Гази i – Гази i — Википедия

Гази I — Википедия

Гази I
араб. غازي‎
Король Ирака
8 сентября 1933 года — 4 апреля 1939 года
ПредшественникФейсал I
ПреемникФейсал II

Вероисповедание Ислам
Рождение 21 марта 1912(1912-03-21)[1]
Мекка, Хиджаз, Османская империя
Смерть 4 апреля 1939(1939-04-04)[1](27 лет)
Багдад, Королевство Ирак
Место погребения Королевский мавзолей, Багдад
Род Хашимиты
Отец Фейсал I[1]
Мать Хазима бинт Насер
Супруга Алия бинт Али
Дети Фейсал II
Образование
  • Хэрроу[1]
Награды

wiki2.red

Гази I — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Гази I ибн Фейсал (21 марта 1912 — 4 апреля 1939) — второй король Ирака из династии Хашимитов. Фельдмаршал иракской армии, адмирал флота и маршал ВВС. Погиб в автомобильной катастрофе.

Ранние годы

Гази был сыном Фейсала I. Он жил со своим дедом Хусейном ибн Али, пока его отец находился в поездках или боях с турками. Поэтому он вырос стеснительным и неопытным молодым человеком. С частью хашимитов он покинул в 1924 году Хиджаз и прибыл в Багдад, где его провозгласили наследным принцем.

Король

После смерти отца 8 сентября 1933 года Гази был коронован в качестве нового короля Ирака. Гази был далеко не так послушен англичанам, как его отец, и старался проводить независимую политику. Править ему пришлось в трудное время, когда в стране ширилось оппозиционное и националистическое движение. В октябре 1936 г. генерал Бакр Сидки при поддержке лидера националистической организации «Аль-Ахани» Хикмета Сулаймана произвёл в стране военный переворот. Во время переворота был убит премьер-министр Джафар аль-Аскари. Участвовавшие в заговоре армейские части вошли в Багдад и блокировали королевский дворец. Гази был вынужден назначить Хикмета Сулаймана главой правительства. Впрочем, из-за острых внутренних противоречий никаких реформ новое правительство провести не смогло и в августе 1937 года ушло в отставку.

Гибель

4 апреля 1939 г. 27-летний король Гази погиб в автомобильной катастрофе, после того, как он призвал к вторжению в Кувейт с целью подчинения этой страны Ираку. Иракцы отнеслись к призыву Гази как к проявлению панарабизма — стремления объединить арабские страны. Загадочные обстоятельства, при которых его машина врезалась в фонарный столб, были восприняты как свидетельство того, что он стал жертвой британского заговора, в котором участвовал премьер-министр страны Нури аль-Саид.

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Гази I — Википедия. Что такое Гази I

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Гази I ибн Фейсал (21 марта 1912 — 4 апреля 1939) — второй король Ирака из династии Хашимитов. Фельдмаршал иракской армии, адмирал флота и маршал ВВС. Погиб в автомобильной катастрофе.

Ранние годы

Гази был сыном Фейсала I. Он жил со своим дедом Хусейном ибн Али, пока его отец находился в поездках или боях с турками. Поэтому он вырос стеснительным и неопытным молодым человеком. С частью хашимитов он покинул в 1924 году Хиджаз и прибыл в Багдад, где его провозгласили наследным принцем.

Король

После смерти отца 8 сентября 1933 года Гази был коронован в качестве нового короля Ирака. Гази был далеко не так послушен англичанам, как его отец, и старался проводить независимую политику. Править ему пришлось в трудное время, когда в стране ширилось оппозиционное и националистическое движение. В октябре 1936 г. генерал Бакр Сидки при поддержке лидера националистической организации «Аль-Ахани» Хикмета Сулаймана произвёл в стране военный переворот. Во время переворота был убит премьер-министр Джафар аль-Аскари. Участвовавшие в заговоре армейские части вошли в Багдад и блокировали королевский дворец. Гази был вынужден назначить Хикмета Сулаймана главой правительства. Впрочем, из-за острых внутренних противоречий никаких реформ новое правительство провести не смогло и в августе 1937 года ушло в отставку.

Гибель

4 апреля 1939 г. 27-летний король Гази погиб в автомобильной катастрофе, после того, как он призвал к вторжению в Кувейт с целью подчинения этой страны Ираку. Иракцы отнеслись к призыву Гази как к проявлению панарабизма — стремления объединить арабские страны. Загадочные обстоятельства, при которых его машина врезалась в фонарный столб, были восприняты как свидетельство того, что он стал жертвой британского заговора, в котором участвовал премьер-министр страны Нури аль-Саид.

Примечания

Ссылки

wiki.sc

Осман I Гази

Осман I Гази

05 Июн 2015

Османы Осман, султан, Турция Просмотров: 2125

Осман I Гази считается основателем Османской империи и является родоначальником династии Османов, просуществовавших до начала XX века. В его правление бейлик стал независимым, его границы были существенно расширены за счёт территорий Византии в Малой Азии.

При Османе сложились основные органы управления, его племя было обращено в ислам, Осман является одним из символов традиции газавата. Именно с

Османом связываются два ключевых момента, игравших огромную роль в образовании династии и государства: превращение грабительских набегов обычной кочевой орды в священную войну, превращение грабителей в газиев, и возведение династии к благородным корням, к святому человеку — Эдебали.

Меч Османа является государственной реликвией, церемониальным атрибутом возведения на трон и символом борьбы за веру. Значительная часть турецкого народа называла себя османами (оттоманами) до распада Османской империи.

Осман I Гази
(Фахр уд-Дин Осман-бей)
1258 г. — 1 августа 1326 г.

осман. عثمان غازي‎ — Aŝmâân Ğaazi, тур. Gazi Osman Paşa, Birinci Osman

Удж-бей Сёгюта
3 мая 1281 г. — 17 января 1299 г.
ПредшественникЭртугрул
ПреемникОрхан I

1-й Османский султан (бей)
17 января 1299 г. — 29 июля 1326 г.
ПредшественникЭртугрул
ПреемникОрхан I
Место рожденияСёгют, Румский султанат
Место смертиБурса, Османский бейлик
Вероисповеданиеязычество, позже Ислам суннитского толка
Место погребения
Бурса
ОтецЭртугрул
МатьХалиме-хатун
РодОсманы
Жена1.Малхун-хатун
2.Рабия Бала-хатун
ДетиОрхан I
Пазарлы-бей
Чобан-бей
Хамид-бей
Мелик-бей
Савджи-бей
Фатьма Хатун
Ала ад-дин Паша

Меч Османа

Расширение Османского бейлика во время правления Османа I

Тюрбе (могила) Османа I в Бурсе

Эртугрул, отец Османа, вел племя кайи на запад в Анатолию под натиском монголов. Под покровительством сельджуков Рума, он основал город, известный как Сёгют. Это местоположение было благоприятно, поскольку богатая Византийская империя на Западе была измотана, а мусульманские силы на Востоке были расщеплены после агрессии монголов. Багдад был взят

Хулагу-ханом в 1258 году, в том же году, когда был рожден Осман.

Осман родился в городе Сёгют в 1258 году. Сёгют — небольшой окраинный удж Сельджукского султаната, который получил от султана Ала-ад-дина Кай-Кубада II отец Османа Эртугрул. В 1281 году Осман унаследовал от своего отца власть над племенами кайя, поселившимися во Фригии. По его имени они стали называться османскими турками или османами. По традиции, присущей большинству кочевых племён, вождь утверждался на совете племенной знати. Даже сын Османа проходил эту процедуру.

Главным преимуществом уджа Эртугрула и наследовавшего ему Османа было соседство с византийскими землями, что давало возможность обогащаться за счет набегов. Эта возможность привлекала в отряды Эртугрула и Османа выходцев из других тюркских племен, обосновавшихся на территории малоазийских бейликов, так как завоевание принадлежавших немусульманским государствам земель почиталось у адептов ислама делом священным. В результате, когда во второй половине XIII в. правители анатолийских бейликов в поисках новых владений воевали между собой, воины Эртугрула и Османа, разорявшие земли христиан, выглядели борцами за веру.

В это время наёмники из всего исламского мира устремились в его царство, чтобы бороться против слабеющей православной империи и в надежде разграбить ее. Тюркское войско постоянно пополнялось потоком беженцев, спасавшихся от тюрко-монголов Хулагу. Многие из них были воинами газавата или борцами за ислам. Они верили, что они борются за распространение или защиту ислама.

Согласно легендам, Осман в 1289 г. без особого труда добился от сельджукского султана, власть которого стала совсем призрачной, титула бея и получил соответствующие регалии в виде барабана и бунчука. Свои усилия он направил на завоевание принадлежавшей византийцам Вифинии. Зоной его территориальных притязаний стали области Брусы (Бурсы), Белокомы (Биледжика) и Никомедии (Измита). Одной из первых военных удач Османа стал захват в 1291 г. Мелангии. Этот небольшой византийский городок он сделал своей резиденцией. Поскольку греческое население Мелангии частью погибло, а частью бежало, Осман заселил столицу выходцами из бейлика Гермиян и из других мест Анатолии. Христианский храм по велению бея был превращен в мечеть, в которой его имя стало упоминаться в хутбах (пятничных молитвах).

В 1299 г., когда сельджукский султан Кай-Кубад III бежал из своей столицы, спасаясь от взбунтовавшихся подданных, Осман объявил свой бейлик независимым государством. Он, впрочем, признавал власть монгольской династии Хулагуидов и ежегодно посылал в их столицу часть дани.

Власть османов над Малой Азией распространялась и укреплялась, и султаны Конии не смогли воспрепятствовать этому. В 1318 году Хулагуиды, свергнув последнего сельджукского султана, разрушили это государство.

Осман стал основателем Османской империи, завоевав всю западную часть Малой Азии. Его ранние успехи и подвиги, особенно история ухаживания за прекрасной Малхун Хатун и покорения ее сердца — любимая тема восточных авторов. Эти сказания были романтизированы поэтическими перьями, которые записали их в более поздние годы. Османские авторы придавали большое значение легенде об основателе их империи.

Имя Осман означает «бьющий кости» и указывает на мощную энергию, с которой он и его последователи показали себя в следующих веках завоевания.

После смерти последнего потомка Аладдина, которому империя Османа была обязана основанием в Малой Азии, не было никого, кто мог бы оспаривать господство Османа на всем полуострове, кроме эмира Караманогуллары. Длинная и жестокая борьба за власть между потомками Османа и династией Караманогулларов началась при жизни Османа и продолжалась во время правления многих его преемников. Сам Осман овладел некоторым преимуществом над его караманским соперником, но слабые и богатые владения византийского императора на северо-западе Малой Азии привлекали его больше, чем равнины Карамана. Последние годы своего правления Осман посвятил покорению городов Византии. Экспансия на северо-запад принесла ему немало блистательных побед.

Осман оставил значительный след в истории региона. Его помнят как основателя мощной империи и одного из символов традиции газавата.

В 1301 г. Осман овладел Эпишехиром, построил там город-крепость и перенес в нее свою резиденцию. Следующей целью турок стала сильно укрепленная Бруса.

После громкого поражения византийских войск возле Никеи, Осман начал перемещать свои силы ближе к областям Византии. Большое число воинов газавата, исламских учёных и дервишей начали переселяться в области, управляемые Османом. Мигранты составили большую часть его армии. Приток воинов газавата и авантюристов различного происхождения в эти земли поощряли последующие османские правители, называемые «Султан газиев».

Встревоженные ростом влияния Османа, византийцы стали постепенно покидать сельскую местность Анатолии и направлять свои усилия на укрепление флота. Византийским командованием было принято решение воспрепятствовать переправе Османа в Европу и задержать его дальнейшее продвижение на запад. Однако Осман продолжал натиск на запад и захватил византийский город Эфес на Эгейском море. В дальнейшем при поддержке мигрантов, устремившихся на его территорию, Осман I также продвинулся в восточном направлении и захватил византийские владения на черноморском побережье Анатолии.

Летом 1302 г. Осман разбил наместника Брусы в сражении при Вафее (Коюнхисаре). Однако в 1306 г. он сам потерпел поражение в битве при Левке, где против турок дрались каталонские дружины, находившиеся на службе у византийского императора. Это были серьезные противники, но, к счастью для Османа, они вскоре были отвлечены междоусобными распрями в самой Византии. Оправившись от поражения, турки стали захватывать византийские города на Черноморском побережье и в те же годы начали совершать первые набеги на европейскую часть Византии в районе Дарданелл. В 1316 г., окружив Брусу своими крепостями, Осман начал ее осаду. Она продолжалась десять лет. Город капитулировал только в апреле 1326 г., когда воинами командовал уже сын Османа Орхан. Старый Осман узнал эту радостную весть на смертном одре.

Умер Осман I  9 августа 1326 года.

Во время своего правления Осман I увеличил свои территории с 4800 квадратных километров, доставшихся ему от отца, до примерно 16 тысяч квадратных километров.

 

Семья

 

Отец: Эртугрул (1198 г. — 1281 г.), 3-й бей племенного союза кайи (1230 г. – 1281 г.).

Мать: Халиме-хатун (? – 2 июля 1281 г.), дочь Масуда II (? – 1308 г.), султана Рума (1284 г., 1284 г. – 1293 г., 1294 г. – 1301 г., 1303 г. – 1307 г.).

 

Жена: 1. с 1280 г. Малхун Хатун (ок. 1258 г. — ноябрь 1323 г.), дочь Омер Бея из Кайи.

Дети:

Орхан I (1281 г. – март 1362 г.), 2-й Османский султан (бей) (10 августа 1326 г. – 1359 г.)

Пазарлы-бей (1285 г. – 1311 г.).

Чобан-бей (1283 г. – 1337 г.).

Хамид-бей (1288 г. – 1329 г.).

Мелик-бей (1290 г. – 1366 г.).

Савджи-бей (1294 г. – 1325 г.).

Фатьма Хатун (1284 г. – 1325 г.).

Жена: 2. с 1289 г. Рабия Бала Хатун (? – январь 1324 г.), дочь шейха Эдебали (1258 г. — 1326 г.).

Дети:

Ала ад-дин Паша (1282 г. – 1332 г.), Великий визирь Османской империи (1320 г. – 1332 г.)

monarhs.info

Гази — это… Что такое Гази?

Атаки разья (гази) в Иберии Х века (тёмно-зелёный цвет).

Гази (также устар. кази или газий[1]; тур. gazve; в Иберии — разья; исп. razia; от араб. «газа» — воевать) — в средние века этот термин обозначал вольного мусульманского борца, атаковавшего поселения неверных на начальном этапе мусульманского завоевания немусульманских территорий. Наибольшую известность и историческую значимость гази приобрели в эпоху византийско-сельджукских и византийско-османскиx войн ХI-ХV вв. Несколько менее известными были так называемые разья мусульманской Испании, основной задачей которых было тормозить продвижение христианской Реконкисты на юг.

История

Жизнь и быт гази отличались заметным своеобразием. Газиями обычно становились молодые мусульмане из бедных семей кочевых народов (тюрки, берберы и проч.). Они хорошо владели искусством верховой езды, отличались крайней неприхотливостью, стремительностью, жестокостью по отношению к противнику, дерзостью и умением работать в группах. В ХI веке тюркские гази появились на службе у многих персидских и арабских султанов, которые вели непрестанную борьбу с Византией и крестоносцами. Под давлением монголов, тюркские миграции в страны Передней Азии усилились, поэтому гази стали неотъемлемой частью местной этнографии. Гази, в отличие от современных моджахедов, не имели чёткой организации. Они не входили в состав регулярных войск, перебиваясь наёмными заданиями временного характера. От местного эмира или султана гази получали оружие и с его помощью, сбиваясь в небольшие банды, как правило, состоящие из братьев или родственников из одного племени, начинали сами искали себе пропитание, совершая рейды в приграничные христианские регионы Византийской империи, Киликии и государств крестоносцев. Также, в отличии от моджахедов, гази не являлись коренным населением местности которую они атаковали. Гази не могли захватить сколько-нибудь значительные укрепления или города, но это и не входило в их задачу. Они, как правило, бродили по степями и горам между сельскими крестьянскими поселениями, нападая на невооружённых крестьян и путников вдоль дорог. Основными противниками гази были акриты — военнообязанные крестьяне. Однако гази не имели ни земли, ни имущества, а потому отличались большей маневренностью и бесстрашием. После поражения при Манзикерте в 1071 г. группы тюркских гази наводнили просторы Малой Азии, грабя и терроризируя местных крестьян. Основным предназначением гази было поддерживать дух джихада путём деморализации христианского населения и подчинения его новым мусульманским устоям. Газиев часто спровождали также и мусульманские проповедники — дервиши. Долгое время это тактика работала безотказно. В условиях столичной анархии в Константинополе и внутрихристианских распрей между православными и католиками, результатом которых обычно было повышение налогов, греческие крестьяне Малой Азии оказались в тяжёлом положении. Значительная часть их бежала под защиту стен крупных городов. Но многие оставшиеся, устав от постоянных вылазок гази, переходили в подданство сельджукских султанов Коньи либо в статусе дхимми, либо полностью переходили в ислам для сохранения земли и имущества. Нападения гази, таким образом, перемещались всё дальше на запад, туда где открывались новые возможности для ведения газавата. Полузаброшенные греческие поселения занимали новые волные туркмен. К началу ХIV века гази уже фактически парализовали всю инфраструктуру империи, лишив её пропитания так как все основные сельскохозяйственные регионы, в том числе и долина Меандра, больше не подчинялись столице. В 1300 г. греческое население Малой Азии оказалось фактически загнано в несколько прибрежных городских крепостей, лишённых продовольственных запасов и живущих под страхом постоянной осады со стороны регулярной османской армии. Благодаря заслугам гази османы завершили завоевание Малой Азии. В это же время термин гази стал использоваться как особо почётный титул, который различные султаны и эмиры прибавляли к своему имени или же жаловали своим подчинённым (обычно военным), отличившимся в походах против неверных (в основном, христианского вероисповедания). После того когда завоевания Османской империи прекратились, гази постепенно трансформировались в новый социальный класс, известный как башибузуки, которые наводили ужас на местное христианское население своей приверженностью насилию и бандитизму (янычары были регулярной армией султана).

Разья

В мусульманской Испании Х века гази были известны под искаж. названием разья. В Х веке их усилиями Аль-Мансур сумел добиться временного перелома в ходе Реконкисты, вернув в лоно ислама широкую полосу земель и ряд городов в Центральной Иберии, а также разграбив важные христианские города (например, сожжение Барселоны в 985 г.) При этом гази и имамам настоятельно рекомендовалось навещать отбитые у христиан селения как минимум раз в год для поддержания духа ислама.

См. также

Примечания

dic.academic.ru

Гази Википедия

Атаки разья (гази) в Иберии X века (тёмно-зелёный цвет).

Гази (араб. غازي‎) — название вольных воинов-добровольцев, защитников веры, правды и справедливости. Понятие встречается в мусульманских источниках c X—XI вв.

Этимология

Гази (также устар. кази или газий; тур. gazve; в Иберии — разья; исп. razia; от араб. «газа» — воевать) — первоначально в средние века этот термин обозначал воинов-добровольцев, атаковавших на свой страх и риск поселения неверных (в первую очередь римско-византийских и персидских поселенцев) на начальном этапе создания Халифата. Со временем так себя стали называть почти все без исключения повстанцы, в том числе те, кто боролся против войск Халифата.

Наибольшую известность и историческую значимость гази приобрели в эпоху византийско-сельджукских и византийско-османскиx войн XI—XV веков. Несколько менее известными были так называемые разья мусульманской Испании, основной задачей которых было тормозить продвижение христианской Реконкисты на юг.

В доисламской культуре бедуинов «ġazwah» (غزوة‎) была формой ограниченной войны, граничащей с разбоем, которая избегала прямых столкновений и опиралась на набеги и угон домашнего скота (это не было уникальным явлением — среди советских этнографов принято было обозначать схожие практики кочевников в евразийских степях казахским словом «барымта»). Уильям Монтгомери Уотт предположил, что Мухаммад счёл полезным отвлечь эту непрерывную междоусобную войну на своих врагов, сделав её основой его военной стратегии; согласно Ватту, знаменитая битва при Бадре началась как один из подобных рейдов. В качестве одной из форм войны, разья была тогда перенята христианскими государствами Иберийского полуострова в их противостоянии с многочисленными мусульманскими тайфами (грубое сравнение аналогичных тактик — это иберийская кавальгада и англо-французские шевоше).

История

Жизнь и быт гази отличались заметным своеобразием. Газиями обычно становились молодые парни из бедных семей кочевых народов (тюрки, берберы и проч.), разорившиеся крестьяне, ремесленники и дезертиры из армий Халифата. Газии славились своим искусством верховой езды, отличались крайней неприхотливостью, стремительностью, жестокостью по отношению к противнику, дерзостью и умением работать в группах.

В XI веке тюркские гази появились на службе у многих персидских и арабских султанов, которые вели непрестанную борьбу с Римской империей и крестоносцами. Под давлением монголов тюркские миграции в страны Передней Азии усилились, поэтому гази стали неотъемлемой частью местного общества.

Гази, в отличие от современных моджахедов, не имели чёткой организации. Они не входили в состав регулярных войск, перебиваясь наёмными заданиями временного характера. От местного эмира или султана гази получали оружие и с его помощью, сбиваясь в небольшие банды, как правило, состоящие из братьев или родственников из одного племени, начинали искать себе пропитание, совершая рейды в приграничные христианские регионы Византийской империи, Киликии и государств крестоносцев. Также, в отличие от моджахедов, гази не являлись коренным населением местности, которую они атаковали. Гази не могли захватить сколько-нибудь значительные укрепления или города, но это и не входило в их задачу. Они, как правило, бродили по степям и горам между сельскими крестьянскими поселениями, нападая на невооружённых крестьян и путников вдоль дорог.

Основными противниками гази были акриты — военнообязанные крестьяне. Однако гази не имели ни земли, ни имущества, а потому отличались большей маневренностью и бесстрашием. После поражения византийцев при Манцикерте в 1071 году группы тюркских гази наводнили просторы Малой Азии, уничтожая остатки старого имперского аппарата, грабя и терроризируя зажиточные слои населения, но включая в свой состав малоимущих горожан, крестьян и рабов.

Основным предназначением гази было поддерживать дух джихада путём деморализации христианского населения и подчинения его новым мусульманским устоям. Газиев часто сопровождали также и мусульманские проповедники — дервиши. Долгое время эта тактика работала безотказно. В условиях столичной анархии в Константинополе и распрей между православными и католиками, результатом которых обычно было повышение налогов, греческие крестьяне Малой Азии оказались в тяжёлом положении. Значительная часть их бежала под защиту стен крупных городов. Но многие оставшиеся, устав от постоянных вылазок гази, переходили в подданство сельджукских султанов Коньи либо в статусе зимми, либо переходили в ислам для сохранения земли и имущества. Нападения гази, таким образом, перемещались всё дальше на запад, туда где открывались новые возможности для ведения газавата. Заброшенные греческие поселения занимали новые волны тюрков. К началу XIV века гази уже фактически парализовали всю инфраструктуру империи, лишив её пропитания, так как все основные сельскохозяйственные регионы, в том числе и долина Меандра, больше не подчинялись столице.

К 1300 году представители зажиточных слоёв греческого населения Малой Азии оказались фактически загнанными в несколько прибрежных городских крепостей, лишённых продовольственных запасов и живущих под страхом постоянной осады со стороны регулярной османской армии. Благодаря заслугам гази османы завершили завоевание Малой Азии. В это же время термин гази стал использоваться как особо почётный титул, который различные султаны и эмиры прибавляли к своему имени или же жаловали своим подчинённым (обычно военным), отличившимся в походах против неверных (в основном, христианского вероисповедания).

Когда завоевания Османской империи прекратились, гази постепенно трансформировались в новый социальный класс, известный как башибузуки, которые наводили ужас на местное христианское население своей приверженностью насилию и бандитизму (янычары были регулярной армией султана).

Разное

В мусульманской Испании X века гази были известны под искажённым названием «разья». В X веке их усилиями Аль-Мансур сумел добиться временного перелома в ходе Реконкисты, вернув в лоно ислама широкую полосу земель и ряд городов в Центральной Иберии, а также разграбив важные христианские города (например, сожжение Барселоны в 985 году). При этом гази и имамам настоятельно рекомендовалось навещать отбитые у христиан селения как минимум раз в год для поддержания духа ислама.

Литература

wikiredia.ru

Сулейман-паша Гази — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 июня 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 июня 2019; проверки требует 1 правка.

Шехзаде Сулейман-паша Гази (тур. Gazi Süleyman Paşa, около 1316—1357) — крупный османский военачальник, улубей Кареси (1347—1357), старший сын правителя османского государства Орхана I Гази (1326—1359). Возможно, его матерью была Холофира (Нилюфер Хатун).

Активный участник военных походов своего отца Орхана Гази. Первоначально управлял городами Гереде, Измит, Кириш и Мудурну.

В 1331 и 1337 годах шехзаде Сулейман-паша Гази участвовал в завоевание византийских городов Никеи (Измика) и Никомедии (Измита).

В 1347 году после завоевания Орхан-беем бейлика Каресиогулларов Сулейман-паша Гази был назначен улубием Кареси.

В 1354 году во время войны с бейликом Эретнаогулларов Сулейман-паша Гази захватил и присоединил к османским владения район города Анкара (современная столица Турции).

По поручению своего отца Орхана Гази улубей Кареси Сулейман-паша во главе турецких отрядов трижды совершал военные походы во Фракию, оказывая помощь византийскому императору Иоанну Кантакузину в войнах против Сербии и Болгарии.

В 1349 году Сулейман Гази с 10-тысячным османским войском высадился во Фракии и выступил в поход на Болгарию. В ожесточенной битве под стенами Софии болгарское войско под командованием царевича Ивана Асеня, сына Иоаннна Александра, смогло отбить турецкое нападение, но сам Иван Асень погиб в бою.

Летом 1352 года произошло большое сражение у крепости Димотика между войсками византийских императоров-соперников Иоанна VI Кантакузина и Иоанна V Палеолога. На стороне Палеолога сражались сербские и болгарские отряды, а на стороне Кантакузина отряд турок-османов под предводительством Сулеймана Гази. Турки-османы решили исход сражения в свою пользу. После этого турки вновь вторглись в Болгарию, опустошив её южные районы (Айтос, Ямбол и Пловдив) с вернулись с огромной добычей.

Османский бейлик в правление Орхана Гази

Осенью того же 1352 года византийский император Иоанн Кантакузин отправил в поддержку своему сыну Матфею турецкие войска под командованием Сулеймана Гази. Воспользовавшись гражданской войной в Византии, Сулейман-паша захватил крепость Цимпы на полуострове Галлиполи (европейский берег Дарданелл). Иоанн Катакузин, обеспокоившись укреплением турок в Европе, начал переговоры с отцом Сулейманa Орханом о недопустимости открытой турецкой оккупации византийских земель на Балканах. Орхан-бей стал убеждать старшего сына принять 10 000 дукатов в качестве выкупа за освобождение Цимпы. Однако Сулейман-паша отказался принять выкуп, потому что крепость Цымпе позволяла туркам-османам беспрепятственно переправлять свои войска из Малой Азии на Балканы.

Между 1352 и 1354 годами турки-османы из Цимпе опустошили болгарские земли в районах Ямбола и Пловдива, а также низовья рек Марица и Тунджа.

В марте 1354 года, воспользовавшись сильным землетрясением во Фракии, Сулейман-паша Гази с трехтысячным войском выступил из Цымпы и захватил большую византийскую крепость Галлиполи, которая охраняла самую узкую часть пролива Дарданеллы. Сулейман Гази укрепил Галлиполи и отказался вернуть крепость византийцам.

В 1355 году турки-османы вторглись в Болгарию и битве около Ихтимана разгромили болгарскую армию под командованием Михаила Асеня, сына и наследника царя Иоанна Александра. Обе стороны понесли большие потери, среди убитых был царевич Михаил Асень.

Укрепившись в Галлиполи, Сулейман-паша Гази и его соратники начали завоевание окрестных фракийских городов. Были взяты Малкара, Ипсала и Визе.

В 1357 году еще при жизни своего отца Сулейман-паша скончался. Причиной смерти стало случайное падение с лошади во время соколиной охоты. Сулейман Гази не был похоронен в Бурсе, столице Османского государства. По распоряжению бея Орхана тело его старшего сына была погребено в тюрбе (мавзолее) городе Болайир, на берегу Геллеспонта.

В 1359 году скончался османский бей Орхан Гази. Ему наследовал второй сын Мурад I (1359—1389), победивший в борьбе за власть и умертвивший своих братьев Ибрагима и Халила.

ru.wikipedia.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *