Где находится ферапонтов монастырь – описание, история, фото, точный адрес

Паломничество в Архиерейское подворье «Ферапонтов монастырь» – Азбука паломника

Россия Вологодская область село Ферапонтово

Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:59.9500000000000028421709430404007434844970703125,»lon»:38.56700000000000017053025658242404460906982421875,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»visitedicon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»wmsoverlay»:false,»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»overlaylayers»:[],»resizable»:false,»enablefullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»markercluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5_%22%D0%A4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C%22\» title=\»\u0410\u0440\u0445\u0438\u0435\u0440\u0435\u0439\u0441\u043a\u043e\u0435 \u043f\u043e\u0434\u0432\u043e\u0440\u044c\u0435 \u0026quot;\u0424\u0435\u0440\u0430\u043f\u043e\u043d\u0442\u043e\u0432 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\u0026quot;\»\u003E\u0410\u0440\u0445\u0438\u0435\u0440\u0435\u0439\u0441\u043a\u043e\u0435 \u043f\u043e\u0434\u0432\u043e\u0440\u044c\u0435 \»\u0424\u0435\u0440\u0430\u043f\u043e\u043d\u0442\u043e\u0432 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\»\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: \u0412 \u0442\u0435\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 400 \u043b\u0435\u0442 \u043e\u0431\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c \u044f\u0432\u043b\u044f\u043b\u0430\u0441\u044c \u043e\u0434\u043d\u0438\u043c \u0438\u003Cspan class=\»smw-highlighter\» data-type=\»2\» data-state=\»persistent\» data-title=\»\u0418\u043d\u0444\u043e\u0440\u043c\u0430\u0446\u0438\u044f\» title=\»\u0412 \u0442\u0435\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 400 \u043b\u0435\u0442 \u043e\u0431\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c \u044f\u0432\u043b\u044f\u043b\u0430\u0441\u044c \u043e\u0434\u043d\u0438\u043c \u0438\u0437 \u0432\u0430\u0436\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u0445 \u043a\u0443\u043b\u044c\u0442\u0443\u0440\u043d\u044b\u0445 \u0438 \u0440\u0435\u043b\u0438\u0433\u0438\u043e\u0437\u043d\u044b\u0445 \u043f\u0440\u043e\u0441\u0432\u0435\u0442\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u0446\u0435\u043d\u0442\u0440\u043e\u0432 \u0411\u0435\u043b\u043e\u0437\u0435\u0440\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043a\u0440\u0430\u044f. \u0417\u0434\u0435\u0441\u044c \u0441\u043e\u0445\u0440\u0430\u043d\u0438\u043b\u0441\u044f \u0443\u043d\u0438\u043a\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u043f\u043e \u0447\u0438\u0441\u0442\u043e\u0442\u0435 \u0438 \u0441\u043e\u0445\u0440\u0430\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0430\u043d\u0441\u0430\u043c\u0431\u043b\u044c \u0430\u0440\u0445\u0438\u0442\u0435\u043a\u0442\u0443\u0440\u044b \u0438 \u0441\u0442\u0435\u043d\u043e\u043f\u0438\u0441\u0438 \u0434\u043e\u043f\u0435\u0442\u0440\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u0438. \u0421\u0435\u0441\u0441\u0438\u044f \u042e\u041d\u0415\u0421\u041a\u041e \u0432\u043d\u0435\u0441\u043b\u0430 \u0432 2000 \u0433. \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c \u0432 \u0441\u043f\u0438\u0441\u043e\u043a \u0412\u0441\u0435\u043c\u0438\u0440\u043d\u043e\u0433\u043e \u043d\u0430\u0441\u043b\u0435\u0434\u0438\u044f.\»\u003E\u003Cspan class=\»smwtext\»\u003E \u2026 \u003C/span\u003E\u003Cdiv class=\»smwttcontent\»\u003E\u0412 \u0442\u0435\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 400 \u043b\u0435\u0442 \u043e\u0431\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c \u044f\u0432\u043b\u044f\u043b\u0430\u0441\u044c \u043e\u0434\u043d\u0438\u043c \u0438\u0437 \u0432\u0430\u0436\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u0445 \u043a\u0443\u043b\u044c\u0442\u0443\u0440\u043d\u044b\u0445 \u0438 \u0440\u0435\u043b\u0438\u0433\u0438\u043e\u0437\u043d\u044b\u0445 \u043f\u0440\u043e\u0441\u0432\u0435\u0442\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u0446\u0435\u043d\u0442\u0440\u043e\u0432 \u0411\u0435\u043b\u043e\u0437\u0435\u0440\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043a\u0440\u0430\u044f. \u0417\u0434\u0435\u0441\u044c \u0441\u043e\u0445\u0440\u0430\u043d\u0438\u043b\u0441\u044f \u0443\u043d\u0438\u043a\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u043f\u043e \u0447\u0438\u0441\u0442\u043e\u0442\u0435 \u0438 \u0441\u043e\u0445\u0440\u0430\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0430\u043d\u0441\u0430\u043c\u0431\u043b\u044c \u0430\u0440\u0445\u0438\u0442\u0435\u043a\u0442\u0443\u0440\u044b \u0438 \u0441\u0442\u0435\u043d\u043e\u043f\u0438\u0441\u0438 \u0434\u043e\u043f\u0435\u0442\u0440\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u0438. \u0421\u0435\u0441\u0441\u0438\u044f \u042e\u041d\u0415\u0421\u041a\u041e \u0432\u043d\u0435\u0441\u043b\u0430 \u0432 2000 \u0433. \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c \u0432 \u0441\u043f\u0438\u0441\u043e\u043a \u0412\u0441\u0435\u043c\u0438\u0440\u043d\u043e\u0433\u043e \u043d\u0430\u0441\u043b\u0435\u0434\u0438\u044f.\u003C/div\u003E\u003C/span\u003E\u0433. \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c \u0432 \u0441\u043f\u0438\u0441\u043e\u043a \u0412\u0441\u0435\u043c\u0438\u0440\u043d\u043e\u0433\u043e \u043d\u0430\u0441\u043b\u0435\u0434\u0438\u044f.»,»title»:»\u0410\u0440\u0445\u0438\u0435\u0440\u0435\u0439\u0441\u043a\u043e\u0435 \u043f\u043e\u0434\u0432\u043e\u0440\u044c\u0435 \»\u0424\u0435\u0440\u0430\u043f\u043e\u043d\u0442\u043e\u0432 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\»»,»link»:»»,»lat»:59.9500000000000028421709430404007434844970703125,»lon»:38.56700000000000017053025658242404460906982421875,»icon»:»»}]}

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Епископ Вологодский и Великоустюжский Игнатий издал определение с 08 июля 2014 года образовать Православную религиозную организацию Архиерейское подворье «Ферапонтов монастырь»

в с. Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области на месте бывшего Ферапонтова Белозеерского Богородице-Рождественского монастыря, где также размещен музей.

