Фестиваль народов Севера, Сибири и Дальнего Востока «Северное сияние»
Романтика снежных просторов
Мифы, легенды, рассказы о быте и народные песни у костра с горячим чаем под аккомпанемент бубна и варгана – удивительный и загадочный мир сибирского фольклора раскрывается на ежегодном фестивале «Северное сияние» в ЭТНОМИРе! Гости этнографического парка познакомятся с традициями и культурой коренных малочисленных народов России: Якутия, Бурятия, Хакасия, Тыва, Камчатка и самое сердце Сибири – Красноярск! С каждым годом фестиваль становится все популярнее, ярче, колоритнее и эмоциональнее.
У вас будет возможность познакомиться с хранителем северной культуры Шончалай Ховенмей, узнать, что такое ненецкий оздоровительный комплекс Тюй-ныхы — Таси-ныхы, увидеть впечатляющие обряды у костра, сделать фото с дружелюбными хаски и угоститься настоящей «Заполярной ухой», приготовленной на костре.
В завершение гостей ждёт вечерняя этническая программа с большими белоснежными шарами и световым шоу «Северное сияние» под мелодичные звуки природы в исполнении Алисы Саввиновой.
Приглашаем на фестиваль коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока!
Бронируйте билет со скидкой 10%! Не упустите возможность приобщиться к чудесному!Фестивальные пространства
«Дыхание огня». Интерактивная площадка
Одну из уличных фестивальных площадок украсят 14 костров. Гости смогут согреться горячим чаем, научиться танцевать северный танец, сфотографироваться с хаски, послушать интересные мифы и легенды о силе огня, узнать, какие существуют хакасские обряды, а также пройти традиционное магическое очищение через костёр. Завершится вечер приготовлением и дегустацией «Заполярной ухи» и световым шоу «Северное сияние».
«Душа Севера». Площадка представлений и шоу-программ
Интересная и развлекательная программа познакомит гостей с традициями и культурой народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Гости смогут насладиться народным пением, танцами, демонстрацией национальных костюмов, играми, забавами, плясками.
«Сила земли». Площадка национальной кухни
Гостям ЭТНОМИРа будут представлены национальные блюда коренных народов, населяющих тихоокеанский регион нашей страны. На площадке можно узнать самые необычные, вкусные рецепты и попробовать настоящую традиционную кухню.
«Голос тайги». Площадка народного искусства
Площадка творчества и вдохновения. Гости смогут посетить мастер-класс по строительству юрт, игре на варгане, горловому пению и др. Мастер-класс по горловому пению будет посвящён не только раскрытию голоса, но и очищению тела и усилению дыхания, гости познакомятся с различными его стилями – сыгыт, хоомей, каргыраа. Для любителей народного творчества будут организованы ремесленные мастер-классы, где можно поближе познакомиться с декоративно-прикладным искусством народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Некоторые мероприятия проводятся только в отдельные дни. Точное расписание на конкретные даты уточняйте в программах дня.
Количество посещений бесплатных мероприятий по программе дня не имеет ограничений (побывав на любом мероприятии однажды, вы можете прийти на него в другое время ещё раз).
ethnomir.ru
Проект в рамках национально- культурного компонента «Культурное наследие родного края. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой народов Сибири»
Проект
в рамках национально- культурного компонента
«Культурное наследие родного края.
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста
с бытом и культурой народов Сибири»
Автор:
Неустроева Ирина Анатольевна,
старший воспитатель
Братск, 2014
Введение
- Вы на карту посмотрите
И Сибирь на ней найдите.
Потому что здесь наш дом
Ведь в Сибири мы живем!
И.Истомин
Актуальность.
Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является культура народная.
Народная культура — это совокупность ценностей группы людей, объединенных сходством языка (славянская, тюркская, финно-угорская), общностью обрядов и традиций. Она отличается определенной долей «простоты» и поэтому является доступной детям с рождения. Передаваемая из уст в уста, она обогащается различными вариациями и представляет огромный интерес для ребенка в плане познания богатства и красоты традиций, праздников, обрядов.
Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности.
У эвенков есть мудрая пословица: «Человек начинается с детства». С раннего детства необходимо развивать у детей стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов Сибири. Знакомить с устным народным творчеством. Формировать знания о дружбе, хороших и плохих качествах характера людей через народный этнос.
Национальная культура малочисленных народов Сибири может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре коренного населения Прибайкалья становится актуальной для педагогов нашего дошкольного учреждения.
Изучение традиций, быта коренных народов Сибири позволяет естественно сочетать обучение и воспитание. Знакомство детей с национальными традициями народов Сибири мы начали с изучения культурного наследия самого древнего коренного народа Прибайкалья – эвенков.
В старшей группе оформлен уголок Сибири, подобраны дидактический материал, художественная литература, из которой можно почерпнуть знания об истории народов Сибири. Системность и динамичность предметно-развивающей среды позволяет ребенку самостоятельно знакомиться с материалами по краеведению, совместно с родителями регулярно пополнять и обновлять содержание уголка.
При ознакомлении детей с художественной литературой педагоги знакомят детей с красотой описываемой природы, именами писателей, воспевающих родной край, богатством и разнообразием устного творчества эвенков. Сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки, приметы, песни, сказания из далёкого прошлого принесли нам сведения по культуре, сообщили об обычаях. Каким богам-духам поклонялись, какими представляли устройство мира, кто защищал слабых, обиженных как приручили оленя, собаку, сделали их своими помощниками, чем питались, кто и когда научил эвенков печь хлеб – обо всём этом поведали сказатели прошлого.
Невозможно в полной мере ознакомить детей с культурой эвенков, но в организованных формах обучения, совместной и самостоятельной деятельности мы обогащаем и расширяем кругозор детей о жизни народов Сибири. Полученные знания и умения закрепляются в сюжетно-ролевых, дидактических играх, играх–драматизациях, на музыкальных, физкультурных занятиях, в изобразительной и театральной деятельности.
Большое значение имел для нас и наших детей городской фестиваль «Маленькая страна», приуроченный к году культуры (г.Братск, 2014 г) где наши воспитанники представляли культурное наследие эвенков и стали обладателями диплома первой степени в номинации «Культурное наследие».
В подготовке к этому конкурсу приняли участие и дети, и родители, и педагоги. Была проведена огромная и содержательная предварительная работа, итогом которой стали детские и взрослые творческие работы: макеты семейного стойбища эвенков, игрушки (оленья упряжка, сани – нарты), куклы в национальных одеждах, организована выставка картин, выполненных в различной технике «Эвенки: сияние Севера». Творческой группой коллектива, в которой участвовали и дети, были сшиты по эскизам национальные костюмы эвенков, костюм березки для театральной постановки. Дети знакомились со сказками, легендами, песнями, обычаями этого народа, могли объяснить значение многих эвенкийских слов: Ехороье, Халганчулук, одер, стойбище, нарты, парка и т. д.
Знакомство с музыкальной культурой народа – неотъемлемая часть изучения истории родного края. Дети выучили эвенкийские песни «Ехороье», «Моя Эвенкия»; красивый эвенкийский танец «Влюбленные оленеводы», которые были представлены на конкурсе.
Каждый последующий год планируем изучать историю и культуру определенной коренной народности Прибайкалья.
Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать знания краеведческого содержания, так как материал включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, быта коренных народов.
Чтобы воспитать человека-патриота, знающего свой край – малую родину, мы ежегодно проводим праздник народов Сибири, творческие мини-проекты: «Я знаю и люблю свой город»; «Северное сияние »; «Культурное достояние», «Игрушки народов Сибири», конкурс методических разработок по теме, изготовление книжек – малышек по сюжетам детских рисунков и т.д. Готовятся к мероприятиям все: родители, дети, педагоги. Организуем творческие выставки, концерты, спортивные мероприятия.
Основная цель проекта:
Приобщение детей к уникальной материальной и духовной культуре коренных народов, населяющих территорию родного края, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям;
Задачи:
Развитие элементарных представлений об истории, быте, культуре народов Прибайкалья.
Развитие и поддержка интереса к песенному, танцевальному, театральному творчеству.
Создание благоприятной среды для творческого развития детей.
Воспитание чувства уважения и понимания труда и таланта народов Сибири, любовь к родному краю.
Тип проекта:
Творческий, практико – ориентированный, открытый.
По длительности:
Долговременный
По количеству участников:
Коллективный
Участники проекта:
Педагоги дошкольного образовательного учреждения, дети старшего дошкольного возраста, родители, социум.
Условия реализации проекта:
Заинтересованность взрослых и детей, целенаправленность, вариативность форм и методов, сотрудничество, открытость, системность работы.
Направления:
Информационно – просветительское.
Практически действенное : развитие творческих способностей.
Сотрудничество с социумом
Проект реализуется в три этапа:
1 этап – подготовительный.
Изучение этнографической, этнопедагогической и научно-художественной литературы;
Обсуждение аспектов национально – культурного воспитания на педагогических заседаниях.
Анкетирование родителей и педагогов.
Выявление знаний детей по истории родного края. (диагностика)
Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Разработка проекта.
2 этап – основной
Апробация содержания долгосрочного проекта.
Проведение мероприятий, согласно плана.
Взаимодействие с родителями, представителями общественных организаций для успешной реализации основных задач.
Участие в городском фестивале «Маленькая страна», приуроченного к году культуры.
Освещение реализации проекта на сайте детского сада.
3 этап – заключительный
Выставки продуктов самостоятельной и совместной со взрослыми детской деятельности.
Фотомонтажы мероприятий; видеоматериалы.
Создание мини — музея «Эвенкия, моя Эвенкия!»
Изготовление игрушек с национальным колоритом.
Изготовление макета «Стойбище эвенка»
Изготовление национальной одежды эвенков.
Презентация проекта.
Создание методического продукта по результатам реализации проекта.
Обобщение опыта на информационных сайтах.
Принципы реализации проекта:
Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и современной воспитательно – образовательной работы.
Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом возраста, подготовленности, разумности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
Принцип системности подразумевает достижение цели решением комплекса задач развивающей, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что получает получить прогнозируемый результат.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Созданы необходимые условия для организации деятельности ДОУ по воспитанию национально – культурного наследия;
Дети готовы самостоятельно решать задачи краеведческого значения в разных ситуациях;
Дети умеют выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;
Дети усвоили знания об коренных жителях родного края- эвенков;
У дошкольников сформировано стремление к исследованию объектов родного края и природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Дети проявили свои творческие знания, умения и способности в разных видах совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности.
Приложение 1
Перспективный план работы
по ознакомлению с родным краем
Работа планируется совместно с детьми по модели «Трех вопросов»:
Что мы знаем о родном крае?
Что мы хотим узнать?
Каким образом можно получить интересующую информацию?
Названия рек, кто им придумал названия и почему
спросить у воспитателей, узнать из книг
Главное озеро – Байкал
Откуда течет Байкал, почему в песне поется, что он «священный»
Из энциклопедии
Много рыб в озере и в реках Сибири
Как приготовить уху, откуда пошли названия рыб
У поваров детского сада
Много добывается полезных ископаемых
Каких больше всего полезных ископаемых в Сибири
У родителей, в энциклопедиях
Летом летают комары, мошки, но не везде они есть
Какие еще есть насекомые
Спросить у старшего брата, сестры
Животных много в Сибири – хищных и травоядных
Почему у эвенков очень ценится олень
В Интернете, в энциклопедии
В Прибайкалье живут много народностей
Узнать самый древний коренной народ Прибайкалья
Узнать из книг, энциклопедии
Охотники в тайге делают зимовье
Из чего построены дома в Сибири, где живет кочевой народ
Спросить у родителей, воспитателей
Наш город молодой
Какие народы живут в г. Братске
Посмотреть специальную передачу по телевизору, спросить у взрослых
Знаю выражение «Сибирский край – богатство России»
Какие звери живут в тайге, и чем они питаются, и каких зверей больше
В библиотеке, у воспитателя, родителей
Приложение 2
Перспективный план работы
по организации детской деятельности в центрах активности
— Географическое положение Климат. Природные явления.— Полезные
Ископаемые
— Животный и растительный мир Сибири.
— Культура и быт народов Прибайкалья
Центр детской книги
-Отгадать ребусы (города Сибири)
-Составление предложений со словами: уголь, алмаз, золото.
-Подбор стихотворений в книгу «Мы — сибиряки»
-Чтение легенд об Ангаре, Байкале, Байкальских сказок.
-Знакомство с поэзией и фольклором эвенков
-Разучивание стихотворений и песен эвенков
Сюжетно-ролевая игра
-«Путешествие по Сибири на поезде, автомобиле»; «Сибирский заповедник»,
— Передача «Прогноз погоды в Сибири», «Отдых в Сибири», «В гостях у эвенков»
Математика
-Дидактические игры «Путешествие на поезде»
-«Чего больше?», «Узнай и сосчитай»
-«Сундук сокровищ» (считаем полезные камни парами, тройками, записываем в учетную книгу, раскладываем камни в порядке возрастания-убывания)
Художественное творчество
-Коллаж «Карта родного края»,
-Рисование «Дорога в детский сад»»
-Лепка «Глобус», «Олени»
-Изготовление игрушки с национальным колоритом эвенков
-Аппликация «Узор на шкуре», лепка по сказкам эвенков.
Наука и природа
-В песке делаем реки, озеро Байкал.
-Создание макета «У реки»
-Составление биологических цепочек: «Кто чем питается», «Кто, где живет», классификация: животные, рыбы, птицы, насекомые, рептилии
Строительство
-Самодельные пазлы «Карта Сибири», «Животные Сибири», « Национальная одежда эвенков»
-Оригами «Деревья», конструирование из даров леса
Драматизация
Сказка «Огненная палка»,«Халганчулук»
-Изготовление костюмов для танца «Влюбленные оленеводы»
Открытая площадка
-Национальные подвижные игры русских, эвенков,
-Экскурсии в музей под открытым небом «Ангарская деревня», музей Ангарстроя (экспозиция «Культура и быт народов Сибири»
Приложение 3
«Эвенкия: Сияние Севера»
Совместное творчество детей ДОУ,
педагогов, родителей в рамках проекта
Приложение 4
Участие воспитанников МБДОУ
в городском фестивале «Маленькая страна»,
приуроченному к году Культуры, проходившему в г. Братске
infourok.ru
08:00–09:00 | Оздоровительная практика. Йога. Савита Хариш (Индия) |
09:00–10:00 | Мастер-класс по индийским танцам, Индия |
10:00–10:30 | Фестиваль клубники |
10:30–11:00 | Дуэт «Оберег», Иркутская область |
11:00–12:00 | Реконструкция народного обряда «Алгыз». Якутский ансамбль песни и танца «Дьюкээбил», Красноярский край |
12:00–13:00 | Мастер-классы номинантов музыкального конкурса |
13:00–13:30 | Фестиваль клубники |
13:30–15:00 | Мастер-классы номинантов музыкального конкурса |
15:00–16:00 | Мастер-класс Альбины Дегтярёвой, Якутия |
16:30–18:30 | Мастер-классы номинантов музыкального конкурса |
18:30–19:00 | Монгуш Монгун-оол Романович, Республика Тыва |
19:00–19:30 | Проект «Изюм» — «Пимочки» и студия ритма «Джем» |
19:30–20:00 | Ансамбль «Русская душа», Красноярский край |
21:00–22:00 | Мастер-класс члена жюри Сергея Старостина «Северные сказы», Москва |
22:00–00:00 | Мастер-класс коллектива «Свободные барабанщики», (Дуэт Антонины и Павла Юмашевых мастер-класс «Инструменты народов мира», студия ритма «Джем») г. Красноярск |
00:00–02:00 | Работа площадки «Этнокиноклуб» |
www.festmir.ru
Межрегиональный фестиваль коренных народов Сибири «Этюды Севера»: zaych461 — LiveJournal
6 августа на озере Оськино с. Парабель состоялся 11-й межрегиональный этнический фестиваль коренных малочисленных народов Сибири «Легенды Севера» в котором приняло участие не менее 5 тысяч человек.
2.
Перед началом праздника, состоялось открытие этнографического музея селькупов под открытым небом.
3.
Согласно подготовленному тематико-структурному плану музей будет состоять из десяти комплексов. Один из комплексов воссоздаёт быт селькупов в дорусский период. Главным сооружением поселения является полуземлянка с пирамидальной крышей. В дальнейшем она «обрастёт» хозпостройками старины: амбаром, печкой.
4.
Вера Тузакова — представительница селькупов из Томской области, делиться историями, пока готовить лепшку для запекания в углях костра:
«Мешок муки, детская люлька, охотничьи снасти и кусок кислого теста. Без этого обязательного набора ни один селькуп в лес не ходил. Их таежные «командировки» затягивались как минимум на месяц. Все это время селькупская семья жила в лесу: била шишку, собирала ягоды, охотилась. Маленьких ребятишек брали с собой. Поэтому временные жилища строили возле деревьев – на сук вешалась люлька. Ходовым блюдом в походных условиях были лепешки из кислого теста. Кусок захваченной из дома квашни хозяйки смешивали с мукой и оставляли «подходить». После каждой выпечки хлеба приберегали часть опары – для закваски на следующий раз.»
5.
6.
7.
Губернатор области Сергей Жвачкин завершил двухдневную рабочую поездку в Парабельский район открытие музея культуры и быта селькупов «Чумэл чвэч», что означает «селькупская земля»
8.
9.
– Такие амбары я встречал на Чулыме, Кети, Тыме, – вспоминал губернатор. – Старожилы тех мест рассказывали мне, что селькупы специально строили их на возвышенности, да еще и лестницы сооружали. Так охотники спасались от медведей, защищали съестные припасы от мышей, а амбар – от возможного подъема воды в реке.
10.
11.
12.
Впервые фестиваль «Легенды Севера» прошёл в 2003 году, получив статус районного мероприятия. С 2006 года фестиваль стал межрегиональным, а с 2009 года был включен в ФЦП «Культура России». Этнический фестиваль ежегодно собирает в Парабельском районе гостей со всей Томской области, а также Ямала, Тувы, Хакасии, Алтая и других регионов и является одним из самых значимых мероприятий в муниципальной программе развития сельского туризма.
13.
Национальные костюмы и бубны, танцы, песни и родовые мелодии, сказки и легенды — главные украшения программы. Манящий и необыкновенный фестиваль собрал более 500 участников и гостей, включая представителей коренных народов из республик: Бурятии, Тывы, Горного Алтая, Хакасии, Верхнекетского, Каргасокского, Колпашевского и Парабельского районов Томской области, это говорит о том, что каждый фестиваль коренных народов «Этюды Севера» привлекает к себе повышенное внимание земляков и гостей нашего края.
14.
15.
Были организованы традиционные выставки-ярмарки народных промыслов и ремёсел, угощение национальными блюдами – ухой, копчёной рыбой, дикоросами. Пройдут состязания по мотивам селькупского быта – гонки на обласках, стрельба по мишени, перетаскивание бревна.
16.
17.
18.
Невзирая на палящее солнце, участники вышли на парад в отороченных мехом костюмах. Концертная программа, начавшаяся с заклинания духов и зажжения ритуального костра, продолжилась до вечера. На открытой сцене выступили ансамбль хакасского танца «Кун сузы», эвенкийский образцовый ансамбль «Хосинкан» (Бурятия), Государственный национальный театр песни и танца «Алтам» (Алтай), солист горлового пения Аяс Дамдын из Тывы.
19.
20.
Свежесваренная уха, чай и полевых трав и цветом, свежее дикоросы — все натуральное и невероятно вкусное!
21.
22.
23.
Путь длинною в 900 км был проделан не зря. Надеюсь, в следующем году удастся снова попасть на этот чудесный и очень интересный праздник.
Оформлено с помощью «Обрамлятора»
zaych361.livejournal.com
Знакомим дошкольников с коренными жителями Сибири
ЗНАКОМИМ ДОШКОЛЬНИКОВ
С КОРЕННЫМИ ЖИТЕЛЯМИ СИБИРИ
Казанская С.В., старший воспитатель
МБДОУ г.Иркутска детского сада №8
Образовательная политика России на современном этапе направлена на расширение масштабов межкультурного взаимодействия. Это обусловлено тем, что в настоящее время мы являемся свидетелями ярко проявляющегося противоречия: с одной стороны, направленность прогрессивных людей на обретение общечеловеческих ценностей, духовности, подлинной культуры, а с другой стороны, — обострение межнациональных конфликтов, приводящих к серьезным и тяжелым последствиям, к разрушению национальной и мировой культуры.
Одним из реальных механизмов выхода из сложившейся ситуации является усиление внимания к реализации национально — регионального компонента в содержании дошкольного образования. Именно, в дошкольном возрасте, по мнению ученых, закладываются основы социально — нравственных качеств личности, создаются предпосылки к этнокультурному развитию ребенка (А.В.Запорожец, З.Б. Лопсонова и др.).
Основу этнокультурного развития ребенка составляет этническое самосознание, начальные формы которого формируется в процессе приобщения его к национальной культуре народов, проживающих в регионе.
В условиях нашего ДОУ имеются потенциальные возможности формирования основ этнического самосознания у детей дошкольного возраста в процессе реализации регионального компонента содержания образования. В учреждении образовательная деятельность осуществляется на основе основной общеобразовательной программы ДОУ,
региональный компонент которой представлен авторской программой нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «С чего начинается Родина». В контексте данной программы дети осваивают тематический блок «Сибирь – мой край родной», который спроектирован с учетом принципа интеграции содержания и видов детской деятельности.
Детям предлагается, познакомиться с природой и географией Восточной Сибири, погрузиться в мир истории, узнать особенности быта, приобщиться к традициям и культурному наследию коренных жителей родного края. Содержание программы построено с учетом особенности народонаселения нашего региона, которая характеризуется его многонациональностью. В условиях нашего учреждения особое внимание в работе с детьми с целью формирования их этнического самосознания уделяется приобщению к национальной бурятской культуре.
Большое внимание в работе по формированию этнического самосознания у детей старшего дошкольного возраста уделяем использованию разнообразных форм и средств организации образовательной деятельности.
В качестве ведущего средства в работе с детьми используется проектная деятельность. Нами разработан и реализуется проект «Коренные жители Сибири», в рамках которого дети получают возможность исследовать социокультурную среду, пропитанную культурным наследием бурятского народа.
Цель проекта: разработать и апробировать методику формирования основ этнического самосознания у старших дошкольников в процессе приобщения к бурятской национальной культуре.
Мы определили следующие задачи:
1. Познакомить детей, на доступном уровне, с историей, культурой, традициями и языковыми особенностями бурятского народа
2. Подвести детей к осознанию общности русского и бурятского народа: в аспекте исторического прошлого, территориального проживания.
3. Развивать у детей интерес к национальной бурятской культуре.
4. Воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к людям бурятской национальности.
Реализация поставленных задач осуществляется последовательно, по этапам.
Организационно – методический этап был направлен на обеспечение необходимых условий реализации проекта.
Первое условие — достаточный уровень этнокультурной компетенции воспитателей ДОУ. Для повышения этнообразовательного уровня педагогов старшим воспитателем Казанской С.В. и воспитателем нашего ДОУ Турлаковой Т.М. были проведены лекции и семинары по темам «История и традиции бурятского народа», «Бурятские игры», «Особенности бурятской одежды», «Бурятские народные праздники»; мастер-классы «Народные промыслы Бурятии». Для ознакомления с бытом бурят организовано посещение этнографического музея «Тальцы». Для самообразования создана библиотека, видеотека и фонотека, отражающая специфику бурятской национальной культуры.
Второе условие — сформированная у воспитателей мотивационная готовность к работе в инновационном режиме. Были проведены методические советы с целью разъяснения целей и задач, этапов и методики реализации проекта.
Третье условие — организация развивающей среды, максимально отражающей колорит бурятской национальной культуры. Был оформлен макет бурятского поселения, включающий юрту, дацан и другие национальные атрибуты.
Подобран наглядный материал: иллюстрации, фотографии, сшита детская национальная одежда; подготовлены дидактические игры «Составь орнамент костюма», «Подбери пару» и т.д. Были систематизированы бурятские национальные игры: с костями «шагай», предметами, бытовые игры. Собраны пальчиковые игры. Составлен мини — словарь, наиболее легких для понимания детьми, бурятских слов.
Четвертое условие – расширение этнокультурного пространства, вовлечение родителей в педагогический процесс. Это осуществлялось через наглядно — информационные средства, через привлечение родителей к совместным мероприятиям: экскурсиям, развлечениям.
Пятое условие – организация и проведение педагогической диагностики, с целью получения достоверных данных об уровне развития у детей основ этнического самосознания, на основе которых нами были определены ожидаемые результаты.
Основной этап – непосредственно сам процесс приобщения к национальной бурятской культуре, который носит комплексный характер и проходит через все виды деятельности.
В своей работе с детьми мы используем книгу Виктории Алагуевой «Золотая книга о бурятах» (история, традиции, культура, легенды), на основе которой были определены следующие блоки:
1.Кто такие буряты:
— история происхождения
2.Традиции бурятского народа:
— чем играли раньше дети
— национальная пища
— национальная музыка
— национальные праздники (сагаалган, сурхарбан, Ёрдынские игры)
3.Бурятский национальный костюм:
— женский костюм
— мужской костюм
— головные уборы бурят
— обувь
— бурятский орнамент
4.Жилище бурят
— бурятская юрта
5.Чем занимались буряты:
— конь в жизни бурят
— ремесла
— народная медицина
6.Сказки и легенды бурятского народа
Детей знакомим с историей происхождения бурятского народа. С высокой эмоциональной вовлеченностью дети приобщаются к национальным традициям посредством включения в народные бурятские игры, знакомства с национальной бурятской пищей, музыкой, праздниками.
В продуктивных видах деятельности дети изучают особенности женского и мужского национального бурятского костюма, головного убора, обуви. В процессе изобразительной деятельности дети учились рисовать бурятский орнамент, создавать аппликации из элементов бурятского костюма.
Сравнивают и сопоставляют традиционные жилища – бурятская юрта и современное жилище человека.
В процессе приобщения к миру профессий дети знакомятся с историческими и традиционными занятиями человека в Сибирском регионе. В частности, познают традиционные бурятские ремесла, узнают возможности развития традиционной народной медицины.
Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация» и «Социализация» реализуется на материале ознакомления и театрализации сказок и легенд бурятского народа. Перед детьми неоднократно выступали артисты бурятского национального театра г.Улан-Удэ, знакомили детей с жизнью, бытом, традициями и культурой своего народа.
Ознакомление детей с историей, географией, трудом, эстетическими, архитектурными и семейно — бытовыми традициями осуществлялось в рамках раздела «Ребенок и окружающий мир». Детям было интересно познакомиться с тем, как буряты встречают и провожают гостей, предлагают им отведать молока, провожая в дальний путь, брызгают вслед молоком с пожеланием удачи.
В русле развития речи детей знакомили с уникальным памятником духовной культуры бурятского народа героическим эпосом «Гэсэр». Учили детей произношению отдельных слов: приветствия, прощания, благодарности.
В контексте решения задач по физическому воспитанию использовали народные подвижные игры, знакомили с видами спорта.
С художественно — эстетической культурой бурятского народа дети знакомились на музыкальных занятиях, разучивая песни, танец «ёхор».
Интеграцией, полученных детьми знаний, умений и навыков явились праздники. Бурятские праздники, являясь элементом народной жизни, включают в себя национальные и религиозные традиции, связанные с трудовой деятельностью человека и сезонными изменениями. Мы знакомим детей с традиционными бурятскими праздниками Сагаалган, Сурхарбан, Ёрдынские игры.
В настоящее время реализация проекта находится на заключительном этапе, завершающим цикл педагогического процесса. На данном этапе мы планируем провести качественный и количественный анализ достигнутых результатов. Выявить причины неполного соответствия хода и результатов процесса первоначальному замыслу. Наметить перспективы дальнейшей деятельности по данной проблеме.
Таким образом, формирование этнического самосознание у детей старшего дошкольного возраста является важнейшей задачей современного образования, реализация которой находит своё отражение в региональном компоненте нашей образовательной программы.
infourok.ru
Материал по теме: Фестиваль национальных культур в детском саду «Малышок»
Сценарий праздника «Фестиваль национальных культур».
Звучит музыка разная
1вед.: На фестиваль, на фестиваль!
Ещё такого сад не знал!
Мы приглашаем всех на праздник,
Веселый летний фестиваль!
Предлагаем открыть его парадом национальных костюмов!
Звучит песня «Дружат дети всей Земли». Дети проходят в колонне друг за другом, и садятся на свои места
2 вед.: По-разному зовутся дети,-
Нас очень много на планете…
Есть Вани, Гансы, Джоны,-
Детей повсюду миллионы!
1 вед.: Мы рады видеть всех сегодня на нашем ярком, многонациональном фестивале!
1 вед.: Пусть всюду светлый детский сад
Встречает радостно ребят.
Сильные духом, но сердцем открыты!
С чистой, по- детски и доброй душой,
Самые лучшие — русские люди
Будет ли Вам в этой жизни покой
Я приглашаю ребят, представляющих русский народ.
Танец русских
Калинка
1вед.: Ребята, а гости к нам пришли не с пустыми руками, они принесли нам свое национальное блюдо.«Блины»
Вед.: Понравилось Вам ребята? А теперь я Вас хочу познакомить с маленькими представителями другой нации, готовы?
Тары, бары, растабары
Вас приветствуют татары!
Встречайте гостей!
Выходят дети младшей группы и танцуют татарский танец.
Танец регина
1 вед.: Ой ти, ненька- Украина,
Я тебе кохаю,
В свитикащойкрайни
Я не знаю.
Чорне море, степ широкий,
Зелени Карпати,
И пид небом синиоким
Стежина до хати.
Украинская музыка
Встречайте украинский народ(дети танцуют).
А теперь украинское национальное блюдо –«вареники».
2 вед.: Как цыгане поют- передать невозможно.
Да и есть ли на свете такие слова?!
То с надрывной тоскою, темно и тревожно.
То с весельем таким, что хоть с плеч голова!
2вед.: А как цыгане зажигательно танцуют…Встречайте цыганский табор.(дети танцуют).
Цыганочка танец
А сейчас ребята представят национальное блюдо «Салат по-цыгански».
2 вед.: Азербайджан страна огней
Страна и гидов и друзей
Страна распахнутых дверей
Страна Бабека, Короглы,
Страна Новруза и весны.
Твоих красавиц всяк искал,
Кто хоть раз народ твой повидал.
Музыка лизгинка
Встречайте представителей азербайджанского народа(дети танцуют лезгинку).А теперь азербайджанское национальное блюдо-плов.
1вед.: Нас, татар, на белом свете,
Миллионы, всех не счесть,
Друг за друга мы в ответе,
Всем хвала, и всем нам честь!
Музыка татар
Встречайте представителей татарской нации(дети танцуют).А теперь татарское национальное блюдо- «Чак — чак».
2 вед.: Ребята, посмотрите, сколько много людей разных национальностей проживает в Тюменском районе. Мы познакомили вас только с маленькой частью. Проживают у нас и казахи, и чуваши, и белорусы, и молдаване, и ханты и очень много еще народов.
1 вед.: Ребята нам показали песни и танцы тех народов, которые они представляют, и у каждого народа есть свои национальные игры.
музыка
У русского народа одна из национальных игр «Ходит Ваня»,
«Гори, гори, ясно», «Самый быстрый», «Бенефша», «
2вед.: как много новых игр мы сегодня узнали, а кто-то их просто вспомнил, так как играют дома в них. Вам понравилось ребята?
1вед.: Ребята, а мы вам предлагаем поиграть в еще одну игру, она называется «нужно дружно жить на свете», в нее играют дети всех наций. Готовы?
-Нужно дружно жить на свете,- Дружно?
Дети: Дружно!
-Это знать большим и детям Нужно?
Дети: Нужно!
-Если ссора приключится,- скверно?
Дети: Скверно!
-Нужно тут же помириться,- верно?
Дети: Верно! А потом, когда мы старше станем сами,
Подрастет и дружба наша
Вместе с нами!
1вед.:И пусть по-разному зовутся дети,
Для нас- все лучшее на свете!
Хотим под мирным небом жить,
И радоваться, и дружить!
1вед.: Ребята, у ваших воспитателей, есть по одному воздушному шарику, но они не простые, а волшебные. Надо всем загадать желание, сказать его шарику и отпустить в небо, вместе с голубями, и тогда ваше желание исполниться. Готовы?
Дети: да!
музыка
2 вед.: Тогда по команде, отпускаем в небо шарики!!! Давайте все вместе станцуем танец дружбы. (веселая) Дети танцуют
Если есть сковорода,
Будет русский сыт всегда:
Жарким солнышком весны
Зашкварчат на ней блины.
Пышные, румяные,
Пламенно-огняные.
С ободочком-корочкой,
С мёдом ешь, с икорочкой.
nsportal.ru
🚀Программа Международного фестиваля этнической музыки и ремёсел «МИР Сибири 2017»
Опубликован проект программы Международного фестиваля этнической музыки и ремёсел «МИР Сибири» — главного события сибирского лета!
Концертные выступления мировых звёзд этнической музыки, выступления номинантов конкурса на присуждение этномузыкальной премии «МИРА», выставка работ участников конкурса на присуждение мастеровой премии «МИРА» и десятки интерактивных площадок – таким будет «МИР Сибири» в 2017 году.
Традиционно любознательные туристы смогут принять участие в обрядовых действах. «Купальский обряд», «Собирание росы» и «Коси, коса» стали визитными карточками фестиваля. В рамках традиционных обрядов будут проводиться мастер-классы по плетению венков, заплетанию кос. Желающие смогут принять участие в разучивании хороводов и танцев. Организаторы также запланировали масштабное действо: «Свадебный обряд ко Дню Петра и Февронии».
Для любителей здорового образа жизни продолжит работу площадка «Фестивальная здравница». Каждое утро будет начинаться с гимнастик и оздоровительных практик. Гимнастики «Славянские чаровницы», «Здрава» и оздоровительный комплекс для детей – такими ожидаются утренние часы на фестивале.
Под мостом вблизи Обрядовой поляны заработает «Беседка». Это место для тех, кто хочет получить новые знания – послушать увлекательные лекции приглашенных гостей.
Локация «Этнокиноклуб» покажет ярчайшие работы российских документалистов – фильмы из фондов кинофестиваля «Путешествие по России» (программы «100 лет заповедной системе России», «Российская Арктика» и «Многонациональная Россия»). Работы представят сами авторы: Сергей Циханович (г. Санкт-Петербург), Наталия Судец (г. Москва), Елена и Виктор Алферовы (г. Москва) и художественный руководитель кинофестиваля «Путешествие по России» Ирина Белова.
Подробнее о фестивале «МИР Сибири 2017»
По специальной программе будет работать музей-заповедник «Шушенское». Каждое здание музея-заповедника на время проведения фестиваля вспомнит своё историческое предназначение, на улицах музея появятся его жители в традиционной одежде.
Площадка «Этнопарк» порадует мастер-классами по приготовлению блюд сибирской кухни с обязательными дегустациями, чайными церемониями. Новинка «Этнопарка» – это работа площадки «Этнодеревня». Здесь расположатся традиционные жилища коренных народов Сибири — эвенкийский и таймырский чумы; хакасская, бурятская и тувинская юрты. Ожидаются тематические мастер-классы, экскурсы в быт и традиции северян.
Программа Международного фестиваля этнической музыки и ремёсел «МИР Сибири 2017»
06 июля, четверг
Главная площадь п. Шушенское
21:00 –22:50 | Дискотека с участием почётного гостя фестиваля DJ Qwall (Республика Корея) |
7 июля, пятница
Главная сцена
18:00– 18:40 | Торжественное открытие Международного фестиваля этнической музыки и ремёсел «МИР Сибири» |
18:40– 21:00 | Концертно-конкурсные выступления номинантов конкурса на присуждение этномузыкальной премии «МИРА» |
21:10– 01:30 | Концертные выступления почётных гостей фестиваля |
01:30– 02:00 | DJ Qwall (Республика Корея) |
Обрядовая поляна
08:00–09:00 | Гимнастика «Славянские чаровницы» (фестивальная здравница) |
09:00–10:00 | Оздоровительная гимнастика для детей (фестивальная здравница) |
09:00–10:00 | Славянская гимнастика «Здрава» (фестивальная здравница) |
10:00–11:00 | Мастер-класс по разучиванию «Малиновской кадрили» |
11:00–13:00 | Активный семинар «Вспомни себя, или Народные игры для взрослых и детей» |
12:00–13:00 | Работа площадки «Беседка», лекция «Проведение семейных праздников. Троичность и семеричность праздников» |
13:00–15:00 | Выступления номинантов конкурса на присуждение этномузыкальной премии «МИРА» – погружение в традиционную художественную культуру разных народов |
14:00–15:00 | Работа площадки «Беседка», интерактивная лекция Татьяны Соколовой – руководителя магазина «Платья славянские узоры, Красноярск». «Красота по-русски — мода завтрашнего дня. Как носить славянский наряд в современном мире». |
15:00–16:00 | Мастер-класс члена жюри Сергея Старостина (Москва) |
16:00–17:00 | Интерактивная этно-программа «Культ женщины у долган» |
17:00–17:50 | Работа площадки «Беседка», лекция пресс-секретаря Национального календаря событий Оксаны Солодовниковой «Фестиваль как путь к возрождению национальных традиций» |
19:00–20:00 | Активный семинар «Сокровища русского хоровода» |
20:00–21:00 | Танцевальный мастер-класс. Этно-zumba. |
21:00–22:00 | Концертные выступления коллективов – участников фестиваля |
21:00–22:00 | Мастер-класс по плетению купальских венков |
22:00–23:00 | Купальский обряд |
23:00–23:20 | Открытие фестивальной кинопрограммы. Презентация кинофильма «120 лет красноярскому кино». |
23:20–23:50 | Представление проекта «100 лет заповедной системе России». Спикеры: Ирина Белова – художественный руководитель и программный директор кинофестиваля «Путешествие по России» и Наталия Судец – пресс-секретарь ФГБУ «Заповедники Оренбуржья» и Ассоциации директоров заповедников и национальных парков «Заповедная Россия». Редактор и фотограф портала Страна.Ru. |
23:50–00:35 | Премьера фильма Олега Кугаева и Наталии Судец «Заповедник Оренбургский: союз степей и диких копытных» (2017 г., 11 мин.) |
00:35–00:50 | Презентация Национального парка «Русская Арктика» «Остров Хейса» (2014, оператор Н. Гернет), «Новая Земля» (2016, операторы И. Скалина, Ю. Петров, |
00:50–01:50 | Презентация фильма о программе спасения редчайшей птицы в мире белого журавля (стерха). Окский государственный биосферный природный заповедник, д/ф «Повесть о белых журавлях» (ООО «Медиа-Проект», 2013. 57 мин., режиссёры А. Белов, П. Брагин) |
Город мастеров
10:00–22:00 | Открытие и работа выставки-ярмарки художественных ремёсел «Город мастеров» |
12:00–17:00 | Мастер-классы и демонстрационные показы по декоративно-прикладному творчеству |
14:00–20:00 | Работа площадки «Сибирская мастерская» |
Этнопарк
10:00–21:00 | Открытие и работа локации «Этнодеревня» |
10:00–21:00 | Работа фотовыставки из фондов Русского географического общества |
10:00–18:00 | Открытие и работа площадки «Чайная» (русские, китайские, тайские, хакасские чайные церемонии) |
10:00–20:00 | Работа открытой локации «Заповедный городок» (презентация 19 заповедных территорий Сибири) |
11:30–14:00 | Мастер-класс, дегустация блюд сибирской кухни |
12:00–18:00 | Мастер-класс по приготовлению блюд сибирской кухни в русской печи |
16:00–18:00 | Мастер-класс, дегустация блюд сибирской кухни |
Музей-заповедник «Шушенское»
10:00–18:00 | Обзорные экскурсии по музею-заповеднику |
12:00–18:00 | Работа площадки «Музейный парк семейного отдыха» |
15:00–18:00 | Открытие выставки работ номинантов мастеровой премии «МИРА» и проведение очного этапа конкурса на присуждение мастеровой премии «МИРА» в номинации «Традиционные ремёсла»: презентация, демонстрация техник изготовления работ |
8 июля, суббота
Главная сцена
18:00– 21:00 | Концертно-конкурсные выступления номинантов конкурса на присуждение этномузыкальной премии «МИРА» |
21:10– 02:00 | Концертные выступления почётных гостей фестиваля |
Обрядовая поляна
07:30–08:00 | Традиционное сакральное обрядовое действо «Собирание росы» с мастер-классами по плетению кос |
08:00–09:00 | Гимнастика «Славянские чаровницы» (фестивальная здравница) |
09:00–10:00 | Оздоровительная гимнастика для детей |
09:00–10:00 | Славянская гимнастика «Здрава» (фестивальная здравница) |
10:00–11:00 | Мастер-класс по плетению кос «Девичьи посиделки» |
11:00–12:00 | Эвенкийский обряд «Икэнипкэ» (обряд очищения) |
11:00–14:00 | Работа площадки «Беседка», мастер-класс по правополушарному рисованию на тему Дня Петра и Февронии – праздника любви, семьи и верности |
12:00–14:00 | Семинар «Славянский обрядовый календарь и основные праздники по Кологоду» |
14:00–15:00 | Работа площадки «Беседка», семинар «Сакральный смысл русских сказок, ключи к пониманию и личные родовые сказы» |
14:00–15:00 | Выступления номинантов конкурса на присуждение этномузыкальной премии «МИРА» – погружение в традиционную художественную культуру разных народов |
15:00–16:00 | Мастер-класс члена жюри Альбины Дегтярёвой «Примеры игры на якутском хомусе» (Якутск) |
16:00–17:00 | Концертные выступления коллективов – участников фестиваля |
17:00–18:00 | Этнотека: разучивание русских хороводов, танцев и традиционных игр народов мира со всеми желающими |
18:00–19:00 | Концертное выступление этнофольклорного ансамбля «Сарю-Тэс» (с. п. Караул, Таймыр) |
19:00–20:30 | Концерт и мастер-класс коллектива «Свободные барабанщики» |
20:30–21:00 | Танцевальный мастер-класс. Этно-zumba под музыкальное сопровождение коллектива «Свободные барабанщики» |
20:00–21:00 | Работа площадки «Беседка», встреча с режиссёром-оператором документальных и научно-популярных фильмов Сергеем Цихановичем (Санкт-Петеребург). |
21:00–22:00 | Активный семинар «Вспомни себя, или Народные игры для взрослых и детей» |
22:00–23:00 | Свадебный обряд ко Дню Петра и Февронии |
23:00–23:15 | Работа площадки «Этнокиноклуб». |
23:15–23:45 | Работа площадки «Этнокиноклуб». |
23:45–00:45 | Работа площадки «Этнокиноклуб». |
00:45–02:00 | Работа площадки «Этнокиноклуб». Представление проекта «Многонациональная Россия». Показ и обсуждение лауреата более 10 международных кинофестивалей документального фильма Елены и Виктора Алфёровых «Танец орла» (2014, 58 мин.) |
Город мастеров
10:00–22:00 | Работа выставки-ярмарки художественных ремёсел |
12:00–17:00 | Мастер-классы и демонстрационные показы по декоративно-прикладному творчеству |
14:00–20:00 | Работа площадки «Сибирская мастерская» |
Музей-заповедник «Шушенское»
10:00–18:00 | Проведение очного этапа конкурса на присуждение мастеровой премии «МИРА» в номинации «Современное декоративно-прикладное творчество»: презентация, демонстрация техник изготовления работ |
10:00–18:00 | Обзорные экскурсии по музею-заповеднику |
12:00–18:00 | Работа площадки «Музейный парк семейного отдыха» |
ЭКОэтноинтерактив
10:00– 18:00 | Выставки-ярмарки ДПИ и ИЗО, мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству «Хуторок ремёсел», деревенские подворья «ЭКОэтноинтерактив», арт-салон под открытым небом. |
11.00 – 18.00 | Театрализованное открытие и работа фестивальной площадки «ЭКОэтноинтерактив». |
11.30 – 12.30 | Праздничная программа ко дню Петра и Февронии. |
9 июля, воскресенье
Главная сцена
18:00– 21:00
| Концертно-конкурсные выступления номинантов конкурса на присуждение этномузыкальной премии «МИРА» |
21:00–22:30
| Гала-концерт и церемония награждения номинантов конкурсов на присуждение этномузыкальной и мастеровой премий «МИРА» |
22:40–-01:00 | Концертные выступления почётных гостей фестиваля |
01:00–02:00 | DJ Qwall (Республика Корея) |
Обрядовая поляна
08:00–09:00 | Гимнастика «Славянские чаровницы» (фестивальная здравница) |
09:00–10:00 | Славянская гимнастика «Здрава» (фестивальная здравница) |
09:00–10:00 | Оздоровительная гимнастика для детей (фестивальная здравница) |
10:00–12:00 | Мастер класс по рисованию. Интуитивная живопись под звуки ситара |
11:00–13:00 | Работа площадки «Беседка», лекция режиссёра-документалиста Наталии Судец (Москва) «Программа реинтродукции лошади Пржевальского в заповеднике «Оренбургский» |
12:00–13:00 | Мастер-класс по хороводным песнопениям |
13:00–15:00
| Выступления номинантов конкурса на присуждение этномузыкальной премии «МИРА» – погружение в традиционную художественную культуру разных народов |
15:00–16:00 | Концертные выступления коллективов – участников фестиваля |
16:00–17:30 | Работа площадки «Беседка», встреча с режиссёром-документалистом, старшим редактором по отбору документального кино ГТРК «Культура» Еленой Алфёровой и режиссёром Виктором Алфёровым (Москва). Тема встречи: «Особенности съёмочного процесса документального фильма «Танец орла» |
16:00–17:00 | Подвижный мастер-класс «Славянские танцевальные практики», танец «мандала» |
17:00–18:00 | Дефиле этнического костюма |
18:00–19:00 | Выступление музыкальной группы ТАТТВА |
19:00–21:00 | Выступление и мастер-класс коллектива «Свободные барабанщики» |
Город мастеров
10:00–22:00 | Работа выставки-ярмарки художественных ремёсел |
12:00–17:00 | Мастер-классы и демонстрационные показы по декоративно-прикладному творчеству |
14:00–20:00 | Работа площадки «Сибирская мастерская» |
Музей-заповедник «Шушенское»
10:00–18:00 | Обзорные экскурсии по музею-заповеднику |
12:00–18:00 | Работа площадки «Музейный парк семейного отдыха» |
allfest.ru