Аллея сфинксов в карнаке – Карнакский храм — Википедия

Интересное о мире

Храмы Карнака и Луксора
Кармак — современное название одного из крупнейших храмовых комплексов и религиозных центров Древнего Египта. На протяжении примерно двухтысячелетий (вплоть до рубежа новой эры, когда начался римский период в древнеегипетской истории) Карнак являлся по сути средоточием государственного религиозного культа, определявшего идеологию и направленность духовных исканий богословов страны на Ниле.

Египет. Карнакский храм. Аллея баранов. Сфинксы

В восприятии египтян Карнак был особым местом в ряду других святынь Египта. Об этом говорит уже само его название: по-древнеегипетски храмовый комплекс именовался Ипет- Сут, что, по мнению известного российского египтолога О. И. Павловой, можно перевести как «избранный местами (пребывания)». Причина его избранности понятна: хотя в Кармаке почитались многие египетские боги, начиная с эпохи Среднего царства (точнее, с XII династии) он — главное святилище бога Амона,которого позднее, в греко-римской античности, не случайно отождествляли с верховным богом Зевсом (Юпитером). Имя Амон переводится как «сокрытый», «невидимый». Такое определение в принципе приложимо к любому божеству Древнего Египта, однако Амон в египетском пантеоне обладал редкими функциями: это был бог воздуха, или ветра (греческое слово «пневма», обозначающее эту стихию, стало в христианстве обозначением Святого Духа, и в то же время бог-творец. Предположительно Амона особенно почитали в Гермополе, в среднем течении Нила. Когда же при фараонах XI династии развернулась борьба за объединение Египта под властью Фив — будущего стольного города в Верхнем Египте, начал складываться культ Амона Фиванского, освящавший царскую власть п единство государства.

Знаменитый гипостиль Карнакского храма

Влияние религии Амона заметно усилилось в период XII династии (XX—XVIII вв. до н. э.). Тогда-то фараон Сенусерт I и возвёл в Карнаке небольшой изящный храм «из камня белого прекрасного», куда в празднества помещали священную барку Амона, изготовленную из знаменитого ливанского кедра (использовавшегося, кстати, и при постройке иерусалимского Храма). В Белом храме, как его называют египтологи, проводился праздник хеб-сед, во время которого совершалось таинство возрождения физических сил стареющего фараона, после чего он как бы вновь венчался на царство, символизируя тем самым и неиссякающее благоденствие для всего Египта. Белый храм ещё в глубокой древности разобрали в ходе одной из реконструкций Карнака, но значительная часть блоков, из которых он был построен, сохранилась в составе других сооружений, благодаря чему в XX в. храм удалось воссоздать.

Обелиски Карнака

Разбирать старые постройки и использовать их камень для возведения новых было обычным делом в Древнем Египте. Поэтому история Карнака не известна в деталях. Однако ясно, что расцвет его относится к эпохе Нового царства, когда главной святыней Карнака стал колоссальный (размером 600 х 550 м) храмовый комплекс, посвящённый Амону.

В древности храмовый ансамбль был обнесён стеной и включал в себя множество обширных помещений, дворов, залов, аллей-переходов, обелисков, пилонов, статуй. Сейчас от грандиозного архитектурного шедевра уцелело далеко не всё, но даже то, что сохранилось, потрясает своим величием. Остальные храмовые постройки, по словам некоторых путешественников, меркнут перед впечатляющими останками Карнакского храма. Это действительно ярчайший образец храмового зодчества Древнего Египта последних двух тысячелетий его существования.

Папирусовидные колонны

До наших дней сооружение дошло примерно в том виде, какой оно имело в XIV—XI вв. до и. э. С запада к нему ведёт частично уцелевшая доныне аллея сфинксов. Египетские сфинксы, как правило, имеют тело льва и голову фараона, но утех, что находятся перед храмом Амона, голова овна (барана) — священного животного этого бога. Сфинксы символизируют царственную силу, покровительствующую добру и безжалостную к злу, поэтому мифические существа, расположенные в два ряда перед входом в храм, были призваны многократно увеличить его защиту от злых сил.

Статуи бога Осириса, украсившие Карнак во времена Рамсеса III

Аллея завершается перед гигантскими пилонами, их композиционное решение восходит к архитектуре более ранних погребальных сооружений эпохи Древнего царства. За пилонами — обширный двор, а за ним — знаменитый гипостиль (закрытое помещение с несколькими рядами колонн) Карнакского храма. Все его 134 колонны (до 20 м в высоту и около 3,5 м в диаметре), расположенные в 16 рядов, некогда были увенчаны капителями в форме цветков лотоса и связок папируса, характерными для Египта эпохи Нового царства. Да и сами колонны воспроизводили форму связок из стеблей этих священных для египтян растений: лотос издревле ассоциировался с колыбелью Солнца на заре творения — с тем «великим лотосом», что «поднялся из первичных вод». Папирус, символика которого столь же многозначна, как и лотоса, в конструкции храмов, видимо, развивал его тему и означал произрастание, процветание. Ведь сам египетский храм (во всяком случае, со времён Нового царства) воспринимался как место ежедневного мистического обновления Вселенной.

За гипостилем располагаются пилоны всё новых и новых врат, некогда покрытых золотом, серебром, медью и бронзой. Они выстроены анфиладой по оси комплекса и ведут в другие помещения храма, более затемнённые. Святая святых Карнака — сравнительно небольшая комната, погружённая во мрак, символизирующий покров тайны, окружающий божество, или изначальный сумрачный хаос, в котором восходит лучезарная заря творения.

Статуи Амона, Ра-Хорахте, Рамзеса II и Пта в Абу-Симбеле

Таким образом, композиция храма Амона разворачивалась по горизонтали, а не по вертикали; в соответствии с данным архитектурным решением по горизонтальной оси возрастала и «степень сакральности» храмовых помещений. Почти готическая устремлённость к небу в египетском храме была свойственна лишь обелискам у входа.

Аллея сфинкосов ведущая к Луксорскому храму

Они соотносились только с «вратами таинства», а не с самим местом его совершения — в этом отличие египетского (и вообще древнейшего восточносредиземноморского) храма от тех форм, что развились позднее в христианстве и исламе, индуизме и буддизме. Разумеется, глубоко сакральная горизонтальная ось есть и в церквах, и в мечетях (она указывает соответственно на алтарь и на михраб), однако вертикальная устремлённость здесь постоянно подчёркивается богословским осмыслением элементов конструкции здания. Можно сказать, что египетский храм выражал в своих зримых формах прежде всего не идею «горения к небу», а идею мистериальности — последовательного прохождения через врата различных ступеней посвящения в мистерии.

Статуя Рамзеса II, Луксорский храм, Луксор

Храмовый комплекс в Карнаке не раз перестраивался при XXII и XXV династиях, при Птолемеях. Почти каждый фараон считал | ^ своим долгом что-то привнести в главное культовое сооружение страны. Постепенно были возведены меньшие по размерам храмы других божеств, создано священное озеро Амона размером 110 х 70 м (священные озёра во времена Нового царства стали обязательной частью храмовых комплексов), вырыты несколько каналов. Здания окружили священные сады с чёткой, регулярной планировкой. При храме Амона появился «Дом жизни» — библиотека, где хранили и переписывали священные папирусные свитки, изучали математику и медицину. Перестройки, к счастью, не затронули основы планировки и архитектурного решения Карнака, как и его великолепные интерьеры. В храме Амона на внешней стороне стен гипостиля до сих пор видны некоторые рельефы, иллюстрирующие военные подвиги Рамсеса II, на внутренней — рельефы на религиозные сюжеты. Ранее все они были раскрашены, чаще голубой и жёлтой красками, и инкрустированы золотом, а потолок храма был небесносиним, усеянным золотыми звёздами.

Внутренний двор святилища

Примерно в 3 км от Карнака в эпоху Нового царства воздвигли ещё один великолепный храмовый комплекс, посвящённый Амону, — Луксор. Аллея сфинксов соединяла оба религиозных центра, и каждый год по ней из Карнака в Луксор отправлялась праздничная процессия. Так что в сущности они представляли собой единственный комплекс, входящий и состав грандиозного культового центра, каковым являлись тогда Фивы.

Панорама Карнака и Луксора

Архитектурное решение Лекторейкого комплекса во многом сходно с Карнакским. Его главная часть, созданная преимущественно в XV—XIII вв. до н. э., также включает в себя могучие пилоны врат, внутренние дворы и гипостиль. Стены Луксорского храма покрыты многочисленными рельефами, в том числе повествующими о жизни фараонов и об исторических событиях далекого прошлого.

Аллея сфинксов, ведущая к гигантскому центральному пилону храма Амона. Он имеет высоту около 44 м, ширину -113м, толщина стен составляет 15 м.

Долгое время Карнак и Луксор оставались оплотом древнеегипетских традиций. Но в период религиозной реформы Эхнатона (1368—1351 гг. до н. э.) фиванские храмы Амона сильно пострадали: утверждая единый культ бога Атона, по приказу фараона уничтожали в первую очередь изображения повсеместно чтимого Амона, сбивали его имя в надписях. Однако после смерти Эхнатона почитание Амона в Карнаке, Луксоре, да и во всём Египте очень быстро восстановилось: древняя фиванская религия Амона была, по-видимому, не менее возвышенной, чем почитание Атона (солнечного диска, дарующего жизнь), и глубже проникла в миросозерцание египтян.

Вида на Карнак со стороны священного озера

В I тысячелетии до н. э. культ Амона распространился и за пределами Египта, прежде всего в царстве Куш (Древняя Нубия). Оракул Амона в ливийском оазисе Сива (к западу от Египта), по преданию, посещали
даже такие царственные особы, как .Александр Македонский и Клеопатра. На рубеже новой эры Карнак, средоточие культа Амона, был предан забвению почти на два тысячелетия. И систематически его начали изучать только с середины XIX столетия.

Храм Амона в Карнаке нередко называют «каменным архивом Египта

Образы Карнакского храма
Запечетленные в Карнааском храме образы становятся вполне понятными лишь через знакомство с богословскими осмыслениями древних египтян. В эпоху Нового царства Амон, древний бог почитается не только как бог-творец общеегипетского уровня, но также отождествляется с богом Солнца Ра. Остальные боги воспринимаются отныне как различные проявления приобретшего черты вселенского божества, — в этом нетрудно увидеть сходство с библейским пониманием Бога. О том же свидетельствуют и фиванские богословские тексты (помимо широко известной реформы Эхнатона, монотеизм которой неоднократно сопоставлялся с библейским богословием).
Отдельные фрагменты из гимнов Амону, вероятно звучавшие и в Карнакском храме, говорят о его «безначальности» и невозможности полного постижения. Подобные образы встречаются и в Библии, и в святоотеческой христианской литературе.

Священная барка Амона, плывущая из Карнака в Луксор. Рельеф.

Нет ли здесь противоречия? Даже боги не знают «настоящего вида» Амона, однако изображения его в Древнем Египте (и, разумеется, в Карнакском храме) существовали — преимущественно в виде человека с головой овна (барана). Вот как объясняется это несоответствие в одном древнеегипетском тексте об Амоне, приведённом в книге И.Г. Франк-Каменецкого «Памятники египетской религии в фиванский период»: «Лик его подобен овну, таинственными образами он скрывает себя, дабы никто не познал его тайны».

mirxenia.com

Аллеи Луксора — на карте, путеводитель и фотографии с названием и описанием популярных

Аллея Сфинксов

Аллея Сфинксов (фото)

Рекомендовать место

48

7

Аллея Сфинксов, соединяющая Луксорский и Карнакский храмы, располагается на западном побережье Нила, возле руин загородного дворца фараона Аменхотепа — «Дома Ликования». По обеим сторонам аллеи размещены 1350 изваянных из розового гранита статуй сфинксов – фигур с львиными телами и бараньими головами.

Строительство аллеи длиной около 3 километров датируется периодом царствования фараона Нектэнебо – примерно 12-м веком до нашей эры. Когда-то это было место сбора священников во время религиозных празднеств. Недавно была завершена современная реставрация сильно разрушенного уникального исторического памятника. Сегодня он представляет собой огромнейший открытый археологический музей.

Аллея сфинксов

Аллея сфинксов (фото)

Рекомендовать место

41

13

Аллея сфинксов — большая аллея протяженностью 2,7 километра, которая соединяет собой храмы Луксора и Карнака. После многочисленных раскопок на ее территории археологи обнаружили фрагменты статуй сфинксов, а также других предметов, относящихся к более поздним периодам истории Египта.

После раскопок аллею оснастили новым типом освещения, которое подчеркивает красоту аллеи и других археологических объектов (виноделен и мастерских греко-римского периода). Проект возведения аллеи обошелся в 120 миллионов египетских фунтов.

В древние времена аллея сфинксов имела большое религиозное значение. Она использовалась в качестве религиозных процессий и ритуалов, когда цари путешествовали в Луксорский храм. Аллея была создана во время правления 30-й династии фараонов. В то время на ней находилось 1350 скульптур.

www.openarium.ru

Карнакский храм и Луксорский храм в Египте

Храмовые комплексы Карнака и Луксора — это главные достопримечательности Луксора — «Города живых». Луксор расположился на правом берегу Нила, на месте города Фивы, бывшей столицы древнего Египта.
Расстояние от Хургады до Луксора составляет около 290 км., от Каира, порядка 670 км.
Современный «Город живых» — город Луксор, это жилой район с гостиницами, магазинами, ресторанами и многочисленными древнейшими памятниками, в котором Карнакский храм и Луксорский храм, занимают важное место и пользуются особым вниманием среди туристов, отдыхающих на курортах Египта.
Карнакский храм и Луксорский храм, соединены между собой трех километровой аллеей сфинксов с телом льва и бараньями головами. Аллея сфинксов, это то, что осталось от коридора «Света», соединявшего некогда, храмовые комплексы в единый архитектурный ансамбль.

Карнакский храм в Луксоре или храмовый комплекс в Карнаке

Карнакский храм — это храмовый комплекс размером 1,5 км. на 700 метров, состоящего из 33 храмов и залов, который дополнялся и изменялся в течении двух тысячелетий. Каждый фараон старался внести в храм свою лепту и увековечить свое имя, и свои заслуги.
Храм в Карнаке — храмовый комплекс, состоит из трех частей:
— Цениральная часть посвящена богу Амону, ее занимает храм Амона Ра. Это самый большой и интересный храм, который начали строить в период правления Аменхотепа III. 134 шестнадцатиметровые колонны с многочисленными барельефами, подпиравшими некогда свод, расположились в 16 рядов и образовали священный коридор. На вершине каждой колонны могли разместиться около 50-ти человек, а каждый барельеф содержит цветные, позолоченые изображения, описывающие восхождение фараона к Богам.
— Южнее расположился храм Мут, царице Мут и жене Амону-Ра.
— Севернее находятся руины храма Монту.

Значимые изменения в строительстве, Карнакский храм получил во времена царствования Аменхотепа III, Рамсеса I, Рамсеса II, Рамсеса III, царицы Хатшепсут, Тутмоса I, Тутмоса III, ливийских царей ХХII династии и Птолемея.

При правлении царицы Хатшепсут были установлены два гигантских, тридцатиметровых обелиска в ее честь и восемь пилонов в храме Амона.

При Тутмосе III, Карнакский храм был застроен стенами, а на барельефах были сделаны изображения с победами египетского народа.

Южнее Карнакского храма находится Священное озеро — пруд омовения, возле которого установлена колонна, ее венчает масштабный жук-скоробей. Для древних египтян, жук-скоробей был священным символом благоденствия.

Как и многие достопримечательности Египта, Карнакский храм до 19 века находился под слоем песка, но сейчас, это одно из популярных туристических направлений в Египте.

Луксорский храм или храмовый комплекс в Луксоре

Луксорский храм, как и храм в Карнаке, это храмовый комплекс построенный в честь бога Амон-Ра. Его начали строить еще при фараоне Аменофисе в XIV веке до н.э., и в годы расцвета древнего Египта, он состоял из нескольких дворов окруженных гигантскими колоннами и статуями фараонам. Это храмовый комплекс размером 208 метров в длинну и 54 метра в ширину, на внутренних стенах которого имеются многочисленные барельефы изображающие культовые обряды в храме, а внешние стены украшены барельефами победоносной битве Рамсеса II при Кадеше.

На протяжении тысячелетий храм достраивался и видоизменялся, он становился красивее и величественнее, ведь каждый фараон считал своим долгом увековечить бога Амон-Ра — божественного отца всех фараонов, и оставить о себе память.

Мало, что сохранилось от первоначального величия, и сегодня храм в Луксоре, это в большей степени развалины. Возле входа главного пилона остались всего три из шести огромных, 20-ти метровых статуи Рамзесу II и его супруге Нефертари. А из двух украшавших вход обелисков, остался лишь один. Второй обелиск, в 1830 году был подарен Франции за разгадку и расшифровку египетских иероглифов.

Началом упадка и забвения египетской культуры стало поражение войску Александра Македонского. Армии завоевателей сменялись, но Египет уже не мог им противостоять.
Со временем, Луксорский храм пришел в упадок и был занесен слоем песка, мусора и грунта, из под земли торчать лишь верхушки колонн. Многие ученые утверждают, что благодаря именно этому храм в Луксоре не был полностью разрушен.
На территории храма размещался военный лагерь римского войска, были построены христианская церковь и мечеть Абу-эль-Хаггаг, которая так и осталась стоять на своем месте после раскопок.
Сюрпризы раскопок не прекращаются и в неше время, тайны Луксора и его сокровища открываются людям. Так, в 1989 году, во время реконстукции храма, был найден тайник, в котором находились уникальные статуи ранее украшавшие храм. Жрецы укрыли древнейшие ценности от разграбления и уничтожения, и сейчас благодаря их заботе, мы можем увидеть эти статуи во многих музеях Египта и в музее Луксора.

Карнакский храм и Луксорский храм — это два величественных храмовых комплекса, которые напоминают нам о расцвете древнего Египта и временах царствования фараонов.

Музейный комплекс и туристический центр Луксора, это достопримечательности «Города живых» и «Города мертвых«. Город мертвых разместился на противоположном, левом берегу реки Нила, это знаменитый некрополь — Долины Фараонов и Долины Цариц, о котором будет рассказано в статье «Луксор Город мертвых — Долина Царей и храм царицы Хатшепсут» на страницах сайта в мире туризма и отдыха.

Храмы в Карнаке и Луксоре занимают второе место по посещаемости и популярности среди туристов отдыхающих на курортах Египта. Экскурсия в Луксор перенесет Вас в далекое прошлое, которое и сегодня еще скрыто в настенных письменах и рисунках, она оставит Вам много ярких и незабываемых впечатлений.

npo-otdyh.ru

Карнакский храм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Карнакский храм (Ипет-Исут — «святейшее / совершеннейшее место») — крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта, главное государственное святилище Нового царства. Ансамбль включает храмы, посвящённые фиванской триаде — верховному богу Амону-Ра, его супруге Мут и сыну Хонсу. Расположен на территории древних Фив в современном Карнаке — небольшом селении, лежащем на восточном берегу Нила в 2,5 км от Луксора. С 1979 года этот храм, вместе с Луксорским храмом и фиванскими некрополями, включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История

План храмового комплекса в Карнаке Главный храм Амона-Ра Священное озеро Пилон храма Хонсу Малая аллея бараноголовых сфинксов перед храмом

Первое свидетельство о существовании культа бога Амона-Ра в древнеегипетских Фивах относятся к эпохе Среднего царства. Это восьмигранная колонна, созданная при фараоне XI династии Иниотефе II и находящаяся ныне в Луксорском музее. Старейшее из сохранившихся зданий храмового комплекса было построено во времена XII династии, при фараоне Сенусерте I — это так называемая Белая капелла (храм-киоск из белого известняка), извлечённая из блоков в кладке III пилона.

Особого размаха строительные работы достигли в эпоху Нового царства. Первым масштабные работы по возведению здешних храмов проводил фараон XVIII династии Тутмос I, по приказу которого соорудили три пилона (VI, V и IV), колонный двор, небольшой зал и два обелиска из красного асуанского гранита, один из которых сохранился на своём месте по сей день. Старые памятники окружили стеной, и к ним при вратах пристроили здания из песчаника (пилоны IV и V). При его преемнике Тутмосе II появился ещё один пилон (VIII).

Храм существенно обновила дочь Тутмоса I и вдова Тутмоса II, женщина-фараон Хатшепсут. Она возвела VIII пилон, расширила храм богини Мут и добавила в центр комплекса её отца Красную капеллу — святилище божественной барки Амона-Ра из красного и черного гранита с настенными изображениями её коронации. Впоследствии святилище Хатшепсут было разрушено, использовано Аменхотепом III как строительный материал и перестроено в эллинистическую эпоху (при Александре Македонском и Филиппе III Арридее), но ныне воссозданное в Музее храмов под открытым небом.

Хатшепсут установила в Карнаке четыре гигантских обелиска, два из которых были помещены между пилонами Тутмоса I, включая сохранившийся до наших дней цельный блок из красного гранита высотой 30 метров. Они были самыми высокими из всех построенных раннее в Египте, пока их не заложил каменной кладкой Тутмос III. По-видимому, при ней для Карнака готовился и крупнейший из всех обелисков, который так и не был закончен. Высота его должна была составлять 41,8 метра, а вес — около 1200 тонн, что на треть превосходит крупнейшие обелиски, когда-либо возведённые в Египте.

Пасынок Хатшепсут Тутмос III, стремившийся превзойти свою предшественницу и уничтожавший память о ней (как в случае с обелисками), добавил VII пилон вдоль новой поперечной оси, придавшей изначально прямоугольному по планировке храму вытянутую Т-образную форму. К востоку от этого пилона во время раскопок в 1903 году открыли внушительный тайник, в котором нашли 17 тыс. бронзовых и 779 каменных статуй, а также другие собираемые веками артефакты, датируемые от V династии (XXVI век до н. э.) до Птолемеев.

Другие дополнения ансамбля при Тутмосе III включают двор со статуями фараона, большое священное озеро с ниломером, два обелиска (в том числе ныне находящийся в Стамбуле «обелиск Феодосия») и Ах-мену — колонный зал празднеств для церемоний хеб-сед, окружённый многочисленными часовнями и рельефами, изображавшими юбилейные приношения фараона своим 61 предкам. Этот «Карнакский царский список» после обнаружения археологами сыграл важную роль для восстановления хронологии древнеегипетской истории; впервые он был упомянут английским египтологом Джеймсом Бёртоном в 1825 году[1], а в 1840-х годах французский египтолог Эмиль Присс тайно демонтировал барельефы со списком и вывез их в Лувр, подкупив египетского чиновника. Колонны зала Ах-мену в виде огромных расписных шестов не имеют аналогов в египетской архитектуре.

Между VI пилоном и постройками Хатшепсут расположился «Зал анналов», на стенах которого были задокументированы «Анналы Тутмоса III» — военная хроника писца Танини, повествующая о 17 победоносных кампаниях фараона в Передней Азии. При Тутмосе III в Карнаке к северу от комплекса Амона-Ра построили также небольшой храм Птаха, достроенный в греко-римскую эпоху.

Правление этого фараона в Карнаке также отметилось изображениями «ботанического сада Тутмоса III» — художественно оформленной эк

wiki2.red

Луксорский храм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Луксорский храм (егип. Jpt-rst «Святилище Амона»)[1] — развалины центрального храма Амона-Ра, на правом берегу Нила, в южной части Фив, в пределах современного города Луксор.

Храм с 1979 года входит (в группе с Карнакским храмом и фиванским некрополем поблизости) в список Всемирного наследия ЮНЕСКО[2].

Неверная интерпретация названия храма с егип. Jpt-rst привела к распространению перевода «южный гарем». Такое понимание продиктовано рельефами божественного рождения в зале XIII, отчего некоторые исследователи называли храм «гаремом Амона»[3]. Слово jpt не имеет отношение к понятию «гарем» и может переводится как «святилище»[4], что стоит ближе к теологии храма[1].

Храм богов Амона, Мут и Хонсу представляет собой наиболее полное воплощение архитектурных особенностей Нового царства (XVI—XI века до н. э.) Его отличают грандиозность замысла, монументальность и торжественность деталей, большое количество колонн.

Храм ориентирован с северо-запада на юго-восток. Для соответствия с пилонами стоявшего в получасовом расстоянии к северу Карнака, с которым он был соединён мощёной аллеей сфинксов, северный пилон его уклонен несколько к востоку от общей оси.

Древнейшая часть с примыкающими залами, украшенными монументальными рельефами и надписями — основана при Аменхотепе III; первые фараоны XIX династии прибавили к югу двор с 74 колоннами, перемежающимися статуями фараонов.

На северном пилоне в честь Битвы при Кадеше записана «Поэма Пентаура»[5], восхваляющая Рамсеса II с целью пропагандистского воздействия на широкие массы людей[6].

У северного входа Луксорского храма — четыре колосса-монолита и два обелиска, из которых один перевезён в 1830-е годы в Париж, на площадь Согласия. Длина сооружения от входа до самой северной стены — 260 метров.

6 августа 2018 года в Луксоре на аллее сфинксов обнаружена новая статуя в виде льва с головой человека. Находка по виду похожа на большого сфинкса в Каире у Великих пирамид[7].

Рамсес II пристроил северный перистиль, пилон и изобразил на внешней стороне последнего cвои подвиги в войне с хеттами (Битва при Кадеше). Здесь начертана «Поэма Пентаура» в честь упомянутой битвы в начале XIII века до н. э.[8].

C периода Нового царства ежегодно отмечался Праздник Опет — символическое бракосочетания Амона и Мут. Барки с изображениями этих богов и их ребёнка Хонсу (фиванская триада) перевозились из Карнакского храма (Ипет-сут[9]) в Луксорский[10], расстояние между которыми около 2 км.

  • Аллея сфинксов и пилоны днём.

  • Старинная фотография колонного зала Аменхотепа III

  • Колонны храма в тёмное время суток

  • Статуя Рамсеса II

  • Юго-западный вид на храм

  • Главный вход ночью

  1. 1 2 Rachel Mairs, Alice Stevenson. Current Research in Egyptology 2005: Proceedings of the Sixth Annual Symposium. — Oxbow Books, 2007. — 326 с. — ISBN 9781782974482.
  2. UNESCO World Heritage Centre. Ancient Thebes with its Necropolis (англ.). UNESCO World Heritage Centre. Дата обращения 1 марта 2019.
  3. Peter Pamminger. Amun und Luxor — Der Widder und das Kultbild. — 1992. — С. 93—140.
  4. Georges Émile Jules Daressy. Notice explicative des ruines du temple de Louxor. — Le Caire, 1893.
  5. James Henry Breasted. The battle of Kadesh : a study in the earliest known military strategy. — Chicago : The University of Chicago press, 1903. — 80 с.
  6. Синило Галина. История мировой литературы. Древний Ближний Восток. — Минск: Вышэйшая школа, 2017. — 680 с. — ISBN 5040110650.
  7. ↑ На Аллее сфинксов в Луксоре обнаружили новую статую льва с головой человека (рус.), ТАСС. Дата обращения 7 августа 2018.
  8. James Henry Breasted. The battle of Kadesh : a study in the earliest known military strategy. — Chicago : The University of Chicago press, 1903. — 80 с.
  9. Ольга Игоревна Павлова. Амон Фиванский: ранняя история культа, В-XVII династии. — М.: Наука, 1984. — С. 73. — 175 с.
  10. И. С. Кацнельсон. Мероэ: История, история культуры, язык древнего Судана. — Наука, 1977. — С. 137. — 320 с.

ru.wikipedia.org

Карнак — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Карнак (егип. Jpt-swt — избранное место; араб. الكرنك‎, DMG al-Karnak — укреплённая деревня) — египетский городок в Верхнем Египте, на восточном побережье Нила, в 2,5 км к северу от Луксора, на месте древнеегипетских Фив. Карнак известен крупнейшим храмом древности — Карнакским храмом в честь Амона — Ипет-сут[1], который начал строиться в XX веке до н. э. и служил основным государственным святилищем на протяжении всей истории Нового царства. Этот храм соединялся с Луксорским храмом на берегу Нила мощёной аллеей сфинксов.

Арабское название продиктовано высокими храмовыми стенами[2].

Все периоды египетской истории XVI—XI веков до н. э. оставили здесь следы; каждый фараон — не исключая даже гиксосской династии, особенно украшавшей свою северную резиденцию в Аварисе, — старался увековечить здесь своё имя. Зерно представляет святилище главного храма, основанное при Сенусерте I и достроенное Тутмосом III, который открыл его на обе стороны и прибавил ещё другое, на востоке, с большим гипостильным залом, на стенах которого начертал знаменитую царскую таблицу с анналами, перенесёнными отчасти в Париж.

Сооружение прочих частей восточной половины храма принадлежит другим царям XVIII династии. Лучше сохранилась отделённая переулком западная половина храма, состоящая: а) из воздвигнутого при XIX династии большого (5000 м²) гипостильного зала и b) из выстроенного при Бубастидах огромного (8160 м²) перистильного двора. В этот двор были включены малые храмы: Рамсеса III, стена которого пересекала южную ограду двора, и Сети II — в северо-западном углу. Внешние стены этой части храма покрыты интересными надписями и изображениями: на южной стороне двора находится известный победный памятник Шешонка I после палестинского похода против Ровоама. На северной стене гипостильной залы — военные подвиги Сети I в Ханаане и Аморее и триумф его, а на южной стене — подвиги Рамсеса II и так называемый «Эпос Пентаура».

Договор с хеттами начертан на примыкающей ограде, которая начинает собою целый ряд дворов и пилонов, выстроенных разными царями XVIII—XX династий и направляющихся к югу, до аллеи сфинксов — дромоса новой серии храмов, также окруженной оградою и воздвигнутой на берегу подковообразного священного озера Иешер. Главный из них, выстроенный Аменхотепом III, посвящён матери Амона — Мут. К западу от ряда дворов — небольшой изящный храм Хонсу, основанный Рамзесом III и имеющий перед собою сооружённый при Птолемеях пилон и аллею сфинксов, по направлению к Луксору; ещё западнее — маленький храм богини Нила, Апет, служащий теперь музеем.

К востоку от ряда дворов — священное озеро, служившее для процессий барки Амона. К северу от главного храма, в особенной ограде — третья группа святилищ; главное, в честь Монту, основано Аменхотепом III. Отсюда на север идёт также аллея сфинксов. Нектанеб II, несмотря на персидские притеснения, успел соорудить пилон к востоку от древнего святилища, которое, таким образом, оказалось в самом центре зданий. Повреждения, нанесённые Артаксерксом III, были исправлены первыми Птолемеями, но при последних началось падение храма, окончательно завершившееся землетрясением 27 года до н. э.

  • Большой гипостильный зал

  • Один из священных прудов

  • Правый главный пилон

  1. Ольга Игоревна Павлова. Амон Фиванский: ранняя история культа, В-XVII династии. — М.: Наука, 1984. — С. 73. — 175 с.
  2. Thomas Kühn. Karnak — Himmel auf Erden // Kemet. — 2001. — № 1. — ISSN 0943-5972.

Древнеегипетские названия

Современные названия

собственно Фивы   
гробнично-храмовые   
комплексы
   
территории храмов   
прочие некрополи   
и гробницы
   
дворец Аменхотепа III   
искусственное озеро   
Города, культовые центры, некрополи

Египетские названия

Греческие названия

Римско-византийские названия   

Арабские названия

ru.wikipedia.org

Луксор. Карнакский Храм бога Солнца. Крупнейший храмовый комплекс Древнего мира

Владимир Дергачева, фотографии Антона Дергачева

Древнеегипетские храмы были предназначены в качестве резиденции  небесных богов на земле. Слово «храм» буквально означает «дом бога».

Великий  Карнакский храм верховного божества Амона  (Ипет-Сут) был заложен в 16 веке до н.э. в столице Древнего Египта Фивы на восточном берегу Нила.  Это крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта  и главное государственное святилище Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.).  В Новом царстве древнегреческий бог солнца (Амон-Ра) считался покровителем  столичных Фив. Строительство продолжалось более 1300 лет! И около 30 фараонов внесли свой вклад в создание комплекса.
Сегодня на месте древнеегипетской столицы Фив расположена деревня Карнаки в пригородах Луксора.  Карнакский и Луксорский храмы соединены мощёной двухкилометровой Аллеей сфинксов, частично реставрированной и  восстановленной.

В 1979 году эти древние храмы вместе с Некрополем (Долиной мертвых) включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Рамсес (Рамзес) II Великий достроил колоссальный Гипостильный зал Карнакского храма с многочисленными  регулярно воздвигнутыми колонами (на схеме Колоннада Рамсеса).  Это величайшее здание Древнего мира    имело площадь 5 тыс. кв. метров. Двенадцать колонн  по сторонам среднего прохода имели в высоту 24 метра. На вершине колонны могло уместиться до 100 человек.  Остальные 126 колонн зала имели высоту 13 метров.

Крупнейший в Египте Карнакский храмовый комплекс – главное государственное святилище в период Нового царства. Состоит из трех основных архитектурных ансамблей: Амона-Ра, Монту и Мут.

Вид на развалины Карнакского храма с юго-востока

I пилон (Нектанеб I)
1. Первый двор
2. Храм Рамсеса III
3. Кирпичный пандус
4. Святилище Сети II
II пилон (Хоремхеб – Сети I)
5. Большой гипостильный зал (БГЗ)
6. Южная стена БГЗ
7. Северная стена БГЗ
III пилон (Аменхотеп III – XIX династия)
8. Обелиск Тутмоса I
IV пилон (Тутмос I)
9. Зал Инени
10. Обелиск Хатшепсут
V пилон (Тутмос I)
11. VI пилон и Зал анналов Тутмоса III
12. Cвятилище ладьи Филиппа Арридея
13. Святилище Хатшепсут
14. Двор храма Среднего царства
15. Юбилейный храм Тутмоса III
16. Святилище Александра Македонского
17. «Ботанический сад» Тутмоса III
18. Святилище Внемлющего уха
19. Храм Рамсеса II
20. Колоннада Тахарки
21. Ворота Нектанеба I
22. «Двор тайника»
23. Скарабей Аменхотепа III
24. Верхняя часть обелиска Хатшепсут
25. Храм Тахарки
26. Священное озеро
VII пилон (Тутмос III)
VIII пилон (Хатшепсут)
27. Вход в Музей под открытым небом


На пилонах храма  обнаружен список народов, покоренных фараоном Тутмосом III в Азии и Африке. Южную ось храма  начинает «двор тайника». В начале 20 века здесь под каменными плитами пола  было обнаружено  около 20 тыс. предметов, в том числе  750 скульптур. Это крупнейшая находка скульптурных изображений за  все время археологических раскопок в Египте.

Обнаруженная здесь скульптура фараона Аменхотепа III ныне хранится в Египетском музее в Каире.


Реконструкция (разрезы) храма Амона в  эпоху фараона Рамсеса II Великого после создания  Большого гипостильного (колонного) зала. Рисунки Stephen Biesty

Аллея сфинксов с телом льва и головой барана («криосфинксы»), созданных во времена Рамсеса II, вела к причалу на Ниле.

http://www.mochaloff.ru/egipet/0718.jpg

Малая аллея бараноголовых сфинксов перед храмом

Статуя фараона Рамсеса II. У его ног супруга — Нефертари (любимая из самых любимых).

Божественный (навозный?) Жук был воплощением возрождения. Древние египтяне были уверены, что именно он катит Солнце на восход.

http://www.mochaloff.ru/egipet/1077.jpg

В 1850 году здесь был не Федя Булочкин, а, возможно,  поляк.

Сцена коронации фараона Рамсеса II, сидящего на троне Верхнего и Нижнего Египта. Царь обращен лицом к владычице юга Нехбет, а за его спиной  – богиня Уаджит, владычица севера.

Главными вертикалями Карнакского храма являются два обелиска, установленные царицей-фараоном Хатшепсут. 30-метровые обелиски были изготовлены в каменоломне вблизи Асуана и были самыми высокими в Древнем Египте.

Юбилейный храм Ахменну («Блистающий памятниками») был воздвигнут по приказу фараона для проведения ритуальных праздников.

Иностранные туристы любят позировать на фоне развалин Храма

Археологические раскопки продолжаются

dergachev-va.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *