Что случилось с могущественной Спартой
Причины могущества Спарты
Спартанcкие цари считали себя Гераклидами – потомками героя Геракла. Их воинственность стала нарицательной, и совершенно обоснованно: боевой строй спартанцев был прямым предшественником фаланги Александра Македонского.
Спартанцы внимательно относились к знамениям и пророчествам и очень прислушивались к мнению дельфийского оракула. Культурное наследие Спарты не известно так же хорошо, как афинское, во многом из-за настороженности воинственного народа к письму: к примеру, их законы передавались устно, а на не-воинских надгробиях было запрещено писать имена умерших.
Однако если бы не Спарта, культура Греции могла бы быть ассимилирована чужеземцами, беспрестанно вторгавшимися на территорию Эллады. Дело в том, что Спарта была фактически единственным полисом, у которого не просто была боеспособная армия, но вся жизнь которого подчинялась армейскому порядку, проходила по строжайшему расписанию, призванному дисциплинировать воинов. Возникновением такого милитаризированного общества спартанцы были обязаны уникальным историческим обстоятельствам.
Начало X века до н. э. принято считать временем первого масштабного заселения территории Лаконии, то есть будущей Спарты и прилегающих к ней земель. В VIII веке спартанцы предприняли экспансию на близлежащие земли Мессении. В ходе оккупации они решили не уничтожать местных жителей, а сделать их своими рабами, которые известны как илоты – буквально «пленные». Но создание колоссального рабовладельческого комплекса повлекло за собой неизбежные восстания: в VII веке илоты в течение нескольких лет боролись с поработителями, и это стало уроком Спарте.
Законы, установленные по легенде спартанским царем-законодателем по имени Ликург (в переводе – «волк-труженик») еще в IX веке, послужили урегулированию внутриполитической обстановки после завоевания Мессении. Земли илотов спартанцы распределили между всеми гражданами, а все полноправные граждане составляли костяк армии (порядка 9000 человек в VII веке – в 10 раз больше, чем в любом другом греческом полисе) и имели гоплитское вооружение. Укрепление армии, продиктованное, возможно, опасением, что вспыхнет очередное восстание рабов, способствовало чрезвычайному увеличению влияния спартанцев в регионе и формированию особенного строя жизни, характерного только для Спарты.
С целью оптимальной подготовки воинов Спарты их с семилетнего возраста отправляли в централизованные государственные структуры, где они до 18 лет проводили время в интенсивных тренировках. Это было своеобразной ступенью инициации: чтобы стать полноправным гражданином, нужно было не только успешно пройти все испытания 11 лет обучения, но и в качестве доказательства своих умений и бесстрашия в одиночку убить кинжалом илота. Неудивительно, что у илотов постоянно возникал повод для очередных выступлений. Широко распространенная легенда о казни неполноценных спартанских мальчиков или даже младенцев, скорее всего, не имеет под собой реальной исторической основы, так как в полисе даже существовала определенная общественная прослойка гипомейонов — физически или умственно неполноценных «граждан».
Спартанские места
Современная Спарта — это греческий город, основанный в 1834 году. Это очень небольшой городок с населением порядка 20000 человек. Но от его названия «Спарта» или «Спарти» веет величием, силой духа, непоколебимостью и даже жестокостью. Отчасти этим мы обязаны Плутарху, отчасти современному кинематографу.
Немного о мифах и истории
Древняя Спарта, именем которой назван современный город, или точнее Лакедемон, был крупным государством, расположенным в одной из долин острова Пелопоннес. Считается, что дорийцы для своего поселения избрали долину Эврота в Лаконии. Это поселение со временем и стало Лакедемоном, а затем Спартой.
Сегодня о великом противостоянии Лакедемона и Афин слагаются легенды и снимаются фильмы, которые в основном воспроизводят сказания, далекие от реальности. Верно в них только одно, государство, способное противостоять богатым Афинам, должно быть достаточно могущественным. Сегодня же от некогда блистающего государства нам достались мифы и руины.
Когда мы слышим слово «Спарта», память услужливо выдает два самых известных мифа о жителях этого древнего города-государства: непобедимости его воинов и жестокости к серым, убогим и увечным. Кто не помнит со школьной скамьи миф о том, как спартанцы сбрасывали детей в море? И о мальчике, который прятал лисенка, которого хотели сбросить со скалы, под одеялом и молча терпел боль, рожденного слабым зверька, при этом лисенок грыз его бок в попытках освободиться.
Воины Лакедемона были действительно хороши, хотя их армия в конце концов проиграла Афинам, а вот достоверных свидетельств тому, что все ущелье Спарты заполнено телами увечных младенцев археологи не нашли. Сейчас считается, что это, скорее всего, миф. Такой обычай, на который ссылается Плутарх, возможно когда-то и существовал, но не во времена Спарты. Ведь сам Плутарх описывает хромого спартанца Агесилая, который на поприще царя и военачальника сделал успешную карьеру, и даже был уважаем и любим спартанскими воинами, впечатлить которых было нелегко. Хотя скалу, которую, по словам историков, использовали лакедемоняне в целях искусственного отбора, современные жители Спарты с радостью покажут ее любознательному туристу.
Проникаясь спартанским духом
Когда встает вопрос о спартанских местах, достойных посещения, наш ум, питаемый кинематографом, выбрасывает одно единственное название Фермопилы — место великой битвы, в которой триста спартанцев во главе со своим царем сдерживали атаки «бессмертных» подразделений многотысячной персидской армии. Спартанцы проиграли, но гордится персам тоже нечем. К победе привела не воинская доблесть персидских бойцов, не их мастерство и настойчивость, и даже не численное преимущество, а предательство, позволившее персидской армии зайти в тыл к своим врагам. До сих пор остается загадкой, как долго мог бы продержаться царь Леонид со своими воинами, если бы их не предали. Наверное, поэтому Фермопилы, как место необычайной доблести, которую не смогли похоронить века, так влечет туристов. Территориально ущелье располагается у города Ламия на востоке Греции. На сегодняшний день Фермопильское ущелье не сохранилось в том виде, в каком оно было при царе Леониде. За 2,5 тысячелетия местность претерпела некоторые изменения, Эгейское море, которое подпирало Фермопилы, отступило, образовав долину. И сейчас ущелье — это просто полоса, которая отделяет горы от морского берега. Посетив место бессмертного подвига спартанского царя, нельзя не почтить своим вниманием его гробницу. Это мемориал, который венчает статуя самого Леонида.
По следам истории
Кроме этих славных достопримечательностей, Спарта и ее окрестности могут порадовать туриста и другими памятниками древней культуры. Правда, это скорее руины памятников, но и они дают представление о величии ушедших веков. Выбирая «спартанские места» стоит посетить:
- театр Акрополя;
- храм Афины;
- монастырь Осис-Никон;
- руины самого древнего Лакедемона;
- святилище Аполлона;
- античное поселение Манелаион;
- замок Мистрас, построенный в средних веках;
- и монастырь Перивлепту, выстроенный из камня.
Ценности, которые удалось спасти археологам при раскопках этих исторических мест, хранит Археологический музей Спарты. Тем, кому хочется прикоснуться к «печати веков», вдохнуть аромат древности обязательно стоит нырнуть под сень музейных сводов. Они хранят интереснейшие изображения змей, маски из керамики, барельефы, украшенные мраморной головой воина, великолепные мозаики времен Римской империи и, конечно же, оружие. В музее можно увидеть щиты с литерой «Л» (Лакедемон), принадлежащие воинам древней Спарты, их мечи, и многое другое.
В противоположной части города находится другой музей, один из самых необычных — это Музей олив и масла. Оливковая ветвь — это ветвь мира, олива — дерево мира, оливки и всевозможные масла из них (холодного и горячего отжима) — это визитная карточка Греции. Именно ее красочно и интересно представляет гостям этот музей.
Возвращаясь к тому, что осталось от былого материального воплощения величия Спарты и ее окрестностей, стоит подробнее остановиться на особенностях архитектурных памятников, к которым принято возить туристов:
Древнеримский театр Акрополя археологи относят к I-II веку нашей эры, его считают одним из самых крупных (третьим по габаритам) театром античных времен.
Храм Афины датируется IV веком до нашей эры. К сожалению, от прекрасного сооружения, посвященного богине мудрости и военной стратегии, остались лишь воспоминания и небольшое количество фрагментов, дающих представление о постройке.
Расширяя маршрут своей экскурсии, стоит посмотреть на руины Лакедемона (древней Спарты), чтобы получить представление о том, что в те времена считалось государством.
По дороге в Триполис можно столкнуться с еще одним, менее распространенным, но все же довольно известным мифом. Глядя на руины храма Артемиды Ортии, знатоки истории не преминут вспомнить, что это одно из мест первой инициации юных спартанцев. Будто бы именно на пороге этого храма воины секли розгами спартанских подростков, испытывая их стойкость и мужество. Молодые люди должны были молча переносить побои, иначе воинами им было не стать.
С противоположной стороны от Спарты, в 7 км с юго-запада от нее, около деревни Амикле стоит святилище Апполона. Время не пощадило и этот храм, поэтому «стоит» это условное определение. В свое время это было одно из самых важных сооружений культа в Лакедемоне, но сейчас это лишь развалины. Примерно в 5 км от Спарты можно увидеть античное микенское поселение, точнее его руины, с название Менелаион. Для кого-то такие руины — это лишь камни, для кого-то целый пласт истории, позволяющий понять, как жили наши предки.
В окрестностях Спарты есть и менее древние постройки, имеющие историческую ценность, или то, чему время позволило сохраниться до наших дней. Например, монастырь Осиос-Никон, который предстает перед любознательным туристом в виде груды камней, был построен в X веке нашей эры. Но время и события не пощадили и его.
Вершину холма недалеко от современной Спарты всего в 5 км от нее венчает храм Мистрас, от которого так и веет средневековьем. Он интересен тем, что на его территории «хоромы соседствуют с избами», то есть практически дворцовые помещения для очень богатых и скромные домики для простых людей вполне мирно уживаются друг с другом.
В окрестностях замка есть несколько церквей, которые любознательный турист может посетить:
- Св. Николая;
- Св. Софии;
- Св. Евангелистрии;
- Св. Афанасия;
- Св. Златоуста.
Церкви датируются XI-XIV веками, их архитектура является характерным примером средневековой церковной стилистики.
Еще один замок, выстроенный бароном де Нивелетом, можно посетить, если подъехать к деревне Граки. Замок был возведен в XIII веке, когда крестоносцы обосновались на этих землях. Замок сохранился не слишком хорошо, но даже то, что от него осталось, позволяет осуществить глубокий экскурс в историю туристам, обладающим некоторым воображением. Ведь на его территории сохранились византийские церквушки с чудесными настенными росписями.
Монастырь Перивлепту (небольшая церквушка с тремя пристройками), выстроенный из камня в XIV веке, с радостью откроет перед любознательным взором посетителя уникальные фрески тех времен. Где еще можно увидеть 12 христианских праздников, бродя среди дышащих историей каменных стен? Пожалуй, это все «спартанские места» которыми может похвастаться родина Леонида, и которые стоит посетить тому, кто решил ступить на спартанскую землю.
gidvgreece.com
Греция. День седьмой. Мистра, Спарта, Эпидавр, Нафплио.
С утра едем из современной деревушки Мистра в историческую Мистру — самое важное место Византийской Греции. Здесь была куча церквей и монастырей, еще 150 лет назад тут был город и жили люди. Сегодня в Мистре есть всего один действующий монастырь, где живет шесть монашек. Все остальное — заповедник.Мистра была основана в 13-ом веке во время четвертого крестового похода. Франки тогда пошли войной на Византию и захватили довольно большой кусок Греции. Гийомом де Вильардуэн возвел здесь крепость. Место было выбрано удачно: посторенная высоко на холме крепость контролировала всю Лаконию, которую в тот период заселяли воинственные славянские племена. Все, что было построена вокруг крепости впоследствии назвали верхним городом. Франки господствовали тут недолго, Гийом был пленен войсками византийского императора Михаила VIII Палеолога, и Мистра была оттдана Византии в обмен на его свободу. Фактически, с этого момента начилось освобождение Пелопонеса от франков. Византийцы построили город чуть ниже крепости, и он называется нижним городом. Мы начали осмотр Мистры с верхнего города
Обзор отсюда замечательный
Помимо того, что крепость находилась на стратегической высотке, тут были и источники воды, а горы Тайгет обеспечивали стройматериалом. В город можно было попасть через несколько ворот, сделанных достаточно маленькими в целях безопасности (чтобы большое количество солдат не могло сразу ворваться внутрь)
Церковь св. Софии — дворцовая церковь, построенная в 14-ом веке. Тут похоронено несколько членов императорской семьи
В мусульманский период церковь, естественно, переделали в мечеть. Колокольня служила минаретом
Внутри сохранились фрески
Это, по-моему, богородица и младенец Иисус в Вифлееме
Обращает на себя внимание и пол
Развалины монастыря
Монастырская столовая
Еще развалины и виды
Цветут кроксы
Вид на окрестности
После осмотра верхнего города мы спустились в нижний. Именно в этой части Мистры находятся важнейшие византийские монастыри
Нижний город начал строиться и развиваться с приходом в Мистру византийцев в 1262 году. Именно Византииский период стал для этого средневекового города золотым веком. Строились дома, усадьбы и дворцы, церкви и монастыри. В середине 14-го века Мистра стала важнейшим культурным и духовным центром империи, тесно связанным с Константинополем. Здесь культивировались искусство и литература, сюда стекались интелектуальные личности, сыгравшие важную роль в развитии философии и искусства в Европе в 15-ом веке. Можно сказать, что начало европейского Возрождения было положено именно в Мистре. Французский исследователь Лоньон (Longnon) писал: «Если литературные шедевры античной Эллады вызвали на Западе возрождение человеческой мысли, если они сделали во Франции XVI век более греческим, чем латинским, то этим в значительной степени обязаны интеллектуальной экспансии Мистры.»
Отсюда хорошо видны крепость и верхний город
Много живописных развалин
Старейший монастырей Мистры — Митрополия (Metropolis)
Этот монастырь посвящен св. Дмитрию
Тут очень симпатичный дворик
А вот и цветочки
Фрески, в основном, относятся к 13-14-му векам
Двуглавый орел — символ Византийской империи
Именно на этом месте, согласно традиции, был коронован последний император Византии Константин XI Палеолог. Родился он в Мистре, но был ли он тут коронован, доподлинно неизвестно. Однако легенда всегда оказывается сильнее любых фактов, так что каждый год в конце мая, в годовщину коронации, тут собирается куча народу и проводится торжественная панихида.
Еще фрески
Тут изображены муки ада
Богородица
Интересная колонна
с каменными узлами и всадником
Местная обитательница
Еще один крупный монастырь Мистры — Бронтохион. Он подчинялся непосредсвенно патриарху Константинополя и пользовался особыми привилегиями. В этом монастыре есть две церкви: церковь св. Федоров (Saint Theodoroi)
и Одигитрия (или Афендико)(Hodegetria/Aphendiko)
Мы зашли в Одигитрию
В ней очень много фресок начала 14-го века
Развалины других монастырских сооружений
А вокруг — «все в тающей дымке…»
Церквушка св. Христофора (St. Christophoros)
Внутри — руины
Еще один небольшой монастырь Перивлепта (PeribLeptos), построенный в 14-ом веке
У входа — львы
Внутри все расписано фресками
Мария и Иисус в Вифлееме в яслях
Крещение в Иордане
Рыбы-то сколько
Тайная вечеря
Вид из окошка
Еще руины
Еще мы зашли в какое-то помещение с интересным красным ангелом
Тут же нарисованы симпатичненькие фрески без всяких религиозных сюжетов, просто, чтобы глазу отдохнуть
Ну и чтобы совсем глазу отдохнуть
Даже после захвата турками Мистра оставалась важным административным центром. В 17-ом веке город населяли греки, мусульмане и евреи. Здесь разводили тутовых шелкопрядов, выращивали оливки, виноград, цитрусовые, инжир и табак. Большую часть местной продукции экспортировали в западную Европу. Погибла же Мистра в 19-ом веке, во время войны за независимось. После разрушения города, местное население спустилось вниз, туда, где был построен современный город Спарта. Нас же, естественно, больше интересовала древняя Спарта
Современный город стоит рядом с тем местом, где была древняя Спарта. Очень странно, что раскопки тут начались совсем недавно и ведутся очень вяло. По-моему, Спарта — не менее легендарное место, чем Дельфы или Олимпия, и если ее раскопать, то она привлечет толпы туристов. Но, почему-то, капают здесь очень слабо, и кроме нас, здесь никого не было.
Горы Тайгет, откуда, согласно мифам, спартанцы скидывали хилых младенцев
На местности в это как-то слабо верится: зачем лезть так высоко, когда все можно сделать гораздо проще (не иначе, как враги-афиняне спартанцев оклеветали). Спартанцы были превосходными воинами, людьми дела, а не слова. Именно от названия этой области, Лаконии, происходит слово «лаконичность». Согласно легенде, царь Македонии Филипп II (отец Александра Македонского), завоевавший многие греческие города, послал в Спару письмо:»Я покорил всю Грецию, у меня самое лучшее в мире войско. Сдавайтесь, потому что если я захвачу Спарту силой, если я сломаю её ворота, если я пробью таранами её стены, то беспощадно уничтожу всё население и сровняю город с землёй!». Ответ спартанцев был весьма лаконичен: «Если». Кстати, на Спарту Филипп так и не пошел.
Валяются колонны
Театр
А это уже современная Спарта
Статуя царя Леонида (по-моему, довольно страшненькая)
Теперь нам предстоял долгий переезд в Эпидавр. В древности Эпидавр был священной лечебницей Греции, главным святилещем бога врачевания Асклепия. Культ Асклепия в Эпидавре восходит к 6-ому веку до н.э. Еще раньше здесь полонялись его отцу Аполлону, чье святилище тут существовало с 15-го века до н.э. Главная достопримечательность Эпидавра — театр начала 3-го века до н.э.
Считалось, что представления, устраиваемые тут, способствуют исцелению посетителей святилища
Акустика здесь великолепная, слова, произнасимые на сцене, прекрасно слышны на самом верху. (правда, местная «Афродита» не позволила нам долго убеждаться в этом, довольно быстро прогнав наших представителей со сцены). Раскопки тут начались в 19-ом веке, а в середине 20-го века театр былл полностью отреставрирован. До сих пор в Эпидавре периодически устраивают концерты и представления, так что театр и в наши дни используется по своему прямому назначению. Кроме театра здесь есть еще всякие развалины. Катагогион — гостиница для пациентов
Эстиатерион — что-то вроде столовой, где кормили в соответствии с культом Асклепия (уж не знаю, как это. Может, здоровой и полезной пищей…)
Как в любом уважающем себя святилище, тут был и стадион
Абатон — место, куда не было доступа никому, кроме больных
Толос, где находился алтарь Аслепия
Есть в Эпидавре и небольшой музей
Медицинские инструменты
Ну и сам Асклепий
По дороге из Асклепия в Нафплио мы на пару минут остановились возле мостика микенского периода (где-то 14-ый век до н.э.)
Вот уж воистину, на века строили…
Сегодня нашим конечным пунктом стал небольшой, но очень симпатичный городок Нафплио. Этот провинциальный город в 19-ом веке стал первой столицей независимой Греции. Еще в мое первое посещение Греции я буквально влюбилась в этот живописнейший городок.
Согласно легенде, город был основан Нафплием, сыном Посейдона. Раскопки подтверждают, что он существовал еще в микенский период. В начале 13-го века Нафплио был захвачен французскими рыцарями-крестоносцами, а в 14-ом веке сюда пришли венецианцы, назваявшие город Византийским Неаполем. Затем тут правили турки, вновь венецианцы, и снова турки. Главной достопримечательностью Нафплио является средневековая крепость Паламиди. Правда, мы туда не пошли: в это время она уже закрыта. Но я хорошо помню, как мы поднимались сюда 18 лет назад. Наверх ведут 999 ступенек (хотя мы и не считали). У меня с той поездки даже сохранилась фотография Паламиди, на которой хорошо виден венецианский лев
Рафи наз повез в другую крепость, цитадель Акронафплия
Отсюда открывается прекрасный вид на город
Паламиди тоже смотрится очень живописно
Вид на самую фотогеничную, на мой взгляд, достопримечательность Нафплио — форт Бурдизи
Эта романическая крепость одно время была жилищем палача
Отсюда, сверху, вообще все очень хорошо смотрится
Улитка с геометрическим узором
Наша гостиница оказалась в самом центре, на набережной. Наше окно вуходит прямиком на Бурдизи
Закат
Заселившись, му пошли бродить по городу
Здесь можно увидеть много венецианских львов, свидетельств былой принадлежности города Венеции
Главная площадь Нафплио — Синтагма
Закат делает небо просто волшебным
После освобождения Греции первым правителем стал Иоанн Капидострия, сделавший раньше неплохую политическую карьеру в России, где он был министром иностранных дел. Именно он сделал Нафплио официальной столицей Греции, и именно в Нафплио Капидострия был убит. Первым же королем независимой Греции выбрали второго сына боварского короля Людвига I Отто. Он был коронован в Нафплио и стал Оттоном I. Коронация состоялась в кафедрале св. Георгия
Символ Византии — двуглавый орел
Очень впечатляющаю люстра
Оттон I взошел на греческий престол в возрасте 17 лет. Греки, похоже, так и не приняли его, и через 29 лет царствования он был свергнут и изгнан из Греции.
Когда мы вышли из церви, уже совсем стемнело, и мы отправились ужинать. Ужин у нас сегодня не в гостинице, а в ресторанчика на набережной, что гораздо приятнее и вкуснее.
После ужина побродили еще немножко
Ночные цветочки
Паламиди в ночном освещении
Ну и, конечно, Бурдизи
gala67.livejournal.com
Куда сходить в Спарте и что посмотреть?
Древняя Спарта была одним из важнейших городов Греции. Её славное историческое прошлое известно не только в Европе, но и во всём мире. Этот древний город-государство в своё время являлся самой мощной военной силой, а доблесть его воинов не имела равных…
К большому сожалению, современная Спарта не сможет порадовать поклонников древнегреческой истории обилием древних достопримечательностей. Разве что немногочисленные разбросанные по городу древние руины да экспонаты, собранные в Археологическом музее…
И, пожалуй, первое, что посещают здесь туристы – это гробница царя Леонида, одного из наиболее доблестных правителей Спарты (того самого, кого великолепно сыграл Жерар Батлер в известном голливудском фильме). Там же можно увидеть статую Леонида.
Среди достопримечательностей города есть уникальный и единственный в своём роде объект. Он относится к разряду тех, которые обязательно нужно увидеть. Это – та самая скала, с которой сбрасывали спартанских детей, не подходящих по своей комплекции. Так сказать, «скала искусственного отбора».
От прошлого величия Спарты до наших дней дошли фрагменты некоторых античных сооружений. В частности, можно посмотреть Акрополь Древней Спарты. В древние времена этот холм традиционно являлся экономическим и политическим центром города.
Там же находится Древний римский театр Акрополя (I-II века н.э.). Он считается третьим по своему размеру и одним из наиболее впечатляющих театров античности. Действительно огромная постройка (была), тоже сохранились лишь некоторые фрагменты. Именно при раскопках на территории Акрополя были обнаружены ценнейшие древние артефакты и редчайшие предметы старины.
Неподалеку от Акрополя есть ещё один памятник истории – руины Храма Афины (VI век до н.э.). От него, впрочем, тоже мало что осталось. Время беспощадно.
При желании можно посетить руины монастыря Осиос-Никон и византийской церкви. Они не такие древние, как другие объекты, были построены в Х веке, но сегодня могут предстать перед посетителями лишь в виде развалин.
Все найденные во время археологических раскопок на территории Спарты исторические предметы хранятся в городском Археологическом музее Спарты. Некоторые из них являются частью экспозиции музея и на них можно посмотреть. Время работы музея: с понедельника по субботу (8:30 – 15:00) и в воскресенье (9:30 – 14:30). Стоимость входного билета составляет 2 евро. Музей располагает действительно интересной коллекцией: здесь хранятся потрясающие римские мозаики, барельефы с изображением змей, мраморная голова воина, керамические маски, оружие, щиты спартанцев и многое другое. Сюда обязательно стоит зайти.
В другой части города расположился Музей олив и оливкового масла. Музей, возможно, не самый интересный в мире, но познавательный. Как можно понять из названия, здесь представлены экспонаты, имеющие непосредственное отношение к выращиванию оливок и производству оливкового масла. Некоторые весьма удивительные. Музей открыт для посетителей все дни, кроме вторника, с 10:00 до 18:00 (зимой до 17:00). Стоимость билета также составляет 2 евро. Если вы приехали в Спарту хотя бы на несколько дней, можно и посетить.
В самой Спарте, пожалуй, достопримечательностей больше нет.
Больший интерес представляют окрестности Спарты.
Именно в окрестностях города туристам представится потрясающая возможность увидеть самую главную достопримечательность. Руины Древней Спарты. Остатки того самого древнегреческого поселения.
Там же, по дороге на Триполис, можно посмотреть руины святилища Артемиды Ортии. Принято считать, что именно в этом месте спартанские юноши проходили свои первые испытания на выносливость. Взрослые воины секли их розгами до крови, а они, демонстрируя стойкость, д
gid.turtella.ru
Современная Спарта | AllTravels.com.ua
Пелопоннес — южная часть Греции, область, откуда, можно сказать, пошла греческая земля. Глубоко вдающийся в сушу Коринфский залив почти полностью отделяет его от материка.
Пелопоннес в переводе с греческого — остров Пелопса. Такое название он получил в честь внука Зевса, который прославился, в частности, тем, что учредил в Греции Олимпийские игры.
На самом деле это не остров, а полуостров. С Большой землей он соединен Коринфским перешейком. Раньше для сокращения пути грузы и корабли из Эгейского моря по суше перетаскивали в Ионическое. В XIX веке здесь прорыли канал прямой, как Ленинский проспект, и историческая справедливость восторжествовала. Пелопоннес, вроде, уже как и остров.
Вид с моста, который перекинут через канал, открывается потрясающий! Канал — это рукотворное ущелье — прорыт в твердом грунте, глубина канала-каньона в некоторых местах доходит до 80 м. Временами здесь случаются оползни и тогда канал закрывают, кроме того, раз в неделю его обязательно чистят.
Большинство курортов Пелопоннеса — морские. Один из самых известных — расположенный на берегу Эгейского моря Нафплион. История у этого небольшого — всего 10 тысяч жителей — города богатая. Когда-то он принадлежал Венецианской республике, а в начале XIX века стал центром освободительного движения греков против турецкого владычества.
В 1829 году здесь была провозглашена Греческая Республика. Нафплион стал первой ее столицей. Центр города — это площадь Конституции. На ней находится несколько примечательных зданий. Одно из них — начальная школа, которая открылась сразу после свержения турецкого ига. При турках все греческие школы были закрыты. Сейчас здесь кинотеатр, а чуть дальше находится первый парламент независимой Греции.
До 1834 парламент заседал здесь, но потом в связи с переносом столицы в Афины депутатам пришлось свою работу в Нафплионе завершить. Само здание это — бывшая мечеть. Сейчас здесь муниципальная, художественная галерея.
На площади Конституции — рестораны, где по вечерам отдыхают и местные и туристы. Заходят чтобы попробовать знаменитый греческий напиток — кофе фрапе.
Замечательный, вкусный, бодрящий, тонизирующий напиток кофе фрапе можно легко приготовить и в домашних условиях. Для этого, нужно добавить в стакан сахара по вкусу. Затем положить ложку растворимого кофе, добавить немного воды и потом все это взбить миксером в течение 15 секунд. После чего в стакан можно положить немного льда и все остальное пространство заполнить водой. Все кофе фрапе готов.
В Нафплионе наткнетесь на симпатичный магазинчик. В этом магазине продаются персонажи греческого театра теней. Он был популярен на протяжении веков, говорят, что и сейчас в Греции есть места, где можно посмотреть на представления с участием забавных артистов-кукол. Их делают из плотного картона. Сзади приклеивают разноцветную материю и таким образом передают цвет. Двигаются фигурки с помощью реечек, которые прикрепляются к конечностям. Наиболее популярный персонаж это — Карагез, в переводе с греческого «черноглазый». Это вроде нашего Иванушки-дурачка. У него есть сын, судя по внешнему виду, прощелыга еще тот. Среди персонажей попадаются античные герои, например Александр Македонский. А есть персонажи и посвежее — девица легкого поведения.
По соседству с магазином — музей. Выставлены в нем не античные древности, а четки. Музей четок основал житель города Арис Евангелинос. Он собирает четки с 1958 г., и в его коллекции уже 8 000 экземпляров. В музее представлена лишь небольшая часть этой выдающейся коллекции. При музее работает магазин четок.
Единственный в мире Музей четок открылся в 1998 г. И за время его работы здесь побывало более 100 000 человек. Экспозиция музея — примерно 400 экспонатов. Копии наиболее редких экземпляров можно купить в магазине внизу.
В греческих четках всегда нечетное число звеньев от 15 до 33. И принципиальное отличие греческих четок от всех остальных в том, что звенья нанизаны на длинную веревку. Для большинства греков четки утратили ритуальный смысл. И эта такая, в большинстве случаев игрушка, которую держат в руках, успокаивая нервы.
По преданию, город Нафплио или Нафплион основал сын Посейдона легендарный мореплаватель Нафплий, участвовавший в походе аргонавтов за золотым руном. Но еще больше прославился сын Нафплия — Паламед. Он изобрел алфавит, деньги, цифры, счет времени, игру в кости, воинские звания. В Трое он воевал на стороне Агамемнона. В честь Паламеда названа гора, главенствующая над городом, и крепость на ней.
Вы можете сделать себе поездку в Лаконию, провинцию Пелопоннеса, где находилась легендарная Спарта. Современная Спарта — крупный провинциальный город. Ничего особо примечательного в нем, за исключением, пожалуй, истории нет.
О былом величии Спарты напоминают античные руины на окраине города. На улице трехсот спартанцев установлен памятник царю Леониду, герою войны с персами.
Муниципальный стадион Спарты не закрывается ни днем, ни ночью, ни на праздники, ни на выходные, работает круглый год. Мало ли кому захочется позаниматься спортом. Вот что значит настоящие спартанцы. Спартанский дух только в здоровом теле обитает.
Древние обитатели Спарты были великими аскетами. Об их умеренности во всем — одежде, еде ходили легенды. Древние спартанцы ели кровяную похлебку из свинины, чечевицы с уксусом и солью. Она была невероятно питательна и отвратительна на вкус. Персидский царь, когда был в Греции, заставил плененного спартанца сварить ему такую похлебку. Отведав ее, царь сказал: «Теперь я понимаю, почему спартанцы так храбро сражаются. Им гораздо милее гибель, чем такая еда».
Сейчас в меню ресторанов Спарты то же самое, что и во всех греческих ресторанах: гирос — мясо-гриль, каламаки — шашлык на шпажках, сувлаки — шаурма, много зелени, жареного картофеля. Если бы древние спартанцы ели такую еду, то они никогда бы не снискали славы лучших на свете воинов. Пара недель такой обильной пищи, и ни один древний спартанец в свой просторный хитон не влез бы.
В нескольких километрах от города есть ущелье, которое обязательно показывают всем приезжим.
Далеко не каждый в Спарте мог стать воином. Новорожденного ребенка спартанец приносил на совет старейшин. Его осматривали и, если ребенок был хилым немощным, бросали в ущелье. Греки утверждают, что ущелье, которое образует гора Киадес, и есть то самое место, куда спартанцы бросали своих хилых детей. Вообще, от древней Спарты до горы Киадес километров 10, и спартанцам приходилось преодолевать большое расстояние, чтобы избавиться от своих немощных младенцев.
Маниоты, жители горной местности Мани, расположенной на самом юге Пелопоннеса, считают себя потомками воинственных спартанцев.
Раньше могущественные горные кланы враждовали не только с захватчиками. Они боролись за влияние и передел земель между собой. Чтобы выжить в такой кровавой междоусобной борьбе, каждый, кто мог, строил себе жилище по принципу: «Мой дом — моя крепость». Жилища такие назывались и называются «пиргосы».
Междоусобицы могли длиться годами, прерываясь на период сбора урожая. Противоборствующие стороны стреляли друг в друга из башен, расположенных по соседству. Военные действия шли до полного истребления противника, либо до тех пор, пока какой-либо клан не признавал себя побежденным.
Поселение в горной области Мани заброшено. Лет 20 здесь уже никто не живет. И таких поселений в Мани предостаточно. Некогда грозные, неприступные сооружения теперь используются ну явно не по назначению.
Недалеко от этого заброшенного поселения — деревня Ватия, часть ее необитаема. Пустующие дома постепенно переходят в руки туристических компаний. Отель, устроенный в средневековой башне, – что может быть лучше для путешественника.
Коренных жителей в Ватии осталось немного, человек 10, не больше. Остальные давно перебрались в город. Маниоты раньше чтили предков, свято блюли родовые и семейные отношения, как это было когда-то у спартанцев. Вплоть до 70-х гг. прошлого века у них сохранялась кровная месть, вендетта. В былые времена маниотов характеризовали как дерзких пиратов, людей, способных на убийство, если без убийства невозможно было украсть. Надеюсь, что время их хотя бы немножко изменило.
alltravels.com.ua
www.alltravels.com.ua
самые ужасающие факты про спартанцев
Спарта была самой жестокой цивилизацией в истории человечества. Примерно на рассвете истории Греции, пока она еще проходила через свой классический период, Спарта уже переживала радикальные социальные и политические революции. В итоге спартанцы пришли к идее полного равенства. Буквально. Именно они разработали ключевые концепции, которые мы частично используем и по сей день.Именно в Спарте впервые прозвучали идеи самопожертвования во имя всеобщего блага, высокой ценности долга и прав граждан. Вкратце, целью спартанцев было стать максимально идеальными людьми, насколько это в силах простого смертного. Вы не поверите, но каждая утопическая идея, о которой мы до сих пор задумываемся и сегодня, черпает свои истоки еще со спартанских времен.
Самая большая проблема, связанная с изучением истории этой удивительной цивилизации, состоит в том, что спартанцы оставили очень мало записей, и не оставили после себя монументальных построек, которые можно было бы исследовать и анализировать.
Тем не менее, ученые знают, что спартанские женщины наслаждались правом на свободу, образование и равенство в такой высокой степени, в какой не могли похвастать женщины никаких других цивилизаций того времени. Каждый член общества, женщина или мужчина, господин или раб, играл свою особенную ценную роль в жизни Спарты.
Именно поэтому невозможно говорить о прославленных спартанских воинах, не упомянув об этой цивилизации в целом. Воином мог стать каждый, это не было привилегией или повинностью для отдельных социальных сословий. На роль солдата проходил очень серьезный отбор среди обязательно всех граждан Спарты без исключения. Из тщательно отобранных претендентов воспитывали так, чтобы из них выросли идеальные воины. Процесс закалки спартанцев порой был сопряжен с очень жесткими способами подготовки и доходил до крайне экстремальных мер.
10. Спартанских детей с ранних лет воспитывали для участия в войнах
Почти каждый аспект жизни спартанцев находился в подчинении у города-государства. Это касалось и детей. Каждый спартанский младенец представал перед советом инспекторов, которые проверяли дитя на наличие физических недостатков. Если что-то казалось им выходящим за рамки нормы, ребенка изымали из общества и отправляли на погибель за стены города, скидывая с ближайших холмов.
В некоторых счастливых случаях эти покинутые дети находили свое спасение среди случайных странников, проходящих мимо, или же их забирали к себе «гелоты» (низшее сословие, спартанские рабы), работающие на ближайших полях.
В раннем детстве те, кто переживал первый отборочный этап, купались в ванных с вином вместо воды. Спартанцы верили, что это укрепляет их силу. Кроме того среди родителей было принято игнорировать плач детей, чтобы те привыкали к «спартанскому» образу жизни со младенчества. Такие воспитательные приемы настолько восторгали иноземцев, что спартанских женщин часто приглашали в соседние края в качестве нянечек и медсестер за их железные нервы.
Вплоть до 7 лет спартанские мальчики жили в своих семьях, но после этого их забирало само государство. Детей переселяли в общественные бараки, и в их жизни начинался тренировочный период под названием «агоге». Целью этой программы было воспитание из юнцов идеальных воинов. В новый режим входили физические упражнения, обучение различным хитростям, безусловной верности, военному искусству, рукопашному бою, развитие терпимости к боли, охота, навыки выживания, навыки общения и уроки морали. Их также учили читать, писать, слагать стихи и ораторствовать.
В 12 лет всех мальчиков лишали одежды и всех других личных вещей, кроме единственного красного плаща. Их обучали спать на улице и делать себе постель из тростниковых ветвей. Кроме того мальчиков поощряли копаться в мусоре или воровать себе еду. Но если воришек ловили, детей ждало суровое наказание в виде порки.
Спартанские девочки жили в своих родных семьях и после 7-летнего возраста, но они тоже получали знаменитое спартанское воспитание, в которое входили уроки танцев, гимнастики, метание дротиков и дисков. Полагалось, что именно эти навыки помогали им лучше всего подготовиться к материнству.
9. Дедовщина и драки среди детей
Одним из ключевых способов вылепить из мальчиков идеальных солдат и развить в них истинно суровый нрав считалось провоцирование к дракам друг с другом. Более взрослые парни и учителя часто затевали ссоры среди своих учеников и побуждали их вступать в драки.
Главной целью агоге было воспитать в детях устойчивость ко всем тяготам, которые будут ждать их на войне, — к холоду, голоду или боли. И если кто-то проявлял хоть малейшую слабину, трусость или смущение, они сразу же становились объектами жестоких насмешек и наказаний от своих же товарищей и учителей. Представь, что в школе над тобой кто-то издевается, а учитель подходит и присоединяется к обидчикам. Это было очень неприятно. А чтобы «добить», девочки пели всякие обидные речевки про провинившихся учеников прямо во время церемониальных собраний перед высокопоставленными сановниками.
Даже взрослые мужчины не избегали поруганий. Спартанцы ненавидели полных людей. Именно поэтому все граждане, включая даже царей, ежедневно участвовали в совместных приемах пищи, «сисситиях», которые отличались нарочитой скудностью и пресностью. Вместе с ежедневными физическими нагрузками это позволяло спартанским мужчинам и женщинам держать себя в тонусе на протяжении всей жизни. Те, кто выбивался из общей струи, подвергались общественному порицанию и даже рисковали быть изгнанными из города, если не спешили справиться со своим несоответствием системе.
8. Состязания на выносливость
Неотъемлемой частью Древней Спарты и вместе с тем одной из ее самых отвратительных практик было Состязание на выносливость – Диамастигосис. Эта традиция была призвана чтить память случая, когда жители из соседних поселений поубивали друг друга перед алтарем Артемиды в знак почитания богини. С тех пор человеческие жертвоприношения совершались здесь ежегодно.
Во времена правления полумифического спартанского царя Ликургуса, жившего в 7 веке до нашей эры, ритуалы поклонения святилищу Артемиды Орфии были смягчены и включали только порку мальчиков, проходящих агоге. Церемония продолжалась до тех пор, пока они полностью не зальют своей кровью все ступени алтаря. Во время ритуала алтарь был усыпан шишками, до которых дети должны были добраться, и собрать их.
Старшие ребята ожидали младших с палками в руках, избивая детей безо всякого сострадания к их боли. Традиция по своей сути была посвящением маленьких мальчиков в ряды полноценных воинов и граждан Спарты. Последний выстоявший ребенок получал великие почести за свою мужественность. Нередко во время такой инициации дети погибали.
Во времена оккупации Спарты Римской Империей традиция Диамастигосиса не исчезла, но утратила свою основную церемониальную значимость. Вместо этого это стало просто зрелищным спортивным мероприятием. Люди со всей империи стекались в Спарту, чтобы посмотреть на жестокую порку молодых парней. К 3-му столетию нашей эры святилище было превращено в обычный театр с трибунами, с которых зрители могли удобно наблюдать за избиениями.
7. Криптерия
Когда спартанцы достигали 20-летнего возраста или около того, те, кто был помечен в качестве потенциальных лидеров, получали возможность поучаствовать в Криптерии. Это была своего рода секретная полиция. Хотя в большей степени речь шла о партизанских отрядах, которые периодически терроризировали и оккупировали соседние поселения гелотов. Лучшие годы этого подразделения пришлись на 5 век до нашей эры, когда у Спарты было примерно 10 000 мужчин, способных воевать, а мирное население гелотов превосходило их на считанные единицы.
С другой стороны спартанцы постоянно находились под угрозой бунта со стороны гелотов. Эта постоянная угроза и была одной из причин, почему Спарта развивала такое милитаризированное общество и ставила на первое место воинственность своих граждан. Каждый мужчина в Спарте по закону должен был быть с детства воспитан в качестве солдата.
Каждую осень молодые воины получали шанс проверить свои навыки во время неофициального объявления войны вражеским поселениям гелотов. Члены Криптерии выходили на задания по ночам, вооруженные только ножами, и их целью всегда было убийство любого гелота, встреченного на своем пути. Чем крупнее и сильнее попадался враг, тем лучше.
Эта ежегодная бойня проводилась, чтобы приучить соседей повиновению и снизить их численность до безопасного уровня. Только те мальчики и мужчины, которые участвовали в таких набегах, могли рассчитывать на получение более высокого ранга и привилегированного статуса в обществе. Все остальное время года «секретная полиция» патрулировала окрестности, все так же казня любого потенциально опасного гелота без каких-либо разбирательств.
6. Принудительная женитьба
И хотя это сложно назвать чем-то откровенно ужасающим, но принудительные браки к 30 годам сегодня многие бы сочли неприемлемым и даже пугающим. До 30 лет все спартанцы жили в общественных бараках и служили в государственной армии. При наступлении 30-летнего возраста их освобождали от военного долга и переводили в запас до 60 лет. В любом случае, если к 30 годам кто-то из мужчин не успевал найти себе жену, их женили насильно.
Спартанцы считали брак важным, но не единственным способом для зачатия новых солдат, поэтому девочек выдавали замуж не раньше 19 лет. Претенденты должны были сначала тщательно оценить здоровье и физическую форму своих будущих спутниц жизни. И хотя брак часто решался между будущим мужем и тестем, девушка тоже имела право голоса. Ведь по закону спартанские женщины имели равные с мужчинами права, причем даже намного большие, чем в некоторых современных странах по сей день.
Если мужчины Спарты женились до своего 30-летия и все еще во время прохождения военной службы, они продолжали жить отдельно от жен. Но если же мужчина уходил в резерв все еще холостым, считалось, что не исполняет свой долг перед государством. Холостяка ждали публичные насмешки по любому поводу, особенно во время официальных собраний.
А если по какой-то причине у спартанца не могло быть детей, он должен был найти своей жене подходящего партнера. Случалось даже, что у одной женщины было несколько сексуальных партнеров, и все вместе они воспитывали общих детей.
5. Спартанское оружие
Основную массу любой древнегреческой армии, включая спартанскую, составляли «гоплиты». Это были солдаты в громоздких доспехах, граждане, на чье вооружение уходили приличные средства, чтобы они могли участвовать в войнах. И в то время как воины из большинства греческих городов-государств не обладали достаточной военной и физической подготовкой и оснащением, спартанские солдаты умели воевать всю свою жизнь и всегда были готовы отправиться на поле боя. Пока все греческие города-государства строили защитные стены вокруг своих поселений, Спарта никак не заботилась об укреплениях, считая своей главной защитой закаленных гоплитов.
Основным оружием гоплита, вне зависимости от его происхождения, было копье для правой руки. Длина копий достигала около 2,5 метров. Острие этого оружия было сделано из бронзы или железа, а рукоятка из кизилового дерева. Использовалось именно это дерево, потому что оно отличалось необходимой плотностью и прочностью. Кстати, кизиловая древесина настолько плотная и тяжелая, что даже тонет в воде.
В левой руке воин держал свой круглый щит, знаменитый «гоплон». 13-килограмовые щиты использовались в основном для защиты, но иногда применялись и в ударных техниках ближнего боя. Щиты изготавливались из дерева и кожи, а сверху покрывались слоем бронзы. Спартанцы помечали свои щиты буквой «лямбда», которая символизировала Лаконию, регион Спарты.
Если ломалось копье или сражение становилось слишком тесным, гоплиты с передовой брались за свои «ксипо», короткие мечи. Они были длиной в 43 сантиметра и предназначались для ведения ближнего боя. Но спартанцы больше предпочитали таким ксипо свои «копис». Эта разновидность меча наносила врагу особенно мучительные рубящие раны за счет своей специфической односторонней заточки по внутренней грани клинка. Копис использовали в большей степени как топор. Греческие художники часто изображали спартанцев именно с кописами в руках.
Для дополнительной защиты солдаты носили бронзовые шлемы, покрывающие не только голову, но и заднюю часть шеи и лицо. Также среди доспехов были нагрудные и наспинные щиты из бронзы или кожи. Голени солдат защищали специальные бронзовые пластины. Предплечья были закрыты таким же образом.
4. Фаланга
Существуют определенные признаки того, на какой стадии развития находится цивилизации, и среди них как раз то, как народы воюют. Племенные сообщества обычно сражаются хаотично и бессистемно, каждый воин размахивает своим топором или мечом, как ему вздумается, и ищет личную славу.
Но более продвинутые цивилизации сражаются согласно продуманным тактикам. Каждый солдат играет определенную роль в своем отряде и подчиняется общей стратегии. Так воевали римляне, так же сражались и древние греки, к которым относились спартанцы. По большому счету знаменитые римские легионы были сформированы именно по примеру греческих «фаланг».
Гоплиты собирались в полки, «локхои», состоящие из нескольких сотен граждан, и выстраивались в колонны по 8 и более рядов. Такое построение называлось фалангой. Мужчины стояли плечом к плечу в тесных группах, защищенные со всех сторон товарищескими щитами. В промежутках между щитами и шлемами стоял буквально лес из копий, торчащих пиками наружу.
Фаланги отличались очень организованным передвижением благодаря ритмичным аккомпанементам и кричалкам, которые спартанцы интенсивно учили в юном возрасте во время тренировок. Случалось, что греческие города сражались между собой, и тогда в бою можно было увидеть зрелищные столкновения сразу нескольких фаланг. Битва продолжалась до тех пор, пока один из отрядов не закалывал другой до смерти. Это можно было бы сравнить с кровавой стычкой во время матча по регби, но в древних доспехах.
3. Никто не сдается
Спартанцы воспитывались чрезвычайной преданности и презирали трусость превыше всех прочих человеческих недостатков. От солдат ожидалось, что они будут бесстрашными в любых обстоятельствах. Даже если речь пойдет о последней капли крови и до последнего выжившего. По этой причине акт капитуляции приравнивался самой нестерпимой трусости.
Если в каких-то невообразимых обстоятельствах спартанскому гоплиту приходилось сдаться, он потом кончал жизнь самоубийством. Древний историк Геродот вспоминал двух неизвестных спартанцев, которые пропустили важный бой и со стыда покончили собой. Один повесился, другой пошел на верную искупительную смерть во время следующего же сражения во имя Спарты.
Спартанские матери были знамениты тем, что часто говорили своим сыновьям перед боем: «Возвращайся со своим щитом, или не возвращайся вовсе». Это означало, что их либо ждут с победой, либо мертвыми. К тому же если воин лишался собственного щита, он также оставлял без защиты и своего товарища, что ставило под удар всю миссию, и было неприемлемым.
Спарта считала, что солдат полностью выполнил свой долг только тогда, когда он умер за свое государство. Мужчина должен был погибнуть на поле боя, а женщина обязана была рожать детей. Только те, кто исполнял этот долг, имели право быть похоронены в могиле с выгравированным на надгробии именем.
2. Тридцать тиранов
Спарта славилась тем, что она всегда стремилась распространить свои утопические взгляды и на соседние города-государства. Сначала это были Мессениане с запада, которых спартанцы покорили в 7 – 8 веке до нашей эры, обратив их в своих рабов гелотов. Позднее взор Спарты устремился даже на Афины. Во время Пелопоннесской войны 431 – 404 годов до нашей эры спартанцы не просто подчинили себе афинян, но и унаследовали их морское превосходство в регионе Эгейского моря. Такого раньше не случалось. Спартанцы не стали равнять с землей славный город, как им советовали коринфяне, а вместо этого решили слепить завоеванное общество по своему образу и подобию.
Для этого они установили в Афинах «про-спартанский» олигархат, бесславно известный как режим «Тридцати тиранов». Главной целью этой системы была реформация, а в большинстве случаев полное уничтожение основополагающих афинских законов и порядков в обмен на провозглашение спартанского варианта демократии. Они провели реформы в области властных структур и понизили в правах большинство общественных сословий.
Было назначено 500 советников, призванных исполнять судебные обязанности, ранее принадлежавшие всем гражданам. Спартанцы также избрали 3 000 афинян, чтобы «разделить с ними власть». На деле у этих местных управленцев просто было несколько больше привилегий, чем у остальных жителей. Во время 13-месячного режима Спарты 5% населения Афин умерло или просто скрылось из города, было конфисковано много чужого имущества, и толпы сподвижников старой системы управления Афинами были отправлены в ссылку.
Бывший ученик Сократа Критиас, лидер «Тридцати», был признан жестоким и совершено негуманным правителем, который вознамерился превратить покоренный город в отражение Спарты любой ценой. Критиас вел себя, как будто он все еще находился на посту в спартанской Криптее, и казнил всех афинян, которых считал опасными для установления нового порядка вещей.
Для патрулирования города было нанято 300 знаменосцев, которые в итоге запугивали и терроризировали местное население. Около 1500 самых выдающихся афинян, не поддерживающих новое правительство, насильно приняли яд – цикуту. Интересно, что чем более жестокими были тираны, тем больше сопротивления они встречали со стороны местных жителей.
В итоге спустя 13 месяцев жестокого режима произошел успешный переворот, который возглавил Трасибулус, один из немногих граждан, сбежавших из ссылки. Во время афинской ресторации 3 000 вышеупомянутых изменников получили амнистию, но остальные перебежчики, включая тех самых 30 тиранов, были казнены. Критиас погиб еще в одном из первых боев.
Погрязшее в коррупции, предательстве и насилии, короткое правление тиранов обусловило сильное недоверие афинян по отношению друг к другу даже в течение последующих нескольких лет после падения диктатуры.
1. Знаменитое Фермопильское сражение
Наиболее известное сегодня по серии комиксов 1998 года и фильму 2006 года «300 спартанцев», Фермопильское сражение, произошедшее в 480 году до нашей эры, стало эпической бойней между греческой армией во главе со спартанским царем Леонидасом I и персами под руководством царя Ксеркса.
Изначально конфликт возник между этими двумя народами еще до воцарения упомянутых военачальников, во время правления Дариуса I, предшественника Ксеркса. Он немало расширил пределы своих земель вглубь европейского континента и в какой-то момент устремил свой алчущий взор на Грецию. После смерти Дариуса Ксеркс почти сразу же после вступления в свои права царя начал подготовку к вторжению. Это была величайшая угроза, с которой когда-либо сталкивалась Греция.
После долгих согласований между греческими городами-государствами, сборная сила примерно из 7 000 гоплитов была отправлена защищать Фермопильский проход, через который персы собирались продвинуться на территорию всей Эллады. По какой-то причине в экранизациях и комиксах те самые несколько тысяч гоплитов не были упомянуты, включая и легендарный афинский флот.
Среди нескольких тысяч греческих воинов были и воспетые 300 спартанцев, которых Леонидас повел в бой лично. Ксеркс собрал для своего вторжения армию из 80 000 солдат. Относительно малочисленная защита греков объяснялась тем, что они не хотели отправлять слишком много воинов далеко на север страны. Другой причиной был более религиозный мотив. В те дни как раз проходили священные Олимпийские игры и самый важный ритуальный фестиваль Спарты, Карнея, во время которого кровопролитие было запрещено. В любом случае Леонидас осознавал, какая опасность грозит его войску и созвал 300 самых своих преданных спартанцев, у которых уже родились наследники мужского пола.
Расположенное в 153 километров к северу от Афин, ущелье Фермопилы представляло собой отличную оборонительную позицию. Шириной всего в 15 метров, зажатое между практически вертикальными скалами и морем, это ущелье создавало большое неудобство для численной армии Персии. Такое ограниченное пространство не позволяло персам, как следует, развернуть всю свою мощь.
Это дало грекам значительное преимущество наряду с уже построенной здесь оборонительной стеной. Когда Ксеркс наконец-то прибыл на место, ему пришлось ждать 4 дня в надежде, что греки сдадутся. Этого не произошло. Тогда он отправил своих послов последний раз, чтобы призвать врага сложить оружие, на что Леонидас ответил «приди и возьми его сам».
На протяжении 2 следующих дней греки отразили многочисленные персидские атаки, включая бой с элитным отрядом «Бессмертных» из личной гвардии персидского царя. Но преданные местным пастухом, который указал Ксерксу о тайном обходном пути через горы, на второй день греки все же оказались окруженные врагом.
Столкнувшись с такой неприятной ситуацией, греческий военачальник распустил большинство гоплитов, кроме 300 спартанцев и еще нескольких избранных солдат, чтобы дать последний бой. Во время последней атаки персов славный Леонидас и 300 спартанцев пали, с честью выполнив свой долг перед Спартой и ее людьми.
До сего дня в Фермопилах существует табличка с надписью «Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне, что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли». И хотя Леонидас со своими людьми погиб, их совместный подвиг вдохновил спартанцев собраться с духом и в ходе последующих греко-персидских войн свергнуть злостных оккупантов.
Фермопильское сражение навсегда закрепило за Спартой репутацию самой уникальной и сильной цивилизации.
bugaga.ru
Вавилон и Спарта современные названия этих городов.
Вавилон — древний город в Месопотамии, к юго-западу от современного Багдада. Современная столица Египта — город Каир был заложен на месте древнего Вавилона знаменитым фатимидким полководцем Джаухаром ас-Сакали в 969 году. Район, носящий современное название Исламский Каир – это первый район древнего Каира. Несколько позже на горе Мокаттам была воздвигнута крепость. Город Каир рос и постепенно древнее коптское поселение, расположенное южнее, оказалось в черте города. Сейчас именно здесь расположен район Старого города Каира. Центральный район города – или даунтаун, как его ещё называют, был перестроен в 70х годах 19 века. После революции 1952 года в Каире началось бурное жилищное строительство, которое повлекло за собой появление современных “спальных районов”, как и во множестве других городов всего мира. Спарта, главный город области Лакония (юго-восточная часть Пелопоннеса) , самое дорическое из всех государств Древней Греции. Древняя Спарта находилась на западном берегу реки Эврот и простиралась на север от современного города Спарта. Лакония – сокращенное название области, которая полностью звалась Лакедемоном, поэтому обитателей этой местности часто именовали «лакедемонянами» , что практически равнозначно словам «спартанец» или «спартиат» . Спарта, название которой может означать «разбросанная» , состояла из усадеб и поместий, разбросанных по области, центром которой являлся невысокий холм, который позднее стал акрополем. Первоначально город не имел стен и оставался верен этому принципу вплоть до II в. до н. э.
Вавилон-сити и Спарта-сити
самому интересно. вавилон вроде багдад хз
Да, Вавилон это Багдад, а Спарта не знаю
Современная Спарта — крупный провинциальный город. Ничего особо примечательного в нем, за исключением, пожалуй, истории нет. О былом величии Спарты напоминают античные руины на окраине города. А развалины Вавилона находятся в 90 км к югу от Багдада.
touch.otvet.mail.ru