Афон гора – Афон — Википедия

Гора Афон — святая гора в Греции

Гора Афон (Mount Athos)

Греческое название горы Афон – Агио Орос – говорит о том, что на ней живут монахи. Уже больше 1000 лет сюда уходят в отшельники православные христиане. Они ведут замкнутую жизнь отшельников в 20 больших монастырях, сохранивших свою независимость от светских властей.

Афон — Святая гора, которая поднимается на 2033 м над уровнем моря на Халкидикском полуострове. Согласно легенде, когда-то здесь произошла битва между богами с Олимпа и древними великанами. Один из них, по имени Афон, швырнул огромный камень в своего противника, Посейдона. Он промахнулся, и камень упал в море — так и образовался этот гористый полуостров.

Видео: Гора Афон в рекламе местного вина

Основные моменты

Гора Афон

Гора Афон — место сосредоточения православных монастырей, основанных с X века. Большинство из них греческие, но некоторые находятся под эгидой русских, сербских и болгарских сообществ. Здесь проживает около 1500 монахов. Правила разнятся от обители к обители, а некоторые монахи, как в былые времена, даже живут отшельниками, селясь в пещерах и каливах. Правила на Святой Горе очень строгие. Число посетителей

(неправославных) — ограничено (двенадцать человек в день). Большинство туристов ограничивается экскурсией на лодке, которая приближается к берегу. Женщинам ступать на святую землю Афона запрещено. Если вам повезет, во время морской прогулки вы увидите дельфинов, которые не редкость в этих водах.

Византийские монахи возвели самый древний монастырь, Великую лавру, в 963 г. Уже в 972 г. было достигнуто уникальное соглашение с Византией, по которому гора Афон признавалась духовным государством, независимым от Византийской империи, с полным суверенитетом, гарантированным Афону лично императором. Это сделало Афон политическим и религиозным центром для греческих, балканских и российских православных христиан. В XIV в., золотом веке Афона, около 40 000 монахов обитало в 20 больших монастырях и мелких «скитах» — тех же монастырях, напоминавших небольшую деревню.

Монастырь на гореНа горе Афон стоят десятки небольших монастырей
Образ жизни в монастыре не меняется веками

Хотя жители горы Афон номинально являются гражданами Греции, ее автономный статус сохранился и по сей день: последнее соглашение, подтверждающее суверенитет духовного государства, было подписано в 1912 г. Согласно Уставу, высший законодательный и судебный орган монастырского управления Святой горы — Чрезвычайное двадцатичленное собрание, составляемое настоятелями всех 20 больших монастырей и заседающее в столице Афона Карее. Исполнительная власть на Святой горе осуществляется Священным собором (Кинотом), состоящим из 20 членов, каждый из которых представляет свой монастырь. Распорядительная власть — отдельный комитет из 4 «наблюдателей», состав которых меняется каждый год первого июня. Также в Карее находится резиденция главы правительства, Прота

(по-гречески — первого). Греческое государство на Афоне представляет губернатор, находящийся в подчинении Министерства иностранных дел Греции. При нем есть небольшой штат административных сотрудников и полицейских. Его основная обязанность — наблюдать за соблюдением гражданского законодательства.

Образ жизни монахов в этом «Уделе Божьей Матери» оставался практически неизменным со времен Византийской империи, когда государство впервые официально определило их статус. И по сей день ни женщинам, ни большинству домашних животных нет доступа на эту святую землю. Монахи утверждают, что это правило было установлено согласно библейской традиции, по которой сама Дева Мария избрала гору Афон в качестве места отдохновения, где ее не побеспокоят другие представительницы женского пола. В наши дни за стенами главных монастырей живут 1700 монахов.

Рассвет на горе АфонГорный пейзажМоре, переходящее в небо

Сам полуостров отличается редкой природной красотой. Склоны горы покрыты древними вечнозелеными лесами почти до самой вершины, высота которой 2033 м. Согласно легенде, Богоматерь совершала путешествие на Кипр со св. Иоанном, и когда буря заставила ее искать убежище, она остановилась на месте, где ныне находится Иверский монастырь. Красота этих мест произвела на нее такое впечатление, что Господь подарил Богоматери эту гору, сказав: «Пусть это место будет твоим, станет твоим садом и твоим раем, а также спасением и приютом для тех, кто ищет спасения».

Монастыри Афона

Панорамный вид с моря

Даже те, кому удалось получить разрешение на посещение (а ожидание может продлиться несколько недель), могут попасть на территорию горы Афон только морем, из Уранополи: других путей сюда нет. По ходу движения парома на западном берегу вы увидите сначала монастырь Дохиар, своей сторожевой башней напоминающий форт, затем Ксенофонт и Пантелеймонов монастырь. Он весьма впечатляет своими размерами и населен русскими монахами. За ним следует Симонопетра, построенный, словно орлиное гнездо, на склоне горы, прямо над морем. Далее расположен Дионисиат, он знаменит тем, что владеет самой старой иконой горы Афон, датируемой VII веком. Его местоположение также никого не оставит равнодушным. Южная точка полуострова — вотчина отшельников и маленьких монастырей. На восточном берегу находится Великая Лавра, самый старый из монастырей, основанный в 693 году святым Афанасием у подножия горы Афон. Он также и самый большой, вмещающий в себя сотню монахов. Его библиотека знаменита своим собранием 5000 античных книг.

Ближе к северу расположены монастыри Каракал, Ставроникита, Пантократор, и, еще далее, Ватопед, основанный в 980 году, и Эсфигмен. Вдали от глаз, в самом сердце полуострова, расположена Карея — административный центр республики.

Вершина горы в облаках

Факты про гору Афон

  • Название: Официально это место называется Автономная монашеская республика Афон.
  • Расположение: Расположен на севере Греции, в Македонии. Афон — самая высокая из трех горных вершин на Халкидикском полуострове.
  • Столица: Город Карея с населением 300 человек.
  • Парламент: Священный собор.
  • Население: 1 700 православных монахов.
  • Уникальность: В монастырях могут находиться монахи и все лица мужского пола, но женщинам и большинству домашних животных доступ закрыт.
  • Привлекательность: В 20 богатых монастырях есть всемирно известные фрески и бесценные коллекции икон.
Улочки в горахРуины монастыряКолокола

Нужно знать

Посещения разрешены только мужчинам, они должны зарегистрироваться в Администрации паломников на гору Афон в Салониках, причем как минимум за 6 месяцев до поездки. В день на гору допускаются лишь десять паломников неправославной веры, и в каждом монастыре можно переночевать лишь один раз.

wikiway.com

Гора Афон — фотографии Святой горы (Греция)

Почему гору Афон называют Святой горой? Какие монастыри находятся на греческом полуострове? История Афона и с фотографии святогорских обителей.

Содержание статьи

Гора Афон, которую называют Святой горой, находится на одноименном полуострове.  Ее высота составляет 2033 метра. Под юрисдикцией Константинопольского Патриархата на афонском полуострове находятся около двадцати монастырей. Верующие почитают Афон, как земной удел Богородицы

Согласно данным за 2001 год в монастырях Афона живут 2262 человек. Афонские монахи пользуются юлианским календарем.

По афонскому уставу на территорию полуострова не должны приезжать женщины. Запрет на въезд касается также животных женского пола.

Паломников восхищает местная природа: горные ручьи, живописное побережье, цветущие деревья. Обширная территория святой горы славится прекрасными пейзажами.

Афон

Афон — самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей.

Помимо монастырей по всей Святой Горе разбросаны 12 скитов (зачастую крупные поселения, ничем, кроме формального статуса, от монастырей не отличающиеся), а также: келлии (обширные монашеские поселения с возделываемым участком земли), каливы (из которых, как правило, состоят скиты), кафисмы (одиночные поселения, обычно близ материнского монастыря), исихастерии (в них подвизаются те, кто стремятся к полному уединению, иногда в пещере).

Таким увидел Афон Владимир Ходаков.

Читать также — Каждый раз Афон открывается с новой стороны

Зограф

Зограф относится к болгарским монастырям Святой горы. Его насельники, афонские монахи, как правило, славяне. Монастырь посвятили святому Георгию Победоносцу и в иерархии местных монастырей стоит на девятом месте. Зограф переводится как «живописец». Монастырь был основан Львом Философом и расположен практически на побережье – в трех километрах от моря.

Во времена Михаила Палеолога Зограф не стал присоединяться к унии с Римом и за этот отказ в монастыре мученически погибли насельники обители.

В соборном храме хранятся афонские святыни – иконы великомученика Георгия, написанные в разные времена.

Ставроникита

Ставроникита  –  монастырь X века, он расположен на востоке полуострова. В иерархии горы Афон он находится на пятнадцатом месте. Существует легенда о том, что на месте устроения монастыря когда-то жил отшельник по имени Никита, который занимался изготовлением крестов. Ставроникита в переводе означает «крест Никиты». Во времена крестовых походов первая обитель, посвященная Иоанну Крестителю, была разрушена. Но при Патриархе Иеремии I древнюю обитель восстановили. На территории монастыря была обретена одна из редчайших икон Николая Чудотвторца, поэтому современный монастырь посвящен святому Николаю.

В библиотеке монастыря находится более ста семидесяти рукописей. Гора Афон хранит уникальные библиотеки. В местной — около двух тысяч пятисот напечатанных книг. Кафоликон монастыря украшен удивительными фресками, над которыми трудился сам Феофан Критский. Особо стоит отметить редчайшие монастырские святыни: частицы мощей православных святых, частица Креста Животворящего и древний образ Николая Чудотворца, которую обрели в пучине моря.

Скит святой Анны

Скит святой Анны, матери Богородицы – самый крупный монастырь Афона. Это древнейшая обитель с самым строгим уставом и сонмом новомучеников, пострадавших за Церковь в период турецкого владычества. Скит находится в подчинении у Великой Лавры.

В ночь накануне причастия насельники монастыря святой Анны обычно не спят, во время Великого Поста не покидают монастырь, а иеромонахи не служат вне пределов Святой горы. Главная святыня обители – стопа святой праведной Анны. Здесь молятся о бесплодных парах, мечтающих о младенце. Гора Афон всегда считалась особым местом, где возносились самые горячие молитвы о появлении ребенка у бездетных супругов.

Кириакон монастыря при Вселенском Патриархе Дионисии III. В XVIII веке его отреставрировали благодаря старцу Филофею Пелопонесскому. Иконописцы Филофей и Афанасий расписали кириакон. Колокольню здесь возвели в 1774 году. Многие современные подвижники и старцы нового времени подвизались именно в этом скит: архимандрит Херувим, основатель обители Параклита и его ученики, распространявшие христианскую веру по всей Греции.

Пантократор

Монастырь Пантократор находится в северо-восточной части полуострова вблизи Кареи. Он стоит на 50-метровом холме. В соборе монастыря – древнейший иконостас горы Афон.

Пантократор – это греческий термин, который обозначает иконографический тип Спасителя как Спаса Вседержителя, Царя и Судии.  Это один из самых древних иконографических образов Христа.

В диптихе монастырей Святой горы Пантократор на седьмом месте.

Карея

Карея или Карье (славянское обозначение) – столица Афона. Это – административный центр местного монашеского государства. У этого государства особые правила и устав, насчет некоторых из них до сих пор ведутся споры: так многих возмущает то, что на полуостров не могут прибыть паломники женского пола. Не все верующие согласны с таким строгим ограничением. Карея — поселение в глубине полуострова, которое основали в IX веке. Именно здесь находятся как Священный Кинот, так и Священная Эпистасия. Здесь растет много орешника, поэтому столица и названа в честь орехового дерева. Здесь около двадцати представительств всех афонских монастырей. Гора Афон славится разнообразием флоры.

Храм Протата (храм Успения Богородицы), также заложенный в IX веке – центральный собор административного центра. Это базилика без купола, три нефа которой образуют собой крест. Фрески Мануила Панселина украшают храм. Его также расписывали представители знаменитой критской школы.

Неподалеку от храма – библиотека Священного Кинота, где хранится более сотни исторических рукописей и Аргос – шкура козла с первым Типипоком. Святогорские монахи получили его от императора Иоанна Цимисхиема в 972 году.

Во время больших праздников местные монахи-келиоты вместе молятся в протатском соборе. Они несут различные послушания: плотничают, шьют монашеские одеяния, производят ладан и.т.д.

Здесь же располагается церковная школа: гимназия и лицей.

Среди святынь Кареи – чудотворная икона Млекопитательница. В Типикарницу эту икону когда-то привез Савва Сербский. Ранее она находилась в Лавре преподобного Саввы Освященного.

Здесь же, в небольшой келье, редчайшая и уникальная икона Божией Матери «Достойно есть», которая упоминается в древнем предании. Считается, что однажды афонский старец решил выслушать Всенощное бдение в Карейском соборе. А его послушник оставался в келье. Внезапно в келье раздался стук. Послушник открыл дверь и увидел человека в монашеском одеянии. Послушник ввел незнакомца во храм и они стали петь древнюю песнь святого Космы Маюмского, но незнакомец поменял слова на «Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего».

Растрогавшись, послушник попросил незнакомого монаха записать слова этой песни, но у него не нашлось чернил. Тогда незнакомец спросил, есть ли каменная плита. И перстом своим высек слова песни на плите. Камень под его ладонями смягчался как воск. Вернувшись, пораженный старец поместил этот камень в Протат, а икона, перед которой была исполнена дивная песнь, перенесена в Соборный храм.

Это событие отмечается на горе Афон каждый год 11-го июня.

Читать также — Пасха на Святой Горе Афон

Иверский монастырь (гора Афон)

Греческий монастырь, находящийся на третьем месте святогорской иерархии. Обитель основали грузины в 980 году. Именно гора Афон и Иверский монастырь хранят почитаемую нашими соотечественниками Иверскую икону Божией Матери.

Хиландар

Хиландар – монастырь, стоящий четвертым в иерархии Святой горы. Он находится в юрисдикции Константинопольского Патриархата, но и Сербская Православная Церковь поддерживает эту обитель духовно. Монастырь расположен на северо-востоке полуострова. Его основали в 1197 году сербский архиепископ Савва и князь Стефан, но в 2004 года монастырь охватил страшный пожар, оставив за собой многочисленные разрушения. Половина строений Хиландара была уничтожена огнем. Библиотека, несколько часовен и ризница не пострадали.

Сейчас в обители подвизаются около 70-и монахов. После чудовищного пожара, к счастью, уцелела уникальная библиотека афонского монастыря, где хранятся древние рукописи и уникальные печатные тексты. Монастырь восстанавливается.

Среди особо почитаемых святынь – частица Тернового Венца Спасителя, Плащаница Иисуса, икона Богородица «Троеручица», икона «Млекопитательница», икона Божией Матери «Акафистная» и жезл Саввы Освященного, ковчеги с мощами святых.

Чтобы посетить монастырь паломники получают специальную визу  на Афон, которая называется диамонитирион. Она дает право попросить о ночлеге в любом монастыре Святой горы Афон при наличии свободных мест. До Хиландара можно добраться на катере из поселка Иериссос.

Паломники со всего мира приезжают послушать удивительное пение афонских монахов, помолиться перед древними святынями и увидеть удивительные красоты греческого полуострова, на который не пускает женщин, что, кстати, рождает многочисленные споры о целесообразности таких строгих правил. Тем не менее устав местных монастырей остается чрезвычайно консервативным, а гора Афон по прежнему привлекает паломников.

Надеемся, что фотографии позволят вам хотя бы отчасти представить, как прекрасны обители Святой Горы (гора Афон), а кого-то вдохновят на визит в намоленные места.

О горе Афон на Правмире:

Фильмы о горе Афон:

www.pravmir.ru

Святая Гора Афон: справочная информация

Святой Афон – одно из самых загадочных мест на земле. В наши дни все больше людей стремятся попасть на этот греческий полуостров, овеянный множеством легенд.

Что же такое Святая Гора Афон?

По преданию, Сама Пресвятая Богородица проповедовала здесь веру во Христа и получила от Бога эту землю в Свой Удел. Потому Афон называют Уделом или Садом Пресвятой Богородицы.

В течение многих веков монахи – люди, ушедшие от мирской суеты ради общения с Богом – совершают здесь непрестанные молитвы. И каждый человек, который попадает сюда, чувствует огромную силу царствующей на этом клочке земли особенной благодатной атмосферы.

Афон невелик, но велико его значение в судьбах всего мира. Именно здесь начнут сбываться апокалипсические пророчества в конце времен. Одним из признаков конца света станет уход со Святой Горы Иверской иконы Пресвятой Богородицы, которую называют Вратарницей Афона. Двенадцатью афонскими старцами, как гласит предание, будет отслужена во времена антихриста последняя Божественная Литургия на земле.

Хорошо известно, что все самое важное и значительное в судьбах человечества обычно совершается втайне, и только потом становится известным. Так и самое главное делание – молитва, которой пока стоит мир, совершается безвестными самоотверженными подвижниками, предстоящими пред Богом со слезами обо всех нас.

Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы (Евангелие от Матфея 5:14). Эти Евангельские слова как будто сказаны об Афоне и его подвижниках. Мир, от которого укрылись монахи на Святой Горе, теперь прославляет многих из них как святых и питается духовными плодами их трудов. А сокровенная жизнь в Боге продолжается на этом святом месте из века в век, и сейчас, в наше непростое время, как писал старец Силуан Афонский: «Ныне есть еще немало подвижников, которых скрыл Господь тем, что они не творят явных чудес, но в душах их каждый день совершаются дивные чудеса, только люди не умеют их видеть».

Каждый паломник, посетивший Афон, возвращается отсюда другим. Он обретает духовный опыт, который невозможно получить больше нигде на земле. Благодать Святого Духа, молитвы и советы отцов-афонитов помогают человеку на многое взглянуть по-новому, измениться к лучшему, обрести силы на благие перемены в своей жизни, которые, несомненно, сделают светлее и окружающий нас мир.

Немного истории

Афон – название дохристианского происхождения. Предполагают, что так звали одного из языческих богов. Во всяком случае, жили в этих местах язычники до тех пор, пока по Промыслу Божию эти места ни посетила Пресвятая Богородица.

По преданию, корабль, на котором Пресвятая Дева с апостолом Иоанном Богословом следовали на Кипр, буря отнесла и прибила к афонским берегам. Именно они принесли сюда весть о Христе.

Упоминание же о первых подвижниках относятся к IV веку. В VII веке византийский император Константин IV Погонат издал указ о том, что полуостров отдается в полное распоряжение монашествующим, которые к тому времени жили здесь в келиях и небольших монастырях. В 681 году в одной из афонских пещер поселился преподобный Петр – один из самых прославленных святогорских святых, проживший на Афоне 53 года.

Во второй половине X века после основания святым Афанасием Великой Лавры начался бурный расцвет святогорского монашества. К середине XI века здесь было основано сто восемьдесят монастырей.

В последующие века Афон много страдал как от турок, так и от латинян. Одни монастыри умирали, другие создавались.

Монастыри Афона

Сейчас на Святой Горе двадцать монастырей, причем, по существующему здесь закону запрещается как упразднение имеющихся, так и создание новых обителей. Каждый монастырь имеет в афонской иерархии свое место. В иерархической последовательности монастыри располагаются так:

  1. Великая Лавра (Μεγίστη Λαύρα)
    Осн. в 963 г., престольный праздник 5/18 июля, в день преп. Афанасия Афонского.
    Игумен: архим. Филипп. Тел. (30-377) 22586, 23760. Факс (30-377) 23761–2.
  2. Ватопед (Βατοπέδι или Βατοπαίδι)
    Осн. в 972 г., престольный праздник 25 марта/7 апреля, в день Благовещения.
    Игумен: архим. Ефрем. Тел. (30-377) 23219. Факс (30-377) 23781.
  3. Иверский (Ιβήρων)
    Осн. в 972 г., престольный праздник 15/28 августа, в день Успения.
    Игумен: архим. Василий. Тел. (30-377) 23643. Факс (30-377) 23248. 
  4. Хиландар (сербский) (Χιλανδαρίου)
    Осн. в 1197 г., престольный праздник 21 ноября/4 декабря, в день Введения во Храм.
    Игумен: архим. Моисей. Тел. (30-377) 23797, 23760. Факс (30-377) 23108.
  5. Дионисиат (св. Дионисия) (Διονυσίου)
    Осн. в 1375 г., престольный праздник 24 июня/7 июля, в день Рождества Иоанна Предтечи.
    Игумен: архим. Петр. Тел. (30-377) 23687. Факс (30-377) 23686.
  6. Кутлумуш (Κουτλουμούσι)
    Осн. в конце тринадцатого века, престольный праздник 6/19 августа, в день Преображения Господня.
    Игумен: архим. Христодул. Тел. (30-377) 23226. Факс (30-377) 23731.
  7. Пантократор (Παντοκράτορος)
    Осн. в 1363 г., престольный праздник 6/19 августа, в день Преображения Господня.
    Игумен: архим. Виссарион. Тел. (30-377) 23253. Факс (30-377) 23685.
  8. Ксиропотам (Ξηροποτάμου)
    Осн. в десятом веке, престольный праздник 9/22 марта, в день Сорока мучеников Севастийских, и 14/27 сентября, в день Воздвижения Креста.
    Игумен: архим. Иосиф. Тел. (30-377) 23251. Факс (30-377) 23733.
  9. Зограф (Ζωγράφου)
    Осн. в десятом веке, престольный праздник 23 апреля/6 мая, в день св. Георгия Победоносца.
    Игумен: архим. Амвросий. Тел. (30-377) 23247.
  10. Дохиар (Δοχειαρίου)
    Осн. в десятом веке, престольный праздник 8/21 ноября, в день Архистратига Михаила, и 1/14 октября, в честь иконы Б. М. Скоропослушницы.
    Игумен: архим. Григорий. Тел. (30-377) 23245.
  11. Каракал (Καρακάλλου)
    Осн. в конце десятого века, престольный праздник 29 июня/ 12 июля, в день апп. Петра и Павла.
    Игумен: архим. Филофей. Тел. (30-377) 23225. Факс (30-377) 23746.
  12. Филофей (Φιλοθέου)
    Осн. в 990 г., престольный праздник 25 марта/7 апреля, в день Благовещения, и 24 августа/6 сентября в день преп. Козьмы Этолийского.
    Игумен: архим. Ефрем. Тел. (30-377) 23256. Факс (30-377) 23674.
  13. Симонопетра (Σιμωνόπετρα)
    Осн. в 1257 г., престольный праздник 25 декабря/7 января, в день Рождества Христова, и 22 июля/4 августа, в день св. Марии Магдалины.
    Игумен: архим. Эмилиан. Тел. (30-377) 23254. Факс (30-377) 23722.
  14. Святого Павла (Αγίου Παύλου)
    Осн. в десятом веке, престольный праздник 2/15 февраля, в день Сретенья, и 28 июля/10 августа, в день св. Павла Ксиропотамского.
    Игумен: архим. Парфений. Тел. (30-377) 23250, 23609. Факс (30-377) 23355.
  15. Ставроникита (Σταυρονικήτα)
    Осн. в 1541 г., престольный праздник 6/19 декабря, в день свт. Николая Чудотворца.
    Игумен: архим. Тихон. Тел. и факс (30-377) 23255.
  16. Ксенофонт (Ξενοφώντος)
    Осн. в одиннадцатом веке, престольный праздник 23 апреля/6 мая, в св. Георгия Победоносца.
    Игумен: архим. Алексий. Тел. (30-377) 23249. Факс (30-377) 23631.
  17. Григориат (Οσίου Γρηγορίου)
    Осн. в 1345 г., престольный праздник 6/19 декабря, в день свт. Николая Чудотворца.
    Игумен: архим. Георгий. Тел. (30-377) 23218, 23669, 23670. Факс (30-377) 23671.
  18. Эсфигмен (Εσφιγμένου)
    Осн. в одиннадцатом веке, престольный праздник в день Вознесения Господня.
    Тел. (30-377) 23796. Эсфигменский монастырь не поминает Вселенского патриарха, а также не имеет канонического общения с другими монастырями Святой Горы. Канонически он связан с греческими раскольниками – так называемыми «старостильниками».
  19. Пантелеимонов (Αγίου Παντελεήμονος, или Ρωσικό)
    Осн. в начале десятого века, престольный праздник 27 июля/9 августа, в день св. Пантелеимона.
    Игумен: архим. Иеремия. Тел. (30-377) 23252.
  20. Констамонит (Κωνσταμονίτου)
    Осн. в одиннадцатом веке, престольный праздник 27 декабря/9 января, в день св. вмч. Стефана.
    Игумен: архим. Агафон. Тел. (30-377) 23228.

Все монастыри Святой Горы к настоящему времени являются общежительными. Всего на Афоне проживает ок. 1500 монахов, включая келлиотов и скитских насельников.

Кому подчиняется Афон?

Афонская монашеская «республика» юрисдикционно принадлежит Вселенскому Патриархату. Несмотря на это, она имеет фактически полную административную независимость от Константинопольского трона и строго хранит свою внутреннюю самостоятельность. Патриаршую власть на Афоне представляет викарный епископ, в данный момент Родопольский Хризостом (ему можно писать по адресу: Megisti Laura, 63086, Karyai, Mount Athos).

Афон – автономная монашеская республика в составе государства Греция. Управляется монашеская республика Священным Кинотом, объединяющим избираемых сроком на один год представителей всех двадцати афонских монастырей. Исполнительную власть Афона представляет Священная Эпистасия, состав которой меняется каждый год – первого июня.

Все монастыри делятся на пять групп – в каждой группе по четыре монастыря.

В первую группу входят: Великая Лавра, Дохиар, Ксенофнт, Эсфигмен.
Во вторую: Ватопед, Кутлумуш, Каракалл, Ставроникита.
В третью: Иверский, Пантократор, Филофей, Симонопетра.
В четвертую: Хиландар, Ксиропотам, святого Павла, Григориат.
В пятую: Дионисиат, Зограф, святого Пантелеимона, Констамонит.

Каждый год одна из групп составляет Священную Эпистасию. Представитель первого монастыря каждой группы является председателем Эпистасии.

Государство Греция имеет на Святой Горе своего губернатора, который находится в ведении Министерства иностранных дел. За порядком здесь наблюдает греческая полиция.

Климат на Афоне

Афон – это одна из оконечностей греческого полуострова Халкидики, а точнее – восточная его часть длиной 70 и шириной около 12 километров. Он представляет из себя горы, покрытые густыми лесами, вершина Афона достигает 2033 метров над уровнем моря.

Климат на Афоне средиземноморский субтропический с жарким летом и дождливой зимой.

Большая влажность делает зиму очень холодной, несмотря на то, что температура здесь редко опускается ниже нуля. Зимой часто идут дожди, а иногда и снег.

Паломничество на Афон

В паломничество на Святую Гору могут отправиться только мужчины. Эта традиция существует еще с середины V столетия, когда дочь византийского императора Феодосия Великого Плакидия привезла на Афон богатые пожертвования, но не была допущена в одну из обителей. Голос, исшедший от иконы Пресвятой Богородицы, повелел, чтобы лица женского пола, в том числе и Плакидия, никогда больше не посещали Афон. Позже это повеление было закреплено царским указом и неукоснительно соблюдается до сих пор.

Все клирики, желающие посетить Святую Гору, должны получить благословение Вселенского Патриарха. Это делается с целью недопущения на Афон неканонически рукоположенных клириков.

Мужчины, желающие отправиться в паломничество, должны получить специальное разрешение (диамонитирион) в представительстве Святой Горы в городе Урануполис, с пристани которого паромы и катера доставляют паломников к афонским берегам.

Перед поездкой на Святую Гору необходимо созвониться с каким-либо из монастырей и договориться, чтобы этот монастырь Вас принял. Это особенно важно в периоды Пасхи и Рождества, когда существует большой наплыв паломников. Договариваться с монастырями необходимо потому, что у них не всегда существует достаточно мест для приема посетителей. В Урануполисе все паломники должны прийти в Бюро паломничеств, которое находится недалеко от остановки автобуса, по правую сторону вдоль берега моря. Здесь они на основании разрешений и наличия свободных мест в монастырях (монастыри каждый день подают список с фамилиями людей, забронировавших в них места, поэтому предварительный звонок в монастырь крайне рекомендуется) покупают «диамонитирион». Он стоит порядка 20 долларов США. «Диамонитирион» дает право на пребывание на Афоне в течение 4-х дней. Продлить его можно в Протате в Кариях. В монастырях часто (хотя и не всегда) просят предъявить этот документ.

С «диамонитирионом» необходимо идти на корабль, который перевозит паломников к монастырям Дохиар, Ксенофонт, Св. Пантелеимона, к пристани Зографского монастыря, от которой путь к Зографу и Костамониту. Корабль доходит до Дафни – главного Афонского порта. Здесь его ждут автобусы, которые перевозят желающих до Карий, откуда они могут добраться до своих монастырей. В Кариях паломников ожидают машины из некоторых монастырей. Плата за перевозку может быть достаточно высокой – в зависимости от количества пассажиров. Желающих путешествовать по морю далее, особенно к монастырям Симонопетра, Григориат, Дионисиат, св. Павла, скиту св. Анны и т. д. к приходу корабля из Урануполя ждет меньший корабль, котороый, в случае хорошей погоды, идет к Кавсокаливскому скиту, а в случае больших волн, только до Святой Анны.

Главное, что следует помнить – жизнь здесь идет по другим, духовным законам. И людям, которые так или иначе обременены мирской суетой и грехами, направляясь на Афон, нужно приготовиться к духовному подвигу.

Приготовьтесь к трудностям, испытаниям, лишениям ради Бога, и Он вознаградит вас миром и радостью, светом и теплом Своей Любви, которая всегда с нами, но которую мы не можем чувствовать из-за плотного панциря мирского мудрования, самоугодия и многозаботливости.

Вырвитесь из суеты, преодолейте земное притяжение, и в вашу душу изольется Небесный Свет Святой Горы Афон.

Православие.ру  и Афрнит.ру

www.ippo.ru

где находится на карте, монастыри Афона

Греческий полуостров Халкидики далеко вдается в Эгейское море — колыбель античной, древнегреческой, византийской и христианской культуры. Оконечность его делиться на три узких «пальца», разделенных проливами. Самый восточный «палец», омываемый водами Эгейского моря с востока и залива Сингитикас с запада — известный всему православному миру полуостров Агион Орос (Άγιον Όρος — священная гора) или Афон гора.

Административный статус

Особый статус Святой Горы гарантирован греческой конституцией, делая монашескую республику по сути государством в государстве. Законодательную и исполнительную власть осуществляют собрания, где представлены все монастыри. Светскую власть представляет греческий губернатор. Многие социальные функции (почта, охрана порядка и др.) также осуществляются греческими службами.

Административная граница, за которой начинается Святая Гора находится в местности, называемой Мега́ли-Ви́гла (Μεγάλη Βίγλα — Великая стража) близ города Уранополиса. В этом месте равнинная часть полуострова сменяется скалистой грядой, которая поднимается к юго-востоку оканчиваясь самой высокой точной горы Афон, вознесенной на высоту 2033 м.

Даже время здесь течет не так, как везде. В большинстве обителей принята византийская традиция исчисления времени, по которой сутки начинаются на закате. А в Иверском монастыре день напротив начинается с рассветом.

История Святой Горы

Святая гора Афон находится в прекрасном месте — воды Эгейского моря дарят ей мягкий климат, равно благоприятный для произрастания растений и проживания людей. Неудивительно, что в этих местах находят свидетельства того, что люди обосновались здесь в глубокой древности.

Дохристианский период

Полуостров известен с периода развития древнегреческой цивилизации, когда он получил имя Афон — по имени титана, который на этом месте восстал против античного бога Посейдона. Мифы гласят, что весь полуостров Халкидики представляет собой огромный камень, который Афон метнул в Посейдона. По другой версии — это место где Посейдон одержал победу и погреб соперника под огромным камнем, а имя титана дало название горе Афон в Греции.

Впрочем, полуостров был известен и до того, как получил звучное мифологической название — до этого он звался просто Акти (ακτή — берег, утес). Населением полуострова были фракийцы, позднее к ним присоединились греки. Мягкий рельеф местности благоприятствовал развитию земледелия и животноводства, а удивительная красота местности сделала ее местом расположения античных храмов, их остатки впоследствии стали основанием на которых были построены христианские святые монастыри и храмы стоящие по сей день.

Христианский период и современность

Считается, что христианство на Афон в Греции принесено первыми последователями, они прятались здесь от гонений и вели отшельническую жизнь. Известно, что святые горы существовали также в Сирии, Палестине и других местах, но сохранилась только Афон гора.

Возможно, этому способствовал особый статус в христианстве, который святая гора Афон получила после того, как ее посетила Богородица, и, очарованная прекрасным местом, попросила его себе в удел. Просьба была услышана, и по сей день святая гора находится под ее покровительством, и единственной владычицей этих мест является Пресвятая Богородица.

Христианские обители гора Афон приютила в 14 веке. К этому времени греческие поселения пришли в упадок и были оставлены. Первый крупный монастырь на горе Афон появился значительно позднее — во времена Византийкого расцвета 9-10 века, когда монахи получили исключительное право проживания на полуострове, независимость и самоуправление. Святые монастыри, основанные в этот период:

Некоторые монастыри афона имеют более древнюю историю, как Ксиропотам (5 век), а самый «молодой» монастырь Ставроникита (16 век).

Монастыри и поселения Святой Горы

Карта святой горы афон содержит 20 обителей:

Номер в иерархии

Название рус.

Название греч.

Основание, век

Принадлежность

1

Великая Лавра

Μεγίστη Λαύρα

X

Греция

2

Ватопед

Βατοπέδι

X

Греция

3

Иверский

Ιβήρων

X

Грузия, позже Греция

4

Хиландар

Χιλανδαρίου

XII

Сербия

5

Дионисиат (Неа Петра)

Διονυσίου

XIV

Греция

6

Кутлумуш

Κουτλουμούσιου

XIV

Греция

7

Пантократор

Παντοκράτορος

XVIII

Греция

8

Ксиропотам

Ξηροποτάμου

X

Греция

9

Зограф

Ζωγράφου

X

Болгария

10

Дохиар

Δοχειαρίου

X

Греция

11

Каракал

Καρακάλλου

XI

Греция

12

Филофей

Φιλοθέου

X

Греция

13

Симонопетра

Σίμωνος Πέτρα, Σιμωνόπετρα

XIII

Греция

14

Святого Павла

Αγίου Παύλου

IX

Греция

15

Ставроникита

Σταυρονικήτα

X

Греция

16

Ксенофонт

Ξενοφώντος

X

Греция

17

Григориат

Γρηγορίου

XIV

Греция

18

Эсфигмен

Εσφιγμένου

X-XI

Греция

19

Свято-Пантелеимонов

Αγίου Παντελεήμονος или Ρώσικο

XI

Россия

20

Констамонит

Κωνσταμονίτου

XI

Греция

Архитектура монастырей с высокими глухими наружными стенами напоминает тяжелые времена, когда они часто подвергались разорительным набегам.

Кроме них карта горы Афон включает 12 скитов (поселения монастырского типа), келии (крупные монашеские поселения), калитвы, кафисмы, исихастерии — отшельнические жилища. Многие из них расположены в труднодоступной местности Карулья. Обычно паломнические маршруты не проходят в этих местах. Об этом предупреждают таблички, установленные возле опасных троп.

Святыни Афона

Паломники едут на Афон не только для того, чтобы ощутить благодать Удела Пресвятой Богородицы, но и к многочисленным святыням и чудотворным иконам. Святыни горы Афон многочисленны и известны различными чудесами. 

Одной из главных святынь является пояс Пресвятой Богородицы, который сохраняется в Ватопеде. По этой святыне монахов монастыря и всего Афона нередко называют «святопоясниками». 

В обителях сохраняются главы и частицы мощей христианских святых, частицы Честного Креста Господня и даже сохранившиеся дары волхвов, которые они принесли младенцу Иисусу — они хранятся в монастыре святого Павла.

Чудотворные образы Пресвятой Богородицы, как и она сама, хранят святогорские обители и их насельников, а также помогают и паломникам, приезжающим помолиться о своих печалях и испросить избавления от бед со всего мира.

Святые горы Афон

Атмосфера монашеской республики, удивительная тишина и святость этих мест, а также ежедневный молитвенный труд способствуют проявлению высших духовных качеств. Может быть поэтому многие из живших здесь монахов причислены к лику святых, а к живущим ныне старцам стекаются за советом православные всего мира. Святые Афона известны сегодня своими проповедями и поучениями, которые переведены на сотни языков и помогают верующим всего мира найти свой путь в церковь, к Богу.

Существует легенда о незримых старцах — это святые Афона, ведущие суровую отшельническую жизнь у вершины горы и практически не контактируют с насельниками монастырей и паломниками. О них известно из повествований Паисия Святогорца и других монахов, но достоверно о них мало что известно. Невидимые святые горы Афон противостоят здесь какому-то большому злу — возможно, исходящему от расположенного на горе капища у скалы Идолио.

Паломничество на Афон

Мечту о путешествии на Святую гору хранит в своем сердце каждый православный христианин. Прикоснуться к святыням, увидеть величественные храмы, пройти по горным дорогам под сенью гор и лесов, где жили и живут святые Афона, подняться к вершине, где стоит храм Преображения Господня. Навсегда сохранить в сердце воспоминания о невероятной тишине и молитвенной атмосфере обителей.

Чтобы поехать на Афон, требуется виза, загранпаспорт и специальное разрешение для въезда на территорию Святой Горы — диамонитирион.

Обители Афона придерживаются традиции безмездного странноприимства — то есть ночлег и пищу паломникам предоставляют бесплатно.

Посетить полуостров могут только мужчины — аватон запрещает женщинам посещать территорию монашеской республики. Полюбоваться монастырями женщины могут с борта судна, находящегося в 500 м и более от берега. Дети (мужского пола) допускаются в некоторые обители, для них нужен отдельный диамонитирион.

Запреты, действующие на Афоне:
  • мясная пища;

  • курение;

  • карточные игры;

  • купание;

  • «светская» музыка;

  • открытое тело — руки должны быть закрыты как минимум по локоть;

  • одежда ярких расцветок;

Одежда и обувь паломников должна быть достаточно плотной, удобной для переходов по горным дорожкам, на которых легко встретить ядовитых змей и скорпионов.

Сосредоточиться на духовной стороне паломничества проще, если все мирские и организационные вопросы возьмут на себя специалисты. Услуги по организации поездок на Афон предлагает паломническая служба Товия. Работники службы обеспечат передвижение, размещение, оформление бумаг и решение других вопросов, возникающих в поездке, а вы сможете лицезреть святые монастыри, храмы и святыни в сопровождении православного экскурсовода.


На главную

tovia.ru

Афон: обратная сторона Святой горы

Сегодня тысячи паломников и туристов из России устремляются к географическим, историческим и духовным артефактам, находящимся в самых разных уголках Европы и Азии. Обольщаясь многочисленными рассказами, временами, граничащими с откровенными баснями, россияне забывают о собственно русских святынях. Одним из таких благочестивых мифов наших дней является особая роль горы Афон — своеобразной монашеской республики, благодаря которой держится «неповрежденное восточное православие», а мир сохраняется от окончательного падения во грех. Так это или нет, нам рассказывает один из иноков, проживших на Афоне более 7 лет.
 

Доброго здоровья. В последние годы информацию о состоянии дел в греческой церкви приходится черпать из противоречивых источников, которые не всегда отличаются точностью и добросовестностью. Что на самом деле представляет собой нынешняя греческая церковь?

Нынешнее греческое «православие» уже давно не представляет собой единой конфессии или Церкви, но разделено на несколько направлений.  Наибольшее влияние в современной Греции имеют так называемые новостильники и старостильники.[1] Новостильники представляют собой единое религиозное объединение. Они подчиняются синоду Элладской Церкви и соответственно афинскому архиепископу и поминают как предстоятеля церкви вселенского (константинопольского — прим. редакции) Патриарха. Новостильники находятся в евхаристическом общении с остальными поместными церквями и патриархатами, состоят в экуменическом Всемирном совете церквей.

Вторая часть греческого православия представлена старостильниками, которые, к сожалению, не представляет собой единого целого. Сегодня существует четыре основных синода старостильных церквей, которые не имеют между собой евхаристического общения. Разделение между старостильными церквями имеет под собой разные причины. Иногда это связано с некоторыми новшествами, вводимыми старостильными синодами, иногда с вопросам канонического характера или конфликтами. На мой взгляд, разделение в старостильных церквях связано с личными амбициями архиереев. Они имеют все возможности соединиться, но не прилагают к этому должного стремления. В последние годы все чаще наблюдается обратный процесс.

Новостильники, обладая количественным преимуществом, будучи более равнодушными к вероисповедальным частностям, постепенно поглощают слабые части старостильных деноминаций. Что касается количественного соотношения новостильников и старостильников, то, безусловно, количество посещающих новостильные храмы больше в несколько раз. Однако количество архиереев в новостильных и старостильных синодах приблизительно равное.

Интересно, что на церковную жизнь современной Греции практически не оказывают влияния греко-католики. Их сейчас там совсем немного. Причина этого в том, что новостильники фактически заняли место некогда распространенных униатов. Сегодня новостильные храмы все больше похожи на греко-католические. Так, во многих греческих церквях сегодня установлены не стасидии (специальные лавки по периметру церкви), а кресла, как в католических костелах или концертных залах. К тому же греческие архипастыри давно служат с католическими бискупами. Это ни для кого не секрет. Вселенский патриарх неоднократно сослужил с римским папой и никого это не удивляет. Поэтому никакого смысла в существовании униатов греко-католиков уже нет.

Современный принцип католического экуменизма имеет несколько иное основание, нежели униатские движения прошлого. Главное, что требуется, — признавать верховную духовную власть или хотя бы находиться в составе организации, а название церкви, частности ее вероисповедания никакого значения не имеют.
 

Что можно сказать по поводу общецерковного, народного благочестия в современной Греции?

Народно-церковное благочестие в Греции медленно, но верно нивелируется, растворяется в общеевропейской культуре. Отчасти это связано с большим количеством приезжих. В 80-х годах в Грецию приехало множество албанцев. Это делалось под видом помощи малоимущим жителям соседней страны. С появлением Евросоюза в Грецию едут представители Пакистана, африканских стран. Культурная идентичность греков стала теряться после вступления страны в НАТО, еще больший удар нанесло вступление Греции в Евросоюз. В перспективе — принятие евроконституции. По-видимому, старая греческая конституция, основанная во многом на канонах церковного права, будет отменена. Это может окончательно подорвать традиции народного благочестия. Сегодня, например, после рождения ребенка должно состояться его крещение. На основании документа о крещении выдается свидетельство о рождении. Та же ситуация с таинством брака. Церковный документ о венчании несут в муниципалитет. Там регистрируется факт брака.

Что касается непоредственно авторитета духовенства и церковных институтов в Греции, то в новостильной церкви он не высок. В последние годы в средствах массовой информации широко освящаются многочисленные случаи злоупотреблений и откровенных преступлениях в церковной среде. Отдельные представители епископата были обвинены в наркоторговле, работорговле. Общество ужаснулось, когда узнало факты организации пунктов содержания и торговли рабами в монастырях, принадлежащих греческой новостильной церкви. Оттуда живой товар распродавался по всему Средиземноморью.

Конечно, на распространение греха влияют и так называемые общеевропейские ценности, оправдывающие самые разные пороки. Священник с амвона может говорить о грехе одно, а преподаватель в школе — совершенно другое.
 

Имеются ли богослужебные различия между старостильными и новостильными церквями?

Если говорить о богослужебных книгах и основных священнодействиях, то здесь никаких различий нет. Существенные различия обретаются в самом подходе к исполнению таинств, например, в подготовке к Евхаристии, к крещению, в исполнении таинства покаяния и епитимии. У новостильников многое упрощено, существенные требования по подготовке к совершению Литургии не исполняются. Ну и, конечно, главное догматическое различие — это участие представителей других конфессий в службе. Католический епископ может спокойно придти в новостильный храм, отстоять в алтаре литургию, а затем причаститься с остальными священнослужителями.
 

Рассказывают, что в среде греческого духовенства распространено табакокурение, это так?

Насколько широко в среде греческого духовенства распространено курение — сказать сложно. Однако это факт известный и никем не скрываемый. На улице или в кафе можно встретить священника с сигаретой. Взыскание за это не предусмотрено и епитимия не накладывается.

В России сложилось впечатление, что Афон это почти сказочный остров, населенный праведниками. Что богоугодными трудами его молитвенников, отшельников и затворников держится православная ойкумена, а то и весь мир. Все большую популярность получают туристическо-паломнические путешествия на Афон. Сегодня почти любой желающий может посетить знаменитые афонские монастыри, пообщаться с затворником, пожить в пещере отшельника. Что же на самом деле представляет собой современный Афон?

Как выразился один мой хороший знакомый:

«Современный Афон представляет собой страшный духовный локомотив, который тянет за собой вниз не только Грецию, но и сопредельные страны с исповеданием восточного православия: Сербию, Болгарию и даже Россию».

По давней традиции у верующих этих стран было безграничное доверие к религиозному авторитету Афона. Когда возникали споры или недоумения, часто ждали, что скажет Афон?

Сегодня древний авторитет Афона играет роковую роль. Приезжают люди на Афон. Для внешнего зрителя все выглядит замечательно. На всем Афоне старый стиль. Для религиозно неграмотного человека это главный критерий. В афонских монастырях очень длинные, в том числе ночные, службы, по 8-12 часов. Строго соблюдается богослужебный и бытовой монастырский уставы. Это производит большое впечатление на приезжих. Особенно на гостей из России и иных стран, где исковерканная и сокращенная служба давно стала привычным явлением.

Но эти внешние впечатления ошибочны. Подавляющее большинство нынешних афонских монастырей признает равночестными как старый, так и новый календарные стили. Вот, например, начался рождественский пост. На Афоне он начинается по старому стилю — на две недели позже, чем в остальной Европе. Наступило Рожество Христово по новому стилю. Если афонский монах или иеромонах в этот период выезжает на материковую Грецию, то он спокойно, с разрешения своего игумена, идет в новостильный храм и служит там службы Рожества. Хотя на Афоне еще предстоят две недели поста. Заканчиваются новостильные празднества, монах возвращается на Афон, постится оставшееся время и отмечает старостильное Рожество: второй раз разговляется, второй раз празднует. Все это там называется церковной «икономией», снисхождением, прощением канонов ради единства церковного мира и любви. А на самом деле — это не икономия, а «параномия» — грубое нарушение церковных правил и традиций.

Все афонские монастыри, кроме обители Есфигмену, поминают в своих молитвах вселенского патриарха, который давно находится в молитвенном и евхаристическом общении с римским папой. По этой причине братия монастыря Есфигмену не имеет общения с остальными обителями Афона и не участвует в работе Кинота — церковного совета монастырей Афона, своеобразного правительства острова.

По моему мнению, традиции Афона держатся исключительно за счет этого монастыря. Прочие же монастыри Афона, не меняя календарного стиля и внешнего в богослужении, готовы признать любую духовную власть. Отчасти это связано с финансовыми потоками, с некоторых пор хлынувшими на остров. Туристический бизнес тоже не заинтересован в сохранении подлинных афонских традиций иноческого уединения.

В последние годы официальные афонские власти делали несколько попыток изгнать из монастыря Есфигмену иноков с помощью осады и полиции. В 2006 году была создана подставная монашеская община. Она была зарегистрирована и торжественно признана афонским Кинотом как официальная община монастыря Есфигмену. Это необходимо было для того, чтобы принимать разного рода решения, в которых должны участвовать все обители острова. Нынешний настоятель монастыря уже много лет не принимает никакого участия в делах Афона. Да и какой диалог возможен с еретиками? Только монолог.

Не только Есфигмен, но и некоторые отшельники острова, живущие в кельях, перестали поминать вселенского патриарха и прервали общение с официальными монастырями Афона. Есть и такие насельники острова, которые, уподобившись российским беспоповцам, полагают, что истинного священства уже нет, вся иерархия впала в ересь. Конечно, посетители острова из разных стран мира не в курсе этой ситуации и для них обители Афона являют собой некий вероисповедальный монолит, оазис правоверия. Но этот далеко не так.

Сегодня монастыри Афона активно включились с освоение транснациональных финансовых средств. В последние годы не только Греция выделяла средства на восстановление Афона, но и Евросоюз, и даже Ватикан. Некоторые выделенные суммы исчезают бесследно. Например, для восстановления обители Есфигмену были выделены крупные средства, которые монастырь не принял, а деньги, тем не менее, исчезли. Многие церковные деятели Афона обвинены в финансовых и земельных махинациях. Во всех монастырях построены многозвездочные гостиницы, оборудованы VIP-номер, лифты на три-четыре этажа и многое другое.

На мой взгляд, постепенная апостасия греческой церкви связана с сильным западным влиянием, которое столетиями, начиная с XII века, оказывало тлетворное влияние на все стороны духовной и церковно-административной жизни. Это было планомерное уничтожение православия. Ставились задачи, время решения которых не исчерпывалось жизнью одного-двух поколений. Они были рассчитаны на века.

Если верить пророчествам, то с окончательным принятием ереси Афон погибнет, а сама гора уйдет под воду. По завету Богородицы, конец Афона почувствует каждый, кто будет творить волю Сына Божия. Видимо, не надо ожидать других особых знамений, например, исчезновения Иверской иконы и т. п. Можно подумать, что пока икона на месте, правоверию ничего не угрожает. «Кто будет творить волю Сына Моего, тот поймет это в любом месте Афона», — и тогда придется собирать вещи и уходить оттуда, потому что пришел горе конец. А косвенных свидетельств упадка Афона более чем достаточно.

Что можно сказать об иноческой жизни на современном Афоне?

В России многие монашеские традиции, иноческая преемственность утрачены. Старые традиции уничтожены вместе с поколением иноков в годы большевистских гонений. Современное российское иночество, вне зависимости от конфессионального подчинения, молодое. Монастыри больше похожи или на туристические центры, или на колхозы. А на Афоне мне приходилось находиться в окружении старцев, подвизающихся в иночестве 30–40 лет. Инок со стажем 7–10 лет в такой среде считается молодым. В других местах людей с таким стажем и опытом иноческого жития трудно встретить, почти невозможно. Такой срок жизни инока подразумевает большой опыт. Когда находишься в обществе таких старцев, это воодушевляет. Но нынешние афонские старцы, которые прожили на острове десятки лет, говорят: «Мы на черепки пришли, а уж вам ничего не осталось…»

Общаясь с пожилыми иноками, интересно узнать, как жил остров 20–30 лет назад. Они пришли на Афон, когда туда не ходил корабль, когда не было ни одного магазина, ни одной машины. Если договорился с каким-нибудь рыбаком, он мог довезти до острова, высадить где-нибудь, и оттуда уже должен идти сам, искать пристанище. Сейчас Афон — это два туристических корабля, такси по всему периметру.

Для удобства туристов есть автобусы, которые идут до перевала. От перевала по острову идут микроавтобусы, они развозят по монастырям. Даже в последние годы на острове происходят разительные перемены. Я прожил на Афоне семь лет и видел, как все меняется. Мне пришлось жить на Каруле, это отшельническое место. У подножия горы живут только келлиоты. Больших поселений там нет. Живут по два-три человека. В 2000 году у местных отшельников и понятия не было о мобильном телефоне, солнечной батарее и, тем более, Интернете.

А когда я покидал Афон, только на Каруле было три выхода в Интернет. Когда первый отшельник завел мобильный телефон, то прятал его, стыдился, что засмеют. А сейчас уже у всех все есть. Конечно, это признак явного упадка. Если раньше отшельнику, чтобы принести что-то себе в келью, нужно было идти через горы, нести тяжелую поклажу, то сегодня все можно заказать по телефону: продовольствие, свечи, ладан, ингредиенты для его изготовления. Все привозят на корабле, остается только расплатиться. Конечно, ревнующим о благочестивой жизни приходится уходить с острова.

Мы жили на Каруле, и там живет последний серб, постриженик старцев начала XX века. Он фактически последний, имеющий преемственность старых поколений иноков. Нам, молодым, проще — мы снялись с места и ушли, а ему, прожившему на острове около 40 лет, уже некуда идти. Думаю, что еще из-за таких последних остальцев афонской традиции остров сохраняется, по милости Божией. Они умрут, и на них все закончится. А молодым инокам придется делать выбор: или оставаться в этой неблагочестивой атмосфере, жить экспонатом в туристическом центре, или искать другое прибежище.

Этот печальный сценарий был опробован в монастырях Метеор. Туда невозможно было попасть иначе, как с помощью специального подъемника, который опускали монахи. Но и до них добрались. Построили дорогу. Теперь там нет ни одного полноценного монастыря. Вернее, монастыри, как памятники, остались, а большинство монахов ушли в 70-е годы XX века. Многие иноки перебрались на Афон. А сейчас настала очередь Афона…

Беседовал Глеб Чистяков

 

[1] Появление старостильных церковных объединений в Греции связано с расколом Церкви Эллады, произошедшим вследствие неприятия частью духовенства и мирян введения в Греции нового Грегорианского календаря (10 марта 1924 года). Инициаторами движения за сохранение богослужения по старому календарю (старому стилю) в 1925 году стали миряне, создавшие объединение «Ассоциация православных» (секретарь Совета Правления Перикл Гетурис). Их поддержали монахи Афона, а затем и ряд видных представителей духовенства. В 1926 году ассоциация была преобразована в «Греческое религиозное общество истинно-православных христиан». Количество приходов этого объединения достигало 800. В мае 1935  года  официальную Элладскую Православную Церковь покинули три епископа и образовали с четырьмя вновь рукоположенными иерархами Синод Истинно Православной Церкви Греции (Председатель Синода с 25 мая 1935 по 30 июня 1937 года — митрополит Герман Димитриадский). В конце 30-х годов в старостильной Церкви произошёл раскол на две ветви. Позже в среде старостильников произошло еще несколько разделений. С 1970-х годов старостильные церкви ведут переговоры об объединении, но успехов в этом процессе пока не наблюдается.

ruvera.ru

Гора Афон | Athos.Guide

Всего в нескольких часах езды от города Салоники находится мир за пределами этого мира, государство вне государства, общество, игнорирующее и одновременно сохраняющее основы социума — Святая Гора Афон.

Из всех монашеских государств, когда-либо созданных на православном востоке, Святая Гора Афон единственная, выжившая, неутраченная, нетронутая и сохранившая непрерывную историю 12 веков.

Зачастую, Святая Гора характеризуется как Ковчег, и это не случайно. Также как Ковчег Ноя спас божьих тварей от потопа, также и Святая Гора спасает человека, его сознание и совесть, что позволяет ему приблизиться к Богу.

Вторым свойством этого Ковчега является то, что Афон хранит бесценные культурные традиции.

Вершина Горы Афон. Как подняться?

Путь к вершине горы Афон труден и небезопасен. Никогда не пытайтесь совершить это путешествие в одиночку. Безусловно, этот маршрут предназначен для опытных путешественников. Обязательно стоит учесть прогноз погоды, прежде чем отправиться в путь на Святую Гору. Не забудьте взять с собой мобильный телефон и GPS. Самый удобный маршрут берет начало в Великой Лавре, однако, он предполагает ночёвку в монастыре или в Ските Честного Иоанна Предтечи.

Маршрут к вершине Горы Афон

Стоит принять в расчёт, что потребуется для ночевки (в укрытии Богородицы и на самой вершине). Если вы прибыли на Афон с единственной целью подняться на вершину, то свой путь стоит начать от причала Святой Анны или из Клефтико. Обратите внимание, что паром из Дафни прибывает к причалу около 13:30, и вы должны прибыть в укрытие Богородицы до наступления темноты. Маршрут пролегает по западной стороне, что означает, что первые часы пути светит сильное жаркое дневное солнце в спину.

Для ночевок существуют небольшие укрытия в Кресте (с колодцем, для 3-4 человек) и в Богородице (с дождевой водой, для 10 12 человек).

От Креста тропа поднимается через густой лес каштано

athos.guide

Афон Святая гора

Для каждого христианина, особенно православного, фраза «Святая гора Афон» полна смыслов, это место, куда мечтают поехать миллионы паломников со всего мира, чтобы хотя бы краешком глаза увидеть примеры настоящей духовной жизни и духовных подвигов, чтобы хотя бы прикоснуться к настоящему христианству. В монастырях на Афоне живут те, кто принял решение отказаться от мирской суеты и встал на путь аскезы, молитв, поста и труда.

Святая гора Афон – это своего рода государство в государстве, монашеская республика на территории Греции, живущая по своим правилам и законам. Например, монахи здесь живут по календарю, который у нас называют «старостильным» или «юлианским», в отличие от остальной Греции. Гора Афон подчиняется Константинопольскому Патриархату, а не светской власти в Греции. Это место называют земным уделом Пресвятой Богородицы, она охраняет покой монашествующих братьев. Никогда на гору Афон не ступала женская нога, не было никаких исключений. Это сделано для того, чтобы ничто мирское не потревожило служение Богу. Святая гора Афон находится на последнем из трех «пальцев» полуострова Халкидики в Греции и «богатство» ее составляют целых 20 мужских монастырей. Из них 17 относятся к греческой православной церкви, а по одному – к русской, болгарской и сербской.

Афон святая гора - Αντιγραφή

Высота самой горы, где находится монашеская республика, составляет 2200 метров (по другим данным 2033 метров). В центре полуострова находится городок Карея, это своего рода столица монашеской республики. Здесь находится власть и другие важные учреждения: телеграф, почта, магазины, медпункт, полицейское управление, таможня, а также конаки – подворья от каждого монастыря. В Карейских храмах находятся такие чудотворные иконы, как «Достойно есть» и «Млекопитательница» (Богоматери), а также чудотворная икона Спасителя.

Самым важным монастырем на Афоне считается Лавра Святого Афанасия с населением 45 человек. Этому монастырю принадлежит южная оконечность полуострова, а также вершина горы Афон. Высокие каменные стены окружают Лавру, а над главным входом возвышается величественная башня. В этом самом древнем афонском монастыре находятся такие чудотворные иконы Божией Матери как «Кукузелисса» и «Экономисса». Примечателен монастырь своими древними фресками и двумя кипарисами возрастом в тысячу лет.

Греческий монастырь Ватопед на северо-востоке Афона знаменит такими святыми сокровищами, как «Пояс Пресвятой Богородицы», частицы Креста Спасителя, частицы мощей многих христианских святых, а также чудотворными иконами Божией Матери «Провозвестительница», «Закланная», «Ктиторская», «Елеоточивая», «Утешения». Библиотека монастыря Ватопед содержит в своем фонде много редких и ценных книг, среди которых особое место занимает «География» Птолемея с картами.

На северо-востоке Афона также находится Иверский монастырь, неподалеку от места, где, по преданию, пристал к берегу корабль с Богородицей. Среди ценностей монастыря чудотворные частицы Креста Спасителя, а также частицы мощей некоторых святых. В монастырской библиотеке содержатся некоторые древние рукописи и книги.

Единственный русский монастырь на Афоне назван в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона. Среди святых сокровищ монастыря – глава Св.Пантелеимона, частицы мощей некоторых святых, в том числе Иоанна Предтечи, а также чудотворная икона Богоматери «Иерусалимская». В монастыре св.Пантелеимона в настоящее время проживает около 40 монахов, хотя в древние времена, судя по документам, число братьев достигало трех тысяч.

Каждый афонский монастырь заслуживает отдельной статьи, все они примечательны и достойны внимания, всех их объединяет дух монастырского братства и беззаветного служения. Рассмотрим же отдельные достопримечательности Афона в целом.

Знаменит Афон своими старцами – монахами, умудренными опытом и духовной борьбой. Один из известнейших афонских старцев – Паисий Святогорец, жил на Афоне в 20 веке. Его многотомный труд «Слова» — наставления в духовной жизни для мирян, написаны современным и понятным языком и рекомендуются к прочтению тем, кто хочет начать бороться со своими грехами и разобраться в своей жизни.

Если вы все же решились посетить Афон, то необходимо помнить о следующих важных моментах. На Афон допускаются только лица мужского пола старше 12 лет, женщинам на Афон категорически запрещено. Но женщинам можно, если есть желание все же приобщиться к святому месту, проплыть вокруг юго-западного берега полуострова на пароме. Таким образом можно издали увидеть восемь афонских монастырей. Что касается мужчин, то внешний вид у них должен быть благообразным: брюки, рубашки с длинным рукавом, коротко подстриженные волосы. Курение на территориях афонских монастырей запрещено, также запрещена мясная пища. Фото- и видеосъемка внутри монастырей разрешена только с разрешения иеромонаха, но такое разрешение получить довольно трудно. Вообще видео- и фотокамеры сдаются на афонской таможне при въезде. Еще на Афоне запрещено купаться в море, загорать, слушать и петь светские песни.

Для посещения Афона необходимо заранее предоставить пакет документов и получить диамотрион (разрешение, бронирование). Так как ежедневно Афонская республика принимает только 120 паломников, то необходимо попасть на Афон именно в означенный в диамотрионе день. Афонская таможня находится в городке Уранополи на границе с монашеской республикой. После посещения таможни (туда нужно попасть до 7:30 часов утра) и покупки билета можно садиться на паром «Агион Анна», который доставит паломников к скиту Святой Анны. Это конечный пункт парома, по пути он заходит в порты монастырей. Промежуточные стоянки составляют 3-4 минуты, и если вам нужно выйти раньше конечно пункта, стоит заранее готовиться к сходу на сушу. До конечного пункта – скита Святой Анны – паром идет 2,5 часа.

Первое препятствие и, можно сказать, искушение на Афоне – это скит Святой Анны с лестницей в 1800 ступеней. Эта лестница ведет вверх на гору и довольно трудна на подъем. Она является искушением в том смысле, что некоторые все же не решаются преодолеть такое препятствие, впадают в малодушие. Но это своего рода «духовный тренажер» для борьбы с грехами.

Вообще пешая прогулка по святому Афону – наилучший способ приобщиться к духовной жизни монастырей и закалить свое тело и дух. Конечно, есть вариант заказа дорогого такси в столице республики Кареи для комфортабельной поездки от одного монастыря до другого, но это будет уже не то. Также в Кареи можно воспользоваться автобусом для поездки в афонские монастыри.

В любом монастыре можно попроситься на ночлег и остаться на трапезу. И ночлег, и трапеза бесплатны для паломников, но не будет лишним, если вы как-то расплатитесь. Например, купите что-нибудь у монахов (книги, иконы), оставите записки о поминовении или пожертвуете какую-то сумму. Трапеза в монастырях происходит только утром и вечером, поэтому стоит заранее позаботиться о небольших запасах еды, на случай, если на трапезу вы попасть не успеете. Постную еду можно купить в порту Дафнии или в городке Кареи.

На Афоне существует своего рода «волшебное слово», которое открывает двери и делает общение более доброжелательным. Это приветствие «Эвлогитэ», что в переводе с греческого значит «благословите». На Афоне так все обращаются друг к другу. Ответ на такое приветствие «О Кириос», означающее «Бог благословит». Вообще на Святой горе Афон принято на все испрашивать благословения, без него не начинают никаких дел, особенно важных. Это дисциплинирует и позволяет всегда помнить о важности согласования жизни с Господом.

Вообще на Афоне желательно без крайней нужды не обращаться к монахам с вопросами и другими речами, дабы не смущать их и не огорчать, отрывая от важных молитвенных дел.

Пока есть на земле такое место как Афон, где сотни монахов постоянно молятся о судьбах мира и ежеминутно ведут духовную борьбу с силами зла, можно жить спокойно.

gidvgreece.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *