Афинский акрополь архитектура – 3. Архитектура Афинского акрополя.

3. Архитектура Афинского акрополя.

Афи́нский акро́поль (греч. Ακρόπολη Αθηνών) — акрополь в городе Афины, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину).

Афинский акрополь — известнейший акрополь в мире, расположен в Греции г.Афины на холме Акрополис, высотой 156 м над уровнем моря. Первые укрепления появились еще задолго до наступления классического периода. Во времена архаики располагались величественные храмы, скульптуры, различные другие святыни.В микенский период (XV—XIII вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В VII—VI вв. до н. э. в Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560—527 гг. до н. э.) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент).Но все они были уничтожены персидским царем Ксерксом, захватившим Афины в 480 гг. до н.э. Архитектурный проект нового Акрополя был разработан по указанию Перикла, который после заключения перемирия со Спартой получил возможность заняться обустройством столицы. Само строительство в течение 18 лет осуществлялось под руководством его друга Фидия — величайшего из греческих скульпторов. В целом же на создание всего этого архитектурного комплекса ушла вторая половина V в. до н.э.

Парадный входна Акрополь представлял собой глубокий сквознойпортик с колоннадой; где боковые проходы для пеших граждан, а средний для проезда всадников и колесниц с жертвенными животными. Слева к Пропилеям примыкало здание

пинакотеки — картинной галереи, где демонстрировались портреты героев Аттики. А справа от них был сооружен небольшой прямоугольныйхрам Ники Аптерос, посвященный богине победы Нике («Бескрылая победа»). После Пропилеи на плоской каменистой вершине скалы стоит огромную бронзовую статую Афины Промахос (Воительницы).

За этой статуей на открытой площадке находился алтарь, а слева был воздвигнут небольшой храм, где жрецы совершали обряды поклонения покровительнице города — богине Афине. Одна из частей этого храма, посвященная легендарному царю Афин Эрехтею, называлась Эрехтейоном;здесь же находились его могила и святилище. Позднее это название перешло на весь храм.

Главной достопримечательностью всего ансамбля был и остается Парфенон— самое большое и известное сооружение в этом ансамбле, которое называют и «гимном» Древней Греции и «красотой простоты». Этот храм также был посвящен богине Афине-Парфенос , отсюда и название храма. Сооруженный архитекторамиИктином и Калликратом, Парфенон, сочетавший дорический и ионический ордера и прекрасно вписывавшийся в окружающую местность, отличался удивительной гармонией. Это относится к его ступеням, наружной колоннаде, фронтонам, фризам и метопам — квадратным плитам со скульптурами, многие из которых были созданы Фидием.

Здание Парфенона было воздвигнуто из местного белого мрамора. На высоком постаменте стояла 12-метровая статуя Афины-Девы работы Фидия. Эта статуя была хризоэлефантинной (из слоновой кости и золота, а не из бронзы и мрамора, как обычно). Внутреннее убранство храмов не сохранилось, немногое можно увидеть в небольшом музее за Парфеноном. Особенно пострадали здания храмов во время длительного периода турецкого ига. Турки разобрали храм Ники Аптерос и сделали из его блоков укрытие для пушек. Позднее греки нашли почти все блоки и сложили храм заново. Два тысячелетия простоял почти невредимым Парфенон, превращенный сначала в христианскую церковь, а затем в мусульманскую мечеть. Но во время одной из войн турок с венецианцами, в 1687 г., венецианское ядро попало в Парфенон, где турки устроили пороховой склад. Произошел сильный взрыв, в результате которого 14 из 46 колонн были разрушены. Колоннаду затем удалось частично восстановить, но здание так и осталось без крыши. В самом начале XIX в. лорд Эльджин, британский посол в Оттоманской империи, под властью которой тогда находилась Греция, купил 17 фигур, украшавших фриз Парфенона, и продал их английскому правительству, где они были выставлены в лондонском Британском музее. Частичную реставрацию Парфенона пришлось производить при помощи не подлинников, а слепков. В последние десятилетия злейшими врагами Акрополя стали кислотные дожди, ядовитый смог, которые разъедают мрамор, превращая его в гипс

.

  1. Парфенон

  2. Гекатомпедон

  3. Эрехтейон

  4. Статуя Афины Промахос

  5. Пропилеи

  6. Храм Ники Аптерос

  7. Элевсинион

  8. Бравронейон

  9. Халькоте ка

  10. Пандросейон

  11. Аррефорион

  12. Афинский алтарь

  13. Святилище Зевса Полиея

  14. Святилище Пандиона

  15. Одеон Герода Аттического

  16. Стоа Эвмена

  17. Асклепион

  18. Театр Диониса

  19. Одеон Перикла

  20. Теменос Диониса

  21. Святилище Аглавры

studfile.net

Храмы Афинского акрополя — История архитектуры

Перейти к контенту

Главное меню:

  • Всеобщая история архитектуры
  • Первобытнообщинный период
  • Первобытнообщинный период
  • Рабовладельческое общество
  • Рабовладельческое общество
    • Карта раздела «Рабовладельческое общество»
    • Рабовладельческое общество
    • Древний Египет
    • Эфиопия
    • Эгейский мир
    • Двуречье и Месопотамия
    • Передняя Азия
    • Закавказье
    • Иран
      • Иран
      • Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
      • Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
      • Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
      • Иран. Пасаргады. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
      • Иран. Дворцы Дария
      • Иран. Сузы. Дворец Дария
      • Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
      • Иран. Святилища
      • Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
      • Парфия
      • Парфия. Селевкия, Ктесифон
      • Парфия. Хатра
      • Парфия. Ашшур, Дура-Европос
      • Парфия. Жилые дома
      • Парфия. Дворец Хатры
      • Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
      • Парфия. Культовые сооружения
      • Парфия. Фортификация
      • Парфия. Гробницы
      • Парфия. Общественная архитектура
      • Иран. Сасанидское государство
      • Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
      • Иран. Ктесифон. Фортификация городов
      • Иран. Арки, своды, купола
      • Иран. Арки, своды, купола 2
      • Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
      • Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
      • Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
      • Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
      • Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
      • Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
      • Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
      • Иран. Особенности общественного строительства
      • Иран. Искусство
      • Иран. Искусство 2
    • Средняя Азия
    • Афганистан
    • Юго-Восточная Азия
    • Дальний Восток. Китай
    • Дальний Восток. Корея
    • Дальний Восток. Япония
    • Америка. Этапы развития
  • Архитектура античного мира
  • Архитектура античного мира
    • Карта раздела «Архитектура античного мира»
    • Архитектура античного мира
    • Архитектура древней Греции
    • Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII — середина VIII в. до н.э.)
    • Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
    • Архитектура греческой метрополии
    • Архитектура Великой Греции
    • Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
    • Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
    • Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
    • Расцвет аттической архитектуры
    • Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
    • Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
    • Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
    • Греция Эллинизм. Общественные сооружения
    • Греция. Эллинизм. Культовое строительство
    • Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
    • Архитектура античных государств Северного Причерноморья
    • Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
    • Архитектура древнего Рима
    • Этрусская архитектура
    • Архитектура Римской республики
    • Римская республика. Общественные сооружения
    • Римская республика. Инженерные сооружения
    • Римская республика. Жилые сооружения
    • Римская республика. Виллы
    • Архитектура Римской империи
    • Римская империя. Градостроительство
    • Римская империя. Общественные сооружения
    • Римская империя. Мемориальные и триумфа

archisto.info

Афинский Акрополь: краткое описание комплекса, история и отзывы. Афинский акрополь: архитектура, памятники Афины

Греция… При звуках этого слова представляется Олимп с сонмом богов, прекрасные и мужественные герои и многолюдные полисы. Это живописная страна с богатейшей историей, каждый уголок здесь — культурное наследие, уносящее посетивших его вглубь веков. Знаменитым памятником греческой культуры считается афинский Акрополь, краткое описание которого представлено в данной статье.

Акрополь — сердце Афин

В центре великой греческой столицы Афины возвышается холм высотой 156 метров, видимый из любой части города. Взойти на этот холм можно только со стороны моря: другие склоны обрывисты и представляют серьезное препятствие. На вершине холма находится храмовый комплекс под названием Акрополь («Верхний город» в переводе с греческого). В Древней Греции Акрополь служил обиталищем городских правителей, так как был самой защищенной частью города. Сейчас же это самое популярное и знаменитое место Греции, которое так и манит к себе тысячи туристов со всего мира. Очень интересно и как памятник истории, и как памятник архитектуры. Многое повидал Акрополь за свою многовековую жизнь: и расцвет греческой культуры, и ее упадок, и завоевания римлян, и становление Османской империи, и появление современной Греции. Много раз было разрушено сердце Афин вражескими снарядами, и сейчас останки древних храмов безмолвно напоминают о вечных ценностях в суете и непостоянстве этого мира.

Немного истории

Живописные постаменты и колонны с панорамным видом на столицу Греции сегодня представляет собой храмовый комплекс Акрополь (Афины), история которого начинается примерно с 16-го века до нашей эры.

Основателем Акрополя считается первый афинский царь — Кекропс. В те времена это был просто холм, укрепленный огромными камнями. В 6-м веке до н. э. по указанию царя Писистрата возводятся входные ворота в Верхний город — Пропилеи. В 5-м веке до н. э. под руководством правителя Перикла Афины становятся центром политики и культуры Греции, а вместе с тем и в Акрополе ведется активное строительство. Построен главный храм Афин Парфенон, храм Ники Аптерос, храм Эрехтейон, театр Диониса, установлена статуя Афина Промахос. Останки этих сооружений и составляют афинский Акрополь, краткое описание их будет дано ниже.

Во времена Римской империи на холме появился новый храм — Храм Рима и Августа. Затем начался долгий период войн, строительство больше не велось, греки пытались защитить то, что имелось.

С течением веков много бедствий испытал афинский Акрополь. Архитектура, памятники (Афины очень богаты культурным наследием) постоянно подвергались разрушениям. Византийские правители сделали Парфенон церковью, османские — гаремом. В 19-м веке его почти полностью разрушили турки. Добившись, наконец, независимости, греки пытаются восстановить храмовый комплекс и вернуть ему изначальный облик.

В настоящее время каждый желающий может посетить афинский Акрополь. Краткое описание комплекса, особенности архитектуры и богатейшую историю можно узнать во время экскурсии или изучив специальную литературу.

Пропилеи — вход в Верхний город

Для посещающих афинский Акрополь краткое описание парадного входа будет очень интересным. Идея принадлежит архитектору Мнесиклу, который спроектировал парадный проход в виде портиков и колоннад, расположенных симметрично по обе стороны от тропы на холм. Вся композиция была выполнена из разных пород мрамора и включала 6 дорических колонн, 2 ионические, 5 ворот и главный коридор, а также примыкающие с западной стороны павильоны. К сожалению, до наших дней уцелели лишь несколько колонн и фрагменты коридора.

Великий Парфенон

Век Перикла — это архитектура классики. Афинский Акрополь построен по идеям скульптора Фидия. Ему, судя по всему, и принадлежит замысел Парфенона.

Название храма означает «дева», и задуман он в честь богини Афины. К сожалению, после взрыва венецианской бомбы в 17-м веке уцелели лишь колонны, но по некоторым описаниям можно представить его облик. В центре храма располагалась статуя Афины в драгоценном убранстве, окруженная более скромными статуями различных греческих героев. Сам храм размером приблизительно 70 х 30 метров был окружен мраморными колоннами 10-метровой высоты.

Храм Эрехтейон и храм Ники Аптерос

Именно храм Эрехтейон, названный в честь царя Эрехтея, считался местом поклонения богине Афине, потому что здесь хранилась ее деревянная статуя, согласно легенде, упавшая прямо с небес. Здесь имелся и след от молнии Зевса, убившей вышеназванного царя, и соленый источник Посейдона, напоминающий о борьбе его с Афиной за властвование над Адриатикой. Очень много изваяний богини войны и мудрости хранит афинский Акрополь (архитектура, памятники). Афины, названные именем этой богини, — сердце Греции, и каждый храм, каждая статуя здесь проникнуты благоговением к покровительнице города.

Много храмов включал древний афинский Акрополь. Описание кратко повествует о храме Ники Аптерос. Это мраморное сооружение с четырьмя колоннами, в котором находилась статуя богини победы, в одной руке державшая шлем, в другой — плод граната, символизирующий мир. Греки умышленно лишили статую крыльев, чтобы Победа не смогла больше улететь от них и никогда не покидала их священный город.

Театр Диониса

Продолжим наш небольшой экскурс в афинский Акрополь (краткое описание). Для детей, пожалуй, самым интересным местом станет театр Диониса, точнее, его сохранившиеся фрагменты. Изначально этот театр, построенный для выступлений во время Малых и Великих Дионисий (т. е. каждые полгода), был деревянным. Через два века сцену и большинство ступеней заменили на мраморные. Во времена Римской Империи вместо театральных представлений здесь проводились гладиаторские бои. Огромная сцена и множество мраморных кресел под открытым небом могли вместить весь город. Первые ряды предназначались для почетных горожан, остальные — для простых зрителей.

Даже сейчас, по прошествии стольких веков, театр Диониса впечатляет своими размерами и величественностью.

Что еще посмотреть в Акрополе?

Помимо названных знаменитых достопримечательностей, афинский Акрополь, краткое описание которого мы продолжаем, интересен и другими памятниками, практически не сохранившимися, но все же стоящими внимания. Это храмы, или святилища, Афродиты и Артемиды, храм Рима и Августа, небольшой по размеру храм Зевса. В 19-м веке французский ученый обнаружил тайные запасные ворота в Верхний город. Они были названы в его честь — ворота Бюле.

Панорамный вид на великий город Афины, который открывается с вершины холма, тоже может считаться частью культурного наследия. Вся столица (с ее старыми и новыми постройками) как на ладони, белый город на фоне синего моря, виднеющегося вдали.

Что следует знать туристам?

Акрополь открыт для посещения круглогодично, с 8:00 до 18:30 в будни и в сокращенном режиме (с 8:00 до 14:30) в праздники. Есть установленные праздничные дни, когда музей закрыт для посещения. Следует внимательно ознакомиться с графиком работы, прежде чем планировать экскурсию. Входной билет стоит 12 евро и действителен 4 дня после приобретения (есть льготный тариф для студентов и пенсионеров и бесплатное посещение для школьников).

Посетить Акрополь можно либо с экскурсией, либо с индивидуальным гидом, либо самостоятельно. В последнем случае оплачивается только стоимость входного билета, но следует учесть, что без комментариев экскурсовода осмотр памятника не будет интересным. Лучше обзавестись аудиогидом или сопроводительным рассказом.

Июль и август — пик туристических поездок в Афины, поэтому нужно быть готовыми к очередям и большому количеству гостей храмового комплекса. Лучше планировать посещение на раннее утро, когда посетителей поменьше.

При посещении в летний период следует надеть головной убор и взять достаточное количество питьевой воды (на территории комплекса ее можно купить, но цена будет неоправданно высока).

Не рекомендуется также покупать сувениры на территории Верхнего города: за его пределами они будут стоить гораздо дешевле.

Посещать Акрополь следует в удобной обуви, приготовиться к прогулкам на достаточно большие расстояния.

В храмовом комплексе ничего нельзя трогать руками, даже камни!

В 300 метрах от Акрополя находится новый археологический музей, где можно посмотреть интересные раскопки и находки прямо в земле, прогуливаясь по стеклянному полу. Стоимость посещения не высока.

На крыше музея есть открытое кафе, где предлагают очень вкусный кофе и недорогие блюда местной кухни. Вид на Акрополь оттуда просто потрясающий!

Можно приобрести, чтобы надолго оставить в памяти Акрополь, описание и фото: Греция, Афины, живописная природа и знаменитые достопримечательности будут напоминать о себе со страниц альбома.

Впечатления туристов

Никого не оставляет равнодушным афинский Акрополь: отзывы туристов в большинстве восторженные, наполненные яркими эмоциями. Величие храмового комплекса в Афинах поражает! Каждый камень, каждый обломок мрамора хранит многовековую историю, память о расцветах и разрушениях, о поражениях и победах, память о великих воинах и жестоких завоевателях.

Несмотря на то что сохранились до наших дней лишь обломки былого великолепия, здесь витает особая атмосфера культуры древних греков, и взошедшие на холм люди словно становятся чуточку ближе к этому наследию, словно попадают в окружение тех божеств, в чью честь были выстроены красивейшие храмы, святилища и колоннады!

fb.ru

Афины. Акрополь 2 — История архитектуры

Перейти к контенту

Главное меню:

  • Всеобщая история архитектуры
  • Первобытнообщинный период
  • Первобытнообщинный период
  • Рабовладельческое общество
  • Рабовладельческое общество
    • Карта раздела «Рабовладельческое общество»
    • Рабовладельческое общество
    • Древний Египет
    • Эфиопия
    • Эгейский мир
    • Двуречье и Месопотамия
    • Передняя Азия
    • Закавказье
    • Иран
      • Иран
      • Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
      • Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
      • Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
      • Иран. Пасаргады. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
      • Иран. Дворцы Дария
      • Иран. Сузы. Дворец Дария
      • Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
      • Иран. Святилища
      • Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
      • Парфия
      • Парфия. Селевкия, Ктесифон
      • Парфия. Хатра
      • Парфия. Ашшур, Дура-Европос
      • Парфия. Жилые дома
      • Парфия. Дворец Хатры
      • Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
      • Парфия. Культовые сооружения
      • Парфия. Фортификация
      • Парфия. Гробницы
      • Парфия. Общественная архитектура
      • Иран. Сасанидское государство
      • Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
      • Иран. Ктесифон. Фортификация городов
      • Иран. Арки, своды, купола
      • Иран. Арки, своды, купола 2
      • Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
      • Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
      • Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
      • Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
      • Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
      • Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
      • Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
      • Иран. Особенности общественного строительства
      • Иран. Искусство
      • Иран. Искусство 2
    • Средняя Азия
    • Афганистан
    • Юго-Восточная Азия
    • Дальний Восток. Китай
    • Дальний Восток. Корея
    • Дальний Восток. Япония
    • Америка. Этапы развития
  • Архитектура античного мира
  • Архитектура античного мира
    • Карта раздела «Архитектура античного мира»
    • Архитектура античного мира
    • Архитектура древней Греции
    • Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII — середина VIII в. до н.э.)
    • Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
    • Архитектура греческой метрополии
    • Архитектура Великой Греции
    • Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
    • Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
    • Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
    • Расцвет аттической архитектуры
    • Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
    • Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
    • Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
    • Греция Эллинизм. Общественные сооружения
    • Греция. Эллинизм. Культовое строительство
    • Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
    • Архитектура античных государств Северного Причерноморья
    • Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
    • Архитектура древнего Рима
    • Этрусская архитектура
    • Архитектура Римской республики
    • Римская республика. Общественные сооружения
    • Римская республика. Инженерные сооружения
    • Римская республика. Жилые сооружения
    • Римская республика. Виллы
    • Архитектура Римской империи
    • Римская империя. Градостроительство
    • Римская империя. Общественные сооружения
    • Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения

archisto.info

Акрополь — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Акро́поль — возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, так называемый «верхний город». Наиболее известен Акрополь в Афинах, где находились главные святыни города. Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), — место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (15-13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7-6 вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560-527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 году во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады. В 447 году по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.Священная дорога, по которой от агоры к храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великих панафиней процессия афинян, ведет к Пропилеям, имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине), в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей. Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, посвященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы; 443-420, архитектор Калликрат).После того, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной части комплекса. На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали виден был Эрехтейон (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за обладание Аттикой. Храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный план; три его портика расположены на разных уровнях: с западной стороны — портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с северной — вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южной стены храма — знаменитый портик кариатид; все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами (не сохранился). В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном (храм Афины-Девы; 69, 5 м в длину и 30, 9 м в ширину, высота колонн — 10, 5 м; построен в 447 году — освящен в 438 году; архитектор Иктин при участии Калликрата), представляющим собой дорический периптер. Здание воспринимается от Пропилей в три четверти — зрители видели не один из его фасадов, а весь объем сооружения, получали представление о его облике в целом и прежде, чем увидеть главный, восточный фасад, должны были обойти храм снаружи.В самом храме, в наосе, стояла хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос (Девы) работы Фидия, в опистодоме хранились священные деньги богини и казна Афинского морского союза. Во фронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины события — ее рождение и спор с морским богом Посейдоном за обладание Аттикой. Рельефы метоп по периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены. План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных рядом особенностей: перед наосом был зал — девичий чертог (парфенон, давший название всему храму), по стене наоса шел ионический фриз с изображением Панафинейского шествия.

Перед Парфеноном, по правую сторону от Пропилей, располагались также святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы (Ремесленной), хранилище оружия и священных доспехов — Халкотека (450 год). Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам — статуи, стелы. К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса (6 в. до н. э. — перестроен в 326 году), Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний) (2-я пол. 5 в. до н. э.), театр Герода Аттика (2 в. н. э.), святилище Асклепия, Стоя (Портик) Эвмена.

Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как культовый центр, но и как памятник искусства, подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства — делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.

В 5 веке Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем — в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 году после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале 19 века англичанин лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду — из портика Эрехтейона.

После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в конце 19 века) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями.

  • Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961.
  • Соколов Г. И. Акрополь в Афинах. М., 1968.
  • Павсаний. Описание Эллады. СПб., 1996.

megabook.ru

Афины. Акрополь 7. Парфенон — История архитектуры

Перейти к контенту

Главное меню:

  • Всеобщая история архитектуры
  • Первобытнообщинный период
  • Первобытнообщинный период
  • Рабовладельческое общество
  • Рабовладельческое общество
    • Карта раздела «Рабовладельческое общество»
    • Рабовладельческое общество
    • Древний Египет
    • Эфиопия
    • Эгейский мир
    • Двуречье и Месопотамия
    • Передняя Азия
    • Закавказье
    • Иран
      • Иран
      • Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
      • Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
      • Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
      • Иран. Пасаргады. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
      • Иран. Дворцы Дария
      • Иран. Сузы. Дворец Дария
      • Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
      • Иран. Святилища
      • Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
      • Парфия
      • Парфия. Селевкия, Ктесифон
      • Парфия. Хатра
      • Парфия. Ашшур, Дура-Европос
      • Парфия. Жилые дома
      • Парфия. Дворец Хатры
      • Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
      • Парфия. Культовые сооружения
      • Парфия. Фортификация
      • Парфия. Гробницы
      • Парфия. Общественная архитектура
      • Иран. Сасанидское государство
      • Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
      • Иран. Ктесифон. Фортификация городов
      • Иран. Арки, своды, купола
      • Иран. Арки, своды, купола 2
      • Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
      • Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
      • Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
      • Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
      • Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
      • Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
      • Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
      • Иран. Особенности общественного строительства
      • Иран. Искусство
      • Иран. Искусство 2
    • Средняя Азия
    • Афганистан
    • Юго-Восточная Азия
    • Дальний Восток. Китай
    • Дальний Восток. Корея
    • Дальний Восток. Япония
    • Америка. Этапы развития
  • Архитектура античного мира
  • Архитектура античного мира
    • Карта раздела «Архитектура античного мира»
    • Архитектура античного мира
    • Архитектура древней Греции
    • Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII — середина VIII в. до н.э.)
    • Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
    • Архитектура греческой метрополии
    • Архитектура Великой Греции
    • Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
    • Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
    • Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
    • Расцвет аттической архитектуры
    • Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
    • Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
    • Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
    • Греция Эллинизм. Общественные сооружения
    • Греция. Эллинизм. Культовое строительство
    • Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
    • Архитектура античных государств Северного Причерноморья
    • Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
    • Архитектура древнего Рима
    • Этрусская архитектура
    • Архитектура Римской республики
    • Римская республика. Общественные сооружения
    • Римская республика. Инженерные сооружения
    • Римская республика. Жилые сооружения
    • Римская республика. Виллы
    • Архитектура Римской империи
    • Римская империя. Градостроительство
    • Римская империя. Общественные сооружения
    • Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения

archisto.info

Афинский Акрополь :: Памятники архитектуры :: Туристический справочник по Греции

Античный верхний город в Афинах, укрепленная цитадель на высоком скалистом холме, включающая в себя остатки нескольких древних зданий, самым известным из которых является Парфенон. Слово «Акрополь» означает «верхний (крайний) город». И, хотя в Греции сохранилось несколько античных акрополей, именно Афинский пользуется самой большой популярностью и обладает самой большой культурной ценностью. Сегодня этот архитектурный комплекс внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Месторасположение: Афины, периферия Аттика.
Географические координаты: 37°97′14″ с. ш., 23°72′61″ в. д.

Вид на Афинский Акрополь с холма Филопаппос

Греческие легенды называют основателем Акрополя первого царя Афин — Кекропса, поэтому иногда и сам верхний город зовут «Кекропия». Однако, самые первые постройки до наших дней не сохранились, они были разрушены в результате греко-персидских войн в V веке до н.э.

Афинский Акрополь в том виде, остатки которого можно увидеть сегодня, был построен во времена Перикла, когда Афины переживали свой наивысший расцвет, называемый золотым веком. Над архитектурным обликом Акрополя трудились такие скульпторы и зодчие, как Фидий, Калликрат, Иктин, Мнесикл, Архилох и многие другие. Именно тогда были созданы такие шедевры, как Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон и храм Афины Ники.

Состав Афинского Акрополя:

  • Парфенон
  • Гекатомпедон
  • Эрехтейон
  • Статуя Афины Промахос
  • Пропилеи
  • Храм Ники Аптерос
  • Элевсинион
  • Бравронейон
  • Халькотека
  • Пандросейон
  • Аррефорион
  • Афинский алтарь
  • Святилище Зевса Полиея
  • Святилище Пандиона
  • Одеон Герода Аттического
  • Стоа Эвмена
  • Асклепион
  • Театр Диониса
  • Одеон Перикла
  • Теменос Диониса
  • Святилище Аглавры

Афинский Акрополь на карте

С упадком античных Афин постепенно пришел в запустение и сам Акрополь, при византийцах из Парфенона сначала сделали христинаскую церковь, а затем, при турках, превратили его в мечеть, Эрехтейон стал гаремом османского паши, остальные храмы были или разобраны, или повреждены в результате сражений.

Когда борьба греческих повстанцев за независимость страны увенчалась успехом, в начале XIX века, начались первые реставрационные работы на территории Акрополя, ему по-возможности вернули исторический облик, заново отстроив многие храмы или сооружения. Но к сожалению, многие архитектурные и скульптурные памятники были безвозвратно утрачены или похищены. Поэтому восстановительные работы здесь продолжаются до сих пор.

Интересные факты:

  • Наиболее ценные древние артефакты, найденные во время раскопок и реставрации, хранятся в музее Акрополя, который расположен на южном склоне холма, в 280 метрах от Парфенона.
  • Многие памятники Афинского Акрополя (фрагмент фриза Парфенона, некоторые скульптуры) хранятся в Британском музее в Лондоне, они были вывезены из Афин лордом Элджином в XIX веке. Эти экспонаты до сих пор являются предметом спора между Грецией и Великобританией.
  • В процессе реставрации Акрополя было восстановлено 2675 тонн архитектурных конструкций, из них 686 тонн — это оргинальные элементы, 905 тонн было отреставрировано с использованием современных материалов, а 186 тонн — полностью сделаны из нового мрамора.

www.travel-grc.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *