Кафедральный патриарший собор Успения Пресвятой Богородицы | |
---|---|
Успенский собор Московского Кремля | |
Успенский собор, вид с юго-востока, 2009 год | |
Страна | Россия |
Город | Москва |
Адрес | Кремль, Соборная площадь |
Ближайшая станция метро | Александровский сад, Библиотека имени Ленина |
Конфессия | православие |
Патриархат | Московский |
Епархия | Московская городская |
Благочиние | Центральное |
Освящён | 12 августа 1479 |
Придел(ы) |
|
Престольный праздник |
|
Реликвии | мощи святителей Петра, Киприана, Фотия, Ионы, |
Успенский собор Московского Кремля фото описание архитектор
Собор выполнен в технике смешанной кладки: основные объемы возведены из тщательно отесанных белокаменных блоков с внутренней забутовкой, а наиболее сложные конструктивные элементы (арки, своды, барабаны и столпы) сооружены из кирпича. Размер кирпича 28x16x7 см. Престолы собора освящены в честь Успения Пресвятой Богородицы, во имя великомученика Димитрия Солунского, в честь Похвалы Пресвятой Богородицы и во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.
В настоящее время нижний свет собора состоит из десяти окон четверика и семи окон алтарных полукружий, верхний свет — из одиннадцати окон. В соборе три входа-портала, главный — западный.
Успенский собор Московского Кремля — трехнефный, пятиглавый, имеет прямоугольную форму, вытянут по оси «запад — восток». Кладка храма состоит из небольших блоков белого камня. Стены покоятся на мощном цоколе и разделены пилястрами на одинаковые по размерам прясла, которые завершаются одинаковыми по высоте полуциркульными закомарами. Здание отличает особая монолитность: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты с северной и южной сторон массивными пилонами, крупные мощные главы сближены, создавая вместе с соотношением высоты стен и барабанов ощущение определенной приземистости постройки.
Гладь стен подчеркивают узкие щелевидные окна в двух ярусах и небольшой аркатурно-колончатый фриз, заимствованный из владимиро-суздальской архитектуры, но при этом переработанный зодчим для выражения своей архитектурной идеи — пояс из колонок и арочек лишен пластичности, он почти не выделяется из стены и не «разрушает» ее плоскости. Современники отмечали, что здание смотрится «как един камень». Это впечатление усиливает и некоторая ассиметрия собора: сгруппированные вокруг центрального купола главы собора, а также порталы южной и северной стен сдвинуты к востоку.
Арочные перспективные порталы окружают собор с трех сторон: южной, северной и западной. Такие порталы были характерны и для владимиро-суздальского зодчества XII—XIII веков, и для раннемосковского зодчества XIV — первой половины XV столетий. По мнению С. С. Подъяпольского, «их некоторая приземистость, отсутствие киля в архивольте позволяют сопоставить их скорее с порталами владимирского собора, чем с московскими порталами, за исключением такого характерно московского мотива, как “дыньки” на полуколоннах обрамления». Можно добавить, что предками русских перспективных порталов, по всей видимости, были порталы романские.
Восточные алтарные выступы (апсиды) — скругленные, пониженные по отношению к закомарам. Они традиционны для облика русского храма, но при этом выражены менее объемно, чем апсиды владимирского Успенского собора. Устройство сдвоенных узких апсид у боковых нефов, северного и южного, обусловлено необходимостью разместить в алтарной части, помимо основного престола, жертвенник и три придела, существовавшие еще в предшествовавшем храме: во имя Димитрия Солунского, в честь Поклонения веригам апостола Петра и в честь Похвалы Богородицы. С. С. Подъяпольский считает, что «найденное решение алтаря оказалось единственно возможным при данной композиции собора, хотя сам по себе этот прием и может быть в какой-то степени сопоставлен с устройством у некоторых, особенно однонефных, итальянских церквей готического периода».
Аркатурно-колончатый фриз Успенского собора восходит к прообразу во Владимире, однако в его прорисовке проступают итальянские черты. Во-первых, к ним относится форма капителей, которые аналогичны капителям внутренних столпов, поддерживающих своды. Это характерные для романской архитектуры кубические капители, лишь слегка видоизменные легким скруглением граней. Во-вторых, можно отметить прием перехвата колонок узкими поясками, широко распространенный в готической архитектуре — и в частности, в сооружениях родной Аристотелю Фьораванти Болоньи.
posmotrim.by
Успенский собор Московского Кремля
Успенский собор на протяжении почти шести веков являлся главным храмом Российского государства. В соборе венчали на царство и короновали императоров, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов. Успенский собор расположен с северной стороны Соборной площади Московского Кремля.
Станции метро: «Боровицкая», «Библиотека имени Ленина», «Александровский сад», «Арбатская», «Театральная», «Площадь революции», «Охотный ряд».Архитектура Успенского собора
Собор, высота которого с крестом составляет 45 м, представляет в плане четырехугольник. Стены выстроены из белого камня, своды и другие части – из кирпича. Свод поддерживается четырьмя колоннами диаметром более 2 м.
Над южным входом, обращенным к Соборной площади, изображение Владимирского образа Богоматери в окружении архангелов Михаила и Гавриила. Ниже, в декоративном фризе, изображение московских святителей Алексия, Ионы, Петра, Иоанна Новгородского, митрополита Филиппа и новгородского епископа Никиты. Над порталом – образ «Спас Нерукотворный». По сторонам вход охраняют архангел Михаил и ангел-хранитель. Внутренние двери (Корсунские, или Золотые врата) покрыты десятью медными листами, на которых золотом изображены библейские сцены, орнаменты и надписи на старославянском.
Над северным входом изображения шести святых: Пафнутия Боровского, Исайи, Леонтия, Игнатия, Дмитрия Прилуцкого и Сергия Радонежского. Выше – изображение Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи с собором апостолов и св. Николаем Чудотворцем. Вход также охраняется архангелом Михаилом и ангелом-хранителем.
На восточной стене в верхних полукружиях изображение святой Троицы, справа – София Премудрость Божия в виде огненноликого ангела и крылатые Богоматерь со святым Иоанном Предтечей. Слева – Похвала Богоматери – поклонение Марии с младенцем, символизирующее наличие в храме Похвальского придела.
Иконостас
Иконостас Успенского собора создан в 1653 году по инициативе патриарха Никона. В его 69 иконах проиллюстрирована вся история человечества по Библии. Верхний ряд – праотеческий – ветхозаветный период, предшествовавший воплощению Христа. В следующем, пророческом ряду изображены пророки перед Богоматерью Знамением, они держат свитки с текстами пророчеств о Иисусе Христе. В праздничном ряду – иконы, посвященные основным событиям жизни Христа.
Приделы
- Придел апостолов Петра и Павла
- Придел в честь похвалы Богоматери
- Придел Дмитрия Солунского
История Успенского собора
4 августа 1326 года, в период княжения Ивана I Калиты, по благословению митрополита Киевского и вся Руси Петра на месте деревянной церкви был заложен первый каменный храм Москвы – одноглавый белокаменный собор в честь Успения Божией Матери. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города. Отныне Московский, а не Владимирский Успенский собор должен был стать главным храмом Руси.
21 декабря 1326 года митрополит Петр скончался и был первым похоронен в недостроенном Успенском соборе. В 1327 году строительство храма Успения было закончено, 14 августа (по старому стилю) собор был освящен ростовским епископом Прохором. В 1329 году преемник митрополита Петра Феогност устроил в храме придел в честь Поклонения честным веригам апостола Петра. В 1459 году святителем Ионой в соборе был устроен придел в честь Похвалы Богородицы в ознаменование победы над татарским ханом Седи-Ахматом.
В 1395 году Тамерлан, разгромив Тохтамыша, вторгся в русские территории, разорил Рязанскую землю и двинулся к Москве. В Москву была доставлена древняя Владимирская икона Божией Матери и установлена в Успенском соборе. Тамерлан не решился вступить в бой с войском великого князя Василия I Дмитриевича и неожиданно отступил. Считается, что Владимирская икона спасла Москву от Тамерлана, на долгое время она стала главной святыней Русского государства. На месте встречи (сретенья) иконы впоследствии был основан Сретенский монастырь.
К середине XV века собор сильно обветшал, а после очередного пожара 1470 года практически пришел в негодность. Летом 1471 года митрополит Филипп «стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подперты древами толстыми». В начале 1472 года собор был разобран до основания, при этом обретены нетленные мощи святителя Петра.
Возведение нового, невиданных до этого размеров, соборного храма начато весной 1472 года псковскими зодчими Кривцовым и Мышкиным. Митрополит Филипп велел строить новый собор по образцу Владимирского Успенского собора, но крупнее его. Когда высота стен строящегося собора достигла человеческого роста, в них были сделаны ниши, в которых поместили мощи московских святителей – Петра, Киприана, Фотия и Ионы. На время строительства, чтобы не прекращать богослужения, возле гробницы Петра на месте будущего алтаря была поставлена временная деревянная Успенская церковь. В ней 12 ноября 1472 года великий князь Иван III Васильевич обвенчался с Софьей Палеолог.
21 мая 1474 года, когда уже были возведены стены, и началось возведение сводов, рухнула северо-западная часть собора. Причиной обрушения летописи называют землетрясение: «Бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися».
Иван III поручил Семену Толбузину найти мастеров в Италии, которая в то время славились своими строителями. С. Толбузин пригласил в Москву болонского архитектора Аристотеля Фиораванти, получившего свое прозвище за мудрость и искусность. В апреле 1475 года он прибыл с город. Разобрав стены полуразрушенного храма всего за неделю, А. Фиораванти выехал во Владимир, где ознакомился с Владимирским Успенским собором. В том же 1475 году Фиораванти приступил к возведению нового храма. Летом 1479 года строительство было закончено. Собор представлял собой шестистолпный пятиглавый храм, пять мощных глав которого символизировали Иисуса Христа в окружении четырех апостолов. 12 августа 1479 года состоялось торжественное освящение Успенского собора митрополитом Геронтием.
В 1480 году в связи с нашествием хана Ахмата в соборе совершен молебен перед Владимирской иконой Божией Матери. Вскоре, после «стояния» на Угре, татары без боя ушли обратно.
В 1481 году иконописцем Дионисием с помощниками был устроен новый трехъярусный иконостас. В этом же году расписаны Петроверигский и Похвальский приделы. 4 февраля 1498 года в Успенском соборе первым на Руси венчан по царскому обряду внук Ивана III 15-летний Дмитрий Иванович.
В 1513–1515 гг. были полностью расписаны стены и своды. Большую часть доходов собора составляли пожертвования, которые делались, в основном, на поминовение своей души. Кроме того, делались земельные и денежные вклады. За короткое время собор стал достаточно крупным землевладельцем, а его земельным владениям были предоставлены значительные льготы.
В 1521 году в связи с нашествием крымского хана Магмет-Гирея перед Владимирской иконой Божией Матери совершен молебен. И снова хан ушел из-под Москвы без боя.
16 января 1547 года в Успенском соборе по специально разработанному обряду, с миропомазанием, венчан на царство Иван IV Грозный.
В июле 1568 года митрополит Московский Филипп во время службы обличил Ивана Грозного перед всем народом в беззакониях, после чего был низвержен из сана.
В 1589 году митрополит Иов поставлен первым патриархом Московским и всея Руси.
В 1598 году в соборе венчан на царство Борис Годунов.
20 (30) июня 1605 года Лжедмитрий I вступил в Москву, 21 июня (1 июля) венчался на царство в Успенском соборе патриархом Игнатием. В мае 1606 года здесь состоялось его венчание с Мариной Мнишек. В 1612 году Успенский собор был разорен во время польско-литовской интервенции.
В 1613 году венчан на царство Михаил Федорович – первый царь из династии Романовых. Во время его правления собору были пожалованы владения во Владимирском уезде с селами Овчухи и Чоково и деревней Васильевкой. К концу 1640-х гг. количество дворов в вотчинах достигло 160, а к 1670-м гг. – 253 с 949 душами мужского пола.
В 1625 году собору положена часть Ризы Господней, присланная царю Михаилу Федоровичу и патриарху Филарету персидским шахом Аббасом, который завладел святыней при захвате Грузии. В 1686 году в храме положен Гвоздь от Креста, на котором был распят Иисус Христос, вывезенный из Грузии царем Арчилом, проживавшем в Москве.
В 1642–1643 гг. около 150 мастеров из 16 городов России выполнили новую роспись Успенского собора, повторяющую фрески 1515 года.
В октябре 1700 года в соборе похоронен последний десятый досинодальный патриарх Адриан.
Во время Отечественной войны 1812 года Успенский собор был разграблен и осквернен французами. Главные ценности были заранее вывезены из Москвы: Патриаршая ризница отправлена в Вологду, Владимирская и Иверская иконы – во Владимир. Оставшаяся утварь и ценности были расхищены. В храме захватчиками была устроена конюшня, на полах жгли костры. Посреди собора французскими солдатами был устроен горн, в котором переплавляли ризы с икон и пережигали священные парчевые облачения. Всего было переплавлено 18 пудов золота и 325 пудов серебра – такие данные были указаны в надписи, оставленной французами на одном из столпов собора. Существует версия, что покидая Кремль, Наполеон приказал взорвать Успенский собор, но чудесно хлынувший дождь потушил зажженные фитили. Часть похищенного серебра была отбита у наполеоновской армии казаками. Из него было отлито большое соборное паникадило «Урожай» весом 328 кг, украшающее сегодня храм. 52 фунта серебра использованы на возобновление оскверненной раки митрополита Филиппа.
В 1813–1815 гг. собор был восстановлен после разграбления. Заново освящен Петропавловский придел. 23 апреля 1814 года воспета «хвалебная песнь Господу» в честь взятия Парижа и победы над Наполеоном. В 1856 году в соборе было устроено отопление. 5 марта 1861 года в Прощеное воскресенье перед Великим постом в соборе оглашен манифест императора Александра II об отмене крепостного права в России. 14 мая 1896 года в храме был коронован последний российский император Николай II. Корону новому государю передал митрополит Палладий.
В 1894–1896 гг., а также в 1910-х гг. производилась реставрация Успенского собора. В 1913 году состоялась канонизация св. Гермогена, его мощи были положены в ажурную сень, где прежде находилась Риза Господня. Серебряный гроб был изготовлен на пожертвования Николая II.
Во время революционных октябрьских событий 1917 года собор был поврежден при обстреле, урон был нанесен центральной, юго-западной и юго-восточной главам, но в период 1917–1918 гг. последствия обстрела были почти полностью исправлены реставрационными работами. 21 ноября 1917 года состоялось поставление патриарха Тихона, избранного по жребию перед Владимирской иконой после восстановления патриаршества в России. 4–5 мая 1918 года на Пасху в соборе прошла последняя служба, которую возглавил епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов). К этому времени богослужения во всех кремлевских соборах были запрещены, исключение было сделано только для Успенского собора. В. И. Ленин лично наблюдал за крестным ходом, ему приписывают фразу «Последний раз ходят!», сказанную своим соратникам.
2 января 1922 года Президиум ВЦИК принял постановление «О ликвидации церковного имущества». 23 февраля 1922 года Президиум ВЦИК опубликовал декрет, который предписывал местным Советам «…изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий, по описям и договорам все драгоценные предметы из золота, серебра и камней…». Согласно Общей описи ценностей, изъятых из Успенского собора, в Гохран только в апреле 1922 года было передано 13 ящиков, содержащих 67 пудов 2 фунта 31 золотник серебра. 9 сентября изъято еще 9 пудов серебряного лома: 17 лампад, серебряная рака Гермогена, большой серебряный подсвечник от раки, изготовленный по рисунку Васнецова. В 1930–1940-х гг. изъятие ценностей из собора продолжилась.
В 1954 году после реставрации были организованы экскурсии в Успенский и Благовещенский соборы. 20 июня 1955 года Кремль открыт для свободного доступа посетителей, а собор превращен в музей. В феврале 1960 года Успенский, как и другие соборы Московского Кремля, был передан в ведение Министерства культуры СССР. В 1960-х гг. начинаются реставрационные работы по раскрытию первоначальных росписей. В 1979 году торжественно отмечен 500-летний юбилей Успенского собора, а в 1980 году основные ремонтно-реставрационные работы в храме были закончены.
13 октября 1989 года, накануне праздника Покрова Богоматери, патриарх Пимен впервые после 70-летнего перерыва отслужил в соборе панихиду по Всероссийским патриархам и молебен всем святым, «в земле Российской просиявшим». 23 сентября 1990 года в соборе отслужена первая литургия патриархом Алексием II. В храме возобновлены богослужения. В 1992 году впервые в России совершен чин прославления новомучеников российских, в том числе великой княгини Елизаветы Федоровны, митрополитов Владимира, Вениамина и других.
Исторические и священные реликвии
- Мономахов трон (царское моленное место). Установлен напротив иконостаса царем Иваном IV Грозным в 1551 году.
- Патриаршее моленное место – каменный шатер, обитый малиновым бархатом. Расположено у юго-восточного столпа.
- Царицыно моленное место. Расположено у северо-восточного столпа.
- Бронзовый шатер с ажурной решеткой, отлитый в 1624 году Дмитрием Сверчковым по велению патриарха Филарета для хранения Гроба Господня. Расположен у западной стены собора. В настоящее время в шатре находится рака с мощами патриарха Гермогена.
- Пятиярусный иконостас, созданный в 1652–1653 гг., включающий иконы «Богоматерь Владимирская» (1514 г.), «Спас Ярое око» (40-е гг. XIV в.), «Успение» (1479 г.).
- Тихвинская икона Богоматери со 103 клеймами жития на полях (XVII в.)
- Икона Богоматери с житием Зосимы и Савватия Соловецких (XVI в.)
- Икона «Преподобный Александр Свирский в житии» (ок. 1547 г.)
- Икона «Святитель Николай» (нач. XV в.)
- Боголюбская икона Богоматери (XVI в.)
- Икона «Преподобный Сергий Радонежский» (конец XV – нач. XVI вв.)
- Икона «Апокалипсис» («Откровение Иоанна Богослолва»)
- Икона «Митрополит Петр с клеймами жития на полях» (предположительно работы Дионисия)
- Икона «О тебе радуется»
- Икона «Соловецкая обитель с чудотворцами Зосимой и Савватием» (1560-е гг.)
- Икона «Похвала Богоматери», или «Акафистная» (XIV в.)
- Иерусалимская (Гефсиманская) икона Богоматери
- Гробницы митрополитов и всех патриархов Московских (кроме опального патриарха Никона).
www.bankgorodov.ru
Успенский собор Московского Кремля. Соборы Московского Кремля
Великолепный архитектурный ансамбль, являющийся памятником российской истории, культуры и архитектуры – это, конечно же, Московский Кремль. Его храмы и соборы вызывают интерес ученых и исследователей со всего мира. Миллионы туристов съезжаются в нашу столицу, чтобы своими глазами увидеть бесценные творения русских зодчих.
Соборная площадь
В центре ансамбля Кремля располагается Соборная площадь. С древности к ней сходились все центральные улицы знаменитого города-крепости. На этой площади проходили торжественные празднования русской столицы – встречи иностранных послов, православные службы, шествия во время венчания и коронации царей.
Величественный и гармоничный ансамбль Соборной площади создавался талантом и трудом русских зодчих, а также итальянских мастеров. Его нынешний облик сформировался в конце XV века. Архангельский и Благовещенский соборы, Успенский собор Московского Кремля, а также другие церкви и храмы, расположенные на этой территории – это величайшие памятники самобытного русского зодчества и истории. Они дали название площади. Она с древности является колыбелью русской культуры и символом могучей русской империи.
Успенский собор Московского Кремля
В течение более чем 500 лет это главный собор России. Он является ее первым и главным престолом, давшим столице ее главную характеристику – Первопрестольная.
Успенский собор Московского Кремля, по задумке его создателей, по размерам должен был превышать Владимирский собор. Но, к сожалению, первая попытка русских строителей окончилась неудачно – почти полностью построенный храм неожиданно рухнул. После этого трагического события Иван III вынужден был обратиться за помощью к специалистам из Италии, которые в то время считались лучшими зодчими Европы.
За возведение храма взялся итальянский архитектор Аристотель Фиорованти, прибывший в Москву в 1475 году. Именно ему и принадлежит это великое творение, дошедшее до нас и сыгравшее неоценимую роль в дальнейшем развитии великой русской архитектуры. Строительство нового собора было завершено в 1479 году. Русские православные стали называть его «Свято-Успенский собор».
В 1955 году храм стал музеем, а в 1960 года он перешел в ведение Министерства культуры страны. С 1990 года после благословения Великого Патриарха в соборе стали совершать богослужения.
Особенности архитектуры
Московский Успенский собор, высота которого достигает 45 метров (вместе с крестом) представляет собой четырехугольник. Его стены выполнены из белого камня, своды — из кирпича. Четыре колонны диаметром более двух метров удерживают свод.
Итальянский архитектор Фиорованти был плохо знаком с конструкцией древнерусских храмов, строившихся по крестово-купольной системе, потому строение получилось особенным. Внешне Успенский собор Кремля выдержан в традициях русского церковного зодчества, но конструктивно он построен иначе. Внутри строения различие становится очевидным – больше ни в одном храме России нет такого огромного пространства. Своды храма равновысотные, которых до этого русские мастера возводить не могли. Венчают строение пять куполов, которые символизируют Иисуса Христа с четырьмя апостолами.
Южный вход венчает икона Божьей Матери Владимирской.
Роль собора в жизни страны
Успенский кафедральный собор с момента своего появления на московской земле стал центром идейно-политической жизни не только города, но и всей России. После его освящения, через несколько лет, он стал постоянным и единственным местом коронации русских правителей. Здесь же происходило и рукоположение российских митрополитов.
Московский Успенский собор – место захоронения патриархов и митрополитов. Здесь покоятся великие и заслуженные люди России.
Иконостас
Успенский собор Московского Кремля, фото которого вы можете посмотреть в нашей статье, имеет уникальный иконостас, состоящий из 69 работ великих русских мастеров. Все они иллюстрируют историю человечества по Библии. В Верхнем ряду находится ветхозаветный период, который предшествовал воплощению Христа. Следующий ряд – пророческий. В нем находятся изображения пророков перед Богоматерью. В третьем ряду находятся иконы, которые освещают главные события из жизни Христа.
Дальнейшая судьба собора
Во время Отечественной войны 1812 года французские солдаты вели себя варварски. Они превратили Успенский собор Московского Кремля в конюшню. В кремлевских соборах они грабили и рушили все, что попадалось под руку. По подсчетам ученых, они вывезли из России более 280 кг золота и 5000 кг серебра.
В советское время служба в храмах Кремля была запрещена. Лишь в 1990 году они вновь стали принадлежать Русской Православной церкви. Сейчас соборы Московского Кремля являются музеями, в большие церковные праздники здесь проходят богослужения. Интересно, что перед новой службой соборы освящаются заново.
Успенский собор Московского Кремля, фото которого часто используется как визитная карточка столицы, не единственный на Соборной площади. Здесь есть не менее прекрасные храмы, достойные вашего внимания.
Благовещенский собор
Храм построен в 1489 году зодчими из Пскова. Расположен он на юго-западе Соборной площади. Был построен как домовая церковь московского князя, где проводились крещения детей и бракосочетания. Храм построен в лучших традициях русского, а точнее, московского зодчества, с некоторыми деталями, заимствованными из псковской архитектуры. Два входа ведут в собор с площади. Здесь сохранился древнейший в нашей стране пятиярусный иконостас. В храме собраны иконы, относящиеся к XIV–XVI векам, среди которых бесценные работы Андрея Рублева, Прохора Горобца, Феофана Грека.
Архангельский собор
Строительство этого храма началось при Иване III и было завершено при князе Василии Ивановиче (1505–1509 гг.). Сооружение является работой архитектора Алевиза Нового и снаружи выполнено в традициях русского зодчества. Однако его отличает очень богатая внутренняя отделка, носящая элементы итальянского Возрождения.
По размерам этот храм значительно меньше, чем Успенский собор Московского Кремля. Он увенчан пятью главами, которые несколько смещены на восток. Центральный купол позолочен, остальные покрашены серебряной краской.
Этот храм до конца XVII века являлся усыпальницей московских правителей. Здесь находятся 54 захоронения, в которых покоятся останки Алексея Михайловича, Ивана Грозного, Ивана Калиты и многих других.
Собор Василия Блаженного
Его строительство началось в 1555 году, в честь Покрова Богородицы. Согласно летописям, авторами этого удивительного сооружения были русские зодчие Барма и Постник. Вокруг центральной церкви группируются еще восемь не похожих одна на другую церквей. Все они, несмотря на явные отличия, выполнены по единому художественному замыслу и отлично гармонируют, дополняя друг друга. В 1558 году к собору добавили десятую церковь – святого Василия. Так десятиглавый храм получил свое нынешнее название.
В 1812 году его постигла печальная участь всех кремлевских храмов. Французы варварски его разграбили. Они планировали взорвать святыню, но, к счастью не успели. Через сто лет (1918 г) собор был разграблен еще раз, а его последнего настоятеля Иоанна Восторгова расстреляли. С 1923 года часть собора стала музеем, колокола были сняты и переплавлены. Сегодня в обновленном и отреставрированном соборе проводятся службы в честь Покрова Богородицы.
Собор Двенадцати апостолов
В 1656 году на территории Московского Кремля появился новый собор, авторами которого стали прекрасные русские мастера А. Константинов и Б. Огурцов. Он был построен на месте старого храма. Кровля и кресты храма покрывались медными листами и позолотой. В 1680 году собор был перестроен и получил название, которое мы знаем сегодня. В 1929 году из разрушенного Вознесенского собора сюда перевезли уникальный иконостас XVII века.
Мы не смогли рассказать вам обо всех соборах и церквях Московского Кремля, поэтому если у вас появится возможность побывать в Москве, не упустите ее – посетите эти великолепные соборы. Уверены, что вы получите массу ярких впечатлений.
www.syl.ru
Успенский собор Московского Кремля — кто строил, фото, расписание, билеты
/ / / Успенский собор Московского КремляДо революции 1917 года величественный Успенский собор Московского Кремля имел статус кафедрального — был главным православным храмом Российской империи. Здесь венчали и короновали русских государей, крестили их детей и хоронили митрополитов и патриархов.
Традиция строительства Успенских храмов зародилась ещё во времена Киевской Руси. После Киева Успенские церкви были построены во Владимире, Смоленске, Ростове и других крупных городах. Лишь Москва не имела своего Успенского собора. До времени правления Ивана Калиты главным храмом города был деревянный Дмитровский собор, посвящённый Дмитрию Солунскому.
После того, как из Владимира в Москву была перенесена кафедра мирополита, возникла потребность в кафедральном соборе — новый московский храм был заложен в 1326 году. В качестве образца зодчие взяли Георгиевский собор старинного города Юрьев-Польского. Через год собор был освящён.
Храм, посвящённый Успению Пресвятой Богородицы, стал первой каменной церковью Москвы. Собор имел одну главу, три алтарных апсиды и занимал центральную часть кремлёвского укрепления. Небольшую церковь впоследствии несколько раз реконструировали, добавив к ней несколько приделов.
До конца XIV века главной святыней храма была Петровская икона Божией Матери, хранящаяся сегодня в собрании Третьяковской галереи. Потом в собор перенесли Владимирскую икону Богоматери, которая, по преданию, спасла жителей города от набега войск Тамерлана.
Строительство нового собора
В XV веке великий князь Иоанн III Васильевич принял решение возвести в московском Кремле новый Успенский собор. Вначале за работу взялись мастера из Пскова — Кривцов и Мышкин. Чтобы не прерывать церковные службы, возле строящегося храма была построена деревянная церковь, в которой Иоанн III обвенчался с приехавшей из Италии Софьей Палеолог.
После землятресения 1474 года уже достроенный каменный храм разрушился до основания, и это событие очень огорчило великого князя. Софья посоветовала супругу поискать мастеров в Италии, поскольку итальянские зодчие ценились по всей Европе. Посол Иоанна III отправился в путь и нашёл опытного мастера — фортификационного инженера Аристотеля Фиораванти. В 1475 году 65-летний зодчий вместе со слугой и сыном приехал в Россию и его работа в Кремле началась с разбора завалов, оставшихся от разрушенного землетрясением недостроенного храма. Известняк для нового собора начали привозить из Мячиковского карьера, а для изготовления кирпичей на берегу реки Москвы, подле старинного Андроникова монастыря, архитектор построил специальный завод. В качестве архитектурного образца Фиораванти использовал более древний Успенский собор, который с XII века стоял в городе Владимир.
Под руководством итальянского зодчего под будущее здание вырыли фундамент глубиной 4,5 м и забили в землю крепкие сваи из дубовых брёвен. В этом же году начали строить каменные стены и столбы, которые по проекту должны были принять на себя всю тяжесть массивных барабанов.
Спустя два года новый храм был практически готов, но ещё два года ушло на отделочные работы. Основные росписи изографы закончили ещё при жизни зодчего, а к 1515 году всё внутреннее пространство собора покрывали удивительные по красоте живописные фрески. Некоторые из росписей выполнил знаменитый московский иконописец Дионисий.
История Успенского собора в XVI-XX веках
Из-за того, что огромный собор долгое время не отапливался, постоянные перепады температур не лучшим образом сказались на красочном слое старинных фресок. К середине XVII века настенные росписи потускнели и стали осыпаться, поэтому Успенский собор в московском Кремле расписали заново. Старинный храм несколько раз горел во время сильных пожаров, но потом его восстанавливали. Кроме того, в соборе было проведено несколько масштабных реставраций.
С 1547 года стало традицией венчать в соборе на царство великих князей и царей. Даже когда новой столицей сделали Санкт-Петербург, коронация российских монархов проходила в Успенском соборе.
Перед нашествием войск Наполеона церковные ценности были вывезены в Вологду. Войдя в город, французские солдаты осквернили храм и из старинных гробниц осталась целой лишь серебряная рака, где лежали останки митрополита Ионы. Спустя год после того, как наполеоновская армия покинула российскую столицу, в древнем храме провели обряд освящения.
В начале весны 1918 года новое советское руководство переехало в Москву, и службы в древнем соборе прекратились. В качестве музея храм открыли для посетителей в 1955 году, после масштабной реставрации, а церковные службы здесь возобновили в 1990-е годы.
Особенности архитектуры и внутреннего убранства
Шестистолпный собор построен из известняка, а его своды, столбы, барабаны и стена над апсидами возведены из кирпича. Церковное здание имеет пять апсид, а его фасады разделены лопатками. Пять золочёных шлемовидных глав смещены к восточной части постройки. Декор гладких стен храма весьма скромен. На них выделяются только узкие вертикальные окна и лаконичный аркатурный пояс.
Вопреки церковным традициям, главным фасадом Успенского собора Кремля считается южный, который в старину носил название «красных дверей». Через него в церковь входили русские цари. Этот портал обращён к древней Соборной площади и оформлен росписями, на которых изображена одна из главных православных святынь — Владимирская икона Богоматери.
Южный портал закрывают красивые Корсунские врата. По преданию, они были привезены из Корсуни — так раньше назывался город Севастополь самим князем Владимиром. Но это не соответствует истине — знаменитые врата появились только в XVI столетии.
Вход с западной стороны использовался во время проведения крестных ходов и царских коронаций. А через северные портал, выходящий в сторону Патриарших палат, в храм входили церковные иерархи.
Внутри собора можно увидеть фрагменты фресок, написанных в конце XV – начале XVI века. Это самые древние росписи, которые сохранились до наших дней на территории Кремля. Кроме того, в храме находится несколько христианских святынь — Гвоздь из Гроба Господня и посох, которым пользовался митрополит Пётр. Иконостас собора был изготовлен в середине XVII в.
Усыпальница
Храмовый некрополь начал формироваться ещё в первом соборе Иоанна Калиты. Здесь похоронили митрополита Петра и московского князя Юрия Данииловича. После появления Архангельского собора в нём стали погребать светских правителей, а Успенский храм отвели для захоронений иерархов Русской церкви.
До наших дней в храме сохранилось двадцать захоронений. Гробницы митрополитов Петра и Феогноста, живших в XIV века, находятся в алтаре собора. Склеп митрополита Филиппа II (Колычева), умершего в 1569 году, располагается справа от алтаря.
В северо-западной части храма разместились гробницы митрополитов Филиппа I, Геронтия, Симона, Ионы и Макария. Напротив них можно увидеть захоронения, где покоятся патриархи Гермоген, Андриан, Иоаким, Иосиф, Питирим, Филарет, Иов, Иоасафы I и II, а также митрополиты Фотий и Киприан. Кроме того, в соборе сохранилась гробница, в которой лежит московский князь Юрий Долгорукий (1281-1325).
Как побывать в соборе
Храм стоит на Соборной площади в самом сердце Кремля. Попасть сюда можно, купив билеты в кремлёвских кассах у выхода из станции метро «Александровский сад».
Желающие посмотреть Успенский собор Московского Кремля приобретают билет для осмотра ансамбля Соборной площади. По нему можно побывать в трёх главных кремлёвских соборах, заглянуть в старинный храм Ризоположения и Патриаршие палаты.
Успенский собор на схеме Московского Кремля
trave-l.ru