Где находится собор святого павла – Собор Святого Павла — Википедия

Содержание

Собор Святого Павла — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Собо́р Свято́го Па́вла (англ. St Paul’s Cathedral) — англиканский собор, посвящённый апостолу Павлу. Находится на вершине холма Ладгейт-Хилл[en] — самой высокой точки Сити; является резиденцией епископа Лондона.

Всего известно пять соборов святого Павла. Первый из них, деревянный, был построен в 604 году и сгорел в 675 году. В 685 году был возведён каменный собор, разрушенный викингами во время очередного набега на Лондон в 961 году. На следующий год был построен новый каменный собор, погибший во время лондонского пожара 1087 года. Четвёртый, также каменный (известный как Старый Сент-Пол или Сент-Пол до Великого Пожара), был заложен в 1086 году и освящён в 1240 году. Это был один из крупнейших соборов Европы того времени: его длина составляла около 180 метров, ширина — 30 метров, высота шпиля — почти 150 метров. Собор сгорел в 1666 году во время Великого лондонского пожара. Хотя после пожара восстановить собор было возможно, власти всё же приняли решение о строительстве на его месте нового здания. Пятый собор был построен по проекту архитектора Кристофера Рена. Работы были начаты в 1675 году и завершены в 1708 году.

Официальной датой открытия собора считается 20 октября 1708 года — день рождения архитектора Рена (в тот день ему исполнилось 76 лет), однако фактически службы в соборе начались 2 декабря 1697 года. До начала строительства Рену пришлось трижды полностью изменять проект. Первый проект предполагал построить на фундаменте сгоревшего четвёртого собора новую большую церковь. Этот проект был отклонён практически сразу — видимо властям хотелось чего-то более грандиозного. Второй проект предусматривал строительство церкви, имеющей в плане вид греческого креста. Этот проект был детально проработан — достаточно сказать, что до нынешнего времени сохранился исполненный в масштабе 1:24 макет такого собора, который сегодня экспонируется в Соборе Святого Павла. Однако этот проект был также отклонён как слишком радикальный. Третий проект Рена предполагал сооружение достаточно большого храма с куполом и двумя башнями-звонницами. Этот проект был утверждён, и в июне 1675 года начались строительные работы. Однако вскоре после этого король Карл II вновь истребовал проект и приказал внести в него изменения, которые сам охарактеризовал как

декоративные. Этим декоративным изменением стал большой купол, сделавший Собор Святого Павла одной из самых крупных достопримечательностей Лондона. Общепризнано, что купол Собора во многом повторяет купол базилики Святого Петра в Риме.

Под куполом Собора расположено три галереи: внутренняя шепчущая галерея и наружные каменная и золотая галерея. Шепчущая галерея обязана своим названием не предусмотренной архитекторами особенности её акустики: слово, даже сказанное шёпотом, в одном конце галереи, многократно отражается её стенами, в результате чего этот шёпот вполне может слышать человек, находящийся на другом конце галереи.

В колокольнях Собора установлено 17 колоколов, из них 13 — в северо-западной башне и 4 (включая колокола Большой Пол (англ. Great Paul) и Большой Том (англ. Great Tom) — в юго-западной башне. Высота собора составляет 111 метров.

Место погребения известных личностей[править | править код]

Собор Святого Павла является усыпальницей почти двухсот известных граждан Великобритании. Эта традиция берёт своё начало ещё с предшествующих соборов — в первом и втором соборах были захоронены англосаксонские короли. Первым удостоился чести быть захороненным в соборе Святого Павла его архитектор — Кристофер Рен. На его могиле не установлено памятника, и лишь приведена эпитафия на латыни Lector, si monumentum requiris, circumspice («Читатель, если ты ищешь памятник — просто оглянись вокруг»). Наиболее заметные персоны, покоящиеся в соборе:

  • Atkinson, Frank (1985), St Paul’s and the City, Park Lane Press, London: Michael Joseph, ISBN 978-0-7181-2629-2  — With numerous photographic plates, both in colour, and black and white).
  • Hood, Frederic (1967), The Chapel of the Most Excellent Order of the British Empire  — With a foreword by Prince Philip. It contains 65 pages of mainly colour plates on glossy paper relating to St Paul’s Cathedral and is a republished section of the book published by the Oxford University Press.
  • Owen, James (2010), Danger UXB, Little, Brown, ISBN 978-1-4087-0255-0  — contains a chapter on St Paul’s in wartime and the unexploded bomb which closed it
  • Tatton-Brown, Tim & Crook, John (2002), The English Cathedral, New Holland Publishers, ISBN 978-1-84330-120-2 
  • Burman, Peter (1987), St. Paul’s Cathedral, Bell & Hyman, ISBN 978-0713526172 

ru.wikipedia.org

Собор Святого Павла (St Paul’s Cathedral)

Продолжаю знакомиться сам и вас знакомить с тем, что интересует моих френдов в ноябрьском столе заказов.  На очереди uuproschu и его тема:

«Можно про собор Св.Павла в Лондоне? И вообще про соборы Павла.«

На счет «вообще» наверное навряд ли получиться, так как соборов святого Павла в мире очень много. И в России есть и в Мельбурне (Австралия) и в Риме, и думаю еще много много где. Давайте все таки подробно остановимся на Лондонском.

Собор Святого Павла в Лондоне является государственной церковью Англии и резиденцией Епископа Лондонского. Посвящение ее Апостолу Павлу происходит одновременно с построением церкви, произошедшим в 604 году. Церковь расположена на вершине холма Ладгейт Хилл, который является самой высокой точкой Лондона. Собор Святого Павла является церковью–матерью (церковью, от которой впоследствии отделились другие церкви) Епархии Лондона. Возведение нынешней церкви относят к концу XVII века. Она была построена в стиле английского барокко, дизайн которого разработал сэр Кристофер Рэн, как часть главной реконструктивной работы, которая проводилась в городе после Великого пожара в Лондоне.

Собор Святого Павла является одним из самых известных и самых узнаваемых достопримечательностей Лондона, в том числе и из-за его купола, обрамленного шпилями, который возвышается над горизонтом на протяжении трехсот лет. Имея высоту в 365 футов (111 метров), оно являлось самым высоким зданием в Лондоне с 1710 по 1962 год, а его купол до сих пор считается одним из самых высоких куполов мира. По площади Собор Святого Павла является второй по величине церковью Великобритании, уступая лишь Ливерпульскому собору.

Собор занимает значительное место в сознании британцев, которые относят этот собор к национальной принадлежности. Также он является центральным предметом, изображаемым на многочисленных рекламных материалах, например, таких как почтовые открытки, на которых изображен возвышающийся купол, окруженный смогом и огнем, которые являются результатом проведения немецкой операции «Блиц». В число важных служб, которые проводились в Соборе Святого Павла, входили: похороны лорда Нельсона, герцога Веллингтона, а также сэра Уинстона Черчилля; торжества, проходящие по случаю юбилея королевы Виктории; службы во имя мира, проведенные по случаю окончания Первой и Второй мировых войн; брак Чарльза, принца Уэльского и леди Дианы Спенсер, начало Фестиваля Великобритании и благодарственные молебны по случаю Золотого Юбилея и в честь восьмидесятилетия королевы Елизаветы II. Собор Святого Павла является очень деятельной церковью, чья повседневная жизнь наполнена почасовыми молитвами и ежедневными службами.

В Лондоне в позднероманский период здесь находился епископский престол. Согласно преданию первый саксонский собор был построен Меллитусом в 604 году после Рождества Христова в Лонденвике. Также существуют недоказанные гипотезы, в соответствии с которыми этот собор занимал ту территорию, на которой сейчас располагается кафедраль. Данное предположение подтверждается тем фактом, что, как и в континентальной Европе, строить храмы в римских городах входило в привычку миссионеров. Тем не менее, римский город Лондиниум, который тогда назывался Ланденбер, в то время был незанятым, что не было похожим на состояние территорий континентальной Европы, где прослеживалась непрерывность заселения городских территорий, и обычными жителями, и духовными лицами.

Джеффри Монмутский утверждал, что собор был построен на месте храма, посвященного богине Диане, возведенного в соответствии с храмом Аполлона, который он представлял, когда-то стоявшим на месте Вестминстера, хотя никаких доказательств этого Кристофер Рен не обнаружил. Современники сомневались в правоте Джеффри, так как не было никаких свидетельств о том, что в римский период была занята территория нынешнего Вестминстерского Аббатства. Если какое-либо церковное здание и было на этом месте, то повторно использованная архитектурная конструкция, скорее всего, была бы только скромной часовенкой.

Также возможно, что здание было уничтожено после того, как Меллитуса изгнали из города языческие последователи Сэберта. Где бы предшественник здания не был бы возведен, собор во вновь занятом городе был разрушен в 962 году благодаря «смертоносного огня», как было указано в англо-саксонской хронике. Предположительно, это здание было сделано из древесины. Строительство третьего собора, который предположительно был выполнен из камня, началось в 962 году. Там был похоронен Ательред Неразумный.  Он сгорел вместе с городом в результате пожара 1087 года, как отмечено в англо-саксонской хронике.

Истории известно пять соборов святого Павла, существовавших в разное время, но находившихся в одном и том же месте:

  • первый (деревянный) собор был построен в 604 г. и сгорел в 675 г.;
  • второй (каменный) собор был построен в 685 г. и в 961 г. был разрушен викингами во время очередного набега на Лондон;
  • третий (каменный) собор был построен в 962 г. и сгорел вместе со всем Лондоном во время пожара 1087 г.;
  • четвертый (каменный) собор (известный также как Старый Сент-Пол или Сент-Пол до Великого Пожара) был заложен в 1087 г. и освящен в 1240 г. Это был один из крупнейших соборов тогдашней Европы: его длина составляла около 180 метров, ширина — 30 метров, высота шпиля — почти 150 метров. Собор сгорел в 1666 г. во время Великого лондонского пожара. Хотя после пожара восстановить собор было возможно, власти приняли решение о строительстве на его месте нового здания;
  • пятый (каменный) собор был построен по проекту архитектора Кристофера Рена (англ. Christopher Wren). Работы были начаты в 1675 г. и завершены в 1708 г. Официально датой открытия собора считается 20 октября 1708 года — день рождения архитектора Рена (в тот день ему исполнилось 76 лет), однако фактически службы в соборе начались 2 декабря 1697 г.

Старый Собор Святого Павла. Четвертый Собор Святого Павла был построен норманнами после пожара 1087 года. Когда архитектурная история Англии стала больше исследоваться в XIX веке, он получил название Старый Собор Святого Павла. Работы по сооружению здания заняли более двухсот лет, и большая его часть была потеряна во время пожара 1136 года. Крыша была еще раз построена из дерева, что в конечном итоге, предопределило судьбу постройки.

Церковь была освящена в 1240 году, но перемена решения привела к началу расширения собора в 1256 году. Когда эта «Новая работа» была завершена в 1314 году (собор снова освятили в 1300-м) сооружение считалось третьей по высоте церковью в Европе, а также имело самые длинные в Европе шпили (длина некоторых составляет некоторых 489 футов или 149 метров). Раскопки, проведенные в 1878 году Френсисом Пенроузом, показали, что эта церковь имела длину порядка 585 футов (178 метров), а ширина ее составляла 100 футов (30 метров).

К XVI столетию здание находилось в упадке. В правление Генриха VIII и Эдварда VI реформы Роспуск монастырей и Акты о Пожертвовании привели к разрушению находящихся внутри собора украшений, а также клоистеров, склепов, подземных усыпальниц, капелл, рак (ковчег с мощами святых, изготавливаемый обычно в форме гроба), часовен построенных на пожертвование и других зданий расположенных на монастырском дворе. Многие из этих бывших религиозных объектов, находившихся на монастырском дворе, были конфискованы королем, а затем проданы как магазинные и арендуемые собственности. В особенности, они продавались типографщикам и книготорговцам, которые чаще всего были пуританами.

Часто в разрушенные здания поставлялись уже готовые к отделке материалы для выполнения строительных проектов, например, таких как Сомерсет-Хаус — дворец лорда-протектора. На месте, где стоял Крест Святого Павла, в северо-восточном углу монастырского двора, приходили толпы людей,и под открытым небом велась проповедь. В 1561 году шпиль был разрушен молнией и, впоследствии, так и не был заменен; это событие воспринималось и протестантами и римскими католиками как знак Божьего гнева, обращенного к людям, из-за большого количества раздоров между ними.

Первый архитектор, работающий в классическом стиле, Иниго Джоунс, добавил к тогда уже существующему Собору Святого Павла западный фасад в 1630-х годах, но во время гражданской войны парламентерские силы плохо обращались со зданием, что привело к его порче. Тогда же все старые документы и хартии были уничтожены. «Старый Святой Павел» был разрушен во время Великого Лондонского пожара 1666 года. Прежнюю постройку еще можно было спасти, хотя пришлось бы сделать почти полную ее реконструкцию, однако было принято решение вместо старой конструкции построить новый собор в современном стиле. Впрочем, работы по возведению нового здания городские власти Лондона намеревались начать еще до пожара.

Заниматься проектированием нового здания было официально поручено сэру Кристоферу Рену 30 июля 1669 года. Ранее он был назначен ответственным за проектирование более 50 городских церквей. На протяжении длительного периода разработки и рационализации плана постройки Рен нанял на должность главного помощника Николоса Хоуксмура. Одновременно с проектированием Собора Святого Павла, Хоуксмур также работал и над выпуском своих «Пяти трактатов об архитектуре». Рен советовал начать работы по восстановлению собора в 1661 году, еще до Великого Лондонского пожара 1666 года. В число этих работ входило выполнение чертежей для присоединения купола к уже существующему зданию, который заменил бы ветхий шпиль, а также реставрация внутренней части собора, которая дополнила бы спроектированный в 1630 году Иниго Джоунсом фасад.

После пожара развалины здания все еще поддавались обработке, но, в конце концов, вся конструкция была разрушена в начале 1670-х для того, чтобы освободить место для возведения новой. Собор Святого Петра прошел пять стадий проектирования. Первая сохранилась только в форме единственного чертежа и части модели. Схема (которая чаще именуется Первым Планом), похоже, состояла из чертежа куполообразного входа вестибюля (возможно, такой план входа был спроектирован на основе римского храма Парфенона) и расположенной за ним прямоугольной базилики, включающей в себя место для хора. Но этот проект был отклонен, так как был признан «недостаточно величественным».

Второй разработкой Рена было проектирование собора в форме греческого креста, который критики признали слишком радикальным. В третьем предложенном Реном проекте для собора Святого Павла использовалось много одинаковых дизайнерских концепций, примененных в плане собора в форме греческого креста, хотя в этом плане церкви неф был расширен. Этот проект был воплощен в его творении 1673 года «Великая Модель». Данный макет был выполнен из древесины дуба и штукатурки и стоил более 500 фунтов (приблизительно эквивалентно нынешним 32 тысячам фунтов стерлингов). Он имел высоту более 13 футов (4 метров), а в длину составлял 21 фут (6 метров).

Его критики, члены комиссии, поручили архитектору перестроить здание, в то время как члены духовенства осудили его дизайн, ибо он слишком отличался от дизайна уже существующих в то время в Англии церквей, что не наводило на мысль о неразрывности церквей во всей стране. Священнослужители также больше предпочли план латинского креста для служб. Рен считал «Великую Модель» своим любимым проектом, отражающим красоту Ренессанса. После этого плана Рен решил больше не делать каких-либо моделей или представлять на обсуждение публике его чертежи, так как считал это «ничем кроме как потерей времени и подвержением множество раз своих проектов критике некомпетентных судей».

Четвертый план Рена, Приказной проект, стремился помирить готическую архитектуру, которая преобладала в дизайне всех английских церквей с «наилучшим методом построения церквей». Рен стремился привнести черты присущей Ренессансу гармоничности в готическую традицию архитектуры – как бы то ни было, Вогэн Харт распознал, что за шпилем, похожим на пагоду, скрывалось своеобразное экзотическое вдохновение Рена. По проекту здание было немного развернуто, и поэтому церковь не смотрела прямо на восток.

Окончательный дизайн построенного здания существенно отличался от официального Приказного проекта. Рен получил разрешение от самого короля Англии, чтобы сделать «декоративные изменения» в утвержденном проекте, и Рен получил громадное преимущество от этого. Многие из этих изменений вносились в архитектуру церкви на протяжении тридцати лет после того, как она была построена, а самые большие изменения были внесены в конструкцию купола: «Он возвел над куполом еще одну конструкцию, а именно — конус из кирпича, чтобы он смог поддерживать каменный фонарь элегантной формы. А также он покрыл и спрятал из виду этот кирпичный конус другим куполом, выполненным из древесины и свинца; а между ним и конусом построил легкую лестницу, ведущую к фонарю.» (Из воспоминаний сына сэра Кристофера Рена).

Окончательный проект здания в значительной степени основывался на плане построения Собора Святого Петра в Риме. На постройку куполов в форме блюдца, которые окончательно были присоединены к проекту собора, архитектора вдохновил госпиталь Валь-де-Грас, спроектированный Франсуа Мансаром, который Рен видел в течение своей поездки в Париж в 1665 году. Дата закладки первого камня собора является спорной. Одни утверждают на этот счет, что датой закладки является 21 июня 1675 года, другие – 25 июня, а третьи – 28 июня. Однако, по общему мнению, он был заложен в июне 1675 года. Позже Эдвард Сильный утверждал, что первый камень в основание собора был заложен его старшим братом, Томасом Сильным, который являлся одним из двух мастеров каменщиков, назначенных Реном в самом начале работы.

2 декабря 1697 года, тридцать два года и три месяца спустя, после того, как искра из пекарни «Фарринерз» вызвала Великий пожар в Лондоне, собор Святого Павла открыл свои двери. Планировалось, что вдовец король Вильгельм III появится перед народом, однако чувствуя себя некомфортно в толпе, в общественных местах, в самый последний момент он отказался. Большая толпа народа, находившаяся там, состояла как из привилегированных жителей, а их отношение к Вильгельму было настолько безразлично, что его отсутствие едва ли было замечено. Преосвященный Генри Комптон, епископ Лондонский, вел проповедь. Она основывалась на тексте псалма 122: «Я был рад, когда они сказали мне: Пойдем в дом Господень». Первая проповедь, с которой начались регулярные службы, состоялось в следующее воскресенье.

Завершение строительства верхушки собора (когда последний камень был заложен в каркас фонаря) происходило в октябре 1708 года и немного времени спустя, 25 декабря 1711 года (на Рождество), Парламент признал церковь официально законченной. На самом деле, строительство собора продолжалось в течение еще нескольких лет после этого, а статуи на крыше были установлены только в 1720-х годах. В 1716 году общий объем расходов составил 1.095.556 фунтов (что эквивалентно 147 млн. фунтов стерлингов по курсу 2012 года).

Единое мнение в отношении этой работы было как всегда: кому-то собор нравился, а кто-то ненавидел этот шедевр («Если взглянуть на позолоченные капители, то сразу ощущается, что в воздухе витает дух папства, эти тяжелые арки — они были незнакомы, это не по-английски…»), в то время как большинство людей, как только их любопытство было удовлетворено, вообще не думали о новом соборе.

Задачей Рена было сконструировать большой собор в классическом стиле на относительно зыбкой глинистой почве Лондона. Закладка основания повлекла за собой серьезные проблемы, заставив Рена изменить первоначальную конструкцию его купола в процессе работы. В Приказном проекте все внешние опоры располагались на уровне первого этажа, что не являлось особенностью классического дизайна. Они и стали одними из первых деталей, которые поменял Рен. Вместо этого он сделал стены собора особенно толстыми, чтобы всецело избежать необходимости использования внешних опор. В верхних частях собора стены усилены маленькими контрфорсными арками, которые были присоединены к проекту на относительно поздней стадии, чтобы упрочнить стены здания. Они скрыты за большими стенами шармами, которые были пристроены специально для того, чтобы сохранить классический стиль здания.


The River Thames with St. Paul’s Cathedral on Lord Mayor’s Day, 1746 год

Большой пересекающийся купол состоит из трех слоев – он является первым куполом с такой конструкцией. Внешний и внутренний слой изгибаются друг за другом, но структурная целостность обеспечивает поддержку тяжелой каменной конструкции, а вершина купола удерживается за счет промежуточного слоя, который находится намного выше и имеет ещё более коническую форму. Купол удерживается по всей окружности своего основания кованой цепью, которая защищает купол от расползания и растрескивания. Дальше эти кованые цепи в кирпичном конусе на интервалах сцепляются камнем и затем огибают карниз перистиля.

Собор построен из портлендского камня в стиле позднего Ренесанса, который представляет собой, с точки зрения Рена, рационализированное английское барокко. На постройку впечатляющего купола собора архитектора вдохновила базилика церкви Святого Петра в Риме и построенная Мансартом церковь Валь-де-Грас, которую до этого посетил Рен. В высоту (от основания и до креста на верхушке купола) собор составляет 365 футов (108 метров), таким образом сразу господствуя и над исторической, и над современной частью Лондона.

Рен достиг баланса между внутренним наполнением собора и внешним его проявлением за счет конструирования трех куполов, вложенных как бы один в другой: высокий внешний купол не является структурным и возвышается над грандиозной массой собора, чтобы притягивать взгляды людей на расстоянии; нижний внутренний купол обеспечивает гармонично сбалансированную внутреннюю часть собора; между двумя этими куполами структурный конус поддерживает фонарь, располагающийся на вершине, и внешний купол. Рену было сказано, чтобы на последней стадии постройки здания его дотянули в корзине вплоть до самых стропил, чтобы таким образом проинспектировать ход работы.

В соборе есть три маленькие капеллы, которые расположены в двух соседних проходах – Капелла Всех Святых и Капелла Святого Дунстана – в северном проходе и Капелла Святых Михаила и Георгия – в южном. Главное место собора сосредоточено под внутренним куполом, который возвышается над полом собора на 108,4 метра и заключает в себе три круговые галереи — внутренняя Шепчущая Галерея, внешняя Каменная Галерея и еще одна внешняя Золотая Галерея. Шепчущая Галерея проведена вокруг внутренней части купола и возвышается над уровнем пола собора на 99 футов (30,2 метра). Это расстояние эквивалентно 259 шагами. Она приобрела свое название благодаря акустическому эффекту, который свойственен куполам; шепот, произнесенный в любой точке напротив стенки купола, доступен слуху слушателя, приложившего свое ухо к стене купола в любой точке галереи. Тихий шепот также слышен.

Основа внутреннего купола располагается на высоте 173 футов или (53,4 метра), а его вершина возвышается над полом на 65 метров, таким образом, делая высоту в закрытом помещении самой большой. Собор составляет в длину около 574 футов (175 метров), включая портик Большой Западной Двери, 223 фута (68 метров) из которых приходится на неф и 167 футов (51 метр) на клирос (место для хора). Ширина нефа составляет 121 фут (75 метров), таким образом, собор немного короче, но в то же время несколько шире, чем Старый Святой Павел. Клирос тянется к востоку от купола и заключает в себе сиденья для духовенства и хористов и орган. К югу и северу от купола находятся трансепты, которые здесь называются Северный Хор и Южный Хор.

Детали башен, располагающихся в западном конце собора, и их темные пустоты дерзко воспроизведены в заданном масштабе, дабы человек, находясь ниже на улице или на расстоянии, мог хорошо рассмотреть циферблат на башнях, которые всегда выделялись на линии городского горизонта. Они состоят из двух дополнительных элементов, которыми являются центральный цилиндр, возвышающийся над серией многоярусных барабанов купола и спаренных Коринфских колонн, расположенных по углам, над которыми находится контрофорсы, служащие для соединения барабанной формы с квадратным плинтусом, содержащим часы. Главный антаблемент залезает вперед на парные колонны для того, чтобы отобразить оба элемента, тем самым, связывая их вместе в единую горизонтальную полосу.

Крыша, похожая на миниатюрный колоколообразный купол, поддерживает золоченый фиал (завершающее украшение шпиля), а ананас держится на четырех завивающихся угловых консолях, самое важное отображение соответствующей темы. Часовой механизм был сконструирован в 1893 году Смитом Дерби, а над его дизайном анкерного механизма работал Эдмунд Дэнисон Бекетт, аналогичного тому механизму, который использовал Эдвард Дэнт для конструирования часов Биг-Бена. Часовой механизм составляет 5,8 метров в длину и на протяжении столетий является самым последним часовым механизмом, предоставленным Собору Святого Павла. С 1969 года часы электрически заводятся оборудованием, разработанным и установленным Смитом Дербским, которые облегчают работу хранителя часов по заведению при помощи ручного управления тяжелых заводных гирь часов.

В северо-западной башне собора расположено 13 колоколов предназначенных для сменного звона, в то время как в юго-западной башне находятся лишь четыре колокола, в число которых входит колокол Великий Павел — это самый большой колокол на всем Британском архипелаге, а также Великий Том (часовой колокол), который был дважды переплавлен. В последний раз его переплавил Ричард Фэлпс, после того как его перенесли из Часовни Святого Стефана, расположенной в Вестминстерском Дворце. Колокол Великий Павел, весит 16,5 тонн и был отлит в 1881 году. В колокол Великого Томаса звонят только по особым в случаям, а именно: в случае смерти одного из членов королевской семьи, лондонского епископа или лорд-мэра Лондона, хотя в связи с кончиной президента США Джеймса Гарфилда, было сделано исключение.

В 1717 году Ричард Фэлпс отлил еще два колокола, которые были присоединены к группе колоколов. Тем не менее, они используются и сегодня. Так, первый весит 660 килограммов, а в диаметре он составляет 41 дюйм или 1000 миллиметров и он настроен на ля-бемоль. Второй колокол весит 1800 килограммов, а его диаметр равен 58 дюймам (1500 миллиметров) и он настроен на ми-бемоль.

Этот собор сохранился, несмотря на то, что он был мишенью во время немецкой операции «Блиц», подвергаясь бомбардировкам 10 октября 1940 года и 17 апреля 1941 года. 12 сентября 1940 года бомба с выдержкой во времени, которая поразила собор, была успешно обезврежена и удалена отрядом саперов Королевских инженеров под командованием лейтенанта Роберта Дэвиса. Если бы эта бомба взорвалась, то она бы полностью разрушила собор, так как сам снаряд, после того как его позже перенесли в безопасное место и взорвали, оставил после себя 30-метровую воронку. В результате этой операции Дэвис был награжден Георгиевским Крестом, а также особой наградой для инженеров — Саперный Георгий Камерон Уайли.

29 декабря 1940 года собор опять был

masterok.livejournal.com

Собор святого Павла в Лондоне: описание, история, где находится, время работы, цены

Англия – страна строгих нравов, безмерно чопорная и правильная. Это отражено не только в менталитете людей, но и во всемирно известных достопримечательностях государства. Уже несколько столетий Собор святого Павла в Лондоне называют воплощением национального достояния британцев. Это одна из основных архитектурных реликвий столицы и моментально узнаваемый религиозный объект. Масштабное сооружение по площади уступает лишь собору в Ливерпуле, а по красоте экстерьера и внутреннего декора значительно превосходит любую англиканскую церковь. Сент-Пол, безусловно, является визитной карточкой города, постоянно фигурируя на сувенирной продукции и в туристических материалах.

Историческая справка

Октябрь 1708 года называют официальной датой открытия Собора святого Павла. Немногие знают, что современное строение государственной церкви Англии является уже пятым вариантом, возведенным в высочайшей точке Англии на вершине Лангейт-Хилл. История Сент-Пола начинается в 604 году. Из сохранившихся документов известно, что его постройку осуществил король Саберт при активной поддержке священника Меллита, назначенного им епископом королевства. Деревянный храм просуществовал почти 70 лет, сгорел в 675 году, и сразу же был возрожден из пепла. Новая церковь выстояла до 961 года и попала под немилость викингов, желавших отвоевать британские территории.

Третий по счету Собор святого Павла созывал прихожан на богослужение звоном колоколов уже в 962 году. Для строительства теперь использовали камень. Однако и она была поглощена огнем во время крупномасштабного пожара, которые были не редки на лондонских улицах того времени.

Четвертый по счету Собор святого Павла появился в Лондоне в 1087 году. Достроить его удалось лишь спустя 153 года – освящено религиозное место было лишь в 1240 году. В течение следующего столетия церковь неоднократно перестраивали, меняя романский стиль архитектуры на готический. Строение получилось огромным. Его длина составляла 180 м, а высота шпиля была поистине грандиозной для средневекового Лондона – 149 м.

В последующие столетия Сент-Пол не прекращали разрушать. Многочисленные интерьерные элементы Собора святого Павла претерпели изменения или были вовсе уничтожены в годы реформации Католической церкви. В 1561 году огромный шпиль загорелся от удара молнии, а в период управления Английской Республикой Оливера Кромвеля церковь начали разбирать для стройки дворца короля-протектора. В начале осени 1666 года 4-хдневный пожар в Лондоне испепелил более 12 тысяч домов, 90 церквей и Собор святого Павла входил в их число.

Уже через 2 года Оксфордский, Кентерберийский и Лондонский епископы приняли решение восстановить святыню. На роль архитектора выбрали выдающегося механика и математика Кристофера Рена, поручив ему создать собор, бессловесно возвеличивающий нацию. Работа над проектом велась несколько лет, последний камешек был заложен в стену лишь в 1708 году, а официально о завершении строительства было объявлено в рождественскую ночь 1711 года. Кристофер Рен увидел свое творение во всей красе, что являлось наивысшей наградой для архитектора.

Собор святого Павла занимает особое место в сознании британцев. В стенах величественного культового сооружения проводятся важные службы, например, венчание принца Чарльза и Дианы, здесь расположена резиденция епископа Лондонского. Красота его фасадов восхищает и жителей Англии, и гостей страны.

Видео об истории строительства Собора святого Павла

Архитектурные особенности

Известно ли вам, что существует закон, запрещающий строить рядом с Собором святого Павла здания, которые бы закрывали вид на его стены? Это необходимо, чтобы все заинтересованные смогли рассмотреть сложность архитектурной конструкции. Для воплощения своего проекта Кристофер Рен прибегнул к нестандартному сочетанию самых разных материалов, придумал смелые инженерные конструкции, которые до сих пор восхищают мировых специалистов в области градостроительства. Сегодня Собор святого Павла признан выдающимся образцом среди всех купольных сооружений стран Европы.

До 60-хх годов прошлого века Сент-Пол считался самым высоким строением на столичных улицах. Высота возвышающегося над городом Собора святого Павла в Лондоне составляет 111 метров или 365 футов. Он в нем смешались барокко и классика, английская готика и средневековые архитектурные традиции. Кристофер Рен, кто является архитектором знаменитого Собора святого Павла, продумал каждую мелочь, чтобы сооружение получилось действительно надежным и впечатляющим.

Выдающийся архитектор во время работы над английской святыней задействовал самые современные строительные достижения и приемы того времени:

  • купол собора поддерживается 8 колоннами;
  • усыпальница Сент-Пола располагается под всей площадью здания;
  • вес купольных перекрытий перераспределен на встроенные в стены аркбутаны.

Интересный факт! Новое здание, благодаря высочайшему архитектурному мастерству мистера Рена и его помощников, не пострадало даже во времена Второй Мировой Войны.

Интерьер

Впервые побывав внутри Сент-Пола, туристы пребывают в восхищении. Интерьер культового сооружения достоин наивысших похвал. Здесь подкупольное пространство украшено фресками Торнхилла, а около алтаря сохранилась уникальная мозаика венецианского стекла, созданная еще в 1860 году. На ней изображены птицы, животные и цветы. Сам алтарь украшает позолота, в центре можно увидеть распятие и скульптуры, изображающие святых.

Впечатляет огромная купель из гранита XVIII века, стоящая на входе в первой траве. С обеих сторон от нее располагаются небольшие часовни – святых Георгий и Михаэля и святого Дунстана. Футляр для органа из дерева и скамьи певчих были созданы талантливейшим резчиком Гринлингом Гиббонсом. Они прекрасно сохранились по сей день.

Усыпальница великих людей

Сложно поверить, но захоронения занимают почти весь пол крипты. Первым, кого здесь упокоили того, кто построил Собор святого Павла в Лондоне. Это был мистер Рен,  умерший в 1723 году. Кроме созидателя Сент-Пола в усыпальнице похоронены не менее знаменитые:

  • знаменитый ученый Александр Флеминг;
  • Уинстон Черчилль;
  • Генри Холлам;
  • Флоренс Найтингел;
  • Маргарет Тэтчер и другие великие деятелей.

Гости Собора святого Павла вынуждены буквально топтать могильные плиты выдающихся англичан. Однако служителей святыни такое положение вещей вовсе не смущает. В усыпальнице есть современно оборудованный просторный зал, где устраивают различные конференции, корпоративные встречи и торжественные мероприятия.

Примечательные монументы

Собор Святого Павла в Лондоне поистине удивителен. Здесь можно увидеть 67 уникальных монументальных изваяний, установленных в честь выдающихся людей, внесших особый вклад в экономику, политику, культуру и общее становление Великобритании. Среди них самыми значимыми являются скульптуры, изображающие:

  • лорда Г. Нельсона;
  • настоятеля собора Дж. Донна;
  • герцога А. Веллингтона.

Все они и еще около 200 великих людей Англии покоятся в соборной крипте.

Уникальные галереи

Приезжая в Лондон, Собор святого Павла туристы осматривают в первую очередь. Многих иностранных гостей привлекает величественный архитектурный памятник, а прогулка по его галереям приводит в полный восторг. Особый интерес представляет расположенная внутри Шепчущая галерея. Свое название она получила из-за удивительной акустики, которую при строительстве Сент-Пола не учли архитекторы. Здесь сказанное в одном конце галереи слово отлично слышится на расстоянии в 34 м. С первого этажа церкви Святого Павла до нее можно подняться по 260 ступенькам.

Купол собора

Эта часть Сент-Пола горделиво возвышается над лондонскими зданиями. Массивный купол собора покоится на перистиле, который кажется зрителям воздушным и невероятно изящным из-за псевдоокон и спаренных пилястров. Каменная галерея под купольной крышей – кольцо скрытых аркбутанов, ее нельзя пройти насквозь. Внутренний интерьерный купол «висит» на конусе кирпичной кладки. Его форма немного сферична – это было необходимо для надежного размещения элемента между двумя оболочками. Он освещен светом, проходящим сквозь многочисленные окошки над балюстрадой.

Наивысшая точка купола – Золотая галерея. Это смотровая площадка, к которой ведут 528 ступенек. Над миниатюрным куполом латерны золотыми переливами сияет Крест Спасителя.

Примечательно, что в годы Второй Мировой Войны, когда над столицей взрывались бомбы и его улицы были объяты пламенем, Кафедральный Собор святого Павла в охваченном огнем Лондоне не пострадал. Это англичане называют истинным чудом.

Режим работы и стоимость билетов

Собор св. Павла работает ежедневно кроме воскресенья с 8:30 утра до 16:00. Экскурсии здесь проводят в перерывах между службами периодичностью 1 раз в 60 минут с 11 до 14. Здесь работают и русскоязычные гиды, поэтому прогулка в составе экскурсионной группы будет очень насыщенной и познавательной.

Стоимость билета – от 16 до 18 фунтов, в зависимости от способа приобретения. Дети до 6 лет могут пройти бесплатно.

Обратите внимание! На территорию святыни могут не пустить с фотоаппаратом или видеокамерой – фотографировать и снимать видео здесь строжайше запрещается.

Как добраться?

Собор святого Павла на карте Лондона можно найти по координатам:

  • широта: 51.5138453;
  • долгота: -0.0983506

Адрес: St. Paul’s Churchyard, EC4.

Собор святого Павла на карте Лондона

Памятник средневековой архитектуры находится в 500 м от моста Блэкфайерс. До достопримечательности можно добраться несколькими способами:

  • на автобусе № 4, 15, 23, 242, 100;
  • на электропоезде, доехав до остановки Сити-Тамеслинк и пройдя по улице Fleet в восточном направлении;
  • на метро, выйдя на станции Сент-Пол.

vsya-planeta.ru

Собор святого Павла, Лондон, история, описание, фото, график работы, стоимость билетов

Собор святого Павла (англ. St Paul’s Cathedral) — англиканский храм, резиденция епископа Лондонского, одна из самых важных и узнаваемых достопримечательностей столицы Великобритании. По занимаемой площади является вторым религиозным сооружением в стране, уступая только Ливерпульскому собору. С момента постройки и до 1962 года Собор святого Павла, высота которого составляет 111 метров, был самым высоким зданием в Лондоне. Виды на достопримечательность защищены законом — ни одна новая постройка не должна их закрывать. Собор занимает важное место в национальной идентичности англичан и выступает в роли одной из главных визитных карточек Лондона, часто фигурируя на рекламных туристических материалах.

Сооружение выполняет не только религиозную, но и важную гражданскую роль — в соборе установлено 67 монументов в честь известных личностей, чей вклад в развитие Великобритании признан наиболее ценным. Многие из них здесь же и похоронены — в крипте собора, самой большой среди крипт Европы. Отличительной и крайне необычной особенностью крипты Собора святого Павла является тот факт, что она используется в качестве банкетного зала (любой желающий может заказать фуршет, деловой обед или ужин, приватное или корпоративное мероприятие).

В Соборе святого Павла проходили многие важнейшие общегосударственные церемонии: похороны лорда Горацио Нельсона, герцога Артура Веллингтона, сэра Винстона Черчилля и леди Маргарет Тэтчер, торжественные службы в ознаменование окончаний Первой и Второй мировых войн, свадьба принца Уэльского Чарльза и леди Дианы Спенсер, торжества по случаю бриллиантовых юбилеев (правление в течении 60 лет) королевы Виктории (в 1897 году) и королевы Елизаветы II (в 2012 году).

Предыстория

По данным средневекового хрониста Беды Достопочтенного, в 604 году священник Меллит, посланный святым Августином (архиепископ Кентерберийский), крестил короля англо-саксонского королевства Эссекса Саберта, во владениях которого и находился Лондиниум (древнеримское название Лондона). В том же году Саберт назначил Меллита первым епископом королевства, а также отдал приказ о постройке деревянной церкви, посвящённой апостолу Павлу. Существует предположение, хотя и недоказанное, что церковь была расположена на том же месте, что и современный Собор святого Павла, поэтому историю собора принято вести именно с 604 года.

После смерти Саберта (616 год) его сыновья отказались от христианства, вернулись к язычеству и изгнали Меллита. Что касается самой Церкви святого Павла — она сгорела в 675 году. В дальнейшем, когда христианство вновь утвердилось в Эссексе (конец VII века), дважды возводили новую церковь в честь апостола Павла, однако оба раза их уничтожал крупномасштабный пожар (в 962 и 1087 годах соответственно).

Старый Собор святого Павла

Строительство уже четвёртого по счёту главного храма Лондона, сегодня именуемого Старым Собором святого Павла (Old St Paul’s), начали норманны сразу после пожара 1087 года. Работы приостанавливались после очередного большого пожара в 1136, поэтому он был достроен только в 1240. Уже в 1256 началась перестройка собора, окончательно завершённая только в 1314. За те два столетия, пока продолжалось строительство, на смену романскому стилю пришёл готический, что отобразилось на внешнем облике сооружения.

Старый Cобор святого Павла был огромен. В то время по длине он уступал только собору Клюнийского аббатства, а по высоте — Линкольнскому собору и Церкви святой Марии в Штральзунде. Раскопки в конце XIX века показали, что его длина составляла 178 метров, а высота шпиля — впечатляющие 149 метров.

К началу XVI века собор начал приходить в упадок. В годы Реформации в Англии (вт. четв. XVI века) и последующих гонений против Католической Церкви сооружение особенно сильно пострадало — были уничтожены или повреждены многие элементы интерьера и экстерьера, а большая часть сокровищ изъята в пользу королевской казны и распродана на аукционах.

В 1561 году величественный шпиль старого собора был уничтожен ударом молнии. И католики, и протестанты, восприняли событие как знак Божьего гнева против действий своих оппонентов. В годы Гражданской войны (1640-е) достопримечательность вновь стала объектом надругательств со стороны пуритан, а во время Английской республики (с 1649 по 1660) собор начали понемногу разбирать для строительства дворца лорда-протектора Оливера Кромвеля Somerset House.

Однако самое ужасное было впереди. Лондонцы боялись, что надвигающийся 1666 год, оканчивавшийся тремя апокалиптическими шестёрками, принесёт великие беды. Их опасения подтвердились — в начале сентября в городе на протяжении четырёх дней свирепствовал пожар, уничтоживший около 13 тысяч домов, 93 церкви и главный храм — Старый Собор святого Павла.

подсказка: если хотите найти недорогой отель в Лондоне, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений. Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Строительство нового Собора святого Павла

Определённые планы по обновлению старого собора существовали ещё задолго до пожара 1661 года.  Планировалось внести изменения в экстерьер и интерьер таким образом, чтобы привести общий стиль сооружения в гармонию с западным фасадом, построенным в 1630-е годы в стиле классицизма, тогда как все более ранние части собора оставались готическими. Первое время после пожара рассматривали возможность построить новый собор на руинах старого, однако затем от идеи отказались. Было решено начать строительство с нуля, предварительно полностью разобрав фундамент старого собора.

Задание построить новый величественный собор (на месте уничтоженного огнём старого) было возложено на сэра Кристофера Рена, учёного, занимавшегося исследованиями вопросов математики и механики. В то время профессия архитектора ещё не успела выделиться в самостоятельное направление и развивалась исключительно в рамках изучения математики.

В июле 1668 года архиепископ Кентерберийский совместно с епископами Лондонским и Оксфордским поручили Кристоферу Рену создать «прекрасный и благородный собор, который возвеличил бы славу города и нации». Подготовка проекта заняла несколько лет. Сложность заключалась в том, что готический стиль давно устарел, а пришедшая на его смену архитектура Возрождения и барокко не устраивала высокопоставленных сановников Англиканской Церкви в связи с враждебным отношением ко всему, что ассоциировалось с католическими сооружениями.

Только в 1675 году специальная комиссия и король одобрили окончательный проект, третий по счёту, представленный архитектором (детальный макет второго отклонённого проекта в масштабе 1:24 можно увидеть на втором этаже собора). Интересно, что для финансирования работ был введён новый общегосударственный налог на уголь.

Согласно общепринятой практике того времени постройка собора происходила по секциям. Первой всегда возводили восточную часть, где были расположены хоры, что давало возможность начать богослужения даже в соборе, который готов только на 30-50%. Также подобная практика позволяла приостановить строительство на длительный срок в случае финансовых проблем или войны. К счастью, в истории Собора святого Павла в Лондоне такая предусмотрительность оказалась излишней. Уже в 1694 году приступили к внутреннему убранству хоров.

Кристофер Рен вместе с мастером по имени Гринлинг Гиббонс, лучшим резчиком Англии, разработали для хоров серию прекрасных деревянных панелей с изображениями, которые были призваны показать красоту и гармонию природы (рог изобилия, открывающиеся стручки гороха, кукурузные початки и многие другие). При этом полностью отсутствуют изображения святых, апостолов или персонажей из Нового завета, что связано с идеологическими различиями между англиканством и католицизмом.

Как только внутреннее убранство хоров завершили, Собор святого Павла был освящён для богослужений (2 декабря 1697 года). Полностью строительные работы закончили только через 11 лет (26 октября 1708 года в стены был положен последний камень). Парламент же официально провозгласил завершение строительства на Рождество 1711 года, хотя фактически отделочные работы продолжались ещё два десятилетия (например, статуи на крыше были установлены в 1720-е годы). Полная стоимость постройки составила 1.1 миллиона фунтов, что в пересчёте на современные деньги составляет от 150 миллионов до 1.5 миллиарда фунтов стерлингов (в зависимости от методов пересчёта цен и инфляции).

Строительство закончили ещё при жизни Кристофера Рена, что являлось крайне редким событием для средневековых соборов, учитывая их грандиозность. Увидеть творение, ставшее делом всей жизни — мечта для любого архитектора.

Рекомендуем экскурсии:

Прогулка по Лондону — групповая экскурсия (не более 15 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями — 2 часа, 15 фунтов

Экскурсия по району Сити — увидеть историческое ядро Лондона и узнать о главных этапах его развития — 3 часа, 30 фунтов

История кофе и чая в Лондоне — узнать, где и как зарождалась культура чае- и кофепития, и окунуться в атмосферу тех славных времён — 3 часа, 30 фунтов

Особенности конструкции и стиль собора

Собор святого Павла выполнен в смешанном барочно-классическом стиле, который стал результатом творческого осмысления архитектором Реном традиций английской готики, классицизма Иниго Джонса, барочного стиля римских храмов XVII века и стиля французского архитектора Франсуа Мансара. Влияние средневековых традиций особенно чётко просматривается в планировке — как и великие соборы в Йорке и Винчестере, лондонский собор вытянут в длину, и имеет сильно выступающие в сторону трансепты.

Главная сложность проекта Кристофера Рена, заключалась в том, чтобы возвести массивную конструкцию на относительно неустойчивой почве Лондона. К счастью, было найдено удачное решение. Собор необычен тем, что его крипта (крупнейшая в Европе) расположена сразу под всем сооружением и выполняет важнейшую роль — является основанием для массивных колонн, которые распределяют вес более стройных колонн, расположенных на поверхности. Также в отличие от общепринятой практики строительства соборов того времени, купол Собора святого Павла поддерживается восемью, а не четырьмя колоннами, за счёт чего достигается более равномерное распределение веса на уровне фундамента.

Стены Собора святого Павла в Лондоне специально были спроектированы очень толстыми для поддержания веса конструкции огромного купола. Однако уже в процессе строительства выяснилось, что даже такой толщины недостаточно для надёжности сооружения. Поэтому свод собора был усилен аркбутанами, спрятанными за декоративной ложной стеной, которая внешне оформлена в виде второго этажа.

Купол (экстерьер)

Снаружи самой заметной достопримечательностью собора является великолепный купол, который имеет общую высоту 111 метров и до сих пор возвышается над большинством современных зданий Лондона. До середины XX века Собор святого Павла был самым высоким зданием в городе, что подчёркивало его огромное общенациональное значение.

Проектировка и создание купола стало по-настоящему серьёзной проблемой. Её сложность заключалась в необходимости возвести купол, достаточно высокий для господства над городскими постройками, и одновременно добиться его визуальной привлекательности изнутри. По замыслу архитектора проблему мог бы решить двойной купол, как в Соборе святого Петра в Риме. Однако в отличие от римского собора, Рен сделал купола не полукруглыми, а более вытянутыми, что позволило разместить между ними кирпичный конус, который несёт на себе вес внешнего купола и лантерны (башенки), увенчивающей его.

Рен лично посетил Собор святого Петра в Риме, построенный Микеланджело, и церковь Валь-де-Грас в Париже работы Мансара, чтобы лучше ознакомиться со строением их куполов. Видимо именно эти выдающиеся произведения барочной архитектуры вдохновляли английского архитектора. Однако в отличии от куполов упомянутых храмов купол Собора святого Павла в Лондоне опирается на два отдельных яруса кладки (их высота вместе с не украшенным основанием составляет 29 метров). Также он отдал предпочтение перистилю (колоннаде вокруг купола), а не чередованию окон и колонн, как Микеланджело и Мансар. К перистилю Рен добавил ниши между каждыми четырьмя колоннами, что внесло разнообразие во внешний вид. Перистиль выполняет важную конструктивную роль — он является основанием, как внутреннего купола, так и кирпичного конуса, поддерживающего лантерну (каменная башенка на самой вершине купола).

Над перистилем возвышается второй ярус, окружённый балконом с балюстрадой — Каменная галерея (с неё открывается прекрасный вид на Лондон). Второй ярус украшен чередующимися пилястрами и прямоугольными окнами, что создаёт ощущение лёгкости всей конструкции. Над верхним ярусом расположен покрытый свинцовыми пластинами купол. В самом куполе (под лантерной) есть 8 световых колодцев, однако снаружи их практически невозможно разглядеть. Колодцы пропускают свет и освещают внутреннее пространство внешнего купола. Частично результат их освещения можно увидеть через круглое отверстие во внутреннем куполе, если находится внутри собора.

Лантерна состоит из нескольких ярусов. Первый ярус окружен Золотой галереей, на которую можно подняться, преодолев 530 ступенек, а второй ярус имеет форму темпьетто (маленького храма) с четырьмя портиками. Увенчивает лантерну небольшой купол с водруженным на него крестом. Общий вес лантерны составляет 850 тонн.

Купол (интерьер)

В центре собора обрывается ряд небольших куполов и мощных боковых арок, а над посетителями открывается вид на гигантский купол — главную достопримечательность Собора святого Павла в Лондоне. В основании купола, на высоте 30 метров расположен карниз, который поддерживает так называемую Галерею шёпотов. Название она получила из-за непредусмотренных архитектором необычных акустических свойств — слово, даже сказанное шёпотом, многократно отражается от стен и отчётливо слышно в другом конце галереи. Подняться на Галерею шёпотов можно по 259 ступенькам с первого этажа собора.

Купол собора находится на цилиндрическом основании, поверх которого расположены окна (по 3 в группе), разделённые позолоченными нишами со статуями. Эти элементы повторяют схему перистиля снаружи купола. На внутренней стороне купола художник Торнхилл изобразил восемь монохромных сюжетов из жизни святого Павла. Каждый сюжет вписан в нарисованную арку, и, кажется, что арки являются архитектурным продолжением колонн первого яруса.

Западный (главный) фасад

Примечательной деталью собора является западный фасад, в котором расположен главный вход (портал). Фасад представляет собой классический портик как и во множестве других соборов того времени, но с важным отличием — он двухъярусный. Оба яруса поддерживаются сдвоенными колоннами. Фронтон украшен каменным барельефом со сценой обращения святого Павла в христианство работы Фрэнсиса Берда. С двух сторон западного фасада возвышаются башни. Изначально проект не предусматривал строительство башен, однако Рен добавил их в 1707 году, желая разместить в них часы. Поэтому в стенах были оставлены специальные отверстия, но впоследствии часы установили только в южной башне, а отверстия в северной до сих пор остаются пустыми. Интересной достопримечательностью южной башни является Геометрическая лестница, по которой можно подняться в библиотеку.

Интерьер Собора святого Павла

Просторный, прекрасно спланированный интерьер собора производит неизгладимое впечатление на посетителей. Центральный неф, трансепты и хоры образуют крест, как и было принято в средневековых храмах. Высота нефа составляет 28 метров, длина — 68, ширина — 37. Хоры собора, где размещается орган, епископский трон и места для священнослужителей и хора, имеют длину 51 метр.

Апсида

В 1958 году апсида была освящена как Капелла Иисуса в память об американских солдатах, павших в Европе во время Второй мировой войны. В Списке славы указаны имена более 20 тысяч американцев, погибших в годы войны. Три окна апсиды были созданы в 1960 году и изображают сцены службы и пожертвования, а эмблемы вокруг окон символизируют штаты США и американскую армию. На одной из деревянных панелей изображена ракета как знак признания достижений США в освоении космоса.

 

Монументы в Соборе святого Павла

Над украшением интерьера Собора святого Павла в Лондоне работали многие выдающиеся деятели искусства своего времени: Гринлинг Гиббонс изваял каменные и деревянные скульптуры, роспись купола выполнена Джеймсом Торнхиллом, декоративные металлические элементы (решётки, балюстрады) созданы Жаном Тижу, мозаики спроектированы сэром Уильямом Ричмондом, а люстры, светильники, алтарь и балдахин над ним являются работой Стивена Бауэра и Готфреда Аллена.

Вдоль стен собора установлено 67 монументов в честь известных личностей, чей вклад в развитие Великобритании признан наиболее важным. Крупнейшим является Монумент герцога Артура Веллингтона (1769–1852; полководец, главным военным достижением которого стала совместно с Блюхером победа над Наполеоном при Ватерлоо). Расположен в северной части нефа и изображает герцога верхом на его любимом коне по кличке Копенгаген. Из-за противодействия церкви, отказывавшейся давать разрешение на установление статуи коня внутри собора, монумент был установлен только в 1912 году. Сам герцог похоронен в крипте собора.

Не менее важным и почитаемым является и Монумент лорда Горацио Нельсона (1758–1805; выдающийся флотоводец, одержавший победу над франко-испанским флотом в Трафальгарском сражении в 1805 году). Его могила также находится в крипте. Также нужно упомянуть про Монумент Джона Донна (1572–1631; настоятель собора и поэт). Его уникальность в том, что поэт лично позировал скульптору Николасу Стоуну, надевая погребальный саван. Скульптура Джона Донна была установлена ещё в 1630-х годах, и является единственной статуей, уцелевшей после Великого пожара 1666 года.

Крипта и захоронения

Более двухсот известных деятелей культуры, просвещения, искусства, а также политики и военные покоятся в крипте собора (некоторым из них в самом соборе установлены монументы). Практически весь пол крипты покрыт могильными плитами. Волей-неволей, туристам приходится по ним ходить. Однако англичане полагают, что такое поведение посетителей никоим образом не тревожит усопших. Мало того, крипта используется в качестве банкетного зала, где разрешается проводить фуршеты, деловые обеды и ужины, приватные и корпоративные мероприятия. Для этого здесь функционирует небольшой конференц-зал, в наличии аудио и видео оборудование, в том числе ЖК проектор и высококачественная акустическая система.

Первым человеком, погребённым в крипте Собора святого Павла в Лондоне, стал его архитектор Кристофер Рен. Произошло это в 1723 году. Могилу украшает всего лишь скромная плита с надписью на латыни «Читатель, если ищешь памятник, оглянись вокруг» (Lector, si monumentum requiris, circumspice).

Наиболее известными личностями, которые похоронены в крипте, являются уже упоминавшиеся ранее герцог Артур Веллингтон и лорд Горацио Нельсон. Мраморный саркофаг Нельсона изначально был изготовлен для погребения кардинала Волси, но последний попал в опалу, и в такой чести ему было отказано. Также здесь похоронены Флоренс Найтингел (героиня Крымской войны), Джозеф Уильям Тёрнер, Хьюберт Пэрри, Сэмюэль Джонсон, Томас Эдвард Лоуренс, сэр Александр Флеминг и многие другие.

Также Собор святого Павла служит местом проведения похоронных процессий для национальных лидеров и выдающихся людей. Здесь проходили церемониальные похороны сэра Винстона Черчилля и леди Маргарет Тэтчер (могила Черчиля находится в родном графстве Оксфордшир, а Тэтчер — на кладбище Королевского госпиталя Челси в Лондоне).

В восточном крыле крипты находится Капелла Ордена Британской империи, основанного в 1917 году. Сокровищница  также расположена в крипте, однако у собора сохранилось крайне немного ценностей — в течение веков сокровища изымались на нужды государства, а в 1810 году грабители унесли практически все представляющие ценность предметы.

Часы и колокола

В юго-западной башне Собора святого Павла установлены часы, механизм которых был создан в 1893 году компанией Smith of Derby. Механизм имеет длину 5,8 метров; его завод — очень тяжелая работа, которую раньше приходилось выполнять вручную смотрителю часов, но с 1969 года это бремя взяла на себя автоматика.

Также в юго-западной башне расположены четыре колокола. Один из них, отлитый в 1881 году, носит имя Большой Павел и весит 16,5 тонн, являясь самым большим колоколом на Британских островах. Большой Павел традиционно звонит в 13:00. Другой колокол, Большой Том, был доставлен в собор из Капеллы святого Стефана Вестминстерского дворца. Он отбивает каждый час. Также в него звонят по случаям смерти представителей королевской семьи, епископов Лондонских и лорд-мэров Лондона (церемониальная должность, не путать с мэром города). Единственным иностранцем, смерть которого отметили звоном Большого Тома, был президент США Джеймс Гарфилд. В последний раз колокол звонил в 2002 году в день смерти королевы-матери Елизаветы.

Два меньших колокола, вес которых составляет 600 кг и 1500 кг соответственно, были отлиты в 1717 году. Именно их звон раздаётся каждую четверть часа. Ещё 12 колоколов расположено в северо-западной башне; они используются для перезвона и оповещения о начале утренней службы в 08:00.

Проект «Интерпретация»

В 2010 году с целью освещения жизни собора для посетителей и туристов начал функционировать долгосрочный проект «Интерпретация». Было открыто так называемое «Око собора» — 270-градусная мультимедийная панорама, подробно повествующая о 1400 годах истории Собора святого Павла в Лондоне. Расположено Око в бывшей сокровищнице в крипте. Также в рамках проекта были установлены мультимедийные экраны, которые позволяют рассмотреть архитектурные детали собора, увеличивать отдельные участки фресок и стен, слушать интервью настоятеля собора и команды реставраторов, или посмотреть архивные записи важнейших служб и мероприятий. Вся информация доступна на 12 языках, в том числе и на русском.

 

Художественный проект Собора святого Павла

В соборе действует долгосрочная программа, целью которой является демонстрация тесной связи искусства и религии. Например, здесь выставлялись инсталляции ведущих современных художников, таких как Энтони Громли, Ребекки Хорн, Йоко Оно, Мартина Фиррелла, а также проходила выставка религиозных картин выходца из СССР Сергея Чепика (родился в Киеве, учился в Ленинграде), уехавшего в Париж в 1988 году, где к нему пришли признание и известность.

В соборе находится копия известной картины Холмана Ханта «Свет мира» (оригинал — в Колледже Кебл, Оксфорд). Произведение наполнено образами, имеющими символистский смысл. Интересным предметом искусства является неоднозначная скульптура «Мадонна с ребёнком» (1982 год) работы Генри Мура.

В 2010 году собор отобрал две работы художника Марка Александра для размещения на стенах нефа. Обе работы называются «Красный Мангейм». Вдохновением для их написания послужил шедевр немецкого рококо — алтарь Мангеймского собора (середина XVIII века), уничтоженный во время Второй мировой войны.

Известный художник Билл Виола в 2012 году создал для собора два алтаря на темы Девы Марии и мучеников. Алтари представляют собой инсталляции из множества экранов, на которые выводятся различные изображение.

Собор во время Второй мировой войны

Собор святого Павла В Лондоне пережил массированные бомбардировки во время Битвы за Англию (1940-1941 годы). Дважды в него попадали бомбы, сброшенные с немецких самолётов. 12 сентября 1940 года мощнейшая бомба с часовым механизмом, упавшая на собор, была успешно обезврежена, вывезена за город и ликвидирована специальным подразделением королевской инженерной службы под командованием лейтенанта Роберта Дэвиса. Это спасло сооружение. Если бы бомба взорвалась на месте падения, она бы полностью уничтожила достопримечательность, оставив воронку диаметром 30 метров. Сапёры, участвовавшие в операции по спасению национальной святыни, были награждены Крестом Георга.

К периоду авианалётов относится и одна из известнейших фотографий собора. Снимок был сделан фотографом Гербертом Мейсоном 29 декабря 1940 года во время так называемого «Второго великого лондонского пожара». На фото виден купол собора в клубах дыма от пожаров, охвативших Лондон.

Рекомендуем экскурсии:

Прогулка по Лондону — групповая экскурсия (не более 15 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями — 2 часа, 15 фунтов

Экскурсия по району Сити — увидеть историческое ядро Лондона и узнать о главных этапах его развития — 3 часа, 30 фунтов

История кофе и чая в Лондоне — узнать, где и как зарождалась культура чае- и кофепития, и окунуться в атмосферу тех славных времён — 3 часа, 30 фунтов

tisamsebegid.ru

Собор Святого Павла в Лондоне

Собор Святого Павла – это главный храм Лондона и крупнейшая в Европе англиканская церковь, в которой расположена резиденция лондонского епископа. Собор Святого Павла находится в Лондонском Сити, на холме Ладгейт Хилл, одной из самых высоких точек города.

В соборе Святого Павла проходят многие торжественные мероприятия. Так, в 1897 году здесь отмечалось шестидесятилетие королевы Виктории, а в 2012 году — королевы Елизаветы. Здесь отпевали Уинстона Черчилля и леди Маргарет Тэтчер, а в 1981 году прошло бракосочетание принца Чарльза и леди Дианы.

Адрес Собора Святого Павла

Адрес — St Paul’s Churchyard, EC4

Как доехать до Собора Святого Павла в Лондоне

  • Ближайшая станция метро – Сент-Полз — St Paul’s
  • На автобусе маршрутов № 4 и 11, 15 и 23, 25 и 26, 100 и 242.

Время работы Собора Святого Павла в Лондоне в 2019 г.

Собор является действующим храмом. Его можно посетить для молитвы (вход свободный) или в рамках экскурсии (вход платный). Стоит иметь в виду, что во время молитвы вход хоть и бесплатный, но свободно ходить по храму и рассматривать интерьер, особенности убранства не принято.

  • Богослужения в Соборе Святого Павла
    • С понедельника по субботу
      • с 7:30 до 8:30
      • c 12:30 до 13:15
      • с 17:00 до 19:00 (окончания вечерней службы)
    • По воскресеньям весь день (с 8:00 до 19:00)
    • Расписание служб может быть изменено, проверяйте на официальном сайте.
  • Экскурсии в Соборе Святого Павла
    • С понедельника по субботу с 8:30 до 16:30. Кассы закрываются в 16:00
    • Галереи открыты с понедельника по субботу с 9:30 до 16:15
    • По воскресеньям экскурсии не проводятся

Стоимость билетов Собор Святого Павла в 2019 г.

Билет включает вход в собор, посещение крипты и галерей, а также аудиогид (на русском языке нет)

  • Билет в кассе
    • Полный билет — 20 фунтов
    • Для детей до 6 лет — бесплатно
    • Для детей от 6 до 17 лет — 8,50 фунтов
    • Для студентов и лиц старше 60 лет — 17,50 фунтов
    • Семейный билет для 2 взрослых и 2-3 детей — 48,50 фунтов
    • Семейный билет для 1 взрослого и 2-3 детей — 34 фунта
  • Билет на официальном сайте
    • Полный билет — 17 фунтов
    • Для детей до 6 лет — бесплатно
    • Для детей от 6 до 17 лет — 7,20 фунтов
    • Для студентов и лиц старше 60 лет — 15 фунтов
    • Семейный билет для 2 взрослых и 2-3 детей — 41,20 фунта
    • Семейный билет для 1 взрослого и 2-3 детей — 29 фунтов

Собор Святого Павла – верхние галереи

Купол окружают три галереи – Шепота, Каменная и Золотая.

  • Галерея Шепота расположена с внутренней стороны на высоте 30,2 метра от пола, к ней ведут 257 ступеней. Свое название она получила из-за необычной акустики. Слово, сказанное в одной части галереи, слышно вокруг всего купола. Так, что не удивляйтесь, если увидите здесь туристов, шепчущих непонятные фразы
  • Каменная галерея находится у подножия купола, на его внешней стороне, на высоте 53,4 м от уровня пола. Чтобы подняться на нее, надо преодолеть 376 ступеней
  • Если Вы подниметесь от Каменной галереи еще на 150 ступеней, то есть всего преодолеете 526 ступеней, Вы попадете на Золотую галерею, расположенную на вершине купола под световым фонарем на высоте 85,4 метра. Отсюда, как и с Каменной галереи, открывается великолепный вид на Лондон.

Из истории

Первоначально на холме Ладгейт Хилл находилась древняя языческая церковь богини Дианы, а затем в 604 году здесь был возведен первый христианский храм Лондона. Строение было деревянным и сгорело во время пожара, а затем на его месте был сооружен каменный храм, посвященный апостолу Павлу.

1000 лет простоял собор Святого Павла и всегда он был центром старого Лондона. Это было место, где король встречался с горожанами, здесь праздновались военные победы, на площади заключались сделки и искали проституток, а на церковном дворе был оживленный книжный базар.

Это была не просто церковь, куда приходили горожане и не только памятник религии, это был своего рода культурный центр того времени.

Лондонцы боялись, что 1666 год, оканчивающийся тремя шестерками, принесет им большие беды.

2 сентября 1666 года в одной из кондитерских города начался пожар, огонь от которого распространился на тысячи деревянных построек. Пожар длился 4 дня и превратил в развалины 13 тысяч домов и 93 церкви. От свирепого пожара тысячи людей спасались бегством.

Страх неминуемого конца света усилился, когда огонь перекинулся на Собор Святого Павла. Огонь не пощадил храм, уничтожив памятник архитектуры.

После пожара Собор пытались отремонтировать, но все усилия были напрасны. Выбора не было, Лондону был необходим новый храм, но кто сможет построить такой монумент?

Королевский совет, состоящий из чиновников и духовных лиц, пошел на риск и назначил архитектором 35-летнего Кристофера Рена, астронома и ведущего математика своего времени. Этот выбор объяснялся тем, что в то время архитектура была лишь направлением математики и профессиональных архитекторов не было.

Кристофер Рен хотел соорудить грандиозное сооружение в классическом стиле с огромным куполом. Чтобы претворить в жизнь свои революционные идеи, Рен порывает с архитектурными традициями того времени. Его разногласия с членами Королевского совета относительно архитектуры храма отложили начало строительства на 9 лет.

Архитектура

Около 500 лет английские храмы строились в готическом стиле, но Рену этот стиль не нравился, он считал готическую архитектуру очень грубой и варварской, она ассоциировалась со средневековьем и казалась продуктом менее цивилизованной эпохи.

Как математик, Рен не любил пропорции готической архитектуры и был уверен, что только правильные геометрические формы и математическая симметрия помогут создать настоящую архитектурную красоту.

Рен различал два вида красоты в архитектуре:

  • Красоту архитектурных стилей и архитектурных украшений
  • Более важную и существенную — математическую красоту — это пропорции зданий, его разделение на кубы и сферы, что придает строению настоящую красоту. Для Рена классические постройки древней Греции и Рима воплощают высшую, по сравнению с готической архитектурой, геометрическую красоту.

В Италии и Франции архитекторы барокко также искали вдохновение в классической архитектуре. Их проекты и купола воодушевляют Рена и он создает Великий проект будущего храма в классическом стиле, но заказчики не разделяют его восторга.

В высших кругах Великий проект Рена поддержали, одобрил его и король Карл II, но члены Королевского совета отвергли инновационные идеи архитектора, поскольку храм в классическом стиле был не похож на традиционный английский собор и здание им казалось слишком иностранным.

К тому же, новая архитектура в Париже и Риме финансировалась католической церковью, к которому английская протестантская церковь испытывала враждебность.

По традиции, храмы возводились по частям, начиная с восточной части, где уже в процессе строительства могли проходить службы. А классическое здание Рена надо было возводить целиком, что также не устраивало членов Совета.

Для архитектора это был большой удар и сокрушительное разочарование. Но Рен не был сломлен и, подчинившись Королевскому Совету, он предлагает более традиционный проект.

Новое здание отличается от первоначального: теперь собор представлен в форме удлиненного креста, а такое здание можно строить по частям. Кроме того, он предложил смешение двух разных стилей.

Новый проект был одобрен и для архитектора это была победа с привкусом горечи.

Разрешение на строительство было получено и начинается восстановление храма — первый камень был заложен 21 июня 1775 года. Но Рену все также не нравятся готические формы и он считает, что утвержденный проект — это вчерашний день.

В ходе строительства архитектор принимает компромиссное решение, подсказанное его первой Великой моделью, но позволяющее строить храм по частям. Рен придумал, как с помощью хитрости в сочетании с дерзостью добиться того результата, о котором он мечтал. Свои планы он держит в секрете — он искусно спрятал опоры, контрфорсные арки, характерные для готического стиля и поддерживающие всю верхнюю часть здания, за экранной стеной, идущей вдоль всего периметра.

В 1694 году была закончено восточное крыло, хоры и началось их оформление, в тоже время продолжалось строительство остальных частей храма.

Хоры Собора Святого Павла

Хоры – это одна из жемчужин Собора Святого Павла, изящные и богато украшенные они являются свидетельством мастерства строителей XVII века.

Для их оформления архитектор пригласил лучшего резчика Англии Гринлинга Гиббонса. Поскольку следовать католическим традициям и изображать святых и персонажей из Нового Завета было нельзя, Рен и Гиббонс решили показать изобилие мира природы – прекрасные панели с изображением рога изобилия, стручков гороха и початков кукурузы. Также была создана серия херувимов, изображение каждого из которых было уникально.

Гринлинг Гиббонс выполнил всю удивительно красивую резьбу по дереву, а также деревянные скамьи, которые можно назвать произведением искусства.

Хоры были закончены в декабре 1697 года через 31 год после Великого пожара. Восточное крыло стало предметом национальной гордости.

В те дни весь Лондон праздновал окончание войны с Францией и все горожане хотели посетить службу и устремились к храму, чтобы увидеть построенную часть нового собора.

Купол Собора Святого Павла в Лондоне

После завершения восточного крыла Рен приступил к самой грандиозной его части – возведению огромного купола. Но момент его триумфа превратился в кошмар — наполовину построенный храм стал уходить под землю. Фундамент, построенный 20 лет назад не выдержал даже веса массивных стен. Рен понял, что если поставить сверху тяжелый купол весом 65 тысяч тонн, то строение не выдержит и полностью развалится.

Необходимо было уменьшить вес купола, но как это сделать? Идею новой уникальной конструкции подсказал ученый физик и великий экспериментатор, изобретатель микроскопа, открывший многие явления физики и химии, Роберт Хук. Ученый предложил Рену использовать свойство нагруженной цепи, принимающей форму конуса.

Рен создает купол, сочетающий в себе невероятную прочность и легкость, его гениальность – в дерзости и радикальности. Он придумал тройной купол, не имеющий аналогов в мире. Две конструкции купола видны, а третья средняя – секретная, на ней и держится вся нагрузка.

  • Внутренний купол можно видеть изнутри храма, он подходит к внутренней части собора и создает полусферический потолок. Купол сам поддерживает себя, но не держит никакие другие части
  • Внешний купол создан только для вида, он формирует прекрасный потрясающий силуэт, но также почти ничего не весит. Это иллюзия огромного купола, а на самом деле, это просто система лесов
  • Только третий купол, спрятанный между внешним и внутренним куполами, является настоящим героем — он и служит секретной опорой 850 тонного каменного светового фонаря. Этот купол имеет совершенно другой вид — форму перевернутой нагруженной цепи, каменного конуса, поддерживающего фонарь наверху. Это огромная каменная конструкция, которая давит на него и одновременно выталкивает его.

Чтобы внутренний купол не был темным, Рен вытаскивает центральную часть купола и прорезает окна в среднем и внешнем куполе так, что свет льется из фонаря наверху.

Его последний штрих – это оптическая иллюзия. То, что выглядит как каменный внешний купол, на самом деле, – это рисунок на внутренней стороне кирпичного конуса.

Строительство Собора Святого Павла длилось 35 лет. Кристофер Рен в 1708 году, в возрасте 78 лет наблюдал, как его сын положил последний камень собора.

Высота Собора Святого Павла составляет более 111 метров, а длина – около 175 метров. Англиканский храм соперничал с величайшим католическим храмом – собором Святого Петра в Риме (его высота до верхушки креста составляет 138 метра, а протяженность — 211,5 метров).

Купол поддерживают восемь великолепных арок, его вес составляет 65 тысяч тонн, а вес большого светового фонаря, установленного над куполом, равен 850 тоннам.

Внутренняя поверхность купола расписана фресками с библейскими сюжетами работы живописца Джеймса Торнхилла.

Судьба пощадила храм во время бомбежек Лондона в 1940-1941 годах, пострадал лишь небольшой участок его восточной части. Зажигательные бомбы падали на собор, некоторые из них попали в купол, но когда Лондон вновь оказался объятым пламенем, Собор Святого Павла чудесным образом остался цел, как символ, который Рен выбрал для него – Феникс, мифическая птица, живущая вечно, постоянно возрождаясь из пепла.

Официальный сайт собора Святого Павла

Адрес официального сайта — stpauls.co.uk

Собор Святого Павла – это действующий храм, где регулярно проходят службы. Также он является усыпальницей великих людей Великобритании. В нем похоронены Адмирал Нельсон и победивший Наполеона в битве при Ватерлоо герцог Веллингтон, известный ученый-бактериолог Александр Флеминг и создатель храма, архитектор Кристофер Рен.

На могиле архитектора есть только эпитафия, одна из самых известных в мире: «Читатель, если ты ищешь памятник, оглядись вокруг». Собор Святого Павла – это памятник Кристоферу Рену, спроектировавшему в одиночку монументальное сооружение, строительству которого он посвятил всю свою жизнь, а теперь — важная достопримечательность Лондона, которую посещает множество туристов, прибывших в столицу Великобритании.

tripguide.ru

Собор Святого Павла Википедия

Достопримечательность
Собор Святого Павла
англ. St Paul’s Cathedral
Страна  Великобритания
Город Лондон
Конфессия англиканство
Епархия Лондонская
Архитектурный стиль английское барокко
Архитектор Кристофер Рен
Первое упоминание 604 год
Дата основания 1675[1]
Строительство 1675—1708 годы
Высота 111 м
Материал портлендский известняк[d]
Состояние Действует
Сайт stpauls.co.uk
 Медиафайлы на Викискладе
У этого термина существуют и другие значения, см. Собор Святого Павла (значения).

Собо́р Свято́го Па́вла (англ. St Paul’s Cathedral) — англиканский собор, посвящённый апостолу Павлу. Находится на вершине холма Ладгейт-Хилл[en] — самой высокой точки Сити; является резиденцией епископа Лондона.

Содержание

  • 1

ru-wiki.ru

Собор Святого Павла, Лондон. Отели рядом, фото, видео, как добраться — Туристер.Ру

Собор Святого Павла — англиканский собор в Лондоне, на вершине холма Лудгейт. Храм посвящен апостолу Павлу, в нем сегодня размещается резиденция епископа Лондона.

На этом месте в разное время существовало пять соборов. Первый храм, построенный из дерева в 604 году, сгорел в 675 году. Второй собор, из камня, построенный в 685 году, был разрушен викингами в 961-м. Третий, снова каменный, возведенный в 962-м, сгорел в большом пожаре 1087 году. Четвертый, тоже каменный, один из крупнейших соборов Европы, известный как Старый Сент-Пол, был освящен в 1240 году. Он сгорел во время Великого Лондонского пожара 1666 года. Власти Лондона решили не восстанавливать пострадавший храм, а возвести на его месте новый. Так возник пятый Собор Святого Павла, дошедший до наших дней. Он был построен по проекту архитектора Кристофера Рена в 1675 — 1708 годах. Власти утвердили лишь третий проект архитектора, согласно которому собор должен был быть большим храмом с двумя башнями-звонницами. Знаменитый купол Собора Святого Павла, во многом повторяющий очертания купола базилики Святого Петра в Риме, был спроектирован позже. Службы в новом соборе начались 2 декабря 1697 года, хотя официальной датой открытия храма считается 20 октября 1708 года — день рождения архитектора Рена, день, когда ему исполнилось 76 лет.

Собор имеет 17 колоколов, а под его куполом находятся 3 знаменитые галереи: шепчущая, каменная и золотая. Шепчущая галерея получила свое название благодаря не предусмотренной архитекторами особенности ее акустики: шепот в одном конце помещения хорошо слышен в другом ее конце. Находясь в этой галерее, можно полюбоваться фресками Джеймса Торнхилла, выполненными на внутренней части купола, и изображающими сцены из жизни Святого Павла.

В Соборе Святого Павла покоится прах почти двухсот известнейших англичан, среди которых захоронения архитектора Кристофера Рена, герцога Веллингтона, адмирала Нельсона, сэра Александра Флеминга. Здесь венчались многие представители лондонской аристократии и монаршие особы, в частности именно здесь проходило венчание принца Чарльза и принцессы Дианы в 1981 году. Сегодня в соборе также регулярно проводятся концерты духовной и светской музыки.

Билеты в Собор Святого Павла

Билеты можно забронировать он-лайн на сайте: выйдет дешевле на £2, чем покупка в кассе Собора.

Есть также комбинированные билеты на посещение сразу нескольких достопримечательностей Лондона.

Купить билет в Собор Святого Павла, Лондонский Тауэр и речной круиз

Купить билет

www.tourister.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *