Деревянное зодчество новгород – Витославлицы — Официальный сайт Новгородского музея-заповедника

Витославлицы — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 апреля 2019; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 апреля 2019; проверки требуют 6 правок.

«Витосла́влицы» — новгородский музей народного деревянного зодчества, который расположен около Свято-Юрьева мужского монастыря в нескольких километрах от Великого Новгорода, на южном берегу озера Мячино.

Название «Витославлицы» происходит от села Витославлицы, которое существовало здесь с начала XII по XVIII век. Около 1187 года село было передано новгородским князем Изяславом Мстиславичем своему брату. В 1207 году стало монастырской слободой при Пантелеймоновом монастыре. В первой половине XIX века здесь поселилась графиня А. А. Орлова-Чесменская, которая выкупила эту землю у помещиков Семевских. Сохранился её дом, построенный по проекту архитектора Карла Росси

[1]. В 2014 году археологами были найдены следы селища, которые можно связать с упоминанием в XII веке села Витославлицы[2].

31 января 1964 года министром культуры РСФСР был подписан приказ «О мерах улучшения охраны памятников деревянного зодчества». Согласно ему, среди прочего, предлагалось создать музей под открытым небом в Новгороде. 5 июня Новгорсовет отвёл территорию бывшей Орловской мызы под обустройство нового музея и решил «считать возможным организацию заповедника на территории Орловской мызы, между дорогой на Юрьево и озером Мячино, близ Юрьева монастыря» [3].

Датой основания музея «Витославлицы» принято считать 5 июня 1964 года

[4]. Создатель музея — Леонид Красноречьев. Музей под открытым небом начал свою работу 16 мая 1967 года. Он включает в себя древнейшие в России деревянные архитектурные памятники XVI века, жилые и производственные постройки XVIII—XIX веков.

Первой сюда была перевезена церковь Успения Богоматери из приильменьской деревни Курицко, построенная в 1595 году. Первой избой, перевезённой в музей, стала изба М. Д. Евдокимовой из деревни Рышево[1].

Музей «Витославлицы» является также площадкой для массовых народных гуляний в традициях дореволюционной России, фольклорных фестивалей, продвижения и поддержки народных художественных промыслов.

Весь комплекс входит в состав Новгородского государственного объединённого музея-заповедника (НГОМЗ).

В 2017 году в рамках совместного проекта Министерства культуры Рф и Международного банка реконструкции и развития «Сохранение и использование культурного наследия в России» начата комплексная реставрация объектов музея и благоустройство территории с восстановлением исторического ландшафта усадебного парка[5].

В июле 2019 года в музее открылась новая экспозиция «Иконостас церкви Успения с. Никулино Любытинского района», работа над созданием которой велась с 2015 года[6].

  • Изба Василия Арсеньевича Туницкого из деревни Пырищи Крестецкого района

  • Изба Марии Дмитриевны Екимовой из деревни Рышево Новгородского района

  • Храм Успения Богородицы 1699 года из села Никулино

  • Ярусная церковь Николы 1757 года из деревни Высокий Остров Окуловского района

  • Церковь Успения Богородицы 1595 года из деревни Курицко Новгородского района

  • Крестьянская изба, XIX век

  • Церковь Николы из деревни Тухоля

ru.wikipedia.org

Новгородский музей Витославлицы

  1. Созданная часть и проект
  2. Церкви
  3. Часовни
  4. Избы
  5. Мельницы

Витославлицы — музей народного деревянного зодчества, который расположен около Свято-Юрьева мужского монастыря в нескольких километрах от Великого Новгорода.

Церковь Рождества Богородицы (XVI век) из села Передки Боровичского района

Название «Витославлицы» происходит от села Витославлицы, которое существовало здесь в XII—XVIII веках. Село известно с начала XII века. Около 1187 года село было передано новгородским князем Изяславом Мстиславичем своему брату. В 1207 году стало монастырской слободой при Пантелеймоновом монастыре. В первой половине XIX века здесь поселилась графиня А. А. Орлова-Чесменская, сохранился её дом, построенный по проекту архитектора Карла Росси.

Основанием современных Витославлиц — Новгородского музея народного деревянного зодчества принято считать 1964 год.

Никольская церковь из деревни Тухоли

Точнее 5 июня 1964 года. В самом деле все основные официальные решения по музею относятся к этому времени. 8 января расширенная комиссия выезжала к месту, где стояла Успенская церковь (1595 г.) села Курицко, осмотрела ее состояние и пришла к выводу, что сохранить ее там невозможно. Комиссия предложила «Осуществить перенос… На новое место… желательно… На территории Новгорода». 31 января был подписан приказ Министра культуры РСФСР «О мерах улучшения охраны памятников деревянного зодчества» по которому в числе других городов предлагалось создание музея под открытым небом и в Новгороде. 5 июня решением №190/14 исполкома Новгорсовета для территории музея отведена бывшая Орловская мыза. А в июне на заседании Технического совета Новгородского горисполкома решено «считать возможным организацию заповедника на территории Орловской мызы, между дорогой на Юрьево и озером Мячино, близ Юрьева Монастыря». Осенью того же года сюда была перевезена Успенская церковь XVI в.

С выбором территории не все было просто. А.Г.Богорова, занимавшаяся планировкой территории вокруг Детинца, настаивала на размещении деревянных построек в южной, тогда почти пустующей части Кремля. Прикидывался к освоению для музея участок у Воскресенской слободы и сама слобода. Были предложения по размещению культовых построек на местах бывших монастырей в окрестностях Новгорода расстрелянных в прошлую войну или исчезнувших раньше. Были и другие предложения, тоже мало реальные. В выборе участка помог кандидат архитектуры (позже доктор архитектуры и академик) А.В.Ополовников. Он обладал большим опытом и уже разработал проект реставрации первого памятника — церкви Успения.

Мною был представлен эскиз-картинка такого музея, хотя она и не отвечала элементарным требованиям эскизного проекта.

Были и противники создания подобного рода музеев, считая, что постройки необходимо сохранять на их «исконных местах». Сейчас, по прошествии более 30 лет, совершено ясно, что там они все бы погибли, как исчезли Духовская церковь в Городцах, Рождественская церковь в Рышеве, Петропавловская церковь в Холове, церкви в Усть-Кошире и Туренском погосте и другие. Деревянных часовен потеряно еще больше. Старые деревянные дома капитально перестраиваются — это в лучшем случае. Чаще разбираются, распиливаются на дрова или сжигаются. С еще большей быстротой исчезают старые хозяйственные, производственные, гидротехнические и другие сооружения. Многих видов уже давно не существует. И если бы мы согласились с мнением некоторых оппонентов, не было бы ни памятников народной архитектуры, ни музея.

 

Реставрационная мастерская начала свозить культовые памятники на отведенную территорию, буквально спасая их от гибели. Так было с Никольской церковью из Тухоли (XVII в.), избой Екимовой М.Д. из Рышева, подлежащей сносу из-за ветхости, Рождественской церковью из Передок (1531 г.) и др. А проекта музея, даже предварительного, эскизного не было. Не поступало и заказов на проект от Управления культурой Новгородского облисполкома. Но были экспедиции по области, выявлялся «материал», т.е. старые ценные постройки, накапливался опыт и знания, изучался крестьянский быт, более целенаправленно начали собирать этнографический вещевой материал и т.д. Фактически обследование области с целью выявления памятников народной архитектуры началось в 1959 году. Только официальное письмо МК РСФСР начальнику управления культуры И.А.Коновалову [5] подстегнуло разработку проекта музея. Он был выполнен в короткие сроки и в том же году согласован Госинспекцией МК РСФСР 12 августа с некоторыми замечаниями и предложениями [6]. Распоряжением исполкома областного совета [7] 16 мая 1967г. музей Витославлицы стал филиалом Новгородского историко-архитектурного музея-заповедника.

Согласованный эскизный проект состоял из «Положения», штатного расписания, принципов организации, генпланов (в том числе генплана охранных зон и регулирования застройки, совмещенных с такими же зонами Юрьева монастыря) и приложения (фотографии памятников).

Детальная проработка генплана велась постепенно. Сначала выполнялся проект «Мстинского» сектора, затем — комплекса «Погост», Мельничного комплекса, северо-восточного сектора. Остальные два сектора (юго-западный и Поозерский) дорабатывались в составе цельного генплана и материалов к нему (графических рисунков разверток и проч.). Составление полного и детального генплана началось только в 1989-1990 гг., когда эта работа и соответствующие средства были определены позицией общего плана музея.

Профиль музея — архитектурно-этнографический определился уже ко времени составления эскизного проекта, был принят и утвержден.

С собственным названием («именем») музея Витославлицы не было особых осложнений, хотя многие, особенно в официальных документах, упорно берут его в кавычки.

Село Витославлицы существовало здесь с начала XII или даже с XI в. Его название естественно перешло и на окружающую территорию. Около 1187 г. с разрешения новгородцев оно было передано новгородским князем Изяславом Мстиславичем своему брату. Грамота Изяслава упоминает и Пантелеймонов монастырь, построенный к этому времени. В 1207 г. деревянную церковь заменили каменной. Село стало монастырской слободой. Характер этой территории и застройки менялся не один раз. Название места на какое-то время забылось, а теперь возродилось в новом качестве.

Труднее было с «официальным» названием Витославлиц. Как совместить в названии музея две связанные между собою сущности — архитектурную и этнографическую? Не нашли названия короткого и образного. Остановились пока на существующем, где малая и зависимая функция подчинена главной.
В проектировании и создании музея были свои особенности. Проектирование детального генплана отставало от практического строительства, т.е. свозки на территорию и реставрации памятников. Но имелся согласованный схематический генплан и разработанные основные принципы его формирования, которые кардинально не менялись, но постепенно совершенствовались и обогащались. Рос и опыт строителей.

Основные принципы были такие:

  1. Спасение ценных деревянных построек;

  2. Строить музей как архитектурно-этнографический, где основную функцию берут на себя деревянные сооружения;

  3. В музее должны отразиться характерные планировочные структуры старых новгородских деревень;

  4. Путем создания секторов отразить главные архитектурные особенности регионов области;

  5. Основа музея — секторы крестьянских усадеб с возможно полным набором всех построек;

  6. В музей свозятся памятники народного зодчества эпохи феодализма. Постройки с сильным влиянием городской культуры исключаются;

  7. Постройки отбираются не по времени их возведения, а по содержанию в них народных традиций;

  8. Позднейшие, малоценные и искажающие памятник наслоения удаляются; памятник наиболее полно реставрируется. Восполнение утраченных частей должно быть научно обосновано;

  9. Музей не должен быть мертвым организмом. Его территория и некоторые постройки должны быть оживлены не только толпами туристов, но и ремесленной, торговой, игровой, фольклорной деятельностью, праздниками, огородами, садами и прочим;

  10. Композиционными центрами сектора должны стать культовые постройки, главным центром всего музея — группа культовых сооружений, с административными и хозяйственными постройками, т.е. погост;

  11. Генплан музея и его секторов и комплексов корректируется в процессе его создания.

Последний пункт для новгородских условий был особенно важен. Корректировка неизбежна по многим причинам. Например, предполагаемые к перевозке постройки уже исчезли или владельцы не хотят их продать, или выявлены новые, более интересные, наконец, обогатились знания проектировщиков. Приходится вносить изменения в проект.

На пленуме научно-методического совета МК СССР, проходившем в Киеве в апреле 1977 г., я изложил свою точку зрения на строительство музеев под открытым небом такими методами, как они используются в Новгороде. Она была принята положительно, методика одобрена.

Важно при этом, чтобы принципы соблюдались и развивались, чтобы основная идея, заложенная в характер музея, не нарушалась, Отход от принципов и основной идеи крайне нежелателен.

При проектировании музея количество перевозимых на его территорию экспонатов-построек по замыслу со временем менялось. Если вначале предполагалось свезти до 20 памятников, то через несколько лет до 40, а к 90-м годам — до 80-100. (Воистину, — аппетит приходит во время еды). Мне, как автору проекта всей архитектурно-исследовательской, объемно-пространственной и градостроительно-планировочной части, приходилось учитывать все обоснованные предложения и пожелания. Без активного участия сотрудников музея и моих коллег реставраторов в проектировании работать было бы сложнее. 

Далее

 

www.novgorod.ru

Великий Новгород — 2017. Витославлицы и Юрьев монастырь

Некоторые достопримечательности Великого Новгорода расположены за пределами самого города — к югу от него, поблизости от истока реки Волхов из озера Ильмень. В свой приезд в Новгород в сентябре 2017 года я посетил две из них — музей деревянного зодчества «Витославлицы» и древний Юрьев монастырь, что рядом с ним. Я побывал здесь впервые (в предыдущие приезды в Новгород не добирался дотуда), хотя оба места очень популярны у туристов и многократно описаны в сети. Так что я расскажу про них не очень подробно.

В прошлый раз я показал немного центра древнего города (который подробно я смотрел и описывал в 2012 году), а также Западный район, являющий собой новгородскую повседневность, которую туристы обычно не видят. В Витославлицы и монастырь я съездил ещё перед этим, в первой половине дня. В самом центре города я сел на автобус номер 7, и минут через 15-20 езды по городским окраинам и предместьям вышел из него у ворот музея.

2. Выглядят они вот так. Название «Витославлицы» дано по находившемуся здесь древнему селу, ныне не существующему. А музей основан в 1964 году, и это типичный такой «скансен» — собрание выдающихся образцов деревянного зодчества Новгородской области под открытым небом. Основоположником музея стал выдающийся реставратор деревянного зодчества Леонид Красноречьев.

3. Людей в музее много. Это был выходной день. Среди старинных бревенчатых построек ходили экскурсионные группы, были и иностранцы, включая китайцев.

4. Музей даёт нам возможность познакомиться с традиционной сельской архитектурой Новгородчины. Первой избой, перевезённой сюда, стал вот этот дом. Это — дом Марии Екимовой из деревни Рышево недалеко от Новгорода. Крепкий сруб с небольшими окнами, но при этом всё же с резьбой — ещё не такой строгий облик, как на Русском Севере.

5. А это изба Павла Шкипарева из деревни Частова на берегу реки Мсты. Это уже к востоку от Новгорода, но тоже в Новгородском районе, примерно полсотни километров от областного центра. Во многие избы в музее можно зайти внутрь и посмотреть интерьеры (я заходил, но не фотографировал — темновато было).

6. Не обошлось, конечно, и без храмов. Вот перед нами церковь Рождества Богородицы из села Передки, построенная в 1539 году (самое старое здание в экспозиции). Село это в Боровичском районе, что тоже на реке Мсте, но уже в восточной части области. Тот край является уже переходным к Русскому Северу, и влияние северных мотивов заметно: такую же церковь легко представить где-нибудь в Архангельской области. Левее видна Никольская церковь из деревни Высокий Остров Окуловского района — это всё тот же Мстинский край на востоке области. Но при мне она была на реставрации, как и ещё несколько построек, которые я из-за этого не смог увидеть.

7. Ещё один образец церковного зодчества — часовня святых Кирика и Иулиты, построенная в XVII веке. Тут тоже брёвна, лемех, благородная замшелость. А особенно примечательно, что у часовни есть гульбища — крытые галереи вдоль стен. Привезена часовня из деревни Кашира Маловишерского района. Сейчас, кстати, деревня эта уже не существует.

8. Вернёмся к избам. Это дом Добровольских конца XIX века, привезённый из деревни Вотроса Пестовского района. Это тоже восток области, но уже прямо самый восток — Мологский край, поблизости от стыка Новгородской, Тверской и Вологодской областей. Изба уже другого типа — с четырёхскатной крышей. А ещё обратите внимание на деревянные мостки: это тоже распространённая в этих местах деталь сельского пейзажа, поскольку почвы на Новгородчине зачастую болотистые. Впрочем, намного сильнее это распространено в уже упоминавшейся Архангельской области.

9. Разумеется, где избы, там и хозяйственные постройки. Вот, например, конюшня конца XIX века. Привезена она сюда из деревни Окладнево Боровичского района, расположенной на середине пути между Боровичами и посёлком Любытино.

10. А это овин примерно тех же лет, из деревни Вахонькино. Она, кстати, расположена уже не в Новгородской области, а в Вологодской — в Кадуйском районе. Хотя, с исторической точки зрения, всё логично: до революции, на момент появления этой постройки, нынешний запад Вологодчины входил в состав Новгородской губернии.

11. Ещё одна деревянная церковь — Николая Чудотворца, XVII века, из деревни Тухоля Крестецкого района (на юго-восток от Новгорода):

12. Помимо всего прочего, музей вплотную соседствует с природой. Прямо на территории музея можно выйти к берегу болотистого озера Мячино. Оно входит в пойму текущего рядом Волхова, и весной, во время половодья, превращается с ним, по сути, в один водоём. Вообще, эта низменная местность у истока Волхова и побережья Ильменя живописно заболочена, и даже интересно, не сталкивается ли музей по весне с проблемой подтопления.

13. А ещё тут много красивых вековых деревьев. Особенно понравился вот этот мощный раскидистый дуб. Интересно, сколько лет ему уже…

14. Сосны тоже впечатляют:

15. Начало золотой осени. Даже в четырёх километрах от Новгорода оно ощущалось уже более заметно, чем в самом городе (на календаре — 30 сентября).

16. Вернёмся к музейным постройкам. Это — церковь Николая Чудотворца 1642 года из деревни Мякишево, что тоже на востоке области, в Хвойнинском районе, в 8 километрах от райцентра.

В общем-то, можно сказать, что по отношению к Новгородчине музей менее репрезентативен, чем можно было бы ожидать, поскольку большинство построек привезены сюда в крайнем случае из Новгородского района, а в основном — с востока области. Тогда как Ловатский и Шелонский края здесь, в общем-то, не представлены. Впрочем, полагаю, это довольно легко объясняется тем, что запад Новгородской области сильно пострадал в Великую Отечественную войну. Если на востоке фронт не уходил дальше Малой Вишеры (и то ненадолго), то Старая Русса, Холм, Сольцы — во всех этих местах были и оккупация, и ожесточённые бои. И поэтому там многие памятники старины были безвозвратно утеряны.

17. А вот и самая первая постройка, привезённая в музей, и положившая ему начало. Это Успенская церковь из деревни Курицко в Приильменье, в 18 километрах к югу отсюда. Она построена в 1595 году. В мой приезд тоже реставрировалась.

18. А вот ещё в углу притаилась часовня Марии Магдалины начала XIX века, из деревни Малышево Пестовского района. Изгородь, как на переднем плане, называется «осёк», и ещё нередко встречается сейчас на Русском Севере.

И о музее на этом всё. Возможно, я ещё посещу его, когда все деревянные церкви в нём отреставрируют. Кстати, добавлю ещё, что на Новгородчине есть ещё один интересный музей традиционного деревянного зодчества, расположённый в посёлке Любытино, что на востоке области, на реке Мсте. Он другого плана — состоит не из свезённых с области построек, а полностью из новоделов, воссоздающих традиционную архитектуру, но тоже по-своему интересен.

19. А пока что направляюсь в Юрьев монастырь — он тут совсем рядом, несколько минут пешком. Хороший вид на монастырские храмы за болотистой низиной открывается уже с территории музея.

20. Как уже говорилось, местность здесь очень болотистая. Автомобильная дорога из Новгорода идёт по насыпи. В обе стороны посмотришь — болото. А по весне, когда разливается Волхов, вода становится ещё выше.

21. А вот и Юрьев монастырь. Слева направо: Крестовоздвиженский собор, колокольня, Конная башня, а правее видны купола Спасского и Георгиевского соборов. И обратите внимание на количество автобусов — чтобы оценить, так сказать, масштабы туристических потоков.

Юрьев мужской монастырь — ни много ни мало один из древнейших монастырей России. Хоть и большинство его существующих построек родом из недавнего XIX столетия, упоминается он впервые в 1119 году, а предание гласит, что основан он был ещё в 1030 году князем Ярославом Мудрым, который в крещении принял имя Георгий (Юрий), и поэтому обитель и освятили в честь Георгия Победоносца. Долгое время это был один из главных центров православия на Новгородчине, но, разумеется, при советской власти монастырь был закрыт. Здесь размещалось техническое училище, в 1980-е годы в стенах монастыря открылся музей, а в 1991 году он был возвращён Церкви. Примечательно, кстати, и то, что во время войны в монастыре находилась военная часть оккупационных немецких и испанских войск.

22.

23. Единственный древний храм обители — собор Святого Георгия, построенный в 1119-1130 годах, то есть это домонгольский храм (хотя на не видевшей монгольского нашествия Новгородчине это не так важно). Настоящее древнерусское зодчество, которое впечатляет сдержанностью своего облика — причём как снаружи, так и внутри (хотя как раз внутреннее убранство там сохранилось плохо). Конструкция собора, с его тремя куполами, выглядит необычно: если большинство православных храмов вытянуто с запада на восток, то Георгиевский собор — наоборот, с севера на юг, и алтарная часть у него находится на более протяжённой стороне. Но для новгородской архитектуры тех времён такое решение не было редкостью.

24. Довелось тут и свадьбу увидеть.

25.

26. Второй храм монастыря — Спасский собор. Он уже гораздо моложе — построен в 1823-24 годах, на фундаменте сгоревшей перед этим церкви Александра Невского, построенной в середине XVIII века. Несмотря на время постройки, влияние распространённого в ту пору классицизма в облике собора минимально: в таком древнем памятнике русской церковной архитектуры даже тогда старались выдерживать черты русского стиля.

27. А это колокольня, служащая воротами обители, и имеющая 52 метра высоты — наверное, с верхнего яруса должны открываться впечатляющие виды на Новгород и окрестности с озером Ильмень, даже отражение в луковичной главке уже выглядит интересно. Построена колокольня в 1838-41 годах. Слева Архимандритский корпус примерно тех же лет.

28. За Спасским собором есть небольшой хозяйственный двор. Справа — Архимандритский корпус, слева — конюшня, переходящая в братский (то есть монашеский) корпус, а на углу — Конная башня.

29. Вид Конной башни снаружи:

30. Не обошлось и тут без дощатых пешеходных мостков.

31. Хотя возле Георгиевского собора сохранилась даже булыжная мостовая:

32. Орловский келейный корпус, 1820-х годов постройки. Назван он в честь графини Анны Орловой-Чесменской, на деньги которой был построен. Она же жертвовала средства на реставрацию других зданий обители и приобретение утвари для неё. И умерла она в 1848 году здесь же — в Юрьевом монастыре, когда посетила его, намереваясь затем ехать в Петербург.

33. И ещё один храм обители — Крестовоздвиженский собор, построенный в 1823 году. На фоне других он выделяется своими синими куполами и более приземистым видом.

34. Крестовоздвиженский собор и Северный келейный корпус:

Перед выходом из монатыря заглянул в буфет рядом с колокольней, отведав там вкусных пирожков. На самом деле, в монастырях вообще часто бывают отличные пекарни. После решил сходить к берегу Волхова.

35. И это удивительно, но в месте, которое обжито людьми более тысячи лет, и где некогда находилась столица крупного государства, на крупной реке, которая была тут основной транспортной артерией, сохранился вот такой природный коренной берег. Песчаный пляж, спокойная вода, болотистая пойма на том берегу, местные мужики рыбачат. А за спиной в это время — монастырь с собором XII века. Вот она — Русь, самая настоящая.

Чуть ниже по течению на Волхове можно увидеть опоры железнодорожного моста, построенного в 1914 году. Через это место железная дорога должна была идти из Новгорода на юг — в Крестцы и Валдай, но так и не была построена (вернее, был построен только участок Крестцы — Валдай, который до недавних времён действовал, но сейчас закрыт и заброшен), а мост был разрушен в Великую Отечественную войну, и не восстанавливался. Я эти опоры видел, но фотография слишком плохо вышла. Но я ещё точно вернусь сюда, так как хочу посетить и Перынский скит, и, на другом берегу, Рюриково городище и церковь Спаса на Нередице.

36. Вид по Волхову вверх по течению. В простоте этого пейзажа — величие. Вдали открывается простор озера Ильмень. Глядя туда, начинаешь фантазировать, что сейчас обернёшься назад и перенесёшься во времени — век так в 11-й или 9-й, и увидишь княжескую дружину на идущей по реке ладье, а природный

nord-ursus.livejournal.com

Витославлицы — Новгородское деревянное зодчество

 

Хотел вчера рассказать про новгородское деревянное зодчество, но интернетный шланг вечером отвалился. Пришлось обрабатывать фотографии вместо написания этого поста. Ну да ладно.

Посмотреть на выдающиеся образцы новгородской деревянной архитектуры можно в музее деревянного зодчества «Витославлицы», что находится на территории одноименной ныне не существующей деревни под Великим Новгородом. Предлагаю прогуляться по музею!

«Витославлицы» — музей небольшой (если сравнивать с Рижским этнографическим), но достойный внимания. На небольшой территории собраны 26 построек из различных уголков Новгородской области. В отличии от рижского музея большую часть времени посетитель находится под открытым небом. Учитывая, какая стояла (да и до сих пор стоит) жара, посещение музея было делом экстримальным, ибо +40 все время вжваривало в голову. Спасение мы с Катериной находили в умывальниках возле кафе, где периодически поливались прохладной водой. Зато было мало туристов, и можно было спокойно пофотографировать. В силу разных обстоятельств в этом отчете представлены не все экспонаты музея.

1. Памятник архитектуры изба Екимовой М.Д. из деревни Рышево Новгородского района. 1882 год. Постройка на подклети с хозяйственным двором и сенником на конюшне. Перевезена и реставрирована в 1969-1971 годах. Вдали видны две церкви — о них чуть позже.

2. Она же. Кстати, стоит отметить, что табличку с подробным описанием мы нашли не на каждой постройке. В случае ее отсутствия я брал информацию с главного стенда музея.

3. Интерьер избы Екимовой. Детский угол.

4. В противоположном углу кушали. Обратите внимание на скамью, идущую по всему периметру комнаты.

5. Хозяйственное помещение. Токарный станок.

6. Памятник архитектуры изба Туницкого В.А. из деревни Пырищи Крестецкого района. 70-80 годы XIX века. Постройка на подклети с галереей-«прикрольком», с двухъярусным хозяйственным двором, топилась «по-черному». Перевезена и реставрирована в 1975 году.

7. Интерьер избы Туницкого.

8. Колодец-«журавль», изба Екимовой и изба Туницкого. Между избами — памятник архитектуры амбар Алексеевой из деревни Хвощник Боровического района. Конец XIX века. Предназначен для хранения зерна и муки. Перевезен и реставрирован в 1978-1979 годах.

9. Церковь Рождества Богородицы, за ней — Никольская церковь. Подробнее ниже.

10. Памятник архитектуры церковь Рождества Богородицы из села Передки Боровического района. 1531 год. Шатровая монастырская постройка крестчатого плана. В 1699 году при ее переборке добавлены два малых шатра. Неоднократно перестраивалась в XIX веке. Перевезена в музей и реставрирована в 1967-1971 годах.

11. Памятник архитектуры часовня из деревни Кашира Маловишерского района. XVIII век. Клетская постройка с ярусным завершением, колокольней и галереей. Перевезена и реставрирована в 1972 году.

12. Она же.

13. Памятник архитектуры церковь Успения из деревни Никулино Любытинского района. 1599 год. Клетская постройка с трапезной и галереей. Перестраивалась в XVII-XVIII веках, 1826 и 1906 годах. Перевезена и реставрирована в 1975-1977 годах.

14. Церковь Рождества Богородицы. За ней видна изба Царевой из деревни Пырищи Крестецкого района (XIX век).

15. Памятник архитектуры церковь Николы из деревни Высокий Остров Окуловского района. 1767 (?) год. Ярусная постройка с пятистенным алтарем, трапезной, папертью и колокольней. Перестраивалась в XIX веке и в 1901 году. Перевезена и реставрирована в 1976-1979 годах. Вдали — церковь Рождества Богородицы.

16. Общий вид на церкви.

17. Гумно с ригой из деревни Горбухино Пестовского района. Начало XX века.

18. Кузница из деревни Спас-Пископец Новгородского района. XX век.

19. Баня из деревни Погорелка Хвойнинского района. 30-е годы XX века.

20. Часовня из деревни Гарь Маловишерского района. 1698 год.

21. Изба Утенковой из деревни Усть-Кировское Пестовского района. 1880-е года. Маленькая постройка — колодец.

22. Интерьер избы Утенковой.

23. Противоположный угол.

24. Памятник архитектуры Никольская церковь из деревни Мякишево Хвойнинского района. 1642 год. Клетская, крестчатая в плане, ярусная постройка с трапезной и галереей. Перестраивалась в XIX веке. Перевезена и реставрирована в 1972-1974 годах.
Никольская церковь, Витославлицы

petrushanov.livejournal.com

Музей деревянного зодчества «Витославлицы» — путешествия и прочее — LiveJournal

В России много музеев деревянного зодчества. Витославлицы, на мой взгляд, один из лучших, если не самый лучший.
Настроение перед посещением было скептическим. Видели уже такое и в Суздале, и в Костроме, в том же Коломенском или в Новом Иерусалиме… Очередной лубок. Всего 4 км. от Новгорода и… Увиденное превзошло ожидания.

Культурное наследие
Российской Федерации,
объект № 5310015000


Первое, что удивило — это огромная территория, к тому же не вырубленная под «ноль», а вполне себе зелёная со своими рощицами, полянами и т.п. На входе современные кассы, модный турникет, посетителям выдают толковую схему комплекса.

Сразу за турникетом вы забываете, что где-то есть автобусы, трамваи, компьютеры и прочие блага цивилизации. Все постройки органически вписаны в ландшафт, я бы сказал, по нашему русскому феншую.

№ 38 на схеме. Никольская церковь 1642 г. из д. Мякишева Хвойнинского района

Музей был основан в 1964 г., но создаётся впечатление, что уже тогда создатели подозревали о повальном увлечении фотографией в наше время. Дома не зажаты и не закрыты деревьями или зеленью. Настоящий рай для фотоманов 🙂

№36. Часовня Марии Магдалины (XVIII в.) из д. Ладощина Солецкого района

Ещё одна приятная неожиданность. С территории комплекса открывается прекрасный вид на Юрьев монастырь, основанный 1030 году Ярославом Мудрым.

№ 30. Церковь Успения (1595 г.) из села Курицко Новгородского района

Никольская церковь (1688 г.) из д. Тухоля Крестецкого района

Есть своя центральная улица и центральная площадь, на которых представлены дома господ В.А. Туницкого и П.А. Шкипарева, а также  М.Д. Екимовой и Е.И. Царёвой. Все постройки конца XIX в.

№2. Изба М.Д. Екимовой из д. Рышево

Внутри домов также всё аутентично, фотогенично и симпатично 🙂

Смотрительницы, одетые в одежды того времени с готовностью ответят на ваши вопросы, расскажут об истории дома, его хозяев,

ru-travel.livejournal.com

Юрьев монастырь и музей деревянного зодчества Витославлицы в Великом Новгороде

 

В Великом Новгороде мы уже были в прошлом году, проездом из Петербурга в Москву. Тогда успели только посмотреть Новгородский кремль и немного прогуляться по городу. Вообще, у меня с Новгородом складываются очень непростые отношения: я с детства мечтала побывать там, но долгое время поездка вообще не складывалась. В прошлом году мы изнывали от жары, в этом году жара продолжила испытывать нас на прочность. Поэтому программу несколько пришлось сократить. Посмотрели только Юрьев монастырь и музей деревянного зодчества «Витославлицы».

♦ Все статьи о поездке: Автопутешествие по Тверской, Новгородской, Ленинградской областям и Карелии 2018

Танк Т-34-85 на постаменте

Церковь Власия на Волосовой улице, построена в 1407 году на месте деревянной церкви 1111 года

Земляной вал

Дорога от Вышнего Волочка до Великого Новгорода занимает всего несколько часов. Поскольку была еще середина дня, мы решили не заселяться сразу в гостиницу, а поехать в музей деревянного зодчества «Витославлицы». Рядом расположен Юрьев монастырь, в котором находится Георгиевский собор домонгольского времени.

Колокольня Юрьева монастыря

Первым делом мы отправились в Юрьев монастырь. Это один из древнейших монастырей России. По преданию, он был основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым.

Надвратная колокольня Юрьева монастыря, 1841 год

Крестовоздвиженский собор 1761-1823 годов постройки и Келейный корпус

Всехсвятский храм, Спасский собор 1763-1824 годов и Архимандритский корпус

Главная святыня Юрьева монастыря — Георгиевский собор, построенный в 1119 году мастером Петром. Инициатором строительства выступил великий князь киевский Мстислав I Владимирович. Непосредственно строительством собора руководили игумен Юрьева монастыря Кириак и сын Мстислава новгородский князь Всеволод.

Георгиевский собор Юрьева монастыря

Георгиевский собор поражает воображение. На мой взгляд, это один из самых величественных храмов Руси.

Георгиевский собор Юрьева монастыря

Внутреннее убранство Георгиевского собора хранит память прошлых эпох. Благодаря отсутствию иконостаса можно разглядеть всю строгую структуру храма, полюбоваться росписями.

Внутреннее убранство Георгиевского собора

Внутреннее убранство Георгиевского собора

Георгиевский собор Юрьева монастыря

Георгиевский собор Юрьева монастыря

Часовня-сень над святым источником

♦ Подробнее: Юрьев монастырь в Великом Новгороде: Георгиевский собор и Анна Алексеевна Орлова-Чесменская

Почти напротив Юрьева монастыря, на другом берегу Волхова расположено Рюриково Городище, археологический памятник IX века. Некогда здесь находилась резиденция новгородских князей. В его центре возвышаются руины церкви Благовещения на Городище. Первый храм был построен в 1103 году новгородским князем Мстиславом Владимировичем. В XIV веке на месте старого был возведен новый. В 1941 году он был разрушен немецким артиллерийским обстрелом и до сих пор не восстановлен.

♦ Подробнее: Откуда есть пошла Земля Русская: Рюриково Городище в Великом Новгороде

Правее него виднеется церковь Спаса Преображения на Нередице 1198 года постройки. Рядом проходит Сиверсов канал, построенный в начале XIX века. Он входит в состав Вышневолоцкой водной системы и спрямляет путь из реки Мста в реку Волхов в обход озера Ильмень.

♦ Подробнее: Восставшая из пепла: церковь Спаса на Нередице в Великом Новгороде

Церковь Благовещения на Городище и храм Спаса Преображения на Нередице

Рюриково Городище

Жара усиливалась с каждым часом. Поэтому мы отправились купаться на Волхов. Неподалеку от Юрьева монастыря есть большой дикий пляж. Какое счастье окунуться в освежающую воду! Переодевались в машине, на заднем сиденье, благо, окна тонированные. Очень удобно.

Затем мы перебазировались ближе к «Витославлицам». Сначала зашли пообедать в «Юрьевское подворье». Обстановка и меню напомнили нам ресторан «Улей» в Суздале. Место хорошее, рекомендую.

Юрьевское подворье

Юрьевское подворье

После обеда отправились в музей деревянного зодчества «Витославлицы». Я слышала о нем прекрасные отзывы. Увы, убедиться в их правдивости мы не смогли: большая часть музея закрыта на реконструкцию, которая продлится до конца следующего года. Было открыто всего лишь несколько домов. Прибавьте к этому изнуряющий зной, и вы поймете, почему мы не смогли полностью посмотреть даже доступную для осмотра небольшую часть. Я обязательно сюда вернусь, но только после окончания всех работ.

Избы

Изба Екимовой Марии Дмитриевны из деревни Рышево Новгородского района, 1882 год и амбар Н.С.Алексеевой из деревни Хвощник Боровичского района, конец XIX века

Интерьер избы

Изба Туницкого В.А. из деревни Пырищи Крестецкого района, 1870-1880 годы

Изба Шкипарева из деревни Частова Новгородского района, 80-е годы XIX века и изба Царевой Е.И. из деревни Пырищи Крестецкого района, первая половина XIX века

Интерьер избы

Хозяйственный двор

Интерьер избы

Часовня Кирика и Иулиты из деревни Кашира Маловишерского района, 1745 год

Да, скажу честно: из Витославлиц мы бежали. Было очень обидно, что из-за жары невозможно насладиться всеми красотами Великого Новгорода.

Памятник Ленину

Стелы на старом въезде в Новгород

Затем мы отправились в отель. У нас был забронирован номер в «Парк Инн Великий Новгород». Отель в целом понравился. Утром до завтрака сходили в бассейн. Единственное, что очень огорчило — отсутствие кондиционера в номерах, что было странно для гостиницы такого уровня.

Наутро, до отъезда в Петербург, мы планировали съездить на Рюриково Городище. Но Господин Великий Новгород решил, что еще не пришло время раскрыть нам все свои красоты и тайны. И мы позорно сбежали от жары на море — на Финский залив. Всего-то часа три дороги. Нас ждала неожиданная встреча в Кронштадте.

© Сайт «История и путешествия», 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Мы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Telegram, Twitter, Instagram, Flickr, RSS, Яндекс.Дзен, Живой журнал, Tripadvisor

 

 

anashina.com

Великий Новгород, Витославлицы, музей деревянного зодчества под открытым небом

1) Своё повествование о визите в Великий Новгород я начну с рассказа о музее деревянного зодчества под открытым небом под названием «Витославлицы», названной по бывшей одноимённой деревни неподалёку. Сам комплекс расположен в 5 км от города. Добраться туда было для меня ещё тем приключением: 20-градусный мороз и пешочком вдоль оживлённой автотрассы.Стоило дойти, «Витославлицы» предстали передо мной неким подобием заснеженной вселенной фильма Джеймса Кэмерона «Аватар», ибо увидел иной мир в деревянных часовнях и избах, аналоги которых вживую нигде не встречал. Такое увидеть, разве что ехать в Карелию или в Архангельскую область, а тут почти самая Центральная Россия. Великий Новгород, Витославлицы, музей деревянного зодчества под открытым небом

2) «Витославлицы» стали для новгородцев природным курортом. Через дорогу от музей сдаются деревянные коттеджи и проложены лыжные трассы. Поэтому на новогодних праздниках было натуральное столпотворение, не взирая на мороз. Деревянные избы XVII века даже гармонируют с зимней стужей. Сразу понравилось, что музей не огорожен типичным глухим металлическим забором, ограждения все деревянные, в чём-то схожи с деревянным острогом.

3) Основателем музея является Леонид Егорович Красноречьев (1932-2013 гг.), архитектор-реставратор, автор генерального плана музея «Витославлицы», проектов реставрации большинства перевезённых в музей памятников. Дважды лауреат Гос.Премий РФ в области искусства и архитектуры.

Л. Е. Красноречьев проводил многочисленные исследования архитектуры Новгородской области с целью выявления памятников деревянного зодчества. Один из инициаторов переноса деревянных построек на территорию созданного в 1964 году музея «Витославлицы».

4) На ум приходят два мне известных случаев спасения и переноса памятников на новое место: остров Филэ (последнее святилище отправления религиозных культов фараоновского Египта вплоть до VI века в эпоху уже христианской Византийской империи) и Абу-Симбел (храм в честь фараона Рамзеса II и его супруги Нефертари) в Египте, спасённых в ходе строительства при содействии СССР высотной Асуанской плотины почти на египетско-суданской границе в 1960-1970-е гг.

Справа изба Туницкого из старообрядческой деревни Пырищи, топившаяся по-чёрному (70-90-е гг. XIX века).

5) В музее деревянного зодчества «Витославлицы»под открытым небом собраны редкие архитектурные памятники XVI-XX века, жилые и хозяйственные постройки разных периодов – общим числом почти три десятка. Разнообразные церкви, часовни, избы, мельницы, кузницы, амбары и т.д. представлены в том виде, в котором они существовали в свое время. Здания были перевезены из разных уголков Новгородской области, отреставрированы и, тем самым, избежали разрушения и полного исчезновения.Создатели музея ориентировались, в первую очередь, не на дату постройки и их возраст, а на содержание в них российских народных традиций.

6) Часовня из деревни Гарь Маловишерского района 1698 года постройки, относящаяся к клётским храмам. Клётский храм-это один или несколько прямоугольных срубов-клетей, покрытых двухскатными кровлями. Безглавые храмы существовали на Руси вплоть до XVII. Архитектура подобного типов храмов имела много общего с жилыми строениями.

В этой безымянной часовне только крест символизирует её культовую принадлежность.Часовня являет собой сруб с двухскатной кровлей. Остальные — галереи, установленные на бревенчатые выпуски и окружающие строения с трёх сторон. Два маленьких оконца выдают простой интерьер.

Перевезена в Витославлицы в 1972 году.

7) Церковь Николая Чудотворца из деревни Высокий Окуловского района, годы строительства — 2 половина XVIII, относящаяся к ярусным храмам.

Церковная реформа патриарха Никона в XVII в. запретила возведение шатровых церквей, отчего возник новый тип культового сооружения — церкви кораблем, ярусные, где отражение устремленности вверх также проявилось, хотя и не с такой силой и динамикой, как в шатровых.

Ярусные храмы начали возводить с конца XVII века, их ярусность выразилась в установке друг над другом восьмигранных срубов (обычно трех), уменьшающихся по высоте и особенно по ширине по мере устремления кверху, к главке с крестом. Такой же прием использовался и при рубке колокольни, венчавшейся шатром.

8) Ещё одна церковь Николая Чудотворца из деревни Мякишево Хвойнинского района 1642 года постройки.В 1972 году храм был разобран и в 1976 году отреставрирован и перевезён в «Витославлицы».

В храме сохранилась редко встречающаяся композиция окон- сочетание «красного» окна с двумя окнами, расположенными несколько ниже. Подобное сочетание окон применялось в древнерусском строительстве при возведении храмов, хоромов, изб, дворцов.

Церковь по архитектуре является одновременно и ярусной и клётской постройкой.

9) Церковь Николая Чудотворца из деревни Тухоля Крестицкого района 1688 года возведения, относящаяся к клётскому типу храмов. Перевезён на нынешнее место в 1966 году. К основному прямоугольному срубу (клети) примыкают прямоугольные срубы алтаря и трапезной.

10) Церковь Рождества Богородицы из села Передки Боровического района 1530-1540-х гг. постройки.

11) Шатровые храмы, вместо купола завершавшиеся шатром, появились вначале XVI веке. Типология церковной архитектуры передавалась из Византии, однако в дереве нелегко было передать форму купола. Видимо, техническими трудностями и была обусловлена необходимость замены в деревянных храмах куполов шатрами.

12) Церковь Успения Богородицы из деревни Курицко Новгородского района на берегу озера Ильмень. Построен в 1595 году, относящийся к шатровому стилю.

13) Часовня Кирика и Иулиты (слева) из деревни Кашира Маловишерского района (1745 год) и изба Шкипарёва (предположительно1880-е гг.). По словам бывшего хозяина избы, получившего дом от отца,а тот в свою очередь от деда, избу построили по распоряжению помещицы, у которой дед служил конюхом и работу свою выполнял хорошо. Имя помещицы неизвестно (исследования в архивах не велись).

Изба Шкипарёвых хорошо укладывается к типу жилых построек Мстинской зоны.

14) Изба Марии Дмитриевны Екимовой из деревни Рышево Новгородского района (1882 г.)

15) Дом Добровльских из деревни Вотроса Пестовского района, 1880 год. Представляет собой тип «избы-двойки», включающую в себя зимнюю и летнюю избы. между ними- парадные»сени».

16)

17) Справа на переднем плане изба Царёвой (1 половина XIX века) с галереей «прикрольком», балконом, двухъярусным хозяйственным двором, топилась по-чёрному.

18) Отличительной особенностью северной русской избы является то, что в ней под одной крышей сосредотачивалось всё крестьянское хозяйство. Помещение, находящееся под полом жилого помещения, называлось подпольем, использовавшимся для хранения запасов картофеля и других овощей.

Другая половина избы состояла из двух-трех этажей. Нижний этаж имел ворота для выгона скота.

Верхний этаж делился на горницу и пристроенные сбоку сеновал и хлев, часто отапливаемые. На сеновале находился туалет, хранились дрова. Большие ворота соединяли сеновал с улицей (высота ворот от земли около 2,5-3 метров, ширина ворот 2-3 метра).

Все помещения избы соединял коридор, который имел один уровень с жилым помещением, поэтому к двери горницы вела лестница вверх. За дверью, ведущей на сеновал, имелись две лестницы: одна вела вверх на сеновал, другая — вниз в хлев.

К тыльной стене избы пристраивался сарай (обычно для хранения сена). Его называли приделом. Такое устройство сельского жилища позволяет в суровые русские зимы вести домашнее хозяйство, не выходя лишний раз на мороз.

IMG_1021.JPG

www.perunica.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *