, диакона Александра (Коблова), картины и графика иерея Александра (Точилова), а также фотографии Валаамского монастыря Сергея Компанийченко. Афонские хромолитографии – из фондов Государственного музея истории религии. Наверное, каждому посетителю интересно будет сопоставить разные временные пласты, разные взгляды – из прошлого и настоящего – на древнюю обитель, но в целом все материалы, представленные на выставке, дают уникальную возможность приобщиться вечному, негасимому сиянию славы крупнейшего центра Православия и духовной жизни, «удела Божией Матери», Святой Горы Афон.

Валаамский монастырь, 2005 г.

Храм Св. Великомученика и Целителя Пантелеимона на Старом Русике

Храм Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона находится в старейшей обители древнерусского иночества на Афоне Старый Русик.

В XIX веке этот самый большой русский храм на Афоне перестроили, но не успели расписать, помешала революция. Успели только сделать иконостас. 

Почти через сто лет в преддверии тысячелетия русского монашества на Афоне было принято решение это исправить. Получив благословение, художники с большим опытом росписи православных храмов под руководством Василия Нестеренко работали на Афоне в течение года.

Обновленный храм в 2016 году освятил патриарх Всея Руси Кирилл и отслужил в нем первую литургию.


Интерьер Храма Св. Великомученика и Целителя Пантелеимона на Старом Русике. Афон.

Образ Святой Троицы с предстоящими святыми: Сергием Радонежским, Александром Свирским, Андреем Рублевым и Афонскими преподобными: Арсением, Иеронимом, Макарием, 430 х 900 смРоспись восточного свода храма Св.Великомученика и Целителя Пантелеимона/


Образ Пресвятой Богородицы Игумения Святой Горы, 700х275, роспись северного свода храма Св. Великомученика и Целителя Пантелеимона

Вознесение Господне, 720 х 900 см, роспись южного свода храма Св.Великомученика и Целителя Пантелеимона

Христос Пантократор,диаметр 1000 см, роспись купола храма Св.Великомученика и Целителя Пантелеимона


Святой Апостол и Евангелист Матфей


Святой Апостол и Евангелист Иоанн


Святой Апостол и евангелист Марк

 Святой Апостол и Евангелист Лука


Преподобный Антоний Киево-Печерский и Соборы Афонских и Киево-Печерских святых, 270 х 1100 см, роспись западного свода галереи храма Св.Великомученика и Целителя Пантелеимона



Воскресение Христово


Ангел Правосудия


Покров Пресвятой Богородицы над Русским Монастырем на Святой Горе Афон, 400 х 340 см, роспись южной части притвора храма Св. Великомученика и Целителя Пантелеимона


Спас Нерукотворный

Рождество Христово, 520 х 245 см, роспись северо-восточного пилона храма Св.Великомученика и Целителя Пантелеимона


Образ Пресвятой Богородицы Светописанный, 700 х 275 см, роспись южного свода галереи храма Св.Великомученика и Целителя Пантелеимона

Гора Афон, ближе к Богу

Из-за своего глубоко мистического характера , запрета на въезд для женщин и огромной религиозной символики и содержания, особенно для православных христиан, полуостров Афон побуждает вас подойти к Халкидики совершенно по-другому. В конце концов, это Ковчег Православия , убежище для людей, ищущих благословенное место, где они могут приблизиться к Богу через молитву и покаяние.Это также убежище для тех, кто чувствует необходимость получить духовный совет, отеческую ласку, чтобы они могли приблизиться — хотя и ненадолго — к божественному.

Путешествие туда приведет вас сначала к Уранополис — гавани и последнему поселению перед монашеским государством. Туристический аспект исчезает, постепенно заменяясь религиозным элементом. Когда лодка приближается к пристани в небольшой гавани, в поле зрения появляется внушительная башня 14 века , которая когда-то называлась Просфорион , пристройка монастыря Ватопеди.Большинство людей на лодке держат только небольшой багаж, готовясь к высадке. Первое, что вы замечаете, выходя из лодки, — это очень большое количество мест, где можно остановиться; они используются для размещения паломников.

Самая восточная «ножка» полуострова Халкидики занимает особое место в традициях Православной церкви, которое отличает ее от двух других «ножек» аналогичной формы и окружающего региона, возможно, даже от всего мира. Согласно этой традиции , Пресвятая Дева сразу после воскресения Иисуса покинула Святую Землю вместе со святым Иоанном Евангелистом и после бурного морского путешествия достигла берегов Акти, как тогда назывался полуостров Афон. Мария была так очарована красотой и спокойствием пейзажа, что попросила Сына подарить его ей. С тех пор полуостров Афон стал известен как « Сад Богородицы » и был посвящен ее благодати.

«Самая восточная« ветвь »полуострова Халкидики занимает особое место в традициях Православной церкви».

Монастырь Грегориу был построен в 1310 году и представляет собой впечатляющий образец инженерной мысли.

© Shutterstock, Эфорат древностей Халкидики и Афона / Греческая Республика, Министерство культуры и спорта / Фонд археологических находок

Монастырь Грегориу был построен в 1310 году и представляет собой впечатляющий образец инженерной мысли.

© Shutterstock, Эфорат древностей Халкидики и Афона / Греческая Республика, Министерство культуры и спорта / Фонд археологических находок

Согласно письменным правилам Афона женщинам запрещается входить любыми способами или оставаться где-либо в монашеском государстве.Этот запрет по-гречески называется аватоном. Любое нарушение правила карается наказанием, потому что гора Афон посвящена одной женщине, которой все монахи чтят и молятся; Пресвятой Богородицы

Полуостров Афон, примерно 50 км в длину и 10 км в ширину, напоминает пышных зеленых насаждений остальной части Халкидики, по крайней мере, в его северной половине. Нижняя часть представляет собой более каменистый , менее зеленый ландшафт с преобладанием пика Афона (2033 м).Паломники, посещающие эту необычайно красивую страну, не должны ожидать увидеть города, деревни или пляжи с туристическими объектами, гостиницами и ресторанами. Более 10 веков гора Афон была уникальным религиозным государством, мирным хранителем Православия, местом святилища для мужчин, которые оставили все мирское и пришли сюда, чтобы стать монахами в организованных общинах или отшельниках.

По всему полуострову разбросано 20 монастырей — 17 греческих, один русский, один сербский и один болгарский — вместе с их зависимостями, а именно 12 скитов и около 400 келий, плюс административный центр.Всего около 2 000 православных монахов живут на горе. Афон, большинство из них из Греции, но многие и из других стран. 20 монастырей являются независимыми, самоуправляющимися и суверенными, хотя вместе они образуют Священную общину горы Афон , находящуюся под духовной юрисдикцией Вселенского Патриархата Константинополя.

Многоязычный буклет , который продается в Уранополисе, поможет вам провести небольшое исследование и связать прошлое и настоящее во время морского перехода с монашеским государством.На протяжении всей своей истории гора Афон всегда была центром аскетизма и ретритом . В классическую эпоху было по крайней мере шесть храмов, посвященных древнегреческой религии Двенадцати олимпийцев (Додекатеон), тогда как в раннехристианских времен года здесь проживало множество аскетов и отшельников, кульминацией которых стал монастырь. 53 года пребывания святителя Петра Афонского в 8 веке. Было два основных фактора, которые побудили многих монахов искать убежище на Афоне: возникновение и насильственное распространение ислама после 7 века и экономахия, конфликт по поводу статуса икон и других изображений как объектов поклонения, который длился вокруг 150 лет, в течение которых гора Афон твердо стояла на стороне иконоборцев и (сторонников икон).

Отец Модестос в общежитии келлиона Панагия Портаитисса, пристройки монастыря Кутлумусиу.

© Димитрис Влайкос

Отец Модестос в общежитии келлиона Панагия Портаитисса, пристройки монастыря Кутлумусиу.

© Димитрис Влайкос

В Великой Лавре, первом монастыре, основанном на Афоне в 963 году нашей эры, главная церковь гордо возвышается посреди внутреннего двора.

© Getty Images

В Великой Лавре, первом монастыре, основанном на Афоне в 963 году нашей эры, главная церковь гордо возвышается посреди внутреннего двора.

© Getty Images

Величественный монастырь Святого Пантелеймона, также известный как русский монастырь, выделяется своей зеленой крышей.

© Shutterstock

Величественный монастырь Святого Пантелеймона, также известный как русский монастырь, выделяется своей зеленой крышей.

© Shutterstock

Важной датой в истории Афона является год нашей эры 963 год, что знаменует собой официальное учреждение монашеского государства . Это год, когда Афанасий Афонский основал первый организованный монастырь, Мегистскую (Великую) Лавру , и установил правила, регулирующие не только его работу, но и общее поведение и повседневную жизнь монахов.В последующие годы было основано больше монастырей, в том числе Ватопеди , Ивирон и Ксенофонтос , которые существуют до сих пор, а также другие монастыри, которые были заброшены на протяжении веков, такие как Зигос и Морфону (основанные монахами из Итальянская морская республика Амальфи). По мере того, как в этой части полуострова один за другим возникали монастыри и их подворья, они стали домом для сотен монахов. Начиная с 11 века и до , из-за участившихся нападений пиратов, разрозненные монастырские постройки были преобразованы в монастырских крепостей , защищенных высокими крепостными стенами и башнями.Аналогичные оборонительные сооружения были также сооружены на высадочных пунктах монастырей, которые имели жизненно важное значение, поскольку все перевозки пассажиров и грузов осуществлялись морем.

На Афоне воображение подпитывается незнакомыми достопримечательностями и звуками , но любопытство и вопросы вскоре сменяются достойным и наполненным мудростью тишиной монахов, тишиной, которая еще больше усиливает мистическую природу их присутствие там. Тем не менее, посетители имеют возможность убедиться, что жизнь афонского монаха по-прежнему руководствуется правилами, установленными преподобным Афанасием, особыми правилами каждого монастыря и обязанностью монаха соблюдать свои три обета послушания, Бедность и целомудрие .Жизнь монаха вращается вокруг двух основных видов деятельности: это молитва, духовная подготовка и активное участие в богослужении , литургии и обрядов ; и есть выполнение ежедневной работы, возложенной на каждого монаха, в совокупности известной как diakonimata (задачи или обязанности).

Распорядок дня монаха не меняется: подъем сразу после полуночи для частной молитвы; с 4 часов утра участие в утренних литургиях и сразу после этого, около 8: 30-9: 00, первый прием пищи в день, соблюдение всех правил воздержания или поста, при этом мясо полностью запрещено.Затем каждый монах приступает к своим ежедневным обязанностям или задачам. Около 13:00 он отдыхает, а в 16:30 он на вечерне, после которой следует вторая и последняя трапеза дня. Служба повиновения следующая, а затем у него есть немного свободного времени для чтения, встречи со своим духовным учителем или тихих размышлений, пока он не закончит это делать.

«На Афоне воображение подпитывается незнакомыми видами и звуками, но любопытство и вопросы вскоре вытесняются величавым и исполненным мудрости молчанием монахов.”

Монастырь Ивирон с характерной формой крепости.

© Getty Images

Монастырь Ивирон с характерной формой крепости.

© Getty Images

Монах и иконописец, палитра и кисть в руке.

© Stratos Kalafatis

Монах и иконописец, палитра и кисть в руке.

© Stratos Kalafatis

Работа на ферме — одна из основных обязанностей монахов на Афоне

© Димитрис Влайкос

Работа на ферме — одна из основных обязанностей монахов на Афоне

© Димитрис Влайкос

«Одним из самых ярких сооружений здесь является внушительная Протатон , самая старая церковь на Афоне, украшенная прекрасными фресками 13 века работы Мануэля Панселиноса .”

Изюминкой знакомства паломников с повседневной жизнью на Афоне является их участие в религиозных службах; Святая месса и — для ищущих духовного контакта с монахом — исповедь. Следует подчеркнуть, что не все посетители одинаковы. Мне посчастливилось сопровождать многих посетителей на Афон. Кто-то был верующим, кто-то в меньшей степени, кто-то был прогрессивным, а кто-то консервативным, но у них было одно общее. Все они указали, что Святая Гора повлияла на них особым образом, в большей или меньшей степени, а не отрицательно.

МОНАСТЫРИ И АДМИНИСТРАЦИЯ

20 монастырей в порядке их места в афонской иерархии : Великая Лавра, Ватопеди, Ивирон, Хеландариу, Дионисиу, Кутлумусиу, Пантократорос, Ксиропотамос, Зографу, Дохьяреу, Каракалу Ставроникита, Ксенофонтос, Осиу Григориу, Эсфигмену, Агиос Пантелеймонас и Констамониту. Вместе они образуют Священную Общину , местонахождение которой находится в Кариес , единственном поселении на Афоне. Кариес также является штаб-квартирой Греческой гражданской администрации и базой всех государственных служб и коммунальных служб, включая полицию, медицинский центр, телефонную станцию, почтовое отделение, банк, пожарную часть и несколько небольших магазинов.

Одним из самых ярких зданий здесь является внушительная Protaton , самая старая церковь на Афоне, украшенная прекрасными фресками 13-го века работы Мануэля Панселиноса , представителя македонской школы живописи, вместе с иконами на темплоне. нарисовал Феофан из критской школы в 17 веке.В церкви также находится чудотворная икона « Axion Esti » и здесь проходят официальные службы Святой Общины.

Настенная живопись 1290 г. н.э. в церкви Протатона, изображающая Петра Афонского, который, как полагают, был первым отшельником на полуострове Афон, поселившимся там в конце 8-го или начале 9-го века нашей эры.

© Ефорат древностей Халкидики и Афона / Греческая Республика, Министерство культуры и спорта / Фонд археологических находок

Настенная живопись 1290 г. н.э. в церкви Протатона, изображающая Петра Афонского, который, как полагают, был первым отшельником на полуострове Афон, поселившимся там в конце 8-го или начале 9-го века нашей эры.

© Ефорат древностей Халкидики и Афона / Греческая Республика, Министерство культуры и спорта / Фонд археологических находок

Бык византийского императора Алексия Комнина III, датированный 1374 годом нашей эры. Рядом с ним видна его жена Феодора. (Монастырь Дионисия)

© Ефорат древностей Халкидики и Афона / Греческая Республика, Министерство культуры и спорта / Фонд археологических находок

Бык византийского императора Алексия Комнина III, датированный 1374 годом. Рядом с ним видна его жена Феодора. (Монастырь Дионисия)

© Ефорат древностей Халкидики и Афона / Греческая Республика, Министерство культуры и спорта / Фонд археологических находок

Страницы из Путеводителя паломников по Святой Земле, датированного 1680 годом нашей эры (Монастырь Дионисия)

© Ефорат древностей Халкидики и Афона / Греческая Республика, Министерство культуры и спорта / Фонд археологических находок

Страницы из Путеводителя паломников по Святой Земле, датированные 1680 годом нашей эры.(Монастырь Дионисиу)

© Ефорат древностей Халкидики и Афона / Греческая Республика, Министерство культуры и спорта / Фонд археологических находок

Старая печать Святой общины Афона. Каждая из его частей представляла четырех смотрителей монашеской общины.

© Ефорат древностей Халкидики и Афона / Греческая Республика, Министерство культуры и спорта / Фонд археологических находок

Старая печать Святой общины Афона.Каждая из его частей представляла четырех смотрителей монашеской общины.

© Ефорат древностей Халкидики и Афона / Греческая Республика, Министерство культуры и спорта / Фонд археологических находок

На протяжении веков гора Афон управлялась поистине демократическим путем , соблюдая также рамки официальных процедур, изложенных в ее хартии, ратифицированной в 1924 году.Каждый монастырь назначает одного представителя в руководящий орган, Священную общину. Эти представители под председательством Protos (букв. «Первый») собираются каждый понедельник и четверг для обсуждения вопросов и принятия решений. Все монастыри были институционально разделены на пять групп по четыре , из которых сформированы пять четырехчленных Священных Соборов ( Иера Epistasies ). Каждая Эпистасия служит в течение одного года под председательством представителя одного из пяти старших монастырей (на основе уже упомянутой иерархии).Чередующаяся группа Holy Epistasia , состоящая из четырех человек, приступает к исполнению своих административных обязанностей 1 июня каждого года, действуя как своего рода исполнительный орган Святой Общины. Председательствующий представитель старшего монастыря, Protepistates , также занимает должность Протоса в этом году. В течение своего срока Protepistates и три Epistates каждый держат одну часть большой печати Святого Сообщества, которая используется для печати всех документов. Естественно, для установки печати требуется согласие всех четырех членов совета.

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Посетителю становится ясно, что природа щедро одарила это место. Густые леса — особенно каштановые — оливковые рощи и виноградники, а также прекрасные пляжи, около 1 , 500 видов растений и богатая фауна составляют уникальную природную среду, полностью нетронутую . И хотя здания могут быть самыми яркими — монастыри, церкви, башни и кельи, здесь также есть много необычных произведений искусства, богатые библиотеки с рукописями и реликвиями, центры и школы иконописи и столярных изделий, а также классы литургического пения. а в традиционных методах производства масла и вина — .Гора Афон представляет собой очень уникальное общество , в котором молитва — это путь к спасению души и духа .

На

гору Афон можно добраться только на лодке, в основном из Уранупули (для монастырей западного побережья), но также и из Иерисса (для монастырей восточного побережья), и только при условии, что паломники сначала связались с монастырем, скитом или кельей, которые они собирались посетить, и были выдал необходимый диамонетерион (разрешение на посещение) в офисе в Уранополисе.

AWAYN — Путеводитель по образу жизни и путешествию с искусственным интеллектом для иммерсивных, интерактивных и местных приключений

Если вам нравится Греция, вам стоит посетить гору Афон, потому что она поразит вас горной гладью с поразительной и дикой природой. Из восточной части вы можете добраться до юга, найдя полуостров Халкидский в Центральной Македонии, этот район также будет называться «Священная гора», где у вас будет прекрасное побережье и захватывающие виды.

Помимо очень привлекательных пешеходных маршрутов, в этом районе можно полюбоваться около двадцати православных монастырей. В большинстве храмов очень маловероятно, что женщины смогут посетить храмы, поскольку на Афоне могут жить только монахи мужского пола, достигая небольшого числа граждан.

Но зона путешествий не только действительно соблазнительна по своей природе и занятиям, которые можно проводить на этой горе, но и будет содержать хорошую историческую традицию, которая покажет все серии вторжений, существовавших в древние времена, вместе с первые медицинские войны и завоевания.Разграбление, имевшее место в четырнадцатом веке, нарушило баланс территории, которая вскоре была восстановлена ​​и отстроена заново. Последние стихийные бедствия, такие как лесные пожары, произошедшие пару лет назад, также стали причиной разрушения некоторых храмов в этом районе, таких как монастырь Хеландари.

Обычно для посещения храмов вы должны получить разрешение, которое вы должны запросить ранее в Салониках, отозвав его в Иериссосе или Урануполисе, с которым вы можете посетить, имея доступ к четырем дням посещения в качестве максимального лимита.Из последних упомянутых деревень вы можете получить доступ к другим монастырям, а также к природным паркам, где пешие прогулки по очаровательным тропам станут прекрасным и увлекательным занятием. В дополнение к спокойной обстановке вы будете удивлены приятным мягким климатом с более чем 1500 местных видов растений и деревьев, среди которых выделяются каштаны, дубы и буки. В дополнение ко всем растениям вы найдете все виды рептилий и млекопитающих, самым известным видом будет сорока, среди охраняемых видов, среди которых также морские животные, дельфины и тюлени.


Мероприятия

Рюкзак
Катание на лодке
Кемпинг
Фотография

Статья не отражает официальную точку зрения AWAYN и НЕ должна восприниматься как редакционная работа.

СМОТРЕТЬ ВСЕ СТАТЬИ