В течение 400 лет обитель являлась одним из важнейших культурных и религиозных просветительных центров Белозерского края. Здесь сохранился уникальный по чистоте и сохранности ансамбль архитектуры и стенописи допетровского времени. Сессия ЮНЕСКО внесла в 2000 г. монастырь в список Всемирного наследия.

Музей фресок Дионисия является филиалом ФГБУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» (КБИАХМЗ), на основании Указа Президента в 1997 году включенного в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

История

Историческая значимость Ферапонтова монастыря, основанного в период расширения политического влияния Московского великого княжества, определяются его участием в узловых моментах эпохи становления Русского централизованного государства и тесно связана с основными историческими событиями, происходившими в Москве в XV—XVII веках. Собор Рождества Богородицы и шатровая церковь. Вид с востока.

Монастырь был основан в 1398 году святым Ферапонтом. Будучи выходцем из боярского рода Поскочиных, Ферапонт постригся в монахи в московском Симонове монастыре, пришёл на Север вместе со своим другом и сподвижником святым Кириллом Белозерским, но не остался с ним на Сиверском озере, основав в 15 км от Кирилло-Белозерского монастыря свою обитель. Так же как и Кирилл, Ферапонт недолго оставался в одиночестве. Число иноков росло, они строили себе кельи, в 1409 году возвели деревянную церковь Рождества Богоматери, а немного позже — трапезную. Благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преп. Мартиниана Белозерского, по просьбе братии ставшего игуменом монастыря, Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность. Наряду с Кирилло-Белозерским монастырём он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие), из его стен на рубеже XV—XVI вв. вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт.

В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий. Пострижеником монастыря был преподобный Кассиан Грек, прибывший в Россию в составе свиты Софии Палеолог.

Всё XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются епископы Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские.

С обретением мощей преп. Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание к монастырю, способствующее росту вкладов и доходов.

Ферапонтов монастырь был богатейшим вотчинником Белозерья. Ему в начале XVII в. принадлежали несколько сёл, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV—XVII вв.

В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казённая палата, служебные постройки — каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Однако такой мощной крепостью, как Кирилловский, Ферапонтов монастырь так и не стал. Даже ограда его до XIX века оставалась деревянной. Именно из-за полного отсутствия каких бы то ни было укреплений монастырь в 1614 году был разорён польско-литовскими грабительскими отрядами. Заранее зная о нашествии, монахи успели спрятать наиболее ценные вещи. В результате польско-литовского разорения были сожжены кельи и ворота, разорены окрестные деревни и убиты местные жители. Крайне тяжёлое экономическое положение Белозерья в первой половине XVII в. отразилось и на Ферапонтовом монастыре. Только 25 лет спустя после нашествия было возобновлено каменное строительство. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.

Но и этот новый подъём в жизни обители не был долгим, во второй половине XVII века положение опять ухудшилось. Отчасти это было связано с пребыванием здесь в ссылке бывшего патриарха Никона с 1666 по 1676 год. Десятилетнее пребывание Никона в Ферапонтове было последним ярким событием в истории монастыря. Постепенно он беднел и приходил в запустение. В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода, а церкви стали приходскими. В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой.

В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924.

С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы.

Современное состояние

Проекты возобновления монашеского жительства на исторической территории монастыря существуют уже много лет. Однако искусствоведы не поддерживают такие начинания, считая, что это отрицательно скажется на сохранности фресок.

В настоящее время службы совершаются в надвратных церквях Ферапонтова монастыря, однако РПЦ рассматривает вопрос о службе в центральном соборе монастыря, расписанном Дионисием.

Епископ Вологодский и Великоустюжский Игнатий издал определение с 08 июля 2014 года образовать Православную религиозную организацию Архиерейское подворье «Ферапонтов монастырь» с. Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области Вологодской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Описание

Ансамбль Ферапонтова монастыря уникален по красоте, подлинности, согласованности архитектурных деталей разных столетий, объединяющих его в единое целое. Идея ансамбля — раскрытие в архитектурных и живописных образах темы Боговоплощения.

Особую значимость для русской и мировой культуры имеет собор Рождества Богородицы. Согласно тексту летописи на откосе северной двери он расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 г. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника рубежа XV—XVI веков.

Площадь стенописи собора 600 м². Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера. Индивидуальность настенной живописи Дионисия — в неповторимом тональном богатстве мягких цветов, ритмической гармонии многочисленных сюжетов в сочетании с архитектурными членениями собора. Особенности взаимосвязи между сюжетными циклами (Акафист Богородице, Вселенские соборы, Страшный суд и другие) и отдельными композициями как внутри собора, так и снаружи, колористическое многообразие и философская глубина определяют значение стенописи собора Рождества Богородицы. Среди памятников православного круга стенопись собора выделяет полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи.

Ферапонтов монастырь с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля XV—XVII веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства. Ансамбль Ферапонтова монастыря — яркий пример гармоничного единения с практически не изменившимся с XVII века естественным окружающим ландшафтом, подчеркивающим особый духовный строй северного монашества, в то же время раскрывающим особенности хозяйственного уклада северного крестьянства.

Здания монастыря, единственные на Русском Севере, сохранили все характерные особенности декора и интерьеров. Ансамбль монастыря — единственный полностью сохранившийся в России от начала XVI века пример взаимодействия архитектуры и стенописи, созданной самым выдающимся мастером эпохи.

Святые

  • Ферапонт Белозерский — основатель и 1-й игумен монастыря
  • Мартиниан Белозерский — строитель, 2-й игумен монастыря
  • Галактион Белозерский — блаженный, юродивый, местночтимый святой

Святыни

  • Фелонь святого праведного Иоанна Кранштадского

Богоявления — Январь 19

Рождества Пресвятой Богородицы — Сентябрь 21

Как добраться

Монастырь, находящийся в 20 км на северо-восток от Кириллова и в 120 км на северо-запад от Вологды, выстроен на холме меж двух озёр — Бородаевского и Паского, которые соединяет маленькая речка Паска. Само село Ферапонтово расположено, преимущественно, на противоположном от монастыря берегу реки. Монастырь доминирует над окружающей местностью, однако благодаря своим камерным размерам и изящному стилю он не подавляет величием, как его ближайший сосед — Кирилло-Белозерский мужской монастырь.

Адрес: Российская Федерация, Вологодская обл., Кирилловский район, с. Ферапонтово, ул. Каргопольская, 8

Телефон: +7 (921) 237-25-59

Проезд

Паломнику

Богослужения

Богослужения проводятся в надвратном храме монастыря.

Расписание богослужений:

Суббота: 10:00 — молебен, панихида. 17:00 — Всенощное бдение.

Воскресенье: 9:00 — Литургия.

Где остановиться

Остановиться можно в гостинице в центре села Ферапонтово.

Номерной фонд общей вместимостью до 45 человек. Каждый номер оборудован современной мебелью, спутниковым телевидением, DVD. В стоимость проживания входит бесплатная охраняемая парковка автомобиля и завтрак по меню. На первом этаже здания гостиницы расположен ресторан на 44 места.

Адрес: с. Ферапонтово, ул. Слободская, д. 4

Телефон: +7 (817-57) 49-281 или +7 (921) 535-56-92

Подробнее…

Фото

Видео

Ферапонтов монастырь. Фрески Дионисия

Ферапонтов монастырь

Село Ферапонтово. Ферапонтов монастырь

На пороге неба. Ферапонтов монастырь.

600-летие Ферапонтова монастыря. Божественная литургия

Ферапонтов монастырь,фрески Дионисия.Фрагменты экскурсии по монастырю

Ссылки

Ферапонтово

Ферапонтов монастырь

Архиерейское подворье «Ферапонтов монастырь» Вологодской епархии Русской Православной Церкви Московский Патриархат

Ферапонтово — паломнику

azbyka.ru

Ферапонтов Белозерский монастырь Википедия

Монастырь
Ферапонтов монастырь

Ансамбль Ферапонтова монастыря
Страна  Россия
Село Ферапонтово
Конфессия Православие
Епархия Московская епархия
Строитель преподобный Мартиниан Белозерский
Основатель преподобный Ферапонт Белозерский
Дата основания 1398 год
Основные даты
1398 — 1798
1904 — 1924
Дата упразднения 1924 год
Известные обитатели Патриарх Никон
Реликвии и святыни почивающие под спудом мощи преподобных Мартиниана и Галактиона Белозерских
Статус  Объект культурного наследия народов РФ федерального значения.

ru-wiki.ru

Ферапонтов монастырь Википедия

Монастырь
Ферапонтов монастырь

Ансамбль Ферапонтова монастыря
Страна  Россия
Село Ферапонтово
Конфессия Православие
Епархия Московская епархия
Строитель преподобный Мартиниан Белозерский
Основатель преподобный Ферапонт Белозерский
Дата основания 1398 год
Основные даты
1398 — 1798
1904 — 1924
Дата упразднения 1924 год
Известные обитатели Патриарх Никон
Реликвии и святыни почивающие под спудом мощи преподобных Мартиниана и Галактиона Белозерских
Статус  Объект культурного наследия народов РФ федерального значения.

ru-wiki.ru

Ферапонтов монастырь — это… Что такое Ферапонтов монастырь?

Координаты: 59°57′00″ с. ш. 38°34′00″ в. д. / 59.95° с. ш. 38.566667° в. д. (G) (O) (Я)59.95, 38.566667

Ансамбль бывшего Ферапо́нтова монастыря  — памятник истории и культуры федерального значения на территории Кирилловского района Вологодской области (Россия). Располагающийся в монастыре Музей фресок Дионисия является филиалом ФГБУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» (КБИАХМЗ), на основании Указа Президента 1997 г. включенного в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Сессия ЮНЕСКО внесла в 2000 г. монастырь в список Всемирного наследия.

Ферапонтов монастырь расположен в 20 км на северо-восток от Кириллова и в 120 км на северо-запад от Вологды. В течение 400 лет обитель являлась одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае. Монастырь выстроен на холме меж двух озёр — Бородаевского и Паского, которые соединяет маленькая речка Паска. Само село Ферапонтово расположено, преимущественно, на противоположном от монастыря берегу реки. Монастырь доминирует над окружающей местностью, однако благодаря своим камерным размерам и изящному стилю он не подавляет величием, как его ближайший сосед — Кирилло-Белозерский монастырь.

Архитектура, живопись

Ансамбль Ферапонтова монастыря уникален по красоте, подлинности, согласованности архитектурных деталей разных столетий, объединяющих его в единое целое. Идея ансамбля — раскрытие в архитектурных и живописных образах темы Боговоплощения.

Особую значимость для русской и мировой культуры имеет собор Рождества Богородицы. Согласно тексту летописи на откосе северной двери он расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 г. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника рубежа XV—XVI веков.

Площадь стенописи собора 600 м². Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера. Индивидуальность настенной живописи Дионисия — в неповторимом тональном богатстве мягких цветов, ритмической гармонии многочисленных сюжетов в сочетании с архитектурными членениями собора. Особенности взаимосвязи между сюжетными циклами (Акафист Богородице, Вселенские соборы, Страшный суд и другие) и отдельными композициями как внутри собора, так и снаружи, колористическое многообразие и философская глубина определяют значение стенописи собора Рождества Богородицы. Среди памятников православного круга стенопись собора выделяет полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи.

Ферапонтов монастырь с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля XV—XVII веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства. Ансамбль Ферапонтова монастыря — яркий пример гармоничного единения с практически не изменившимся с XVII века естественным окружающим ландшафтом, подчеркивающим особый духовный строй северного монашества, в то же время раскрывающим особенности хозяйственного уклада северного крестьянства.

Здания монастыря, единственные на Русском Севере, сохранили все характерные особенности декора и интерьеров. Ансамбль монастыря — единственный полностью сохранившийся в России от начала XVI века пример взаимодействия архитектуры и стенописи, созданной самым выдающимся мастером эпохи.

История монастыря

Собор Рождества Богородицы и шатровая церковь. Вид с востока.

Историческая значимость Ферапонтова монастыря, основанного в период расширения политического влияния Московского великого княжества, определяются его участием в узловых моментах эпохи становления Русского централизованного государства и тесно связана с основными историческими событиями, происходившими в Москве в XV—XVII веках.

Монастырь был основан в 1397 году святым Ферапонтом[2].Будучи выходцем из боярского рода Поскочиных, Ферапонт постригся в монахи в московском Симонове монастыре, пришёл на Север вместе со своим другом и сподвижником святым Кириллом Белозерским, но не остался с ним на Сиверском озере, основав в 15 км от Кириллова монастыря свою обитель. Так же как и Кирилл, Ферапонт недолго оставался в одиночестве. Число иноков росло, они строили себе кельи, в 1409 году возвели деревянную церковь Рождества Богоматери, а немного позже – трапезную[3]:156. Благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преп. Мартиниана Белозерского, по просьбе братии ставшего игуменом монастыря[4], Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность. Наряду с Кирилло-Белозерским монастырём он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие), из его стен на рубеже XV—XVI вв. вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт.

В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий. Пострижеником монастыря был преподобный Кассиан Грек, прибывший в Россию в составе свиты Софии Палеолог.

Всё XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются владыки Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские.

С обретением мощей преп. Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание к монастырю, способствующее росту вкладов и доходов.

Ферапонтов монастырь был богатейшим вотчинником Белозерья. Ему в начале XVII в. принадлежали несколько сёл, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV—XVII вв.

Дорога к монастырю

В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казённая палата, служебные постройки — каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Однако такой мощной крепостью, как Кирилловский, Ферапонтов монастырь так и не стал. Даже ограда его до XIX века оставалась деревянной. Именно из-за полного отсутствия каких бы то ни было укреплений монастырь в 1614 году был разорён польско-литовскими грабительскими отрядами. Заранее зная о нашествии, монахи успели спрятать наиболее ценные вещи. В результате польско-литовского разорения были сожжены кельи и ворота, разорены окрестные деревни и убиты местные жители. Крайне тяжёлое экономическое положение Белозерья в первой половине XVII в. отразилось и на Ферапонтовом монастыре. Только 25 лет спустя после нашествия было возобновлено каменное строительство[3]:156. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.
Но и этот новый подъём в жизни обители не был долгим, во второй половине XVII века положение опять ухудшилось. Отчасти это было связано с пребыванием здесь в ссылке бывшего патриарха Никона с 1666 по 1676 год. Десятилетнее пребывание Никона в Ферапонтове было последним ярким событием в истории монастыря. Постепенно он беднел и приходил в запустение[3]:156. В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода, а церкви стали приходскими. В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой.

В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924.

С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы.

С 1989 года по благословению почившего Патриарха Алексия II начались попытки РПЦ МП возобновить монашеское жительство на исторической территории монастыря. По сей день противником данной инициативы является Министерство Культуры РФ, так как это поставит под вопрос сохранность фресок и существование Ферапонтовского филиала Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

Примечания

  1. Семенищева Е.В. Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь. Часть 1
  2. Семенищева Е.В. Можайский Лужецкий Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтов монастырь. – М: Историко-просветительское общество памяти преподобного Ферапонта, 2008. -С.11. –ISBN 978-5-903848-01-0
  3. 1 2 3 Выголов В.П., Удралова Н.В. В край белых ночей: Вологда. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск. Вытегра. Петрозаводск. Кижи. Марциальные воды. Кондопога. Кивач: Путеводител. — Москва: Профиздат, 1986. — 320 с. — (Сто путей — сто дорог). — 100 000 экз.
  4. Преп. Мартиниан был игуменом Ферапонтова до 1447 года, когда стал игуменом Троице-Сергиева монастыря.

Ссылки

Литература

dic.academic.ru

Ферапонтов Белозерский монастырь (Музей фресок Дионисия)

Ферапонтов Белозерский монастырь — бывший мужской монастырь, а ныне действующий музей в Вологодской области, известный православным во всем мире. Здесь в главном храме монастыря (соборе Рождества Богородицы) можно увидеть фрески, единственные в мире из целиком сохранившихся, выполненные гениальным мастером кисти того времени Дионисием. Фрески настолько уникальные, что им нашлось место в списках достояний человечества, который поддерживается ЮНЕСКО.

Сама деревня Ферапонтово представляет собой крохотное поселение, где в хорошие времена живет несколько сотен человек.

Село расположено на берегах сразу двух красивейших озер — Ферапонтовского и Спасского. Вместе с монастырем они составляют все, что достойно внимания здесь. Побывавшие в Ферапонтово путешественники отмечают необыкновенное спокойствие, умиротворение и душевность, которые охватывают человека в этих пропитанных духовной историей краях.

Появление монастыря связано с именами двух монахов — Кирилла и Ферапонта. Именно силами их личностей на Русском Севере когда-то выросли сразу два монастыря: Кирилло-Белозерский и Ферапонтов, сыгравшие очень важную роль в православной культуре. Кирилл вырос в знатной боярской семье, был умен и хорошо образован. Встреча с Сергием Радонежским оставила такой след внутри молодого человека, что он принял монашеский постриг и всю жизнь посвятил служению его идеям. В очень зрелом возрасте произошла вторая знаковая встреча Кирилла — он познакомился с монахом Ферапонтом, который долгое время перед этим путешествовал по Северу. Монахи покинули Москву в поисках места, где будет стоять новый храм, посвященный Богородице. В возрасте 60 лет дошли пешком из Москвы и решили основаться невдалеке от древней Вологды. На месте будущего монастыря сначала вырастает часовня. Годом позже, Ферапонт покинул своего единомышленника и в 20 верстах от него построил еще одну монастырскую слободу — это и будет чуть позже Ферапонтов монастырь. Сам Ферапонт не остановится и на этом — десятью годами позже он оставит это место своему ученику Мартиниану, а сам поедет дальше, открывать новые духовные обители. Ферапонт умер в возрасте 90 лет и был впоследствии канонизирован.

Монастырский комплекс состоит из трапезного корпуса, церкви Благовещенья Пресвятой Богородицы, колокольни, собора Рождества Пресвятой Богородицы и церкви Мартиниана.

В течение 400 лет Ферапонтов монастырь был важнейшим культурным и духовным центром этого края.

Церкви Богоявления и Ферапонта над Святыми вратами, © Евгений

Фрески Дионисия

Знаменитая стенопись появилась здесь в 1502 году. Именно тогда в монастырь был приглашен иконописец Дионисий с двумя своими сыновьями и артелью. Ему было поручено расписать внутренние стены Рождественского собора в монастыре. Мастер был действительно выдающимся иконописцем, одним из самых почитаемых художников эпохи. Он был современником Рафаэля, Леонардо, Боттичелли, Дюрера, продолжателем иконописных традиций Андрея Рублева. Яркими шедеврами его кисти стала роспись Пафнутьево-Боровского монастыря, иконы, сделанные для монастырей Белозерского и Вологодских краев, в том числе для Ферапонтова монастыря.

Уникальность оставшихся здесь фресок еще и в том, что они сохранились в первозданном виде и никогда не подвергались реставрации. Интересно, что огромная по масштабу работа (в итоге мастером было расписано 600 квадратных метров внутри собора) была реализована всего за 34 дня.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1490 год), © Евгений

Специалисты по иконописи Дионисия выделяют особый стиль его работ. Подчиненные интерьеру и поверхности стен пропорции, изящество и легкость рисунка, удлиненные силуэты фигур, подчеркивающие их невесомость. Помимо невероятной мягкости красок, они как будто сами собой излучают свет. Образы Христоса Вседержителя в куполе собора, архангелов, святых, Богоматери с Младенцем, Николая Чудотворца, Рождества Богородицы составляют сюжетную линию стенописи храма.

С 1974 года доступ к фрескам открыт для всех — здесь принимают паломников и туристов. Монастырь давно перестал выполнять свою изначальную функцию. Помимо музея фресок, в надвратных церквях монастыря проходят богослужения местного прихода. Говорят, что и монашеская жизнь здесь в скором времени тоже будет возобновлена. Пока же здесь проходят обучение художники-реставраторы.

С 1981 года здесь очень внимательно следят за температурно-влажностным режимом храма и красочных слоев фресок, чтобы сохранить чудом оставшиеся росписи потомкам. Долгое время любые изменения в погоде могли перекрыть посетителям доступ в храм. Сейчас здесь смонтированы теплые полы и специальные датчики, отслеживающие состояние фресок, поэтому посмотреть фрески стало более реально.

Экскурсии

Перед осмотром храма вы можете посмотреть небольшой фильм, где расскажут самое главное о местных фресках. Фильм длится всего 15 минут и если вы посещаете храм без экскурсовода, он очень многое даст вам в понимании увиденного. Так же при входе вы получите небольшую схему с описанием фресок и их расположении.

Экскурсию по музею можно заказать заранее, позвонив в музей по телефону: (81757) 4-92-61, 4-93-86, факс: (81757) 4-92-61.

Музей фресок Дионисия, Ферапонтов монастырь (видео)

Как добраться до Ферапонтов Белозерского монастыря

Село Ферапонтово расположено в Вологодской области, поэтому из Вологды отправляется наибольшее число автобусов, способных доставить вас к монастырю. Первый автобус выходит от автовокзала Вологды в 8.10, последний в 16.00. Всего осуществляется 5 рейсов в день, автобус преодолевает расстояние в 118 километров за 2–2,5 часа. Узнать расписание, цены, а также купить билет на автобус можно на сайте Туту.ру: Вологда — Ферапонтово.

Те, кто заезжают в Кириллов, чтобы увидеть Кирилло-Белозерский монастырь, также могут добраться до Ферапонтово на автобусе всего за 5 минут. В зависимости от дня недели существует 1–2 два рейса в день, поэтому при планировании поездки уточняйте расписание: Кириллов — Ферапонтово.

Также существуют рейсы и из Череповца, там нужно выбирать направления на Кириллов или Вытегру.

На автомобиле от Вологды до Ферапонтово можно доехать напрямую по трассе А119 «Вологда — Медвежьегорск».

В навигаторе можно выставить название «Ферапонтов Монастырь» или координаты его местоположения — 59.9566003 38.5675049.

Также можно воспользоваться одним из приложений по заказу такси: Yandex Taxi или Maxim.

Ферапонтов Белозерский монастырь — панорама Google Maps

www.tourister.ru

По Вологодской области. Село Ферапонтово. Ферапонтов монастырь

Ферапонтов монастырь — одна из самых известных достопримечательностей Вологодской области. И поэтому, посетив Кириллов и Горицы, наш туристический клуб направился в село Ферапонтово, которое мы просто обязаны были посетить, что было не так сложно, потому что у нас был арендован автобус. Интересно то, что Кириллов и Ферапонтово связаны между собой исторически, потому что основаны были двумя монахами, пришедшими на Русский Север вместе. А дальше они каждый выбрали свой путь, Кирилл основал Кирилло-Белозерский монастырь, о котором я напишу попозже, а Ферапонт — Ферапонтов монастырь, в 15 километрах от своего товарища. Это очень интересный случай — потому что два товарища не остались вместе в чужом и суровом краю, а начали строить каждое свое, что означает разницу в характерах, разницу в выборе пути и духовного поиска. И сравнивая монастыри, это можно ощутить.

Итак, мы приехали в Ферапонтово…



Монастырь этот в стороне от всех торговых и транспортных путей, поэтому мощной крепостью или богатым экономическим центром — он не стал, в отличие от Кириллова, который был богатейшим собственником на севере. Зато он уютный, изящный, гармонично вписан в природу. Душевное место.

Обычно монастыри и города подчиняли природу себе. А здесь — монахи жили с природой в мире и согласии. Пейзажи очень умиротворяющие. Это и есть истинное христианство, основанное на любви к природе, доброте и смирении.

Идем к монастырю. Как и Кириллов, он стал музеем. Действует лишь одна церковь, все остальные помещения наполнены музейными экспозициями. Сразу предупреждаю читателя, чтоб тот не разочаровался — я ни в одном музее не был…Мне хотелось побольше полюбоваться архитектурой и природой, которые сохранились неизменными, как мне кажется, с тех самых древних времен.

Вход в монастырь идет через надвратную церковь с двумя шатрами. Архитектура напомнила чем-то единственный северный по духу монастырь Ленинградской области — Александро-Свирский. Что-то общее в традициях…

Вид с холма, на котором расположен монастырь. В Ферапонтове было сурово и холодно. Ну ничего не поделаешь — Русский Север же… Село вокруг небольшое, очень тихое, и это здорово!

Внутри монастыря.

Об основателе, Ферапонте, можно прочитать следующее. Он был дворянином по происхождению, звали его Федор Поскочин. Родился в 1337 году в Волоколамске. В сорок лет, будучи зрелым мужчиной, ушел в Симонов монастырь, где и познакомился с монахом Кириллом, а также с известнейшим деятелем православной церкви — Сергием Радонежским. Кирилл и Ферапонт были из тех, кто не сидит на теплом прикормленном месте, а жаждет подвигов, духовного поиска, испытания себя. С одобрения Сергия Радонежского, они отправились покорять Русский Север, неся туда христианство. Тут надо уточнить: русский север был не совсем русским. Населяли его финноязычные племена, в основном вепсы. Христианами они стали далеко не сразу, а к монахам часто относились враждебно. Их можно понять — как и в нынешние времена, православная церковь отхватывала чужие земли, причем не только у финнов-язычников, но и у своих православных соседей, например, такие конфликты были и в Новгороде.Однако Кирилл и Ферапонт не были захватчиками, они шли именно во имя веры и христианского подвига.

Прибыв в Белозерье (города Кириллова тогда еще не было, был лишь город Белоозеро, в честь которого назывался сей край), они вырыли пещеру возле берега Сиверского озера, где обустроили монашескую келью. Однако вместе пробыли они всего лишь год, до начала следующего сезона, когда можно было путешествовать по рекам, после чего Ферапонт покидает своего товарища. Как пишут, » по взаимному согласию «. Грубо говоря, Ферапонт ушел, а Кирилл не возражал. Не сошлись характерами, проще было по одному. Скорее всего, Кирилл был крайне строг в нравах, суров к себе и остальным, и более мягкий и тихий Ферапонт решил, чтоб избегать конфликтов, основать свою обитель.

Итак, в 1398 году Ферапонт основал свой монастырь на холме между двумя озерами, возле протоки, их соединяющей. Место очень живописное и приятное. Ферапонт умел ценить природу, подаренную Богом…Десять лет он провел здесь, обустраивая монастырь, к нему стекались любители тишины и покоя, молитв в безмолвии, и обитель стала расти. А самого Ферапонта попросил к себе приехать можайский князь Андрей, сын Дмитрия Донского, чтоб основать монастырь и там. Ферапонт , после долгих уговоров , согласился, и там и жил уже до самой смерти. О личности Ферапонта говорит многое тот факт, что в основанном им  Ферапонтове монастыре он не захотел становиться игуменом, так как был скромным, и не любил командовать.

Интересно, что Ферапонт и Кирилл были такими яркими личностями, что в честь них и монастыри названы, нося их имена, и населенные пункты — город Кириллов и село Ферапонтово. Не так часто такое  бывало в истории.

Ну а монастырь через сто лет стал расцветать и богатеть, ему постоянно делали богатые дары влиятельные князья. Хотя масштаб его был меньше, чем у Кириллова — тот владел 20 тысячами крестьян. а здесь было во владении лишь 300. Надо отметить, что крепостное право 15-16 веков вовсе еще не было таким тяжелым, каким стало позднее, со всеми известными из литературы ужасами

В 16 веке, во времена последних Рюриковичей- Ивана Третьего, Василия  и Ивана Грозного — строятся  каменные храмы монастыря. А вот ограда была деревянной, как крепость монастырь не замышлялся. Поэтому в Смутное время он был разорен отрядами грабителей. Принято считать, что это были поляки и литовцы, хотя зачастую так называли русские отряды, не подчинявшиеся Москве. А иногда даже и подчинявшиеся, но потерявшие контроль над собой. Кто именно грабил здесь, я не знаю, но подобные разбои случались еще многие десятилетия после конца Смуты, поэтому все остальные монастыри вплоть до самого правления Петра Первого старались ограждать себя мощными стенами, во избежания таких бед.

В центре фотографии — Собор Рождества Богородицы, выстроенный в 1490 году.

Церковь справа — это Благовещенская, построена в 1530 году, при князе Василии Третьем, сыне Ивана Третьего и Софьи Палеолог, отце Ивана Грозного. А слева, с шатром — церковь преподобного Мартиниана, построена через век, в 1640 году.

В монастырь на богомолье приезжал Василий Третий и его жена Елена Глинская, правившая пять лет после его смерти, а также их кровавый сын Иван Грозный. Считалось правильным посетить все известные монастыри, везде помолившись. Сейчас это называется паломническим туром. А в 1666 году сюда на десять лет был сослан патриарх Никон. В 1798 году монастырь был упразднен, а его церкви отдали приходам, что в общем-то было и правильно — кто молится, тот и должен владеть церквями, а заодно поддерживать их в надлежащем виде за свой счет, что монахи уже не могли.

Слева от входа в монастырь, если смотреть изнутри, вход в церковь.

Поднимаемся туда. Там же церковная лавка. В ней продавали  и магнитики с изображением монастыря, за ними я и шел.

Вход в церковь. Внутри я не фотографировал — там сидели три девушки со скорбными лицами, и я понял, что доставать фотоаппарат будет неуместно, у них наверно что-то тяжелое в жизни.

Но позже меня туда зашел наш турист Максим, и благодаря ему одно фото все же есть.

А я с другими туристами нашего клуба — Мишей Богдановым и Аллой Прокопьевой — отправился смотреть, что за деревянная церквушка виднеется где-то вдали, в километре от монастыря.

По пути полюбовались на озеро, у которого расположен монастырь. Природа здесь очень приятная…

Вот и церковь, утопающая в снегах. Чтоб дойти до нее, пришлось бороздить снег, доходивший до бедер. Здесь давно никто не бывал… Это храм Нила Сорского, освящен в 2008 году.

Расписание служб на январь. Почему-то в феврале их нет. Мы были 17 февраля, значит почти три недели тут никого не было. Потому и снег так глубок — что никто его не разгребал все это время.

На крыльце церкви. Миша Богданов фотографирует кого-то.

Построено все по старинным технологиям.

Тишину этих мест ничто не нарушало. Редкие автомобили проезжали тихо и бесшумно. А многие местные жители, как этот, пользуются велосипедами. Популярный транспорт в северных землях, несмотря на морозы и снег. Когда-то автор, работая в сельской школе Ленинградской области, тоже ездил зимой на работу на велосипеде «Орленок», 9 километров от дачи до школы. И помню по опыту, что нагрузка была при этом немалая.

Вид на монастырь со стороны деревянной церкви.

Возвращаемся назад. Телефонная будка тоже засыпана снегом — никто ей не пользуется.

С трудом собрали туристов, часть из которых уже собиралась посетить местный магазин, сделали групповое фото.

А дальше они все-таки рванули в магазин, за едой, за сувенирами,чье бутылочное стекло весело позвякивало в сумках, предвещая у граждан  скорый прилив веселого настроения. А я в это время сделал последнее фото монастыря на память. Хорошее место. Здесь сохранилась красота Северной Руси. Здесь чувствуется ее душа.

—————

Страница нашего туристического клуба в ВК: https://vk.com/club17791063
Мы в сети Фейсбук: https://www.facebook.com/groups/pohodvosemvrat/

pohod-vosemvrat.livejournal.com

Ферапонтов монастырь. Музей фресок Дионисия.: foto_programmer — LiveJournal

В 2002 году 500 лет исполнилось росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря, созданной великим русским иконописцем Дионисием, его сыновьями и мастерами, входившими в его артель.

Традиционно за дату основания Ферапонтова монастыря принимается 1398 г. В это время на холме между двух озер, Бородаевским и Паским, отдельно поселяется сподвижник  преподобного Кирилла Белозерского Ферапонт.

01. Надвратные церкви Богоявления и преподобного Ферапонта. 1650 год.


Во второй половине XV – начале XVI века Ферапонтов монастырь стал значительным духовным, культурным и идеологическим центром Белозерья, одним из знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы.

В центре — Трехъярусная, шатровая колокольня (1680 г.) очень редко встречающегося типа с квадратным планом звона и четырехгранным шатром. На ярусе звона висят 17 колоколов. В шатре находится уникальный механизм самых ранних из сохранившихся в России боевых часов 1638 года.

Справа — церковь преподобного Мартиниана. Паперть пристроена в середине XIX века. 1641 год
02

В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки — каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.

Церковь Благовещения (справа) с трапезной палатой. 1530 – 1531 годы.

По предположению историков церковь с трапезной построена на вклад великого князя Василия III в ознаменование рождения вымоленного в Кириллове и Ферапонтове монастырях наследника будущего царя Ивана IV.

03

В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода.

В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой. При возведении ограды использовались кирпичи древних зданий.


04. Северные ворота. Ух и ветер сегодня!

В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924.

05. Трапезная, за ней церковь Благовещания.

В настоящее время в памятниках Ферапонтова монастыря размещается Музей фресок Дионисия, имеющий статус историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Музей, возникший в начале XX века, на протяжении 1930-1960-х годов осуществлял охрану памятников с помощью только одного сторожа.
06

А теперь собственно в музей.

07. Фрески, в том числе над мощами Мартиниана Белозерского. Преподобный Мартиниан Белозерский — игумен монастыря. Способствовал расцвету его духовности, ввел переписывание, собирание книг.

08

09

10. В церкви преподобного Мартиниана. Шатровая церковь датируется 1641 г.

11. В церкви с 1838 г. находится двухъярусный иконостас, изготовленный вологодским мещанином Николаем Милавиным. Резные царские врата не сохранили фигурок архангела Гавриила и Марии из сцены Благовещения. Надпись «Бессмертная трапеза» говорит о таинстве превращения хлеба и вина в Святые Дары – Плоть и Кровь Христовы.

12. В колокольне есть вход, проходим в него и поднимаемся на второй этаж. Направо — церковь Благовещения с фресками Дионисия, но мы сначала пройдем по левому коридору до конца, здесь расположена экспозиция музея монашеского быта.

Интерьер Трапезной палаты с центральным массивным столбом и опирающимися на него парусообразными сводами является полностью сохранившимся с середины XVI в.

13. Подризник (XV в.), рака (XVI, XVII в.), фелонь (XV в.) преподобного Мартиниана

14. Реконструкция монашеской келии по уставу Кирилла Безозерского
«В келии же не разрешалось никому иметь что-либо, кроме самых необходимых вещей, не разрешалось ничего называть своим, но, по слову апостола, всё было общим… Даже куска хлеба не разрешалось иметь в келии, ни какого-либо питья. Если кто хотел пить, тот шел в трапезную и там с благословения утолял жажду свою. Если кому случилось войти в келию какого-либо брата, то видел ни что иное в ней, как иконы, книги и сосуд с водой, чтобы руки помыть. Так от всяких пристрастий пребывали свободными, одно попечение имея – Богу угодить, друг ко другу смирение и любовь сохранить, и ради общх нужд трудиться…
И всякий неленностно, но по силе своей трудился; не как для людей, но для Бога..»

Пахомий Логофет. Житие Кирилла Белозерского.

15. В дальнем углу находится образец братской трапезной.

16

17. В трапезной каждый послушник сидел в соответствии с чином старшенства на своем месте с кротостью и молчанием, и никого не было слышно, только чтеца. Им полагалось по три блюда, кроме постных дней, в которые монахи либо вообще отказывались от еды, либо перебивались хлебом с водой.

18. Рабочее место Игумена.
За этим столом зачитывались грамоты и указы, присылавшиеся в монастырь, объявлялись решения, принятые игуменом и соборными старцами.

19. Торжественное одеяние священников.

20

21. Место старца строителя.

У южной грани находилось место старца-строителя. Круг его обязанностей не совсем понятен. Среди соборных старцев он занимал первое место. По-видимому, главной его обязанностью было духовное окормление братии. В последний период своей жизни Мартиниан был старцем-строителем..

22. Реставраторы проделали огромную работу чтобы сохранить для потомков наследие предшественников.
Инструменты, которыми работали реставраторы.

В главном храме бывшего Ферапонтова мужского монастыря, соборе Рождества Богородицы, находятся росписи, созданные в 1502 году знаменитым московским художником Дионисием и сохранившиеся без поновлений до нашего времени.
23

24. Чудом сохранившаяся, стенопись Дионисия была неизвестна до 1898 года.

Иконописец Дионисий, известный своими иконами и стенописями в Москве и в монастырях Московского княжества, был приглашен со своей артелью для росписи первого каменного собора Ферапонтова монастыря.

Внутри собор разделен на три нефа четырьмя квадратными столбами, на которые опираются повышенные подпружные арки под барабаном. Росписи, насчитывающие почти 300 сюжетов и отдельных персонажей.
25

26.

27. В куполе собора представлен Христос Вседержитель, под ним – архангелы и праотцы, в парусах – евангелисты, на подпружных арках – святые в медальонах,

28. Фреска в барабане — Христос-Вседержитель.

29. В церквях над вратам полностью сохранились все элементы архитектуры.

30

31

32. Другое замечательное собрание Музея образовалось из предметов крестьянского и городского хозяйства и быта, причем с самого начала сотрудники Музея собирали вещи, происходящие из Кирилловского района, а точнее — из ближних и дальних окрестностей Ферапонтова.

33. Жители многих деревень охотно жертвовали Музею сохранившиеся у них предметы XIX и XX века: иконы, книги, гончарные изделия, кросна, снасти для кросен, точила и жернова, весы и безмены, стеклянную и деревянную посуду, прялки и скалки, сундуки и короба, старинные ткани, повседневную и праздничную одежду, старые письма, фотографии и документы и множество других вышедших из употребления предметов.

34. Так формировалась этнографическая коллекция в Музее, дающая хорошее представление о крестьянской культуре Белозерского края. Десятки деревень вокруг Ферапонтова существуют с ХV и ХVI веков и, надо думать, крестьянский быт тех давних времен мало чем отличался от быта XIX или начала XX века, так что этнографическое собрание Музея имеет и историческое значение.

35. Трепало, чесало, прялки и ткацкие станки  покрывались сакральными (главным образом, солнечными) узорами, и сотканное на них полотно обладало светлой силой, охраняющей тело человека от враждебных влияний.

Детали прялок.

36
В низенькой светёлке огонёк горит.
Молодая пряха у окна сидит.
Молода, красива, карие глаза,
По плечам развита русая коса.
        (русская народная песня)

Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Прядением, как правило, занимались девушки. К моменту достижения совершеннолетия они полностью осваивали это мастерство и становились искусными прядильщицами, что по народным представлениям, предсказывало счастливую любовь и замужество.

В музее Ферапонтового монастыря находится языческий славянский сиверский идол — символ плодородия и поклонения богу Роду или Яриле. Датируется IV—IX веками, высота — около 1 метра. Найден в деревне Сиверово Суховерховского сельсовета Кирилловского района.
37

38. Сундуки

39

40

41. Турики.

Нет, турики, это не туристы, как вы подумали. Турик — ткацкий инструмент выгунытый из осинового или соснового деревя — пустой деревянный цилиндр, укрепленный внутри, сверху на него надевается пряжа. В диаметре вершков 7, длиною вершков 8.

42

43. Традиционное название ткацкого станка в деревнях — кросна. Само слово это древнее и практически все народы индоевропейской языковой группы так называют ткацкий стан.

На выставке можно увидеть кросна трех типов: корневые, задние ноги которых и понебник делались из цельного куска дерева, составные, собираемые из отдельных частей, и смешанные, то есть станки, у которых для понебника использовалась корневая часть дерева, но она не была связана с задними ногами. Основным украшением кросен были набилки и векошки, покрытые резьбой. В коллекции музея сейчас более 20 кросен. На таких станках можно ткать любые узорные ткани, единственным ограничением при этом будет только ширина получаемого полотна.

44. На вологодском наречии: «Запрячь кросна» —  приготовить ручной ткацкий станок для работы.

45

46. Кадушки, коромысла

47. Три озера с чистой водой Бородаевское,Спасское и Ильинское расположены неподалеку. Оно из них прямо у стен обители.
Воду можно пить прямо из озера

48

В потемневших лучах горизонта
Я смотрел на окрестности те,
Где узрела душа Ферапонта
Что-то Божье в земной красоте.

И однажы возикло из грезы,
Из молящейсся этой души,
Как трава, как вода, как березы,
Диво дивное в русской глуши!

И небесно-земной Дионисий,
Из соедних явившись земель,
Это дивное диво возвысил
До черты, небывалой досель…

                                        Николай Рубцов
49

foto-programmer.livejournal.com