Церкви ростова на дону: Список православных храмов Ростова-на-Дону с адресами

Сайт Администрации и главы Администрации города Ростова-на-Дону

Наименование религиозной организации/храма

Вероисповедание

Адрес нахождения

1

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери 

РПЦ

пр. Космонавтов 32А, тел. 276-09-79 

2

Храм Покрова Пресвятой Богородицы 

РПЦ

Северное кладбище, ул. Орбитальная,1Б. тел. 248-95-85 

3

МРО Церкви ХВЕ «Щит Веры»

ХВЕП

пер Ликбезовский 2, тел.293-04-98

4

МРО Центральная церковь ЕХБ

ЕХБ

ул.

Чугуевская 15, тел. 252-76-29

5

Храм Святого Дмитрия Донского

РПЦ

ул. Ленина, госпиталь

6

Храм Свято-Никольский  

РПЦ

ул. Чапаевская  18, тел. 222-98-43

7

Храм Святого Серафима Саровского

РПЦ

ул. Портовая  72; тел. 226-98-43

8

Храм Воскресения Христова (Преполовенский)

РПЦ

ул. Всесоюзная  165, тел.242-09-66

9

Свято-Троицкий храмовый комплекс

РПЦ

ул. Международная 7А, тел. 240-90-02

10

Свято-Троицкий храм,

РПЦ

пер. Рельефный 3, тел. 267-03-80

11

Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»

РПЦ

Змиевская балка зарегистрирован: ул. Станиславского 58.

12

МРО ХВЕП «Церковь Христа Спасителя»

ХВЕП

ул. Мадояна 171-17334 тел. 279-46-78

13

Храм Покрова Пресвятой Богородицы  (Старо-Покровский храм)

РПЦ

ул. Б. Садовая/пр. Кировский, Покровский сквер

14

Свято- Вознесенский храм

РПЦ

Братское кладбище, пер. Ахтарский 3

тел. 232-25-08

15

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы

РПЦ

ул. Ульяновская 37, тел. 262-54-31

16

Центральное Духовное Управление Мусульман Ростовской области

Ислам

ул. Туркестанская 28, тел. 264-31-11,

17

Ростовская мечеть

Ислам

ул. Фурмановская, тел 264-05-20

18

МРО «Еврейская религиозная община», синагога

Иудаизм

пер. Газетный 18, тел.299-02-68

19

МРО «Ростовская церковь Христова»

Протестантизм

ул. М. Горького 172

20

Храм Святого Димитрия митрополита Ростовского

РПЦ

ул. Муравьева 39А, тел. 256-20-20

21

Ростовский  Кафедральный собор

РПЦ

ул. Станиславского 158, тел. 240-29-47

22

МРО Свидетелей Иеговы «Центральная» города Ростова-на-Дону

бездеминационная

пр. Буденовский 102, кв. 1

дом молитвы: Штахановского,22

23

Храм в честь иконы Божией Матери «Целительница»

РПЦ

Таганрогское шоссе, тел.248-96-09

24

Храм  Святых Кирилла и Мефодия – учителей словенских

РПЦ

пер. Халтуринский 200А, тел.232-02-04

25

Храм в честь Иверской иконы Божией Матери, Свято-Иверский женский монастырь

РПЦ

ул. Неклиновская 3. тел.235-41-63

26

Храм Святого Иоанна Кронштадского

РПЦ

пл. Народного ополчения, РГУПС,

тел. 272-62-21.

27

Храм прихода «Тайная вечеря»,  Римская катол. Церковь

католицизм

ул. Ставропольская 61, тел.245-46-16

28

МРО Церкви Иисуса Христа Святых последних дней

мормоны

ул. Греческого города Волос 11

29

Храм в честь Иконы Божией Матери «Умиление»

РПЦ

ул. Димитрова 4324(пос. Первый Орджоникидзе), тел. 254-49-34

29

Храм  Великомученика и Целителя Пантелеимона

РПЦ

ул. Шолохова 29А, тел. 253-34-11

10

Храм «Всех святых Земле Российской просиявших»,

РПЦ

пер. Сальский 61, тел. 272-47-24

31

Храм в честь «Введения во храм Пресвятой Богородицы»

РПЦ

ул. Лелюшенко 195

32

Сретенский храм

РПЦ

ул. Детская 254; тел. 257-65-63

33

Александрийский храм

РПЦ

ул. Ченцова 3; тел.тел. 253-45-11

34

Храм Великомученика и  Целителя Пантелеимона

РПЦ

ул. 14-линия 63,  тел. 251-93-55

35

Свято-Михаило-Архангельский храм

РПЦ

пр. 40-летия Победы (напротив рынка)

36

МРО Армянская церковь «Сурб Карапет»

ААЦ

ул. Ченцова 5781, тел. 251-07-06

37

МРО Адвентистов седьмого дня Пролетарского района

АСД

ул. 10-линия 77, тел. 251-24-83

38

Храм Святого Георгия Победоносца

РПЦ

пр. Коммунистический 38,тел. 222-67-39

39

Свято-Георгиевский храмовый комплекс

РПЦ

ул. 339-й стр. дивизии, тел. 246-53-21

40

Храм «Новомучеников Российских»

РПЦ

пос. Ливенцовский, ул. Задонская, 81

41

Церковь Евангельских христиан Баптистов

ЕХБ

пр. Стачки, садоводческое товарищество

Никольская церковь

История православного Свято-Никольского прихода на ул. Чапаевской 18 г. Ростова-на-Дону начинается с 1955 г. 28 мая 1955 г. был подписан договор о продаже Григорьевой Пелагеей Михайловной своего частного домовладения 1947 г. постройки Владимирской церкви г. Ростова-на-Дону под молитвенный дом. Площадь жилого дома на тот момент была 48 м2.

Новым храмом стал жилой дом с кирпичными стенами на бутовом цоколе в плане 9,32м х 9,25 м, высота 3,35 м. Площадь земельного участка 483 кв.м. Было получено разрешение на пристройку алтаря и расширение здания, так как оно было в 3 раза меньше церковного.

Владимирская церковь была закрыта в  1954 г. и отдана советской властью под завод. 

Был куплен жилой дом по ул. Чапаевская №18 под Владимирский молитвенный дом. Остатки Владимирской церкви (400 м.) были переданы Лендворцу. Преобразованный частный дом в церковное подворье исполнял свои функции до 1961 г. В 1961 умирает настоятель храма иер. Анатолий и приход закрывают. Помещение, принадлежащая храму территория передаются библиотеке им. Крылова.

Через 33 года, в 1994 г., помещение и прилагающая к нему территория были возвращены Ростовской-на-Дону епархии. 

Первое Богослужение в восстановленном храме совершилось 11 ноября 1994 г. В храме температура не подымалась до плюсового уровня, полов ещё не было, подсобных помещений тоже. Просфоры для первой и последующих Литургий выпекались в доме соседки, Анисии Ивановны.

В 1995 г. начинается строительство крестильного дома на территории храма. В 1997 г. строительство было окончено. Построено  четырехэтажное небольшое здание. Оно вмещало в себя крестильную комнату, трапезную, просфорную, класс для воскресной школы.

Подъезд к храму стараниями прихожан и казаков ст. Нижне-Гниловской появился примерно в 1997 г.

В 2000 г. с алтарной стороны был сооружен декоративный купол.

В 2006 г. храм увенчала звонница с шатровым верхом и золотой главкой.

Церкви г. Ростов-на-Дону на карте — Карта протестантских церквей России

  • АС(SA)

    ул. Лермонтовская, д. 227-229/148 (Большой зал, 2-й эт.)

  • МДЦ НП

    ул. Лермонтовская, д. 229

  • АХВЕП ДЖ

    ул. Тракторная, 5

  • ул. Киргизская, д. 9/3 (ДК «Электрон»)

  • РС ЕХБ

    ул. Фурмановская, д. 98

  • ул. Калитвенская, д. 17в

  • ОЦ КК

    ул. Текучёва, д. 42

  • РЦ ХВЕ

    ул. Лермонтовская, д. 229

  • TCCN
  • МДЦ НП

    ул. Лермонтовская, д. 229 (3 эт., «Корпус Армии Спасения»)

  • ул. Благородная, д. 3

  • РЦ ХВЕ

    ул. Коммунаров, д. 33 (3 эт.)

  • РС ЕХБ

    ул. Чугуевская, д. 15

  • РАНЕЦ
  • РОСХВЕ

    ул. Лермонтовская, д. 229

  • ул. Мадояна, д. 166

  • РСНЦ ЕХБ

    Клязьминский переулок, д. 19

  • РЦ ХВЕ

    ул. Мадояна, 171-17334

  • МЦХ

    ул. Максима Горького, д. 172

  • РЦ ХВЕ

    ул. Максима Горького, д. 1а

  • РС ЕХБ

    ул. Лермонтовская, д. 229 (малый зал)

  • РОСХВЕ

    ул. Шаумяна, д. 57-59 (ДК Досуг)

  • РОСХВЕ

    ул. Мадояна, д. 175 (2 эт.)

  • АЦЕХ

    ул. Лермонтовская, д. 229 (1-й эт., малый зал)

  • РОСХВЕ

    ул. Коммунаров, д. 33а

  • РЦ ХВЕ

    ул. Мадояна, д. 171-173/34

  • ЮЕУ РОСХВЕ

    ул. Зеленая, д. 22

  • ул. Мадояна, д. 166

  • ОЦ ЕХ

    ул. Мадояна, д. 173

  • РС ЕХБ

    ул. Чугуевская, д. 15

  • БНЦ ЕХБ

    р-н Ростовское Море, санаторий «Содружество», д. 16/32а

  • РСНЦ ЕХБ

    Клязьминский переулок, д. 19

  • МСЦ ЕХБ

    пр-т Стачки, д. 268

  • МСЦ ЕХБ

    ул. Станиславского, д. 157

  • ЦХАСД

    ул. Ровенская, д. 1

  • ЦХАСД

    ул. Цветочная, д. 84 (Садовое товарищество «Авангард»)

  • ЦХАСД

    ул. Геодезическая, д. 22

  • ЦХАСД

    ул. Варфоломеева, д. 156

  • ЦХАСД

    ул. 10-я линия, д. 77

  • ЦХАСД

    пер. Марксистский, д. 18д

  • ОЦ ХВЕ

    ул. Малиновского, сад. уч. 42

  • РЦ ХВЕ

    ул. Максима Горького, д. 1а

  • ЦХ

    ул. 29-я линия, д. 2

  • ЦРО МХ «Мессианс

    ул. Коммунаров, д. 33

  • РОСХВЕ

    пер. Ликбезовский, д. 2

  • РОСХВЕ

    ул. Ленина, д. 105/3 (ДК «Роствертол»)

  • ЮЕУ РОСХВЕ

    ул. Зеленая, д. 22

  • Ростовская епархия / Организации / Патриархия.ru

    Входит в состав Донской митрополии

    С конца XIV века Область Войска Донского входила в состав Воронежской епархии. Позже Донская земля находилась под прямым попечением Патриарха Московского и всея Руси. 8 марта 1718 г. (ст. ст.) донские приходы вновь вошли в Воронежскую епархию. 5 апреля 1829 г. учреждена самостоятельная Новочеркасская и Георгиевская епархия, выделенная из состава Воронежской. 17 июля 1842 г. из состава Новочеркасской была выделена Кавказская епархия — на землях Черноморского казачьего войска и Северного Кавказа. Новочеркасская и Георгиевская епархия была переименована в Донскую и Новочеркасскую (упразднена в 1942 г.). В 1943 г. епархия восстановлена, как Ростовская-на-Дону. В 1943-1948 гг. именовалась Ростовская и Таганрогская, в 1949-1954 гг. — Ростовская и Новочеркасская, в 1954-1957 гг. — Ростовская и Каменская, с 1957 года — Ростовская и Новочеркасская.

    Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 70) из состава Ростовской епархии выделены Шахтинская и Волгодонская епархии. Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 132) включена в состав Донской митрополии.

    Епархия сегодня
    (по состоянию на март 2013 года)

    Благочиния и благочинные

    г. Ростова-на-Дону:

    • Восточное — протоиерей Димитрий Осяк
    • Западное — протоиерей Иоанн Осяк
    • Северное — протоиерей Александр Пятницкий
    • Центральное — протоиерей Геннадий Макаренко

     

    • Азовское — протоиерей Владимир Удовенко
    • Аксайское — протоиерей Александр Будков
    • Куйбышевское — иерей Максим Вишневский
    • Матвеево-Курганское — иерей Игорь Миляев
    • Мясниковское — иерей Георгий Пневский
    • Новочеркасское — протоиерей Олег Добринский
    • Таганрогское — протоиерей Алексий Лысиков

    Монастыри

    • Свято-Донской Старочеркасский мужской
      Ростовская область, Аксайский район, ст. Старочеркасская, ул. Почтовая, 1
      наместник — игумен Макарий (Зеленков)
    • Ростовский Свято-Иверский женский
      344052, г. Ростов-на-Дону, ул. Неклиновская, 4; тел. (8632) 35-41-63
      настоятельница — игумения Рахиль (Ковалева)

    Количество приходов — 131, в том числе 2 монастырских.

    Количество штатных клириков — 228, в том числе:

    • протоиереев — 49;
    • иереев — 141;
    • протодиаконов — 1;
    • диаконов — 15.

    Монашествующих — 21, в том числе:

    • архимандритов — 1;
    • игуменов — 4;
    • иеромонахов — 11;
    • иеродиаконов — 5.

    Социальные проекты

    Во всех благочиниях действуют благотворительные столовые и пункты приема-раздачи вещей. Также в большинстве благочиний есть приходские сестричества, осуществляющие служение в социальных и медицинских учреждениях и на дому (уход за престарелыми, инвалидами и т.д.). При Свято-Георгиевском храме г. Ростов-на-Дону организованы курсы подготовки православных сестер милосердия.

    Епархиальные СМИ

    печатные издания:

    • «Вестник Донской митрополии» (ежеквартальное издание)
    • вкладка в областной газете «Молот» (совместный проект с Синодальным информационным отделом)

    интернет-сайты:

    телевидение:

    Учебные заведения

    расписание богослужений, ограничения и график работы транспорта

    Богослужения пройдут во всех храмах города.

    Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

    Пасха в Ростове-на-Дону 2021 проведут во всех православных храмах. «КП» рассказывает, как пройдут богослужения — будет ли Крестный ход, когда освящать куличи и как будет ходить общественный транспорт.

    КАКОГО ЧИСЛА ПАСХА?

    Пасха в 2021 году выпадает на 2 мая. Напомним, православная пасха празднуется после первого весеннего полнолуния.

    После литургии ростовчане смогут освятить куличи и яйца.

    Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

    Как пояснили в Донской митрополии, в этот день все храмы города и области откроют свои двери для прихожан. Запретов из-за коронавируса вводить не будут.

    БУДУТ ЛИ ОГРАНИЧЕНИЯ

    Пресс-секретарь Донской митрополии Игорь Петровский рассказал, что службы на пасху не изменятся. Так, крестный ход и освящение куличей отменять никто не будет. Единственное требование к прихожанам — наличие маски.

    А вот прямой трансляции богослужений из донских храмов в этом году организовывать не будут.

    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

    По словам Игоря Петровского, митрополит Меркурий проведет пасхальные богослужения в Кафедральном соборе Пресвятой богородицы.

    — Литургия начнется в 23.00. После этого пройдет первое освящение куличей, — рассказал представитель митрополии.

    Трансляции богослужений в этом году не будет.

    Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

    Пройдут как утренние, так и ночные богослужения в храмах. Однако время начала может отличаться. Уточнять его нужно в каждом храме.

    АДРЕСА И НОМЕРА ХРАМОВ

    Благовещенский греческий храм: пер. Университетский, д. 58. Телефон: +7 988 581-08-70.

    Старо-Покровский храм: ул. Большая Садовая, 113Б. Телефон: +7 863 263-80-88.

    Храм Димитрия Ростовского: ул. Муравьева, 28б, парк Димитриевский. Телефон: (863) 220-34-71.

    Храм святого праведного Иоанна Кронштадтского: площадь Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 1. Телефон: +7 (863) 247 7146

    Константино-Всехсвятский храм: пер. Халтуринский 101 а (р-н Дворца спорта, площадь Здоровья). Телефон: (863) 256-90-66

    Храм преполовения пятидесятницы: ул. Всесоюзная, д. 165. Телефон: (863) 242 09 66

    Юго-Западное благочиние: ул. Международная, 7а. Телефон: (863) 244-36-94

    Храм Казанской иконы Божией Матери: проспект Космонавтов 16а / 32а. Телефон: +7 863 292-65-31

    Свято-Александринское архиерейское подворье: ул. Ченцова, 3. Телефон: (863) 253-45-11.

    Храм Святого Георгия Победоносца: ул. 339 Стрелковой Дивизии, 33. Телефон: +7 (863) 246-53-31

    Сретенский храм: ул. Детская, 254. Телефон: (863) 257-65-63.

    Храм святой великомученицы Ирины: пр. М. Нагибина, 24/50. Телефон: +7(863) 292-49-70.

    КАК БУДЕТ ХОДИТЬ ТРАНСПОРТ

    В Пасхальную ночь, с 1 на 2 мая, автобусы в Ростове-на-Дону будут ходить до 3.00. Всего на линиях будут курсировать 255 единиц транспорта.

    Церковь св. Димитрия Ростовского в городе Ростове-на-Дону

    Церковь св. Димитрия Ростовского в городе Ростове-на-Дону

    Церковь св.  Димитрия Ростовского в городе Ростове-на- Дону

    Святой Димитрий Ростовский – небесный покровитель города Ростова-на-Дону. История о том, как святитель северного Ростова стал покровителем Ростова южного такова. В апреле 1757 года ростовский митрополит Димитрий был причислен к лику святых, а 6 апреля 1761 года императрица Елизавета Петровна подписала указ, по которому основанная в 1749 году в устье реки Темерник Темерницкая таможня была переименована в крепость Димитрия Ростовского. Из этой-то крепости и вырос впоследствии большой город, и в наше время он гораздо более известен, чем небольшой районный центр, каким стал древнерусский Ростов.

    В начале XXI столетия в Ростове-на-Дону появился большой храм, посвященный Димитрию Ростовскому. Конечно, церковь в честь небесного покровителя города была здесь и раньше. Так, в 1751 году в крепости была возведена часовня, которая в 1761 году по благословению правящего архиерея получила статус храма. Он был освящен в честь св. Димитрия Ростовского — святого, чьим именем в этом же году назвали и саму крепость. Однако к 1786 году эта церковь сильно обветшала и была закрыта, а через 10 лет вообще разобрана. Но память об этом храме не исчезла совсем, поскольку из его пригодного материала пристроили придел во имя святителя Димитрия Ростовского к Покровской церкви.

    Закладка современного храма в честь Ростовского чудотворца состоялась в день его памяти, 4 октября 2000 года, по благословению главы Ростовской епархии архиепископа Пантелеимона, который ныне возглавляет Ярославскую и Ростовскую кафедру. Храм возведен по проекту архитектора Ж. П. Волошиной.

    15 сентября 2001 года в строящийся храм из кафедрального собора города Ростова-на-Дону крестным ходом была перенесена частица мощей святителя Димитрия.

    17 сентября 2004 года архиепископ Пантелеимон совершил освящение куполов и крестов. Вскоре после этого церковь была достроена, хотя мелкие строительные и отделочные работы продолжались вплоть до 2008 года.

    Всякого, кто входит в этот храм, встречает большой мозаичный образ святителя Димитрия Ростовского, который размещен на западном фасаде, над центральными дверьми.

    Ныне Димитриевский храм – один из самых значительных и известных храмов города Ростова-на-Дону.

    Церковь св. Димитрия Ростовского в городе Ростове-на- Дону

    Церковь св. Димитрия Ростовского в городе Ростове-на- Дону

    Церковь св. Димитрия Ростовского в городе Ростове-на- Дону

    Церковь св. Димитрия Ростовского в городе Ростове-на- Дону

    Церковь св. Димитрия Ростовского в городе Ростове-на- Дону

    Церковь св. Димитрия Ростовского в городе Ростове-на- Дону

    Церковь св. Димитрия Ростовского в городе Ростове-на- Дону

    Купола Димитревской церкви в городе Ростове-на- Дону

    Купола Димитревской церкви в городе Ростове-на- Дону

    Интерьер церкви св. Димитрия Ростовского в городе Ростове-на- Дону

    Интерьер церкви св. Димитрия Ростовского в городе Ростове-на- Дону

    Иконостас церкви св. Димитрия Ростовского в городе Ростове-на- Дону

    Ростов-на-Дону, храм

    История

    История старообрядческой общины в Ростове-на-Дону тесно связана с историей города. Первые упоминания о ростовском старообрядческом храме относятся к 1813 году: есть сведения о деревянной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы на улице Донской. Церковь, по преданию, была перевезена на эти земли старообрядческими переселенцами с берегов Белого моря. Во второй половине XIX века ростовские старообрядцы строят новый храм в честь Введения Пресвятой Богородицы по улице Канкриновской, 42 Участок для строительства выделяют авторитетные ростовские купцы- старообрядцы Золотаревы, принявшие в 1846 году Белокриницкую иерархию.

    Помимо Золотаревых, активную деятельность вели хлебопромышленник Елпидифор Парамонов, купцы Иван Панченко, Петр Максимов и другие. Основными попечителями старообрядческой общины в то время были Иван Фелуменович Жаров и Фотий Алексеевич Золотарев. В списке священников Донской и Кавказской епархии, поданном епископом Силуаном в 1883 году в Московскую старообрядческую Архиепископию, упоминается имя настоятеля ростовского старообрядческого Введенского храма иерея Климента. В это же время епископ Силуан упоминает, что Золотарёвы строят новый храм возле старого. А к 1907 году в общине было уже два священника — отец Харлампий Марков и отец Филипп Привалов. После 1846 года в среде ростовских старообрядцев происходит разделение — часть христиан не принимает митрополита Амвросия и по-прежнему окормляется перешедшими из господствующей церкви священниками.

    Лидером этой незначительной части старообрядческого общества становится известный ростовский купец Н.А. Панин. Местом компактного проживания старообрядцев была так называемая Солдатская слобода (район старого Ростова). Общинный дух жизни христиан вынуждал их селиться в непосредственной близости от храма, и большая часть общины жила в районе, ограниченном несколькими кварталами. Особенно много старообрядцев проживало на улицах Канкринской (сейчас Ульяновская), Воронцовской (сейчас Баумана) и Донской (по некоторым сведениям, она одно время даже называлась Старообрядческой), в переулках Николаевском (сейчас пер. Семашко) и Казанском (сейчас Газетный). Будучи активным деятелем старообрядческого движения всероссийского масштаба, Н.А. Панин принял решение организовать в Ростове-на-Дону старообрядческий духовный центр. Два его дома по улице Канкринской, 39 и 41 находились всего в ста метрах от существующей Введенской Церкви Белокриницкого согласия. В 1910 году Н.А. Панин строит на этом участке двухэтажный дом причта по проекту ростовского архитектора Е.М. Гулия.

    Через год в этот дом приглашают старообрядческого священника из города Вольска — о. Николу Микульшина. Тогда же на этих землях Панин закладывает новый храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Для проектирования храма был приглашен архитектор высокого столичного уровня — В.А. Покровский, выпускник Академии художеств. В ходе строительства старообрядческого собора архитектор В.А. Покровский использовал формы древнерусского зодчества в так называемом неорусском стиле, что позволило зданию стать органичной частью сложившейся городской застройки. Церковь являла собой одноярусное протяженное сооружение с пониженной, меньшей по габаритам алтарной апсидой. Молельный зал, апсида и асимметрично размещенная одноярусная звонница увенчаны малыми главками. Храм, вмещавший порядка 500 молящихся, стал одним из самых крупных храмовых зданий в Ростове-на-Дону. Для постройки здания церкви использовался добротный местный кирпич завода Петра Ивановича Ильина, а чугунное литье (опорные колонны козырька храма, стойки нижнего этажа и ограды) были изготовлены, как свидетельствуют клейма, на ростовском механическом заводе бельгийца Феодора В. Ниттнера. Яркой декоративной деталью храма является искусная ковка фасада входного козырька и оконных решеток. Утварь и иконостас для него жертвовали известные ростовские семьи Парамоновых и Соловьевых.

    Освящение храма было совершено в 1913 году. Первое время он именовался Покрово- Ильинским (возможно, потому, что в нем находилась чтимая икона пророка Илии). Кроме храма и дома причта, Н.А. Панин построил на этом участке четырехэтажный богаделенный дом, который выходил своим фасадом на улицу Воронцовскую, крупнейший дом призрения в Ростове-на-Дону. Его площадь составляла порядка 1200 кв.м, в нем было более 50 палат. Н.А. Панин на свои средства полностью содержал и храм, и причт при нем, и богаделенный дом. В попечении о жильцах богадельни активную помощь ему оказывали старообрядцы Белокриницкого согласия во главе с Ф.А. Золотарёвым. В 1922 году все имущество было национализировано, здание храма и дом причта Ростовско-Нахичеванским Советом рабочих и крестьянских депутатов были переданы общине на правах бесплатного бессрочного пользования. В богадельне были организованы коммунальные квартиры для жильцов Коммунхоза. В этот период община переживала очень трудные времена. Она значительно уменьшилась и включала не более 25 человек. В связи со стесненными обстоятельствами, общину покинул настоятель — о. Никола Микульшин. Следующим настоятелем на короткий период 1931–1932 гг. стал епископ Пансофий (Ивлев), который из-за малочисленности прихода в своем кафедральном храме вскоре был вынужден уехать в Курск. В те годы соседняя Введенская община терпела не меньшие притеснения, но оставалась по-прежнему многочисленной. В 1930 году настоятелем Введенской общины стал иерей Сава Синельников, рукоположенный святителем Арсением Уральским.

    Однако даже когда власти всячески притесняли верующих и у Покровской общины была отобрана и превращена в жилой дом Коммунхоза богадельня, старообрядцы не забывали традиций благотворительности — в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1931 году общинники накормили более 60 странников, собравшихся на христианскую трапезу. В 1935 году (по другим сведениям, даже раньше) городские власти приняли решение ликвидировать Введенскую церковь. Она была отобрана в одну ночь, христиане не смогли ничего спасти из утвари. Представители власти организовали в церковном дворе грандиозный костер, в котором спалили всю святыню Введенского храма. Отец Сава Синельников был изгнан из церковного дома, церковь разрушена, многочисленная община осталась без храма. На эту беду откликнулись представители Покровской общины. Они жили без священника, владыка Пансофий был в лагере, а сама община, по свидетельствам очевидцев, состояла из 10 старушек. К этому времени советская власть уже отобрала у покровских старообрядцев и дом причта, оставалась только церковь, которую община не имела возможности даже отопить в зимнее время. Вначале белокриницким христианам позволили вести самостоятельную службу в притворе храма, но очень скоро представители Покровской общины приняли решение объединится с Введенской общиной.

    Уже к 1936 году объединенная община стала совершать богослужения в Покровском храме, и силами прихожан храм очень быстро был приведен в порядок. Таким образом, к середине 30-х гг., в областном крупном городе Ростове-на-Дону действовали только две христианские церкви — новообрядческая Вознесенская на Братском кладбище и старообрядческая Покровская. Но в 1939 году власти закрывают и эту старообрядческую церковь, в которой разместились цеха радиозавода «Комсомолец» промотдела Горсовета. До сих пор с тех времен в здании храма видны «раны» — выбоины в метлахской плитке пола, рельсы для кран-балок и деревянная каморка во дворе, построенная тогда как проходная завода. Хотя старообрядцы и остались без молитвенного здания, община не распалась. Ее активным деятелям удалось спрятать большую часть утвари и икон, правда, иконостас спасти не удалось. В 1941 году, за несколько дней до начала войны, был арестован о. Савва Синельников, его приговорили к пяти годам ИТЛ, он умер по пути в концлагерь в ноябре 1941 года. Большая часть общины стала ходить в Успенский старообрядческий храм хутора Курганы, находившийся в пятнадцати километрах от Ростова. Во время оккупации донской столицы в 1942 году немецкие власти вернули верующим все сохранившиеся храмы.

    Так, в августе того же года была возвращена старообрядцам и Покровская церковь. Но старообрядцы в первую очередь озаботились не налаживанием богослужебной жизни, а судьбой раненых красноармейцев, которые остались в городе после отступления Красной армии. В огромном подвале под храмом староверы во главе со старостой прятали тяжелораненых солдат. К сожалению, в сентябре 1942 года кто-то сообщил об этом оккупационным властям. Разыгралась кровавая драма: всех раненых красноармейцев и иудеев, найденных в подвале храма, а также наиболее активных представителей общины повесили на Соборной площади, девятнадцать других староверов были расстреляны на углу улиц Семашко и Ульяновской (о чем свидетельствует памятная доска, установленная там еще в советские времена). Естественно, немцы сразу же закрыли церковь, она пустовала до 1945 года. После окончания войны община была вновь собрана стараниями прибывшего из Кисловодска священника Иоанна Захарова и авторитетных ростовских старообрядцев — Иоанна Яковлевича Кожемякина и Аполлона Васильевича Абрамова. Благодаря их усилиям, в конце 1945 года власти вернули старообрядческой общине Покровский храм, и уже в начале 1947 года отремонтированная церковь была вновь освящена. Старостой общины стал Иоанн Яковлевич Кожемякин (он был одним из тех, кто в 1939 году при закрытии храма спрятал его святыню). Храм был украшен, вместо уничтоженного иконостаса алтарный проем 11х8 метров закрыли временным, написанным мастерами-старообрядцами. С тех пор ростовский Покровский старообрядческий собор стал не только центром духовной жизни старообрядцев Дона, но и кафедральным для вновь образованной Донской и Кавказской епархии. Отец Иоанн Захаров служил в храме до 1962 года. Благодаря его трудам и заботам, возродилась церковная жизнь христиан в Ростове-на-Дону. Он подготовил общину к предстоящей волне гонений на верующих, прошедшей в 1960-е годы.

    В тот период был закрыт еще один крупный старообрядческий храм в хуторе Курганы, который когда-то приютил ростовских староверов. Однако община Ростова-на-Дону сплотилась и не допустила осуществления многочисленных попыток властей закрыть Покровский храм, который действует и поныне. В настоящее время духовным отцом Ростовской старообрядческой общины во имя Покрова Пресвятой Богородицы является протоиерей Иоанн Рыбаков, отдавший служению в храме уже 26 лет. Настоятелем храма служит иерей Иоанн Севастьянов. Община насчитывает порядка 600 человек. По свидетельству отца Иоанна Рыбакова, количество членов общины не меняется уже на протяжении пятидесяти лет. В соборе регулярно совершаются богослужения. На протяжении уже многих лет община регулярно проводит раздачу бесплатной горячей пищи для нуждающихся. Из-за ограниченности средств такие благотворительные обеды проводятся только по воскресеньям. На протяжении последних 15 лет община содержит при храме пожилых и немощных людей, которые оказались в своем преклонном возрасте без жилья и средств существования. Полноценной богадельней это назвать пока нельзя, но при храме, в оборудованных комнатах, постоянно проживают от 2 до 4 немощных одиноких людей, хотя потребность в таком виде попечения имеет большее количество престарелых христиан. Несмотря на то что старообрядческий Покровский собор является памятником архитектуры, со времени повторного освящения собора после войны государственные органы власти никогда не оказывали старообрядческой общине никакой помощи и поддержки. Только силами общины храм содержится в удовлетворительном состоянии, регулярно проводится текущий ремонт.

    Исторический обзор

    Ростов-на-Дону, Россия Ростов-на-Дону, город и административный центр Ростовской области (губернии), юго-запад России. Он расположен в нижнем течении реки Дон, в 30 милях (50 км) выше ее устья на Азовском море.

    набережная реки Ростова

    Городская набережная носит имя известного российского флотоводца Федора Ушакова. В любое время суток отдыхающие готовы покататься на лодках и теплоходах: для этого на набережную приезжают многие.Для пеших прогулок оборудована пешеходная зона с магазинами, украшенная цветочными клумбами и лужайками.

    Во время прогулки можно увидеть множество оригинальных скульптур и памятников. Настоящая «изюминка» набережной — светомузыкальный фонтан, от которого открывается потрясающее зрелище. Все городские праздники, гуляния, народные гуляния проходят именно на набережной, поэтому во время массовых мероприятий здесь становится особенно интересно. Гостей приглашают попробовать блюда местной кухни, напитки, принять участие в играх и соревнованиях.

    Большая Садовая улица

    На Большой Садовой улице много достопримечательностей: музыкальный театр, филармония, областной краеведческий музей и другие. Большинство построек представляют собой богатые старинные особняки, в которых когда-то жили семьи местных купцов и промышленников. Отдельного внимания заслуживают расположенные здесь памятники. Помимо классических памятников, воздвигнутых в честь основателей города Михаила Ломоносова и великой императрицы Елизаветы Петровны, здесь можно увидеть необычные скульптуры Цветка и Купца, а также памятник Водопроводу.Улица Большая Садовая находится в самом центре города, поэтому сюда ведут практически все дороги для туристов, которые ищут, что посмотреть в Ростове-на-Дону.

    Склад Парамонова

    Самое старое здание Парамоновских складов было построено в середине 19 века, а последнее — в конце 1890-х годов. Склады построили инженеры Якунин и Э. Шульман. При жизни склады принадлежали разным владельцам и компаниям, но городские легенды до сих пор приписывают их одному хозяину, известному хлебопромышленнику Эльпифидору Парамонову.

    Склады чудом уцелели от обстрелов порта во время Великой Отечественной войны. Хотя в него попала одна авиабомба, сломав систему водяного охлаждения. Склады подверглись самым значительным разрушениям за время своего заброшенного существования. Склады пережили не менее пяти пожаров. В последние дни существования СССР склады использовались по прямому назначению, на них хранились цемент, стройматериалы и др.

    В 1985 году Парамоновским складам был присвоен статус памятника истории и культуры местного значения.Позже исторический памятник приобрел статус памятника федерального значения.

    Пушкинская улица

    Очень живописная, широкая, тенистая улица идеально подходит для прогулок в любое время года. Улицу начали активно застраивать в первом десятилетии 20 века: здесь облюбовали купцы и зажиточные ремесленники. Многие особняки все еще находятся в хорошем состоянии. Главная достопримечательность улицы — памятник А.С. Пушкин: поэт несколько раз бывал в городе.Помимо исторических построек, на Пушкинской улице много уютных кафе и ресторанчиков, где можно расслабиться, выпить чашечку кофе и перекусить.

    Собор Рождества Пресвятой Богородицы

    В середине 19 века население Ростова неуклонно росло. В результате император Николай I утвердил проект новой каменной церкви взамен старой каменной церкви с деревянными куполами, которая не могла вместить толпы молящихся.

    Собор был построен между 1854 и 1860 годами по типовой или модельной конструкции Константина Тона. В результате собор похож на другие церкви, спроектированные Тоном, такие как Храм Христа Спасителя в Москве, снесенный Введенский храм в Санкт-Петербурге и Собор Святого Духа в Петрозаводске. Александр Кутепов был архитектором, ведшим строительными работами.

    Средства на строительство поступили от богатого купца Константина Михайлова-Нефедова.Другой местный купец, Игорь Панченко, профинансировал фрески, иконы, золотые кресты для куполов и церковной ограды.

    В 1937 году собор закрыли, а на его территории открыли зоопарк, а сам собор использовали как склад. В 1940-х годах были разрушены верхние ярусы колокольни.

    Собор вновь открыли в 1942 году, когда Ростов был оккупирован немецкой армией. В 1950 году в соборе был произведен косметический ремонт и восстановлены старые картины. В 1988 году также был произведен косметический ремонт интерьера.

    В 1999 году, к 250-летию города Ростова, колокольню восстановили в первозданном виде.

    Кумженский мемориал

    В годы Великой Отечественной войны на территории Кумженской рощи происходили кровопролитные бои. Мемориальный комплекс «Кумженская роща» построен в 1983 году в память о воинах, погибших в тех боях. Авторами комплекса были архитектор Р. Мурадян, скульпторы Б. Лапко и Э. Лапко.В мемориале ежегодно проходят траурные мероприятия в память о погибших воинах Советской Армии. Останки, найденные ростовскими поисковиками, захоронены в братской могиле.

    Изначально мемориальный комплекс был музеем. Но в 2000 году в бывшем музее открылся ресторан. Журналисты и общественные деятели отметили, что мемориал нуждается в улучшении и ремонте. На территории мемориала было значительное количество мусора. В апреле 2012 года общественные организации Ростова очистили территорию вокруг мемориального комплекса, собрали более 100 мешков с мусором.В то же время один из авторов комплекса архитектор Рубен Мурадян сказал: «Сегодня мемориал живет полной жизнью, он актуален — я это вижу. Благодаря нашим поисковикам в последние годы героев войны хоронят в общей могиле. Появились новые мемориальные доски с именами героев ».

    В 2015 году в рамках подготовки к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне мемориальный комплекс был отреставрирован и благоустроен. Произведено освещение главной стелы комплекса, освещение аллей, видеонаблюдение, благоустройство территории.

    Театральная площадь — сердце города

    На Театральной площади отмечают главные городские праздники: на торжества здесь собираются тысячи людей. Высокая сцена установлена ​​для выступления творческих коллективов и обращения к горожанам чиновников. В обычные дни на Театральной площади тоже многолюдно. Сюда приходят семьи с детьми, здесь встречаются милые пары — все предусмотрено для приятных прогулок. Именно на Театральной площади установили колесо обозрения — самое большое на юге России.На площади много достопримечательностей: театр в виде трактора, стена для солдат-освободителей, большой фонтан. Рядом с площадью расположены два ландшафтных парка.

    Мемориальный комплекс «Воинам-освободителям города Ростова-на-Дону»

    Настоящая визитная карточка города — памятник Воинам-освободителям Ростова-на-Дону. Комплекс расположен на Театральной площади, это один из крупнейших памятников страны, посвященный Великой Отечественной войне.Оригинальная скульптурная композиция состоит из 72-метровой стелы, бетонного барельефа и водного ларька. Вечный огонь горит круглый год, не угасая. Молодожены обязательно приходят в мемориальный комплекс, чтобы возложить цветы и сделать памятные фотографии. Каждый вечер с наступлением темноты включается освещение, что придает мемориалу еще более торжественный вид.

    Мемориальный комплекс «Памяти жертв фашизма»

    Комплекс расположен в Змиевской балке.Здесь в 1942 году фашистами было расстреляно почти 30 тысяч человек. В мемориальном комплексе увековечена память о страшных событиях. Центральный объект — бетонный скульптурный ансамбль «Жертвы казни». Многие годы метроном отталкивает ритм, напоминающий стук сердечек. Познакомиться с историей можно в мемориальном зале, который находится под смотровой площадкой. Вдоль широкой Аллеи скорби установлены пилоны, на которых можно прочитать лозунги-призывы, вдохновляющие советских воинов на подвиги.

    Ботанический сад Южного федерального университета

    Ботанический сад Южного федерального университета расположен в северо-западной части Ростова-на-Дону, в долине реки Темерник. Это первый ботанический сад на огромной территории безлесной зоны на юге России. На территории сада находится минеральный источник преподобный Серафим Саровский, который Дирекция сада представляет как православную святыню.

    Особняк Маргариты Черновой

    Одно из самых красивых и загадочных построек Ростова-на-Дону — дом Маргариты Черновой.Первоначальный особняк построил для своей возлюбленной богатый купец Эльпидифор Парамонов. Над проектом работали лучшие архитекторы. Двухэтажный дом отличается особым величием: он украшен лепниной, необычными наличниками, роскошным декоративным орнаментом. Внутри дом напоминал театр, где хозяйка всегда могла почувствовать себя ведущей актрисой. За годы Советской власти особняк был национализирован, а в его стенах разместилась театральная мастерская. В последующие годы здесь размещались архив, аптека, коммунальные квартиры.Сегодня сотрудники банка работают в знаменитом особняке Черновой. Дом полностью отреставрирован и радует глаз прохожих богатой отделкой и оригинальной архитектурой.

    ЦПКиО им. Горького

    Парк разбит в Арройосе, где течет грязный ручей. На этом месте располагалась городская свалка. Территория владела мэром Ростова-на-Дону Александром Ященко. Он передал его городскому судье. Благоустроили территорию разные частные организации.В парк были пересажены первые деревья, кустарники и растения. Первоначально здесь было несколько садов, которые были объединены в новый городской парк. Так называемый Нижний парк (Нижний парк) и Верхний парк (Верхний парк) образован по рельефу местности.

    Деревянное здание первого Городского театра открылось в северной части парка в 1840-х годах. Деревянная ротонда для отдыха горожан была возведена в 1864 году. В 1893 году ее сменило каменное здание на Пушкинской улице у главного входа в парк.Архитектор Николай Дорошенко спроектировал ажурную ограду и парадный вход в виде крепостных ворот. Новый подъезд находился на Большой Садовой улице. Архитектор Владимир Шкитко спроектировал первый в Ростове-на-Дону фонтан «Мальчик с тазом». Церемония открытия прошла в связи с переездом горсовета в новое здание (дом Максимова). Фонтан официально открыл проектор водопровода Тимофей Петрович Куска. Бассейн и беседки украсили скульптуры, открытые на среднем крыльце парка.В Нижнем парке был каменный грот, водоем с живыми лебедями и фонтанами. Цветочные орнаменты регулярно обновлялись. Был выложен большой участок новых экзотических растений и цветов. Пальмы и тамариски были привезены из-за границы.

    Дом Чернова

    Особняк в городе Ростов-на-Дону, Россия. Он был построен в 1899 году по проекту архитектора Н.А.Дорошенко. Считается объектом культурного наследия регионального значения.

    Ростовский областной художественный музей

    В фондах музея хранится почти 6 тысяч произведений живописи, скульптуры, графики и предметов декоративно-прикладного искусства.Постоянная экспозиция представляет древнерусское искусство. Некоторые выставки посвящены искусству России и работам западноевропейских мастеров. На базе музея проводятся учебные занятия и лекции. Выставку ежегодно посещают несколько тысяч туристов из разных городов.

    Музей Северо-Кавказской железной дороги

    Первый музей истории Северо-Кавказской железной дороги открылся 4 ноября 1960 года в Доме культуры железнодорожников на станции Ростов-Главный.В постоянную экспозицию входят: информационные щиты об известных железнодорожниках Северного Кавказа, макеты поездов в масштабе 1:15, униформа, футляры, панорамы, инвентарь разных времен. Выставка охватывает период от появления железнодорожного транспорта в регионе до настоящего времени. Различные коллекции времен Гражданской и Великой Отечественной войн в России в настоящее время превышают 12000 предметов в основном фонде

    .

    Ростовский областной краеведческий музей

    Широкая известность музея объясняется уникальной коллекцией экспонатов: здесь хранятся редчайшие археологические находки.Настоящей гордостью выставки является выставка «Сокровища донских степей», на которой представлено более 2 тысяч изделий из серебра и золота. Самые старые экспонаты датируются 4 веком до нашей эры. Краеведческий музей подробно изучает вопросы истории, культуры, природы Ростовской области. На базе музея постоянно проводятся лекции и обучающие мероприятия, связанные с важными датами в истории региона и страны.

    Ростовский драматический театр им. Максима Горького

    Первая профессиональная труппа была создана в Ростове-на-Дону в середине 19 века.Первая постановка на сцене нынешнего, построенного с нуля театра была представлена ​​зрителям в 1935 году. Даже с началом войны театр не прекращал работу, но при отступлении нацисты взорвали здание, а за многие годы артистам приходилось выступать в зале филармонии. Собственное здание труппа получила в 1963 году, из-за необычной формы строение сразу назвали «трактором». Здесь три сценических площадки разной вместимости, арт-кафе и картинная галерея, где представлены работы современных художников и скульпторов.

    Крестовоздвиженская церковь, Ростов-на-Дону (церковь Сурп Хач)

    Иверский монастырь

    Существует легенда, что монастырь построил богатый купец, дочь которого решила оставить мирскую жизнь и стать послушницей. Датой основания монастыря считается 1903 год. Во время Первой мировой войны в стенах монастыря были обнаружены сироты, привезенные сюда из оккупированной Польши. В 1920-е годы монастырь упразднили, а на его территории разместили детский дом, жилой дом, деревенский клуб, склады и мастерские.Возрождение монастыря началось после распада СССР: были отстроены кельи, очищен источник, установлена ​​купель. Художники-реставраторы художественно расписали стены. Сегодня здесь постоянно проживает 35 послушников, для туристов проводят экскурсии.

    Памятник «Тачанка-Ростовчанка»

    На южном въезде в Ростов-на-Дону находится знаменитый на всю страну памятник — Тачанка-Ростовчанка, открытый в 1977 году. Тачанка представляет собой рессорный лафет, на котором установлен пулемет.Запряженная лошадьми, машина стала одним из главных символов Гражданской войны. Место для памятника выбрано не случайно: именно здесь, на левом берегу Дона, находился дом Буденного

    .

    солдат сражались с армией Деникина. Высота скульптурной композиции — 15 метров: тачанка, запряженная четырьмя лошадьми, с двумя скачками буденновцев по широкой кубанской степи.

    Ростовский зоопарк

    Зоопарк занимает площадь 57 га.Сегодня здесь обитает около 5 тысяч разнообразных представителей фауны, и почти все виды животных и птиц ежегодно приносят потомство. Зоопарк разделен на большие тематические секции, каждая из которых имеет свой сюжет. Вольеры, лежаки, клетки — все находится на открытом воздухе. Из хищников можно увидеть медведей, тигров, леопардов, пум. Самые маленькие посетители приходят в восторг от жирафов, кенгуру, шимпанзе и обезьян. Никто не останется равнодушным при виде изящных розовых фламинго. Особого внимания заслуживает акватеррариум с черепахами, змеями и крокодилами.По выходным в зоопарке проходят шоу с участием животных.

    Св. Димитрий, митрополит Ростовский и Ярославский

    Между тем царствующий российский император Петр назначил Дмитрия митрополитом Сибирским и Тобольским. Однако плохое самочувствие Святителя, а также взятая за него задача помешали ему отправиться в дальний путь в Сибирь. Соответственно, он был назначен митрополитом Ростовским и Ярославским. Помня слова Спасителя о том, что от того, кому дано многое, многое потребуется, Димитрий в своем новом возвышенном чине, он работал еще более усердно, неуклонно заботясь о тех, кто вверен его заботе.На собственные средства он построил школу в Ростове, руководил классной работой и, когда позволял его сложный график занятий, часто сам преподавал там. Он неустанно стремился объяснить учение Христа через лекции и проповеди и подавал хороший пример своим умеренным, богобоязненным и честным образом жизни. Добрый, отзывчивый и доступный для всех человек, он помогал ближнему всеми возможными способами. Он охотно давал советы и наставления, навещал больных и щедро одарил нуждающихся едой и одеждой, почти ничего не оставляя себе.Таким образом, после своей смерти он не оставил ничего, кроме своих священных книг.

    Бесконечная деятельность, навязанная святому Димитрию в его новом сане, не помешала ему ревностно продолжить дело Минеи; кроме того, он также написал множество религиозных книг, молитв и литургических гимнов. Его новая должность требовала от него еще больших усилий. Примерно в это время из скитов Костромы, Нижегорода и лесов Брянска раскольники начали распространять ошибочные толкования Слова Божьего и своими ложными учениями запутали тех, кто не был твердо утвержден в Вере и Законе. Бога.Дмитрий приводил убедительные аргументы в своих проповедях против их несправедливого и неправильного учения; он также критиковал их в письменной форме и указывал на правду. Самым замечательным его сочинением в противовес расколу было «Исследование брянской веры».

    За эти духовные подвиги Святая Церковь прославляет его, называя ревнителем Православия, вырвавшимся из раскола, русская звезда, сиявшая из Киева и сиявшая через Северный Новгород, приехала в Ростов: человек золотого ораторского искусства, учителя, который своими учениями и чудесами просветил всю землю. Смерть пришла к Святителю в раннем возрасте. На 58-м году жизни он заболел и, хотя болезнь не выглядела серьезной и никого не беспокоила, он чувствовал, что его конец близок. Накануне своей смерти он созвал свой хор и внимательно слушал, как они пели его собственное сочинение: «Я надеюсь на Бога, Ты, мой Бог, Иисус, Ты — моя радость». Он уволил всех певцов, кроме одного, которые помогали ему в расшифровке его сочинений. В течение долгого времени он говорил с ним о жизни и об обязанностях, связанных с тем, чтобы быть христианином.Потом он уволил и его. Проводив его до двери, святой Дмитрий низко поклонился ему и поблагодарил за все его услуги. Певец сказал: «Святой господин, [почему] ты так глубоко простираешься ниц передо мной, наименьший из слуг? Митрополит снова поклонился и повторил: «Благодарю вас». Затем он преклонил колени в молитве. Певец вернулся домой с грустным предчувствием. Ранним утром звон колокола возвещал о кончине святителя, который был найден мертвым, все еще преклонивший колени в молитве. Произошло это в Ростове в 1709 году.

    Спустя годы почетные мощи святителя и его облачения были признаны нетленными и в 1763 году по указанию императрицы Екатерины перенесены в серебряный реликварий. С тех пор в Ростов съехалось множество верующих со всей России, чтобы поклониться мощам великого святителя, святителя Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского.

    Несколько красивых церквей и монастырей в Ростове, Ростовский Кремль, на Золотом кольце России……

    Сказание о пяти молитвах святителя Димитрия

    Со времен Апостолов христиане всех возрастов, приступая к делу, начинали его с молитвы, а в конце также освящали молитвенным благодарением Господу, в Котором мы живем, движемся и существуем.

    И сделаем то же самое, любимый читатель.

    Но не имея дара действенной молитвы, вспомним и запомним то, что когда-то было принесено Господу благодатью Святого Духа из вдохновенного сердца великого русского молитвенника, отца нашего среди святых, Димитрий, митрополит Ростовский и Ярославский.

    Я уверен, что для вас, как и для меня, предложение вашему вниманию «Сказания о пяти молитвах» работы великого епископа будет и желанным, и полезным, особенно в свете чудесных обещаний, которые он содержит. Так что послушайте эту сказку, мой любимый читатель.

    Не вините меня за то, что я предлагаю вам в этой Сказке что-то новое — это не мое и не новое, а только фундаментально и полностью забытое, прости, что я потревожил прах веков: но прах этот свят…

    Один из святых отцов, стоя в молитве и пребывая в экстазе, услышал голос Господа нашего Иисуса Христа, обращающийся к Непорочной и Пресвятой Богородице, Его Матери, говорящий ей: «Скажи мне, Мать Моя, которые были величайшее из ваших страданий, когда вы жили в мире, который вы перенесли ради Меня? » Непорочный ответил: «Мой Сын и Бог, пять раз я перенес свои величайшие страдания за тебя: во-первых, когда я услышал от Пророка Симеона, что тебя должны убить; во-вторых, когда я искал тебя в Иерусалиме и сделал это. не видеть вас три дня; в-третьих, когда я услышал, что вас схватили и связали евреи; в-четвертых, когда я увидел вас на кресте, распятого между разбойниками; в-пятых, когда я увидел, что вас поместили в гробницу.«И сказал ей Господь:« Говорю тебе. Моя Мать, кто бы ни читал каждый день каждое из твоих страданий с Моей молитвой, то есть «Отче наш», за первое страдание Я дам знание его грехов и печали за них; за второго дам прощение всех его грехов; для третьего я восстановлю ему добродетели, утраченные из-за греха; что касается четвертого, я освежу его после смерти моим Божественным Телом и Кровью; для пятого Я явлюсь ему после его смерти и приму его душу в жизнь вечную.Аминь «.

    После этого видения Святым Отцом святым Димитрием были добавлены следующие молитвы:

    ………… в начале пяти молитв:

    «Слава Тебе, Христос, Боже мой, что Ты не погубил меня, грешника, грехами моими, но и понес до сих пор грехом моим».

    Прострация / Метания

    ***** A Prostration / Metania: -is либо-

    полный поклон в пол (земной поклон) / — или поклон с пояса, касающийся земли правой рукой (поясной поклон).******

    «Дай мне, Господи, сохранить меня сегодня без греха. Даруй, Господи, чтобы я не гневил Тебя, моего Создателя, мыслями, словом или делом, но чтобы все мои действия, советы и мысли были во славу Твоего Святого Имени ».

    Прострация / Метания

    «Боже, будь милостив ко мне, грешнику, на протяжении всей моей жизни. В моем уходе и после смерти не оставляй меня».

    Падение низко на землю (полная прострация) скажи:

    «Господь, Иисус Христос, Сын Божий, прими меня мертвым умом и душой, прими меня, блудного грешника, нечистого душой и телом. Убери от меня всякую бесстыдную вражду и сопротивление, и не отврати от меня Лика Твоего, Господи, и не говори: я не знаю, кто Ты. Но услышь голос моей молитвы: спаси меня, ибо Ты имеешь богатство сострадания и не желаешь смерти грешника. Я никогда не оставлю Тебя и не уйду от Тебя, мой Создатель, пока Ты не услышишь меня и не дашь мне прощения всех моих грехов через молитвы Твоей Пречистой Матери, заступничество благородных Бездельных Сил Небес, моей святой и славной Ангел-хранитель Твоего Предтечи и Пророка, Крестителя Иоанна, Богословских Апостолов, святых и победоносных мучеников, наших достопочтенных и богоносных отцов и всех Твоих Святых, помилуй и спаси меня, грешника.«

    О Царь Небесный, Утешитель, …

    Трисвящение через Отца нашего …

    «Дева Богородица, радуйся, благодатная Мария; Господь с тобой.

    Благословенна Ты среди женщин и благословен плод чрева твоего, ибо Ты родила Спасителя душ наших ».

    Первая молитва

    «О милосердная Мать, Дева Мария, я твоя грешная и бесполезная раба, вспоминая твои страдания, услышав от Пророка Симеона о безжалостном убийстве твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, возношу тебе эту молитву и Ангельское Приветствие. Прими это в честь и память о твоих страданиях и моли Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, даровал мне знание о моих грехах и печали о них ».

    Прострация / Метания

    Трисвящение через «Отче наш …»

    «Дева Богородица, радуйся, благодатная Мария; Господь с тобой.

    Благословенна Ты среди жен и благословен плод чрева твоего, ибо Ты родила Спасителя душ наших.”

    Вторая молитва

    «О Божественно-благословенная и Непорочная дева, Мать и Дева, прими от меня, твоего грешного и бесполезного слугу, эту молитву и ангельское приветствие в честь и память о твоих страданиях, когда ты потерял Сына твоего, Господа нашего Иисуса Христа, в Храм, и три дня не видел Его. Молись и проси у Него прощения и прощения всех моих грехов, о Единственный Благословенный ».

    Прострация / Метания

    Трисвящение через «Отче наш»…. «

    «Дева Богородица, радуйся, благодатная Мария; Господь с тобой.

    Благословенна Ты среди женщин и благословен плод чрева твоего, ибо Ты родила Спасителя душ наших ».

    Третья молитва

    «О Матерь Света, Пречистая Дева Богородица, прими от Меня, твоего грешного и никчемного слугу, эту молитву и Ангельское Приветствие, в честь и память о твоих страданиях, услышав, что Сын Твой, Господь наш Иисус Христос, имел был схвачен и связан.Молись, чтобы Он возвратил мне добродетели, утраченные из-за греха, чтобы я мог возвеличивать Тебя, О Пречистая, во веки веков ».

    Прострация / Метания

    Трисвящение через «Отче наш …»

    «Дева Богородица, радуйся, благодатная Мария; Господь с тобой.

    Благословенна Ты среди жен и благословен плод чрева твоего, ибо Ты родила Спасителя душ наших.”

    Молитва четвертая

    «О Источник Милосердия, Дева Богородица, прими от меня, твоего грешного и бесполезного слугу, эту молитву и Ангельское Приветствие, в честь и память о твоих страданиях, когда ты увидел Бога твоего, Господа нашего Иисуса Христа, в дар. Его милости в час моей смерти, и освежить меня Его Божественным Телом и Кровью, чтобы я мог прославить тебя, мой Защитник, во веки веков ».

    Прострация / Метания

    Трисвящение через «Отче наш»…. «

    «Дева Богородица, радуйся, благодатная Мария; Господь с тобой.

    Благословенна Ты среди женщин и благословен плод чрева твоего, ибо Ты родила Спасителя душ наших ».

    Молитва пятая

    «Надежда моя, Пречистая Дева, Богородица, прими от меня, твоего грешного и бесполезного раба, эту молитву и ангельское приветствие, в честь и память о твоих страданиях, когда ты увидел Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, помещен в гробницу.Молись Ему, о Госпожа, явиться мне в час моей смерти и принять мою душу в вечную жизнь. Аминь «.

    Я также приложил молитвы в виде PDF-файла

    Краеведение: Дональд Джадд и русская архитектура

    В интервью 1989 года Дональд Джадд заявил:

    «Пока я служил в армии, в армии США, полтора года — Вторая мировая война длилась всего год — они дали солдатам всевозможные книги, книги в мягкой обложке. Это было началом образовательных книг в мягкой обложке в Соединенных Штатах.Книги обычно просто бросали в угол в пустом бараке, поэтому я их брал. Я путешествовал с довольно хорошей библиотекой. Одна из книг — история России Бернара Пареса. Я, наверное, трижды прочитал. Делать было особо нечего. И мне это было очень интересно, я люблю читать историю. Так что я хорошо знал историю России в 18 лет. А еще было много русской литературы, Чехова, Тургенева, Толстого ».

    В последующие десятилетия Джадд написал ряд очерков о русских художниках, в том числе «Кандинский и его цитадель», обзор выставки, Василий Кандинский, 1866–1944: ретроспективная выставка в Соломоне Р.Музей Гуггенхайма в 1963 году; рецензия на Казимира Малевича, на выставку 1963 года также в Музее Гуггенхайма; а в 1981 году — длинное эссе «Русское искусство о себе», посвященное важности русского искусства начала двадцатого века для журнала Art Journal .

    Библиотека Джадда в La Mansana de Chinati / The Block в Марфе, штат Техас, демонстрирует его большой интерес к русской архитектуре; он собрал более двух десятков книг по этой теме, в том числе Использование и традиции в русской и советской архитектуре (Лондон: Архитектурный дизайн, 1987) и Архитектура Советской России (М . : Стролиздат, 1987).Основная часть его работ по русской архитектуре появилась после поездки в январе 1987 года с сыном и дочерью в тогдашний Советский Союз, одной из четырех, которые он совершил при жизни.


    Рассказывая о своих поездках в Россию, Джадд заявил в 1989 году:

    Я был в России, да, дважды, в Эстонии и потом в Ленинграде. Это было несколько лет назад. Около двух лет, полтора года назад я ездил с двумя детьми на три недели в Москву, Ленинград и старые города, Суздаль, Ярославль, Новгород и так далее [январь 1987 г.].Но кроме этого я не был в странах Востока. Это очень интересно. Было очень холодно. — 46 ° C в течение нескольких дней в Суздале.

    Экскурсии по разным городам часто включали посещение церквей в каждом месте и запись их различных характеристик. Одна мысль, которую Джадд записал в маленькую синюю записную книжку в спиральном переплете, находясь в Ростове, Россия, гласит: «22 января 87 г .: Когда мы обогнули Ростовский Кремль по пути в Ярославль, я понял, увидев Успенский собор, — так называемое «формальное» представление о церквях. ”Ростов, основанный в 862 году, — один из старейших городов России.

    Во время путешествия по России в январе 1987 года дочь Джадда, Райнер, сделала десятки фотографий, запечатлевших места, которые они посетили.



    Многие из этих церквей с похожими апсидами, куполами и аркадами имеют общие архитектурные особенности. Например, многие из больших соборов, которые посетил Джадд, в том числе Успенский собор в Ростове, имеют общее расположение барабанов и куполов.В обширной заметке, написанной в мае 1987 года как отражение Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, еще известного в то время как Ленинград, Джадд написал:

    «Вчера я нашел план Исаакиевского собора, который искал в Ленинграде, что позволило вспомнить мои первоначальные впечатления от здания, которые, как и большинство впечатлений в России, я не записывал… Все это образует простой и сложный крест, снаружи открытый в глубоких портиках, а не закрытый в часовнях и неглубоких портиках, а изнутри широкий и открытый в отличие от более длинных, менее широких и закрытых. поэтапно, когда вы идете крест-накрест.Это, конечно, вариация старой идеи, сделанной слишком поздно, но как пространство, так и архитектура она довольно хороша, а не велика. Но было бы здорово, если бы материалы и детали соответствовали плану ».

    Поздняя неоклассическая интерпретация византийской церкви с греческим крестом, построенной в течение сорока лет с 1818 по 1858 год под надзором Огюста де Монферрана (1786-1858), Исаакиевская церковь является крупнейшей русской православной церковью в городе и четвертой самый большой собор в мире.Вспоминая свой визит, Джадд писал: «В январе, самом холодном в этом столетии, кто-то поставил розу на постамент бюста архитектора Рикара де Монферрана, который начал строительство в 1818 году и закончил его в 1858 году, а затем умер. . »

    Помимо посещения русских церквей, Джадд и его семья совершили памятный визит в дом архитектора и художника Константина Мельникова (1890-1974), как указано здесь в его маршруте на 9 января 1987 года.

    Дом Мельникова, цилиндрическое здание в центре Москвы, было построено между 1927 и 1929 годами, когда Мельников построил десять зданий.Как вспоминал в недавнем интервью сын Джадда Флавин Джадд: «Мы видели дом Константина Мельникова в Москве, это было невероятно. В то время я не знала, что это было, но это было великолепно ».

    Джадд совершил еще две поездки в Россию в январе и августе 1990 года. Его первая и единственная выставка в России в Советской культурной федерации в Москве открылась в августе 1990 года.

    Джадд был одним из первых западных художников, выставленных в России, и на данный момент существует очень мало документации о выставке.Эта выставка послужила примером для более поздней выставки работ, представленных на этой первой российской выставке, проведенной в 1994 году в Gmurynska. В то время как на выставке 1994 года были представлены работы Джадда, а также два рисунка Казимира Малевича, недавняя выставка 2017 года, куратором которой был Флавин Джадд, также в Gmurzynska, включала 20 рисунков и две картины супрематического художника, а также красную кадмиевую плитку для пола Джадда, который был показан на оригинальной выставке в Москве.

    Работа Джадда в области архитектуры началась, когда он служил в армии инженером, и продолжился в его собственных помещениях в Нью-Йорке и Марфе, а также в проектах по всей Северной Америке и Европе.Эти проекты, часто выполняемые в сотрудничестве с архитекторами, включали Bahnhof Basel / Peter Merian Haus в Швейцарии и Kunsthaus Bregenz в Австрии. Выставка нескольких архитектурных проектов Джадда сейчас находится в Центре архитектуры в Нью-Йорке.

    Неравная борьба за существование и ее исход

    1. Бедрик А. В., Сериков А. В. Классические европейские диаспоры Ростовской области: социальные практики воспроизводства и идентичности // Вестник АГУ.2016. Вып. 4 (189). С. 50—58.

    2. Весь Ростов-на-Дону на 1896 г. Ростов н / Д, 1896.

    3. Голос Ростова. 1942. № 16.

    4. Ерохина О. В. Немецкие колонии Области Войска Донского (вторая половина XIX — февраль 1917 г.). Волгоград, 2009.

    5. Ерохина О. В. Образование католических переходов на Дону (XIX — начало XX в. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культура и искусство искусства.№ 2 (76). С. 104—106.

    6. Лиценбергер О. А. Римско-католическая Церковь в России. Саратов, 2001.

    7. Малаховский Э. И., Лаптев Г. Ф. Храмы Ростова-на-Дону утраченные и существующие. Ростов н / Д, 2003.

    8. Нахтигаль Р. Донские немцы: 1830—1930. Waldemar Weber Verlag Augsburg, 2007.

    9. Отчет Правления Римско-Католического Благотворного Общества для пособий бедным в г. Ростово-на-Дону за 1901 г. Ростов н / Д, 1901.

    10.IX отчет Правления Римско-Католического Благотворного Общества для пособий бедным в Ростове-на-Дону за 1907 г. Ростов н / Д, 1908.

    11. Терещенко А.Г., Черненко А.Л. Российские немцы на Юг России и Кавказ. Ростов н / Д, 2000.

    12. Чумаченко Т.А. Правовая база государственно-церковных отношений в 1940-е — первая половина 1960-х гг .: содержание, практика применения, эволюция // Вестник государства. История. 2008 г.№ 15 (24). С. 138—149.

    13. Шадрина А.В. Закрытие православных храмов в 1958—1960-е гг. Как фактор репрессивной антирелигиозной политики советского государства (на примере Ростовской области) // Научная мысль Кавказа. 2018. № 1. С. 29–33.

    14. Шадрина А.В. Католичество на территории Приазовья и Нижнего Дона // Релга. 2011. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?level1=main&level2=articles&textid=2877 (данные обращения: 23.03.2020).

    15. Шадрина А.В. Основные направления и методы советской антирелигиозной политики 1958—1960-х гг. (на примере православных приходов Ростовской области) // Научная мысль Кавказа. 2019. № 4. С. 62–69.

    16. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 2005.

    Святой Феодор, архиепископ Ростовский

    Тропарь и кондак

    Святой Феодор, архиепископ Ростовский, в мире Иоанн, был сыном Стефана (брата преподобного Сергия Радонежского), занимавшего важный пост при князе Андрея Радонежском. Оставшись вдовцом, Стефан стал монахом и вместе со своим двенадцатилетним сыном отправился в монастырь к преподобному Сергию, который, предвидя подвижническую жизнь младенца Иоанна, постриг его с именем Феодор в праздник святителя. Теодор Рубашечник (20 апреля).

    Когда Феодор достиг соответствующего возраста, ему было дано благословение на посвящение в священство. По благословению преподобного Сергия преподобный Феодор построил церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и основал монастырь на берегу Москвы-реки, в месте под названием Симоново.Вскоре монастырь стал собирать множество людей. Святой Феодор построил келью в пяти верстах от Московского Кремля и занялся новыми подвигами, и здесь вокруг него собрались ученики. Святой Сергий, посетив это место, благословил основание монастыря, а митрополит Алексий благословил строительство церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы в Новом Симоново, основание которой также было заложено в 1379 году. монастырь оставался местом захоронения монахов.

    Благодаря своей добродетельной жизни и строгому подвижничеству преподобный Феодор стал известен в Москве. Митрополит Алексий возвел его в сан игумена, а великий князь Димитрий Донской избрал его своим духовником. Святой Феодор несколько раз ездил в Константинополь по церковным делам для русского митрополита. В свое первое путешествие в 1384 году патриарх Нил сделал его архимандритом. Симонов монастырь был передан непосредственно Патриарху, став ставропигиалом.В 1387 году он был рукоположен в архиепископа и занял Ростовскую кафедру.

    Будучи игуменом, а затем архимандритом Симонова монастыря и несмотря на занятость церковными делами, святитель Феодор стойко руководил монашеской жизнью и насчитал среди своих учеников много великих и знаменитых подвижников. В Симоновом монастыре были пострижены святые Кирилл (9 июня) и Ферапон (27 мая), будущие основатели двух знаменитых монастырей Белого озера. Преподобный Феодор занимался иконописью и украсил иконами своей росписи и Симонов монастырь, и многие московские церкви.

    В Ростове архиепископ Феодор основал Рождественский монастырь.

    Блаженная кончина святителя наступила 28 ноября 1394 года. Его мощи находятся в Ростовском Успенском соборе.

    Память святителя Феодора также отмечается 23 мая.

    Церковь Спаса на Торговой площади и исторический центр Ростова Великого

    Справочная информация

    Расположенный на берегу озера Неро, в 210 км к северо-востоку от Москвы, Ростов Великий ведет свою историю от 862 года, что делает его одним из старейших городов России.Пятиглавый храм Спаса на Торговой площади примыкает к Архиерейскому дворцу Ростовского кремля. С момента своего строительства в 17 веке комплекс был поврежден различными факторами окружающей среды, включая ущерб от воды в результате повышения уровня грунтовых вод и разрушительного торнадо, пронесшегося по региону в 1953 году. Исторический город долгое время служил коммерческим и жилым центром. м. современного Ростова Великого, многие жители отказались от него в пользу современных построек, а повреждение от воды стало большой проблемой для окрашенных поверхностей, орнаментов и структурной целостности многих деревянных и каменных построек. В 2000 году городское правительство Ростова разработало политику восстановления наследия для городского развития, чтобы обратить вспять заброшенный исторический район и начать увязывать старый город с более современной застройкой.

    Как мы помогли

    В списке «Наблюдение за 2000 год» были отмечены угрозы историческому центру Ростова Великого, в то время как список в 2002 году был посвящен вопросам, особенно актуальным для Храма Спаса на Торговой площади: разрушению фресок и архитектурных орнаментов, а также дестабилизации внутренних конструкций зданий и сооружений. основы.При поддержке American Express компания WMF помогла проекту «Ростов Великий Возрождение» провести неотложные инженерные работы, включая анализ структурной целостности церкви, рекомендации по укреплению и восстановлению территории, а также мониторинг уровня грунтовых вод. В 2004 году стены, своды и фундамент были укреплены, и для защиты церкви была спроектирована успешная система отвода воды. При стабилизации конструкции были применены как современные методы восстановления, так и исторические строительные технологии, которые будут продолжать контролироваться на предмет повреждений, нанесенных водой.

    Почему это важно

    Ростов Великий был одним из первых духовных центров Русской Православной Церкви и сыграл решающую роль в истории России как место осады и восстания против монголов в XIII и XIV веках. Ростов Великий был признан одним из избранных древних городов к северо-востоку от Москвы, которые оказали значительное влияние на формирование Русской православной церкви. Таким образом, он считается частью «Золотого кольца» России. Хотя церковь Спаса на Рыночной площади претерпела несколько реконструкций и реставраций с момента ее постройки в 1685-90 годах, она по-прежнему сохраняет свое значение как архитектурный маяк с уникальными фресками.

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *