Богородская народная игрушка: БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Содержание

Богородская игрушка — история и описание игрушки

Купцы из Европы приобретали эти произведения искусства у крестьян, отдавая за них немалые деньги. Для жителей Сергиева Посада и соседних деревень эта продажа стала одним из важнейших источников заработка. Богородскую игрушку полюбили как и в России, так и зарубежом. До сих пор мы в восторге от миниатюрных двигающихся фигурок из дерева. Богородская игрушка – это скульптура или фигурка, вырезанная при помощи специального ножа из пластичных пород дерева (вяз, бук, дуб, ясень). Сделать такую игрушку для своего ребёнка несложно: главное – уметь выполнять тонкую, кропотливую работу и запастись терпением.

Русский народный промысел зародился в XVI-XVII веках в поселке Богородское, который на тот момент принадлежал Троице-Сергиеву монастырю, а сельчане, проживающие в нем, являлись монастырскими крепостными. Кто первый положил начало художественному ремеслу точно неизвестно, но в народе существует несколько приданий.

Первое гласит, что в одной бедной семье мать решила порадовать своих ребятишек, вырезала из полешка необычную фигурку и окрестила ее «Аука», что значило лесной дух. Дети поиграли с деревяшкой, да и забросили за печь, а отец достал ее, и решил взять с собой на базар, чтобы показать торговым людям. Лавочникам так понравилась игрушка, что они наказали крестьянину привести им еще несколько экземпляров. С той поры и началась резьба удивительной Богородской игрушки. 

В другом предании говориться о жителе Сергиева Посада, который вырезал из липовой чурки куклу, да и показал ее местному купцу, а тот, куклу у крестьянина купил и выставил ее в своей лавке. Деревянная фигурка и дня не простояла на витрине, приобрели ее с большой выгодой для купца, и тогда торговец заказал мастеру целую партию забавных игрушек.

Особенность игрушек – плавность деталей и отсутствие острых элементов, которые способны поранить ребёнка. Благодаря этому, русская народная богородская игрушка заслужила признание на внутреннем и даже международном рынке. Технология богородской резьбы, помимо простых людей, использовалась и прославившимися на Руси скульпторами, которые создавали гораздо более масштабные, но всё равно не менее любопытные произведения. Ярким примером является скульптура «Медведь на тройке». Такие работы и сегодня считаются одними из самых дорогих на рынке.

Внешний вид и особенности богородских игрушек остаются такими же, как и много лет назад. Среди этих резных забав можно выделить два основных типа – статичные и подвижные игрушки. Самыми известными деревянными скульптурами являются композиции:

  • «Кузнецы» — крестьянин и медведь поочередно бьют кувалдами по наковаленке. Возраст этой игрушки превышает несколько сотен лет, это не только символ богородского промысла, но и главная составляющая часть герба поселка.
  • «Курочки» — это игрушка долгожитель. В нее играли еще во времена А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Она представляет собой полянку, на которой замерли пять хохлаток, но при наличии балансира, одном лишь движением руки, птички оживают и начинают весело двигаться и клевать зернышки.

Для того, чтобы скульптуры двигались, Богородские мастера использовали параллельно расположенные планки, скрепленные между собой гвоздиками. Балансир на веревочках вставляли в отдельные части спиральной пружинки. Считается, что, чем лучше кусок дерева, используемый для резьбы, тем качественнее сделанная из него фигурка. Таким образом, из материала без гнили, сучков и испорченных частей делались дорогие игрушки, выставляемые на продажу, а щепки и обрезки использовались для вырезания домашних фигурок.

С богородской игрушкой, если она раскрашена, можно играть просто, как с любой другой куклой. Дайте ее ребенку, и он будет придумывать разные сюжеты, разговаривать с ней и весело проводить время. Однако можно купить не раскрашенную богородскую игрушку, тогда это прекрасный способ проявить творческие способности ребенка. Раскрашивайте фигурку яркими красками, экспериментируйте, а потом, можно играть в свою собственную игрушку.

Богородская игрушка гигиенически безопасна для ребенка.

Большая часть работы в её производстве выполняется вручную. Используется чистая необработанная древесина, традиционно фигурка не окрашивается. Каждый мастер вырезает свое изделие с душевной теплотой и любовью, вкладывает в него особое смысловое значение. Этой игрушкой можно не только играть, но и развивать познавательные способности малыша: разыгрывать маленькие сказочные постановки, развивать звукопроизношение, изучать животных, поведение людей и многое другое.

Современные мастера резьбы по дереву в своих работах всеми силами стараются сохранить богородские традиции. Но созданные сейчас игрушки и сюжеты приобретают новый характер, например, мишка, играет футбол, увлеченно работает за компьютером, катается на мотоцикле. Сегодня Богородскую фигурку можно приобрести в любом сувенирном магазине, а также их широкий ассортимент представлен на рынке детских товаров, в качестве развивающих и обучающих игрушек.

Производят богородские игрушки как и на фабриках, так и отдельные мастера. Самая известная фабрика по производству таких игрушек – «Фабрика художественной резьбы по дереву», при ней был открыт музей, где вы сможете увидеть самые старые экземпляры богородского искусства, так и новые фигурки, которые отражают современный мир. Приобрести понравившуюся игрушку можно там же. Она будет сделана вручную лучшими мастерами своего дела.

Народная игрушка

Выставка из собрания Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» демонстрирует лучшие образцы народной игрушки последней трети XX века. В экспозицию вошли авторские произведения художников, представителей различных народных промыслов, выполненные для всесоюзных и республиканских выставок, откуда они потом поступали в коллекции Министерств культуры СССР и России.

Игрушка – самый яркий и выразительный вид декоративно-прикладного искусства, первое, с чем сталкивается ребенок на пути познания окружающего мира и себя в нем. Она помогает моделировать бытовую среду, формировать навыки, необходимые для жизни в семье и обществе.

Но игрушка решает не только познавательные и педагогические задачи – миниатюрные скульптуры, вылепленные из глины или вырезанные из дерева, удовлетворяют эстетические потребности маленького человека в период его душевного запечатления.
Однако этот атрибут детских игр имеет еще и научное значение. В игрушке отразились архаические религиозные представления народа: подобные фигурки активно использовалась в обрядовой практике, сохраняя для нас через древнейшие формы и символы комплекс языческих верований. Наиболее показательны и выразительны свистульки в виде «коников» и «пташек». Конь и птица в древности являлись животными, олицетворявшими бога солнца Хорса. В праздничные дни весеннего равноденствия свистулькой разгоняли силы тьмы и зла, призывали тепло солнечного света, воспринимавшееся как божественное благо.

Современная народная игрушка – это еще и произведение искусства, выведенное на высокий исполнительский уровень и ставшее предметом музейных и частных коллекций благодаря стараниям профессиональных художников
Самая известная в наше время – дымковская игрушка, которую издавна лепили в Дымковской слободе города Вятки для продажи на весенней вятской ярмарке.

Со временем сложился типологический ряд наиболее излюбленных дымковских «персонажей»: всадники, петухи, женские фигурки в широких колоколообразных юбках и высоких кокошниках или капорах по моде XIX века. Каждая вятская игрушка создавалась и по сей день создается одной мастерицей от начала до конца – от лепки до раскраски.

Каргопольская игрушка более проста и архаична. Издревле в деревнях Каргопольского уезда Олонецкой губернии крестьяне специализировались на гончарном деле. Среди каргопольских игрушек распространенными доныне архаичными типами остаются: медведь – символ плодородия, «хозяюшко леса»; женские фигурки – символ «матери-сырой земли»; удивительные полузвери-полулюди – «Полканы» – символ Солнца. Орнаментика каргопольской игрушки из тонких красных, черных, желтых черточек, крестов, кругов и полос по белому фону воспроизводит древнюю символику солнца, земли, огня, воды, плодородия. В изготовлении каргопольской керамики традиционно участвовали целые семьи и династии.

