Афонский монастырь в греции – Афон — Википедия

Монастыри Афона :: Фото, описание, как добраться

Афон – одна из самых почитаемых в христианском мире священных гор на территории Греции, на которой находится автономная монашеская республика с исключительно мужским населением. На отвесных скалах разбросаны 20 древних монастырей, похожих на средневековые замки, а также множество скитов и хижин отшельников. Монастыри Афона занесены в список ЮНЕСКО как «уникальное художественное создание естественной красоты архитектурного творчества» и «настоящий музей шедевров».

Мифы и факты

Еще древние греки считали красивейший вечнозеленый полуостров с высоченной горой, касающейся облаков, идеальным местом для поклонения богам. Они построили здесь свои языческие храмы богам Аполлону, Зевсу и гиганту Афону. По легенде, Афон восстал против Посейдона и бросил в него огромный камень, который упал в воду и образовал гору, названную именем гиганта — Афон.

Другая легенда рассказывает, как невероятная буря застала Деву Марию в море, когда она направлялась на Кипр к епископу Лазарю. Кораблю пришлось укрыться в бухте Афона. Народ языческий принял ее, и, слушая проповеди, видя многие чудеса, уверовал и крестился. Так Афон стал земным уделом Богородицы и вступил в эру христианства.

Монашеская община основана в 963 году, когда монах Афанасий учредил монастырь Великой Лавры — крупнейший и наиболее известный из 20 монастырей Афона. Община пользовалась покровительством императоров Византии, и богатство ее значительно возросло. Но с приходом крестоносцев в XIII веке монахам пришлось искать защиты у римского папы. Столетие спустя Афон захватили каталонские наемники, практикующие исихазм. А после падения Византии в XV веке, власть перешла к Османской империи. Турки обложили монастыри большим налогом, но не вмешивались в их жизнь.

К концу турецкой оккупации в 1829 году афонская община была на грани вымирания и существовала благодаря пожертвованиям таких православных стран, как Россия, Болгария, Румыния и Сербия. После ухода турков между Грецией и Россией вспыхнул конфликт по поводу суверенитета на полуострове. В 1926 году Афон стал самоуправляемой частью Греции.

Афонские монахи живут по уставу, принятому еще в 971 году, и, как и в византийскую эпоху, подчиняются константинопольскому патриарху, а не афинскому. Летоисчисление ведется по юлианскому календарю (старому стилю).

Согласно уставу, детям, женщинам и животным женского пола вход на полуостров запрещен. Нарушение запрета карается тюремным заключением до года. Исключение существует только для кошек и кур – первые контролируют численность грызунов, вторые несут яйца, желтки которых используются в иконописи.

По легенде, даже сербская царевна Маро, прибывшая с богатыми дарами, не смогла подойти к монастырям Афона. Сделав всего несколько шагов, она увидела ангела, который велел ей вернуться на корабль.

Другая легенда рассказывает о феминистке, которая переодевшись в мужские одежды, тайно пробралась на полуостров. Торжествуя свою победу, она демонстративно разделась и пошла купаться. Внезапно появилась акула и нарушительница исчезла в кровавых кругах на воде.

За тысячелетнюю историю афонских монастырей все же известно несколько случаев пребывания женщин на полуострове. Как правило, это были либо беженцы, укрывавшиеся в пещерах со своими семьями, либо заблудившиеся путешественники, не знавшие местных законов.

Как же монахи проверяют половую принадлежность гостей? Согласно древней традиции, на причалах дежурили монахи-смотрители, которые дергали гостей за бороду, дабы убедиться, что она настоящая (безбородым юнцам вход был запрещен). В наши же дни наличие бороды не обязательно, достаточно предъявить паспорт.

Что посмотреть

Полуостров Афон простирается на 50 км в длину, до 12 км в ширину и занимает площадь около 350 кв. км. Самая высокая гора достигает 2033 м в высоту. Ее голая, безлесая вершина, как копье упирается в небо, а склоны покрыты пышной вечнозеленой растительностью.

Вдоль побережья на крутых утесах возвышаются 20 монастырей — русский, сербский, болгарский и 17 греческих. В ущельях также есть 12 скитов и около 700 домов, в которых проживают отшельники. Всего на полуострове обитает более 2000 монахов.

Первое, что поражает при посещении монастырей Афона – это типично византийская архитектура. Здания выглядят как большие замки — укрепленные средневековые цитадели с высоченными стенами, башнями, бойницами и отверстиями для метания горячей нефти или воды.

В каждом монастыре есть только один вход с двумя тяжелыми деревянными воротами, расположенными близко друг к другу. С внутренней стороны ворота окованы длинными железными прутьями, а снаружи покрыты большими металлическими пластинами. Между воротами находится камера смотрителя, который закрывает их после захода солнца и открывает на рассвете.

В центре монастырей, как правило, находится главный храм. Рядом с храмом – колокольня и небольшое здание с источником родниковой воды. Вокруг расположены другие часовни и сады.

Афонские храмы являются настоящими сокровищницами византийской иконописи. Помимо настенной живописи и фресок, в них хранятся сотни уникальных древних икон, многие из которых считаются чудотворными, а некоторые — нерукотворными. Например, икона Богородицы в монастыре Великая Лавра, согласно легенде, пришла по воде.

Библиотека Великой Лавры содержит 2046 рукописей и 30 000 печатных книг. Еще 20 000 книг и рукописей хранятся в русском монастыре Святого Пантелеймона, известном также как Россикон. Среди его бесценных реликвий — голова Святого Пантелеймона, мощи Иоанна Предтечи, апостола Петра и многих других святых. К особым сокровищам относятся пояс Пресвятой Богородицы и чудотворная икона Божией Матери. Главная же афонская святыня — Дары Волхвов, хранится в монастыре Святого Павла.

Необычная особенность афонских монастырей — костницы. По традиции, после смерти монахов хоронят в полотне, а спустя три года откапывают. Истлевшее до костей тело означает, что душа монаха всепрощена и пребывает на небесах. Если же тело не истлело, то душа осталась с нераскаянными грехами и его вновь закапывают. В течение года над ним читают молитвы, а затем снова откапывают. На черепе усопшего пишут имя и дату смерти, а затем кладут на полку в костницу, кости же складывают на полу. В костнице Россикон на сегодняшний день покоится 2040 черепов.

Еще одна знаменитая на весь мир достопримечательность Греции — монастыри Метеоры на гигантских сталагмитовых скалах, взметнувшихся в небо. В Греции находится храм Ники Аптерос — популярная достопримечательность Афин, Кносский дворец — самая яркая реликвия минойской цивилизации на о. Крит.

Монастыри Афона открыты от рассвета до заката.
* Посещение возможно только для совершеннолетних мужчин любого вероисповедания (необходимо специальное разрешение — диамонитирион, стоимость — 25 €). Женщинам и детям приближаться ближе 500 м к берегу запрещено. Для жен и детей посетителей предусмотрены бесплатные кемпинги на соседнем полуострове.
Официальный сайт: www.inathos.gr (греч., анг.)

* Цена билета и время работы могут меняться, уточняйте на официальном сайте / 2014-12-13

allcastle.info

Новоафонский монастырь — Википедия

Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь

 — мужской монастырь, расположенный у подножия Афонской горы в Абхазии. Основан в 1875 году монахами русского монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона (Греция) (Константинопольского Патриархата) при участии российского императора Александра III. Закрыт в 1924 году, возвращён верующим в 1994 году. 11 февраля 2011 года правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви. С 15 мая 2011 года монастырь фактически является кафедрой неканонической «Священной Митрополии Абхазии».

Место для строительства монастыря было выбрано в 1875 году по поручению афонских старцев[2]. Вскоре монахами монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона было начато строительство монастырского комплекса. Объём работ был колоссальным — для расчистки площадки необходимо было срезать часть горы и вывезти десятки тысяч тонн земли и горной породы. Задача усложнялась тем, что место будущего монастыря находилось на значительном возвышении и не имело удобных подъездных путей

[3].

Во время Русско-турецкой войны (1877—1878) монастырь подвергся разорению и разграблению[4].

В 1880 году было начато восстановление обители, продолжавшееся 20 лет. В восстановлении монастыря принимал участие император Александр III. В частности, его подарком являются музыкальные куранты самой высокой башни (колокольня в центре западного корпуса) монастыря. Пожертвования на строительство собирались на подворье Ново-Афонского монастыря, строительство которого было полностью профинансировано Пантелеимоновой Афонской обителью. Строительство было завершено к 1900 году. 28 сентября 1900 года состоялось освящение обители.

Монастырь был построен у древнего храма апостола Симона Кананита, где под спудом почивают его святые мощи. Неподалеку от храма находится пещера, в которой, по преданию, уединялся и молился Симон Кананит. Пещера эта в 1884 году освящена водосвятием, и в ней поставлена икона святых апостолов Андрея и Симона, именем которых она называется с незапамятных времен.

До революции 1917 года Ново-Афонский монастырь был одним из главных духовных центров Кавказа.

В 1924 году монастырь был закрыт советскими властями за «контрреволюционную агитацию». Некоторое время обитель была заброшена, использовалась под склады. В период грузино-абхазского конфликта 1992—1993 гг. в монастыре размещался военный госпиталь. Возвращён верующим в 1994 году

[уточнить].

10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование[5].

В апреле 2011 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по просьбе управляющего Абхазской церковью иерея Виссариона Аплиаа направил в монастырь нового настоятеля игумена Ефрема (Виноградова-Лакербая), что вызвало крайнее недовольство прежнего настоятеля иеромонаха Андрея (Ампара). Последний отказался подчиниться этому решению, обвинил иерея Виссариона в «тайном сговоре с Московской патриархией, целью которого стала смена власти в монастыре Симона Кананита в Новом Афоне», а также в том, что иерей Виссарион «единолично, тайком от христианского народа Абхазии, решает судьбы храмов и монастырей Абхазии»[6][7].

На стихийном церковно-народном сходе в Новом Афоне 4 апреля были приняты следующие решения:

1. Созвать 15 мая 2011 года Церковно-народное собрание в монастыре св. ап. Симона Кананита в Анакопии-Новом Афоне, с привлечением представителей всех структур нынешней Абхазской Православной Церкви, а также представителей всех ветвей государственной власти и широкого круга общественных организаций, с тем чтобы открыто обсудить и принять соответствующие решения в отношении будущего развития Абхазской Православной Церкви.

2. Пригласить на это Церковно-народное собрание — абхазское духовенство, находящееся за границей, а именно: иеромонаха Дорофея (Дбара), иеродиакона Давида (Сарсания) и послушника Леона (Аджинджала).

3. Поручить подготовку проведения Церковно-народного собрания иеромонаху Андрею (Ампару), вместе с монашествующими и сотрудниками монастыря св. ап. Симона Кананита в Анакопии-Новом Афоне[8].

Иеромонаха Андрея (Ампара), за непослушание решено предать суду патриарха Кирилла[9].

Ряд абхазских прихожан в открытом письме от 11 апреля 2011 года попросили патриарха Кирилла отозвать игумена Ефрема (Виноградова) «дабы не усугублять конфликтную ситуацию, которая может привести к осложнению российско-абхазских отношений»[10].

2 октября 2013 года по представлению иеромонаха Андрея (Ампара) Советом Священной Митрополии Абхазии на Давида (Сарсания) возложены обязанности наместника монастыря святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне. Как сообщает абхазское информагентство: «Иеродиакон Давид (Сарсания), возвратившийся из монастыря Агиу Павлу со Святой Горы Афон, будет восстанавливать духовную жизнь обители в соответствии со Святогорским уставом и традициями, утраченными за последние десятилетия»[11].

Всего в обители шесть храмов: надвратный — Вознесения Господня, храм святого апостола Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм во имя мученика Иерона (небесного покровителя настоятеля архимандрита Иерона (Васильева)) и храм в честь иконы Божией Матери «Избавительница».

В центре четырёхугольника, образованного корпусами монастыря, высится построенный в 1888—1900 годах Пантелеимоновский собор. Его венчают пять куполов; высота центрального — 40 метров. Длина собора — 53,3 м, ширина — 33,7 м. Собор построен в неовизантийском стиле, распространенном в русском церковном зодчестве конца XIX — начала XX века. Изнутри стены расписаны в 1911—1914 годах мастерами из села Палех Владимирской губернии и группой московских художников под руководством М. В. Молова и А. В. Серебрякова. Пантелеймоновский собор является крупнейшим культовым сооружением Абхазии.

Под колокольной башней расположена бывшая монастырская трапезная, стены которой, как и в маленьких церквах, расписаны фресками, выполненными известными волжскими мастерами — братьями Оловянниковыми.

  • Вид из Анакопийской крепости на Новоафонский монастырь

  • вход изнутри монастыря

  • Во дворе монастыря

  • Пантелеймоновский собор

  • У входа в собор

  • В Пантелеймоновском соборе

  • Арсений (Минин). Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. Москва, 1899
  • Милованова Н. А. Абхазия христианская. Сухум, 2014

ru.wikipedia.org

Монастыри афона — ТРЕБЫ ДЛЯ СВЯТОЙ ГОРЫ АФОН

Монастыри Афона
Монашеская республика на Афоне юрисдикционно принадлежит Вселенскому Патриархату. Несмотря на это, она имеет фактически полную административную независимость от Константинопольского трона и строго хранит свою внутреннюю самостоятельность. Патриаршую власть на Афоне представляет викарный епископ.

Поскольку Святая Гора входит в состав Греческой Республики, она имеет особого представителя от государства. Верховным органом самоуправления Святой Горы является Священный Кинот, состоящий из представителей всех 20-ти монастырей Афона, которые каждый год избираются своими монастырями.

Исполнительную власть Афона представляет Священная Эпистасия, состав которой меняется каждый год – первого июня. Все монастыри делятся на пять групп – в каждой группе по четыре монастыря.

В первую группу входят: Великая Лавра, Дохиар, Ксенофнт, Эсфигмен.
Во вторую: Ватопед, Кутлумуш, Каракалл, Ставроникита.
В третью: Иверский, Пантократор, Филофей, Симонопетра.
В четвертую: Хиландар, Ксиропотам, святого Павла, Григориат.
В пятую: Дионисиат, Зограф, святого Пантелеимона, Констамонит.
Каждый год одна из групп составляет Священную Эпистасию. Представитель первого монастыря каждой группы является председателем Эпистасии.

Все монастыри Святой Горы к настоящему времени являются общежительными. Всего на Афоне проживает ок. 1500 монахов, включая келлиотов и скитских насельников.

Кроме монастырей и скитов, на Афоне функционирует богословское училище – так называемая “Афониада”, основанная в 1749 году. С 1953-го года она расположена в Карее.

Афонские монастыри имеют несколько подворий за пределами Святой Горы. Самое известное из них – женский монастырь Ормилия, являющийся подворьем обители Симонопетра. Здесь подвизается свыше ста монахинь. Игуменья монастыря монахиня Никодима. Адрес: 63071, Ormylia Chalkidikis. Тел. (30-371) 41278.

Список монастырей Святой Горы:

1. Великая Лавра. Осн. в 963 г., престольный праздник 5/18 июля, в день преп. Афанасия Афонского. Игумен: архим. Филипп. Тел. (30-377) 22586, 23760. Факс (30-377) 23761-2.

2. Ватопед. Осн. в 972 г., престольный праздник 25 марта/7 апреля, в день Благовещения. Игумен: архим. Ефрем. Тел. (30-377) 23219. Факс (30-377) 23781.

3. Иверский. Осн. в 972 г., престольный праздник 15/28 августа, в день Успения. Игумен: архим. Василий. Тел. (30-377) 23643. Факс (30-377) 23248.

4. Хиландар (сербский). Осн. в 1197 г., престольный праздник 21 ноября/4 декабря, в день Введения во Храм. Игумен: архим. Моисей. Тел. (30-377) 23797, 23760. Факс (30-377) 23108.

5. Дионисиат. Осн. в 1375 г., престольный праздник 24 июня/7 июля, в день Рождества Иоанна Предтечи. Игумен: архим. Петр. Тел. (30-377) 23687. Факс (30-377) 23686.

6. Кутлумуш. Осн. в конце XIII века, престольный праздник 6/19 августа, в день Преображения Господня. Игумен: архим. Христодул. Тел. (30-377) 23226. Факс (30-377) 23731.

7. Пантократор. Осн. в 1363 г., престольный праздник 6/19 августа, в день Преображения Господня. Игумен: архим. Виссарион. Тел. (30-377) 23253. Факс (30-377) 23685.

8. Ксиропотам. Осн. в X веке, престольный праздник 9/22 марта, в день Сорока мучеников Севастийских, и 14/27 сентября, в день Воздвижения Креста. Игумен: архим. Иосиф. Тел. (30-377) 23251. Факс (30-377) 23733.

9. Зограф. Осн. в X веке, престольный праздник 23 апреля/6 мая, в день св. Георгия Победоносца. Игумен: архим. Амвросий. Тел. (30-377) 23247.

10. Дохиар. Осн. в десятом веке, престольный праздник 8/21 ноября, в день Архистратига Михаила, и 1/14 октября, в честь иконы Б.М. Скоропослушницы. Игумен: архим. Григорий. Тел. (30-377) 23245.

11. Каракалл. Осн. в конце десятого века, престольный праздник 29 июня/ 12 июля, в день апп. Петра и Павла. Игумен: архим. Филофей. Тел. (30-377) 23225. Факс (30-377) 23746.

12. Филофей. Осн. в 990 г., престольный праздник 25 марта/7 апреля, в день Благовещения, и 24 августа/6 сентября в день преп. Козьмы Этолийского. Игумен: архим. Ефрем. Тел. (30-377) 23256. Факс (30-377) 23674.

13. Симонопетр. Осн. в 1257 г., престольный праздник 25 декабря/7 января, в день Рождества Христова, и 22 июля/4 августа, в день св. Марии Магдалины. Игумен: архим. Эмилиан. Тел. (30-377) 23254. Факс (30-377) 23722.

14. Св. Павла. Осн. в X веке, престольный праздник 2/15 февраля, в день Сретенья, и 28 июля/10 августа, в день св. Павла Ксиропотамского. Игумен: архим. Парфений. Тел. (30-377) 23250, 23609. Факс (30-377) 23355.

15. Ставроникита. Осн. в 1541 г., престольный праздник 6/19 декабря, в день свт. Николая Чудотворца. Игумен: архим. Тихон. Тел. и факс (30-377) 23255.

16. Ксенофонт. Осн. в XI веке, престольный праздник 23 апреля/6 мая, в св. Георгия Победоносца. Игумен: архим. Алексий. Тел. (30-377) 23249. Факс (30-377) 23631.

17. Григориат. Осн. в 1345 г., престольный праздник 6/19 декабря, в день свт. Николая Чудотворца. Игумен: архим. Георгий. Тел. (30-377) 23218, 23669, 23670. Факс (30-377) 23671.

18. Эсфигмен. Осн. в XI веке, престольный праздник в день Вознесения Господня. Тел. (30-377) 23796. Эсфигменский монастырь не поминает Вселенского патриарха, а также не имеет канонического общения с другими монастырями Святой Горы. Канонически он связан с греческими раскольниками – так называемыми “старостильниками”.

19. Св. Пантелеимона. Осн. в начале X века, престольный праздник 27 июля/9 августа, в день св. Пантелеимона. Игумен: архим. Иеремия. Тел. (30-377) 23252.

20. Констамонит. Осн. в XI веке, престольный праздник 27 декабря/9 января, в день св. вмч. Стефана. Игумен: архим. Агафон. Тел. (30-377) 23228

treb-afon.com

Монастыри Афона — Афон

Афон является самоуправляемым сообществом двадцати православных монастырей, которые непосредственно подчиняются Константинопольскому Патриарху. Святая Гора является самым крупным в мире средоточием православного монашества и почитается как земной удел Пресвятой Богородицы.

Сейчас на Афоне в общей сложности располагается двадцать действующих монастырей. Вот их названия в иерархическом порядке:

1) Великая лавра;
2) Ватопед;
3) Иверон;
4) Хиландар;
5) Дионисиат;
6) Кутлумуш;
7) Пантократор;
8) Ксиропотам;
9) Зограф;
10) Дохиар;
11) Каракал;
12) Филофей;
13) Симонопетра;
14) Святого Павла;
15) Ставроникита;
16) Ксенофонт;
17) Григориат;
18) Эсфигмен;
19) Свято-Пантелеимонов;
20) Констамонит.

Началом образования Святой Горы как независимого монашеского государства можно назвать 676 год, когда Византийский император Константин Погонат передал полуостров в вечную собственность монахам, населяющим эту землю. Фактически Афон является теократическим монашеским государством. По древней традиции, на Святую Гору женщины попасть не могут.

Как и в любом государстве, на Афоне имеется и своя конституция – Уставная Хартия Святой Афонской Горы. Главным законодательно-судебным органом правления Святой Горы является «Чрезвычайное двадцатичленное собрание». Оно состоит из настоятелей всех двадцати монастырей и собирается в Карее (административный центр). Согласно последней переписи, на Афоне подвизается порядка 2 500 человек, из которых большая часть является монахами.

(Карея, Протатский храм)

Число двадцати монастырей на Афоне неизменно, поэтому основание двадцать первого монастыря запрещено. Если же монашеское население не сможет помещаться в соответствующих обителях, то монахи будут проживать в кельях, скитах и т. д. При этом господствующими на Святой Горе являются именно монастыри: весь полуостров разделен на двадцать соответствующих областей.

Все монастыри Афона являются самоуправляемыми и не подчиняются никаким церковным властям. Во всех монастырях на богослужении поминается имя Вселенского Константинопольского Патриарха.

В настоящее время все монастыри Святой Горы являются общежительными, что означает, что в этих поселениях является общим кров, молитва, еда и работа. Законодательная власть в монастырях принадлежит совету старцев, состоящему из определенного числа монахов. Исполнительной властью наделен настоятель, являющийся также духовным отцом монастыря. Он избирается пожизненно монахами, которые прожили не менее шести лет со дня пострижения.

(Великая Лавра – главный афонский монастырь)

До недавнего времени на Афоне существовали так называемые идиоритмические монастыри, где каждый монах распоряжался своей жизнью сам (это касалось заработка, молитвы, еды и проч.), но, разумеется, в рамках, установленных положениями законодательства Святой Горы. К таковым монастырям относились: Великая Лавра, Ватопед, Иверон, Хиландар, Пантократор, Дохиар, Ксиропотам. Однако все эти монастыри перешли на общежительный устав (последним из них был монастырь Пантократор).

Также на Афоне имеются и иные монашеские сообщества, которые подчиняются главенствующим монастырям: это скиты, кельи, каливы, кафизмы и пустыни.

Скиты

В общей сложности на Афоне располагается 12 скитов, которые разделяются на общежительные и идиоритмические, где проживающие отшельники занимаются различными сельскохозяйственными работами, иконописью, резьбой по дереву и т. д. Общежительные скиты мало чем отличаются от монастырей: они имеют большие строения, главный храм в центре, у них есть свой управляющий (дикей), который пожизненно назначается таковым. Идиоритмические скиты – это организованные сообщества, состоящие из большого числа небольших келий без земельного удела. Дикей в них избирается старцами ежегодно.

(скит св. праведной Анны)

Кельи

Кельями называют просторные монашеские здания с прилегающим к ним встроенным храмом и обширной земельной территорией, приобретенной кельями в ходе истории. В кельях подвизаются монахи, занимающиеся сельским хозяйством и прочими работами.

(келья Преображения (Патерица), мон. Хиландар)

Каливы

Ими являются здания, которые по размерам меньше чем кельи, также с прилегающим встроенным храмом, однако без какого-либо земельного надела. Монахи проживают так же, как в скитах и кельях, занимаясь ремеслом и художественным промыслом. Организационно каливы никак не связаны друг с другом.

(Карульские каливы)

Кафизмы

Небольшие дома, похожие на каливы и располагающиеся недалеко от монастыря, которому они и принадлежат. В кафизме проживает лишь один монах. Он получает еду в монастыре за денежную плату.

(кафизма)

Пустыни

Или иначе – аскетерии. Такие поселения располагаются в труднодоступных и пустынных местах (как правило, в южной части Афона). Напоминают собой небольшие хижины или же преобразованные пещеры. В таких местах проживают те монахи, которые стремятся к самой суровой аскезе. Аскетерии отделяются друг от друга ущельями и скалами, соединяются же узкими тропами, цепями и лестницами. Порой путь между аскетериями может быть весьма опасен и труден.

 

(афонские аскетерии)

afon.spb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *