Египетский национальный музей – Rosicrucian Egyptian Museum in San Jose houses the largest collection of Egyptian artifacts on exhibit in western North America

Содержание

Египет 2018. Отдых по туру. Экскурсия в Каир. Часть 3. Каирский египетский музей: ankasun — LiveJournal

В наших путешествиях мы редко посещаем музеи, но иногда бывает. В мире есть интересные исторические музеи с невероятными экспонатами, рассказывающими истории городов и стран, людей и событий. Каирский египетский музей — один из них. Признаюсь, что, если бы мы поехали в Каир самостоятельно, то не посетили бы его. Перед поездкой я ничего не знала о музее и его коллекциях и знала только то, что там запрещено фотографировать, длинные очереди, чтобы попасть, и что на его посещение стоит выделять чуть ли не целый день. Но обстоятельства сложились так, что Каирский египетский музей стал основной достопримечательностью на ровне с пирамидами. Все фотографии, представленные ниже, сделаны мной, но до написания этой заметки я знала только единицы экспонатов. Потому пришлось проделать немалую работу, чтобы не просто показать вам коллекцию музея, но и рассказать о том, что мы видели. Так что побуду я немного гидом для своих любимых читателей 🙂

Второй день экскурсионной программы «Каир 2 дня» от туроператора Tez Tour. 15 марта 2018 года, Египет, Каир. Предыдущие часть 1 и часть 2 этой поездки.
01.


Второй день начался в 7 утра со столовой отеля «Катаракт» в Каире. После чего группа встретилась с гидом, погрузилась в автобус, и мы поехали на встречу первой достопримечательности — музею. В автобусе нас встретил новый гид — Ахмед — он и проведет все экскурсии. Теперь его очередь развлекать туристов рассказами о постройке пирамид, а основной наш гид Мухаммед в это время занимался только организационными вопросами. Ахмед дал название нашей группе из 20 человек и 3 маленьких детей «Алладин», на это слово мы должны будем сбегаться к гиду, если он требует своего внимания. Русский у него был похуже и, несмотря на то, что мы с мамой пересели ближе, понять его речь было сложнее. Да и по поводу пирамид Ахмед рассказывал давно устоявшиеся байки и даже не заикнулся о новом открытии — еще одном способе, как могли строить пирамиды, к которому сейчас больше склоняются ученые, но пока этот вариант в процессе поиска доказательств.

В 8:45 наш автобус подъехал к воротам музея, и мы вышли на большую и шумную от толп туристов территорию, которая встретила нас небольшим Сфинксом. Я думала, что Сфинкс в Египте один, а оказалось таких статуй и памятников довольно много.
02.

Каирский музей был открыт в 1902 году. Это крупнейшее в мире хранилище предметов древнеегипетского искусства — около 160 тысяч экспонатов, собранный в более, чем 100 залах.
03.

Музей еще был закрыт для посещения, но очередь из желающих попасть туда тянулась на более, чем 50 метров и в 4 ряда. Ахмед сказал, что у нас есть 15 минут на погулять по территории, пока он с Мухаммедом организуют входные билеты и аудиогиды. По словам гида, все монументы, стоящие на улицы, подлинные и оригинальные, и их можно посмотреть совершенно бесплатно.
04.

05.

Мы прогулялись до общественного туалета. Запах почувствовали издалека. Туалет страшненький и не сказала бы, что чистый, хотя уборщицы мыли полы, когда мы туда вошли. Такое ощущение сложилось, что египтянки считают, что, чем больше воды на полу, тем он чище. А я боялась запачкать свои белые тапки )) Туалетную бумагу уборщица оторвала голыми руками, отставив до этого швабру и ведро. Бумажкой я не воспользовалась, хотя и не отношу себя к брезгливым. Выходя, я решила даже руки не мыть, чтобы побыстрее покинуть вонючее помещение, но уборщица больших размеров (как меня три) преградила дорогу и показала на умывальник. Надзиратель, блин )) Ладно, вымыла руки, вытерла о штаны и хочу выйти, а эта египтянка тянет руку со словами «мани-мани». Гид вроде говорил, что туалет бесплатный, но эта дама явно не хотела меня выпускать. Я достала 5 фунтов, которые специально для таких целей положила в отдельный карман, и дала ей. Она улыбнулась, очень обрадовалась и выпустила меня. А тут следом мама выходит из кабинки и африканка к ней. «Не,» — говорю, — «она со мной». Уборщица махнула рукой и пропустила.

После этого приключения мы вернулись к группе, где гид раздавал всем билеты и аудиогиды. С помощью такого себе плеера-рации Ахмед сможет доносить нам полезную информацию в очень шумном музее и собирать нас кодовым словом «Алладин», если кто потеряется.

Стоимость входного билета в музей составила 120 египетских фунтов и была включена в программу экскурсии в Каир. Хотя я вот сейчас вспоминаю, что на одном из туристических сайтов Египта, видела цену в 60 фунтов и даже с надписью для туристов, хм… Если хотите фотографировать внутри, то нужен отдельный билет за 50 фунтов (3 доллара) и гид позаботится о том, чтобы приобрести его для вас. Также перед экскурсией гид рекомендовал купить диск с фото и видео из музея.
06.

Еще немного в очереди, проверка билетов, сканирование вещей и прохождение через сканирующие ворота для людей, и мы внутри.
07.

В первом зале, он же главный, мы остановились всего возле одного стенда, хотя зал очень большой и с немалым количеством экспонатов. Похоже, что Ахмед рассказывал про письменность египтян, но понять, а тем более подойти ближе было невозможно.
08.

Потому я отвлеклась на другие экспонаты.
09.

Каменный саркофаг.
10.

11.

Колоссальная статуя фараона Аменхотепа III с его женой царицей Тией и их дочерью Хенутане в главном зале музея. Время правления Аменхотепа III рассматривается как один из величайших периодов расцвета древнеегипетской цивилизации. С одной стороны, он почитал традиционных египетских богов и сооружал им роскошные храмы, с другой стороны, именно в его эпохе, когда царское самообожествление достигло невиданного размаха, лежат корни грядущей амарнской реформы (поклонение одному богу Амону).
12.

За этими великими статуями мы поднялись по лестнице на второй этаж. Гид, молодец, повел нас в ту сторону, куда не пошли остальные туристические группы, поэтому людей пока встречалось немного.

Скульптурная диада Амона и Мут из Карнака. Найдены в храме Амона в Карнаке, бывшего на протяжении почти двух с половиной тысячелетий главным национальным святилищем страны. Голова царицы, выполненная из твёрдого, превосходного кристаллического известняка, была лишь одним из более ста обломков грандиозной диады, изображающей бога Амона и его супругу, богиню Мут. Изначальная высота памятника достигала 4,15 м. Задняя часть скульптурной группы, где находились опорные столбы статуй, увы, утеряна, так как представляла наибольшую ценность для грабителей; с ней утеряна и большая часть надписей, некогда находившихся на памятнике. В образе Амона был изображён Хоремхеб — последний царь XVIII династии, до воцарения — известный военачальник эпохи правления Эхнатона. В облике Мут — его официальная супруга Мутноджемет — царица непростой судьбы, не просто более знатная по рождению, чем её супруг, но и принадлежавшая к высшей знати: её старшей сестрой, судя по всему, была сама Нефертити.
13.


Эта плита была найдена в королевской гробнице 18-й династии, период 1356-1340 гг. до н.э. На ней изображен фараон Эхнатон, сын Аменхотепа III. Женой его была Нефертити. И считается, что Эхнатон был отцом Тутанхамона, хотя все его изображения были только с женой и дочерьми. Сюжет на плите: фараон со своей семьёй совершает подношения Атону. Атон представлен солнечным диском и лучами солнца, заканчивающиеся ладонями.
14.

Эхнатон привел свой народ к единому богу — Атону — Солнцу, отменив царившее в стране многобожие. Его можно считать первой личностью в мировой истории, о которой документально известно её поклонение Единому Богу. Но после смерти фараона жрецы быстро вернули свое влияние и постарались уничтожить все следы строптивого правителя. Я очень удивилась, когда узнала, что личность Эхнатона стала прототипом для образа вымышленного фараона из книги Болеслава Пруса «Фараон», которая давно стоит в моем книжном шкафу на видном месте, сверкая позолоченными буквами. Придется почитать-таки 🙂

Оскверненный королевский гроб Эхнатона. В гробнице тела фараона не оказалось. Его саркофаг был разрушен, но восстановлен археологами.
15.

16.

17.

После зала Эхнатона мы снова спустились вниз. Гиду пришлось водить нас кругами, так как возле некоторых экспонатов уже собирались другие группы. И опять сфинкс. Вспомнилось, что гид рассказывал про женщину фараона, вроде Хатшепсут, и это сфинкс с ее изображением. Но дальше будет еще один экспонат, посвященный ей, который мы увидели, уже направляясь на выход, и гид не обратил наше внимание на него.
18.

Еще один пустой зал.
19.

Папирусы мы видели только в двух местах музея. Между этажами и в отдельном зале. Не все папирусы выставлены на обозрение из-за хрупкости. Папирусы преимущественно говорят о налоговых поступлениях, брачных контрактах, договорах и других вопросах повседневной жизни. Но, если решите купить папирус в качестве сувенира, то лучше уточнить, что он изображает, так как есть и погребальные сюжеты, держать дома которые явно не стоит. После музея мы кстати отправились на фабрику папируса, которая по сути оказалась просто магазином, но с демонстрацией изготовления египетской бумаги. Ее делают из тростника, который долго замачивают в воде, а потом деревянным молотком выбивают всю жидкость и высушивают. Весь процесс был записан на мобильный телефон и хотелось бы им поделиться, но увы, ищите на ютубе, там точно что-то найдете.
20.

21.

И вновь мы поднялись на второй этаж. Некоторые залы стояли пустынными, без людей, хотя уверена, интересных вещей они хранят тоже не мало. Если бы не группа, я бы точно сюда забрела.
22.

Вид на главный зал и центральный вход со второго этажа.
23.

Некоторые лица нашей группы во главе с дядей Муратом… кроме кошки конечно ))
24.

Но это не кошка, а Анубис. Статуя Анубиса изображена в виде лежачего шакала и была прикреплена к крыше погребальной камеры Тутанхамона.

Элемент погребальной камеры. Образ этой статуи считается принадлежит Великой жене царя Тутанхамона — Анхесенамон — египетской царицы XVIII династии, сестры и главной супруги Тутанхамона, третьей дочери фараона Эхнатона и его жены Нефертити. Родилась около 1354 или 1353 года до н. э.
25.

Носилки для фараона.
26.

Ложе фараона.
27.

Туалет фараона.
28.

Этот зал полностью посвящен одному фараону — Тутанхамону. Невольное восхищение вызывает его позолоченный трон, украшенный драгоценными камнями. На спинке есть изображение фараона и его юной жены.
29.


Изображение на одной из боковых стен сундука. Гид рассказывал, что эту картину многие заказывают, чтобы повесить у себя дома, но я плохой слушатель )) Здесь также изображен Тутанхамон.
30.

Какие чудесные тапочки, действительно, произведение искусства. В них был похоронен Тутанхамон.
31.

Здесь же было два отдельных зала с вещами Тутанхамона, найденными при раскопках. Нам дали 15 минут свободного времени для их изучения. В основном это были золотые статуэтки, посуда и украшения. А самым известным экспонатом является погребальная маска фараона, которая выставлена в музее для всеобщего обозрения, но фотографировать ее запрещено (наверно потому что золотая), хотя вы без проблем найдете фотографии в интернете. Некоторые пытались фотографировать на мобильный и многим это удается. Мне же не повезло с двумя немецкими старухами, которые увидев, что я направляю смартфон в сторону маски, подняли такой крик, что все обернулись, а не только смотрящий, — фашистки, блин, надо было их сфотографировать ))

Деревянный бюст мальчика-короля Тутанхамона, найденный в его могиле. Он поднялся на трон в возрасте 9-10 лет в 1333 году до н.э. Это очень интригующий артефакт. Заметили разницу между торсом и головой? По-видимому, это манекен молодого фараона, используемый для пошива одежды. Кажется странным, что это было похоронено с фараоном. Теперь он смотрит на всех проходящих мимо туристов, которым явно намного лучше, чем стоять в этой стеклянной коробке ))
32.

А вот такая статуя, ее копия, стояла у нас в отеле Хилтон. Их кстати пара, были найдены в небольшой входной комнате гробницы Тутанхамона в Долине Царей. Похожи они на часовых и были идентифицированы как статуи «Ка» или представления его души или духа. Обе фигуры носят килт с очень серьезной гофрировкой.
33.

Поплыли дальше.
34.

Нам дали 15 минут свободного времени еще раз обойти зал Тутанхамона и посетить зал мумий животных. Может здесь где-то был и зал царских мумий? Все наши пошли сначала в зал мумий животных, а потом просто ожидали неподалеку от гида. Или я все-таки что-то прослушала? Хотя гид показывал нам мумию человеческого зародыша, на которого, чтобы увидеть, нужно было присветить фонариком, а фотографировать со вспышкой запрещено. Может это и был зал мумий? Хотя нет, вычитала, что из уважения к умершим, экскурсии здесь не разрешаются. Но хотя бы подвести и сказать «идите туда» гид мог. Сейчас смотрю на схему расположения залов. Зал мумий животных № 53 и зал царских мумий № 56 (на некоторых картах даже не отмечен) расположены по разные стороны, совершенно не рядом. Почему карты в музее не выдают?

В общем, мы попали в зал мумифицированных животных и птиц из различных некрополей Египта. Они свидетельствуют о распространённости анималистических культов в конце языческой эры, когда их приверженцы бальзамировали всё: от быков до мышей и рыб.
35.

ankasun.livejournal.com

Египетский музей, часть 1 — легендарные артефакты Древнего Царства

Рассказывать о музеях — это, наверное, самый сложный труд. Фотографировать тяжело из-за освещения и большого количества народа (и нехватки времени), собирать информацию еще тяжелее, и в итоге, если ты не эксперт, ты либо тратишь месяцы на правильную подачу материала либо делаешь пост с плохими кадрами и подписями типа «вот мумия» / «вот Мона Лиза». Но Египетский музей был моей мечтой много лет. Поэтому я все-же попытаюсь про него рассказать.


Заходим в музей

Наконец-то, наконец-то я здесь!!

Начнем c эпохи Древнего Царства

Тут, кроме мумий фараонов и клада Тутанхамона, расположены самые важные артефакты. Например палетка Нармера, которая также является одним из первых экспонатов, который посетитель видит при входе в музей.

Палетка, которой около пяти тысяч лет, была найдена в идеальном состоянии в Иераконполе, древней додинастической столице, расположенной на юге Египта. Предмет вырезан из цельного куска темного серо-зеленого алевролита, а изображение на нем показывает фараона Нармера в хеджете (белая корона Верхнего Египта, про которую я уже рассказывал вам не раз — http://lorien22.livejournal.com/362124.html), побеждающий правителей Нижнего Египта, и тем самым объединяющим страну. Важность этой палетки двойная — во-первых, она представляет собой переходную ступень от рисуночного письма к иероглифическому, а во-вторых, она дает многим исследователям право считать Нармера основателем Египта, объединившим враждовавшие между собой Верхний и Нижний Египет в единое государство.

Идем дальше

Тут мне понравилось изображение «мальчика»

Древний корабль. С тех пор как я побывал в музее Солнечного корабля Хеопса у подножия Великой пирамиды — http://lorien22.livejournal.com/361771.html, я стал с большим уважением относиться к египетским успехам в области судоходства

Немного статуй. Слева — статуя Рамзеса II, держущего два посоха, увенчанных головами богов. Слева богиня Хатхор, справа — бог в Пшенте, короне объединенного Египта, Верхнего и Нижнего — http://lorien22.livejournal.com/371470.html.

Знаменитая статуя Джосера. Была найдена в храме к югу от Ступенчатой пирамиды Джосера (первая в мире пирамида). Первый король III династии изображен в красочном одеянии, символизирующем обновление, и нарядном парике. Но самое любопытное здесь — сохранившиеся до наших дней усы над верхней губой. Древние египтяне, как известно, не терпели у себя на теле никакой растительности. Остается только гадать — либо этот обычай (сбривать волосы) вошел в силу позже, либо усы Джосера изображали что-то, о чем я лично понятия не имею.

Еще одна знаменитя статуя, на этот раз фараона Менкауре, или Микериноса, именем которого названа третья, самая маленькая пирамида в Гизе.

lorien22.livejournal.com

Каирский национальный музей, Египет — видео

   Два человека, которым мир обязан созданием Каирского музея, сохранившего творения великих мастеров древности, никогда не встречались. Один из них — Мохаммед Али, правитель Египта первой половины ХIХ века, албанец по происхождению, обучившийся грамоте уже в достаточно зрелом возрасте, в 1835 своим декретом запретил вывоз древних памятников из страны без специального разрешения правительства. Другой — француз
Огюст Мариетт
, который в 1850 прибыл пароходом в Александрию с намерением приобрести коптские и сирийские церковные рукописи, не зная, что незадолго до этого коптский патриарх запретил вывоз этих раритетов из страны.

   Египет покорил Мариетта, магнетизм древних образов полностью овладел им, и он начал раскопки в Саккаре. Неожиданные открытия настолько поглотили его, что Мариетт забывает о первоначальной цели своей поездки, однако он прекрасно осознает, что все добытые с таким трудом артефакты должны быть сохранены для современников и потомков. Для этого нужно контролировать проводимые раскопки и найти место для хранения и экспозиции найденного. Так родились существующие по сей день

Служба древностей Египта и Каирский музей, которые Мариетт возглавил в 1858.

   Первое здание музея располагалось в квартале Булак, на берегу Нила, в доме, где поселился Мариетт со своей семьей. Там он открыл четыре зала экспозиции египетских древностей. Количество ценных находок, в том числе и золотых ювелирных изделий, постоянно росло. Для их размещения было необходимо новое здание, но, как всегда, возникли финансовые трудности. Несмотря на огромные усилия Мариетта, который питал беззаветную любовь к Египту, его целеустремленность и дипломатию, решить этот вопрос не получалось, а старому зданию угрожали ежегодные разливы Нила. Мариетт снискал любовь и уважение правителей Египта, он был приглашен на торжественную церемонию открытия Суэцкого канала, написал историю, которая легла в основу либретто известной оперы «Аида», удостоился титула «паша», но до самой смерти так и не увидел нового здания.


   Мариетт умер в 1881, саркофаг с его телом похоронили в саду музея Булак. Через десять лет коллекция переедет в Гизу, в старую резиденцию хедива Исмаила, саркофаг Мариетта последует туда же, и только в 1902 сбудется наконец его мечта о создании музея в центре столицы — Каире. Здание было построено на площади Эль-Тахрир по проекту французского архитектора. В саду нового музея Мариетт обретет свое последнее пристанище, над его мраморным саркофагом, расположенным с левой стороны от входа, поднимется его бронзовая статуя во весь рост, в традиционном египетском костюме конца XIX века, в османской феске на голове. Вокруг — бюсты крупнейших египтологов мира, среди них — скульптурный портрет выдающегося русского ученого начала ХХ века В. С. Голенищева. В саду выставлены и находки Мариетта — сфинкс Тутмоса III из красного гранита, обелиск Рамсеса II и другие произведения монументального искусства. Огромный вестибюль, около ста залов, расположенных на двух этажах, сто пятьдесят тысяч экспонатов и тридцать тысяч предметов в запасниках, охватывающих пяти тысячелетнюю историю Древнего Египта, — вот что представляет собой Каирский музей.

   Его коллекция уникальна. Переходя из зала в зал, посетитель совершает незабываемое путешествие в загадочный мир древней цивилизации, колыбели человеческой культуры, поражающей изобилием и великолепием своих рукотворных деяний. Экспонаты расположены по тематическому и хронологическому принципу. На первом этаже — шедевры каменной скульптуры из известняка, базальта, гранита начиная с додинастического и до грека- римского времени. Среди них — знаменитая статуя фараона Хафра, строителя второй по величине пирамиды в Гизе, сделанная из темно-зеленого диорита со светлыми прожилками, скульптурная композиция фараона Микерина, показанного в окружении богинь.


   Поражает своей красотой и тонкостью исполнения скульптурная группа супружеской пары царевича Рахотепа и его жены Нофрет из раскрашенного известняка. Удивительна деревянная статуя Каапера, получившая название «Сельский староста»: в момент находки рабочие Мариетта были поражены сходством черт статуи с лицом старосты их села.

   Отдельный зал посвящен сокровищам царицы Хетепхерес, матери фараона Хеопса, построившего самую знаменитую пирамиду. Среди них — кресло, огромное ложе, носилки, покрытые листовым золотом, шкатулка, украшенная инкрустацией из камней в виде крыльев бабочки, с двадцатью серебряными браслетами. Здесь же — массивные саркофаги различных эпох из красного и черного гранита, лодки фараонов из ценных пород дерева, гранитные сфинксы фараонов. В отдельном зале — колоссы фараона-еретика Эхнатона и статуи его жены Нефертити, с известностью и красотой которой может соперничать разве что Джоконда Леонардо да Винчи. Вот далеко не полный перечень того, что может увидеть посетитель на первом этаже экспозиции.

   Несомненный шедевр коллекции — сокровища Тутанхамона, ставшие сенсацией начала ХХ века. Поражает даже не обилие золота, хотя одна лишь маска Тутанхамона весит одиннадцать килограммов, а высочайшее качество ювелирной работы с благородным металлом, драгоценными камнями и ценнейшими породами дерева. Украшения Тутанхамона, в числе которых широкие золотые ожерелья, инкрустированные бирюзой, лапис-лазуритом и кораллом, массивные серьги, пекторали с мифологическими сюжетами, не имеют равных. Мебель выполнена с особым изяществом, даже огромные обитые золотом ковчеги, внутрь которых ставили саркофаг, восхищают тонкостью своего исполнения. Полна лиризма сцена на спинке кресла Тутанхамона, показывающая любящую чету юных правителей огромной страны.

   Обилие уникальных предметов искусства, источающих удивительную энергетику образов, уже с момента открытия гробницы порождало множество загадок, фантазий и легенд. Рентгенографический анализ мумии Тутанхамона, проведенный совсем недавно, показал несомненное родство с фараоном-реформатором Эхнатоном, который был его отцом. Установлена и причина смерти Тутанхамона — падение с колесницы во время охоты, в результате чего был получен открытый перелом коленной чашечки и случилась вспышка вируса малярии в организме. Даже при высоком уровне развития древнеегипетской медицины спасти фараона не удалось, он умер в возрасте 18 лет.

   Тех, кто после осмотра коллекции Тутанхамона, решится зайти в соседний зал, где хранятся сокровища фараонов от XXI египетской династии (XI-X века до н. э.) до римского времени ожидает еще одно чудо. Если коллекции Тутанхамона было суждено объехать полмира, восхищая людей разных возрастов и национальностей, то золотые и серебряные изделия, найденные в Танисе, известны гораздо меньше. Самыми впечатляющими являются сокровища из погребения фараона Псусеннеса I, правившего в 1045-994 до н. э. И его приближенных. Среди шедевров ювелирного искусства — широкие ожерелья с подвесками и пекторали из золота, инкрустированные сердоликом, лазуритом, зеленым полевым шпатом, яшмой.

   Бесценны чаши из серебра и электрума в виде цветка или с цветочными мотивами, найденные в гробнице Унджедбауенджеда, полководца Псусеннеса I, сосуды для ритуальных возлияний, золотые статуэтки богинь, золотые погребальные маски фараонов. Уникальны два саркофага из серебра, которое особенно ценилось в Египте, ибо золота у фараона, по свидетельству правителей соседних стран, было столько же, сколько песка под ногами, серебряных же изделий — единицы. Один саркофаг длиной 185 сантиметров принадлежит Псусеннесу I . Маска фараона декорирована золотом, придающим объем и изящество его лицу. В другом, покоился фараон Шешонк II. Длина его саркофага 190 сантиметров, на месте погребальной маски — голова божественного сокола.


   В отдельном зале, где поддерживаются специальная температура и влажность, хранятся мумии многих известных фараонов Египта. Они были найдены в некрополе Курны в 1871 братьями Абд эль-Расул, которые в течение многих лет хранили тайну своей находки и наживались на торговле сокровищами. Время от времени под покровом ночи их вытаскивали из тайника и сбывали на черном рынке. Прекратить грабеж помогла ссора между братьями из- за дележа добычи. Мумии, тщательно спрятанные жрецами, спустя тысячелетия были подняты на поверхность и срочно погружены на корабль, который взял курс на север, чтобы доставить находки в Каирский музей. На всем пути следования корабля по обоим берегам Нила стояли жители окрестных деревень. Мужчины палили из ружей, салютуя своим знаменитым предкам, а женщины, как будто сошедшие с древнеегипетских рельефов и папирусов, с непокрытыми головами и распущенными волосами оплакивали мумии, провожая их к погребению, точно так же, как это делали в Египте много веков назад.

   В середине III тысячелетия до н.э. на стенах пирамид фараонов были начертаны слова: «О фараон, ты не ушел мертвым, ты ушел живым» . Автор этого текста даже не подозревал, какое продолжение жизни ждет владельцев пирамид и гробниц. И хотя имена тех, кто строил, ваял и творил для своих фараонов, исчезли в водовороте истории, дух Древнего Египта витает в стенах Каирского музея. Здесь ощущается великая духовная сила древней цивилизации, любовь к своей стране, феномен непохожего ни на какие другие культуры государства.

muzei-mira.com

Каирский египетский музей — Википедия

Египетский музей (араб. المتحف المصري‎, DMG El Mathaf El Masri), также Египетский национальный музей[1] — крупнейшее в мире хранилище предметов древнеегипетского искусства, расположенное в Каире на площади Тахрир. Коллекция насчитывает около 160 тысяч экспонатов[2] всех исторических периодов древнего Египта. Основан в 1858 году как Булакский музей, с 1891 по 1900 годов назывался Гизехским музеем, затем — Египетским музеем[1]. Открытие музея в новом здании состоялось в 1902 году[2].

История

Предпосылки

Главный зал Булакского музея в 1872 году.

В 1835 году Мухаммед Али-паша издал указ о создании департамента древностей. В 1848 году хедив Египта в каирском регионе Азбакиа устроил первое хранилище древнеегипетских ценностей, который, однако, не единожды разграблялся. В 1851 году в правление Аббаса I перевезли из Азбакии в Цитадель Салах ад-Дина артефакты, которые вскоре хедив отдал австрийскому принцу, выказавшему большой к ним интерес во время своего визита[3].

В 1859 году в правление хедива Саида дабы положить конец разграблениям в местах археологических раскопок и спасти бесценные находки французский египтолог Огюст Мариет возглавил учреждённую «Службу древностей Египта». Вскоре коллекция шедевров древнеегипетского искусства отправилась в музей района Булак[4] (вблизи современных телевизионного центра и министерства иностранных дел)[3]. В 1863 году открылся этот музей с видом на Нил. Тогда же хедив Исмаил одобрил идею строительства большого музея, что из-за финансовых трудностей пришлось отложить, поэтому Мариету разрешили увеличить площадь музея Булака для новых артефактов[3]. После наводнения в 1878 году многие экспонаты были повреждены, часть их украдена, потеряны археологические записи, рисунки Мариета. Булакский музей закрыли для восстановительных работ до 1881 года[3]. После смерти в том же году Мариета его пост и обязанности получил французский египтолог Гастон Масперо. В 1891 году[2] по приказу Исмаила-паши экспонаты были перевезены и до окончания строительства нового музея оставались в крыле его дворца в Гизе (современный зоопарк)[3].

Открытие музея

Украшение портала музея

В 1894 году определились с местом строительства нового музея, и было объявлено о конкурсе на лучший архитектурный проект с призовым фондом в 1000 египетских фунтов. В конкурсе участвовали от 80 до 116 дизайнерских проектов, большинство из которых подражали древнеегипетской архитектуре храмов или пирамидам, но считались дорогостоящими. В 1895 году победу в конкурсе присудили французскому архитектору Марселю Дюрнону за его проект здания в стиле неоклассического боз-ара[3]. Органичное и простое здание с фасада украшено двумя колоннами ионического ордера и двумя греческими скульптурами женщин, олицетворяющих Верхний и Нижний Египет. Портал парадного входа дополнен головой богини Хатхор[3].

Первый камень в фундамент будущего музея заложили 1 апреля 1897 года, и строительство началось в 1898 году под руководством итальянской компании Guiseppe Garozzo & Francesco Zaffrani[3]. Близость к реке Нил связывала новый музей со своими предшественниками — музеями в Булаке и в Гизе, а также помогала транспортировать строительные материалы и новые артефакты. В 1900 году в европейском квартале Исмаилья (назван в честь хедива Исмаила, позже переименован в площадь Тахрир)[3] в центре Каира завершён двухэтажный Египетский музей, куда переданы древности в 5000 ящиках.

15 ноября 1902 года состоялось официальное открытие музея в присутствии хедива Аббаса II, членов королевской семьи, египетских министров, генералов, иностранных дипломатов, предпринимателей, местной элиты и директора музея Гастона Масперо[3]. До 1950 года у руководства музея стояли иностранные специалисты, пока Махмуд Хамза не стал первым египетским директором.

Период преобразований

К 1949 году британская военная база к юго-востоку от музея закрылась и освободила огромную территорию, где позже выросли музей, муниципальные здания, автобусная остановка, станция метро. В 1970-х годах с северной стороны от музея развились транспортные и туристические проекты, снесён собор Всем Святым для прокладки дороги к новым постройкам[3].

В 1967 году во время шестидневной войны с Израилем египетское правительство распорядилось перестроить крышу музея для защиты от возможных авиа-бомбардировок[3].

С 1983 года здание музея классифицировано как архитектурная ценность, находящаяся под защитой Министерства по делам древностей. Оно имеет право согласно закону № 117 при необходимости установить контроль над всеми зданиями вокруг музея в радиусе 500 м.[3].

Хищения 2011 года

Военные силы возле музея на фоне горящей штаб-квартиры Национальной демократической партии 28 января 2011 года.

Во время народных демонстраций 28 января 2011 года мародёрами были разбиты несколько витрин и опустошена касса, после чего была создана «живая цепочка» вокруг музея из сознательных демонстрантов для защиты экспонатов[5]. Затем музей был взят под защиту армейских подразделений[6]. Как сообщил государственный министр по делам древностей Египта Захи Хавасс, после проведённой в музее инвентаризации в списке украденных музейных ценностей по меньшей мере 18 артефактов. Среди них две позолоченные деревянные статуи фараона Тутанхамона, статуя Нефертити, статуэтка писца, а также сердце скарабея[7].

Наши дни

Активное движение транспорта и буровые работы при прокладке метро привели к появлению трещин на здании музея и некоторых артефактов. В 2012 году при активной поддержке МИД Германии Министерство Древностей Египта разработало проект реконструкции музея и покраску фасада в первоначальные цвета, развитие прилегающих территорий, замену окон, установку ультрафиолетовой защиты. В 2016 году Министерство древностей провело дополнительное освещение, чтобы сделать возможным посещение музея ночью[8].

Видео по теме

Отделы

Каменные саркофаги

Зал № 44 на первом этаже отведён под временные выставки. В музее несколько отделов[9]:

1. Сокровища Тутанхамона, ювелирные украшения различных эпох и экспонаты из Таниса.

2. Додинастический период и Древнее царство содержат более 30 тысяч предметов на обоих этажах. Галереи на первом этаже № 31, 32 ,36, 37, 41, 42, 43, 46, 47, 48, 51; на втором этаже № 31 32, 36, 41, 42, 49, 53, 54, 55. Отдел подразделяется на:

3. Среднее царство считается золотым веком древнеегипетской литературы и в музее охватывает XI—XII династии (ок. 2140—1785 до н. э.) и представлен на обоих этажах и атриуме.

4. Новое царство является золотым веком Египетской цивилизации и охватывает в музее XVIII—XX династии (ок. 1550—1070 до н. э.). В зале № 3 на первом этаже собраны предметы Амарнского периода. Период Рамессидов представлен в залах № 9, 10, 14, 15, 20. В зале № 29 собраны папирусы, многие из которых содеражат «Книгу мёртвых».

5. Поздний и Эллинистический периоды.

6. Папирусы и монеты разных эпох в двух залах № 2E и № 2W на первом этаже.

Не все папирусы выставлены на обозрение из-за хрупкости. Работой кураторов отдела является сохранение, консервация и восстановление коллекции. Письмо папирусов разнообразно: иероглифическое, иератическое, демотическое, греческое, арамейское, коптское, латинское и арабское. На греческом языке имеются два вида папирусов:

  • Литературные: некоторые стихотворения известных поэтов, таких как Аристофан, Эсхил и др.
  • Документальные: некоторые известные архивы Зенона, Исидора, Оксиринхские, Каирские, Масперо, Фаюмские и пр.

Папирусы преимущественно говорят о налоговых поступлениях, брачных контрактах, договорах и ​​других вопросах повседневной жизни.

Монеты из золота, серебра и бронзы относятся к греческому, римскому и исламским периодам. Жемчужиной коллекции считается монета Позднего периода с иероглифической надписью «Nub_Nefer», что значит «прекрасное / чистое золото».

7. Саркофаги XXI—XXII династий, скарабеи и прочие предметы.

8. Лаборатория мумификации и консервации.

Экспонаты

Логотип музея на билете Маска Тутанхамона

На первом этаже выставлены тяжеловесные каменные саркофаги, статуи, стелы, фрагменты стен с рельефами; на втором — манускрипты, фигуры богов, мумии и их погребальные маски, предметы быта и ритуалов, античные статуи и вазы[10]. Всего в музее более 150 тысяч экспонатов, в нём собрана величайшая коллекция египетских древностей в мире[11].

Примечательные экспонаты:

  • Статуи фараонов Хефрена, Аменемхета III, царевича Каапера[1]
  • Украшения царицы Яххотеп, супруги фараона Таа II Секененра и матери фараонов Камоса и Яхмоса I
  • Мумии фараонов Таа II Секененра, Яхмоса I, Аменхотепа I, Тутмоса I, Тутмоса II, Тутмоса III, Сети I, Рамсеса II, Рамсеса III, Аменхотепа II, Тутмоса IV, Аменхотепа III, Мернептаха, Сети II, Рамсеса IV, Рамсеса V, Рамсеса VI
  • Мумии и саркофаги жрецов Амона
  • Предметы из гробниц Тутмоса III, Тутмоса IV, Аменхотепа III и Хоремхеба, а также предметы из гробницы Тутанхамона. Всего в экспозиции представлено 1 700 предметов из более 3 500, один из главных экспонатов — посмертная маска Тутанхамона.
  • Предметы из гробницы царицы Хетепхерес I, матери Хеопса
  • Предметы периода царствования Эхнатона, обнаруженные в Амарне, где находятся развалины Ахетатона, в частности Каирский складной алтарь
  • Предметы 21 и 22 династии, обнаруженные в Танисе, среди которых — золотая погребальная маска фараона Псусеннеса I
  • Предметы, обнаруженные египетскими и иностранными археологами во время раскопок в Гизе, Саккаре, Бубасте, Гелиополе, Асуане и Нубии
  • Загадочный «саккарский самолётик».

Мемориал великих египтологов мира

При музее находится мемориал с бюстами 23 великих египтологов мира, среди них бюст В. С. Голенищева, известного русского египтолога, появившийся там в 2006 году[12][13]. Также там представлены бюсты следующих египтологов: Ф. Ж. Шаба, Иоганн Дюмихен (1833—1894), Конрадус Лееманс[en] (1809—1893), Ч. В. Гудвин[en] (1817—1878), Э. Руже, С. Бирш, Э. Хинкс[en] (1792—1866), Л. Вассалли[en] (1812—1887), Э. Бругш[de] (1842—1930), К. Р. Лепсиус, Ш.-Т. Девериа[en] (1831—1871), И. Розеллини, Л. Хабаши[en] (1906—1984), С. Габра[fr] (1892—1979), С. Хассан[es] (1887—1961), А. Камаль[es] (1851—1923), М. З. Гонейм, Ж.-Ф. Шампольон, А. Пейрон[it] (1785—1870), В. Плейте[nl] (1836—1903), Г. Масперо, П. Ле Паж[en] (1822—1897). Эти бюсты окружают памятник О. Мариету[14].

Туристам

Метро-станция Садат в Каире, 2015 год

Музей расположен в центре Каира, на северной стороне площади Тахрир (Midan al-Tahrir). Станция метро Sadat Station, выход «Египетский музей». Таксисту сказать «al-met-haf al-masri», водителю автобуса — «abdel minem-ryad».

Работает ежедневно с 9:00 утра до 19:00 часов вечера. В праздник Рамадан часы работы изменены: 9:00 — 17:00.

Стоимость билета для приезжих: LE 60 (LE 30 студентам). Вход в зал царских мумий: LE 120 (LE 50 студентам). Учащимся необходимо предоставлять при покупке билета международную студенческую карту (ISIC). За LE 20 в фойе музея можно получить аудио-гид на английском, французском или арабском языке.

В здании имеется рабочий лифт для тех, кто не может самостоятельно передвигаться по лестнице. Предусмотрено сопровождение слепых и слабовидящих (позвонить и предупредить заранее)[11].

Фотографирование запрещено, аппараты проверяются на входе[11].

См. также

Примечания

Литература

  • Густерин П. Египетский музей. История создания // Мир музея. — 2011. — № 6.

Ссылки

wiki2.red

Каирский египетский музей — Википедия. Что такое Каирский египетский музей

Египетский музей (араб. المتحف المصري‎, DMG El Mathaf El Masri), также Египетский национальный музей[1] — крупнейшее в мире хранилище предметов древнеегипетского искусства, расположенное в Каире на площади Тахрир. Коллекция насчитывает около 160 тысяч экспонатов[2] всех исторических периодов древнего Египта. Основан в 1858 году как Булакский музей, с 1891 по 1900 годов назывался Гизехским музеем, затем — Египетским музеем[1]. Открытие музея в новом здании состоялось в 1902 году[2].

История

Предпосылки

Главный зал Булакского музея в 1872 году.

В 1835 году Мухаммед Али-паша издал указ о создании департамента древностей. В 1848 году хедив Египта в каирском регионе Азбакиа устроил первое хранилище древнеегипетских ценностей, который, однако, не единожды разграблялся. В 1851 году в правление Аббаса I перевезли из Азбакии в Цитадель Салах ад-Дина артефакты, которые вскоре хедив отдал австрийскому принцу, выказавшему большой к ним интерес во время своего визита[3].

В 1859 году в правление хедива Саида дабы положить конец разграблениям в местах археологических раскопок и спасти бесценные находки французский египтолог Огюст Мариет возглавил учреждённую «Службу древностей Египта». Вскоре коллекция шедевров древнеегипетского искусства отправилась в музей района Булак[4] (вблизи современных телевизионного центра и министерства иностранных дел)[3]. В 1863 году открылся этот музей с видом на Нил. Тогда же хедив Исмаил одобрил идею строительства большого музея, что из-за финансовых трудностей пришлось отложить, поэтому Мариету разрешили увеличить площадь музея Булака для новых артефактов[3]. После наводнения в 1878 году многие экспонаты были повреждены, часть их украдена, потеряны археологические записи, рисунки Мариета. Булакский музей закрыли для восстановительных работ до 1881 года[3]. После смерти в том же году Мариета его пост и обязанности получил французский египтолог Гастон Масперо. В 1891 году[2] по приказу Исмаила-паши экспонаты были перевезены и до окончания строительства нового музея оставались в крыле его дворца в Гизе (современный зоопарк)[3].

Открытие музея

Украшение портала музея

В 1894 году определились с местом строительства нового музея, и было объявлено о конкурсе на лучший архитектурный проект с призовым фондом в 1000 египетских фунтов. В конкурсе участвовали от 80 до 116 дизайнерских проектов, большинство из которых подражали древнеегипетской архитектуре храмов или пирамидам, но считались дорогостоящими. В 1895 году победу в конкурсе присудили французскому архитектору Марселю Дюрнону за его проект здания в стиле неоклассического боз-ара[3]. Органичное и простое здание с фасада украшено двумя колоннами ионического ордера и двумя греческими скульптурами женщин, олицетворяющих Верхний и Нижний Египет. Портал парадного входа дополнен головой богини Хатхор[3].

Первый камень в фундамент будущего музея заложили 1 апреля 1897 года, и строительство началось в 1898 году под руководством итальянской компании Guiseppe Garozzo & Francesco Zaffrani[3]. Близость к реке Нил связывала новый музей со своими предшественниками — музеями в Булаке и в Гизе, а также помогала транспортировать строительные материалы и новые артефакты. В 1900 году в европейском квартале Исмаилья (назван в честь хедива Исмаила, позже переименован в площадь Тахрир)[3] в центре Каира завершён двухэтажный Египетский музей, куда переданы древности в 5000 ящиках.

15 ноября 1902 года состоялось официальное открытие музея в присутствии хедива Аббаса II, членов королевской семьи, египетских министров, генералов, иностранных дипломатов, предпринимателей, местной элиты и директора музея Гастона Масперо[3]. До 1950 года у руководства музея стояли иностранные специалисты, пока Махмуд Хамза не стал первым египетским директором.

Период преобразований

К 1949 году британская военная база к юго-востоку от музея закрылась и освободила огромную территорию, где позже выросли музей, муниципальные здания, автобусная остановка, станция метро. В 1970-х годах с северной стороны от музея развились транспортные и туристические проекты, снесён собор Всем Святым для прокладки дороги к новым постройкам[3].

В 1967 году во время шестидневной войны с Израилем египетское правительство распорядилось перестроить крышу музея для защиты от возможных авиа-бомбардировок[3].

С 1983 года здание музея классифицировано как архитектурная ценность, находящаяся под защитой Министерства по делам древностей. Оно имеет право согласно закону № 117 при необходимости установить контроль над всеми зданиями вокруг музея в радиусе 500 м.[3].

Хищения 2011 года

Военные силы возле музея на фоне горящей штаб-квартиры Национальной демократической партии 28 января 2011 года.

Во время народных демонстраций 28 января 2011 года мародёрами были разбиты несколько витрин и опустошена касса, после чего была создана «живая цепочка» вокруг музея из сознательных демонстрантов для защиты экспонатов[5]. Затем музей был взят под защиту армейских подразделений[6]. Как сообщил государственный министр по делам древностей Египта Захи Хавасс, после проведённой в музее инвентаризации в списке украденных музейных ценностей по меньшей мере 18 артефактов. Среди них две позолоченные деревянные статуи фараона Тутанхамона, статуя Нефертити, статуэтка писца, а также сердце скарабея[7].

Наши дни

Активное движение транспорта и буровые работы при прокладке метро привели к появлению трещин на здании музея и некоторых артефактов. В 2012 году при активной поддержке МИД Германии Министерство Древностей Египта разработало проект реконструкции музея и покраску фасада в первоначальные цвета, развитие прилегающих территорий, замену окон, установку ультрафиолетовой защиты. В 2016 году Министерство древностей провело дополнительное освещение, чтобы сделать возможным посещение музея ночью[8].

Отделы

Каменные саркофаги

Зал № 44 на первом этаже отведён под временные выставки. В музее несколько отделов[9]:

1. Сокровища Тутанхамона, ювелирные украшения различных эпох и экспонаты из Таниса.

2. Додинастический период и Древнее царство содержат более 30 тысяч предметов на обоих этажах. Галереи на первом этаже № 31, 32 ,36, 37, 41, 42, 43, 46, 47, 48, 51; на втором этаже № 31 32, 36, 41, 42, 49, 53, 54, 55. Отдел подразделяется на:

3. Среднее царство считается золотым веком древнеегипетской литературы и в музее охватывает XI—XII династии (ок. 2140—1785 до н. э.) и представлен на обоих этажах и атриуме.

4. Новое царство является золотым веком Египетской цивилизации и охватывает в музее XVIII—XX династии (ок. 1550—1070 до н. э.). В зале № 3 на первом этаже собраны предметы Амарнского периода. Период Рамессидов представлен в залах № 9, 10, 14, 15, 20. В зале № 29 собраны папирусы, многие из которых содеражат «Книгу мёртвых».

5. Поздний и Эллинистический периоды.

6. Папирусы и монеты разных эпох в двух залах № 2E и № 2W на первом этаже.

Не все папирусы выставлены на обозрение из-за хрупкости. Работой кураторов отдела является сохранение, консервация и восстановление коллекции. Письмо папирусов разнообразно: иероглифическое, иератическое, демотическое, греческое, арамейское, коптское, латинское и арабское. На греческом языке имеются два вида папирусов:

  • Литературные: некоторые стихотворения известных поэтов, таких как Аристофан, Эсхил и др.
  • Документальные: некоторые известные архивы Зенона, Исидора, Оксиринхские, Каирские, Масперо, Фаюмские и пр.

Папирусы преимущественно говорят о налоговых поступлениях, брачных контрактах, договорах и ​​других вопросах повседневной жизни.

Монеты из золота, серебра и бронзы относятся к греческому, римскому и исламским периодам. Жемчужиной коллекции считается монета Позднего периода с иероглифической надписью «Nub_Nefer», что значит «прекрасное / чистое золото».

7. Саркофаги XXI—XXII династий, скарабеи и прочие предметы.

8. Лаборатория мумификации и консервации.

Экспонаты

Логотип музея на билете Маска Тутанхамона

На первом этаже выставлены тяжеловесные каменные саркофаги, статуи, стелы, фрагменты стен с рельефами; на втором — манускрипты, фигуры богов, мумии и их погребальные маски, предметы быта и ритуалов, античные статуи и вазы[10]. Всего в музее более 150 тысяч экспонатов, в нём собрана величайшая коллекция египетских древностей в мире[11].

Примечательные экспонаты:

  • Статуи фараонов Хефрена, Аменемхета III, царевича Каапера[1]
  • Украшения царицы Яххотеп, супруги фараона Таа II Секененра и матери фараонов Камоса и Яхмоса I
  • Мумии фараонов Таа II Секененра, Яхмоса I, Аменхотепа I, Тутмоса I, Тутмоса II, Тутмоса III, Сети I, Рамсеса II, Рамсеса III, Аменхотепа II, Тутмоса IV, Аменхотепа III, Мернептаха, Сети II, Рамсеса IV, Рамсеса V, Рамсеса VI
  • Мумии и саркофаги жрецов Амона
  • Предметы из гробниц Тутмоса III, Тутмоса IV, Аменхотепа III и Хоремхеба, а также предметы из гробницы Тутанхамона. Всего в экспозиции представлено 1 700 предметов из более 3 500, один из главных экспонатов — посмертная маска Тутанхамона.
  • Предметы из гробницы царицы Хетепхерес I, матери Хеопса
  • Предметы периода царствования Эхнатона, обнаруженные в Амарне, где находятся развалины Ахетатона, в частности Каирский складной алтарь
  • Предметы 21 и 22 династии, обнаруженные в Танисе, среди которых — золотая погребальная маска фараона Псусеннеса I
  • Предметы, обнаруженные египетскими и иностранными археологами во время раскопок в Гизе, Саккаре, Бубасте, Гелиополе, Асуане и Нубии
  • Загадочный «саккарский самолётик».

Мемориал великих египтологов мира

При музее находится мемориал с бюстами 23 великих египтологов мира, среди них бюст В. С. Голенищева, известного русского египтолога, появившийся там в 2006 году[12][13]. Также там представлены бюсты следующих египтологов: Ф. Ж. Шаба, Иоганн Дюмихен (1833—1894), Конрадус Лееманс[en] (1809—1893), Ч. В. Гудвин[en] (1817—1878), Э. Руже, С. Бирш, Э. Хинкс[en] (1792—1866), Л. Вассалли[en] (1812—1887), Э. Бругш[de] (1842—1930), К. Р. Лепсиус, Ш.-Т. Девериа[en] (1831—1871), И. Розеллини, Л. Хабаши[en] (1906—1984), С. Габра[fr] (1892—1979), С. Хассан[es] (1887—1961), А. Камаль[es] (1851—1923), М. З. Гонейм, Ж.-Ф. Шампольон, А. Пейрон[it] (1785—1870), В. Плейте[nl] (1836—1903), Г. Масперо, П. Ле Паж[en] (1822—1897). Эти бюсты окружают памятник О. Мариету[14].

Туристам

Метро-станция Садат в Каире, 2015 год

Музей расположен в центре Каира, на северной стороне площади Тахрир (Midan al-Tahrir). Станция метро Sadat Station, выход «Египетский музей». Таксисту сказать «al-met-haf al-masri», водителю автобуса — «abdel minem-ryad».

Работает ежедневно с 9:00 утра до 19:00 часов вечера. В праздник Рамадан часы работы изменены: 9:00 — 17:00.

Стоимость билета для приезжих: LE 60 (LE 30 студентам). Вход в зал царских мумий: LE 120 (LE 50 студентам). Учащимся необходимо предоставлять при покупке билета международную студенческую карту (ISIC). За LE 20 в фойе музея можно получить аудио-гид на английском, французском или арабском языке.

В здании имеется рабочий лифт для тех, кто не может самостоятельно передвигаться по лестнице. Предусмотрено сопровождение слепых и слабовидящих (позвонить и предупредить заранее)[11].

Фотографирование запрещено, аппараты проверяются на входе[11].

См. также

Примечания

Литература

  • Густерин П. Египетский музей. История создания // Мир музея. — 2011. — № 6.

Ссылки

wiki.sc

Каирский египетский музей — это… Что такое Каирский египетский музей?

Координаты: 30°02′52″ с. ш. 31°13′59.99″ в. д. / 30.047778° с. ш. 31.233333° в. д. (G) (O) (Я)30.047778, 31.233333

Египетский музей или Каирский музей находится в Каире, столице Египта, и является самым большим в мире хранилищем предметов древнеегипетского искусства. Его коллекция насчитывает около 120 тысяч экспонатов всех исторических периодов древнего Египта. Здание музея, расположенного в центре города на площади Тахрир, было построено в 1900 году в неоклассическом стиле по проекту французского архитектора Марселя Дюнона. Открытие музея состоялось в 1902 году.

Предыстория

В 1835 году египетское правительство организовало «Службу древностей Египта» дабы положить конец разграблениям в местах археологических раскопок и спасти бесценные находки. Вскоре была собрана первая коллекция шедевров древнеегипетского искусства. В 1858 году египтолог Огюст Мариет основал музей в Булаке, где и была выставлена коллекция. После того, как в 1878 году по причине наводнения многие экспонаты были повреждены, а часть их украдена, Мариетт выступил с инициативой построить большой музей для хранения древностей. В 1880 году по приказу Исмаила-Паши экспонаты были перевезены и до окончания строительства нового музея оставались в крыле его дворца в Гизе.

Экспонаты

В числе прочего в музее выставлены:

  • Украшения царицы Аахотеп, супруги фараона Таа II Секененра и матери фараонов Камоса и Яхмоса I
  • Мумии фараонов Таа II Секененра, Яхмоса I, Аменхотепа I, Тутмоса I, Тутмоса II, Тутмоса III, Сети I, Рамсеса II, Рамсеса III, Аменхотепа II, Тутмоса IV, Аменхотепа III, Мернептаха, Сети II, Рамсеса IV, Рамсеса V, Рамсеса VI
  • Мумии и саркофаги жрецов Амона
  • Предметы из гробниц Тутмоса III, Тутмоса IV, Аменхотепа III и Хоремхеба, а также предметы из гробницы Тутанхамона. Всего в экспозиции представлено 1 700 предметов из более 3 500, один из главных экспонатов — посмертная маска Тутанхамона.
  • Предметы из гробницы царицы Хетепхерес I, матери Хеопса
  • Предметы периода царствования Эхнатона, обнаруженные в Амарне, где находятся развалины Ахетатона
  • Предметы 21 и 22 династии, обнаруженные в Танисе, среди которых — золотая погребальная маска фараона Псусеннеса I
  • Предметы, обнаруженные египетскими и иностранными археологами во время раскопок в Гизе, Саккаре, Бубасте, Гелиополе, Асуане и Нубии
  • Загадочный «саккарский самолётик»

Происшествия

  • 28 января 2011 года во время народных демонстраций мародёрами были разбиты несколько витрин и опустошена касса, после чего была создана «живая цепочка» вокруг музея из сознательных демонстрантов для защиты экспонатов[1]. Затем музей был взят под защиту армейских подразделений[2]. Как сообщил государственный министр по делам древностей Египта Захи Хавасс, после проведённой в музее инвентаризации в списке украденных музейных ценностей по меньшей мере 18 артефактов. Среди них две позолоченные деревянные статуи фараона Тутанхамона, статуя Нефертити, статуэтка писца, а также сердце скарабея[3].

Примечания

Литература

  • Густерин П. В. Египетский музей. История создания // Мир музея. 2011, № 6.

Ссылки

dic.academic.ru

Египетский музей, часть 3 — все золото Тутанхамона

Подходит к концу наша замечательная (по крайней мере для меня) экскурсия по Египетскому музею. Заключительная часть прогулки будет посвящена главному археологическому открытию XX века (а может и вообще во всей истории археологии) — золотому кладу из гробницы Тутанхамона.

Все, кроме самой комнаты Тутанхамона, можно было фотографировать. ПОлучилось это с очень переменным успехом, но чем богаты…

Один из внешних золотых храмов, найденных в гробнице. Если я правильно понял то, что нам объясняли, саркофаг был устроен наподобие «матрешки» — в одном золотом храме находился другой золотой храм поменьше.

В нем еще один поменьше

А в нем еще один поменьше

Немного узоров золотых храмов

Все это — чистое золото!!

Внутри храмов находились… золотые носилки?

Их тоже четыре. Египтяне любили все сериями по четыре. Только я почему-то четвертую не сфотографировал) Поэтому последний кадр — это еще что-то золотое из гробницы

Были внутри и золотые колесницы

Колесниц тоже четыре. А охраняет их золотой Анубис

Немного золотых статуэток


И золотых подставок для статуэток)

Это я не знаю что такое

Но мне очень нравится

Сопровождающие в последний путь

Меня особенно четыре чувака в ящике порадовали

Один из главных артефактов за пределами комнаты мумий — золотая кровать, на которой лежал золотой саркофаг, внутри которого находился золотой саркофаг, внутри которого находился золотой саркофаг, внутри которого находился золотой саркофаг, внутри которого находилась мумия Тутанхамона.

Первый (или последний) саркофаг оставили в Долине Царей — http://lorien22.livejournal.com/368848.html. Фотографировать его было нельзя, как и остальные саркофаги в Египетском музее. Я с огромным риском сфотографировал два из трех «с бедра», с подобающим качеством.

Саму золотую маску я уже побоялся фотографировать. Но можно сделать трюк — выйти за пределы зала, навести зум, и попробовать сделать кадр оттуда.

lorien22.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *