История создания и развития русской деревянной игрушки
Игрушки в Древней Руси создавались на основе традиций и культурных ценностей тех времен. Тогда люди откровенно верили в лесных духов, домовых и потусторонние силы, что находило свое отражение в образах игрушек. Для их изготовления использовались разные материалы, но самым востребованным в виду экологичности и удобства обработки являлось дерево.
Первые игрушки создавались в виде свистулек и человечков, имеющих самые простые формы. Позднее в 19 веке деревянные игрушки начали расписывать, используя натуральные краски. Изделия, изготовленные вручную, практически не ломались, служили долго и воспитывали в детях чувство доброты, отзывчивости и заботы.
История создания деревянной игрушки на Руси
Археологические находки говорят о том, что изготовлением первых игрушек из дерева занимались восточнославянские племена в 9 веке до н.э. Вот только все доказательства сводятся лишь к историческим документальным записям – в силу особенностей древесины, образцов игрушек тех времен не сохранилось.
Даже работы мастеров 18 века лишь частично дошли до нас, а в музеях игрушечного ремесла можно найти экспонаты, датируемые только 19 веком.
Первобытные экземпляры представлены в виде деревянных сучков, которые лишь слегка обработаны ножом. В отдельных регионах Руси при изготовлении игрушек использовались еловые шишки, с помощью которых у фигурок появлялись ножки и ручки. Чаще всего мастера создавали фигурки в образах лесных обитателей – животных, птиц и фольклорных персонажей. Ярким представителем культуры тех времен является «маховик», который передавал образ старушки с хворостом дров на спине или дровосека.
Самые популярные русские деревянные игрушки
Спустя некоторое время Василий Звездочкин – токарь по дереву, создал аналог иностранной игрушки в виде восьми фигурок разного размера. Роспись игрушек доверили художнику Сергею Малютину, который решил нарисовать на статуэтках изображения мальчиков и девочек, одетых в традиционные русские наряды.
Важно отметить, что в комплекте не было одинаковых по размеру и росписи матрешек – каждая фигурка имела свой уникальный рисунок. Самая маленькая игрушка была представлена с изображением младенца. Название игрушки объясняется популярностью имени «Матрена» в России. Интересно, что число фигурок, входящих в комплект, может быть неограниченным. К примеру, в 1913 году Николай Булычев изготовил комплект, в который вошло 48 фигурок.
Медведь – еще один популярный образ, который используют и современные производители деревянных игрушек. Популярность этого животного в России обусловлена его добрым нравом и милым видом, но при этом медведь всегда может отстоять территорию своего леса. Именно поэтому его образ неоднократно использовался на гербах и знаменах.
Неваляшка (Ванька-встанька) – деревянная игрушка, которую любят буквально все дети. Внутрь изделия помещали грузило, благодаря этому кукла всегда стремится занять исходное положение, предусмотренное ее конструкцией. Неваляшка имеет абсолютно безопасную для детей форму, с ней удобно играть на любых типах поверхностей. Эта игрушка способствует развитию координации движений, отлично развивает воображение и слух ребенка.
История русской деревянной игрушки — народных художественных промыслов
2018-03-13 10:48:55 0 11334
На протяжении многих веков развитие человечество было немыслимо без игр и игрушек – именно они помогали должным образом формировать психику детей.
По мнению психологов, игрушки чрезвычайно важны для развития мимики ребенка, с их помощью можно развить определенные психологические качества, а можно и улучшить его физическое развитие. Взаимодействуя со своим собственным миром, который представлен игрушками, ребенок постепенно учится правильно общаться со сверстниками и взрослыми.
История русской деревянной игрушки
Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона, где находилось их производство. Археологи обнаружили свидетельства того, что деревянные игрушки были у восточнославянских племен еще в IX веке н.э. Однако подтверждение этого можно обнаружить только в исторических документах, образцов таких игрушек практически не сохранилось в связи с особенностями дерева как материала. Даже произведения мастеров игрушечного дела XVIII века дошли до современности в очень малых количествах. В музеях и коллекциях в основном представлены игрушки с XIX века.
Самые простые экземпляры представляют собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторых регионах в создании игрушек использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянных фигурок. Поскольку деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то фигурки представлены в основном в виде обитателей леса. Это птицы, животные или вымышленные фольклорные персонажи – «моховики», изображавшие дровосеков или старушек с вязанками хвороста на спине. Известен факт, что на Парижской выставке 1890 года «моховики» были с восторгом встречены зарубежной публикой.
Исторические центры производства деревянной игрушки в России
Существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Первый из них известен с XIX века. Он располагался по берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и Вологодской губерниях. Игрушки, изготовленные северными мастерами, очень характерны. Специалисты полагают, что их внешний вид обусловлен влиянием культового наследия предков. Такие игрушки своим скупым столбоватым обликом напоминают древних северных идолов. Черты лица прорисованы не слишком выразительно, фигуры в основном конусообразные, с плоскими лицевыми частями. Основные мотивы производства игрушек для северных мастеров – это кони, птицы, лодки, куклы-бабы и разнообразные погремушки.
Другой исторический регион производства деревянных игрушек находился в Нижегородской губернии. Этот регион вообще славился резьбой по дереву, здесь производились лучшие образцы корабельной и домовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» (изготовление деревянных ложек), точение веретен и городецкая резьба. Немалую роль играло также и производство резных игрушек из дерева. Художественный уровень этого промысла был необычайно высок. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семенов, Лысково, Пурех, Федосеево и некоторые другие города.
Ну а третий, наиболее известный центр производства традиционной русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада – сам город и деревня Богородское, расположенная в двадцати семи километрах от него. Мастера этих мест предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек. Это так называемые «барыни-дуры» — фигуры пышных, дородных женщин, созданные с помощью немногоцветной условной росписи. Не менее популярны были фигуры гусаров, попов, монахов. Обязательные персонажи – трудолюбивый мужик и его могучий работяга-конь. Ну и конечно, самый главный персонаж русского фольклора – добрый и ленивый косолапый медведь. Богородские игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций, они включали несколько «действующих лиц». Иногда такие игрушки делались движущимися для усиления эффекта.
Деревянная игрушка в современном мире
С развитием промышленности и изобретением пластика деревянные игрушки постепенно отошли на второй план. Их место заняли яркие и легкие пластмассовые куклы, кубики и пирамидки. На долгое время игрушки из дерева оставались всего лишь сувенирами, но никак не предназначались непосредственно для игры. В последнее время, в связи с усилением внимания к экологичности продукции для детей, деревянные игрушки снова завоевывают прежнюю популярность. К тому же, по мнению психологов, простые и даже примитивные по форме деревянные игрушки оказывают лучшее влияние на ребенка, чем пластиковые игрушки с множеством мелких деталей. Ребенок, построив из простых кубиков домик, может бесконечно фантазировать на тему его внешнего и внутреннего убранства. А взяв в руки пластиковый домик, заранее до мелочей проработанный дизайнером фабрики игрушек, ребенок вскоре начинает скучать, поскольку ему уже нечего додумать и прибавить к игрушке.
История деревянных игрушек
Не только дети, но и многие взрослые очень любят игрушки, и в частности деревянные игрушки!
А задумывались ли Вы об истории появления и развития, какое назначение и внешний вид, материал имела игрушка изначально?
Об истории деревянной игрушки мы расскажем в нашей статье.
Итак, начнем…
Самая первая найденная игрушка имеет возраст более 35 тысяч лет. Естественно, что одним из первых материалов игрушек был самый доступный материал — дерево.
На Руси народные игрушки, так же появились еще в глубокой древности. В разных регионах существовали свои особенности в изготовлении деревянных игрушек, которые отражали культуру и увлечения местного населения.
Археологи выяснили, что деревянные игрушки были у восточнославянских племен еще в IX веке. К сожалению, до нас не дошли самые первые игрушки, а знаем мы о них только из исторических источников, но даже эти данные дают нам возможность проследить всю их историю.
Значительное место в художественных промыслах Руси занимает деревянная игрушка, ведь именно с помощью игрушки ребенок начинает познавать, изучать и контактировать с окружающим его миром. На Руси деревянная игрушка была распространена повсеместно, изначально их делали родители для своих детей, но со временем, это стало особым ремеслом.
Самые простые экземпляры представляют собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. Позже изделия уже становились более замысловатыми и интересными.
Что касается головоломок, то изначально это были самые простые деревянные детали, позже уже ставшие более сложными и разнообразными.
Игрушки стали изготавливать, обменивать, продавать, совершенствуя и развивая технологию их производства. Стоит отметить, что покупали их не только для детей, но и в качестве подарков и сувениров так же и взрослым.
У игрушек формировались различные уровни сложности и детализации, различные направления, которые зачастую назывались по территории, на которой производили игрушки. Особую известность получили:
— Сергиево-Посадские, наиболее известность заслужили Богородские игрушки
— Нижегородские (городецкие, семеновские и др.)
— Архангельские
Изначально инструментами для производства были только топор и нож, постепенно с развитием ремесел совершенствовался и инструмент. Так начиная с XV века на игрушках появляется резьба, порой очень сложная, а сами игрушки начали обрабатывать на токарных станках.
История развития игрушки на западе очень похожа на ту, которая прошла игрушка на Руси, только история эта более древняя. Большое развитие игрушка получила в Древнем Египте и Древнем Риме. В Европе особо можно выделить Австрию и Германию, где технологии производства игрушек всегда были очень развиты и самобытны. До наших дней именно Германия считается одним из законодателей мод в производстве деревянной игрушки, а качество и безопасность немецкой игрушки всегда были эталоном.
Наиболее популярными материалами для производства игрушки является:
— Ольха
— Дуб
— Липа
— Ясень
— Береза
— Клен
Это экологически безопасные материалы, игрушки из которых подойдут самым маленьким.
Дети интуитивно чувствуют, что такие игрушки более полезны. Ведь они изготовлены из натурального материала – дерева, впитавшего в себя энергию солнца. Такие игрушки сохранили в себе это природное тепло и несут положительную энергетику.
Примечательно, что за рубежом, например, в Австрии, Германии в магазинах преобладают деревянные игрушки как экологичные и безопасные для детей. Пластмассовых почти нет, ведь пластик может оказаться токсичным.
Постепенно и в России многие родители для своих деток предпочитают приобретать именно деревянные игрушки, как более безопасные и полезные, в отличии от игрушек из токсичного пластика.
В последнее время появилось очень много разнообразных развивающих игрушек и зачастую не так просто разобраться в таком многообразии.
Выбирая игрушку у нас, Вы абсолютно точно можете быть уверены в её качестве и безопасности, а наши профессиональные консультанты помогут точно подобрать игрушку именно под Ваши потребности.
Заходите к нам и выбирайте!
История деревянной игрушки — Мастерская Донцовых
Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона, где находилось их производство. Археологи обнаружили свидетельства того, что деревянные игрушки были у восточнославянских племен еще в IX веке н.э. Однако подтверждение этого можно обнаружить только в исторических документах, образцов таких игрушек практически не сохранилось в связи с особенностями дерева как материала. Даже произведения мастеров игрушечного дела XVIII века дошли до современности в очень малых количествах. В музеях и коллекциях в основном представлены игрушки с XIX века.
Самые простые экземпляры представляют собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторых регионах в создании игрушек использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянных фигурок. Поскольку деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то фигурки представлены в основном в виде обитателей леса. Это птицы, животные или вымышленные фольклорные персонажи – «моховики», изображавшие дровосеков или старушек с вязанками хвороста на спине. Известен факт, что на Парижской выставке 1890 года «моховики» были с восторгом встречены зарубежной публикой.
Исторические центры производства деревянной игрушки в России
Существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Первый из них известен с XIX века. Он располагался по берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и Вологодской губерниях. Игрушки, изготовленные северными мастерами, очень характерны. Специалисты полагают, что их внешний вид обусловлен влиянием культового наследия предков. Такие игрушки своим скупым столбоватым обликом напоминают древних северных идолов. Черты лица прорисованы не слишком выразительно, фигуры в основном конусообразные, с плоскими лицевыми частями. Основные мотивы производства игрушек для северных мастеров – это кони, птицы, лодки, куклы-бабы и разнообразные погремушки.
Другой исторический регион производства деревянных игрушек находился в Нижегородской губернии. Этот регион вообще славился резьбой по дереву, здесь производились лучшие образцы корабельной и домовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» (изготовление деревянных ложек), точение веретен и городецкая резьба. Немалую роль играло также и производство резных игрушек из дерева. Художественный уровень этого промысла был необычайно высок. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семенов, Лысково, Пурех, Федосеево и некоторые другие города.
Ну а третий, наиболее известный центр производства традиционной русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада – сам город и деревня Богородское, расположенная в двадцати семи километрах от него. Мастера этих мест предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек. Это так называемые «барыни-дуры» — фигуры пышных, дородных женщин, созданные с помощью немногоцветной условной росписи. Не менее популярны были фигуры гусаров, попов, монахов. Обязательные персонажи – трудолюбивый мужик и его могучий работяга-конь. Ну и конечно, самый главный персонаж русского фольклора – добрый и ленивый косолапый медведь. Богородские игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций, они включали несколько «действующих лиц». Иногда такие игрушки делались движущимися для усиления эффекта.
Русская деревянная игрушка
Матрёшка — это одна из самых популярных русских игрушек. У большинства иностранцев матрёшка вызывает явные ассоциации с Россией. Как ни странно, появились такие игрушки относительно недавно.
В конце XIX в игрушечную мастерскую А. Мамонтова, которая находится в Москве, привезли несколько японских фигурок лысого старика — мудреца Фукурума. В мастерской всех заинтересовал тот факт, что фигурки были вложены друг в друга. Через некоторое время люди из этой мастерской решили сотворить что-то подобное. Токарь по древу Василий Звездочкин, работавший в то время в этой мастерской, вырезал из древа восемь похожих фигурок разного размера. Художник Сергей Малютин разукрасил эти фигурки. Причём нарисовал он не стариков, а девочек и мальчиков в простонародной одежде. При этом мальчики и девочки чередовались. Каждая из фигурок отличалась от остальных не только габаритами, но и рисунком. У каждой фигурки был свой неповторимый узор. Самая маленькая фигурка изображала запеленованного младенца.
Так как в те времена очень высокой популярностью пользовалось имя Матрёна, фигурки назвали в честь данного имени — «матрёшками». Уже к 1900 году мастерская А. Мамонтова прекратила своё существование, однако изготовлением матрёшек в то время уже занимались и в других мастерских. Постепенно мастерских по изготовлению матрёшек начало становиться всё больше, они начали пользоваться небывалым спросом, даже несмотря на то, что в те времена они стоили довольно дорого. Объяснить такую популярность данных игрушек довольно просто. В конце XIX века в России начал проявляться довольно большой интерес к русской культуре и истории, к народным сказкам и промыслам. Именно поэтому матрёшки и стали популярными.
Через некоторые время покупать матрёшек начали и за границей. В российские мастерские по изготовлению матрёшек начали приходить заказы из Германии, Франции и других государств. Процесс создания матрёшек довольно сложный. Для начала заготавливают древесину, из которой будут создавать матрёшку. Чаще всего берут липу, так как она довольно мягкая. Дальше эту древесину сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом помещении. Затем уже начинают вырезать фигурки. Первым делом вырезают самую маленькую, «неразборную» матрёшку. Ну а дальше, основываясь на её размерах, вырезают более крупные. Количество матрешек может быть различным. Своеобразный рекорд количества матрёшек поставил токарь Николай Булычев в 1913 году, создав набор матрёшек, состоящий из 48 фигурок.
После вырезания матрешек лакируют, а когда они высохнут — начинают разукрашивать. При этом может использоваться гуашь или масляные краски.
Сейчас в России есть множество деревень, в которых люди зарабатывают себе на жизнь изготовлением матрёшек. А в 2001 году в Москве был даже открыт музей, посвящённый матрёшкам.
В истории русских народных художественных промыслов габариты деревянных игрушек не ограничивались миниатюрными изделиями, доказательством чему являются детские качалки в виде лошади, прикрепленной на дугообразные деревянные рейки.
Большой или маленький, плюшевый или пластмассовый, игрушечный медведь был у каждого из нас. Каково же происхождение этой игрушки? Как выглядели первые персонажи? Почему образ косолапого так распространен в России?
Символика образа игрушечного мишки
История изготовления первых игрушек началась тысячи лет назад. Сырьем для них служило дерево – липа, береза, осина. Среди наиболее распространенных образов был медведь. Чаще всего он воплощал в себе доброе животное, наделенное некоторыми чертами человека. Почему же именно мишка был одним из частых персонажей? Так уж повелось на Руси c давних времен, что медведь у нас – необычный зверь. Ведь он когда-то считался хозяином леса, образ его украшал знамена и гербы, а в древности косолапого называли батюшкой или дедушкой.
Да и в современном мире отношение к этому животному особенное. Образ его является и символом олимпийских игр, и изображением политической партии. А как россиян прозвали иностранцы? «Русскими медведями». Дело в том, что этот зверь еще с древних времен ассоциировался с разными божествами в разных странах, на Руси, например, с хозяином Подземного царства богом Велесом. Отсюда и особое отношение к персонажу.
Изготовление первых игрушек
Как же изготавливали первых мишек? Игрушки делали из разных сортов дерева, выпиливая и вырезая детали. Творение могло быть цельным, а могло состоять из отдельных частей. Основными орудиями труда были нож, топор, долото. Секреты игрушечного ремесла передавались предками из поколения в поколение. Сначала игрушки предназначались лишь lдля детской забавы, но со временем их стали продавать. Первые фигурки были грубоваты, но в то же время выразительны. Деревянный медведь мог быть похож на божество, на персонажа из сказки или на представителя русского леса. Какой бы ни была задумка автора, поделка имела свой характер, свои неповторимые черты, неся в себе уникальное мастерство своего создателя.
Значимость деревянных игрушек в современном мире
Сегодня значимость деревянных игрушек не потеряла свою силу несмотря на то, что в современном мире мастерят их из всевозможного сырья. Как известно, дерево дарит человеку умиротворение. Кроме того, это природный материал. Современная деревянная игрушка, независимо от того, медведь это, кукла или лошадка, красивая и гладкая, она приятна на ощупь. Это изделие признано во всем мире экологически чистым и безопасным. Ребенок от контакта с ним получает только положительное воздействие. Конечно же, сейчас рынок игрушек пестрит разнообразием красок, форм и материалов. Медведи и матрешки нынче не особо пользуются спросом у детей. Каких только героев не встретишь на прилавках – шреки, лунтики, человеки-пауки и т.п. Но не стоит забывать старых добрых персонажей, выполненных из натурального сырья, вручную, несущих в себе мудрость веков и незыблемые традиции наших предков.
Неваляшка (или, как её называют в русском фольклоре, «ванька-встанька») — детская игрушка.
Принцип действия игрушки основан на том, что внутри объёма малой плотности присутствует грузило, в результате чего игрушка стремится занять строго определённое конструкцией положение (кукла, например, головой вверх). Форма неваляшки удобна и безопасна для малышей. У малыша благодаря неваляшке развивается воображение, цветовое восприятие, слух, координация движений.
История всегда встающего мальчика Ваньки уходит в глубокую древность. Удивительно, что в «послужном» этой простой игрушки причудливо сплелись наука и сказка, чистая механика и загадочность многовековой легенды.
Россия увидела первых неваляшек всего лишь двести лет назад. Считается, что ее идею привезли к нам путешественники, отправлявшиеся с разными целями в восточные страны. Неваляшка, сделанная русскими мастерами, сразу же завоевала высокий титул любимой детской игрушки. Народные умельцы делали ее из дерева, а цветовая гамма была достаточно широкой.
Первые русские деревянные неваляшки появились на ярмарке в начале XIX века. Тогда их называли «кувырканами». Кувырканы изображались в виде богатых купцов, разодетых в роскошные одеяния, а также клоунов (скоморохи) и девочек на шаре. Например, скоморох (клоун-жонглер) был очень популярным в то время. Клоун-скоморох придумывал сам свои песни и шутки. Скоморох выступал и как танцор, и как автор, и как музыкант, и как певец, и как шутник, и как фокусник. Для детей он был словно из мира волшебной сказки. А детям всегда нравились яркие и красочные персонажи. Поэтому на ярмарках особенной популярностью среди покупателей пользовался деревянный скоморох. Этого неваляшку выполняли в технике ручной росписи. Деревянный «ванька-встанька» — клоун-скоморох — расписывался яркими красками в традиционном русском стиле искусства росписи по дереву.
В Поволжье, в Нижегородской губернии выделялось несколько центров производства деревянной игрушки и, соответственно, несколько стилей: городецкий, федосеевский, семеновский и т. д. Развитию игрушечного промысла способствовали не только богатые лесные угодья, но и водно-
транспортная система губернии, связывающая ее с Востоком и с Европой через Нижегородскую ярмарку. Старейшим центром, как тогда называли, «выделки игрушек», был Балахнинский уезд. Игрушки там мастерили ложкари и посудники чаще всего из небольших дощечек, баклушек, лучинок, отщепов.
Основным материалом для неваляшки были осина, сосна и липа, а инструментами для их изготовления– топор, нож. Игрушка делалась простыми, скупыми приемами, без лишних деталей и подробностей и несла в себе главную суть предмета. Поэтому стилистические особенности игрушек из разных поволжских деревень проявлялись не столько в образах, сколько в конструкции и манере росписи. Их расписывали водяными красками, сушили и покрывали лаком, и эта красивая игрушка передавалась из поколения в поколение.
https://educontest.net/ru/1388709/%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8/
Урок 13. русская деревянная игрушка — Изобразительное искусство — 3 класс
Конспект урока
Изобразительное искусство. 3 класс.
Урок № 13. «Русская деревянная игрушка»
Урок посвящён русской деревянной игрушке, её красоте, выразительности, урок знакомит с традиционными центрами изготовления народной игрушки. В ходе урока учащиеся познакомятся с традициями изготовления русской деревянной игрушки в разных регионах России (г. Семёнов, с. Полховский Майдан, г. Сергиев Посад, с. Богородское, с. Федосеево).
Глоссарий по теме
Деревянная игрушка, традиционный промысел, природная форма, роспись по дереву, цвет, приём (метод) изготовления, точёная и резная игрушка, топорно-щепная, пропорция, богородская игрушка, федосеевская игрушка, русская матрёшка, образ, мастер, умелец.
Термины и понятия
Русская деревянная игрушка – традиционный элемент воспитательного процесса, демонстрирует традиции русской народной истории и культуры.
Токарь – рабочий, который точит на станке вращающиеся деревянные заготовки.
Пластика – выразительный, красивый изгиб формы скульптурного произведения.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Авторские программы по изобразительному искусству:
Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова, Е. В. Алексеенко. Изобразительное искусство. Рабочая программа для 1—4 классов общеобразовательной школы.
Учебники по изобразительному искусству: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 1 – 4 классы.
Дополнительная литература:
Творческие тетради: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 – 4 классы.
Методические пособия: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Изобразительное искусство. 1 – 4 классы. Методическое пособие. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства в 1 – 4 классе).
Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства.
Справочные пособия, энциклопедии по искусству.
Научно-популярная литература по искусству.
Альбомы по искусству.
Интернет-ресурсы:
- Издательство «Просвещение» www.prosv.ru (раздел «Перспектива» http://old.prosv.ru/umk/perspektiva)
- Федерация Интернет-образования, сетевое объединение методистов www. som.fio.ru
- Российская версия международного проекта Сеть творческих учителей it-n.ru
- Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
www.school-collection.edu.ru - Google Art Project
http://musei-online.blogspot.com/
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое является частью его истории. Национальная русская игрушка имеет свою историю, свои традиции. Каждая игрушка таит в себе какой-нибудь секрет. Это и материал, из которого она сделана, и тот образ, который она в себе заключает. Каждую игрушку создал мастер, она неповторима, создана умелыми руками.
Ежегодно проходят выставки «Русская народная игрушка», на экспозициях которых бывает, представлено более 1000 уникальных экспонатов. Многим из них уже очень много лет. Так, богородской игрушке «Кузнецы» более 300 лет. Она — символ Богородского промысла. Стоит подвигать планками, и тут же начинается бойкая работа. В чётком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки. Не только у детей она вызывает восторг, но и у взрослых улыбку и радость, желание поиграть.
История русской деревянной игрушки – раскрывает уникальную культуру нашей страны, самобытность русского народа. Деревянная игрушка отражает историю, культуру, самобытность русского народа, сказки и предания.
Чаще всего народные игрушки представлены фигурами людей (крестьянина, попа, барыни, кузнеца, солдата). Животных (медведь, козёл, лошадка, кукушка, петушок). Традиции изготовления деревянной игрушки сохранились в регионах Центральной России:
г. Сергиев Посад и с. Богородское,
г. Семёнов,
с. Федосеево,
с. Полховский Майдан
В каждом традиционном центре деревянные игрушки изготавливают по-разному.
История богородской игрушки насчитывает больше 350 лет. Изготовлением игрушки начали заниматься в селе Богородское близ Сергиева Посада Московской области.
Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни. Традиционно игрушки вырезали из целой деревянной чурки из массива липы. Чаще всего игрушки не были окрашены вовсе.
Удивляют и радуют нас «живые» игрушки, которые создают народные умельцы из села Богородское. Стоит подвигать планками, или нажать на кнопку, или раскачать противовес, как игрушки тут же начинают трудиться: пилить, ковать, колоть или играть на музыкальном инструменте:
Кузнецы и пильщики — игрушки на плашках;
Белка — затейница — игрушка с кнопкой;
Мишка — музыкант — игрушка с балансом.
Стихотворение В. Василенко. Богородские кузнецы.
Богородские кузнецы —
Мужичок и серый медведь.
Вот придумали мудрецы!
Хороши, нельзя не смотреть.
Взял дощечку, и мужичонка
Молоточком ударил своим,
После мишка бьет потихоньку,
Каждый делом занят своим.
Мастера из села Федосеево Нижегородского края делают игрушки с помощью ножа и топора, они не зря зовутся «топорщина». Деревянные щепочки, дощечки да чурочки, сколачиваются гвоздиками и раскрашиваются незамысловатыми цветочками.
Игрушки раскрашивали гусиным пером, быстро рисуя цветочки, закрашенные ярко-красной анилиновой краской.
Самые излюбленные — это, конечно, кони. Очень интересны волжские пароходы, они многоэтажны, на главной палубе стоит капитан.
Первую федосеевскую игрушку смастерил мастер Яков Александрович Александров.
К русской матрёшке у нас особое бережное отношение. В женском образе матрёшки мастера передавали символ добра, любви, счастья, тепло и уют родного дома.
Выразительна плавная линия формы матрёшки. Эту форму создали токарь Василий Звёздочкин и художник Сергей Малютин.
Мастер точит форму из деревянной заготовки на станке, каждую деталь отдельно, а затем соединяет готовые детали игрушки. Далее художник расписывает её.
В г. Сергиев Посад матрёшка одета в нарядный сарафан, узорчатую кофточку с вышивкой, в яркий платок и передник. Матрёшка имеет приземистую форму: верх, плавно переходящий в утолщающую нижнюю часть фигурки. Расписывают матрёшку гуашью и наносят лаковое покрытие.
Из с. Семёновское матрёшка отличается крепкой, устойчивой формой, с мягким переходом покрытой платочком головки в покатые плечики и объёмное тулово. Манера росписи напоминает Хохлому, с опорой на три-четыре основных цвета – красный, желтый, зеленый и синий, с черными контурами по линиям одежды и лица. В узоре наряда, исключая платок в горошек, преобладают цветочные мотивы.
Матрёшка из села Полховский Майдан заметно отличается от своих сестер своей формой. Роспись строится на сочетании малиново-красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. А главным украшением матрёшки является многолепестковый цветок шиповника.
Примеры заданий тренировочного модуля.
Тип интерактивного теста: | Добавление подписей к изображениям. | ||||||||||
Информация о тестовом вопросе: | Соедините названия центра производства с игрушкой.
| ||||||||||
Правильный ответ | Соедините названия центра производства с игрушкой.
|
Тип интерактивного теста: | Ребус — соответствие |
Информация о тестовом вопросе: | Разгадайте ребус. |
Правильный ответ | КУЗНЕЦЫ |
Деревянная игрушка XX в.
В собрании СПМЗ деревянная игрушка представлена несколькими промысловыми центрами, они сосредоточены в Московской (г. Сергиев Посад и с. Богородское) и Нижегородской областях ( г. Городец, г. Семенов, д. Федосеево, с. Полховский Майдан).Значительное место в музейной коллекции занимают произведения народных художников сергиевопосадского края. На творчество и деятельность этих мастеров оказывал влияние знаменитый Троице-Сергиев монастырь: сложившиеся здесь художественные традиции и приток многочисленных паломников способствовали развитию в самом Сергиевом Посаде и его окрестностях нескольких тесно связанных друг с другом деревообрабатывающих и игрушечных промыслов.
В начале ХIX века Сергиевский Посад уже являлся признанной «столицей игрушечного царства». Местный базар поражал покупателей многообразием товара: точеные яйца, погремушки, грибки, тележки столярной работы, а также деревянные резные и расписные «куклы» — фигуры «Гусара», «Барыни», «Кормилицы», «Щеголя» и других персонажей. Самой популярной, начиная с 1860-х годов, была наборная игрушка «Троице-Сергиева лавра». Она представляла собой деревянный ящик, в который укладывались легко узнаваемые образцы монастырских построек, к набору прилагался план Лавры.
С середины ХIX века наибольшее распространение получают недорогие игрушки из папье-маше и мастики с незатейливым движением, звуковым сопровождением (писком) и деталями из ткани, перьев, стекляруса и других материалов. Для их производства использовали специальные деревянные – «Болвашки». Модели проклеивались несколькими слоями бумаги, высушивались, затем разрезались на две части, которые склеивали между собой, грунтовали и расписывали. В собрании музея хранится небольшая коллекция игрушек конца ХIX –начала ХХ века, выполненных мастерами Сергиевского Посада: среди них куклы «Барыни» и «Гусары», игрушки из папье -маше и «Болвашки», наборная игрушка «Троице-Сергиева лавра». Большой интерес представляют пасхальные яйца, елочные украшения, миниатюрные коробочки-шкатулки.
В 1891 году в Сергиевском Посаде была открыта учебная игрушечная мастерская под руководством В.И.Боруцкого. Работу мастерской курировал Торгово-промышленный музей кустарных изделий (далее Кустарный музей). Благодаря стараниям земства в городе зародились новые промыслы художественной обработки дерева: столярно-резной, выжигания и росписи по дереву, производство кукол в историко-этнографических костюмах, а также изготовление матрешек.
В Сергиевском Посаде матрёшка появилась в 1904 году, земские мастерские выкупили ассортимент образцов игрушек московской мастерской А.И.Мамонтова, которая работала при магазине «Детское воспитание». Быстрое признание матрёшки в России и за рубежом обеспечило ей приоритетное место в промысловом товаре Сергиевского Посада. Благодаря усилиям мастеров довольно быстро появилось большое количество вариантов матрёшки. В тематике росписи преобладал «русский стиль». Матрёшки воплощались в образы крестьянок, бояр, былинных героев, исторических и литературных персонажей, иногда их форма использовалась для иллюстрации сказок.
В собрании музея представлены редкие образцы матрёшек, выполненные в учебной игрушечной мастерской Московского губернского земства. Среди которых матрёшки «Писец», «Дед», «Царевна-лебедь» и др. Большой интерес представляют работы Н.Д.Бартрама. В музее хранится серия матрёшек, выполненных к 100-летнему юбилею Н.В.Гоголя, – «Тарас Бульба», «Запорожцы» и др. Для творческого почерка художника было характерно использование в декоративной росписи матрёшек приемов станкового искусства.
В 1900-е годы росписью матрёшек занимались местные иконописцы. В собрании музея представлены матрёшки, изготовленные в мастерской Д.Пичугина, потомственного иконописца Троице-Сергиевой лавры. Среди них такие как «Боярин», «Боярыня». Матрешки одеты в стилизованные многослойные костюмы «допетровской Руси» — длиннополые шубы, отороченные мехом, кафтаны, летники, высокие шапки.
Во второй половине 1920-1930-х годов в результате коллективных творческих исканий окончательно сложился образ массовой промысловой матрёшки, ее подчеркнуто декоративный характер стал своего рода формой выражения представлений о национальной красоте, гармонии бытия – широколицая, румяная, улыбающаяся женщина, подчеркнуто округлых форм, наряженная в праздничный костюм и узорный платок.
Особый интерес представляет серия матрёшек и кукольных головок, разработанные и выполненные В.И.Соколовым (художником, разработчиком образцов игрушек, заведующим художественно-столярной мастерской) по заказу местного филиала Ассоциации художников революционной России (1925-1930). Значительная часть работ художника имела сатирическую антирелигиозную направленность, что отвечало запросам социально-политической жизни молодой советской страны.
В 1947 оду в Загорске была открыта фабрика «Деревянная игрушка» (с 1959 года «Фабрика игрушек и культтоваров»), ее главной задачей являлось объединение мастеров-«надомников», из семей потомственных игрушечников, сохранивших уникальный опыт, навыки мастерства. В музее представлены токарные произведения этих мастеров: кукольная посуда, детские песочные наборы, пирамидки, грибки, бирюльки. В состав коллекции музея вошли также матрёшки, изготовленные в Загорских художественно-производственных мастерских в 1960-1980-е годы.
С сергиевопосадским игрушечным промыслом неразрывно связано производство игрушек в с. Богородское. Музейная коллекция богородской резной пластики одна из наиболее полных в стране. Она включает игрушки, скульптуры, скульптурные композиции и насчитывает около четырех тысяч экспонатов. В начале ХIX века в Богородском изготавливали игрушки «самой грубой, несовершенной конструкции», которые как правило окрашивались в Сергиевском Посаде. Постепенно в Богородском сложился самостоятельный художественный стиль.
Резьба выполняется быстро «с маху», крупными и мелкими порезками. Для усиления эмоциональной выразительности образов, их занимательности часто делают отдельные детали фигур подвижными, укрепляя их на пружинке, используя нехитрые способы с применением кнопок, раздвижных планок и баланса. Острой наблюдательностью, виртуозностью исполнения отмечены игрушки-скульптуры, посвященные крестьянскому быту и важным событиям современности. Так, военные победы русской армии в ХIX столетии принесли в богородскую пластику образы военных в различных мундирах, наборы солдатиков, всадников, сцены, посвященные эпизодам русско-турецкой компании.
Благодаря земству большое распространение на промысле получили заграничные образцы игрушек с движением, которые были удачно адаптированы местными резчиками: знаменитые «кузнецы», «куры на кругу», «медведи-дергуны», разводы» «пастух со своим стадом» и «солдаты» (игрушки на раздвижных планках). Перед Первой мировой войной ведущие резчики объединились в Кустарную игрушечно-резную артель, которая в 1923 году возобновила свою работу под названием «Богородский резчик». В 1930-е годы богородская пластика обогащается жанровыми сюжетами иллюстративно-повествовательного характера, например, игрушка-развод В.Т.Полинов «Хозяйство» или выполненными по мотивам сказок – А.Ф. Балаев «Заюшкина избушка» Г.М.Шишкин «Серенький козлик».
Качественный новый виток в развитии промысла наступает в 1960-1970-е годы в связи с оживлением общественного интереса к историческому прошлому страны, народной культуре. Мастера целенаправленно обращаются к приемам традиционной богородской резьбы в ее жанровых разновидностях, опираясь в своих поисках на сюжеты и образы русской истории и фольклора. Эти традиции сохраняются и в настоящее время.
В музее представлены работы, выполненные на предприятиях ЗАО «Богородский резчик» (2002). Ярко проявились индивидуальные творческие дарования художников С.А.Паутова, М.Я.Дворникова, И.М. Польского и др.
В музейном собрании хранится коллекция деревянных игрушек Нижегородской области, производство которых было сосредоточено в Городецком, Семеновском и Вознесенском районах. «Топорная» — рубленная топором игрушка – с большим мастерством расписывалась в Городецком районе. В начале ХХ века излюбленным персонажем был конь. Как правило, он украшался свободной кистевой росписью по красному, желтому, лиловому или черному фону. Подобные произведения, выполненные Е.С.Игнатьевым, хранятся в музее.
Яркой самобытностью отличаются работы, выполненные в 1930- е годы городецким мастером И.А.Мазиным. Живописный талант художника проявился в росписи панно, детской мебели, токарных изделий и кукол. Куклы, выполненные им, воплотили в себя многообразие живых и непосредственных образов в виде заботливых нянек в платьях с передниками, строгих купцов-староверов, пионеров с транспарантами и буденовцев на лихих конях, а также петухов, гусей, собак, кошек. Все они, как правило, несут яркую эмоциональную окраску: веселые, задумчивые, грустные. Подобные куклы решались как своеобразные скульптуры, в которых объем обобщенно намечался сзади, а передняя сторона оставалась плоской.
Своеобразна роспись «топорной» игрушки Семеновского района. Федосеевские меленки, двухпалубные пароходы, каталки, качели, окрашивались в типичный канареечный цвет и украшались контурным растительным узором с зелеными листочками, лиловыми и красными ягодками, алыми цветами. Игрушки, изготовленные в селе Полховский Майдан, отличаются контрастными по цвету красками: малиновыми, зелеными, синими, красными. В музее хранятся игрушки и матрешки изготовлены в Мериновской артели и в артели «Семеновский кооператор» в 1950-е годы.
Кукла, конь и птица. Уральский старообрядец хранит традиционное мастерство | ОБЩЕСТВО
На столе – деревянные чушки из цельного полена. В руках мастера они прямо на глазах принимают форму птиц, коней, кукол. Смотреть за тем, как работает Василий Краев, очень интересно – никаких чертежей, никаких современных электрических инструментов. Небольшой топорик, скобель, маленькая пила, одним своим видом намекающая на то, что сделана она по технологиям не этого века. И спокойный голос мастера, рассказывающего свою историю, которая тоже будто бы ещё в дореволюционное время произошла.
Путь к Богу и к дереву
Василий Краев родился в селе Вагай-Северный в Тюменской области. После школы стал вольнослушателем иконописной мастерской при Тобольско-Тюменской епархии, там же занимался реставрацией декоративно-прикладных элементов церковных памятников. И, по его собственным словам, делал всякую работу при церкви – что-то строил, что-то ремонтировал. Много работал с деревом и постепенно увлёкся изготовлением деревянных игрушек.
Потом Василий перешёл в старообрядчество, много путешествовал. И однажды оказался в Шалинском районе Свердловской области, куда его привлёк святой источник преподобномучеников Аркадия и Константина – весьма почитаемое у старообрядцев место. Здесь познакомился с единоверцами и в 2003 году поселился в поселке Шамары. Отточил свой навык по изготовлению деревянных игрушек и стал мастером.
Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов«Это для меня увлечение, каких-то капиталов с этого я не имею – занимаюсь 3–4 часа в день, когда есть свободное время, – рассказывает Василий. – Работаю в сельской местности – кому картошку накопаю, кому дрова наколю, с этого и живу».
Игры предков
Деревянные фигурки, которые делает Василий, не похожи на современные игрушки. Они очень образные. Такими их делали деревенские мастера – не потому что не могли добавить своим изделиям деталей, а чтобы у детей развивалось воображение.
Кроме того, игрушки в русской деревни почитались как обереги. И поскольку все игрушки делались вручную, у всех детей они были разные – двух одинаковых не было. При этом часто игрушки переходили по наследству от родителей к детям, ведь фабричных в России не было вплоть до ХIХ века.Так и с работами Василия – они никогда не повторяются. «Я просто беру первооснову – дерево, – рассказывает мастер, – и уже по дереву смотрю, какая будет поделка. Древесину беру не сучковатую, не больную. Глазом её стреляю, беру в руки, чтобы вес определить. К дереву надо очень чутко подходить, это же живой материал. А в игрушках у него вторая жизнь происходит».
Никаких химических веществ или современных инструментов Василий в работе не признаёт. Сам он деревья не валит – покупает уже готовые поленья. Но выбирает их очень тщательно. Фигурку обтёсывает топором, иногда покрывает политурой, которую сам же и варит из органических элементов. Иногда вообще оставляет без покрытия.«Когда появились фабрики и игрушки стали производить в промышленных масштабах, они вытеснили эти деревянные фигурки, – говорит Василий. – Сейчас в деревнях почти не осталось ни таких игрушек, ни мастеров, которые умеют их делать. Исключения только на русском Севере встречаются».
Изделия свои Василий относит к плотницким игрушкам – кукла, конь и птица. Делали и другие фигурки – медведей, лисиц и т.д. Но основными среди них Василий всё же считает первые три.
Конь – это колода, так игрушку называли за то, что он вытачивался из цельного деревянного бруска. Это чаще была игрушка для мальчиков – с детства приучала к тому, что мужчина вырастет либо пахарем, либо воином-всадником.
Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов Кукла (её называют панкой) чаще всего имела женский образ и предназначалась, скорее, девочкам. Символизировала она прежде всего мать – в широком понимании: мать-земля, мать-церковь, мать-женщина.Этих куколок крестьянские девчонки укутывали в куски ситца вместо одежды. А те, у кого не было таких плотницких игрушек, укутывали в тряпочки обычное полено и нянчились с ним как с ребёнком.
Ну а фигурка птицы – игрушка универсальная, птиц в деревне всегда почитали.
Кто старое забудет…
Постепенно слава Василия разошлась по Уралу, а потом и за его пределы. Он провёл больше полутора десятков выставок – как в районных центрах, так и в Екатеринбурге. Его работы можно увидеть в Центре традиционной народной культуры Среднего Урала и в Екатеринбургском центре народного творчества «Гамаюн».
Василия предупредили о дресс-коде мероприятия. Тогда он впервые надел пиджак и галстук. В обычной жизни мастер предпочитает рубахи старорусского кроя.
А в 2018 году правительство региона удостоило его особого звания – «Мастер народных художественных промыслов Свердловской области». Свидетельство о присвоении звания вручал вице-губернатор Алексей Орлов, и Василия предупредили о дресс-коде мероприятия. Тогда он впервые надел пиджак и галстук. В обычной жизни мастер так не одевается, предпочитает рубахи старорусского кроя. Он будто вышел из дореволюционной деревни, чьи традиции сегодня почти исчезли.
Василий отмечает свои игрушки собственным клеймом. Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов «Если сейчас взять профессию плотника, то её уже нет, – говорит Василий. – Ручной труд отодвинулся. Есть специалисты по деревообработке, те, кто на станках работает. А тех, кто именно вручную, плотницким инструментом – таких почти не осталось».Свои игрушки Василий иногда продает коллекционерам, но чаще просто дарит. Ещё проводит мастер-классы. На них он рассказывает не только про древесину и инструменты, но и про историю деревянной игрушки на селе.
Говорит, что в последнее время интерес к старым ремеслам возрастает. И надеется, что, передавая своё мастерство другим, сохранит это исчезающее искусство. «Старики ведь как говорили, – вспоминает мастер, – кто старое забудет, тот нового не построит».
деревянных игрушек из России
Российские детские игрушки производятся в селе Богородское (Подмосковье) уже более 600 лет. Великолепное произведение народного искусства и завораживающая игрушка, каждая из которых была создана вручную с использованием традиций, унаследованных от времени. И в то время, когда технологии свирепствуют, и ваши дети знают о вашем компьютере больше, чем вы, а видеоигры стирают границы между реальностью и развлечением, идея тактильной, простой деревянной игрушки становится еще более очаровательной.
Расположение Богородского района на карте МосквыПроисхождение этих русских игрушек
Сказки об их происхождении составляют основу фольклора российской истории, мы слышали рассказы о детях, постоянно разрушающих свои тканевые игрушки, снова и снова, пока их отец, наконец, создал деревянную игрушку, дети не стали ее разрушать, но в конце концов им стало скучно, поскольку у нее не было возможности двигаться, как у их бывших тканевых игрушек. Итак, отец прикрепил к игрушкам шарниры с помощью веревки, утяжеленной маленьким деревянным шариком, прикрепленным к суставам.Вращающееся круговое движение оживляло прежде жесткие игрушки, и дети были очарованы. Теперь вернемся к их современному применению, мы не имеем в виду, что технологии портят рот, они дали нам множество достижений и предметов роскоши, о которых мало кто мог подумать всего сто лет назад, но есть кое-что, что нужно сказать об этих технологиях. простое очарование деревянных детских игрушек.
Почему народные игрушки сегодня хороши для детей
Детское воображение — прекрасная вещь, творческий потенциал, который они излучают, поразителен, а применение этого творческого потенциала в мире, как говорят, значительно способствует развитию критического мышления и навыков решения проблем. у молодых.В наши дни игрушки излишне сложны и приносят мгновенное удовольствие. Если ребенок хочет поиграть с игрушкой, он просто следует заранее подготовленным инструкциям и развлекается. Нажмите кнопку, игрушка издаст звук, нажмите выключатель, и игрушка загорится, есть предустановленный ряд правил для достижения желаемого действия. Часть радости быть ребенком заключается в бесконечном любопытстве, которое приходит с этим этапом жизни. Просто посчитайте, сколько раз ваш ребенок спрашивает: «Почему?» и вы найдете это утверждение подтвержденным.С этими деревянными игрушками вопрос «Почему?» это часть веселья. Почему рука медведя так двигается? Что будет, если я так раскачу игрушку? Что бы произошло, если бы струны не были привязаны к весу? Все эти вопросы развивают навыки решения критических проблем, которые игнорируют многие современные игрушки. Тактильная природа этих игрушек позволяет дать ответ на каждый из этих вопросов, который может разгадать юный разум. Подобно тому, как создание игрушек научило крестьянских детей в Богородском некоторым основным законам физики, так можно играть с ними и гадать, как они работают.Простая природа этих игрушек позволяет детям понять, как игрушка работает для себя, и кто знает, могут ли они вдохновить маленькую девочку или мальчика проявить интерес к инженерному делу или физике? Или их может просто развлекать медведь, играющий на гитаре, ведь, в конце концов, кто не любит медведя, играющего на гитаре?
Популярные мотивы в русских народных игрушках
Вы заметите, что медведь — популярный мотив в некоторых наших детских игрушках, и это не случайно. Медведь — важное животное в русской культуре, имеющее давнюю легендарную историю.В русской сказке Морозко есть персонаж Иван, который думает, что он выше природы и медведей, и пытается убить медведицу и ее детенышей. Наказание, которое получил Иван, — превратить его голову в голову медведя! В старинных русских народных сказках личность медведя ближе к человеку, чем к любому другому животному. В русских сказках о медведях широко распространена идея, что человек — часть природы, а не ее распорядитель. Эти игрушки также являются примером того аспекта русского фольклора, который вы заметите, как медведи используют компьютеры, медведи на пикниках и другие человеческие действия, выполняемые медведем!
Еще одна распространенная тема — крестьянство, женщина, кормящая цыплят, — это обычная русская игрушка, которую можно найти.Когда Советы захватили Россию в 1917 году, они попустительствовали и поддержали распространение русских народных игрушек, подобных этой. Они демонстрировали очарование и прославляли крестьянский образ жизни. Яркие игрушки «Курица-клюшка» красиво контрастируют с игрушками «Медведь» естественного цвета.
Обе эти игрушки отлично подходят как простое развлечение или как очаровательный объект культурного наследия. Таким образом, даже если они наверняка вызовут интерес у детей, эти игрушки станут прекрасным дополнением к любому домашнему декору.
Взгляните на эти игрушки в действии!
Нажмите, чтобы увидеть деревянную игрушку «Медведь» в движении Нажмите, чтобы увидеть деревянную игрушку «Курица в движении»Об авторе
Арина АнашкинаДом: Семейная реликвия Деревянные блоки: Набор русских блоков HABA — Деревянные блоки — HABA / T.C. Древесина Архитектурные блоки
|
|
Русские народные деревянные игрушки — Арт-калейдоскоп
Набор «Троице-Сергиева Лавра».С. Н. Моюнов и Н. В. Петров, Сергиев Посад, 2001 Дерево, окраска, металл
Прежде всего, известные с давних времен русские народные деревянные игрушки неразрывно связаны с культурными, фольклорными и бытовыми особенностями соответствующего исторического периода и региона их производства. Археологи обнаружили доказательства того, что деревянные игрушки были еще у восточнославянских племен в IX веке до нашей эры. Однако подтверждение этому есть только в исторических документах. К сожалению, образцы игрушек практически не сохранились из-за особенностей дерева как материала.Даже работы мастеров XVIII века дошли до современности в очень небольших количествах и, конечно же, хранились в музеях.
Игрушки «Моховые человечки» были с энтузиазмом приняты на Парижской выставке 1890 года
Резные фигурки из дерева, неразрывно связанные с лесом, в большинстве своем изображают жителей леса. Это птица, животное или вымышленные персонажи фольклора — «Моховики» (моховые люди), изображающие лесорубов или старух с пидорами на спине. Кстати, на Парижской выставке 1890 года игрушки «Моховые люди» стали настоящей сенсацией.
Между тем, русский стиль. Деревянные фигурки мастерицы Анны всегда красочны и ярки. И, конечно же, эти игрушки очень нравятся детям. Поделки Анны учат детей тому, что красивые игрушки — это не только красота, но и история нашего народа. Мастер продолжает традиции росписи по дереву.
С развитием промышленности и изобретением пластика деревянные игрушки постепенно отошли на второй план.На смену им пришли яркие и легкие пластиковые куклы, кубики и пирамиды. И долгое время деревянные игрушки были просто сувенирами, не предназначенными непосредственно для игры. В последнее время в связи с повышенным вниманием к экологическим товарам для детей деревянные игрушки снова набирают былую популярность. Кроме того, по мнению психологов, простые и даже примитивные формы деревянных игрушек лучше воздействуют на ребенка, чем пластиковые игрушки с множеством мелких деталей.
Русские народные деревянные игрушки
Композиция с механизмом «На Пасху».Паутов С.А. Богородское. 2001 Русские народные деревянные игрушки
Игрушки «Моховые люди» «Моховики», конец XIX века, Русский музей, Санкт-Петербург
«Щелкунчик», ручная работа, вырезан из липы, расписан красками и покрыт лаком
«Священник», ручная работа, вырезан из липы, расписан красками и покрыт лаком
Русский стиль Деревянные фигурки, ручная работа, вырезаны из липы, расписаны красками и покрыты лаком
Добро пожаловать. Резной из липы, расписан красками и покрыт лаком
.Деревянные народные игрушки, ручная работа, вырезаны из липы, расписаны красками и покрыты лаком
Музей деревянной игрушки.Чусовой, Пермский край
Мастер — Анна, Сергиев Посад, деревянная народная игрушка, вырезанная из липы, расписанная красками и покрытая лаком
Сергиево-Посадская деревянная народная игрушка, резная из липы, Мастер — Анна
Ручная работа, вырезана из липы, расписана красками и покрыта лаком. Мастер — Анна, Сергиев Посад
сайт livemaster.ru/aishetor
Работы лучших мастеров в Доме ремесел / Новости / Сайт Москвы
14 и 15 апреля в Доме ремесел на ВДНХ пройдет мероприятие, посвященное детским игрушкам.Будут представлены мастера и мастера со всей России, включая Москву, Московскую область, Санкт-Петербург и Краснодар. На открытой площадке у Дома ремесел пройдут конкурсы и мастер-классы, посвященные работе по дереву.
Люди смогут не только увидеть игрушки, сделанные лучшими мастерами и мастерами России, но и научиться их делать. Пятнадцать мастеров и женщин, создающих игрушки в разных стилях, продемонстрируют свои лучшие изделия и расскажут, как изготавливались деревянные игрушки в Древней Руси, а также расскажут об исторических традициях и современных тенденциях в дизайне и технологиях.
В открытом столярном цехе СМ-47 будет представлена коллекция игрушек, произведенных в СССР. Люди смогут узнать о первых советских деревянных наборах. В продаже будут копии советских деревянных игрушек.
Дети и взрослые получат шанс посоревноваться в точности, силе и ловкости. Им будет предложено принять участие в игре, чтобы определить, как быстрее распилить бревно или как лучше всего метать деревянные кольца. Дети будут соревноваться друг с другом, чтобы узнать, кто быстрее всех построит пирамиду высотой в один метр.Все победители получат призы от магазина SM-47.
На открытой площадке будет много места для мастерских. Люди получат возможность сами сделать ходули и научатся с ними ходить. В процессе придется использовать пилу, дрель плюс веревку. Те, кто не хочет ничего создавать, смогут, если захотят, сделать стружку, используя старинный инструмент, например, столярный рубанок.
На СМ-47 будут проходить мастер-классы по росписи, декорированию дерева, вышивке и резке по дереву.Токарный станок будет доступен для общественного пользования.
Вход на Фестиваль деревянных игрушек бесплатный. Желающие принять участие в мастер-классах должны либо купить игрушку, либо заплатить 200 рублей.
Набор Деревянный Русский Лес — Натуральный — MamaOwl
Лес идеален для разыгрывания любимых сказок
Для ребенка это очень важный процесс — воплотить словесную сказку в реальность, разыграть знакомые сюжеты. Идеально подходит для Фей, Остхимера и других игрушек нашего маленького мира.
В наборе 8 деревьев и кустов: ель, сосна, пихта, кипарис, две яблони и кустарники.
Размеры: 14 см, 12 см, 11 см, 10 см, 7 см, 3,5 см, 3 см.
Оттенки могут отличаться от оттенков на экране. Возможны характерные для дерева пятна или полосы на дереве. Детали и размер могут незначительно отличаться, так как это ручная работа.
При заказе этого товара за пределами ЕС взимается дополнительная плата за пересылку. Вам будет выставлен счет после того, как ваш заказ будет оформлен.
Изготовлен из натуральной древесины липы, с мягким запахом дерева.
Покрыт безопасной краской на водной основе.
Вес: 0,5 кг
Не подходит для детей младше 3 лет из-за мелких деталей.
Радуга Грез
Радуга Грез — небольшая русская семейная мастерская. Инна, основательница компании «Радуга грез», занимается разработкой игрушек, а ее муж Евгений отвечает за производство. Мы делаем наши игрушки в России.
Наши плотники работают в третьем поколении.Раньше делали матрешки. Мы контролируем производство с самого начала. Мы сами покупаем круглые деревья, режем и сушим, делаем игрушки, красим и упаковываем.
Наши игрушки прошли испытания CE.
Для наших игрушек мы используем только массив дерева и нетоксичную краску на водной основе или масло. В каждой игрушке мы сохраняем узор дерева и тактильность.
Мы верим, что меньше значит больше и что игрушки ручной работы обладают душой.
Для упаковки мы используем картонные коробки разных цветов, и наши покупатели могут получить красивую коллекцию коробок для хранения игрушек.
Размеры игрушек указаны в описании товара. Если чего-то не хватает или вам нужна дополнительная помощь, напишите по электронной почте: [email protected], и мы будем рады помочь вам.
При необходимости протрите мягкой хлопчатобумажной тканью. Хранить в сухом, теплом помещении, вдали от обогревателей и увлажнителей. Не парьте и не погружайте в воду.
5 марок деревянных игрушек, которые можно хорошо подарить в этот праздник — Kontu
Каким-то образом наступил курортный сезон 2020 года.Этот год не был похож ни на какой другой, и эта зима, несомненно, будет отличаться от прошлых лет.
В этом году особенно хочется подарить своим детям волшебство праздника. Подарки с опытом были популярны в последние несколько лет, но их трудно оправдать в этом году. Еще так много закрытий, и, возможно, еще больше. Пришло время для новых игрушек.
Вам, конечно же, нужно что-нибудь развлечься. А поскольку вы проводите так много времени дома, вам также нужно что-то познавательное и увлекательное.Но без добавления шума и беспорядка в игровой. В этом году откажитесь от пластика и батареек и исследуйте деревянные игрушки.
Неважно, покупаете ли вы для младенца, дошкольника или ребенка младшего возраста, на ваш выбор есть красивые, экологичные и, что самое главное, занимательные деревянные игрушки. Игрушки, которые прослужат вам долго и будут расти вместе с вашим ребенком. Игрушки от инновационных, экологически чистых брендов. Пришло время позаботиться обо всех мелочах в вашем списке праздничных покупок, а также позаботиться об окружающей среде.Ознакомьтесь с приведенным ниже списком пяти брендов деревянных игрушек, которые вы можете подарить в этом году.
5 экологически чистых брендов деревянных игрушек, которые понравятся вам и вашим детям в этот праздник
Индиго Джемм
Если ваш малыш любит ездить на природе, деревянные игрушки Indigo Jamm — идеальный выбор. Автобусы, гоночные автомобили, пожарные машины и даже НЛО красиво сделаны и разработаны специально для маленьких рук. Разноцветные деревянные повозки и человечки на вешалках заставят воображение вашего занятого малыша бежать.У них также есть большой выбор игрушек для катания и катания.
Indigo Jamm делает упор на экологичность, и это распространяется на их экологически чистую упаковку. Бонус: они упростили задачу подарить деревянную игрушечную машинку Indigo Jamm. Вам даже не понадобится оберточная бумага! Просто удалите внешний рукав, и у вас останется привлекательная подарочная коробка с подарочной биркой. Никаких лишних бумажных отходов. Как это круто?
Магнитные блоки STEM
Kontu
Если ваш малыш любит строить, выведите его на новый уровень с помощью STEM-блоков Kontu.Эти магнитные деревянные кубики — отличная развивающая деревянная игрушка. Kontu будет увлекать вашего ребенка дошкольного или младшего возраста, пока он изучает различные принципы математики и естествознания. Блоки STEM вводят магнетизм, счет, инженерию, арифметику, вес и противовес. Если в этом году вы оказались в школе дома, это отличный способ отойти от рабочих тетрадей и дать ребенку возможность учиться в игре.
Если у вас мало места, наборы STEM Block идеально подходят для хранения в большой сумке.Просто повесьте их на крючок для облегчения доступа. Но если у вас есть место, эту игрушку из натурального дерева будет красиво выставлять напоказ. Блоки изготовлены из древесины каучуковых деревьев, сохраняя вашу совесть чистой. С Kontu ваша полка STEM может быть красивой и без пластика.
MURO
Если вы ищете долговечную высококачественную деревянную игрушку для вашего малыша, MURO поможет вам. MURO создает модульные доски объявлений и кубики активности. Благодаря взаимозаменяемым функциям MURO вашему ребенку никогда не будет скучно.Прикрепите к ребенку погремушки, лабиринты из бусин или ксилофон. Затем, по мере их роста, вы можете добавлять защелки, буквы или доску Duplo.
Вы можете прикрепить доску MURO classic к стене, что делает ее отличным вариантом для экономии места. Добавьте ручку и предложите начинающему ходунку встать и поиграть. Если у вас несколько детей на разных этапах, куб активности — это то, что вам нужно. У каждого ребенка будет достаточно места, чтобы изучить свои любимые занятия. В любом случае, эта красивая и прочная деревянная игрушка будет любимой на долгие годы.
PlanToys
Если вы покупаете своему ребенку игровую кухню в этот праздник, у PlanToys есть все необходимые кухонные принадлежности. Чайные сервизы, вафельные наборы, кастрюли и сковороды, посуда, столовая посуда и широкий выбор воображаемой еды помогут вашему ребенку полностью подготовиться к творческой игре. Дети любят играть в ресторан или делать вид, что готовят, как мама и папа. Эти забавные наборы будут держать вашего ребенка в ролях на долгие годы.
С 1980-х годов PlanToys уделяет особое внимание устойчивости.Для создания своих игрушек они используют как экологически чистые материалы, так и инновационные экологически чистые производственные процессы. Поощряя экологичность, PlanToys надеется помочь ребенку приобщиться к миру природы. Если вы ищете безопасные и экологичные деревянные игрушки, это отличный бренд для изучения. На их веб-сайте вы можете искать как по возрасту, так и по этапам развития, что упрощает поиск идеальной игрушки для вашего ребенка.
Brio
Наборы поездов — это классический вариант деревянных игрушек, а Brio — это бренд классических деревянных поездов.Создание маленького деревянного мирка отлично подходит для творческой игры. Маленькие дети могут часами катать поезда по рельсам, загружая и разгружая вагоны с помощью крана. Дети постарше могут оставаться вовлеченными, создавая сложные конструкции дорожек, которые идеально подходят для развития творческих навыков решения проблем. Деревянные железнодорожные пути с разными уровнями и системами могут быть чудом инженерной мысли детства.
Brio несет ответственность за охрану окружающей среды. С 2014 года все деревянные игрушки Brio производятся из древесины, сертифицированной FSC.Это гарантирует, что вся древесина, используемая Brio, поступает из ответственно управляемых и устойчивых лесов. Ваш маленький инженер будет в восторге от своего нового деревянного поезда. Вы будете в восторге от долговечности и минимального воздействия на окружающую среду. Тотальный выигрыш.
Дарите экологически чистые подарки в этот праздник с деревянными игрушками
Независимо от возраста или возраста детей в вашем списке, найдется деревянная игрушка, которая им понравится. От автомобилей до инструментов и поездов до магнитных блоков — в этом году вы можете подарить своей семье экологически чистые развлечения.Возможно, это был самый сумасшедший год за всю историю наблюдений, но он все же может закончиться веселой игрой. Обратите внимание на бренды выше и меньше беспокойтесь, зная, что вы оказываете положительное влияние на этот праздничный сезон. Счастливых праздников!
Матрешка — Русские исследования — Macalester College
Матрешка в русской культуре
Для инородцев матрешка, или матрешка, является одним из наиболее существенных образов традиционной русской крестьянской жизни.Посторонним глазам он кажется пережитком причудливой крепостной культуры. Удивительно, но матрешке едва исполнилось сто лет.
Первая матрешка, созданная в 1892 году, очень похожа на матрешки, которые сегодня продаются в сувенирных магазинах по всему миру. Это небольшая деревянная кукла почти идеально цилиндрической формы, раскрашенная под крестьянку в традиционном платье сарафана, держащую петуха. Она открывает куклу меньшего размера, которая, в свою очередь, открывает еще одну куклу и так далее. Всего помимо матушки есть семь кукол; они состоят из пяти девочек, одетых одинаково, куклы-мальчика и крошечного младенца в центре.Каждая кукла носит яркую одежду (правда, теперь выцветшую с возрастом), маленькую улыбку, розовые щеки, светлые волосы и головной платок («Первая»).
Эта матрешка — продукт обновления русского искусства. В конце девятнадцатого века в России произошло сокращение производства игрушек с использованием российских материалов, поэтому королевские деятели и другие представители высшего общества начали поощрять дальнейшее производство через систему патронажа (Lodder 399). Княгиня Мария Тенишева сыграла важную роль в возрождении российского производства, поскольку она создала систему мастерских в своем имении Талашкино.С 1900 по 1905 год мастерские были более или менее утопией хорошо занятых крестьян (Salmond 11). Одним из таких крестьян был человек по имени Сергей Малютин, нарисовавший первую матрешку по приказу мецената Саввы Мамонтова. Брат Мамонтова Анатолий, владелец магазина игрушек, видел похожие куклы во время визита в Японию и был очарован концепцией гнездования. Мастера игрушек в ведущих игрушечных центрах Сергиева Посада и Семенова стремительно начали выпускать матрешки (Рузвельт).
Куклы вскоре стали основным предметом экспорта в качестве русского сувенира. Покупатели-иностранцы считали, что это подлинные изделия народного искусства ручной работы, олицетворяющие «древнюю богиню-мать сибирских народов» (Hilton 127). Тем не менее, хотя на самом деле они производились серийно, это убеждение было близко к истине — многие из русских крестьянских фабричных рабочих создавали и раскрашивали матрешки (само название имело отношение к матери, русскому слову «мать») как представление Матушка Россия (Салмонд 10). Как написала Джоанна Хаббс в « Россия-мать »: «Матрешка… обесценилась, сувенир родины, проданный туристам… ее архаичное значение забыто.И все же… ее иконографическое присутствие… выражает [э] мифологию материнства »(237). По сути, матрешка по-прежнему несет в себе уникальный символизм русского патриотизма, даже если она производится для туристов по всему миру.
Сегодня отношение россиян к матрешкам разделено. В то время как некоторые куклы тщательно изготавливаются вручную, большинство по-прежнему производится на фабриках. По словам социолога Джорджа Ритцера (204), они производятся еще дешевле, чем раньше, и «сведены к самому низкому уровню халтуры и китча».В последнее время стало модным создавать матрешки практически любой тематики, включая набор кукол с изображением российских лидеров, таких как Владимир Путин, Михаил Горбачев, Борис Ельцин и Иосиф Сталин. Этот набор был фактически запрещен в Москве за искажение русского духа, считающийся «вульгарным, неэтичным и унижающим достоинство» («Не» 8).
Хотя матрешки чаще всего ассоциируются с Россией, у них есть аналог в японской культуре. Это деревянные куклы кокеши, на которых Анатолий Мамонтов создал оригинальные матрешки.Они скорее высокие и стройные, чем округлые, но все же можно найти кокеши для гнездования. В том же ключе, что и матрешка, изображающая мать, кокеши представляет ребенка. Фактически, родители, потерявшие ребенка, часто получают в подарок куклы кокеши («кокеши»).
Несмотря на узнаваемость матрешек, они обычно не используются в литературе или кино. Скорее, матрешка будет рассматриваться как метафора чего-то, что находится внутри чего-то другого. Именно это и делает Мелисса Грин в своем стихотворении «Матрешка.Она ссылается на название стихотворения в строке: «Русская кукла включает / независимые предложения». Затем она использует серию метафор, в том числе панцирь жука и «залитое кровью яйцо» (65), чтобы изобразить процесс, посредством которого эмоции проявляются — скрытые, но которые можно увидеть — в письме. Подобным образом внешняя матрешка скрывает куклы меньшего размера, но дает представление о том, что находится внутри.
Матрешки занимают любопытное место в сознании россиян чуть более ста лет.Для иностранных покупателей матрешки по-прежнему олицетворяют мечту древнерусских крестьянских верований. Для россиян они не более чем просто игрушка, но все же они олицетворяют глубокую любовь к своей нации.
Алисия Энтерман — 15 декабря 2009 г.
Процитированные работы
- Делейн, Линда.