Арзамас-культурный и православный центр Нижегородской области
Арзамас — это один из интереснейших культурных центров Нижегородской области. Арзамас находится в 112 километрах от Нижнего Новгорода и в 410 километрах от Москвы, на правом берегу реки Теши, притоке Оки. Название города имеет эрзянское происхождение и означает «милый» или «родная земля».
История города Арзамас
Арзамас основан в 1552 году по указу царя Ивана Грозного как город-крепость во время третьего похода на Казань. Вскоре Арзамас стал крупным православным и культурным центром региона. К концу XIX века в Арзамасе действовали пять монастырей и двадцать пяать приходских храмов. Арзамас славился особой породой «арзамасских гусей» и сортом «арзамасского лука», был широко известен как промышленный и купеческий город, через который пролегали важные торговые тракты с юга и запада России. Академиком А. В. Ступиным здесь была открыта первая в России провинциальная школа живописи. Существующая ныне градостроительная структура Арзамаса сложилась в конце XVIII -первой половине XIX веков. В большом количестве возводятся церкви — к началу XIX века их насчитывалось тридцать шесть, причем многие из них по размерам и богатству отделки не уступали московским. С Арзамасом связаны имена многих выдающихся людей. Так, здесь родились Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский Иван Николаевич, 1867-1944), архитектор Коринфский М.П. (1788-1851), живописец-педагог Ступин А.В. (1776-1861). В 1901 году в Арзамасе отбывал ссылку Максим Горький, в этом городе в 1912-1918 годах жил Аркадий Гайдар.
В Арзамасе можно совершить множество интереснейших экскурсий
В Арзамасе сохранилась историческая застройка XVIII-XIX веков: старинные купеческие дома, торговые ряды, храмы. Главной достопримечательностью города по праву считается кафедральный Воскресенский собор, построенный в честь победы над Наполеоном в 1841 году и сохранивший до наших дней уникальные фрески и православные святыни. В ныне действующем женском Никольском монастыре находятся чудотворные иконы, среди которых особо почитается образ Пресвятой Богородицы «Избавление от бед страждущих».
Современный Арзамас удобно расположен на пересечении важнейших железнодорожных и шоссейных путей, это один из интереснейших культурных центров в Нижегородской области. Православные паломники, направляющиеся в Дивеевский монастырь, и экскурсанты, желающие посетить
Самые дешевые билеты из Москвы в Нижний Новгород и обратно
Арзамас — город церквей
Воскресенский собор. Грандиозный собор, один из лучших образцов стиля классицизма. Построен храм в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Проект собора выполнил Михаил Коринфский (1788—1851), местный уроженец, выдающийся мастер классицизма, ученик известного в России архитектора А. Н. Воронихина. Здание имеет форму греческого креста, положенного на квадрат. Длина и ширина – по 64 метра, высота до среднего креста — 47 метра. На фронтонах собора расположены большие фрески на библейские сюжеты: «Воскресение Христа» (восточный фронтон), «Явление св. Троицы Аврааму» (южный), «Собор всех святых» (западный), «Покров Пр.Богородицы» (северный).
Если рассматривать обитель издалека, то видно, что ее пять куполов господствуют над остальными храмовыми зданиями города. Величественный собор является истиным украшением города. Очень необычная роспись на стенах внутри собора. Фрески выполнены в виде библейских сюжетов, причём в черно-белых тонах с палевым оттенком, сморится изумительно.
Церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» была построена в 1794 году на участке земли, где ранее располагался старый, также каменный храм неизвестной даты постройки. Здание храма в равной степени содержит в себе элементы барокко и классицизма. Церковь и колокольня представляют собой единое здание, что характерно для так называемых «зимних», хорошо утепленных храмов.
Свято-Николаевский женский монастырь располагается так -же в центре Арзамаса. Основан он был еще при Иване Грозном, в 1580 году освящен во имя Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца.. Строителем монастыря явился арзамасец Феофилакт Яковлев. Первоначально он выстроил храм во имя Святителя Николая с приделом в часть святых бессеребреников Космы и Дамиана. В этот храм игумен Арзамасского Спасопреображенского монастыря Сергий пожертвовал большой резной образ святителя, прославившийся вскоре многочисленными чудотворениями и исцелениями больных. В XIX веке в Арзамасе процветали самые разнообразные женские рукоделия. Около 1840 года в Николаевском монастыре появился новый промысел: там стали вязать ботинки и сапожки из разноцветной шерсти с узорами в виде цветов и листьев. Все арзамасские модницы хотели иметь такую нарядную обувь, монастырь был буквально завален заказами и вскоре это рукоделие переняли городские девицы и женщины.
Сегодня в монастыре действуют 2 храма — в честь Святого Богоявления и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Богоявленская церковь находится находится на территории Николаевского женского монастыря.
Существует несколько версий по поводу даты постройки храма, однако наиболее достоверная указывает на 1811 год. Как отмечают историки, проект церкви был разработан местными зодчими. С этого времени здание 5 раз перестраивалось, приобретая новые архитектурные черты. Особенностью здания церкви является его двухэтажная планировка. Первый этаж занимают кельи для больных монахинь и больничная церковь, а непосредственно церковь Богоявления Господня расположена на втором этаже.Церковь является одним из зданий, формирующих облик Соборной площади Арзамаса. Недалеко от церкви расположены и другие постройки монастыря, в том числе знаменитые Святые ворота.
Арзамас навечно вошел в историю после восстания Степана Разина – здесь был один из центров крестьянской войны
Для магистратов — органов городского самоуправления, которые ввел Петр Великий, — требовались особые здания: ратуши, или и магистратные покои. В них проходили советы арзамасского купечества и заседания суда по гражданским делам. Свято-Николаевский женский монастырь
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Церковь Рождества Христова является венцом храмостроительства «золотого века» Арзамаса. Обитель была построена в 1845-1852 годах на средства арзамазского купца Заяшникова под руководством архитектора Константина Тона. Она считается одной из самых лучших работ зодчего. Единственным недостатком достопримечательности было отсутствие колокольни. С 1990 года церковь опять начала служить людям. В XXI веке была совершена попытка повторной реставрации, и теперь, Церковь Рождества Хрестова радует своим утонченным видом и красочностью арзамаского ансамбля. Также в церковь было переправлены много редких и уникальных икон.
Церковь Владимирской иконы Божией Матери была построена в Арзамасе в 1802 году на месте бывшей здесь Зосимовской церкви. Последняя была построена в конце XVII века и к началу XIX века пришла в негодность. Храм выполнен в стиле классицизма из кирпича. Это большое и светлое, лаконичное здание со множеством плавных линий в отделке. От других похожих храмов тех же времен постройки эту церковь отличает двусветный четверик, увенчанный ротондой с круглыми окнами, небольшой трапезной и высокой колокольней, увенчанной широким шпилем.
Комплекс торговых рядов в Арзамасе располагается на улице Гостиный ряд. Комплекс представляет собой более десятка построек, которые относятся к концу XVIII-началу XIX века. Самое позднее здание комплекса — лавка Муравина с гостиницей, построенная в 1903 году по проекту архитектора А.С. Плотникова. Здания находятся в хорошем состоянии, реставрируются. Они являются исторической и архитектурной достопримечательностью Арзамаса. Также они до сих пор используются в качестве объектов городской инфраструктуры.
Если вы интересуетесь творчеством писателей советского периода, Вас заинтересует экспозиция дома-музея на улице Горького. В этом доме в период с 1912 по 1918 год проживал А.П.Гайдар. За небольшую плату сотрудники музея расскажут про семью Гайдара, покажут исторические документы и фотографии писателя. Около парадного входа в музей стоит памятник Гайдару, на постаменте изображён молодой писатель, отправляющийся на фронт. В музее, кроме основной экспозиции, время от времени устраивают различные выставки.
Собор Смоленской иконы Божьей Матери располагается неподалеку от Арзамаса, в селе Выездное, которое когда-то находилось в расположении княжеской фамилии Багратион. Комплекс составляют белоснежный пятиглавый собор в классическом стиле и высокая шатровая колокольня . Собор этот — один из крупнейших в области. Он работал даже в период советской власти и потому здесь сохранилось уникальное внутреннее убранство со времен его постройки между 1803 и 1815 годами. Внутреннее убранство представлено фресками московских живописцев. Главное украшение храма — картина «Распятие» в алтаре, которая принадлежит кисти знаменитого испанского художника XVII века Бартоломео Эстебана Мурильо. В 2007 году Смоленский собор и входящая в его ансамбль колокольня стали объектами культурного наследия федерального значения.
И это не все, что стоит посмотреть в этом чудном городе. Внимания заслуживают :
- Спасский монастырь (XVII—XIX вв.)
- Жилой дом (начало XVIII века), Гостиный ряд, 7
- Провинциальная канцелярия (1759 год), Верхняя набережная, 10
- Уездный архив (1759 год), Соборная площадь, 15
- Входоиерусалимская церковь (1777 год), ул. Нагорная
- Тихвинская церковь (1777 год), Тихвинское кладбище
- Казанская часовня подворья Саровской пустыни (конец XIII века), ул. Урицкого, 4
- Биржа (конец XVIII века), ул. Урицкого, 15
- Торговый комплекс (конец XVIII — начало XIX вв.), ул. Урицкого, 16
- Знаменская церковь (1801 год), пл. Гагарина
- Церковь Святого духа (1810 год), пл. Гагарина, 11
- Жилая застройка (кон. XVIII—XIX вв.)
- Здание в котором размещался трактир «Тройка» (начало XIX века), Мучной ряд, 4.
- “Дома-близнецы” купца Будылина. (конец XVIII века).
Приезжайте в Арзамас и почувствуйте дух старины, купечества, размеренности жизни…
Туристы, побывавшие в Арзамасе, кроме памятников русского зодчества, отмечают живописные ландшафты. Уютный зелёный городок прекрасно подходит для пеших прогулок. Посетите дендропарк в окрестностях Арзамаса. Здесь произрастают сотни видов растений. Недалеко от села Старая Пустынь в тридцати километрах от Арзамаса находятся чудеса природы – глубоководные озёра. Путешествие к Пустынским озёрам позволит прекрасно отдохнуть среди зелени лесов на свежем воздухе. Все водоёмы осмотреть сложно – площадь водной глади составляет около трехсот гектаров. Но, поездка даже к одному озеру позволит насладиться природными красотами.
Несмотря на то, что Арзамас не является таким знаменитым туристическим центром как города, относящиеся к «Золотому кольцу» или какие-либо знаменитые города Европы, каждый желающий турист сможет найти здесь множество интересного, что запомнится ему на всю жизнь.
Вам также может быть интересно
myrussianland.ru
история храма, церкви города на Соборной площади
Воскресенский кафедральный собор Арзамаса является гордостью города, его главной святыней и жемчужиной. Чудом уцелевший во времена уничтожения храмов, он и по сей день украшает Соборную площадь, окруженную церквями.
История собора
Судьба собора очень тесно связана с событиями отечественной истории, она полна преданий и малоизвестных фактов.
Идея и проект постройки
При царе Федоре Иоанновиче в городе был возведен и освящен храм Воскресения Христова. Царь сделал пожертвование в виде креста с мощами святых мучеников. За два столетия здание обветшало, а в начале 19 века и вовсе решено было его разобрать и отстроить на новом, более подходящем и удобном, месте.
Воскресенский собор в Арзамасе должен был стать символом победы в войне 1812 года. Для этого установили ящик для сбора пожертвований на Соборной площади города. Каждый житель Арзамаса хотел внести посильный вклад в строительство.
Возведение и основание
Работа началась в 1814 году, проект выполнил талантливый архитектор Михаил Петрович Коринфский. До начала строительства был разобран прежний собор Воскресения Христова, стоявший в другом районе города. На месте нового храма располагались деревянные домики жителей.
Дома были скуплены на слом и для обжига кирпича. Кирпичные заводы открывали специально для строительства храма, называли такие заводы «соборные» и произвели в них 5,5 миллиона кирпичей. Стены укладывали семь лет, с 1814 по 1821 год. Также потребовалось 9718 кубометров бутового камня и 163,8 тонны железа.
По преданию, один из четырех несущих столбов дал трещину, когда уже своды были соединены, и было необходимо приступить к возведению главного купола. По совету простого крестьянина Егора Измайлова, имевшего опыт в строительстве, треснутую опору обручем оковали железом и заштукатурили. Затем его облепили бумагой и ждали некоторое время. Постройку продолжили, увидев, что бумага не лопнула.
Свод на главном куполе решили сделать из дерева (для легкости), обвив его снизу листами железа. Вскоре происшествие получило широкую огласку, и с того времени сохранилась поговорка «Арзамасцы собор кандалами сковали».
Освящение церкви
В честь освещения храма 15 сентября 1840 года стеклось необычайное количество народа — так много было желающих стать свидетелями исторического момента в их городе. После освящения подсчитали количество свечных огарков, оно должно было совпадать с количеством богомольцев, присутствовавших на площади. Их насчитали целых 12 тысяч.
Главный престольный праздник в соборе проходит 13 сентября/26 сентября с 1887 года в память обновления царицей Еленой в 335 году Храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Этот день называется «Воскресение словущее». На Литургии поются пасхальные антифоны, а на всенощном богослужении — стихиры и каноны Пасхи.
Историческая судьба
Храм строился в течение 28 лет, и еще многие годы продолжалось его благоукрашение на пожертвования жителей Арзамаса. Богатые граждане делали значительные вклады. Благодаря летописцу Н. Щеголькову их имена сохранились для потомков. В ходе строительства случалось, что в казне недоставало средств. Тогда кто-нибудь из строителей с кружкой шел по окрестным селам и деревням, собирая медяки у простых людей.
4 июня 1988 года в Арзамасе произошел взрыв двух вагонов взрывчатки, который смел целый жилой район. В храме ударной волной выбило все стекла. Окна на купольных барабанах были забиты фанерой. В таком виде храм и встретил праздничные торжества в честь 1000-летия крещения Руси. Собор был одним из пяти центров празднования, так как это был самый большой действующий православный храм во времена Советского Союза. В Арзамас прибыл руководитель праздничных мероприятий Алексий, митрополит Ленинградский и Новгородский. Собор он описал как «жемчужину в грязи».
Закрытие и возрождение храма
В начале XX века старинный город содержал единый монастырский ансамбль. За годы безверия атеисты уничтожили 38 объектов, оставив всего два, одним из них был Воскресенский собор.
В эпоху воинствующего материализма храм мог быть разрушен, но спасла его именно атеистическая пропаганда. Собор собирались взорвать, но поддавшись сильному возмущению жителей, попросту закрыли. В 1932 году храм был ликвидирован как молитвенное заведение. Сначала в нем располагалось общежитие для заключенных, позже он был превращен в музей атеизма. Благодаря этому сохранилось уникальное внутреннее убранство и первозданный вид сооружения.
С храмом неразрывно связана жизнь Патриарха Сергия. Иван Дмитриевич Страгородский, его дед, служил в соборе старшим священником на протяжении 32 лет. И когда Сергия избрали на патриарший престол (в 1943 году), первое, о чем он попросил, было открытие в арзамасском благочинии богослужений. В 1944 году собор вновь был передан верующим.
Современное положение
В наше время Воскресенский собор нуждается в реставрации. До революции храм был обнесен красивой решеткой, и дважды в неделю проводились базарные дни на площади перед ним. Сейчас же на площади находится автобусная остановка и происходит активное транспортное движение вокруг храма, от этого осыпаются фрески.
Приход имеет четыре храма: кафедральный собор во славу Воскресения Христова, приписную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, церковь в честь Казанской иконы Божией Матери (крестильная), церковь в честь иконы Божией Матери, именуемую «Живоносный Источник» (зимняя). Ключарь прихода — благочинный округа города Арзамаса иерей Илия Трушкин.
Месторасположение церкви
Воскресенский собор расположен в городе Арзамасе Нижегородской области. Входит в состав благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии Нижегородской митрополии Русской Православной Церкви и является второй кафедрой правящего Нижегородского архиерея.
Как добраться
Жителем Нижнего Новгорода добраться проще всего (на поезде, автобусе и собственном автомобиле), так как Арзамас находится приблизительно в ста километрах от него. Из других городов можно попасть на поезде, станция в городе удалена от его центра, но можно воспользоваться общественным транспортом. Через Соборную площадь проложены все маршруты.
Архитектура и убранство сооружения
Монументальный и величественный вид храма символизирует величие и мощь России. Его облик гармонично сочетает симметрию, строгость и простоту.
Внешний вид
Собор имеет форму греческого креста, положенного на квадрат. Крест знаменует идею неизменности, устойчивости и равновесия. Все сооружение стоит на стилобате — высоком ступенчатом основании. Ширина и длина здания равны (по 63,9 метра), высота до среднего креста — 46,86 метра. Храм обрамляют пять сферических куполов, четыре портика и высокие фронтоны, в совокупности образующие 48 ионических колонн (13 метров высота каждой). Внутренние врата здания сделаны из дуба, а наружные — отлиты из чугуна.
Расписные стены и своды
О.С. Серебряков и его сын Александр, ученики Арзамасской школы живописи имени А.В. Ступина, вместе с другими художниками-ступинцами по сырой штукатурке расписывали тушью стены и своды храма с 1834 по 1837 год. Четырнадцать огромных полотен с изображением жизни Иисуса Христа украшают собор изнутри. Все фигуры выполнены в человеческий рост. Образцы были взяты из шедевров западной живописи. Фигуры двенадцати апостолов расположены между окон в главном куполе, а чуть ниже — четырех евангелистов.
Внутреннее оформление
Внутреннее убранство выполнено в строгом стиле и гармонии с архитектурным обликом. Внутри создается ощущение обширности, света и легкости благодаря искусно сделанным окнам (их 24). Около каждого окна имеется откос, они не смотрят прямо внутрь. Это сделано для того, чтобы улица не мешала молитве. Основным украшениями являются монохромные фрески местных мастеров. Иконы Иисуса Христа и Богоматери обрамляют алтарные врата главного престола. Работу над иконами выполнил профессор живописи Н.М. Алексеев, украшавший Исаакиевский собор Санкт-Петербурга. Полы выложены из деревянных брусьев. Преобладают коричневые легкие тона, настраивающие на молитву.
Роспись фресок
На фресках можно увидеть земную жизнь Иисуса Христа, евангельские сюжеты изображают четырнадцать больших полотен. Ощущение цельности живописного и архитектурного облика располагает к молитвам. В храме только две картины написаны масляными красками: Триипостасное Божество и Распятие. Местами можно принять за лепнину искусную роспись тушью. На фронтонах сооружения расположены фрески на библейские сюжеты: «Воскресение Христа» (восточный фронтон), «Собор всех святых» (западный), «Явление св. Троицы Аврааму» (южный), «Покров Пресвятой Богородицы» (северный).
Престолы и иконостас
Братья Клима и Василий Ломакины создали сохранившийся до наших дней прекрасный резной иконостас. Престолы в соборе освящались по мере строительства. Центральный престол освящен в честь Воскресения Христова. Правый придел освящен в честь Митрофана Воронежского и Александра Невского, а в честь святого мученика Иоана-война — левый. В честь Покрова Пресвятой Богородицы и Всех Святых имеются еще два придела с одноярусными иконостасами в полукруглых нишах портиков, справа и слева соответственно.
В Арзамасе в каждом приходе было принято иметь по два храма: летний («холодный») и теплый, с печами. Воскресенский собор – холодный. В нем богослужения совершаются в период от Пасхи до Покрова. А в холодное время года работает второе здание — отапливаемый храм во имя Пресвятой Богородицы, Ее Живоносного источника.
Святыни храма
Во времена, когда храм был музеем религии, в него были перенесены наиболее почитавшиеся святыни в Арзамасе. Главную святыню города — Честной Животворящий крест Господень — доставили из Ильинского храма, где сейчас располагается краеведческий музей.
Согласно летописному сказанию, крест принес купец Шаянский с Макарьевской ярмарки. Однажды он отправился на пристань после Литургии, и там внимание его привлекло одно красивое судно. Взойдя на корабль, он увидел Честной Крест Господень. Юноша немедленно стал перед ним молиться, а за это время подошел и хозяин судна. Купец, испытывая благочестивый восторг, умолял того продать ему святыню. Получив согласие, Шаянский побежал к братьям: те согласились ему помочь и дали нужную сумму.
Вернувшись на следующий день на пристань, купец не нашел никакого судна. Окрестный народ отвечал неоднозначно: одни вообще не видели корабля, другие говорили, что он отплыл еще пару дней назад. Юноша взял Крест и пешком отправился в Арзамас, неся его на себя. Он прошел более ста километров за сутки, не чувствуя никакой усталости. Дойдя домой, купец внес распятие на крыльцо, но дальше пройти не смог. Он попросил приходского священника отслужить молебен, и во время пения увидел, как от Креста исходит свет. Поняв, что не может хранить святыню дома, юноша пожертвовал ее храму.
До сих пор Крест являет чудесные знамения:
- избавление от пожаров 1889 храма, где находился святыня;
- люди неоднократно видели свет, исходящий от лика Распятого во время молебнов;
- отмечены случаи исцеления младенцев и многое другое.
Животворящий Крест Господень от Пасхи до Покрова находит в Воскресенском соборе, и переносится в зимнюю церковь в холодное время, когда собор закрыт.
Икона Николы Можайского доставлена из Никольского монастыря. На ней святитель Николай в левой руке держит город, а в правой — меч. Согласно преданию, усердно молящиеся жители города Можайска увидели святого на небе именно в таком виде. В народе сама икона получила название «Никола-прощи», от слова «прощать».
Справа от Креста расположена самая древняя святыня храма — икона Воскресения Христова XVI века. По преданию, икону в подарок оставил государь Иоанн Грозный при основании города.
Среди наиболее почитаемых икон Воскресенского собора перечислим следующие: икона Покрова Пресвятой Богородицы, икона «Всех Скорбящих радость», образ страждущего Спасителя в терновом венце итальянского письма, древняя икона св. Иоанна Воина, икона Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали», Казанская икона Божией Матери, икона преподобного Серафима Саровского, икона святого благоверного и великого князя А. Невского, икона Божией Матери «Неопалимая купина», икона Божией Матери «Семистрельная». Также в храм было перенесено большое количество деревянных резных скульптур.
Как проходят богослужения
Расписание богослужений немного отличается от графика, принятого в российских церквях. По будням оно начинается с молебна в 7:30 в честь святого, который отмечен в церковном календаре в этот день. В 8:00 следует Божественная литургия, в 17:00 проходит всенощное бдение (или вечерня и утреня). В праздничные и воскресные дни к расписанию добавляется Божественная литургия, начинающаяся в 6:00. Перед посещением следует уточнять расписание.
Значение собора
Самый величественный храм города — Воскресенский Собор возведен в часть победы в войне 1812 года (архитектор Коринфский). Вот уже почти на протяжении двух веков храм является символом героизма защитников Отечества, доблести русского оружия и воинской славы России. Соборная площадь названа именно по нему. Даже в те времена, когда здание было ликвидировано как молитвенное место, люди все равно приходили молиться. Русское благочестие отразилось в истории храма, как в зеркале. Хочется верить, что оно не иссякло, и прекрасный собор вновь засияет во всей своей красоте.
Другие храмы и монастыри Арзамаса
Город Арзамас является одним из центров русского православия. Действующих храмов Арзамаса на Соборной площади и на территории города в целом сохранилось немало, даже несмотря на годы революции. С течением времени увеличивается их количество: открываются старинные приходы, возводятся новые Божьи дома.
Сегодня в городе насчитывается десять действующих церквей и храмов, два монастыря — Спасо-Преображенский мужской и Свято-Николаевский женский. Церковь Сошествия Святого Духа была построена в 1776 году. В 1929 ее переделали под типографию, но в 1995 Епархия вернула храм себе. Сейчас здание является действующим и восстанавливается.
В 1793 построена церковь Андрея Первозванного. В ней расположен двухчастный двухаспидный алтарь. Аналогов такому чуду нет во всей Епархии. С 2004 года проводятся богослужения.
Также в Арзамасе расположены церкви Владимирской иконы Божьей Матери, Входа Господня в Иерусалим и многие другие. Над всеми ведутся восстановительные работы.
Видео о красотах храма
В видео можно полюбоваться красотами Воскресенского собора.
proreligiu.club
Топ 15 — храмы Арзамаса
То ли провинциальный городок так мал, то ли храмов здесь так много – но Арзамас многие годы остаётся городом звенящих колоколов. Эта особенность придаёт здешней атмосфере некую духовность и возвышенность. Большинство церквей Арзамаса настолько древние, что за историю своего существования потерпели значительные трансформации.
Но они по-прежнему хранят память о былых событиях, в том числе и о революции 1917 года. Именно тогда многие храмы были осквернены и уничтожены. Сегодня же Арзамас снова сияет ослепительными куполами, возродив со временем своё главное православное богатство.
Самые красивые действующие православные церкви и соборы Арзамаса. Список, фото с названиями и описанием
Популярные у туристов и прихожан святые места. Памятники церковной архитектуры и объекты паломничества!
Воскресенский кафедральный собор
Стоящий на возвышении храм – гордость города. Выполненный в форме креста собор поражает габаритами. Его строительство началось в 1814 году, после войны с Наполеоном. В СССР на волне атеизма собор подлежал уничтожению, но в итоге в помещении устроили антирелигиозный музей. К окончанию ВОВ здание вернуло первоначальную функцию. Отличительная деталь храма – уникальная техника росписи и иконы с древней историей, самая ценная из которых относится к XVI веку.
Церковь иконы Божьей Матери «Живоносный источник»
Это была одна из первых в городе церквей, которую отапливали. Напротив – летний храм, здесь проводятся богослужения в тёплый период. Церкви более 200 лет, до неё на этом месте тоже стояла церковь. За всю историю здания в нём размещалось и общежитие, и даже спортивный клуб. Религиозный статус окончательно вернулся к церкви лишь после Великой Отечественной войны.
Храм Казанской иконы Божьей Матери
Церковь была возведена в 1792 г. После революции приход находился в нерабочем состоянии и был заброшен. В 2002 году здание отреставрировали и стали использовать для обрядов крещения. Внутри располагается большая купель. Каждодневные богослужения здесь не проводятся, службы ведутся лишь в большие православные праздники.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Первый кирпич одной из самых древних церквей города был заложен в 1775 году. Храм является частью мужского монастыря. Как и многие храмы, во время революции он потерпел сильные разрушения. Помещение использовали для хранения горючего, как студенческое общежитие и сберегательную кассу. Много икон было вывезено за пределы СССР. Лишь в 2004 году церковь снова открыла двери для прихожан.
Арзамасское подворье
На подворье, которое относится к женскому монастырю, на данный момент находится два храма. Один из них ныне действует. Точная дата постройки неизвестна. Предполагается, что ещё в XVII столетии на этой территории стояла старая церковь, и нынешнее здание продолжает её историю. Сегодня здесь хранятся ценные образа, и люди приходят поклониться святым мощам. Второй храм на данный момент в стадии строительства.
Церковь Богоявления Господня
Первая церковная постройка на этом месте относится к XVII веку, после чего несколько раз храм сгорал в пожарах либо разрушался. Последний был возведён в 1811 году. Во время революции в церкви были торговые ряды. Духовенство разогнали, но часть икон удалось спасти и сохранить для потомков. В 1994 году здание начали восстанавливать, и на сегодняшний день оно полностью отреставрирована.
Церковь Владимирской иконы Божией Матери
Новый храм возвели на месте аварийного Зосимовского прихода в начале XIX столетия. Построили его на пожертвования прихожан. До революции здание благополучно служило мирянам, а в 1929 г. прекратила действовать. В здании оборудовали пекарню, а внутреннее убранство разграбили. Ценные иконы были проданы, а монахи изгнаны. В 2003 г. здание вернулось в лоно церкви, и уже с 2015 г. здесь проводятся службы.
Церковь Сошествия Святого Духа
Церковь начали возводить в 1752 году, но впервые освятили через 25 лет. Во второй раз церковь освящали по причине глобальной перестройки в 1833 году. Её внешний вид кардинально изменился и приблизился к классическому стилю в архитектуре. После революционных волнений церковь отдали под типографию. А в 1995 году здание отремонтировали и заново освятили.
Церковь Иконы Божией Матери Знамение
Изящная постройка 1801 года в тяжёлые для христианства советские времена служила городу в качестве планетария. С 1931 года помещение больше не принадлежало духовенству и периодически использовалось для государственных нужд. Знаменская церковь, как называют её прихожане, отреставрирована в 2006 году. А с осени 2010 года в ней возобновились богослужения.
Церковь Иоанна Богослова
Считается, что церковь была построена по приказу царя Ивана Грозного. Более века спустя деревянный храм заменили более практичным – каменным. Церковь пережила Красный Октябрь и некоторое время ещё действовала. Но в 1935 г. половина помещения была отведена под склад. А через 6 лет на колхозном собрании храму вынесли окончательный приговор. В 70-х здание оказалось никому не нужным и простояло в запустении до 2003 года.
Церковь Андрея Первозванного
Построенная в 1793 г., эта церковь была самой маленькой в Арзамасе. С годами приход усовершенствовался силами прихожан. Благодаря пожертвованиям, к 1917 г. церковь приобрела богатое убранство и стала выделяться на фоне иных храмов. Вскоре прогремела революция, и храм у народа конфисковали, изъяли антикварную утварь и позолоченные иконы. Через 12 лет здесь обосновался Клуб пионеров, затем – кружок автолюбителей. В 2005 г. церковь вернула свой облик.
Храм Входа Господня в Иерусалим
Годом начала строительства храма считается 1777. В наше время здание находится не в своём первоначальном виде. В конце XIX века в церкви случился пожар, вследствие чего здание почти полностью выгорело. Заново отстроенный храм работал до 1929 г. В советское время приход использовали, как электростанцию. Позже здесь были гаражи. В 2004 г. запущенному храму дали второе дыхание, и ныне он действует.
Храм Тихвинской иконы Божией Матери
Строение делит территорию со старым погостом. Церковь была открыта в 1777 г. и собирала на православные гуляния прихожан не только из города, но и из окрестностей. Неизменной святыней храма считался образ, преподнесённый церкви местным купцом. В эпоху СССР храм отвели под здание морга, что было удобно – ведь он стоял на городском кладбище. В 2010 г. храм открылся после череды ремонтов.
Церковь Троицы Живоначальной в Кирилловке
В районе нынешнего села в 1824 году возвели кирпичную церковь, названную в народе Троицкой. На этот проект собирали деньги всей округой, но прослужила церковь народу ровно 100 лет. Революция принесла разруху – колокола были сняты и уничтожены. А здание превратили в амбар. Новой жизнью церковь зажила в конце 90-х, была отремонтирована и заново освящена.
Церковь Смоленской иконы Божьей Матери
Ранее в п. Выездное было две аварийных церкви. В 1803 году их было решено заменить добротной новостройкой. Храм возвели на деньги зажиточных жителей населённого пункта. Он благополучно пережил революцию и был заморожен лишь в начале ВОВ. Несколько лет функцией здания было хранение зерна. Затем оно было возвращено христианам за вознаграждение в виде ежемесячных денежных платежей в казну.
must-see.top
православные храмы, церкви и монастыри. Святцы
Николаевский Арзамамсский женский монастырь, АрзамасЖенский монастырь, устроенный при Никольской церкви в кон. XVI в. иереем Феофилактом (Яковлевым). Основные каменные строения — келейные корпуса, ограда — сооружены в 1-й пол. XIX в., к нач. ХХ в. — многолюдный монастырь с мастерскими. С 1918 постепенно занят под казармы и общежития, монахинями в 1920 создана трудовая артель. Окончательно закрыт в 1928, корпуса заняты под жилье. Восстановлен в 1994 на части старой территории. Арзамас (Нижегородская область.) Арзамас — город в России Нижегородской области, является муниципальным образованием, городом областного подчинения, наделеным Законом Нижегородской области статусом городского округа.Основан как город-крепость, которую определил заложить царь Иван Грозный в 1552 году, когда шёл своим третьим походом на Казань. Арзамасу «велено быти на государевой службе». Официально годом основания считается 1578 год. Крепость была основана на месте древнейшего эрзянского поселения. Арзамасская крепость сыграла важную роль в обороне юго-восточных границ русского государства, что отражено в гербе города (см. раздел Геральдика). В 1719 году Арзамас — главный город провинции, входившей в Нижегородскую губернию[1]. Число его жителей к 1737 году достигло почти 7-и тысяч человек, лишь немного уступая Нижнему Новгороду. С 1779 года — уездный город. С XVII века Арзамас приобретает значение важного транзитного пункта на пути из Москвы в юго-восточные районы страны. В это время формируется торгово-ремесленная часть города с развитым кожевенным, скорняжным, салотопенным, войлочным производством. Город славился торговлей, особенно луком и знаменитыми арзамасскими гусями. За это арзамасцев по всей России прозвали «луковниками» и «гусятниками». Арзамас был известен выделкой кож и кожевенных изделий. Знаменитая арзамасская юфть булгара вывозилась в Англию, Францию и Германию. В XVIII веке через Арзамас проходило до десятка важнейших торговых трактов — Московский, Нижегородский, Симбирский, Саратовский, Тамбовский, «большая дорога на Макарьев» и другие. В это время происходит бурное развитие города — растёт число его жителей, увеличивается торговля, развивается промышленность. Небывалый расцвет города этого периода вошёл в историю Арзамаса как «золотой век», который длился почти столетие, начиная с середины XVIII века. Арзамасские купцы, славившиеся разнообразием и размахом торговых операций, быстро богатели. Результаты этого не замедлили сказаться на облике города. В 1781 году одновременно с другими уездными городами Арзамас получил проект планировки. Однако недостаточное знакомство проектировщиков с особенностями местного рельефа привело к значительной корректировке этого первого проекта, проводившейся в 1782-1784 годах, окончательный план нижней части города был выработан после пожара 1823 года. Таким образом, в конце XVIII — первой половине XIX веков сложилась существующая и поныне планировочная структура Арзамаса.Церковь живоносного источника Особого размаха достигло строительство храмов, к началу XIX столетия было возведено свыше 20 церковных зданий. «В отношении церковной архитектуры Арзамас является городом, где в XVIII-XIX веках воздвигались сооружения чисто столичного масштаба, перед которыми даже московские церкви этого же периода кажутся провинциальными», — так характеризует церковное зодчество Арзамаса известный реставратор Н. Померанцев (1926 год).Воскресенский собор в Арзамасе Венцом храмостроительства стало сооружение в Арзамасе Воскресенского собора в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Воскресенский собор, построенный по проекту М. П. Коринфского, стал главным украшением города. Этот собор сохранился, занимая доминирующее положение в облике и силуэте Арзамаса. В связи с усиленным церковным строительством в городе развивались художественные промыслы, в том числе иконописный. Иконописное ремесло со временем переросло в искусство и связано с Арзамасской школой живописи Александра Ступина. Арзамасская школа живописи (1802-1862 года) была первой художественной школой в России. Здесь могли учиться и крепостные, получая при этом не только художественное, но и общее образование. Среди её выпускников: Н. Алексеев, В. Е. Раев, И. Горбунов, Н. Рачков, К. Макаров, Р. Ступин. Начальное обучение живописи в школе Ступина получил Василий Перов. Их работы находятся в музеях Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Казани, Саранска. Сайт: http://www.arzamas.org СВЯТО-НИКОЛАЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Г. АРЗАМАС На одном из изгибов реки Теша в 1552 году Иван Грозный заложил пограничный город Арзамас. В последней четверти XVI века в самом центре города на главной Соборной площади был поставлен еще один монастырь (женский), освященный во имя Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца. Строителем монастыря явился арзамасец Феофилакт Яковлев. Первоначально он выстроил храм во имя Святителя Николая с приделом в часть святых бессеребренников Космы и Дамиана. В этот храм игумен Арзамасского Спасопреображенского монастыря Сергий пожертвовал большой резной образ святителя, прославившийся вскоре многочисленными чудотворениями и исцелениями больных. Строитель храма был рукоположен во священники и стал служить в приходе выстроенной им церкви. Тот же игумен Сергий подал ему мысль об устройстве женской обители при храме. Тогда отец Феофилакт для нужд будущей обители построил еще теплую деревянную церковь во имя Богоявления Господня, колокольню и кельи для тридцати сестер. Так было положено начало первой женской обители в Арзамасе, которая от образа Николая Чудотворца стала называться Никольской — Никола Новые Прощи (проща означает прощение, освобождение от болезни, а значит и от греха). Дважды за свою историю — в 1650 и 1726 гг. — монастырь выгорал дотла. Первый раз он восстанавливался на средства вдовы отца Феофилакта Пелагии и его сыновей Григория и Афанасия. Во второй раз город, а вместе с ним и монастырь, был опустошен пожаром, пожалуй, самым ужасным за все время существования Арзамаса. Каменная церковь Свт. Николая Чудотворца, выстроенная после первого пожара, от сильного огня обрушилась. Однако благодаря стараниям игумений, неустанным трудам сестер, пожертвованиям жителей города, Никольский девичий монастырь снова был восстановлен. В 1738 году в монастыре была построена новая холодная каменная церковь Святителя Николая Чудотворца. Узорчатые карнизы и наличники окон, крыльцо и терраса с южной стороны делали фасад храма особенно нарядным. Храм славился своей прекрасной акустикой. В стенах были устроены голосники в виде кувшинов, которые позже были заделаны. Этот храм, а также деревянная церковь во имя Богоявления были возведены стараниями и трудами игуменьи монастыря Марии (Грузинки), управлявшей обителью 30 лет (1719-1749). В 1764 году после церковной реформы правительства Николаевский девичий монастырь сделался штатным третьеклассным, с окладом жалования игуменье и 16 сестрам. С 1777 по 1784 год монастырем управляла тоже игуменья Мария. В 1777 году ее усилиями деревянная Богоявленская церковь была заменена каменной. В 1779 году она украсила Никольский храм деревянной скульптурной группой, изображающей Погребение Спасителя. Ее автором был талантливый арзамасский священник Василий Ильин. Все фигуры были вырезаны в рост человека. Они представляли собой четырех евангелистов, стоящих у гроба, в котором лежал Спаситель, в главах Его стояли ангел с настоящей свечой и Иосиф Аримафейский, у ног — еще один ангел и Никодим. Близь гроба — плачущая Богоматерь, поддерживаемая Иоанном Богословом, и Мария Магдалина. Это был образец выразительного, доселе невиданного церковного искусства. В XIX веке в Арзамасе процветали самые разнообразные женские рукоделия. Около 1840 года в Николаевском монастыре появился новый промысел: там стали вязать ботинки и сапожки из разноцветной шерсти с узорами в виде цветов и листьев. Все арзамасские модницы хотели иметь такую нарядную обувь, монастырь был буквально завален заказами и вскоре это рукоделие переняли городские девицы и женщины. В 1860-х годах такие ботинки вязали по 10.000 и более пар в год, этот товар увозили во все города России. Так Николаевский монастырь дал городу новый промысел и обогатил женщин Арзамаса. 5 апреля 1886 года на 81 году жизни скончался старейший протоиерей Николаевского монастыря, духовник арзамасского духовенства Авраамий Некрасов. По окончании Нижегородской семинарии, из-за расположенности к иноческой жизни Авраамий был склонен принять монашеский постриг, но не получил благословения на это. В 1828 году он женился и в том же году был рукоположен во иерея. Служил в Троицкой церкви села Павлово, при которой состоял 25 лет до 1853 года. В первый год своего священства отец Авраамий посетил Саровский монастырь. Отец Авраамий взял у прославленного старца Серафима благословение и спросил о своей судьбе. Великий подвижник преподал ему наставление и предсказал, что он будет обличителем раскольников, будет много терпеть нападок и неправд и станет благочинным. Все это в свое время и сбылось. Отец Авраамий вел обширную переписку со своими духовными чадами. Два наиболее любимых его духовных чада поступили в Саровский монастырь, один из них впоследствии стал настоятелем монастыря. Епископ Нижегородский и Арзамасский Иеремия, будучи сам строгим иноком, особенно благоволил к арзамасским женским монастырям. Желая еще больше их возвеличить, он перевел в них лучших иереев своей епархии. С 1853 года и до самой своей смерти отец Авраамий служил и духовно окормлял сестер Арзамасского Николаевского монастыря, ставшего для него родным. Не будучи монахом, отец Авраамий совершенно отказался от мяса. Позволяя старым и больным сестрам более питательную пищу, он усугублял свой пост, принимая их тяготу на себя. Батюшка был очень внимателен к сестрам, летом обязательно бывал в келье у каждой, беседуя о спасении, поддерживая их и утешая. Богослужения он всегда совершал благоговейно и неспешно. Отец Авраамий благоговейно чтил память Серафима Саровского, охотно делился с сестрами воспоминаниями о встречах с ним. Ежегодно накануне дня кончины преподобного (15 января н. ст.) служил по нему панихиду, за свой счет покупал множество свечей, которые ставил перед всеми иконами в храме и раздавал в руки всем молящимся. Как величайшие святыни хранил лоскут от мантии преподобного, зуб, некогда выбитый напавшими на него разбойниками, и часть власов с головы батюшки Серафима. Все это он передал накануне своей смерти монахине Евфросинии, которая впоследствии стала игуменьей монастыря. Кончина отца Авраамия была легкой и спокойной, такой, какая бывает только у праведников — «непостыдной и мирной». Возможно, что благодаря мудрому руководству этого ученика преподобного Серафима Николаевская обитель не знала ни дрязг, ни ссор и, находясь на главной соборной площади города, сохраняла строгость монашеской жизни. После 1928 года монастырь был закрыт. Келии были переданы под жилье, а церковные здания постепенно ветшали и разрушались. В 1994 году монастырь был возвращен Церкви, в нем стала возрождаться монашеская жизнь. С большими трудностями был восстановлен теплый Богоявленский храм, кельи для сестер. Арзамасцы любят свой монастырь, тем более, что он единственный, который сейчас восстанавливается из десяти бывших здесь до революции. Обитель живет от трудов своих и поэтому возрождается медленно, надеясь на помощь благодетелей. В 2001 году в монастыре проживали 25 сестер во главе с игуменьей Георгией (Федотовой). Никольская церковь — Церковь Николая Чудотворца в Николаевском Арзамасском монастыре, Арзамас Кирпичный храм, сооруженный на месте каменного здания 1683, обрушившегося во время пожара в 1726. Освящен в 1738. Представлял собой храм типа восьмерик на четверике с декором в духе традиционного зодчества, с трапезной, в которой помещался Космодамианский придел, и колокольней в стиле классицизма. Закрыта в 1928, перестроена под общежитие, колокольня и восьмерик разрушены. Возвращена верующим в 2001, реставрируется. Богоявленская церковь — Церковь Богоявления Господня в Николаевском Арзамасском монастыре, Арзамас Тёплый храм Никольского монастыря, сооружённый игум. Евсевией в 1811-1813 взамен старого каменного здания 1770-х. Прямоугольная в плане трёхнефная постройка в стиле классицизма с небольшим куполом над трансептом. Боковые приделы Боголюбовский и Всехсвятский, в нижнем этаже в 1856 устроили Скорбященский престол (в качестве больничного храма). Закрыт в 1928, передана Госбанку, позже использовалася как магазин. Возвращён верующим в 1994, восстановлен купол. Преображенский собор — Собор Преображения Господня в Спасском Арзамасском монастыре, Арзамас Кирпичный монастырский собор, заложенный в 1638 игум. Ионой и оконченный в нач. 1640-х игум. Корнилием. Характерная для нижегородского зодчества сер. XVII в. постройка — четырехстолпный пятикупольный трехапсидный храм с крупными закомарами. Несколько перестроен в 3-й четв. XVIII в. игум. Иоасафом — пробиты новые окна, сооружена трапезная, в которой устроены приделы Успения Богородицы и Марии Магдалины, в 1786 вновь освящен. Закрыт в 1924, занят складом, с 1928 — архивом. Поддерживается в порядке. Спасская часовня — Часовня Спаса Нерукотворного Образа в Спасском Арзамасском монастыре, Арзамас Кирпичная восьмигранная шатровая часовня в русско-византийском стиле, построенная в юго-западном углу монастырской ограды, рядом со зданием духовного училища, в 1861, при архим. Иоакиме. Закрыта не позже 1920-х. В 2000-х отремонтирована, сейчас приписана к Благовещенской церкви
svyatsy.org
Воскресенский собор (Арзамас) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 декабря 2018; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 декабря 2018; проверки требуют 2 правки.Воскресе́нский собо́р в Арзама́се — православный храм. Относится к Нижегородской и Арзамасской епархии Русской православной церкви. Занимает доминирующее положение на Соборной площади. Он построен в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.
На здание ушло 5,5 млн штук кирпича, 1000 м³ бутового камня для фундамента и 164 т железа. Проект собора выполнил Михаил Коринфский, местный уроженец, ученик архитектора Андрея Воронихина.
Храм стоит на высоком холме, завершая ансамбль главной площади города. В панорамах с дальних точек белый куб и пятиглавие собора господствуют над застройкой, подчиняя себе все храмы города.
Здание имеет форму греческого креста, положенного на квадрат. Длина и ширина здания равны и имеют по 30 сажен (63 м 90 см), а высота до среднего креста — 22 сажени (46 м 86 см). На фронтонах собора расположены большие фрески на библейские сюжеты: «Воскресение Христа» (восточный фронтон), «Явление Святой Троицы Аврааму» (южный), «Собор Всех Святых» (западный), «Покров Пресвятой Богородицы» (северный).
В советское время собор собирались взорвать, но из-за возмущения жителей храм было решено просто закрыть. Вопрос об открытии собора в 1944 году поставил патриарх Сергий, уроженец Арзамаса, и в последней перед своей кончиной беседе с председателем Совета по делам РПЦ Георгием Карповым 4 мая 1944 года спрашивал его, «считает ли совет возможным ускорить» этот процесс[1]. В 1947 году в храме снова стали проходить службы.
«По общему облику и прекрасным пропорциям Арзамаский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова», — писал в 1926 году архитектор-реставратор Николай Померанцев.
В сентябре 2009 года собор посетил патриарх Кирилл[2].
13 августа 2017 года в рамках празднования 150-летия со дня рождения патриарха Сергия Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в Воскресенском кафедральном соборе города Арзамаса литургию[3].
ru.wikipedia.org
Арзамас. Храмы, розовые комсомольцы и взрыв.: dmitry_sasin — LiveJournal
Первый раз я попал в Арзамас почти 10 лет назад — осенью 2009-го года. Наш автобус остановился по пути на инспектируемый объект в районе Соборной площади — кому-то понадобилось купить сигарет. Я тоже на пару минут вышел из автобуса и понял, что в Арзамас надо приехать, что город достоин того, чтобы осмотреть его подробнее. Реализовать это желание получилось только в 2015-м. с тех пор много воды утекло, и вот я решил немного освежить воспоминания. Текста будет немного, будет скорее фотоотчёт.Канонический вид на город со стороны села Выездное.
Мы, правда, через это село въезжали, а не выезжали. В нём сходятся дороги из Дивеево и Мурома. Дивеево у нас было на следующий день, а в первый день мы погуляли по Мурому. Вроде не так далеко от Мурома до Арзамаса, а как сильно отличается местность. В окрестностях Мурома почвы песчаные, много сосновых боров. Ближе к Арзамасу уже сплошные поля, разделённые лесопосадками.
2. Самое впечатляющее здание в Выездном — собор Смоленской иконы Божьей Матери. Собор построен в честь победы в войне 1812-го года. Шатровая колокольня, скорее всего старше самого собора.
3. Арзамас стоит на высоком берегу реки Теши, а Выездное — на противоположном, низком.
Этот храм единственный, в котором не только мы пожертвовали церкви, но и церковь пожертвовала нам. Тётечка в церковной лавке подарила нам кружку с изображением храма.
4. Есть в Выездном и кладбищенская церковь Сергия Радонежского.
Характерная особенность большинства арзамасских храмов — классический портик с колоннами.
5. А больше всего колонн у Воскресенского собора.
Собор построен в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Проект собора выполнил Михаил Коринфский (1788—1851), местный уроженец, выдающийся мастер классицизма, ученик известного в России архитектора А. Н. Воронихина. Собор был закрыт всего пять лет, поэтому в нём сохранились уникальные для России росписи, выполненные учениками Арзамасской художественной школы.
6.
7. Но не одинок собор на Соборной площади.
8. Здесь же Свято-Николаевский женский монастырь.
9. Купола. купола…
10. Храм иконы Божьей Матери Живоносный источник. Крестильный храм.
11. Магистрат.
12. Храмов в Арзамасе великое множество. И храмы разнообразные. Есть огромные соборы — Смоленский и Воскресенский, есть и совсем небольшие часовенки.
13. Часовня на территории Спасо-Преображенского монастыря.
14. Стоят они по одиночке и группами.
15.
16.
17.
18. Спасский собор -самое первое каменное здание города.
19.
20.
21.
22.
23. Благовещенский храм на территории Спасо-Преображенского монастыря напомнил мне храмы-корабли северного барокко в Тотьме.
И радует, что все храмы находятся в приличном состоянии. Там, конечно, есть ещё над чем поработать, но откровенных развалин, как, допустим, в Торжке, нам не попалось.
Число церквей в городе достигало 36-ти, а монастырей в городе было 5. Это говороит о том, что город был богатым. Здесь сходились дороги 10-ти направлений, торговля шла полным ходом, купечество богатело. Плодородные земли позволяли выращивать в достатке хлеб, славился город своим луком и гусями. Гусей гнали на продажу в Москву своим ходом. Давали им походить по жидкому дёгтю, образовавшиеся таким образом «галошки» позволяли сохранить лапы в течение долгого пути. Вес хорошоих гусаков доходил до 7 кг. Но гуси — это не только ценный мех мясо, но и развлечение для горожан. На Соборной площади устраивали гусиные бои.
24. В городе есть памятник гусю.
Сейчас в городе остался один полноценный монастырь — Никольский. Спасо-Преображенский, похоже, восстанавливается. На его бывшей территории сохранились четыре храма и часовня. А вот Алексеевский в полной разрухе и забвении. Два других были ликвидированы ещё во время реформ Екатерины II.
Благодаря своему «тыловому» расположению город не подвергался нападениям иноземных захватчиков, но, тем не менее, боевые действия не обошли его стороной. Через город прокатились две крестьянские войны — Степана Разина и Емельяна Пугачёва, порезвились здесь и шайки сторонников обоих Лжедмитриев. Обе революции 1917-го года к серьёзным боевым действиям в городе не привели. Гражданская война тоже сильного урона не нанесла. В городе было несколько крупных пожаров в 18-м и 19-м веках. Ну и Советская власть немного проехала на бульдозере.В послевоенные годы были построены несколько заводов. Но жильё для работников строилось в некотором отдалении от исторического центра, поэтому облик свой он в целом сохранил.
25. Бывшая уездная земская управа. Сейчас здесь православная гимназия.
26. Главная торговая улица города — Гостиный ряд.
27. Улица спускается от Соборной пощади к расположенной на берегу Теши войлочной фабрике. Для фабрики ещё в 1916-м году была построена электростанция.
28.
29. Лавка. Не поклонившись не войдёшь.
30. Эти ворота тоже явно не на Гулливера рассчитаны.
31.
32. Сохранилось несколько деревянных особняков. Ну и характерные для Арзамаса колонны.
33. Некоторые их них во вполне приличном состоянии. Похоже, что здесь тоже поработал Коринфский — автор Воскресенского собора. Значит, этому домику околоо 200 лет!
34. В центре сохранились и простые частные деревянные дома со всеми присущими им атрибутами.
35. Кинотеатр «Искра». Был построен в 1917-м году купцом Геннадием Терентьевым, скромно назвавшим его по своим инициалам «Гете».
36. Репертуар богатый, только вот сеансов нет.
Вот с чем плохо в Арзамасе, так это с общепитом. Нашли какое-то кафе, оно оказалось закрыто на спецобслуживание. В другом пахло как-то подозрительно, а больше ничего и не попалось. В результате отоварились в пятёрочке и перекусили уже в гостинице. В той поездке для меня главной целью был Арзамас, а вот для жены — Дивеево. Поэтому на сам город времени было явно недостаточно. Он достоин большего, его надо пройти пешочком от и до, заглядывая во дворы и закоулочки. С одной стороны, находящееся не так далеко Дивеево вроде и способствует развитию туризма в Арзамасе, а с другой — сильно оттягивает на себя внимание и многие туристические автобусы из Нижнего проезжают Арзамас без остановки, чтобы успеть уложиться в отведённое время.
Но город однозначно достоин посещения, тем более, что до него есть прямые поезда из Москвы. 7 часов в пути, как раз ночку поспать и целый день в городе. Вот написал и подумал — а не съездить ли ещё раз, только на поезде, а не на машине.
Гостиница у нас была в относительно новом микрорайоне, и, перкусив, вышли прогуляться в расположенный рядом парк имени Гайдара. По сути свое парк — это тот же лес, только огороженный и некоторые дорожки заасфальтированы. Позабавил нас памятник комсомольцам. Не столько композицией — она достаточно банальна, а своим цветом.
37. Впрочем, смотрите сами.
38. Сейчас мало кто помнит о страшной трагедии, случившейся 4 июня 1988-го года в районе станции Арзамас I.
39. Тогда взорвались три вагона, перевозивших взрывчатку из Дзержинска в Казахстан. В одном из них было 30 тонн гексогена.
40. Взрыв произошёл в 9.32 утра.
Погиб 91 человек, пострадали полторы тысячи, 151 дом был разрушен, 832 семьи остались без жилья. А вот здание вокзала, построенное в 1901-м году, устояло. Правительственная комиссия сочла основной версией причины взрыва нарушение правил погрузки и перевозки взрывчатых веществ, хотя были и предположения о спланированной вражескими спецслужбами диверсии. Но до сих пор полного и однозначного понимания причин трагедии нет.
41. Обратите внимание на этническую однородность населения города.
Мемориал расположен возле места взрыва, недалеко от вокзала. Каждый год в день взрыва у мемориала проходят памятные мероприятия.
Кстати, Арзамас имеет два полноценных вокзала, хотя они и принимают в сумме 8 пар пассажирских поездов. Да, наверное надо съездить ещё разок.
dmitry-sasin.livejournal.com
Воскресенский кафедральный собор | Официальный сайт благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии
Версия для мобильных устройств
Виртуальный тур из 3D-панорам по Воскресенскому собору.
Воскресенский кафедральный собор в Арзамасе занимает доминирующее положение на Соборной площади. Величественный храм — главное украшение города — стоит на высоком холме, завершая ансамбль его главной площади. В панорамах с дальних точек белый куб и пятиглавие собора безраздельно господствуют над застройкой, подчиняя себе все многообразие храмовых зданий города.
Построенный целиком на народные деньги, Воскресенский собор воздвигнут в благодарение Господу Богу за победу в Отечественной войне 1812 года, как памятник героизму русских воинов.
Постройка храма началась в 1814 году по проекту архитектора, уроженца Арзамаса Михаила Коринфского — выдающегося мастера позднего классицизма, ученика знаменитого архитектора Андрея Воронихина. Строительство продолжалось 28 лет. На здание ушло 5,5 млн. штук кирпича, 1000 кубов бутового камня для фундамента и 164 тонны железа.
Здание имеет форму греческого креста, положенного на квадрат. Длина и ширина храма равны и имеют по 30 сажен (63 м 90 см), а высота до среднего креста — 22 сажени (46 м 86 см). Собор имеет пять куполов сферической формы, высокие фронтоны, украшенные живописью, четыре портика, опирающиеся в совокупности на 48 колонн. На фронтонах собора расположены большие фрески на библейские сюжеты: «Воскресение Христа» (восточный фронтон), «Явление Святой Троицы Аврааму» (южный), «Собор всех святых» (западный), «Покров Пресвятой Богородицы» (северный).
Отделочные работы и роспись длились 21 год. Собор расписан учениками Арзамасской школы живописи Александра Ступина Осипом Семеновичем Серебряковым и его сыном Александром. Величественные иконостасы резной работы выполнены братьями Василием и Климом Ломакиными. Все пять иконостасов обрамлены огромными деревянными колоннами с капителями, украшенными пилястрами с изящной резьбой. Алтарные врата главного престола украшены иконами Спасителя и Богоматери, которые изображены восседающими на царских тронах, в белых одеждах, с коронами на главах, работы профессора живописи Николая Алексеева (зятя А.В. Ступина), расписывавшего впоследствии Исаакиевский собор Санкт-Петербурга.
«По общему облику и прекрасным пропорциям Арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова», — писал в 1926 году известный архитектор-реставратор Николай Померанцев.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Арзамасского благочиния Нижегородской епархии обязательна
arzblag.ortox.ru