Со второй половины 70-х годов ХХ века возродилась и приобрела большую популярность ранее забытая пензенская абашевская игрушка. Абашевскую игрушку отличают нарочито искаженные пропорции фигур: удлиненные массивные шеи, крупные гипертрофированные головы, короткие ноги. После сплошного окрашивания в один локальный цвет и последующей глазировки эти игрушки становятся блестящими, радуя детей своей яркостью.

Фольклорное начало живо по сей день в искусстве филимоновских мастеров. Чтобы получить тягучую пластичную массу глину растирали очень тонко, что позволяло придать филимоновской игрушке вытянутую, изящную форму. Фигурки расписывали яркими анилиновыми красками, широко доступными с середины ХХ в., чередуя орнаменты из разноцветных полос, «в елочку» и «в цветочек».
И по сей день в городе Скопине Рязанской области изготавливается поливная керамика: причудливые сосуды и лепные свистульки в виде хищной птицы скопы, медведей, львов и других образов. Отличительной особенностью этих изделий является блестящая цветная полива – коричневая, желтая, зеленая глазурь, натеки которой придают простым формам определенную живописность.
Не так хорошо известны, но не менее интересны и любопытны российские центры глиняной игрушки: жбанниковской (в деревнях Городецкого района Нижегородской области), романовской (около села Романово Липецкой области), хлудневской (из деревни Хлуднево Думиничского района Калужской области), костромской, орловской, мордовской, череповецкой. Здесь фигурки просты и архаичны по форме, но экспрессивны и выразительны.

Деревянная игрушка существовала на территории России так же, как и глиняная, испокон веков. Будучи самым доступным в России сырьем, дерево легко поддается резцу мастера и «восприимчиво» к краскам. Образный ряд деревянной игрушки сродни глиняной. Это всевозможные свистульки, фигурки коней, птиц, зверей, людей.

Наиболее прославленный в России и за рубежом промысел деревянной игрушки – богородский, появившийся в XVII веке под Сергиевым Посадом вблизи Троице-Сергиевской Лавры, в селе Богородском. Еще один старинный игрушечный промысел находится в Нижегородской области около Городца. Местная игрушка известна под названием «городецкая топорщина», ее сразу можно узнать по нарядному, выразительному стилю росписи. На нижегородских землях вырос относительно молодой промысел расписной деревянной игрушки – в Полхов-Майдане. Производимые токарным способом игрушки – матрешки, копилки, каталки – расписаны очень ярко.
На севере Архангельской области делают игрушки из дерева и бересты. Береста (берёста) – обработанная кора березы, пластичная и прочная, издавна служила в качестве писчего материала и для изготовления бытовых предметов: корзиночек и лукошек, туесов, коробов, обуви, а также игрушек. В экспозиции демонстрируется три вида берестяных игрушек – уточки, лошадка, сложные по форме погремушки-шаркунки.

Фоном для экспонирования игрушек служит текстиль: тонко вышитые полотенца, рушники, набойная ткань с имитацией традиционной среднеазиатской вышивки «сюзане». Они символизируют бытовую среду. Текстиль выступает здесь и как атрибут матери, хозяйки дома, приобщающей детей к живой традиции через игрушки и узоры вышивок.
Выставка не ограничивается демонстрацией лишь исконно русского народного творчества. Небольшой раздел экспозиции можно условно назвать «наши соседи», он посвящен украинской, белорусской, среднеазиатской игрушке – миру детства наших недавних соотечественников. Эта коллекция сформировалась на рубеже 60-70-х годов, когда в СССР были проведены выставки, способствовавшие выявлению в союзных республиках народных мастеров и вовлечению их в творческую работу.
Народная игрушка, которую издревле и до наших дней изготавливают в традиционных центрах – это не только символ детской игровой культуры, но и важная составляющая духовной жизни народа.

от матрешек и фарфора до елочных игрушек

Источник: © , пресс-служба первого заместителя председателя правительства Московской области Ольги Забраловой

В Московской области немало известных народных художественных промыслов. Чего только ни изготавливают умельцы Подмосковья: изделия из фарфора и елочные игрушки, расписные подносы и шали с набивным рисунком. О том, где в Подмосковье делают настоящую русскую матрешку и как производят гжельский фарфор, читайте в материале портала mosreg.ru.

Гжельский фарфор

Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин Изделия из Гжели прославили одноименный поселок в Раменском районе на весь мир и дали название целому направлению росписи. Традиционная гжельская роспись − ярко-синие цветы, птицы и живописные орнаменты, рассыпанные по белому полю фарфора. С 11 века местное население занималось гончарным ремеслом, а в середине 18 века началось производство майолики и фаянса.

Сегодня производство гжельского фарфора состоит из множества этапов. Сначала изготавливаются гипсовые формы будущих изделий, куда потом заливается жидкий фарфор. Когда фарфоровая масса затвердевает, ее извлекают из формы и дают хорошо просохнуть. Далее мастер зачищает изделие от шероховатостей, выравнивает швы. После этого заготовку отправляют в печь, где ее обжигают 8 часов при температуре 900 градусов. После обжига изделие проверяют на наличие трещин и опускают в раствор фуксина. Далее его покрывают белой глазурью и вручную расписывают.  В конце расписанное изделие повторно отправляется в печь на обжиг, но уже более длительный и при температуре 1400 градусов.

Увидеть воочию весь процесс производства можно, посетив Гжельский фарфоровый завод.

Как добраться: Московская область, Раменский район, с. Речицы, ул. Центральная. На автотранспорте 35 км по Егорьевскому шоссе.

Смотрите инфографику о развитии туризма в Московской области>>

Русская матрешка

Источник: РИАМО, Александр Манзюк Немногие знают, но русская матрешка – достаточно молодой народный промысел. Первая матрешка была изготовлена в Сергиевом Посаде только в конце 19 века, а расцвет ее производства пришелся уже на начало 20 века. С тех пор игрушка не просто получила популярность в народе, а превратилась в узнаваемый символ России.

Русскую матрешку изготавливают из мягких пород дерева – липы, ольхи или березы. Их срубают ранней весной и сушат в течение нескольких лет. Первой выпиливают самую маленькую неразборную матрешку, далее – вторую побольше, в которую потом войдет первая. Из нее извлекают всю лишнюю древесину. Этот процесс повторяется до тех пор, пока не будет создано нужное количество матрешек-вкладышей. Обычно их количество редко превышает 4–5 штук, но встречаются и исключения. Так, русские мастера умудрились изготовить матрешку, в которую помещалось сразу 56 вкладышей.

Посмотреть на все многообразие размеров, форм и цветов русской матрешки можно в Сергиевом Посаде, в знаменитом Музее игрушки, который расположен прямо напротив Троице-Сергиевой лавры. Его экспозиция насчитывает более 30 тысяч игрушек изо всех уголков мира.

Как добраться: Московская область, г. Сергиев Посад, пр-т Красной армии, д. 123. Автотранспортом от Москвы 70 км по Ярославскому шоссе.

Читайте о пяти самых популярных местах Подмосковья у иностранных туристов>>

Жостовский поднос

Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин Этот промысел зародился в начале 19 века в селах и деревнях Троицкой волости (теперь городской округ Мытищи). Отличительным признаком жостовской росписи является яркий букет цветов на черном фоне. Изначально для изготовления подносов использовалось папье-маше, но уже скоро от этой технологии отказались. Уже тогда между производителями существовала конкуренция, и хрупкие подмосковные подносы из папье-маше проигрывали по прочности металлическим сибирским. Тогда производители быстро переняли технологию у своих коллег, но при этом придали своим изделиям уникальный внешний вид за счет художественной росписи.

Жостовская роспись интересна тем, что при ее создании не используются образцы или трафареты. Рисунок на подносе – плод воображения художника. Однако устойчивая традиция предписывает изображать в центре рисунка розы, окруженные другими цветами. Это не обязательное правило, но многие мастера его придерживаются, чтобы подчеркнуть преемственность промысла.

Увидеть все многообразие этих изделий можно в Музее подносов в деревне Жостово на территории городского округа Мытищи.

Как добраться: Московская область, г. о. Мытищи, д. Жостово, ул. Дивная, стр. 15.

Читайте о велотуризме в Подмосковье: правила проката, перевозка и интересные маршруты>>

Стеклянная елочная игрушка

Источник: Фотобанк Московской области Стекольный завод в Клину был построен еще в 1848 году князем А. С. Меньшиковым. Но производство елочных игрушек из стекла было запущено на нем не сразу. Дело в том, что в 19 веке праздничную елку украшали в основном сладостями, орехами и яблоками. А как самостоятельная отрасль производство елочных игрушек сформировалось в России лишь в первой половине 20 века.

Производство стеклянной елочной игрушки включает несколько этапов. Сначала мастер разогревает стеклянную колбу и делит ее на две части. Из этой колбы, которая становится пластичной под действием высокой температуры, формируется овал. Он помещается в специальные тиски, и мастер с помощью трубки раздувает изделие до нужного размера, а также придает ему интересную, и подчас причудливую, форму. Далее заготовки металлизируются в отдельном цеху, после чего окрашиваются. Когда изделие высыхает, художники вручную наносят роспись. Заключительный этап – нанесение на игрушку искристой пыли для придания ей праздничного вида.

Любой желающий может понаблюдать за всеми этапами этого производства, посетив музей «Клинское подворье» в Клину. Помимо самой фабрики (она называется «Елочка»), экскурсанту предложат побывать в 12 выставочных залах, где рассказывается об истории стекольного промысла в районе.

Как добраться: Московская область, г. Клин, ул. Староямская, д. 4. На автомобиле из Москвы – 91 км по Ленинградскому шоссе до памятника «Пушка», съезд направо на ул. Староямскую.

Железнодорожный туризм: как путешествовать на электричках в Подмосковье>>

Павловопосадский платок

Источник: Министерство культуры Московской области Крестьянское предприятие, из которого впоследствии выросла платочная мануфактура, появилось в Павловском Посаде в 1795 году. Первые шали с набивным рисунком были изготовлены на фабрике в 60-х годах 19 века. Изделия быстро получили широкое распространение, а владелец мануфактуры − звание поставщика великой княгини Александры Петровны.

Изначально в процессе производства павловопосадских платков и шалей использовался метод окрашивания с применением деревянных резных форм. Во второй половине 20 века технология изменилась: с того времени краску на ткань наносят с помощью шелковых и капроновых сетчатых шаблонов, что ускоряет процесс производства.

Сегодня приобрести павлопосадский платок может любой желающий. Например, через интернет-магазин на сайте Павловопосадской платочной мануфактуры.

Как добраться: Московская область, г.  Павловский Посад, пр-т Каляева, д. 5, Павловопосадская платочная мануфактура.

Дулевский фарфор

Источник: РИАМО, Анастасия Осипова Предприятие по производству изделий из фарфора и фаянса было основано в городе Ликино-Дулево в 1832 году купцом Терентием Кузнецовым. На нем в разные годы производились известные на весь мир вазы, чайные и кофейные сервизы, кухонная посуда, бокалы, кружки, сахарницы и другие изделия. Также всегда высоко ценились произведенные в Ликино-Дулеве скульптуры и статуэтки. Отличительная черта дулевского фарфора – богатая роспись, выполненная профессиональными художниками вручную.

Предприятие много раз переживало взлеты и падения. В 2012 году фабрика оказалась на грани остановки из-за многомиллионных долгов и уменьшения клиентской базы. Однако проведенная реконструкция и закупка нового оборудования дали заводу новую жизнь. С 2015 года количество произведенной продукции неуклонно растет.

С 2014 года при заводе работает музей фарфора, где выставлены лучшие образцы продукции. Посетителям также предлагается принять участие в профильных мастер-классах и побывать на самом производстве.

Как добраться: Московская область, г. Ликино-Дулево, ул. Ленина, д. 15.

Богородская игрушка

Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин Сергиево-Посадский район многие столетия является центром игрушечного дела в России. Немало этой славе поспособствовало село Богородское, где этот промысел стал активно развиваться в 17 веке. Изначально крестьяне изготавливали игрушки сезонно – с поздней осени до ранней весны, а в остальное время занимались сельским хозяйством.

Уже на раннем этапе появились такие знаменитые поделки, как «Пастушок», «Львы со львятами», «Кузнецы». Последняя изображает крестьянина и медведя, попеременно наносящих удары молотом по наковальне. Именно она впоследствии стала символом поселка и промысла в целом. С середины 19 века игрушки в Богородском стали производить на регулярной основе, их даже заказывали из-за рубежа.

Богородская фабрика деревянной игрушки выпускает свою продукцию и по сей день. При ней работает музей, в котором выставлены самые редкие и знаменитые поделки.

Как добраться: Московская область, Сергиево-Посадский район, пос. Богородское, ул. Слободка, д. 79б.

Читайте о древних монастырях, опасных подземельях и местах киносъемок в Подмосковье>>

Иван Пышечкин

24 августа – День народной игрушки

24 авг. 2020 г., 8:52

В Подмосковье 24 августа отмечают День народной игрушки. Впервые в регионе его учредили в 2018-м. Дату выбрали неслучайно — это день рождения Николая Бартрама — художника Московского губернского земства и создателя первого в России музея игрушки.

История русской народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества людей, населявших Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа.  Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, береста, еловые шишки и дерево. Ведь все это было таким знакомым и привычным, как будто сама природа давала человеку от своих щедрот, побуждая к творчеству и жизни своих творений.

Интересно, что русская народная игрушка имеет различную символику. Например, игрушка в форме солнца, коня-качалки, качелей является символом благополучия. Игрушка в форме яйца, петуха — символом Неба. Олень символизирует солнечный свет, мир на земле и счастливый брак. Медведь является символом силы и богатства.

Одной из любимых является Богородская русская традиционная игрушка из дерева, она происходит из села Богородское Московской губернии.  Игрушка выполняется из дерева, в основном из липы, которая должна сохнуть два года.

Богородские игрушки редко разукрашивают или расписывают, они отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие. По традиции некоторые части игрушки делали подвижными. Сюжеты Богородской игрушки очень разнообразны — это герои сказок и басен, это шутейные, юмористические и динамические забавы.

В Центральном государственном архиве Московской области найдены технические описания изделий Богородской фабрики художественной резьбы за разные годы. Традиционные сюжеты  фигурок отражают сказочную тематику с животными, например: «Лиса и журавль», «Мишка – музыкант», а также бытовые и поучительные сюжеты, отражающие те или иные исторические периоды, такие как «Лампочка Ильича», «С чего начинается Родина». В  техническом описании последней фигурки говорится: «На постаменте стоят две фигурки: старичка и мальчика. Старичок держит мальчика за руку. Мальчик начинает делать первые шаги».

 Но необычными, на наш взгляд, являются скульптурки, изображающие актуальность своего времени, например, «Луноход № 1».

Деревянные резные скульптуры малых форм являются старинным, исконно русским художественным промыслом. Сегодня они предназначены для оформления жилого и общественного интерьера. А пришла Богородская игрушка из старины, чтобы развлечь и увлечь ребенка, обогатить его мир волшебной энергетикой и поучительной фантазией. Жаль, что дети так мало об этом знают.

Источник: http://inklincity.ru/novosti/aktualno/24-avgusta-den-narodnoy-igrushki

русский сувенир – народная игрушка

Неделя детской книги: русский сувенир – народная игрушка

Опубликовано: 26 Март 2020 Категория: Новости 2020
Просмотров: 316

Добрый день, дорогие участники Недели детской книги! Сегодня мы с вами будем знакомиться с историей народной игрушки.  
Игрушка – одна из древнейших форм творчества, она связана с народным фольклором и народными промыслами.
Богородская игрушка

   Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времён, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское. Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя – потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне…

 Городецкая игрушка

   Другой старинный игрушечный промысел зародился  возле Городца. Больше всего здешние кустари делали коньков в упряжке – по одному, паре или тройке, затем ставили их с возчиками на колёса, и получался экипаж!

Матрёшки

    Матрёшка – русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся такие же куколки, только меньшего размера. Своими матрёшками славятся город Семёнов в Нижегородской области  и город Сергиев-Посад. 
Семёновская  матрешка отличается от других многоместностью.   В неё вкладывают до 15-18 разноцветных  кукол! А на  фартуке матрёшки изображён большой  букет пышных  цветов.

Ребята, хотите посмотреть мультфильм про матрёшку? Кликайте по ссылке! https://www.youtube.com/watch?v=bh_u805bWdc
Конечно, народная игрушка бывает не только деревянной, а ещё и из глины, из берёсты, из соломы, из ниток…

 Дымковская игрушка

    История дымковской игрушки насчитывает почти 400 лет. Дымковская игрушка – это барыни, всадники, петухи, козлики. Женщины слободы Дымково лепили их для ярмарки. Часто такие игрушки бывают свистульками. Посмотрите, как делают эти игрушки, и познакомьтесь с историей промысла подробнее: https://www.youtube.com/watch?v=bVLSstpBPnY

 Филимоновская  свистулька

   Эти глиняные игрушки трудно спутать с какими-либо другими! Филимоновские игрушки – это всегда свистульки. Даже барыни и кавалеры — свистульки, свисток находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат.   

 Тряпичная кукла и кукла из ниток

  Чаще всего деревенские девочки играли тряпичными куклами. Такую куколку не выбрасывали, передавали от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях было много детей.
  Мартинички – маленькие обрядовые куклы, которых вязали парами – из белых и красных ниток. Мартиничек и сегодня делают! Их дарят на счастье.

 

Пришло время вопросов!

  1. Какой игрушкой славятся мастера Сергиева-Посада?
  2. Какую маленькую куклу делали из ниток?
  3. Из чего делают дымковскую игрушку?
  4. Чем отличается Филимоновская игрушка от других игрушек из глины? 
  5. Игрушки из глины, из дерева, из ниток… а из чего ещё бывает народная игрушка?   

Захватывающие факты о богородской игрушке : традиции народности, ритуальные обряды, национальная кухня, история формирования этноса


Богородская игрушка – это один из видов русских народных промыслов, основанный на изготовлении резных фигурок из дерева. Как правило, для этого вида резьбы используется мягкая древесина, характерная для липы, ольхи и некоторых других пород. Сделать такую игрушку для своего ребёнка несложно: главное – уметь выполнять тонкую работу и запастись терпением. Давайте же исследуем, что такое богородская резьба и откуда она взялась.

История промысла

Это занятие берёт своё начало в Средневековье. Интересным фактом является то, что игрушки из дерева древнерусские мастера стали изготавливать приблизительно в то же время, что и деревянные орудия труда. Малышам очень нравились результаты работы, и дети наслаждались ими вплоть до наступления юношества.

Первыми «резчиками» стали жители Сергиева Посада, объяснившие крестьянам, проживавшим неподалёку, технологию его изготовления. Нанесением узора же занимались сами сергиевпосадцы. Фактически придумав новое изобретение для детей, местные жители начали его популяризацию. Раньше остальных были просвещены жители соседних поселений и, в первую очередь, села Богородского, а затем резьба распространилась по территории всего государства.

Создавая такую детскую забаву, крестьяне несколько дней строгали поленья, чтобы добиться идеальной и безопасной для детей формы. Особенность игрушек – плавность деталей и отсутствие острых элементов, которые способны поранить ребёнка. Благодаря этому, русская народная богородская игрушка заслужила признание на внутреннем и даже международном рынке.

Купцы из Европы приобретали эти произведения искусства у крестьян, отдавая за них немалые деньги. Для жителей Сергиева Посада и соседних деревень продажа стала одним из важнейших источников заработка.

Технология богородской резьбы, помимо простых людей, использовалась и прославившимися на Руси скульпторами, которые создавали гораздо более масштабные, но всё равно не менее любопытные произведения. Ярким примером является скульптура «Медведь на тройке». Такие работы и сегодня считаются одними из самых дорогих на рынке.

Вернуться к оглавлению

Виды

История богородских игрушек насчитывает несколько столетий, их внешний вид и особенности остаются такими же, как и много лет назад. Среди этих резных забав можно выделить два основных типа – статичные и подвижные игрушки.

На картинках чаще избражен первый вариант, так как он составляет большую часть от всего разнообразия товаров. Это различные скульптуры, детские фигурки и погремушки, настенные изображения, а также резные часы и элементы мебели.

Подвижные игрушки же изготавливаются для детей старшего возраста и содержат в себе движущиеся или съёмные детали. Например, подвижными делали маленьких кукол, чтобы позволить им двигать ногами, руками и другими частями тела. Вспомните также мужика и медведя, по очереди ударяющих крошечным молотком по деревянной наковальне, или цыплят, то наклоняющихся за зерном, то поднимающихся обратно.

Подобные фигурки, как правило, имели в своей конструкции пружины, кнопки или рычажки. Благодаря надёжному скреплению всех деталей, такие игрушки отличаются высоким качеством, прочностью и долговечностью.

Вернуться к оглавлению

Технология изготовления

Изображаемые на картинках богородские фигурки изготавливаются одним конкретным инструментом – ножичком «Щучка». С его помощью мастера распиливают чурки мягкого дерева на несколько частей – как правило, их получается от трёх до пяти, и начинают тонкую работу.

Считается, что, чем лучше кусок дерева, используемый для резьбы, тем качественнее сделанная из него фигурка. Таким образом, из материала без гнили, сучков и испорченных частей делались дорогие игрушки, выставляемые на продажу, а щепки и обрезки использовались для вырезания домашних фигурок.

Далее начинался процесс «оживления» изготовленной игрушки, то есть создание полноценного цветного персонажа. Стоит отметить, что нанесение краски и узора не доверялось простому крестьянину: этим занимались более квалифицированные мастера своего дела.

Роспись богородской игрушки

После вырезания формы и обработки наступал ответственный в процессе изготовления момент – роспись получившейся фигурки. Интересным фактом является то, что, если фигурка состояла из нескольких деталей, её сборку также осуществлял народный умелец.

Склеив отдельные части, скульптор приступал к раскрашиванию. Сначала наносился основной слой, а затем характерные для конкретной фигурки тонкости. Для людей создавалась одежда, животным рисовали шерсть и мордочку, к сюжетным игрушкам важно было добавить обстановку и дополнительные предметы.

Но такие расписные фигурки, часто изображаемые на фотографиях, как правило, изготавливались для продажи и выставок. Домашние богородские игрушки оставляли просто деревянными, для того чтобы развивать фантазию и нестандартное мышление у детей. Так, малыш учился сам создавать в своей голове образы и воспринимать даже однотонные фигурки в красках.

Заключение

Итак, рассказ о деревянных игрушках подошёл к концу. В завершение хотелось бы вспомнить о советских мастерах, вписавших свои имена в историю богородской резьбы. Это Балаев, Зинин, Пронин, Баринов и многие другие умельцы.

Конечно, в наш век высоких технологий предпринимаются попытки создания станков и приборов, способных полностью заменить работу мастера, но ручная резьба всё равно остаётся самой красивой и дорогостоящей.

Посмотрите на фото богородских игрушек внимательно, и вы сможете увидеть тонкую работу рук мастера, которая по достоинству ценилась с давних времени и до сих пор. Необычайный интерес представляет фантазия скульптора, который способен из простой липовой чурки создать расписную детскую игрушку. Поэтому как раньше, так и сейчас, такие забавы остаются занимательными и крайне полезными для ребёнка.

Вернуться к оглавлению

Богородская игрушка — презентация онлайн

1. БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА

В православном сердце
России недалеко от г.
Сергиев
Посад,
на
живописном холме, на
берегу реки Куньи, стоит
село Богородское — родина
замечательного народного
промысла
резных
деревянных игрушек и
скульптур.
Богородское — село старинное. Уже в XV — XVI веках местные крестьяне, в
то время крепостные Троице-Сергиева монастыря, заложили основы
развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева.
Село стало одним из центров народного творчества в истории русского
прикладного искусства.
Уже в XIX веке в селе Богородское было больше сотни дворов, и все — от
мала до велика — занимались изготовлением деревянной игрушки. Говорили,
что там «дети с ножом в руке родятся».
С появлением первых Сергиевских деревянных
игрушек связаны местные легенды и предания.
Рассказывают, что первые
игрушки из дерева стал резать
основатель
монастыря,
Сергий
Радонежский,
одаривавший
ими
приходивших
к
нему
крестьянских детей.
Другая история Богородской игрушки, также начинается с легенды. Говорят, в
маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья.
Людьми они были бедными и многодетными. Однажды мать решила позабавить
ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети
разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда
взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго
забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там
нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину
целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское
и занялись «игрушечным» ремеслом.
И, наконец, более подлинное предание
повествует нам о каком-то глухонемом
мещанине
«Татыге»,
который
лет
полтораста тому назад вырезал из
липового дерева большую куклу и продал
ее торговцу Ерофееву, торговавшему около
монастыря
лаптями,
рукавицами,
кушаками и т. п. Ерофеев, купив куклу за
семь гривен ассигнациями, продал ее за
более высокую цену.
Очевидно, «Татыга» не замедлил
получить ряд заказов на подобные куклы,
так как в скором времени он, не будучи в
силах один справиться с работой, стал
набирать себе учеников из посадских
детей. Принимая предание как подлинное
событие, некоторые авторы работ об
игрушке склонны отнести к этому моменту
зарождение Сергиевского игрушечного
промысла..
Впрочем, скорее всего, это просто
легенды.
А если серьезно, народный промысел
зародился под влиянием Троице-Сергиева
монастыря — одного из крупнейших центров
художественных ремесел Московской Руси
еще 350 лет назад. В Богородском издавна
резали забавные игрушки из мягкой
древесины осины или липы. Белые резные
изделия,
так
называемое
«белье»,
богородчане отвозили в Сергиев Посад. Там
фигурки раскрашивали, и скульптурное
мастерство наполнялось тонким юмором.
В XIX веке в селе Богородское
работали 12 династий мастериц,
которые вытачивали знаменитые на
всю страну деревянные игрушки.
Кстати и сейчас в Богородском
резчиц в несколько раз больше, чем
резчиков.
В 1913 году Андрей
Чушкин
со
своими
единомышленниками
организовали «кустарноигрушечную артель в
деревне Богородской». В
состав артели вошло 19
«отцов-основателей»
наиболее
талантливых
резчиков. В 1923 году
артель получила название
«Богородский
резчик».
Сейчас фабрика так и
называется. При фабрике
есть
ассортиментный
кабинет — фактически
музей промысла.
Традиционная богородская игрушка — это неокрашенные фигурки людей,
животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина,
чистое, ничем не запятнанное дерево — стало традиционным для Богородской
игрушки. Символом промысла до сих пор считаются «мужик и медведь» в
различных сюжетных постановках, первой из которых стала подвижная
игрушка «Кузнецы». Игрушке «Кузнецы» более 300 лет. «Кузнецы» стали
символом Богородского промысла, одна из ранних игрушек, изображающая
мужичка и медведя, сидящих верхом на планках. Двинешь планки, и тут же
начинается бойкая работа. Ритмично двигаются фигурки, стучат по
наковальне их деревянные молоточки.
Рассказывают, что в конце прошлого века на Всемирной выставке в Париже
«кузнецов» увидел знаменитый французский скульптор Роден. Он долго любовался
работой деревенских резчиков и назвал ее гениальным произведением народного
искусства.
Богородчане владели удивительным умением создавать из дерева целый мир зверей и
птиц, наделяя их особыми характерными чертами.Фигурки зверей издавна имели
символическое значение. Козёл олицетворял добрую силу, покровительствовал урожаю.
Баран и корова символизировали плодородие, олень — изобилие, удачный брак. Но,
наверное, самым частым героем богородских резчиков является медведь, персонаж многих
народных сказок, по языческим верованиям, он символом могущества. Медведь издавна,
один из ведущих персонажей народных сказок — он предвещал пробуждение природы.
Мастера-игрушечники всегда изображали медведя добродушным, немного смешным,
доверчивым.
Особым спросом пользовались всегда игрушки для детей. Главной их
особенностью было несложное, но метко переданное движение, которое достигалось
прикреплением фигурок на планках, на балансе или пружинках. И получалось, что,
дернув за шнурок, ребенок приводил в движение дровосека, который рубил дрова,
или скачущего всадника, или клюющих зерна кур.
Народную игрушку с давних пор
мастерили, чтобы учить ребенка, в нее
мастер вкладывал все, что хотел видеть
в подрастающем поколении. Ну а чему
может научить та же лиса-рукодельница
или свившая уютное гнездо птичья
семья? Трудолюбию, ласке, радости,
добру. Могут порадовать и повеселить
ребенка.
Богородская игрушка – рукотворная.
Она вручную вырезается из дерева
(березы, липы, осины, сосны) и не
окрашивается. Благодаря этому,
сохраняется природный цвет дерева, его
тепло и очень приятная на ощупь
поверхность, безупречная в
гигиеническом отношении для
маленького ребенка.
Богородская деревянная
игрушка вызывает у детей особый
интерес и чувство радости благодаря
тому, что она с движением.
Подвижность отдельных частей
игрушки и простота механизма,
приводящего их в движение,
расширяет возможности
использования игрушки в
педагогическом процессе. Самым
маленьким детям взрослые с
помощью богородской игрушки
могут показать театрализованное
представление: собрались курочки в
кружок и клюют зернышки, сел
медвежонок на качели и
раскачивается и т.п. Действия
деревянных фигурок вызывают
смех, побуждают к
звукопроизношению: тук-тук, качкач и т.п.
В богородских игрушках нашел
отражение мир животных,
который пользуется особой
любовью детей, и знакомство с
которым является необходимым
для их познавательного
развития.
Возможностьэкспериментировать с
игрушкой и при этом добиваться
результата имеет очень большое значение
для развития личности маленького
ребенка. В процессе действий с игрушкой
у малыша просто и естественно
проявляется любознательность,
познавательная активность,
инициативность, а полученный
результат способствует формированию
уверенности в себе и своих возможностях.
Благодаря познавательному и эстетическому
развивающему воздействию игрушек, у
маленького ребенка просто и естественно
формируются правильные представления о
внешнем виде животных, он овладевает
приемами приведения игрушки в движение,
и при этом у него закладываются
предпосылки художественного вкуса.
С возрастом интерес ребенка
к действиям с богородской игрушкой
снижается,
но
ее
эстетическое
воздействие сохраняется. Богородская
игрушка становится важной частью
предметно-развивающей среды ребенка

она
украшает
быт,
идейноэмоционально организует его: учит
любить и ценить красоту искусства
своего народа и готовит маленького
россиянина к встрече с другими видами
декоративно-прикладного
и
изобразительного искусства.
Важной особенностью богородских деревянных игрушек является
то, что они, отражая жизнь и являясь произведениями народного
искусства, находятся не в музее, а могут «жить» рядом с детьми в
семье и дошкольном образовательном учреждении. Благодаря
этому, создается возможность постоянного общения ребенка с
подлинными произведениями искусства и происходит то, что
называется в науке обратной связью – произведения искусства
оказывают незаметное, благотворное воздействие и создают в
доме или детском саду атмосферу покоя и красоты.

Богородская деревянная игрушка в Музее декоративно-прикладного искусства

Посетители выставки, которая открывается сегодня в Русском музее декоративно-прикладного и народного искусства, увидят более 170 образцов Богородской нити XIX — XX веков.

ВМДПНИ, 17 декабря 2013 — 19 января 2014
Ul.Делегатская 3

Сегодня в Русском музее декоративно-прикладного и народного искусства представлена ​​«Богородская поэма». Игровая площадка открывает для детей и взрослых удивительный мир Богородской резной игрушки, на котором выросло не одно поколение. Этот бизнес — поистине уникальное явление русской культуры с более чем 300-летней историей.

Посетители увидят более 170 образцов Богородской нити XIX — XX веков из собраний музея, коллекция которого считается одной из лучших в стране.Символом рыбалки до сих пор считается серия «Человек и медведь», в которой «Кузнецы» стали первой мобильной игрушкой. Искусно вырезанные из дерева фигурки человечка и медведя крутятся молотками по наковальне, вам остается только сдвинуть планку. Традиционными считаются игрушки и «Цыплята», которыми забавлялись дети в конце XVIII века. Выставка станет прекрасной возможностью продемонстрировать новому поколению отечественную историю и традиции на примере их понимания мира игрушек, а также позволит взрослым окунуться в мир детства.В период рождественских каникул самых маленьких посетителей ожидает отличная программа с экскурсиями и мастер-классами.

История рыболовства Богородский связан с городком Сергиев Посад, расположенным недалеко от села Богородский, где в XVII-XVIII вв. была развита торговля деревом. На этом этапе появились произведения, ставшие «классикой Богородской» (кони, львы, куры, фигурки крестьян). Со второй половины XIX века резчики стали выполнять более сложные композиции, например, из нескольких форм или более тонкую, замысловатую резьбу.Зародившись изначально в крестьянской среде, богородская игрушка постепенно осваивала и местные традиции, а позже мастера стали отражать в своем творчестве важнейшие события разных эпох: Гражданскую войну, освоение и индустриализацию Севера, космический полет «Триумфальная победа», Олимпийские игры и т. Д. пр.

На выставке будут представлены масштабные композиции начала XX века «Прогулка короля Людовика», «Шаги человеческой жизни», «Медвежья свадьба», «Как мыши хоронят кота», а также такие известные работает как «Лебедь, раки и щука», «Битва Еруслана Лазаревича со змеем-драконом», «Дух», «Освоение космоса», «Тройка».

Значительную часть выставки составляют работы Богородских династий XIX — XX веков — Стулова, Зинина, Ерошкина, Луч, Бадаева — мастеров и В. Т. Полинова, М. Я. ДВОРНИКОВА, Н. М. Шипеева, М. Смирнова, Н. Максимова, А. А. Пронина. , М.Ф. БАРИНОВА, Н.Е. Левин, В.К. Шалаев, П.Баландин, Н.Н. Бадаева и другие. В блоке современных работ будут представлены работы современных авторов — А. Н. Варганова, С. Н. Уласевич, С. А. Паутова, Ю. Аршинова, В. Ф. Вайсеро. Наряду с показом фондовых коллекций планируем продемонстрировать и специально отобранные для участия в Богородской выставке лучшие образцы современной скульптуры из личных собраний авторов.

Выставка «Богородская поэма», посвященная 100-летию основания Богородской артели, которая связана с становлением развития и становления рыболовства. Куратор выставки — куратор Отдела дерева ВМДПНИ Ольга Кузнецова.

Источник: vmdpni.ru



Внимание! Все материалы сайта и база данных результатов аукционов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированную справочную информацию о произведениях, проданных на аукционах, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, образовательных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 Гражданского кодекса. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, не допускается. ARTinvestment.RU не несет ответственности за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании заявления уполномоченного органа.

СССР — CIRCA 1979: штамп, напечатанный в СССР, показывает Богородскую игрушку

СССР — CIRCA 1979: На марке, напечатанной в СССР, изображена Богородская игрушка — русский народный промысел, около 1979 г.

Редакционная статья Uso: esta imagen puede ser utilizada nicamente con fines editoriales.El uso de esta imagen con fines publicitarios, promocionales o comerciales no est Permitido, no ser que el licenciatario cuente con permisos adicionales. 123RF no ofrece ningn servicio para tramitar permisos adicionales.

Идентификатор изображения: 141398717

M L XL

Gua de tamaos

Изображение Tamao Идеальный пункт
S Интернет-блоги, социальные сети и мобильные приложения.
M Брошюры и каталоги, обзоры и почтовые отправления.
л Psters для внутренних / внешних и баннеров импрессо.
XL Lonas, vallas publicitarias y pantallas digitales.

Usara este artculo en una publicacin de ms de
500.000 ejemplares?

Импресин Электрника Completa

3067 x 2198 пикселей | 26.0 см x 18,6 см | 300 точек на дюйм | JPG

Escalar a cualquier tamao • EPS

3067 x 2198 пикселей | 26,0 см x 18,6 см | 300 точек на дюйм | JPG

Скачать

Купить изображение

6 кредиты

El mejor Precio
Por Image Con el Plan de Suscripcin

  • Prueba 1 мес 2209 pyб
  • Скачать 10 векторных изображений
  • Sin lmite de descargas diarias, las descargas no utilizadas se transferirn al siguiente mes

221 pyб

a cualquier tamao

La mejor tarifa

Palabras clave de las imgenes de archivo

Imgenes similares

«Сахалин Энерджи» — «Сахалин Энерджи» поддержала проект уникального открытого интерактивного пространства

Печать

  • Новости
  • «Сахалин Энерджи» поддержала проект уникального интерактивного пространства под открытым небом

В июне 2016 г. появился новый совместный проект «Вдохновляй искусством». Создание «Сахалин Энерджи» и Сахалинского областного художественного музея.

Специальная терраса со скамейками, столами и русской печью. оборудован на территории бывшей Книги Антона Чехова Музей «Остров Сахалин». Все произведения искусства сделаны в ногу со временем. народные традиции. Деревянная скульптура лошади украшает землю. на террасе — традиционная русская кукла из вяза (Семейство Ulmaceae).

Все лето здесь будет много мастер-классов — росписи матрешки и панно, из которых изготовлены резные игрушки, называемые «Богородская» игрушечные и тряпичные куклы, валяние и другие.Посетители уже имеет опыт изготовления в народном и традиционном стиле сувениров с помощью представителей музея и приглашенных художники.

Идея интерактивного традиционного пространства является продолжением проект «Живые традиции», победивший в конкурсе «Сахалин Энерджи». «Маленькие дотации — большие дела» в 2012 году. Тогда русская изба. в Сахалинском областном художественном музее появился уголок, где гости могли узнать о русских традициях и быте.В проекте есть теперь расширена до уникальной для Сахалина интерактивной наружной музейное пространство.

«Вдохновлять искусством» для всех, детей и юношества. люди — приоритетная аудитория. Организаторы надеются, что проект поможет сохранить народную культуру и традиции, плавно войти в современную жизнь. Атмосфера искусства будет царить и Самовар (варочная емкость) закипит на террасе.


23 июня 2016

Назад

русское наследие.com | Русская культура — Русское декоративное искусство

Сибирский Вернисаж

«Сибирский Вернисаж» — новосибирская компания. Занимается организацией ярмарок и выставок, посвященных русскому народному творчеству. Вот что компания говорит о себе:

«Мы, компания« Сибирский Вернисаж », занимаемся популяризацией русских и сибирских народных промыслов.Мы ценим образный язык народного промысла, его естественность и доброту, его жизнеутверждающий оптимизм.

Издревле славились русские старшины. Народно-художественные промыслы — ярчайшее выражение национального искусства, вечная ценность духовной культуры народа.
Компания «Сибирский Вернисаж» занимается выставочной деятельностью. В 1999 году мы провели ряд музейных выставок: «Русской матрешке 100 лет» (Новосибирск, Новокузнецк, Томск, Ишим), «Голубые цветы Гжели» (Новосибирск), «Русские цветы», посвященных павловско-посадским платкам и Жостово. поднос (Новосибирск), «Мир игрушек», «Бубенчик колокольчиков издалека встречает наши эры… », выставка« Все играют в куклы »в Новосибирске.

Компания «Сибирский Вернисаж» — неоднократный участник международных ярмарок в Милане, Мюнхене, Берлине, Новосибирске, а также участник ярмарок, проходивших в Западно-Сибирском регионе, имеет диплом «Сибирской ярмарки» ( Новосибирск) и 13-я торгово-экономическая ярмарка в Харбине (Китай)

Компания «Сибирский Вернисаж» имеет пятилетний опыт экспортной деятельности.
Мы известны в Новосибирске и за его пределами как поставщик широкого ассортимента изделий народных художественных промыслов.

Гжельские фарфоровые промыслы, сибирская керамика, Ярославская майолика, Холуй, Мстера, Палех и Федоскино лакированная миниатюра, Жостовский и Сибирский подносы, промышленные (Сергиев-Посад, Нолинск), сельские (Полч-Майдан) и авторские матрешки, Богородская и Ковровская. игрушки, куклы и нашивки ручной работы, Павловский Посад, Оренбургские шали, платки из батика, Алтайские резные изделия и амулеты, Кора сибирской березы, Кировские резные и инкрустированные шкатулки из дерева, Хохлома, изделия из камня, композиции из сухих цветов, эмалевые работы, бижутерия из дерева и янтаря — все в большом ассортименте, который постоянно пополняется.

В поисках нового пути, вступая в XXI век, обращение к традиционной художественной культуре, несущей в себе идею гармоничного отношения человека и природы ».

Выставка «Русская народная резьба по дереву»

С 22 ноября (без открытия) в Калужском музее изобразительных искусств (ул. Ленина, 103, второй этаж) откроется выставка «Русская народная резьба по дереву» из собраний музея.

Резные изделия из дерева существуют с древних времен.Люди украшали свои дома, предметы домашнего обихода орнаментами, передаваемыми из поколения в поколение вместе с навыками и техникой резьбы.

На выставке представлены произведения русских резных промыслов из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина: Богородская скульптура, Шемогодская резьба по бересте, Абрамцево-Кудринская резьба. Каждая из поделок имеет свои особенности в технологии изготовления и истории.

Богородская скульптура и игрушка — одно из древнейших русских ремесел, возникшее с 18 века. в с. Богородское, принадлежащее Троице-Сергиевой лавре. Ремесло зародилось в крестьянской среде, но развивалось под влиянием посадской культуры, под влиянием фарфоровой пластики, книжной иллюстрации, народной народной гравюры, произведений живописцев. Изделия мастеров носили декоративный характер, что определяло сюжеты и образы: фигурки животных, сказочных и эпических героев, крестьян. Сюжеты пользовались популярностью у публики, узнаваемыми, реалистичными. При создании каждой фигуры были показаны точные наблюдения, важные для характеристики изображения.Нить проводилась с помощью специального ножа.

В собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина представлены работы А.И. Шишкина, В.Ф. Балаев.

В XIX в. Ремесло берестяного искусства было развито в окрестностях Великого Устюга, древнего центра различных ремесел. Геометрические узоры в виде пересекающихся полос, треугольников, ромбов, квадратов и круговых мотивов характерны для работ из щелевой бересты; растительный орнамент из плавно изогнутых стеблей-полозьев с розетками и листьями. Композиции основаны на чередовании светлой бересты на темной или цветной вагонке. Материал и технология изготовления предполагают спокойные плавные линии.

Центром резьбы по бересте было село Курово-Наволок, а родоначальниками промысла была семья крестьян Вепревых. В 1935 году мастеров объединили в артель «Художник» на Шемогодской мебельной фабрике. Их работы отличаются тонкими динамическими узорами с пышными растительными мотивами с широким диапазоном движения бегунка, от которого отходят мелкие побеги, заканчивающиеся овальными листьями с тонкими черенками, махровыми листиками и трилистниками, многолистными розетками.Фигуры людей, животных, птиц были вплетены в растительные узоры. В коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина представлены две работы мастеров из потомственной семьи резчиков Вепревых.

Искусство украшения предметов быта нашло продолжение в творчестве мастеров абрамцево-кудринской плоской резьбы. В 1880-х гг. В подмосковной усадьбе бизнесмена и мецената С. И. Мамонтова Абрамцево под руководством Е. Д. Поленовой открылась столярная мастерская, в которой учились и работали резчики из окрестных деревень.Предметы быта, собранные Е. Д. Поленовой в экспедициях, служили образцом для мастеров. В мастерской сформировался особый стиль орнаментальной резьбы, сочетающей плоско-рельефную резьбу с геометрической. Продукция резчиков — ведра, шкатулки, солонки, декоративная посуда, покрытая ритмичным растительным орнаментом, отличается разнообразной тонировкой, подчеркивающей естественную красоту дерева. Примерами растительного орнамента для резчиков были не только резные крестьянские изделия и домашний декор, но и орнаментальные заставки старопечатных книг.

Выставка продлится до 21 января 2018 года по адресу: ул. Ленина, 103.

РУССКИЕ СУВЕНИРЫ ПОЛЯКОВА ЮЛИЯ. — скачать ppt

Презентация на тему: «РУССКИЕ СУВЕНИРЫ ПОЛЯКОВА ЮЛИЯ.» — стенограмма презентации:

ins [data-ad-slot = «4502451947»] {display: none! important;}} @media (max-width: 800px) {# place_14> ins: not ([data-ad-slot = «4502451947»]) {display: none! important;}} @media (max-width: 800px) {# place_14 {width: 250px;}} @media (max-width: 500 пикселей) {# place_14 {width: 120px;}} ]]>

1 РУССКИЕ СУВЕНИРЫ ПОЛЯКОВА ЮЛИЯ

2 матрешка, матрешка, матрешка
Это матрешка. Это русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся другие куклы. Каждая кукла меньше предыдущей.

3 БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА Это Богородская игрушка. Это самая простая и недорогая игрушка для детей. Богородская игрушка и скульптура созданы из мягких пород дерева: липы, липы, ольхи, осины.

4 Дымковская игрушка Дымковская игрушка — символ Кировской области, имеет богатую и древнюю историю.Он был вылеплен из глины, затем высушен и обожжен в печи. После этого она раскрашивала вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр.

5 ГЖЕЛЬ Гжель — это русское народное производство керамики и фарфора, разновидность русской народной росписи, также один из традиционных центров русской керамики. Гжель — старинный гончарный район, в который входят 27 деревень. Он расположен в 60 км от Москвы на берегу реки Гжелка.

6 Платок оренбургский Платок оренбургский — это вязаный платок из козьего пуха и основы (хлопок, шелк). Этот промысел зародился в Оренбургской области 250 лет назад, в 18 веке. Ажурные шали и палантины могут переходить в обручальное кольцо даже самого маленького размера.


«Забава», музей русской народной игрушки: адрес, режим работы, отзывы

Сегодня здесь много небольших музеев с узкой тематической направленностью.Инициаторы создания новых культурных пространств — энтузиасты, увлеченные коллекционированием культурно-исторического наследия. Одним из таких центров стал музей народных игрушек «Бекас», где взрослые и дети черпают радость и знания.

История появления

Музей народных игрушек «Вещь» основан в 1998 году. Началом послужила небольшая выставка, организованная Традиционным обществом любителей народного творчества. Приняв предложение принять участие в благотворительной акции Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства, любители народных игрушек увидели неподдельный интерес взрослых и детей к этому виду народного творчества.

В ходе акции не всем удалось побывать на киоске с игрушками, ближе к финальному мероприятию администрация музея пошла встречать инициативную группу любителей игрушек и выставку продлили, но посещение стало возможным только по купленным билетам. Финансовая нагрузка не стала препятствием для посещения стендов, поток посетителей не иссяк.

Тогда было решено создать отдельный музей «Забавушка», где публика сможет не только осмотреть и потрогать экспонаты, но и проявить свой художественный талант, раскрасив любимую игрушку на мастер-классе.

Описание

Музей «Забавушка» — негосударственное краеведческое учреждение, ориентированное на работу со школьниками. На сегодняшний день фонды музея насчитывают более 5 тысяч экспонатов, собранных в 45 центрах традиционных ремесел. Игрушки изготавливаются из самых разных материалов — дерева, глины, лоскутного шитья, соломы, коры. Все они имеют свой характер и отражают ту часть России, где они испокон веков создавались для развлечения детей и на радость взрослых.

В открытом доступе находится более 2 тысяч экспонатов. Вы можете изучить историю страны. Здесь радуют глаз игрушки из Дымково, Городца, Филимонова, Каргополя, Богородского и других древних или возрожденных центров народного творчества. Все экспонаты подлинные; на них лежит печать рук мастера и самобытность народных традиций.

Увлекательно и познавательно

Сотрудники музея «Забавушка» создали уникальное выставочное пространство, где можно взять в руки практически все раритеты.В холлах нет закрытых витрин, детям предлагается живое общение с историческими и современными народными игрушками. Школьники с неподдельным интересом рассматривают понятные им игрушки и с удовольствием принимают участие в интерактивных программах центра.

Во время экскурсий посетители знакомятся с характеристиками каждого типа игрушек, а также знакомятся с историей и культурой местности, из которой возникла скульптура, кукла или свисток.Школьникам показывают, в какие игрушки играли их сверстники в разные эпохи, и объясняют традиции, обычаи и ритуалы, связанные с представленными экспонатами. Например, детям расскажут, почему в крестьянской семье за ​​печкой держали 12 куколок с забавным названием «пеленашки».

Музей «Ловушка» интересен еще и тем, что детям дают вдоволь поиграть — завести волчок, испытать и понять, насколько шарнирно-сочлененная Богородская игрушка всемирно известна.Это ремесло имеет более 350 лет развития, и работы мастеров до сих пор не теряют популярности.

Экскурсии

Музей «Забавушка» приглашает посетителей на такие экскурсии:

  • Народная игрушка из глины. В основе тура лежит принцип: «Играем — узнаем». Гид активно общается с детьми, предлагает создавать свои сказочные истории, участвует в обучающей интерактивной игре «Строим деревни». В заключительной части экскурсии детям предоставляется возможность нарисовать глиняную игрушку, где им предлагается полная творческая свобода в выборе формы, орнамента, цвета.
  • Игрушечные поделки. На экскурсии дети знакомятся с романовскими, каргопольскими, абашевскими глиняными игрушками, а также со свистками Торжка. Дети становятся участниками интерактивной игры «Ярмарка», которая помогает закрепить свои знания. На следующем этапе знакомство с деревянной игрушкой происходит в соседнем зале музея «Забавушка», где представлены первые куклы и настоящие богородские игрушки. Также ученики узнают много нового о технике изготовления фигурок из соломы.Экскурсия завершается мастер-классом по росписи свистка с Полохова-Майдана, который они берут с собой.
  • Тряпичная кукла. В рамках экскурсии дети познакомятся с традициями создания кукол, обрядами, связанными с текстильными игрушками, которые существовали в России в разные века. Школьники создают под руководством мастера лоскутный оберег и берут его с собой.
  • Семейная экскурсия. Взрослые и дети выбирают одну из тематических экскурсий для совместного полноценного отдыха. Родители могут сопровождать ребенка все время в музее или присоединиться в любое удобное время.Также в музее проводятся обзорные экскурсии для организованных групп взрослых посетителей.

Экскурсия в музей «Веселье» длится от 1 часа 10 минут. Для посещения требуется организованная группа от 20 до 40 человек, стоимость посещения 470 рублей с каждого участника. Для родителей цена билета 100 руб. Обзорная экскурсия для взрослых длится 1 час, стоимость билетов 350 рублей (в группе от 10 и более человек).

Обзоры

Московский музей «Забавушка» и взрослые, и дети сочли необычным и интересным.Отзывы родителей говорят о том, что дети практически сразу увлеклись рассказом экскурсовода и с большим интересом посмотрели на все представленные игрушки. Еще мне понравилось, что многие экспонаты можно взять в руки и осмотреть со всех сторон.

Отмечается, что работа аниматоров, они гайды, отличная — никто не пропустил, каждый был задействован в нескольких играх. За один час детям удалось не только узнать историю игрушек, задать все вопросы и получить на них исчерпывающие, ясные ответы, но и получить удовольствие от творческого процесса.Тематика экскурсий разная, но всем удается приглядеться, и каждый раз мастер-классы предлагают новые — текстильную игрушку, расписную глиняную фигурку или свистульку, сказочное творение и многое другое.

Взрослые отметили, что мастер-классы организованы на отлично — достаточно заготовок для творчества, красок, кистей, заплаток и других аксессуаров. Места хватит всем, мастерам, которые ведут занятия, проявляют терпение и педагогический дар, позволяя детям проявить таланты и направить их в нужное русло.

Некоторые родители отметили, что музей найти сложно, зимой в комнатах не слишком тепло, но дети не обращают на это внимания. Небольшая часть посетителей посчитала, что экспозиция не отличается разнообразием, а сам музей больше похож на собрание случайных вещей. Большинство посетителей рекомендуют посещать все экскурсии, чтобы дать детям возможность получить базовые знания о своей Родине, народных промыслах, а также раскрыть свой творческий потенциал на мастер-классах.

Полезная информация

Адрес музея «Завабушка»: 1-я Пугачевская улица, дом 17, 2 этаж (м. Преображенская площадь).

Посещение необходимо для предварительного бронирования группового тура. Запись ведется ежедневно с 09:00 до 18:00. Обязательное требование для всех посетителей — съемная обувь (бахилы не альтернатива).

В музее «Забавушка» можно провести тематический день рождения ребенка, во время мероприятия проходят мастер-классы, экскурсии, работают аниматоры.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *