Арзамас воскресенский собор – Паломничество в Арзамас, Воскресенский собор – Азбука паломника

Содержание

Воскресенский собор Арзамас

Воскресенский кафедральный собор в Арзамасе — не единственный в России храм, выстроенный после 1812 года и в память о нем. Но, несомненно, один из самых красивых и величественных.


Арзамасский Воскресенский Собор безусловно господствует в городской среде, но, будучи доминантой, не подавляет, не застит собой панорамы Арзамаса, составленной храмами и колокольнями.

В городском ландшафте Воскресенский собор, казалось бы, должен был оказаться чужеродным элементом. Со своими не позолоченными главами, с портиками, сахарно белеющими на высоком берегу реки, который в этом случае с успехом исполняет роль акрополя, он непременно должен выбиваться из храмовой застройки Арзамаса, но этого почему-то не происходит.

Храм, напротив, организует, собирает вокруг себя эти «румяные купола». Они почтительно расступаются перед собором, но и стремятся к нему; признают его первенство, но и своего достоинства не теряют. И собор, в свою очередь, не глядится среди них надменным чужестранцем, которому тесны свивальники провинциальных декораций.

Строительство Воскресенского собора

Воскресенский собор Арзамас

Арзамасский Воскресенский собор строился силами всего города, кто как мог помогал ему подняться над Соборной площадью, крупной ли жертвой, малой ли лептой, трудами ли своими.


К началу XIX века старый соборный Воскресенский храм Арзамаса далеко не удовлетворял горожан. И мал, и стар, и не так великолепен, как хотелось бы. И в 1813 году граждане решили увековечить память грозного 1812 года и выстроить новый, большой и красивый собор на месте прежнего.

Проект собора сделал арзамасский уроженец М. П. Варенцов (Коринфский). А средствами к постройке послужили кормовые деньги — те суммы, которые правительство должно было выделить городу за продовольствие военных, проходивших через Арзамас в 1812—1813 годах. План нового собора Арзамаса 17 февраля 1814 года был согласован с епископом Моисеем в Нижнем Новгороде.

Вскоре состоялась закладка Воскресенского собора Арзамаса, одновременно начали разбирать старый собор и высвободившиеся строительные материалы поступали на новую строительную площадку. Кирпич изготавливали тут же, близ арзамасского Тихвинского кладбища. Работы, при огромных масштабах постройки, шли медленно, кладку завершили к началу 1820-х годов, употребив более пяти с половиной миллионов кирпичей.

Самым неблагополучным образом сказался на ходе строительства большой арзамасский пожар 1823 года, когда в ночь с 6 на 7 августа выгорела почти вся нижняя часть города. Пожар разорил многих арзамасских купцов, являвшихся главными благотворителями строящегося собора.

Освящение собора

Интерьер Воскресенского собора в Арзамасе

Первый престол освятили только в 1832 году (в честь Покрова Пресвятой Богородицы). Дальше пошло быстрее. Второй престол — Всехсвятский — освятили в 1833-м, а на другой год — третий, во имя Александра Невского и Митрофана Воронежского.

К 1834 году собор еще не был должным образом убран внутри — иконостасы стояли без позолоты, росписи отсутствовали. Все эти работы совершались постепенно в течение 1830-х годов. 15 сентября 1840 года состоялось освящение главного престола Воскресенского собора Арзамаса.

Последний, пятый престол в соборе освятили во имя святого Иоанна Воина в 1842 году.

Православные храмы Арзамаса.

posmotrim.by

Воскресенский собор (Арзамас) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Воскресе́нский собо́р в Арзама́се — православный храм. Относится к Нижегородской и Арзамасской епархии Русской православной церкви. Занимает доминирующее положение на Соборной площади. Он построен в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

На здание ушло 5,5 млн штук кирпича, 1000 м³ бутового камня для фундамента и 164 т железа. Проект собора выполнил Михаил Коринфский, местный уроженец, ученик архитектора Андрея Воронихина.

Храм стоит на высоком холме, завершая ансамбль главной площади города. В панорамах с дальних точек белый куб и пятиглавие собора господствуют над застройкой, подчиняя себе все храмы города.

Здание имеет форму греческого креста, положенного на квадрат. Длина и ширина здания равны и имеют по 30 сажен (63 м 90 см), а высота до среднего креста — 22 сажени (46 м 86 см). На фронтонах собора расположены большие фрески на библейские сюжеты: «Воскресение Христа» (восточный фронтон), «Явление Святой Троицы Аврааму» (южный), «Собор Всех Святых» (западный), «Покров Пресвятой Богородицы» (северный).

В советское время собор собирались взорвать, но из-за возмущения жителей храм было решено просто закрыть. Вопрос об открытии собора в 1944 году поставил патриарх Сергий, уроженец Арзамаса, и в последней перед своей кончиной беседе с председателем Совета по делам РПЦ Георгием Карповым 4 мая 1944 года спрашивал его, «считает ли совет возможным ускорить» этот процесс[1]. В 1947 году в храме снова стали проходить службы.

«По общему облику и прекрасным пропорциям Арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова», — писал в 1926 году архитектор-реставратор Николай Померанцев.

В сентябре 2009 года собор посетил патриарх Кирилл[2].

13 августа 2017 года в рамках празднования 150-летия со дня рождения патриарха Сергия Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в Воскресенском кафедральном соборе города Арзамаса литургию[3].

Примечания

wiki2.red

Воскресенский собор (Арзамас) — Википедия. Что такое Воскресенский собор (Арзамас)

Воскресе́нский собо́р в Арзама́се — православный храм. Относится к Нижегородской и Арзамасской епархии Русской православной церкви. Занимает доминирующее положение на Соборной площади. Он построен в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

На здание ушло 5,5 млн штук кирпича, 1000 м³ бутового камня для фундамента и 164 т железа. Проект собора выполнил Михаил Коринфский, местный уроженец, ученик архитектора Андрея Воронихина.

Храм стоит на высоком холме, завершая ансамбль главной площади города. В панорамах с дальних точек белый куб и пятиглавие собора господствуют над застройкой, подчиняя себе все храмы города.

Здание имеет форму греческого креста, положенного на квадрат. Длина и ширина здания равны и имеют по 30 сажен (63 м 90 см), а высота до среднего креста — 22 сажени (46 м 86 см). На фронтонах собора расположены большие фрески на библейские сюжеты: «Воскресение Христа» (восточный фронтон), «Явление Святой Троицы Аврааму» (южный), «Собор Всех Святых» (западный), «Покров Пресвятой Богородицы» (северный).

В советское время собор собирались взорвать, но из-за возмущения жителей храм было решено просто закрыть. Вопрос об открытии собора в 1944 году поставил патриарх Сергий, уроженец Арзамаса, и в последней перед своей кончиной беседе с председателем Совета по делам РПЦ Георгием Карповым 4 мая 1944 года спрашивал его, «считает ли совет возможным ускорить» этот процесс[1]. В 1947 году в храме снова стали проходить службы.

«По общему облику и прекрасным пропорциям Арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова», — писал в 1926 году архитектор-реставратор Николай Померанцев.

В сентябре 2009 года собор посетил патриарх Кирилл[2].

13 августа 2017 года в рамках празднования 150-летия со дня рождения патриарха Сергия Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в Воскресенском кафедральном соборе города Арзамаса литургию[3].

Примечания

wiki.sc

Кафедральный Воскресенский собор, Арзамас

В 112 км от Нижнего Новгорода расположен древний город с богатыми историческими и культурными традициями. Статус города Арзамас получил в 1578 году. Визитной карточкой этого населенного пункта, раскинувшегося на берегу Тёши, притока Оки, является Воскресенский собор.

воскресенский собор арзамас Арзамас гордится этим совершенным творением, доминирующим над всем городом. Красавец-храм расположен на холме и является центральным объектом ансамбля Соборной площади.

Предыстория возникновения храма

Воскресенских соборов только в России насчитывается более 20, есть они и в других странах, в том числе и в Японии. Поэтому при описании центрального храма Арзамаса, в скобках будет указываться его территориальная принадлежность. Итак, Воскресенский собор (Арзамас) воздвигнут в честь великой победы русского народа над объединенной армией Европы под руководством Наполеона в 1812 году. Раньше на этой площади, которая неоднократно меняла свое название, была она Красной, Базарной, им. Ленина в годы Советской власти, был деревянно-земляной Кремль. Сам город был построен по указанию Ивана Грозного, в связи с его третьим походом на Казань – дорога пролегала через эти земли.

Основатель города Иван Грозный

По его же указу к юго-востоку от нынешнего собора, а тогдашнего кремля, был создан женский Никольский монастырь (1570 год), существующий и поныне, тоже входящий в ансамбль Соборной площади. Находящийся между храмом и монастырем крутой Никольский съезд запечатлен на картине В. Перова «Тройка». Когда-то здесь же у спуска находился Соборный садик (теперь здесь новостройки), были у низовий спуска и Настасьинские ворота.

воскресенский собор арзамас фото По преданию, Иван Грозный дал главному въезду в город со стороны Москвы имя своей любимой жены Анастасии, которая должна была вот-вот родить. В ансамбль площади входил и расположенный севернее теплый (отапливаемый) собор Живоносного Источника.

Бывшие и нынешние объекты ансамбля Соборной площади

Еще один монастырь, мужской, располагался восточнее «сердца» Арзамаса — Соборной площади. Введенская обитель знаменита тем, что ее настоятель Иоанн основал в 1706 году Саровскую пустынь. Теперь монастыря нет. Однако еще одно интересное здание имеется в окружении главной жемчужины города, которой является Воскресенский собор (Арзамас). Это здание магистрата, возведенное в середине XVIII века. Оно примечательно тем, что осталось единственным строением типовой гражданской архитектуры в России. Надо отметить, что с Воскресенским собором связана жизнь патриарха Кирилла — его дед и отец жили неподалеку от Арзамаса.

Авторитет Патриарха Сергия

Также Воскресенский кафедральный собор (Арзамас) неразрывно связан с жизнью еще одного Патриарха – Сергия. Его дед, Иван Дмитриевич Страгородский, в течение 32 лет служил в Воскресенском соборе старшим священником.

 воскресенский кафедральный собор арзамас И когда в 1943 году Сергия избрали на патриарший престол, первое, о чем он попросил, было открытие для богослужения Воскресенского храма в Арзамасе. Один из совсем немногих доживших до наших дней собор Поволжья открылся в том же году.

Метаморфозы культового сооружения

В начале XX века весь старинный город представлял собой как бы единый монастырский ансамбль – в нем было более 40 культовых сооружений. Неповторимую, единственную в Европе красоту приезжали отстаивать, рискуя жизнью, ученые из Петербурга. Но пришедшие к власти в 1917 году воинствующие атеисты уничтожили 38 объектов, оставив два, которые и дожили до наших жней – сам Воскресенский собор (Арзамас) и Преображенский храм Спасского монастыря, древнейший во всем округе. Жители города своим возмущением не дали их взорвать. В годы безверия в Воскресенском храме было общежитие для политзаключенных, позднее в нем открыли Музей атеизма и религии — по принципу Казанского собора в Ленинграде.

Единственная в своем роде красота

Надо отметить, что и внешне Кафедральный собор в Арзамасе напоминает знаменитое Казанский собор Санкт-Петербурга. Объясняется это тем, что автор проекта, Михаил Петрович Коринфский, в молодости был учеником великого Андрея Никифоровича Воронихина, автора проекта Казанского собора. Заложенный в 1814 году Воскресенский собор был выполнен в стиле русского классицизма талантливым архитектором — арзамазцем М. П. Коринфским (1788-1851).

 воскресенский собор арзамас историяСтроился этот храм 28 лет. Воскресенский собор (Арзамас) настолько красив и совершенен, что знаток русской зодчества архитектор-реставратор Н. Н. Померанцев не мог найти равного ему ни в Москве, ни в других городах России. Сравниться с ним могут только два собора в Санкт-Петербурге работы знаменитого русского зодчего В. П. Стасова – Троице-Измайловский и Спасо-Преображенский соборы.

Символ величия России

Проект по возведению нового храма взамен обветшалой церкви Воскресения Христова, которой еще царь Федор Иоанович в 1598 году пожертвовал крест-мощевик, считался весьма амбициозным – было выстроено несколько кирпичных заводов, которые так и назывались – «соборные». Строительство храма было великим событием и обросло легендами и поговорками.

Строгость и симметрия и, вместе с тем, величие, торжественность и монументальность храма, были призваны символизировать величие и мощь России. Таким виделся автору проекта и создателю архитектору М. П. Коринфскому Воскресенский собор (Арзамас). Фото, прилагаемое ниже, демонстрирует, что мечты и чаяния осуществились в полной мере.

Архитектура храма

Покоится сооружение на стилобате – высоком ступенчатом основании, которое представляет собой греческий крест, положенный на квадрат. Длина и ширина, равные между собой, достигают 64 метров. Украшено здание пятью сферическими куполами, самый большой из которых, центральный, имеет 12 окон. Четыре портика, расположенные с четырех сторон, и высокие фронтоны, опирающиеся на 13-метровые колонны (48 штук), образуют по кругу здания своеобразное ожерелье.

воскресенский собор адрес

На фронтонах расположены большие фрески на библейские сюжеты. 24 окна, ни одно из которых не является прямым – каждое имеет откос для изолирования от улицы внутреннего помещения — делают его просторным, легким, полным света. Пол, выложенный деревянными брусьями, общая спокойная, выдержанная в светлых коричневых тонах, колористика внутреннего помещения – все располагает к молитвенному настроению.

Роспись храма

Необходимо отметить, что в этом городе стараниями художника-педагога А. В. Ступина была создана Арзамасская школа живописи, учениками которой были В. Перов, архитектор М. П. Коринфский, О. С. Серебряков. Последний со своим сыном Александром и другими художниками-ступинцами с 1834 по 1837 год расписывали тушью по сырой штукатурке стены и своды храма, которым так гордится Арзамас. Собор воскресения христова славится 14 огромными полотнами, на которых отображена жизнь Иисуса Христа. Фигуры выполнены в человеческий рост. За образцы были взяты шедевры мировой западной живописи. В главном куполе между окон расположены фигуры 12 апостолов, чуть ниже – 4 евангелистов.

Иконостас и престолы собора

Резной, прекрасный иконостас работы братьев Ломакиных, Клима и Василия, сохранился до наших дней. Царские ворота украшены иконами Богоматери и Христа, выполненными в человеческий рост талантливым живописцем Алексеевым (зятем Ступина), который известен тем, что расписывал Исаакиевский собор. В честь Воскресения Христова освящен Центральный престол. Правый придел освящен в честь Александра Невского и Митрофана Воронежского.

арзамас собор воскресения христоваЛевый – в честь святого мученика Иоана-воина. Слева и справа в полукруглых нишах портиков имеются еще два придела с одноярусными иконостасами – в честь Покрова Пресвятой Богородицы (правый), в честь Всех Святых (левый). Престолы освящались по мере их строительства.

Главный престольный праздник и святыни собора

Каждый православный храм России имеет главный престольный праздник. С 1887 года имеет его и Воскресенский собор (Арзамас). История этого праздника уходит корнями в 335 год, когда царицей Еленой был освящен в Иерусалиме Храм Воскресения Христова. Называется этот день «Воскресение словущее». В каждом приходе Арзамаса было принято иметь по два храма – отапливаемый печами теплый и холодный, которым и был Воскресенский собор.

 кафедральный собор в арзамасеСлужбы в нем проводились, начиная с Пасхи и заканчивая Покровом. Когда собор был Музеем атеизма, в него сносили вещи из разрушенных культовых сооружений. Так из Ильинской церкви был принесен Честной и Животворящий Крест Господень, который был приобретен в XVII веке (изготовление его относят приблизительно к XVI веку). Самой древней святыней храма является «Государево данье» — икона Воскресения Христова (сошествие в ад) XVI века. Она была подарена Иваном Грозным. Здесь имеются еще несколько святынь, о которых можно написать не одну статью. Увидеть их, и узнать замечательную историю храма можно, посетив Воскресенский собор, адрес которого таков: пл. Соборная, 19, Арзамас, Нижегородская обл., Россия, 607720.

fb.ru

Воскресенский собор (Арзамас) Википедия

Воскресе́нский собо́р в Арзама́се — православный храм. Относится к Нижегородской и Арзамасской епархии Русской православной церкви. Занимает доминирующее положение на Соборной площади. Он построен в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

На здание ушло 5,5 млн штук кирпича, 1000 м³ бутового камня для фундамента и 164 т железа. Проект собора выполнил Михаил Коринфский, местный уроженец, ученик архитектора Андрея Воронихина.

Храм стоит на высоком холме, завершая ансамбль главной площади города. В панорамах с дальних точек белый куб и пятиглавие собора господствуют над застройкой, подчиняя себе все храмы города.

Здание имеет форму греческого креста, положенного на квадрат. Длина и ширина здания равны и имеют по 30 сажен (63 м 90 см), а высота до среднего креста — 22 сажени (46 м 86 см). На фронтонах собора расположены большие фрески на библейские сюжеты: «Воскресение Христа» (восточный фронтон), «Явление Святой Троицы Аврааму» (южный), «Собор Всех Святых» (западный), «Покров Пресвятой Богородицы» (северный).

В советское время собор собирались взорвать, но из-за возмущения жителей храм было решено просто закрыть. Вопрос об открытии собора в 1944 году поставил патриарх Сергий, уроженец Арзамаса, и в последней перед своей кончиной беседе с председателем Совета по делам РПЦ Георгием Карповым 4 мая 1944 года спрашивал его, «считает ли совет возможным ускорить» этот процесс

[1]. В 1947 году в храме снова стали проходить службы.

«По общему облику и прекрасным пропорциям Арзамаский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова», — писал в 1926 году архитектор-реставратор Николай Померанцев.

В сентябре 2009 года собор посетил патриарх Кирилл[2].

13 августа 2017 года в рамках празднования 150-летия со дня рождения патриарха Сергия Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в Воскресенском кафедральном соборе города Арзамаса литургию[3].

ru-wiki.ru

ПОЧИТАЕМЫЕ ОБРАЗЫ АРЗАМАССКОГО ВОСКРЕСЕНСКОГО СОБОРА

При посещении Арзамаса купила набор открыток Почитаемые образы Арзамасского Воскресенского Собора,выкладываю их здесь:
Всё об этой поездке здесь:Собор Воскресения Христова в Арзамасе http://lara868.livejournal.com/114024.html
СТАРЫЕ ДОМА ВОКРУГ СОБОРНОЙ ПЛОЩАДИ В АРЗАМАСЕ http://lara868.livejournal.com/113688.html
КРЕСТИЛЬНЫЙ ХРАМ В АРЗАМАСЕhttp://lara868.livejournal.com/113606.html
НИКОЛАЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В АРЗАМАСЕhttp://lara868.livejournal.com/114422.html
СОБОРНАЯ ПЛОЩАДЬ В АРЗАМАСЕhttp://lara868.livejournal.com/114804.html



Левая-ИКОНА СВ.МУЧЕННИКА ИОАННА ВОИНА .В арзамасе в течение многих веков особо почитается св.Иоанн Воин,и один из приделов Воскресенского Собора освящен во имя этого святого.И сегодня перед древним образом Иоанна Воина испрашивают благословения юноши перед службой в армии,ему молятся и при потере имущества,которое часто после этого находится.
______________________________________________________
Правая- ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО-СОШЕСТВИЕ ВО АД.Одна из древнейших икон в соборе.По свидетельству арзамасского краеведа Н.М.Щеголькова,написавшего в начале ХХ векаобширный труд по истории храма,»…в уважение к особой древности оставлены для нового собора только две храмовые иконы:Воскресение христово — «Государево данье»,и Иоанна Воина».В старых описях имущества Воскресенского собора древняя икона Воскресения Христова,в полное наименование которой еще прибавляется — «Сошествие в ад»,с изображениями праздников именуется «Государевым даньем».Сторонниками исторической версии пребывания на нашей земле Иоанна Васильевича Грозного и основания им Арзамаса икона считается даром именно Иоанна IV,будто бы оставленным им здесь в благословение на устроение города и постройку храма Воскресения Христова .Однако в той же формулировке — «государево данье» — вписывались пожертвования в храмы и вклады царей Федора Иоанновича,Бориса Годунова,Василия Шуйского и даже Михаила Федоровича,ко времени царствования которого относилась древнейшая из известных описей соборного имущества(1643года)

Левая -ОБРАЗ ВСЕХ СВЯТЫХ .Эта икона,по мнению специалистов,является характерным образцом иконописных работ Ступинской школы ,вследствие чего образ неоднократно,по благословению правящего Архиерея,экспонировался на Православных художественных выставках.Необычной деталью иконы является отсутствие нимбов у святых.Исследователями отмечается высокое качество работы иконописца;лик каждого из святых имеет свои индивидуальные черты.
_______________________________________________________
Правая-ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ.После прославления в 1903году в лике святых преподобного Серафима Саровского в окрестностях Арзамаса стало очень популярным изображение святого старца,где его лик и руки были живописной работы,а всё остальное выполнялось из ткани,бумаги,фольги и природных материалов.Один из самых богатых по сюжету и деталям образов такого типа — «Прп.Серафим,молящийся на камне» — хранится в Воскрсенском Соборе.

Левая — В РОДАХ ПОМОЩНИЦА.Образ Пресвятой Богородицы с надписанием : «Како помогает женам раждати чада».Икона эта весьма популярна среди будущих мам ,в народе она именуется «В родах помощница».Имеются свидетельства о даровании чада супругам,много лет не имевшим детей,после молитвы перед этим образом.
________________________________________________________
Правая — Местные иконы главного алтаря Соборного храма — работы,принадлежащие кисти академика Н.М.Алексеева — ученика и зятя А.В.Ступина

Левая — СЕРАФИМО-ПОНЕТАЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ.В Соборной ризнице хранится несколько списков с прославленной в 1885г. иконы «Знамения» Серафимо-Понетаевской.Серафимо-Понетаевский монастырь находился в Арзамасском уезде(в настоящее время Шатковского района),и это чудотоворный образ был очень почитаем.точные его списки,изготовленные в монастырской мастерской,имели широкое распространение в арзамасе и окрестных храмах.
_________________________________________________________
Правая — Местные иконы главного алтаря Соборного храма -работы,принадлежащие кисти академика Н.М.Алексеева — ученика м зятя А.В.Ступина.

Левая — ХРИСТОС-ДОБРЫЙ ПАСТЫРЬ.Очень изящное скульптурное изображение Спасителя из белого мрамора,именуемое»Христос — Добрый Пастырь».Вероятнее всего,эта скульптура была приобретена кем-то из арзамасских купцов,имевших широкие торговые связи,в том числе ,в Западной Европе,и размещена в каком-то из приходских храмов в качестве вклада на молитвенную память,а в «музейный период»Собора принесена сюда в качестве экспоната.
____________________________________________________________
Правая -«ХРИСТОС В ТЕМНИЧКЕ».Во многих монастырях и приходских церквях Нижегородской губернии ,особенно в южных районах и,в частности,в Арзамасе и ближайших сельских храмах,с давних времен имело распространение скульптурное изображение Христа Спасителя в момент страданий.Сидящий Христос изображается в багрянице с тростью в руке и терновым венцом на главе;обычно скульптурное изображение помещается в деревянный застекленный футляр.В народе это изображение получило наименование «Христос в темничке».Вопреки бытующему мнению о проникновении в Нижегородскую глубинку католических традиций скульптурного церковного изображения,эта.как и другие местные деревянные скульптурные композиции,к западному христианству не имеет никакого отношения.Дело в том,что у коренного населения Эрзянской земли во время распространения здесь Православия и строительства первых храмов практически не было живописных навыков,зато многие из местных лесных жителей были искусными резчиками по дереву.И,будучи просвещенными верой Христовой,они стали украшать храмы резными изображениями Спасителя,Богородицы и святых.

Левая — НИКОЛА МОЖАЙСКИЙ .В изданной в 1911году книге Н.М.Щеголькова»Исторические сведения о городе арзамасе» указано,что это «чудно сохранившийся памятник четырехсотлетней старины».Около 1580г.икона была преподана игуменом арзамасского Спасо-Преображенского мужского монастыря Сергием в дар новообразованному Николаевскому женскому монастырю.Она прославилась многими чудотворениями и по сегодняшний день является одной из почитаемых святынь арзамаса.Шедевр златошвейного искусства,которым в совершенстве владели сестры арзамасских женских монастырей,-шитая риза образа святителя Николая.
______________________________________________________
Правая — ЖИВОТВОРЯЩИЙ КРЕСТ. Это самая известная и почитаемая святыня Воскресенского Собора и всего города Арзамаса.Чудесным образом обретенное во второй половине XVIIвека благочестивым арзамасцем по фамилии Шаянский,Распятие было поставлено в ильинской церкви.В тридцатые годы XXвека оно было перенесено в Воскрсенский собор,где тогда размещался Антирелигиозный музей.Много раз,по усердным молитвам жителей города перед Животворящим Крестом.Господь избавлял Арзамас от моровых поветрий,пожаров,бездорожия и других бедствий.Перед образом Христа Распятого исцелялись и исцеляются люди от неизлечимых телесных недугов и обретают духовное утешение и укрепление все,кто с верой приходит к святыне.

Левая — СЕМИСТРЕЛЬНАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ,по другму именуемая «Умягчение злых сердец».Одна из почитаемых в XIXв.,по местному преданию,одним из учеников А.В.Ступина.Начиная с 1998года несколько раз на иконе замечали капельки мирра,освидетельствовал которые епископ БЮалахнинский Иерофей (Соболев).
_______________________________________________
Правая — КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ.Так же ,как Животворящий Крест и образ Николы Можайского,эта икона находится в Ваоскресенском Соборе с его «музейного «периода.Предание гласи,что этот образ был написан для Арзамасского Троицкого мужского монастыря.Но когда икону переносили в обитель,отслужив молебен около Макарьевского Крестовоздвиженского храма,не смогли сдвинуть ее с места.Увидев в этом знамение,икону оставили в крестовоздвиженской церкви,а в 1792году в этом приходе построили теплый Казанский храм в честь чудотворного образа.

Левая-ТИХВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ.Одна из двух,находящихся в холодном Соборе Тихвинских икон,украшенных золотным шитьем.Вышитые в арзамасских женских обителях иконные ризы.Плащаницы и богослужебные облачения пользовались широким спросом по всей России,и даже в зарубежных православных монастырях и храмах.До сегодняшнего дня на Святой земле хранятся образцы работ арзамасских мастериц.
_____________________________________________________
Правая-ТИХВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ.Одна из двух Тихвинских икон,находящихся в холодном Соборе,украшенных золотым шитьем по бархату,с использованием драгоценных и полудрагоценных камней.Изготовление шитых риз на эти и некоторые другие находящиеся в соборных храмах иконы приписываются мастерицам Алексеевского женского монастыря.Очень сложный рисунок золотого шитья и высокое качество исполнения работы заставляют восхищаться талантом,мастерством и самоотверженностью монахинь-златошвеек,чье послушание было очень тяжелым:оно требовало большого терпения и кропотливого труда,к тому же,из-за отсутствия хорошего освещения ,у многих из них со временем ухудшилось зрение.

lara868.livejournal.com

Воскресенский собор (Арзамас) Википедия

Воскресе́нский собо́р в Арзама́се — православный храм. Относится к Нижегородской и Арзамасской епархии Русской православной церкви. Занимает доминирующее положение на Соборной площади. Он построен в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

На здание ушло 5,5 млн штук кирпича, 1000 м³ бутового камня для фундамента и 164 т железа. Проект собора выполнил Михаил Коринфский, местный уроженец, ученик архитектора Андрея Воронихина.

Храм стоит на высоком холме, завершая ансамбль главной площади города. В панорамах с дальних точек белый куб и пятиглавие собора господствуют над застройкой, подчиняя себе все храмы города.

Здание имеет форму греческого креста, положенного на квадрат. Длина и ширина здания равны и имеют по 30 сажен (63 м 90 см), а высота до среднего креста — 22 сажени (46 м 86 см). На фронтонах собора расположены большие фрески на библейские сюжеты: «Воскресение Христа» (восточный фронтон), «Явление Святой Троицы Аврааму» (южный), «Собор Всех Святых» (западный), «Покров Пресвятой Богородицы» (северный).

В советское время собор собирались взорвать, но из-за возмущения жителей храм было решено просто закрыть. Вопрос об открытии собора в 1944 году поставил патриарх Сергий, уроженец Арзамаса, и в последней перед своей кончиной беседе с председателем Совета по делам РПЦ Георгием Карповым 4 мая 1944 года спрашивал его, «считает ли совет возможным ускорить» этот процесс[1]. В 1947 году в храме снова стали проходить службы.

«По общему облику и прекрасным пропорциям Арзамаский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова», — писал в 1926 году архитектор-реставратор Николай Померанцев.

В сентябре 2009 года собор посетил патриарх Кирилл[2].

13 августа 2017 года в рамках празднования 150-летия со дня рождения патриарха Сергия Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в Воскресенском кафедральном соборе города Арзамаса литургию[3].

Примечания

wikiredia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *